Стив Каплан. Скрытые инструменты комедии
Для Кэтрин, которая сделала все возможным и продолжает смеяться над всеми моими шутками
Отзывы о книге
«Я редко задумываюсь, почему то, над чем я работаю, смешно. Обычно я зациклен на том, что это недостаточно смешно. Так что было интересно посмотреть на проблему вдумчивым взглядом. Начиная читать книгу, я предполагал, что она меня позабавит, но обнаружил в ней тщательный разбор природы комедии. Стив берется за эфемерную тему и сводит ее к конкретным понятиям, практическим и поучительным одновременно. Да, и еще это смешно. Что не помешает, когда говоришь о комедии».
Дэвид Крейн, создатель и исполнительный продюсер телесериалов «Друзья» (Friends), «Эпизоды» (Episodes)
«Мы на себе ощутили талант Стива Каплана. Ведь среди его учеников есть те, кто придумывал сериалы «Все любят Рэймонда» и «Дурнушка Бетти», российские версии которых имели успех на канале СТС («Воронины», «Не родись красивой»). Эта книга в любом случае будет полезна тем сценаристам, которые хотят разобраться в самом субъективном из всех жанров — комедии».
Вячеслав Муругов, генеральный директор телеканала СТС, генеральный продюсер «СТС Медиа», продюсер, сценарист («Солдаты», «Кадетство», «Маргоша», «Ранетки», «Папины дочки» и др.)
«Ни одна книга не даст вам схемы, благодаря которой ваш сценарий станет смешным, но, освоив рекомендации, изложенные в этом издании, вы сможете двигаться к вашей цели короткой дорогой. Удачи на этом пути! К прочтению рекомендую».
Алексей Троцюк, сценарист, продюсер («Папины дочки», «Кухня» и др.)
«Хорошая книга для тех, кто выбрал для себя самый сложный жанр — комедию. Написана легко и с юмором. Будет полезна как сценаристам, так и тем, кто хочет больше узнать об инструментах и структуре комедии».
Артем Литвиненко, режиссер, сценарист («Папа напрокат», «Нюхач»)
«Отличная книга, которая, как и любой учебник, дает свод правил и направление движения — практическая реализация, безусловно, зависит от способностей конкретного человека. А главный вывод, который почему-то не принимают наши кинокритики (и к которому мы пришли практическим путем), — больше шансов сделать смешную кинокомедию с теми, кто имеет солидный опыт того, как рассмешить людей, нежели с теми, у кого опыт в кинопроизводстве».
Георгий Малков, Enjoy Movies, продюсер («Любовь в большом городе», «Пирамммида», «Тот еще Карлосон», «Я буду рядом»)
«Помните, в «Золотом теленке» Остап Бендер сочинил памятку для писателей, как писать что угодно и когда угодно? Было очень смешно. Но чтобы и смешно, и действительно полезно на практике — почти не бывает. И вот эта книга — редкий случай, когда все именно так. Я уже пятьдесят лет работаю в комедии, так или иначе. И могу сказать, что увидел в книге много тех приемов, которые мы применяли интуитивно. А здесь — конкретные правила и законы: бери, пиши, снимай. И все будет работать — по крайней мере, для тех, кто еще находит смешным то, что делали мы».
Давид Черкасский, режиссер-аниматор («Приключения капитана Врунгеля», «Доктор Айболит», «Остров сокровищ»)
«Я знаком со Стивом Капланом уже много лет, еще со времен HBO Workspace (потрясающее было приключение!), и всегда видел в нем человека, который старался не терять попусту ни одной секунды. Работать с ним было замечательно, слушать его интенсивный курс — восхитительно, но эта книга поистине удивительна и вдохновляюща. На каждой странице нахожу стимулы для появления новых, свежих режиссерских и сценарных идей. И сейчас понимаю, что не могу (и не должен) браться за какой-либо проект (будь то комедия или драма), не обратившись еще раз к “Скрытым инструментам комедии”».
Марк У. Трэвис, режиссер, консультант, автор книг «Режиссура художественного фильма» (Directing Feature Films) и «Сумка с трюками в руках у режиссера» (The Film Director’s Bag of Tricks)
«На каждой странице — свежая мысль и постоянное «Почему же я сама до этого не додумалась?» Стив Каплан — настоящий гуру комедии. Не знаете, что это означает? Прочитайте эту книгу — узнаете. Даже сами можете стать гуру».
