ПН | ВТ | СР | ЧТ | ПТ | СБ | ВС |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Календарь документов работает только для информации об избранных документах. Для системного поиска перейдите в раздел «Поиск по всем документам».
Подписка
- Ежедневная
- Еженедельная
На указанный Вами адрес электронной почты будет выслано письмо с подтверждением данной услуги и подробными инструкциями по дальнейшим действиям.
На указанный Вами адрес электронной почты будет выслано письмо с подтверждением данной услуги и подробными инструкциями по дальнейшим действиям.
Версия для слабовидящих
Главная
Нормативно-правовые акты
Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года
Опубликовано: 14/06/2016
2 июня 2016 года председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев утвердил Стратегию развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года. Стратегия – межотраслевой документ стратегического планирования в сфере развития МСП. Она является основой для разработки и актуализации государственных программ РФ, государственных программ субъектов Федерации, муниципальных программ, а также плановых и программно-целевых документов, направленных на развитие МСП.
Документ разработан в соответствии с 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
Цель Стратегии — развитие сферы малого и среднего предпринимательства как одного из факторов инновационного развития страны и улучшения отраслевой структуры экономики. Она направлена на создание конкурентоспособной, гибкой и адаптивной экономики, которая обеспечивает высокий уровень индивидуализации товаров и услуг, высокую скорость технологического обновления и стабильную занятость.
Приоритетные направления документа:
• интеграция функций поддержки МСП;
• стимулирование спроса на продукцию МСП, в том числе на основе расширения доступа таких предприятий к закупкам товаров, работ, услуг организациями государственного сектора экономики;
• создание условий для повышения производительности труда на МСП;
• обеспечение доступности финансовых ресурсов для МСП;
• совершенствование политики в области налогообложения и неналоговых платежей;
• повышение качества государственного регулирования в сфере МСП;
• стимулирование развития предпринимательской деятельности на отдельных территориях.
Реализация Стратегии к 2030 году позволит увеличить долю малых и средних предприятий в валовом внутреннем продукте в два раза (с 20 до 40%), оборот малых и средних предприятий — в 2,5 раза, производительность труда в этом секторе — в два раза, долю обрабатывающей промышленности в обороте сектора малого и среднего предпринимательства (без учёта индивидуальных предпринимателей) — до 20% и долю количества занятых в этой сфере в общей численности занятого населения — до 35%.
Принятое решение направлено на обеспечение координации действий органов власти всех уровней, представителей предпринимательского сообщества и организаций, образующих инфраструктуру поддержки, в сфере развития малого и среднего предпринимательства.
Читать текст (PDF, 695 Кб):
Нажмите на картинку ↓
Опубликована стратегия развития малого и среднего предпринимательства
Распоряжение Правительства РФ №1083-р от 02.06.2016
Правительство РФ распоряжением от 02.06.2016 № 1083-р утвердило стратегию развития малого и среднего предпринимательства в России на период до 2030 года (далее – Стратегия). Она направлена на решение проблем малых и средних предприятий.
Проблемы малых и средних предприятий
Во-первых, происходит ущемление их интересов отдельными мерами государственной политики в социально-экономической сфере из-за:
-
отмены льготы по налогу на имущество организаций для плательщиков специальных налоговых режимов;
-
введения торгового сбора;
-
произвольных изменений схем размещения нестационарных торговых объектов в отдельных субъектах РФ.
Во-вторых, система административно-правового регулирования остается недружественной по отношению к небольшим предприятиям и не учитывает специфику ведения предпринимательской деятельности в рамках малых форм хозяйствования.
Правительство РФ признает, что недостаточное внимание к специфике деятельности малого и среднего бизнеса при разработке и реализации законодательных решений снижает уровень доверия предпринимателей к государству, создает дополнительные стимулы к уходу бизнеса в теневой сектор экономики, нивелирует положительные эффекты от реализации мер государственной поддержки. В связи с этим и принята Стратегия — долгосрочная позитивная программа деятельности в сфере развития малого и среднего предпринимательства.
Содержание Стратегии
Стратегия предполагает:
-
интеграцию функций поддержки малого и среднего предпринимательства;
-
стимулирование спроса на продукцию малых и средних предприятий;
-
создание условий для повышения производительности труда на малых и средних предприятиях;
-
обеспечение доступности финансовых ресурсов для малых и средних предприятий;
-
совершенствование политики в области налогообложения и неналоговых платежей;
-
повышение качества государственного регулирования в сфере малого и среднего предпринимательства;
-
стимулирование развития предпринимательской деятельности на отдельных территориях;
-
укрепление кадрового и предпринимательского потенциала.
