1. Кадровая служба в аппарате управления
Отдел кадров, управление кадров, служба управления персоналом
Для осуществления деятельности по управлению персоналом в организациях, как правило, создается специальная служба, которая может называться отделом кадров, управлением кадров, службой управления персоналом.
Служба кадров чаще всего является самостоятельным структурным подразделением, которое подчиняется непосредственно руководителю организации или его заместителю, отвечающему за административные вопросы.
Название и структура кадровой службы зависят от ряда факторов, таких как масштаб организации, количество постоянно работающих сотрудников, порядок движения и текучесть кадров, виды работ, осуществляемые службой, объем кадрового делопроизводства.
В небольших организациях служба кадров чаще всего имеет линейную структуру. Возглавляется она одним руководителем, которому подчиняются все сотрудники данного структурного подразделения. Руководитель отвечает за все направления деятельности службы. Распределение обязанностей между сотрудниками осуществляется в соответствии с участками кадровой работы. Называется такая служба отделом кадров.
В крупных организациях кадровая служба может называться управлением кадров или службой управления персоналом. Она имеет сложную структуру, то есть состоит из нескольких структурных подразделений, выполняющих отдельные функции по управлению персоналом.
Такая структура называется функциональной. Во главе ее находится руководитель, например директор по персоналу, которому подчиняются руководители функциональных структурных подразделений — отделов.
Чаще всего встречаются следующие функциональные структурные подразделения: отдел кадров, отвечающий за кадровое делопроизводство и кадровый учет, отдел по подбору и найму персонала, отдел обучения и развития персонала, отдел стимулирования и оплаты труда, отдел мотивации персонала, отдел социального обслуживания, отдел оценки и планирования персонала, отдел охраны труда и техники безопасности, отдел профориентации и адаптации.
Должностной и численный составы каждого структурного подразделения определяются их задачами и трудоемкостью выполняемых работ.
В небольших организациях вся работа по управлению персоналом может быть поручена одному специалисту, например инспектору по кадрам, или передана компаниям, оказывающим услуги по ведению кадрового делопроизводства на коммерческой основе.
В государственных органах служба персонала называется департаментом (отделом) государственной службы и кадров, что связано со спецификой трудовых отношений в системе государственной службы.
Место кадровой службы в управленческой структуре организации
Служба кадров (служба управления персоналом) — это структурное подразделение, которое выполняет весь комплекс работ по управлению персоналом.
Она относится к административным подразделениям и включена в аппарат управления организацией.
Существует несколько вариантов подчинения службы:
1. Служба кадров является самостоятельным структурным подразделением, возглавляется руководителем службы и подчиняется непосредственно руководителю организации.
Такая структура характерна для небольших организаций. Все направления деятельности службы курируются и контролируются непосредственно руководителем.
Служба кадров при такой подчиненности нацелена на решение достаточно узкого круга задач, связанных чаще всего с кадровым учетом, подбором персонала и его социальным обеспечением.
2. Служба кадров является структурным подразделением, которое возглавляется руководителем службы и подчиняется заместителю руководителя организации, отвечающему за административные вопросы.
Такая структура характерна для средних по масштабу, а также активно развивающихся и растущих организаций. В этом случае служба включена в аппарат управления в качестве одного из его звеньев и относится к третьему уровню управления.
Служба кадров является обслуживающим подразделением, которое решает все задачи по управлению персоналом, включая вопросы мотивации, адаптации, повышения эффективности персонала.
3. Служба кадров является самостоятельным структурным подразделением, возглавляется директором по персоналу — заместителем руководителя организации.
В этом случае служба управления персоналом выведена на второй уровень управления. Такая форма подчинения предполагает высокий авторитет службы, обширность ее задач и полномочий.
Как правило, такие службы формируются в крупных организациях, а сфера управления персоналом приравнивается по значимости к производственной, финансовой, коммерческой и технической сферам управления.
Директор по персоналу наравне с другими директорами участвует в стратегическом планировании и определяет политику компании в отношении персонала.
Служба кадров может отвечать за весь персонал организации, за персонал в рамках различных направлений деятельности организации или обеспечивать работниками отдельные проекты. В зависимости от этого различаются несколько типов структур кадровой службы.
Структура кадровой службы (службы управления персоналом)
Структура кадровой службы (службы управления персоналом) — это иерархически организованная совокупность подразделений и должностных лиц, отвечающих за все направления кадровой работы и работы по управлению персоналом.
Различают простую и сложные структуры кадровой службы.
Простая структура также называется линейной. В ее состав не входят другие структурные подразделения. Возглавляется такая служба начальником отдела, которому подчиняются специалисты отдела, отвечающие за различные участки кадровой работы. Преимущества такого построения службы заключаются в отсутствии промежуточных управленческих звеньев, что увеличивает скорость передачи управленческих решений, позволяет выстроить однозначную управленческую вертикаль, четко определить круг ответственности специалистов. Однако при такой структуре повышаются требования к квалификации руководителя службы, который должен хорошо ориентироваться во всех сферах деятельности по управлению персоналом.
К сложным структурам кадровой службы относятся структуры, построенные по функциональному признаку или иным признакам, например, географическому, продуктовому, проектному, процессному и т. д.
Функциональная структура предполагает выделение внутри службы кадров структурных подразделений и их специализацию в соответствии с видами кадровой работы.
Количество функциональных структурных подразделений и распределение задач между ними зависят от объема работ по каждому направлению деятельности службы.
Возглавляется служба руководителем или директором по персоналу, которому подчиняются руководители функциональных структурных подразделений.
Такая структура создается в крупных организациях и позволяет более эффективно решать конкретные задачи по управлению персоналом.
Кроме того, при такой структуре руководство службы имеет возможность сосредоточиться на стратегических вопросах управления персоналом. При этом к руководству отделами службы могут быть привлечены профильные специалисты.
Для успешного функционирования такой службы большое значение имеют грамотно налаженный и четко структурированный процесс контроля за исполнением поручений и установление ответственности исполнителей.
Еще один тип сложной структуры службы управления персоналом построен не на функциональном разделении обязанностей между внутренними структурными подразделениями, а на области ответственности этих подразделений.
Другими словами, все отделы службы управления персоналом могут выполнять одинаковые функции, но обеспечивать деятельность территориально разобщенных структурных подразделений, отдельных проектных групп, отдельных производственных направлений или направлений деятельности организаций, оказывающих разные услуги.
Существует также понятие матричной организационной структуры службы управления персоналом. В этом случае кадровая служба может иметь любую постоянную структуру — линейную или функциональную, но специалисты этой службы входят в состав временных проектных групп. Кадровые специалисты в этом случае имеют двойное подчинение — руководителю кадровой службы и руководителю проектной группы. При этом руководитель проектной группы определяет содержание труда специалистов, а руководитель кадровой службы осуществляет контроль за выполнением поставленных в рамках проекта задач.
