Страдательные причастия прошедшего времени самостоятельная работа

Самостоятельные работы по теме «Причастие» (к учебнику Л.М. Рыбченковой «Русский язык» 7 класс)

Самостоятельная работа № 1

  1. Распределите в два столбика данные слова, в левый – прилагательные, в правый – причастия.

Зеленый луг, построенное здание, плачущий ребенок, грязная лужа, вкусный крыжовник, бушующее море, связанная кофта, вымытые руки, легкая задача, резкий звук, немигающий взгляд, цветущий луг, развесистый клен, величайшее открытие

  1. Выпишите из данных предложений причастия и определите у каждого причастия признаки глагола и прилагательного (по таблице упр.50)

По небу плыли светлые облака. В светлевшем небе показались стаи птиц.

В вечернем воздухе долго то раздавались, то замирали звуки знакомой мелодии. В густом вечереющем воздухе летали грачи. Белая берёза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром. Люблю дымок спаленной жнивы… и на холме средь желтой нивы чету белеющих берез.

Самостоятельная работа № 2

  1. Спишите, расставляя запятые. Выделите причастные обороты как члены предложения. Обозначьте определяемое слово.

Самая короткая дорога ведущая к мосту шла вдоль старого пастбища.

За домом послышался смех женщин возвращавшихся после работы.

Посеревшие от пыли лошади прятались в тени дуба.

Яркая рыбка прятавшаяся в небольшой расщелине лениво проплыла мимо.

На окне все еще лежала забытая утром книга.

На засеянном по весне поле появились первые всходы.

Самостоятельная работа № 3

  1. Спишите, в предложениях объясните графически знаки препинания. Выделите причастные обороты.

На площади засыпанной трухой от снега дремали лошади. Вдоль стен вымазанных известкой стояли скамейки. Мы подошли к протекающей через горы реке. Мы услышали шум машины въезжавшей во двор.

2. Спишите, распределяя словосочетания в два столбика: действительные и страдательные.

На пестреющем лугу, о движущемся предмете, опавшие с тополя, отнятая игрушка, разлившийся по небу, написанная учеником, распиленная плотником, ведущая в парк, посаженные весной, опрокинутый котёнком, читаемая учителем, плескавшиеся волны, построенный дом, видимый сверху, летящим самолётом, шедший из Одессы, передаваемое сообщение, у потревоженных птиц, рассказывающие о путешествии, боровшийся за свободу.

3.Спишите текст. Вставьте пропущенные буквы(подчеркните их) и знаки препинания. Найдите все причастия, определите: действительное или страдательное. Выделите причастные обороты как члены предложения.

Мы вошли (в)лес освещенный лучами осе(н,нн)его со(?)нца. Ра(с,з)чищенная кем(то) (не)давно дорожка вела к (не)угомонному морю.

Мы часто останавливались п..раженные яркой кр..сотой (не)обыкнове(н,нн)ого леса. (На)траве уже п..желтевшей л..жали опавшие листья. Б..резы были ..кутаны зол..тистой л..ствой св..ркавшей (на)солнце. Очень красивы клены одетые в б..гряную л..ству. Часто мы видим п..зол..ченные солнцем и осенью л..стья тихо падающие (на)землю.

Иногда п..падется дача окруженная д..ревя(н,нн)ым з..бором выкрашенным масл..ной краской.

Самостоятельная работа № 4

  1. Спишите. Расставьте запятые, обозначьте причастный оборот. В каждом предложении подчеркните грамматическую основу.

На опушке леса горел видневшийся издали костер.
Капитан стоящий на мостике курил трубку.
К старикам живущим в соседнем доме изредка приезжали внуки.

Обед продолжавшийся около трех часов кончился.
Тронутый преданностью старого кучера Дубровский замолчал.
Двор некогда украшенный тремя правильными цветниками обращен был в некошеный луг.

  1. Распределите предложения:

А. Причастный оборот стоит перед определяемым словом———————————-

Б. Причастный оборот стоит после определяемого слова————————————

В. В предложении нет причастного оборота——————————————————

  1. Разрисованный яркими розами сундук привлек мое внимание.

  2. Слетевшиеся синицы стали быстро склевывать крошки.

  3. За домом послышался смех женщин возвращавшихся после работы.

  4. В зарослях камыша началась какая-то приглушенная возня.

  5. И вдруг я увидел звезды скрытые до этого густыми ветвями деревьев.

  6. Самая короткая дорога ведущая к мосту шла вдоль старого пастбища.