Эллен Сандлер, исполнительный продюсер ситкома «Все любят Рэймонда» (Everybody Loves Raymond); автор книги «Практическое руководство для телесценариста» (TV Writer’s Workbook)
«Что касается комедии, то в этом деле Стив Каплан — мастер. В своей новой книге «Скрытые инструменты комедии» Стив предлагает взгляд изнутри на то, каким образом «работает» комедия с учетом мировоззрения персонажа; рассказывает о правде комедии; утверждает, что чем больше персонаж знает, тем менее он смешон. Все эти и другие мысли составили книгу, от которой я не могла оторваться. Передаваемые им знания — подлинный подарок каждому автору, продюсеру и просто человеку, который хочет знать, как «работает» юмор».
Джен Грисанти, консультант по вопросам сюжета/развития карьеры; преподаватель курса сценарного мастерства семинара «Писатели на грани» (Writers on the Verge); автор книг «Сюжетная линия» (Story Line), «Измените ваш сюжет, измените вашу жизнь» (Change Your Story, Change Your Life)
«Кем бы вы ни были: актером, режиссером или сценаристом — это лучшая, самая занимательная и применимая на практике книга из всех, которые я когда-либо читал по искусству, теории и механике комедии».
Дэвид Фьюри, сценарист и продюсер телесериалов «Баффи — истребительница вампиров» (Buffy the Vampire Slayer), «Остаться в живых» (Lost), «За гранью» (Fringe), «Terra Nova»
«Как показывает практика, кинематографическая в том числе, если у человека нет врожденного чувства юмора, ему не помогут никакие лекции, никакие пособия — ни смеяться над шутками, ни тем более шутить не научишь. Но где вы видели, чтобы кто-то признал такую свою неполноценность?! Посему книгу Стива Каплана рекомендуется читать всем, не говоря уж о таких специальных людях, какими являются сценаристы и режиссеры, а также актеры. Тем более что автор — с присущим ему чувством юмора — начинает с того, что системно разбивает в пух и прах вышеприведенную сентенцию как один из расхожих мифов. Ну и далее — так же системно — излагает искусство комедии. Думаю, у кого есть основания, тому в помощь…»
Володымыр Бойтенко, киновед, руководитель проекта «Сценарна Майстерня»
«“Скрытые инструменты комедии” Стива Каплана — доказательство эффективности его инструментов. Книга смешная. Она не просто увлекает, но сообщает неоценимую информацию о создании комедийного материала. Вплоть до настоящего времени никому не удавалось или не хотелось проанализировать принципы создания смешного. Процесс всегда был окутан каким-то туманом: смешным надо родиться, тебе это либо дано, либо нет. Стив Каплан с помощью конкретных примеров предлагает пошаговый подход к тому, что есть суть комедии и как до нее дойти. Чтобы работать в комедии, совсем необязательно родиться смешным. Нужно просто знать эти инструменты и пользоваться ими».
Читать дальше
«Умирать … ( пауза) … умирать трудно. ( Пауза продолжительней ) Но… но…комедия труднее».
Законспектировали книгу Стива Каплана «Скрытые инструменты комедии», в которой он рассказывает о том, что такое современная комедия и как с ней работать. Стив Каплан — консультант таких голливудских компаний, как Dreamworks, Disney, HBO, Paramount, Touchstone, он создал несколько театров комедии и программу семинаров, на основе которых и написал эту книгу.
Я был из тех, кого хватают и бьют после школы. Точно не знаю, почему именно меня. Может быть причиной стала неординарность личности, а может – язвительность ума. А может быть, и то обстоятельство, что за весь четвертый класс я ни разу не сменил свитера. (Ну и классный же был свитер! ) Как бы то ни было, но из страха быть избитым я научился по-настоящему быстро бегать – и смешить людей. — Стив Каплан
Как смешные люди учатся быть смешными? Ведь они такими не рождаются. Один из мифов о комедии, что комедия — это магия, которой нельзя обучить, что человек либо рождается смешным, либо нет. Но комики учатся своему ремеслу так же, как все остальные: методом проб и ошибок.
