В двух заключительных частях своего отчёта «Ярославль — Галич» я расскажу том, где мы ели во время нашего недельного путешествия. Кафе, где мы вкусно ели, я нашла по отзывам в «Клубе путешественников», а также на Трипэдвайзере и других сайтах в интернете.
Общий список кафе на нашем маршруте:
- монастырская трапезная «Архондарик», Толгский монастырь, Ярославская область,
- кондитерская «Гастроном Буфет №1», Ярославль,
- кафе «Богата Хата», Ярославль,
- кофейня «Рога и Копыта», Кострома,
- кафе, кондитерская, булочная, пекарня «Фрекен-Бокен», Ярославль,
- ресторан «Арарат», Галич,
- семейное кафе «Бон Аппетит», Ростов Великий.
В этой части расскажу о первых четырех кафе из списка.
В конце отчета дам подробные адреса и часы работы.
Трапезная «Архондарик» в Толгском монастыре
В монастырской трапезной мы обедали после прогулки по Толгскому монастырю. Трапезная представляет собой скорее столовую с простой и вкусной едой. В «Архондарике» есть огороженная уличная терраса со столиками и внутреннее помещение с линией раздачи. Принцип работы ясен и понятен: берете поднос, выбираете понравившееся блюда, проходите к кассе, оплачиваете. Оплата только наличными. Обед на троих 760 рублей.
Еда, повторюсь, простая, но все очень вкусно, сытно, ароматно. Очень понравились борщ с тунцом, слоеный пирог, рыба с картошкой и чай.
«Архондарик» предлагает своим гостям первые, вторые блюда, гарниры, молочную продукцию, выпечку и напитки монастыря: квас, березовый сок. Выбор большой, разнообразный. В трапезной на вынос предлагается продукция Толгского монастыря: мед и медовые продукты, варенье, морсы, чай. Нас впереди ждал насыщенный день и поэтому монастырские вкусности мы не стали покупать. До вечера боялись, что пропадет. Но выбор сладостей очень хороший. При случае можно взять на пробу некоторые вкусняшки.
Монастырская трапезная «Архондарик» оказалось очень удачным местом. После обеда в ней мы продолжили свое путешествие.
Кондитерская «Гастроном буфет №1» в Ярославле
Возле неё закончилась наша вечерняя экскурсия по Ярославлю, и мы решили зайти, поужинать и идти отдыхать. Чек вышел на 1040 рублей на троих. Оплата картой. Взяли попробовать салат со свеклой, картофель, запеченный в сметане, масляную рыбу, ежики, запеченные в соусе. Очень понравились десерты «Захер» и «Три шоколада». Хочу отдельно рассказать про чай. Здесь продают все отдельно. Чайный пакетик 25 руб., кипяченая вода 10 руб., лимон 5 руб. Всего 40 руб.
Принцип выбора еды такой же, как и в «Архондарике». Работает линия раздачи. Берете поднос, выбираете приглянувшиеся блюда, оплачиваете картой на кассе. Еще очень понравилось оформление зала. Люстры. Светильники. На стенах и между окнами старинные фотографии Ярославля. После ужина я ходила по залу и рассматривала черно-белые красивые фото. Так было приятно перенестись на 100 или меньше лет назад, чтобы увидеть, каким был Ярославль век назад. Если будете рядом, зайдите, полюбуйтесь фотографиями, выпейте чашку чая или покушайте более сытно, перенеситесь в прошедший век. Верю, что вы получите удовольствие.
Кафе «Богата Хата» в Ярославле
Чек за обед в кафе «Богата Хата» вышел на 1805 рублей на троих. Возможна оплата картой. Пообедать мы сюда зашли после посещения шоу-макета «Золотое Кольцо». Забавные названия «вроде меня весь Киев знает» (киевская котлета со сливочным маслом, зеленью с картофелем) заставляют улыбаться во время изучения меню. Котлета была прекрасно приготовлена, также как гетманский борщ, борщ «Богата хата», сельские драники, бабусины котлеты и картошка фри. Блюда с такими названиями не могут не понравиться. Порции большие, оригинально оформлены. Съедается на ура. И потом долго вспоминается. Спасибо, Галя! «Богата Хата» – супер место для обеда!
Немного фото «Богата Хата».
Кофейня «Рога и Копыта» в Костроме
привлекает своим интерьером, выполненном по книгам Ильфа и Петрова.
После прогулки по Ипатьевскому монастырю мы заехали в эту кофейню пообедать. Чек на троих вышел на 1980 рублей. Возможна оплата картой. Очень понравился чай императора, солянка, бефстроганов, стейк из свинины, запеченный судак с картофелем, картофель фри, шоколадное мороженое. Порции красиво оформлены и поданы. Все очень аппетитно и вкусно. Спасибо, Галя! «Рога и Копыта» – очень достойное и замечательное место!
Адреса, режимы работы, возможность парковки
- Монастырская трапезная «Архондарик», Толгский монастырь Ярославской области, парковка возможна только при входе в монастырь. Режим работы 8.30-18.00
- Кондитерская «Гастроном буфет №1», Ярославль, ул. Нахимсона, 21. Режим работы с 8.00 до 23.00.
- Кафе «Богата Хата», Ярославль, ул. Нахимсона, 13. Режим работы с 11.00 до 23.00
- Кофейня «Рога и Копыта», Кострома, ул. Советская, 2. Режим работы. Вс. Чт. 8.30-22.00, Пт. Сб. 8.30-24.00. Парковка во дворе.
В заключительной части отчёта «Ярославль — Галич» я расскажу пекарне «Фрекен-Бокен» в Ярославле, ресторане «Арарат» в Галиче и семейном кафе «Бон Аппетит» в Ростове Великом.
Продолжение следует…
Все статьи цикла «Ярославль — Галич»
- Часть 1. Маршрут путешествия. Первый день в Ярославле
- Часть 2. Ярославль
- Часть 3. Замок Понизовкина —- Кострома (Ипатьевский монастырь) — Галич
- Часть 4. Галич — терем в Асташово
- Часть 5. Ножкино — Солигалич — Ярославль — Ростов Великий
- Часть 6. Кафе, где мы ели в Ярославле и Костроме
- Часть 7. Кафе, где мы ели в Ярославле, Галиче и Ростове Великом
- Апартаменты «Ярославль Центр» в Ярославле. Отзыв
- «Русь-отель» в Галиче. Отзыв
В кедровой роще под Ярославлем, там, где в Волгу впадает река Толга, сияют увенчанные крестами купола Толгского монастыря, основанного в 1314 году. В те времена Русь, попавшая в вассальную зависимость от татаро-монгольского ханства, была раздроблена на множество княжеств, ведущих междоусобные войны. При Узбек-хане, правившем Золотой Ордой в 1313–1341 годах, ислам стал официальной религией государства Джучидов, и феодальный гнет на порабощенные народы усилился. Однако татаро-монголы не ставили задачи обращать славян в мусульманство и проводили политику веротерпимости, чтобы не провоцировать народные бунты. Завоеватели лояльно относились к представителям других конфессий в покоренных странах. Русская православная церковь имела особый статус и неоднократно получала ярлыки (охранные грамоты) от великих ханов на освобождение от выплаты дани и защиту от притеснений.
