Теневая экономика как угроза экономической безопасности бизнеса



В статье рассмотрены масштабы теневого сектора и пути решения задач по обеспечению экономической безопасности. Структура и масштабы теневой экономики во многом находятся в прямой зависимости от финансовой политической деятельности государства, а наращивание данного сектора, наносит значительный вред экономической безопасности страны. Функционирование теневой экономики в России наносит огромный урон обществу и государству, расшатывает нормальные экономические отношения, и, в целом, считается одной из самых острых угроз экономической безопасности Российской Федерации.

Ключевые слова: теневая экономика, экономическая безопасность, государство, система, противодействие.

В современных условиях экономическая безопасность является основой сохранения целостности и национальной безопасности страны. Ее можно рассматривать как совокупность институциональных признаков государства, определяющих целостное, сбалансированное становление государства как части мирового хозяйства; такое положение экономики и институтов власти, при котором гарантируется защита национальных интересов [6].

Государство выступает основной составляющей в системе обеспечения экономической безопасности, состояния защищенности общества, становления экономики, что обусловлено наличием государственно-властных полномочий на издание общепризнанных норм, использование аппарата управления и принуждения [2].

Очевидно, что проблема теневой экономики считается довольно распространенной. Насколько давно она появилась? Исторические прецеденты говорят о том, что корни теневой экономики уходят глубоко в прошлое. Еще во времена СССР (именно 1970-е гг.) по статистическим сведениям степень теневой экономики был всего 3–4 %. Это вполне ожидаемый результат, потому что государство с тоталитарным политическим режимом обращало особое внимание на эту проблему. Но несмотря на это, ближе к распаду Советского Союза показатель теневой экономики поднялся до 12 %. Это объяснялось, прежде всего, упадком в системе, а также постепенным вторжением в страну западной культуры, в том числе и принципов рыночной системы [1].

Актуальна представленная проблема и в наши дни, так как довольно часто встречается в жизни современных стран, которые уделяют значительное внимание для борьбы с ней. А по мере развития экономической безопасности государств эта проблема приобретала еще большее значение.

Для того, чтобы лучше разобраться в сущности проблемы, следует рассмотреть причины теневой экономики, проанализировать сложившуюся ситуацию и определить пути решения данной проблемы. К наиболее распространенным и более уязвимым проблемам можно отнести следующие:

1) Экономические: несовершенство процесса приватизации, деятельность незарегистрированных экономических структур, высокие налоги, которые стимулируют рост теневой экономики.

2) Правовые: несовершенство законодательства связано с величиной транзакционных издержек, что ведет к росту теневой экономики.

3) Социальные: высокий уровень безработицы, а также долгие невыплаты заработной платы приводят к ориентированию населения на получение доходов любым способом, что для работодателей является выгодным из-за отсутствия отчислений в фонды [3].

Проанализировав развитые и развивающиеся страны, можно сказать, что у первых основной причиной развития теневой экономики является высокий уровень налогообложения, а у второй категории — недостаточный уровень развития товарно-денежных отношений, социально-экономической инфраструктуры, избыточное предложение труда, низкий экономический рост, неравенство доходов, коррупция и неэффективность государственного регулирования.

Рис.1. Доля теневой экономики в развивающихся странах в процентах от ВВП на 2018 г.

По данным статистики в развивающихся странах доля неофициального сектора колеблется от 5 до 35 % ВВП [4]. Исходя из отчета Ассоциации дипломированных сертифицированных бухгалтеров (ACCA) 2018 г., можно сказать, что Россия по итогам 2018 г. вошла в пятерку стран с крупнейшей теневой экономикой, ее объем составляет 33,6 трлн руб., или 39 % от прошлогоднего ВВП страны, он почти на 84 % выше, чем в среднем по миру. Больший объем экономики в тени лишь у Украины (46 % от ВВП, или 1,1 трлн грн), Нигерии (48 % ВВП) и Азербайджана (67 % ВВП). На пятом месте расположилась Шри-Ланка с показателем 38 % [5]. Наименьшие показатели объёма теневого сектора по итогам 2018 года зафиксированы в США (7,8 % ВВП), Японии (10 %) и Китае (10,2 %).

Главными факторами, определяющими масштабы «тенизации» экономики в России являются: контроль за коррупцией, «демократическая ответственность» и рост ВВП.

