Статистическая работа признаки утомления время таблица

Содержание

  • Микроскопическое строение кости
  • Утомление при статической работе
  • Осанка и плоскостопие
  • Изучение особенностей кровообращения
  • Функциональная проба. Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку
  • Действие слюны на крахмал
  • Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки
  • Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и образования нового динамического стереотипа
  • Измерение числа колебаний образа усечённой пирамиды (рис. 155) в различных условиях

Микроскопическое строение кости

Стр. 69

Оборудование: микроскоп, постоянный препарат «Костная ткань»

Ход работы:

1. Рассматриваем при малом увеличении микроскопа костную ткань. С помощью рисунка 23, А и Б определяем, поперечный или продольный срез мы рассматриваем.

2. Находим канальцы, по которым проходили сосуды и нервы. На поперечном срезе они имеют вид прозрачного кружка или овала. На продольном срезе – вид продолговатых полых образований внутри кости, которые тянутся внутрь нее, разветвляются и постепенно становятся тонкими.

3. Находим костные клетки, которые находится между кольцами, и имеют вид черных паучков. Они выделяют пластинки костного вещества, которые потом пропитываются минеральными солями.

4. Вывод:

Мы рассмотрели при малом увеличении микроскопа костную ткань. На рисунке 23 А мы увидели продольный срез. На рисунке 23 Б – поперечный срез. Канальцев, по которым проходили сосуды и нервы, больше содержится в губчатом веществе кости. Однако и в компактном они также есть. Костными клетками заполнено почти все видимое пространство на обеих картинках.

Можно сделать вывод, что строение компактного вещества в кости обусловлено тем, что в нем пролегают нервы и сосуды, которые питают эту кость. Такое строение обеспечивает за счет полости трубочек наименьшую плотность, но высокую прочность, так как эти трубочки имеют малый вес, высокую прочность и ветвистую структуру. Последний аспект обеспечивает максимальную прочность, ведь осевая нагрузка распределяется не в одном направлении, а постепенно уменьшается. Именно по такому типу изготавливают и корпуса самолетов. Для них используют прочные дюралюминиевые конструкции, а не листовой прокат.

Утомление при статической работе

Стр. 94

Оборудование: секундомер, груз 4 – 5 кг (если взят портфель с книгами, то надо предварительно определить его массу).

Наблюдение признаков утомления при статической работе. Выясните, за какое время наступает предельное утомление.

Ход работы:

  1. Становимся лицом к классу, вытягиваем руку в сторону строго горизонтально. Мелом на доске отмечаем тот уровень, на котором находится рука.

  2. После приготовлений по команде включаем секундомер, и начинаем удерживать груз на уровне отметки.

  3. Начальное время указываем в первой строчке таблицы. Затем определяем фазы утомления и проставляем их время.

  4. Выясняем, за какое время наступает предельное утомление. Записываем показатели в таблицу.

Статическая работа Признак утомления Время
Отсутствие утомления Рука с грузом неподвижна 3 минуты
Первая фаза утомления Рука немного опускается, а потом рывком поднимается в исходное положение 8 минут
Вторая фаза утомления Дрожь в руке, пошатывание корпуса тела, повышение потоотделения, потеря координации 13 минут
Предельное утомление Рука с грузом опущена, опыт завершен 16 минут

Вывод: мы наблюдали за появлением признаков утомления при статической работе, определяли время наступления первой и второй фаз утомления, а также предельного утомления. Статическая работа подразумевает испытание выносливости тела человека, ведь оно находится определенное время в одном положении.

Осанка и плоскостопие

Стр. 98

1. Выявление нарушений осанки

Оборудование: сантиметровая лента.

Ход работы:

1. Для выявления сутулости (круглой спины) сантиметровой лентой было измерено расстояние между самыми отдаленными точками левого и правого плеча, а после, отступя на 3 – 5 см вниз от плечевого сустава, со стороны груди и со стороны спины. Первый результат – 63 см разделили на второй – 61 см:

63/61 = 1,033.

Вывод: нарушений нет.

2.Была выполнена требуемая поза – встать спиной к стенке так, чтобы пятки, колени, таз и лопатки касались стены. Попытка просунуть между спиной и стеной кулак не удалась. Попытка просунуть между спиной и стеной ладонь – удалась.

Вывод: нарушений осанки не выявлено.

2.Выявление плоскостопия

Оборудование: таз с водой, лист бумаги, фломастер или простой карандаш.

Ход работы:

После проведения манипуляций, указанных в задании, было выяснено, что в узкой части отпечатка стопы нет выпадов за пределы линии.

Вывод: плоскостопия нет.

Изучение особенностей кровообращения

Стр. 138

I. Функция венозных клапанов

Предварительные пояснения.

Если рука опущена, венозные клапаны не дают крови стечь вниз. Клапаны раскрываются лишь после того, как в ниже лежащих сегментах накопится достаточное количество крови, чтобы открыть венозный клапан и пропустить кровь вверх, в следующий сегмент. Поэтому вены, по которым кровь движется против силы тяжести, всегда набухшие.

Ход опыта:

Я поднимаю одну руку вверх, а вторую опускаю вниз. Спустя минуту кладу обе руки на стол.

Ответы на вопросы:

1. Почему поднятая рука побледнела, а опущенная – покраснела?

Рука, которая была опущена вниз, стала красной, потому что вены в ней наполнились кровью. Такое явление происходит из-за того, что сердце вынуждено преодолевать силу тяжести руки.

Рука, которая была поднята вверх, побелела, так как действие силы тяжести на нее совпало с направлением движения крови, которая не застаивается и не давит на стенки вен и капилляров.

2. В поднятой или опущенной руке клапаны вен были закрыты?

Клапаны закрыты были в опущенной руке, потому что кровь поднимается вверх по руке по венам, а возвращается по венам большого круга к сердцу. Клапаны служат своеобразной преградой и дают крови стекать обратно, тем самым способствуя ее движению в едином направлении.

Вывод:

Опустив руку вниз, я увидел, что она стала красной. Так произошло, потому что сердцу приходится преодолевать дополнительно силу тяжести руки. Плюс, кровь в венах застаивается, а давление на ее стенки становится сильнее.

Рука, которая была поднята вверх, стала бледной. Такое явление поясняется тем, что ее сила тяжести совпадает с направлением движения крови, которая не застаивается и не давит на стенки капилляров и вен.

Когда я положил обе руки на стол, они стали находится немного выше уровня сердца. Это способствовало тому, что стенки сосудов уменьшились, давление снизилось, обе руки приобрели здоровый естественный вид.

II. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение (рис. 64).

Оборудование: аптечное резиновое кольцо или нитки.

Ход опыта:

  1. Я перетягиваю палец с помощью нитки и провожу наблюдения за изменением цвета кожи и другими изменениями. Палец становится набухшим, красным, на ощупь плотным, появляется болезненность. Так происходит из-за того, что нить затрудняет отток крови по венам, а лимфы – по лимфатическим узлам. Если дольше держать палец перетянутым, он может посинеть, так как такая перетяжка не перекрывает полностью приток крови к пальцу, однако полностью прекращает отток крови обратно к сердцу.

  2. Дотрагиваюсь перетянутым пальцем до какого-либо предмета. Наблюдаю за ответной реакцией своего пальца – ощущение щекотки, легкого покалывания. Так объясняется кислородное голодание тканей пальца.

  3. После этого я снимаю перетяжку ниткой и массирую палец по направлению к сердцу. Движение крови по капиллярам восстанавливается, состояние кожи пальца становится прежним.

Ответы на вопросы:

1. Почему вредно туго затягиваться ремнем, носить тесную обувь?

Потому что это не только доставляет дискомфорт и неудобство, но и препятствует нормальному кровоснабжению сдавленных органов, тканей. А это чревато кислородным голоданием и даже отмиранием.

2. Почему вышли из моды корсеты, которые затягивались дамы XIX столетия?

Корсеты – это уникальные приспособления, которые носили девушки тех веков, дабы придать своей фигуре стройности и подтянутости. Однако они сильно перетягивали грудную и брюшную полости, из-за чего в них нельзя было нормально дышать, двигаться и долгое время находиться.

Вывод:

Если сильно затянуть палец ниткой, то отток крови нарушается. Возникает дискомфорт, покраснение кожи, болевые ощущения. Длительное нахождение пальца в таком состоянии чревато кислородным голоданием и, как следствие, отмиранием ткани. После того, как нить с пальца была снята, кровоснабжение в нем восстановилось, а кожа приобрела прежний вид.

Функциональная проба. Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку

Стр. 157

Оборудование: секундомер или часы с секундной стрелкой.

Предварительные пояснения:

Цель этой работы — познакомиться с функциональными пробами, позволяющими выяснить степень тренированности своего сердца. Для этого измеряют частоту сердечных сокращений (ЧСС) в состоянии покоя и после дозированной нагрузки. На большом статистическом материале выяснено, что у здоровых подростков (после 20 приседаний) ЧСС возрастает на 1/3 по сравнению с состоянием покоя и нормализуется спустя 2-3 минуты после окончания работы. Зная эти данные, можно проверить состояние своей сердечно-сосудистой системы.

Ход опыта:

1. Измеряем пульс в состоянии покоя. Для этого делаем 3-4 измерения за
10 секунд, и среднее значение умножаем на 6.

2. Делаем 20 приседаний в быстром темпе, садимся и тут же измеряем ЧСС за 10 секунд.