Реализация Стратегии основывается на пяти принципах.
Первый принцип — малый бизнес прежде всего. При проектировании и реализации государственных решений в первую очередь должны учитываться интересы представителей малых и средних предприятий.
Второй принцип — работать легально выгодно. Государство продемонстрирует все плюсы ведения предпринимательской деятельности в правовом поле.
Третий принцип — содействовать ускоренному развитию. Предусматривается оказание приоритетной поддержки малым и средним предприятиям, которые обладают потенциалом для роста и стремятся расти дальше.
Четвертый принцип — создавать условия для развития малых и средних предприятий выгодно. Предусматривается формирование системы стимулов для вовлечения органов государственной власти и органов местного самоуправления в деятельность по развитию малого и среднего предпринимательства.
Пятый принцип — обеспечить гарантированные и стабильные правила игры. Государство будет добиваться предсказуемости и прозрачности фискальных и регулирующих условий, позволяющих формулировать планы по развитию бизнеса на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
Корпорация по развитию предпринимательства
В 2015 году создан государственный институт развития малого и среднего предпринимательства — акционерное общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (далее — Корпорация). Задача Корпорации — вывод на новый качественный уровень мер и инструментов поддержки малых и средних предприятий. Она выступит системным интегратором мер поддержки малого и среднего предпринимательства.
В частности, Корпорация решит следующие задачи:
-
оказание финансовой, инфраструктурной, имущественной, юридической, методологической и иной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;
-
привлечение денежных средств российских, иностранных и международных организаций в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
-
организация системы информационного, маркетингового, финансового и юридического сопровождения инвестиционных проектов, реализуемых субъектами малого и среднего предпринимательства;
-
организация мероприятий, направленных на увеличение доли закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у субъектов малого и среднего предпринимательства;
-
обеспечение совершенствования мер поддержки малого и среднего предпринимательства.
Планируемые действия госорганов
Продолжится работа по дальнейшему упрощению правил ведения бухгалтерского учета на малых и средних предприятиях.
Предусматривается внедрение в субъектах РФ стандарта развития конкуренции в целях снятие административных барьеров, препятствующих занятию рыночных ниш на региональных и муниципальных рынках.
Госзакупки
Планируется расширение доступа малых и средних предприятий к закупкам товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд. Для этого будет:
-
повышена прозрачность закупок,
-
сокращены издержки потенциальных поставщиков в связи с участием в закупках,
-
увеличена обязательной квоты на закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства;
-
создан реестр надежных поставщиков из числа субъектов малого и среднего предпринимательства, производственные мощности и профессиональные компетенции которых позволят обеспечить исполнение договоров, заключаемых с заказчиками;
-
разработаны и реализованы программы партнерства между заказчиками и малыми и средними предприятиями.
Стимулирование спроса
В целях стимулирования спроса на продукцию малых и средних предприятий предусматривается:
-
реализация проекта «Сделано в России», в том числе создание условий для предоставления маркировки товаров российского производства для субъектов малого и среднего предпринимательства знаком «Сделано в России»;
-
развитие систем добровольной сертификации, региональных, выставочных и отраслевых знаков качества, института наименования мест происхождения товара.
Экспорт
Экспортер — субъект малого и среднего предпринимательства, обратившись в акционерное общество «Российский экспортный центр», сможет получить поддержку своих проектов в области внешнеэкономической деятельности всех элементов государственной системы поддержки экспорта — от финансовых институтов, профильных министерств и ведомств, государственных служб до торговых представительств РФ в иностранных государствах. Центры координации поддержки экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства в субъектах РФ помогут в подготовке к выходу на рынки иностранных государств.
Для улучшения условий кредитования малых и средних предприятий коммерческими банками планируется:
-
реализация механизмов электронного документооборота при кредитовании;
-
расширение программ кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства.
Налоговая политика
Будет выработана эффективная налоговая политика, главными стратегическими ориентирами которой станут:
-
стабильность и предсказуемость;
-
ориентация на реальные потребности субъектов малого и среднего предпринимательства;
-
сбалансированность фискального и стимулирующего действия налогов;
-
активное вовлечение бизнеса в процесс обсуждения налоговых инициатив.