По оценкам Росстата, скрытый фонд оплаты труда в стране (это доходы работников в неформальном секторе и серые зарплаты в официальном секторе) постоянно растет: с 2011 года он увеличился с 6,3 трлн руб. (10,6 % ВВП) до 10,9 трлн руб. (13,4 % ВВП) в 2015 году.

По проведенным исследованиям было выявлено, что 27 % трудоспособных россиян имеют официально не учтенную вторую работу, причем около половины из них заняты в «посреднической деятельности», треть — в розничной торговле, а оставшиеся — в челночном бизнесе. Если учитывать эту особенность, можно получить сильно отличающуюся от официальной статистики картину доходов российских граждан. Оказывается, что теневой сектор охватывает приблизительно 40 % занятого населения, которые работают или подрабатывают и при этом не платят налоги.

Рис.2. Доля людей, занятых неофициально на дополнительной работе

Анализируя данную ситуацию, можно сделать вывод, что в тень людей толкает сокращение доходов, наблюдавшееся в последние годы. На рынке труда очевиден недостаток предложений официальных рабочих мест с «достойной оплатой труда», из-за чего люди ищут себе дополнительный источник дохода, официально нигде не оформленный.

Рассматривая проект документа «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики» на 2018–2020 годы, представленным Министерством финансов Российской Федерации, где описываются меры по борьбе с теневой экономикой, можно сделать вывод, что в основном они касаются применения новых технологий. А именно:

– с 1 июля 2018 г. всю российскую торговую сеть предполагалось оборудовать кассовой техникой, которая передавала бы онлайн-данные в федеральную налоговую службу;

– интегрировать информационные системы таможенной, налоговой служб и других органов, чтобы было проще отслеживать денежные потоки и потоки товаров;

– распространить системы маркировки на различные виды товаров;

– снизить прямые налоги на труд и повысить косвенные налоги.

Что касается правовых причин возникновения теневой экономики, особое внимание следует уделить экономическим преступлениям. Проведенный в 2018 г. опрос среди руководителей различных предприятий, показал плачевный результат. Если в 2014 г. с экономическими преступлениями столкнулись 48 % респондентов, что само по себе является достаточно высоким показателем, то в 2016 году наблюдается увеличение значения до отметки в 66 %. Так же, по графику рисунка 3 можно увидеть чёткую картину того, что в России уровень экономической преступности намного выше среднего результата по миру.


Рис.3. Уровень экономической преступности, %

Следует уделить внимание и тому, что наиболее распространенным видом экономического преступления является незаконное присвоение активов (69 %). На втором месте находится взяточничество и коррупция (58 %). Данные категории экономических преступлений можно проследить по рисунку 4.

A screenshot of a cell phone

Description automatically generated

Рис.4. Основные категории экономических преступлений, % респондентов

Подводя итоги, можно сказать следующее: чтобы противодействовать теневому бизнесу, специалистам по экономической безопасности необходимо выстроить целый план по борьбе с этой проблемой. Причем, если специалисты по экономической безопасности работают в государственном секторе, то меры и способы борьбы будут одни. Если же специалисты работают на предприятии, эти меры и способы будут другими. Это объясняется тем, что компетенция специалиста, работающего на государство, является более обширной, нежели у тех, кто работает на предприятии. Проблема теневой экономики является актуальной в современном мире. Данная проблема составляет одну из угроз экономической безопасности любого государства. Выработка мер по противодействию этой угрозе — довольно сложный процесс. Он требует взаимодействия всех структур на всех уровнях ведения хозяйственной деятельности. Правильная разработка мер позволит эффективнее бороться с нелегальным бизнесом.

Литература:

  1. Вакуленко К. Э. Теневая экономика: причины и формы. Влияние на экономическую систему // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 4.
  2. Вечканов Г. С. Экономическая безопасность: Учебник для вузов. СПб., 2013. Прудиус Е.В. О понятии и системе экономической безопасности// Законодательство и экономика. 2012. № 1.
  3. Официальный сайт Международного валютного фонда – www.imf.org/external/Russian/
  4. Отчет Ассоциации дипломированных сертифицированных бухгалтеров за 2017 год — https://academyey.com
  5. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».

Основные термины (генерируются автоматически): теневая экономика, экономическая безопасность, Россия, ВВП, проблема, теневой сектор, ACCA, особое внимание, Российская Федерация, экономическая преступность.

