Помогите пожалуйста оооооочень срчноооооооо
Приложения:
Ответы на вопрос
Ответ:
Строительная компания «Жалюзи» планировала сдать в эксплуатацию в две тысячи восьмом году около шестисот девяноста объектов. Техническая документация двухсот пятидесяти семи объектов была подготовлена в срок, и ввод в строй этих объектов произошёл к началу четвёртого квартала две тысячи седьмого года. С двумястами сорока шестью объектами возникли трудности, и сторонние организации предъявили строительной компании «Жалюзи» счёт на сумму около восьмисот сорока миллионов рублей.
Ответ:
Строительная компания «Жалюзи» планировала сдать в эксплуатацию в две тысячи восьмом году около шестисот девяноста объектов. Техническая документация двухсот пятидесяти семи объектов была подготовлена в срок, и ввод в строй этих объектов произошёл к началу четвертого квартала две тысячи седьмого года. С двумястами сорока шестью объектами возникли трудности, и сторонние организации предъявили строительной компании «Жалюзи» счет на сумму около восьмисот сорока миллионов рублей.
Новые вопросы
Карточка 1.
1) Встреча с 63 участниками конференции продолжалась более 63 часов. 2) Старый ворон командовал стаей из 87 птиц. Нелёгкая это работа — руководить 87 воронами. 3) Из 194 книг своей библиотеки он более всего дорожил 149 книгами, к 43 относился равнодушно, а про 2 забыл.
Карточка 1.
1) Встреча с 63 участниками конференции продолжалась более 63 часов. 2) Старый ворон командовал стаей из 87 птиц. Нелёгкая это работа — руководить 87 воронами. 3) Из 194 книг своей библиотеки он более всего дорожил 149 книгами, к 43 относился равнодушно, а про 2 забыл.
Карточка 2.
1) Из 856 рублей, полученных в январе, придётся расстаться с 326 для уплаты штрафа. 2) В свой день рождения Маша приехала домой с букетом из 95 тюльпанов и с 54 подарками от 54 студентов. 3) У бабушки жили 10 кошек, которые произвели на свет уже более 75 котят. Всеми 75 котятами бабушка очень гордится.
Карточка 2.
1) Из 856 рублей, полученных в январе, придётся расстаться с 326 для уплаты штрафа. 2) В свой день рождения Маша приехала домой с букетом из 95 тюльпанов и с 54 подарками от 54 студентов. 3) У бабушки жили 10 кошек, которые произвели на свет уже более 75 котят. Всеми 75 котятами бабушка очень гордится.
Карточка 3.
1) Фермер владел 97 гектарами земли. На 43 гектарах он выращивал свёклу, а на 54 — картофель. 2) На базу поступило около 250 кг апельсинов, 600 кг шоколадных конфет и 45 т карамели. 3) Я располагаю 600 рублями, из которых в долг могу дать не более 450.
Карточка 3.
1) Фермер владел 97 гектарами земли. На 43 гектарах он выращивал свёклу, а на 54 — картофель. 2) На базу поступило около 250 кг апельсинов, 600 кг шоколадных конфет и 45 т карамели. 3) Я располагаю 600 рублями, из которых в долг могу дать не более 450.
Карточка 1.
1) Встреча с 63 участниками конференции продолжалась более 63 часов. 2) Старый ворон командовал стаей из 87 птиц. Нелёгкая это работа — руководить 87 воронами. 3) Из 194 книг своей библиотеки он более всего дорожил 149 книгами, к 43 относился равнодушно, а про 2 забыл.
Карточка 1.
1) Встреча с 63 участниками конференции продолжалась более 63 часов. 2) Старый ворон командовал стаей из 87 птиц. Нелёгкая это работа — руководить 87 воронами. 3) Из 194 книг своей библиотеки он более всего дорожил 149 книгами, к 43 относился равнодушно, а про 2 забыл.
Карточка 2.
1) Из 856 рублей, полученных в январе, придётся расстаться с 326 для уплаты штрафа. 2) В свой день рождения Маша приехала домой с букетом из 95 тюльпанов и с 54 подарками от 54 студентов. 3) У бабушки жили 10 кошек, которые произвели на свет уже более 75 котят. Всеми 75 котятами бабушка очень гордится.
Карточка 2.
1) Из 856 рублей, полученных в январе, придётся расстаться с 326 для уплаты штрафа. 2) В свой день рождения Маша приехала домой с букетом из 95 тюльпанов и с 54 подарками от 54 студентов. 3) У бабушки жили 10 кошек, которые произвели на свет уже более 75 котят. Всеми 75 котятами бабушка очень гордится.
Карточка 3.
1) Фермер владел 97 гектарами земли. На 43 гектарах он выращивал свёклу, а на 54 — картофель. 2) На базу поступило около 250 кг апельсинов, 600 кг шоколадных конфет и 45 т карамели. 3) Я располагаю 600 рублями, из которых в долг могу дать не более 450.
Карточка 3.
1) Фермер владел 97 гектарами земли. На 43 гектарах он выращивал свёклу, а на 54 — картофель. 2) На базу поступило около 250 кг апельсинов, 600 кг шоколадных конфет и 45 т карамели. 3) Я располагаю 600 рублями, из которых в долг могу дать не более 450.
Карточка 4.
Строительная компания «Жалюзи» планировала сдать в эксплуатацию в 2008 году около 690 объектов. Техническая документация 257 объектов была подготовлена в срок, и ввод в строй этих объектов произошёл к началу четвёртого квартала 2007 года. С 246 объектами возникли трудности, и сторонние организации предъявили строительной компании «Жалюзи» счёт на сумму около 840 млн рублей.
Карточка 4.
Строительная компания «Жалюзи» планировала сдать в эксплуатацию в 2008 году около 690 объектов. Техническая документация 257 объектов была подготовлена в срок, и ввод в строй этих объектов произошёл к началу четвёртого квартала 2007 года. С 246 объектами возникли трудности, и сторонние организации предъявили строительной компании «Жалюзи» счёт на сумму около 840 млн рублей.
Карточка 5.
587 тетрадями; о 249 участниках; выдали 176 претендентам; заведовал 387 клубами; справился с 2854 заданиями; мечтал о 79 кг конфет; работать с 357 накладными; к 257 350 подаркам прибавили ещё около 1590 игрушек; к новому, 2012 году; к 8 5/8 прибавить 2/3; ребёнку нет и 1,5 лет.
Карточка 5.
587 тетрадями; о 249 участниках; выдали 176 претендентам; заведовал 387 клубами; справился с 2854 заданиями; мечтал о 79 кг конфет; работать с 357 накладными; к 257 350 подаркам прибавили ещё около 1590 игрушек; к новому, 2012 году; к 8 5/8 прибавить 2/3; ребёнку нет и 1,5 лет.
Карточка 6.
1) Сегодня, 31 мая 2015 года, с 13 часов 33 минут до 21 часа 21 минуты рекомендуется остаться дома. 2) Мы советуем заключать сделки на сумму не менее 342 670 рублей, но и не выше 693 540. 3) Ему можно рискнуть не более чем 809 150 рублями. 4) Им должно повезти: к этим 400 160 прибавится ещё от 1,5 до 150 тысяч.
Карточка 6.
1) Сегодня, 31 мая 2015 года, с 13 часов 33 минут до 21 часа 21 минуты рекомендуется остаться дома. 2) Мы советуем заключать сделки на сумму не менее 342 670 рублей, но и не выше 693 540. 3) Ему можно рискнуть не более чем 809 150 рублями. 4) Им должно повезти: к этим 400 160 прибавится ещё от 1,5 до 150 тысяч.
Карточка 4.
