- Главная
- Правовые ресурсы
- Подборки материалов
- Пониженные страховые взносы для управляющих компаний
Пониженные страховые взносы для управляющих компаний
Подборка наиболее важных документов по запросу Пониженные страховые взносы для управляющих компаний (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 427 «Пониженные тарифы страховых взносов» НК РФ
(Юридическая компания «TAXOLOGY»)Налоговый орган пришел к выводу, что налогоплательщик утратил возможность применять пониженные тарифы страховых взносов, ввиду того что его доход превысил установленный законом порог 79 млн. руб. Общество полагало, что его доход не превысил 79 млн руб., поскольку в него не включаются суммы субсидий, полученные обществом как управляющей организацией из местного бюджета на финансовое обеспечение затрат в связи с реализацией мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в многоквартирных домах. Суд согласился с налоговым органом и указал, что в подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ содержится закрытый перечень средств целевого финансирования, которые не учитываются в качестве дохода. Поскольку в указанном перечне для управляющих организаций предусмотрены только средства бюджетов, предназначенные для капитального ремонта многоквартирных домов, суд пришел к выводу, что полученные обществом средства не являются целевым финансированием по смыслу подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ и учитываются в целях определения права налогоплательщика на применение пониженных тарифов.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Об учете управляющей организацией, применяющей УСН, платы за коммунальные услуги, оказанные сторонними организациями, в целях применения пониженных тарифов страховых взносов в 2018 г.
(Письмо Минфина России от 18.02.2020 N 03-15-06/11490)Департамент налоговой и таможенной политики во изменение позиции, направленной ранее письмом от 12.11.2018 N 03-15-06 81080 по вопросу о включении в общий объем доходов в целях применения пониженных тарифов страховых взносов в 2018 году управляющей организацией, основным видом экономической деятельности которой является управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе (ОКВЭД 68.23.1), доходов, полученных от собственников недвижимости в уплату коммунальных услуг, оказанных сторонними организациями, сообщает следующее.
Нормативные акты
Источник фото: https://www.pexels.com/
На фоне массовой истерии по поводу коронавируса, Путин выступил перед народом и пообещал, что будет оказана поддержка малому бизнесу. Описывать свои ощущения от этой помощи не буду, так как они уже описаны тут. В этой достаточно короткой статье я расскажу о снижении страховых взносов до 15% в отношении субъектов малого предпринимательства в вопросах и ответах.
1. Откуда ноги растут.
Если вы откроете сайт Госдумы, то увидите там законопроект, в котором описаны меры поддержки малого бизнеса в виде снижения размера страховых взносов до 15 процентов. Тексты законопроектов достаточно сложно читать, так как там зачастую «надерганы» кусками правки и указано в каком месте что убрать и куда что добавить.
Нас интересует лишь небольшая часть законопроекта, о которой и поговорим.
2. На кого распространяются пониженные тарифы страховых взносов?
В законопроекте прямо прописано, что нормы НК РФ будут распространяться на «плательщиков страховых взносов, признаваемых субъектами малого или среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее по тексту – 209-ФЗ).
Открываем указанный выше закон и смотрим критерии признания плательщика страховых взносов субъектом малого и среднего предпринимательства (далее по тексту -СМП):
Критерии малого предприятия, к котором относится львиная доля УК — среднесписочная численность не более 100 человек и доход не более 800 млн руб. Минимум 51% уставного капитала УК должно принадлежать физлицам или организациям — СМП. Доля организаций, не относящихся к СМП, не должна превышать 49%, доля государства, регионов или НКО — 25% (пп. «а» п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ).
Критерии среднего предприятия (такие управляющие организации встречаются гораздо реже) — среднесписочная численность не более 250 человек и доход не более 2 млрд руб. Ограничения по структуре уставного капитала — те же, что и для малых предприятий.
То есть, если ваша управляющая организация соответствует вышеуказанным критериям, то она с 01 апреля 2020 года может получить «подарок» от государства в виде пониженных страховых взносов.
Обратите внимание: на сайте ФНС по ссылке есть официальный Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, где можно вбить ИНН своей компании и проверить свою компанию.
Если ваша управляющая компания соответствует критериям, но ее нет в реестре ФНС, то вам необходимо в электронном виде сообщить о себе налоговикам по ссылке.
3. А почему забыли про ТСЖ?
Потому, что ТСЖ (ТСН, ЖСК) не могут относиться к субъектам СМП.
Это следует из п. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, в котором указано, что к субъектам СМП относятся «зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 настоящей статьи, хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели».
Как вы видите, ТСЖ, ТСН и прочих в законе нет.
Многие возразят, что их ТСЖ есть в реестре на сайте ФНС, но это, по сути, ошибки налоговиков.
Суды в части отнесения ТСЖ к СМП категоричны:
Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2017 по делу N А43-19322/2016
Согласно статье 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме (домах).
Статья 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» же предусматривает, что к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 настоящей статьи, хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.
Таким образом, Товарищество по определению не относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, на которого распространяются положения статьи 26.1 Федерального закона N 294-ФЗ.
Поэтому представители ТСЖ могут смело материть выступающих по телевизору, так как УК пониженные страховые взносы получили, а вы – НЕТ!!!
4. Какие ставки страховых взносов применимы к СМП с 2021 года?