Logo

  • На главную
  • Расширенный поиск
  • Атрибутный поиск
  • Фундаментальная библиотека
  • Вход в систему
  • Русский
  • English

Теневая экономика и ее негативное влияние на экономическую безопасность Российской Федерации: выпускная квалификационная работа специалиста 5 курса очной формы обучения по направлению подготовки 38.05.01 Экономическая безопасность

Информация о документе

Автор статьи

Юлия Лайши

Эксперт по предмету «Экономика»

преподавательский стаж — 5 лет

Задать вопрос автору статьи

Понятие теневой экономики

Определение 1

Теневая экономика – это деятельность хозяйственных субъектов, которая скрывается от государства и общества.

Ее относят к ненаблюдаемой части национальной экономической системы. Она может быть интегрирована в нее, либо функционировать автономно. К теневой экономике относят домашнее или общинное ведение домашнего хозяйства. Оно не скрывается от государства, но никак им не учитывается. Сюда же относят крайние формы криминальной экономики, функционирующей по своим законам.

Экономические взаимоотношения между субъектами теневой экономики развиваются стихийно. Они не подчиняются действующим законам и общественным правилам. Доходы предпринимателей в этом секторе не облагаются налогами. Считается, что любой бизнес, укрывающий часть своей прибыли или всю ее от государственной власти, является теневым. Масштаб сокрытия может быть разным. Причиной часто становится высокое налоговое бремя. Представители теневого бизнеса получают больше возможностей конкурировать на рынке, а значит, вытесняют те компании, которые работают полностью легально. За счет этой тенденции происходит расширение теневого сектора.

Логотип IQutor

Сделаем домашку
с вашим ребенком за 380 ₽

Уделите время себе, а мы сделаем всю домашку с вашим ребенком в режиме online

Предприятия, действующие вне рамок закона, начинают пренебрегать им во всех остальных сферах. Например, они могут не соблюдать обязательные требования и стандарты при производстве товара, что неблагоприятным образом сказывается на его качестве и безопасности. Небольшое число сотрудников так же может навести на мысли о теневом бизнесе, так как большое количество нанятых людей усложняет неформальную оплату труда.

Замечание 1

Таким образом, теневая экономика является частью национальной системы хозяйственных отношений. Причины ее возникновения могут быть разными, но в большинстве своем они связаны с негибкостью налогово-бюджетной системы страны.

Виды теневой экономики

Сложность оценки теневой экономики заключается в том, что ее сложно отследить. Ее масштабы могут быть различными от небольшого мошенничества на рабочем месте до огромных доходов, которые извлекаются крупными криминальными организациями. По отношению к легальной экономической деятельности выделяют:

«Теневая экономика как угроза экономической безопасности государства» 👇

  • Беловоротничковую или фиктивную экономику.
  • Неформальную или серую экономику.
  • Нелегальную или черную экономику.

Фиктивная экономика представляет собой форму теневого бизнеса, который осуществляется на предприятии, ведущем легальную деятельность. Задействованный индивид может работать на государство, коммерческую организацию. Основной доход формируется за счет сокрытия и перераспределения легальных доходов. Сюда относят такие проявления нелегально экономики как мошенничество, шпионаж, коррупцию, ложное банкротство, уклонение от уплаты налогов, сокрытие част доходов. Считается, что именно эта форма теневой экономики наносит наибольший урон современному обществу.

Неформальная экономика действует автономно. Она не учитывается официальной статистикой и не входит в общий национальный доход. Ее основой являются доверительные отношения между ее участниками, так как отсутствие законодательного регулирования не защищает интересы участников сделки. То есть, неформальная экономика предполагает сохранение прав субъекта хозяйствования, но при условии нарушения официального закона.

Криминальная, черная экономика строится на своих криминальных законах. В ней может быть нарушен не только официальный закон, но и права участника сделки. Здесь производятся и реализуются товары и услуги, которые полностью или частично запрещены на официальном рынке. Не всегда отсутствие тех или иных благ связано с криминалом. Иногда в силу определенных экономических, политических, социальных причин ряд товаров является недоступным для населения. В этом месте возникает нелегальная экономическая деятельность.

Теневая экономика – угроза хозяйственной безопасности государства

Теневая экономика является одной из угроз экономической безопасности страны. Она действует по своим законам, вытягивая из официального оборота финансовые средства, ресурсы, человеческий потенциал. Теневая экономика конфликтует с официальными решениями экономической политики.

