Сколько стоит 1 час работы учителя в школе — зависит от расчетной стоимости образовательной услуги. Педагоги получают зарплату либо по окладу, либо по фактически отработанному академическому времени. К этой сумме прибавляют стимулирующие и компенсационные надбавки, доплату за квалификацию и стаж.
Новая система оплаты труда
В новой методике закреплено, сколько платят учителям в школе, в расчет заработной платы работников сферы образования включают:
- оклад;
- стимулирующие выплаты;
- компенсационные надбавки.
Начисляет дополнительные суммы работодатель, исходя из установленного положения об оплате труда. Оклады, ставки, все доплаты и надбавки учителей фиксируют в тарификации. В тарификационном списке четко видно, из чего складывается зарплата учителя-предметника или иного педагогического работника.
Эффективные контракты в образовательных учреждениях
По Распоряжению Правительства № 2190-р от 26.11.2012 образовательные учреждения обязали перевести сотрудников на эффективные контракты до конца 2020 года. Цель введения программы эффективных контрактов — совершенствование системы оплаты труда работников бюджетных учреждений, в том числе и в системе образования. По сути, эффективный контракт — тот же трудовой договор, который составляют по правилам трудового законодательства (ст. 57 ТК РФ). Но в эффективном контракте конкретизируют условия труда, более подробно описывают обязанности, определяют порядок оплаты с учетом интенсивности и качества работы и обязательно устанавливают критерии эффективности.
Приведем пример. Допустим, эффективный контракт заключают с педагогом начальной школы. Вот что в нем указывают:
- трудовые функции;
- учебную нагрузку;
- виды дополнительной педагогической работы;
- оклад учителя начальных классов;
- ставку по фактической нагрузке;
- компенсационные и стимулирующие выплаты;
- критерии эффективности;
- выплаты стимулирующего характера с учетом критериев эффективности;
- режим рабочего времени и отдыха с учетом нагрузки и проч.
Как считать зарплату по новой системе
Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений совместно с Минобрнауки в 2020 году разработала новые единые рекомендации (утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 29.12.2020, протокол № 13). Они предписывают вносить в трудовой договор следующие компоненты оплаты:
- должностной оклад в фиксированном размере;
- ставку заработной платы;
- предусмотренные компенсационные выплаты и их размер;
- условия получения стимулирующих надбавок.
Кроме того, в Минобрнауки утвердили примерное положение об оплате труда работников в учреждениях, подведомственных министерству (Приказ № 71 от 01.02.2021). На основании примерного положения бюджетные и автономные образовательные учреждения утверждают локальные положения и прописывают в них порядок, как рассчитать зарплату учителя по часам, ставкам и окладам.
Ставка устанавливается за календарный месяц или за норму труда. Имеется в виду количество академических часов, которые следует отработать в определенный период за ставку заработной платы. В локальных нормативах закрепляется, сколько часов в 1 ставке учителя, — обычно норма устанавливается из расчета 18 часов в неделю.
К выплатам стимулирующего характера, согласно письму Минобрнауки № ВП-1992/02 от 29.12.2017, относятся:
- за интенсивность (например, работу на 2 ставки);
- за высокие результаты (достижения учеников, правительственные награды);
- за стаж непрерывной работы;
- за качество работы (например, применение инновационных педагогических технологий);
- премии по итогам отчетного периода.
Компенсационные выплаты предусмотрены за работу в экстремальных климатических условиях, сверхурочные часы, совмещение должностей, выход в выходные или праздники.
В качестве примера рассмотрим, какая зарплата получится при ставке учителя за 18 часов в неделю у педагога русского языка и литературы высшей категории со стажем 16 лет. Исходные данные:
- должностной оклад — 5000 руб.;
- работает в неделю — 18 часов;
- надбавка за стаж — 500 руб.;
- повышающий коэффициент за высшую квалификационную категорию — 0,2;
- доплата за проверку письменных работ — 0,1.
Получаем за нагрузку: 5000 руб. / 18 × 18 = 5000 руб.
За категорию доплата составит: 5000 × 0,2 = 1000 руб.
За проверку работ: 5000 × 0,1 = 500 руб.
Добавляем еще 500 рублей за непрерывный стаж.
В итоге получим:
5000 + 1000 + 500 + 500 = 7000 рублей.
Расчет по базовому окладу
Не во всех регионах еще перешли на НСОТ, есть такие, где сохраняется расчет, исходя из оклада. Если алгоритм, как рассчитать зарплату учителя начальных классов, основан на окладе и зависит от фактического объема выполняемой работы, годовая нагрузка обязательно фиксируется в трудовом договоре. В организациях среднего профессионального и высшего образования этот показатель иногда меняется по семестрам. Для каждого полугодия нагрузку рекомендуется прописывать отдельно.