Невозможно научить таланту, но можно научить развивать свои способности, научить играть и писать.
Точно так же, есть миф, что не стоит анализировать фильмы, а тем более комедии, чтобы не уничтожить их магию. Тем не менее, все, кто занимается стендап-комедией только и делают, что разбирают свои выступления, и продумывают свой материал до малейших деталей. Именно благодаря скрупулезной работе с материалом, их шутки попадают в цель, а работа получается структурированной.
Так же, как представители других профессий, комики работают с материалом и прислушиваются к обратной связи до тех пор, пока реплики не становятся меткими и убивают слушателей наповал.
Уметь вглядываться в механику, эстетику и науку комедии и учит эта книга.
Отчаянная домохозяйка ( 2010)
Смех и комичность — это не одно и тоже. Абсолютно все может быть смешным. Все, что заставляет вас смеяться.
Допустим, вы идете в кино и смеетесь, а кто-то оборачивается и говорит: «Это не смешно!» И что вам остается? Стукнуть себя по лбу и зарыдать: Вы правы! Это не смешно. Ну и дурак же я! Думал, что получаю удовольствие, и как же я ошибся!
Но не все, отчего вам смешно, может считаться комедией. Потому что комедия — это в первую очередь искусство говорить правду о том, как быть человеком.
Одна из главных задач драмы — помочь человеку помечтать о том, кем он бы мог стать. Основа комедии в том, чтобы рассказать людям, как жить такими, какие они есть на самом деле. Жанр драмы верит в человеческое совершенство, а комедия, наоборот, говорит о том, что человек — несовершенный, в нем много беспокойства, неловкости, невнятности, неуверенности в себе. И это естественно для нашей жизни.
Юмор присутствует во всем том малом, что делают люди. Если вы покажете им, как они выглядели, когда сделали то, что сделали, они будут смеяться. – Сид Сизар «Час Сизара»Комедия – это искусство говорить правду о том, как быть человеком.
Драма тоже говорит правду о том, как быть человеком, но показывает человека, как умное благородное, бескорыстное и любящее существо. Комедия же способна раскрыть всю правду, не слишком корректируя и скрывая недостатки человека.
Например, вы когда-нибудь видели постановку «Гамлета», в которой принц пукает? Конечно, нет.
В отличие от драмы комедия показывает всю человеческую природу вместе с ее грехами, нелепостями, горестями и печалями. В комедии человек любим, и для этого ему не обязательно быть хорошим и геройствовать.
Комедия — это искусство надежды и правды, метафора человеческой жизни. А вот материал о том как написать ситком >>>>>
Беспринципные. (2020 — )
В комедии рассказывается про обыкновенных людей, не наделенных геройскими особенностями, которые борются со сложностями, не обладая набором практических навыков и средств, необходимых для победы. Они не теряют надежды и не сдаются до конца.
Это и есть уравнение комедии, если удалить один из элементов, есть риск, что комический эффект пропадет.
Такое уравнение — не набор строгих правил, «не пошаговая инструкция, а карта на случай, если заблудишься».
Основные инструменты комедии:
1. Победа любой ценой
2. Не-Герой
3. Метафоричность Отношений
4. Позитивное (или Себялюбивое) Действие
5. Подлинность Эмоции
6. По ПрямойПо Спирали (инструменты разработки сценария)
7. Архетипы
8. Комическая предпосылка
Москва слезам не верит ( 1979)
- Победа любой ценой
В жанре комедии можно делать все что угодно, что может понадобиться ради победы и не важно, насколько грубо или по-идиотски это выглядит со стороны. Для того, чтобы победить любой ценой, не нужно пытаться намеренно быть смешным, достаточно оставаться самим собой.
- Не-Герой
В комедии не нужны геройские поступки, достаточно самых обыкновенных людей, не обладающих многими практическими навыками, необходимыми для победы. И чем больше практических навыков у вашего героя, тем меньше шансов на то, что вы создадите что-то комичное. Эволюция персонажа происходит тогда, когда, например, в романтические моменты герой из грубоватого или суетного становится более чутким и зрелым, как персонаж Билла Мюррея в фильме «День сурка».