Строительная компания «Жалюзи» планировала сдать в эксплуатацию в 2008 году около 690 объектов. Техническая документация 257 объектов была подготовлена в срок, и ввод в строй этих объектов произошёл к началу четвёртого квартала 2007 года. С 246 объектами возникли трудности, и сторонние организации предъявили строительной компании «Жалюзи» счёт на сумму около 840 млн рублей.
Карточка 4.
Строительная компания «Жалюзи» планировала сдать в эксплуатацию в 2008 году около 690 объектов. Техническая документация 257 объектов была подготовлена в срок, и ввод в строй этих объектов произошёл к началу четвёртого квартала 2007 года. С 246 объектами возникли трудности, и сторонние организации предъявили строительной компании «Жалюзи» счёт на сумму около 840 млн рублей.
Карточка 5.
587 тетрадями; о 249 участниках; выдали 176 претендентам; заведовал 387 клубами; справился с 2854 заданиями; мечтал о 79 кг конфет; работать с 357 накладными; к 257 350 подаркам прибавили ещё около 1590 игрушек; к новому, 2012 году; к 8 5/8 прибавить 2/3; ребёнку нет и 1,5 лет.
Карточка 5.
587 тетрадями; о 249 участниках; выдали 176 претендентам; заведовал 387 клубами; справился с 2854 заданиями; мечтал о 79 кг конфет; работать с 357 накладными; к 257 350 подаркам прибавили ещё около 1590 игрушек; к новому, 2012 году; к 8 5/8 прибавить 2/3; ребёнку нет и 1,5 лет.
Карточка 6.
1) Сегодня, 31 мая 2015 года, с 13 часов 33 минут до 21 часа 21 минуты рекомендуется остаться дома. 2) Мы советуем заключать сделки на сумму не менее 342 670 рублей, но и не выше 693 540. 3) Ему можно рискнуть не более чем 809 150 рублями. 4) Им должно повезти: к этим 400 160 прибавится ещё от 1,5 до 150 тысяч.
Карточка 6.
1) Сегодня, 31 мая 2015 года, с 13 часов 33 минут до 21 часа 21 минуты рекомендуется остаться дома. 2) Мы советуем заключать сделки на сумму не менее 342 670 рублей, но и не выше 693 540. 3) Ему можно рискнуть не более чем 809 150 рублями. 4) Им должно повезти: к этим 400 160 прибавится ещё от 1,5 до 150 тысяч.
Бондаренко Марина Анатольевна, к.п.н., профессор кафедры филологии ОУП ВО «АТиСО» (г. Москва), член Союза писателей, автор учебных пособий издательства «Просвещение»
Приемы работы над языковыми нормами на уроках русского языка в плане подготовки к ЕГЭ
Выдержка из кодификатора ЕГЭ
9. Языковые нормы
9.1. Орфоэпические нормы
9.2. Лексические нормы
9.3. Грамматические нормы (морфологические нормы)
9.4. Грамматические нормы (синтаксические нормы)
Задания 4 – 7 — ?
– Работа со словником (по частям речи, см. также методические рекомендации на сайте ФИПИ);
– Упражнения разного типа на закрепление нормы постановки ударения в сочетании с закреплением других языковых норм.
51 упражнение + проверочная работа-практикум
Задание 2. Прочитайте предложения вслух. Поставьте ударение в выделенных словах.
1) В ленте новостей выделялось сообщение о строительстве нового газопровода. 2) В некоторых странах наличие двойного гражданства является препятствием к получению министерского портфеля. 3) Мировое сообщество использовало все политические и военные средства, чтобы заставить враждующие стороны придерживаться достигнутых договоренностей.
Орфоэпическая норма (задание 4)
Методические приемы, используемые при обобщении и систематизации изученного материала
в выпускном классе
- абстрагирование (в т.ч. выявление общих тенденций и закономерностей);
- алгоритмизация (в основном, при обобщении орфографии);
- аналогия (сопоставление, противопоставление);
- аналитические упражнения;
- аудиовизуальное сопровождение;
- грамматические игры и др.
— ОВАТЬ
- ИРОВАТЬ
- баловать
- избаловать
- премировать
- костюмировать
- пломбировать
- сервировать
- экипировать
- маркировать
- глазировать
- драпировать
— ОВАННЫЙ
— ИРОВАННЫЙ
- балованный
- избалованный
- премированный
- костюмированный
Орфографический ракурс:
рифмоваННый, именоваННый, дароваННый, линоваННый, калиброваННый, нумероваННый
Слúвовый или сливóвый — ?
- яблоня – яблоневый
- алыча – алычовый
- айва – айвовый
- персик – персиковый
- абрикос – абрикосовый
- верба – вербовый
- ива – ивовый
- сосна – сосновый
- ольха – ольховый
- ясень — ясеневый
- слива – сливовый
- груша – грушевый
Отступление – в односложных словах:
дуб – дубОвый
клен – кленОвый
ель – елОвый, но:
вяз — вЯзовый
Вишнёвый — ?
взоры, ссоры
плюш
капель
немало, поймала
лазурит
фрагмент
спортом
проводник
разлучить
сэр
не скользи
разворот
на кровать
лишний
договоры
коклюш
щавель
клала
включит
цемент
тортом
еретик
кровоточить
диспансер
жалюзи
водопровод
баловать
давнишний
Лингвистическая пятиминутка. По краткому толкованию определите значение слова, произнесите, соблюдая произносительную норму.
1) часть улицы между двумя перекрестками; 2) трубы, по которым поступает газ; 3) скульптурное изображение человека; 4) если ребенку во всём потворствуют, значит, его …; 5) тысяча метров; 6) деловая, официальная бумага; 7) стол, стоящий на кухне; наука о звуках речи.
Ведение словаря личных ошибок; наблюдение над чужими ошибками – составление рейтинга ошибок.
Орфоэпическая разминка. Закончите стихотворения:
Не ждали мы особой прибыли, Вертелась Юлька, как юла,
Но за наградой все же … И с опозданьем …
Иван Петров, как занят ни был, Дела советуем забыть
А посмотреть на Сочи … И вместе с ним сюда …
Проектное задание № 3. «Обучающий орфоэпический словарь».
Цель проекта: создать школьный орфоэпический словарь нового типа.
Приём третий. Подбор рифм. Игра в буриме
ЦемЕнт –– эксперимент, патент, студент, президент, пациент, агент, инструмент, фрагмент, комплимент и др.
Включайся в наш эксперимент,
Готовь скорей к нему цемЕнт.
Чтоб с делом справился студЕнт,
Перепроверьте инструмЕнт.
- Работа в парах: какая парта подберет больше рифм?
звонИт –– алфавит, паразит, аппетит, _________________________
___________________________________________________________
Проектное задание № 3. «Наследники Леонтия Магницкого»
Цель проекта: подготовить и провести конкурс на лучшее стихотворное изложение правила, закона, теоремы, истории открытия, определения понятия в области тех дисциплин, которые изучаются в седьмом классе.
Богатая Созвучие ударного гласного и заударной части обогащается совпадением опорного (стоящего перед ударным гласным) согласного. |
Договóры – затвóры Интервью – разовью На причáле – закричáли |
Каламбурная Разновидность составной рифмы, основанная на сочетании слова с одинаковым или сходным звучанием и разным значением. |
Стихи я – стихия (Д. Минаев) Незабýдкою – не за бýдкою (Я. Козловский) |
____________________________ квартал
___________________________ не достал
_____________________________ вручит
__________________________ дефицит
___________________________ гримаса
___________________________ из атласа
___________________________ рикошетом
_____________________________ при этом
Задание 50. Мини-проект. Воспользуйтесь опытом, полученным во время подготовки тренинга «Проба пера», и составьте словарик «Запоминалки» с наречиями, в которых обычно допускают орфоэпические ошибки. Можете дополнить предложенный ниже список не вошедшими в него словами.