Участки кадровой работы
Функции кадровой службы (службы управления персоналом) достаточно разнообразны. Выполнение этих функций может быть поручено отдельным специалистам или структурным подразделениям в зависимости от структуры кадровой службы.
Выделяют следующие основные участки кадровой работы:
— ведение кадровой документации и документации по личному составу;
— осуществление кадрового учета;
— обеспечение хранения документации по личному составу;
— формирование кадрового резерва и обеспечение движения кадров;
— поиск, привлечение, подбор и отбор персонала;
— организация и проведение оценки персонала;
— организация и проведение аттестации персонала;
— организация и проведение мероприятий по развитию и построению профессиональной карьеры персонала;
— организация обучения персонала;
— организация адаптации и стажировки персонала;
— организация оплаты труда персонала;
— разработка и реализация социальной политики в области персонала;
— разработка и реализация системы стратегического управления персоналом организации;
— организация труда и разработка мер по обеспечению безопасности труда.
В связи с тем, что все направления деятельности по управлению персоналом тесно взаимосвязаны между собой, функциональное наполнение каждого участка работы будет индивидуально для каждой организации и для каждого отдельного специалиста.
Работы, выполняемые в рамках одного направления конкретным структурным подразделением или специалистом, детально прописываются в локальных нормативных актах кадровой службы — положениях об отделах и должностных инструкциях работников.
Ведение кадрового делопроизводства и кадрового учета предполагает следующие виды работ:
— подготовку проектов локальных нормативных актов в сфере кадровой деятельности и деятельности по управлению персоналом;
— документирование трудовых отношений с работниками;
— ведение трудовых книжек;
— оформление и ведение регистрационных форм;
— ведение информационно-справочной работы по кадровой документации, включая формирование личных дел работников, оформление личных карточек работников;
— подготовку документации к передаче в архив, оформление номенклатуры дел структурного подразделения;
— ведение табельного учета, учета рабочего времени;
— подготовку справок и выписок из документов;
— обеспечение взаимодействия кадрового структурного подразделения с пенсионным фондом, органами социального страхования, службами занятости и т. д.
Работа по поиску, привлечению и отбору персонала включает в себя следующие действия:
— анализ рынка труда;
— формирование требований к кандидат у на вакантную должность;
— поиск персонала посредством рекрутинга, прямого поиска, хедхантинга;
— работу с кадровым резервом;
— взаимодействие с вузами, центрами занятости, кадровыми агентствами;
— размещение информации о вакансиях на различных ресурсах;
— реализацию методов аутсорсинга, лизинга, аутстаффинга персонала;
— анализ резюме соискателей, проведение собеседований, тестирование и отбор кандидатов, отвечающих требованиям вакансии.
Формирование кадрового резерва — это деятельность, включающая в себя следующие виды работ:
— расчет потребности в персонале, анализ факторов текучести персонала, составление прогнозов изменений в штатной и организационной структурах организации;
— разработку перечня должностей, подлежащих резервированию;
— формирование списков кандидатов на резервируемые должности;
— проведение тестирования, оценки, аттестации кандидатов на должности кадрового резерва;
— комплексное планирование карьеры персонала.
Деятельность по формированию резерва, как правило, ведется в комплексе с деятельностью по оценке персонала и его развитию. Оценка персонала включает разработку плана оценки персонала, проведение мероприятий по оценке персонала, включая аттестацию, тестирование квалификации сотрудников, личностных показателей и др.
Движение кадров подразумевает текучесть кадров, связанную как с объективными причинами обновления трудового коллектива, так и с продвижением работников по карьерной лестнице. Эта деятельность включает следующие составляющие:
— анализ текучести кадров, выработку и реализацию мер по ее коррекции;
— определение фактической и прогнозируемой потребности в персонале;
— планирование карьеры персонала;
— оптимизацию расстановки персонала;
— документальное оформление движения кадров.
Движение кадров напрямую связано с развитием персонала.
Участок работы, связанный с обучением и развитием персонала, включает следующий комплекс мер:
— определение потребности в обучении персонала;
— разработку планов профессиональной карьеры работников;
— организацию повышения квалификации, переподготовку руководителей и специалистов через обучение по различным программам;
— организацию производственной практики студентов;
— подготовку и разработку учебных планов и программ;
— привлечение сторонних обучающих центров и учебных заведений для обучения и сертификации работников в соответствии с требованиями профессиональных стандартов.
Повышение эффективности труда, совершенствование системы оплаты труда и реализация социальной политики осуществляются службой кадров посредством проведения следующих мероприятий:
— разработки, совершенствования и внедрения современных систем оплаты труда и премирования;
— формирования коллективного договора;
— нормирования труда;
— организации работы по аттестации рабочих мест;
— совершенствования графиков работы организации, режима сменности;
— ведения и анализа статистики по трудовым показателям;
— социального страхования персонала;
— разработки форм социальной защиты персонала;
— организации фонда материальной помощи;
— взаимодействия с Пенсионным фондом Российской Федерации;
— осуществления медицинского и других видов страхования работников;
— выплаты ссуд и пособий;
— предоставления возможности прохождения санаторно-курортного лечения и т. д.
Должностной и численный составы службы кадров (службы управления персоналом)
Должностной и численный составы службы зависят от многих факторов, включающих масштаб организации, общее количество работников, текучесть кадров, объемы работы по управлению персоналом и документированию трудовых отношений.
Установить необходимое количество работников службы можно с помощью метода расчета явочной численности.
Формулы расчета явочной численности приведены в Межотраслевых укрупненных нормативах времени на работы по комплектованию и учету кадров (утв. Постановлением Министерства труда и социальных вопросов СССР от 14 ноября 1991 № 78).
Этот метод основан на вычислении общей трудоемкости всех видов нормируемых и ненормируемых работ, выполняемых структурным подразделением за год, и последующим делением этого показателя на полезный фонд рабочего времени одного работника за год.
Нормируемые работы — это те операции, для которых рассчитаны и установлены нормативы времени. Они приведены в указанном выше сборнике и исчисляются в человеко-часах.
Ненормируемые, соответственно, — это те операции, для которых установленных норм нет.
Для ненормируемых работ нормы могут быть рассчитаны самой организацией с помощью таких оргпроектных методов, как фотография и самофотография рабочего дня.
Фотография и самофотография представляют собой таблицы, в которые самим работником или наблюдающим вносятся следующие показатели: вид работы — начало — окончание — длительность (в часах) — объем или норма выработки.
Эти таблицы позволяют высчитать средний показатель трудоемкости каждого ненормируемого вида работ. Кроме того, они содержат объем выполняемых нормируемых работ, который необходим для расчета их годовой трудоемкости.