В законопроекте указано, что для субъектов СМП начиная с 2021 года применяются следующие тарифы страховых взносов:
- на обязательное пенсионное страхование:
в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования — 10,0 процента;
свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования — 10,0 процента;
- на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — 0,0 процента;
- на обязательное медицинское страхование — 5,0 процента.
Обратите внимание, что с 2021 года для субъектов СМП в принципе «отменятся» такое понятие, как предельная величина базы для исчисления страховых взносов, так как при превышении предельной величины ставка страховых взносов не изменяется и составляет совокупно 15%.
5. Какие ставки страховых взносов применимы к СМП в 2020 году?
Вышеописанные поправки в НК РФ вступают в силу с 2021 года, но нам то интересны поблажки государства в 2020 году.
Открываем статьи 5 и 6 законопроекта и там видим, что с 01 апреля 2020 года до конца расчетного периода 2020 года для страхователей, которые признаются СМП, применяются следующие тарифы страховых взносов (свел в таблицу, ибо там черт ногу сломит):
В пределах установленной предельной величины базы |
Сверх предела установленной предельной величины базы |
|||
Выплата в пределах МРОТ |
Выплата превышает МРОТ |
Выплата в пределах МРОТ |
Выплата превышает МРОТ |
|
Взнос на обязательное пенсионное страхование |
Ставка 22% |
Ставка 10% от суммы превышения |
Ставка 10% |
Ставка 10% от МРОТ |
Взнос на обязательное социальное страхование |
Ставка 2,9% |
Ставка 0% от суммы превышения |
Ставка 2,9% |
Ставка 0% от суммы превышения |
Взнос на ОМС |
Ставка 5,1% |
Ставка 5% от суммы превышения |
Ставка 5,1% |
Ставка 5% от суммы превышения |
ИТОГО |
30% |
15% |
18% |
15% |
Как видим, ставки страховых взносов завязаны в первую очередь на величине МРОТ, который на момент написания статьи составлял 12130 рублей.
Таким образом, если зарплата работника 20 000 рублей, то под широко разрекламированную льготу попадет сумма в 7 870 рублей, а не вся сумма, как подумали при выступлении Путина многие.
6. Как государство не выполняет свои же сказанные по зомбоящику обещания…
Вспомните серьезное лицо Путина, когда он говорил про ставку страховых взносов в 15% и про поддержку малого бизнеса. Вспомнили?
А теперь внимательно посмотрите на то, что я написал выше, то увидите, что с 2021 года ставка страховых взносов для управляющих организаций, являющихся СМП будет составлять 15% и не будет привязана к МРОТ.
А в теперь уже кризисном 2020 году государство не удосужилось сделать ставку в 15%, и львиная доля зарплаты так и будет облагаться под 30%.
Поэтому меньше смотрите обращения – все же равно обманут…
Ну а обсудить весь этот позитивчик можно на нашем форуме по ссылке.
Вопрос: О страховых взносах при выплате вознаграждения председателю и членам совета многоквартирного дома, а также дворникам и уборщикам подъездов.
Ответ: Департамент налоговой политики рассмотрел обращение по вопросу об обложении страховыми взносами вознаграждения, выплачиваемого членам совета многоквартирного дома (далее — МКД), в том числе председателю совета МКД, а также дворникам и уборщикам подъездов, и сообщает.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс) плательщиками страховых взносов являются лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в том числе организации.
Положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса определено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса), производимые, в частности, в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
При этом в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 422 Налогового кодекса в базу для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не подлежат включению любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера.
Согласно положениям пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», статьи 10 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и части 1 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Федеральный закон N 255-ФЗ) лица, осуществляющие деятельность по трудовым договорам, являются застрахованными лицами по всем видам социального страхования: по обязательному пенсионному страхованию, обязательному медицинскому страхованию и обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. А лица, выполняющие работы, оказывающие услуги по гражданско-правовым договорам, отнесены к застрахованным лицам по обязательному пенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию и не являются застрахованными лицами по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Частью 1 статьи 161.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — Жилищный кодекс) предусмотрено, что в случае, если в МКД не создано товарищество собственников жилья либо данный дом не управляется жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и при этом в данном доме более чем четыре квартиры, собственники помещений в данном доме на своем общем собрании обязаны избрать совет МКД из числа собственников помещений в данном доме.
Согласно нормам частей 2 и 3 статьи 161 и части 6 статьи 161.1 Жилищного кодекса на общем собрании собственников помещений в МКД выбирается способ управления МКД (в том числе через управляющую организацию), а также из числа членов совета МКД избирается председатель совета МКД.
Исходя из положений части 8.1 статьи 161.1 Жилищного кодекса общее собрание собственников помещений в МКД вправе принять решение о выплате вознаграждения членам совета МКД, в том числе председателю совета МКД, которое должно содержать условия и порядок выплаты указанного вознаграждения, а также порядок определения его размера.
При принятии решения о выплате вознаграждения председателю совета МКД и членам совета МКД собственники исходят из перечня полномочий, относящихся к компетенции указанных лиц, которые установлены частями 5, 7 и 8 статьи 161.1 Жилищного кодекса.
При этом положениями статьи 16 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что в случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают, в частности, в результате избрания на должность.
