Статическая работа признаки утомления время таблица ответы

Содержание

  • Микроскопическое строение кости
  • Утомление при статической работе
  • Осанка и плоскостопие
  • Изучение особенностей кровообращения
  • Функциональная проба. Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку
  • Действие слюны на крахмал
  • Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки
  • Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и образования нового динамического стереотипа
  • Измерение числа колебаний образа усечённой пирамиды (рис. 155) в различных условиях

Микроскопическое строение кости

Стр. 69

Оборудование: микроскоп, постоянный препарат «Костная ткань»

Ход работы:

1. Рассматриваем при малом увеличении микроскопа костную ткань. С помощью рисунка 23, А и Б определяем, поперечный или продольный срез мы рассматриваем.

2. Находим канальцы, по которым проходили сосуды и нервы. На поперечном срезе они имеют вид прозрачного кружка или овала. На продольном срезе – вид продолговатых полых образований внутри кости, которые тянутся внутрь нее, разветвляются и постепенно становятся тонкими.

3. Находим костные клетки, которые находится между кольцами, и имеют вид черных паучков. Они выделяют пластинки костного вещества, которые потом пропитываются минеральными солями.

4. Вывод:

Мы рассмотрели при малом увеличении микроскопа костную ткань. На рисунке 23 А мы увидели продольный срез. На рисунке 23 Б – поперечный срез. Канальцев, по которым проходили сосуды и нервы, больше содержится в губчатом веществе кости. Однако и в компактном они также есть. Костными клетками заполнено почти все видимое пространство на обеих картинках.

Можно сделать вывод, что строение компактного вещества в кости обусловлено тем, что в нем пролегают нервы и сосуды, которые питают эту кость. Такое строение обеспечивает за счет полости трубочек наименьшую плотность, но высокую прочность, так как эти трубочки имеют малый вес, высокую прочность и ветвистую структуру. Последний аспект обеспечивает максимальную прочность, ведь осевая нагрузка распределяется не в одном направлении, а постепенно уменьшается. Именно по такому типу изготавливают и корпуса самолетов. Для них используют прочные дюралюминиевые конструкции, а не листовой прокат.

Утомление при статической работе

Стр. 94

Оборудование: секундомер, груз 4 – 5 кг (если взят портфель с книгами, то надо предварительно определить его массу).

Наблюдение признаков утомления при статической работе. Выясните, за какое время наступает предельное утомление.

Ход работы:

  1. Становимся лицом к классу, вытягиваем руку в сторону строго горизонтально. Мелом на доске отмечаем тот уровень, на котором находится рука.

  2. После приготовлений по команде включаем секундомер, и начинаем удерживать груз на уровне отметки.

  3. Начальное время указываем в первой строчке таблицы. Затем определяем фазы утомления и проставляем их время.

  4. Выясняем, за какое время наступает предельное утомление. Записываем показатели в таблицу.

Статическая работа Признак утомления Время
Отсутствие утомления Рука с грузом неподвижна 3 минуты
Первая фаза утомления Рука немного опускается, а потом рывком поднимается в исходное положение 8 минут
Вторая фаза утомления Дрожь в руке, пошатывание корпуса тела, повышение потоотделения, потеря координации 13 минут
Предельное утомление Рука с грузом опущена, опыт завершен 16 минут

Вывод: мы наблюдали за появлением признаков утомления при статической работе, определяли время наступления первой и второй фаз утомления, а также предельного утомления. Статическая работа подразумевает испытание выносливости тела человека, ведь оно находится определенное время в одном положении.

Осанка и плоскостопие

Стр. 98

1. Выявление нарушений осанки

Оборудование: сантиметровая лента.

Ход работы:

1. Для выявления сутулости (круглой спины) сантиметровой лентой было измерено расстояние между самыми отдаленными точками левого и правого плеча, а после, отступя на 3 – 5 см вниз от плечевого сустава, со стороны груди и со стороны спины. Первый результат – 63 см разделили на второй – 61 см:

63/61 = 1,033.

Вывод: нарушений нет.

2.Была выполнена требуемая поза – встать спиной к стенке так, чтобы пятки, колени, таз и лопатки касались стены. Попытка просунуть между спиной и стеной кулак не удалась. Попытка просунуть между спиной и стеной ладонь – удалась.

Вывод: нарушений осанки не выявлено.

2.Выявление плоскостопия

Оборудование: таз с водой, лист бумаги, фломастер или простой карандаш.

Ход работы:

После проведения манипуляций, указанных в задании, было выяснено, что в узкой части отпечатка стопы нет выпадов за пределы линии.

Вывод: плоскостопия нет.

Изучение особенностей кровообращения

Стр. 138

I. Функция венозных клапанов

Предварительные пояснения.

Если рука опущена, венозные клапаны не дают крови стечь вниз. Клапаны раскрываются лишь после того, как в ниже лежащих сегментах накопится достаточное количество крови, чтобы открыть венозный клапан и пропустить кровь вверх, в следующий сегмент. Поэтому вены, по которым кровь движется против силы тяжести, всегда набухшие.

Ход опыта:

Я поднимаю одну руку вверх, а вторую опускаю вниз. Спустя минуту кладу обе руки на стол.

Ответы на вопросы:

1. Почему поднятая рука побледнела, а опущенная – покраснела?

Рука, которая была опущена вниз, стала красной, потому что вены в ней наполнились кровью. Такое явление происходит из-за того, что сердце вынуждено преодолевать силу тяжести руки.

Рука, которая была поднята вверх, побелела, так как действие силы тяжести на нее совпало с направлением движения крови, которая не застаивается и не давит на стенки вен и капилляров.

2. В поднятой или опущенной руке клапаны вен были закрыты?

Клапаны закрыты были в опущенной руке, потому что кровь поднимается вверх по руке по венам, а возвращается по венам большого круга к сердцу. Клапаны служат своеобразной преградой и дают крови стекать обратно, тем самым способствуя ее движению в едином направлении.

Вывод:

Опустив руку вниз, я увидел, что она стала красной. Так произошло, потому что сердцу приходится преодолевать дополнительно силу тяжести руки. Плюс, кровь в венах застаивается, а давление на ее стенки становится сильнее.

Рука, которая была поднята вверх, стала бледной. Такое явление поясняется тем, что ее сила тяжести совпадает с направлением движения крови, которая не застаивается и не давит на стенки капилляров и вен.