Годовая трудоемкость нормируемых работ определяется по формуле:
где Тн — годовая трудоемкость нормируемых работ, чел.-ч;
Нbphj — нормы времени на выполнение конкретного нормируемого вида работы, чел.-ч;
V1 — объем конкретного вида работы, выполняемой за год;
i = 1, 2…, n — виды выполняемых работ.
То есть для каждого вида нормируемой работы рассчитывается годовая трудоемкость, а потом эти показатели суммируются.
Нормы времени в этой формуле рассчитываются с помощью коэффициента, учитывающего затраты времени на организационно-техническое обслуживание рабочего места, отдых (включая физкультурные паузы) и личные потребности, а также подготовительно-заключительные работы в процентах от оперативного времени. По результатам анализа карт фотографий и самофотографий рабочего времени работников «К» принимается равным 8 % на выполнение единицы нормируемой работы:
где Нвp — нормы времени на выполнение конкретного нормируемого вида работы, чел.-ч;
Tоп — норматив оперативного времени на выполнение данной работы, установленный по сборнику, чел.-ч.
Годовая трудоемкость ненормируемых работ, то есть не предусмотренных сборником определяется по формуле:
где Тнн — годовая трудоемкость работ, не предусмотренных сборником, чел.-ч;
Нврмj — нормы времени на выполнение работ, не предусмотренных сборником и установленных на основе нормативов, рассчитанных самой организацией, чел.-ч;
Vj — годовой объем работ, не предусмотренный сборником;
j = 1, 2…, m — виды работ.
Так же как и для нормируемых работ, для каждого вида ненормируемой работы рассчитывается годовая трудоемкость, а потом эти показатели суммируются.
Общая годовая трудоемкость всех видов работ рассчитывается по формуле:
где То — общая трудоемкость работ.
Численность работников, необходимая для выполнения работ по комплектованию и учету кадров (Ч), исчисляется по формуле:
где Ч — численность работников, чел.;
Фп — полезный фонд рабочего времени одного работника за год в часах.
В сборнике указывается, что Фп принимается в среднем равным 1910 ч. Однако этот показатель может незначительно отличаться, так как зависит от количества рабочих дней в году.
Метод расчета явочной численности является трудоемким и может иметь некоторую погрешность, так как не всегда удается отследить весь объем работ кадрового структурного подразделения.
Альтернативой при расчете количества работников кадровых служб может быть применение нормативов предельной численности работников кадровых служб и бухгалтерий федеральных органов исполнительной власти, утвержденных Постановлением Минтруда России от 5 июня 2002 г. № 39.
Несмотря на то, что этот правовой акт разработан для федеральных органов исполнительной власти, коммерческие организации могут применять его в качестве рекомендательного.
Должностной состав службы определяется руководством организации в соответствии с теми задачами, которые на нее возлагаются.
При наименовании должностей специалистов службы кадров работодатель может опираться на Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР), Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, а также на Профессиональный стандарт специалиста по управлению персоналом.
Обязательность применения этих нормативно-методических документов предусмотрена только для отдельных должностей и профессий, если с выполнением работ по ним связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, установленных в правовых актах РФ (ст. 57 ТК РФ).
В остальных случаях работодатель может сам выбирать наименование должностей. Вместе с тем нельзя забывать, что работа специалистов, как правило, регламентируется на локальном уровне должностными инструкциями, составлять которые необходимо, опираясь на типовые квалификационные характеристики и должностные обязанности, приведенные в квалификационном справочнике и профессиональных стандартах.
Руководители и специалисты кадровой службы
Должности работников в сфере кадровой деятельности и деятельности по управлению персоналом делятся на три категории — руководители, специалисты и другие служащие (технические исполнители).
В основном эти виды деятельности обеспечиваются руководителями и специалистами.
В соответствии с ОКПДТР (Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов) к категории «Руководители» относятся следующие должности:
— заведующий отделом (по управлению кадрами и трудовыми отношениями) (код 22046);
— начальник отдела (управления кадрами и трудовыми отношениями) (код 24696);
— менеджер по персоналу (код 2403).
К категории «Специалисты» относятся следующие должности:
— инженер по подготовке кадров (код 22675);
— инспектор по кадрам (код 22956);
— специалист по кадрам (код 26583);
— техник по труду (код 27072);
— экономист по труду (код 27755).
Должность табельщика (код 26904) относится к категории «Другие служащие».
Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих содержит следующие квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов, связанных с деятельностью по кадровому обеспечению и управлению персоналом:
1) заместитель директора по управлению персоналом;
2) начальник отдела кадров;
3) начальник отдела подготовки кадров;
4) начальник отдела организации и оплаты труда;
5) начальник отдела социального развития;
6) менеджер по персоналу;
7) инженер по организации труда;
инженер по подготовке кадров;
9) инспектор по кадрам;
10) специалист по кадрам;
11) техник по труду;
12) экономист по труду.
Первые 6 должностей относятся к категории «Руководители», следующие должности — к категории «Специалисты».
Профессиональный стандарт специалиста по управлению персоналом построен по принципу выделения обобщенных трудовых функций и формулировки возможных названий должностей для работников, выполняющих эти функции. Поэтому в стандарте нет деления на категории, однако есть отсылка к аналогичным должностям классификатора (ОКПДТР).
Стандарт содержит описание трудовых функций следующих руководителей и специалистов по кадрам и управлению персоналом:
— вице-президент по управлению персоналом;
— директор по персоналу;
— директор по управлению персоналом;
— заместитель генерального директора по управлению персоналом;
— руководитель структурного подразделения;
— начальник структурного подразделения;
— специалист по кадровому делопроизводству;
— специалист по документационному обеспечению работы с персоналом;
— специалист по документационному обеспечению персонала;
— специалист по подбору персонала;
— специалист по оценке и аттестации персонала;
— специалист по развитию и обучению персонала;
— специалист по развитию карьеры персонала;
— специалист по нормированию и оплате труда;
— специалист по организации и оплате труда;
— специалист по компенсациям и льготам;
— специалист по социальным программам;
— специалист по работе с представительными органами работников;
— специалист по корпоративной социальной политике.
Требования к кадровым специалистам, квалификационные характеристики кадровых специалистов
Требования к конкретным должностям кадровых специалистов закреплены на нескольких уровнях.
К первому уровню относятся государственные нормативно-методические документы, содержащие описание должностей. В разных правовых актах это описание содержит разную информацию.
Квалификационные характеристики должностей, приведенные в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, включают требования к должностным обязанностям, знаниям специалиста, к образованию и стажу работы.
Профессиональный стандарт специалиста по управлению персоналом содержит более развернутую информацию. Для групп должностей, выполняющих различные виды деятельности по кадровому обеспечению и управлению персоналом в соответствии с функциональной картой, определяются уровень квалификации, требования к образованию и обучению, требования к опыту практической работы, основные трудовые функции и трудовые действия для каждой функции, а также знания и умения, необходимые для выполнения этих действий.