По должностному окладу ЗП обычно начисляют тем педагогическим работникам, которым четко установлена продолжительность рабочего времени (ПРВ). От нагрузки она не зависит. Из Приказа Минобрнауки № 1601 от 22.12.2014, ПРВ в сфере образования не превышает 36 часов.
Должностной оклад устанавливается педагогам-психологам, социальным педагогам, организаторам. То есть тем, кто находится на рабочем месте весь день, вне зависимости от количества уроков.
К должностному окладу иногда прибавляют компенсационные и стимулирующие выплаты.
Расчет по фиксированной ставке
Ежегодно в образовательных учреждениях утверждают тарификацию. В тарификации фиксируют, сколько получают учителя начальных классов, предметники, педагогические и административные работники, младший обслуживающий персонал. За ставку заработной платы педагог отрабатывает определенное количество часов. На ее основе определяется базовый оклад. Но к нему применяются повышающие коэффициенты, позволяющие увеличить доход:
- за квалификационную категорию (максимум 1,15);
- за ведение трудовой деятельности в сельской местности;
- за обучение сирот;
- за работу с детьми с ограниченными возможностями;
- за наличие в классе учащихся с девиантным поведением.
Коэффициенты суммируются, а иногда все они (кроме К — за категорию) заменяются на компенсационные выплаты.
Посчитаем, сколько денег получает учитель начальных классов с нагрузкой 23 часа в неделю и высшей квалификационной категорией при ставке 6000 рублей за 18 часов.
Доход = 6000 × 23 / 18 × 1,15 = 8817 рублей.
В некоторых школах устанавливается повышающий коэффициент за возрастные особенности учащихся. И педагоги начальных классов их получают.
Как влияют на зарплату преподаваемые дисциплины
Еще один важный вопрос — из чего состоит зарплата учителя-предметника. В письме Минобрнауки № ИК-244/03 от 26.11.2006 установлены коэффициенты сложности предметов в школе — повышающие индексы за сложность и приоритетность предмета. На такую привилегию вправе рассчитывать преподаватели:
- русского языка;
- математики;
- иностранных языков;
- предметов, по которым большинство учеников сдают ЕГЭ.
Возможно увеличение доходов и тем, кто ведет предметы, которым сопутствуют вредные условия труда (физика, химия).
Ученико-часовая оплата труда
По сути, это почасовая оплата труда, где доход сотрудника зависит от объема выполненной им работы. Чаще всего ее применяют в отношении совместителей.
Руководство устанавливает определенную стоимость одного академического часа (одного урока в школе, половины пары в колледже или вузе). Но иногда в формулу включается и количество учеников в каждом классе. В среднем профессиональном и высшем образовании на число студентов ориентируются только при расчете оплаты приема экзаменов и зачетов.
Согласно письму Минобрнауки № ИК-244/03, оклад педагогического работника, осуществляющего учебный процесс, рассчитывается по формуле:
Если педагог ведет несколько предметов в разных классах, то его заработная плата рассчитывается по каждому предмету и классу отдельно. Посчитаем, сколько получает педагог-математик, если он:
- обучает 525 человек во всей школе;
- работает 36 часов в месяц;
- за сложность предмета получит коэффициент 0,1, а за категорию — 0,2;
- стоимость ученико/часа — 20 руб.
Подставляем в формулу и получаем:
20 × 525 × 36 × 0,1 × 0,2 = 7560 рублей.
Помимо этой суммы, ему доплатят за проверку тетрадей, классное руководство, ведение кабинета, иные обязанности.
Сколько в среднем получают учителя
Независимо от метода начисления заработной платы, ежегодно бюджетникам повышают выплаты на уровень инфляции и выше. Есть еще так называемые «майские указы», которые предусматривают, что зарплаты школьных учителей власти обязаны поднять до 100% от средних трудовых доходов по региону, а вузовских педагогов — до 200%. У некоторых номинальные размеры зарплат значительно выросли с 2012 года. В 2022 году педагогам из «майских указов» зарплату не повышали. Плановое увеличение с последующей перетарификацией окладов и надбавок планируется с 01.01.2022. Точные проценты увеличения пока неизвестны.