3. Повторяем замеры через каждые 20 секунд. Определяем ЧСС за 10 секунд. (При замерах 20 секунд отсчитываем от конца предшествующего измерения).

4. Результаты оформляем в таблице:

Состояние Показания ЧСС
Покой

13; 12; 11.

12 * 6 = 72

После приседаний 23; 18; 15; 12.

Вывод: после проведения опыта я могу сказать, что после физической нагрузки на мой организм ЧСС повысилась за счет увеличения частоты сердечных сокращений. Мои результаты замеров ЧСС после приседаний повысились почти в два раза. Это средний результат. Спустя 10, 20 и 30 минут после завершения приседаний я наблюдал, что пульс нормализовался.

Действие слюны на крахмал

Стр. 211

Оборудование: накрахмаленный бинт, нарезанный на куски длиной 10 см, вата, спички, блюдце, раствор йода (5%-ы), вода.

Предварительные пояснения. Цель этого опыта – показать, что ферменты слюны способны расщеплять крахмал. Известно, что крахмал с йодом дает интенсивное синее окрашивание, по которому нетрудно узнать, где крахмал сохранился. При обработке крахмала ферментами слюны он разрушается, если ферменты активны. В этих местах крахмала не остается, поэтому они не откраиваются йодом и остаются светлыми.

Ход работы:

  1. Готовим реактив на крахмал – йодную воду. Добавляем несколько капель йода в воду до получения жидкости цвета крепкого заваренного чая.

  2. Наматываем на спичку вату, смачивая ее слюной. Далее пишем ватой букву на накрахмаленном бинте.

  3. Расправленный бинт зажимаем в руках и держим его некоторое время, чтобы он нагрелся (1-2 минуты).

  4. Опускаем бинт в йодную воду, тщательно расправив его. Участки, где остался крахмал, окрашиваются в синий цвет, а места, обработанные слюной, останутся белыми, так как крахмал в них распался до глюкозы, которая под действием йода не дает синего окрашивания. На синем фоне получилась белая буква.

Ответы на вопросы:

  1. Субстратом является крахмал, а ферментом будет амилаза в составе слюны.

  2. Синяя буква на белом фоне при проведении опыта не получится.

  3. При кипячении слюны ферменты, которые входят в её состав, будут разрушаться. Соответственно, на крахмал слюна, которая продет процесс кипячения, действовать не будет.

Вывод: по итогу проведения опыта мы смогли увидеть, что при воздействии йода крахмал окрашивается в темно-синий цвет. Исключение составляет место, где была нанесена слюна.

Также мы видим, что на крахмале, который обработан слюной, окрашивания не произошло. Это значит, что слюна способствовала расщеплению крахмала.

Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки

Стр. 245

Оборудование: секундомер или часы с секундной стрелкой.

Ход работы:

  1. В положении сидя задерживаем дыхание при вдохе на максималь­ный срок. Включаем секундомер (предварительное глубокое дыха­ние перед опытом не допускается!). Мой результат – 37 секунд.

  2. Выключаем секундомер в момент восстановления дыхания. Записываем результат. Отдыхаем 5 мин.

  3. Встаем и делаем 20 приседаний за 30 секунд.

  4. Вдыхаем, быстро задерживаем дыхание и включаем секундомер, не дожидаясь, пока дыхание успокоится, садимся на стул.

  5. Выключаем секундомер при восстановлении дыхания. Записываем результат. Вычисления делаю следующим образом: (15*10)/37 = 40,05% или округляем 40,1%.

  6. Спустя минуту повторяем первую пробу. Результат записываем. В этот раз результат составляет 42 секунды, что в процентном соотношении будет равно: (37*100)/42 = 88,09% или округляем 88,1%.

  7. Делаем в тетради расчеты по формулам, приведенным в пунктах 3 и 5 протокола. Сравниваем свои результаты с таблицей и делаем вывод. После проведенного опыта функциональной пробы с задержкой дыхания до и после дозированной нагрузки, а также сравнив свои показатели с нормативами, я могу отнести себя к группе «Здоровые нетренированные». Чтобы в будущем улучшить свои показатели, мне нужно тщательно поработать над собой: чаще гулять на свежем воздухе, больше двигаться, заниматься спортом, например, футболом.

Ответы на вопросы:

1. Почему при задержке дыхания в крови накапливается углекислый газ?

Потому что при дыхании выделяется углекислый газ. Если будет задержка дыхания, то углекислый газ не сможет выделяться из организма, а будет накапливаться там.

2. Почему при определенной концентрации углекислого газа в крови дыхание восстанавливается непроизвольно?

Дыханием управляет дыхательный центр в продолговатом мозге. Он получает импульсы, которые информируют о насыщенности крови кислородом и углекислым газом. Когда мозг понимает, что концентрация углекислого газа повышается, он задает команду дышать. Соответственно, человек не может контролировать данный процесс по своему желанию.

3. Как углекислый газ воздействует на дыхательный центр?

Возрастает количество вдохов, они становятся глубокими, так как мозг посылает сигнал организму «дышать», чтобы пополнить запасы кислорода в крови.

4. Почему эти воздействия называются гуморальными?

Потому что эти воздействия связаны с взаимодействием химических молекул, а не нервных импульсов.

5. Почему после работы удается задержать дыхание на меньшее вре­мя, чем в состоянии покоя?

Потому что организм терпит физические нагрузки, при которых сердце бьётся быстрее, а значит, и кровь бежит быстрее. Из-за этого организму требуется больше кислорода.

6. Почему у тренированного человека энергетический обмен проис­ходит более экономно, чем у человека нетренированного?

Общий расход энергии у тренированного человека будет почти на 10-15% ниже, чем у нетренированного. Понижение таких затрат связано с улучшением вентиляции легких, уменьшением количество потребляемого кислорода. Натренированный человек может лучше расслаблять и напрягать свои мышцы. Для нетренированного человека такие манипуляции связаны с дополнительными затратами энергии.

Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и образования нового динамического стереотипа

Стр. 342

Условия работы:

Опыт можно проводить одному, но лучше, если он проводится в присутствии других людей. Тогда более отчетливо проявляются эмоциональные компоненты, связанные с перестрой­кой динамического стереотипа.

Ход работы:

  1. Измеряем, сколько секунд потребуется, чтобы написать скоро­писью какое-либо слово, например «Психология».

  2. С правой сторо­ны ставим затраченное время.

  3. Предлагаем испытуемому написать то же слово зеркальным шриф­том: справа налево. Писать надо так, чтобы все элементы букв были повернуты в противоположную сторону. Делаем 10 попыток, око­ло каждой из них с правой стороны ставим время в секундах.

Оформление результатов:

Строим график. На оси X (абсциссе) отмечаем порядковый но­мер попытки, на оси У (ординате) — время, которое было потрачено на написание очередного слова.

Считаем, сколько разрывов между буквами было при написа­нии слова обычным способом, сколько разрывов стало при первой и последующих попытках написания слова справа налево. Отметьте, в каких случаях возникают эмоциональные реакции: смех, жестикуляция, попытка бросить работу и др. Называем число букв, в которых встречаются элементы, написан­ные старым способом.

Время на написание слова, с.
Обычным способом Способом зеркального письма
6 Попытки
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
42 40 39,5 38 37,5 36,2 36 35 33 30

[CHART]

Вывод: при написании слова «Психология» обычным способом организм не ощущает дискомфорт. Все выполняется автоматически и занимает всего 6 секунд. При написании слова «Психология» зеркальным шрифтом справа налево организм начинает учиться новым действиям, затрачивается дополнительное время на написание каждого элемента буквы. Происходит угасание выработанных условно-рефлекторных реакций. С каждой попыткой навык обратного письма улучшается, а потому времени затрачивается меньше.

Ответы:

1. Какие факты говорят, что при разрушении динамического стереотипа происходит распад общей деятельности на отдельные элементы, например слово, написанное ранее одним росчерком, выписывается теперь по буквам?

При написании слова новым росчерком происходит обдумывание движений по выведению той или иной буквы.

2. Делаются ли при формировании нового динамического стереотипа попытки соединять буквы без дополнительной инструкции? Нужны ли эти инструкции для овладения приемами рационального письма?

Да, такие попытки делаются, происходит формирование нового динамического стереотипа, а потому все действия выполняются без инструкции.

3. В чем выражалась «борьба» между стереотипами – вновь создаваемым и старым, хорошо закрепленным? Об этом можно судить по наличию элементов букв, написанных по-старому.

При написании слова в зеркальном отражении старый стереотип держится долго, но потом он уступает место новому – происходит повторение одного и того же раздражителя. В результате образуется новый навык, который продолжает конкурировать со старым.

Измерение числа колебаний образа усечённой пирамиды (рис. 155) в различных условиях

Стр. 363

Оборудование: секундомер или часы с секундной стрелкой.

Ход работы:

  1. Попытаемся представить усеченную пирамиду, обращенную усеченным концом к нам и от нас.

  2. Когда оба образа сформированы, они сменяют друг друга: пирамида кажется то обращенной к нам, то от нас.

  3. При каждом изменении образа заносим в тетрадь штриховую черту, не глядя в нее. Отрывать глаза от рисунка нельзя!

  4. По числу колебаний этих образов можем судить об устойчивости внимания. Для экономии времени измеряем число колебаний за 30 секунд и результат удваиваем.