Учитывая вышеупомянутые положения части 8.1 статьи 161.1 Жилищного кодекса, в договоре управления МКД, заключаемом собственниками помещений в МКД с управляющей организацией, помимо перечня услуг и видов работ, которые осуществляются управляющей организацией, также могут устанавливаться дополнительные обязанности управляющей организации, в том числе и обязанность по начислению и выплате указанного вознаграждения председателю совета МКД и членам совета МКД управляющей организацией за счет денежных средств, поступивших на счет данной организации от собственников помещений в МКД.
Таким образом, если общим собранием собственников дома принято решение о выплате вознаграждения председателю совета МКД и членам совета МКД управляющей организацией за счет денежных средств, поступивших на счет данной организации от собственников жилья, то в данном случае управляющая организация выступает в качестве лица, производящего выплату вознаграждения указанным лицам, и, соответственно, является страхователем, а председатель совета МКД и члены совета МКД — застрахованными лицами в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Следовательно, трудовые отношения у председателя совета МКД и членов совета МКД возникают с собственниками помещений в МКД, а управляющая организация является плательщиком страховых взносов с сумм вознаграждений, производимых ею в пользу указанных застрахованных в системе обязательного социального страхования лиц в рамках трудовых отношений на основании положений подпункта 1 пункта 1 статьи 419 и подпункта 1 пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса, в силу договора управления МКД, в котором собственники помещений в МКД уполномочили управляющую организацию от своего имени производить выплаты и вознаграждения председателю совета МКД и членам совета МКД и, соответственно, начислять на данные выплаты страховые взносы.
При этом отмечаем, что в соответствии со статьей 16 Трудового кодекса трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
Кроме того, считаем, что источником уплаты страховых взносов должны являться денежные средства собственников помещений в МКД и предусматриваться решением общего собрания собственников в расходах, предназначенных для выплаты вышеуказанного вознаграждения.
Что касается оплаты работ (услуг) дворников и уборщиков подъездов, то факт выполнения ими работ (оказания услуг) соответствует признакам договора возмездного оказания услуг, предусмотренным статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, вознаграждения, выплачиваемые в пользу дворников и уборщиков подъездов в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, подлежат обложению страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование и страховыми взносами на обязательное медицинское страхование и не облагаются страховыми взносами на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В связи с этим указанные дворники и уборщики подъездов, не являющиеся застрахованными лицами по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с Федеральным законом N 255-ФЗ, не вправе получать социальное обеспечение по данному виду социального страхования (пособия по временной нетрудоспособности и другие пособия, предусмотренные Федеральным законом N 255-ФЗ).
Кроме того, уплата страховых взносов с выплат указанным лицам в рамках гражданско-правовых договоров производится в порядке, аналогичном вышеупомянутому в части уплаты страховых взносов с выплат председателю совета МКД и членам совета МКД.
Заместитель директора Департамента
В.А.ПРОКАЕВ
В июле Министерство финансов РФ опубликовало письмо № 03-15-06/48555, в котором объяснило, в каком случае страховые взносы и НДФЛ за вознаграждение председателю Совета МКД выплачивают управляющие организации.
Как Совету МКД работать с управляющей организацией и жителями дома
Обложение страховыми взносами вознаграждений председателям Советов МКД
Страховые взносы платят лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. Такими лицами могут быть и организации (пп. 1 п. 1 ст. 419 НК РФ).
Объект обложения страховыми взносами для организаций – выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию, производимые, в частности, в рамках трудовых отношений (пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ).
Если в доме не создано ТСЖ, или им не управляет жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, но в доме более четырёх квартир, собственники помещений на общем собрании должны избрать Совет МКД. Совет МКД избирается из числа собственников помещений в данном доме (ч. 1 ст. 161.1 ЖК РФ).
На общем собрании собственники помещений в МКД выбирают способ управления МКД и из числа членов совета МКД избирают председателя Совета МКД (ч. ч. 2 и 3 ст. 161 и ч. 6 ст. 161.1 ЖК РФ).
Общее собрание собственников также имеет право решить вопрос о выплате вознаграждения председателю и членам Совета МКД. Такое решение должно содержать условия и порядок выплаты вознаграждения, порядок определения его размера (ч. 8.1 ст. 161.1 ЖК РФ).
Чтобы принять решение о выплате вознаграждения председателю Совета МКД, собственники анализируют перечень его полномочий, которые установлены ч. ч. 7 и 8 ст. 161.1 ЖК РФ.
Статья 16 ТК РФ определяет, что в случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными НПА, содержащими нормы трудового права, или уставом организации, трудовые отношения возникают в результате избрания на должность.
Выбор и правовой статус совета МКД
Управляющие организации и вознаграждение председателям Советов МКД
В договоре управления МКД, который заключается между собственниками помещений в МКД и управляющей организацией, помимо перечня услуг и видов работ, которые осуществляет УО, также могут устанавливаться дополнительные обязанности управляющей организации. Например, обязанность по начислению и выплате вознаграждения председателю Совета МКД за счёт денежных средств, поступивших на счёт УО от собственников помещений в МКД.