В соответствии со статьей 195.3 ТК РФ, если требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, установлены Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, применение Профстандарта в части указанных требований является для работодателей обязательным.
Если характеристики квалификации не закреплены указанными выше правовыми актами, то работодатель может их использовать в качестве методического пособия при разработке локальных нормативных актов, содержащих требования к должностям кадровых специалистов.
Локальный уровень — это второй уровень регламентации требований к кадровым специалистам.
Локальными нормативными правовыми актами, содержащими требования к должностям, являются должностные инструкции или должностные регламенты (в системе государственной службы).
Должностные инструкции могут включать как типовые должностные обязанности и квалификационные требования, взятые из профессионального стандарта и квалификационного справочника, так и требования, установленные самой организацией. Например, раздел должностной инструкции «Общие положения» может включать не только требования к образованию, опыту работы, но также требования к личным и деловым качествам работника.
Типовые должностные обязанности кадровых специалистов
Типовые должностные обязанности кадровых специалистов — это те обязанности, которые являются наиболее характерными для отдельных должностей кадровой службы.
Типовые должностные обязанности сформулированы в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, в типовых и примерных должностных инструкциях кадровых специалистов.
Типовые и примерные должностные инструкции разрабатываются на конкретные должности отрасли или для подведомственных организаций. Типовые инструкции являются обязательными для применения, примерные — рекомендательными.
Типовые должностные обязанности кадровых специалистов и специалистов по управлению персоналом также приведены в Профессиональном стандарте специалиста по управлению персоналом. В нем они называются «трудовые действия».
Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов
Классификатор — это перечень наименований различных объектов, которые сгруппированы по определенным классификационным признакам. Каждому объекту присвоен уникальный код в соответствии с его признаками. Классификаторы позволяют ускорить и упростить работу по сбору, систематизации и обмену данными. В делопроизводстве коды из классификаторов используются для обозначения информации в унифицированных формах.
Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) ОК 016–94 принят Постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 г. № 367.
Во введении классификатора определено, что «объектами классификации в ОКПДТР являются профессии рабочих и должности служащих.
ОКПДТР состоит из двух разделов:
— профессии рабочих;
— должности служащих.
Первый раздел — профессии рабочих — включает профессии рабочих в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (ЕТКС), а также профессии рабочих, права и обязанности которых предусмотрены в уставах, специальных положениях и соответствующих постановлениях, регламентирующих состав профессий в отраслях экономики.
Второй раздел — должности служащих — разработан на основе Единой номенклатуры должностей служащих, Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, действующих постановлений и других нормативных документов по вопросам оплаты труда с учетом наименований должностей, применяемых в экономике.
Наименования должностей государственных служащих приведены в соответствии с Указами Президента Российской Федерации „О государственных должностях Российской Федерации“ № 32 и „О реестре государственных должностей федеральных государственных служащих“ № 33 от 11 января 1995 г.».
Классификатор применяется для наименования должностей в штатном расписании. Обязательность применения классификатора в этом случае предусмотрена только для тех должностей и профессий, для которых выполнение работ по ним связано с предоставлением компенсаций и льгот либо наличием ограничений, установленных в правовых актах РФ (ст. 57 ТК РФ).
Также коды классификатора проставляются в унифицированной форме личной карточки работника Т-2.
Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих
Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв. Постановлением Минтруда 21.08.1998 № 37) является частью Единого квалификационного справочника должностей руководителей специалистов и служащих и содержит общеотраслевые квалификационные характеристики должностей работников, занятых на предприятиях, в учреждениях и организациях.
Справочник служит следующим целям:
— регулирует трудовые отношения между работником и работодателем;
— обеспечивает эффективность системы управления персоналом в организациях;
— определяет технологию работы на отдельных должностях;
— способствует рациональному разделению труда;
— служит одной из мер установления порядка на рабочих местах и общей дисциплины;
— является основой для разработки должностных инструкций для сотрудников организации.
Должности в справочнике сгруппированы в соответствии с категориями должностей: руководители, специалисты и технические исполнители.
Для каждой должности приводится квалификационная характеристика, в которой определяется трудовая функция работника и раскрывается ее содержание.
Квалификационные характеристики состоят из трех разделов:
— должностные обязанности;
— должен знать;
— требования к квалификации.
Порядок применения справочника регламентирован нормативно-методическим документом, который называется «Порядок применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», утвержденный Постановлением Минтруда 09.02.2004 № 9.
В данном документе даются некоторые разъяснения, например могут ли быть распределены названные в нем должностные обязанности между несколькими исполнителями или как определяется соответствие работника требованиям, зафиксированным в квалификационных характеристиках.
Статья 57 ТК РФ определяет, что «если в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов».
Таким образом, применение квалификационного справочника является обязательным только для отдельных категорий должностей, связанных с льготами и ограничениями, установленными на государственном уровне.
Также статья 57 ТК РФ уравнивает действие квалификационного справочника и профессиональных стандартов. В соответствии с этой статьей работодатель вправе самостоятельно решать, какой нормативно-методический документ следует использовать в своей практической деятельности.
Профессиональный стандарт специалиста по управлению персоналом
Профессиональный стандарт — «характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции» (ст. 195.1 ТК РФ).
Понятие «профессиональный стандарт» напрямую связано с понятием «квалификация работника». Для достижения наибольшей эффективности труда любая профессиональная деятельность должна осуществляться работниками, обладающими достаточными для этого знаниями, умениями, опытом и профессиональными навыками. Все перечисленное входит в понятие «квалификация работника».
Типовые квалификационные требования к должностям определены в таких нормативно-методических документах, как Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих и профессиональных стандартах.
Квалификационный справочник утвержден в 1998 году. Несмотря на дополнения к нему, он недостаточно подробно отражает реалии современного рынка труда — называет не все должности, не учитывает актуальных требований к уровню образования для некоторых должностей. Кроме того, характеристики квалификации в нем изложены кратко, поэтому не всегда можно достаточно четко определить, соответствует ли работник установленной в нем квалификации.
Эти проблемы должны быть решены посредством создания системы профессиональных стандартов. В России работа по разработке профессиональных стандартов в различных отраслях профессиональной деятельности велась в течение последнего десятилетия. Реестр профессиональных стандартов, введенных в действие к этому моменту, размещен на сайте Министерства труда и социальной защиты РФ.
Стандарты применяются работодателями для определения кадровой политики, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации.
Каждый стандарт разрабатывается на определенный вид профессиональной деятельности и включает описание квалификационных требований к группе должностей, обеспечивающих эту деятельность.
Для работников кадровых служб и служб управления персоналом разработан Профессиональный стандарт специалиста по управлению персоналом, утвержденный Приказом министерства труда и социальной защиты РФ от 6 октября 2015 г. № 691н.