Создайте «запоминалки» в виде стишков или подбора рифм. Запишите один-два собственных примера, обсудите их с товарищами, продумайте вариант оформления словарика (книжка, открытки, афишки, слайды или др.).
Эта шутка так «мила»: Всех сегодня извела, Раскалила добелá И до ручки довела. |
Испокóн – Рубикон, закон, бекон, балкон, флакон, дракон; удалён, увлечён, раскалён, сокращён; (для) икон; перегон… |
Лексические нормы
(употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости)
Задание 5
С. 24 – 43.
– Словарик паронимов (см. также на сайте ФИПИ);
– Упражнения разного типа на предупреждение смешения паронимов.
41 упражнение + проверочная работа-практикум
Образец рассуждения. …Ошибки в употреблении слов-паронимов связаны прежде всего с тем, что эти слова обладают определённым сходством в звучании, морфемном строении (у них один и тот же корень), грамматических признаках (это слова одной части речи)…
Задание 8. С. 29.
2. Внимательно прочитайте значения паронимов.
Царский — относящийся к монарху и монархии; роскошный, богатый. Царская Россия.
Царственный — свойственный царю; величавый, горделивый. Царственный вид. Царствующий — управляющий страной в качестве монарха; господствующий, широко распространённый. Царствующая династия.
3. Составьте с приведёнными ниже словами словосочетания, используя пароним из данного ряда.
Молчание, престол, режим, ужин, осанка, природа.
Анализ наиболее распространенных лексических ошибок
Смешение
паронимов
их шалость не осталась безнаказанной – о диверсии; полицаи не стали с ним любезничать и выпустили несколько очередей
Употребление слов без учета их семантики
Избыточные словесные выражения
Нарушение лексической сочетаемости
героиня была психологически больна;
немного оступиться от собственной совести
маленькая мелочь; героизм наших героев; эмоциональные чувства; на перепутье жизненного пути; в рассказе рассказывается
совершить измену; заполучить уважение; играл огромное значение; сражались ценой своих жизней
Задание 16. Соберите материал о паронимах, оформите его в виде параграфа учебника. Используйте для работы предложенные ниже материалы.
1. «Греческие корни» слова |
|
2. Определение термина |
|
3. Структура статьи словаря паронимов. Вишнякова О. В. Словарь паронимов русского языка. –– М.: Русский язык, 1984. |
Болотистый // болотный Болотистый. Изобилующий болотами, заболоченный; топкий, как болото. Болотистая местность, низменность. Болотный. 1. Относящийся к болоту, свойственный ему; предназначенный для работ на болоте, передвижения по болоту и т. п. 2. Живущий, произрастающий на болоте. В тяжёлых болотных сапогах я еле поспеваю за ним. |
4. Примеры паронимов (используйте толковый или словарь паронимов) |
Гоночный –– гончий; грецкий –– греческий; дипломат –– дипломант; ______________________________________________ |
5. Упражнения на исправление ошибок. 1. Несмотря на будничный день, людей на выставке было очень много. 2. Новый водяной путь связал Волгу с Доном. 3. Лицо его сияло злостным торжеством. 4. На мебель были одеты новые чехлы. 5. _____________________________________ |
Грамматические нормы русского языка. Отражение грамматических норм в заданиях ЕГЭ и приёмы работы над ними
Выдержка из спецификации КИМ
- Морфологические нормы (образование форм слова).
- Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления.
ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ 7
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом Б) ошибка в построении сложного предложения В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм С. 57 |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1) И. С. Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию — «испытанию любовью» — и этим раскрыл истинную сущность своего героя. 2) Все, кто побывал в Крыму, увёз с собой после расставания с ним яркие впечатления о море, горах, южных травах и цветах. 3) В основе произведения «Повести о настоящем человеке» лежат реальные события, произошедшие с Алексеем Маресьевым. 4) С. Михалков утверждал, что мир купеческого Замоскворечья можно увидеть на сцене Малого театра благодаря великолепной игре актёров. 5) В 1885 году В. Д. Поленов экспонировал на передвижной выставке девяносто семь этюдов, привезённым из поездки на Восток. 6) Теория красноречия для всех родов поэтических сочинений написана А. И. Галичем, преподававшим русскую и латинскую 7) В пейзаже И. Машкова «Вид Москвы» есть ощущение звонкой красочности городской улицы. Счастливы те, кто после долгой дороги с её холодом и слякотью видит знакомый дом и слышит голоса родных людей. 9) Читая классическую литературу, замечаешь, что насколько по-разному «град Петров» изображён в произведениях А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского. |
Образец рассуждения.
Задание правильней начать выполнять с анализа примеров, приведённых во втором столбце таблицы. Очень важно установить правильность/неправильность построения предложения, а затем соотнести ошибку, допущенную в предложении, с одним из типов грамматических ошибок из первого столбца.
В предложении И. С. Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию — «испытанию любовью» — и этим раскрыл истинную сущность своего героя допущена ошибка: глаголы «подвергает» и «раскрыл» являются глаголами разного вида и времени, что недопустимо в одном предложении. Следовательно, в предложении нарушена видовременная соотнесённость глагольных форм. Д — 1.
Описание содержания задания…
Задание 6. С. 44 – 56. Число заданий: 27 + проверочная работа.
Задание 7. С. 59 – 70. Число заданий: 20 + проверочная работа-практикум
Анализ наиболее распространенных грамматических ошибок + самоанализ
Ошибки при управлении и согласовании
взаимоотношения может быть сложным и тяжелым; действия героя определяет судьбу
переправа русскими войсками; через боль и страдания полз; в своем произведении «Царь-рыбе»; обеспечила ему хорошее мнение от остальных людей; побудило народ на этот поступок; считает за свою семью
Л. Н. Толстовым показана; повесть Василь Быкова; история любви Павла Алехина и замужней Анной Луганович; сколько время прошло; оставил двоих дочерей; после гибелей многих героев
Формообразование имен
Грамматическая координация подлежащего и сказуемого
Наиболее частые грамматико-морфологические ошибки
- Нарушения в употреблении имен существительных:
- неправильное образование множественного числа имен существительных (закупить компьютера — компьютеры);
- неверное образование падежных форм (пара носок – носков);
- нарушение норм склонения фамилий (говорил с Павлом Глоба – Глобой);
- неверное определение рода несклоняемого существительного (видел смешную шимпанзе – смешного шимпанзе)
- Ошибки при образовании степеней сравнения прилагательных и наречий (более лучше – лучше; более хорошо).
- Ошибки в склонении и употреблении имен числительных (свыше пятьсот грамм – пятисот граммов).
- Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
- Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.
- Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.
- Ошибка в построении предложения с однородными членами.
- Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.
- Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм.
- Ошибка в построении сложного предложения.
- Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.
- Нарушение в построении предложения с косвенной речью.
- Находим в предложении грамматическую основу.
- В двусоставном предложении определяем, кем (чем) совершается действие, выраженное деепричастием.
- Если оба действия совершаются одним лицом (предметом),
- Если предложение односоставное безличное, определяем, подразумевается ли деятель при сказуемом, выраженном по следующей модели: МОЖНО + ИНФИНИТИВ
деепричастный оборот может быть употреблен (+).
Если подразумевается, деепричастный оборот может быть употреблен (+).
Алгоритм
Построение предложения с деепричастным оборотом
«Включение» имен числительных в изучаемые темы
Повторение темы «Словообразование» |
Используется словообразовательная активность числительного, способного образовывать слова разных частей речи и разными способами |
Наречие |
|
Словосочетание |
Словосочетания с согласованием, управлением и примыканием с участием числительного |
Синтаксис, пунктуация |
|
Стили речи |
Активное использование числительных в научных, деловых и публицистических текстах |
Карточка 4. Строительная компания «Жалюзи» планировала сдать в эксплуатацию в 2008 году около 690 объектов. Техническая документация 257 объектов была подготовлена в срок, и ввод в строй этих объектов произошёл к началу четвертого квартала 2007 года. С 246 объектами возникли трудности, и сторонние организации предъявили строительной компании «Жалюзи» счет на сумму около 840 млн рублей.
