Стратегия развития малого бизнеса в россии

ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31

Календарь документов работает только для информации об избранных документах. Для системного поиска перейдите в раздел «Поиск по всем документам».

Подписка

  • Ежедневная
  • Еженедельная

На указанный Вами адрес электронной почты будет выслано письмо с подтверждением данной услуги и подробными инструкциями по дальнейшим действиям.

На указанный Вами адрес электронной почты будет выслано письмо с подтверждением данной услуги и подробными инструкциями по дальнейшим действиям.

Версия для слабовидящих


Главная


Нормативно-правовые акты


Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года

Опубликовано: 14/06/2016

2 июня 2016 года председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев утвердил Стратегию развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года. Стратегия – межотраслевой документ стратегического планирования в сфере развития МСП. Она является основой для разработки и актуализации государственных программ РФ, государственных программ субъектов Федерации, муниципальных программ, а также плановых и программно-целевых документов, направленных на развитие МСП.

Документ разработан в соответствии с 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

Цель Стратегии — развитие сферы малого и среднего предпринимательства как одного из факторов инновационного развития страны и улучшения отраслевой структуры экономики. Она направлена на создание конкурентоспособной, гибкой и адаптивной экономики, которая обеспечивает высокий уровень индивидуализации товаров и услуг, высокую скорость технологического обновления и стабильную занятость.

Приоритетные направления документа:

• интеграция функций поддержки МСП;
• стимулирование спроса на продукцию МСП, в том числе на основе расширения доступа таких предприятий к закупкам товаров, работ, услуг организациями государственного сектора экономики;
• создание условий для повышения производительности труда на МСП;
• обеспечение доступности финансовых ресурсов для МСП;
• совершенствование политики в области налогообложения и неналоговых платежей;
• повышение качества государственного регулирования в сфере МСП;
• стимулирование развития предпринимательской деятельности на отдельных территориях.

Реализация Стратегии к 2030 году позволит увеличить долю малых и средних предприятий в валовом внутреннем продукте в два раза (с 20 до 40%), оборот малых и средних предприятий — в 2,5 раза, производительность труда в этом секторе — в два раза, долю обрабатывающей промышленности в обороте сектора малого и среднего предпринимательства (без учёта индивидуальных предпринимателей) — до 20% и долю количества занятых в этой сфере в общей численности занятого населения — до 35%.

Принятое решение направлено на обеспечение координации действий органов власти всех уровней, представителей предпринимательского сообщества и организаций, образующих инфраструктуру поддержки, в сфере развития малого и среднего предпринимательства.

Читать текст (PDF, 695 Кб):

Нажмите на картинку ↓

Опубликована стратегия развития малого и среднего предпринимательства

Распоряжение Правительства РФ №1083-р от 02.06.2016

Правительство РФ распоряжением от 02.06.2016 № 1083-р утвердило стратегию развития малого и среднего предпринимательства в России на период до 2030 года (далее – Стратегия). Она направлена на решение проблем малых и средних предприятий.

Проблемы малых и средних предприятий

Во-первых, происходит ущемление их интересов отдельными мерами государственной политики в социально-экономической сфере из-за:

  • отмены льготы по налогу на имущество организаций для плательщиков специальных налоговых режимов;

  • введения торгового сбора;

  • произвольных изменений схем размещения нестационарных торговых объектов в отдельных субъектах РФ.

Во-вторых, система административно-правового регулирования остается недружественной по отношению к небольшим предприятиям и не учитывает специфику ведения предпринимательской деятельности в рамках малых форм хозяйствования.

Правительство РФ признает, что недостаточное внимание к специфике деятельности малого и среднего бизнеса при разработке и реализации законодательных решений снижает уровень доверия предпринимателей к государству, создает дополнительные стимулы к уходу бизнеса в теневой сектор экономики, нивелирует положительные эффекты от реализации мер государственной поддержки. В связи с этим и принята Стратегия — долгосрочная позитивная программа деятельности в сфере развития малого и среднего предпринимательства.

Содержание Стратегии

Стратегия предполагает:

  • интеграцию функций поддержки малого и среднего предпринимательства;

  • стимулирование спроса на продукцию малых и средних предприятий;

  • создание условий для повышения производительности труда на малых и средних предприятиях;

  • обеспечение доступности финансовых ресурсов для малых и средних предприятий;

  • совершенствование политики в области налогообложения и неналоговых платежей;

  • повышение качества государственного регулирования в сфере малого и среднего предпринимательства;

  • стимулирование развития предпринимательской деятельности на отдельных территориях;

  • укрепление кадрового и предпринимательского потенциала.