Пока ситуация с зарплатами учителей такая (по данным Росстата за январь-июнь 2021 года):
Педагогические работники дошкольных образовательных организаций |
Педагогические работники образовательных организаций общего образования |
Преподаватели образовательных организаций высшего профессионального образования |
|
---|---|---|---|
Российская Федерация |
39 100 |
53 839 |
105 792 |
Центральный федеральный округ |
|||
Белгородская область |
39 817 |
44 535 |
71 030 |
Брянская область |
29 089 |
37 781 |
58 814 |
Владимир |
32 795 |
44 491 |
66 232 |
Воронеж |
30 767 |
39 498 |
70 796 |
Ивановская область |
27 615 |
35 676 |
54 664 |
Калужская область |
35 374 |
49 050 |
83 130 |
Кострома |
27 809 |
39 425 |
61 409 |
Курская область |
33 192 |
41 130 |
67 782 |
Липецк |
31 424 |
42 418 |
71 452 |
Московская область |
61 257 |
73 012 |
117 435 |
Орловская область |
26 384 |
36 418 |
62 360 |
Рязань |
30 074 |
41 451 |
67 964 |
Смоленск |
28 353 |
40 580 |
67 287 |
Тамбовская область |
26 424 |
35 151 |
67 331 |
Тверь |
29 892 |
40 321 |
75 701 |
Тула |
33 750 |
45 730 |
81 987 |
Ярославль |
32 654 |
43 761 |
74 755 |
г. Москва |
— |
101 256 |
176 519 |
Северо-Западный федеральный округ |
|||
Карелия |
45 266 |
60 083 |
99 285 |
Коми |
45 418 |
57 837 |
113 076 |
Архангельская область, в том числе: |
|||
Ненецкий авт. округ |
81 151 |
120 654 |
— |
Архангельская область без авт. округа |
46 528 |
65 270 |
109 209 |
Вологодская область |
39 272 |
50 325 |
88 358 |
Калининград |
35 258 |
43 422 |
72 985 |
Ленинградская область |
48 954 |
53 451 |
84 654 |
Мурманск |
62 684 |
85 348 |
134 761 |
Новгород |
28 810 |
33 660 |
— |
Псковская область |
28 993 |
38 568 |
65 838 |
г. Санкт-Петербург |
62 168 |
65 813 |
132 961 |
Южный федеральный округ |
|||
Республика Адыгея |
26 708 |
37 317 |
78 860 |
Калмыкия |
27 210 |
38 542 |
— |
Крым |
26 447 |
42 263 |
71 512 |
Краснодарский край |
32 466 |
43 721 |
79 922 |
Астрахань |
27 158 |
42 228 |
62 635 |
Волгоград |
30 020 |
40 103 |
67 264 |
Ростовская область |
28 463 |
39 486 |
74 475 |
г. Севастополь |
38 832 |
50 809 |
75 747 |
Северо-Кавказский федеральный округ |
|||
Дагестан |
22 515 |
32 793 |
53 563 |
Ингушетия |
26 792 |
28 324 |
— |
Кабардино-Балкария |
27 254 |
32 854 |
61 652 |
Карачаево-Черкесская Республика |
25 435 |
30 064 |
49 537 |
Республика Северная Осетия — Алания |
25 323 |
33 763 |
58 333 |
Чеченская Республика |
22 346 |
25 898 |
59 666 |
Ставропольский край |
26 821 |
36 858 |
64 761 |
Приволжский федеральный округ |
|||
Башкортостан |
32 626 |
36 787 |
81 106 |
Республика Марий Эл |
25 812 |
37 015 |
— |
Мордовия |
23 805 |
30 295 |
65 619 |
Татарстан |
37 610 |
44 300 |
84 894 |
Удмуртская Республика |
31 906 |
43 300 |
72 891 |
Чувашия |
30 117 |
37 615 |
72 433 |
Пермский край |
34 691 |
49 382 |
90 662 |
Кировская область |
28 028 |
39 713 |
68 332 |
Нижегородская область |
33 447 |
44 814 |
88 374 |
Оренбург |
29 695 |
43 365 |
76 814 |
Пензенская область |
27 992 |
32 513 |
65 164 |
Самара |
34 491 |
42 153 |
82 400 |
Саратов |
29 022 |
36 936 |
71 118 |
Ульяновск |
28 650 |
39 046 |
68 099 |
Уральский федеральный округ |
|||
Курганская область |
27 575 |
37 457 |
70 478 |
Свердловская область |
42 726 |
57 028 |
97 066 |
Тюменская область, в том числе: |
|||
Ханты-Мансийский авт. округ — Югра |
66 800 |
100 680 |
174 761 |
Ямало-Ненецкий авт. округ |
92 381 |
138 860 |
— |
Тюменская область без авт. округов |
46 853 |
63 608 |
103 916 |
Челябинск |
32 375 |
46 620 |
80 292 |
Сибирский федеральный округ |
|||
Республика Алтай |
31 011 |
42 847 |
— |
Тыва |
34 433 |
48 086 |
— |
Хакасия |
33 269 |
52 693 |
76 338 |
Алтайский край |
30 055 |
35 208 |
67 489 |
Красноярский край |
46 636 |
62 598 |
117 396 |
Иркутская область |
42 597 |
59 849 |
117 696 |
Кемеровская область |
39 166 |
51 523 |
93 810 |
Новосибирск |
35 966 |
49 081 |
88 220 |
Омская область |
29 886 |
43 040 |
74 290 |
Томская область |
37 036 |
52 463 |
103 833 |
Дальневосточный федеральный округ |
|||
Бурятия |
38 141 |
56 363 |
80 884 |
Республика Саха (Якутия) |
66 953 |
92 191 |
174 819 |
Забайкалье |
35 201 |
50 667 |
88 133 |
Камчатка |
80 980 |
105 680 |
172 124 |
Приморский край |
43 101 |
63 832 |
91 103 |
Хабаровский край |
45 945 |
67 134 |
109 285 |
Амурская область |
43 644 |
65 225 |
96 437 |
Магадан |
87 582 |
119 312 |
— |
Сахалин |
79 538 |
101 372 |
— |
Еврейская автономная область |
39 505 |
58 921 |
— |
Чукотский автономный округ |
94 735 |
121 716 |
— |
Здравствуйте.
