Конец 2020 года застал меня в следующем незавидном положении. Внезапно накрывшая мир пандемия, а также некоторые политические события в нашей стране, которые последовали вслед за эпидемией привели к полному разорению моего предыдущего бизнеса, без всяких перспектив на развитие или хотя бы на выживание его в столь агрессивной среде.
Предугадать подобное было попросту невозможно, поэтому 2021 год я встретил с 25000 свободных денег в кармане и без понимания что делать дальше. Незадолго до всех этих событий я просматривал всякие ютуб-каналы, в т.ч. зарубежные, как и из чего люди делают мебель, всякий декор, станки и агрегаты, работа на них. Попутно собирая в пинтерест и инсту разные прикольные (на мой взгляд) фото изделий.
Исходя из того, что у меня есть, и чем бы я хотел заняться, я решил попробовать себя в этом ремесле. Не обошлось без волшебного пинка от супруги — она сказала «Иди и делай, нечего тут выжидать удобных моментов — их не будет!» Несмотря на мои сомнения относительно наших финансовых перспектив, она настояла на аренде гаража и покупке всего необходимого. Все необходимое — это торцовочная пила, шлифовальная машинка, несколько банок ЛКМ разных оттенков и всякая мелочь, типа клея, саморезов и т.п. Также были собраны все имеющиеся у меня инструменты — шуруповерты, сверла, стамески, струбцины и т.п. утварь, которая давно лежала без дела.
Пару недель я приводил мою будущую мастерскую в порядок, чтобы там можно было работать. Ну и начал делать.
Первый вопрос, который возник «Что именно делать?». Я создал новый аккаунт в инстаграм, придумал логотип, и начал выкладывать разные фото. Как такового спроса не было.. писали, спрашивали, но все ограничивалось редкими сообщениями в директ, «Очень красиво, сколько стоит?» и на этом всё. Ну раз я снял гараж, купил хоть что-то из оборудования — нужно что-то делать, хотя бы для себя, набивать руку, изучать нюансы (которых оказалось немало).Первым моим изделием стал настенный светильник в спальню. Я до этого достаточно долго искал двухрежимный светильник, который бы вписался в интерьер комнаты — но ничего более менее приличного так и не нашел. В общем из каких-то остатков оргстекла и старых валяющихся оснований сделал то что мне было нужно:
В инсте написали, что хотят заказать 6 штук, готовы оплатить 100% приедет заберет курьер, какая-то сложная схема предоплаты, короче прислали ссылку для ввода данных банковской карты. Я уж было обрадовался заказу, а тут очевидно, что тупо хотят обнулить мою карту.
Потом я случайно наткнулся на аккаунт в инстаграм, где делают панно из квадратных спилов, и вроде как они пользуются спросом. Я решил делать примерно тоже самое, но с сюжетом. Выбор пал на Джоконду. Для составления схемы изображения и подсчета элементов по цветам я скачал на телефон приложение для вышивания крестиком, которая преобразует любое фото в схему. А там уже можно настраивать размер, и количество цветов по желанию. Определив 5 базовых цветов и количество элементов, всё это распечатал и приступил.
Стоит отметить, что гараж тогда не отапливался, а на дворе был февраль. В таких условиях мне нужно было напилить более 1500 элементов, потом их пересчитать по группам, каждый проморить, и далее по схеме собрать в панно. Я уже не помню всех подробностей, но эта работа научила меня многому, в частности что следует соблюдать инструкции на этикетках, и что ни при каких обстоятельствах нельзя смешивать синтетические морилки и органические масла). Если коротко — то эту работу я проделал дважды)
Особым спросом эта работа тоже не пользовалась, хотя я был уверен, что спрос будет. Во первых на рынке не было аналогов, во вторых можно было изготавливать в таком стиле что угодно, фото людей, как идея для подарка, например. Я даже сделал схемы из нескольких известных личностей: Че Гевара, Монро, Эйнштейн.
Работой заинтересовалось несколько салонов красоты, и снова дальше «Классно, сколько стоит» дело не пошло. На целых 2 месяца, до наступления тепла, я вообще почти не ходил в мастерскую, к тому же появилось много других забот. С момента потепления, где-то с апреля, работать стало гораздо комфортнее, и я начал проводить в мастерской значительно больше времени, не столько для заработка, сколько для себя. Я сделал ставку на светильники из дерева. Старался придумывать что-то новое (или воровать идеи) — просто делал. В какой-то момент я решил больше не вкладываться в это дело, и напоследок, из обрезков, за час с небольшим сделал банальный и простой светильник.
Выложил его в инсту, и решил дополнительно выложить на авито.
Через два дня я получил первый свой заказ на два таких светильника. Мне без вопросов перевели предоплату, и я изготовил все в лучшем виде уже на следующий день. Еще через неделю заказали еще 6 штук, но уже в настенном варианте, какая-то пиццерия. Тоже без проблем перевели предоплату, и в срок получили свой заказ.
