Когда к нам, в коммерческие организации, устраиваются новые специалисты, то как правило, и в голову не может прийти, что очередной новичок – это бывший чиновник. Обычно люди из коммерческой сферы идут в сектор государственного управления – это «правильная» схема, при которой обратный путь уже не предполагается (ну, если не считать Грефа и Сечина). Но не всегда же у людей все складывается гладко в жизни, всякое происходит. Вот и мы задумались, а вдруг к вам или к нам в компанию завтра «постучится» бывший муниципальный депутат и изъявит желание работать бухгалтером или руководителем отдела продаж? Как говорится, чем черт не шутит, правда?
Но, как оказалось на деле, не все так просто. Те, кто напрямую или хотя бы косвенно знаком с этой темой знают, что с бывшими государственными служащими (депутатами и полицейскими в том числе) директора предпочитают лишний раз не связываться. Почему? Вот как раз сейчас и узнаем.
То самое чувство, когда нужен именно чиновник
В наших заметках мы неоднократно обращались к кадровой теме, в частности, раскрывали вопрос грамотного подбора персонала. В каждой из них мы приходили к выводу, что найти действительно хорошего специалиста, который бы великолепно влился бы в коллектив, превосходно и быстро делал свою работу, а также обладал большинством положительных качеств личности – это задача не из легких. Многие HR-менеджеры, которые занимаются именно тщательным
подбором персонала, хорошо знают, какой это труд. Он сравним с промывкой многих тонн руды ради нескольких граммов чистого золота.
И вот представьте себе ситуацию – есть некий кандидат на должность. Он блестящий руководитель, он нравится всем, он обладает огромным багажом знаний и опытом практической работы. Но вот беда – его предыдущее место работы было в местной администрации. Так сказать, решал административно-хозяйственные вопросы. Благо, наш герой оказался честным и порядочным человеком – еще до ознакомления с его трудовой книжкой, он сразу сообщил, где работал раньше. На вопрос, почему он ушел оттуда, заявил, что захотел начать жизнь с чистого листа. Порыв неплохой, не так ли?
Однако, это может вызвать некоторые вопросы к бывшему чиновнику и процедура его трудоустройства будет отличаться от случая с «простыми смертными».
Обязательный запрос
Согласно текущему законодательству, на этапе собеседования компания, являющаяся будущим работодателям бывшего чиновника, обязана сделать запрос в то министерство или ведомство, откуда он прибыл. Дело в том, что на сегодняшний день существует Указ Президента РФ от 21.07.2010 N 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции», который является своеобразным ориентиром для проверяющих органов. В частности, какие-то должности предполагают запрет на трудоустройство в коммерческих организациях, а какие-то нет. Найти полную
информацию об этом в открытых источниках практически не возможно. Почему? Это, как говорится, вопрос не к нам. Видимо, у этой процедуры есть определенная доля секретности. Во всяком случае, компания обязана сделать этот запрос и дождаться ответа.
Вообще большинство государственных должностей (руководящего звена) предполагают запрет на трудоустройство в коммерческой организации сроком не более 2-х лет с момента увольнения или снятия с последней должности. Получается, что если человек и попадает в государственный сектор, то уйти из него – это найти себе определенный ряд трудностей. На что, скажите, ему жить в течение этих двух лет? Правильно – на то, что успел «наворовать». Извините, вырвалось…
В случае отказа
Теоретически бывший чиновник имеет возможность обжаловать отказ в трудоустройстве, правда, для этого потребуется обращаться в суд, потратить деньги на адвоката, госпошлину и т.д. Стоит ли оно того? Проблема заключается в том, что у человека не всегда может иметься на руках достоверная информация о том, имеет ли он право работать в коммерческом секторе или нет. Собственно, поэтому некоторые бывшие «чинуши» вынуждены искать себя на поприще частного предпринимательства, хотя и здесь есть свои препоны.
Другое дело, когда государственный служащий наверняка знает о том, что у него возникнут проблемы с трудоустройством. Яркий тому пример – бывшие сотрудники полиции. Как известно, им трудно устроиться даже охранниками и это при том, что по своим физическим и моральным качествам они должны максимально точно подходить под описание идеального «защитника».
Для тех, кто не знает – все проблемы с их трудоустройством связаны с определенной долей опаски. Во-первых, работодатели наверняка не могут знать, вдруг он (бывший полицейский), не разорвал окончательно отношения со своими предыдущими начальниками и, в случае острой необходимости, воспользуется старыми связями и не в пользу компании. Во-вторых, многие директора не исключают коррупционной составляющей, а именно проблем с проверяющими органами. И не дай Бог, чтобы у такого «полисмена» была зарплата в районе 100 тысяч рублей и фирма выигрывала госконтракты – могут заподозрить в сговоре. Спрашивается, зачем эти проблемы нужны директору? В-третьих (и это самое главное), имеет место стереотип, что бывшие полицейские – это люди не самые благонадежные. Чего греха таить, блюстителей закона у нас в стране не больно-то любят…
Выход из положения
Казалось бы, стоит только чиновнику покинуть свое кресло и искать работу среди «простых смертных», как его моментально начинают окружать тысячи напастей, того гляди – пропадет человек. Однако не все так плохо, как может показаться на первый взгляд, ибо чиновник-чиновнику – рознь. У нас на памяти есть много примеров, когда бывшие следователи, например, открывали свои адвокатские кабинеты. С одним из них у нас состоялся телефонный разговор. Кстати, ему мы предоставили доступ к 1С Онлайн и он очень доволен качеством работы:
«До 2013 года я работал в Следственном управлении МВД по Тульской области. Дело шло хорошо, но покинул Органы я после того, как вышел на пенсию. По образованию я юрист, у меня есть опыт сыскной деятельности и богатый «жизненный» опыт. Я хорошо знаком с тем, как организуется следствие и функционирует прокуратура. Собственно, поэтому я не увидел для себя причин оставаться в стороне от происходящего и решил стать адвокатом».
- Насколько мне известно, в Вашем кабинете работает еще несколько человек. Они то же из Органов?
«Нет, это не так, из МВД только я один».
- «Скажите, а Вы не пробовали устроиться на работу в коммерческую организацию? Говорят, что у бывших чиновников с этим может возникнуть много неоправданных проблем».
«Не пробовал, но о подобном слышал не один раз. Дело все в этих запросах по последнему месту работы. Если человек ушел «проблемно», то его могут попросту развернуть, хотя это незаконно. Есть указ президента, в котором есть намек на «запретные» должности, но все же их немного. Считаю, что все эти проблемы больше надуманы, чем есть на самом деле».
- Что Вы могли бы посоветовать тем, кто ранее трудился на государственной службе, а сейчас ищет себя в коммерческом секторе.
«В первую очередь, я бы посоветовал им не гнушаться своего прошлого. Простите, что так грубо, но это действительно бывает. Плюс хочу пожелать им больше уверенности в своих силах. Ну, и, конечно, чтобы они помнили о конкуренции. Если ты хороший специалист, знаток своего дела, то едва ли найдутся какие-то серьезные преграды для начала работы».
Вот, в общем-то то, что нам сказал бывший следователь и нынешний адвокат. Если специалист хороший, проблем возникнуть не должно. Но они, к сожалению, возникают и довольно часто. Как быть в этом случае? Видимо, самый лучший выход из положения – это обратиться за помощью к нему самому, как к независимому защитнику прав и свобод граждан…
Но все же это полбеды. Другое дело, когда бухгалтеру, работавшему в бюджетной организации, приходится переучиваться на «частника». Благо, с помощью 1С Онлайн адаптироваться к новым условиям будет куда легче. Быстрый, удобный в работе и недорогой в обслуживании сервис станет надежным помощником. Воспользуйтесь бесплатным доступом на 14 дней и оцените все его преимущества!