Свято-Введенский Толгский женский монастырь, © Ena
Толгская икона Божией матери
Как гласит предание, иконописный лик Богоматери явился 21 августа (8 числа по старому стилю) 1314 года святителю Прохору, епископу Ростовскому и Ярославскому, который вместе со спутниками возвращался из Белозерья в свой кафедральный город. Путешествие по Шексне и Волге было долгим и трудным. Путники остановились на ночлег на побережье у устья речки Толги. Ночью архипастыря разбудил яркий свет. Выйдя из шатра, он увидел огненный столп на противоположном берегу. Отражение пламени в волжской воде образовало световую дорожку наподобие лунной. Архиерей перекрестился и, опираясь на святительский жезл, пошел по озаренной неземным сиянием воде словно посуху. В воздухе парил образ Пречистой Девы, держащей на руках младенца Иисуса Христа. Епископ упал на колени и стал молиться, пока не лишился чувств.
Очнувшись утром в своем шатре, он решил, что случившееся ночью было сновидением, но, не обнаружив нигде своего посоха, решил на лодке перебраться на место таинственного знамения. Оказалось, что ночное бдение ему не привиделось во сне. На земле рядом с архиерейским посохом лежала икона. Владыка и служители взяли в руки топоры и принялись рубить лес, чтобы возвести на месте явления Богородицы деревянный храм. Весть о чуде быстро разнеслась по округе. Ярославцы толпами устремились на Толгу и присоединились к строителям. Уже к полудню церковь была готова, а к вечеру освящена во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Свято-Введенский Толгский женский монастырь, © DariaZi
За полвека образовался мужской монастырь, куда стекались благочестивые иноки и богомольцы. По времени основания обитель древнее Валаама, Соловецкого монастыря и Троице-Сергиевой лавры.
В 1392 году икона стала мироточить. Однако вскоре деревянные постройки уничтожил пожар, сгорел и соборный храм. Икону сначала сочли погибшей, но произошло новое чудо — она нашлась в ветвях кедра целой и невредимой.
В 1553 году Толгский монастырь посетил Иван Грозный. Как свидетельствуют летописи, царь излечился от болезни ног после того, как помолился у святыни. Благодарный монарх пожертвовал средства на строительство каменных соборов.
Во время Смуты в XVII веке обитель подверглась нашествию польско-литовских интервентов, 46 безоружных монахов были убиты. Чудотворную икону удалось спасти.
В 1612 году в ходе сбора в Ярославле ополчения Минина и Пожарского разразился мор. Эпидемия, быстро распространявшаяся из-за большого скопления людей, прекратилась сразу после крестного хода с иконой Толгской Божьей матери. В 1636 году образ Богородицы с сыном спас Ярославский край от голода, вызванного неурожаем, в 1654-м — от моровой язвы, в 1657-м — от страшной засухи.
Толгский монастырь не раз посещали августейшие особы: Петр I, императрица Екатерина Великая, император Николай II вместе со своей семьей.
Советская власть превратила монастырские земли и постройки в колонию для малолетних преступников и склады. В канун 1000-летия Крещения Руси, в 1987 году, разрушенный комплекс Толгского монастыря был передан Русской православной церкви. По решению Священного Синода на территории монастыря была учреждена первая в СССР женская обитель (после революции 1917 года все женские монастыри были закрыты).
Главная святыня, Толгская икона Божьей Матери, хранившаяся в Ярославском художественном музее, была возвращена монастырю 20 августа 2003 г. По своему иконографическому типу она является «Елеусой» или «Умилением». По композиции образ подобен палладиуму соседней Костромы — Федоровской Богородице — но только в зеркальном отражении. С давних пор с Толгской иконы делались списки.
Ансамбль Толгского монастыря
Памятники русской архитектуры пришлось восстанавливать из руин. Большая часть сооружений находилась в аварийном состоянии, почти полностью были утрачены настенные росписи и церковная утварь, разрушены иконостасы.
В настоящее время в архитектурный комплекс входят храмы, монастырское подворье, монашеские кельи, школа-интернат для девочек и регентский класс, иконописная, позолотная, швейная, столярная мастерские, пекарня, просфорня и трапезная. Для водоснабжения сада и огородов выкопан пруд и налажена поливочная система.
В гостевом доме для паломников есть номера на 1–12 человек, с санузлом на этаже и комнатой для приема пищи. За питание и проживание принимаются пожертвования по договоренности с администрацией монастыря, также эти услуги могут предоставляться за послушание.
Самая ранняя из сохранившихся построек — Крестовоздвиженская церковь, возведенная в 1620 г. В 1670-х годах были сооружены Святые врата с Никольской надвратной церковью и настоятельский корпус. В 1681—1685 гг. построены новый Введенский собор и звонница.
Спасская церковь появилась на рубеже XVII—XVIII вв. В больничной палате при Спасской церкви скончался герой Отечественной войны 1812 года, генерал-лейтенант Николай Тучков, получивший генеральский чин за переход с Суворовым через Альпы. После тяжелого ранения на Бородинском поле его удалось переправить в Ярославль, на ранения оказались несовместимыми с жизнью. Эта трагическая история легла в основу сюжета о смерти Андрея Болконского в романе «Война и мир» Льва Толстого.
Каменные стены и башни монастыря на месте более ранних, деревянных, возводились в 90-х годах XVII века.
Толгский монастырь в Ярославле на панораме Google Maps
Введенский собор
Собор возвели в ярославской традиции зодчества: четырехстолпный, с тремя апсидами, перекрытый сводами, с тремя галереями, на высоком подклете, с большим нарядным крыльцом. Это единственный храм на территории монастыря, в котором сохранилась монументальная живопись 1690 г. Престолы: главный — Введения во храм Пресвятой Богородицы, южный — Святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина, Ярославских чудотворцев. Богослужения совершаются только в летнее время. Здание соединено переходом с колокольней и Крестовоздвиженской церковью.