Когда я положил обе руки на стол, они стали находится немного выше уровня сердца. Это способствовало тому, что стенки сосудов уменьшились, давление снизилось, обе руки приобрели здоровый естественный вид.

II. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение (рис. 64).

Оборудование: аптечное резиновое кольцо или нитки.

Ход опыта:

  1. Я перетягиваю палец с помощью нитки и провожу наблюдения за изменением цвета кожи и другими изменениями. Палец становится набухшим, красным, на ощупь плотным, появляется болезненность. Так происходит из-за того, что нить затрудняет отток крови по венам, а лимфы – по лимфатическим узлам. Если дольше держать палец перетянутым, он может посинеть, так как такая перетяжка не перекрывает полностью приток крови к пальцу, однако полностью прекращает отток крови обратно к сердцу.

  2. Дотрагиваюсь перетянутым пальцем до какого-либо предмета. Наблюдаю за ответной реакцией своего пальца – ощущение щекотки, легкого покалывания. Так объясняется кислородное голодание тканей пальца.

  3. После этого я снимаю перетяжку ниткой и массирую палец по направлению к сердцу. Движение крови по капиллярам восстанавливается, состояние кожи пальца становится прежним.

Ответы на вопросы:

1. Почему вредно туго затягиваться ремнем, носить тесную обувь?

Потому что это не только доставляет дискомфорт и неудобство, но и препятствует нормальному кровоснабжению сдавленных органов, тканей. А это чревато кислородным голоданием и даже отмиранием.

2. Почему вышли из моды корсеты, которые затягивались дамы XIX столетия?

Корсеты – это уникальные приспособления, которые носили девушки тех веков, дабы придать своей фигуре стройности и подтянутости. Однако они сильно перетягивали грудную и брюшную полости, из-за чего в них нельзя было нормально дышать, двигаться и долгое время находиться.

Вывод:

Если сильно затянуть палец ниткой, то отток крови нарушается. Возникает дискомфорт, покраснение кожи, болевые ощущения. Длительное нахождение пальца в таком состоянии чревато кислородным голоданием и, как следствие, отмиранием ткани. После того, как нить с пальца была снята, кровоснабжение в нем восстановилось, а кожа приобрела прежний вид.

Функциональная проба. Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку

Стр. 157

Оборудование: секундомер или часы с секундной стрелкой.

Предварительные пояснения:

Цель этой работы — познакомиться с функциональными пробами, позволяющими выяснить степень тренированности своего сердца. Для этого измеряют частоту сердечных сокращений (ЧСС) в состоянии покоя и после дозированной нагрузки. На большом статистическом материале выяснено, что у здоровых подростков (после 20 приседаний) ЧСС возрастает на 1/3 по сравнению с состоянием покоя и нормализуется спустя 2-3 минуты после окончания работы. Зная эти данные, можно проверить состояние своей сердечно-сосудистой системы.

Ход опыта:

1. Измеряем пульс в состоянии покоя. Для этого делаем 3-4 измерения за
10 секунд, и среднее значение умножаем на 6.

2. Делаем 20 приседаний в быстром темпе, садимся и тут же измеряем ЧСС за 10 секунд.

3. Повторяем замеры через каждые 20 секунд. Определяем ЧСС за 10 секунд. (При замерах 20 секунд отсчитываем от конца предшествующего измерения).

4. Результаты оформляем в таблице:

Состояние Показания ЧСС
Покой

13; 12; 11.

12 * 6 = 72

После приседаний 23; 18; 15; 12.

Вывод: после проведения опыта я могу сказать, что после физической нагрузки на мой организм ЧСС повысилась за счет увеличения частоты сердечных сокращений. Мои результаты замеров ЧСС после приседаний повысились почти в два раза. Это средний результат. Спустя 10, 20 и 30 минут после завершения приседаний я наблюдал, что пульс нормализовался.

Действие слюны на крахмал

Стр. 211

Оборудование: накрахмаленный бинт, нарезанный на куски длиной 10 см, вата, спички, блюдце, раствор йода (5%-ы), вода.

Предварительные пояснения. Цель этого опыта – показать, что ферменты слюны способны расщеплять крахмал. Известно, что крахмал с йодом дает интенсивное синее окрашивание, по которому нетрудно узнать, где крахмал сохранился. При обработке крахмала ферментами слюны он разрушается, если ферменты активны. В этих местах крахмала не остается, поэтому они не откраиваются йодом и остаются светлыми.

Ход работы:

  1. Готовим реактив на крахмал – йодную воду. Добавляем несколько капель йода в воду до получения жидкости цвета крепкого заваренного чая.

  2. Наматываем на спичку вату, смачивая ее слюной. Далее пишем ватой букву на накрахмаленном бинте.

  3. Расправленный бинт зажимаем в руках и держим его некоторое время, чтобы он нагрелся (1-2 минуты).

  4. Опускаем бинт в йодную воду, тщательно расправив его. Участки, где остался крахмал, окрашиваются в синий цвет, а места, обработанные слюной, останутся белыми, так как крахмал в них распался до глюкозы, которая под действием йода не дает синего окрашивания. На синем фоне получилась белая буква.

Ответы на вопросы:

  1. Субстратом является крахмал, а ферментом будет амилаза в составе слюны.

  2. Синяя буква на белом фоне при проведении опыта не получится.

  3. При кипячении слюны ферменты, которые входят в её состав, будут разрушаться. Соответственно, на крахмал слюна, которая продет процесс кипячения, действовать не будет.

Вывод: по итогу проведения опыта мы смогли увидеть, что при воздействии йода крахмал окрашивается в темно-синий цвет. Исключение составляет место, где была нанесена слюна.

Также мы видим, что на крахмале, который обработан слюной, окрашивания не произошло. Это значит, что слюна способствовала расщеплению крахмала.

Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки

Стр. 245

Оборудование: секундомер или часы с секундной стрелкой.

Ход работы:

  1. В положении сидя задерживаем дыхание при вдохе на максималь­ный срок. Включаем секундомер (предварительное глубокое дыха­ние перед опытом не допускается!). Мой результат – 37 секунд.

  2. Выключаем секундомер в момент восстановления дыхания. Записываем результат. Отдыхаем 5 мин.

  3. Встаем и делаем 20 приседаний за 30 секунд.