Когда осознаешь это, возникает только один вопрос: «Почему у бывших госслужащих столько проблем»? На самом деле, если задуматься, у это есть ряд небеспочвенных оснований. В первую очередь, это может быть связано с коррупционной составляющей, о которой мы говорили. Формально человек уже никак не связан с госбюджетом, но связи в кругах чиновничьего аппарата у него, скорее всего остались. Плюс к этому в течение последующих двух лет после увольнения он может владеть тайной информацией, которую не следовало бы распространять в коммерческих кругах. Однако это не более, чем наши скромные предположения.
Выводы
На основе всего вышеизложенного мы приходим к выводу, что прием на работу бывших государственных служащих – процесс хлопотный и, к сожалению, не всегда оправданный. Следовательно, если на вакансию откликается чиновник в прошлом, следовало бы несколько раз подумать над тем, брать его на работу или нет. Здесь же не стоит забывать о том, что некоторые вакансии хочется закрыть как можно быстро, а в случае с госслужащими необходимо направлять запрос в министерство или ведомство, так потом еще ждать ответа.
Благодарим за внимание и до скорого!
Если нанять бывшего госслужащего или заказать у него услуги, не уведомив госорган, где он работал, можно получить штраф до 500 тыс. рублей.
Расскажем в статье, как узнать, что вы принимаете на работу госслужащего, и уведомить его бывшего работодателя.
Из этой статьи вы узнаете:
- Что и почему обязаны сделать бывший госслужащий и его новый работодатель.
- Ответственность за прием на работу бывшего госслужащего без ведома прошлого работодателя.
- Как узнать, что человек работал на госслужбе.
- Как составить уведомление для бывшего работодателя.
- Что запомнить, если нанимаете госслужащего.
Что и почему обязаны сделать бывший госслужащий и его новый работодатель
В России действует закон о противодействии коррупции. Чтобы исключить коррупционные риски, за трудовой деятельностью бывших госслужащих следит прокуратура. Узнать о том, чем они занимаются, она может различными способами, например сделать запрос в Пенсионный фонд или налоговую службу.
Закон касается как государственных, так и муниципальных служащих. Государственные служащие — это, например, налоговый инспектор, полицейский. Муниципальные служащие — специалист ЗАГСа или отдела администрации по социальной политике.
Согласно статье 64.1 ТК РФ, госслужащие в течение двух лет после увольнения обязаны сообщать новому работодателю, что работали в госорганах. А новый работодатель, в свою очередь, должен в течение 10 дней сообщить в госорганы о том, что теперь их сотрудник будет работать у него.
Даже если новая работа не связана со старой, нужно направлять уведомление. Например, когда специалист Росстата устраивается воспитателем в детсад или судебный пристав хочет стать автомехаником.
Но это касается только тех госслужащих, чья должность входит в специальный перечень. Единого документа с конкретным перечислением таких должностей нет. Кроме базового указа Президента № 557, в каждом ведомстве есть свои, расширенные списки. Они обычно публикуются на официальных сайтах госструктур в разделе «Документы». Например, в ФССП действует внутренний приказ с перечнем таких должностей.
Обычно госслужащий при увольнении подписывает специальную форму и знает, входит ли его должность в перечень или нет. Можно узнать у него, но лучше перестраховаться, чтобы не ходить по судам и избежать вопросов из прокуратуры. Если кандидат за предыдущие два года работал в какой-нибудь государственной или муниципальной структуре, стоит на всякий случай уведомить его бывшего работодателя.
Если его должности в перечне не было, а вы отправили уведомление — ничего страшного, нарушением закона это не будет. А вот если понадеялись, что должность не попадает в перечень, и не отправили уведомление в госорган, а на самом деле она в перечне есть, то получите штраф.
Обстоятельства, при которых нужно уведомлять бывшего работодателя, указаны в статье 12 закона № 273-ФЗ.
Эта статья гласит, что при заключении трудового договора должны одновременно выполняться такие условия:
- после увольнения с госслужбы прошло менее двух лет;
- должность служащего входит в специальный перечень.
Размер зарплаты может быть любым, хоть 10 тыс. рублей в месяц. Если условия выше выполняются, нужно направлять уведомление.
Например, строительная фирма принимает монтажника, который в прошлом году уволился с должности начальника патрульной службы ГИБДД. Должность входит в перечень из указа Президента № 557, с момента увольнения прошло менее двух лет — значит, новый работодатель обязан уведомить предыдущего о трудоустройстве госслужащего.
При заключении договора ГПХ должны одновременно выполняться такие условия:
- после увольнения прошло менее двух лет;
- должность служащего входит в специальный перечень;
- размер вознаграждения больше 100 тыс. рублей в месяц (даже если договор заключен на срок меньше месяца).
К договорам ГПХ относятся договоры подряда, хранения, поручения, перевозки и другие.
Месяц считается с момента заключения договора: если договор заключен, например, 10 сентября, то месяц считается до 10 октября.
Например, компания заказала дизайн у фрилансера, который год назад работал специалистом в пенсионном фонде. Он выполнит работу за месяц и получит за нее 110 тыс. рублей. Об этом нужно уведомить бывшего работодателя.
Другой пример. Компания заключила договор ГПХ с электриком на ремонт оборудования, по которому он будет получать 20 тыс. рублей в месяц. Электрик полгода назад уволился из МЧС, его должность входит в перечень. Но одно из условий не выполняется: вознаграждение по ГПХ меньше 100 тыс. рублей в месяц. Значит, уведомлять прошлого работодателя не нужно.
После того как новый работодатель направил уведомление, Комиссия по урегулированию конфликта интересов рассматривает его и решает, можно ли ему сотрудничать с конкретным бывшим госслужащим. Такая комиссия есть в каждом госоргане. В ее состав входит заместитель руководителя и другие служащие. Основная задача комиссии — предотвращение коррупции.
Ждать решения комиссии необязательно, но, если придет отказ, придется разорвать договор (п. 11 статья 77 ТК РФ).
Если в прежние обязанности госслужащего входили функции госконтроля за организацией, то перед трудоустройством в частную фирму он должен был сам дополнительно получить разрешение от Комиссии. Например, когда налоговый инспектор устраивается бухгалтером или сотрудник антимонопольной службы устраивается в отдел снабжения.
Но новый работодатель все равно должен отправить уведомление, даже если у госслужащего есть это разрешение (письмо Минтруда РФ от 11.05.2017 № 18-4/10/П-2943).
Ответственность за прием на работу бывшего госслужащего без ведома прошлого работодателя
Сообщать о приеме на работу бывшего госслужащего должны как организации, индивидуальные предприниматели, так и физлица — адвокаты и нотариусы, которые занимаются частной практикой (Постановление Пленума Верховного Суда № 46). Про самозанятых и обычных физлиц в законе не сказано.
Например, компания наняла юриста, который недавно работал следователем в полиции. Уведомить предыдущего работодателя в данном случае обязан генеральный директор.
Или предприниматель заключил договор ГПХ на разработку приложения с фрилансером, который год назад уволился из Роспотребнадзора. Уведомить бывшего работодателя должен предприниматель как заказчик услуг.
Работодателя или заказчика услуг, который наймет бывшего госслужащего и не уведомит об этом госорган, могут оштрафовать по статье 19.29 КоАП.
Штрафы немалые: для должностных лиц — 20–50 тыс. рублей, для юрлиц — 100–500 тысяч.
Пример № 1: Таганрогский городской суд, дело № 12-135/2020
Организация с уставным капиталом 10 тыс. рублей приняла на работу бывшего госслужащего и не уведомила об этом его предыдущего работодателя. Прокуратура возбудила административное дело. В суде представитель директора просил снизить штраф, ссылаясь на сложное финансовое положение.