Храм в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня
Крестовоздвиженский храм построен в 1625 г. В западной части имеется пристройка — «Одностолпная палата», где находится главная святыня обители — Толгская икона Божией Матери. В 1914 году к 600-летию монастыря церковь отремонтировали. Северный придел расширен за счет галереи, свод которой подняли на значительную высоту, также сделано новое крыльцо. В 2000 году изготовлен иконостас. Иконы для него писали сестры обители и мастера Ростовской школы иконописи. Богослужения совершаются в осенне-зимнее время.
Надвратный храм в честь Святителя и Чудотворца Николая
В 1990-х годах Никольский храм, построенный в 1672 году, восстановили как летний, который служит домовой церковью при монастырских кельях. Царские врата и иконы для него переданы Ярославским музеем-заповедником. В ходе реставрационных работ интерьер храма был расписан. На алтарную стену нанесено изображение семьи последнего императора России — Николая II, выполненное к канонизации страстотерпцев. Службы проходят по четвергам, если нет полиелея.
Храм в честь Нерукотворного Образа Спасителя
Спасский храм построен в конце XVII — начале XVIII века. В убранстве фасадов использована лепнина и скульптурные элементы. Купол увенчан девятью главами: одной большой и восемью маленькими. Неусыпаемая Псалтирь читается круглосуточно.
Храм в честь святой великомученицы Варвары
Построен в 2006 г. в восточной части подклети Крестовоздвиженского храма. Главный престол сооружен в честь святой великомученицы Варвары, небесной покровительницы матушки игумении.
Часовня убиенных в Смутное время иноков (Красная)
Построена в 1893 г. на месте погребения убитых поляками монахов. Ежегодно 31 мая, в день убийства иноков, совершается панихида. Паломники увозят с братской могилы горстки земли, считая ее святой. На мраморных плитах высечены имена погибших братьев.
Колокольня
Построена в 1683 г. В настоящее время Толга имеет девять колоколов: самый большой — праздничный, весом около 5 тонн; полиелейный, отреставрированный в Инсбруке, весит около 2-х тонн; постный, отлитый в 1832 году на заводе Финляндского в Москве, — свыше 700 кг.
Кедровник
Доступ в кедровую рощу Толгского монастыря открывается для посетителей только один раз в год — в Толгин день, который празднуется 21 августа. Природная достопримечательность площадью около 4 га строго охраняется. По легенде, казачий атаман Ермак привез из Сибири кедровые шишки в подарок Иоанну Грозному, а царь пожаловал их монастырю в благодарность за чудесное исцеление.
Центром садово-парковой композиции сада является круг лип возрастом 120–160 лет, символизирующий 12 апостолов (сохранилось 11 деревьев). Вокруг них растут кусты малины и сирени. Новые посадки включают куртины молодых яблонь и клена ясенелистного, саженцы лиственниц и дубов.
Свято-Введенский Толгский женский монастырь на Гугл-панораме
Как добраться до Толгского монастыря
Доехать можно на маршрутках № 93г, которые отправляются от железнодорожного вокзала Ярославль-Главный.
Автобус № 34 от Красной площади идет прямо до обители, а если сесть на маршрутки № 21 и № 21к, то выйти нужно на остановке «Улица Железнодорожная села Толгоболь» и далее пройти пешком еще 2 км.
Водный транспорт курсирует только в теплое время года. Сезон навигации продолжается с апреля по октябрь, сроки начала и окончания судоходства зависят от погодных условий.
Теплоход «Москва» ходит от Речного вокзала Ярославля до Толги, время в пути составит около 1 часа. Продажа билетов осуществляется как в кассах, так и непосредственно на борту судна. Билет для взрослых стоит 35 руб., для детей от 5 до 10 лет — 17,50 руб.
Совет: Как добраться из Ярославля до Свято-Введенского Толгского монастыря
Для комфортного передвижения по городу можно воспользоваться мобильными приложениями Яндекс. Такси, Uber, Maxim, Gett, TaxSee, а также местным онлайн-сервисом Yar-taxi.
Толгский монастырь: видео
Смотреть отзывы на
Куда сходить и что посмотреть в Ярославле
А также
Полезные ссылки:
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.
✔️ Кэшбэк 2% при бронировании ЖД-Билетов на Яндекс.Путешествия.
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании квартир, отелей на Tvil.ru.
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании Авто на Localrent. Автомобили от локальных прокатных контор на популярных курорта: Турция, Крым, Сочи, Грузия, ОАЭ, Армения и многие другие. Принимают карты МИР.
✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.
✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.
Часто задаваемые вопросы
В какое время территория монастыря открыта для посещения?
С 6:00 до 20:00.
Когда открывается кедровая роща?
Кедровник открывается раз в году — 21 августа. После совершения Литургии в кедровнике служится молебен, затем желающие могут посетить это место.
Можно ли приехать пожить и потрудиться в монастыре и в какие даты?
Паломничество и трудничество в монастыре приветствуются. Толга всегда рада помощи и гостям. За исключением нескольких дней в году (Рождество, Пасха, Толгин день…) никаких трудностей с размещением паломников в гостиницах не возникает. Приехав, нужно обратиться к сестре, дежурящей на центральном входе в монастырь (на проходной), она свяжет вас в сестрой-гостиничной, а та, в свою очередь, разместит и назначит послушание. При себе необходимо иметь паспорт. Также желательно привезти с собой рабочую одежду и обувь, подходящую для трудов в монастыре. Более подробную информацию можно узнать позвонив по телефону 8 (962) 214–81–87 (для тех, кто желает потрудиться) или 8 (910) 821–80–47 (для тех, кто желает остановиться в гостинице за пожертвование). Дополнительную информацию о проживании паломников в Толгском монастыре можно посмотреть здесь: http://montolga.ru/palmers/stay/
Совершаются ли таинства Венчания и Крещения в монастыре?
Таинства Венчания и Крещения традиционно в монастырях не совершаются. Для совершения данных таинств лучше обратиться в приходские храмы. Крестят и венчают на подворье Толгского монастыря в селе Введенском Некрасовского района. Обговорить все подробности можно подъехав к подворскому храму к Всенощному бдению в субботу вечером или к Литургии в воскресенье утром.
Можно ли устроить свадебную фотосессию на территории монастыря?
Свадебные фотосессии на территории монастыря строго запрещены. Молодожены могут приехать и помолиться у чудотворной иконы Божьей Матери, но видео- или фото съемка при этом не допускаются.
Я хочу принять монашество, как можно поступить в ваш монастырь? Есть ли какие-то препятствия?
