Тексту л н толстого вскоре к нашей компании присоединился иленька грап

Подготовка к ОГЭ по русскому языку

(1)Вскоре к нашей компании присоединился Иленька Грап. (2)Иленька был мальчик лет тринадцати, худой, высокий, бледный, с птичьей рожицей и добродушно-покорным выражением. (3)Когда я теперь вспоминаю его, я нахожу, что он был очень услужливый, тихий и добрый мальчик; тогда же он мне казался таким презренным существом, о котором не стоило ни жалеть, ни даже думать.(4)Когда игра в разбойники прекратилась, мы начали возиться и щеголять друг перед другом разными гимнастическими штуками. (5)Иленька с робкой улыбкой удивления поглядывал на нас и, когда ему предлагали попробовать то же, отказывался, говоря, что у него совсем нет силы. 

(6)Серёжа беспрестанно хохотал и затеивал новые шалости: перепрыгивал через три стула, поставленные рядом, через всю комнату перекатывался колесом, становился кверху ногами на книги Татищева, положенные им в виде пьедестала на середину комнаты, и при этом выделывал ногами такие уморительные штуки, что невозможно было удержаться от смеха. (7)После этой последней штуки он задумался, помигал глазами и вдруг с совершенно серьёзным лицом подошёл к Иленьке: «Попробуйте сделать это; право, это нетрудно». (8)Грап, заметив, что общее внимание обращено на него, покраснел и чуть слышным голосом уверял, что он никак не может этого сделать. 
 — (9)Да что ж в самом деле, отчего он ничего не хочет показать? (10)Непременно надо, чтобы он встал на голову! 

 (11)И Серёжа взял его за руку. 

 — (12)Непременно, непременно на голову! – закричали мы все, обступив Иленьку, который в эту минуту заметно испугался и побледнел, схватили его за руку и повлекли к книгам. 

 — (13)Пустите меня, я сам! – кричала несчастная жертва. 

 (14) Но эти крики отчаяния ещё более воодушевляли нас; мы помирали со смеху. 

 (15) Володя и старший Ивин нагнули ему голову и поставили её на стопку книг; я и Серёжа схватили бедного мальчика за тоненькие ноги, которыми он махал в разные стороны, засучили ему брюки до колен и с громким смехом вскинули их кверху; младший Ивин поддерживал равновесие всего туловища. 

 (16) Случилось так, что после шумного смеха мы вдруг все замолчали, и в комнате стало так тихо, что слышно было только тяжёлое дыхание несчастного Грапа. 

 (17) В эту минуту я не совсем был убеждён, что всё это очень смешно и весело. 

 (18) Иленька, как что-то безжизненное, грохнулся на землю и от слёз мог только выговорить: 

 — За что вы меня тираните? 

 (19) Плачевная фигура бедного Иленьки с заплаканным лицом поразила нас; мы все молчали и старались принуждённо улыбаться. 
 (20) Отвернувшись, Иленька громко зарыдал. 

 (21) Я не сообразил того, что бедняжка плакал, верно, не столько от физической боли, сколько от той мысли, что пять мальчиков без всякой причины, все согласились ненавидеть и гнать его. 

(22) Я решительно не могу объяснить себе жестокости своего поступка. (23)Как я не подошёл к нему, не защитил и не утешил его?

(24)Куда девалось чувство сострадания, заставлявшее меня, бывало, плакать навзрыд при виде выброшенного из гнезда галчонка?

(25)Неужели это прекрасное чувство было заглушено во мне желанием казаться перед Серёжей таким же молодцом, как и он сам? 

 (По Л. Н. Толстому*) 

 * Толстой Лев Николаевич (1828-1910) – русский писатель и мыслитель, просветитель, публицист.

Как писать сочинение ОГЭ

Сочинения к варианту №26 ОГЭ по русскому языку «36 вариантов. И.П. Цыбулько».

Сочинение 9.1

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Ирины Борисовны Голуб: «Изображение чувства в речи требует особых экспрессивных красок».

Известный лингвист Ирина Борисовна Голуб заявляла: «Изображение чувства в речи требует особых экспрессивных красок». Удостоверимся в справедливости высказанного мнения на примере текста Льва Николаевича Толстого.

В произведении писателя находим множество эпизодов, в которых отражаются чувства персонажей. Например, в предложениях 10 и 12 посредством восклицательных предложений, свидетельствующих о наличии экспрессии, здесь мы ощущается желание унизить человека ради собственного самоутверждения: «Непременно надо, чтобы он встал на голову!». «Непременно, непременно на голову!»

Отчаяние несчастной жертвы отражено другими экспрессивными средствами – эпитетами: «несчастного Грапа», «плачевная фигура». Чувство сострадания вызывают подобные приёмы художественной выразительности.

Текст Льва Николаевича Толстого служит свидетельством того, что чувства в нашей речи изображаются специальными средствами, в числе которых восклицательные предложения и художественные тропы.

Сочинение 9.2

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Я решительно не могу объяснить себе жестокости своего поступка. Как я не подошёл к нему, не защитил и не утешил его? Куда девалось чувство сострадания, заставлявшее меня, бывало, плакать навзрыд при виде выброшенного из гнезда галчонка?»

В финале текста Льва Николаевича Толстого, предложенного для чтения, отражается мысль о стадном чувстве, когда индивидуальные черты характера нивелируются и все стремятся быть такими, каким является лидер толпы. В подобном состоянии можно совершить любую подлость.

В эпизоде повествуется о возмутительном происшествии: толпа подростков напала на самого слабого, чтобы доказать свою власть над несчастным существом. Лидером, как это бывает в таких случаях, становится тот, кто считает себя лучше всех, — это мальчик, по имени Серёжа, который «беспрестанно хохотал и затеивал новые шалости…».

В своём стремлении к самоутверждению этот мальчик решил выгодно подчеркнуть свои достоинства на фоне кого-нибудь слабого: «…помигал глазами и вдруг с совершенно серьёзным лицом подошёл к Иленьке». Дальше следует ужасающая сцена издевательства над бедным Грапом, во время которой каждый из участников забыл на время о своих лучших человеческих качествах.

Так бывает, когда неплохие, казалось бы, люди попадают под влияние человека, желающего подчинить своей воле всех, кто оказался рядом. Тогда существа с ещё не сформировавшимися нравственными устоями и с гипертрофированным стремлением к самоутверждению, хотят доказать своё превосходство не появленем своих достоинств, а на фоне чужой слабости.

Сочинение 9.3

Как Вы понимаете значение слова ЖЕСТОКОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «В чём причины подростковой жестокости?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Жестокость – это такое явление в нашей жизни, когда в душах людей нет доброты и сочувствия к людям. Особенно часто это проявляется в подростковом возрасте, когда стремление к самоутверждению очень велико, а нравственные принципы ещё не сформированы.

В тексте Льва Николаевича Толстого говорится именно о такой проблеме. Рассказчик повествует об одном случае, когда толпа мальчишек издевается над слабым мальчиком, стремясь быть похожими на своего предводителя. Имя этого мальчика Серёжа, его все считали «молодцом». Именно он организовал безобразную проделку, когда «…кричала несчастная жертва. Но эти крики отчаяния ещё больше воодушевляли нас; мы помирали со смеху…». А ведь каждый мальчик, взятый в отдельности, может, был добрым и сострадательным, но почему-то, собравшись вместе, все эти дети стали жестокой толпой, готовой уничтожить человека, лишь бы утвердить свою власть и силу.

Часто можно и сегодня увидеть в соцсетях подобные сцены, когда толпа унижает других, стремясь продемонстрировать свою силу и жестокость. Детям кажется, что в этом и есть доказательство превосходства над другими. Если бы они знали, насколько ошибочно такое мнение! Ведь пройдёт всего несколько лет, и каждый из них будет оценивать себя и других по совершенно другим критериям: уму, готовности прийти на помощь, способности брать на себя ответственность за жизнь и безопасность других людей.

Жесткость – это признак незрелой личности, стремящейся к самоутверждению не на преодолении своих пороков, а на желании выставить себя «молодцом» на фоне чужой слабости. Такое поведение характерно для людей, ещё не знающих истинных жизненных ценностей, не осознавших в себе ответственности за свои поступки.

Пример сочинения ОГЭ 9.3 (15.3) по тексту Л.Н. Толстого «Вскоре к нашей компании присоединился Иленька Грап. «

Как Вы понимаете значение слова ЖЕСТОКОСТЬ? Напишите сочинение-рассуждение на тему «В чем причины подростковой жестокости?«
Исходный текст

Жестокость – качество человеческой личности, которое проявляется как отсутствие сострадания, агрессивное отношение к окружающим, причиняющее физическую и душевную боль, страдания. Жестокость присуща не только взрослым, но и детям. Чаще всего жестокость проявляют подростки. На мой взгляд, причиной подростковой жестокости является неразвитость души. В подростковом возрасте человек только начинает свой нравственный путь, происходит самоопределение личности, формируются представления о добре и зле. Подростки не имеют за плечами жизненного опыта, который позволяет взрослым поступать правильно, они только учатся милосердию, состраданию. 

Подростки часто думают, что сострадание – это слабость. Потому порой совершают акты жестокости, чтобы повысить авторитет среди сверстников, боятся показать свою «слабость».