Фактический мораторий на увеличение налоговой нагрузки в ближайшие 3 года должен обеспечить стабильность налоговой системы и развитие инвестиционной активности в сфере малого и среднего предпринимательства.
Для граждан, осуществляющих приносящую доход деятельность и не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, будет предусмотрена возможность добровольного уведомления об осуществлении такой деятельности с освобождением их на 3 года от уплаты налогов и обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды. Эти граждане при наличии соответствующего уведомления будут освобождены от ответственности за ведение незаконной предпринимательской деятельности.
Также планируется постепенно перейти к использованию программного обеспечения, позволяющего передавать данные в электронной форме. При этом роста издержек бизнеса не произойдет. Для предпринимателей, переходящих на применение ККТ нового образца, будут предусмотрены налоговые вычеты.
Налоговые проверки
Планируется снижение административной нагрузки на малые и средние предприятия при осуществлении контрольно-надзорной деятельности путем:
-
формирования и ведения единого реестра проверок;
-
обеспечения трехлетнего моратория на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства;
-
введения запрета требовать при проведении проверки предоставления документов, которые могут быть получены контрольно-надзорными органами от других органов власти в рамках межведомственного информационного взаимодействия.
Выкуп государственного имущества
Субъектам малого и среднего предпринимательства до 01.07.2018 предоставлена возможность преимущественного права выкупа арендуемого ими имущества, находящегося в государственной либо в муниципальной собственности. По истечении указанного срока в законодательстве РФ будут определены основные принципы участия субъектов малого и среднего предпринимательства в процедурах приватизации на регулярной основе.
Раздел 1. Общие положения
Комментарий:
Описываются основания для разработки стратегии, место стратегии в системе стратегического планирования и направления применения стратегии при принятии государственных решений в сфере развития малого и среднего предпринимательства, принципы государственной политики в сфере малого и среднего предпринимательства:
— работать легально – выгодно;
— переход от тотальных запретов к аккуратному регулированию;
— принцип «сначала подумай о малом» при принятии государственных решений;
— выделение целевых групп и повышение адресности мер поддержки;
— поддержка тех предпринимателей, кто хочет и может развиваться;
— усиление координации и формирование единой системы поддержки малого и среднего предпринимательства на базе корпорации развития;
Раздел 2. Анализ текущего состояния и проблем, препятствующих развитию малого и среднего предпринимательства
Комментарий:
В разделе рассматриваются:
— ключевые макроэкономические факторы, влияющие на уровень развития малого и среднего предпринимательства;
— место малого и среднего предпринимательства в экономике России;
— вызовы для развития малых и средних предприятий на краткосрочный
(2018 год) и долгосрочный (до 2030 год) периоды;
— оценки предпринимательского потенциала населения и факторов развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на основе российских и зарубежных исследований;
— динамика основных показателей развития малого и среднего предпринимательства (в разрезе субъектов Российской Федерации и в разрезе ОКВЭД на основе данных статистической и налоговой отчетности);
— ключевые проблемы, препятствующие развитию малого и среднего предпринимательства:
· ограниченный доступ к финансам для развития бизнеса;
· проблемы в нахождении рынков сбыта продукции;
· недостаточные кооперационные связи;
· низкий уровень технологического развития;
· фискальная нагрузка и непредсказуемость налоговой политики;
· издержки, связанные с государственным регулированием;
· ограниченный доступ к технологической инфраструктуре;
· недостаток кадров;
· недостаточный уровень координации мер государственной политики в сфере развития малого и среднего предпринимательства;
Ожидаемые выводы:
— Малый и средний бизнес «состоялся как явление»: 95% коммерческих компаний в Российской Федерации являются субъектами малого или среднего предпринимательства;
— Малый бизнес в России – это микробизнес. Существует тенденция к уходу в тень и снижению размера компаний;
— Роль малых предприятий заключается в создании комфортной среды для граждан, обеспечении занятости. Средние предприятия обеспечивают экономическое развитие;
— Сохраняется высокая дифференциация регионов по уровню развития малого и среднего предпринимательства, необходим учет региональной специфики;
— Проведение эффективной государственной политики требует выделения целевых групп:
· микро-, малые и средние предприятия (включая «газели») играют разные роли в экономике и требуют разного подхода;
· выделяется массовый малый и средний бизнес, который обеспечивает комфортную среду для граждан и занятость, и высокотехнологичные (производственные, экспортно ориентированные) компании (в первую очередь средний бизнес), которые должны играть ключевую роль в импортозамещении и диверсификации экономики;
· необходимо учитывать стадию жизненного цикла компании (стартапы и уже существующие компании).
