Субъектами обязательного аудита являются строительные компании

КонсультантПлюс: примечание.

Если до 01.01.2021 начато проведение обязательного аудита организации, которая в соответствии с ч. 1 ст. 5 (в ред. ФЗ от 29.12.2020 N 476-ФЗ) стала вправе не проводить такой аудит, указанные положения применяются к ней с отчетности за 2021 г.

1. Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится в случаях, установленных федеральными законами, а также в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности:

1) организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, а также эмитентов эмиссионных ценных бумаг, обязанных раскрывать информацию в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 359-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) организаций, являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй;

3) организаций, имеющих организационно-правовую форму фонда (за исключением государственного внебюджетного фонда, специализированной организации управления целевым капиталом и фонда, имеющего статус международного фонда в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 290-ФЗ «О международных компаниях и международных фондах»), в случае, если поступление имущества, в том числе денежных средств, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, превышает 3 миллиона рублей;

4) организаций (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов, организаций потребительской кооперации, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года N 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»), соответствующих хотя бы одному из следующих условий:

а) доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, составляет более 800 миллионов рублей;

б) сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному году, составляет более 400 миллионов рублей;

5) акционерных обществ, акции которых находятся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и (или) муниципального образования.

(п. 5 введен Федеральным законом от 16.04.2022 N 114-ФЗ)

(часть 1 в ред. Федерального закона от 29.12.2020 N 476-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Обязательный аудит проводится ежегодно.

КонсультантПлюс: примечание.

Ч. 3 ст. 5 применяется начиная с обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2021 год (ФЗ от 02.07.2021 N 359-ФЗ).

3. Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится только аудиторскими организациями.

(часть 3 в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 359-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет электронного конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. В электронном конкурсе на заключение контракта на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) которой за предшествующий отчетному год не превышает 1 миллиарда рублей, обязательным является участие аудиторских организаций, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства.

(часть 5 введена Федеральным законом от 01.12.2014 N 403-ФЗ; в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Утратил силу. — Федеральный закон от 30.12.2021 N 435-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Какие организации обязаны проводить обязательный аудит отчетности: 6 случаев по закону № 307-ФЗ

Какие организации обязаны проводить аудит? В ст. 5 закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ перечислены случаи проведения обязательного аудита. Закон описывает критерии подпадающих под обязательный аудит организаций, а также иные условия, учитываемые при решении вопроса о том, когда нужно проводить обязательный аудит:

ВАЖНО! Обычные ООО подпадают под обязательный аудит в 2023 году, если налоговый доход за 2022 год превысил 800 млн руб. или сумма активов бухгалтерского баланса за 2022 год превысила 400 млн руб.

Фактически перечень случаев проведения обязательного аудита открыт. Это означает, что не перечисленные в нем компании также могут подпасть под обязательный аудит, если такое требование будет установлено другими федеральными законами.

Полный перечень критериев обязательного аудита отчетности за 2022 год см. здесь.

Далее рассмотрим основные случаи обязательного аудита по закону № 307-ФЗ (на рисунке это случаи 1-5). Случай 6 специальной расшифровки не требует, так как в законе перечислены конкретные организации. Они обязаны проводить аудиторскую проверку ежегодно вне зависимости от выполнения/невыполнения других критериев обязательного аудита.

Как пройти обязательный аудит и сдать заключение, узнайте в Типовой ситуации от КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный доступ к системе бесплатно.

ПАО или АО: кому требуется аудировать отчетность

Для акционерных обществ с 1 января 2023 года произошли определенные изменения в части проведения обязательного аудита.

Напомним, как было ранее. Законодатели выделили в отдельный случай обязательность проведения аудита акционерными обществами. Как только в юридическом названии компании появлялось словосочетание «акционерное общество», автоматически у нее возникала обязанность по проведению аудита (ст. 67.1 ГК РФ). При этом не имело значения, выбрана такая форма собственниками при учреждении компании или этот статус она приобрела после преобразования или смены организационно-правовой формы. Не играло роли и форма: ПАО или АО.

Какие компании признаются акционерными обществами и какие их виды существуют, показано на рисунке:

С 1 января 2023 г. непубличные акционерные общества освобождены от обязательного аудита. При этом они:

  • не должны находиться в госсобственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципалитетов;
  • не должны подпадать под аудит по другим основаниям (превышение выручки или валюты баланса над установленными лимитами, осуществление определенных видов деятельности).

Освобождение от обязательного аудита не запрещает непубличным АО проводить аудит по инициативе собственников, имеющих право голоса на общем собрании акционеров.

Допустили к организованным торгам? Готовьтесь к аудиту!

Если компания-эмитент желает включить свои ценные бумаги в котировочный список, ей необходимо подать организатору торгов заявку определенной формы и сообщить о себе детализированную информацию. Нормы допуска ценных бумаг к публичному размещению, обращению и листингу приведены в ст. 14 закона «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 № 39-ФЗ и в Положении о допуске ценных бумаг к организованным торгам (утв. Банком России от 24.02.2016 № 534-П).

Факт допуска ценных бумаг компании-эмитента к организованным торгам переводит ее в разряд лиц, обязанных проводить аудит бухгалтерской отчетности.

Тонкости учета и налогообложения операций с ценными бумагами раскроют материалы:

  • «Облагается ли НДС реализация ценных бумаг?»;
  • «Учет ценных бумаг в бухгалтерском учете (нюансы)».

Как вид составляемой отчетности влияет на обязательность аудита

Если компания представляет и/или публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую отчетность, она автоматически подпадает под обязательный аудит (ст. 5 закона «О консолидированной финансовой отчетности» от 27.07.2010 № 208-ФЗ).

Требования к консолидированной отчетности (ее составлению, представлению и раскрытию) установлены законом № 208-ФЗ. Основные положения этого закона, помогающие разобраться с нюансами консолидированной отчетности, представлены на рисунке:

Представление и раскрытие консолидированной отчетности — процесс, за выполнением которого следит Центробанк РФ (за исключением отдельных категорий отчитывающихся компаний).

Об особенностях составления консолидированной отчетности узнайте здесь.

Превысили выручку на 1 рубль от критерия в 800 миллионов — аудит неизбежен

В число лиц, обязанных проводить аудит, могут попасть компании, которые никогда не сталкивались с аудиторскими проверками. Для этого достаточно превысить пограничный уровень по одному или обоим финансовым показателям, указанным в п. 4 ст. 5 закона № 307-ФЗ.

Конкретные стоимостные критерии, о которых идет речь, показаны на рисунке:

Кто должен проводить обязательный аудит, если превышены указанные финансовые показатели? Имеет ли значение организационно-правовая форма компании или виды ее деятельности? В данном случае превышение одного или обоих финансовых показателей — это отдельный критерий, по которому назначается обязательный аудит.

Пример

Производственная структура ООО «ТехноСтройПроект» в течение последних 10 лет занимается проектированием и производством специализированных электроустановок. Благодаря крупному контракту в 2022 году выручка от реализации составила 801 331 120 руб. Сумма активов на конец этого периода — 20 678 455 руб.

Из двух критериев превышен только один, тем не менее ООО «ТехноСтройПроект» обязано будет провести аудит за 2023 год и представить аудиторское заключение.

При этом неважно, что выручка превысила пограничный уровень всего на доли процента. При любом превышении установленного критерия (даже величиной в 1 рубль) закон требует проведения аудита.

Рассмотренные случаи проведения обязательного аудита по требованиям закона № 307-ФЗ — это далеко не полный перечень. Кто еще обязан проводить аудит годовой бухгалтерской отчетности, расскажем далее.

Какова ответственность за непроведение обязательного аудита, узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Компании, попадающие под обязательный аудит годовой бухгалтерской отчетности по другим федеральным законам

Какие еще компании должны пройти обязательный аудит? Если вы изучили ст. 5 закона № 307-ФЗ и пришли к выводу, что проводить обязательную аудиторскую проверку по нормам этого закона не нужно, успокаиваться рано. Возможно, что с текстом федерального закона, по которому вам требуется проходить обязательный аудит, вы не знакомы.