  4. Вдыхаем, быстро задерживаем дыхание и включаем секундомер, не дожидаясь, пока дыхание успокоится, садимся на стул.

  5. Выключаем секундомер при восстановлении дыхания. Записываем результат. Вычисления делаю следующим образом: (15*10)/37 = 40,05% или округляем 40,1%.

  6. Спустя минуту повторяем первую пробу. Результат записываем. В этот раз результат составляет 42 секунды, что в процентном соотношении будет равно: (37*100)/42 = 88,09% или округляем 88,1%.

  7. Делаем в тетради расчеты по формулам, приведенным в пунктах 3 и 5 протокола. Сравниваем свои результаты с таблицей и делаем вывод. После проведенного опыта функциональной пробы с задержкой дыхания до и после дозированной нагрузки, а также сравнив свои показатели с нормативами, я могу отнести себя к группе «Здоровые нетренированные». Чтобы в будущем улучшить свои показатели, мне нужно тщательно поработать над собой: чаще гулять на свежем воздухе, больше двигаться, заниматься спортом, например, футболом.

Ответы на вопросы:

1. Почему при задержке дыхания в крови накапливается углекислый газ?

Потому что при дыхании выделяется углекислый газ. Если будет задержка дыхания, то углекислый газ не сможет выделяться из организма, а будет накапливаться там.

2. Почему при определенной концентрации углекислого газа в крови дыхание восстанавливается непроизвольно?

Дыханием управляет дыхательный центр в продолговатом мозге. Он получает импульсы, которые информируют о насыщенности крови кислородом и углекислым газом. Когда мозг понимает, что концентрация углекислого газа повышается, он задает команду дышать. Соответственно, человек не может контролировать данный процесс по своему желанию.

3. Как углекислый газ воздействует на дыхательный центр?

Возрастает количество вдохов, они становятся глубокими, так как мозг посылает сигнал организму «дышать», чтобы пополнить запасы кислорода в крови.

4. Почему эти воздействия называются гуморальными?

Потому что эти воздействия связаны с взаимодействием химических молекул, а не нервных импульсов.

5. Почему после работы удается задержать дыхание на меньшее вре­мя, чем в состоянии покоя?

Потому что организм терпит физические нагрузки, при которых сердце бьётся быстрее, а значит, и кровь бежит быстрее. Из-за этого организму требуется больше кислорода.

6. Почему у тренированного человека энергетический обмен проис­ходит более экономно, чем у человека нетренированного?

Общий расход энергии у тренированного человека будет почти на 10-15% ниже, чем у нетренированного. Понижение таких затрат связано с улучшением вентиляции легких, уменьшением количество потребляемого кислорода. Натренированный человек может лучше расслаблять и напрягать свои мышцы. Для нетренированного человека такие манипуляции связаны с дополнительными затратами энергии.

Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и образования нового динамического стереотипа

Стр. 342

Условия работы:

Опыт можно проводить одному, но лучше, если он проводится в присутствии других людей. Тогда более отчетливо проявляются эмоциональные компоненты, связанные с перестрой­кой динамического стереотипа.

Ход работы:

  1. Измеряем, сколько секунд потребуется, чтобы написать скоро­писью какое-либо слово, например «Психология».

  2. С правой сторо­ны ставим затраченное время.

  3. Предлагаем испытуемому написать то же слово зеркальным шриф­том: справа налево. Писать надо так, чтобы все элементы букв были повернуты в противоположную сторону. Делаем 10 попыток, око­ло каждой из них с правой стороны ставим время в секундах.

Оформление результатов:

Строим график. На оси X (абсциссе) отмечаем порядковый но­мер попытки, на оси У (ординате) — время, которое было потрачено на написание очередного слова.

Считаем, сколько разрывов между буквами было при написа­нии слова обычным способом, сколько разрывов стало при первой и последующих попытках написания слова справа налево. Отметьте, в каких случаях возникают эмоциональные реакции: смех, жестикуляция, попытка бросить работу и др. Называем число букв, в которых встречаются элементы, написан­ные старым способом.

Время на написание слова, с.
Обычным способом Способом зеркального письма
6 Попытки
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
42 40 39,5 38 37,5 36,2 36 35 33 30

[CHART]

Вывод: при написании слова «Психология» обычным способом организм не ощущает дискомфорт. Все выполняется автоматически и занимает всего 6 секунд. При написании слова «Психология» зеркальным шрифтом справа налево организм начинает учиться новым действиям, затрачивается дополнительное время на написание каждого элемента буквы. Происходит угасание выработанных условно-рефлекторных реакций. С каждой попыткой навык обратного письма улучшается, а потому времени затрачивается меньше.

Ответы:

1. Какие факты говорят, что при разрушении динамического стереотипа происходит распад общей деятельности на отдельные элементы, например слово, написанное ранее одним росчерком, выписывается теперь по буквам?

При написании слова новым росчерком происходит обдумывание движений по выведению той или иной буквы.

2. Делаются ли при формировании нового динамического стереотипа попытки соединять буквы без дополнительной инструкции? Нужны ли эти инструкции для овладения приемами рационального письма?

Да, такие попытки делаются, происходит формирование нового динамического стереотипа, а потому все действия выполняются без инструкции.

3. В чем выражалась «борьба» между стереотипами – вновь создаваемым и старым, хорошо закрепленным? Об этом можно судить по наличию элементов букв, написанных по-старому.

При написании слова в зеркальном отражении старый стереотип держится долго, но потом он уступает место новому – происходит повторение одного и того же раздражителя. В результате образуется новый навык, который продолжает конкурировать со старым.

Измерение числа колебаний образа усечённой пирамиды (рис. 155) в различных условиях

Стр. 363

Оборудование: секундомер или часы с секундной стрелкой.

Ход работы:

  1. Попытаемся представить усеченную пирамиду, обращенную усеченным концом к нам и от нас.

  2. Когда оба образа сформированы, они сменяют друг друга: пирамида кажется то обращенной к нам, то от нас.

  3. При каждом изменении образа заносим в тетрадь штриховую черту, не глядя в нее. Отрывать глаза от рисунка нельзя!

  4. По числу колебаний этих образов можем судить об устойчивости внимания. Для экономии времени измеряем число колебаний за 30 секунд и результат удваиваем.