Реализация Стратегии основывается на пяти принципах.

Первый принцип — малый бизнес прежде всего. При проектировании и реализации государственных решений в первую очередь должны учитываться интересы представителей малых и средних предприятий.

Второй принцип — работать легально выгодно. Государство продемонстрирует все плюсы ведения предпринимательской деятельности в правовом поле.

Третий принцип — содействовать ускоренному развитию. Предусматривается оказание приоритетной поддержки малым и средним предприятиям, которые обладают потенциалом для роста и стремятся расти дальше.

Четвертый принцип — создавать условия для развития малых и средних предприятий выгодно. Предусматривается формирование системы стимулов для вовлечения органов государственной власти и органов местного самоуправления в деятельность по развитию малого и среднего предпринимательства.

Пятый принцип — обеспечить гарантированные и стабильные правила игры. Государство будет добиваться предсказуемости и прозрачности фискальных и регулирующих условий, позволяющих формулировать планы по развитию бизнеса на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Корпорация по развитию предпринимательства

В 2015 году создан государственный институт развития малого и среднего предпринимательства — акционерное общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (далее — Корпорация). Задача Корпорации — вывод на новый качественный уровень мер и инструментов поддержки малых и средних предприятий. Она выступит системным интегратором мер поддержки малого и среднего предпринимательства.

В частности, Корпорация решит следующие задачи:

  • оказание финансовой, инфраструктурной, имущественной, юридической, методологической и иной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;

  • привлечение денежных средств российских, иностранных и международных организаций в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

  • организация системы информационного, маркетингового, финансового и юридического сопровождения инвестиционных проектов, реализуемых субъектами малого и среднего предпринимательства;

  • организация мероприятий, направленных на увеличение доли закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у субъектов малого и среднего предпринимательства;

  • обеспечение совершенствования мер поддержки малого и среднего предпринимательства.

Планируемые действия госорганов

Продолжится работа по дальнейшему упрощению правил ведения бухгалтерского учета на малых и средних предприятиях.

Предусматривается внедрение в субъектах РФ стандарта развития конкуренции в целях снятие административных барьеров, препятствующих занятию рыночных ниш на региональных и муниципальных рынках.

Госзакупки

Планируется расширение доступа малых и средних предприятий к закупкам товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд. Для этого будет:

  • повышена прозрачность закупок,

  • сокращены издержки потенциальных поставщиков в связи с участием в закупках,

  • увеличена обязательной квоты на закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства;

  • создан реестр надежных поставщиков из числа субъектов малого и среднего предпринимательства, производственные мощности и профессиональные компетенции которых позволят обеспечить исполнение договоров, заключаемых с заказчиками;

  • разработаны и реализованы программы партнерства между заказчиками и малыми и средними предприятиями.

Стимулирование спроса

В целях стимулирования спроса на продукцию малых и средних предприятий предусматривается:

  • реализация проекта «Сделано в России», в том числе создание условий для предоставления маркировки товаров российского производства для субъектов малого и среднего предпринимательства знаком «Сделано в России»;

  • развитие систем добровольной сертификации, региональных, выставочных и отраслевых знаков качества, института наименования мест происхождения товара.

Экспорт

Экспортер — субъект малого и среднего предпринимательства, обратившись в акционерное общество «Российский экспортный центр», сможет получить поддержку своих проектов в области внешнеэкономической деятельности всех элементов государственной системы поддержки экспорта — от финансовых институтов, профильных министерств и ведомств, государственных служб до торговых представительств РФ в иностранных государствах. Центры координации поддержки экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства в субъектах РФ помогут в подготовке к выходу на рынки иностранных государств.

Для улучшения условий кредитования малых и средних предприятий коммерческими банками планируется:

  • реализация механизмов электронного документооборота при кредитовании;

  • расширение программ кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства.

Налоговая политика

Будет выработана эффективная налоговая политика, главными стратегическими ориентирами которой станут:

  • стабильность и предсказуемость;

  • ориентация на реальные потребности субъектов малого и среднего предпринимательства;

  • сбалансированность фискального и стимулирующего действия налогов;

  • активное вовлечение бизнеса в процесс обсуждения налоговых инициатив.

Фактический мораторий на увеличение налоговой нагрузки в ближайшие 3 года должен обеспечить стабильность налоговой системы и развитие инвестиционной активности в сфере малого и среднего предпринимательства.