Подведём промежуточные итоги. Если ОСС приняло решение, что ознаграждение председателю Совета МКД будет выплачивать управляющая организация за счёт денег, поступивших на её счёт от собственников жилья, то в этом случае управляющая организация является страхователем, а председатель совета МКД – застрахованным лицом.
Это значит, что в таком случае управляющая организация выступает плательщиком страховых взносов с суммы вознаграждения, производимого ею в пользу председателя Совета МКД в рамках трудовых отношений. Основание – пп. 1 п. 1 ст. 419 и пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ.
Управляющая организация представляет в налоговый орган по месту своей регистрации расчёт по страховым взносам (п. 7 ст. 431 НК РФ). В этом расчёте УО отражает информацию обо всех физических лицах, страхователем которых она является, в том числе и информацию о председателе Совета МКД.
Минфин РФ обращает внимание, что трудовые отношения между работником и работодателем возникают и на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен (ст. 16 ТК РФ).
Ведомство считает, источником уплаты страховых взносов должны являться денежные средства собственников помещений в МКД и это должно предусматриваться решением ОСС в расходах, предназначенных для выплаты такого вознаграждения.
Уплата НДФЛ с сумм вознаграждений председателям советов МКД
При определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им в денежной и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло (п. 1 ст. 210 НК РФ).
Налоговые агенты – лица, исчисляющие, удерживающие у налогоплательщика и перечисляющие налоги в бюджетную систему России (п. 1 ст. 24 НК РФ). Так, налоговыми агентами признаются российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 ст. 226 НК РФ (п. 1 ст. 226 НК РФ).
Выходит, если собственники на общем собрании приняли решение о том, что вознаграждение председателю совета МКД будет выплачивать управляющая организация за счёт поступивших на её счёт денег от собственников, в таком случае УО выступает в качестве налогового агента.
Если УО налоговый агент, у неё появляется обязанность исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщику, и перечислять суммы налога на доходы физических лиц в бюджетную систему России.
Чем Совет МКД может быть полезен УК
Запомнить
Управляющая организация может быть плательщиком страховых взносов с суммы вознаграждения, производимого ею в пользу председателя Совета МКД в рамках трудовых отношений (пп. 1 п. 1 ст. 419 и пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ).
УО должна представлять в налоговый орган по месту своей регистрации расчёт по страховым взносам (п. 7 ст. 431 НК РФ).
В расчёте УО отражает сведения о всех физических лицах, страхователем которых она является, в том числе и информацию о председателе Совета МКД.
Если ОСС приняло решение о выплате вознаграждения председателю Совета МКД управляющей организацией за счёт денег, поступивших на её счёт, УО выступает в качестве налогового агента.
Налоговый агент должен исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщику, и перечислять суммы налога на доходы физических лиц в бюджетную систему России.
Подпишитесь на рассылку
Еженедельно получайте новости сферы ЖКХ, советы по управлению МКД и заполнению ГИС ЖКХ.
Выберите почту, на которую вам удобно получать рассылку, присоединяйтесь к 75 941 подписчику
Статьи по теме
Вопросы по теме
Полное или частичное копирование материалов разрешено только при указании источника и добавлении прямой ссылки на сайт roskvartal.ru
Содержание страницы
- Разграничение полномочий между ФНС России и государственными внебюджетными фондами при осуществлении полномочий по администрированию страховых взносов
- Особенности постановки на учет плательщиков страховых взносов
- Плательщики страховых взносов
- Объект обложения страховыми взносами
- База для исчисления страховых взносов
- Тарифы страховых взносов
- Порядок исчисления и уплаты страховых взносов
- Представление отчетности
- Проверка корректности СНИЛС
- Размер страховых взносов для индивидуальных предпринимателей
- Размер страховых взносов для физических лиц, осуществляющих профессиональную деятельность, в установленном законодательством Российской Федерации порядке
С 1 января 2017 года все положения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов перенесены в НК РФ. При этом НК РФ дополнен новым разделом XI «Страховые взносы в Российской Федерации» и новой главой 34 «Страховые взносы».
В НК РФ страховые взносы выведены в отдельный обязательный платеж и их понятие, также, как и определение налога и сбора, закреплено в статье 8 НК РФ. Так, под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.
Следует отметить, что положения НК РФ не применяются к отношениям по установлению и взиманию страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, которые регулируются отдельными законами.
Разграничение полномочий между ФНС России и государственными внебюджетными фондами при осуществлении полномочий по администрированию страховых взносов
^К началу страницы
Налоговые органы
- прием расчетов по страховым взносам, начиная с представления расчета по страховым взносам за отчетный период — 1 квартал 2017 года;
- контрольные мероприятия по страховым взносам в соответствии с положениями НК РФ;
- взыскание задолженности по страховым взносам, в том числе возникшей до 1 января 2017 года, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами СФР;
- иные полномочия по администрированию страховых взносов с 1 января 2017 г.
СФР России
Начиная с 01.01.2023 ПФР и ФСС России объединены в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (далее — СФР)
- прием расчетов по страховым взносам за периоды 2010-2016 гг.;
- контрольные мероприятия по страховым взносам за периоды 2010-2016 гг.;
- за органами СФР сохранены функции по проверке расходов по больничным листам и материнству и возмещение сумм превышения понесенных расходов над исчисленными взносами и администрирование страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (в соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации»);
- за органами СФР сохранены функции по ведению персонифицированного учета и администрирования страховых взносов по добровольному пенсионному страхованию (в соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации»).