  5. Составляем таблицу:

Колебания внимания Время
30 секунд 1 минута
Непроизвольное внимание (без установки) 12 20
Произвольное внимание (с установкой сохранять создавшийся образ) 6 10
Произвольное внимание при активной работе с объектом 4 8

Практическая работа № 3

Утомление при статической и динамической работе

Цель: дать знания о динамической и статической
работе мышц; выявить причины наступления утомления.

Оборудование: гантели массой 1, 3, 5 кг., секундомер или часы с секундной стрелкой.

Ход работы:

Работа, связанная с
перемещением тела или груза в пространстве, назы­вается динамической (управление токарным станком, пилка дров
и т.д.) – при ней сокращение мышц чередуются с их расслаблением;

а работа, связанная с удержанием определенной позы или груза, — статической
мышца находится в непрерывном
сокращении. При любой динамической работе часть мышц всегда функционирует в
статической режиме. Мышцы лишь исполнительные органы, само движение, включающее
как статические, так и динамические элементы, определяется деятельностью
нервной системы.

1. Динамическая работа. Работа
проводится в парах. Испытуемый последовательно, после нескольких перерывов
(3-5мин.), сгибает руку с гантелями разной массы (в одном ритме).
Экспериментатор фиксирует время начала эксперимента и время начала утомления

(когда выполнения
упражнения в заданном ритме невозможно). В момент наступления утомления
упражнение прекращается.

Результаты следует
зафиксировать в таблице, произведя необходимые  расчеты.

Нагрузка ( кг)

m —  масса гантели

Путь руки

(м) S

Число движений

Т

Начало утомления

(секунды)

Работа

(кгм)

А

1

0,5

3

0,5

5

0,5

А=Т×S×m;

2. Статическая работа. Работа проводится
в парах. берет гантель массой 1кг, отводит ее на вытянутую руку в сторону
горизонтально вдоль доски и меловой чертой отмечают уровень, на котором
находится рука с грузом..  Он держит до тех пор, пока рука не начнет опускаться
от напряжения ( вначале рука неподвижна, затем она начинает опускаться ниже
отметки, после чего рывком возвращается в исходное положение: отклонение от
нормы вызывает рефлексы, восстанавливающие норму; затем уставшая мышца начинает
дрожать, и , наконец, рука опускается – это время засекают по секундомеру). Начало
и окончание опыта фиксируются экспериментатором. Опыт повторяется после
непродолжительного отдыха (3-5 мин.) с гантелей массой 3 кг, затем отдых и
повторение опыта  с гантелей массой 5кг.

Результаты следует
зафиксировать в таблице, произведя необходимые  расчеты.

Нагрузка ( кг)

m —  масса гантели

Путь руки

(м) S

Число движений

Т

Начало утомления

(секунды)

Работа

(кгм)

А

1

0,5

3

0,5

5

0,5

3. Сравнить результаты динамической
и статической работы.

Нагрузка
( кг)

m
—  масса гантели

Работа
динамическая

(кгм)

А

Работа
статическая

(кгм)

А

1

3

5

4. Вывод:

Ответить на вопросы

А) От чего зависит величина
производимой человеком работы?

(От
нагрузки на мышцы и темпа их сокращений).

Б) При каких условиях
обеспечивается наибольшая производительность работы и наименьшее утомление?

(При
средней нагрузке на  мышцы и среднем темпе их сокращений – так называемый закон
среднего ритма.).

В) В каждой семье всегда
бывает необходимость что–нибудь починить, сбить, подстрогать, подкрасить,
убрать комнату, вымыть пол, постирать белье, произвести необходимые работы в
саду, на огороде и т.д. . Ученые – физиологи называю такую работу «активным
отдыхом». Очень часто школьники уклоняются от этой работы, считая, что они
учатся и никакими другими делами заниматься недолжны. Объясните, в чем
заключается «ошибка» школьников?

(
Работоспособность и общее состояние здоровья человека зависят от чередования
умственного и физического труда т.е. одни нервные центры работают, а другие
отдыхают).

 Г) Объясните, почему
мышечная деятельность оказывает влияние на весь организм в целом, на общее
состояние и самочувствие человека?

(Работа
мышц зависит от правильного функционирования всех систем организма. Мышечная
работа требует затрат энергии, которую  организм  должен из чего то выработать
и доставить к месту использования – мышцам).

Лабораторная работа. Утомление при статической работе

| 7 октября, 2021 | Биология

Оборудование: секундомер, груз 4 – 5 кг (если взят портфель с книгами, то надо предварительно определить его массу).

Наблюдение признаков утомления при статической работе. Выясните, за какое время наступает предельное утомление.

Ход работы:

  1. Становимся лицом к классу, вытягиваем руку в сторону строго горизонтально. Мелом на доске отмечаем тот уровень, на котором находится рука.
  2. После приготовлений по команде включаем секундомер, и начинаем удерживать груз на уровне отметки.
  3. Начальное время указываем в первой строчке таблицы. Затем определяем фазы утомления и проставляем их время.
  4. Выясняем, за какое время наступает предельное утомление. Записываем показатели в таблицу.
Статическая работа Признак утомления Время
Отсутствие утомления Рука с грузом неподвижна 3 минуты
Первая фаза утомления Рука немного опускается, а потом рывком поднимается в исходное положение 8 минут
Вторая фаза утомления Дрожь в руке, пошатывание корпуса тела, повышение потоотделения, потеря координации 13 минут
Предельное утомление Рука с грузом опущена, опыт завершен 16 минут

Вывод: мы наблюдали за появлением признаков утомления при статической работе, определяли время наступления первой и второй фаз утомления, а также предельного утомления. Статическая работа подразумевает испытание выносливости тела человека, ведь оно находится определенное время в одном положении.

Цель

Выяснить на практике, за какое время наступает утомление при различных видах работы, разных нагрузках и ритме выполнения физической нагрузки.

Гипотеза

Утомление мышц быстрее наступает при статической работе, быстром ритме работы наших мышц и при использовании груза с большей массой.

Оборудование и материалы

  • секундомер (или часы с секундной стрелкой, электронные часы)
  • гири (или другой удобный для удержания груз) весом 1 кг, 2 кг, 5 кг
  • мел (или простой карандаш) для нанесения отметок уровня положения руки с грузом
  • блокнот (или тетрадь) для записей

Обоснование

Получение большего количества данных о развитии утомления при различных видах работы, различных нагрузках и ритме позволит лучше отследить закономерность его появления, сравнить полученные результаты и дать соответствующие рекомендации при выполнении физической работы.