Цитата (Evgeniya85):Добрый вечер! у преподавателей постоянно скачет нагрузка — то есть , например, одна неделя может быть 16,65 часов, вторая — 15,32 ч. , третья- 13,32, четвертая — 18,65ч., и в октябре есть еще и три дня пятой недели — 5,33 часа . Итого : 69,27 часов за октябрь
Учебная нагрузка не может «скакать». Её утверждают в начале учебного года (1 сентября) и в течение года может поменяться только в результате какого-то «форс мажора». Например, коллега очень неожиданно ушла в декрет и её нагрузку «разбросали» по другим учителям.
Давайте немного отвлечёмся от «конкретики» и рассмотрим вопрос оплаты труда педагогических работников «в целом».
На сайте минобрнауки.рф опубликованы три обобщённые модели оплаты труда:
Цитата:Модель №1. «Базовый оклад +»
Модель, основанная на базовом окладе и повышающих коэффициентах, позволяет при расчете постоянной части зарплаты работников школы опираться на утвержденные на региональном уровне базовые оклады (у работников, занимающих одинаковую должность, базовый оклад – одинаковый). В зависимости от особенностей нагрузки учителя (количество учебных часов, объем осуществляемых неурочных видов деятельности и др) к базовому окладу применяются повышающие коэффициенты. Разное количество учащихся у разных учителей при реализации этой модели НСОТ тоже может учитываться при начислении зарплаты через специальный коэффициент.
Модель №2.«Все включено»
Модель, основанная на должностном окладе за 36 рабочих часов учителя в неделю, отличается от двух предыдущих тем, что все виды деятельности учителя оплачиваются в окладе за 36 рабочих часов в неделю. Внутри этих 36 часов могут быть и учебные часы, и неучебные часы (например, часы на проверку тетрадей или на проведение родительских собраний и др.). Доля учебных и неучебных часов конкретного учителя определяется трудовым договором между учителем и работодателем. Стоимость учебного и неучебного часа работы учителя может утверждаться на уровне школы, муниципалитета или региона в целом.
Модель №3.«Ученико-час»
Модель, основанная на «ученико-часе», позволяет при расчете постоянной части зарплаты учителей учесть и различие в количестве учебных часов, которые ведут педагоги, и количество учеников с которыми работают учителя. Каждая школа в объеме фонда оплаты труда самостоятельно рассчитывает величину ученико-часа (стоимость работы учителя с одним учеником в течении одного академического часа). Для каждого учителя определяется количество ученико-часов нагрузки. Таким образом в постоянной части зарплаты труда учителя учитывается интенсивность его труда.
Каждое учебное заведение разрабатывает и утверждает свою систему оплаты труда. Она может полностью соответствовать одной из «типовых» моделей, а может представлять из себя и нечто «эксклюзивное». Например, в большинстве общеобразовательных учреждений применяют некий «симбиоз» между первой и второй моделью, который позволяет учесть при расчёте заработной платы и учебную нагрузку, и фактически отработанное в месяце время (не путать с учебными часами!) по нормативному графику учителя.
Пример:
В сентябре педагога 1 протарифицировали на учебный год и установили ему учебную нагрузку 18 часов в неделю. Это и есть фактическая нагрузка. Т.е. весь учебный год педагог будет работать на одну «учительскую» ставку (18/18=1), а установленный ему на этот год «оклад» будет = 14400/18*18 = 14400 руб.
В сентябре педагога 2 протарифицировали на учебный год и установили ему учебную нагрузку 36 часов в неделю. Это и есть фактическая нагрузка. Т.е. весь учебный год педагог будет работать на две «учительские» ставки (36/18=2), а установленный ему на этот год «оклад» будет = 14400/18*36 = 28800 руб.
Пример 3.