  5. Составляем таблицу:

Колебания внимания Время
30 секунд 1 минута
Непроизвольное внимание (без установки) 12 20
Произвольное внимание (с установкой сохранять создавшийся образ) 6 10
Произвольное внимание при активной работе с объектом 4 8

Как различить первые признаки утомления

Усталость – это чувство знакомо каждому человеку, который способен двигаться и мыслить. Известны многим и признаки утомления. Мы постараемся в этой статье озвучить их и понять механизм их возникновения.

Ранний признак утомления

Первичная симптоматика усталости несколько отличается в связи с генезисом процесса. Если причиной дискомфортного состояния стало умственное перенапряжение, то ранний признак утомления сводится:

  • К ухудшению памяти.
  • Проблемам к скорости переработки информации.
  • Человеку сложно становится сосредоточиться.
  • Появляется ощущение пустоты и тумана в голове.

Появление данной симптоматики связано с длительным и интенсивным умственным трудом, например, подготовка студента к экзамену, работа связана с постоянным решением умственных задач.

Если профессиональная деятельность человека связана с физическими нагрузками, это может быть тяжелая физическая работа или монотонный труд даже с небольшой нагрузкой. Например, такое состояние может наблюдаться у человека, работающего на конвейере, у спортсмена после изнурительной тренировки, у дальнобойщика после продолжительной езды и так далее. Ранний признак утомления такого характера проявляются:

  • Возникает желание поспать.
  • Апатия.
  • Снижается работоспособность:
    • Человек начинает работать на автомате.
    • Если на начальном этапе рабочий мог производить несколько действий одновременно, например, непосредственно выполнять свои профессиональные действия, разговаривать, поглядывать в окно, то, со временем, его сил хватает только на работу.
    • Постепенно происходит сбой в координации движения и организм рабочего начинает тратить больше энергии, чтобы выполнить ту же работу.
    • Производительности труда падает.
    • Идет потеря внимания, человеку сложнее концентрироваться на выполнении определенных действий.
    • Возрастает количество брака.
    • Как результат – такая ситуация может привести к несчастному случаю.
  • Наблюдается ответная реакция на усталость вегетативной системы:
    • Повышенное потоотделение.
    • Потребность глубже и чаще дышать.
    • Повышенный пульс.
    • Гиперемия кожного покрова человека.

Нередки случаи, когда утомление приходит от сочетания как физических, так и психологических (эмоциональных) нагрузок.

При нагрузках любого рода меняется состояние крови и у организма появляется необходимость ускорить ее циркуляцию в сосудах. Это работа сердечно — сосудистой системы. Следовательно, при повышенной физической нагрузке, прежде всего, большая работа достается сердцу, так как увеличиваются объемы перекачиваемой среды, растет объем наполнения и опорожнения сердечных желудочков, при этом организму приходится прикладывать больше усилий и сжигать больше запасов, чтобы получить необходимое количество энергии для сжимания и выпрямления мышц.

Чтобы для выполнения определенного физического действия хватило энергии, к напрягающимся мышцам подводится больше крови, при этом ее объемы перераспределяются в организме. Это происходит благодаря реакции сосудов: часть капилляров сужается, а другая увеличивается в сечении. Кроме этого объемы циркулирующей плазмы восполняются благодаря подкачке крови из так называемых «запасников» — локальных расширениях сосудов, которые преимущественно расположены в системе легких, печени и кожном покрове. При необходимости данные сосуды спазмируют и находящаяся там кровь подается в общий кровяной цикл.

Кислород – основной элемент питания и энергии поступает в организм через систему дыхания. И если в спокойном состоянии человеку достаточно от 150 до 300 кубических сантиметров воздуха в минуту (в зависимости от возрастной и половой принадлежности), то в случае высоких физических нагрузок, организм начинает потреблять данного продукта в 10 – 15 раз больше, то есть растут объемы легочной вентиляции.

При большой интенсивности физического труда или длительной его монотонности, наступает момент, когда к организму приходит усталость. Человек начинает ощущать признаки утомления.

В физико – химическом плане ранними признаками утомления являются:

  • Осаждение в мышечных тканях молочной кислоты, токсинов и других продуктов обменных процессов.
  • Торможение вегето – невралгической системы, понижение способности к работе у нервных аппаратов периферической системы.
  • «Усталость» коркового отдела центральной нервной системы.

На сегодняшний день медики считают наиболее вероятной теорию центрально-корковой усталости при функционировании мышц. Суть теории заключается в том, что появление признаков утомления – это корковая защитная реакция организма на физическое перенапряжение путем уменьшения работоспособности, первично, клеток корковой области.

Объективные и субъективные признаки утомления

В монограммах медицинского толка, представители этой области человеческой деятельности разделяют объективные и субъективные признаки утомления, которые между собой несколько разнятся.

Объективные признаки утомления это: •

  • Притупление чувства осторожности.
  • Снижения производительности труда.
  • Констатируемые физиологические изменения в организме:
    • Нарушение восприятия.
    • Ускорение частоты сердечных сокращений.
    • Учащение дыхания. Оно становится поверхностным, но частым.
    • Рост артериального давления.
    • Изменение характера ответной моторики.
    • Ускользания внимания.

К субъективным же признакам утомления можно отнести:

  • Общая усталость организма, снижение тонуса мышечной активности.
  • Локальное чувство усталости. То есть, человек направлено чувствует утомление, например, в нижних или верхних конечностях.
  • Появляется реальное желание уменьшить рабочий ритм или вовсе прекратить физическую или умственную деятельность.
  • При физической работе непосредственно в конечностях появляется слабость и легкий тремор.

Внешние признаки утомления

Усталость – это физиологическая характеристика человеческого организма, представляющая собой временное уменьшение способностей организма к полноценной деятельности. Внешне, основной симптом усталости – это ухудшение качества работы и снижения ее темпа. Еще внешние признаки утомления это:

  • Меняется оттенок кожных покровов. В зависимости от интенсивности работы, он может колебаться от слегка розоватого до пунцово – красного (с выраженным цианозом -проступающей синюшностью).
  • Усиление работы потовых желез. При легкой интенсивности – это незначительные капельки пота, локализованные в основном на лице в лобной части. При тяжелой физической работе выделение пота достаточно обильное. При этом на одежде можно наблюдать пятна от соли, выходящей совместно с потом.
  • Изменение дыхательного ритма. Он может меняться от ровно – учащенного до более ритмичного и интенсивно – учащенного. Добавляется поднимание и опускание плеч в такт дыхания.
  • Сбои в координации движения. Если в начале работы движения человека скоординированы и на их выполнение затрагивается меньше энергии, то в последующем движения становятся более рассогласованными, появляется покачивание, тремор в верхних и/или нижних конечностях, не остается ни сил, ни желания к дальнейшему передвижению.

Если человек начинает ощущать усталость или наблюдаются внешние признаки утомления у рядом работающего человека, стоит приостановить деятельность и сделать небольшой перерыв, дав возможность организму хотя бы частично восстановиться.

Признаки утомления и переутомления

Что же такое утомление и переутомление? Усталость – эту физиологическую реакцию организма на прикладывающуюся к нему нагрузку. Переутомление же – это продолжительное ощущение усталости, возникающее на фоне отсутствия длительное время отдыха. Так каковы же признаки утомления и переутомления и в чем различие этих двух терминов?

Утомление – это на физическом, психологическом и эмоциональном уровне истощение человеческого организма. Тогда как переутомление – это продолжительное ощущение чувства истощения, то есть утомления. Состояние переутомления является для многих современных людей постоянным чувством, в силу нашего ритма жизни и постоянного нахождения в стрессовом состоянии. В большей степени данный факт касается жителей мегаполисов. Данная ситуация является опасной для здоровья человека, а в некоторых случаях, может и не напрямую, и для его жизни.

Признаки утомления и переутомления достаточно очевидны и знакомы практически каждому.

  • Такого человека преследует постоянная сонливость.
  • Его могут донимать постоянные практически не прекращающиеся головные боли, интенсивность которых на протяжении дня меняется.
  • Даже после, казалось бы, спокойно проведенной ночи такое лицо чувствует себя слабым и «разбитым». То есть за время сна организм уже не в состоянии восстановить тот объем энергии, который был потрачен на протяжении дня.
  • Несмотря на постоянное желание поспать, долго не получается заснуть.
  • Преследуют такого человека и другие заболевания. Казалось бы, только пролечил одно, как тут же цепляется другое. Что есть результатом сниженного иммунитета.
  • Признаком утомления и переутомления является ухудшение памяти и снижения работоспособности на физическом уровне.
  • У человека появляется апатия и желание, чтобы его все оставили в покое.
  • Появляется рассеянность внимания. Такому лицу бывает необходимо приложить определенные усилия, чтобы сосредоточится.
  • Все эти факторы могут вызвать повышение артериального давления.
  • В таком состоянии люди становятся неразговорчивыми.

Если человек длительное время подвергается неблагоприятным факторам, усталость переходит в стадию хронической. Именно хроническую усталость и именуют переутомлением. На фоне ее падает способность организма сопротивляться внешним воздействиям, что приводит к увеличению риска получить травму или заболеть.

Не проходит бесследно переутомление и для нервной системы.

  • Нервные срывы.
  • Резкая смена настроения.
  • У такого человека возникает желание побыть одному.
  • Он может неадекватно реагировать, казалось бы, на незначительную реплику.
  • Истерики.
  • Ощущение тревоги, повышенная раздражительность.
  • Напряжение отношений с близкими людьми.