Насколько разнообразны федеральные законы и виды компаний, для которых предусмотрен обязательный аудит, смотрите в таблице:

Куда и когда нужно представить аудиторское заключение по отчетности за 2022 год

Правила представления бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения закреплены нормативно. С 2020 года они существенно изменились. Теперь основная масса организаций сдает бухотчетность в ГИР БО и не сдает ее в Росстат.

Порядок представления отчетности и аудиторского заключения подробно описан в Готовом решении от КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.

 Отчетность за 2018 и прежние годы нужно было представлять в органы статистики и в налоговую инспекцию. Аудиторское заключение достаточно было передать только в органы статистики. За неисполнение этой обязанности компанию могли оштрафовать. В налоговую инспекцию представлять аудиторское заключение до 2019 года закон не требовал (письмо Минфина от 30.01.2013 № 03-02-07/1/1724). Если компания не обязана была по закону проводить аудит, но провела его, аудиторское заключение никуда не подавалось.

Начиная с отчетности за 2019 год представлять аудиторское заключение в налоговые органы необходимо всем организациям, подпадающим под обязательный аудит. Не станет исключением и аудиторское заключение за 2022 г. Его нужно будет направить в налоговую вместе с бухгалтерской отчетностью в электронном виде. Если же его не подготовят к этому моменту, то сдать его нужно будет не позднее 10 рабочих дней со дня подписания, но не позднее 31 декабря текущего года.

Размеры штрафов при непредставлении аудиторского заключения узнайте здесь.

Итоги

Случаи, когда нужен обязательный аудит, описаны в законе № 307-ФЗ и множестве других федеральных законов. В эту категорию попадают акционерные общества, организации с определенными объемами выручки и суммой активов, а также множество других хозяйствующих субъектов (чьи ценные бумаги допущены к организованным торгам, публикующие консолидированную отчетность и т. д.).

В Федеральном законе от 30.12.2008 № 307-ФЗ указано, кто обязан регулярно проходить аудиторскую проверку. В первую очередь это предприятия с высокой доходностью (от 800 млн руб. в год), а также те компании, деятельность которых затрагивает интересы широкого круга людей.

Эксперты бухгалтерского консалтингового агентства «Простые решения» рассказали, что такое аудит, зачем он нужен и для кого его отменили в 2023 году. 

  • Что такое аудит
  • Кто обязан проходить аудит
  • Кого освободили от аудита в 2023 году
  • Советы экспертов

Аудиторская проверка — это комплексная оценка финансово-хозяйственной деятельности предприятия. При анализе специалисты оценивают ведение бухгалтерской отчетности и законность проводимых операций. Аудит бывает обязательным. Такие проверки осуществляются в установленные законодательством сроки. Бывают и инициативные, когда анализ проводят по решению руководства.

Иногда аудиторскую проверку проводят частями. Например, первый этап включает оценку деятельности компании по итогам первого полугодия или второго и третьего кварталов, а второй этап — по завершении года.

Аудиторские проверки проводятся на основании Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и Федеральных стандартов аудиторской деятельности.

Каждый специалист в сфере бухгалтерии знает, что обязанность проводить аудит возникает по требованию законодательства с целью контроля деятельности социально значимых предприятий. И поскольку до отчетной кампании за 2022 год остались считанные недели, уже пора готовить документы к проверкам.

Напомним, деятельность компании подлежит аудиту, если:

  • сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному году, составляет более 400 млн руб.;
  • доход от предпринимательской деятельности (учитываемый для целей налогообложения) составляет более 800 млн руб. за год, непосредственно предшествовавший отчетному году.

Это регламентирует ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ. Аналогично под поверку должны попадать те предприятия, форма организации которых — акционерные общества, как закрытые, так и открытые. Это требование зафиксировано в п. 5 ст. 67.1 ГК РФ и в п. 3 ст. 88 Федерального закона от 26.12.1995 № 208.

Согласно Федеральному закону от 16.04.2022 № 99-ФЗ и Федеральному закону от 16.04.2022 № 114-ФЗ в указанных выше нормативных актах (ст. 67.1 ГК РФ и ст. 88 Федерального закона от 26.12.1995 № 208) произошли изменения, которые вступают в силу 1 января 2023 года. 

Благодаря нововведениям ежегодно проводить аудит будут обязаны только открытые акционерные общества. Соответственно, для закрытых акционерных обществ с доходом до 800 млн руб. и суммой активов баланса до 400 млн руб. (включительно) отменена обязанность проводить аудит годовой бухгалтерской отчетности.

Однако для непубличных обществ сохраняется право на проведение аудита по собственной инициативе, как и у любой другой организации. Правда для этого нужно коллегиальное решение тех аукционеров, которые имеют право голоса на общем собрании. Хотя они вправе проводить аудиторские проверки, если решение об этом примет общее собрание акционеров.

Аналитики рекомендуют не отказываться от аудита, даже если предприятие не обязано его проводить. Так, инициативный аудит помогает выявить ошибки в ведении учета и наладить грамотные бизнес-процессы. Такой аудит можно сравнить с профилактикой. Ведь лучше предотвратить болезнь, чем лечить ее последствия.

Иногда на аудите могут настаивать потенциальные инвесторы. А иногда проверка необходима при увольнения главного бухгалтера (чтобы подстраховать компанию на случай, если специалист вел учет с нарушениями).

Помните, аудиторское заключение не является отчетным налоговым документом и предоставлять его в налоговый орган не нужно. Однако при необходимости ФНС может запросить у аудиторов все материалы по той или иной проверке. А вот в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц результаты обязательного аудита подать вы будете обязаны (ч. 6 ст. 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 360-ФЗ).

1. Изменился финансовый критерий

Одним из условий, когда компания попадает под обязательный аудит является соблюдение одного из вышеперечисленных финансовых условий по итогам года, предшествующего отчетному году.

Ранее в соответствии со ст. 5 Закона об аудиторской деятельности в качестве одного из финансовых критериев указывалась выручка, а согласно поправкам, таким критерием стал доход, который фиксируется в налоговом учете. В расчет принимаются доходы по всем налоговым режимам.

Если компания не применяла спецрежимы, то доход можно посчитать так (письмо Минфина России от 30 января 2018 г. N 03-11-06/2/4870):

строка 010 + строка 020 Листа 02 налоговой декларации по налогу на прибыль.

Для того, чтобы понять, нужен ли обязательный аудит отчетности за 2021 год, для расчета критерия необходимо взять данные декларации за 2020 год.

2. Перечень случаев обязательного аудита не ограничен

Изменилась и структура ст. 5 Закона об аудиторской деятельности. Из нее исключили те положения, которые упоминаются в других законах, с оговоркой, что обязательный аудит проводится не только в случаях, установленных данной нормой, но и в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Например, проведение обязательного аудита

  • акционерных обществ — предписывается п. 3 ст. 88 Федерального закона «Об акционерных обществах»
  • в отношении банков, их групп и холдингов — ст. 42 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и др.
  • специализированных застройщиков — п. 5 ст. 3 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве»

Т.е. бухгалтерская отчетность компании подлежит обязательному аудиту при наличии любого основания, предусмотренного законодательством Российской Федерации, даже если непосредственно в Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» такой субъект не поименован среди обязанных проводить аудит.

Таким образом, если компания имеет организационную форму АО или является специализированным застройщиком, она обязана проводить аудит, даже если относится к субъектам малого предпринимательства и у нее не выполняются критерии для проведения обязательного аудита по доходам или валюте баланса (см. Информационное сообщение Минфина РФ от 11 января 2021 г. № ИС-аудит-37).

3. Аудит для СМП не обязателен, но крайне желателен…

Практика не раз доказала, что отсутствие должного внимания к учету, весьма печально сказывается на финансовом благосостоянии компаний, их руководителей и бухгалтеров. Контролировать нужно все: верность определения налоговых обязательств, наличие документального подтверждения расходов, набор действий, достаточный, по мнению налогового инспектора для выбора благонадежных контрагентов и тому подобные требования нашего противоречивого законодательства.

Ошибки не всегда связаны с халатностью, чаще с отсутствием времени на самостоятельную своевременную проверку, с «замыленностью внутреннего взгляда», мешающего прицельно выявлять проблемные налоговые зоны в компании. Последствия недосмотра, а зачастую сомнительной экономии на профессиональной помощи, оборачиваются весьма серьезными проблемами.