Протокол проведения исследования

  • Работа, связанная с перемещением тела или груза в пространстве, называется динамической.
    Работа, связанная с удержанием определённой позы или груза, называется статической.
  • Для проведения исследования необходимо выбрать испытуемого. Уточните, занимается ли испытуемый спортом.

I. ВЫЯВЛЕНИЕ ВЛИЯНИЯ СТАТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА РАЗВИТИЕ УТОМЛЕНИЯ

  1. Выполнение статической работы.
    Поднять на вытянутой руке груз весом примерно 5 кг.
    Для контроля за появлением утомления необходимо провести горизонтальную отметку мелом на доске или простым карандашом на стене.
    Фиксировать время наступления утомления, когда рука начнёт дрожать и опускаться относительно отметки.
  2. Повторите такую же работу с грузом весом 1 кг и 2 кг. Обязательно при этом надо делать перерывы для восстановления работы мышц.
  3. Результаты зафиксируйте в Таблице 1 (см. медиатеку проекта), а потом перенесите эти данные в анкету проекта.

II. ВЫЯВЛЕНИЕ ВЛИЯНИЯ РИТМА ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ НА РАЗВИТИЕ УТОМЛЕНИЯ

  1. Выполнение динамической работы.
    Для контроля за появлением утомления необходимо провести горизонтальную отметку мелом на доске или простым карандашом на стене.
    Поднимать и опускать руку с грузом весом 2 кг в разных ритмах по очереди: медленный (6–10 сек), средний (3–5 сек), быстрый (1–3 сек). Амплитуда движения руки — от горизонтальной отметки до вертикального положения.
    Между испытаниями с разной частотой выполнения необходимо делать перерыв для восстановления работы мышц (3–5 мин). Чистота эксперимента будет выше, если перед началом очередного задания боль в мышце пройдёт. Поэтому не стоит до полного изнеможения поднимать груз. Работоспособность мышц быстрее восстановится.
    Фиксировать время наступления утомления.
    Зафиксировать три результата развития утомления мышц при разных ритмах работы.
  2. Результаты зафиксируйте в Таблице 2 (см. медиатеку проекта).
  3. По таблице определите стадии наступления утомления и зафиксируйте их при разных ритмах выполнения динамической работы в Таблице 3 (см. медиатеку проекта).

  • Проанализируйте полученные результаты.
  • Сформулируйте выводы.
  • Примите участие в обсуждении проекта.

Техника безопасности

Исследования необходимо проводить под контролем взрослых.
Будьте аккуратны при использовании гирь (или другого груза) — не уроните их себе на ноги.
Не надо чрезмерно терпеть мышечную боль — при первых признаках сильных болевых ощущений в мышцах прекратите выполнение работы
Не делайте слишком резкие подъёмы руки с грузом — это может привести к растяжению или вывиху.

решение вопроса

Первый вариант выполненной лабораторной работы

Действия  

Наблюдения, выводы.

1.      Возьмите гирю массой 0,5 кг, держите её на вытянутой горизонтально руке. Опишите признаки утомления мышцы. Определите время, за которое произойдет утомление мышц руки. Повторите опыт с грузом массой 1,5 кг. 

С грузом 0,5 кг: продержал груз 2 мин. Вначале рука была, неподвижна, под конец она начинала опускаться, я рывком её поднимал. Потом устал и опустил руку. С грузом 1,5 кг: продержал только 1 мин. Не удаюсь держать дольше Вид утомления — утомление при статической работе.

2.      Возьмите груз массой 0, 5 кг, поднимайте и опускайте его до отметки на доске с заранее выбранной ритмичностью. Определите время, за которое произойдет утомление мышц руки. Назовите вид утомления мышц руки. Повторите с грузом 1,5 кг.

С грузом 0,5 кг: делал упражнение 4 мин. С грузом 1,5 кг: 2,5 мин. Вначале было легко поддерживать определённую ритмичность, под конец уже тяжело, движения становились медленнее. Вид утомления — утомление при динамической работе.

3.     Сделайте выводы.

При статической нагрузке утомление развивается быстрее, потому что мышца долго находится в сокращенном состоянии и периоды расслабления отсутствуют. При динамической нагрузке, утомление, развивается медленнее, потому сто происходит чередование сокращения и расслабления мышц.






ответил

21 Ноя, 18


от
стравира


Испытуемый становится лицом к классу, вытягивает руку в сторо­ну строго горизонтально. Мелом на доске отмечается тот уровень, на котором находится рука. После приготовлений по команде включается секундомер, и испытуемый начинает удерживать груз на уровне отметки. Начальное время указывается в первой строч­ке таблицы. Затем определяются фазы утомления и также простав­ляется их время. Выясняется, за какое время наступает предель­ное утомление. Этот показатель записывается.

Выяс­ните, за какое время наступает предельное утомление. Результаты запишите в таблицу 

Статическая работа

Признаки утомления

Время

Отсутствие утомления

Рука с грузом неподвижна

5 мин

Первая фаза утомления

Рука опускается, затем рывком поднимается на прежнее место

10 мин

Вторая фаза утомления

Дрожание рук, потеря коор­динации, пошатывание корпуса, покраснение лица, потоотделение

15 мин

Предельное утомление

Рука с грузом опускается; опыт прекращается

20 мин

Сделайте вывод: поясните различие между динамической и статической работой. Статическая работа идет на выносливость, а динамическая на скорость






ответил

16 Ноя, 18


от
стравира


С грузом 0,5 кг: продержал груз 2 мин. Вначале рука была, неподвижна, под конец она начинала опускаться, я рывком её поднимал. Потом устал и опустил руку. С грузом 1,5 кг: продержал только 1 мин. Не удаюсь держать дольше Вид утомления — утомление при статической работе. С грузом 0,5 кг: делал упражнение 4 мин. С грузом 1,5 кг: 2,5 мин. Вначале было легко поддерживать определённую ритмичность, под конец уже тяжело, движения становились медленнее. Вид утомления — утомление при динамической работе. При статической нагрузке утомление развивается быстрее, потому что мышца долго находится в сокращенном состоянии и периоды расслабления отсутствуют. При динамической нагрузке, утомление, развивается медленнее, потому сто происходит чередование сокращения и расслабления мышц.