- Метафоричность Отношений
Этот инструмент помогает зрителю понять, что ему хотят рассказать. Допустим, если автор хочет рассказать о том, какие проблемы есть у супругов, он может показать их, как партнеров по бизнесу. Через такую метафору зрителю будет понятно, какие именно взаимоотношения у пары.
- Позитивное Действие
Герой мыслит позитивно, то есть, он верит, что каждое его действие даст результаты, вне зависимости от того, как глупо или несуразно оно выглядит со стороны. А еще, такой способ показать героя смягчает впечатление от неприятных персонажей.
Когда автор использует этот инструмент, во всех действиях, совершаемых персонажами, заложена вера и надежда на то, что жизнь станет чуточку лучше. Герой ждет этого от каждого своего действия. Но часто этого не происходит, тогда создается комическая ситуация. Ведь если персонаж не верит, что его действие ему поможет, зачем же он тогда его делает?
Ночь в музее ( 2006)
- Подлинность эмоции
Этот инструмент больше важен для режиссеров и актеров, но сценаристу тоже важно при создании истории понимать, что любая эмоция, которую переживает актер, и есть верно выбранная эмоциональная линия персонажа.
Джон Клиз когда-то рассказывал, что, создавая группу «Монти Пайтон», они считали комедию неким набором разрозненных глупых трюков, а позже они поняли, что комедия – это когда наблюдаешь за кем-то, кто смотрит на того, кто делает какие-то глупости.
Эта мысль лежит в основе понимания этого инструмента, задача которого, помочь найти исполнительское решение сцены, которое будет наиболее реалистичным. Например, если в сцене есть пощечина или поцелуй, их не нужно играть, как и реакцию на них, их достаточно прожить.
Хорасу Уолполу приписывают слова: «Мир – комедия для тех, кто думает, и трагедия для тех, кто чувствует».
Когда сценаристы не понимают, что в комедии есть место искренним, настоящим чувствам, зритель становится свидетелем гримасничания или других актерских выкрутасов. На деле, чтобы сыграть комедию, достаточно того, что актеры — люди. Их естественная реакция и есть то эмоциональное состояние, в котором должны находиться персонажи.
- По прямойпо спирали
Распространено мнение, что в комедии важен дуэт из хохмача и простака, что он особенно добавляет комичности. Но на деле, комичность складывается благодаря персонажам или одному персонажу, который либо не видит проблемы, либо сам ее создает, что вынуждает его или другого персонажа бороться с проблемой.
Тот, кто идет по прямой, не видит проблемы, которую сам же создал, а тот, кто идет по спирали пытается бороться с проблемой, но не может ее решить.
Этот инструмент не определяет персонажа, но смещает на него фокус. Тот, кто идет по спирали, пытается бороться, и тем самым привлекает внимание зрителя и симпатию. Фокус в комедии может перемещаться между персонажами, когда они оказываются в эмоциональном фокусе сюжета. Таким персонажем не обязательно должен быть главный герой. Это персонаж, который в определенный момент занимает большую часть экранного времени, а значит, находится в фокусе нашей эмоции.
Идущий по спирали напряженно пытается разобраться в том, что он видит, а идущий по прямой не замечает не только идущего по спирали, но и никого и ничего вокруг. И из-за этого совершает глупости.
- Архетип
Персонажи воплощаются в архетипах, которые сопровождают нас на протяжении трех тысяч лет. Эффект узнаваемости создает комичность. Больше об архетипах в материале Герой комедийного сериала >>>>>
- Комическая предпосылка
Комическая предпосылка — это ложь, через которую говорится правда. Это та диллема, проблема, которая движет главными героями в течение развития истории, и развивает ее.
Монти Пайтон и священный Грааль ( 1975 )
В комедиях часто встречаются неприятные персонажи: лицемеры, полные ничтожества, мягкотелые и бесхарактерные. И часто, именно они располагают к себе зрителя. Но это не значит, что быть отвратительным гадом смешно.
Дело в том, что персонажи противны не просто так, а потому, что именно это может помочь им кого-то победить и чего-то достичь. Те персонажи, которые совершают плохие поступки и являются злыми «по жизни», редко смешны и интересны зрителю. Герои могут быть негодяями, потому что им так лучше живется, такое поведение или образ жизни приносит им позитивные эмоции.