Пример проявления жестокости в подростковом возрасте можно найти в тексте Л.Н. Толстого. Жестокость проявляет компания ребят по отношению к мальчику Иленьке. Рассказчик с высоты жизненного опыта описывает его как тихого, доброго, услужливого мальчика. Однако в глазах ребят он выглядит как «презренное существо, о котором не стоило ни жалеть, ни думать». Этот пример показывает, что у подростков очень часто жестокость связана с проявлением силы, с попытками утвердить свое положение в обществе. А доброта и услужливость воспринимается как слабость. Важно и физическое состояние подростка. Слабые физически ребята часто становятся мишенью, потому подростки издеваются над бедным Иленькой, понимая, что он не может дать им отпор. А в предложении 25 мы видим, как сам рассказчик объясняет свое поведение: ему не хотелось терять авторитет, показывать свою слабость перед окружающими.

Эти примеры доказывают нам, что чаще всего причины подростковой жестокости связаны с процессом утверждения личности в коллективе, нежеланием подростков давать слабину, отсутствием жизненного опыта. Лишь повзрослев, человек понимает, что милосердие и доброта – это не слабость, что важнее не физическая выносливость, а воля, духовная стойкость и человечность. Вот что делает человека сильным и достойным уважения.

Пример сочинения ОГЭ 9.3 (15.3) по тексту Л.Н. Толстого «Вскоре к нашей компании присоединился Иленька Грап. «

Как Вы понимаете значение слова ЖЕСТОКОСТЬ? Напишите сочинение-рассуждение на тему «В чем причины подростковой жестокости?«
Исходный текст

Жестокость – качество человеческой личности, которое проявляется как отсутствие сострадания, агрессивное отношение к окружающим, причиняющее физическую и душевную боль, страдания. Жестокость присуща не только взрослым, но и детям. Чаще всего жестокость проявляют подростки. На мой взгляд, причиной подростковой жестокости является неразвитость души. В подростковом возрасте человек только начинает свой нравственный путь, происходит самоопределение личности, формируются представления о добре и зле. Подростки не имеют за плечами жизненного опыта, который позволяет взрослым поступать правильно, они только учатся милосердию, состраданию. 

Подростки часто думают, что сострадание – это слабость. Потому порой совершают акты жестокости, чтобы повысить авторитет среди сверстников, боятся показать свою «слабость».

Пример проявления жестокости в подростковом возрасте можно найти в тексте Л.Н. Толстого. Жестокость проявляет компания ребят по отношению к мальчику Иленьке. Рассказчик с высоты жизненного опыта описывает его как тихого, доброго, услужливого мальчика. Однако в глазах ребят он выглядит как «презренное существо, о котором не стоило ни жалеть, ни думать». Этот пример показывает, что у подростков очень часто жестокость связана с проявлением силы, с попытками утвердить свое положение в обществе. А доброта и услужливость воспринимается как слабость. Важно и физическое состояние подростка. Слабые физически ребята часто становятся мишенью, потому подростки издеваются над бедным Иленькой, понимая, что он не может дать им отпор. А в предложении 25 мы видим, как сам рассказчик объясняет свое поведение: ему не хотелось терять авторитет, показывать свою слабость перед окружающими.

Эти примеры доказывают нам, что чаще всего причины подростковой жестокости связаны с процессом утверждения личности в коллективе, нежеланием подростков давать слабину, отсутствием жизненного опыта. Лишь повзрослев, человек понимает, что милосердие и доброта – это не слабость, что важнее не физическая выносливость, а воля, духовная стойкость и человечность. Вот что делает человека сильным и достойным уважения.

Подготовка к ОГЭ по русскому языку

(1)Вскоре к нашей компании присоединился Иленька Грап. (2)Иленька был мальчик лет тринадцати, худой, высокий, бледный, с птичьей рожицей и добродушно-покорным выражением. (3)Когда я теперь вспоминаю его, я нахожу, что он был очень услужливый, тихий и добрый мальчик; тогда же он мне казался таким презренным существом, о котором не стоило ни жалеть, ни даже думать.(4)Когда игра в разбойники прекратилась, мы начали возиться и щеголять друг перед другом разными гимнастическими штуками. (5)Иленька с робкой улыбкой удивления поглядывал на нас и, когда ему предлагали попробовать то же, отказывался, говоря, что у него совсем нет силы. 

(6)Серёжа беспрестанно хохотал и затеивал новые шалости: перепрыгивал через три стула, поставленные рядом, через всю комнату перекатывался колесом, становился кверху ногами на книги Татищева, положенные им в виде пьедестала на середину комнаты, и при этом выделывал ногами такие уморительные штуки, что невозможно было удержаться от смеха. (7)После этой последней штуки он задумался, помигал глазами и вдруг с совершенно серьёзным лицом подошёл к Иленьке: «Попробуйте сделать это; право, это нетрудно». (8)Грап, заметив, что общее внимание обращено на него, покраснел и чуть слышным голосом уверял, что он никак не может этого сделать. 
 — (9)Да что ж в самом деле, отчего он ничего не хочет показать? (10)Непременно надо, чтобы он встал на голову! 

 (11)И Серёжа взял его за руку. 

 — (12)Непременно, непременно на голову! – закричали мы все, обступив Иленьку, который в эту минуту заметно испугался и побледнел, схватили его за руку и повлекли к книгам. 

 — (13)Пустите меня, я сам! – кричала несчастная жертва. 

 (14) Но эти крики отчаяния ещё более воодушевляли нас; мы помирали со смеху. 

 (15) Володя и старший Ивин нагнули ему голову и поставили её на стопку книг; я и Серёжа схватили бедного мальчика за тоненькие ноги, которыми он махал в разные стороны, засучили ему брюки до колен и с громким смехом вскинули их кверху; младший Ивин поддерживал равновесие всего туловища. 

 (16) Случилось так, что после шумного смеха мы вдруг все замолчали, и в комнате стало так тихо, что слышно было только тяжёлое дыхание несчастного Грапа. 

 (17) В эту минуту я не совсем был убеждён, что всё это очень смешно и весело. 

 (18) Иленька, как что-то безжизненное, грохнулся на землю и от слёз мог только выговорить: 

 — За что вы меня тираните? 

 (19) Плачевная фигура бедного Иленьки с заплаканным лицом поразила нас; мы все молчали и старались принуждённо улыбаться. 
 (20) Отвернувшись, Иленька громко зарыдал. 

 (21) Я не сообразил того, что бедняжка плакал, верно, не столько от физической боли, сколько от той мысли, что пять мальчиков без всякой причины, все согласились ненавидеть и гнать его. 

(22) Я решительно не могу объяснить себе жестокости своего поступка. (23)Как я не подошёл к нему, не защитил и не утешил его?

(24)Куда девалось чувство сострадания, заставлявшее меня, бывало, плакать навзрыд при виде выброшенного из гнезда галчонка?

(25)Неужели это прекрасное чувство было заглушено во мне желанием казаться перед Серёжей таким же молодцом, как и он сам? 

 (По Л. Н. Толстому*) 

 * Толстой Лев Николаевич (1828-1910) – русский писатель и мыслитель, просветитель, публицист.

Как писать сочинение ОГЭ

Данные предложения относятся к финалу текста Л.Н. Толстого. В них выражается мысль о том, что человек, совершивший плохой поступок, только потом задумывается о сущности данного поступка. Рассказчик только после того, как Иленька Грап расплакался, понял, что он совершил безнравственный поступок, наполненный жестокостью. Он признается в том, что сам не понимает, откуда взялась эта жестокость, если ранее ему всегда было присуще чувство сострадания. Финал текста показывает, что рассказчик сожалеет о произошедшем, раскаивается в том, что захотел быть как все остальные ребята, поэтому стал участвовать в сцене веселья над Иленькой.

На протяжении всего повествования подчеркивается, что Иленька Грап – «худой и бледный» (предложение 2) мальчик без большой физической силы (предложение 5). Сам Иленька не скрывал от ребят, что не имеет физической силы для того, чтобы делать все то, что умеют делать они; он отказывался выполнять те действия, которых не мог совершить из-за отсутствия сил (предложения 5, 8). Поэтому удивительно, что Сереже пришла идея, чтобы Иленька встал на голову. Сереже и поддержавшим его ребятам было весело от мысли о том, как это будет происходить, поэтому они даже не задумались о том, что будет чувствовать сам Иленька. Рассказчик, вспоминая тот эпизод жизни, признается: «Но крики отчаяния еще более воодушевляли нас; мы помирали со смеху». Автор подчеркивает то равнодушие и даже жестокость, которые проявили ребята, включая и рассказчика, относительно Иленьки. Только тогда, когда рассказчик услышал «тяжелое дыхание несчастного Грапа» и увидел, что он упал на землю, слово «что-то безжизненное», он понял, что все произошедшее не так смешно, как это казалось ранее. После слов Иленьки «За что вы меня тираните?» (предложение 18) и его громких рыданий рассказчик понял, что поступил неправильно, раскаявшись в собственном безнравственном поступке.

Рассказчик, который вспоминает ситуацию с Иленькой, признается, что до произошедшей ситуации Иленька Грап казался ему «презренным существом, о котором не стоило ни жалеть, ни даже думать», и только после осознания своего безнравственного поступка рассказчик понял, что Иленька – «очень услужливый, тихий и добрый мальчик» (предложение 3). После произошедшего рассказчик понял, что равнодушно и даже жестоко относился к Иленьке, хотя он этого не заслуживал. В словах рассказчика видно сожаление о произошедшем, раскаяние в том, что он не подумал о чувствах Иленьки и стал частью компании, которая стала «тиранить» его.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что в финале текста Л.Н. Толстого выражается мысль о том, что рассказчик, участвовавший в сцене издевательств над Иленькой Грапом, только позже осознал, что действия по отношению к Иленьке – настоящий пример безнравственного поступка; рассказчик не понимает, как он, плакавший из-за выброшенного из гнезда галчонка, мог податься всеобщему настроению и участвовать в совершении такого жестокого поступка.