Раздел 3. Цели и задачи государственной политики в сфере развития малого и среднего предпринимательства. Этапы реализации стратегии
Описываются цели и задачи на краткосрочный и долгосрочный период для каждой из выделенных целевых групп.
Главная цель – развитие малого и среднего бизнеса в целях обеспечения устойчивого развития экономики, улучшения ее структуры и роста среднего класса (для обсуждения на первом заседании Рабочей группы по разработке стратегии при Минэкономразвития России).
Индикаторы цели:
— диверсификация экономики;
— рост числа рабочих мест (в формальном секторе) за счет развития малого и среднего предпринимательства,
— стимулирование развития среднего класса.
Достижение цели будет обеспечено за счет целенаправленной поддержки двух ключевых секторов малого и среднего бизнеса: массового и высокотехнологичного.
Ключевые индикаторы для целевой группы «массовый малый и средний бизнес»:
1) увеличение числа занятых в сфере малого и среднего предпринимательства (занятых в формальном секторе) до 40 млн человек;
2) увеличение налоговых поступлений, в том числе за счет легализации теневого сектора.
Это направление будет способствовать росту доли среднего класса, увеличению занятости и др.
Ключевые индикаторы для целевой группы «высокотехнологичный малый и средний бизнес»:
— стимулирование инновационной активности;
— импортозамещение;
— развитие несырьевого экспорта.
Это направление будет способствовать росту производительности труда, диверсификации экономики, технологическому развитию отраслей промышленности.
Данные 2 сектора – массовое и высокотехнологичное малое и среднее предпринимательство – необходимо различать, так как они отвечают за решение разных задач и разнонаправлено влияют на достижение целевых показателей. Например, рост производительности труда и рост числа занятых в секторе МСБ – это две разные задачи.
Выделяются 3 этапа реализации стратегии (на обсуждение):
— 2015-2018 гг.;
— 2018-2025 гг.;
— 2025-2030 гг.;
С учетом поставленной цели и выявленных в рамках раздела 2 проблем выделяются следующие задачи стратегии в отношении развития малого и среднего предпринимательства:
Задача 1. Улучшение доступности финансирования
Задача 2. Формирование рыночных ниш для бизнеса
Задача 3. Развитие кооперации
Задача 4. Стимулирование технологического развития
Задача 5.Обеспечение предсказуемости налоговой политики и политики в сфере социального страхования
Задача 6. Обеспечение ответственного государственного регулирования
Задача 7. Повышение эффективности инфраструктуры поддержки
Задача 8. Укрепление кадрового потенциала малых и средних предприятий
Задача 9. Пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности
Задача 10. Развитие предпринимательской деятельности на конкретных территориях
Задача 11. Совершенствование системы поддержки
Раздел 4. Меры и инструменты государственной политики в сфере развития малого и среднего предпринимательства
Предлагается выделить соответствующие задачам стратегии подразделы, в рамках которых рассматриваются инструменты и решения, ориентированные на развитие «массового малого и среднего бизнеса» и «высокотехнологичного малого и среднего бизнеса», а также учитывающие различные категории предприятий (микро-, малые и средние):
Базовый подход к структуре описания подраздела:
Общие инструменты для всех секторов
(…)
Инструменты для поддержки массового малого и среднего бизнеса (в том числе в отдельных отраслях)
(…)
Инструменты для поддержки высокотехнологичного малого и среднего бизнеса (в том числе в отдельных отраслях)
(…)
Инструменты для поддержки малых и средних предприятий в других отраслях или сферах (самозанятость и др.) (при необходимости)
Доступное финансирование
Доступ к дешевым кредитам. Создание единого центра финансово-кредитной поддержки. Развитие системы проектного финансирования. Развитие лизинга. Формирование национальной гарантийной системы. Развитие микрофинансирования. Роль корпорации развития в обеспечении доступного финансирования (единый центр финансово-кредитной поддержки, разработка стандартов, координация программ финансовой поддержки).
Рыночные ниши для бизнеса
Развитие малого и среднего бизнеса в отдельных сферах (социальное предпринимательство, образование, здравоохранение и пр.). Механизмы формирования рыночных ниш на локальных рынках (через раскрытие информации), создание сбытовых каналов, продвигающих продукцию на новые рынки (в том числе на экспорт). Инфраструктура для сбыта продукции. Роль корпорации развития в формировании рыночных ниш (информационно-маркетинговый блок).