Официальная статистика ФНС за 9 месяцев 2021 года говорит, что по РФ сумма доначислений на 1 выездную налоговую проверку составляет более 46 млн руб.

В последнее время наметился еще и новый тренд, когда по итогам банкротства компаний, после выездного налогового контроля, привлекают к субсидиарной и уголовной ответственности — руководителя и главного бухгалтера организации. Размер «финансового ярма» для таких физических лиц впечатляет. Есть примеры, когда по долгам компании пришлось отвечать руководителю и собственнику бизнеса −53 млн. руб., причем пытались взыскать с него эту сумму дважды (дело ООО «ДИС» — Определение ВС РФ от 25.06.2020 № 305-ЭС19-17007).

Таким образом, аудит — это не затраты, а инвестиции в безопасный бизнес!

Если Ваша организация теперь НЕ подлежит обязательному аудиту, не спешите отказываться от услуг аудиторов, ведь до этого Вы проводили аудит не только для «галочки», а получали УВЕРЕННОСТЬ, что:

  • в бухгалтерском и налоговом учете нет существенных ошибок;
  • бухгалтерия следит за изменениями законодательства, есть все необходимые документы, имущество в сохранности, инвентаризация проведена;
  • суммы чистой прибыли для выплаты дивидендов определены правильно;
  • можете обратиться за консультацией к аудиторам, налоговым консультантам и юристам, сопровождающим проверку, сориентироваться в применении новых ФСБУ, изменениях в НК РФ и др.

Зачем же сейчас лишать себя этого? Тем более, что стоимость аудиторской проверки незначительна по сравнению с возможными налоговыми доначислениями, потерей имущества из-за хищений, нерационального бизнес-процесса закупок или продаж. Что выйдет компании дешевле: аудит стоимостью 300-400 тыс. руб. или выездная налоговая проверка с доначислениями более 40 млн. руб.?

Средства, запланированные на проведение обязательного аудита, компания может потратить с наибольшей пользой, проведя инициативный аудит по индивидуальному техническому заданию, например, системный комплексный или налоговый аудит со страховкой от налоговых претензий.

Как видим, отмена обязательного аудита (зачастую проводимого формально) — это новые возможности для действительно полезного аудита.

Добавить в «Нужное»

Обязательный аудит в 2023 году

Традиционно Минфин выпускает письмо с перечнем случаев обязательного аудита по итогам очередного календарного года. Однако письмо с перечнем тех, кто подлежит обязательному аудиту по итогам 2022 года, пока не вышло. Но к аудиту лучше подготовиться заранее, в частности, выбрать аудиторскую компанию и заключить с ней договор на проведение обязательного аудита.

Так какие организации подлежат обязательному аудиту по итогам 2022 года в соответствии с законодательством?

Обязательный аудит проводится в случаях, перечисленных в ч.1 ст.5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ, а также в иных федеральных законах.

В частности, обязательному аудиту подлежит бухгалтерская отчетность следующих компаний:

  • публичные АО (вне зависимости от величины выручки и активов);
  • организаций (за исключением органов госвласти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, ГУПов и МУПов, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов, организаций потребительской кооперации, ведущих свою деятельность в соответствии с Законом от 19.06.1992 N 3085-1), у которых доход, полученный от ведения предпринимательской деятельности, определяемый в порядке, установленном налоговым законодательством, за 2021 год составляет более 800 млн руб. и/или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на 31.12.2021 составляет более 400 млн руб.;
  • организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, а также эмитентов эмиссионных ценных бумаг, обязанных раскрывать информацию в соответствии с Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ;
  • организаций, являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй;
  • организаций, для которых обязательный аудит предусмотрен специальным законом (например, застройщиков в соответствии с ч. 5 ст. 3 Закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ);
  • АО, акции которых находятся в собственности Российской Федерации, субъекта РФ и (или) муниципального образования

Причем организация должна проводить обязательный аудит бухгалтерской отчетности, даже если она является малым предприятием, но подпадает под какой-либо из указанных выше критериев.

Полный перечень случаев обязательного аудита подготовлен специалистами системы Консультантплюс.

Порядок проведения обязательного аудита 2022

Обязательный аудит проводится ежегодно, при этом конкретные сроки проведения обязательного аудита бухгалтерской отчетности за 2022 год законодательно не установлены (ч. 2 ст. 5 Закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ).

Вместе с тем, по общему правилу аудиторское заключение должно быть представлено в ИФНС либо вместе с годовой бухгалтерской отчетностью, либо в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом (п. 5 ст. 18 Закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ). Следовательно, к концу декабря 2023 г. не только должна быть проведена обязательная аудиторская проверка бухгалтерской отчетности за 2022 г., но и составлено аудиторское заключение по итогам этой проверки.

Важно знать, что обязательный аудит могут проводить только аудиторские организации (ч. 3 ст. 5 Закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ).

Подлежит ли консолидированная финансовая отчетность обязательному аудиту

Да, такая отчетность подлежит обязательному аудиту (ст.5 Федерального закона от 27.07.2010 N 208-ФЗ).

Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности представляет собой независимую проверку порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, других аспектов финансово- хозяйственной деятельности компании и включает: подготовку к аудиту, его непосредственное проведение, оформление и передачу заключения заказчику.

Содержание

  • Критерии обязательного аудита, действующие в 2021 году.
  • Описание изменения порога дохода, при котором необходимо проведение обязательного аудита
  • Кому в 2021 нужен обязательный аудит.
  • Кто продолжит проходить обязательную аудиторскую проверку, несмотря на изменения
  • Каким НКО можно не проводить обязательный аудит
  • Ответственность за неисполнение обязанностей, вытекающих из аудита
  • Выгода от получения аудита
  • Почему Umbrella Group

Законодательством установлены требования к экспертам — аудиторское заключение может выдать только аудиторская организация — член СРО (член Ассоциации «Содружество» (СРО ААС)), которая работает по Международным стандартам аудита. (ст.3 Федерального Закона № 307-ФЗ от 30.12.2008 «Об аудиторской деятельности» с последующими изменениями (далее — Закон № 307-ФЗ)).

В нормативных правовых актах установлено правило проводить аудиторскую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности в обязательном порядке. Но распространяется оно не на все организации, а только на те, которые соответствуют заданным критериям.

Критерии обязательного аудита, действующие в 2021 году.

В статье 5 Закона № 307-ФЗ перечислены организации, для которых проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является строго обязательным, в частности ним относятся:

  • организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;
  • организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй;
  • организации, имеющие организационно-правовую форму фонда (за исключением государственного внебюджетного фонда, специализированной организации управления целевым капиталом и фонда, имеющего статус международного фонда), в случае, если за год, предшествовавший отчетному году, поступило имущества свыше 3 млн. руб.;
  • юридические лица с доходом, за год, непосредственно предшествовавшему отчетному году, составляет более 800 млн. руб, или, если сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному году, составляет более 400 млн. руб. (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов, организаций потребительской кооперации).

Описание изменения порога дохода, при котором необходимо проведение обязательного аудита

С 01.01.2021 вступили в силу поправки, внесенные Федеральным законом № 476-ФЗ от 29.12.2020, которым установлены новые правила при определении компанией необходимости проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Полностью изменена структура п. 1 ст. 5 Федерального закона № 307-ФЗ.

Одно из главных изменений — повышение финансовых критериев для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности:

  • по доходам — с 400 до 800 млн. руб.;
  • по сумме активов бухгалтерского баланса — с 60 до 400 млн. руб.

По новым правилам обязательному аудиту подлежит бухгалтерская (финансовая) отчетность организаций, соответствующих хотя бы одному из следующих условий:

  • доход, полученный от предпринимательской деятельности и определяемый в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах, за год, предшествовавший отчетному году, превысил 800 млн. руб.;
  • сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному году, превысила 400 млн. руб.

Это правило (когда обязательность аудита зависит от финансовых критериев) распространяется не на все компании. В частности, не касается государственных и муниципальных унитарных предприятий, бухгалтерская отчетность которых, подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором в случаях, определенных собственником имущества предприятия.