Проектно-исследовательское задание № 7. «Грамматические пороги имени существительного».
Задание 67. Рассмотрите таблицу, в которой отражено нормативное формообразование. Подготовьте с данными в таблице словами задания-шутки, задания на исправление ошибок, на выбор правильного варианта.
Окончание -ы (-и) |
Окончания -а (-я) |
Бульдозеры, бухгалтеры, ведомости, волосы, госпитали, грифели, диспетчеры, джемперы, дизели, договоры, кабели, конструкторы, контейнеры, консулы, лацканы, месяцы, офицеры, очереди, пекари, почерки, приговоры, пристани, свитеры, слесари, соусы, табели, токари, торты, тренеры, трюфели, хоботы, центнеры, шофёры |
Блюдца, векселя, директора, доктора, желоба, инспектора, катера, кителя, колокола, кузова, купола, кучера, округа, ордера, отпуска, профессора, повара, сторожа, паспорта, погреба, сорта, тенора, тополя, фельдшера, флюгера, хутора, черепа, штемпеля, якоря |
Задание 75. Попробуйте образовать форму родительного падежа множественного числа от данных ниже слов. Если у вас это не получится, воспользуйтесь приведёнными справками из грамматических словарей. Используйте эти сведения при подготовке заданий для олимпиады.
Мечта –– _________________________________________________
Башка –– _________________________________________________
Мольба –– ________________________________________________
Тахта –– _________________________________________________
Дно –– ____________________________________________________
Благодарю за внимание!
marbondina@mail.ru
Числительные, обозначающие целые числа
ЦЕЛИ
- познакомить с особенностями склонения числительных от одного до четырёх, от пяти до тридцати, сорок, девяносто, сто
- научить склонять данные числительные
- Числительные «один», «два», «три», «четыре». 1) в отличие от остальных числительные один и два изменяются не только по падежам, но и по родам; 2) числительное один склоняется как прилагательное; 3) числительное два для м. р. и ср. р. имеет форму два, для ж. р. — две.
- (Орф. №42). Числительные от пяти до тридцати. Упр. 457-459. Данная группа числительных склоняется так же, как существительные 3-го склонения.
- Числительные «сорок», «девяносто», «сто» всего две формы (И., В. = нулевое или –о, в других = -а. Упр. 460.
ЦЕЛИ
- познакомить с особенностями склонения сложных числительных, обозначающих целые числа
- научить склонять данные числительные
- закрепить умение склонять числительные сорок, девяносто, сто
- Числительные от 50 до 80 и от 200 до 900. Упр. 461. Эти числительные сложные, и у них два окончания.
- Составные количественные числительные = все части склоняются. Чтение второго теоретического материала, выполнение упр. 462.
Луна обращается вокруг Земли на расстоянии около 400 тысяч километров. Диаметр Луны лишь в 4 раза меньше (3) земного, он равен 3476 километрам. Изучение лунного грунта дало возможность установить точный химический состав лунных пород и их возраст (2) . Выяснилось, что возраст Луны и Земли одинаков: им по 4,5 миллиарда лет.
Строительная компания «Жалюзи» планировала сдать в эксплуатацию в 2008 году около 690 объектов. Техническая документация 257 объектов была подготовлена в срок, и ввод в строй этих объектов произошёл к началу четвёртого квартала 2007 года. С 246 объектами возникли трудности, и сторонние организации предъявили строительной компании «Жалюзи» счёт на сумму около 840 млн рублей.
1) Встреча с 63 участниками конференции продолжалась более 63 часов. 2) Старый ворон командовал стаей из 87 птиц. Нелёгкая это работа — руководить 87 воронами. 3) Из 194 книг своей библиотеки он более всего дорожил 149 книгами, к 43 относился равнодушно, а про 2 забыл.
1) Из 856 рублей, полученных в январе, придётся расстаться с 326 для уплаты штрафа. 2) В свой день рождения Маша приехала домой с букетом из 95 тюльпанов и с 54 подарками от 54 студентов. 3) У бабушки жили 10 кошек, которые произвели на свет уже более 75 котят. Всеми 75 котятами бабушка очень гордится.
1) Фермер владел 97 гектарами земли. На 43 гектарах он выращивал свёклу, а на 54 — картофель. 2) На базу поступило около 250 кг апельсинов, 600 кг шоколадных конфет и 45 т карамели. 3) Я располагаю 600 рублями, из которых в долг могу дать не более 450.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Подготовиться к словарному диктанту.
Пятьсот шестьдесят парашютов, четыреста гектаров, одиннадцать бассейнов, миллион экземпляров, двести общественных гаражей, девяносто центнеров, миллиарды звёзд, алюминий, январский, гостиная, юный, свиной, серебряный, талант.
Слайд 1
ИСКУССТВО ОБЩЕНИЯ:
СОБЕСЕДОВАНИЕ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Галина Васильевна Крюкова,
ведущий методист
Волгоград, 2018 г.
Слайд 5
Мониторинг качества подготовки обучающихся 9 классов по русскому языку в форме
итогового собеседования пройдет в апреле 2018 года во всех субъектах РФ. Собеседование будет проводиться два дня – 13 и 16 апреля.
Итоговое собеседование по русскому языку для учащихся 9 классов вводится в рамках реализации Концепции преподавания русского языка и литературы для проверки навыков устной речи у школьников. Планируется, что прохождение итогового собеседования в дальнейшем станет для девятиклассников допуском к государственной итоговой аттестации (ГИА-9). Результаты апрельской апробации не будут влиять на допуск учащихся к ГИА-9 в 2018 году.
Пилотная апробация двух моделей устной части ГИА по русскому языку проводилась в октябре 2016 года в трех регионах России. В конце сентября-начале октября 2017 года и 20-22 ноября проведены апробации устного собеседования, участие в которых приняли школы из 61 субъекта РФ. Для остальных регионов апробация запланирована с 14 по 16 февраля 2018 года.
Итоговое собеседование выпускники 9 классов будут проходить в своих школах, оцениваться оно будет по системе «зачет»/«незачет».
Итоговое собеседование по русскому языку направлено на проверку навыков спонтанной речи – на подготовку участнику будет даваться около минуты, само собеседование займет около 15 минут.
Модель итогового собеседования по русскому языку включает следующие типы заданий:
1) чтение текста вслух;
2) пересказ текста с привлечением дополнительной информации;
3) монологическое высказывание по одной из выбранных тем;
4) диалог с экзаменатором-собеседником.
Все тексты для чтения, которые будут предложены участникам собеседования, — это тексты о выдающихся людях России. На выполнение работы каждому участнику будет отводиться около 15 минут.
Оценка выполнения заданий будет осуществляться экспертом непосредственно в процессе ответа по специально разработанным критериям с учетом соблюдения норм современного русского литературного языка.
Слайд 8
Собеседование по русскому языку
Текст чужой
Текст собственный
Слайд 13
Какая всё-таки странная и сложная штука — текст. Стоит его чуть-чуть
видоизменить, например, неправильно разбить на абзацы или главы, и он обретает совершенно другое значение. Это в театре: сказал не то, понял, извинился и сказал как надо. Потому что в театре у тебя есть глаза, голос, жесты, возможность сделать паузу или наоборот, ускориться до предельной возможности. А текст — это буквы, слова, и каждый сам решает, с какой скоростью ему это читать. Так что композиция текста и даже его графика — очень важные и требующие постоянного изучения вещи.
Я уже давно понял, что мне очень хочется быть понятным. Прямо непреодолимое желание высказаться так, чтобы было понятно. И я радуюсь, когда узнаю, что достиг своей цели.