  7. На засеянном по весне поле появились первые всходы.

  8. Набежавшие тучи заставили нас ускорить шаг.

  9. На окне все еще лежала забытая утром книга.

  10.  Из-за ворот визгливо залаяла проснувшаяся от шума соседская собачонка.

Самостоятельная работа № 5

1.Объсните написание выделенных гласных (по образцу)

Тающий (таять – 1 спр.)

Подозрева..щий неладное

Надвига..щаяся гроза

Сверка..щие молнии

Ожива..щая природа

Терп..щие бедствие

Занима..щаяся заря

Невид..щим взором

Бор..щиеся с волнами

Та..щие сугробы

Стел..щийся туман

Приближа..щаяся гроза

Завис..щий от погоды

2. Объсните написание выделенных гласных (по образцу)

Видимый (видеть – 2 спр.)

Примеря..мое платье

Вид..мые невооруженным глазом

Освеща..мый солнцем

Обижа..мый всеми

Организу..мое подразделение

Обрека..мый на прозябание

Рекоменду..мая литература

Леле..мая родителями

Кле..мые обои

Испытыва..мая боль

Слыш..мый рокот

Самостоятельная работа № 6

1.Образуйте от данных глаголов все возможные причастия, используя суффиксы, указанные в таблице. Запишите причастия в таблицу. Где невозможно образование причастия, поставьте прочерк.

Бежать, услышать, недоумевать, начать, забить, вывести, перебежать, отбить, пасовать, принимать, закрыть, вывести, поймать, защитить, поддать, разбежаться, принять, закончить, отдыхать, радоваться, плакать, ругать, отдыхать.

Действительные причастия настоящего времени

Действительные причастия прошедшего времени

Страдательные причастия настоящего времени

Страдательные причастия прошедшего времени

-УЩ, -ЮЩ

-АЩ, -ЯЩ

-ВШ, -Ш, -ШИ

-ОМ

-ЕМ, -ИМ

-НН

-ЕНН, -ЁНН, -ОНН

Самостоятельная работа № 7

1.Спишите. Раскрывая скобки, применяйте правило правописания одной и двух букв Н в суффиксах причастий и прилагательных.

Дли(н, нн)ая дорога, нежда(н, нн)ый гость, варе(н, нн)ый горох, варе(н, нн)ый в кастрюле суп, груже(н, нн)ый вагон, груже(н, нн)ый песком, спресова(н, нн)ый торф, пресова(н, нн)ый кирпич, заправле (н, нн)ый за пояс, поваре(н, нн)ая соль, заглаже(н, нн)ые складки, ветре(н, нн)ая погода, ветря(н, нн)ая мельница, раскраше(н, нн)ый карандашами.

Самостоятельная работа № 8

1.Спишите. Раскрывая скобки, применяйте правило правописания Н и НН в причастиях и прилагательных, правописания НЕ с причастиями и прилагательными.

Подъем к горному озеру окруже(н, нн)ому столетними соснами оказался отнюдь (не)тяжелым.

Измуче(н,нн)ые долгим блужданием по пусты(н, нн)ым местам путники с наслаждением погрузились в прозрачные воды озера.

Смыв пот и грязь с разгоряче(н, нн)ых тел, они расположились на берегу и стали с наслаждением смотреть на (не)подвижную водную гладь. «Как хорошо, как спокойно», — думал каждый из этих людей. Глядеть на воду, когда кругом тишь и безлюдье, — особое наслаждение. О берег тихонько бьется (не)угомонная волна не спеша плывут облака беззаботно распевают птицы не испытавшие бессмысленной жестокости людей. (Не)тронутый разрушительной деятельностью человека уголок земли… Здесь быстрее восстанавливаются силы лучше чувствуешь целительную силу природы.

Самостоятельная работа № 9

1.Вставьте нужную букву в суффиксы действительных причастий настоящего времени:

Руб…щие лес, держ…щие флаг, слыш…щие шорох, паш…щие поле, чуть плещ…щиеся волны, кол…щая лед машина, грохоч…щие вдали, завис…щий от погоды, та…щий лед, маш…щие крыльями, хлопоч…щая хозяйка, смотр…щие спектакль дети.

2.Вставьте нужную букву в суффиксы страдательных причастий настоящего времени:

Пригиба…мый ветром, слыш…мого рокота, вид…мый в микроскоп, навева…мый воспоминаниями, озаря…мого луной, ороша…мый водами, леле…мый родителями, оберега…мый другом, едва слыш…мый звук, невид…мый глазом, освеща…мый зарей.