Если говорить о препятствиях, то, прежде всего, конечно же, не может поступить в монастырь человек, связанный семейными узами и имеющий маленьких детей. Иногда преградой на пути к монашеской жизни бывает и преклонный возраст, когда телесные немощи и укоренившиеся привычки мешают полностью изменить свою жизнь. По учению святых отцов, молодость способнее к монашеству, чем старость, ибо молодая душа гибка и легче переменяется к лучшему. Однако и пожилые годами, но сохранившие гибкость души и способные к монашеству, конечно, принимаются в обитель. Если этих препятствий нет, если человек имеет твердое намерение отречься от мира, безусловно, ничто не может ему помешать поступить в обитель. Нужно также помнить, что в монастырь не уходят от несчастной любви или жизненных неудач. Монах – это человек, который оставил все ради жизни по Евангелию, ради спасения души в вечности и любви к Богу Если Вы решили поступить в монастырь, советуем Вам почитать духовную литературу о монашестве, например, «Приношение современному монашеству» святителя Игнатия (Брянчанинова). Эта книга познакомит Вас с монашеством, с тесным путем, ведущим в жизнь вечную. Чтобы проверить твердость своего намерения, лучше некоторое время пожить в нашем монастыре паломницей. Познакомившись с внутренним укладом обители, жизнью сестер, поговорив с настоятельницей или старшими сестрами, Вы сможете понять, соответствует ли монашеский путь Вашему душевному устроению. В любом случае помимо Вашего личного желания, для того, чтобы Вы остались в монастыре (не говоря уже о принятия пострига) необходимо благословение матушки игумении. Поэтому первым шагом для Вас станет приезд в монастырь в качестве паломницы.
Во сколько начинается утренняя/вечерняя служба?
Еженедельное расписание богослужений размещается на монастырском сайте. Информацию можно найти в этом разделе: http://montolga.ru/palmers/divineservices/ или в новостной ленте.
Есть ли натерритории монастыря пункт питания?
Паломникам и трудникам предоставляется бесплатное двухразовое питание в паломнической трапезной. Гости обители могут посетить монастырскую трапезу «Архондарик», где всегда в наличие большой выбор первых и вторых блюд, салатов, выпечки, горячих и холодных напитков, различной монастырской продукции, которые можно приобрести за небольшое пожертвование. Режим работы «Архондарика»: будние дни — с 8:30 до 18:00, суббота — с 8:30 до 19:00, воскресенье и праздничные дни — с 9:30 до 19:00.
Сколько сестер в монастыре?
В монастыре на данный момент около 130 насельниц.
Организовываются ли экскурсии?
Вы можете закать экскурсию по монастырю. Их проводят насельницы обители. Экскурсию можно заказать при входе в монастырь (на проходной), но желательно закать ее заранее по телефону 8 (910) 815-12-81.
Как можно заказать у вас требы?
Информацию о заказе поминовений можно посмотреть здесь: http://montolga.ru/rites/
Как вести себя при посещении монастыря?
Монастырь является закрытой религиозной организацией, и время его посещения ограничено внутренним распорядком жизни монастыря. Посетители должны иметь уважение к монастырю и не позволять небрежного, непочтительного отношения к сестрам и труженикам обители. В монастырь следует приходить вскромной несоблазнительной одежде, без неподобающих на ней надписей и изображений. Женщинам следует быть с покрытой головой, с ненакрашенным лицом. Одежда должна быть с длинным рукавом, юбка или платье — приличной длины. Не подобает христианке носить мужскую одежду (брюки), а мужчинам — шорты. Если есть необходимость, то при входе в монастырь женщинам можно получить платок и юбку, которые нужно вернуть обратно после экскурсии. Однако, гостям обители лучше позаботиться о внешнем виде заранее и самостоятельно. Христианин должен всегда носить нательный крест. Входя в храм, нужно креститься. Мужчинам следует снять головной убор. Нельзя вступать с насельниками монастыря в праздные разговоры. Запрещается: кричать, громко разговаривать и смеяться, курить, употреблять опьяняющие или наркотические вещества, употреблять спиртные напитки, нахождение в нетрезвом состоянии, использование громкоговорящей аппаратуры, игра на музыкальных инструментах, пение, включать радиоприемники, магнитофоны,употреблять нецензурную брань, вести непристойные разговоры, шуметь или каким-либо образом мешать проведению служб, плевать и сорить на территории монастыря, входить на территорию монастыря с животными, устраивать пикники, вести съемку сестер монастыря, а также съемку внутри храмов во время богослужения можно только по благословению игумении монастыря. Если среди паломников есть желающие помолиться, подать поминальные записки и поставить свечи перед иконами, то это нужно делать, не мешая молящимся и не создавая суету во время богослужения. Не позволительно непочтительно вести себя и нарушать предписанные правила поведения. Вход в жилые и хозяйственные помещения монастыря запрещается. Перед входом в храмы, а также в течение всего времени сопровождения по монастырю мобильные телефоны уместно отключать.
Как должно трудникам вести себя на послушаниях и в кельях?
Монастырь – это особый мир. И нужно время, чтобы усвоить правила монашеского общежития. Прийдя в монастырь паломником или трудником, помните, что в монастыре на все испрашивают благословение и неукоснительно его выполняют. Монастырь — обитель, в которой живут иноки, люди, удалившиеся от мирского общества, посвятившие себя на подвиги поста и молитвы, и давшие обеты целомудрия, послушания и нестяжания. Это место, где славится имя Божие, вести себя подобает соответствующим образом. Должно вести себя как можно скромнее, тише, внимательнее, стремясь, чтобы монастырь повлиял на нас, а не мы на него. Многие люди в последнее время, все больше тянутся в монастыри — эти лечебницы души, которые отличаются более строгой дисциплиной, более длинными службами, чем приходские храмы. Кто-то приезжает сюда как паломник, кто-то — как трудник, чтоб поработать над восстановлением обителей, укрепиться в вере. Человек, оказавшийся на какое-то время среди сестер обители, тем или иным образом «примеряет» себя к монашеской жизни, старается быть более благочестивым. Но следует помнить, что при реальном прикосновении к монастырской жизни страсти и греховные наклонности, до поры дремавшие в глубине души, обостряются и выходят наружу. Чтобы избежать многих искушений и проблем, надо настроить себя на то, что в монастыре ничего не делается без благословения, каким бы разумным и обоснованным ни казалось ваше желание сделать то или иное дело. В монастыре надо отсечь свою волю и полностью быть в подчинении у сестры, которая отвечает за послушание, на которое вас поставили. Естественно, что приехавшие в монастырь должны оставить курение, сквернословие и другие греховные привычки. Неуместны здесь разговоры о мирских делах, вольное обращение, излишний и громкий смех. При встрече мирянин первый кланяется священнику, иночествующим. При встрече в монастыре обычно приветствуют друг друга поклонами и взаимными приветствиями «благословите», иногда говорят: «Спасайся, сестра (брат)». Отвечать принято: «Спаси, Господи». Если возникли какие-то недоразумения на послушаниях, не надо стремиться «восстанавливать справедливость», тем более поучать кого-то. Надо помочь немощному, любовью покрыть огрехи неопытного, со смирением перенести обиды, если они возникли, когда же страдает общее дело, обратиться за разрешением недоразумения к сестре на то поставленный. Монастырь — не место для прогулок, купаний, загораний. Здесь не только нельзя обнажать тело, но и заниматься чем-то для самоуслаждения. За пределы обители можно выйти только по благословению. Не принято в монастыре и ходить «в гости» — то есть в чужие кельи, за исключением послушания. При входе в келью, в мастерскую или другое монастырское помещение вслух произносится молитва: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас». Войти разрешается только в том случае, если из-за двери услышите: «Аминь». По интересующим духовным вопросам можно обращаться к священникам. Оставляют вне монастыря все свои греховные привычки и пристрастия (вино, табак, сквернословие и т.п.). Разговоры ведут только о духовном, не вспоминают про мирскую жизнь, не поучают друг друга, но знают только два слова — «прости» и «благослови». Без ропота довольствуются пищей, одеждой, условиями сна. При работе на послушаниях творят молитву, стараются щадить немощного, который работает рядом, любовью покрывая погрешности в его работе. Оскорбления, встречающиеся на общих послушаниях, переносят смиренно, приобретая тем опытность в духовной жизни и любовь к ближним.