Все профессиональные стандарты имеют одинаковую структуру, утвержденную приказом Минтруда России от 12.04.2013 № 147н «Об утверждении Макета профессионального стандарта».
В стандарте дается подробная характеристика каждой обобщенной трудовой функции специалиста по управлению персоналом.
В документе называются следующие обобщенные трудовые функции:
— документационное обеспечение работы с персоналом;
— деятельность по обеспечению персоналом;
— деятельность по оценке и аттестации персонала;
— деятельность по развитию персонала;
— деятельность по организации труда и оплаты труда персонала;
— деятельность по организации корпоративной социальной политики;
— операционное управление персоналом и подразделением организации;
— стратегическое управление персоналом организации.
Для каждой обобщенной трудовой функции раскрывается набор трудовых функций, ее обеспечивающих. А каждая трудовая функция в свою очередь характеризуется набором трудовых действий, выполняемых работником. Для каждой трудовой функции приводится список знаний и умений, необходимых для ее реализации.
Кроме функционального наполнения каждой обобщенной трудовой функции, в стандарте также определяется, как могут называться должности специалистов, выполняющих эту деятельность, какие есть требования к образованию, обучению, опыту практической работы для этих должностей, как называются аналогичные должности в ОКЗ, ЕКС, ОКПДТР. Применение профессионального стандарта является условно-обязательным.
В соответствии со статьей 57 ТК РФ, если для какой-то профессиональной деятельности или должности законодательно закреплены льготы, ограничения или компенсации, то применение стандарта является обязательным для работодателей любой формы собственности.
Статья 195.3 ТК РФ определяет, «если настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями».
Поясняется порядок применения профессиональных стандартов в Информации Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 февраля 2016 г. «О применении профессиональных стандартов в сфере труда».
Обобщенные трудовые функции, трудовые функции, трудовые действия
Обобщенные трудовые функции, трудовые функции и трудовые действия — это составляющие квалификационных характеристик в определенных областях деятельности, прописанные в профессиональных стандартах.
Эти понятия закреплены в Методических рекомендациях по разработке профессиональных стандартов Минтруда РФ, утвержденных приказом Минтруда и социальной защиты Российской Федерации от 29 апреля 2013 г. № 170н.
В соответствии с методическими рекомендациями:
Обобщенная трудовая функция — это совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившаяся в результате разделения труда в конкретном производственном или (бизнес) процессе.
Трудовая функция — система трудовых действий в рамках обобщенной трудовой функции.
Трудовое действие — процесс взаимодействия работника с предметом труда, при котором достигается определенная задача.
Обобщенные трудовые функции — это различные направления деятельности, осуществляемые в рамках одного вида профессиональной деятельности. Например, для специалиста по управлению персоналом эти направления могут включать работу по обеспечению организации персоналом, по развитию персонала, по оценке персонала, по организации оплаты труда и т. д.
Конец ознакомительного фрагмента.
Вы хотите навести порядок в кадровой работе? С чего начать в новой компании, как навести порядок в уже существующей? Следуйте советам эксперта. И без паники. У вас все получится
На практике случаются две ситуации:
- В уже существующей компании кадровое делопроизводство как-то ведется, нет системы, много нарушений. Если вы оказались в такой ситуации, сначала оцените состояние кадровой документации у работодателя и оформите результаты проверки. Вам помогут примеры докладных записок из статьи «Как оформить результаты самопроверки кадровых документов». После проверки начинайте восстанавливать и систематизировать работу.
- Вновь созданная организация только начинает деятельность или у ИП появился первый работник — лучше сразу начать кадровую работу правильно.
Шаг 1. Организуйте кадровое делопроизводство. Есть три способа
Определите ответственного или ответственных за состояние кадрового делопроизводства у работодателя. Работодатели отличаются количеством штата, сферой деятельности, текучестью кадров, экономическими возможностями. Ответа на любимый вопрос кадровых специалистов «Существуют ли нормативы численности кадровиков на количество работников?», увы, нет. Нормативы, которые приведены в Постановлении Минтруда СССР от 14.11.1991 № 78, устарели. В среднем цифра по нормативам в настоящее время колеблется от 200 до 300 работников на одного кадровика. Но в идеале нужно высчитывать время на оформление документов непосредственно у вашего работодателя.
На первом шаге нужно определиться, как вам поручили вести кадровое делопроизводство и каковы ваши полномочия:
- Ваша должность входит в состав структурного подразделения, например отдел кадрового учета.
- Вы — единственный специалист по кадровому делопроизводству, с вами заключен трудовой договор и в ваши обязанности входит вести кадровое делопроизводство в полном объеме.
- Ведение кадрового делопроизводства оформлено на вас в виде совмещения.
После этого внимательно изучите учредительные документы.
Шаг 2. Изучите учредительные документы
В первую очередь обратите внимание на название работодателя.
Типичная ошибка: наименования работодателя в кадровых и учредительных документах не совпадают. Например, в уставе прописано полное и сокращенное наименование, а в кадровых документах — только какое-то одно.
Изучите в учредительных документах вопрос, в чьи полномочия входит принимать решения о заключении, расторжении трудовых договоров, утверждать локальные нормативные акты. Определите, кто является уполномоченным лицом работодателя, если это юридическое лицо. Посмотрите, установлены ли и какие ограничения полномочий для руководителя.
Типичная ошибка в трудовом договоре: в учредительных документах уполномоченным лицом работодателя прописан руководитель компании, в трудовых договорах в преамбуле указывается руководитель, действующий на основании устава, а в конце трудового договора подпись со стороны работодателя проставляет начальник отдела кадров или заместитель генерального директора.
- Важно! Кто указан как уполномоченное лицо работодателя в начале трудового договора, тот его и подписывает.
Правило: у работодателей–ИП только сам предприниматель может заключать, изменять, расторгать трудовые договоры, утверждать ЛНА и пр. Работодатель-ИП не может передать свои полномочия работодателя по доверенности третьей стороне (ст. 20 ТК РФ).
Шаг 3. Сформируйте штатное расписание и изучите штатную расстановку
Почему штатное расписание — один из первых документов, напрямую связанных с трудовой функцией кадровика? Это документ организационно-распорядительного характера, который по сути отвечает на вопрос, потребность в каких трудовых функциях испытывает работодатель.
Правило: вне штатного расписания нельзя оформлять ни одного работника. «За штатом» — только договоры ГПХ. Все потребности работодателя в трудовых функциях определяет штатное расписание.
Трудовая функция — это работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессия, специальность с указанием квалификации, конкретный вид поручаемой работнику работы (ст. 15, 57 ТК РФ).Штатное расписание можно утвердить по унифицированной форме Т-3 или разработать свою форму, желательно в виде приложения к учетной политике. В графе «Количество штатных единиц» можно указывать неполную ставку.
