Одна из важных метрик для сервисного бизнеса — это фактические трудозатраты сотрудников.
Их учет необходим не только для повышения дисциплины, но и для расчета ряда основных показателей (стоимости услуг или оказания разовых типовых работ, эффективности расходования ресурсов и т.п.).
Сегодня мы поговорим о том, какими средствами лучше вести такой учет.
Сейчас весьма распространены инструменты, позволяющие вести учет рабочего времени сотрудников с точностью до секунды.
Программы устанавливаются на рабочий компьютер, позволяя фиксировать всю деятельность работника, вплоть до контроля открываемых сайтов (с вычетом из длительности рабочего дня времени, затраченного на просмотр социальных сетей). Однако практика показывает, что излишняя точность учета трудозатрат отнюдь не делает бизнес эффективнее, а расчет упомянутых метрик — точнее.
Так действительно ли компаниям нужен секундомер?
Учет трудозатрат в качестве контроля дисциплины
Инструменты учета трудозатрат (а точнее их явная установка и какие-либо действия по результатам анализа собранных данных) традиционно используются для повышения дисциплины.
В теории сотрудники должны осознать ценность рабочего времени и привыкнуть к мысли, что тратить его на пролистывание каталогов интернет-магазинов или общение в социальных сетях безнаказанно нельзя. Однако на практике эффективность внедрения программ-агентов сомнительна.
С одной стороны, часть персонала чувствует себя некомфортно, испытывая дополнительную психологическую нагрузку от постоянной «слежки».
Одни рано или поздно к этому привыкают, другие начинают саботировать нововведения, нарушая регламент различными средствами обхода. Иногда обход осуществляется демонстративно — в качестве протеста.
С другой стороны, такая детализация порождает огромные объемы данных (причем, заведомо не на 100% достоверных из-за саботажа). Чтобы извлечь из них пользу, необходимы модели для оценки и человек, который будет применять эти модели на практике.
Что считать в трудозатратах?
Велик соблазн просто сложить время, потраченное по мнению работодателя на решение рабочих вопросов, и платить только за него.
Но не все так просто.
Прежде чем делать выводы и использовать какие-то доступные инструменты давления (премировать или наказывать), следует учесть, что:
- время, потраченное на решение проблемы даже для офисного сотрудника, нельзя ограничить продолжительностью телефонного звонка или сеанса работы в браузере (что и говорить о сотруднике на выезде). Некоторые проблемы могут требовать предварительного обдумывания (возникает вопрос: засчитывать ли за рабочее время перекур сотрудника, в ходе которого он нашел решение сложной проблемы?);
- для интеллектуального труда важна не только длительность, но и эффективность приложения усилий. Периодический отдых (перекуры, походы в столовую за чаем или любые другие формы короткого отдыха) хорошо сказываются на производительности, в то время как непрерывная работа без переключения внимания — нет;
- сотрудник может использовать уже упомянутые выше инструменты обхода автоматических инструментов, по факту ничего не делая.
В этих условиях собранные данные получаются избыточными.
Несмотря на точность каждого отдельного измерения, погрешность общего результата будет слишком высока. Ту же задачу можно решить с помощью менее точных замеров.
Расчет стоимости услуг и типовых работ
Другое применение данных о трудозатратах — расчет стоимости выполнения услуг или типовых работ.
Грубо говоря, мы разбиваем деятельность компании на типовые задачи, собираем статистику о трудозатратах по каждой из них, на основе чего строим прайс и планируем расширение штата при появлении новых клиентов.
Будет ли расчет стоимости оказания типовой услуги точнее от того, что учет велся с точностью до секунды?
Конечно, нет.
Ведь каждый клиент и его задачи имеют свою специфику, а значит время на решение проблемы в каждом отдельном случае может отличаться от ранее рассчитанного среднего показателя (некоторые компании даже вводят минимальную временную тарифную единицу для биллинга — 10 или 15 минут).
Более того, если мы говорим о расчете для компании в целом, а не для отдельного сотрудника, следует учесть, что одну и ту же задачу разные люди решают с разной скоростью.
Поэтому точность оценок заранее ограничена. Однако эти ограничения не делают сам по себе учет трудозатрат бесполезным с точки зрения формирования цен и прогнозирования занятости. Какой-никакой подсчет времени значительно лучше банального пересчитывания заявок.
Таким образом, учет трудозатрат для эффективной работы сервисной компании, несомненно, нужен.
Однако совершенно не обязательно создавать дополнительное напряжение в коллективе, пытаясь угнаться за лишней секундой и даже минутой в расчетах. Удобнее использовать более «доверительный» подход — учет трудозатрат в форме отчетов от самих сотрудников.