Городской суд согласился с мировым и оштрафовал организацию на 100 тыс. рублей.
Пример № 2: Самарский районный суд, дело № 12-218/2020
Охранная фирма приняла на работу бывшего судебного пристава. Директор решил не уведомлять предыдущего работодателя, так как через неделю работник уже уволился. Такие доводы судью не убедили, и директора оштрафовали на 20 тыс. рублей.
Пример № 3: Воскресенский городской суд Московской области, дело № 12-211/2019
Организация приняла человека на должность слесаря, который ранее работал в полиции. При заключении трудового договора уведомление не направила. Итог: штраф 50 тыс. рублей.
Максимум, что грозит госслужащему, который не сообщил новому работодателю о своем месте службы, — это увольнение или расторжение договора ГПХ (ст. 12 закона № 273-ФЗ). Других санкций законом не предусмотрено.
Как узнать, что человек работал на госслужбе
Некоторые госслужащие могут случайно или намеренно скрыть свое прошлое при приеме на работу или заключении договора. Им за это ничего не будет, а новый работодатель получит штраф, когда все вскроется.
Задача работодателя сделать все возможное, чтобы устно или письменно получить у самого кандидата ответ, работал ли он в госорганах за последние два года. Самый простой способ узнать это — изучить записи в трудовой книжке. Если за два последних года есть упоминания о каких-либо государственных или муниципальных структурах и должность входит в специальный перечень, нужно направлять уведомление.
Но трудовую книжку предъявляют не всегда. Например, она не нужна при заключении договора ГПХ или оформлении работника по совместительству. В таком случае можно попросить человека заполнить анкету, где отдельным вопросом попросить указать, состоял ли он ранее на государственной или муниципальной службе. Кроме того, можно попросить его написать заявление о том, что за два предшествующих года он не работал на госслужбе.
Все эти документы помогут оспорить штраф в суде.
Если кандидат на должность не сообщит в анкете о том, что он является бывшим госслужащим, при этом в его трудовой книжке, военном билете не будет упоминаний о госструктурах, компанию не оштрафуют (п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда № 46).
Пример из судебной практики: Московский районный суд Санкт-Петербурга, дело № 12-1049/2019.
Компания приняла на работу по совместительству бывшего госслужащего — начальника воинской части. При трудоустройстве он умолчал о своей прошлой деятельности и не показал трудовую книжку. Компания узнала, что приняла бывшего госслужащего, только после того, как получила письмо из военной прокуратуры.
Мировой суд оштрафовал компанию на 100 тыс. рублей.
Компания пыталась оспорить решение и привела в суд работника. Он подтвердил, что не сообщал о госслужбе и не показывал трудовую книжку. Районный суд встал на сторону нового работодателя и отменил штраф.
Как составить уведомление для бывшего работодателя
Уведомление составляется письменно в произвольной форме. Установленного бланка нет.
В уведомлении нужно указать (Постановление Правительства № 29):
- паспортные данные бывшего госслужащего;
- должность государственной или муниципальной службы, которую он занимал. Заполняется по данным из трудовой книжки, кандидат подтверждает их устно;
- наименование организации;
- дату заключения трудового договора или договора ГПХ;
- название должности и основные обязанности;
- размер вознаграждения и описание работы (для договора ГПХ).
Уведомление нужно направить в отдел кадров органа, где работал госслужащий. На это закон дает 10 календарных дней со дня подписания трудового договора, договора ГПХ или фактического начала трудовой деятельности. Иначе — штраф.
Отнести уведомление можно лично или отправить почтой заказным письмом с уведомлением о вручении.
Уведомление о приеме на работу бывшего государственного или муниципального служащего. Бланк с сайта «КонсультантПлюс»
Что запомнить, если нанимаете госслужащего
1. При приеме на работу бывшего государственного или муниципального служащего нужно уведомлять предыдущего работодателя. Но для этого должны одновременно выполняться некоторые условия.
При заключении трудового договора:
- с момента увольнения с госслужбы прошло менее двух лет;
- должность входит в специальный перечень;
- размер зарплаты на новом месте не важен.
При заключении договора ГПХ:
- с момента увольнения с госслужбы прошло менее двух лет;
- должность входит в специальный перечень;
- размер вознаграждения по договору больше 100 тыс. рублей (даже если договор заключен на срок менее месяца).
2. Понять, входит ли должность госслужащего в специальный перечень или нет, довольно сложно. Поэтому, если человек работал в какой-нибудь госструктуре и выполняются другие условия, лучше перестраховаться и уведомить прошлого работодателя на всякий случай.
3. Бывший служащий может не сообщить сам о прошлом месте службы. Попросите кандидата заполнить анкету или написать отдельное заявление, где он подтвердит, что не работал на государственной или муниципальной службе последние два года. Эти документы помогут избежать штрафа.
4. Направить уведомление нужно не позднее 10 календарных дней с момента заключения трудового договора, договора ГПХ или фактического начала работы.
5. Все уведомления проходят через Комиссию по урегулированию конфликта интересов. Если она выдаст отказ, придется разорвать договор с бывшим госслужащим.
6. Госслужащие, которые выполняли функции госконтроля, могли перед трудоустройством заранее получить разрешение. Но новый работодатель все равно должен направить уведомление.
7. Если работодатель вовремя не сообщит о том, что принял на работу бывшего госслужащего, или заказчик услуг — что заключил с ним договор ГПХ, то их оштрафуют. Самому госслужащему максимум грозит расторжение договора.
«И как же ты это представляешь? А кто будет за тебя работать? Ты же предаёшь семью» — это первые слова моего руководителя на фразу о возможном уходе.
Здравствуйте, меня зовут Михаил, и я бюджетник. Программист, который смог вырасти от простого джуна-программиста до начальника отдела разработки ИС. К такому долгому карьерному росту я шёл целых 8 лет, благодаря которым я нашёл несколько хороших друзей и приятелей, классный коллектив, да и просто вырос от зеленого студента до руководителя (наверное даже очень неплохого). При этом было много НО. Именно о таких НО и пойдёт речь.
1. Работа — это семья
Моя начальница всё время повторяла, что перед коллективом у меня есть обязательства. Нужно держаться вместе, у нас же общая задача, да и вообще мы видимся чаще, чем с женами и детьми.
«Ты что, собрался подставлять своих коллег? Ты представляешь как они на это посмотрят?» — Эти слова идут в самом первом эшелоне менеджерских уловок, чтобы удержать сотрудника и надавить на его совесть и ответственность.
Не нужно относиться к работе как к семье, иначе семья скоро превратится в работу, с которой тебя выпнут.
2. Никто не работает за деньги
Постоянная дилемма стал ли ты уже хорошим специалистом, который уже хочет начать зарабатывать, или ты всё ещё зеленый студент? Вдруг найдётся куча специалистов, работающих в разы лучше чем ты?
«За такую зарплату найдётся куча студентов, они и за 10 тысяч готовы работать, а ты тут выпендриваешься» — такие слова я несколько раз слышал от самого вышестоящего руководства. Для них мой опыт никак не должен коррелироваться с заработной платой. В интернете много мемов про работу it’шников в гос. предприятиях, наверное многие видели их. Когда за 20 тысяч тебе надо работать сверхурочно и знать всё подряд.
Могу сказать, что к зп в 80 тысяч я шёл 8 лет. По 10 тысяч в год. Многие работники вне ИТУ всегда говорили, что у нас огромные зарплаты. Конечно если сравнить с их зарплатой 25-30 тысяч то да, у нас большие зарплаты. А по рынку России это практически ничего. Рабский труд.
Мы всегда думали что вот-вот и всё будет хорошо, сейчас закончим план и заживём. Но этого не происходило. И не произойдёт.