Основной причиной возникновения неформальной экономики является активное вмешательство государства в хозяйственные процессы. Оно может увеличивать нагрузку на малый и средний бизнес, поддерживать крупное производство. Кроме того, кризис, рецессия национальной экономики, отсутствие субсидий со стороны государства так же стимулируют развитие теневого бизнеса. Вследствие всего вышеперечисленного теневая часть экономики растет, происходит искажение конкурентных механизмов рынка, отсутствуют условия для укрепления права собственности, повышаются цены, теряется доверие участников к рынку, растет криминальный потенциал.

Рост теневой экономики сказывается на социальной жизни общества. Из экономики извлекаются внушительные средства, которые могли быть направлены на решение социальных нужд. Растет имущественное неравенство, увеличивается число бедных. Рост неформальной экономики способствует коррумпированность официальной правовой системы, что так же негативным образом сказывается на безопасности государства и страны в целом. Увеличение социальной напряженности может привести к политической дестабилизации государственной власти.

Размер теневой экономики, превышающий 20% от национального дохода, снижает инвестиционный потенциал страны. Это может вызвать политическую и экономическую изоляцию, отказ от международного сотрудничества. Преодоление проблем быстрого роста теневого сектора является одной из приоритетных задач власти. Противодействие позволит поддержать экономическую безопасность, защитить от негативного влияния внешних и внутренних факторов, стабилизировать национальную экономику, обеспечить права и свободу собственных граждан. Сдерживание криминальных тенденций способствует защите жизни и здоровья населения, увеличению доверия к действующей власти.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Теневая
экономика

– деятельность субъектов хозяйствования,
которая развивается вне государственного
учета и контроля.

Теневая
экономика имеет два основных взаимосвязанных
признака:


противоправная деятельность в целях
получения исключительно в собственных
интересах неконтролируемого дохода;


получение дохода, который полностью
или частично выведен из-под фискального
контроля в целях получения дополнительных
экономических выгод.

Причинами
возникновения теневой экономики
являются:


высокий уровень налогообложения и
запутанность налоговой системы;


высокая регламентированность экономики,
т.е. интенсивное административное
вмешательство в экономику, высокая доля
государственного сектора в экономике;


нестабильность экономики, неопределенность
макроэкономических параметров и задач;


низкий кредитный рейтинг национальной
экономики и её субъектов, что часто
препятствует ведению легального бизнеса.

Учеными
проведена типологизация
разновидностей теневой экономики
,
выделяются следующие типы:

  • «Беловоротничковая»(«вторая»
    по отношению к официальной экономике)
    теневая экономика – это запрещенная
    законом скрываемая экономическая
    деятельность работников «белой»
    экономики на их рабочих местах.

  • «Серая»
    (неформальная) теневая экономика —
    разрешеннаязаконом, но не регистрируемая
    экономическая деятельность (мелкий
    бизнес) по производству и реализации
    обычных товаров и услуг.

  • «Черная»
    теневая экономика (экономика организованной
    преступности)–запрещенная законом
    экономическая деятельность , связанная
    с производством и реализацией запрещенных
    товаров и услуг. Сюда относятся кражи,
    грабежи, вымогательство, наркобизнес,
    проституция, рэкет.

Расширению
масштабов теневой экономики в России
способствуют определенные факторы,
среди них:


резкое имущественное расслоение
населения;


распространение в обществе идеологии
потребительства;


внедрение регулирующих экономических
механизмов, создающих криминогенную
ситуацию;


тенденция к исключению роли государства
как регулятора в экономической сфере,
доминирование принципов свободной
рыночной экономики;


ослабление борьбы с экономическими
преступлениями;


непроработанность правовой базы
экономических реформ.

Теневая
экономика оказывает негативное
воздействие на экономику государства

и приводит к подрыву его экономической
безопасности. Негативное влияние
проявляется в следующем:


снижение эффективности производства
и труда;


снижение объемов ВВП;


снижение налоговых поступлений в бюджеты
всех уровней и внебюджетные фонды;


сокращение расходов государственного
бюджета и деформация его структуры;


снижение эффективности макроэкономической
политики из-за невозможности точной
оценки масштабов экономической
деятельности в государстве;


в финансовой сфере — деформация структуры
платежного оборота, стимулирование
инфляции, повышение инвестиционных
рисков, нанесение ущерба инвесторам,
вкладчикам, акционерам, кредиторам и
т.д.;


формирование нездоровой конкурентной
среды и неэффективных рыночных механизмов;


снижение доверия инвесторов;


нанесение экологического вреда;


негативное влияние на политическую
систему страны через лоббирование
интересов субъектов теневой экономики
в органах власти;


Усиление коррумпированости государственного
аппарата.