Признаки физического утомления

Если профессиональная деятельность человека связана с постоянными физическими нагрузками, то первично усталость начинает проявляться локально, затрагивая те мышцы, которые участвуют непосредственно в выполнении действий. При проведении исследований с применением эргографа Моссо было доказано, что в процессе постоянной физической активности мышц постепенно нарастает усталость и эргограф начинает фиксировать снижение силы, амплитуды и частоты с которой продолжают сокращаться и расслабляться мышцы. То есть происходит нарушение во взаимоотношениях антагонистических мышц. Особенно увеличивается время фазы расслабления.

Фиксирующаяся на ленте эргографа Моссо кривая имеет название — «кривая утомления». Анализируя результаты исследования, специалисты отмечают, что время между началом действия раздражителя и возникновением ответной реакции мышцы постепенно удлиняется, то есть латентный период становится больше.

Появившиеся признаки физического утомления, озвученные выше, являются предшественниками того, что тело просто перестает «слушать» сигналы мозга и «отказывается» продолжать работать. Коэффициент полезного действия мышечных тканей при этом постепенно снижается и стремится к нулю.

Не всегда человек может ощущать признаки физического утомления после интенсивной работы в конце рабочего дня. Иногда это состояние возникает у него и сразу после пробуждения, хотя ночь прошла спокойно, а сон был крепким. Причиной такой клиники может стать астения – состояние организма человека, при котором он функционирует из последних сил. Данная патология – это одна из разновидностей психических расстройств.

Диагностирование астении свидетельствует о том, что даже незначительная физическая нагрузка выбивает организм «из колеи», приводя его в полный упадок. Такое дискомфортное состояние влияет и на качество жизни такого лица. Ведь ему приходится подстраиваться под свой организм, меняя свои планы, так как «тело требует» более частого и длительного отдыха.

При этом к признакам физического утомления можно еще отнести и:

  • Учащение частоты сердечных сокращений.
  • Повышенную потливость.
  • Плохое настроение или отсутствие любых эмоций (апатию) — на них просто нет сил.
  • Нередки случаи, когда человек начинает ощущать постоянную, различной интенсивности, головную боль.
  • Переутомление может сказаться и на аппетите: у уставшего лица уменьшается или полностью пропадает желание покушать. Следовательно, организм получает меньше энергии – получается замкнутый круг.
  • При хронической усталости можно наблюдать и расстройство кишечника.
  • Переутомление может сработать и, наоборот, гиперактивностью организма. Такая ситуация приводит к еще большему усугублению ситуации, так как организм, вопреки логике, начинает еще больше тратить энергии, запуская механизм самоуничтожения. И если, чтобы расслабиться, человек начинает использовать алкогольные напитки, ситуация усугубляется, а состояние здоровья только ухудшается.

Признаки утомления детей

Сама природа, казалось бы, защищает ребенка от переутомления, учитывая то количество движений, которое ребенок успевает проделывать на протяжении дня. Если примерить это на взрослого человека, то он, наверное, сошел бы с дистанции еще на середине. Но при повышенной подвижности признаки утомления детей все же наблюдаются, хотя и имеют свои особенности.

Педиатрами замечено, что чем меньший возраст малыша, тем меньший промежуток времени потребуется, чтобы у него наступила усталость. Так новорожденный ребенок, без каких бы то ни было физических нагрузок, устает уже спустя полтора – два часа с момента начала бодрствования.

По мере роста, к факторам, влияющим на состояние усталости маленького человека, добавляется физическая активность, а затем и мышление. Не стоит забывать, что малышу следует разнообразить нагрузки, применяя различные игры, так как монотонное занятие вызывает более быстрое появление признаков утомления детей.

Отличительной особенностью детского организма является то, что у него в момент усталости начинают превалировать признаки возбуждения над реакцией торможения. Продолжительный период ретардации достаточно быстро приводит малыша в состояние усталости. Одним из таких примеров может служить школьный урок. Дети не нагружаются физически, если только это не урок труда или физкультуры, и, тем не менее, ребенок приходит домой со школы уставшим.

Спровоцировать повышенную утомляемость у малыша может и переход к режиму дня без продолжительного дневного сна или сокращение длительности ночного отдыха, а так же нерегулярное проветривание помещения, в котором малыш проводит большее количество времени и малая продолжительность прогулок на свежем воздухе.

Причиной быстрой утомляемости детского организма является неправильно составленный родителями график чередования физических (игра) или умственных (занятие) нагрузок с отдыхом.

Признаки утомления детей начинают проявляться:

  • Ослаблением дифференцирования в движениях.
  • Снижение внимания и точности выполнения манипуляций.
  • Появляется двигательное беспокойство.

Если ребенок, устав, продолжает получать нагрузку, то в его организме срабатывает своеобразный тумблер, который процессом торможения затрагивает участок коры головного мозга, отвечающие за чувственные анализаторы: зрение, слух, кожу. Воздействуя на них, усталость вызывает у ребенка сон. Многие сталкивались с ситуацией, когда малыш засыпал в самом неподходящем месте или позе, что зачастую дает взрослым повод посмеяться. Для детей школьного возраста увеличивается составляющая умственной нагрузки и если родители активно пытаются сотворить из малыша гения и всесторонне развитую личность, записывая в несколько дополнительных кружком и секций – такой подход не приводит ни к чему хорошему. Отсутствие эффективного отдыха, игры на свежем воздухе, недосыпание и организм ребенка может не выдержать такой нагрузки, после чего происходит сбой.

Признаки утомления способны проявляться у малыша:

  • Частыми респираторными или другими заболеваниями.
  • Движения становятся вялыми и неуверенными.
  • Жалобами на головную боль.
  • Отсутствием аппетита.
  • Ухудшением памяти, рассеянностью.
  • Слизистая и кожные покровы становятся бледными.
  • При хронической усталости у ребенка может наблюдаться тремор верхних конечностей.
  • Появляется апатия и снижается интерес к школьным урокам.
  • Ребенок становится раздражительным и легко возбудимым.
  • Снижение возможности сосредоточиться приводит к росту числа ошибок.
  • В некоторых случаях можно наблюдать повышенную плаксивость.
  • Возможности организма активно мыслить снижаются.

Чтобы не допустить признаков утомления детей, первое, что должны усвоить родители – это то, что у ребенка должен быть разработан сбалансированный режим, в котором периоды нагрузок эффективно чередуются со временем отдыха. При этом:

  • Не допускать недосыпания у малыша.
  • Снизить нагрузки, сделав их умеренными.
  • Организовать эффективное чередование периодов отдыха и труда.
  • Отвести больше времени на игры ребенка на свежем воздухе.
  • Для дошколят время занятий не должно превышать 15-20 минут.
  • Исключить монотонность из занятий с малышом.
  • Следует практиковать разнообразие в занятиях, даже на протяжении одного урока.
  • Составить режим дня так, чтобы физические и умственные нагрузки адекватно чередовались с продолжительным отдыхом.

Признаки утомления водителя

Продолжительная монотонная работа, порой, утомляет больше, чем активный физический труд. К такой категории профессий можно отнести водителей автотранспорта. Постоянная необходимость повышенного внимания, длительное сидение в одной позе делают свое дело – человек за рулем начинает уставать, появляются признаки утомления водителя.

  • Начинает притупляться внимание.
  • Ослабевает память.
  • Глаза покрываются поволокой и пытаются закрыться, в них появляется ощущение рези или писка. На организм водителя «наваливается» усталость и сонливость.
  • Начинается легкое головокружение.
  • Наблюдается рост выработки пота соответственными железами.
  • Период сонливости может смениться раздражительностью, перевозбуждением и наоборот.
  • Снижается скорость переработки поступающей информации.
  • Реакция на информацию может быть как заторможенной, так и слишком быстрой, но не всегда правильной.

Первые признаки утомления начинают проявляться уже спустя четыре часа непрерывного движения после момента, когда человек сел за руль. После того, как водитель без перерыва пробыл за рулем восемь часов, характер движения автомобиля существенно меняется:

  • Скорость автомобиля становится неравномерной.
  • Водитель более резко переключает передачи.
  • Автомобиль начинает делать лишние движения.
  • Теряется объективность в оценке ситуации.
  • Появляется симптом иллюзорно – оптической трансформации, когда объект кажется дальше, чем он реально расположен.
  • Опытный водитель способен, в такой ситуации, растерять все свои навыки.
  • Желая хоть частично отдохнуть, водитель немного заваливается назад или сползает с сиденья, что существенно сужает его обзор и затрудняет пользование рулем.

Зная это, опытные водители, после непродолжительного нахождения за рулем, обязательно остановят автомобиль и сделают перерыв на отдых, разминку, еду или даже сон. Ведь статистика несчастных случаев и аварий, когда водитель просто заснул за рулем, ужасает, унося множественные человеческие жизни.

Чтобы хотя бы частично развеять усталость, опытные водители и медики дают ряд рекомендаций:

  • Если водитель готовится в длительную дорогу, то ему стоит перед выездом поспать не менее семи часов.
  • Не следует перед длительной дорогой переедать.
  • Хотя бы раз в четыре часа стоит остановить машину и отдохнуть.
  • Можно умыться холодной водой или, по возможности, искупаться. Это хорошо взбодрит и прогонит усталость.
  • Стоит проделать несколько разминочных движений.
  • Неплохо подойдет крепкий чай или кофе.