В сентябре педагога 3 протарифицировали на учебный год и установили ему учебную нагрузку 9 часов в неделю. Это и есть фактическая нагрузка. Т.е. весь учебный год педагог будет работать на половину «учительской» ставки (9/18=0.5), а установленный ему на этот год «оклад» будет = 14400/18*9 = 7200 руб.
Нормальная продолжительность рабочего времени педагогических работников составляет 36 часов в неделю (ст.333 ТК РФ). Т.е. если вышеперечисленным педагогам установлен такой график работы, они работают на полную ставку (не путать с «учительской»), и за полностью отработанный месяц они заработают:
— первый — 14400 руб.
— второй — 28800 руб.
— третий — 7200 руб.
Теперь вернёмся к «конкретике».
Сказанное Вами:
Цитата (Evgeniya85):педагогам назначена ставка заработной платы 14400 норма часов — 18 часов в неделю
позволяет предположить, что речь может идти о расчёте заработной платы по приведённой в примере схеме.
Тогда:
Если «норма часов — 18 часов в неделю» — это именно норма часов по графику, а Ваши педагоги протарифицированы на учебную нагрузку 18 часов в неделю, то они работают на 36/18 = 0.5 «обычной» ставки и на полную «учительскую» ставку (18/18 = 1). За полностью отработанный месяц они должны получить 14400 руб.
Цитата (Evgeniya85):одна неделя может быть 16,65 часов, вторая — 15,32 ч. , третья- 13,32, четвертая — 18,65ч., и в октябре есть еще и три дня пятой недели — 5,33 часа . Итого : 69,27 часов за октябрь
Нормальная продолжительность рабочего времени педагога, работающего на полную ставку — 36 часов в неделю.
Норма часов в месяце исчисляется в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 13.08.09 № 588н — по расчетному графику пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями в субботу и воскресенье исходя из продолжительности ежедневной работы. Для педагога, работающего на полную ставку, в октябре она составляет 36/5*23 = 165.6 часов:
[img big=/Files/ForumUpload/2141976_big.QIP Shot — Screen 119.id-o_1cr6ta20b14rj1d94139e2sk1ujcd.png]/Files/ForumUpload/2141976.QIP Shot — Screen 119.id-o_1cr6ta20b14rj1d94139e2sk1ujcd.png[/img]
Если Ваши педагоги работают на 0.5 ставки, нормальная продолжительность рабочего времени в неделю составляет 36/2 = 18 часов, а в месяц — 18/5*23 = 82.8 часов.
В Вашем примере фактически отработанное за октябрь = 69,27 часов. Это значит , что заработная плата за октябрь = 14400/82.8*69.27 = 12046.96 руб.
З.Ы. Изначально Вы сказали:
Цитата (Evgeniya85):Мы перешли с октября на данную систему оплаты
Вообще говоря, такой переход подразумевает предварительную детальную проработку всех нюансов расчёта заработной платы и закрепление способа расчёта в ЛНА организации. До тех пор, пока Вы этот способ расчёта не «озвучите», отвечающие будут пытаться угадать что в Вашем учебном заведении подразумевается под почасовой оплатой труда и «изобрести» на основании своих догадок некую схему расчёта, которая должна соответствовать Вашей.
Почасоваяоплататруда в
образовательныхучреждениях применяется при оплате за
часы, предоставленные педагогическимработникам в следующих
случаях:
в порядке замещения отсутствующих по болезни или другим причинам учителей,
преподавателей, воспитателей и других педагогических работников, продолжавшегося
не свыше двух месяцев;за часы педагогической работы, выполненные учителями при работе с заочниками
и детьми, находящимися на длительном лечении в больнице, сверх объема,
установленного им при тарификации;при оплате за педагогическую работу специалистов предприятий, учреждений и
организаций (в т.ч. из числа работников органов управления образованием,
методических и учебно-методических кабинетов), привлекаемых для педагогической
работы в образовательные учреждения;при оплате за часы преподавательской работы в объеме 240 часов в другом
образовательном учреждении (в одном или нескольких) сверх учебной нагрузки,
установленной при тарификации;при оплате за часы преподавательской работы в том же учреждении среднего
профессионального образования работникам из числа руководящего состава, в объеме
240 часов в случае если они выполняются сверх предельной учебной
нагрузки.
Порядок почасовой оплаты труда разъяснен в разделе 5 Рекомендаций о порядке
исчисления заработной платы работников образовательных учреждений, доведенных
письмом Минобразования России и Профсоюза работников народного образования и
науки Российской Федерации от 16 января 2001 года № 20-58-196/20-5/7 и письме
Минобразования России от 29 декабря 1995 года № 87-М «О почасовой оплате труда в
образовательных учреждениях».