С полным текстом Л.Н. Толстого можно ознакомиться по ссылке.

Вариант 26 — сочинения 9.1. и 9.3.:

  • 9.1. «Изображение чувства в речи требует особых экспрессивных красок» — И.Б. Голуб
  • 9.3. В чём причины подростковой жестокости? (по тексту Л.Н. Толстого)
  • (1) Вскоре к нашей компании присоединился Иленька Грап. (2)Иленька был мальчик лет тринадцати, худой, высокий, бледный, с птичьей рожицей и добродушно-покорным выражением. (3)Когда я теперь вспоминаю его, я нахожу, что он был очень услужливый, тихий и добрый мальчик; тогда же он мне казался таким презренным существом, о котором не стоило ни жалеть, ни даже думать.
    (4)Когда игра в разбойники прекратилась, мы начали возиться и щеголять друг перед другом разными гимнастическими штуками. (5)Иленька с робкой улыбкой удивления поглядывал на нас и, когда ему предлагали попробовать то же, отказывался, говоря, что у него совсем нет силы.
    (б)Серёжа беспрестанно хохотал и затеивал новые шалости: перепрыгивал через три стула, поставленные рядом, через всю комнату перекатывался колесом, становился кверху ногами на книги Татищева, положенные им в виде пьедестала на середину комнаты, и при этом выделывал ногами такие уморительные штуки, что невозможно было удержаться от смеха. (7)После этой последней штуки он задумался, помигал глазами и вдруг с совершенно серьёзным лицом подошёл к Иленьке: «Попробуйте сделать это; право, это нетрудно». (8)Грап, заметив, что общее внимание обращено на него, покраснел и чуть слышным голосом уверял, что он никак не может этого сделать.
    — (9)Да что ж в самом деле, отчего он ничего не хочет показать? (10)Непременно надо, чтобы он встал на голову!
    (11)И Серёжа взял его за руку.
    — (12)Непременно, непременно на голову! — закричали мы все, обступив Иленьку, который в эту минуту заметно испугался и побледнел, схватили его за руку и повлекли к книгам.
    — (13)Пустите меня, я сам! — кричала несчастная жертва.
    (14) Но эти крики отчаяния ещё более воодушевляли нас; мы помирали со смеху.
    (15) Володя и старший Ивин нагнули ему голову и поставили её на стопку книг; я и Серёжа схватили бедного мальчика за тоненькие ноги, которыми он махал в разные стороны, засучили ему брюки до колен и с громким смехом вскинули их кверху; младший Ивин поддерживал равновесие всего туловища.
    (16) Случилось так, что после шумного смеха мы вдруг все замолчали, и в комнате стало так тихо, что слышно было только тяжёлое дыхание несчастного Грапа.
    (17) В эту минуту я не совсем был убеждён, что всё это очень смешно и весело.
    (18) Иленька, как что-то безжизненное, грохнулся на землю и от слёз мог только выговорить:
    — За что вы меня тираните?
    (19) Плачевная фигура бедного Иленьки с заплаканным лицом поразила нас: мы все молчали и старались принуждённо улыбаться.
    (20) 0твернувшись, Иленька громко зарыдал.
    (21) Я не сообразил того, что бедняжка плакал, верно, не столько от физической боли, сколько от той мысли, что пять мальчиков без всякой причины, все согласились ненавидеть и гнать его.
    (22) Я решительно не могу объяснить себе жестокости своего поступка. (23)Как я не подошёл к нему, не защитил и не утешил его? (24)Куда девалось чувство сострадания, заставлявшее меня, бывало, плакать навзрыд при виде выброшенного из гнезда галчонка? (25)Неужели это прекрасное чувство было заглушено во мне желанием казаться перед Серёжей таким же молодцом, как и он сам?
    (По Л.Н. Толстому*)
    * Лев Николаевич Толстой (1828 – 1910) – один из наиболее известных русских писателей и мыслителей, один из величайших писателей-романистов мира.

    Жестокость – это свойство людей, не знающих жалости, доброты. Жестокосердные не способны чувствовать чужую боль, сопереживать страдающему.

    Так, девчонки, одноклассницы Светки Сергеевой, «до неё даже дотрагиваться не хотели», презирали за «единственные потёртые джинсы». Они и представить себе не могли, что могла чувствовать Рыжая в тот момент, когда её «хлеб с маргарином и яйца Маринка Быкова брезгливо в сторону отодвигала».

    Жестокость страшна ещё и тем, что не имеет границ. В соседней школе трое старшеклассников избили до потери сознания второклассника, который раздражал их своими очками с толстыми линзами… Разве осталось в этих подростках хоть что-то человеческое?

    Поэтому справедливо таких, как они, называют нелюдями: люди ведут себя по-другому.


    Вариант сочинения 2:


    Жестокость – бессердечное, недоброе, грубое отношение к людям. Жестокий человек с лёгкостью причиняет страдания другим, не задумываясь о том, как глубоко он может ранить, как сильно может оскорбить.

    Именно поэтому поступок Женьки из рассказа Е. Габовой можно назвать жестоким (предл. 31-34). Если бы на минуту мальчишка задумался о чувствах Рыжухи, то понял бы, что ей не меньше остальных ребят хотелось поехать на озеро, что обманом заставить её остаться на берегу в последний момент – это бесчеловечно, но ему было всё равно. Он просто не хотел портить свой отдых её «воем».

    Меня также поразила подобная жестокость, с которой школьники в фильме «Чучело» издевались над своей сверстницей, Леной Бессольцевой, взявшей на себя вину трусливого Димки Сомова и этим спасшей его от расправы одноклассников. В качестве наказания они оскорбляли её, унижали, даже били, считая себя при этом «борцами» за справедливость.

    Да, страшно стать объектом издевательств сверстников. Страшно быть не таким, как все. Но ещё страшнее – оказаться вместе с бездушным большинством, потому что рано или поздно проснётся беспощадная совесть и покоя она не даст.


    Вариант сочинения 3:


    Жестокость – это грубое, бесчеловечное, оскорбительное отношение к людям. Она страшна тем, что многолика, – от жестокости слов до жестокости действий.

    В рассказе Е. Габовой Светке Сергеевой одноклассники дали унизительное прозвище – Рыжуха. Они её презирали не только за внешность и высокий голос, но даже и за то, что у нормального человека вызвало бы сострадание, – за бедность (предл. 1, 4). И её пение одноклассники называли «воем», да и сама она, по их мнению, была «дурой рыжей». Безжалостность ребят поражает и в эпизоде изгнания девочки с теплохода (предл. 34-43). Целый класс бездушных, жестоких людей! Неужели, даже став взрослыми, они останутся такими же?

    Мне хотелось бы, чтобы все люди поняли, что жестокость неприемлема в человеческих отношениях.