Я учился когда-то в Кемерове в школе с английским уклоном и совершенно не понимал, зачем изучаю английский язык. Я не думал, что у меня будет когда-нибудь шанс поговорить с кем-то по-английски. После школы, в университете, английский нам преподавали очень плохо, три года на флоте обошлось тоже без английского. Короче, спустя много лет после школы я попал в Берлин, и мне пришлось говорить по-английски. Не на уроке, а так говорить, чтобы поняли. Я помню этот момент, когда заговорил на другом языке и был понятен другим: то-то было счастье! А оказывается, по-русски понятно говорить, — а уж тем более писать — намного сложнее. Английский я знаю плохо, поэтому мне легко на нём говорить. А в русский забираюсь всё глубже и глубже, и становится всё сложнее и сложнее.
Вот есть загадка: «Без окон, без дверей, полна горница людей». Из текста совершенно не следует, что это огурец. Текст не даёт ни единого шанса понять или хотя бы догадаться о том, что это. Но мы знаем с детства, что огурец. Многие поколения русских людей обманывают детей, когда это утверждают (Евгений Гришковец, «Год ЖЖизни»).
Слайд 14
Темы для сочинений в дореволюционной гимназии
Слайд 15
О том, что видела птичка в дальних землях.
История постройки дома и
разведения при нем сада.
Великаны и пигмеи лесного царства.
Слайд 17
Замирание нашего сада осенью.
Река в лунную ночь.
Встреча войска, возвратившегося из похода.
Лес
в лучшую свою пору.
Пароходная пристань.
Дедушкин садик.
Прибытие поезда.
Слайд 19
Слово как источник счастья.
Почему жизнь сравнивают с путешествием?
Родина и чужая сторона.
О
скоротечности жизни.
Какие предметы составляют богатство России и почему?
О высоком достоинстве человеческого слова и письма.
О непрочности счастья, основанного исключительно на материальном богатстве.
О проявлении нравственного начала в истории.
На чем основывается духовная связь между предками и потомством?
Слайд 20
Выразительное чтение
на уроке русского языка
Слайд 29
Пересказ
Задание
Описание содержания задания
Алгоритм содержания задания
Тексты для пересказа и цитаты
Слайд 30
Статуя «Родина-мать зовёт!» находится в центре памятной композиции «Героям Сталинградской битвы»
в городе герое Волгограде на Мамаевом кургане. Это один из самых высоких памятников во всём мире: высота статуи без меча составляет 52 метра, в вместе с мечом целых 85! Её скульптор Евгений Викторович Вучетич. Композиция призывает людей объединиться и выстоять в нелёгком бою. Возведение скульптуры началось в 1959 году и заняло восемь лет.
Статуя «Родина-мать зовёт!» в Волгограде является неотъемлемой частью триптиха. Первая его часть находится в Магнитогорске и имеет название «Тыл – фронту!». Вторая часть – это «Родина-мать» в Волгограде. Третья часть – «Воин-освободитель» – находится в Трептов-парке в Берлине.
Место, на котором воздвигнут величественный монумент, выбрано не случайно. В 200 метрах находится легендарная 102-я высота, за которую в течение 140 дней шли кровавые бои во время Второй мировой войны.
Статуя «Родина-мать зовёт!» на Мамаевом кургане остаётся главной гордостью города Волгограда и всей России. Не одно поколение россиян и гостей страны сможет прийти к мемориалу в Волгограде, чтобы выразить благодарность защитникам Отечества, в чью честь Родина-мать поднимает меч к небесам.
Текст обращения, прозвучавший во время торжеств, посвящённых 70-летию Победы в Сталинградской битве: «Слушайте, слушайте, слушайте! Я — Родина-мать — дни и ночи храню память о тех, кто своим горячим сердцем возвысился над страхом смерти, кто … поднял этот тяжёлый меч мужества к чистому небу мира…Я буду держать эту священную ношу, пока мир не перестанет вздрагивать от слова «война».
Слайд 31
Статуя «Родина-мать зовёт!» находится в центре памятной композиции «Героям Сталинградской битвы»
в городе герое Волгограде на Мамаевом кургане. Это один из самых высоких памятников во всём мире: высота статуи без меча составляет 52 метра, в вместе с мечом целых 85! Её скульптор Евгений Викторович Вучетич. Композиция призывает людей объединиться и выстоять в нелёгком бою. Возведение скульптуры началось в 1959 году и заняло восемь лет.
Слайд 32
Статуя «Родина-мать зовёт!» находится в центре памятной композиции «Героям Сталинградской битвы»
в городе герое Волгограде на Мамаевом кургане. Это один из самых высоких памятников во всём мире: высота статуи без меча составляет 52 метра, в вместе с мечом целых 85! Её скульптор Евгений Викторович Вучетич. Композиция призывает людей объединиться и выстоять в нелёгком бою. Возведение скульптуры началось в 1959 году и заняло восемь лет.
Слайд 33
Статуя «Родина-мать зовёт!» в Волгограде является неотъемлемой частью триптиха. Первая его
часть находится в Магнитогорске и имеет название «Тыл – фронту!». Вторая часть – это «Родина-мать» в Волгограде. Третья часть – «Воин-освободитель» – находится в Трептов-парке в Берлине.
Слайд 34
Статуя «Родина-мать зовёт!» в Волгограде является неотъемлемой частью триптиха. Первая его
часть находится в Магнитогорске и имеет название «Тыл – фронту!». Вторая часть – это «Родина-мать» в Волгограде. Третья часть – «Воин-освободитель» – находится в Трептов-парке в Берлине.
Слайд 35
Место, на котором воздвигнут величественный монумент, выбрано не случайно. В 200
метрах находится легендарная 102-я высота, за которую в течение 140 дней шли кровавые бои во время Второй мировой войны.
Слайд 36
Место, на котором воздвигнут величественный монумент, выбрано не случайно. В 200
метрах находится легендарная 102-я высота, за которую в течение 140 дней шли кровавые бои во время Второй мировой войны.
Слайд 37
Статуя «Родина-мать зовёт!» на Мамаевом кургане остаётся главной гордостью города Волгограда
и всей России. Не одно поколение россиян и гостей страны сможет прийти к мемориалу в Волгограде, чтобы выразить благодарность защитникам Отечества, в чью честь Родина-мать поднимает меч к небесам.
Слайд 38
Статуя «Родина-мать зовёт!» на Мамаевом кургане остаётся главной гордостью города Волгограда
и всей России. Не одно поколение россиян и гостей страны сможет прийти к мемориалу в Волгограде, чтобы выразить благодарность защитникам Отечества, в чью честь Родина-мать поднимает меч к небесам.
Слайд 39
Текст обращения, прозвучавший во время торжеств, посвящённых 70-летию Победы в Сталинградской
битве: «Слушайте, слушайте, слушайте! Я — Родина-мать — дни и ночи храню память о тех, кто своим горячим сердцем возвысился над страхом смерти, кто … поднял этот тяжёлый меч мужества к чистому небу мира…Я буду держать эту священную ношу, пока мир не перестанет вздрагивать от слова «война».
Слайд 44
Бондаренко Марина Анатольевна, к.п.н., профессор кафедры филологии ОУП ВО «АТиСО» (г.
Москва), член Союза писателей, автор учебных пособий издательства «Просвещение»
Слайд 45
договоры
коклюш
щавель
клала
включит
цемент
тортом
еретик
кровоточить
диспансер
жалюзи
водопровод
баловать
давнишний
Слайд 46
договоры
коклюш
щавель
клала
включит
цемент
тортом
еретик
кровоточить
диспансер
жалюзи
водопровод
баловать
давнишний
взоры, ссоры
плюш
капель
немало,
поймала
лазурит
фрагмент
спортом
проводник
разлучить
сэр
не скользи
разворот
на кровать
лишний
Слайд 47
Карточка 4.