ответил

24 Окт, 20


от
Я


Похожие вопросы

УДК 796.015

УТОМЛЕНИЕ ПРИ ФИЗИЧЕСКОЙ И УМСТВЕННОЙ РАБОТЕ

№19, 17.05.2019

Педагогические науки

Галимова Алена Геннадьевна (Кандидат педагогических наук)
Федосеенко Виктория Эдуардовна

Ключевые слова: УТОМЛЕНИЕ; РАБОТОСПОСОБНОСТЬ; ФАЗЫ УТОМЛЕНИЯ; ВЛИЯНИЕ УТОМЛЕНИЯ НА УРОВЕНЬ РАБОТОСПОСОБНОСТИ; FATIGUE; PERFORMANCE; PHASES OF FATIGUE; INFLUENCE OF FATIGUE ON THE LEVEL OF PERFORMANCE.


Аннотация: В статье говорится о процессе утомления при влиянии на него различных нагрузок. Представлена зависимость работоспособности от уровня утомления, изменение вегетативных функций спортсмена, а также значимость правильно выбранной программы, исключающей возможность переутомления.

На этапах глубокой древности различные врачи и философы утверждали, что здоровым быть невозможно без проведения соответствующих за­нятий, связанных с применением физических нагрузок. Физическое воспита­ние, по их мнению, необходимо начинать развивать с самого детства и под­держивать в течение всей жизни. Философ древней Греции Платон называл движение «целительной частью медицины», а общественный деятель рим­ской эпохи Плутарх – «кладовой жизни». Существует большое количество великих врачей, учёных, педагогов, которые убеждены в том, что разделить умственный и физический труд невозможно. По их мнению, человеку необ­ходимо учиться совмещать и первый вид труда, и второй, потому что именно при их одновременном взаимодействии получится полноценно развить обра­зовательную часть человеческой жизни.

И.П. Павлов писал: «Всю мою жизнь я любил и люблю умственный труд, и физический, и, пожалуй, даже больше второй. А особенно чувствовал себя удовлетворённым, когда соединял голову с руками» [1]. Выдающийся организатор физического воспитания П.Ф. Лесгафт не раз говорил, что несоот­ветствие слабого тела и развитой умственной деятельности рано или поздно скажется отрицательным образом на общем состоянии и здоровье человека. Он считал необходимым, чтобы и умственное, и физическое воспитание протекало параллельно, иначе произойдёт нарушение процесса развития тех органов, которые останутся без нагрузок [3].

Как показывает практика, у людей, которые систематически занимаются спортом, в отличие от тех, кто ведёт пассивный образ жизни, более развиты аналитические способности, эмоциональная устойчивость, а также эффективнее действует умственная работоспособность. Различные исследо­вания, проводимые учёными, свидетельствуют о непосредственной взаимо­связи между специальной физической подготовкой и интеллектуальным уровнем развития человека.

На современных этапах развития человеческого общества физическое воспитание также не потеряло своей значимости. Чтобы соответствовать и идти в ногу со временем человеку необходимо поддерживать себя в опреде­ленной форме, выполняя при этом различные действия, направленные на поддержание и улучшение как умственной, так и физической устойчивости.

Уровень профессионального здоровья является основой достижения высоких результатов, надёжности и успешности людей, занимающихся разными видами спорта. Также от уровня профессионального здоровья спортсмена зависит успешность развития и сохранения свойств организма, отве­чающих за физическое, психическое и социальное благополучие. Тем самым это обеспечивает совершенствование двигательных умений и навыков нрав­ственное, эстетическое и интеллектуальное развитие [5].

Большинство людей понимают положительную роль физических упражнений. Но, несмотря на это, не для всех людей спорт стал спутником жизни. Социологи, проводящие исследования, вывели различные причины этому. Например, страх, отсутствие времени, условий для занятий физическими нагрузками, желание мгновенных результатов, лень и подобные вещи.

Одной из функций мышечной деятельности человека является повы­шение активности обменных процессов. Она тренирует и поддерживает на высоком уровне механизмы, отвечающие за обмен этих самых веществ в организме, что положительным образом сказывается на работоспособности че­ловека.

При этом, у человека, увеличивающего количество физических или умственных нагрузок, начинают происходить изменения, оказывающие влияние на его здоровье, то есть начинает развиваться некое состояние, которое называется утомлением.

Вообще, данное понятие имеет достаточно широкий круг определений. Например, одно из них звучит следующим образом: утомление – это функциональное состояние, возникающее под влиянием продолжительной и интенсивной работы [4], приводящее к снижению её эффективности.

Основные признаки утомления представлены в следующей схеме 1.

Учёные-исследователи дают следующую классификацию утомления:

  1. Острое утомление проявляется в короткий промежуток времени из-за вы­соких физических нагрузок. Характеризуется снижением человеческой рабо­тоспособности в целом;
  2. Хроническое утомление протекает значительно дольше, чем какой-либо другой вид утомления. Характеризуется появлением онемения в области по­ясницы, головной болью и ухудшением психического состояние человека;
  3. Общее утомление является неким предупреждением о возможной болезни. Если вовремя предпринять соответствующие действия, то как таковой бо­лезни, в том числе и других негативных последствий утомления, можно из­бежать;
  4. Локальное утомление возникает, как правило, при узконаправленной дея­тельности человека, когда задействована лишь определённая группа мышц [4].

Утомление делится на компенсированную, некомпенсированную фазы, а также фазу полного утомления.

Первая фаза характеризуется высокой работоспособностью человека за счёт его волевых качеств.

Вторая фаза заключается в том, что запас энергии человека начинает заканчиваться, в результате чего работоспособность начинает снижаться явно заметными темпами.

Третья фаза характеризуется полным отказом организма от выполне­ния каких-либо нагрузок.

Зависимость уровня работоспособности от фазы утомления наглядно пока­зана в графике 1 (по В.П. Афанасьеву).

График 1

Учёные в области спортивной педагогики разграничивают следующие виды утомления:

  1. умственное;
  2. сенсорное;
  3. эмоциональное;
  4. физическое.

Умственное утомление проявляется вследствие достаточно продолжительного процесса умственной деятельности. Данный вид утомления харак­теризуется снижением работоспособности, отсутствием интереса к какой-либо работе, понижением эмоционального тонуса.