Здравствуйте, дорогие друзья!
Сегодня у меня отзыв на женский монастырь. Мы с мамой в отпуске, отдыхали на теплоходе и периодически ходили на экскурсии. Отзыв на теплоход будет обязательно!
А сегодня хотелось бы рассказать об очень ухоженном, красивом месте, однако с очень грустной историей ( мы с мамой плакали).
На экскурсии было кроме нас 8 человек. Оказалось, что это одна семья — 4 детей и взрослые. Экскурсия для нас началась ещё в автобусе, экскурсовод — женщина в возрасте, рассказывала интересно.
Сама территория просто ОЧЕНЬ ухоженная, ни одного пожухлого листика или пылинки вы там не увидите, словно в гостях на даче у миллионера! 🤩
Я не буду рассказывать здесь всё, что говорила экскурсовод, а потом и наставница монастыря, иначе вам будет потом не интересно. Расскажу лишь немного :
Раньше здесь учились дети, молодёжь, более 200 человек.
У матери погиб один сын и от горя она ослепла. Однако, не роптала на Бога, а приняла это и сказала: » Это Бог меня оберегает, зачем мне что-то видеть в этой жизни, если у меня погиб любимый сын!»
У неё остались ещё сыновья.
Здесь захононены 44 солдата.
Конечно, это всё очень трогательно, многие не сдерживали слез.
Но и хорошие истории тоже были:
У священника не было детей и он приехал в храм. В итоге он приехал потом с 3 детьми ( мальчиками).
У одного вельможи погиб сын и его привезли на отпевание. Он воскрес!
Одна женщина приехала сюда больная и прямо около икон она сказала: » Я исцелилась!» и заплакала от радости!
Конечно, это очень хорошо, что рассказы о иконах, убранстве храма, великих людях прошлого дополняют фактами из прошлого и настоящего, хоть порою и не можешь сдержать слёз грусти или радости!
Постройки очень красивые, но строить здесь не закончили, стройка идёт по прежнему, но, конечно, уже в отличных условиях по сравнению с прошлым!
При входе дают длинные юбки, которые нужно одеть на брюки ( в коротких юбках не советую приезжать сюда, это и не удобно и не прилично).
Платочек на голову нужно иметь свой)))
На входе нас встретила пушистая кошечка, она была совершенно не пугливая, ласкалась. Было приятно это видеть, живёт она здесь в любви 🐈
Фотографий внутри храма у меня нет, там фотографировать и снимать видео запрещено и я считаю, что это правильно!
Храм ведёт своё хозяйство, здесь есть коровы и куры ( но мы не видели). Есть поля, плодовые деревья.
Вообще, я уверена, что в любое время года здесь очень красиво!
Место очень тихое, спокойное и душевное.
Часть рассказа можно почитать здесь:
Скажу честно, что в рамках экскурсии от теплохода приезжать не рекомендую, так как мне просто не хватило времени насладиться красотами природы, подышать потрясающим воздухом, рассмотреть фотографии, прочитать все стенды.
Мне вот не хватило реально часа.
Конечно, в храме мы ставили свечки, писали записочки ( можно до 15 имён). Если вам больше надо — можно взять ещё листочек.
Конечно, держать хозяйство не просто и послушницы встают здесь рано, выполняют послушание ( делают не то, что сами хотят, а то, что им скажут).
Я считаю, что если есть в душе любовь к Богу и природе и нет серьёзных заболеваний, то и работа будет приносить радость.
Ухаживать за телятами, доить коров, шить наряды батюшкам для служб, работать по кухне и саду и многое другое — ведь это интересно и к тому же польза для других людей!
Эти цветы не только очень красивые, они и пахнут потрясающе!
На территории есть красивое озеро, где живут утки и чёрные лебеди. Мама-лебедь была в дальних камышах, она там высиживает птенцов и поэтому её не было видно. А вот папа очень красивый и даже было впечатление, что он осознает свою красоту — такой гордый и величественный!
Не могу сказать, что ручной — при попытке погладить пытается ущипнуть, но точно не пугливый, никуда не убегает. Зовут его Цезарь.
Здесь можно кормить уток и лебедей свежим хлебом, об этом есть надпись на табличке. Вообще, если честно, я первый раз в жизни видела настоящего чёрного лебедя, до этого встречала только по телевизору или на картинках.
Уточки тоже вовсе не пугливые, даже не отходят, если вы прошли в 1 сантиметре рядом.
Это уже не озеро — пруд. А озеро сделано искусственно, сейчас там ловят рыбу ( говорят, что даже большую вылавливают).
Вот эта утка — из дерева :
Здесь в основном фотографировались дети и взрослые.
На территории можно перекусить пирожками или взять полноценный обед.
Посидеть можно внутри или на улице за столиками со скатертями.
Цены я не смотрела, но не думаю, что дорого.
Дело в том, что нас кормили на теплоходе очень хорошо и много.
А так — можно купить молочную продукцию, всё своё и натуральное.
Но всё таки одну баночку мёда мы купили)))
В тот день была пасмурная погода, периодически лил небольшой дождь. Я обратила внимание, что у всех, кто работает при храме — только чёрные зонтики.