Такие советы подойдут при незначительной усталости. Если же налицо все признаки утомления средней и высокой степени, то здесь рекомендация одно – полноценный сон. Но если нет возможности надолго остановиться и человек вынужден продолжать движение, то:

  • Свести к минимуму поездки в ночное время.
  • Стоит все же передвигаться на более низкой скорости, держа при этом дистанцию между впередиидущими машинами больше, чем обычно.
  • Не стоит все время смотреть в одну точку, а менять направление взгляда, переводя с одного объекта на другой.
  • Если за окном автомобиля наблюдается однообразный пейзаж, стоит каждые 15 – 20 минут менять скоростной режим.
  • Стоит приоткрыть или полностью открыть боковое стекло (по ситуации и времени года).
  • Исключить прием антидепрессантов и успокоительных.
  • Если водитель заядлый курильщик, после очередной выкуренной сигареты стоит проветрить салон.
  • Опасны для человека за рулем и любые сильные эмоции. Стоит сначала успокоиться, а затем продолжать путь.

Эти несложные советы дают возможность убрать монотонность дороги, которая притупляет внимание и усыпляет.

Признаки различных фаз утомления

Медики по определенным признакам разделяют состояние усталости человека на две фазы. Признаки различных фаз утомления делятся в зависимости от принадлежности к этим категориям.

  • Начальная фаза или скрытое утомление – это уровень усталости, когда человек еще способен управлять своей работоспособностью и держать ее на необходимом для качественного выполнения работы уровне. Преодолеваемую усталость получаем благодаря повышенному стимулированию участков коры головного мозга, которые изыскивают резервы для выполнения поставленной задачи. Такой результат получается, несмотря на то, что коэффициент полезного действия организма уже снижен и произошли значительные сдвиги в работе вегето-сосудистой системы.
  • Следующая фаза усталости – это безвозвратные не преодолеваемые факторы усталости. Данная фаза определяется уменьшением внешней эффективности рабочего процесса. Несмотря на все потуги работника, его производительность стремится к нулю. Центральная нервная система начинает тормозить, а то и вовсе блокировать проходящие сигналы, заставляя человека прекратить работу.

Признаки различной степени утомления

Работая физически или выполняя умственное задание, человек способен почувствовать легкую усталость или утомится так, что просто «валиться с ног». По этому принципу можно дифференцировать и признаки различной степени утомления. При этом симптомы проявляются совокупностью внутренних и внешних факторов. К внешним проявлениям усталости относят изменение оттенка кожного покрова, нарушение ритма сердцебиения и дыхания, повышенное появление потоотделения, сбой в моторике и двигательной координации. К внутренним симптомам относят нарушения, связанные с отклонениями в работе функциональной и физиологической сферы. Это может быть тошнота и головокружение. Человек начинает ощущать боль в мышцах, которые получили наибольшую нагрузку.

Способность человеком переносить определенные нагрузки можно контролировать количественной составляющей частоты сердечных сокращений. В норме ЧСС в среднем у здорового человека попадает в интервал от 60 до 80 ударов в минуту. Отталкиваясь от цифр нормы, определяется уровень нагрузки и, соответственно, усталости. При нормальном состоянии организма, частота сердечных сокращений должна восстанавливаться на протяжении пяти минут после прекращения нагрузки.

Если ЧСС показывает от 100 до 130 ударов в минуту, то констатируется легкая усталость, если этот показатель попадает в пределы от 130 до 150 ударов в минуту — усталость и нагрузка средней интенсивности. Если ЧСС составляет 150 — 170 ударов в минуту, то можно уже говорить о высоких нагрузках, если же организм начинает работать на пределе своих сил, то частота сердечных сокращений может составлять от 170 до 200 ударов в минуту.

Внешние признаки различной степени утомления делятся:

  • Легкий уровень усталости:
    • Кожный покров слегка розовеет.
    • Капельки пота выделяются в небольшом количестве. Локализуются в основном на лице в области лба.
    • Ритм дыхания немного учащенный, но ровный, без срывов. Человек способен дышать как через рот, так и через нос.
    • Координация и моторика остается в пределах нормы.
  • Средний уровень усталости:
    • Кожный покров приобретает красный оттенок.
    • Обильное потоотделение, которое хорошо просматривается в области головы и тела.
    • Интенсивность дыхательной активности возрастает, человек в состоянии дышать только через ротовую полость, объемов носового дыхания уже не хватает.
    • Координация и моторика остается в пределах нормы.
  • Высокий уровень усталости — переутомление:
    • Кожный покров достаточно резко бледнеет, в треугольнике — уголки верхней губы и нос — появляется четко дифференцируемая синюшность, имеющая в медицине свой термин — цианоз.
    • Обильное потоотделение, которое хорошо просматривается в области головы и тела. На одежде проступают, выходящие с потом, соли, которые проявляются в виде белесых пятен.
    • Интенсивность дыхательной активности возрастает. Вдох и выдох дублируют плечи.
    • Наблюдается рассогласованность координации движения. У человека начинают труситься как верхние, так и нижние конечности, туловище слегка покачивает, могут возникнуть проблемы с передвижением.

Чтобы поддержать свой организм и не довести его до полного изнеможения, стоит откорректировать режим, приняв на вооружение некоторые профилактические меры:

  • Выделить время для прогулок на свежем воздухе перед сном.
  • Пересмотреть свой рабочий график. В нем время нагрузок должно чередоваться с расслабляющими перерывами.
  • Избегать стрессовых ситуаций.
  • Спать не менее восьми часов в сутки.
  • Стоит убрать из своей жизни вредные привычки.
  • Питание человека должно быть рациональным и богатым микроэлементами и витаминами. Авитаминоз – одна из основных причин ослабления организма и его переутомления.
  • Следует научиться переключать внимание или чередовать физическую работу с умственной, и наоборот.

Симптомы усталости знакомы каждому человеку и многие считают, что достаточно просто ненадолго прилечь и силы будут восстановлены. Но это не совсем так. Наш техногенный век, все ускоряющийся темп жизни и нахождение все 24 часа в стрессовой ситуации (это больше относится к жителям крупных городов) изматывают наш организм, держа его в постоянном напряжении. Поэтому большая часть населения уже имеет в своем анамнезе хроническую усталость, где присутствуют все признаки утомления. Но из любой ситуации можно найти выход. И главный в этом — сам человек. Только правильно организовав свою жизнь и научившись полноценно отдыхать можно решить проблему с хроническим переутомлением, которое может привести к полному истощению организма. Научитесь управлять своей жизнью и находить в ней те объективные и субъективные факторы, которые способны привнести радовать и умиротворение, а, следовательно, обеспечить возможность эффективного восстановления такой необходимой внутренней энергии!

Цель

Выяснить на практике, за какое время наступает утомление при различных видах работы, разных нагрузках и ритме выполнения физической нагрузки.

Гипотеза

Утомление мышц быстрее наступает при статической работе, быстром ритме работы наших мышц и при использовании груза с большей массой.

Оборудование и материалы

  • секундомер (или часы с секундной стрелкой, электронные часы)
  • гири (или другой удобный для удержания груз) весом 1 кг, 2 кг, 5 кг
  • мел (или простой карандаш) для нанесения отметок уровня положения руки с грузом
  • блокнот (или тетрадь) для записей

Обоснование

Получение большего количества данных о развитии утомления при различных видах работы, различных нагрузках и ритме позволит лучше отследить закономерность его появления, сравнить полученные результаты и дать соответствующие рекомендации при выполнении физической работы.

Протокол проведения исследования

  • Работа, связанная с перемещением тела или груза в пространстве, называется динамической.
    Работа, связанная с удержанием определённой позы или груза, называется статической.
  • Для проведения исследования необходимо выбрать испытуемого. Уточните, занимается ли испытуемый спортом.

I. ВЫЯВЛЕНИЕ ВЛИЯНИЯ СТАТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА РАЗВИТИЕ УТОМЛЕНИЯ

  1. Выполнение статической работы.
    Поднять на вытянутой руке груз весом примерно 5 кг.
    Для контроля за появлением утомления необходимо провести горизонтальную отметку мелом на доске или простым карандашом на стене.
    Фиксировать время наступления утомления, когда рука начнёт дрожать и опускаться относительно отметки.
  2. Повторите такую же работу с грузом весом 1 кг и 2 кг. Обязательно при этом надо делать перерывы для восстановления работы мышц.
  3. Результаты зафиксируйте в Таблице 1 (см. медиатеку проекта), а потом перенесите эти данные в анкету проекта.

II. ВЫЯВЛЕНИЕ ВЛИЯНИЯ РИТМА ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ НА РАЗВИТИЕ УТОМЛЕНИЯ

  1. Выполнение динамической работы.
    Для контроля за появлением утомления необходимо провести горизонтальную отметку мелом на доске или простым карандашом на стене.
    Поднимать и опускать руку с грузом весом 2 кг в разных ритмах по очереди: медленный (6–10 сек), средний (3–5 сек), быстрый (1–3 сек). Амплитуда движения руки — от горизонтальной отметки до вертикального положения.
    Между испытаниями с разной частотой выполнения необходимо делать перерыв для восстановления работы мышц (3–5 мин). Чистота эксперимента будет выше, если перед началом очередного задания боль в мышце пройдёт. Поэтому не стоит до полного изнеможения поднимать груз. Работоспособность мышц быстрее восстановится.
    Фиксировать время наступления утомления.
    Зафиксировать три результата развития утомления мышц при разных ритмах работы.
  2. Результаты зафиксируйте в Таблице 2 (см. медиатеку проекта).
  3. По таблице определите стадии наступления утомления и зафиксируйте их при разных ритмах выполнения динамической работы в Таблице 3 (см. медиатеку проекта).