Теневая
экономика в РФ, согласно исследованиям
Всемирного банка, составляет 43% от ВВП.
Для сравнения — в Китае всего лишь 13%
ВВП, в  Швейцарии –6,5%, США – 5,9%.

В
2016 году в теневом рынке так или иначе
участвовали около 30 млн человек – это
40,3% экономически активного населения.

Самыми
большими сферами по объемам теневого
бизнеса в России являются услуги,
торговля, производство продуктов
питания, сельское хозяйство, а также
незаконные виды деятельности, включая
сферы с высокой коррупционной составляющей.

По
оценке международной организации
TRANSPARENCY INTERNATIONAL Россия занимает 139 место
по объемам теневой экономики в мировом
рейтинге.


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Теневая экономика выступает как реальная угроза экономической безопасности и возникает в результате несоответствия путей развития государственной экономики реальным экономическим интересам населения. Когда государство не может наполнить соответствующими благами сферы потребления, а общество не может без них существовать, то в результате этого возникает подпольная экономическая деятельность, и борьба с ней становиться практически невозможной. Объёмы и составляющие теневой экономики как правило находятся в прямой зависимости от экономической политики страны, а увеличение данного сектора наносит значительный ущерб экономической безопасности государства. Для экономического развития страны, органам власти необходимо максимально сокращать долю теневой экономики.

Теневая экономика объединяет в себе понятие любых нелегальных экономических отношений в сфере производства, потребления, услуг, а также сокрытие доходов этой деятельности от налогообложения и операции с «черными» наличными деньгами. Под ней подразумевают сокрытие экономической деятельности субъекта хозяйствования, любая хозяйственная деятельность, которая официально не зарегистрирована специальными уполномоченными органами.

Рассматривая теневую экономику, как отдельно взятое явление можно выделить три основные ее части:

1. Неформальная экономика («серый рынок») – совершение вполне законных экономических операций, но с сокрытием или занижением их реальных объемов. Примером данной деятельности могут служить любые занятия, приносящие доход: репетиторство, наемные надомные работы, частный извоз и т. д. В большинстве случаев, такую деятельность не подвергают учету ввиду относительно небольших сумм дохода.

2. Криминальная экономика («черный рынок») – экономическая деятельность, запрещенная законодательными актами государства и большинством стран мира, такие виды деятельности, как наркобизнес, рэкет, контрабанда, проституция и т. д.

3. Фиктивная экономика – предоставление различного рода взяток, привилегий незаконным путем. К ним относятся субсидии, льготы, которые связаны с коррупционной деятельностью.

Можно выделить две основные причины характеризующие теневую экономику:

— Вмешательство государства в экономику. Примером может служить тяжелое налоговое бремя для малого и среднего бизнеса, а также огромное количество государственных инстанций, которые регистрируют их официальную деятельность. На все это у предпринимателей уходят значительные финансовые затраты, которые могли быть направлены на развитие производства. Следовательно, предпринимателю выгоднее уйти в теневой сектор экономики.

— Депрессивное состояние национальной экономики. Если в государстве кризисное состояние экономики, то у населения снижается жизненный уровень, возможно повышение доли безработицы, а это приводит к желанию населения заняться предпринимательской деятельностью. Но так как административные барьеры довольно жесткие, то предприниматели стараются их обходить (чтобы сохранить свой бизнес и не обанкротиться), а это и есть переход в теневой сектор и как результат рост теневой экономики.

К причинам, которые способствуют развитию теневой экономической деятельности, можно отнести — высокие налоговые ставки, разнообразные недоработки в законодательной сфере, коррупцию в государственном аппарате.

Несомненно, теневая экономика оказывает разлагающее влияние на все стороны жизни и приводит к последствиям разного вида:

1. Экономические последствия:

— расширение теневой экономики;

— искажение конкурентных механизмов рынка;

— отсутствие условий для скорейшего появления эффективных частных собственников;

— неэффективное распределение и использование бюджетных средств;

— повышение цен за счет криминальных «накладных расходов»;

— потеря доверия агентов рынка к способности властей устанавливать и соблюдать честные правила рыночной игры;

— расширение масштабов криминальных операций в неправительственных организациях (на фирмах, предприятиях, в общественных организациях).