Размер оплаты за один час указанной выше педагогической работы в месяц
определяется путем деления месячной ставки заработной платы педагогического
работника в соответствии с разрядом Единой тарифной сетки за установленную норму
часов педагогической работы в неделю на среднемесячное количество рабочих
часов.
Размер месячной ставки заработной платы в настоящее время определяется в
соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября
2003 года № 609 «О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по
оплате труда работников организаций бюджетной сферы».
Учитывая положения данного нормативного акта, с 1 октября 2003 года схема
тарифных ставок (должностных окладов) по оплате труда работников бюджетных
учреждений имеет следующий вид:
Разряды оплаты труда | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Тарифные коэффициенты | 1,00 | 1,11 | 1,23 | 1,36 | 1,51 | 1,67 | 1,84 | 2,02 | 2,22 |
Тарифные ставки (оклады) | 600 | 670 | 740 | 820 | 910 | 1010 | 1110 | 1220 | 1340 |
Разряды оплаты труда | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
Тарифные коэффициенты | 2,44 | 2,68 | 2,89 | 3,12 | 3,36 | 3,62 | 3,9 | 4,2 | 4,5 |
Тарифные ставки (оклады) | 1470 | 1610 | 1740 | 1880 | 2020 | 2180 | 2340 | 2520 | 2700 |
Среднемесячное количество рабочих часов определяется по расчетному графику
пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями в субботу и воскресенье
(независимо от фактического режима труда и отдыха) путем деления нормы рабочего
времени в неделю (например, для учителей — 18 и 20 часов) на пять дней,
умножения полученного результата на количество рабочих дней в году и деления его
на 12 месяцев (см., например, письмо Минобразования России от 9 ноября 1995 года
№ 75-М «О среднемесячном количестве рабочих часов при определении часовой
тарифной ставки в 1996 году»).
Согласно производственному календарю на 2003 год количество рабочих дней
составляет 250.
Исходя из этого, среднемесячная норма рабочего времени для исчисления размера
почасовой оплаты педагогическим работникам составит:
при 18-часовой рабочей неделе — 75 часов (18 час./5 дней х 250 дней/12
месяцев);при 20-часовой рабочей неделе — 83,33 часа (20 час./5 дней х 250 дней/12
месяцев);при 24-часовой рабочей неделе — 100 час. (24 час./5 дней х 250 дней/12
месяцев).
Категории педагогических работников с указанием по ним соответствующей нормы
часов преподавательской работы за ставку заработной платы, определены в пункте 2
приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003
года № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической
работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных
учреждений».
Норма в 18 часов в неделю устанавливается:
учителям 5—11(12) классов общеобразовательных учреждений (в том числе
кадетских школ), общеобразовательных школ-интернатов (в том числе кадетских
школ-интернатов), образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, специальных (коррекционных) образовательных учреждений
для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, оздоровительных
образовательных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном
лечении, специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого
типа, образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного
возраста, образовательных учреждений для детей, нуждающихся в
психолого-педагогической и медико-социальной помощи, межшкольных учебных
комбинатов, учебно-производственных мастерских;преподавателям педагогических училищ и педагогических колледжей;
преподавателям специальных дисциплин 1—11(12) классов музыкальных,
художественных общеобразовательных учреждений;преподавателям 3—5 классов школ общего музыкального, художественного,
хореографического образования с 5-летним сроком обучения, 5—7 классов школ
искусств с 7-летним сроком обучения (детских музыкальных, художественных,
хореографических и других школ), 1—4 классов детских художественных школ и школ
общего художественного образования с 4-летним сроком обучения;педагогам дополнительного образования;
тренерам-преподавателям (старшим тренерам-преподавателям) образовательных
учреждений дополнительного образования детей спортивного профиля;учителям иностранного языка дошкольных образовательных
учреждений.
Норма в 20 часов в неделю устанавливается учителям 1-4 классов
общеобразовательных учреждений.
Норма в 24 часа в неделю устанавливается преподавателям 1-2 классов школ
общего музыкального, художественного, хореографического образования с 5-летним
сроком обучения, 1-4 классов детских музыкальных, художественных,
хореографических школ и школ искусств с 7-летним сроком обучения.
Исходя из вышеизложенного, для того чтобы определить ставку почасовой оплаты
следует величину месячной ставки заработной платы согласно разряда, присвоенного
при тарификации, разделить на 75, 83,33 или 100. Для определения размера оплаты
следует полученный результат умножить на количество фактически отработанных
часов.