При расчете измененных критериев для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности важно учесть следующие нюансы.

По новым правилам, значение имеет доход от осуществления предпринимательской деятельности, ранее учитывалась выручка от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг).

Для целей Федерального закона № 307-ФЗ показатель дохода, полученного от предпринимательской деятельности, определяется с учетом следующих правил.

  • используется порядок, установленный законодательством РФ о налогах и сборах. В частности, согласно гл. 25 НК РФ выделяются доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы;
  • в расчет принимаются доходы, полученные по всем осуществляемым видам деятельности и применяемые по всем налоговым режимам;
  • учитываются доходы, полученные за год, непосредственно предшествовавший отчетному году.

Кому в 2021 нужен обязательный аудит.

Рассмотрим характеристики, которым должна соответствовать организация, чтобы аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности стал для нее обязательным.

Новая редакция ч. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ включает общую норму, согласно которой обязательный аудит проводится в случаях, установленных этим и другими федеральными законами.

То есть бухгалтерская отчетность компании подлежит обязательному аудиту при наличии любого основания, предусмотренного законодательством РФ, даже если в Законе № 307-ФЗ такая организация не названа среди лиц, обязанных проводить аудит.

Например, субъект малого предпринимательства, созданный в организационно-правовой форме акционерного общества, обязан проводить аудит в силу Федерального закона № 208-ФЗ « Об акционерных обществах».

Аналогичным образом складывается ситуация с банками. В новой редакции ст. 5 Закона № 307-ФЗ банки не указаны, но это не значит, что их освободили от данной обязанности. Согласно ст. 42 Федерального закона № 395-1 «О банках и банковской деятельности» годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность кредитной организации, подлежат обязательному аудиту.

Что касается страховых организаций, норма о том, что годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

Обязательный аудит для застройщиков, так же предусмотрен специальным законом (ст. 3 Закона № 214-ФЗ).

Федеральным законом № 476-ФЗ освобождены от обязанности проводить аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности:

  • субъекты малого предпринимательства, за исключением субъектов, определенных федеральными законами;
  • фонды, поступление в которые имущества, в том числе денежных средств, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, не превышает 3 млн. руб.;
  • организации потребительской кооперации, осуществляющие деятельность в соответствии с Законом РФ № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».

Вывод: аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности приобретает статус обязанности, если соблюдается любой критерий его проведения, поименованный в законодательстве РФ, или в случаях, прямо указанных в ст. 5 Закона № 307-ФЗ.

Если Вы затрудняетесь определить, нужно ли проводить обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, можете обратиться к нашим экспертам. Мы проанализируем документы и сведения о вашей организации, поможем избежать нарушений закона и штрафов.

Оставить заявку

Кто продолжит проходить обязательную аудиторскую проверку, несмотря на изменения

Рассматриваемые изменения в Закон № 307 – ФЗ начали действовать с 01.01.2021.

В особом порядке установлено применение новых норм в следующей ситуации.

Организация по старым правилам должна была провести аудит в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год и (или) ранние периоды, а по новым — нет, и аудитором начато исполнение договора о проведении обязательного аудита до 01.01.2021.

При таких обстоятельствах нормы ч. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ в новой редакции не работают. Новые правила применяются обозначенной организацией уже при аудите бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2021 год.

Соответственно, новые правила не действуют в случае, если аудиторы уже начали работать по договорам с теми, кто с 2021 года выведен из-под обязательного аудита.

Каким НКО можно не проводить обязательный аудит

Согласно изменениям, внесенным в Закон № 307-ФЗ, с 2021 года проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности необязательно для:

  • государственных внебюджетных фондов, специализированных организаций управления капиталом;
  • иных фондов, у которых в году, предшествующему отчетному, поступило имущество, (включая деньги), 3 млн. руб. и менее.

Остальным НКО необходимо заказывать и проводить аудит.

Ответственность за неисполнение обязанностей, вытекающих из аудита

Аудиторское заключение, полученное в результате обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, необходимо предоставлять в ФНС вместе с бухгалтерской отчетностью, или в срок, не позднее 10 рабочих дней с даты, следующей за датой аудиторского заключения, но не позже 31 декабря года, который идет за годом, по которому составляется бухгалтерская отчетность (ст. 18 Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Форма предоставления аудиторского заключения: электронная. Таким образом, аудиторское заключение по бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год может быть отправлено в ФНС до 31 декабря 2021 года включительно, но затягивать с проведением аудита нецелесообразно.

Для организаций, подлежащих обязательному аудиту, будет полезно не просто провести аудит и получить аудиторское заключение до конца календарного года. Оптимально, заказать аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности заранее, таким образом, чтобы можно было успеть скорректировать отчетность по результатам проведения аудита (по нашему опыту это требуется достаточно часто), и подать в налоговый орган уточненную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Законодательством установлен запрет на исправление утвержденной собственниками бухгалтерской (финансовой) отчетности. Исходя из этого, обязательный аудит нужен до того, как состоится годовое собрание собственников (акционеров). Напомним, для ООО срок проведения общего собрания до 30 апреля, а для АО — до 30 июня.

За не проведение обязательного аудита отдельного штрафа нет.

Если у компании имеется обязанность по предоставлению аудиторского заключения, но аудиторское заключение не было предоставлено, или было предоставлено позже установленных сроков, то виновные будут привлечены к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ с установлением штрафов:

  • для организаций — от 3000 до 5000 руб.;
  • для должностных лиц — от 300 до 500 руб.

В случае, если проверка контролирующих органов выявит, что обязательный аудит не был проведен, то может быть составлен протокол об административном правонарушении (ст. 15.11 КоАП РФ). В этой ситуации ответственность руководителя компании будет уже ощутимее:

  • если в первый раз обнаружили, что аудит не был проведен — от 5 000 до 10 000 руб.;
  • если повторно — от 10 000 до 20 000 руб. либо дисквалификация от 1 года до 2 лет.

При не предоставлении аудиторского заключения во время подготовки к общему собранию тем лицам, которые имеют на это право (п. 3 ст. 52 Федерального закона № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»), ответственность наступит по ч. 2 ст. 15.23.1 КоАП РФ:

  • от 2000 до 4000 руб. для граждан;
  • от 20 000 до 30 000 тысяч руб. или 1 год дисквалификации — для должностных лиц;
  • от 500 000 до 700 000 руб. — для юридических лиц.

Так же может быть наложен штраф за не размещение аудиторского заключения на федеральном ресурсе — от 5 000 до 10 000 руб. на должностное лицо, а за несвоевременное размещение — 5 000 руб. (ст. 14.25 КоАП РФ), а при повторном нарушении этот штраф увеличивается до 50 000 руб.

Выгода от получения аудита

Основные преимущества, которые получает компания при проведении аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности, это уверенность в том, что:

  • существенные ошибки в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности отсутствуют;
  • изменения в нормативные правовые акты учтены, необходимые первичные документы и имущество в наличии; по проведению инвентаризации, и по ее результатам нет вопросов;
  • размер чистой прибыли рассчитан верно, дивиденды начислены и выплачены в полном объеме;
  • руководством принимаются решения, которые не влекут налоговых рисков и идут на пользу компании и учредителям.

Наличие аудиторского заключения дает дополнительные конкурентные и инвестиционные преимущества:

  • бухгалтерская (финансовая) отчетность, по которой есть аудиторское заключение, имеет совершенно другой статус для внешних пользователей — вызывает больше доверия к показателям отчетности, деятельности компании в целом;
  • в ситуации, связанной с пандемией, многие компании обращаются в кредитные организации, которые требуют предоставить аудиторское заключение к бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • не останавливается работа по заключению договоров в рамках проведения тендеров — как правило, при участии фирмы в тендерах требуется аудиторское заключение.

С учетом текущей ситуации в налоговом контроле, ценность от проведения аудита не снижается, так как он входит в комплекс эффективного и осмотрительного сопровождения бизнеса.

В процессе аудита можно выявить не только налоговые риски, но и резервы для роста доходов и оптимизации расходов компании.

Оставить заявку

Мы не врём

Главная причина, по которой можно работать так долго.

С 1990 года

Пытаемся сделать этот мир лучше. Трудимся как пчелки. Правда.