2. Социальные последствия:

— отвлекаются огромные средства от целей социального развития;

— увеличивается и закрепляется имущественное неравенство, бедность большой части населения;

— дискредитируется право, как основной инструмент регулирования жизни государства и общества;

— коррумпированность правоохранительных органов способствует укреплению организованной преступности;

— увеличение социальной напряженности тормозит развитие экономики и угрожает политической стабильности в стране.

3. Политические последствия:

— изменяется цель политики от общенационального развития к обеспечению властвования олигархических группировок;

— снижается доверие к власти, растет ее отчуждение от общества, происходит фактический отказ властей от взятых социальных обязательств;

— падает престиж страны на международной арене, растет угроза ее экономической и политической изоляции.

К инициаторам в борьбе с нелегальным бизнесом относятся в первую очередь: государственные структуры, заинтересованные в пополнении бюджета; легальные организации, которым не выгодна конкуренция со стороны теневого сектора; общественные организации.

Таким образом, экономическая безопасность в аспекте противодействия теневой экономике представляет собой совокупность внутренних и внешних факторов, обеспечивающих контроль развития криминальных тенденций в экономике с позиции российских государственных и общественных интересов.

Список литературы

1. Авдийский, В. И. Теневая экономика и экономическая безопасность государства : учеб. пособие / В.И. Авдийский, В.А. Дадалко, Н.Г. Синявский. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 538 с. – [ http://znanium.com/bookread2.php?book=792808 ]

2. Бурмистрова А. А., Теневая экономика как угроза экономической безопасности государства: Научная статья / Журнал: «Социально-экономические явления и процессы» — Издательство: Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина (Тамбов), 2016. – С. 5-8/ — [ https://elibrary.ru/download/elibrary_25752899_40906960.pdf ]

3. Купрещенко, Н. П. Теневая экономика: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Купрещенко Н.П. — М.:ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2015. — 199 с.: 60x90 1/16 ISBN 978-5-238-02466-0 – [ http://znanium.com/bookread2.php?book=884585 ]

Мухина Елизавета Алексеевна

ФГБОУ ВО «Поволжский государственный технологический университет»

г. Йошкар-Ола, Россия

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Особенности влияния теневой экономики на экономическую безопасность предприятий

В статье рассмотрены современные особенности влияния процессов теневизации экономической деятельности на экономическую безопасность предприятий в контексте вызовов и угроз экономического развития. Сделан акцент на комплексе мер, противодействующих теневизации экономической деятельности.

Ключевые слова: безопасность, неформальная экономика, скрытая экономика, теневая экономика, теневизация экономической деятельности, экономика предприятия.

В современных условиях глобализации рыночных отношений происходящие геополитические процессы, а также угрозы безопасности обусловливают необходимость создания качественно новых условий проведения государственной политики в области регулирующих мер, касающихся теневизации экономической деятельности. Каждая страна, тем более, развитая в экономическом плане, сталкивается с проблемами теневой экономики. При этом, по замечанию Е.В. Родионовой, в нынешних условиях хозяйствования в сложной и динамичной внешней среде, создающей большое количество угроз субъектам предпринимательства, ключевой целью развития организаций становится «обеспечение их экономической безопасности и успешного функционирования в долгосрочной перспективе» [1, с. 351].

Сегодня к одному из важнейших факторов социально-экономической нестабильности как на национальном, так и на транснациональном уровнях, относится теневизация экономической деятельности, которая приобретает тесные интеграционные связи с коррупцией.

Теневая экономика функционирует за пределами правового поля. К её характерным признакам относятся уклонение от официальной регистрации коммерческих договоров либо умышленное искажение их содержания в ходе регистрации. По справедливому замечанию А.В. Грачева, А.Н. Литвиненко, «теневую экономику относят к обширной и сложной области экономических отношений любого социума» [2, с. 132].

Проблематика противодействия теневизации экономической деятельности на протяжении продолжительного периода времени привлекает к себе внимание специалистов юридических наук, однако комплексных исследований по данной тематике крайне мало, что подтверждает значимость обращения к данной теме.