Кто разрабатывает штатное расписание?
В помощь новичкам
Вебинар для начинающих кадровиков. Рекомендации экспертов, образцы документов
Подробнее
В соответствии с квалификационным справочником должностей разработкой штатного расписания занимается экономист по труду. Но такой сотрудник есть далеко не у всех. Поэтому ответственным за разработку штатного расписания становится тот, в чьи должностные обязанности это включает работодатель. Документ утверждают приказом и хранят постоянно. Ограничений по количеству изменений в штатном расписании нет.
Штатная расстановка не является обязательным ЛНА, но это удобный инструмент для ведения кадрового учета.Форма штатной расстановки законодательно не утверждена, за основу, как правило, берется форма Т-3, используемая для штатного расписания. К ней добавляются столбцы для Ф.И.О. работников, которые занимают конкретную должность, сведений о занимаемой ими ставке и категории работника (инвалид, несовершеннолетний и пр.). Эта информация позволяет создавать отчеты для руководства, вести статистику, проводить качественный аудит кадровых документов работников с особенностями регулирования трудовых отношений.
Шаг 4. Определите необходимое количество локальных нормативных актов
Локальные нормативные акты — объемная тема. Чаще всего специалисты спрашивают универсальный исчерпывающий перечень обязательных ЛНА. Но такого нет. Есть несколько правил, о которых нужно помнить:
- Только субъекты микропредпринимательства и НКО могут частично или полностью отказаться от ЛНА, если перенесут вопросы, которые должны в них решаться, в типовую форму трудового договора (ст. 309.2 ТК РФ). У остальных работодателей должен быть необходимый минимум ЛНА.
- Есть перечень локальных нормативных актов, которые обязательны для всех работодателей:
- правила внутреннего трудового распорядка (ст. 189 ТК РФ),
- ЛНА, устанавливающие системы оплаты труда (ст. 135 ТК РФ),
- ЛНА, устанавливающие порядок обработки персональных данных, права работников, особенности передачи и хранения персональных данных (гл. 14 ТК РФ, Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ),
- ЛНА по охране труда (раздел X ТК РФ),
- ЛНА по нормированию труда (ст. 162 ТК РФ),
- кодекс этики и служебного поведения (Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ).
Обратите внимание: локального нормативного акта, устанавливающего системы оплаты труда, например, в виде отдельного положения, может не быть, эти нормы прописаны в ПВТР или коллективном договоре.Также обязательно надо разработать и утвердить график отпусков — не позднее чем за две недели до начала календарного года, на который он составляется. Если организация создана в начале или середине календарного года, этот год вы дорабатываете без графика отпусков. Могут быть ЛНА, которые становятся обязательными при наступлении определенных условий: например, положение о командировках, положение об аттестации работников и т.п. Именно в этом вопросе нужны системные, комплексные знания трудового законодательства в целом. Локальные нормативные акты принимают с учетом мнения представительного органа в порядке ст. 372 ТК РФ. Этот пункт обязателен при наличии представительного органа работников, но на стадии организации кадрового делопроизводства, скорее всего, он просто отсутствует. Если так — пропускайте этот пункт.
- Со всеми принимаемыми локальными нормативными актами работник должен быть ознакомлен под подпись (ч. 2 ст. 22 ТК РФ), если у работодателя не введен электронный кадровый документооборот в отношении процедуры ознакомления с ЛНА по ст. 22.1-22.3 ТК РФ. Вновь принимаемые работники должны быть ознакомлены под подпись до подписания трудового договора (ст. 68 ТК РФ).
Шаг 5. Проверьте, как оформлен на работу руководитель
Ключевым работником организации является руководитель. В первую очередь проверьте все документы по его оформлению. Должен быть ответ на запрос из реестра дисквалифицированных лиц, который ведут налоговые органы (ч. 2 ст. 32.11 КоАП РФ).
Руководитель обладает двойным правовым статусом:
- является единоличным исполнительным органом юридического лица;
- выполняет обязанности работника — трудовую функцию руководителя.
На руководителя должны быть оформлены документы о назначении (избрании) его генеральным директором в соответствии с федеральными законами и учредительными документами, а также документы в рамках трудового законодательства: трудовой договор, приказ о приеме на работу. Должна быть внесена запись в трудовую книжку, если она еще ведется на работника.
Совет: проверьте, чтобы прием/увольнение руководителя компании производился тем органом управления, который указан в Уставе организации, внимательно изучите вопрос полномочий генерального директора в учредительных документах и не нарушается ли срок его полномочий, если таковой указан в Уставе.
Начинающие специалисты, да и опытные, порой, задают такой вопрос: как внести запись в трудовую книжку о приеме на работу генерального директора? Ответ лежит на поверхности: трудовая книжка — это основной документ, подтверждающий именно трудовой стаж, и в трудовую книжку вносятся сведения о приеме на работу, а не о процедурах избрания или назначения. Поэтому после заключения трудового договора, издания приказа о приеме на работу внесите запись в трудовую книжку именно о приеме на работу со ссылкой в графе 4 на реквизиты приказа.
Типичная ошибка в оформлении трудового договора с руководителем: срок трудового договора не соответствует сроку его полномочий как единоличного исполнительного органа в соответствии с учредительными документами.
Шаг 6. Проверьте приказы о назначении ответственных лиц
Есть приказы о назначении ответственных лиц, наличие которых прямо предусмотрено законодательством:
- Приказ о назначении уполномоченного на ведение, хранение, учет и выдачу трудовых книжек (п. 42 Приказа Минтруда РФ от 19.05.2021 № 320н).
- Приказ о назначении ответственного за организацию обработки персональных данных лица (ч. 1 ст. 18.1 федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ).
- Приказ о назначении ответственного за воинский учет и отчетность в военкомат (п. 12 Постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719).
- Приказ о назначении уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (Приказ МЧС России от 23.05.2017 № 230).
В помощь новичкам
Вебинар для начинающих кадровиков. Рекомендации экспертов, образцы документов
Подробнее
Дополнительно выясните, кто ответственный за:
- охрану труда;
- ведение табеля учета рабочего времени;
- подачу уведомлений в МВД о заключении, расторжении трудовых или гражданско-правовых договоров с иностранцами;
- подачу сведений в службу занятости населения, размещение сведений на портале «Работа в России» (если работодатель попадает в перечень из п. 3.2 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-I);
- передачу сведений по форме СЗВ-ТД в ПФР;
- сдачу в ПФР отчетов по форме СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ;
- представление в Росстат форм статистической отчетности.
Шаг 7. Подготовьте проект трудового договора
Трудовой договор — один из главных документов в регулировании трудовых отношений с работниками. Рекомендую тщательно продумать и разработать шаблоны договоров для разных категорий работников.