Самостоятельная работа № 10

1.Выпишите краткие страдательные причастия. Составьте с ними предложения.

Выращена, ласкова, примята, тиха, наполнена, взята, нарисован, красив, чист, переплетен.

2.Спишите. Подчеркните в данных причастиях полные и краткие страдательные причастия как члены предложения.

1.По берегу, заливаемому прибоем, люди гонялись за набегавшей и скатывавшейся по гальке волной.

2.В моховых болотах ожерельем рассыпана по кочкам румяная клюква.

3.На перепаханных полях убирают колхозники картофель.

4.Лист почти опал, им густо засыпана почерневшая от влаги земля.

Самостоятельная работа № 11

1.Выберите в скобках и подчеркните правильную форму причастия:

1.Доклад, (обсуждавший, обсуждавшийся) сегодня, будет напечатан.

2.Между колоннами, (образующими, образующимися) портик, была видна дверь.

3.Картина, (демонстрирующая, демонстрирующаяся) на выставке, была отреставрирована.

4.Небо, (затянувшее, затянутое, затянувшееся) тучами, черным потолком повисло над нами.

2.Найдите и исправьте ( где необходимо) ошибки в окончании причастий:

1.По небу бежали остатки вылившийся ночью тучи, сквозь которую неярко просвечивало обозначившиеся кругом солнце.

2.Над порозовевшем морем поднималось унылое солнце.

3.Маленькие птички, камышовки, перелетали по высоким, звеневшем на ветру высохшим стеблям.

Самостоятельная работа № 12

1.Укажите номера примеров, в суффиксах которых нужно писать две буквы Н:

  1. Реше…а,

  2. закопче…ая,

  3. нарисова…ый,

  4. кова…ый,

  5. выуче…ый,

  6. ране…ый в ногу,

  7. груж….й,

  8. жела…ый,

  9. варе…ый,

  10. ране…ый.

  1. 2.Укажите номера примеров, в суффиксах которых нужно писать одну букву Н:

  1. Разброса…ый,

  2. слома…а,

  3. броше…ые на стол книги,

  4. жаре…ый,

  5. выуче..ый,

  6. выкова…ый,

  7. моче…ое яблоко,

  8. иллюстрирова…ый,

  9. асфальтирова…а,

  10. обветре…ое лицо.

  1. 3.Вставьте одну или две буквы Н в данные примеры:

  2. Посеребре…ые инеем деревья, перевязать ране…ого бойца, выкраше…ый пол, груже…ая овощами корзина, посаже…ы в саду, средства вложе…ы, топле…ое молоко, варе…ый утром кофе, асфальтирова…ая дорога, тка…ая скатерть, квалифицирова…ый рабочий, утопта…ая тропинка, стега…ая курточка, писа…ая красавица, жела…ый гость.

  3. Разноуровневые задания.

  4. На «5»: Вставьте подходящий по смыслу причастный оборот так, чтобы он стоял и перед определяемым словом, и после него. Запишите полученные предложения.

  5. Слова для справок: усыпанные разноцветными листьями; скошенные летом; вернувшегося домой; управляемая опытным капитаном.

  6. 1).Лодка плыла по узкому фарватеру. 2) Леса сияли всеми цветами радуги. 3) Травы перевезли в деревню. 4) Солдата встречала вся семья.

  7. На «4»: Спишите, переделав выделенные конструкции в причастные обороты. Обозначьте суффиксы у причастий.

  1. Тучи, которые тают вдали.

  2. Книга, которую прочитал школьник.

  3. Земля, которую освещает солнце.

  4. Небо, которое грозно потемнело.

  1. На «3»:

  2. Спишите, расставляя запятые. Выделите причастные обороты как члены предложения. Обозначьте определяемое слово.

  3. 1) Старый парк заросший непролазным малинником был любимым местом наших игр. 2) Посеревшие от пыли лошади прятались в тени дуба. 3) Тропинка бегущая вдоль ручья вывела нас к небольшому озеру. 4) Яркая рыбка прятавшаяся в небольшой расщелине лениво проплыла мимо.

  4. Самостоятельная работа по темам:

  5. «Морфологический разбор причастия» и «Правописание НЕ с причастиями» Вариант 1.

  1. Распределите словосочетания в два столбика: слитное написание и раздельное написание. Обозначьте орфограмму.