Энтузиазма прибавилось, и я начал понимать что нужно потребителю — как можно проще, и как можно функциональнее. Увидев на каком-то зарубежном сайте полки-рамки я решил их сделать для себя, пока было время. После изготовления выложил фото в инсту и на авито. И буквально спустя неделю пошли заказики.
Я уж не знаю чем так зацепили эти полки — но их действительно стали брать систематически, даже были периоды, когда я переносил новые заказы на неделю. Я несколько раз повышал цену — спрос не падал.
В какой-то момент я понял, что можно в качестве допов предлагать что-то еще. И таким образом распродал почти все светильники, которые делал до этого, и которые не пользовались спросом. Также придумал аксессуары, которые к этим полкам «просились», дополняли композицию. Таким образом я иногда увеличивал изначальный чек до 2,5 раз.
В общем как-то худо-бедно я получаю заказы, есть более-менее стабильный доход. Больше всего мне нравится работать c салонами и прочими заведениями. Они не «делают голову», никогда не клянчат скидки и в общем-то почти всегда что-то дозаказывают. Некоторые заказывают повторно.
Но зима вносит свои коррективы. Гаражное производство в мороз — это вообще особый процесс и танцы с бубном, который я опишу позже (если аудитории будет интересно).
Перед новым годом сделал себе подарочек — печать с логотипом. Теперь мои изделия уезжают к заказчику с фирменной бирочкой.)
Мысли по поводу развития.
Если есть спрос — это направление нужно развивать. И я столкнулся с целым рядом проблем)
Во первых помещение. Гараж — это хорошо. А теплый гараж — это то, что нужно будет сделать этим летом). Зимой работать достаточно сложно, в разы сложнее чем летом. В идеале найти бы недорогое помещение под подобные нужды, но… короче пока не получится.
Второй момент — я не очень хорошо фоткаю изделия. Изделия очень хорошо смотрятся в интерьере на своих, а у меня они все однообразные на фоне кирпичной стены. Заказчики присылают фото своих изделий редко, и иногда присылают такое, что в общем это не стоит выкладывать.
В какой-то момент я подумал над видеоблогингом в этом направлении, но понял, что гламурный лоск, который преобладает у подобных каналов на заднем плане ну никак не вяжется с реальным рабочим процессом. Когда ты изготавливаешь изделие — это пыль, опилки, разбросанные инструменты, мат и вообще полный трэш. Как я понял DIY блог и хоть какое-то производство — это разные миры, разные мастерские. Возможно я ошибаюсь, т.к. выложенное мое личное фото в инсте, где я в пыли и краске на фоне бардака набрало больше лайков, чем изделия)
Еще одной весьма серьезной проблемой стала покупка материала. Должен сказать, что помимо того, что цены на дерево взлетели, как только я начал заниматься столяркой, так еще и качество оставляет желать лучшего! Можно на базе провести больше часа в поисках нормальной деревяшки. Я готов платить больше, но сейчас под сортом «А» предлагается в лучшем случае «АВ».
Ну и само собой я понимаю, что когда-то нужно будет что-то кому-то делегировать, и желательно по максимуму, и это наверное самая большая проблема — у меня есть дурацкая установка по жизни «лучше меня никто не сделает!», а это никак не бьется с тем, что в сутках всего 24 часа, и иногда еще нужно спать!
Ну, а почему бы и нет? Ну, нет — так нет ))) Однако, это была шутка юмора. На самом деле ответ на вопрос из заголовка таков:
Да, мои дорогие, на хоббийной столярке можно и даже нужно зарабатывать. Какое полезное и выгодное хобби, оказывается.
Ничего в этом странного, страшного или зазорного нет. Ко мне обращаются соседи, родственники, даже родители. Родителям и брату я конечно же делаю бесплатно. А вот всем остальным … за пильмени, фигурально выражаясь, по обоюдному согласию и решению сторон.
Вроде бы банальная вещь, но работает. А ведь иначе то и быть не может.
Не надо здесь делать из мухи слона или пускаться в дебри экономических теорий и бизнесформулировок. Всё намного и намного проще. И лежит на поверхности.
Естественно, нужно при таких «заработках» чтить уголовный кодекс и не зарываться. И все будут довольны и всё будет в порядке.
Хотя встречал даже в своей небольшой столярной практике вот такой подвыподверт «я не могу с людей за свою столярку деньги брать»… Ну, в таком случае конечно речь ни о каких заработках идти не может, ибо человек просто не хочет сам. И … он имеет право. Но этот пример ни в коей мере не говорит о том что на хоббийке нельзя зарабатывать. Понимаете?