По итогам проверок ГИТ это еще и самый дорогой документ в кадровом делопроизводстве с точки зрения штрафных санкций. Ответственность для юридических лиц — от 50 000 до 100 000 руб. (ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ), причем иногда проверяющие умножают штраф на количество трудовых договоров.
Типовая форма трудового договора разработана и утверждена только для руководителей государственных (муниципальных) учреждений и работодателей, субъектов малого предпринимательства, отнесенных к микропредпринимателям. В остальных случаях работодатели самостоятельно разрабатывают форму документа.
Рекомендация 1. Учитывайте требования ст. 57 ТК РФ, проверьте, включены ли в договор обязательные сведения:
- Ф.И.О. работника и наименование работодателя/Ф.И.О. работодателя — физического лица), заключивших трудовой договор;
- сведения о документах, удостоверяющих личность работника и работодателя — физического лица;
- ИНН работодателя, кроме работодателей — физлиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями;
- сведения о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор, и основание, в силу которого он наделен соответствующими полномочиями;
- место и дата заключения трудового договора.
Как правило, эти сведения вносятся в преамбулу к трудовому договору или часть сведений остается в преамбуле, а часть переносится на последнюю страницу трудового договора.
Пример: «Общество с ограниченной ответственностью «Интерес» (ИНН 1234567890), именуемое в дальнейшем «Работодатель», в лице заместителя генерального директора Михайлова П. С., действующего на основании трудового договора от 17.02.2009 № 18-тд-2009 и приказа от 05.08.2011 № 12, с одной стороны, и гражданин Российской Федерации Веселов Николай Сергеевич (паспорт серия 0477, № 123456, выдан УФМС по ЮАО г. Москвы 20.08.1997 г.), именуемый в дальнейшем «Работник», с другой стороны, в соответствии с действующим на территории Российской Федерации трудовым законодательством заключили настоящий трудовой договор о нижеследующем…»
Рекомендация 2. Помните про обязательные условия трудового договора, перечисленные в ч. 2 ст. 57 ТК РФ. Обратите внимание: некоторые обязательны при наличии определенных условий:
- срок трудового договора и обстоятельства, послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с ТК РФ или иным федеральным законом — только при заключении срочного трудового договора;
- гарантии и компенсации за работу с вредными или опасными условиями труда на рабочем месте, с указанием их характеристик — только если принимаете работника на работу с вредными или опасными условиями труда;
- режим рабочего времени и времени отдыха — если режим отличается от общих правил, действующих у работодателя;
- условия, определяющие характер работы: разъездной, подвижной, в пути.
Рекомендация 3. Учитывайте статьи ТК РФ, регулирующие трудовые отношения с отдельными категориями работников, или нормы федеральных законов, регулирующих ваш вид деятельности. При разработке проекта трудового договора не пользуйтесь источниками сомнительного происхождения из интернета.
Посмотрите разные источники и, пропустив их через призму ст. 57 ТК РФ, разработайте свою форму.
Рекомендация 4. При аудите трудового договора особое внимание обратите на условие о месте работы.
Трудоустройство инвалидов
Вебинар для кадровиков и руководителей
Смотреть вебинар
Пример: если работник принимается в головную организацию, пропишите так «Место работы: ООО «Альянс», г. Москва» (укажите название населенного пункта, где зарегистрирован работодатель). Если работник трудоустраивается в филиал, обособленное структурное подразделение в другой местности, укажите так: «Место работы: обособленное структурное подразделение ООО «Альянс», г. Тюмень».
Типичная ошибка: работодатели путают и подменяют понятия «место работы» и «рабочее место».
Рекомендация 5. Если из трудового договора сделана ссылка на должностную инструкцию, проверьте наличие такой должностной инструкции и ознакомление с ней работника под подпись.
Рекомендация 6. В трудовой договор можно включить дополнительные условия, названные в ч. 4 ст. 57 ТК РФ, и иные условия. Но за их отсутствие работодатель не будет нести ответственность.
Если деятельность работников связана с обслуживанием материальных ценностей, рекомендуем сразу разработать и подготовить шаблон договора о полной материальной ответственности. Тогда вы сможете подписать его одновременно с трудовым.В организации, в которой вы восстанавливаете кадровое делопроизводство с нуля, в обязательном порядке проверьте наличие трудовых договоров и дополнительных соглашений со всеми работниками, а также, чтобы на экземпляре трудового договора работодателя стояли подписи сотрудников о получении ими второго экземпляра.
Шаг 8. Подготовьте документы для ведения трудовых книжек новых работников
Назначьте ответственного
Для начала подготовьте приказ о назначении уполномоченного лица, ответственного за ведение, хранение, учет и выдачу трудовых книжек.
Помните, что принудительный труд запрещен. Если в трудовом договоре или должностной инструкции ответственного не были прописаны эти обязанности, нужно соглашением дополнить ими трудовой договор или внести изменения в должностную инструкцию.
Если такая ответственность возлагается на работника, в чьи функции не входит кадровое делопроизводство, например на главного бухгалтера, рекомендуем оформлять сначала соглашение о совмещении, т.е. о поручении работнику дополнительной работы с его письменного согласия с доплатой по ст. 151 ТК РФ.
Проверьте трудовые книжки и порядок их учета
На этом этапе также проверьте, что бланки трудовых книжек и вкладыши в нее приобретены и учтены в специальной приходно-расходной книге. Работодатель обязан постоянно иметь в наличии необходимое количество бланков трудовой книжки и вкладышей в нее (п. 44 Приказа Минтруда России от 19.05.2021 № 320н).
Бланки трудовых книжек и вкладыши храните в бухгалтерии как бланки строгой отчетности. Приходно-расходную книгу также ведет бухгалтерия (см. п. 41 Приказа №320н). На этом этапе также оформите книгу учета движения трудовых книжек и вкладышей в них. Ее ведет кадровая служба. Обе книги надо пронумеровать, прошнуровать, заверить подписью руководителя организации, индивидуального предпринимателя, печатью организации (при наличии).
- В обязательном порядке проверьте наличие всех трудовых книжек на тех работающих работников, на которых работодатель обязан продолжать вести трудовые книжки.
Работодатель обязан продолжить вести трудовые книжки тем работникам, которые выбрали такую форму. Это те, кто при трудоустройстве предъявляли трудовую книжку с записью об увольнении.
Работодатель не ведет трудовые книжки на:
- впервые поступающих на работу по трудовому договору после 30 декабря 2020 года;
- работников, которые подавали заявление о предоставлении им сведений о трудовой деятельности в соответствии со ст. 66.1 ТК РФ;
- совместителей;
- дистанционных работников, если они не выразили желание вести трудовые книжки.