  1. Так и (не)прочитанная Надей книга. Никуда (не)спешащий человек. Еще (не)закончившаяся гроза. (Не)закончившаяся гроза. (Не)разбросанные, а аккуратно сложенные вещи. (Не)созревшие, но уже чуть красноватые яблоки. (Не)доумевающая девочка. Задание (не) выполнено. Книги (не)куплены. Компьютер (не)сломан. (Не)посеянные семена.

  1. Выберите из №1 и произведите морфологический разбор двух причастий (одно в полной форме, другое в краткой).

  1. Самостоятельная работа по темам:

  2. «Морфологический разбор причастия» и «Правописание НЕ с причастиями» Вариант 2.

  1. Распределите словосочетания в два столбика: слитное написание и раздельное написание. Обозначьте орфограмму.

  1. (Не)прояснившееся после грозы небо. (Не)понятый людьми поступок. (Не)сделанная работа. (Не)нарисовавший картину мальчик. Так и (не)исполнивший своё обещание ученик. (Не)годующий человек. (Не)рассказанная повесть. Кошка (не)накормлена. Сумка (не)собрана. Вопрос (не)понят. (Не)выдуманная история.

  1. Выберите из №1 и произведите морфологический разбор двух причастий (одно в полной форме, другое в краткой).

Инфоурок


Русский язык

ТестыСамостоятельная работа по русскому языку для 7 класса «Страдательные причастия»



Скачать материал



Скачать материал

  • Сейчас обучается 60 человек из 31 региона

  • Сейчас обучается 344 человека из 68 регионов

  • Сейчас обучается 106 человек из 34 регионов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 175 442 материала в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 02.11.2016
  • 1298
  • 13
  • 02.11.2016
  • 2443
  • 86

Рейтинг:
5 из 5

  • 02.11.2016
  • 13165
  • 22
  • 02.11.2016
  • 1344
  • 63

Рейтинг:
5 из 5

  • 02.11.2016
  • 1479
  • 0

Рейтинг:
5 из 5

  • 02.11.2016
  • 23123
  • 125
  • 02.11.2016
  • 608
  • 0

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и предоставление туристских услуг»

  • Курс повышения квалификации «Основы управления проектами в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Применение MS Word, Excel в финансовых расчетах»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС медицинских направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс повышения квалификации «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Метрология, стандартизация и сертификация»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по водоотведению и очистке сточных вод»

  • Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика музейного дела и охраны исторических памятников»



  • Скачать материал


    • 02.11.2016


      1500
    • DOCX
      12.2 кбайт
    • 18
      скачиваний
    • Оцените материал:





  • Настоящий материал опубликован пользователем Пискунова Татьяна Вячеславовна. Инфоурок является
    информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
    методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
    сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
    сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал

  • Пискунова Татьяна Вячеславовна

    • На сайте: 7 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 45690
    • Всего материалов:

      25

Самостоятельные работы по теме «Причастие» 

  1. Обозначьте цифрами 1 – причастия, 2 – прилагательные.

Рядом с причастиями напишите Д – действительное, С — страдательное

_____зеленый луг

_____построенное здание

_____плачущий ребенок

_____грязная лужа

_____вкусный крыжовник

_____бушующее море

_____связанная кофта

_____вымытые руки

_____легкая задача

_____резкий звук

_____немигающий взгляд

_____цветущий луг

_____развесистый клен

_____величайшее открытие

  1. Подчеркните причастия в данных предложениях  как члены предложения и определите у каждого причастия признаки глагола (вид, возвратность, время) и прилагательного (падеж, число, род).

В светлевшем небе показались стаи птиц (_________________________________________________)

В густом вечереющем воздухе летали грачи. (______________________________________________)

Люблю дымок спаленной жнивы… (______________________________________________________)

Собрание было организовано учителем.(__________________________________________________)


3. Расставьте запятые. Выделите причастные обороты как члены предложения. Обозначьте определяемое слово.

Самая короткая дорога ведущая к мосту шла вдоль старого пастбища.

За домом послышался смех женщин возвращавшихся после работы.

Посеревшие от пыли лошади прятались в тени дуба.

Яркая рыбка прятавшаяся в небольшой расщелине лениво проплыла мимо.

На окне все еще лежала забытая утром книга.

Вода в пруду была покрыта листьями опавшими с деревьев росших по его берегам.

5. Объясните написание пропущенных гласных (по образцу) Тающий (таять – 1 спр.)