Нужно жить сегодняшним днём, чтобы завтра было лучше. Доллар же растёт как никак, а зарплаты не особо.
3. Если у тебя нет работников — делай работу за них сам
Этот пункт меня бесил всегда больше всего. При утвержденном плане работ на год постоянно приходилось делать работы сверх плана. Всегда что-то произойдёт, постоянно придётся искать новые варианты решения и ресурсы, которых нет.
В таком случае начальство говорило «Значит ты плохо работаешь, если вы не успеваете. Меня не волнует как, но ты обязан всё сделать в утвержденный срок. Иначе у тебя будут проблемы.» И мне покорно приходилось садиться и программировать, тестировать, внедрять, описывать процесс. В общем совмещать в себе и молодого юнца с лапками, и горохового шута с дудкой, и факира, который успокаивает злых пользователей.
Если Вас заставляют делать работу за других — это проблема вашего руководства, т.к именно начальник не подумал о ресурсах и сроках. Перекидывание ответственности на своих подчиненных — это нюанс работы в гос предприятии.
4. Ты никому не нужен, кроме нашего предприятия.
Такую мысль моё начальство всовывала в головы с самого начала работы. Где родился — так и пригодился. Зачем искать что-то другое, если тут все уже родные, свой город, свой коллектив. Хочешь вот тебе денек свободный, отдохни, но если вдруг что произойдёт — тебе придётся неделю отрабатывать после работы.
Я могу сказать, что после 4 лет работы я уже стал специалистом, готовым идти дальше. Все айтишники постоянно думают, что они много чего не знают и их опыт вообще ничего не значит. Все люди боятся проходить собеседования, делиться своими знаниями и опытом. А вдруг скажут, что я не подхожу, что я так и останусь у разбитого корыта один одинешенек.
Нужно искоренять в себе это чувство постоянной низкой самооценки. Вы же не просто так сидите на рабочем месте, Вам ведь за что-то платят деньги. Хотя может на гос службе и находится очень много людей, плюющих в потолок, но это ведь не про Вас, верно?
5. Ты что устал? Выгорел? А каково мне? Думаешь мне легче?
Такое прошёл не только я, но и все сотрудники, которые уходили. На собственном опыте могу сказать, что люди, которые были ответственными — будут такими всегда. Не может быть, чтоб человек проснулся и резко стал ленивым и безалаберным. Скорее всего человек просто выгорел из-за постоянного стресса и ему не нравятся условия работы.
Не ведитесь на менеджерские уловки, которые пытаются достучаться до твоей совести. По аналогичной ситуации работает пропаганда на государственных каналах. А в Африке вон вообще воды нет, а у вас есть отопление и водичка, чего возмущаетесь?
Когда я подал заявление на увольнение, моя начальница взвалила все проблемы управления на мои плечи. Я был виноват в том, что весь старый коллектив собрался и ушёл, что у нас нет замены, что я всех подвёл, а она хотела поставить меня на её место. Только нужно подождать. Может быть лет 5 и всё будет отлично. Мечта она вот здесь, только протяни руку и потерпи.
Вышла небольшая исповедь из собственных эмоций и внутренней злости. Но на губах есть сладкий привкус изменений, который заставляет кровь бурлить как в мои 18 лет.
Кем может работать госслужащий. Альтернатива после увольнения
Недавно проведенная реформа оптимизировала аппарат госслужащих. Это значит, что часть рабочих мест (порядка 30 тысяч) сократили, а некоторые ведомства были ликвидированы целиком (например, Роспечать или Россвязь). Как быть в такой ситуации? Куда идти бывшим государственным служащим? Попробуем разобраться и дать несколько советов.
Что делать, если вы попали под сокращение?
Во-первых, практически все должности государственной-гражданской службы являются конкурсными, а значит, ваш трудовой договор изначально имел свой срок окончания. Поэтому, устраиваясь на такую работу, нужно уже было быть готовыми к будущим переменам. Хотя сокращение, конечно, могло стать неприятной неожиданностью.
Во-вторых, госслужба дает отличный опыт и базу для дальнейшей работы и обучения. Древнеримский педагог Квинтилиан сказал одну замечательную фразу: «Учиться никогда не поздно». Поэтому стоит пересмотреть свои навыки и решить — стоит ли продолжать работу в том же направлении или переквалифицироваться.
Если вы решили менять квалификацию — присмотритесь к востребованным вакансиям. Есть такие, на которые спрос есть всегда.
Например, работодатели сейчас охотно подбирают специалистов на работу в Едином Реестре специалистов по закупкам в госсекторе.
Перспективное направление для обучения бывшим государственным служащим
Сфера вашей новой деятельности, если вы не хотите полностью сменить вектор работы, должна быть как-то связана с госслужбой. Поэтому одно из самых перспективных направлений для обучения — специалист в сфере государственных закупок.
Кто это такой? Это человек, работа которого связана с планированием, подготовкой и участием в конкурсах, аукционах и других закупочных процедурах, а также с процессами заключения, исполнения и расторжения госконтрактов.
Причем специалистом в сфере закупок можно быть как со стороны продавца, так и со стороны покупателя, везде одинаково нужны квалифицированные специалисты.
Как можно получить образование в сфере государственных закупок?
- Если вы уже работали с закупками или хотите освоить какую-то узкую нишу, например юрист в сфере закупок, то можно пройти курсы повышения квалификации от 72 до 120 часов и получить удостоверение о повышении квалификации, которое дает вам право идти работать в данную сферу;
- Если вы не имеете опыта работы в государственных закупках и хотите детально во всем разобраться, тогда лучше пройти курсы профессиональной переподготовки от 250 до 520 часов и получить уже диплом о переподготовке.
- Можно комбинировать варианты пройти и профессиональную переподготовку и курсы повышения квалификации, чтобы быть во всеоружии.
Если вы пройдете обучение в Высшей школе Госзакупок, то получите не только документ, подтверждающий квалификацию, но и попадете в Единый реестр специалистов по закупкам в госсекторе.
Но вступить в Реестр вы можете до начала обучения в Школе — это поможет вам оценить уровень навыков в сфере закупок, а также получить рекомендации по учебе. Начать обучение можно в бесплатном доступе, а ваши навыки уже будут расти в Реестре — это автоматически делает вас квалифицированным специалистом для работодателя.
Хочу попасть в Реестр >>>
Львиная доля подготовки документов и проведения процедуры госзакупок лежит на заказчике, а заказчик — ни кто иной, как государственное предприятие или частное, но получившее бюджетное финансирование (например, субсидию или грант).
Бывшим государственным служащим это позволяет продолжить работу не только в той же сфере. но в том же госучреждении. Ведь потребность в закупках не уменьшается, напротив, сейчас постоянном меняются правила и требования и специалисты со свежими знаниями и навыками очень нужны.
Какие курсы можно пройти и быть зачисленным в Реестр?
1. Полная профессиональная подготовка по 44-ФЗ. От введения в контрактную систему до полного разбора всех этапов закупочной деятельности.
В таких курсах дополнительно разбираются основы бюджетного, административного, трудового и земельного законодательства, особенности бухгалтерского учета при проведении закупочных процедур, основы ценообразования и налогообложения.
2. Специалист в сфере госзакупок. Этот курс короче первого, однако вы также получите представление о процессах подготовки и проведения закупки, работы с контрактом и юридические тонкости претензионной работы с заказчиками.
3. Эксперт сразу по двум законам: 223-ФЗ и 44-ФЗ. После обучения будете полностью соответствовать профстандартам. Разберетесь во всех этапах закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ.
В Высшей школе Госзакупок есть уникальная возможность целый год учиться сразу по 9 программам — за каждый пройденный курс вы получаете удостоверение или диплом установленного образца. Т. е. по окончанию такой программы в Реестре отобразятся сразу семь удостоверений и два диплома.