7 845 клиентов

Возвращаются повторно. Да — мы за долгие отношения.

5 млрд. рублей

Экономят наши клиенты ежегодно.

Аудит обязательныйООО2022       За 2021 год обязательный аудит годовой бухгалтерской отчетности по финансовым показателям необходим — в случае если доходы из декларации по налогу на прибыль (стр. 010 +020 листа 2) за 2020 год превышают 800 млн. руб. без НДС,  а стоимость активов на конец 2020 года более 400 млн. руб. (стр. 1600 бухгалтерского баланса).  

    Аудит обязательныйНКО 2022  Некоммерческие фонды будут проходить обязательный годовой аудит за 2021 год, если объем целевого финансирования за предыдущий год (2020 г.)  превысил 3 млн. руб.  Кроме того, ежегодный обязательный аудит проходят СРО, политические партии, представительства иностранных некоммерческих организаций не зависимо от объема финансирования.

Аудит обязательный АО 2022     Акционерные общества, независимо от финансовых показателей, обязаны проходить обязательный аудит за 2021 год. Акционерное общество обязано предоставить аудиторское заключение в налоговый орган, а так же разместить результаты аудита на портале федресур независимо от финансовых показателей, принадлежности с субъектам МСП, применении специальных налоговых режимов. В отдельных случаях аудиторское заключение акционерного общества предоставляется в Банк России.

 ФНС   Аудиторское заключение по годовой отчётности за 2021 год представляется в ИФНС по месту нахождения организации вместе с годовой отчётностью (до 31 марта 2022 года), или не позднее 10 рабочих дней с даты выдачи аудиторского заключения, но не позднее 10 января 2023 года (первый рабочий день, 31 декабря 2022 года выходной).

Год,

за который проверяют аудиторы

Лимит по выручке

(доходы с 2020 г.),

млн. руб. без НДС

Лимит по активам,

млн. руб.

(стр.1600 баланса)

2018, 2019

400

60

2020

800 *

400

2021 и  далее

800*

400

(стр. 010 +020 листа 2 декларации по налогу на прибыль) 

Все случаи проведения обязательного аудита за 2021 год

№№ пп

Организации, проведение аудита для которых обязательно

Проведение обязательного
аудита установлено

Вид отчетности,

подлежащей аудиту

 

1

Кредитная организация

Федеральный закон от 2 декабря
1990 г. № 395-1, статья 42

Бухгалтерская годовая

Консолидированная годовая

 

Федеральный закон от 27 июля
2010 г. № 208-ФЗ, статья 5, часть 1

 

2

Головная кредитная организация банковской группы

Федеральный закон от 2 декабря
1990 г. № 395-1, статья 42

Консолидированная годовая (банковской группы)

 

3

Головная организация банковского холдинга (управляющая компания банковского холдинга)

Федеральный закон от 2 декабря
1990 г. № 395-1, статья 42

Консолидированная годовая (банковского холдинга)

 

4

Страховая организация

Закон    РФ   от   27   ноября   1992 г.
№ 4015-1, статья 29, часть 1

Бухгалтерская годовая

Консолидированная годовая (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования)

 

Федеральный закон от 27 июля
2010 г. № 208-ФЗ, статья 5, часть 1

5

Общество взаимного страхования

Закон РФ от 27 ноября 1992 г.
№ 4015-1, статья 29, часть 1

Бухгалтерская годовая

 

Федеральный закон от 29 ноября
2007 г. № 286-ФЗ, статья 22, часть 1

 

6

Объединение субъектов страхового дела (профессиональное объединение страховщиков, осуществляющее определенную деятельность)

Закон РФ от 27 ноября 1992 г.
№ 4015-1, статья 14, часть 4

Бухгалтерская годовая

 

Федеральный закон от 14 июня
2012 г. № 67-ФЗ, статья 20, часть 12

 

Федеральный закон от 25 апреля
2002 г. № 40-ФЗ, статья 28, часть 6

 

Федеральный закон от от 27 июля 2010 г. № 225-ФЗ, статья 21, часть 4

 

7

Единое общероссийское объединение страховщиков, осуществляющее деятельность, предусмотренную Федеральным законом от 25 июля 2011 г.  
№ 260-ФЗ

Федеральный закон от 25 июля
2011 г. № 260-ФЗ, статья 9, часть 7

Бухгалтерская годовая

 

8

Клиринговая организация (лицо, осуществляющее функции центрального контрагента)

Федеральный закон от 7 февраля
2011 г. № 7-ФЗ, статья 5, часть 12

Бухгалтерская годовая

 

Федеральный закон от 27 июля
2010 г. № 208-ФЗ, статья 5, часть 1

Консолидированная отчетность

 

9

Организатор торговли (лицо, оказывающее услуги по проведению организованных торгов на товарном и (или) финансовом рынках на основании лицензии биржи или лицензии торговой системы)

Федеральный закон от 21 ноября
2011 г. № 325-ФЗ, статья 5, часть 11

Бухгалтерская годовая

 

Консолидированная годовая

 

10

Центральный депозитарий

Федеральный закон от 7 декабря
2011 г. № 414-ФЗ, статья 18, часть 1

Бухгалтерская годовая

 

Консолидированная годовая

 

11

Негосударственный пенсионный фонд

Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ, статья 22

Бухгалтерская годовая

Консолидированная  годовая

 

Федеральный закон от 27 июля
2010 г. № 208-ФЗ, статья 5, часть 1

 

12

Управляющая компания негосударственного пенсионного фонда

Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ, статья 22

Бухгалтерская годовая, в том числе по формированию и размещению средств пенсионных резервов и формированию, передаче и инвестированию средств пенсионных накоплений

 

Федеральный закон от 27 июля
2010 г. № 208-ФЗ, статья 5, часть 1

Консолидированная годовая

 

13

Специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда

Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ, статья 22

Бухгалтерская годовая по формированию и размещению средств пенсионных резервов и формированию, передаче и инвестированию средств пенсионных накоплений

14

Акционерный инвестиционный фонд

Федеральный закон от 29 ноября
2001 г. № 156-ФЗ, статья 50, часть 1

Бухгалтерская годовая

 
 

15

Управляющая компания акционерного инвестиционного фонда

Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ, статья 88, часть 3

Бухгалтерская годовая

(в случае, если организация создана в организационно-правовой форме акционерного общества)

 

Федеральный закон от 27 июля
2010 г. № 208-ФЗ, статья 5, часть 1

Консолидированная годовая

16

Управляющая компания паевого инвестиционного фонда

Федеральный закон от 29 ноября
2001 г. № 156-ФЗ, статья 50, часть 1

Бухгалтерская годовая

 

Федеральный закон от 27 июля
2010 г. № 208-ФЗ, статья 5, часть 1

Консолидированная годовая

 

17

Микрофинансовая компания

Федеральный закон от 2 июля
2010 г. № 151-ФЗ, статья 15, часть 4

Бухгалтерская годовая          

 
 

18

Оператор инвестиционной платформы

Федеральный закон от 2 августа 2019 г. № 259-ФЗ, статья 15, часть 3, пункт 5

Бухгалтерская годовая

 
 

19

Лицо, привлекающее инвестиции с использованием инвестиционной платформы, — юридическое лицо, существующее более одного года, с привлекаемыми инвестициями в размере более 60 млн.руб.

Федеральный закон от 2 августа 2019 г. № 259-ФЗ, статья 15, часть 4, пункт 4

Бухгалтерская годовая

 
 

20

Оператор лотереи

Федеральный закон от 11 ноября
2003 г. № 138-ФЗ, статья 23

Бухгалтерская годовая

 
 

21

Организатор азартных игр

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ, статья 6, часть 12

Бухгалтерская годовая

 
 

22

Управляющая компания, осуществляющая деятельность, предусмотренную Федеральным законом от 20 августа 2004 г.                      № 117-ФЗ

Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ, статья 29, часть 1

Бухгалтерская годовая, в том числе по формированию и инвестированию накоплений для жилищного обеспечения

 

23

Специализированный депозитарий, осуществляющий деятельность, предусмотренную Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ

Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ, статья 29, часть 2

Бухгалтерская годовая, в том числе при осуществлении функции контроля за соответствием деятельности по распоряжению управляющими компаниями накоплениями для жилищного обеспечения

 

24

Управляющая компания, осуществляющая деятельность, предусмотренную Федеральным законом от 24 июля 2002 г.
№ 111-ФЗ

Федеральный закон от 24 июля
2002 г. № 111-ФЗ, статья 9, часть 1

Бухгалтерская годовая по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений

25

Специализированный депозитарий, осуществляющий деятельность, предусмотренную Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ

Федеральный закон от 24 июля
2002 г. № 111-ФЗ, статья 9, часть 1

Бухгалтерская годовая по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений

26

Некоммерческая организация – собственник целевого капитала, если балансовая стоимость имущества, составляющего целевой капитал, превышает на конец отчетного года 20 млн. руб.

Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. № 275-ФЗ, статья 6, часть 6

Бухгалтерская годовая в части, связанной с формированием и пополнением целевого капитала, использованием, распределением дохода от целевого капитала

27

Получатель дохода от целевого капитала, если размер финансирования этого получателя дохода от целевого капитала за счет дохода от целевого капитала в течение отчетного года составляет более 5 млн. руб.

Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. № 275-ФЗ, статья 7, часть 2

Бухгалтерская годовая в части использования дохода от целевого капитала

28

Управляющая компания, осуществляющая деятельность по доверительному управлению имуществом, составляющим целевой капитал, если балансовая стоимость этого имущества превышает на конец отчетного года 45 млн. руб.

Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. № 275-ФЗ, статья 17, часть 1, пункт 4

Бухгалтерская годовая, связанная с доверительным управлением имуществом, составляющим целевой капитал, а также с выплатой дохода от целевого капитала

29

Жилищный накопительный кооператив

Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 215-ФЗ, статья 54, часть 1

Бухгалтерская годовая

 

30

Кредитный кооператив, если число физических лиц, являющихся его членами, превышает 2 000 человек

Федеральный закон от 18 июля
2009 г. № 190-ФЗ, статья 31, часть 1

Бухгалтерская годовая

31

Кредитный кооператив второго уровня

Федеральный закон от 18 июля
2009 г. № 190-ФЗ, статья 33, часть 10

Бухгалтерская годовая

32

Саморегулируемая организация в сфере финансового рынка

Федеральный закон от 13 июля
2015 г. № 223-ФЗ, статья 18, часть 3

Бухгалтерская годовая

33

Саморегулируемая организация, отличная от указанных в других пунктах настоящей таблицы

Федеральный закон от 1 декабря
2007 г. № 315-ФЗ, статья 12, часть 4

Бухгалтерская годовая

34

Некоммерческая организация, выполняющая функции иностранного агента

Федеральный закон от 12 января
1996 г. № 7-ФЗ, статья 32, часть 1

Бухгалтерская годовая

35

Структурное подразделение иностранной некоммерческой неправительственной организации

Федеральный закон от 12 января
1996 г. № 7-ФЗ, статья 32, часть 1

Бухгалтерская годовая

36

Политическая партия, получившая в отчетный период государственное финансирование

Федеральный закон от 11 июля
2001 г. № 95-ФЗ, статья 35, часть 6

Бухгалтерская годовая

Сводный финансовый отчет 

37

Политическая партия, общая сумма пожертвований в отчетный период которой в сводном финансовом отчете составила 60 и более млн. руб.

Федеральный закон от 11 июля
2001 г. № 95-ФЗ, статья 35, часть 6

Бухгалтерская годовая

Сводный финансовый отчет

38

Политическая партия, общая сумма расходов в отчетный период которой в сводном финансовом отчете превысила 60 млн. руб.

Федеральный закон от 11 июля
2001 г. № 95-ФЗ, статья 35, часть 6

Бухгалтерская годовая

Сводный финансовый отчет

39

Застройщик, привлекающий денежные средства участников долевого строительства для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (за исключением объектов производственного назначения)

Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ, статья 3, часть 5

Бухгалтерская годовая

 
 

40

Фонд, созданный субъектом Российской Федерации в целях урегулирования обязательств застройщиков, признанных несостоятельными (банкротами) перед участниками долевого строительства

Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ, статья 21.1, часть 11

Бухгалтерская годовая

 

41

Региональный оператор, осуществляющий деятельность, предусмотренную Федеральным законом от 29 декабря 2004 г.                        № 188-ФЗ

Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г.
№ 188-ФЗ, статья 187, часть 1

Бухгалтерская годовая

 

42

Туроператор, осуществляющий деятельность в сфере выездного туризма (если общая цена туристского продукта в сфере выездного туризма за предыдущий год составила более 400 млн. руб.)

Федеральный закон от 24 ноября
1996 г.  №  132-ФЗ, статья 17.7

Бухгалтерская годовая

 
 

43

Объединение туроператоров в сфере выездного туризма

Федеральный закон от 24 ноября
1996 г. №  132-ФЗ, статья 11.1

Бухгалтерская годовая

 

44

Фонд, созданный в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 г. № 216-ФЗ

Федеральный закон от 29 июля
2017 г. № 216-ФЗ, статья 9, часть 2, пункт 6

Бухгалтерская годовая

 

45

Центральный банк Российской Федерации

Федеральный закон от 10 июля
2002 г. № 86-ФЗ, статья 93

Бухгалтерская годовая

46

Агентство по страхованию вкладов

Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ, статья 24, часть 6

Бухгалтерская годовая

47

Государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ»

Федеральный закон от 17 мая
2007 г. № 82-ФЗ, статья 8, часть 1

Бухгалтерская годовая

48

Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства

Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ, статья 7.1, часть 2

Бухгалтерская годовая

49

Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех»

Федеральный закон от 23 ноября
2007 г. № 270-ФЗ, статья 8, часть 4, часть 6

Бухгалтерская годовая

Консолидированная годовая

 

50

Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»

Федеральный закон от 1 декабря
2007 г. № 317-ФЗ, статья 35, часть 1

Бухгалтерская годовая

Консолидированная годовая

 

51

Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос»

Федеральный закон от 13 июля
2015 г. № 215-ФЗ, статья 35, часть 1

Бухгалтерская годовая

Консолидированная годовая

 

52

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги»

Федеральный закон от 27 февраля 2003 г. № 29-ФЗ, статья 6, часть 2

Бухгалтерская годовая

 

53

Государственная компания «Российские автомобильные дороги»

Федеральный закон от 17 июля
2009 г. № 145-ФЗ, статья 18, часть 1

Бухгалтерская годовая

Консолидированная годовая

 

54

Центр исторического наследия Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий

Федеральный закон от 13 мая
2008 г. № 68-ФЗ, статья 16, часть 6

Бухгалтерская годовая

55

Фонд перспективных исследований

Федеральный закон от 16 октября 2012 г. № 174-ФЗ, статья 18, часть 1

Бухгалтерская годовая

 

56

Российский научный фонд

Федеральный закон от 2 ноября
2013 г. № 291-ФЗ, статья 17, часть 1

Бухгалтерская годовая

 

57

Национальное объединение саморегулируемых организаций оценщиков

Федеральный закон от 29 июля
1998 г. № 135-ФЗ, статья 24.10

Бухгалтерская годовая

58

Единый институт развития в жилищной сфере

Федеральный закон от 13 июля
2015 г. № 225-ФЗ, статья 5

Бухгалтерская годовая

Консолидированная годовая

 

Федеральный закон от 27 июля
2010 г. № 208-ФЗ, статья 5, часть 1

 

59

Акционерное общество «Управляющая компания Российского Фонда Прямых Инвестиций»

Федеральный закон от 2 июня
2016 г. № 154-ФЗ, статья 7, часть 1

Бухгалтерская годовая

Консолидированная годовая

 

60

Фонд содействия кредитованию (гарантийный фонд, фонд поручительств)

Федеральный закон от 24 июля
2007 г. № 209-ФЗ, статья 15.2, часть 3

Бухгалтерская годовая

 
 

61

Акционерное общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства»

Федеральный закон от 24 июля  2007 г. № 209-ФЗ, статья 15.2, часть 3

Бухгалтерская годовая

62

Акционерное общество «Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства»