Подозрева….щий неладное_________________

Ожива….щая природа_____________________

Терп….щие бедствие______________________

Невид….щим взором______________________

Бор….щиеся с волнами____________________

Та….щие сугробы_________________________

Стел….щийся туман_______________________

Завис….щий от погоды____________________

Примеря….мое платье_____________________

Вид….мые  глазом________________________

Обижа….мый всеми_______________________

Организу….мое подразделение_____________

Обрека….мый на прозябание_______________

Рекоменду….мая литература________________

Кле….мые обои___________________________

Слыш….мый рокот_______________________

6.Образуйте от данных глаголов все возможные причастия, используя суффиксы, указанные в таблице. Запишите причастия в таблицу. Где невозможно образование причастия, поставьте прочерк.  Бежать, услышать, начать, отбить, радоваться

Действительные причастия настоящего времени

-УЩ, -ЮЩ

-АЩ, -ЯЩ

Действительные причастия прошедшего времени

-ВШ, -Ш, -ШИ

Страдательные причастия настоящего времени

-ОМ

-ЕМ, -ИМ

Страдательные причастия прошедшего времени

-НН

-ЕНН, -ЁНН, -ОНН

____________________

____________________

____________________

____________________

____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

___________________

___________________

___________________

___________________

___________________

___________________

____________________

____________________

____________________

____________________

____________________

____________________


7.Выберите в скобках и подчеркните правильную форму причастия:

1.Доклад, (обсуждавший, обсуждавшийся) сегодня, будет напечатан.

2.Между колоннами, (образующими, образующимися) портик, была видна дверь.

3.Картина, (демонстрирующая, демонстрирующаяся) на выставке, была отреставрирована.

4.Небо, (затянувшее, затянутое, затянувшееся) тучами, черным потолком повисло над нами.

8. Раскройте скобки, выберите нужный вариант, вставьте буквы.

(Не)навистный,

(не)прекращающийся в течение часа,

(не)занавеш….(н,нн)ые окна,

разговор (не)закончен,

(не)забываемое впечатление,

(не)открытая, а крепко запертая дверь;

окле…(н,нн)ые обоями;

картины, пис…(н,нн)ые маслом;

взволнов…(н,нн)ый господин;

начальник расстро…(н,нн);

посаж…(н,нн)ые березки;

украш…(н,нн)ый цветниками,

реш…(н,нн)ая задача;

печ….(н,нн)ые яблоки;

чищ…(н,нн)ые кухаркой кастрюли;

ране(н,нн)ый солдат

золоч…(н,нн)ое мастером украшение

жёва(н,нн)ый хлеб

краш…(н,нн)ый пол

выкраш….(н,нн)ая ткань

краш….(н,нн)ая в темные тона

Самостоятельная работа по теме :»Причастие». 1 вариант. 7 класс.

1.Укажите словосочетание «причастие + существительное»:

1. Летучие семена

2. Известнейший поэт

3. Выучивший правило

4. Звёздные скопления

2.Укажите страдательное причастие прошедшего времени.

1. Превратившийся

2. Клюквенный

3. Скошенный

4. Выросший

3.Найдите причастия ,состоящие из 5 морфем.

1. Сгибаемый

2. Приносящий

3. Охваченный

4. Прочитавший

4.Записать причастия и определить все морфологические признаки.

1. О поступивш..м сообщени..

2. О помогавш..м сын..

3. С бьющ..мся сердц..м

4. О притаивш..йся мыш..

5.Расставьте знаки препинания в предложении и выполните полный синтаксический разбор.

Степной воздух(1) наполненный тысячами разных птичьих свистов(2) был жарким (3) а в высоком небе неподвижно стояли ястребы(4) распластавшие свои крылья.

Самостоятельная работа по теме :»Причастие» . 2 вариант. 7 класс

1. Укажите словосочетание «причастие + существительное»:

1. Развешанные картины

2. Вкуснейший пирог

3. Ветреный день

4. Бабушкин сундук

2.  Укажите страдательное причастие настоящего времени.

1. Окружённый

2. Записан

3. Осенний

3. Укажите причастие, состоящее из 4 морфем.

1.Оберегаемый

2.Спрят..вший

3.Проветр..вший

4. Ненавид..вший

5. Зате..вший

4.Определите морфологические признаки причастий.

1. О меняющ.. йся окраск..

2. В открывш..йся двер..

3. С пахнущ..м перц..м

4. О развевающ..мся знамен…

5.Расставьте знаки препинания и выполните полный синтаксический разбор.

Воробей (1) неожиданно взлетевший (2) исчез в светлой зелени сада (3) прозрачно сквозившей (4) на фоне предвечернего неба.