Не забудьте про новую отчетность в ПФР
С 1 января 2020 года у работодателей появилась обязанность представлять в ПФР сведения о трудовой деятельности по форме СЗВ-ТД, если работника принимали на работу, постоянно переводили, увольняли или если работник подал заявление о том, чтобы ему продолжали вести бумажную трудовую книжку, или о том, что он выбирает электронный вид.
Шаг 9. Подготовьте документы для кадровой работы
Оформление кадровых процедур начинается с оформления работников на работу. Отдельные документы потребуются, чтобы внести изменения в трудовой договор, оформить ежегодный основной или учебный отпуск и пр.
О том, как подготовить документы по основным кадровым мероприятиям, рассказываем в шпаргалке.
В конце статьи есть шпаргалка
Шаг 10. Выпишите все режимы работы
Проверьте в ПВТР наличие всех режимов рабочего времени, по которым трудятся ваши работники. При проверке описания каждого режима возьмите за основу ст. 100 ТК РФ, но учитывайте, что режим рабочего времени может отличаться от общеустановленных правил и тогда он должен быть установлен в трудовом договоре. Такое может быть, например, у совместителя, инвалида I или II группы, работника с неполным рабочим временем, несовершеннолетнего и пр.
Проверить себя можно с помощью чек-листа, который мы подготовили для вас. Скачайте его внизу статьи.
В конце статьи есть шпаргалка
Итоговые рекомендации по организации кадрового делопроизводства
- Изучите учредительные документы и документы о передаче полномочий по оформлению кадровых процедур.
- Разработайте штатное расписание, определите потребности работодателя в трудовых функциях, составьте поименный список работников по категориям: инвалиды, несовершеннолетние, водители, совместители, иностранцы, работники с вредными условиями труда, с разъездным характером работы и пр.
- Проверьте, как оформлены документы на руководителя.
- Подготовьте комплект необходимых локальных нормативных актов и проверьте, ознакомлены ли с ними работники.
- Разработайте шаблоны трудовых договоров для разных категорий работников.
- Подготовьте документы, необходимые для оформления приема на работу.
- Подготовьте проекты документов для учета движения персонала: отпуска, командировки, привлечение к работе в выходные дни и пр.
Шпаргалка
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
-
Типовой комплект для оформления сотрудника на работу
397.2 КБ -
Чек‑лист проверки продолжительности рабочего времени и режима рабочего времени
386 КБ
Скачать
Добавить в «Нужное»
Положение об отделе кадров
Трудовой путь работника на предприятии практически всегда начинается с посещения отдела кадров. Работа этого подразделения должна быть слаженной и четкой, ведь именно на нем лежит ответственность за подбор талантливых и опытных работников. Организовать эту работу призвано положение об отделе кадров. Рассмотрим каждый раздел данного документа по отдельности.
1. Общие положения
Независимо от того, кто на предприятии занимается кадровыми вопросами — одно лицо или целый отдел, решение о создании кадровой службы принимает руководитель предприятия. Он же выносит приказы о реорганизации и ликвидации данного отдела. Кадровик или кадровая служба подчиняются руководителю предприятия, а кадровые работники внутри отдела – начальнику отдела, который назначается главой предприятия.
2. Задачи
Отдел кадров фактически является лицом предприятия, так как именно с него начинается знакомство нового работника с предприятием, на эту структурную единицу возлагается много задач, связанных с регулированием трудовых отношений. При этом основные направления деятельности кадровика – подбор персонала и работа с имеющимися кадрами.
Перед кадровиками всегда ставятся определенные задачи:
- поиск и отбор наиболее подходящих компании кадров исходя из анализа потребностей компании;
- расстановка кадров с учетом их профессиональной подготовки и производственной необходимости подразделений предприятия;
- ведение кадрового документооборота (оформление приема на работу, увольнения, отпусков, учет отработанного времени и т.д.);
- организация обучения и повышения квалификации работников;
- разработка и реализация кадровой политики предприятия.
3. Структура
Как уже было сказано ранее, кадровые задачи могут быть возложены как на одного-двух сотрудников, так и на целый отдел. В первом случае речь идет о малых предприятиях с численностью персонала до 100 человек, а во втором – о более крупных компаниях, в которых кадровая работа имеет немаловажное значение и является одним из инструментов развития бизнеса.
В структуру отдела кадров могут входить подразделения, занимающиеся только определенными вопросами:
- приемом на работу;
- увольнением;
- учетом отработанного времени;
- обучением и др.
4. Функции
В этом разделе перечисляются обязанности, возложенные на отдел кадров, связанные с решением кадровых вопросов.
Приведем примеры функций кадровой службы, которые могут быть указаны в соответствующем положении:
- ведение и хранение личных дел работников;
- оформление приема на работу, расстановка и организация обучения и адаптации новых работников, а также оформление увольнений и переводов;
- организация аттестации работников, принятие мер по решениям аттестационной комиссии;
- разработка системы оценки результатов деятельности работников;
- ведение и хранение трудовых книжек и другой кадровой документации;
- выдача справок работникам о трудовой деятельности;
- подготовка необходимых сведений и документов для награждения и поощрения работников;
- подготовка документов по пенсионному, медицинскому и социальному страхованию;
- систематический анализ кадровой обстановки на предприятии, разработка мероприятий по решению кадровых проблем (например текучести кадров);
- учет отработанного времени, составление графиков отпусков и др.
5. Права
Для осуществления своих функций кадровая служба должна обладать соответствующими полномочиями.
В связи с этим положение об отделе кадров предоставляет данной службе следующие права:
- осуществлять контроль за соблюдением работниками трудовой дисциплины и правил внутреннего трудового распорядка;
- получать от других подразделений необходимую информацию;
- вносить предложения по оптимизации кадровой работы руководителям других подразделений;
- осуществлять контроль за выполнением работниками предприятия внутренних актов, касающихся кадровых вопросов.
6. Ответственность
Ответственность за надлежащее выполнение функций отдела кадров возлагается на его начальника. Другие работники несут ответственность в соответствии с положениями своих должностных инструкций.
Служебное взаимодействие
В процессе своей деятельности отдел кадров постоянно взаимодействует с другими отделами и подразделениями компании. В бухгалтерию он представляет документы для начисления заработной платы, премий, пособий и т.д. Юридический отдел снабжает кадровиков информацией об изменениях законодательства. Руководители отделов, занимающихся непосредственно производством, могут обращаться в кадровую службу с сообщениями о нехватке персонала или необходимости перевода какого-либо работника на другую работу. Руководитель предприятия может потребовать у отдела кадров информацию о текучести кадров, уровне эффективности работы персонала, потребностях в кадрах.
Как видим, деятельность кадровой службы многогранна и охватывает много вопросов. Все эти грани в целях конкретизации и упорядоченности отражаются в положении об отделе кадров. И хотя этот документ не является обязательным для принятия, как, например, правила внутреннего трудового распорядка, такое положение послужит хорошим руководством для организации слаженной работы данной службы.