Строительная компания «Жалюзи» планировала сдать в эксплуатацию в 2008 году около 690 объектов. Техническая документация 257 объектов была подготовлена в срок, и ввод в строй этих объектов произошёл к началу четвертого квартала 2007 года.
С 246 объектами возникли трудности, и сторонние организации предъявили строительной компании «Жалюзи» счет на сумму около 840 млн рублей.
Слайд 48
договоры
коклюш
щавель
клала
включит
цемент
тортом
еретик
кровоточить
диспансер
жалюзи
водопровод
баловать
давнишний
взоры, ссоры
плюш
капель
немало,
поймала
лазурит
фрагмент
спортом
проводник
разлучить
сэр
не скользи
разворот
на кровать
лишний
Слайд 52
Тема 1. ПРАЗДНИК (на основе описания фотографии)
Опишите фотографию. Не забудьте описать
место и время проведения праздника
событие, которому, по Вашему мнению, посвящён праздник
присутствующих на празднике
общую атмосферу праздника и настроение участников
Слайд 53
Приложение.
Карточка собеседника-экзаменатора
Какие праздники Вам нравятся больше и почему (домашние,
школьные, праздники в кругу друзей)?
Когда можно сказать, что праздник удался?
Вы больше любите праздник или подготовку к нему и почему?
Слайд 54
Тема 2. ПОХОД (ЭКСКУРСИЯ)
Расскажите о том, как Вы ходили в поход
(на экскурсию)
Не забудьте рассказать
куда и когда Вы ходили
с кем Вы ходили
как Вы готовились
почему Вам запомнилось это событие
Слайд 55
Приложение.
Карточка собеседника-экзаменатора
Чем, по Вашему мнению, полезны походы (экскурсии)?
Что
бы Вы порекомендовали Вашим сверстникам, которые собираются впервые отправиться в поход (на экскурсию)?
Что, по Вашему мнению, самое важное в походе (на экскурсии)?
Слайд 56
Тема 3. МОДА
Всегда ли нужно следовать моде?
Не забудьте дать ответы на
вопросы:
что значит следовать моде?
для Вас важно следовать моде?
следовать моде можно только в одежде?
как Вы понимаете выражение «хороший вкус»?
Слайд 57
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Карточка собеседника-экзаменатора
Что означает, по Вашему мнению, слово «модный»?
Вы
слушаете чужие советы? Чьи советы для Вас особенно важны?
Приведите пример отрицательного влияния моды?
Слайд 61
Лайфхаки харизматичного оратора
хитрости жизни
блистательный златоуст
народная мудрость бесподобный говорун
полезный совет… сказочный краснобай
чудный баян
удивительный трибун
прекрасный спикер…
отличный…
Слайд 62
Если не можешь контролировать свой рот, то даже не надейся контролировать
свой ум. Буддийская мудрость
Первый признак ума есть просторечие.
А. С. Пушкин
Научиться говорить можно только говоря. Скилеф
Поэтами рождаются, ораторами становятся. Цицерон
Все хорошие ораторы начинали как плохие ораторы. Ралф Эмерсон
Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять. Квинтилиан
Иначе расставленные слова обретают другой смысл, иначе расставленные мысли производят другое впечатление. Блез Паскаль
Говори не так, как тебе удобно говорить, а так, как слушателю удобно воспринимать.
Простота дается непросто. Скилеф
Речь это зеркало души, как человек говорит, таким он и является. Публий Сир
Прекрасная мысль теряет свою цену, если она дурно выражена. Вольтер
Кто не умеет говорить, тот карьеры не сделает. Наполеон Бонапарт
Слайд 63
Существует три категории ораторов: одних можно слушать, других нельзя слушать, третьих
нельзя не слушать. ( Архиепископ Мэджи )
А. П. Чехов: «В сущности ведь для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать, и в деле образования и воспитания обучение красноречию следовало бы считать неизбежным».
Есть три способа отвечать на вопросы: сказать необходимое, отвечать с приветливостью и наговорить лишнего. Плутарх
Цель ораторского искусства — не истина, но убеждение. Маколей Т.
Если оратор не может уложиться в двадцать минут, ему лучше
сойти с трибуны и садиться писать книгу. Уильям Норман
Нужно говорить громко, чтобы тебя услышали. Нужно говорить тихо, чтобы тебя послушали. Политическому оратору нужны могучие легкие и слабая голова.
Марк Тулий Цицерон
Слайд 69
Почему
стошнило
тайного
советника
?
Слайд 70
Я считаю, что прийти на экзамен,
подготовившись к нему, это все
равно,
что играть с краплеными картами.
Николай Гумилёв
Слайд 74
Без практики
даже самая лучшая методика превращается в мёртвый груз неиспользуемых
знаний
Слайд 75
ПРАКТИКА
Минутное выступление (5 раз в день)
анекдот
обзор книги или фильма
интересный факт
новость
Тренируйте других!
глаза
слова-паразиты
объясняя,
запоминайте
роль эксперта
слушайте (лист выступления)
Слайд 81
Николай Иванович Жинкин
(27 июля 1893, Суздаль — 10 октября 1979,
Москва)
Советский лингвист и психолог, действительный член Академии художественных наук, редактор Московской киностудии научного фильма, старший научный сотрудник психологического института АПН РСФСР (НИОПП).
Занимался исследованиями психологических и психофизиологических механизмов порождения речевых высказываний, процессов восприятия, понимания и порождения текста как целостного психолингвистического явления.
Разрабатывал психологические проблемы речевой коммуникации, понимания текста, развития речи учащихся. Заложил основы отечественной психолингвистики.
Слайд 82
Практика спонтанной речи
Условный диалог:
Задание
Описание содержание задания
Алгоритм выполнения задания
Задания (пять вопросов)
Слайд 83
Дыхание
Вдох (глубокий) –выдох (резкий)
Двойной – двойной
По квадрату (вдох 2, пауза 2,
выдох 2, пауза 2
Жест
Руки к небу
Ладошки
Кулак по ладони
Тело
Напряжение – расслабление
Зеваем
Своя фраза
Внутреннее описание
Позитивный ролик
Лица
Роль
Слайд 84
Метасообщение о себе, об аудитории, о материале
Я воодушевлён
– Мне скучно…
Я рад вас видеть – Как вы мне надоели…
Это интересно – Это скучно…
Слайд 86
Конгруэнтность
Поведение – социальная роль
Слова — поведение
Голос
– жесты
Я рад вас видеть!
Слайд 87
Интонационный экзамен
Удивление
Наглость
Восхищение
Злость
Стеснительность
Уверенность
Страх
Скука
Грусть
Шутка
Кокетство
Быстро-медленно
Громко-тихо
Моделирование (пародия)
С закрытыми глазами
Паузы
Слайд 89
Экология Хобби Семья Друзья Успех Подарки Дети и родители Спор Лень
Самовоспитание Здоровье Спор Погода Животные Сочувствие Чтение Мода
Патриот и гражданин Космос Телевидение Кино Музыка Музеи
Современный человек Сад и огород Отдых Мечта Профессия и назначение Понимание Красота Стиль Вечные ценности Цветы Небо Выбор Любовь Нежность Героизм Экзамен Талант Спорт Ровесники Политика Родина Земля
Слайд 90
Словесная импровизация
Ассоциации с темой
Слайд 91
Словесная импровизация
Вопросы. Переходы по последнему слову
Слайд 95
Серия «УЧИМСЯ С «ПРОСВЕЩЕНИЕМ»
КОМПЛЕКТ. 5- 9 кл. Шапиро Н. А. Готовимся
к сочинению. Тетрадь-практикум для развития письменной речи.