Для граждан, осуществляющих приносящую доход деятельность и не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, будет предусмотрена возможность добровольного уведомления об осуществлении такой деятельности с освобождением их на 3 года от уплаты налогов и обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды. Эти граждане при наличии соответствующего уведомления будут освобождены от ответственности за ведение незаконной предпринимательской деятельности.

Также планируется постепенно перейти к использованию программного обеспечения, позволяющего передавать данные в электронной форме. При этом роста издержек бизнеса не произойдет. Для предпринимателей, переходящих на применение ККТ нового образца, будут предусмотрены налоговые вычеты.

Налоговые проверки

Планируется снижение административной нагрузки на малые и средние предприятия при осуществлении контрольно-надзорной деятельности путем:

  • формирования и ведения единого реестра проверок;

  • обеспечения трехлетнего моратория на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства;

  • введения запрета требовать при проведении проверки предоставления документов, которые могут быть получены контрольно-надзорными органами от других органов власти в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

Выкуп государственного имущества

Субъектам малого и среднего предпринимательства до 01.07.2018 предоставлена возможность преимущественного права выкупа арендуемого ими имущества, находящегося в государственной либо в муниципальной собственности. По истечении указанного срока в законодательстве РФ будут определены основные принципы участия субъектов малого и среднего предпринимательства в процедурах приватизации на регулярной основе. 

Раздел 1. Общие положения

Комментарий:

Описываются основания для разработки стратегии, место стратегии в системе стратегического планирования и направления применения стратегии при принятии государственных решений в сфере развития малого и среднего предпринимательства, принципы государственной политики в сфере малого и среднего предпринимательства:

— работать легально – выгодно;

— переход от тотальных запретов к аккуратному регулированию;

— принцип «сначала подумай о малом» при принятии государственных решений;

— выделение целевых групп и повышение адресности мер поддержки;

— поддержка тех предпринимателей, кто хочет и может развиваться;

— усиление координации и формирование единой системы поддержки малого и среднего предпринимательства на базе корпорации развития;

Раздел 2. Анализ текущего состояния и проблем, препятствующих развитию малого и среднего предпринимательства

Комментарий:

В разделе рассматриваются:

— ключевые макроэкономические факторы, влияющие на уровень развития малого и среднего предпринимательства;

— место малого и среднего предпринимательства в экономике России;

— вызовы для развития малых и средних предприятий на краткосрочный 
(2018 год) и долгосрочный (до 2030 год) периоды;

— оценки предпринимательского потенциала населения и факторов развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на основе российских и зарубежных исследований;

— динамика основных показателей развития малого и среднего предпринимательства (в разрезе субъектов Российской Федерации и в разрезе ОКВЭД на основе данных статистической и налоговой отчетности);

— ключевые проблемы, препятствующие развитию малого и среднего предпринимательства:

· ограниченный доступ к финансам для развития бизнеса;

· проблемы в нахождении рынков сбыта продукции;

· недостаточные кооперационные связи;

· низкий уровень технологического развития;

· фискальная нагрузка и непредсказуемость налоговой политики;

· издержки, связанные с государственным регулированием;

· ограниченный доступ к технологической инфраструктуре;

· недостаток кадров;

· недостаточный уровень координации мер государственной политики в сфере развития малого и среднего предпринимательства;

Ожидаемые выводы:

— Малый и средний бизнес «состоялся как явление»: 95% коммерческих компаний в Российской Федерации являются субъектами малого или среднего предпринимательства;

— Малый бизнес в России – это микробизнес. Существует тенденция к уходу в тень и снижению размера компаний;

— Роль малых предприятий заключается в создании комфортной среды для граждан, обеспечении занятости. Средние предприятия обеспечивают экономическое развитие;

— Сохраняется высокая дифференциация регионов по уровню развития малого и среднего предпринимательства, необходим учет региональной специфики;

— Проведение эффективной государственной политики требует выделения целевых групп:

· микро-, малые и средние предприятия (включая «газели») играют разные роли в экономике и требуют разного подхода;

· выделяется массовый малый и средний бизнес, который обеспечивает комфортную среду для граждан и занятость, и высокотехнологичные (производственные, экспортно ориентированные) компании (в первую очередь средний бизнес), которые должны играть ключевую роль в импортозамещении и диверсификации экономики;

· необходимо учитывать стадию жизненного цикла компании (стартапы и уже существующие компании).