Отрицательные черты характера или действия не являются негативом. При этом негативное действие может помочь создать драматический момент. Драматическим или мрачным в комедии можно назвать тот момент, когда персонаж сдается, чувствует что он не может себе помочь, и никто ему не поможет. Когда из уравнения комедии исчезает надежда, возникает драматический момент. Они в комедии тоже необходимы.
Часто говорят, что эмоция – наркотик. Мы, комедиографы, с таким не согласны. На самом деле это неправда. Правда же состоит в том, что в тот или иной момент эмоция фокусируется на одном персонаже в сцене.
В этом заключается искусство комедии и создания комедийных персонажей.
Стив Каплан. Скрытые инструменты комедии
Для Кэтрин, которая сделала все возможным и продолжает смеяться над всеми моими шутками
Отзывы о книге
«Я редко задумываюсь, почему то, над чем я работаю, смешно. Обычно я зациклен на том, что это недостаточно смешно. Так что было интересно посмотреть на проблему вдумчивым взглядом. Начиная читать книгу, я предполагал, что она меня позабавит, но обнаружил в ней тщательный разбор природы комедии. Стив берется за эфемерную тему и сводит ее к конкретным понятиям, практическим и поучительным одновременно. Да, и еще это смешно. Что не помешает, когда говоришь о комедии».
Дэвид Крейн, создатель и исполнительный продюсер телесериалов «Друзья» (Friends), «Эпизоды» (Episodes)
«Мы на себе ощутили талант Стива Каплана. Ведь среди его учеников есть те, кто придумывал сериалы «Все любят Рэймонда» и «Дурнушка Бетти», российские версии которых имели успех на канале СТС («Воронины», «Не родись красивой»). Эта книга в любом случае будет полезна тем сценаристам, которые хотят разобраться в самом субъективном из всех жанров — комедии».
Вячеслав Муругов, генеральный директор телеканала СТС, генеральный продюсер «СТС Медиа», продюсер, сценарист («Солдаты», «Кадетство», «Маргоша», «Ранетки», «Папины дочки» и др. )
«Ни одна книга не даст вам схемы, благодаря которой ваш сценарий станет смешным, но, освоив рекомендации, изложенные в этом издании, вы сможете двигаться к вашей цели короткой дорогой. Удачи на этом пути! К прочтению рекомендую».
Алексей Троцюк, сценарист, продюсер («Папины дочки», «Кухня» и др.
)
«Хорошая книга для тех, кто выбрал для себя самый сложный жанр — комедию. Написана легко и с юмором. Будет полезна как сценаристам, так и тем, кто хочет больше узнать об инструментах и структуре комедии».
Артем Литвиненко, режиссер, сценарист («Папа напрокат», «Нюхач»)
«Отличная книга, которая, как и любой учебник, дает свод правил и направление движения — практическая реализация, безусловно, зависит от способностей конкретного человека. А главный вывод, который почему-то не принимают наши кинокритики (и к которому мы пришли практическим путем), — больше шансов сделать смешную кинокомедию с теми, кто имеет солидный опыт того, как рассмешить людей, нежели с теми, у кого опыт в кинопроизводстве».
Георгий Малков, Enjoy Movies, продюсер («Любовь в большом городе», «Пирамммида», «Тот еще Карлосон», «Я буду рядом»)
«Помните, в «Золотом теленке» Остап Бендер сочинил памятку для писателей, как писать что угодно и когда угодно? Было очень смешно. Но чтобы и смешно, и действительно полезно на практике — почти не бывает. И вот эта книга — редкий случай, когда все именно так. Я уже пятьдесят лет работаю в комедии, так или иначе. И могу сказать, что увидел в книге много тех приемов, которые мы применяли интуитивно. А здесь — конкретные правила и законы: бери, пиши, снимай. И все будет работать — по крайней мере, для тех, кто еще находит смешным то, что делали мы».