Работают здесь и жительницы обители и нанятые работники.
Все там очень добрые, душевные, можно не стесняться задавать любые вопросы — отвечают с улыбкой 🙂
На территории есть могилы, мы ( кто из Москвы) к этому привыкли, когда приходим в храм — обычно сначала покланимся и бывшим батюшкам ( обычно их там и хоронят). Однако некоторые жители других городов были очень удивлены и даже обескуражены!
Я люблю хотить на экскурсии в такую погоду — небольшие дожди, которые быстро проходят и небо, которое не слишком высоко. Нет жары, лёгкий ветерок.
Экскурсия идёт ровно 45 минут. Если честно — её можно было бы и сократить, так как говорили то, что можно было прочитать на стендах.
В сильную жару довольно тяжело стоять долго на ногах, и хотелось бы скорее спрятаться в тенек, так что можно сказать, что с погодой нам повезло)
Не смотря на недольшой дождик😉
Вот эта дорожка ведёт к туалетам. Если честно я шла туда и думала как бы длинную юбку не сильно помять. Думала увидеть там дыру в полу, но нет!
Вы сильно удивитесь, но туалеты там были точь-в-точь как в гостинице на Воробьевых горах в Москве ( не указываю название, чтобы не делать рекламу), а это очень дорогая гостиница, уж поверьте!
Единственное отличие — в отеле они чисто чёрные с блеском ( из камня), а здесь были белые!
Раковина — обычная.
Жидкое мыло — от Агафьи.
ОТМЕЧУ ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ :
интересно
душевно
красиво
природа
мало свободного времени
Итог: от меня 5 звёзд и я очень рекомендую поехать туда за новыми впечатлениями, размышлениями, вкусными и полезными покупками. А так же, что бы поставить свечи, написать записочки и помолиться!
Спасибо за внимание, дорогие друзья! 😀
Если остались вопросы — пишите сюда или в личку, я обязательно отвечу!
Характеристики Толгского монастыря
Названия: Свято-Введенский Толгский монастырь
Статус: объект культурного наследия народов Российской Федерации
Координаты: 57.696645 северной широты, 39.828251 восточной долготы
Адрес: Россия, г. Ярославль, пос. Толга, 1
Дата основания: 1314 год
Основатель: архиепископ Прохор
Конфессия: православие
Тип: женский
Состояние: действующий
Официальный сайт: http://montolga.ru/
Местное время:
Погода:5 °CпасмурноОщущается как: 3 °C
Давление: 750 мм рт.ст.Влажность: 100%Ветер: 2.68 м/c
История Толгского монастыря
Строительство Введенского Толгского монастыря датируется началом XIV века, обитель основана архиепископом Ростовским Прохором. Образованию обители предшествовало чудесное событие: явление владыке чудотворной иконы. В житии архиепископа указана точная дата: 7 августа 1314 года. Находясь с послушниками в пути после осмотра своей епархии, он был в 6 километрах от Ярославля и решил заночевать на берегу Волги. В полночный час духовника разбудил яркий свет.
По описанию самого архиепископа в житии, которое дошло до наших дней, его взору предстал столп огненного света, сияющий на другом берегу, а через речной поток был перекинут мост. Выйдя из шатра и взяв свой посох, священник ступил на огненную переправу и пошёл по ней на противоположный участок суши. Он увидел, что источником света является икона, висящая в воздухе. Произнеся перед нею молитву, Прохор вернулся в свой шатёр.
Наутро обнаружилось, что пропал посох епископа. Послушники отправились на его поиски на берег, куда ночью переправлялся священник, и нашли там, куда он указал. Рядом обнаружили икону Богоматери. В том самом месте, где находился святой лик, по велению епископа была заложена церковь, освящённая в честь Введения Богородицы. Весть о чудесном явлении образа быстро разнеслась по окрестностям, и с разных концов сюда стали стекаться верующие.
Множество людей всех возрастов и сословий прибыло из расположенного неподалёку Ярославля. Узнав о намерении поставить там, где появилась икона Божьей Матери, деревянную церковь, народ тут же взялся за работу. Рубили дрова, расчищали место под небольшой храм, обтёсывали брёвна. Примечательно, но за один день церквушка, выстроенная всем миром, была готова. Внутрь внесли чудом обретённую икону.
Спустя недолгое время здесь появился мужской монастырь. Обитель была названа по имени находящейся неподалёку реки Толги. Первый храм из дерева был уничтожен в огне разгоревшегося вскоре большого пожара. Огненная стихия унесла с собой тогда все церковные писания и утварь, книги и ценности. Стоя на пепелище, монахи решили, что их главная святыня, чудесная икона Богородицы, исчезла навсегда.
Но святой лик оказался неповреждённым. Его обнаружили в полной сохранности на дереве недалеко от сожжённой обители. В память о чудесном спасении образа на том месте была построена часовня. Уничтоженную обитель снова восстанавливали всем миром. Отмечена большая помощь благотворителей, в числе которых были богатые князья Ярославля. Один из них, Фёдор Фёдорович, передал в дар монастырю целую деревню.
Проживающие на её территории крестьяне, к слову, были освобождены от наложенных на них податей и долгов перед князем. Но не только княжескими дарами пополнялась обитель — ярославские зажиточные купцы щедро вносили свои пожертвования. Торговец Никита Львов передал церкви 200-пудовый колокол. Кроме того, его даром стали одеяния для богослужений, отделанные драгоценными камнями.
Им же были построены каменные монастырские кельи. Всё изменилось, когда наступило царство Ивана Грозного: с того времени обитель перешла под неусыпное покровительство государства. В 1553-м государь посетил мужскую обитель, будучи болен ногами: его внесли в храм на кресле, поставив перед обретённой чудотворной иконой. Молва о ней ходила по Руси и заставила государя совершить паломничество в эти края.
Представ перед святым ликом, царь Иван Грозный начал молиться об исцелении. Не один час просил он Богородицу, чтобы она помогла излечить больные ноги. Согласно преданиям, чудо действительно произошло: покидал монастырь правитель уже на своих ногах, в бодрости и здравии. В благодарность царь повелел украсить образ Божией Матери драгоценными золотом и серебром, самоцветами и бисером.
Обителью также были получены от государя немалые средства на обустройство, в частности на постройку каменного храма. Кроме крупного денежного пожертвования, в подарок Иван IV передал мужской обители лик Спаса Нерукотворного. Исцеление перед обретённым образом Богоматери царя Иоанна было одним из чудес, известных верующим. Ещё ранее, в 1392 году, послушники стали свидетелями необычного феномена.