В 7 классе дети знакомятся с новой частью речи – причастием. Это одна из наиболее сложных для изучения тем, и учащиеся испытывают определенные трудности при освоении данной темы, в частности, в правописании суффиксов причастий. Поэтому требуется многократное повторение правил и систематическая отработка навыков правописания.

Карточки с заданиями для самостоятельной работы учащихся являются эффективным и удобным способом закрепления пройденного материала, т.к. дети успевают выполнить больше заданий, проверка карточек занимает небольшое время, поэтому ребенок быстро получает обратную связь и может сразу проработать свои ошибки.

Дидактический материал разделен по темам:

  • Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени
  • Действительные причастия прошедшего времени
  • Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени
  • Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях
  • Две и одна Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных
  • Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных

Карточка №1. «Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени».

Вставьте пропущенные буквы, обозначьте суффиксы причастий.

Стел…щийся, корм…щий, дыш…щий, бор…щийся, плач…щий, держ…щий, ре…щий, скач…щий, мел…щий, пил…щие, плещ…щиеся, пен…щийся,  клокоч…щий, кле…щий, сража…щийся, хлопоч…щая, расстила…щаяся, стро…щееся, кол…щий, ненавид…щий, пряч…щийся, готов…щийся, дремл…щий, слыш…щийся, ла…щая, спеш…щий, завис…щий, знач…щий, колебл…щийся.

Карточка №2. Действительные причастия прошедшего времени.

Вставьте пропущенные буквы.

Стро…вший, се…вший, увид…вший, ве…вший, высме…вший, ре…вший, замет…вший, огорош…вший, наде…вшийся, раска…вшийся, раста…вший, слыш…вший, прав…вший, обид…вший, направ…вший, постро…вший, ужал…вший, ла…вший, отта…вший, завис…вший, ненавид…вший, встрет…вший, отча…вшийся, зажмур…вшийся.

Карточка №3. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

Вставьте пропущенные буквы, обозначьте суффиксы причастий.

Изуча…мый, слыш…мый, обурева…мый, избира…мый, независ…мый, движ…мый, оберега…мый, исполня…мый, колебл…мый, реша…мый, обрабатыва…мый, ненавид…мый, поднима…мый, сдвига…мый, знач…мый, чита…мый, внуша…мый, склоня…мый, вид…мый, пополня…мый, объявля…мый, замеча…мый, отправля…мый.

Карточка №4. Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях.

Вставьте пропущенные буквы.

Закле…нный, сдерж…нный, умнож..нный, накормл…нный, выуч…нный, вылеч…нный, повеш..нный, перемнож…нный, разнош…нный, взлеле…нный, увид…нный, зате…нный, разбуж…нный, взорв…нный, позолоч…нный, накле…нный, вымаз…нный, подстрел…нный, расстрел…нный, книги напечат…ны, запасы огранич…ны, поля засе…ны, картинки раскраш…ны, слова искаж…ны, дороги расчищ…ны.

Карточка №5. Две и одна Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.

Вставьте пропущенные буквы.

Жаре…ый на масле картофель, моще…ая дорога, прощё…ое воскресенье, купле…ая вещь, посажё…ый отец, жаре…ые грибы, метко броше…ый камень, разлинова…ая бумага, недавно краше…ый забор, реше…ая задача, назва…ый брат, вяза…ая крючком кофта, рискова…ый поступок, вяза…ые перчатки, кипяче…ое молоко, прида…ое невесты, балова…ый ребёнок, рва…ая рубашка, бракова…ый товар, скова…ый льдом, невида…ый урожай.

Карточка №6. Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных.

Вставьте пропущенные буквы.

Девочка взволнова…а событиями, девочка взволнова…а, ягоды подавле…ы в корзине, люди подавле…ы и унылы, рука обожже…а, сумма собра…а, речь стройна и собра…а, девочка рассея…а, семена рассея…ы ветром, публика избалова…а гастролёрами, сани привяза…ы, вещи утеря…ы в дороге, ошибка исправле…а, овощи замороже…ы, встреча устрое…а, сочинение сда…о.

 Упражнения по теме «Причастие»

Упражнение 1.

Из текста выписать страдательные причастия прошедшего времени, выделить суффикс.