Раздел 3. Цели и задачи государственной политики в сфере развития малого и среднего предпринимательства. Этапы реализации стратегии

Описываются цели и задачи на краткосрочный и долгосрочный период для каждой из выделенных целевых групп.

Главная цель – развитие малого и среднего бизнеса в целях обеспечения устойчивого развития экономики, улучшения ее структуры и роста среднего класса (для обсуждения на первом заседании Рабочей группы по разработке стратегии при Минэкономразвития России).

Индикаторы цели:

— диверсификация экономики;

— рост числа рабочих мест (в формальном секторе) за счет развития малого и среднего предпринимательства,

— стимулирование развития среднего класса.

Достижение цели будет обеспечено за счет целенаправленной поддержки двух ключевых секторов малого и среднего бизнеса: массового и высокотехнологичного.

Ключевые индикаторы для целевой группы «массовый малый и средний бизнес»:

1) увеличение числа занятых в сфере малого и среднего предпринимательства (занятых в формальном секторе) до 40 млн человек;

2) увеличение налоговых поступлений, в том числе за счет легализации теневого сектора.

Это направление будет способствовать росту доли среднего класса, увеличению занятости и др.

Ключевые индикаторы для целевой группы «высокотехнологичный малый и средний бизнес»:

— стимулирование инновационной активности;

— импортозамещение;

— развитие несырьевого экспорта.

Это направление будет способствовать росту производительности труда, диверсификации экономики, технологическому развитию отраслей промышленности.

Данные 2 сектора – массовое и высокотехнологичное малое и среднее предпринимательство – необходимо различать, так как они отвечают за решение разных задач и разнонаправлено влияют на достижение целевых показателей. Например, рост производительности труда и рост числа занятых в секторе МСБ – это две разные задачи.

Выделяются 3 этапа реализации стратегии (на обсуждение):

— 2015-2018 гг.;

— 2018-2025 гг.;

— 2025-2030 гг.;

С учетом поставленной цели и выявленных в рамках раздела 2 проблем выделяются следующие задачи стратегии в отношении развития малого и среднего предпринимательства:

Задача 1. Улучшение доступности финансирования

Задача 2. Формирование рыночных ниш для бизнеса

Задача 3. Развитие кооперации

Задача 4. Стимулирование технологического развития

Задача 5.Обеспечение предсказуемости налоговой политики и политики в сфере социального страхования

Задача 6. Обеспечение ответственного государственного регулирования

Задача 7. Повышение эффективности инфраструктуры поддержки

Задача 8. Укрепление кадрового потенциала малых и средних предприятий

Задача 9. Пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности

Задача 10. Развитие предпринимательской деятельности на конкретных территориях

Задача 11. Совершенствование системы поддержки

Раздел 4. Меры и инструменты государственной политики в сфере развития малого и среднего предпринимательства

Предлагается выделить соответствующие задачам стратегии подразделы, в рамках которых рассматриваются инструменты и решения, ориентированные на развитие «массового малого и среднего бизнеса» и «высокотехнологичного малого и среднего бизнеса», а также учитывающие различные категории предприятий (микро-, малые и средние):

Базовый подход к структуре описания подраздела:

Общие инструменты для всех секторов

(…)

Инструменты для поддержки массового малого и среднего бизнеса (в том числе в отдельных отраслях)

(…)

Инструменты для поддержки высокотехнологичного малого и среднего бизнеса (в том числе в отдельных отраслях)

(…)

Инструменты для поддержки малых и средних предприятий в других отраслях или сферах (самозанятость и др.) (при необходимости)

Доступное финансирование

Доступ к дешевым кредитам. Создание единого центра финансово-кредитной поддержки. Развитие системы проектного финансирования. Развитие лизинга. Формирование национальной гарантийной системы. Развитие микрофинансирования. Роль корпорации развития в обеспечении доступного финансирования (единый центр финансово-кредитной поддержки, разработка стандартов, координация программ финансовой поддержки).

Рыночные ниши для бизнеса

Развитие малого и среднего бизнеса в отдельных сферах (социальное предпринимательство, образование, здравоохранение и пр.). Механизмы формирования рыночных ниш на локальных рынках (через раскрытие информации), создание сбытовых каналов, продвигающих продукцию на новые рынки (в том числе на экспорт). Инфраструктура для сбыта продукции. Роль корпорации развития в формировании рыночных ниш (информационно-маркетинговый блок).