Исходя из действующей в настоящее время ЕТС, размер ставки почасовой оплаты
работников из числа учителей общеобразовательных школ составит:
для учителей 5-11 (12) классов:
- 7 разряда ЕТС — 14 руб. 80 коп. (1110 руб. / 75 час.);
- 8 разряда ЕТС — 16 руб. 27 коп. (1220 руб. / 75 час.);
- 9 разряда ЕТС — 17 руб. 87 коп. (1340 руб. / 75 час.);
- 10 разряда ЕТС — 19 руб. 60 коп. (1470 руб. / 75 час.);
- 11 разряда ЕТС — 21 руб. 47 коп. (1610 руб. / 75 час.);
- 12 разряда ЕТС — 23 руб. 20 коп. (1740 руб. / 75 час.);
- 13 разряда ЕТС — 25 руб. 07 коп. (1880 руб. / 75 час.);
- 14 разряда ЕТС — 26 руб. 93 коп. (2020 руб. / 75 час.).
для учителей 1- 4 классов:
- 7 разряда ЕТС — 13 руб. 32 коп. (1110 руб. / 83,33 час.);
- 8 разряда ЕТС — 14 руб. 64 коп. (1220 руб. / 83,33 час.);
- 9 разряда ЕТС — 16 руб. 08 коп. (1340 руб. / 83,33 час.);
- 10 разряда ЕТС — 17 руб. 64 коп. (1470 руб. / 83,33 час.);
- 11 разряда ЕТС — 19 руб. 32 коп. (1610 руб. / 83,33 час.);
- 12 разряда ЕТС — 20 руб. 88 коп. (1740 руб. / 83,33 час.);
- 13 разряда ЕТС — 22 руб. 56 коп. (1880 руб. / 83,33 час.);
- 14 разряда ЕТС — 24 руб. 24 коп. (2020 руб. / 83,33 час.).
Аналогично рассчитываются ставки и других педагогических работников.
Необходимо учитывать, что если замещение отсутствующего работника
педагогическим работником осуществлялось свыше двух месяцев, оплата его труда со
дня начала замещения за все часы фактической педагогической работы производится
на общих основаниях с соответствующим увеличением их недельной учебной нагрузки
(объема педагогической работы).
Оплата труда преподавателей учреждений начального и среднего
профессионального образования (кроме учреждений среднего педагогического
образования) за часы учебных занятий, предоставленные им сверх установленной
годовой учебной нагрузки, а также выполненные при замещении временно
отсутствующих по болезни и другим причинам педагогических работников,
производится дополнительно по часовым ставкам, исчисленным путем деления
месячной ставки заработной платы на 72 часа (среднемесячное количество
часов).
При диапазоне тарифных разрядов с 7 по 14, ставки почасовой оплаты труда
указанных категорий работников составят:
- 7 разряда ЕТС — 15 руб. 42 коп. (1110 руб. / 72 час.);
- 8 разряда ЕТС — 16 руб. 94 коп. (1220 руб. / 72 час.);
- 9 разряда ЕТС — 18 руб. 61 коп. (1340 руб. / 72 час.);
- 10 разряда ЕТС — 20 руб. 42 коп. (1470 руб. / 72 час.);
- 11 разряда ЕТС — 22 руб. 36 коп. (1610 руб. / 72 час.);
- 12 разряда ЕТС — 24 руб. 17 коп. (1740 руб. / 72 час.);
- 13 разряда ЕТС — 26 руб. 11 коп. (1880 руб. / 72 час.);
- 14 разряда ЕТС — 28 руб. 06 коп. (2020 руб. / 72 час.).
Оплата производится только после выполнения преподавателем всей годовой
учебной нагрузки помесячно или в конце учебного года.
Если замещение продолжается непрерывно свыше двух месяцев, то со дня его
начала производится перерасчет средней месячной заработной платы преподавателей
исходя из уточненного годового объема учебной работы.
Следует также учитывать, что суммы, начисленные преподавателям учреждений
начального и среднего профессионального образования за часы преподавательской
работы сверх установленной годовой учебной нагрузки, учитывается при исчислении
среднего заработка, но только в размере 1/10 части за каждый месяц расчетного
периода (см., в частности, письмо Минобразования России от 14 сентября 2000 года
№ 20-58-4258/20-5).
Руководители образовательных учреждений в пределах имеющихся средств, если
это целесообразно экономически и не ущемляет интересов основных работников
данного учреждения, могут привлекать для проведения учебных занятий с
обучающимися (воспитанниками) высококвалифицированных специалистов с применением
ставок и условий почасовой оплаты, предусмотренных постановлением Минтруда
России от 21 января 1993 года № 7 «Об утверждении ставок почасовой оплаты труда
работников, привлекаемых к проведению учебных занятий в учреждениях,
организациях и на предприятиях, находящихся на бюджетном финансировании» (в
редакции изменений от 2 ноября 1995 года).