  • Проанализируйте полученные результаты.
  • Сформулируйте выводы.
  • Примите участие в обсуждении проекта.

Техника безопасности

Исследования необходимо проводить под контролем взрослых.
Будьте аккуратны при использовании гирь (или другого груза) — не уроните их себе на ноги.
Не надо чрезмерно терпеть мышечную боль — при первых признаках сильных болевых ощущений в мышцах прекратите выполнение работы
Не делайте слишком резкие подъёмы руки с грузом — это может привести к растяжению или вывиху.

Практическая работа № 3

Утомление при статической и динамической работе

Цель: дать знания о динамической и статической
работе мышц; выявить причины наступления утомления.

Оборудование: гантели массой 1, 3, 5 кг., секундомер или часы с секундной стрелкой.

Ход работы:

Работа, связанная с
перемещением тела или груза в пространстве, назы­вается динамической (управление токарным станком, пилка дров
и т.д.) – при ней сокращение мышц чередуются с их расслаблением;

а работа, связанная с удержанием определенной позы или груза, — статической
мышца находится в непрерывном
сокращении. При любой динамической работе часть мышц всегда функционирует в
статической режиме. Мышцы лишь исполнительные органы, само движение, включающее
как статические, так и динамические элементы, определяется деятельностью
нервной системы.

1. Динамическая работа. Работа
проводится в парах. Испытуемый последовательно, после нескольких перерывов
(3-5мин.), сгибает руку с гантелями разной массы (в одном ритме).
Экспериментатор фиксирует время начала эксперимента и время начала утомления

(когда выполнения
упражнения в заданном ритме невозможно). В момент наступления утомления
упражнение прекращается.

Результаты следует
зафиксировать в таблице, произведя необходимые  расчеты.

Нагрузка ( кг)

m —  масса гантели

Путь руки

(м) S

Число движений

Т

Начало утомления

(секунды)

Работа

(кгм)

А

1

0,5

3

0,5

5

0,5

А=Т×S×m;

2. Статическая работа. Работа проводится
в парах. берет гантель массой 1кг, отводит ее на вытянутую руку в сторону
горизонтально вдоль доски и меловой чертой отмечают уровень, на котором
находится рука с грузом..  Он держит до тех пор, пока рука не начнет опускаться
от напряжения ( вначале рука неподвижна, затем она начинает опускаться ниже
отметки, после чего рывком возвращается в исходное положение: отклонение от
нормы вызывает рефлексы, восстанавливающие норму; затем уставшая мышца начинает
дрожать, и , наконец, рука опускается – это время засекают по секундомеру). Начало
и окончание опыта фиксируются экспериментатором. Опыт повторяется после
непродолжительного отдыха (3-5 мин.) с гантелей массой 3 кг, затем отдых и
повторение опыта  с гантелей массой 5кг.

Результаты следует
зафиксировать в таблице, произведя необходимые  расчеты.

Нагрузка ( кг)

m —  масса гантели

Путь руки

(м) S

Число движений

Т

Начало утомления

(секунды)

Работа

(кгм)

А

1

0,5

3

0,5

5

0,5

3. Сравнить результаты динамической
и статической работы.

Нагрузка
( кг)

m
—  масса гантели

Работа
динамическая

(кгм)

А

Работа
статическая

(кгм)

А

1

3

5

4. Вывод:

Ответить на вопросы

А) От чего зависит величина
производимой человеком работы?

(От
нагрузки на мышцы и темпа их сокращений).

Б) При каких условиях
обеспечивается наибольшая производительность работы и наименьшее утомление?

(При
средней нагрузке на  мышцы и среднем темпе их сокращений – так называемый закон
среднего ритма.).

В) В каждой семье всегда
бывает необходимость что–нибудь починить, сбить, подстрогать, подкрасить,
убрать комнату, вымыть пол, постирать белье, произвести необходимые работы в
саду, на огороде и т.д. . Ученые – физиологи называю такую работу «активным
отдыхом». Очень часто школьники уклоняются от этой работы, считая, что они
учатся и никакими другими делами заниматься недолжны. Объясните, в чем
заключается «ошибка» школьников?

(
Работоспособность и общее состояние здоровья человека зависят от чередования
умственного и физического труда т.е. одни нервные центры работают, а другие
отдыхают).

 Г) Объясните, почему
мышечная деятельность оказывает влияние на весь организм в целом, на общее
состояние и самочувствие человека?

(Работа
мышц зависит от правильного функционирования всех систем организма. Мышечная
работа требует затрат энергии, которую  организм  должен из чего то выработать
и доставить к месту использования – мышцам).

решение вопроса

Первый вариант выполненной лабораторной работы

Действия  

Наблюдения, выводы.

1.      Возьмите гирю массой 0,5 кг, держите её на вытянутой горизонтально руке. Опишите признаки утомления мышцы. Определите время, за которое произойдет утомление мышц руки. Повторите опыт с грузом массой 1,5 кг. 

С грузом 0,5 кг: продержал груз 2 мин. Вначале рука была, неподвижна, под конец она начинала опускаться, я рывком её поднимал. Потом устал и опустил руку. С грузом 1,5 кг: продержал только 1 мин. Не удаюсь держать дольше Вид утомления — утомление при статической работе.

2.      Возьмите груз массой 0, 5 кг, поднимайте и опускайте его до отметки на доске с заранее выбранной ритмичностью. Определите время, за которое произойдет утомление мышц руки. Назовите вид утомления мышц руки. Повторите с грузом 1,5 кг.

С грузом 0,5 кг: делал упражнение 4 мин. С грузом 1,5 кг: 2,5 мин. Вначале было легко поддерживать определённую ритмичность, под конец уже тяжело, движения становились медленнее. Вид утомления — утомление при динамической работе.

3.     Сделайте выводы.

При статической нагрузке утомление развивается быстрее, потому что мышца долго находится в сокращенном состоянии и периоды расслабления отсутствуют. При динамической нагрузке, утомление, развивается медленнее, потому сто происходит чередование сокращения и расслабления мышц.






ответил

21 Ноя, 18


от
стравира


Испытуемый становится лицом к классу, вытягивает руку в сторо­ну строго горизонтально. Мелом на доске отмечается тот уровень, на котором находится рука. После приготовлений по команде включается секундомер, и испытуемый начинает удерживать груз на уровне отметки. Начальное время указывается в первой строч­ке таблицы. Затем определяются фазы утомления и также простав­ляется их время. Выясняется, за какое время наступает предель­ное утомление. Этот показатель записывается.

Выяс­ните, за какое время наступает предельное утомление. Результаты запишите в таблицу 

Статическая работа

Признаки утомления

Время

Отсутствие утомления

Рука с грузом неподвижна

5 мин

Первая фаза утомления

Рука опускается, затем рывком поднимается на прежнее место

10 мин

Вторая фаза утомления

Дрожание рук, потеря коор­динации, пошатывание корпуса, покраснение лица, потоотделение

15 мин

Предельное утомление

Рука с грузом опускается; опыт прекращается

20 мин

Сделайте вывод: поясните различие между динамической и статической работой. Статическая работа идет на выносливость, а динамическая на скорость






ответил

16 Ноя, 18


от
стравира


С грузом 0,5 кг: продержал груз 2 мин. Вначале рука была, неподвижна, под конец она начинала опускаться, я рывком её поднимал. Потом устал и опустил руку. С грузом 1,5 кг: продержал только 1 мин. Не удаюсь держать дольше Вид утомления — утомление при статической работе. С грузом 0,5 кг: делал упражнение 4 мин. С грузом 1,5 кг: 2,5 мин. Вначале было легко поддерживать определённую ритмичность, под конец уже тяжело, движения становились медленнее. Вид утомления — утомление при динамической работе. При статической нагрузке утомление развивается быстрее, потому что мышца долго находится в сокращенном состоянии и периоды расслабления отсутствуют. При динамической нагрузке, утомление, развивается медленнее, потому сто происходит чередование сокращения и расслабления мышц.






ответил

24 Окт, 20


от
Я


Похожие вопросы

Дата _______Класс ____Ф.И. учащегося__________________________

Лабораторная работа №1.

Тема: «Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп»

Цель: дать представление о строении клеток и тканей (эпителиальной, соединительной, мышечной, нервной). 

Оборудование: гистологические препараты, микроскопы

Ход работы:

1.Приведите в рабочее состояние микроскоп. Рассмотрите выданные препараты.

2. Рассмотрите рисунок «Клетка» .  Заполните таблицу:

Структура клетки

Строение

Функции

Ядро

Митохондрии

Аппарат  Гольджи

ЭПС (эндоплазматическая сеть)

Лизосомы

Рибосомы

Клеточный центр

3. Сравните диаграммы распространения элементов в земной коре (А) и их содержание в живых организмах (Б). Почему наиболее распространенные в природе элементы, кроме кислорода, в живых организмах представлены в очень незначительном количестве (менее 0,1%)?kletka-sostav1

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Рассмотрите микропрепараты тканей. Используя учебник §4, заполните таблицу:

Название ткани

Местоположение ткани в организме

Особенности строения

Функции

1.Эпителиальные

Внутренняя поверхность сердца и …

Сомкнуты в ряды, межклеточное вещество …

2.Соединительная

Хрящи и кости

Жировая

Кровь

Опорная

…….