Мы вошли в лес, который был освещен лучами осеннего солнца. Расчищенная дорожка вела к неугомонному морю. Мы часто останавливались, пораженные яркой красотой необыкновенного леса. На пожелтевшей траве лежали опавшие листья. Березы как будто окутаны золотистой листвой, сверкавшей на солнце. Очень красивы клены, одетые в багряную листву. Часто мы видим позолоченные солнцем и осенью листья, тихо падающие на землю. Дорожки пустынны, но на них листья, печально шуршащие под ногами. Иногда попадется дача, окруженная деревянными выкрашенными масляной краской забором.

Упражнение 2.

Прочтите текст шуточного письма, которое было написано одним сказочным героем. Выпишите из текста краткие страдательные причастия, выделите суффикс и укажите глагол, от которого образовано данное причастие.

Живем очень хорошо. Дом всегда прибран, белье выстирано и выглажено. В комнате очень уютно: пол застелен ковром, шторы накрахмалены и обшиты оборочками, стены украшены картинами. Цветы вовремя политы и подкормлены.

Книги разложены по полочкам. Игрушки бывают разбросаны, но вечером они всегда собраны и спрятаны в специальные ящики.

Наши дети вымыты, обстираны, причесаны. Носики у них всегда вытерты, банты и шнурки завязаны. Девчонки наряжены и накрашены. Мальчишки одеты и обуты.

Упражнение 3.

Разделите данные словосочетания на 2 группы: отглагольные прилагательные, страдательные причастия. Вставьте Н/НН.

Жаре..ый картофель, поджаре..ая рыба, черче..ый мной график, кваше..ая капуста, выточе..ая игрушка, моче..ые яблоки, суше..ая на чердаке черемуха, реше..ая задача, вяле..ая рыба, топле..ое молоко.

Упражнение 4.

Спишите, расставляя знаки препинания. Обозначьте причастные обороты, составьте схемы предложений.

1) Наступает золотая осень приносящая дожди. 2) Река огибавшая берег уходила в горы. 3) Не закрытая тучей заря освещала окна.4) Мы опускаем руки в воду струящуюся между пальцев. 5) Замёрзшие за ночь цветы оживали.6) Листья кружащиеся в воздухе падают на землю.

Упражнение 5.

От данных глаголов образуйте и запишите все возможные формы причастий.

Накормить, насаждать, раскаяться, обидеть, оберегать, омывать, объявить, отчаяться, зависеть, увлекать.

Упражнение 6.

Прочитайте текст и выполните задания.

Из всех слов могучего и первородного русского языка, полногласного, кроткого и грозного, бросающего3 звуки взрывным водопадом, журчащего неуловимым ручейком, исполненного говоров дремучего леса, шуршащего степными ковылями, поющего ветром, что носится и мечется и уманивает сердце далеко за степь, пресветло сияющего серебряными разливами полноводных рек, втекающих в синее море, — из всех несосчитанных самоцветов этой неисчерпаемой3 сокровищницы языка живого, сотворенного3 и, однако же, без устали творящего3, больше всего я люблю слово — воля. Так было в детстве, так и теперь. Это слово — самое дорогое и всеобъемлющее. (К. Бальмонт).

1. Найдите в тексте причастия.

2. Определите их разряд (действительные и страдательные) и время.

3. Назовите глаголы, от которых они образованы. Установите, с помощью каких суффиксов образованы причастия.

4. Определите синтаксическую функцию причастий в тексте. Придумайте предложения, в которых причастия выступают в роли сказуемых.

5. Сделайте морфологический разбор указанных слов.

Тест по теме «Причастие»

1. В каком ряду все слова являются причастиями?

А) перевернув, посидев, невпопад, раскидистый

Б) перепрыгнувший, решаемый, вынув, несчастный

В) гонимый, затемнена, нагретая, назначено

Г) разделенный, держащий, расставаясь, увлекая

2. Сколько причастий в двух приведенных предложениях?

Это были опаленные летним солнцем, утомленные тяжелым трудом люди. Руки их были исцарапаны, ноги испачканы землей.

А) 2

Б) 3

В) 4

Г) 5

3. В каком варианте форма причастия образована от глагола неправильно?

А) закрутить — закрутивший

Б) решать — решенный

В) возвращаться — возвращающийся

Г) изучать — изучавший

4. В каком варианте грамматические признаки причастия определены неправильно?

А) убранный — страдательное причастие совершенного вида, прошедшего времени

Б) бегущий — действительное причастие несовершенного вида, настоящего времени

В) принятый — страдательное причастие совершенного вида, настоящего времени

Г) слышавший — действительное причастие несовершенного вида, прошедшего времени.