    Текст Е. Габовой


    (1)Светку Сергееву мы не любили за то, что она рыжая, в веснушках, с грубыми волосами цвета медной проволоки, за то, что голос у неё ужасно пронзительный. (2)Жила Светка с матерью и двумя сестрёнками. (3)Одевались они понятно как – ведь едва концы с концами сводили. (4)Но наши девчонки трудности Рыжухи во внимание не
    принимали и даже дотрагиваться до неё не хотели, словно Светка прокажённая, презирали они её ещё и за единственные потёртые джинсы.
    (5)Очень любили мы походы на озеро. (6)Все дни напролёт мы с Женькой рыбачили, а вечером нам половить не удавалось из-за Рыжухи.
    (7)Вечером возьмёт Светка лодку, выгребет одна на середину озера и начинает выть.
    (8)Вернее, она пела, но мы это пением не называли. (9)Высокий голос Рыжухи раздавался далеко по озеру, и клевать у нас переставало…
    (10)Выла Рыжуха час-полтора и, если ей казалось, что какая-нибудь песня не очень удавалась, она заводила её снова и снова.
    (11)– Дура рыжая, – кривила губы Маринка Быкова. (12)– И чего она с нами прётся?
    (13)Выла бы себе дома.
    (14)А голос Рыжухи всё раздавался, и было в нём что-то родственное с начинающей расти травой, лёгкими перистыми облаками, тёплым воздухом…
    (15)Почему-то нам с Женькой не приходило в голову поговорить со Светкой
    по-человечески, попросить, чтобы она не пела над озером, не портила рыбалку.
    (16)Может, она и не знала, что мешает кому-то.
    (17)В день последнего экзамена Нинка Пчёлкина устроила запись желающих в очередной поход.
    (18)Женька подошёл к Рыжухе и сказал:
    (19)– Рыжуха, сделай доброе дело, а? (20)Не езди с нами на прогулку!
    (21)– Я с вами поеду, – высоким дрожащим голосом сказала Рыжуха, – а буду отдельно.
    (22)Опять отдельно от всех будет на озере выть! (23)Женька отошёл от Рыжей и прошептал мне:
    (24)– В этот поход я Рыжую не пущу, или я буду не я.
    (25)Он торжествующе посмотрел на Светку, словно уже выполнил обещанное…
    (26)Тёплым июньским днём мы устроились на палубе теплохода. (27)Рыжуха сидела
    на краю скамейки, рядом с ней – пустое пространство, потому что рядом с ней никто не садился.
    (28)3а минуту до того, как отчалить, к Рыжухе подошёл Женька.
    (29)– Это твоя сумка? – спросил Женька и кивнул на допотопную сумку, в которой, наверное, бутерброды с маргарином и яйца лежали.
    (30)– Моя, – ответила Светка.
    (31)– Алле хоп! – воскликнул Женька, схватив сумку, побежал с ней по палубе, и мы услышали, как он кричит уже с причала:
    (32)– Эй, Рыжая! (33)Вон где твоя сумочка!
    (34)Женька поставил сумку на пол и помчался обратно. (35)Рыжуха сидела-сидела, потерянно глядя в пол, потом как вскочит – и к выходу: бутербродов, наверное, жалко стало. (36)Еле успела на берег: теплоход сразу же отчалил.
    (37)Женька Светке рукой машет и орёт:
    (38)– До свиданья, Рыжая! (39)Нельзя тебе на озеро, ты рыбу распугиваешь!
    (40)Девчонки кричат противными голосами:
    (41)– Прощай, подруга!
    (42)– Больше не увидимся!
    (43)И давай Женьку хвалить, что он так ловко с Рыжухой устроил…
    (44)Чего девчонки радовались, я, честно говоря, не понял. (45)Ведь вместе со всеми Рыжуха и не бывала – недаром её ни на одной фотографии нет. (46)Бродила одна по лугам, одна у костра сидела, когда все уже по палаткам расходились, ела то, что с собой из дома брала. (47)В начале похода она свои припасы на общий стол выкладывала, но её
    хлеб с маргарином и яйца Маринка Быкова брезгливо в сторону отодвигала…
    (48)Теплоход ещё толком не отошёл от города, а мы о Рыжухе уже забыли. (49)Лишь на вечерней зорьке я о ней вспомнил, и в сердце ворохнулось что-то неприятное. (50)Но зато никто на озере не шумел, клевало отлично, и Женька был особенно оживлён. (51)А мне это «что-то» мешало радоваться…
    (52)В десятый класс Рыжая не пошла. (53)Классная сказала, что она поступила в музыкальное училище.
    (54)А ещё через пять лет я начал учиться в одном из петербургских вузов и
    познакомился с Наташей, которая повела меня в Мариинку, на оперу.
    (55)В первые минуты спектакля на сцене появилась роскошная золотоволосая красавица с белейшей кожей, благородной осанкой, и я не мог отвести от неё глаз.
    (55)Когда же она запела высоким, удивительно знакомым голосом, меня мгновенно бросило в пот.
    (57)– Рыжуха! – ахнул я. (58)– Ты понимаешь, это Рыжуха! – кричу я Наташе
    шёпотом. (59)– Мы с ней в одном классе учились!
    (60)– Что ты говоришь?! – всполошилась знакомая. (61)– Ты понимаешь, кто это?
    (62)Это же наша восходящая звезда!
    (63)– Как её звать? – ещё на что-то надеясь, спросил я.
    (64)– Светлана Сергеева.
    (65)Весь спектакль я просидел не шелохнувшись, не понимая, чего больше было в моём сердце – восторга или стыда.
    (66)После спектакля Наташа предложила:
    (67)– Может, пойдёшь за кулисы? (68)Ей приятно будет увидеть своего
    одноклассника.
    (69)– Нет, давай в другой раз, – скромно ответил я.
    (70)Мне меньше всего хотелось встретиться с Рыжухой с глазу на глаз.
    (71)По дороге довольно вяло я рассказывал Наташе о Светке, о том, как пела она на озере. (72)Теперь я не говорил, что она «выла».
    (73)– Надо же! – удивлялась Наташа. (74)– С Сергеевой в одном классе учился!
    (75)Мой авторитет в её глазах значительно вырос.
    (76)Я плохо её слушал: я думал о том, что не Светка рыжая. (77)Светка оказалась золотой. (78)А рыжие мы. (79)Весь класс рыжий.
    (По Е. Габовой)

    Пример сочинения ОГЭ 9.3 (15.3) по тексту Л.Н. Толстого «Вскоре к нашей компании присоединился Иленька Грап. «

    Как Вы понимаете значение слова ЖЕСТОКОСТЬ

    ? Напишите сочинение-рассуждение на тему
    «В чем причины подростковой жестокости?
    » Исходный текст

    Жестокость – качество человеческой личности, которое проявляется как отсутствие сострадания, агрессивное отношение к окружающим, причиняющее физическую и душевную боль, страдания. Жестокость присуща не только взрослым, но и детям. Чаще всего жестокость проявляют подростки. На мой взгляд, причиной подростковой жестокости является неразвитость души. В подростковом возрасте человек только начинает свой нравственный путь, происходит самоопределение личности, формируются представления о добре и зле. Подростки не имеют за плечами жизненного опыта, который позволяет взрослым поступать правильно, они только учатся милосердию, состраданию.

    Подростки часто думают, что сострадание – это слабость. Потому порой совершают акты жестокости, чтобы повысить авторитет среди сверстников, боятся показать свою «слабость».

    Пример проявления жестокости в подростковом возрасте можно найти в тексте Л.Н. Толстого. Жестокость проявляет компания ребят по отношению к мальчику Иленьке. Рассказчик с высоты жизненного опыта описывает его как тихого, доброго, услужливого мальчика. Однако в глазах ребят он выглядит как «презренное существо, о котором не стоило ни жалеть, ни думать». Этот пример показывает, что у подростков очень часто жестокость связана с проявлением силы, с попытками утвердить свое положение в обществе. А доброта и услужливость воспринимается как слабость. Важно и физическое состояние подростка. Слабые физически ребята часто становятся мишенью, потому подростки издеваются над бедным Иленькой, понимая, что он не может дать им отпор. А в предложении 25 мы видим, как сам рассказчик объясняет свое поведение: ему не хотелось терять авторитет, показывать свою слабость перед окружающими.

    Эти примеры доказывают нам, что чаще всего причины подростковой жестокости связаны с процессом утверждения личности в коллективе, нежеланием подростков давать слабину, отсутствием жизненного опыта. Лишь повзрослев, человек понимает, что милосердие и доброта – это не слабость, что важнее не физическая выносливость, а воля, духовная стойкость и человечность. Вот что делает человека сильным и достойным уважения.

    «Бесчеловечность войны» (сочинение по тексту В.Ф. Смирнова). Готовимся к ЕГЭ по русскому языку.

    Бесчеловечность войны (сочинение по тексту В.Ф.Смирнова).

    Готовимся к ЕГЭ по русскому языку.

    Передо мной текст российского писателя В. Ф. Смирнова, в котором он поднимает проблему бесчеловечности войны. Эта проблема актуальна во все времена. К сожалению, и в настоящее время где-то идет война и проливается кровь людей.

    Чтобы наиболее ярко продемонстрировать важность этой проблемы, писатель использует такие художественные средства, как эпитеты, синонимы. Приведу пример синонимов из текста: «заголосила – зарыдала – заплакала». Бросается в глаза эпитет в словосочетании «безысходная» тоска. Этими тропами автор хочет передать жестокость и бесчеловечность войны. Позволю себе еще привести пример из текста: «Тоска по отцу не отпускала долго, пока не стали приходить похоронки и в другие дома и мое горе не слилось с горем других деревенских ребятишек».

    Авторская позиция заключается в следующем: «Война бесчеловечна, она грубо разрушает все мирные планы людей, забирает отцов у детей, мужей у женщин, несет гибель».

    Я согласна с позицией автора. Война, действительно, очень жестока. Люди идут на войну и не знают, вернутся они домой или нет. В настоящее время идут боевые действия на Украине, в Сирии. Поэтому война – это страшная глобальная проблема всего человечества.

    Для доказательства своей точки зрения приведу пример из художественной литературы. Недавно я прочитала рассказ Федора Абрамова «Материнское сердце». На войну пошли четверо сыновей, и никто из них не вернулся. Война забрала у матери четверых сыновей, и теперь она винит себя в том, что не уберегла их, особенно младшего, который умер, когда не было ему и девяти лет. Таким образом, в рассказе показана бесчеловечность войны, которая не щадит никого. Ноет материнское сердце. Писатель так пишет о судьбе русской женщины: «На одном году три похоронки получила – вот как война-то прошлась».

    Обратимся теперь к произведению М.Шолохова «Чужая кровь». В этом рассказе также показана бесчеловечность войны. Два сына старика Гаврилы не вернулись домой – один «белый», другой – «красный». Никак старики не могут смириться, что их сыновей нет в живых. Рассказ показывает горе стариков, которые остались без поддержки.

    Таким образом, любая война, безусловно, является жестокой, бесчеловечной. Мы должны делать все возможное, чтобы сохранить мир на земле.

    Тукина Ксения, 11 класс, МОУ СОШ №1 имени Ивана Нечаева г.п.п. Чистые Боры Костромской области.

    Сочинение 3

    Жестокость – то, что порой проявляют люди. Каждый человек в своей жизни хоть раз сталкивался с этим явлением. Очень часто проявлять жестокость люди начинают с подросткового возраста. В чём же причина этого?