Особенности постановки на учет плательщиков страховых взносов
^К началу страницы
С 1 января 2017 года все плательщики страховых взносов учитываются налоговыми органами.
При этом процедура постановки на учет (снятия с учета) в налоговых органах организаций и индивидуальных предпринимателей не претерпела значительных изменений. Так, постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, иностранной некоммерческой неправительственной организации по месту осуществления ею деятельности на территории Российской Федерации через отделение, а также индивидуального предпринимателя по месту его жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.
Вместе с тем в силу специфики страховых взносов появились некоторые особенности постановки на учет отдельных категорий плательщиков страховых взносов.
Например, постановка на учет (снятие с учета) в налоговом органе международной организации, признаваемой плательщиком страховых взносов, осуществляется налоговым органом на основании заявления такой международной организации о постановке на учет (снятии с учета) в качестве плательщика страховых взносов.
Постановка на учет (снятие с учета) в налоговом органе арбитражного управляющего, оценщика осуществляется налоговым органом по месту их жительства на основании сведений, сообщаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, оценщиков. Постановка на учет (снятие с учета) в налоговом органе патентного поверенного осуществляется налоговым органом по месту его жительства на основании сведений, сообщаемых Федеральной службой по интеллектуальной собственности.
Постановка на учет (снятие с учета) физического лица в качестве плательщика страховых взносов, в качестве медиатора осуществляется налоговым органом по месту его жительства на основании заявления этого физического лица о постановке на учет (снятии с учета) в качестве плательщика страховых взносов (в качестве медиатора), представляемого в любой налоговый орган по его выбору.
Налоговым кодексом Российской Федерации обязанность по постановке на учет в качестве плательщика страховых взносов на основании заявления не предусмотрена для следующих категорий физических лиц, признаваемых согласно статье 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов:
- физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, которое нанимает работников для своей деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
- адвокат;
- нотариус, занимающийся частной практикой;
- арбитражный управляющий;
- оценщик, занимающийся частной практикой;
- патентный поверенный, занимающийся частной практикой;
Если индивидуальный предприниматель или иное физическое лицо, относящееся к указанным выше категориям, осуществляет выплаты физическим лицам (например, няне, шоферу, садовнику и т.п.) по деятельности, не связанной с деятельностью в качестве индивидуального предпринимателя, или иной профессиональной деятельностью, то индивидуальный предприниматель (физическое лицо иных категорий) в соответствии с пунктом 7.2 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации может подать заявление физического лица о постановке на учет в качестве плательщика страховых взносов в любой налоговый орган по своему выбору.
Согласие налогоплательщика (плательщика страховых взносов) на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, плательщике страховых взносов, за исключением сведений являющихся общедоступными, в том числе ставших таковыми с согласия их обладателя — налогоплательщика (плательщика страховых взносов).
Признать общедоступными можно как все сведения, так и отдельные их виды. Свое согласие на признание сведений общедоступными налогоплательщик предоставляет по личной инициативе.
Плательщики страховых взносов
^К началу страницы
Пунктом 3.4 статьи 23 НК РФ отдельно выделены обязанности плательщиков страховых взносов, к которым относятся:
- уплата страховых взносов, установленных НК РФ;
- ведение учета объектов обложения страховыми взносами, сумм исчисленных страховых взносов по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты и иные вознаграждения;
- представление в налоговый орган по месту учета расчетов по страховым взносам;
- представление в налоговые органы документов, необходимых для исчисления и уплаты страховых взносов;
- представление в налоговые органы в случаях и порядке, которые предусмотрены НК РФ, сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета;
- обеспечение в течение шести лет сохранности документов, необходимых для исчисления и уплаты страховых взносов;
- сообщение в налоговый орган по месту нахождения российской организации — плательщика страховых взносов о наделении обособленного подразделения полномочиями по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц в течение одного месяца со дня наделения его соответствующими полномочиями;
- иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В статье 419 НК РФ закреплены две категории плательщиков страховых взносов:
- плательщики, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:
- организации
- индивидуальные предприниматели
- физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями
- плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, а именно индивидуальные предприниматели подробнее, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой подробнее.
Объект обложения страховыми взносами
^К началу страницы
В соответствии со статьей 420 НК РФ для плательщиков – организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты и вознаграждения в пользу физических лиц, объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам и т.п.):
- в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг;
- по договорам авторского заказа в пользу авторов произведений;
- по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями.
Для плательщиков физических лиц, производящих выплаты и вознаграждения в пользу физических лиц, объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым договорам (контрактам) и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг в пользу физических лиц (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателя, адвокатам, нотариусам и т.п.).
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 Кодекса.
База для исчисления страховых взносов
^К началу страницы
База для исчисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, являющихся объектом обложения, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами (например, пособия, компенсации, материальная помощь и др.).
Полный список сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, изложен в статье 422 Кодекса.
При этом база для начисления страховых взносов определяется отдельно в отношении каждого физического лица по истечении каждого календарного месяца с начала расчетного периода нарастающим итогом.
База для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и база для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством имеет предельную величину, после которой страховые взносы не взимаются.