Узкоспециализированные курсы, например «Электронная приемка в ЕИС» или «Работа с единственным поставщиком» , «Госзакупки для юриста». Все эти курсы будут краткосрочными, направленными на подготовку и освоение именно специального материала по заявленной теме.
4. Экспресс-курсы. Как правило в таких курсах разбирается одна тема или какой-то интересный прецедент, допустим «как согласовать закупки у единственного поставщика» или «Примеры расчета неустойки по сорванным контрактам».
Обычно такие курсы краткосрочны и занимают от 2 до 6 часов, они дают разбор конкретной ситуации и возможность поделиться опытом с коллегами.
Какой курс пройти в итоге — переподготовку или повышение квалификации, решать только вам. Высшая школа Госзакупок предлагает попробовать бесплатно любой курс на ваш выбор, чтобы принять верное решение.
Для этого оставьте заявку — куратор Школы подберет вам программу и вышлет доступ.
Как найти работу в коммерческой организации
Первое, что необходимо сделать, так это отбросить иллюзии относительно стабильности государственной службы. На госслужбе чаще, чем в коммерческих организациях, проходят организационно-штатные мероприятия. За пять лет работы мы вынуждены были трижды провести сокращения штатов.
Регулярно смотрите популярные работные сайты. Отслеживайте вакансии в своей сфере деятельности. Какие требования работодатель выдвигает, насколько вы им соответствуете. Как меняется уровень оплаты труда. Это даст вам понимание реальной стоимости своей профессии. Часто бывает, что госслужащие, выходя на рынок труда сильно завышают свои зарплатные ожидания.
Инвестируйте в свое образование. Если вы видите, что работодатель требует определенных знаний, запланируйте свое обучение. Иногда оно требует длительного времени. И лучше сделать это заранее, нежели обнаружить такие пробелы, когда вы уже оказались без работы, а временные и финансовые ресурсы ограничены.
Учитесь у лучших. Найдите лидеров своей отрасли, посмотрите их резюме, читайте их профили. Проанализируйте, как строилась их карьера, какими знаниями и навыками они обладают, для того чтобы быть востребованными на рынке труда.
Посещайте современные отраслевые конференции, вступайте в профессиональные сообщества, развивайте нетворкинг. К сожалению, рабочие связи из госслужбы зачастую заканчиваются с уходом из компании.
И помните, у госслужащих есть свои преимущества. Главное — правильно адаптировать свой опыт под запросы работодателя. И тогда поиск работы быстрым и эффективным.
Все чиновники берут взятки, целыми днями ничего не делают, живут за счет народа, а работа у них бессмысленная.
Чтобы разобраться, что из этого мифы, а что так и есть, мы спросили читателей Т—Ж, которые работали или работают на госслужбе, каково там на самом деле.
Трудоустройство
Ожидание: на госслужбу берут только по знакомству.
Аноним
юрист, руководитель отдела, Якутск
Реальность: после университета работал юрисконсультом в коммерческих предприятиях. Чтобы получить стабильный доход и оформить ипотеку, решил поступить на госслужбу в региональное министерство. Участвовал в конкурсе и прошел собеседование, причем обошлось без блата: у меня не было родственников или знакомых в госорганах.
Начинал на должности главного специалиста в Министерстве транспорта. Спустя несколько лет занял позицию руководителя отдела. Затем перешел в другое ведомство, а позже по своим личным связям — в местный законодательный орган.
Ожидание: чтобы устроиться на работу, нужно собрать кучу документов.
Аноним
сотрудник налоговой, Балашиха
Реальность: хотел попробовать себя на госслужбе и уже полгода работаю в ФНС специалистом первого разряда. Устроиться было нетрудно: требовалось лишь пройти медосмотр и предоставить справку о доходах и расходах.
Работаю в отделе урегулирования задолженности. Отвечаю на обращения граждан, поступающие через интернет, по почте или телефону. Еще отправляю в суды заявления о взыскании задолженности со злостных неплательщиков, получаю судебные приказы и сотрудничаю с приставами в процессе взыскания.
Официальный оклад — 9015 Р. Вместе с ежемесячными и ежеквартальными премиями, которые по итогам работы отдела могут сократить, в среднем в месяц выходит 25 000—30 000 Р. Есть ведомственная поликлиника. Дают путевки в санатории Московской области и на побережье Черного моря.
Ожидание: проще устроиться в коммерческую компанию.
Иванов Иван
бывший специалист жилищной инспекции, Иваново
Реальность: получил высшее юридическое образование и сразу после вуза пошел на госслужбу — но только потому, что нужны были деньги на оплату магистратуры. Казалось, что попасть сюда проще, чем в коммерцию, и это оказалось действительно так: во многих структурах недобор кадров, высокая текучка и довольно низкие требования к соискателям.
Устроился ведущим специалистом-экспертом отдела лицензионного контроля государственной жилищной инспекции (ГЖИ) администрации области. ГЖИ рассматривает обращения граждан по поводу ЖКХ, жалобы на действия управляющих компаний или органов власти. Например, если плохо моют подъезд, не ремонтируют трубы в подвале, два года не работает лифт, отключили воду на трое суток и т. д.
Ожидание: стажироваться в государственных ведомствах бессмысленно, а карьеру там построить очень трудно.
Аноним
специалист торгового представительства РФ за границей
Реальность: с детства видел себя либо финансистом, либо чиновником. С финансами не вышло, хотя я окончил престижный столичный вуз по этому направлению, а вот с госслужбой, наоборот, сложилось — уже восемь лет назад.
Чтобы студенту МГУ, ВШЭ, Финансового университета, МГИМО, МГЮА или РАНХиГС устроиться на госслужбу, можно пойти на неоплачиваемую стажировку или преддипломную практику — либо по распределению от кафедры, либо на карьерном мероприятии, либо по рекомендации от преподавателя. Инициативным стажерам всегда рады, а за месяц стажировки уже все будет очевидно. Однако я в карьере зашел несколько дальше: работаю в Торговом представительстве РФ за рубежом. Трудоустройство в загранку — процесс долгий и сложный.
А уже за границей люди либо понимают, что все это не для них, и требуют обратный билет, либо натурально едут кукушкой из-за жизни под слежкой нескольких спецслужб — это не кино про Джеймса Бонда, в загранке за вами правда будут следить, либо наращивают символическую броню, шипы, самообладание и титановую печень. Такие в основном и остаются.
Но риск для психологического здоровья есть всегда.
Многие считают, что в дипломаты попадают исключительно лица, имеющие родственные связи с уже действующими сановниками. Зря. Организуйте свою карьеру правильно — и все будет. Особенно если вы молодой человек с талантом к языкам, отмороженностью в рамках разумного и, главное, любовью к своему отечеству.
Рабочий день
Ожидание: чиновники целыми днями только и делают, что пьют чай.
Аноним
сельский мультиработник, Якутия
Реальность: в деревне туговато с трудоустройством, поэтому раньше я работала на любых подвернувшихся работах и могла делать что угодно. Глава администрации муниципального образования это заметил и пригласил меня на собеседование. В итоге я уже семнадцатый год работаю с министерствами, департаментами, улусными — то есть районными — управлениями, а также с населением — помогаю оформлять документы.
Начинаю в 09:00. Проверяю почту, регистрирую и сортирую для передачи другим сотрудникам вопросы по их компетенции. Параллельно принимаю людей: оформляю пособия, пенсии, делаю справки, документы по материальной помощи и так далее. Решаю юридические вопросы по безнадзорным собакам, отвечаю на запросы опеки и других организаций. Нахожу и вручаю повестки военкомата, заполняю официальный сайт администрации, отвечаю на письма из прокуратуры, оформляю нотариальные доверенности, делаю запросы в систему межведомственного электронного взаимодействия — СМЭВ, оформляю запись актов госрегистрации о рождении, смерти, браке и т. д. И дальше по кругу: отчеты, журналы, уведомления, гранты, заявки и многое другое. После работы проверяю неблагополучные семьи и ведение сварочных работ в спортзале. В субботу, мой выходной, готовлю ужин для Декады пожилого человека.