    На самом деле, причина в данном случае не одна, их несколько, всё зависит от самого человека и влияющих на него факторов. Во-первых, воспитание. Именно оно чаще всего играет большую роль в формировании личности. Родители либо были сами жестокими, доминируя над своим ребёнком, и он перенял их поведение, либо слишком опекали своё чадо, показывая ему, как он значим и самостоятелен. Со временем подросток начинает всё больше и больше доказывать миру свою индивидуальность и значимость, причём очень часто именно путём жестокости.

    Помимо воспитания, на подростков часто влияет их окружение: друзья, товарищи, одноклассники. Порой, для того, чтобы влиться в какую-то компанию, подростки начинают ей подражать: кто-то пробует курить, кто-то пить – это кажется подросткам крутым. Кроме того, «крутой» человек в понимании многих – это тот, кто не имеет никаких ценностей, отрицает всё, что только существует, — нигилист. Пытаясь стать нигилистом, подросток перегибает палку и начинает «уничтожать» всё на своём пути: он обижает слабых только потому, что все говорят, что этого делать нельзя, наслаждается страданиями и так далее. Это и есть жестокость.

    Однако, кроме таких серьёзных психологических и воспитательных причин, на формирование жестокости у подростка может повлиять простое человеческое желание отомстить. Подростковый возраст – это время становления в этом мире, период, когда уже подросший ребёнок начинает устанавливать границы и показывать миру своё истинное «я». Подросток очень часто чувствует себя сформировавшейся личностью, свободу которой никто не имеет права нарушать, и если кто-то это всё-таки решает сделать (чаще всего другие подростки), то он начинает мстить, и порой очень жестоко. Конечно, многие говорят, что мстить плохо, но иногда месть помогает – ставит на место обидчика и тешит самолюбие мстящего. Главное, чтобы это не переросло в постоянную жестокость.

    Итак, у подростковой жестокости несколько причин – это и влияние воспитания родителей, и окружающих людей, с которыми взаимодействует подросток. Жестокость – это всегда плохо, она вредит другим людям, очень часто более слабым, поэтому подросток должен вовремя осознать себя и перестать действовать жестоко, если же он не может сделать этого самостоятельно, на помощь могут прийти родители или друзья.

    Сочинение на тему Жестокость

    Жестокость и суровость кажутся идентичными понятиями, однако схожи лишь тем, что оказывают особое влияние на развитие личности. А оно может быть негативным либо положительным. Относясь к человеку со строгостью, но не изобилуя оскорблениями и проклятиями, можно укрепить его волю и сделать по-настоящему сильным.

    Личность, стремящуюся улучшить общество благодаря необходимым новшествам и ограничениям, а не ужасающим репрессиям, несправедливо называть безжалостной. Она желает добиться благополучия, а не запугать кого-либо. Жестокость не может быть оправдана ничем, ведь ее итог всегда печален. Те, кому довелось от нее пострадать, никогда не становятся прежними и страдают до конца жизни, не надеясь на спасение.

    Суровость имеет разумные пределы и не приводит к печальным последствиям, если, разумеется, не оказывается чрезмерной. Иногда необходимо принимать радикальные меры, чтобы спасти близкого друга, правильно воспитать детей, привив им уважение к различным ценностям. Применяя грубую силу и указывая на слабости, нельзя помочь кому бы то ни было найти свое призвание и многое осознать. Удастся запугать даже самую упрямую личность, готовую бороться с ограничениями.

    Жестокость не спасла ни одну заблудшую душу за весь исторический период. Более того, она позволила бессердечным зачинщикам добиться того, чтобы о всеобщем достоянии не осталось и воспоминаний.

    Натуры, жаждущие славы и почета, нередко принимали решения о начале войн, похищений и кровавых интриг. Жертвами были невинные люди. Они являлись орудиями в руках кровожадных инициаторов, сами того не понимая. Их могли заставить пойти на измену или укрывательство преступников под страхом мучительной смерти. Подобное отношение не может привести к удачному финалу. А разумная суровость к тем, кто в ней нуждается, позволит укрепить дух.

    Несмотря на то, что вышеупомянутые понятия представляются сходными, их воздействие на каждого из нас отличается. И если жестокость способна погубить, суровость лишь помогает существенно изменить приоритеты и перестать поддаваться соблазнам.

    В литературе

    Тема жестокости затрагивается в литературе повсеместно. Она принимает разные формы, может преподноситься как основная идея или присутствовать лишь ради психологической характеристики одного персонажа, но, так или иначе, прослеживается в разных произведениях.

    Одним из первых произведений, посвященных исключительно жестокости, чаще всего называют повесть Н.В.Гоголя «Шинель». Человеческая злоба в нем приводит к смерти главного героя. Несчастный и ничтожный «маленький человек» Акакий Акакиевич Башмачкин подвергается издевательствам сослуживцев, становится жертвой вора и не получает никакой помощи. Равнодушие и пренебрежение вызывают его болезнь, от которой он погибает. «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» — спрашивает Башмачкин и невозможно не посочувствовать этому несчастному человеку. Рассказ не получил известности при жизни писателя, но тема «бедных чиновников» получила дальнейшее развитие в ранних произведениях Достоевского.

    В «Матренином дворе» А.И.Солженицына показывается жестокое отношение к деревенской женщине. Матрена добра и всегда помогала нуждающимся, но не получала любви ни от семьи, ни от односельчан. Бывший жених мстил ей и сознательно старался усложнить ее жизнь. Так же, как и Башмачкин, она гибнет, не получив понимания и помощи.

    Проявления жестокости можно увидеть и в произведениях А.С.Пушкина. Например, в «Дубровском» она выражается дважды: в предательстве Троекуровым бывшего друга и его же решении вопреки мольбам дочери выдать ее за нелюбимого человека.

    В «Чудесном докторе» А.И.Куприна присутствует не только жестокость, выраженная в равнодушии к тяжелой жизни многодетной семьи Мерцаловых. Доктор Пирогов здесь как бы рассеивает своей добротой весь мрак. Писатель проводит параллель и показывает не только зло, но и обратную сторону медали. Он доносит мысль иначе. Вместо того чтобы уповать на жалость читателя, пробужденную незавидным концом главных героев, он показывает положительный пример, воплощая человечность в единственном «чудесном» персонаже.

    Таким образом, тема жестокости весьма распространена и благодатна. Она показывается как на примере семейных отношений, так и в соседских, товарищеских и просто случайных связях. Писатели не устают напоминать, что равнодушие – это тоже жестокость, порой калечащая больше настоящего насилия. Подобные произведения нужны, чтобы напоминать читателям о том, как важно быть человеком.

    Подводя итоги

    Конечно, мало кому хочется оказаться на месте жертвы тирана. Но если посмотреть на ситуацию под другим углом, то можно найти даже положительные моменты. Человек, который всегда поступает хорошо, не всегда счастлив. Он не прощает обиды и унижения, зачастую боится отказать другим чтобы не обидеть. Ведь если такой человек осмелится пойти против, то ему легко могут приписать качества злого человека, а он этого совсем не хочет. Иногда агрессия и негативные проявления человека совершенно ошибочно расцениваются как зло.
    Для справки!

    Если, по мнению окружающих человек ведет себя жестоко, это совсем не значит, что человек ведет себя так постоянно. Вряд ли увидев, как мужчина с остервенением бьет другого, кто-либо испытает положительные эмоции. Большинство сочтет его извергом или садистом. Но если по факту тот мужчина отбивал у насильника любимую женщину или ребенка, а может быть, защищался сам — часто встречающийся сегодня пример жестокости в жизни. Если средь бела дня он стал свидетелем убийства или насилия, что вызвало в нем бурю негативных эмоций — вряд ли такого человека можно назвать жестоким.
    А что думаете вы по этому поводу, наши читатели? Будем рады узнать ваше мнение.
    Дагирова Лидия · 16 июн, 2020

    Что такое жестокость?

    Главное проявление жестокости человека в его бесчеловечности ко всему живому. Человек озлоблен, завистлив и груб со всеми окружающими. Для такого человека ничего не стоит оскорбить или ударить другого, а иногда и даже убить живое существо. Самое главное — человек не осознает того, что поступает плохо. Для него такая модель поведения — это норма. Им движут только собственные чувства и желания, а на других ему просто все равно. Очень часто такие люди в стремлении достичь своей цели просто идут по головам, невзирая на разрушения, которые они оставляют после себя.
    Жестокость людей обычно выражается как в активной, так и в пассивной форме. Активная форма проявляется в открытой агрессии против других людей или живых существ. Даже разговаривать с таким человеком очень тяжело. Он старается задеть, обидеть, нахамить, а если чувствует, что словесных аргументов недостаточно, без промедления начнет распускать руки.

    Для справки!

    Пассивная форма выражается в бездействии. Такой человек как раз из той категории людей, который спокойно снимет на телефон бедствие вместо того, чтобы оказать помощь пострадавшему. Он будет спокойно наблюдать за происходящим, но руку помощи не подаст. Другими словами — это банальное равнодушие. Человек не видит для себя выгоды, а иногда даже получает удовольствие от созерцания чужих страданий.

    Вариант 2

    Мир, в котором мы живем очень жесток. Об этом свидетельствует все вокруг нас. Стоит просто посмотреть на людей. Почему люди иногда обозленные? Почему часто такие жестокие? Жестокость – это безжалостность и равнодушие человека к другому человеку. При этом человек получает удовольствие.

    Люди причиняют вред друг другу, природе и вообще всему живому. Это уже привычка людей, которая выработана годами и тысячелетиями. Такой человек, чаще всего, считается эгоистичен, он завидует, в нем говорит злость и ненависть. Жестокость – это мечты которые не смогли сбыться. Цели, которые не достигнуты.