16 сентября того года проводилась утренняя служба, во время которой Божья Матерь мироточила. Стекающее со святого образа миро наполнило храм прекрасным ароматом и послужило источником для чудесных исцелений. С тех пор Толгская икона считается чудотворной, в честь её божественного явления и совершаемых чудес каждый год совершается торжественное богослужение.
Становление обители происходило в пору Смутного времени, а возникновение монастыря пришлось на нелёгкие годы монголо-татарского нашествия на Русь. Ещё спустя два века город Ярославль готовил ополчение. Добровольцы стекались в ряды Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского. В связи с большим собранием народа в 1612 году случилась эпидемия. От мора умирали тысячи горожан.
Тогда снова обратились за спасением к святому лику Божьей Матери. К Толгскому монастырю отправились люди с просьбой провести крестный ход, в котором чудодейственная икона осенит город. Просьба была удовлетворена, и снова случилось чудо: по прошествии крестного хода эпидемия пошла на убыль, болезнь покинула Ярославль. После 1646 года было решено установить ежегодный ход с чудесной иконой.
Расцвет Толгского монастыря пришёлся на конец XVII века. Игумен Гордиан способствовал возведению на территории обители новой, более вместительной Введенской церкви. Было построено 9 башен, вокруг всей монастырской площади возвели каменную ограду. На протяжении многовековой истории мужскую обитель посещали представители царской династии. К памятным датам относится 1763 год, когда в монастырь приезжала Екатерина II, а также 1913-й — визит Николая II и его семьи.
В том же 1913-м году Толгская обитель отпраздновала свой 600-й юбилей. Её территория пополнилась школой пчеловодства, приютом для детей-сирот, насчитывавшем 25 учеников. Все они проходили обучение бесплатно. В разные годы состоятельные люди вносили свои пожертвования для развития обители, к её владениям относились земли, здания и крестьянские дворы.
Введенский монастырь Ярославля ещё в 1885 году пополнился даром мещанки Орловой — земельным наделом и тремя флигелями, которые находились в Рыбинске. Примечательной была монастырская кедровая роща, которую высадили монахи ещё в XVI веке в честь спасения в пожаре главной святыни монастыря. Аллея помнит царей и князей, прогуливавшихся по её дорожкам.
После закрытия обители в советское время в роще на Пасху оставляли куличи. Революция 1918 года привела к тому, что новая власть упразднила монастырь, а священников причислила к врагам. Тогда же были расстреляны два иеромонаха и послушник. Но окончательно обитель закрыли лишь спустя 10 лет, в 1928 году. Все монахи были разогнаны, колокола переплавлены, монастырские ценности увезены в музей. Обитель преобразовали в детскую колонию.
На территории и участках, которые оставались свободными, устроили жильё. Горожане, заселяющиеся сюда, переделывали здания под свои нужды, вовсю рубили оконные и дверные проёмы. Только в 1947 году объект был включён в список архитектурных памятников и перешёл под охрану государства. Передача церкви Толгского монастыря случилась лишь в 1987-м, тогда же произошло расформирование колонии.
Спустя год Синод принял решение: открыть первую в СССР женскую обитель, которая будет учреждена в Введенском Толгском монастыре. В то время его территория пребывала в плачевном виде: были разобраны дачниками заброшенные монастырские постройки, уничтожены интерьеры вместе с отоплением, росписи на стенах. Прежде всего начали с восстановления зданий и хозяйства. Во временном храме установили иконостас.
Первая служба постепенно возрождающегося монастыря состоялась 7 апреля 1988 года, а 26 мая паломники уже стекались к вратам монастыря, чтобы поклониться привезённым сюда святым мощам преподобного Игнатия Брянчанинова. Это была ещё одна памятная дата в истории обители, ставшей теперь женской. Её насельницы сумели превратить территорию в цветущий сад, и летом 2003 года в стены монастыря вернулась его главная святыня.
Толгская икона Божьей Матери была перевезена из Ярославского художественного музея, где она хранилась на протяжении 70 лет. В разные годы оказывали поддержку обители государственные деятели: Борис Ельцин и Виктор Черномырдин, Дмитрий Медведев. Внёс значительный вклад в становление Толгской обители патриарх Алексий II. Сегодня она открыта для всех желающих.
Особенности архитектуры Толгского монастыря
Толгский монастырь на Волге является мощным и крупным комплексом, ограждённым прочными стенами, которые имеют захабы — типичные для фортификационных сооружений стеновые промежутки. Крепостные сооружения только подчёркивают красоту архитектурного комплекса — шедевра русского зодчества. Сейчас на его территории действуют пять храмов. Самый старинный из них построен в конце XVII века.
Это храм Воздвижения Креста Господня. Изначально он имел богатую роспись, нарядно украшенный иконостас. Со временем к храму были пристроены приделы, проложили чугунный пол. После упразднения монастыря храм оставался действующим ещё два года. Затем его использовали для разных целей, пока не произошло его обрушение. Крестовоздвиженский храм был восстановлен заново, расписан художниками-иконописцами совсем недавно.
Введенский храм является памятником ярославского зодчества. Это выполненный из камня четырёхстопный собор, украшенный мозаиками и нарядным широким крыльцом. Внутри имеет росписи, изображающие сцены библейских сюжетов. На территории монастыря также находятся здания келий, часовня, колокольня, церкви Николая Чудотворца, Спаса Нерукотворного, Никольский корпус, древние башни. Большую ценность представляет парк, где растут сибирские кедры.
Реликвии Толгского монастыря
Главной святыней, благодаря которой обитель была известна по всей Руси на протяжении шести веков, — это чудесно обретённая Толгская икона Божьей Матери. Образ является чудотворным, к нему стремятся попасть паломники со всего света. Сегодня известно множество преданий о её чудесах, среди которых спасение города Ярославля от засухи, исцеление Ивана Грозного и даже воскрешение мёртвого ребёнка. Сейчас икона хранится в Крестовоздвиженском храме.
В немалый список реликвий Толгского женского монастыря входят частицы Риз Иисуса и Богородицы, к которым при богослужении прикладываются верующие. По преданию, их получил один из воинов согласно жребию. Обитель хранит мощи праведников Игнатия Брянчанинова и её основателя Прохора, частицу гвоздя, забитого в тело Христа, много фрагментов мощей, которые содержатся в иконах. Среди них мощи двенадцати апостолов.
Здесь же находятся частицы мощей Сергия Радонежского, Григория Богослова, Космы и Дамиана, великомученицы Варвары и многих других. Святые образы имеют частицы мощей Матроны Московской, Феодосия Черниговского, святителей и мучеников. Паломничество к мощам и реликвиям не прекращается, люди стекаются в благодатную обитель, чтобы избавиться от душевных мук и страданий, помолиться и преклониться перед святынями.