Исключение составляют страховые взносы, уплачиваемые основной категорией плательщиков при применении общеустановленного тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. В этом случае страховыми взносами также облагаются выплаты сверх установленной предельной величины базы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 10 % сверх указанной величины. Предельная величина базы для исчисления страховых взносов ежегодно индексируется и устанавливается Правительством Российской Федерации.
Начиная с 2023 года единая предельная величина базы для исчисления страховых взносов – 1 917 000 руб. (постановление правительства российской федерации от 25.11.2022 № 2143)
До 2023 года предельная величина базы для исчисления страховых взносов составляла:
Период |
Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством (ОСС) |
Обязательное пенсионное страхование (ОПС) |
Постановление Правительства Российской Федерации |
2022 год |
1 032 000 |
1 565 000 |
от 16.11.2021 № 1951 |
2021 год |
966 000 |
1 465 000 |
от 26.11.2020 № 1935 |
2020 год |
912 000 |
1 292 000 |
от 06.11.2019 № 1407 |
2019 год |
865 000 |
1 150 000 |
от 28.11.2018 № 1426 |
2018 год |
815 000 |
1 021 000 |
от 15.11.2017 № 1378 |
2017 год |
755 000 |
876 000 |
от 29.11.2016 № 1255 |
Тарифы страховых взносов
^К началу страницы
Для основной категории плательщиков страховых взносов установлен тариф страховых взносов в размере 30 % (22 % — на обязательное пенсионное страхование в пределах установленной величины базы для исчисления страховых взносов, 2,9 % — на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах взносооблагаемой базы и 5,1 % на обязательное медицинское страхование). Кроме того, сверх вышеупомянутой величины базы для исчисления страховых взносов уплачиваются страховые взносы в ПФР исходя из тарифа 10 %.
Для основной категории плательщиков страховых взносов до 31.12.2022 были установлены следующие тарифы страховых взносов.
Тарифы |
Обязательное пенсионное страхование (ОПС) |
Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством (ОСС) |
Обязательное медицинское страхование (ОМС) |
С выплат в пределах установленной предельной величины базы для начисления взносов |
22% |
2,9%, 1,8% — с выплат временно пребывающим на территории РФ иностранцам и лицам без гражданства (кроме высококвалифицированных специалистов) |
5,1% |
С выплат сверх установленной предельной величины базы для начисления взносов |
10% |
X |
Начиная с 2023 года установлен единый тариф страховых взносов:
- в пределах установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов — 30 процентов;
- свыше установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов — 15,1 процента.
С выплат в пользу застрахованных лиц, которые заняты на отдельных видах работ, страхователи также должны уплачивать взносы на обязательное пенсионное страхование по дополнительным тарифам.
Для отдельных категорий плательщиков предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов.
Порядок и условия применения пониженных тарифов страховых взносов установлены статьей 427 Кодекса.
Что касается дополнительных тарифов страховых взносов, то в отношении выплат в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в пункте 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ), установлен дополнительный тариф страховых взносов на ОПС в размере 9 % (на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах).
В отношении выплат в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в пунктах 2 — 18 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ, (например, занятых на работах с тяжелыми условиями труда, на подземных и открытых горных работах по добыче угля, сланца и других полезных ископаемых, на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью в текстильной промышленности и др.), установлен дополнительный тариф страховых взносов на ОПС в размере 6%.
Однако в случае, если у плательщика-работодателя проведена специальная оценка условий труда и рабочие места по результатам такой специальной оценки признаны вредными и (или) опасными, то взамен вышеуказанных тарифов плательщики в зависимости от класса условий труда, установленного по результатам специальной оценки условий труда, применяются дифференцированные размеры дополнительных тарифов.
Класс условий труда |
Подкласс условий труда |
Дополнительный тариф страхового взноса |
Опасный |
4 |
8% |
Вредный |
3.4 |
7% |
3.3 |
6% |
|
3.2 |
4% |
|
3.1 |
2% |
|
Допустимый |
2 |
0% |
Оптимальный |
1 |
0% |
Тарифы взносов на дополнительное социальное обеспечение отдельных категорий работников составят:
- в отношении выплат в пользу членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации — 14 %;
- в отношении выплат в пользу работников, непосредственно занятых полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт, и работников ведущих профессий — горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин – 6,7 %.
Порядок исчисления и уплаты страховых взносов
^К началу страницы
До 01.01.2023 сумма страховых взносов, исчисленная для уплаты за календарный месяц, подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа следующего календарного месяца.
С 01.01.2023 сумма страховых взносов, исчисленная для уплаты за календарный месяц, подлежит уплате в срок не позднее 28-го числа следующего календарного месяца.
Сумма страховых взносов определяется в рублях и копейках и исчисляется отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Расчетным периодом признается календарный год, отчетными периодами — первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.
До 1 января 2021 года плательщик страховых взносов мог уменьшить сумму страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на сумму произведенных им расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования.
С 1 января 2021 года страховые взносы, исчисленные с выплат застрахованным лицам (пособия на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством) осуществляющиеся территориальными органами ФСС России, и иных вознаграждений в пользу физлиц, не могут быть уменьшены работодателями на суммы расходов на выплату страхового обеспечения.