    В конце концов, безжалостность делает человека несчастливым, разрушает его, не дает возможности полюбить самого себя и других и полностью наслаждаться жизнью. Почему люди становятся безжалостными? Психологи утверждают, что есть несколько причин: первая – это неудовлетворенность жизнью. Такие люди находятся постоянно в депрессии в стрессах. В такие моменты можно увидеть, как мать кричит на ребенка, водитель кричит на пешехода, продавец грубо отвечает покупателю. Вторая причина – равнодушие. Третья причина – это подавление эмоций. Люди, которые вынуждены подавлять свои эмоции в повседневной жизни могут проявлять агрессию в других местах.

    Все чаще и чаще можно услышать в новостях о жестокости среди подростков. Несколько подростков бьют своего одноклассника и снимают весь процесс на камеру. В этом участвуют не только мальчики, но и девочки. Это способ самоутверждения слабых ребят, которые испытали на себе психологическое насилие. Многие известные писатели говорили, что жестокость порождает еще большую жесткость. Именно поэтому и получается, ребенок передает своему однокласснику ту жестокость, которую получил сам. Безжалостность уничтожает человека изнутри.

    Я хочу, чтобы мир состоял только из добрых людей. Доброта и любовь способны изменить мир к лучшему. Это прекрасное чувство, человек сияет изнутри. Добро и жестокость – вечные понятия. Они будут существовать пока существует человек.

    Второй аргумент

    Тема жестокости поднимается и в романе Александра Сергеевича Пушкина «Дубровский». Завязкой сюжета становится ссора между давними друзьями Кирилой Петровичем Троекуровым и Андреем Гавриловичем Дубровским. После того как слуга Троекурова оскорбил достоинство Дубровского-старшего, Кирила Петрович отказался извиняться перед своим другом. Наоборот, он стал мстить ему и проявлять настоящую жестокость. С помощью своих связей Троекурову удается лишить обедневшего Дубровского последнего – имения. Кирила Петровича совершенно не волнует то, как дальше будет жить его бывший друг, он хочет показать свое превосходство над ним. Андрей Гаврилович не может пережить то, что с ним сделал Троекуров, поэтому вскоре герой заболевает и умирает. А. С. Пушкин демонстрирует то, к чему приводит жестокость.

    В палисаднике было очень весело. Игра в разбойники шла как нельзя лучше; но одно обстоятельство чуть-чуть не расстроило всего. Сережа был разбойник: погнавшись за проезжающими, он споткнулся и на всем бегу ударился коленом о дерево, так сильно, что я думал, он расшибется вдребезги. Несмотря на то, что я был жандарм и моя обязанность состояла в том, чтобы ловить его, я подошел и с участием стал спрашивать, больно ли ему. Сережа рассердился на меня: сжал кулаки, топнул ногой и голосом, который ясно доказывал, что он очень больно ушибся, закричал мне:

    — Ну, что это? после этого игры никакой нет! Ну, что ж ты меня не ловишь? что ж ты меня не ловишь? — повторял он несколько раз, искоса поглядывая на Володю и старшего Ивина, которые, представляя проезжающих, припрыгивая, бежали по дорожке, и вдруг взвизгнул и с громким смехом бросился ловить их.

    Не могу передать, как поразил и пленил меня этот геройский поступок: несмотря на страшную боль, он не только не заплакал, но не показал и виду, что ему больно, и ни на минуту не забыл игры.

    Вскоре после этого, когда к нашей компании присоединился еще Иленька Грап и мы до обеда отправились на верх, Сережа имел случай еще более пленить и поразить меня своим удивительным мужеством и твердостью характера.

    Иленька Грап был сын бедного иностранца, который когда-то жил у моего деда, был чем-то ему обязан и почитал теперь своим непременным долгом присылать очень часто к нам своего сына. Если он полагал, что знакомство с нами может доставить его сыну какую-нибудь честь или удовольствие, то он совершенно ошибался в этом отношении, потому что мы не только не были дружны с Иленькой, но обращали на него внимание только тогда, когда хотели посмеяться над ним. Иленька Грап был мальчик лет тринадцати, худой, высокий, бледный, с птичьей рожицей и добродушно-покорным выражением. Он был очень бедно одет, но зато всегда напомажен так обильно, что мы уверяли, будто у Грапа в солнечный день помада тает на голове и течет под курточку. Когда я теперь вспоминаю его, я нахожу, что он был очень услужливый, тихий и добрый мальчик; тогда же он мне казался таким презренным существом, о котором не стоило ни жалеть, ни даже думать.

    Когда игра в разбойники прекратилась, мы пошли на верх, начали возиться и щеголять друг перед другом разными гимнастическими штуками. Иленька с робкой улыбкой удивления поглядывал на нас, и когда ему предлагали попробовать то же, отказывался, говоря, что у него совсем нет силы. Сережа был удивительно мил; он снял курточку — лицо и глаза его разгорелись, — он беспрестанно хохотал и затеивал новые шалости: перепрыгивал через три стула, поставленные рядом, через всю комнату перекатывался колесом, становился кверху ногами на лексиконы Татищева, положенные им в виде пьедестала на середину комнаты, и при этом выделывал ногами такие уморительные штуки, что невозможно было удержаться от смеха. После этой последней штуки он задумался, помигал глазами и вдруг с совершенно серьезным лицом подошел к Иленьке: «Попробуйте сделать это; право, это нетрудно». Грап, заметив, что общее внимание обращено на него, покраснел и чуть слышным голосом уверял, что он никак не может этого сделать.

    — Да что ж в самом деле, отчего он ничего не хочет показать? Что он за девочка… непременно надо, чтобы он стал на голову!

    И Сережа взял его за руку.

    — Непременно, непременно на голову! — закричали мы все, обступив Иленьку, который в эту минуту заметно испугался и побледнел, схватили его за руку и повлекли к лексиконам.

    — Пустите меня, я сам! курточку разорвете! — кричала несчастная жертва. Но эти крики отчаяния еще более воодушевляли нас; мы помирали со смеху; зеленая курточка трещала на всех швах.

    Володя и старший Ивин нагнули ему голову и поставили ее на лексиконы; я и Сережа схватили бедного мальчика за тоненькие ноги, которыми он махал в разные стороны, засучили ему панталоны до колен и с громким смехом вскинули их кверху; младший Ивин поддерживал равновесие всего туловища.

    Случилось так, что после шумного смеха мы вдруг все замолчали, и в комнате стало так тихо, что слышно было только тяжелое дыхание несчастного Грапа. В эту минуту я не совсем был убежден, что все это очень смешно и весело.

    — Вот теперь молодец, — сказал Сережа, хлопнув его рукою.

    Иленька молчал и, стараясь вырваться, кидал ногами в разные стороны. Одним из таких отчаянных движений он ударил каблуком по глазу Сереже так больно, что Сережа тотчас же оставил его ноги, схватился за глаз, из которого потекли невольно слезы, и из всех сил толкнул Иленьку. Иленька, не будучи более поддерживаем нами, как что-то безжизненное, грохнулся на землю и от слез мог только выговорить:

    — За что вы меня тираните?

    Плачевная фигура бедного Иленьки с заплаканным лицом, взъерошенными волосами и засученными панталонами, из-под которых видны были нечищенные голенища, поразила нас; мы все молчали и старались принужденно улыбаться.

    Первый опомнился Сережа.

    — Вот баба нюня, — сказал он, слегка трогая его ногою, — с ним шутить нельзя… Ну, полно, вставайте.

    — Я вам сказал, что ты негодный мальчишка, — злобно выговорил Иленька и, отвернувшись прочь, громко зарыдал.

    — А-а! каблуками бить да еще браниться! — закричал Сережа, схватив в руки лексикон и взмахнув над головою несчастного, который и не думал защищаться, а только закрывал руками голову.

    — Вот тебе! вот тебе!.. Бросим его, коли он шуток не понимает… Пойдемте вниз, — сказал Сережа, неестественно засмеявшись.

    Я с участием посмотрел на бедняжку, который, лежа на полу и спрятав лицо в лексиконах, плакал так, что, казалось, еще немного, и он умрет от конвульсий, которые дергали все его тело.

    — Э, Сергей! — сказал я ему, — зачем ты это сделал?

    — Вот хорошо!.. я не заплакал, небось, сегодня, как разбил себе ногу почти до кости.

    «Да, это правда, — подумал я. — Иленька больше ничего, как плакса, а вот Сережа — так это молодец… что это за молодец!..»

    Я не сообразил того, что бедняжка плакал, верно, не столько от физической боли, сколько от той мысли, что пять мальчиков, которые, может быть, нравились ему, без всякой причины, все согласились ненавидеть и гнать его.

    Я решительно не могу объяснить себе жестокости своего поступка. Как я не подошел к нему, не защитил и не утешил его? Куда девалось чувство сострадания, заставлявшее меня, бывало, плакать навзрыд при виде выброшенного из гнезда галчонка или щенка, которого несут, чтобы кинуть за забор, или курицы, которую несет поваренок для супа?

    Неужели это прекрасное чувство было заглушено во мне любовью к Сереже и желанием казаться перед ним таким же молодцом, как и он сам? Незавидные же были эти любовь и желание казаться молодцом! Они произвели единственные темные пятна на страницах моих детских воспоминаний.