…….

3.Мышечная

А) гладкая

Б) поперечно-полосатая

А)

Б)

Волокна …

Волокна …

А)

Б)

4.Нервная

Состоит из нейроглии и нервных клеток – нейронов, каждый из них состоит из тела и отростков: коротких – дендритов и длинных – аксонов.

4.Зарисуйте строение нейрона, подпишите на рисунке его части: аксон, дендрит, тело.

5. Выпишите в тетрадь:

Ткань – это ______________________________________________________________________________________________________________________________

Дендриты – отростки….

______________________________________________________________________________________________________________________________

Аксон – отросток, …

______________________________________________________________________________________________________________________________

Синапс – место …

______________________________________________________________________________________________________________________________

6.Выберите один правильный ответ

Передача информации от одной нервной клетки к другой происходит …

А) через рецепторы;

Б) через дендриты;

В) через тело нейрона;

Г) через синапсы.

Ответ:______________________________

Дата _______Класс ____Ф.И. учащегося_________________________

Лабораторная работа №4.

Утомление  при статической и динамической работе.

Цель работы: наблюдение и выявление признаков утомления при статической и динамической работе.

Оборудование: секундомер, тяжесть (портфель) весом 4-5 кг.

Ход работы:

1. Утомление при статистической работе. Проведите опыт: возьмите портфель с книгами, засеките время по секундомеру и держите портфель в отведенной руке столько, сколько сможете. О конечном результате утомления судят по предельной продолжительности работы, возможной для данного человека. Измеряют время от начального момента работы до ее вынужденного прекращения в результате наступившего утомления. Чтобы проследить, как развивается утомление, заполните таблицу.

2. Утомление при динамической работе. Проведите опыт после 10 мин отдыха: поднимайте и опускайте груз до уровня отметки. Запишите данные в таблицу.

Стадия утомления

Признак утомления

Время

Стати-

ческая

Динами-

ческая

Начало работы

Рука удерживает груз у сигнальной отметки

1 стадия

Медленное опускание груза и подъем руки выше контрольной отметки (совершается рывком)

11 стадия

Покраснение лица, дрожание рук, ухудшение координации движения, покачивание корпусом, резкое изгибание туловища в противоположную сторону для противовеса

III стадия

Рука опускается — отказ продолжать опыт

Вывод_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата _______Класс ____Ф.И. учащегося_________________________

Лабораторная работа № 5.

Выявление нарушений осанки, выявление плоскостопия.

Цель работы: выявить нарушения осанки и плоскостопие.

Оборудование: сантиметровая лента, белая бумага.

Ход работы:

Проверьте, нет ли у вас плоскостопия.

Получив на белой бумаге след влажной ступни, проведите необходимые измерения (выполнить дома).

Вывод на основе ваших измерений: плоскостопие есть или нет?

_______________________________________________________

_____________________________________________________________

Проверьте свою осанку. Заполните таблицу.

Наличие нарушений

Результаты наблюдений

Вывод

Выявление боковых искривлений

Определение сутулости

Определение нарушений поясничного изгиба позвоночника

Вывод: Написать возможные причины нарушения осанки: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Дата _______Класс ____Ф.И. учащегося_________________________

Лабораторная работа №3

Тема: Мышцы человеческого тела

Цель: дать представление о местоположении мышечных групп.

Оборудование: учебник, макеты мышц человека.                                                                                              

                                              Ход работы      

 1.Используя учебник и анатомическое описание (стр. учебника 65-68),    определите  местоположение  мышечных групп и выполняемые ими движения.                                                                                                                                    

2.Результаты оформите в  таблице.  

      Название мышцы

         Местоположение

           Функция

3.Приведите несколько примеров мышц, работающих как     синергисты и как  антагонисты

4.Сделайте выводы____________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата _______Класс ____Ф.И. учащегося__________________________

Лабораторная работа №2.

Тема: Микроскопическое строение кости

Цель:  Сформировать умение узнавать кости скелета  по внешнему виду. Определять к какому отделу относится, тип костей и  тип соединения костей скелета.

Оборудование: скелет, набор костей человека.

Ход работы

1.Рассмотрите предложенную вам кость и нарисуйте.

2.При составлении описания кости необходимо указать:

  • ёе название____________________________________________
  • принадлежность к одной из групп классификации костей (трубчатые, губчатые, плоские)____________________________

__________________________________________________________

  • принадлежность к отделу скелета__________________________

__________________________________________________________

  • тип соединения костей___________________________________

__________________________________________________________

Сделать вывод из проделанной работы___________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата _______Класс ____Ф.И. учащегося__________________________

Лабораторная работа №6.

Тема: Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом

Цель: изучить строение крови человека и лягушки; сравнить строение крови и определить, чья кровь способна переносить больше кислорода.

Оборудование: микроскопы, постоянные микропрепараты крови лягушки и человека, штатив для микропрепаратов.

Ход работы

1.Приведите в рабочее состояние микроскоп, определите увеличения.

2.Просмотрите кровь лягушки при малом и большом увеличении.

3.Зарисуйте эритроцит лягушки; опишите его форму и форму ядра. Данные запишите в таблицу.

4.Просмотрите кровь человека при малом, а затем при большом увеличении. Зарисуйте один из эритроцитов. Опишите его. Данные запишите в таблицу.

6.Укажите, чем эритроцит человека отличается от эритроцита лягушки. Раскройте преимущества, которые достигаются при этом.

7.Запишите в тетради, эритроциты чьей крови – человека или лягушки – способны переносить больше кислорода. Объясните причину.

Особенности строения эритроцитов человека и лягушки.

Сравниваемые

признаки

Эритроцит

лягушки

Эритроцит

человека

1.Размеры

2.Форма

3.Количество в 1 мм3

4.Наличие ядра

Вывод: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата _______Класс ____Ф.И. учащегося_________________________

Лабораторная работа №7

Тема: Функции венозных клапанов. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение.

Оборудование: аптечное резиновое кольцо или нитки.

Ход работы.                                                                              

  1. Поднимите одну руку вверх, а вторую опустите вниз. Спустя минуту

 положите   обе руки на стол. Наблюдения запишите________________

__________________________________________________________________________________________________________________________                                                                              

Сделайте выводы:

 — Почему поднятая рука побледнела, а опущенная – покраснела?

 — В какой руке венозные клапаны были закрыты?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Накрутите на палец резиновое кольцо или перетяните палец ниткой. Обратите внимание на изменение цвета  и формы пальца_________________________________________________

 Дотроньтесь перетянутым пальцем до какого-нибудь предмета.  Палец кажется каким-то ватным. Снимите перетяжку и помассируйте палец по направлению к сердцу.      

 Что достигается этим приемом? ________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Сделайте выводы:                                                                                          

 — Почему при перетяжке изменялся цвет пальца?___________________

_____________________________________________________________

— Почему ткани пальца уплотнены? ______________________________

_____________________________________________________________                                              

 — Как проявляются признаки кислородной недостаточности?_________

_____________________________________________________________                          

 — Почему вредно туго затягиваться ремнем, носить тесную одежду?

__________________________________________________________________________________________________________________________

Дата _______Класс ____Ф.И. учащегося_________________________

Лабораторная работа № 11

Изучение действия ферментов слюны на крахмал.

Цель: убедиться, что в слюне есть ферменты, способные расщеплять крахмал. Оборудование: на каждом столе: кусок накрахмаленного накануне сухого бинта, чашка Петри со слабым раствором йода, ватные палочки.

Ход работы.

Условия опыта

Результаты опыта

Выводы

Крахмал + ферменты слюны (опыт).

На марле написали слюной букву А, выдержали в тепле 1 мин, подействовали йодной водой. На синем фоне _____________________

_______________________________

Крахмал + вода (контроль)

На марле написали букву А водой, выдержали в тепле 1 мин, затем марлю обработали  йодной водой.

Марля __________________________

Буква___________________________

УДК 796.015

УТОМЛЕНИЕ ПРИ ФИЗИЧЕСКОЙ И УМСТВЕННОЙ РАБОТЕ

№19, 17.05.2019

Педагогические науки

Галимова Алена Геннадьевна (Кандидат педагогических наук)
Федосеенко Виктория Эдуардовна

Ключевые слова: УТОМЛЕНИЕ; РАБОТОСПОСОБНОСТЬ; ФАЗЫ УТОМЛЕНИЯ; ВЛИЯНИЕ УТОМЛЕНИЯ НА УРОВЕНЬ РАБОТОСПОСОБНОСТИ; FATIGUE; PERFORMANCE; PHASES OF FATIGUE; INFLUENCE OF FATIGUE ON THE LEVEL OF PERFORMANCE.


Аннотация: В статье говорится о процессе утомления при влиянии на него различных нагрузок. Представлена зависимость работоспособности от уровня утомления, изменение вегетативных функций спортсмена, а также значимость правильно выбранной программы, исключающей возможность переутомления.