Идём дальше. Сама по себе частная столярка уже подразумевает заработок. Любая даже простая табуретка стоит дороже, чем сделанная своими руками. Вы сэкономили деньги на покупке новой табуретки, сделав её своими руками … чем не заработок? Да, это не ваша месячная зарплата с основного места работы, но тем не менее.
Так, что куда не кинь, а как только начал что-то делать своими руками сразу пошли заработки. Вот он правильный взгляд на хоббийную столярку 👌
Честь имею 🖐️
Сколько в Санкт-Петербурге деревянных мастерских? Около сотни. Но сколько из них выходит на прибыль, да еще является не просто «столяркой», а проектом с собственной концепцией и подходом к делу? Такие уникальные производства только начинают появляться на российском рынке мебели. В их числе – деревянная мастерская «Фактура».
Бизнес по интересам
Тяжела доля мастерских в России – маленьким производствам приходится бороться с кризисами, крупными мебельными фабриками, производственным дефицитом и со стереотипами населения. Такой бизнес делается вопреки всему! Просто потому, что от своего призвания не отказываются. Но с каждым годом тренд на hand-made и дизайнерскую мебель только растет, и если за границей такие мастерские открываются на каждом шагу и пользуются бешеным спросом, то в России им приходится не только выживать, но и бороться с постсоветским взглядом на дизайн интерьеров.
Во главе мастерской «Фактура», которая создает мебель и декор для баров, салонов, городских пространств и частных интерьеров, стоит Станислав Южин, как говорят, человек с «золотыми руками». Что удивительно, бизнес он начинал в 2014 году, когда в стране грянул кризис и даже крупные производства ощущали на себе его последствия. С тех пор мастерская появляется на маркетах в Москве и Петербурге, создает мебель для Julia Child Bistro, магазина SHU, магазина «Птенцы маркет», продает кроватку-трансформер в «Этажах» и производит десятки предметов декора.
Любовь к дереву и дизайну была привита Станиславу с детства: приходилось помогать отцу и баню из сруба строить, и ремонтом заниматься. К диплому по архитектуре и дизайну интерьеров добавился опыт работы дизайнером корпусной мебели, монтажником автоматических систем.
Станислав Южин: «Когда я с семьей решил переехать в Питер, то понял, я хочу видеть свою работу вживую, как бы ощущать ее. Устроился на работу на частную судовую верфь, которая строила моторные катера и яхты премиум-класса. Два года я оттачивал свое мастерство, учился на своих ошибках».
Производственный коллапс
С приходом кризиса спрос на яхты упал и на судовой верфи начались проблемы с выплатами зарплат, люди находились в подвешенном состоянии. В этот момент Станислав решил уйти в вольное плавание и арендовал помещение – так появилась мастерская. В одиночку удавалось выполнять некоторые заказы для друзей и разных знакомых, параллельно пополняя арсенал инструментов и станков.
Станислав Южин: «Вначале было очень сложно! Трудности были со всех сторон: в финансовом плане, в производственном и в поиске первых клиентов. Было ощущение, что все зря. Но я не сдавался. Нужен был мозговой штурм».
С производственными проблемами сталкиваются абсолютно все мастерские и фабрики мебели. Во-первых, производство приходится открывать с нуля самостоятельно, если необходимо сделать что-либо не по шаблону, а найти дешевое помещение нужного размера и назначения непросто. Крупные фабрики, тысячами клепающие шкафы-купе и пластиковые столы, не способны даже за большие деньги воплотить идею дизайнера – качество будет весьма удручающим. В Европе иная ситуация, там даже студент-дизайнер может прийти на производство и изготовить тестовую партию стульев по своим эскизам, и производитель будет материально отвечать за качество.
Во-вторых, без опыта сложно рассчитать необходимое количество материалов, так что значительные издержки на первых порах неизбежны.
В мастерской не хватало станочных мощностей и первое время некоторые операции приходилось делать через соседнее производство, но с появлением станков можно было рассчитывать на себя. Были сложности в сферах разработки заказа, в непонимании количества материала, в неправильных расчетах – все это приводило к большим издержкам.
Спрос на уникальные вещи
В стране есть несколько мастерских, которые доросли до цехов и шоу-румов. Все они находятся в Москве и плотно сотрудничают с дизайнерами интерьеров и интернет-магазинами мебели. В их раскрутке нет ничего особенного: красивый сайт-магазин, активная жизнь в социальных сетях, визитки, партнерство с дизайнерами и выкладывание фотографий готовых изделий. Проверено, что заказы приходят в основном через социальные сети «ВКонтакте» и «Инстаграм».
Станислав Южин: «Для того чтобы получить первых клиентов, я попросил всех друзей и знакомых распространять информацию о том, чем я занимаюсь, напечатал много визиток и рассказывал о себе даже в продуктовом магазине, завел аккаунты в социальных сетях, купил сайт».