5. В каком варианте содержится ошибка в определении грамматических признаков выделенных в предложении слов?

В облике этой улицы угадываются старинные черты: кое-где сохранившиеся двухэтажные и даже одноэтажные дома с мезонинами; пустырь на месте снесенного дома и открытый двор без заборов и ворот, с разросшимися густо тополями и кленами, из-за которых виднеется обшитое желтыми досками двухэтажное здание, служившее в старину подсобным помещением, а впоследствии приспособленное под жилье.

А) сохранившиеся — причастие, действительное, прошедшего времени, совершенного вида, возвратное, полное, в форме именительного падежа, множественного числа, в предложении является определением;

Б) снесенного — причастие, страдательное, прошедшего времени, совершенного вида, невозвратное, полное, в форме мужского рода, родительного падежа, единственного числа, в предложении является определением;

В) разросшимися — причастие, действительное, прошедшего времени, совершенного вида, возвратное, полное, в форме творительного падежа, множественного числа, в предложении является определением;

Г) обшитое — причастие, страдательное, настоящего времени, совершенного вида, невозвратное, полное, в форме среднего рода, именительного падежа, единственного числа, в предложении является определением.

          Ответы:

Тест по русскому языку Страдательные причастия настоящего и прошедшего времени 7 класс. Тест включает в себя 2 варианта, каждый вариант состоит из 6 заданий.

1 вариант

А1. Укажите страдательное причастие настоящего времени.

1) пускающий
2) приделанный
3) составляемый
4) оставленный

А2. От какого глагола не образуется страдательное причастие прошедшего времени?

1) приехать
2) убедить
3) прочитать
4) обойти

А3. В каком причастии на месте пропуска пишется буква И?

1) запуска..мый
2) жела..мый
3) слыш..мый
4) привлека..мый

А4. В каком причастии на месте пропуска пишется буква А (Я)?

1) озадач..нный
2) загруж..нная
3) озаглавл..нный
4) взлеле..нные

В1. Выпишите из данного предложения страдательное причастие прошедшего времени.

В «Повестях Белкина» Пушкин явился в роли бытописателя, изображающего современную ему жизнь обыкновенных людей, и приписал авторство выдуманному лицу.

С1. Напишите, как вы думаете, почему А.С. Пушкин решил напечатать «Повести…» анонимно.

2 вариант

А1. Укажите страдательное причастие настоящего времени.

1) волнуемый
2) оструганный
3) заточенный
4) звонящий

А2. От какого глагола не образуется страдательное причастие прошедшего времени?

1) придавить
2) убедить
3) следовать
4) посвятить

А3. В каком причастии на месте пропуска пишется буква И?

1) оберега..мый
2) завис..мый
3) усваива..мый
4) освеща..мый

А4. В каком причастии на месте пропуска пишется буква А (Я)?

1) заряж..нный
2) натруж..нные
3) откруч..нный
4) посе..нный

В1. Выпишите из данного предложения страдательное причастие настоящего времени.

Иллюстрация художника С. Галактионова к сцене «В келье Пимена», появившаяся в 1827 году, с первой публикацией «Бориса Годунова», передаёт величие духа летописца, значительность совершаемого им под сводами кельи.

С1. Напишите, как вы думаете, в чём А.С. Пушкин видел значительность трудов летописца Пимена.

Ответы на тест по русскому языку Страдательные причастия настоящего и прошедшего времени 7 класс
1 вариант
А1-3
А2-1
А3-3
А4-4
В1. Выдуманному
С1. А.С. Пушкин боялся, что на произведения, которые он сочинял поставят цензуру и таким образом они не выйдут в свет. Сам Пушкин в письме к Плетневу, когда предполагал еще издать повести анонимно: «Под моим именем нельзя будет, ибо Булгарин заругает».
2 вариант
А1-1
А2-3
А3-2
А4-4
В1. Совершаемого
С1. Пушкин писал, что в характере летописца Пимена он собрал черты, которыми дышат древние летописи: простодушие, умилительная кротость, нечто младенческое и вместе с тем мудрое, усердие, отсутствие суетности, пристрастия.

Опубликовано: 19.10.2021
Обновлено: 25.12.2021

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Страхование ипотеки альфа банк аккредитованные страховые компании
  • Страховая компания альфастрахование адреса в москве рядом со мной
  • Сысертский районный суд свердловской области реквизиты госпошлины
  • Тавдинский районный суд свердловской области реквизиты госпошлины
  • Таймырская 6 консультативно диагностическое отделение часы работы