Серия «УЧИМСЯ С «ПРОСВЕЩЕНИЕМ»
КОМПЛЕКТ для подготовки к итоговому сочинению по литературе:
для ученика — алгоритмы разработки тематических направлений;
для учителя – методика подготовки, образцы сочинений, анализ работ
Нарушевич А. Г. Русский язык и литература. Русский язык.
Сочинение на ЕГЭ: формулировки, аргументы, комментарии
Слайд 102
С. В. Богомазова, Н. В. Володько, С. Ю.
Гончарук и др.
Цели урока: познакомить с особенностями склонения числительных тысяча, полтора, полтораста; научить склонять данные числительные; закрепить умение склонять составные и сложные числительные.
Личностные УУД. Смыслообразование. Регулятивные УУД. Целеполагание. Самоконтроль. Познавательные УУД. Извлечение фактуальной информации из текста, её переработка. Познавательная инициатива. Коммуникативные УУД. Совершенствование устной речи.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка. “Эксперимент”.
Слово расчёт, как подсчитали лингвисты, с помощью букв русского алфавита можно записать 144 способами. Как мы знаем, только один из них является правильным. Но всё-таки проведём маленький эксперимент: попробуем записать его неправильно, в соответствии с тем, как на письме могут быть отражены входящие в его состав звуки. Для этого начните с составления транскрипции слова. (Например, звук [щ’] может быть записан, помимо использованного здесь сч, такими способами: щ, зч, жч, шч, сщ, ссч, стч: роща, грузчик, перебежчик, веснушчатый, расщелина, рассчитать, жёстче.)
II. Проверка домашнего задания. Взаимопроверка динамики усвоения нормы склонения числительных с опорой на результаты предыдущего урока.
III. Работа по теме урока.
1. Мини-тренинг: 1) чтение задания лингвистической разминки; 2) чтение выведенного на доску текста (обратить внимание на выделенные слова).
Строительная компания “Жалюзи” планировала сдать в эксплуатацию в 2008 году около 690 объектов. Техническая документация 257 объектов была подготовлена в срок, и ввод в строй этих объектов произошёл к началу четвёртого квартала 2007 года. С 246 объектами возникли трудности, и сторонние организации предъявили строительной компании “Жалюзи” счёт на сумму около 840 млн рублей.
2. Склонение числительных тысяча, миллион, миллиард.
Учитель сообщает о том, что тысяча склоняется как существительное 1-го склонения (дача, туча, встреча), миллион, миллиард — как существительные 2-го (бульон, леопард). Учащиеся проводят устный тренинг, затем письменно склоняют выражения тысяча килограммов, миллион подписчиков.
Устное упражнение: склонение выражений 2654 километра; 3 796 467 рублей.
3. Склонение числительных полтора, полтораста. (Учителю следует учесть, что данные числительные можно отнести и к дробным.)
Учащиеся знакомятся со сведениями из учебника (с. 54—55), прорабатывают орфоэпическую норму, составляют мини-таблицу, используя цифровое обозначение числительных — 1, 5 и 150. Выполняют упр. 417.
IV. Закрепление изученного и контроль за усвоением темы.
1. Предложите варианты прочтения словосочетаний 1 500 000 лет; 1 500 000 000 лет; 150 млн лет; 150 млрд лет. Просклоняйте их.
2. Объяснительный диктант, выполнение указанных разборов. У доски учащийся записывает цифрами встретившиеся в тексте числительные.
Луна обращается вокруг Земли на расстоянии около 400 тысяч километров. Диаметр Луны лишь в 4 раза меньше3 земного, он равен 3476 километрам. Изучение* лунного грунта дало возможность установить точный химический состав лунных пород и их возраст2. Выяснилось, что возраст Луны и Земли одинаков: им по 4,5 миллиарда лет.
* Словообразовательный разбор.
V. Подведение итогов урока. Какое числительное в тексте не относится к разряду целых? К какому разряду оно относится?
VI. Домашнее задание. Подобрать в учебнике по математике несколько примеров с дробными величинами.
Слайд 1Бондаренко Марина Анатольевна, к.п.н., профессор кафедры филологии ОУП ВО «АТиСО»
(г. Москва), член Союза писателей, автор учебных пособий издательства «Просвещение»
Приемы
работы над языковыми нормами на уроках русского языка в плане подготовки к ЕГЭ
Слайд 2Выдержка из кодификатора ЕГЭ
9. Языковые нормы
9.1. Орфоэпические нормы
9.2. Лексические нормы
9.3.
Грамматические нормы (морфологические нормы)
9.4. Грамматические нормы (синтаксические нормы)
Задания 4 –
7 — ?
Слайд 6– Работа со словником (по частям речи, см. также методические
рекомендации на сайте ФИПИ);
– Упражнения разного типа на закрепление
нормы постановки ударения в сочетании с закреплением других языковых норм.
51 упражнение + проверочная работа-практикум
Задание 2. Прочитайте предложения вслух. Поставьте ударение в выделенных словах.
1) В ленте новостей выделялось сообщение о строительстве нового газопровода. 2) В некоторых странах наличие двойного гражданства является препятствием к получению министерского портфеля. 3) Мировое сообщество использовало все политические и военные средства, чтобы заставить враждующие стороны придерживаться достигнутых договоренностей.
Орфоэпическая норма (задание 4)
Слайд 7Методические приемы, используемые при обобщении и систематизации изученного материала
в
выпускном классе
абстрагирование (в т.ч. выявление общих тенденций и закономерностей);
алгоритмизация (в
основном, при обобщении орфографии);
аналогия (сопоставление, противопоставление);
аналитические упражнения;
аудиовизуальное сопровождение;
грамматические игры и др.
Слайд 8- ОВАТЬ
ИРОВАТЬ
баловать
избаловать
премировать
костюмировать
пломбировать
сервировать
экипировать
маркировать
глазировать
драпировать
— ОВАННЫЙ
— ИРОВАННЫЙ
балованный
избалованный
премированный
костюмированный
Орфографический
ракурс:
рифмоваННый, именоваННый, дароваННый, линоваННый, калиброваННый, нумероваННый
Слайд 9 Слúвовый или сливóвый — ?
яблоня – яблоневый
алыча –
алычовый
айва – айвовый
персик – персиковый
абрикос –
абрикосовый
верба – вербовый
ива – ивовый
сосна – сосновый
ольха – ольховый
ясень — ясеневый
слива – сливовый
груша – грушевый
Отступление – в односложных словах:
дуб – дубОвый
клен – кленОвый
ель – елОвый, но:
вяз — вЯзовый
Вишнёвый — ?
Слайд 10взоры, ссоры
плюш
капель
немало, поймала
лазурит
фрагмент
спортом
проводник
разлучить
сэр
не скользи
разворот
на кровать
лишний
договоры
коклюш
щавель
клала
включит
цемент
тортом
еретик
кровоточить
диспансер
жалюзи
водопровод
баловать
давнишний
Слайд 11 Лингвистическая пятиминутка. По краткому толкованию определите значение слова,
произнесите, соблюдая произносительную норму.
1) часть улицы между двумя перекрестками; 2)
трубы, по которым поступает газ; 3) скульптурное изображение человека; 4) если ребенку во всём потворствуют, значит, его …; 5) тысяча метров; 6) деловая, официальная бумага; 7) стол, стоящий на кухне; наука о звуках речи.
Ведение словаря личных ошибок; наблюдение над чужими ошибками – составление рейтинга ошибок.
Орфоэпическая разминка. Закончите стихотворения:
Не ждали мы особой прибыли, Вертелась Юлька, как юла,
Но за наградой все же … И с опозданьем …
Иван Петров, как занят ни был, Дела советуем забыть
А посмотреть на Сочи … И вместе с ним сюда …
Слайд 12Проектное задание № 3. «Обучающий орфоэпический словарь».