Представление отчетности
^К началу страницы
Расчет по страховым взносам за период 2017-2019 гг. представляется по форме, утвержденной приказом ФНС России от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@.
Расчет по страховым взносам за отчетные периоды 2020 г. представляется по форме, утвержденной приказом ФНС России от 18.09.2019 № ММВ-7-11/470@ (в ред. приказа ФНС России от 15.10.2020 № ЕД-7-11/751@).
Расчет по страховым взносам за расчетный период 2020 г. и расчетный (отчетный) период 2021 г. представляется по форме, утвержденной приказом ФНС России от 15.10.2020 № ЕД-7-11/751@.
Расчет по страховым взносам за расчетный (отчетные) периоды 2022 г. представляется по форме, утвержденной приказом ФНС России от 06.10.2021 № ЕД-7-11/875@;
Начиная с отчетного периода 1 квартал 2023 г. расчет по страховым взносам представляется по форме, утвержденной приказом ФНС России от 29.09.2022 № ЕД-7-11/878@.
До 01.01.2023 организации, производящие выплаты в пользу физических лиц, представляют расчет по страховым взносам в налоговые органы не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом.
С 01.01.2023 организации, производящие выплаты в пользу физических лиц, представляют расчет по страховым взносам в налоговые органы не позднее 25-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом.
С 01.01.2023 организации, производящие выплаты в пользу физических лиц, представляют персонифицированные сведения о физических лицах, включающие персональные данные физических лиц и сведения о суммах выплат и иных вознаграждений в их пользу за предшествующий календарный месяц не позднее 25-го числа каждого месяца, следующего за истекшим.
С 01.01.2020 — если численность физических лиц, которым за расчетный (отчетный) период начислены выплаты, превышает 10 человек, то расчет представляется в электронной форме. Этот же критерий применяется и к вновь созданным организациям (п. 10 ст. 431 Кодекса).
Уплата страховых взносов и представление расчетов по страховым взносам производятся организациями, имеющими обособленные подразделения, по месту их нахождения и по месту нахождения обособленных подразделений, которым организацией открыты счета в банках и которые наделены полномочиями по начислению выплат и иных вознаграждения в пользу физических лиц.
В случае отсутствия у организации выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц в течение того или иного расчетного (отчетного) периода, плательщик обязан представить в налоговый орган расчет по страховым взносам с нулевыми показателями.
Кодексом не предусмотрено освобождение от исполнения обязанности плательщика страховых взносов по представлению расчетов по страховым взносам в случае неосуществления организацией финансово-хозяйственной деятельности.
Если в представляемом организацией расчете по страховым взносам сведения по каждому физическому лицу содержат ошибки в суммовых показателях, либо суммовые показатели по всем физическим лицам не соответствуют суммовым показателям в целом по плательщику, а также если в расчете указаны недостоверные персональные данные, идентифицирующие застрахованных физических лиц, такой расчет считается непредставленным, о чем плательщику не позднее дня, следующего за днем получения расчета в электронной форме (10 дней, следующих за днем получения расчета на бумажном носителе), направляется соответствующее уведомление.
Во избежание представления расчетов по страховым взносам с ошибками, препятствующими его принятию, плательщикам страховых взносов необходимо удостовериться в том, что расчет по страховым взносам соответствует требованиям, установленным контролями показателей формы расчета в соответствии с письмами ФНС России:
- за 2017 — 2019 гг. от 29.12.2017 № ГД-4-11/27043@;
- за 2020 — 2021 гг. от 07.02.2020 N БС-4-11/2002@;
- начиная с 1 кв. 2022 от 05.03.2022 № БС-4-11/2740@.
Проверка корректности СНИЛС
^К началу страницы
Федеральная налоговая служба для проверки правильности заполнения плательщиками в расчете по страховым взносам значения поля «СНИЛС» в целях исключения представления в налоговый орган недостоверных (некорректных) персональных данных застрахованных лиц размещает алгоритм формирования контрольного числа страхового номера индивидуального лицевого счета (далее – СНИЛС)(проверка правильности контрольной суммы). Контрольное число СНИЛС рассчитывается следующим образом:
- каждая цифра СНИЛС умножается на номер своей позиции (позиции отсчитываются с конца);
- полученные произведения суммируются;
- последние две цифры остатка являются контрольным числом и не должны превышать значение 100
Пример
Указанный СНИЛС:
1 1 2 —
2 3 3 —
4 4 5 —
9 5
Проверяем правильность контрольного числа:
Цифры номера |
1 |
1 |
2 |
2 |
3 |
3 |
4 |
4 |
5 |
Номер позиции |
9 |
8 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
1*9+1*8+2*7+2*6+3*5+3*4+4*3+4*2+5*1=95
Контрольное число = 95-указано верно
Некоторые частные случаи:
- 99/!101!=99
- 100/!101!=00
- 101/!101!=00
- 102/!101!=01
РАЗМЕР СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
^К началу страницы
До 01.01.2023 взносы в фиксированном размере рассчитываются в соответствии с подпунктом 1.1. пункта 1 статьи 430 Кодекса.
С 01.01.2023 взносы в совокупном фиксированном размере рассчитываются в соответствии с подпунктом 1.2. пункта 1 статьи 430 Кодекса.