    Глава XX. Собираются гости

    Судя по особенной хлопотливости, заметной в буфете, по яркому освещению, придававшему какой-то новый, праздничный вид всем уже мне давно знакомым предметам в гостиной и зале, и в особенности судя по тому, что недаром же прислал князь Иван Иваныч свою музыку, ожидалось немалое количество гостей к вечеру.

    При шуме каждого мимо ехавшего экипажа я подбегал к окну, приставлял ладони к вискам и стеклу и с нетерпеливым любопытством смотрел на улицу. Из мрака, который сперва скрывал все предметы в окне, показывались понемногу: напротив — давно знакомая лавочка, с фонарем, наискось — большой дом с двумя внизу освещенными окнами, посредине улицы — какой-нибудь ванька с двумя седоками или пустая коляска, шагом возвращающаяся домой; но вот к крыльцу подъехала карета, и я, в полной уверенности, что это Ивины, которые обещались приехать рано, бегу встречать их в переднюю. Вместо Ивиных за ливрейной рукой, отворившей дверь, показались две особы женского пола: одна — большая, в синем салопе с собольим воротником, другая — маленькая, вся закутанная в зеленую шаль, из-под которой виднелись только маленькие ножки в меховых ботинках. Не обращая на мое присутствие в передней никакого внимания, хотя я счел долгом при появлении этих особ поклониться им, маленькая молча подошла к большой и остановилась перед нею. Большая размотала платок, закрывавший всю голову маленькой, расстегнула на ней салоп, и когда ливрейный лакей получил эти вещи под сохранение и снял с нее меховые ботинки, из закутанной особы вышла чудесная двенадцатилетняя девочка в коротеньком открытом кисейном платьице, белых панталончиках и крошечных черных башмачках. На беленькой шейке была черная бархатная ленточка; головка вся была в темно-русых кудрях, которые спереди так хорошо шли к ее прекрасному личику, а сзади — к голым плечикам, что никому, даже самому Карлу Иванычу, я не поверил бы, что они вьются так оттого, что с утра были завернуты в кусочки «Московских ведомостей» и что их прижигали горячими железными щипцами. Казалось, она так и родилась с этой курчавой головкой.

    Готовимся к ОГЭ*

     

    Русский язык.
    Тексты для работы над сочинениями на тему
    «Что такое жестокость»
    из открытого банка ФИПИ

    Сочинение.
    Часть 3, задание 9.3

     

         Экзаменационная работа состоит из трёх частей, состоящих из 9 заданий.
          На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут).

         Часть 3 выполняется на основе того же текста, который Вы читали, работая над заданиями
    части 2.
         Приступая к части 3, выберите одно из трёх предложенных заданий (9.1, 9.2 или 9.3) и дайте письменный
    развёрнутый аргументированный ответ. Это задание выполняется на отдельном листе.
         На экзамене можно пользоваться орфографическим словарём.

    (Из инструкции)

    При подсчёте слов
    учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи.
    Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, «всё-таки» – одно слово, «всё же» – два слова).
    Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, «М.Ю. Лермонтов» – одно слово).
    Любые другие символы, в частности цифры, при подсчете не учитываются (например, «5 лет» – одно слово, «пять лет» – два слова).

    Критерии оценивания задания 9.3 см. ниже


         Темы сочинений

    НЕ ЗАБЫВАЙТЕ:
    Тема изложения и сочинения совпадают, поэтому прежде чем приступать к написанию сочинения, вспомните текст изложения.
    Он поможет вам выстроить ход размышлений, а также сформулировать свое определение.

    Великодушие
    Взаимовыручка
    Внутренний мир человека
    Воображение
    Выбор
    Доброта
    Драгоценные книги
    Дружба
    Жестокость
    Жизненные ценности
    Жизненный опыт
    Зависть
    Любовь
    Любознательность
    Материнская любовь
    Мечта
    Настоящее искусство
    Неуверенность в себе
    Нравственный выбор
    Преданность
    Раскаяние
    Решительность
    Сила духа
    Сила характера
    Смелость
    Счастье
    Цель в жизни
    Человечность


    ЖЕСТОКОСТЬ – это грубое отношение человека к окружающим. Такое отношение нельзя назвать человечным, так как оно приносит
    много боли и страданий.
    Жестокий человек не способен помочь другому, наоборот, он совершает только злые поступки относительно других людей.
     

    Как Вы понимаете значение слова ЖЕСТОКОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте
    данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое жестокость», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

    Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй
    – из Вашего жизненного опыта.
    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
    Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается
    нулём баллов.
    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


    Текст 1.
    Как Вы понимаете значение слова ЖЕСТОКОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте
    данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «В чём причины подростковой жестокости?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

    (1) Вскоре к нашей компании присоединился Иленька Грап. (2)Иленька был мальчик лет тринадцати, худой, высокий, бледный, с птичьей рожицей и добродушно-покорным
    выражением. (3)Когда я теперь вспоминаю его, я нахожу, что он был очень услужливый, тихий и добрый мальчик; тогда же он мне казался таким презренным существом,
    о котором не стоило ни жалеть, ни даже думать.
    (4)Когда игра в разбойники прекратилась, мы начали возиться и щеголять друг перед другом разными гимнастическими штуками. (5)Иленька с робкой улыбкой
    удивления поглядывал на нас и, когда ему предлагали попробовать то же, отказывался, говоря, что у него совсем нет силы.
    (б)Серёжа беспрестанно хохотал и затеивал новые шалости: перепрыгивал через три стула, поставленные рядом, через всю комнату перекатывался колесом,
    становился кверху ногами на книги Татищева, положенные им в виде пьедестала на середину комнаты, и при этом выделывал ногами такие уморительные штуки,
    что невозможно было удержаться от смеха. (7)После этой последней штуки он задумался, помигал глазами и вдруг с совершенно серьёзным лицом подошёл к
    Иленьке: «Попробуйте сделать это; право, это нетрудно». (8)Грап, заметив, что общее внимание обращено на него, покраснел и чуть слышным голосом уверял,
    что он никак не может этого сделать.
    — (9)Да что ж в самом деле, отчего он ничего не хочет показать? (10)Непременно надо, чтобы он встал на голову!
    (11)И Серёжа взял его за руку.
    — (12)Непременно, непременно на голову! — закричали мы все, обступив Иленьку, который в эту минуту заметно испугался и побледнел, схватили его за руку
    и повлекли к книгам.
    — (13)Пустите меня, я сам! — кричала несчастная жертва.
    (14) Но эти крики отчаяния ещё более воодушевляли нас; мы помирали со смеху.
    (15) Володя и старший Ивин нагнули ему голову и поставили её на стопку книг; я и Серёжа схватили бедного мальчика за тоненькие ноги, которыми он махал в
    разные стороны, засучили ему брюки до колен и с громким смехом вскинули их кверху; младший Ивин поддерживал равновесие всего туловища.
    (16) Случилось так, что после шумного смеха мы вдруг все замолчали, и в комнате стало так тихо, что слышно было только тяжёлое дыхание несчастного Грапа.
    (17) В эту минуту я не совсем был убеждён, что всё это очень смешно и весело.
    (18) Иленька, как что-то безжизненное, грохнулся на землю и от слёз мог только выговорить:
    — За что вы меня тираните?
    (19) Плачевная фигура бедного Иленьки с заплаканным лицом поразила нас: мы все молчали и старались принуждённо улыбаться.
    (20) 0твернувшись, Иленька громко зарыдал.
    (21) Я не сообразил того, что бедняжка плакал, верно, не столько от физической боли, сколько от той мысли, что пять мальчиков без всякой причины, все
    согласились ненавидеть и гнать его.
    (22) Я решительно не могу объяснить себе жестокости своего поступка. (23)Как я не подошёл к нему, не защитил и не утешил его? (24)Куда девалось
    чувство сострадания, заставлявшее меня, бывало, плакать навзрыд при виде выброшенного из гнезда галчонка? (25)Неужели это прекрасное чувство было
    заглушено во мне желанием казаться перед Серёжей таким же молодцом, как и он сам?
    (По Л.Н. Толстому*)
    * Лев Николаевич Толстой (1828 – 1910) – один из наиболее известных русских писателей и мыслителей, один из величайших писателей-романистов мира.