За свою работу на руки получаю 38 000 Р с северной надбавкой и премией, которой пока не лишали. В госслужбе меня привлекает стабильность — но она же в отношении зарплаты удручает: за 10 лет оклад мне повысили на 400 Р.
Ожидание: госслужащие уходят домой, как только заканчивается официальный рабочий день.
Ольга
ведущий советник в департаменте, Москва
Реальность: в 2006 году пошла на госслужбу, потому что считала ее стабильной. Работаю в федеральном министерстве, начинала с главного специалиста-эксперта, сейчас — ведущий советник в департаменте. Обрабатываю обращения граждан, переписываюсь с госорганами. Готовлю материалы к проектам законов, указов, постановлений правительства: мониторю ситуацию по субъектам России, собираю информацию, обобщаю, анализирую, собираю статистические данные. Сама постановления пока не писала, но готовила нормативные приказы министерства. Если косячу, начальник отдела или заместитель директора заставляют переделывать. От качества моей работы зависит качество документа.
Официально рабочий день стандартный, на деле — ненормированный: работы очень много и раньше 19:00 не уходим, в пятницу — на час раньше. Несколько раз в месяц приходится оставаться и до 20:00—21:00.
Ожидание: в госучреждениях никогда не пропускают обеденный перерыв.
Аноним
жена шофера, Воронеж
Реальность: мой муж работает водителем у «слуг народа» в разных структурах. Условия, нагрузка и зарплата везде различаются. Обычно работа начинается в 08:00 и должна заканчиваться в 17:00. Но каждый день случаются форс-мажоры, поэтому супруг перерабатывает по 2—3 часа ежедневно. А из-за срочности проведения тех или иных мероприятий у него регулярно не бывает обеденного перерыва: сотни раз муж возвращался домой злой и голодный, с нетронутым контейнером с обедом, потому что ему не дали времени перекусить. И даже дополнительная неделя отпуска, которую ему дают вместо доплаты за лишние часы, все эти переработки в течение года никак не перекрывает.
При всех надбавках максимальная зарплата у водителя госслужащих — 20 000 Р. За каждое дежурство в выходной добавляют 1000 Р. То есть в месяц мой муж может заработать максимум 24 000 Р, и это потолок.
Ожидание: по выходным никто не работает.
Екатерина
начальник отдела экономики и бюджетного планирования, Владивосток
Реальность: у меня высшее экономическое образование. После учебы семь лет работала в финансовой службе одного из крупнейших вузов региона. Потом бывшая коллега переманила меня в департамент образования краевой администрации. Прошла конкурс и за два года сменила должность замначальника на позицию начальника отдела экономики и бюджетного планирования образования. Потом ушла в декретный отпуск.
Наш отдел занимается финансированием всей системы образования Приморского края. Бюджет на образование — более 20 млрд рублей, включая зарплаты, материальное обеспечение, субсидии, социальные выплаты, стройки школ и детских садов. Есть несколько крупных блоков работы: бюджетное планирование, текущее операционное обслуживание — заявить деньги на получение из бюджета и оформить миллион бумажек, необходимых для поступления средств на счет конечного получателя, проверка учреждений на факт целевого использования средств и исполнения указов президента по зарплате. Работы хватает.
Рабочий день считается ненормированным. По факту это значит, что приходить нужно в 08:00, а то и раньше, и уходить после 19:00. Обедать не всегда успеваем, особенно если нужно заниматься отчетностью или вносить проект бюджета в плохо работающую программу. Из-за высоких требований и неконкурентной зарплаты вечно не хватает людей, а из-за этого могут без приказа объявить рабочим любой выходной день — мол, вы же понимаете, это НАДО сделать.
Чиновники перекладывают с места на место две бумажки и ничего не делают, берут взятки, и от денег у них трескается харя — от такого образа госслужащих реально бомбит. Если топы и випы федерального уровня — звезды шоу Навального, то при чем тут мы, рядовые винтики?
Доходы
Ожидание: в госучреждения устраиваются ради стабильной зарплаты.
Аноним
ветеринарный работник, Пермский край
Реальность: с 1994 года работаю в государственном бюджетном учреждении ветеринарии. Провожу ветеринарную экспертизу мяса, оформляю документы, удостоверяющие безопасность продукции. Работаю с 06:00 до 18:00. Авралы сейчас бывают редко, за работу в выходные и праздники не доплачивают.
Раньше по молодости гордилась, что работаю на государство. Сейчас нет — стыдно. Мой оклад — ПЯТЬ ТЫСЯЧ ВОСЕМЬСОТ РУБЛЕЙ. Своего жилья нет, и будет ли пенсия с моим заработком — неизвестно.
Ожидание: и все-таки чиновники хорошо зарабатывают.
Иванов Иван
бывший специалист жилищной инспекции, Иваново
Реальность: у большинства чиновников нет огромных зарплат. Я за свою работу получал около 23 000 Р в месяц — в два раза меньше, чем однокурсник, пошедший в силовые структуры. Люди, которые пришли работать задолго до меня и занимались примерно тем же, получали 25 000—27 000 Р. Никаких перспектив. Премий не застал, разве что на проверки возили на служебной машине — и то не всегда.
Ожидание: зато у госслужащих белая зарплата.
Екатерина
начальник отдела экономики и бюджетного планирования, Владивосток
Реальность: до выхода в декрет получала 60 000 Р, зарплата белая. Специалисты получают от 35 000 Р. Премии стабильно выплачивают раз в квартал, процент от оклада устанавливает министр образования. К отпуску всем выплачивается дополнительная зарплата. Есть страховка. Декретные выплаты получаю по верхней границе для региона — 26 000 Р. Но у меня нет никаких льгот по ипотеке или хотя бы возможности снять служебное жилье.
Департамент страдает от нехватки кадров, и зарплаты не компенсируют объем работы, нервов и ответственности. При этом каждое твое действие моментально обрастает бумажками — надо оформить кучу заявок онлайн, а потом их еще распечатать и подписать. Хотя я понимаю важность своей ежедневной работы: учителя вовремя получают зарплату, функционируют колледжи и школы, потому что мы сделали все вовремя и деньги нигде не застряли в пути.
Ожидание: еще они получают хорошие отпускные.
Аноним
госслужащая, Тамбов
Реальность: живу в небольшом городе, возможностей здесь мало — кроме полиции, госслужбы да рынка пойти работать некуда. Вот и устроилась после института, в 2000-х годах, на госслужбу специалистом первой категории с зарплатой 2700 Р.
Доросла до начальника отдела, хотя путь был долог и тернист. Зарплата у меня белая — 19 600 Р. Квартальных премий нет. При уходе в отпуск дают три оклада. Чтобы вы понимали, оклад начальника отдела — 5100 Р. И это все.
Моей зарплаты хватает только на оплату коммуналки, сада и школы. Одеваюсь за счет родителей, кормит муж. Ни о каких кафешках и отдыхе у моря даже речи не идет.
Ожидание: пенсия у чиновников тоже неплохая.
Аноним
юрист, руководитель отдела, Якутск
Реальность: могу сказать, что 90% работы регионального правительства — функционирование самого госаппарата. Нынешние госслужащие, как и во времена Пушкина, просто протирают штаны — только теперь не скрипя гусиным пером, а стуча по клавиатуре компьютера. Министры могут заседать до полуночи, местная администрация должна исправно слать бумажки в Москву.