Порядок исчисления и уплаты страховых взносов
Индивидуальные предприниматели уплачивают за себя страховые взносы в фиксированном размере не позднее 31 декабря текущего календарного года.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 руб. за расчетный период, уплачиваются – не позднее 1 июля, следующего за истекшим расчетным периодом.
В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя.
Если индивидуальный предприниматель осуществляет предпринимательскую деятельность не с начала календарного года или прекратил ее до его окончания, то в этом случае сумма страховых взносов определяется пропорционально отработанным месяцам.
За неполный месяц осуществления деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Для индивидуальных предпринимателей статьей 430 Кодекса предусматривается освобождение от уплаты страховых взносов за период:
- прохождения ими военной службы по призыву;
- ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет;
- ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;
- проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства;
- проживания за границей супругов работников, направленных, в частности, в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;
- нахождения под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;
и в течение которых ими не осуществлялась предпринимательская деятельность, при условии представления в налоговый орган по месту учета Заявления об освобождении от уплаты страховых взносов (КНД 1150081) и подтверждающих документов.
Условия применения и полный список периодов, предусматривающих освобождение индивидуальных предпринимателей от уплаты страховых взносов, изложен в пункте 7 статьи 430 Кодекса.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов в установленный срок (31 декабря текущего календарного года — для фиксированного платежа и 1 июля года, следующего за расчетным – для 1 % с сумм дохода свыше 300 000 рублей) налоговый орган в определяет в соответствии со статьей 430 Налогового кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
При превышении суммы страховых взносов, определенной налоговым органом, над суммой страховых взносов, фактически уплаченных плательщиком за расчетный период, налоговый орган выявляет недоимку по страховым взносам и взыскивает ее в установленном порядке.
Для индивидуальных предпринимателей, не имеющих наемных работников, представление отчетности по страховым взносам в налоговый орган законодательно не установлено.
Положением пункта 2 статьи 430 Налогового кодекса установлено, что главы КФХ уплачивают страховые взносы в фиксированном размере за себя и за каждого члена КФХ.
Размер страховых взносов в фиксированном размере по крестьянскому (фермерскому) хозяйству определяется как произведение фиксированного размера и количества всех членов крестьянского (фермерского) хозяйства, включая главу крестьянского (фермерского) хозяйства.
До 01.01.2023 главы крестьянских (фермерских) хозяйств представляют расчет по страховым взносам за расчетный период до 30 января, следующего за истекшим расчетным периодом.
Начиная с 01.01.2023 главы крестьянских (фермерских) хозяйств представляют расчет по страховым взносам за расчетный период не позднее 25 января, следующего за истекшим расчетным периодом.
Перейти Рассчитать сумму страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период можно при помощи калькулятора по расчету страховых взносов
Начиная с 01.01.2023 страховые взносы уплачиваются на Единый налоговый счет
В отношении уплаты фиксированных страховых взносов Уведомления об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов (КНД 1110355) в налоговый орган не представляется.
Размер страховых взносов для физических лиц, осуществляющих профессиональную деятельность, в установленном законодательством Российской Федерации порядке
^К началу страницы
До 01.01.2023 взносы в фиксированном размере рассчитываются в соответствии с подпунктом 1.1. пункта 1 статьи 430 Кодекса.
С 01.01.2023 взносы в совокупном фиксированном размере рассчитываются в соответствии с подпунктом 1.2. пункта 1 статьи 430 Кодекса.
Для физических лиц, осуществляющих профессиональную деятельность, в установленном законодательством Российской Федерации порядке предусматривается освобождение от уплаты страховых взносов за периоды:
- прохождения ими военной службы по призыву;
- ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет;
- ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;
- проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства;
- проживания за границей супругов работников, направленных, в частности, в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;
- нахождения под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;
- в которых приостановлен статус адвоката, и в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления в налоговый орган по месту учета заявления об освобождении от уплаты страховых взносов (КНД 1150081).
При условии представления в налоговый орган по месту учета заявления об освобождении от уплаты страховых взносов (КНД 1150081) и подтверждающих документов.
Условия применения и полный список периодов, предусматривающих освобождение индивидуальных предпринимателей от уплаты страховых взносов, изложен в пункте 7 статьи 430 Кодекса (активная ссылка на пункт).
Для физических лиц, осуществляющих профессиональную деятельность, в установленном законодательством Российской Федерации порядке, не имеющих наемных работников, представление отчетности по страховым взносам в налоговый орган законодательно не установлено.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов в установленный срок (31 декабря текущего календарного года — для фиксированного платежа и 1 июля года, следующего за расчетным – для 1 % с сумм дохода свыше 300 000 рублей) налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 Налогового кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
При превышении суммы страховых взносов, определенной налоговым органом, над суммой страховых взносов, фактически уплаченных плательщиком за расчетный период, налоговый орган выявляет недоимку по страховым взносам и взыскивает ее в установленном порядке.
Перейти Рассчитать сумму страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период можно при помощи калькулятора по расчету страховых взносов
Начиная с 01.01.2023 страховые взносы уплачиваются на Единый налоговый счет
В отношении уплаты фиксированных страховых взносов Уведомления об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов (КНД 1110355) в налоговый орган не представляется.