    Текст 2.
    Как Вы понимаете значение слова ЖЕСТОКОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему
    «Что такое жестокость?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

    (1)Светку Сергееву мы не любили за то, что она рыжая, что голос у неё ужасно пронзительный. (2)Жила Светка с матерью и двумя сестрёнками. (3)Одевались они
    понятно как — ведь они едва концы с концами сводили. (4)Но наши девчонки трудности Рыжухи во внимание не принимали и презирали её ещё и за единственные
    потёртые джинсы.(5)Очень любили мы походы на озеро. (6)Все дни напролёт мы с Женькой рыбачили, а вечером нам половить не удавалось из-за Рыжухи.
    (7)Вечером возьмёт Светка лодку, выгребет на середину озера и начинает выть.
    (8)Вернее, она пела, но мы это пением не называли. (9)Высокий голос Рыжухи раздавался далеко по озеру, и клевать у нас переставало…
    (10)Выла Рыжуха час-полтора.
    (11)— Дура рыжая, — кривила губы Маринка Быкова. (12)— И чего она с нами прётся? (13)Выла бы себе дома.
    (14)А голос Рыжухи всё раздавался, и было в нём что-то родственное с начинающей расти травой, лёгкими перистыми облаками, тёплым воздухом…
    (15)В день последнего экзамена Нинка Пчелкина устроила запись желающих в очередной поход.
    (16)Женька подвалил к Рыжухе и сказал:
    (17)— Рыжуха, сделай доброе дело, а? (18)Не езди с нами на прогулку!
    (19)— Я с вами поеду, — высоким дрожащим голосом сказала Рыжуха, — а буду отдельно.
    (20)Опять отдельно от всех будет на озере выть! (21)Женька отошёл от Рыжей и прошептал мне:
    (22)— В этот поход я Рыжую не пущу, или я буду не я.
    (23)Он торжествующе посмотрел на Светку, словно уже добился своего…
    (24)Тёплым июньским днём мы устроились на палубе теплохода. (25)Рыжуха сидела на краю скамейки, рядом с ней — пустое пространство.
    (26)За минуту до того, как отчалить, к Рыжухе подошёл Женька.
    (27)— Это твоя сумка? — спросил Женька и кивнул на допотопную сумку.
    (28)— Моя, — ответила Светка.
    (29)— Алле хоп! — воскликнул Женька, cхватив сумку, побежал с ней по палубе, и мы услышали, как он кричит уже с причала. (30)— Эй, Рыжая! (31)Вон где твоя сумочка!
    (32)Женька поставил сумку на пол и помчался обратно. (33)Рыжуха сидела-сидела, потерянно глядя в пол, потом как вскочит — и к выходу. (34)Еле успела на берег:
    теплоход сразу же отчалил.
    (35)Женька Светке рукой машет и орёт:
    (36)— До свиданья, Рыжая! (37)Нельзя тебе на озеро, ты рыбу распугиваешь!
    (38)А девчонки давай Женьку хвалить, что он так ловко с Рыжухой устроил.
    (39)Чего девчонки радовались, я, честно говоря, не понял. (40)Ведь вместе со всеми Рыжуха и не бывала — недаром её ни на одной фотографии нет. (41)Бродила
    одна по лугам, одна у костра сидела, когда все уже по палаткам расходились, ела то, что с собой из дома брала. (42)В начале похода она свои припасы на общий
    стол выкладывала, но ее хлеб с маргарином и яйца Маринка Быкова брезгливо в сторону отодвигала…
    (43)Теплоход ещё толком не отошёл от города, а мы о Рыжухе уже забыли…
    (44)В десятый класс Рыжая не пошла. (45)Классная сказала, что она поступила в музыкальное училище.
    (46)А ещё через пять лет я начал учиться в одном из петербургских вузов и познакомился с Наташей, которая повела меня в Мариинку, на оперу.
    47)В первые минуты спектакля на сцене появилась роскошная золотоволосая красавица с белейшей кожей, благородной осанкой, и я не мог отвести от неё глаз.
    (48)Когда же она запела высоким, удивительно знакомым голосом, меня мгновенно бросило в пот.
    (49)— Рыжуха! — ахнул я.(50)— Мы с ней в одном классе учились!
    (51)— Что ты говоришь?! (52)Это же наша восходящая звезда!
    (53)— Как её звать? — ещё на что-то надеясь, спросил я.
    (54)— Светлана Сергеева.
    (55)Весь спектакль я просидел, не шелохнувшись, не понимая, чего больше было в моём сердце — восторга или стыда.
    (56)После спектакля Наташа предложила:
    (57)— Может, пойдёшь за кулисы? (58)Ей приятно будет увидеть своего одноклассника.
    (59)— Нет, давай в другой раз, — скромно ответил я.
    (60)Мне меньше всего хотелось встретиться с Рыжухой с глазу на глаз.
    (61)По дороге довольно вяло я рассказывал Наташе о Светке, о том, как пела она на озере. (62)Теперь я не говорил, что она «выла».
    (64)— Надо же! — удивлялась Наташа.(65) — С Сергеевой в одном классе учился!
    (63)Мой авторитет в её глазах значительно вырос.
    (66)Я плохо её слушал: я думал о том, что не Светка рыжая. (67)Светка оказалась золотой. (68)А рыжие мы. (69)Весь класс рыжий.
    (По Е. Габовой*)
    * Елена Васильевна Габова (Столповская) – современная писательница. За рассказы и повести для детей удостоена звание лауреата Государственной премии
    Республики Коми в области литературе.


    С3К1
    Толкование значения слова


    2 балла ставится в том случае, если экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его.
    При оценивании следует учитывать цель и содержание этого речевого действия. Экзаменуемый не обязан в точности воспроизвести словарную статью, его задача – показать, что он понимает значение предложенного для анализа понятия, раскрывает его ценностный смысл, выявляет те семантические оттенки, которые актуализированы в предложенном тексте.
    Понятия, заключающие в себе ценностный смысл, зачастую не имеют однозначного толкования, поэтому необходимо учитывать, что экзаменуемый может создавать определения, используя для этого различные способы:
    1) классическая дефиниция, когда понятие определяется через родовые и видовые признаки;
    2) описание, когда перечисляются свойства и признаки данного понятия;
    3) характеристика, когда приводятся наиболее яркие, существенные признаки данного понятия;

    4) сравнение, когда данное понятие соотносится с какими-либо понятиями, похожими на него;
    5) различение, когда содержание данного понятия определяется указанием на различия в сравнении с другими понятиями.
    В любом случае экзаменуемый должен раскрыть содержание понятия, то есть определить его существенные признаки.

    Экзаменуемый должен рассмотреть ценностное понятие, содержание которого нельзя раскрыть, если сформулировать только его словарное значение, не поясняя его, не переведя его в поле личностных смыслов. Именно этим объясняется значимость комментария для оценивания по данному критерию.
    Комментарий может строиться на развитии различных смысловых линий:
    1) раскрытие актуальности рассматриваемой ценности;
    2) вычленение в содержательном комплексе понятия наиболее значимого аспекта;
    3) анализ смысловой многозначности понятия, адекватной сложной многомерности обозначенного явления действительности;
    4) противопоставление (соотнесение) с другими словами для выявления смысловой сущности предложенного понятия.
    Независимо от того, какой именно комментарий предложит учащийся, определяющими являются следующие моменты:
    1) толкование понятия в русле его реального значения, отражающее личностно окрашенное понимание;
    2) содержательная направленность комментария на объяснение предложенного понятия, раскрытие его смысла.
    Эти два момента и определяют цель, логику и способы развертывания сочинения.

    ПРИМЕРЫ

    Пример № 1.

    Не раз в жизни нам приходилось встречаться с тем, что, обвиняя кого-то в жестокости или бессердечности, люди нарекали человека «бесчеловечным существом», а его действия – «бесчеловечными». Каждый раз мне не давал покоя один, казалось бы, странный вопрос: как человек может быть бесчеловечным? Ведь само слово «человечный» образовано от существительного «человек». Но если задуматься, то понимаешь, что человечность – это способность сопереживать, понимать, чувствовать чужие проблемы, это желание протянуть руку помощи ближнему, это осознание того, что в мире полно и других людей, которым необходима поддержка. Под человечностью я понимаю некую способность к самопожертвованию. Только эта жертва не принесет душевные страдания, наоборот, она внесет в жизнь смысл.

    В этой работе экзаменуемый раскрывает содержательное поле понятия «человечность», соотнося его с противоположным по смыслу понятием, описывая его характерные признаки, анализируя семантику внутренней формы. Хотя сформулированное определение («…человечность – это способность сопереживать, понимать, чувствовать чужие проблемы, это желание протянуть руку помощи ближнему, это осознание того, что в мире полно и других людей, которым необходима поддержка…»), конечно, не включает в себя всех признаков данного понятия, но оно отражает лично окрашенное понимание сущности анализируемой ценности.
    Комментирование заключается в том, что, во-первых, очерчивается объем данного понятия (круг явлений, фактов, которые охватываются понятием), во-вторых, раскрывается оценочный смысл человечности как ценности.

    Пример № 2.

    Что такое человечность? На этот вопрос большинство людей ответит так: это одно из лучших качеств человека, которое призывает его помогать другим людям, даже если вы незнакомы, это умение поддержать в трудную минуту, проявлять к старшим, совершать подвиги, не смотря ни на какие препятствия и преграды. Можно сказать, что человечность синонимична со словом «добро». Ведь так оно и есть, под словом «человечность» скрываются все добрые качества и поступки людей.

    Предлагая свое толкование понятия, экзаменуемый дает ему развернутую характеристику, соотносит с близким по значению понятием, и это позволяет не только выявить смысловую сущность «человечности», но и выразить свое понимание этой ценности. Анализируя фрагмент этой работы, легко можно понять, в чем заключается содержательная функция комментария: он раскрывает нравственный смысл данного понятия, показывает привлекательность предложенной ценности, ее место в иерархии других категорий.

     

    *ОГЭ – государственная (итоговая) аттестация выпускников
    9-х классов в новой форме. Формы проведения ГИА 9 – (ОГЭ) и государственный выпускной экзамен (ГВЭ).
    На сайте ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений) представлены материалы: Единый государственный экзамен. Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. Информация о контрольных измерительных материалах.

    в начало страницы

     

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Уплата госпошлины в суд общей юрисдикции от физического лица реквизиты
  • Управление гибдд гу мвд россии по г москве реквизиты для оплаты штрафа
  • Управление инцидентами иб практика осуществления непрерывности бизнеса
  • Управление конкурентоспособностью в инвестиционно строительном бизнесе
  • Управление мвд россии по городу краснодару реквизиты для оплаты штрафа