Развитая кооперация
Встраивание малого и среднего бизнеса в цепочки поставщиков (через механизмы доступа к закупкам). Развитие системы кооперации в рамках территориально-отраслевых комплексов (кластеров). Развитие инжиниринговых центров. Роль корпорации развития в формировании системы кооперации компаний (выстраивание системы контроля за выполнением требований по размещении заказов на малых и средних предприятиях).
Технологическое развитие и импортозамещение
Трансфер технологий. Специальные программы финансирования и обучения. Инновации. Диверсификация экономики. Поддержка импортозамещения.
Предсказуемая фискальная политика
Мораторий на рост фискальной нагрузки. Снижение налоговой нагрузки на этапе начала бизнеса. Налоговое стимулирование малого и среднего предпринимательства через специальные налоговые режимы. Направления совершенствования системы уплаты страховых взносов малыми и средними предприятиями. Ревизия неналоговых платежей.
Ответственное государственное регулирование
Риск-ориентированный подход при осуществлении контрольно-надзорной деятельности, смягчение обязательных требований (в том числе в рамках процедур лицензирования и сертификации). Реализация принципа «сначала подумай о малом» при принятии государственных решений (в том числе в рамках проведения процедур ОРВ). Обеспечение доступа к инженерно-технологическим сетям и реализация гибкой тарифной политики. Снижение административного давления на малый бизнес. Развитие системы защиты прав предпринимателей.
Эффективная инфраструктура поддержки
Развитие инфраструктуры для ведения бизнеса разными целевыми группами (МФЦ, бизнес-инкубаторы, центры развития предпринимательства и пр.). Имущественная поддержка малого и среднего предпринимательства. Роль корпорации развития в формировании инфраструктуры поддержки (разработка единых стандартов, координация).
Квалифицированные кадры
Механизмы выращивания и привлечения квалифицированных кадров на малые и средние предприятия. Повышение финансовой грамотности начинающих и действующих предпринимателей. Развитие образовательных курсов, стимулирующих развитие высокотехнологичного предпринимательства. Стимулирование выпускников зарубежных технических вузов к созданию предприятий в России. Дуальное образование в интересах малых и средних предприятий.
Раскрытие предпринимательского потенциала
Популяризация малого и среднего предпринимательства и создания «своего дела». Развитие молодежного предпринимательства. Повышение престижа предпринимательской деятельности. Проведение Года предпринимательства в России (2017 год).
Территориальные связи
Развитие малого и среднего предпринимательства как фактор, обеспечивающий «связанность» экономического пространства на уровне территорий.
Роль регионов и муниципальных образований в развитии малого и среднего предпринимательства.
Поддержка малого и среднего предпринимательства в отдельных социально-значимых регионах (Республика Крым, Северный Кавказ, Дальний Восток, моногорода).
Заинтересованная власть
Механизмы мотивации органов государственной власти и органов местного самоуправления к реализации активной политики в сфере малого и среднего предпринимательства: передача налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства на местный уровень, тиражирование лучших практик, единая система показателей для оценки эффективности руководителей.
Обеспечение открытости системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.
Совершенствование системы учета за деятельностью малых и средних предприятий: формирование реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, изменения в системе статистического учета, организация мониторинга и оценки эффективности государственной поддержки малого и среднего предпринимательства с учетом лучших международных практик.
Механизмы координации мер и программ поддержки малого и среднего предпринимательства.
Раздел 5. Организационное и финансовое обеспечение реализации стратегии
Описываются принципы финансирования и система организации деятельности органов власти и организаций при реализации стратегии, вложения увязываются с целями.
Раздел 6. Ожидаемые результаты от реализации стратегии
Описание количественных и качественных результатов реализации стратегии.
Приложение:
Перечень мероприятий по реализации стратегии на период до 2018 года
Приводится таблица с мероприятиями по заданным в разделе 4 направлениям.
Прогноз развития малого и среднего предпринимательства на краткосрочную (до 2018 года) и долгосрочную (до 2030 года) перспективу
Приводятся целевые показатели развития малого и среднего предпринимательства на перспективу с учетом прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.
Показатели дифференцируются в зависимости от целевых групп: «массовый малый и средний бизнес» (количество, занятость, налоговые поступления) и высокотехнологичный малый и средний бизнес» (добавленная стоимость, размер выручки и пр.).