На этапах глубокой древности различные врачи и философы утверждали, что здоровым быть невозможно без проведения соответствующих за­нятий, связанных с применением физических нагрузок. Физическое воспита­ние, по их мнению, необходимо начинать развивать с самого детства и под­держивать в течение всей жизни. Философ древней Греции Платон называл движение «целительной частью медицины», а общественный деятель рим­ской эпохи Плутарх – «кладовой жизни». Существует большое количество великих врачей, учёных, педагогов, которые убеждены в том, что разделить умственный и физический труд невозможно. По их мнению, человеку необ­ходимо учиться совмещать и первый вид труда, и второй, потому что именно при их одновременном взаимодействии получится полноценно развить обра­зовательную часть человеческой жизни.

И.П. Павлов писал: «Всю мою жизнь я любил и люблю умственный труд, и физический, и, пожалуй, даже больше второй. А особенно чувствовал себя удовлетворённым, когда соединял голову с руками» [1]. Выдающийся организатор физического воспитания П.Ф. Лесгафт не раз говорил, что несоот­ветствие слабого тела и развитой умственной деятельности рано или поздно скажется отрицательным образом на общем состоянии и здоровье человека. Он считал необходимым, чтобы и умственное, и физическое воспитание протекало параллельно, иначе произойдёт нарушение процесса развития тех органов, которые останутся без нагрузок [3].

Как показывает практика, у людей, которые систематически занимаются спортом, в отличие от тех, кто ведёт пассивный образ жизни, более развиты аналитические способности, эмоциональная устойчивость, а также эффективнее действует умственная работоспособность. Различные исследо­вания, проводимые учёными, свидетельствуют о непосредственной взаимо­связи между специальной физической подготовкой и интеллектуальным уровнем развития человека.

На современных этапах развития человеческого общества физическое воспитание также не потеряло своей значимости. Чтобы соответствовать и идти в ногу со временем человеку необходимо поддерживать себя в опреде­ленной форме, выполняя при этом различные действия, направленные на поддержание и улучшение как умственной, так и физической устойчивости.

Уровень профессионального здоровья является основой достижения высоких результатов, надёжности и успешности людей, занимающихся разными видами спорта. Также от уровня профессионального здоровья спортсмена зависит успешность развития и сохранения свойств организма, отве­чающих за физическое, психическое и социальное благополучие. Тем самым это обеспечивает совершенствование двигательных умений и навыков нрав­ственное, эстетическое и интеллектуальное развитие [5].

Большинство людей понимают положительную роль физических упражнений. Но, несмотря на это, не для всех людей спорт стал спутником жизни. Социологи, проводящие исследования, вывели различные причины этому. Например, страх, отсутствие времени, условий для занятий физическими нагрузками, желание мгновенных результатов, лень и подобные вещи.

Одной из функций мышечной деятельности человека является повы­шение активности обменных процессов. Она тренирует и поддерживает на высоком уровне механизмы, отвечающие за обмен этих самых веществ в организме, что положительным образом сказывается на работоспособности че­ловека.

При этом, у человека, увеличивающего количество физических или умственных нагрузок, начинают происходить изменения, оказывающие влияние на его здоровье, то есть начинает развиваться некое состояние, которое называется утомлением.

Вообще, данное понятие имеет достаточно широкий круг определений. Например, одно из них звучит следующим образом: утомление – это функциональное состояние, возникающее под влиянием продолжительной и интенсивной работы [4], приводящее к снижению её эффективности.

Основные признаки утомления представлены в следующей схеме 1.

Учёные-исследователи дают следующую классификацию утомления:

  1. Острое утомление проявляется в короткий промежуток времени из-за вы­соких физических нагрузок. Характеризуется снижением человеческой рабо­тоспособности в целом;
  2. Хроническое утомление протекает значительно дольше, чем какой-либо другой вид утомления. Характеризуется появлением онемения в области по­ясницы, головной болью и ухудшением психического состояние человека;
  3. Общее утомление является неким предупреждением о возможной болезни. Если вовремя предпринять соответствующие действия, то как таковой бо­лезни, в том числе и других негативных последствий утомления, можно из­бежать;
  4. Локальное утомление возникает, как правило, при узконаправленной дея­тельности человека, когда задействована лишь определённая группа мышц [4].

Утомление делится на компенсированную, некомпенсированную фазы, а также фазу полного утомления.

Первая фаза характеризуется высокой работоспособностью человека за счёт его волевых качеств.

Вторая фаза заключается в том, что запас энергии человека начинает заканчиваться, в результате чего работоспособность начинает снижаться явно заметными темпами.

Третья фаза характеризуется полным отказом организма от выполне­ния каких-либо нагрузок.

Зависимость уровня работоспособности от фазы утомления наглядно пока­зана в графике 1 (по В.П. Афанасьеву).

График 1

Учёные в области спортивной педагогики разграничивают следующие виды утомления:

  1. умственное;
  2. сенсорное;
  3. эмоциональное;
  4. физическое.

Умственное утомление проявляется вследствие достаточно продолжительного процесса умственной деятельности. Данный вид утомления харак­теризуется снижением работоспособности, отсутствием интереса к какой-либо работе, понижением эмоционального тонуса.

Сенсорное утомление же возникает в результате длительного периода воздействия раздражителей. Например, к этому может относиться избыточное освещение, сильный шум.

Эмоциональное утомление, в свою очередь, возникает, как правило, вследствие общения с большим количеством незнакомых людей.

Физическое утомление считается многогранным. Это объясняется, к примеру тем, что нагрузки могут быть статистическими и динамическими при выполнении физических упражнений. А выполняемые упражнения, в свою очередь, могут различаться по мощности. Движения бывают равномер­ные и неравномерные. Отсюда и причины возникновения утомления могут быть очень разнообразными.

Систематические занятия на фоне усталости, напряжения, недовосстановления могут оказать негативное влияние на организм человека в целом. Например, это может привести к переутомлению, перенапряжению нервной системы, болезням сердца и желудка, снижению уровня защитных свойств [6]. Все указанные выше явления возникают из-за нарушения баланса возбудительно-тормозных нервных процессов.

Из курса биологии мы знаем, что нервная клетка является источником двигательных импульсов. В процессе мышечной деятельности как в нервной клетке, так и в мышцах затрачивается часть энергии, тем самым это вызывает изменение условий внутренней среды человеческого организма. По­этому во время развивающегося утомления состояние нервной клетки напрямую зависит от процессов, которые происходят как в самой нервной клетке, так и в работающих органах.

Снижение во время физических нагрузок интенсивности работы вегетативных систем во многих случаях имеет предупредительный характер. Да­вая понять человеку, что необходимо прекратить выполнение нагрузок, он тем самым защищает организм от дальнейшего истощения [6].

Некоторые проявления вегетативных функций при развитии утомления в процессе бега у спортсменов показала Е.Б. Сологуб на графике 1.


График 1. Изменения некоторых функций (МОД, ЧД, ГД и tº тела) у спортсменов после 15-минутного бега.

По абсциссе: время, мин, цифры сверху — температура тела; по ординате: слева — МОД, л/мин, и ЧД, вд./мин, справа — ГД, л.

При длительной или интенсивной работе, нарушении режимов труда и отдыха симптомы утомления аккумулируются, и оно может переходить в хроническое утомление и переутомление. Динамика этих состояний представлена в Таблице 1 А.С. Солодков.

Таблица 1.

Динамика работоспособности, функциональных состояний и утомле­ния спортсменов

Таким образом, несмотря на появление различных технологий, человеку необходимо постоянно развивать, повышать уровень физического образования. По моему мнению, напряженный умственный труд требует хорошей физической активности. При отсутствии её, у чело­века будет проявляться утомление. Следует подчеркнуть некую особенность, что напряжённая и длительная физическая нагрузка почти всегда сопровожда­ется той или иной степенью утомления.

Необходимо понимать важность правильной организации умственного труда, обязательного использования дополнительных физических нагрузок. Грамотно выбранный порядок трудового дня, послерабочий отдых, спортивные занятия являются средством снятия утомления и служат способом профилактики невротических и психологических заболеваний.

Также можно сказать, что в любом деле, большом или малом, первоисточником всех успехов или неудач является сам человек. Все зависит только от него. Поэтому любое дело следует начинать с себя, с собственной органи­зации, в том числе и в организации взглядов на физическую культуру, а также на отношение к ней.


Список литературы

  1. Афоризмы, мысли и высказывания выдающихся россиян. Полное собрание остроумия и жизненной мудрости: Учебник / Под ред. Е.А. Агеевой. М.: АСТ: Астрель, 2009.–15 с.
  2. Галимова А. Г. Возможности повышения физической подготовленности курсантов и слушателей вуза правоохранительных органов на основе упражнений максимальной мощности /А. Г. Галимова, А. А. Сахиулин // Вестник Бурятского государственного университета, 2014. – № 13–1. С. 48–50.
  3. Лесгафт П. Ф. Собрание педагогических сочинений / Под ред. Г. Г. Шахвердова. М.: Физкультура и спорт, 1956.–438 с.
  4. Общая физическая подготовка. Знать и уметь: учебное пособие / Ю.И. Гришина, – 4–е изд–во,– Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 249 с.
  5. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2000. – 448с.
  6. Физическая культура зрелого и пожилого контингентов населения (общие основы теории и практики): учебное пособие / Ф.Г. Бурякин. – М.: РУСАЙНС,2017. – 368 с.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Стильные кухни мытищи олимпийский проспект часы работы
  • Страховая компания в володарском районе города брянска
  • Стиральная машина беко 6 кг режимы стирки время работы
  • Страховая компания кардиф номер телефона горячей линии
  • Стихи застольные песни для компании взрослых за столом