А простой чиновный люд ради этого зашивается.
Приходить на работу в субботу — правило, а не исключение. Поток бумаг нескончаем, и потому рабочий график у нас обычно ненормированный, что сильно угнетает свободолюбивую натуру.
Зато зарплата на госслужбе стабильная и конкурентоспособная по региону. На должности главного специалиста я получал 50 000—60 000 Р, став руководителем отдела, зарабатываю 70 000—80 000 Р. Есть ежеквартальные и годовые премии — тринадцатая зарплата.
Хотя однажды в нашем ведомстве было очередное совещание, которое на реальной жизни никак не отражается, я был ответственным за явку СМИ — в первую очередь местного телевидения. Но в этот день было другое мероприятие с участием губернатора, и телевизионщики ушли туда. После совещания руководитель устроил истерику, мне снизили премию. А взнос по ипотеке никто не снижает.
Основное, что привлекает в госслужбе, — пенсионная выплата за выслугу лет. Раньше выслуга полагалась за 15-летний стаж, сейчас его повысили до 20 лет. С такой выплатой пенсия может составить 50 000 Р. Раньше был еще один «пряник» — субсидия на покупку жилья. Можно было компенсировать до 40% стоимости приобретаемой квартиры. Но с 2014 года очередь на эту субсидию заморозилась.
Ожидание: и, конечно, все берут взятки.
Аноним
сельский мультиработник, Якутия
Реальность: у госслужащих нет абсолютно никаких благ. Одни запреты: мы за свой счет ездим в райцентр, чтобы сдавать отчеты, заявления населения на матпомощь и пособия. Это новый глава еще не требует покупать канцтовары за свой счет — пока только грозится.
Все считают нас слугами — и люди, и главы, которые меняются каждые пять лет. Но далеко не все чиновники — коррупционеры и купаются в деньгах.
Бонусы
Ожидание: все чиновники пользуются служебным положением в своих целях.
Александр Смагин
бывший экономист в казначействе, Свердловская область
Реальность: у меня высшее экономическое образование. Хотел приобрести опыт по специальности и в 2003 году устроился в казначейство. Приняли довольно легко, проработал специалистом в отделе платежей и ревизионной работы четыре месяца. Проверял целевое использование средств бюджетными учреждениями, в основном учебными заведениями.
Мой должностной оклад составлял 1080 Р. Премии не платили. Почти вся моя маленькая зарплата уходила на текущие расходы: проезд до работы, обеды, мобильную связь.
Не сработался с исполняющим обязанности руководителя отделения: постоянно были необоснованные придирки по работе. Осознал весь фарс проверки платежных поручений: вначале оставлял много замечаний, просил исправить, но мне намекнули, что этого делать не стоит.
Чиновники не отличаются от «обычных» людей: есть честные, а есть и те, кто пользуется служебным положением.
Мне рассказывали, что некоторые выписывают себе командировку на проверку — летят с Дальнего Востока на юга и, насколько мне известно, на самом деле даже ничего не проверяют. Лично меня госслужба ничем не привлекает — не мое.
Ожидание: госслужащим дают служебную квартиру и машину.
Аноним
специалист торгового представительства РФ за границей
Реальность: валютный оклад специалиста торгового представительства РФ за границей начинается где-то от 3000 $ — у меня ближе к 4000 $. Многое зависит от страны пребывания. Плюс есть оклад в рублях, но он ни о чем, и премия также в рублях — мелочь, а приятно. У меня служебная квартира, служебная машина с дипломатическими номерами, оплачиваемая медицинская страховка и еще ряд плюшек.
Мои основные задачи — защищать и продвигать интересы отечественных компаний, а также готовить аналитику по ситуации в стране пребывания. Кроме того, я организую визиты и делегации в страну, где работаю. На словах звучит как полная ерунда, однако сие есть один из главных экшенов, поскольку именно в это время заключаются крупнейшие внешнеторговые сделки, и для контрагентов все должно пройти идеально, строго по протоколу.
В обычном режиме успеваю принять душ и позавтракать, пообедать могу дома, в кафе или заказать доставку. В случае аврала мгновенно ополаскиваюсь в душе, сажусь в машину и даю по газам. После, дай бог, часам к четырем утра приезжаю. На следующий день повторить. Бывает, работаю без выходных.
Ожидание: у чиновников много недвижимости.
Ольга
ведущий советник в департаменте, Москва
Реальность: мой оклад — 6384 Р, за чин — 1839 Р, со всеми надбавками выходит 32 802 Р минус 13% налогов. Премию выплачивают ежемесячно, могут немного снизить за плохую работу или, наоборот, чуть-чуть прибавить, но не более 5—8 тысяч. Итого зарабатываю 55 000—60 000 Р в месяц. К отпуску выплачивают еще 16 446 Р. Матпомощь — 8223 Р, на свадьбу, рождение ребенка или похороны дают 15 000 Р.
Больше нам ничего не полагается. Нуждающимся госслужащим дают субсидию на жилье, но ее не хватит даже на однушку, а условия в постановлении жесткие — учитываются имеющиеся квадратные метры, прописка, стаж работы.
Мои перспективы — дослужиться до директора или его заместителя, а затем идти в коммерцию за деньгами. Потому что федералам ждать пенсии смысла нет: даже у замдиректора департамента пенсия по старости больше, чем за выслугу в 30 лет.
Чиновники — не те люди, о которых с сарказмом пишет пресса. Это рабочие лошадки.
Загруженные работой, которую понимают и за которую отвечают, получая вовсе не те деньги, о которых обычно ходят слухи. Госслужащие не имеют никаких благ и привилегий, а, наоборот, ограничены в правах. Это обыкновенная работа, только более ответственная.
Отношение к работе
Ожидание: чиновники плохо делают свою работу.
Реальность: на госслужбе проработал шесть лет — системным администратором в Госстандарте России, теперь он называется Росстандарт. Устроился без проблем во время кризиса 2008 года. Чинил компьютеры и все, что с ними связано: принтеры, камеры, провода и прочее.
График был ненапряжный, ставка ниже рынка, но с надбавкой за секретность. Задержка зарплаты даже на день рассматривалась как госизмена, народ бузил, и поэтому платили стабильно. В декабре выплачивали премии, с ними общий доход был плюс-минус в рынке. А полностью белая зарплата позволяла легко получить любой кредит.
Мне нравился коллектив: у каждого было минимум одно высшее образование, каждый второй был академиком. Но ужасно раздражали горы бюрократии. Любая закупка осуществлялась через тендер. Все делалось на отвали. Уйдя с работы в Госстандарте, могу сказать, что любая госслужба — площадка для личного обогащения, почти все чиновники берут взятки. Науку двигают единицы и фанаты.
Ожидание: в госучреждениях напряженная рабочая атмосфера.
Аноним
госслужащая, Тамбов
Реальность: в таких ведомствах, как наше, взяток нет, так как брать их не за что. Мы общаемся только с администрацией и судами через ведомственный документооборот. Работать тяжело морально. В столичных ведомствах все считают себя начальниками, а нас дураками и не понимают, что в регионах сотрудников мало и тот объем бумажной работы, который они на нас валят, сделать в установленные сроки невозможно. Поэтому наличие официальных выходных вовсе не значит, что мы можем отдыхать с семьей: часто надо писать запросы, делать отчеты и все остальное, что не успели за рабочую неделю. Давно бы ушла с этой работы, если было бы куда.
Ожидание: госслужащие невнимательны к людям и их проблемам.