Давид Черкасский, режиссер-аниматор («Приключения капитана Врунгеля», «Доктор Айболит», «Остров сокровищ»)
Стив Каплан. Скрытые инструменты комедии
Для Кэтрин, которая сделала все возможным и продолжает смеяться над всеми моими шутками
Отзывы о книге
«Я редко задумываюсь, почему то, над чем я работаю, смешно. Обычно я зациклен на том, что это недостаточно смешно. Так что было интересно посмотреть на проблему вдумчивым взглядом. Начиная читать книгу, я предполагал, что она меня позабавит, но обнаружил в ней тщательный разбор природы комедии. Стив берется за эфемерную тему и сводит ее к конкретным понятиям, практическим и поучительным одновременно. Да, и еще это смешно. Что не помешает, когда говоришь о комедии».
Дэвид Крейн, создатель и исполнительный продюсер телесериалов «Друзья» (Friends), «Эпизоды» (Episodes)
«Мы на себе ощутили талант Стива Каплана. Ведь среди его учеников есть те, кто придумывал сериалы «Все любят Рэймонда» и «Дурнушка Бетти», российские версии которых имели успех на канале СТС («Воронины», «Не родись красивой»). Эта книга в любом случае будет полезна тем сценаристам, которые хотят разобраться в самом субъективном из всех жанровкомедии».
Вячеслав Муругов, генеральный директор телеканала СТС, генеральный продюсер «СТС Медиа», продюсер, сценарист («Солдаты», «Кадетство», «Маргоша», «Ранетки», «Папины дочки» и др.)
«Ни одна книга не даст вам схемы, благодаря которой ваш сценарий станет смешным, но, освоив рекомендации, изложенные в этом издании, вы сможете двигаться к вашей цели короткой дорогой. Удачи на этом пути! К прочтению рекомендую».
Алексей Троцюк, сценарист, продюсер («Папины дочки», «Кухня» и др.)
«Хорошая книга для тех, кто выбрал для себя самый сложный жанркомедию. Написана легко и с юмором. Будет полезна как сценаристам, так и тем, кто хочет больше узнать об инструментах и структуре комедии».
Артем Литвиненко, режиссер, сценарист («Папа напрокат», «Нюхач»)
«Отличная книга, которая, как и любой учебник, дает свод правил и направление движенияпрактическая реализация, безусловно, зависит от способностей конкретного человека. А главный вывод, который почему-то не принимают наши кинокритики (и к которому мы пришли практическим путем),больше шансов сделать смешную кинокомедию с теми, кто имеет солидный опыт того, как рассмешить людей, нежели с теми, у кого опыт в кинопроизводстве».
Георгий Малков, Enjoy Movies, продюсер («Любовь в большом городе», «Пирамммида», «Тот еще Карлосон», «Я буду рядом»)
«Помните, в «Золотом теленке» Остап Бендер сочинил памятку для писателей, как писать что угодно и когда угодно? Было очень смешно. Но чтобы и смешно, и действительно полезно на практикепочти не бывает. И вот эта книгаредкий случай, когда все именно так. Я уже пятьдесят лет работаю в комедии, так или иначе. И могу сказать, что увидел в книге много тех приемов, которые мы применяли интуитивно. А здеськонкретные правила и законы: бери, пиши, снимай. И все будет работатьпо крайней мере, для тех, кто еще находит смешным то, что делали мы».
Давид Черкасский, режиссер-аниматор («Приключения капитана Врунгеля», «Доктор Айболит», «Остров сокровищ»)
«Я знаком со Стивом Капланом уже много лет, еще со времен HBO Workspace (потрясающее было приключение!), и всегда видел в нем человека, который старался не терять попусту ни одной секунды. Работать с ним было замечательно, слушать его интенсивный курсвосхитительно, но эта книга поистине удивительна и вдохновляюща. На каждой странице нахожу стимулы для появления новых, свежих режиссерских и сценарных идей. И сейчас понимаю, что не могу (и не должен) браться за какой-либо проект (будь то комедия или драма), не обратившись еще раз к Скрытым инструментам комедии».
Марк У. Трэвис, режиссер, консультант, автор книг «Режиссура художественного фильма» (Directing Feature Films) и «Сумка с трюками в руках у режиссера» (The Film Directors Bag of Tricks)
«На каждой страницесвежая мысль и постоянное «Почему же я сама до этого не додумалась?» Стив Капланнастоящий гуру комедии. Не знаете, что это означает? Прочитайте эту книгуузнаете. Даже сами можете стать гуру».