С одной стороны, это позволяет оказывать влияние на дисциплину: сотрудники видят, что их время — ценный ресурс, за расходованием которого компания следит.
С другой стороны, эти данные не столь избыточны и не требуют глубокого анализа. Да и отношения в коллективе не портятся.
При этом сохраняются все плюсы учета трудозатрат как такового: возможность контролировать ключевые показатели бизнеса и рассчитывать стоимость оказываемых услуг и отдельных работ, в том числе для отчетности перед клиентом.
Сооснователь и директор по развитию Okdesk. Около 10 лет проработал в компании Naumen, где занимался внедрением ITSM и service desk систем в крупнейших российских компаниях: Полюс, Тинькофф, ЛСР и др. Эксперт в области организации и автоматизации процессов техподдержки, сервиса и выездного обслуживания
Добавить в «Нужное»
Человеко-часы: расчет (формула)
Трудовое законодательство обязывает работодателя вести учет времени, фактически отработанного каждым работником (ч. 4 ст. 91 ТК РФ). Это предполагает отражение количества отработанных дней и часов в табелях учета рабочего времени.
А как рассчитать человеко-часы? Расскажем об этом в нашем материале.
Как считать человеко-часы
Человеко-час (некоторые пишут «человекочас», но это неправильно) – это единица учета рабочего времени, которая соответствует 1 часу работы 1 человека. Эта единица наиболее удобна для планирования рабочего времени, определения количества необходимых работников, а также установления сроков выполнения работы.
Такая единица учета трудовых затрат широко применяется в работах, представляющих собой многоэтапный процесс и в которых требуется обязательное соблюдение сроков ее выполнения. Это значит, что на основании проведенного хронометража или иных процедур, позволяющих оценить трудозатраты, устанавливается количество часов и работников для выполнения конкретной работы.
К примеру, для выполнения определенной работы установлена потребность в 120 человеко-часах. Это означает, что 1 работник сможет выполнить эту работу за 120 часов. Соответственно, 2 работника сделают ее за 60 часов (120 / 2), а 4 человека – за 30 часов
Следовательно, для выполнения такой работы за 1 рабочий день продолжительностью 8 часов потребуется труд 15 рабочих (120 / 8).
Разумеется, человеко-час учитывает только время фактической работы. При определении количества человеко-часов не учитывается время отпуска, больничного и иного фактически оплачиваемого или неоплачиваемого времени, в течение которого работа не выполнялась. Поэтому восьмичасовой человеко-день не всегда эквивалентен 8 человеко-часам, поскольку первый не учитывает, к примеру, время вынужденных простоев.
Как посчитать человеко-часы для статистики
В статической форме № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников», например, необходимо указать количество отработанных человеко-часов. Как посчитать отработанные человеко-часы для статистики?
Указания по заполнению отдельных форм статотчетности (утв. Приказом Росстата от 15.07.2019 N 404) не содержат ответа на вопрос, как рассчитать человеко-часы для статистики. Это значит, что для расчета человеко-часов формула стандартная:
ЧЧ = Ч1 + Ч2 + … + ЧN,
где ЧЧ – количество отработанных человеко-часов;
ЧN – количество часов, отработанных n-ым работником.
А как считать человеко-часы для статистики, если в отчетном периоде были сверхурочные или отработанные по графику праздничные (нерабочие) и выходные дни, часы работы в служебных командировках? Такое время в расчет человеко-часов включается.
Однако для определения отработанных человеко-часов в расчет человеко-часов для статистики не включаются (п. 82 Указаний, утв. Приказ Росстата от 27.11.2019 N 711):
- время нахождения работников в ежегодных, дополнительных, учебных отпусках, отпусках по инициативе работодателя;
- время повышения квалификации работников с отрывом от работы;
- время болезни;
- время простоя;
- часы перерывов в работе матерей для кормления ребенка;
- часы сокращения продолжительности работы отдельных категорий работников, которым в соответствии с законодательством установлена сокращенная продолжительность рабочего времени;
- время участия в забастовках;
- другие случаи отсутствия работников на работе независимо от того сохранялась за ними заработная плата или нет.
1.2. Расчет цены нормативного человеко-часа проведения работ.
ЗП_исп = 30 000 руб.; Рабочее_время = 164,9 часа <1>; Себестоимость = 2 160 000 руб.; ФОТ = 1 080 000 руб.
———————————
<1> Среднемесячное количество рабочих часов исходя из общей продолжительности времени труда в 2020 году.
Цена нормативного человеко-часа рассчитывается по формуле, приведенной в пункте 2.4 Методики определения размера платы за проведение ФГБУ «ФКП Росреестра» работ в целях выдачи межевого плана, технического плана, акта обследования (далее — Методика).
.