Аноним
сотрудник налоговой, Балашиха
Реальность: обычно я помогаю людям разобраться в ситуации, объясняю, откуда взялись те или иные начисления и что делать дальше. Но однажды женщина кричала в трубку, что засудит меня за то, что я направил ей уведомление о начале судебного разбирательства по ее задолженности. Проблема в том, что это стандартная процедура, процесс рассылки автоматизирован, а данные в базе были неактуальны: у женщины висела задолженность, которую она уже оплатила. В дальнейшем заявление в суд не пошло бы, но от испуга она вылила весь негатив на меня. Иногда граждане пишут обращения, обвиняя в том, что мы «жируем на их деньги».
Хотя моя зарплата ниже средней.
Существует стереотип, что госслужащим наплевать на проблемы граждан и они работают на отвали. Это не так: мы действительно стараемся разобраться и быстро решить проблему. Мы такие же налогоплательщики и стараемся войти в положение каждого.
Ожидание: чиновники не вникают в проблемы, а только сочиняют отписки.
Иванов Иван
специалист жилищной инспекции, Иваново
Реальность: на каждое обращение жильцов по поводу работы ЖКХ или жалобу на УК нужно было подготовить ответ, согласованный с начальством. Перед этим надо было проверить изложенные там факты. Например, если жилец жалуется на воду в подвале, провести проверку: составить приказ, подписать его у начальника, направить копию в УК, приехать на место, может быть, вообще в другом городе или глухом селе, в указанное время встретиться с заявителем и представителем УК и своими глазами все увидеть. После этого написать ответ на обращение и, если доводы подтвердились, вынести предписание или составить протокол об административном правонарушении. Потом все эти документы надо ручками внести в две информационные системы и сдать в архив. И так с каждым обращением — а в работе их обычно не меньше 20. Все осложнялось еще и тем, что на старом рабочем компьютере даже браузер лагал.
У каждой бумаги свой срок исполнения, иначе прокурор штрафует во время проверки. За рабочий день физически не успевал все сделать, нередко приходилось задерживаться или работать в выходные.
Иногда я действительно помогал людям, но в большинстве случаев это было невозможно и приходилось сочинять отписки. Количество бесполезной работы просто колоссальное, да и ползать по чердакам и затопленным подвалам — удовольствие на любителя. Но самым сложным оказалось всегда быть крайним. Часто на тебя жалуются: либо жилец, которому ты не помог, потому что он хотел того, чего ему по закону никто не должен, либо УК, к которой ты якобы предвзято относишься, либо вообще начальник.
В общем, проработал в ГЖИ около полугода и уволился после очередной жалобы на меня: на этот раз жилец был недоволен тем, что я не заставил УК установить дополнительные урны — необходимые по нормативам стояли — и инструкцию по пользованию доводчиком. Never again.
Трудовые взаимоотношения организаций-работодателей с сотрудниками, ранее служившими в государственных или муниципальных учреждениях, неоднозначны. О том, какие хлопоты ожидают кадровика при заключении трудового договора с бывшим госслужащим, рассказывает руководитель отдела экономики труда и материальной мотивации ЗАО «ПФ «СКБ Контур» Елена Булатова.
Каждое действие любого человека оставляет след, который влияет не только на его дальнейшую жизнь, но и на деятельность других людей. Круги прошлого расходятся по реке времени, воздействуя на ее течение. Особенно точно этот образ передает нюансы трудовых взаимоотношений организаций-работодателей с сотрудниками, ранее служившими в государственных или муниципальных учреждениях.
— Елена, что в обязательном порядке должен сделать работодатель, принимая в организацию бывшего государственного или муниципального служащего?
— Принимая на работу такого сотрудника, работодатель обязан в 10-дневный срок сообщить в госорганизацию. Напомню, как об этом написано в Трудовом кодексе РФ. В соответствии со ст. 64.1 ТК РФ «работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации».
— А как работодателю определить, относится ли принимаемый на работу сотрудник к категории бывших госслужащих?
— В теории обязанность сообщать о местах государственной службы в течение двух лет после увольнения с нее возложена на самого бывшего госслужащего. Это предусмотрено ст. 64.1 ТК РФ.
При этом если гражданин — бывший госслужащий устраивается в коммерческую организацию, а во время прохождения им госслужбы отдельные функции государственного управления этой организацией входили в его должностные обязанности, он имеет право устроиться туда на работу только с согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов. Если такого согласия нет, то в дальнейшем трудовой договор с бывшим госслужащим может быть расторгнут по требованию надзорных органов.
Любые приказы о приеме на работу и увольнении составляйте в программе Контур-Персонал.
Попробовать бесплатно
— Как показывает практика, бывшие государственные служащие не всегда осведомлены о своих обязанностях. Что делать работодателю в этом случае?
— Специалисту кадровой службы, который оформляет на работу новых сотрудников, в любом случае необходимо выполнить несколько действий.
Во-первых, внимательно просмотреть все записи в трудовой книжке принимаемого работника за последние два года, чтобы понять, состоял ли человек на государственной службе в этот период. Подсказкой может служить основание увольнения. Например, при увольнении с государственной гражданской службы запись об увольнении вносится в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а не в соответствии с Трудовым кодексом.
Во-вторых, если обнаружилось, что в течение последних двух лет (на момент приема в компанию) человек состоял на государственной службе, следует сообщить об этом работодателю бывшего госслужащего по последнему месту его работы в 10-дневный срок со дня заключения трудового договора. Сообщение необходимо оформить в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 21.01.2015 № 29. Важный момент: согласно ТК РФ сообщать бывшему работодателю нужно только в том случае, если должность бывшего государственного служащего входила в перечень, установленный Указом Президента РФ от 21.07.2010 № 925. Данные перечни достаточно трудно найти в открытых источниках. В связи с этим советуем информировать предыдущих работодателей нанимаемого сотрудника во всех случаях, независимо от того, какую должность он занимал.
И в-третьих, до заключения трудового договора порекомендуйте бывшему госслужащему (если он этого еще не сделал) обратиться в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению по месту прохождения госслужбы, чтобы получить согласие на право занимать должности в коммерческих организациях в случаях, предусмотренных законодательством.
— Какие ошибки и нарушения чаще всего допускают работодатели, заключая трудовой договор с бывшим госслужащим?
— Есть несколько наиболее распространенных ошибок. Обычно работодатели забывают спросить кандидатов о прохождении госслужбы в прошлом / проверить трудовую книжку и, как следствие, не сообщают бывшим работодателям по месту прохождения госслужбы или сообщают с нарушением сроков. Иногда, не найдя соответствующего перечня, работодатели решают, что необходимости оформлять сообщение нет.
— И чем же чревато для работодателя нарушение порядка приема на работу бывшего госслужащего?
— Если работодатель не сообщает или не соблюдает порядок сообщения о заключении трудового договора с бывшим госслужащим, он несет ответственность в соответствии со ст. 19.29 КоАП РФ: административный штраф, возлагаемый на должностных лиц, — от 20 до 50 тысяч рублей; на юридических лиц — от 100 до 500 тысяч рублей.
Как правило, при определении меры административного взыскания учитывается тяжесть нарушения и тот факт, первичное это нарушение или нет.
Если бывший госслужащий нарушил требования Закона № 273-ФЗ, не уведомил нового работодателя или не стал получать согласия специальной комиссии по прежнему месту службы, то трудовой договор с ним должен быть расторгнут, а бывший госслужащий — уволен (абз. 5 ч. 1 ст. 84 ТК РФ). Увольнение производится по п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Причем при увольнении по данному основанию выходное пособие не выплачивается (ч. 3 ст. 84 ТК РФ).
Если же бывший госслужащий исполнил все требования законодательства, но согласия комиссии не получил, трудовые отношения прерываются согласно п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ.
В этом случае никаких штрафных санкций к работодателю не применят, но ему самому придется потратить дополнительные средства на поиск и обучение нового сотрудника.
Читайте также:
- Прием бывшего госслужащего: прошлое — это важно!