Развитая кооперация

Встраивание малого и среднего бизнеса в цепочки поставщиков (через механизмы доступа к закупкам). Развитие системы кооперации в рамках территориально-отраслевых комплексов (кластеров). Развитие инжиниринговых центров. Роль корпорации развития в формировании системы кооперации компаний (выстраивание системы контроля за выполнением требований по размещении заказов на малых и средних предприятиях).

Технологическое развитие и импортозамещение

Трансфер технологий. Специальные программы финансирования и обучения. Инновации. Диверсификация экономики. Поддержка импортозамещения.

Предсказуемая фискальная политика

Мораторий на рост фискальной нагрузки. Снижение налоговой нагрузки на этапе начала бизнеса. Налоговое стимулирование малого и среднего предпринимательства через специальные налоговые режимы. Направления совершенствования системы уплаты страховых взносов малыми и средними предприятиями. Ревизия неналоговых платежей.

Ответственное государственное регулирование

Риск-ориентированный подход при осуществлении контрольно-надзорной деятельности, смягчение обязательных требований (в том числе в рамках процедур лицензирования и сертификации). Реализация принципа «сначала подумай о малом» при принятии государственных решений (в том числе в рамках проведения процедур ОРВ). Обеспечение доступа к инженерно-технологическим сетям и реализация гибкой тарифной политики. Снижение административного давления на малый бизнес. Развитие системы защиты прав предпринимателей.

Эффективная инфраструктура поддержки

Развитие инфраструктуры для ведения бизнеса разными целевыми группами (МФЦ, бизнес-инкубаторы, центры развития предпринимательства и пр.). Имущественная поддержка малого и среднего предпринимательства. Роль корпорации развития в формировании инфраструктуры поддержки (разработка единых стандартов, координация).

Квалифицированные кадры

Механизмы выращивания и привлечения квалифицированных кадров на малые и средние предприятия. Повышение финансовой грамотности начинающих и действующих предпринимателей. Развитие образовательных курсов, стимулирующих развитие высокотехнологичного предпринимательства. Стимулирование выпускников зарубежных технических вузов к созданию предприятий в России. Дуальное образование в интересах малых и средних предприятий.

Раскрытие предпринимательского потенциала

Популяризация малого и среднего предпринимательства и создания «своего дела». Развитие молодежного предпринимательства. Повышение престижа предпринимательской деятельности. Проведение Года предпринимательства в России (2017 год).

Территориальные связи

Развитие малого и среднего предпринимательства как фактор, обеспечивающий «связанность» экономического пространства на уровне территорий.

Роль регионов и муниципальных образований в развитии малого и среднего предпринимательства.

Поддержка малого и среднего предпринимательства в отдельных социально-значимых регионах (Республика Крым, Северный Кавказ, Дальний Восток, моногорода).

Заинтересованная власть

Механизмы мотивации органов государственной власти и органов местного самоуправления к реализации активной политики в сфере малого и среднего предпринимательства: передача налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства на местный уровень, тиражирование лучших практик, единая система показателей для оценки эффективности руководителей.

Обеспечение открытости системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.

Совершенствование системы учета за деятельностью малых и средних предприятий: формирование реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, изменения в системе статистического учета, организация мониторинга и оценки эффективности государственной поддержки малого и среднего предпринимательства с учетом лучших международных практик.

Механизмы координации мер и программ поддержки малого и среднего предпринимательства.

Раздел 5. Организационное и финансовое обеспечение реализации стратегии

Описываются принципы финансирования и система организации деятельности органов власти и организаций при реализации стратегии, вложения увязываются с целями.

Раздел 6. Ожидаемые результаты от реализации стратегии

Описание количественных и качественных результатов реализации стратегии.

Приложение:

Перечень мероприятий по реализации стратегии на период до 2018 года

Приводится таблица с мероприятиями по заданным в разделе 4 направлениям.

Прогноз развития малого и среднего предпринимательства на краткосрочную (до 2018 года) и долгосрочную (до 2030 года) перспективу

Приводятся целевые показатели развития малого и среднего предпринимательства на перспективу с учетом прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.

Показатели дифференцируются в зависимости от целевых групп: «массовый малый и средний бизнес» (количество, занятость, налоговые поступления) и высокотехнологичный малый и средний бизнес» (добавленная стоимость, размер выручки и пр.).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Страхование автомобилей это бизнес или нет
  • Страховая бизнес группа отзывы сотрудников
  • Страховая в некрасовке компания некрасовке
  • Страховая группа спасские ворота реквизиты
  • Страховая компания intouch отзывы по осаго