Федеральный закон от 24 июля  2007 г. № 209-ФЗ, статья 15.2, часть 3

Бухгалтерская годовая

63

Московский фонд реновации жилой застройки

Закон РФ от 15 апреля 1993 г.                  № 4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации», статья 7.8

Бухгалтерская годовая

 

64

Публично-правовая компания «Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства»

Федеральный закон от 3 июля               2016 г. № 236-ФЗ, статья 16, часть 1

Бухгалтерская годовая

65

Акционерное общество «Почта России»

Федеральный закон от 29 июня
2018 г. № 171-ФЗ, статья 7, часть 1

Бухгалтерская годовая

Консолидированная годовая

 

66

Организация по управлению правами на коллективной основе, получившая государственную аккредитацию

Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ, статья 1244, пункт 6

Бухгалтерская годовая

 

67

Специальные фонды, созданные в качестве юридических лиц  организацией по управлению правами на коллективной основе, получившей государственную аккредитацию

Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ, статья 1244, пункт 6

Бухгалтерская годовая

 

68

Служба обеспечения деятельности финансового уполномоченного

Федеральный закон от 4 июня
2018 г. № 123-ФЗ, статья 7, часть 5, пункт 14

Бухгалтерская годовая

 

69

Федеральное государственное унитарное предприятие, предусмотренное распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2015 г.                    № 2176-р

Федеральный закон от 27 июля
2010 г. № 208-ФЗ, статья 5, часть 1

Консолидированная годовая

 

70

Не поименованные в настоящей таблице организации, представляющие и (или) раскрывающие  консолидированную финансовую отчетность

Федеральный закон от 27 июля
2010 г. № 208-ФЗ, статья 5

Консолидированная годовая

 

71

Акционерное общество, ценные бумаги которого допущены к организованным торгам и отличное от указанных в других пунктах настоящей таблицы

Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ, статья 88, часть 3

Бухгалтерская годовая

 

Федеральный закон от 27 июля
2010 г. № 208-ФЗ, статья 5, часть 1

Консолидированная годовая

 

72

Акционерное общество, предусмотренное распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2015 г.                       № 2176-р

Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ, статья 88, часть 3

Бухгалтерская годовая

 
 

Федеральный закон от 27 июля
2010 г. № 208-ФЗ, статья 5, часть 1

Консолидированная годовая

 

73

Акционерное общество, в уставном капитале которого доля государственной собственности не менее 25% и отличное от указанных в других пунктах  настоящей таблицы

Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ, статья 88, часть 3

Бухгалтерская годовая

 

74

Акционерное общество, отличное от указанных в других пунктах настоящей таблицы

Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ, статья 88, часть 3

Бухгалтерская годовая

 
 

75

Государственная корпорация, отличная от указанных в других пунктах настоящей таблицы

Федеральный закон от 12 января
1996 г. № 7-ФЗ, статья 7.1, часть 2

Бухгалтерская годовая

 

76

Государственная компания, отличная от указанных в других пунктах настоящей таблицы

Федеральный закон от 12 января
1996 г. № 7-ФЗ, статья 7.2, часть 8

Бухгалтерская годовая

 

77

Публично-правовая компания, отличная от указанных в других пунктах настоящей таблицы

Федеральный закон от 3 июля
2016 г. № 236-ФЗ, статья 16, часть 1

Бухгалтерская годовая

Консолидированная годовая

 
 

78

Организация, ценные бумаги которой допущены к организованным торгам и отличная от указанных в других пунктах настоящей таблицы

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ, статья 5, часть 1, пункт 1

Бухгалтерская годовая

 

Федеральный закон от 27 июля
2010 г. № 208-ФЗ, статья 5, часть 1

Консолидированная годовая

 

79

Отличная от указанных в других пунктах настоящей таблицы организация-эмитент эмиссионных ценных бумаг, обязанная раскрывать информацию в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 г.         № 39-ФЗ

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ, статья 5, часть 1, пункт 1

Бухгалтерская годовая

 

80

Отличная от указанных в других пунктах настоящей таблицы организация  имеет организационно-правовую форму фонда (за исключением государственного внебюджетного фонда, специализированной организации управления целевым капиталом и фонда, имеющего статус международного фонда в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 г. № 290-ФЗ), в случае, если поступление имущества, в том числе денежных средств, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, превышает 3 млн. руб.

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ, статья 5, часть 1, пункт 3

Бухгалтерская годовая

 

81

Бюро кредитных историй

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ, статья 5, часть 1, пункт 2

Бухгалтерская годовая

 

82

Профессиональный участник рынка ценных бумаг (брокерская, дилерская, депозитарная деятельность, деятельность по управлению ценными бумагами, деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, деятельность по инвестиционному консультированию), отличный от указанных в других пунктах настоящей таблицы

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ, статья 5, часть 1, пункт 2

Бухгалтерская годовая

 

83

Отличная от указанных в других пунктах настоящей таблицы организация (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов, организаций потребительской кооперации, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 г.
№ 3085-1),  соответствующая хотя бы одному из следующих условий:

доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности, который определяется за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, составляет более 800 млн. руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному году, составляет более 400 млн. руб.

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ, статья 5, часть 1, пункт 4

Бухгалтерская годовая

 
 

НОВОЕ В АУДИТОРСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ:

факты и комментарии

Информационное сообщение

11 января 2021 г. № ИС-аудит-37

Изменены случаи обязательного аудита

Федеральным законом от 29 декабря 2020 г. № 476-ФЗ внесено изменение в часть 1 статьи 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности», которая определяет случаи обязательного аудита бухгалтерской отчетности организаций. Данные изменения предусматривают как корректировку самих случаев обязательного аудита, так и изложение этих случаев в новой редакции:

Старая редакция

Новая редакция

Комментарий

Организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества

Не предусмотрено

Норма об обязательности проведения аудита установлена статьей 88 Федерального закона «Об акционерных обществах»

Ценные бумаги организации допущены к организованным торгам

Организация, ценные бумаги которой допущены к организованным  торгам

Организация является кредитной организацией

Не предусмотрено

Норма об обязательности проведения аудита установлена статьей 42 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»

Организация является бюро кредитных историй

Организация является бюро кредитных историй

Организация является профессиональным участником рынка ценных бумаг

Организация является профессиональным участником рынка ценных бумаг

Организация является страховой организацией

Не предусмотрено

Норма об обязательности проведения аудита установлена статьей 29 Закона Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации»

Организация является клиринговой организаций

Не предусмотрено

Норма об обязательности проведения аудита установлена статьей 5 Федерального закона «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте»

Организация является обществом взаимного страхования

Не предусмотрено

Норма об обязательности проведения аудита установлена статьей 22 Федерального закона «О  взаимном страховании»

Организация является организатором торговли

Не предусмотрено

Норма об обязательности проведения аудита установлена статьей 5 Федерального закона «Об организованных торгах»

Организация является негосударственным пенсионным фондом

Не предусмотрено

Норма об обязательности проведения аудита установлена статьей 22 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах»

Организация является иным фондом (за исключением фонда, имеющего статус международного фонда в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 г. № 290-ФЗ «О международных компаниях и международных фрондах»)

Организация, имеющая организационно-правовую форму фонда (за исключением государственного внебюджетного фонда, специализированной организации управления целевым капиталом и фонда, имеющего статус международного фонда в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 г. № 290-ФЗ «О международных компаниях и международных фрондах»), в случае, если поступление имущества, в том числе денежных средств, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, превышает 3 млн. руб.

Организация является акционерным инвестиционным фондом

Не предусмотрено

Норма об обязательности проведения аудита установлена статьей 50 Федерального закона «Об инвестиционных фондах»

Организация является управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда

Не предусмотрено

Норма об обязательности проведения аудита установлена статьей 88 Федерального закона «Об акционерных обществах» (в случае, если организация создана в организационно-правовой форме акционерного общества)

Организация является управляющей компанией паевого инвестиционного фонда

Не предусмотрено

Норма об обязательности проведения аудита установлена статьей 50 Федерального закона «Об инвестиционных фондах»

Организация является управляющей компанией негосударственного пенсионного фонда

Не предусмотрено

Норма об обязательности проведения аудита установлена статьей 22 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах»

Объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн. руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн. руб.

Организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного и муниципального учреждения, государственного и муниципального унитарного предприятия, сельскохозяйственного кооператива, союза этих кооперативов, организации потребительской кооперации, осуществляющей свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 г. № 3085-I «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»), соответствующая хотя бы одному из следующих условий:

а) доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, составляет более 800 млн. руб.;

б) сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавший отчетному году, составляет более 400 млн. руб.

Если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность

Не предусмотрено

Норма об обязательности проведения аудита установлена статьей 5 Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности»

В иных случаях, установленных федеральными законами

В случаях, установленных федеральными законами

         Таким образом, новая редакция части 1 статьи 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» включает общую норму, согласно которой обязательный аудит проводится в случаях, установленных федеральными законами[1], а также в случаях, определенных названным Федеральным законом.

         Федеральным законом от 29 декабря 2020 г. № 476-ФЗ освобождены от обязанности проводить аудит бухгалтерской отчетности следующие организации:

субъекты малого предпринимательства, за исключением субъектов, определенных федеральными законами;

фонды, поступление имущества, в том числе денежных средств, которых за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, не превышает 3 млн. руб.;

организации потребительской кооперации, осуществляющие деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации
«О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».

Бухгалтерская отчетность экономического субъекта подлежит обязательному аудиту при наличии любого основания, предусмотренного законодательством Российской Федерации, даже если в Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» такой субъект не поименован среди обязанных проводить аудит. Например, субъект малого предпринимательства, созданный в организационно-правовой форме акционерного общества, обязан проводить аудит в силу Федерального закона «Об акционерных обществах».

Изменен один из финансовых критериев обязательного аудита

Федеральным законом от 29 декабря 2020 г. № 476-ФЗ изменен один из финансовых критериев, по которым определяется необходимость проведения обязательного аудита годовой бухгалтерской отчетности. В качестве такого критерия надлежит использовать доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности (ранее — выручка от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг).

Цель данного изменения – привести данный критерий в соответствие с критериями, которые применяются для отнесения экономических субъектов к субъектам малого предпринимательства. Последние установлены Федерльным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Для целей Федерального закона «Об аудиторской деятельности» показатель дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, определяется:

а) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. В частности, согласно главе 25 Налогового кодекса Российской Федерации к доходам относятся: доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы;

б) в расчет принимаются доходы, полученные по всем осуществляемым видам деятельности и применяемые по всем налоговым режимам;

в) за год, непосредственно предшествовавший отчетному году.

 Уточнены нормы о независимости аудиторов и аудиторских организаций

Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» установлены базовые требования к независимости аудиторов и аудиторских организаций. Федеральным законом от 30 декабря 2020 г. № 498-ФЗ уточнены эти требования:

установлена общая обязанность аудиторских организаций и аудиторов быть независимыми и соблюдать правила независимости аудиторов и аудиторских организаций (ранее – общая обязанность не формулировалась);

определено, что под независимостью аудиторской организации, аудитора понимается отсутствие отношений связанности (аффилированности), основанной на имущественной, родственной или иной зависимости аудиторской организации, аудитора от аудируемого лица, его учредителей (участников, акционеров), руководителей и иных должностных лиц, других лиц, в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности», иными федеральными законами, правилами независимости аудиторов и аудиторских организаций (ранее – такое  определение не формулировалось);

установлено, что правила независимости аудиторов и аудиторских организаций разрабатываются на основе кодекса этики профессиональных бухгалтеров, принимаемого Международной федерацией бухгалтеров (ранее – такое положение не формулировалась).

Уточнены нормы о кодексе профессиональной этики аудиторов

Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» определено понятие и основные требования к кодексу профессиональной этики аудиторов. Федеральным законом от 30 декабря 2020 г. № 498-ФЗ уточнены эти положения.

Кодекс профессиональной этики аудиторов определен как свод правил поведения, содержащий принципы профессиональной этики, основные требования к обеспечению соблюдения этих принципов, меры по обеспечению соблюдения таких принципов аудиторскими организациями и аудиторами (ранее – свод правил поведения, обязательных соблюдения аудиторскими организациями, аудиторами). Кодекс обязателен для соблюдения при оказании аудиторских услуг (участии в оказании аудиторских услуг) и прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг (участии в оказании таких услуг) (ранее –только при оказании аудиторских услуг).

Установлено, что кодекс профессиональной этики аудиторов разрабатывается на основе кодекса этики профессиональных бухгалтеров, принимаемого Международной федерацией бухгалтеров (ранее – такое положение не формулировалась).

Саморегулируемая организация аудиторов наделена новыми функциями

         Федеральным  законом от 30 декабря 2020 г. № 498-ФЗ на саморегулируемую организацию аудиторов возложен ряд новых функций:

         устанавливать порядок выдачи квалификационного аттестата аудитора и его форму (ранее – утверждал Минфин России);

         устанавливать порядок обмена квалификационных аттестатов аудитора, в том числе выданных до 1 января 2011 г., в случаях утери (утраты) их, изменения фамилии, имени, отчества либо иных сведений, содержащихся в них (ранее – утверждал Минфин России);

         принимать решение об аннулировании квалификационного аттестата аудитора, в том числе выданного до 1 января 2011 г., в отношении своих членов и лиц, не являющихся членом ни одной саморегулируемой организации аудиторов (ранее – квалификационный аттестат аудитора, выданный до 1 января 2011 г. лицу, не являющемуся членом саморегулируемой организации аудиторов, аннулировался по решению Минфина России).

Упразднены избыточные функции Минфина России

В рамках реализации механизма «регуляторной гильотины» Федеральным  законом от 30 декабря 2020 г. № 498-ФЗ упразднены следующие избыточные функции Минфина России как федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять функции государственного регулирования аудиторской деятельности:

определять порядок создания единой аттестационной комиссии;

устанавливать порядок, сроки и форму сообщения саморегулируемой организацией аудиторов о дополнительных к требованиям, установленным международными стандартами аудита, требованиях, предусмотренных в стандартах аудиторской деятельности саморегулируемой организации аудиторов, а также о дополнительных требованиях, включенных в принятые ею правила независимости аудиторов и аудиторских организаций, и дополнительных нормах профессиональной этики, включенных в принятый ею кодекс профессиональной этики аудиторов. При этом срок такого сообщения установлен Федеральным  законом от 30 декабря 2020 г. № 498-ФЗ и составляет 10 рабочих дней со дня, следующего за днем принятия решения о введении дополнения в указанные документы.

Приказы Минфина России, которыми были утверждены соответствующие порядки, отменены постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2020 г. № 717 с 1 января 2021 г.

Вступление в силу

Федеральный  закон от 29 декабря 2020 г. № 476-ФЗ  вступил  в  силу 
1 января 2021 г. Исключение из этой нормы установлено для случая, характеризующегося следующими двумя обстоятельствами:

организация, обязанная проводить аудит годовой бухгалтерской отчетности за 2020 г. и (или) ранние периоды в силу старой редакции части 1 статьи 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности», вправе не проводить такой аудит в силу новой редакции части 1 статьи 5 этого Федерального закона;

аудиторской организацией, индивидуальным аудитором до 1 января
2021 г. начато исполнение договора на проведение обязательного аудита указанной отчетности.

В этом случае освобождение от обязательного аудита, вытекающее из новой редакции части 1 статьи 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности», начинает применяться с аудита годовой бухгалтерской отчетности за 2021 г. (а не с отчетности за 2020 г.).

Федеральный  закон от 30 декабря 2020 г. № 498-ФЗ вступил в силу
10 января 2021 г.

Департамент регулирования бухгалтерского учета,

финансовой отчетности, аудиторской деятельности,

валютной сферы и негосударственных пенсионных фондов

Минфина России

 


[1] Случаи обязательного аудита, установленные федеральными законами, см. на официальном Интернет-сайте Минфина России www.minfin.gov.ru в разделе «Аудиторская деятельность-Общая информация».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Суд ленинского района г могилева официальный сайт время работы
  • Суд по интеллектуальным правам реквизиты для уплаты госпошлины
  • Судебная практика по гражданским делам с управляющей компанией
  • Судебные приставы в химках график работы часы приема населения
  • Судебные приставы калининского района новосибирска часы работы