Режим работы Толгского монастыря
Сегодня Толгская обитель представляет собой ухоженный, утопающий в зелени летом монастырский комплекс, где проживают 120 монахинь-насельниц с игуменьей. На его территории находятся пруд, в котором живут чёрные лебеди, и вольер с павлинами. Есть собственное хозяйство, огород, в котором трудятся послушницы. Посетить монастырь может любой желающий. Имеется место для ночлега — паломнический корпус.
Сюда можно попасть с экскурсией, их проводят как для паломников, так и для туристов. Можно заказать требы. Время богослужений — каждый день начиная с 6:00 утра, в 7:00 и 17:00, по воскресеньям с 7:00. Вход на территорию свободный, экскурсия стоит 100₽. С понедельника по субботу обитель открыта с 6:00 до 20:00, в воскресный день — с 7:00 до 20:00. Каждый турист или паломник должен соблюдать правила пребывания в монастыре.
Свято-Введенский женский Толгский монастырь — настоящая жемчужина среди достопримечательностей Ярославля. Его белокаменные стены, озарённые золотом вековых куполов, отражённые в зеркальной водной глади, производят незабываемое впечатление на каждого. Этот шедевр православного искусства прошёл через многие испытания. Он выдержал всё, и стал только краше.
Великолепный храмовый комплекс расположился на левом берегу Волги. На том самом месте, где епископу Ростовскому Прохору явилось чудо — святящаяся икона Пресвятой Богородицы с младенцем на руках. Случилось это в 1340 году. Именно с этого времени монастырь и ведёт свою историю, наполненную поистине удивительными событиями. По легенде, Прохор в ночной тьме увидел огненный столп и мост через реку. Перейдя через него, священнослужитель обнаружил на месте, где горел столп, икону. Здесь и была возведена церковь во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. С тех пор ежегодно 21-го августа Свято-Введенский монастырь отмечает свой главный праздник — день основания обители и обретения иконы Толгской Божией матери.
Сегодня трудно понять, как в один день удалось завершить строительные работы. Тем не менее, за этот невероятно короткий срок была возведена церковь. Святыня практически сразу стала обителью для мужского монастыря. Первоначально она была единственной постройкой в монастырском комплексе. Но постепенно здесь появились и другие объекты. В основном архитектурный ансамбль Толги формируется в XVII-XVIII веках. В это время возводятся такие объекты, как:
- Никольская церковь со Святыми воротами,
- Новый пятиглавый Введенский собор,
- Спасская церковь,
- Настоятельский корпус,
- Колокольня,
- Кельи.
Ну и, конечно, отстраиваются стены и башни, поражающие монументальностью и величием. Всего было выстроено 9 башень.
История Свято-Введенского монастыря наполнена чудесами и невероятными событиями. Одно из первых произошло в 1392 году. 16 сентября замироточила икона Толгской Богоматери. Случилось это во время службы. И многие люди смогли получить исцеление. Веком позже в обители вспыхнул пожар. Он уничтожил почти все постройки, в том числе и деревянную церковь. Но икона в пожаре не пострадала. Её, по преданию, нашли в близлежащем лесу.
В 1553 году в обители побывал сам царь Иван Грозный. Он возвращался из Кирилло-Белозерского монастыря, куда ездил за исцелением от болезни. У царя отнимались ноги, он не мог даже ходить. В Толге перед образом Пресвятой Богородицы Иван Васильевич провёл долгие часы. Он молил о выздоровлении. Ноги у царя на самом деле болеть перестали. Он щедро одарил и игумена, и братию. А в память о своём чудодейственном спасении повелел в монастыре построить каменный храм и заложить кедровую рощу. Все указы царя были исполнены. А великолепная роща и сегодня радует посетителей своим видом.
В начале XVII века во времена Смутного времени образ пресвятой Богородицы спас город от страшных бедствий — нашествия поляков и массовых эпидемий. Когда в Ярославль в 1612 году пришло народное ополчение, среди населения вспыхнули болезни. Тогда Дмитрий Пожарский, возглавлявший ополчение, обратился за помощью к матроне. По городу был проведён крестный ход, после которого болезнь отступила.
В XVIII — XIX веках монастырь продолжает развиваться и разрастаться. Слава о нём распространилась на всю Россию. Сюда не раз приезжали царствующие особы. В 1763 году в обители побывала императрица Екатерина Великая, а в 1913 году сюда приезжал император Николай II с семьёй. В 1862 году монастырь посетил святитель Игнатий Брянчанинов. В 1988 году сюда перенесли его мощи.
Поворотные события в истории обители произошли в советскую эпоху. В 1928 году Толгский монастырь закрывают, а позже его здания передают в распоряжение горожан, не имеющих жилья. Часть монастырских построек использовалась для хозяйственных нужд. Здесь также была устроена исправительная колония. Здания подверглись разрушению, многие фрески, иконы, рукописи безвозвратно утрачены.
Возрождение Толги началось в 1987 году. Годом позже здесь была проведена первая литургия и учреждён женский монастырь. На тот момент он являлся единственным в России.
Сегодня посетить уникальную достопримечательность стоит не только ради архитектурных изысков. Куда большую роль играет атмосфера, царящая здесь. Она буквально пропитана православием, мудростью веков и каким-то необычайным спокойствием. Девушки-монахини, радушно встречающие гостей, рассказывают о том, сколько непростых моментов выпало на долю этой православной святыни. Отметим, что Толгин день (21 августа) всегда считался любимым праздником православных ярославцев.
Сегодня комплекс удалось воссоздать. Здесь есть действующие храмы, хозяйственные постройки, постепенно восстанавливается единственная в своём роде кедровая роща, созданная по личному поручению царя Ивана Грозного. А главное есть возможность предстать перед чудотворным образом Толгской иконы Божьей Матери — той самой, с которой всё когда-то и началось.
Ежегодно тысячи паломников посещают Толгский монастырь в Ярославле, который в 2014 году отпраздновал свое 700-летие. В рамках подготовки к празднованию 700-летия Толгского монастыря была проведена реконструкция здания школы-столовой, в которой надстроен третий этаж, организованы кельи, трапезная, учебные классы. Проведены работы над ограждением территории, построена дорога, соединяющая монастырь и поселок Толгоболь. С 1 августа 2014 года по маршруту Красная площадь (центр Ярославля) – Толгский монастырь начал курсировать рейсовый автобус.
Свой 701-ый день рождения Толгский монастырь встретил гостей обновлёнными крестами на куполах Введенского собора. Во время трёхмесячной реставрации их обтянули медью, покрыли позолотой и освятили.