Сенсорное утомление же возникает в результате длительного периода воздействия раздражителей. Например, к этому может относиться избыточное освещение, сильный шум.

Эмоциональное утомление, в свою очередь, возникает, как правило, вследствие общения с большим количеством незнакомых людей.

Физическое утомление считается многогранным. Это объясняется, к примеру тем, что нагрузки могут быть статистическими и динамическими при выполнении физических упражнений. А выполняемые упражнения, в свою очередь, могут различаться по мощности. Движения бывают равномер­ные и неравномерные. Отсюда и причины возникновения утомления могут быть очень разнообразными.

Систематические занятия на фоне усталости, напряжения, недовосстановления могут оказать негативное влияние на организм человека в целом. Например, это может привести к переутомлению, перенапряжению нервной системы, болезням сердца и желудка, снижению уровня защитных свойств [6]. Все указанные выше явления возникают из-за нарушения баланса возбудительно-тормозных нервных процессов.

Из курса биологии мы знаем, что нервная клетка является источником двигательных импульсов. В процессе мышечной деятельности как в нервной клетке, так и в мышцах затрачивается часть энергии, тем самым это вызывает изменение условий внутренней среды человеческого организма. По­этому во время развивающегося утомления состояние нервной клетки напрямую зависит от процессов, которые происходят как в самой нервной клетке, так и в работающих органах.

Снижение во время физических нагрузок интенсивности работы вегетативных систем во многих случаях имеет предупредительный характер. Да­вая понять человеку, что необходимо прекратить выполнение нагрузок, он тем самым защищает организм от дальнейшего истощения [6].

Некоторые проявления вегетативных функций при развитии утомления в процессе бега у спортсменов показала Е.Б. Сологуб на графике 1.


График 1. Изменения некоторых функций (МОД, ЧД, ГД и tº тела) у спортсменов после 15-минутного бега.

По абсциссе: время, мин, цифры сверху — температура тела; по ординате: слева — МОД, л/мин, и ЧД, вд./мин, справа — ГД, л.

При длительной или интенсивной работе, нарушении режимов труда и отдыха симптомы утомления аккумулируются, и оно может переходить в хроническое утомление и переутомление. Динамика этих состояний представлена в Таблице 1 А.С. Солодков.

Таблица 1.

Динамика работоспособности, функциональных состояний и утомле­ния спортсменов

Таким образом, несмотря на появление различных технологий, человеку необходимо постоянно развивать, повышать уровень физического образования. По моему мнению, напряженный умственный труд требует хорошей физической активности. При отсутствии её, у чело­века будет проявляться утомление. Следует подчеркнуть некую особенность, что напряжённая и длительная физическая нагрузка почти всегда сопровожда­ется той или иной степенью утомления.

Необходимо понимать важность правильной организации умственного труда, обязательного использования дополнительных физических нагрузок. Грамотно выбранный порядок трудового дня, послерабочий отдых, спортивные занятия являются средством снятия утомления и служат способом профилактики невротических и психологических заболеваний.

Также можно сказать, что в любом деле, большом или малом, первоисточником всех успехов или неудач является сам человек. Все зависит только от него. Поэтому любое дело следует начинать с себя, с собственной органи­зации, в том числе и в организации взглядов на физическую культуру, а также на отношение к ней.


Список литературы

  1. Афоризмы, мысли и высказывания выдающихся россиян. Полное собрание остроумия и жизненной мудрости: Учебник / Под ред. Е.А. Агеевой. М.: АСТ: Астрель, 2009.–15 с.
  2. Галимова А. Г. Возможности повышения физической подготовленности курсантов и слушателей вуза правоохранительных органов на основе упражнений максимальной мощности /А. Г. Галимова, А. А. Сахиулин // Вестник Бурятского государственного университета, 2014. – № 13–1. С. 48–50.
  3. Лесгафт П. Ф. Собрание педагогических сочинений / Под ред. Г. Г. Шахвердова. М.: Физкультура и спорт, 1956.–438 с.
  4. Общая физическая подготовка. Знать и уметь: учебное пособие / Ю.И. Гришина, – 4–е изд–во,– Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 249 с.
  5. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2000. – 448с.
  6. Физическая культура зрелого и пожилого контингентов населения (общие основы теории и практики): учебное пособие / Ф.Г. Бурякин. – М.: РУСАЙНС,2017. – 368 с.

Молодежное общество, как правило, подвержено сильному влиянию моды и модных тенденций. В современном мире все большую популярность набирает движение здорового образа жизни. Взрослые люди, априори, имея достаточное образование, широкое мировоззрение и жизненный опыт – грамотно подходят к решению этого вопроса. Учащейся молодежи гораздо сложнее постольку, поскольку гиперболизированное желание следовать модным тенденциям и отсутствие необходимых компетенций для реализации этого желания приводят к тому, что вместо развития физических качеств, укрепления здоровья – происходит разрушение уже имеющихся базовых функций организма, появление заболеваний. Все это, зачастую, является далеко не воздействием каких-то факторов внешней среды, а банальным незнанием и неумением грамотно организовать тренировочный процесс.

Углубляясь в причины данной проблемы, становится очевидным: основным информационным полем современной молодежи является интернет. Визуализируя яркие фотографии, на которых изображены мускулистые юноши и девушки, предлагающие приобрести некую «авторскую» программу па развитию тех или иных физических качеств, увеличению уровня мышечной массы. Подросток теряет границы и пространственное мышление, приобретает данный продукт. Система внутренних потребностей подавляет защитные механизмы и запускает мотивационные механизмы. Это приводит к тому, что подросток идет в тренажерный зал и самостоятельно занимается по данной программе, рекомендованной людьми, которые «сделали сами себя».

На первый взгляд, в этом нет ничего плохого. Сложные для понимания спортивные термины, подкрепленные большим объемом информации, картинками с примерами, схемами. Но, сложность заключается в том, что все программы физического развития должны быть сугубо индивидуальны, в них должны быть сведены такие индексы, как генотип человека, особенности труда и отдыха, факторы питания, образ жизни, индивидуальные биологические часы и т.д. На основе всего этого составляется макроцикл, мезоцикл и микроцикл тренировочного процесса. И только потом данная программа находит своего пользователя, но никак не наоборот: не должен пользователь брать «примерную» программу и работать по ней.