В соответствии с современными представлениями, теневая экономика представляет собой «экономическую деятельность, которая скрывается от государства и общества, при этом она находится за пределами контроля со стороны государства» [3, с 29]. Таким образом, говоря о теневизации экономической деятельности, имеют в виду экономику, которая носит скрытый характер. Также данную экономику принято называть неформальной.

Что касается статистических данных, которые отражают процессы теневизации экономической деятельности в России, то в 2019 году объем теневой экономики в нашей стране, в соответствии с данными, приводимыми Росфинмониторингом, составил 20 трлн. рублей. По сравнению с 2017 годом данный показатель вырос более, чем на 1 трлн. рублей [4].

Аналитиками финансового ведомства принимались в учёт такие показатели, как «серый» импорт, при котором продукцию ввозят на территорию России по заниженным пошлинам и подложным декларациям, «серая» заработная плата работникам, скрытые доходы и неуплата налогов.

Помимо этого, в ходе анализа и оценки тенденций теневизации экономической деятельности в России уделяется пристальное внимание фиктивной внешнеэкономической деятельности, при которой посредством разнообразных схем с участием «организаций-однодневок» финансовые средства выводятся из Российской Федерации за рубеж.

Федеральной службой государственной статистики приводятся следующие данные за 2019 год. Наибольший удельный вес теневизации приходится на сферу недвижимости. Данный показатель составляет 6,4% от ВВП страны. Таким образом, эта сфера занимает лидирующие позиции в теневой экономике, более 50% от суммарного уровня теневизации. Высоким удельным весом теневой экономики характеризуется и агропромышленный комплекс, а также деятельность организаций, связанная с ремонтом автотранспортных средств. Показатель теневизации этих сфер в 2019 году составил 1,4%. Кроме этого, высоким уровнем теневизации отличается и строительная сфера, которая незначительно отстаёт по данному показателю от рассмотренных выше сфер. Что касается организаций сектора услуг и оптово-розничной торговли, то они способствуют формированию наибольшего спроса на теневые финансовые услуги в России [5].

Анализируя особенности процесса теневизации экономической деятельности, современные авторы обращают внимание на сопоставление данного процесса с экономической безопасностью. В данной связи, целесообразно рассмотреть перечень угроз, которые несёт в себе теневая экономика для экономической безопасности. По замечанию Д.А. Головенкина, С.Ю. Ломоносовой, речь идёт:

— о снижении поступлений от налоговых платежей, причём, это касается бюджетов различных уровней;

— о распространении коррупции;

— о существенном сокращении роста экономики, что, в первую очередь, затрагивает предприятия промышленной сферы;

— о росте показателей инфляции;

— об увеличении производства товаров, которые являются нелегальными и характеризуются низким качеством;

— о выраженном отрицательном воздействии на экологию;

— о снижении привлечения инвестиционных средств в связи с ухудшением инвестиционного климата;

— о снижении мотивации к результативной работе у персонала предприятий, которые принадлежат к числу легальных [2, с. 14].

Несмотря на то, что современными авторами теневизация экономической деятельности рассматривается в качестве вызовов, которые формируют угрозу экономической безопасности для предприятий, некоторые исследователи указывают на положительные эффекты, которые сопровождают проявления теневой экономики. Так, Н.В. Игнатенко, К.А. Кудинов, Е.И. Федорова к их числу относят следующие факторы:

— за счёт теневой экономики достигается уменьшение дифференциации населения;

— посредством теневизации экономической деятельности растут показатели занятости населения;

— за счёт функционирования так называемых «теневых рынков» экономические спады становятся более мягкими, поскольку перераспределяются финансовые средства и ресурсы [6, с. 75].

Вместе с тем, как нам представляется, отмеченные выше тезисы носят спорный характер. Причём, их сомнительность заключается не в ошибочном представлении о положительном влиянии теневой экономики, а в том, что позитивные стороны нивелируются гораздо более выраженным негативным воздействием процессов теневизации, особенно, когда речь идёт о безопасности предприятий и государства в целом. Также нам видится целесообразным отметить, что отмеченные выше положительные стороны носят временный характер, с течением времени данные факторы замедлят развитие организаций и учреждений, весьма негативно воздействуя на экономику и безопасность.

Необходимо обратиться к комплексу мер, противодействующих теневизации экономической деятельности:

1. Осуществление деятельности по сбору информации касательно проявлений теневизации экономической деятельности, формирование базы данных сравнительно типичных схем неправомерных действий.