Первым крупным заказом мастерской стал салон красоты «Заклинатель волос». Наталья, владелица салона, нашла ребят через социальные сети и доверила полное оснащение нового помещения. Для салона красоты были изготовлены: стойка ресепшн, гримерные зеркала и полки для мастеров. Заказчику очень понравилось качество работы, а мастерская добавила в портфолио впечатляющие фотографии салона. После публикации интерьера в социальных сетях на маленькое производство посыпались заказы от разных заведений и магазинов.
Сейчас, как и два года назад, изготовление оборудования из массива дерева для маленьких магазинчиков, кафе и ресторанов является основным направлением деятельности мастерской. Еще бы, ведь люди могут зайти в заведение и оценить работу мастеров лично, к тому же такие заказы интереснее и выгоднее изготовления единичных мелких предметов. Стеллажами из IKEA уже никого не удивишь, а европейская дизайнерская мебель подорожала в 1,5-2 раза. А людям, как никогда, хочется окружать себя уникальными качественными предметами мебели из натуральных материалов. Даже с учетом снижения доходов населения спрос на продукцию мелких мастерских превышает предложение, поэтому импортозамещение как нельзя кстати. Отношения покупателя и исполнителя тоже складываются по-особенному: мастерская не делает массовый товар и не стремится впарить его потребителю. Наоборот, она производит именно то, что нужно конкретному человеку, общаясь с каждым покупателем, как с другом.
Станислав Южин: «Завершая заказ, мы остаемся на связи с заказчиками. Секретом успеха в работе с клиентами является постоянный контакт и поддержка проекта даже после его завершения».
Станислав и несколько его мастеров и единомышленников работают на своем производстве с 10:00 до 19:30. Собравшись утром, начинается обсуждение новых идей и задач на сегодняшний день, составляется план закупок. В течение дня Станислав общается с клиентами, посматривает за социальными сетями, осуществляет закупку материалов и расходников, принимает новые заказы, отвечает на письма, разрабатывает новые проекты и пристально следит за производством. В конце дня команда тщательно убирает рабочие места, избавляется от мусора и подводит итоги.
Советы для отчаянных
Людям, решившим посвятить себя столярному делу, да и вообще любым молодым предпринимателям, Станислав Южин советует усвоить несколько правил успешного бизнеса:
- Ставь себе великие цели и мысли глобально.
- Успех вашего бизнеса зависит только от вас и ни от кого больше.
- Работать нужно на пределе своих возможностей.
- Постоянная связь с клиентом необходима, причем даже в нерабочее время и после выполнения заказа.
- Не бойтесь совершать ошибки, не скрывайте их, а исправляйте.
- Если вам сложно, знайте, что будет еще сложнее. Не сдавайтесь!
- Получайте удовольствие! Если вы его не получаете, значит, это не ваш бизнес.
Столярное дело в цифрах
Стартовый капитал
150 тыс. рублей – такая сумма понадобилась, чтобы купить первый базовый инструмент и арендовать помещение на 2 месяца.
Период окупаемости
3 месяца.
Продвижение
Instagram, facebook, avito и собственный сайт factura-factory.com.
Ежемесячные расходы
Около 200 тыс. рублей: аренда помещения – 25 тыс. рублей; электроэнергия, отопление – 15 тыс. рублей; расходные материалы – 20-25 тыс. рублей; заработная плата – 85 тыс. рублей; реклама и другие расходы – 10-50 тыс. рублей.
Доходность
От 100 до 400 тыс. рублей в месяц.
Количество клиентов в месяц
Примерно 10-12 человек (мелкие и большие заказы).
Режим работы
Пн-пт, 10:00-19:30.
Сезонность
Обычно пик заказов приходится на осень и весну.
Персонал
4 человека.
Оборудование
Хорошее столярное оборудование очень дорого стоит, потому многие мастерские выбирают качественное б/у оборудование, причем нередко довольно старое, производства ГДР или СССР. Связано это с тем, что в то время промышленное оборудование было гораздо качественнее! Стоимость основного столярного оборудования может доходить до полумиллиона рублей. «Фактура» начинала с любительского оборудования, после которого нужно было много дорабатывать вручную, что увеличивало сроки производства. Сейчас у мастерской профессиональное дорогое оборудование. Нужно иметь в виду, что качественное столярное оборудование нелегко найти. На нашем рынке продавцы техники продают – «лишь бы продать», потому могут подсунуть низкокачественное оборудование.
Мастерская
Офис и мастерская находятся в одном месте, чтобы всегда можно было проверить производство, а также легче вносить изменения в собственные изделия.
Конкуренция
В нише столярного бизнеса конкуренция не ощущается, так как с таким отношением к клиенту, как у нас, производств в городе просто нет!
Целевая аудитория
Молодой бизнес, молодые семьи, дизайнеры интерьеров и их заказчики.