Но, что делать, если вы уже используете готовую программу. Рассмотрим вариант с использованием программы тренировок, написанный профессиональным тренером или заимствованный у кого-то. Можно и нужно научиться самостоятельно контролировать свое самочувствие и дозировать физическую нагрузку. Для этого каждому занимающемуся необходимо знать такие термины, как усталость, утомление, переутомление.

Усталость — кратковременное снижение работоспособности, вызванное длительными либо большими нагрузками. Основные признаки усталости – локальная мышечная боль, учащенное дыхание, повышение пульсовых значений до 160-180 ударов в минуту во время выполнения упражнений небольшой интенсивности и не снижающийся пульс в состоянии покоя, после выполнения упражнений. Как правило, усталость нивелируется в состоянии покоя, в течении 3-5 минут. При выполнении больших объемов работы компенсаторные механизмы включаются чуть позже, и период восстановления увеличивается до 7-10 минут. В любом случае, усталость во время тренировочных занятий служит индикатором полученной нагрузки и защитным механизмом.

Утомление – длительное снижение работоспособности, вызванное повышенной физической нагрузкой, а также нагрузкой, имеющей большие объемы, интенсивность, дозированность [1]. Основными признаками утомления являются:

1) Повышенное потоотделение;

2) Побледнение или покраснение кожных покровов;

3) Снижение концентрации внимания;

4) Повышение ЧСС до 180 ударов в минуту и стабильное сохранение повышенного пульсового значения, несмотря на меры по его снижению в течении 8-12 минут;

5) Снижение эффективности выполнения упражнения: уменьшение угловых характеристик, увеличение времени выполнения, появление технических ошибок;

6) Побледнение носо-губного треугольника;

7) Тремор конечностей;

8) Головокружение или головные боли;

9) Локальная боль в мышцах, захватывающая 2 и более группы мышц. Переход от локальных болевых ощущений к глобальным;

10) Вялость или раздражительность.

Необходимо понимать, что утомление является прежде всего сигналом для человека, говоря о том, что физическую нагрузку необходимо уменьшить, изменить вектор или прекратить. Очень сложен для понимания механизм утомления, отметим лишь факт того, что ведущую роль в нем выполняет нервная система и, в первую очередь, блуждающий нерв, тормозя процессы возбуждения, в том числе и уменьшая ЧСС, увеличивая при этом объем кровотока за счет силы сердечных сокращений. Важную роль играет и гуморальная система, способствующая своевременному «ответу» сосудов на объем и ток крови. У спортсменов процессы утомления происходят первым делом за счет «мышечного утомления», в то время как у начинающих любителей здорового образа жизни превалирует «сердечное» утомление. В любом случае нервно — мышечная и сердечно — сосудистая системы являются первообразующими в системе утомления. По описанным выше признакам занимающемуся должно быть понятно, какая система на данном этапе тренировок первой вступила в фазу утомления и какие меры необходимо принимать для того, чтобы выйти из этого состояния.

Наиболее оптимальным путем восстановления является активный отдых. Важно знать, что при выполнении тяжелой работы одной группой мышц во время фазы активного отдыха работа должна совершаться другой группой мышц либо этой же группой мышц, но низкодинамичная работа, например, растяжка. Не рекомендуется пассивный отдых, но в тренировочном цикле по развитию силы максимальным методом или как его еще называют «до отказа», например, отдых между подходами должен быть не менее 5-10 минут строго пассивно.

Исчезновение внешних симптомов утомления еще не говорит о том, что фаза утомления сменилась на фазу новой физической активности. Окончательное решение о продолжении тренировки или о ее окончании, а равно как и к переходу к другому виду работы необходимо принимать только после измерения ЧСС через 3 минуты после легкой физической работы, 5 минут после работы средней интенсивности и 10-12 минут после высокоинтенсивной нагрузки. Пульс в покое после отдыха между подходами должен быть не более 110-130 ударов в минуту. Кроме того, пульсовое значение должно быть сопоставлено с собственными ощущениями человека. Если даже после 10 минутного отдыха присутствует головокружение или головная боль, занятие следует прекратить либо перейти в фазу растяжки, используя упражнения с низкой интенсивностью и амплитудой. Единственным критерием который обычно не берется во внимание — это локальная боль в мышцах, так как накопление молочной кислоты — неизбежный процесс, но даже в этом случае, если боль переходит в глобальную, занятия стоит прекратить.

Куда опаснее и коварнее хроническое утомление или переутомление. Переутомление — многосложный процесс снижения функций организма на фоне воздействия физических и психических нагрузок [2]. Основными симптомами переутомления являются:

1) Глобальная боль в мышцах, иррадиирующая во внутренние органы либо переходящая на большие группы мышц;

2) Резкие головные боли;

3) Снижение уровня проявления всех физических качеств человека на 30-50%;

4) Раздражительность или сонливость;

5) Нарушение сна, потеря аппетита;

6) Судороги мышц;

7) Потеря концентрации внимания;

8) Снижение рефлексов.

9) Повышение утренних значений ЧСС до 100-120 ударов в минуту;

10) Повышение либо понижение АД.

Способы борьбы с переутомлением включают в себя: применение лекарственных препаратов, пассивный отдых, оздоровительное плавание, прогулки на свежем воздухе, массаж, релакс-ванны, крио-ванны. Необходимо знать, что если процесс переутомления возникает через 5-6 дней после начала занятий, то данную программу тренировок необходимо корректировать в сторону понижения нагрузки и возобновлять процесс только после того, как все показатели соматического здоровья придут в норму.

Резюмируя вышесказанное необходимо сказать о том, что отсутствие или недостаточность знаний о методике самостоятельных занятий физической культурой является серьезной проблемой. Физиологические механизмы усталости, утомления и переутомления являются своеобразным светофором для любого человека, занимающегося самостоятельно. Зная и разбираясь в этих механизмах можно добиться хороших спортивных результатов, предупредить и избежать травм, получить положительные эмоции от занятий.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Стивидорно судоходная компания в санкт петербурге вакансии
  • Стимулирующие выплаты это доплата за работу в ночное время
  • Стоимостные показатели эффективности деятельности компании
  • Стоимость капитала компании это величина процентной ставки
  • Стоимость отправки груза транспортной компанией рассчитать