2. Осуществление исследовательской деятельности в отношении теневизации экономической деятельности, составление прогноза развития теневой экономики, на основе которого происходит формирование законопроектов.

3. Формулировка стратегии, которая проявит эффективность в противодействии теневизации экономической деятельности. Данная стратегия предусматривает ценность предупредительных мер.

4. Разработка программ по противодействию теневизации экономической деятельности, реализуемого со стороны общества. Данными программами предусматриваются цели, перечень задач, средств борьбы с теневизацией, последовательность этапов, исполнители, характер ресурсного снабжения.

5. Совершенствование законотворчества в целях предупреждения развития теневизации экономической деятельности.

6. Следование ключевым принципам противодействия теневизации экономической деятельности. Как отмечает М.А. Комарова, речь в данной связи идёт:

— об обеспечении неотвратимости наказания;

— о воплощении борьбы с теневизацией экономической деятельности всем обществом;

— о воплощении предупредительных мер в режиме законности;

— об обеспечении равенства всех физических и юридических лиц перед законодательством;

— об опережении теневизации экономической деятельности в техническом аспекте, сборе информации и в профессиональных познаниях;

— о воплощении интернационального сотрудничества в области предупреждения теневизации экономической деятельности [7, с. 93].

Таким образом, теневизация экономической деятельности, которая образует так называемую ненаблюдаемую экономику, является весьма сложным явлением как по своей сути, так и в аспекте анализа, прогнозов, вовлечённые в теневизацию хозяйствующие субъекты или физические лица частично или полностью не соблюдают формальные требования. Необходимо отметить, что теневизация экономической деятельности негативным образом влияет на поддержание экономической безопасности предприятий, замедляя рост экономики, провоцируя распространение коррупции. Результатом является то, что безопасность государства может утратить свою устойчивость. Чтобы снизить отрицательное воздействие теневизации в экономической сфере, первоочередным ориентиром в реализуемой российской политике должна стать выработка результативных и действенных мероприятий, дающих возможность сократить уровень теневой экономики, причём, усилия при достижении данной цели должны быть направлены не на какие-либо отдельные предприятия, регионы, а касаться всей страны.

Список источников и литературы

1. Родионова Е.В. Экономическая безопасность в системе стратегического управления организацией // Инновационное развитие экономики. 2017. № 2 (38). С. 354-357.

2. Головенкин Д.А. Теневая экономика и экономическая безопасность – причинная обусловленность и особенности взаимодействия / Д.А. Головенкин, С.Ю. Ломоносова // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. – 2019. – № 1 (21). – С. 12-16.

3. Новикова В.С. Экономическая безопасность предприятия в контексте теневой экономики / В.С. Новикова // Дневник науки. – 2018. – № 3 (15). – С. 29.

4. Официальный сайт Федеральной службы по финансовому мониторингу // Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.fedsfm.ru (дата обращения: 04.09.2020).

5. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики // Электронный ресурс. – Режим доступа: https://www.gks.ru (дата обращения: 04.09.2020).

6. Игнатенко Н.В. Влияние теневой экономики на деятельность предприятий в России / Н.В. Игнатенко, К.А. Кудинов, Е.И. Федорова // Экономика и управление: современные тенденции. Материалы VI Международной научно-практической конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации. – Ростов-на-Дону: Донской государственный технический университет, 2018. – С. 73-78.

7. Комарова М.А. Проблемы «ухода» предприятий малого и среднего бизнеса в теневую экономику и способы ее минимизации / М.А. Комарова // Экономика знаний: теория и практика. – 2018. – № 2 (6). – С. 88-94.

8. Грачев А.В. Теневая экономика как элемент системы экономической безопасности / А.В. Грачев, А.Н. Литвиненко // Образование. Наука. Научные кадры. – 2019. – № 2. – С. 132-137.

Выходные данные статьи:

Мухина Е.А. Особенности влияния теневой экономики на экономическую безопасность предприятий // Журнал «У». Экономика. Управление. Финансы., №3. 2020. URL: https://portal-u.ru/index.php/journal/article/view/393

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Теория стейкхолдеров как методологическая основа бизнес анализа
  • Теплоход принцесса анабелла какой компании принадлежит компании
  • Терминал ресурс строительная компания официальный сайт вакансии
  • Тест по обществознанию слагаемые успеха в бизнесе для 11 класса
  • Транспортные компании новокузнецка по перевозке грузов межгород