Цель проекта: создать школьный
орфоэпический словарь нового типа.
Приём третий. Подбор рифм. Игра
в буриме
ЦемЕнт –– эксперимент, патент, студент, президент, пациент, агент, инструмент, фрагмент, комплимент и др.
Включайся в наш эксперимент,
Готовь скорей к нему цемЕнт.
Чтоб с делом справился студЕнт,
Перепроверьте инструмЕнт.
Работа в парах: какая парта подберет больше рифм?
звонИт –– алфавит, паразит, аппетит, _________________________
___________________________________________________________
Слайд 13Проектное задание № 3. «Наследники Леонтия Магницкого»
Цель проекта:
подготовить и провести конкурс на лучшее стихотворное изложение правила, закона,
теоремы, истории открытия, определения понятия в области тех дисциплин, которые изучаются в седьмом классе.
Слайд 14
____________________________ квартал
___________________________ не достал
_____________________________ вручит
__________________________ дефицит
___________________________ гримаса
___________________________ из атласа
___________________________
рикошетом
_____________________________ при этом
Слайд 15 Задание 50. Мини-проект. Воспользуйтесь опытом, полученным во
время подготовки тренинга «Проба пера», и составьте словарик «Запоминалки» с
наречиями, в которых обычно допускают орфоэпические ошибки. Можете дополнить предложенный ниже список не вошедшими в него словами.
Создайте «запоминалки» в виде стишков или подбора рифм. Запишите один-два собственных примера, обсудите их с товарищами, продумайте вариант оформления словарика (книжка, открытки, афишки, слайды или др.).
Слайд 16Лексические нормы
(употребление слова в соответствии с точным лексическим значением
и требованием лексической сочетаемости)
Задание 5
Слайд 17С. 24 – 43.
– Словарик паронимов (см. также на
сайте ФИПИ);
– Упражнения разного типа на предупреждение смешения паронимов.
41 упражнение + проверочная работа-практикум
Образец рассуждения. …Ошибки в употреблении слов-паронимов связаны прежде всего с тем, что эти слова обладают определённым сходством в звучании, морфемном строении (у них один и тот же корень), грамматических признаках (это слова одной части речи)…
Задание 8. С. 29.
2. Внимательно прочитайте значения паронимов.
Царский — относящийся к монарху и монархии; роскошный, богатый. Царская Россия.
Царственный — свойственный царю; величавый, горделивый. Царственный вид. Царствующий — управляющий страной в качестве монарха; господствующий, широко распространённый. Царствующая династия.
3. Составьте с приведёнными ниже словами словосочетания, используя пароним из данного ряда.
Молчание, престол, режим, ужин, осанка, природа.
Слайд 18Анализ наиболее распространенных лексических ошибок
Смешение
паронимов
их шалость не осталась безнаказанной
– о диверсии; полицаи не стали с ним любезничать и
выпустили несколько очередей
Употребление слов без учета их семантики
Избыточные словесные выражения
Нарушение лексической сочетаемости
героиня была психологически больна;
немного оступиться от собственной совести
маленькая мелочь; героизм наших героев; эмоциональные чувства; на перепутье жизненного пути; в рассказе рассказывается
совершить измену; заполучить уважение; играл огромное значение; сражались ценой своих жизней
Слайд 19 Задание 16. Соберите материал о паронимах, оформите его
в виде параграфа учебника. Используйте для работы предложенные ниже материалы.
Слайд 20Грамматические нормы русского языка. Отражение грамматических норм в заданиях ЕГЭ
и приёмы работы над ними
Выдержка из спецификации КИМ
Морфологические нормы (образование форм слова).
Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления.
Слайд 21ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ 7
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями,
в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите
соответствующую позицию из второго столбца
Слайд 22Образец рассуждения.
Задание правильней начать выполнять с
анализа примеров, приведённых во втором столбце таблицы. Очень важно установить
правильность/неправильность построения предложения, а затем соотнести ошибку, допущенную в предложении, с одним из типов грамматических ошибок из первого столбца.
В предложении И. С. Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию — «испытанию любовью» — и этим раскрыл истинную сущность своего героя допущена ошибка: глаголы «подвергает» и «раскрыл» являются глаголами разного вида и времени, что недопустимо в одном предложении. Следовательно, в предложении нарушена видовременная соотнесённость глагольных форм. Д — 1.
Описание содержания задания…
Задание 6. С. 44 – 56. Число заданий: 27 + проверочная работа.
Задание 7. С. 59 – 70. Число заданий: 20 + проверочная работа-практикум
Слайд 23Анализ наиболее распространенных грамматических ошибок + самоанализ
Ошибки при управлении и
согласовании
взаимоотношения может быть сложным и тяжелым; действия героя определяет судьбу
переправа
русскими войсками; через боль и страдания полз; в своем произведении «Царь-рыбе»; обеспечила ему хорошее мнение от остальных людей; побудило народ на этот поступок; считает за свою семью
Л. Н. Толстовым показана; повесть Василь Быкова; история любви Павла Алехина и замужней Анной Луганович; сколько время прошло; оставил двоих дочерей; после гибелей многих героев
Формообразование имен
Грамматическая координация подлежащего и сказуемого
Слайд 24Наиболее частые грамматико-морфологические ошибки
Нарушения в употреблении имен существительных:
неправильное образование множественного
числа имен существительных (закупить компьютера — компьютеры);
неверное образование падежных форм
(пара носок – носков);
нарушение норм склонения фамилий (говорил с Павлом Глоба – Глобой);
неверное определение рода несклоняемого существительного (видел смешную шимпанзе – смешного шимпанзе)
Ошибки при образовании степеней сравнения прилагательных и наречий (более лучше – лучше; более хорошо).
Ошибки в склонении и употреблении имен числительных (свыше пятьсот грамм – пятисот граммов).
Слайд 25Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
Неправильное построение предложения с деепричастным
оборотом.
Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.
Ошибка в построении предложения
с однородными членами.
Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.
Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм.
Ошибка в построении сложного предложения.
Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.
Нарушение в построении предложения с косвенной речью.
Слайд 26Находим в предложении грамматическую основу.
В двусоставном предложении определяем, кем (чем)
совершается действие, выраженное деепричастием.
Если оба действия совершаются одним лицом (предметом),
деепричастный оборот может быть употреблен (+).
Если предложение односоставное безличное, определяем, подразумевается ли деятель при сказуемом, выраженном по следующей модели: МОЖНО + ИНФИНИТИВ
Если подразумевается, деепричастный оборот может быть употреблен (+).
Алгоритм
Построение предложения с деепричастным оборотом
Слайд 27«Включение» имен числительных в изучаемые темы
Слайд 28Карточка 4. Строительная компания «Жалюзи» планировала сдать в эксплуатацию в
2008 году около 690 объектов. Техническая документация 257 объектов была
подготовлена в срок, и ввод в строй этих объектов произошёл к началу четвертого квартала 2007 года. С 246 объектами возникли трудности, и сторонние организации предъявили строительной компании «Жалюзи» счет на сумму около 840 млн рублей.
Слайд 29 Проектно-исследовательское задание № 7. «Грамматические пороги имени
существительного».
Задание 67. Рассмотрите таблицу, в которой отражено нормативное формообразование.
Подготовьте с данными в таблице словами задания-шутки, задания на исправление ошибок, на выбор правильного варианта.
Слайд 30Задание 75. Попробуйте образовать форму родительного падежа множественного числа от
данных ниже слов. Если у вас это не получится, воспользуйтесь
приведёнными справками из грамматических словарей. Используйте эти сведения при подготовке заданий для олимпиады.
Мечта –– _________________________________________________
Башка –– _________________________________________________
Мольба –– ________________________________________________
Тахта –– _________________________________________________
Дно –– ____________________________________________________
Слайд 31Благодарю за внимание!
marbondina@mail.ru