Эллен Сандлер, исполнительный продюсер ситкома «Все любят Рэймонда» (Everybody Loves Raymond); автор книги «Практическое руководство для телесценариста» (TV Writers Workbook)
«Что касается комедии, то в этом деле Стив Капланмастер. В своей новой книге «Скрытые инструменты комедии» Стив предлагает взгляд изнутри на то, каким образом «работает» комедия с учетом мировоззрения персонажа; рассказывает о правде комедии; утверждает, что чем больше персонаж знает, тем менее он смешон. Все эти и другие мысли составили книгу, от которой я не могла оторваться. Передаваемые им знанияподлинный подарок каждому автору, продюсеру и просто человеку, который хочет знать, как «работает» юмор».
Джен Грисанти, консультант по вопросам сюжета/развития карьеры; преподаватель курса сценарного мастерства семинара «Писатели на грани» (Writers on the Verge); автор книг «Сюжетная линия» (Story Line), «Измените ваш сюжет, измените вашу жизнь» (Change Your Story, Change Your Life)
«Кем бы вы ни были: актером, режиссером или сценаристомэто лучшая, самая занимательная и применимая на практике книга из всех, которые я когда-либо читал по искусству, теории и механике комедии».
Дэвид Фьюри, сценарист и продюсер телесериалов «Баффиистребительница вампиров» (Buffy the Vampire Slayer), «Остаться в живых» (Lost), «За гранью» (Fringe), «Terra Nova»
«Как показывает практика, кинематографическая в том числе, если у человека нет врожденного чувства юмора, ему не помогут никакие лекции, никакие пособияни смеяться над шутками, ни тем более шутить не научишь. Но где вы видели, чтобы кто-то признал такую свою неполноценность?! Посему книгу Стива Каплана рекомендуется читать всем, не говоря уж о таких специальных людях, какими являются сценаристы и режиссеры, а также актеры. Тем более что авторс присущим ему чувством юмораначинает с того, что системно разбивает в пух и прах вышеприведенную сентенцию как один из расхожих мифов. Ну и далеетак же системноизлагает искусство комедии. Думаю, у кого есть основания, тому в помощь…»
Володымыр Бойтенко, киновед, руководитель проекта «Сценарна Майстерня»
«Скрытые инструменты комедии Стива Капланадоказательство эффективности его инструментов. Книга смешная. Она не просто увлекает, но сообщает неоценимую информацию о создании комедийного материала. Вплоть до настоящего времени никому не удавалось или не хотелось проанализировать принципы создания смешного. Процесс всегда был окутан каким-то туманом: смешным надо родиться, тебе это либо дано, либо нет. Стив Каплан с помощью конкретных примеров предлагает пошаговый подход к тому, что есть суть комедии и как до нее дойти. Чтобы работать в комедии, совсем необязательно родиться смешным. Нужно просто знать эти инструменты и пользоваться ими».
Кэрол Киршнер, продюсер и исполнительный директор «Программы компании CBS по подготовке сценаристов» (CBS Diversity Writers Mentoring Program), автор книги «Голливуд: план на игру» (Hollywood Game Plan)
«Не знаю, можно ли научить комедии, но если кто-то на это и способен, то только КАПЛАН!»
Джек Кенни, исполнительный продюсер сериала «Хранилище 13» (Warehouse 13)
«Все необходимое, чтобы стать комедиографом, кроме иссушающих сомнений в себе, разрушительной тревоги и удушающей социальной неловкости».
Чэд Джервич, сценарист, продюсер («Собака с блогом» (Dog With a Blog), «После Поздно ночью» (After Lately), «Кексовые войны» (Cupcake Wars); автор книги «Маленький экран, большая картина» (Small Screen, Big Picture)
«Ценность потрясающей книги Стива Каплана состоит в том, как просто, мудро и с каким юмором в ней создается множество моментов, бьющих прямо в яблочко! Вы будете постоянно ловить себя на восклицаниях типа: «КОНЕЧНО, вот почему этот фильм так замечательно сработал!» или «ВОТ КАК можно сделать мои персонажи посмешнее!» Если вы писатель, актер, стэндап-комик, оратор или просто хотите научиться смешить людей, вам следует прочесть Скрытые инструменты комедии».