Указанные ставки могут применяться, например, при оплате
высококвалифицированных специалистов, привлекаемых для проведения отдельных
занятий, курсов, лекций, факультативов, учебных предметов, по которым в целом на
образовательное учреждение предусмотрено незначительное количество учебных
часов, а также при оплате труда лиц из числа профессорско-преподавательского
состава вузов, работников научных учреждений и в других случаях, когда
нецелесообразно определять почасовую оплату педагогического работника от ставки
заработной платы на основе разрядов ЕТС.
Ставки почасовой оплаты определяются исходя из размера ставки первого разряда
ЕТС, устанавливаемой Правительством Российской Федерации (в настоящее время —
600 руб.), и коэффициентов ставок почасовой оплаты труда.
В связи с этим, размеры коэффициентов ставок почасовой оплаты труда
работников, привлекаемых к проведению учебных занятий в учреждениях,
организациях и на предприятиях, находящихся на бюджетном финансировании,
составляют:
Контингент обучающихся | Размеры коэффициентов/ставок (руб.) | ||
профессор, доктор наук | доцент,кандидат наук | лица, не имеющие ученой степени | |
Обучающиеся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования, другие аналогичные категории обучающихся, рабочие, работники, занимающие должности, требующие среднего профессионального образования, слушатели курсов |
0,20/120 | 0,15/90 | 0,10/60 |
Студенты | 0,25/150 | 0,20/120 | 0,10/60 |
Аспиранты, слушатели учебных заведений по повышению квалификации руководящих работников и специалистов |
0,30/180 | 0,25/150 | 0,15/90 |
Следует учитывать, что в ставки почасовой оплаты уже включена оплата за
отпуск.
Ставки почасовой оплаты труда лиц, имеющих почетные звания «Народный»,
устанавливаются в размерах, предусмотренных для профессоров, докторов наук.
Оплата труда членов жюри конкурсов и смотров, а также рецензентов конкурсных
работ производится по ставкам почасовой оплаты труда, предусмотренным для лиц,
проводящих учебные занятия со студентами.
Коэффициенты ставок почасовой оплаты труда демонстраторов пластических поз,
участвующих в проведении учебных занятий, в зависимости от сложности
пластической позы устанавливаются в размере 0,03—0,04 (18 — 24 руб.).
Оплата труда оппонентов при защите диссертаций на ученую степень доктора или
кандидата наук производится по ставкам почасовой оплаты, предусмотренным для
лиц, проводящих учебные занятия с аспирантами.
Ставки почасовой оплаты труда лиц, имеющих почетные звания «Заслуженный»,
устанавливаются в размерах, предусмотренных для доцентов, кандидатов наук.
Оплата труда врачей-консультантов, не являющихся штатными работниками
учреждений здравоохранения, производится по ставкам почасовой оплаты труда,
указанным в последней строке приведенной выше таблицы (соответственно — 0,30;
0,25 и 0,15).
Как подписаться
>>>
Для учителей все несколько сложнее у вас должно быть утверженное положение по оплате труда образовательного учреждения согласно которого и ведут расчет.
для примера формула из положения об оплате труда работников государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы п.г.т. Осинки муниципального района Безенчукский Самарской области
2.2.Средняя расчетная единица за один учебный час рассчитывается отдельно для педагогических работников, осуществляющих учебный процесс с учащимися учреждения, а также с учащимися, находящимися на индивидуальном обучении по медицинским и социально-педагогическим показаниям.
Средняя расчетная единица за один учебный час педагогических работников, осуществляющих учебный процесс с учащимися учреждения рассчитывается отдельно по ступеням обучения:
начальное общее образование;
основное общее образование;
среднее (полное) общее образование.
Средняя расчетная единица за один учебный час рассчитывается два раза в год по состоянию на 1 января и на 1 сентября по формуле:
ФОТпед х 245
Сч = — ,
(a1 b1 + a2 b2 + … + a11 b11) x 365
где:
Сч – средняя расчетная единица за один учебный час;
ФОТпед – фонд оплаты труда педагогических работников, осуществляющих учебный процесс;
а1 – количество учащихся в первых классах и т. д.;
b1 – количество часов за год по учебному плану в первых классах и т.д.;
245 – количество дней в учебном году;
365 – количество дней в году.
ФОТинд х 245
Сч = — ,
(a1 b1 + a2 b2 + … + a11 b11) x 365
где,
Сч – средняя расчетная единица за один учебный час;
ФОТ инд – фонд оплаты труда педагогических работников, осуществляющих учебный процесс с учащимися, находящимися на индивидуальном обучении;
а1 – количество учащихся первых классов, находящихся на индивидуальном обучении и т.д.;
b1 – количество часов по базисному учебному плану на год в первых классах и т.д.;
245 – количество дней в учебном году;
365– количество дней в году.
Вам бы желательно навести справку в местном управлении образования РАНО.. как точно вести расчет стоимости конкретно по вашей школе