Общение с жителями многоквартирных домов, органами надзора, подрядными компаниями – одно из важных направлений в работе управляющих организаций. Сроки ответов зависят от темы поступившего обращения. Мы собрали темы заявлений и сроки предоставления ответа на них согласно действующим НПА.
Какие сведения УО не обязана предоставлять собственникам
Где прописаны сроки предоставления ответов на обращения
Жалобы и заявления жители МКД могут подать как устно, так и письменно с помощью следующих каналов:
- по почте,
- электронным письмом,
- через ГИС ЖКХ,
- лично в офисе УО или сотруднику ТСЖ/ЖСК/ЖСК,
- через консьержа,
- устным запросом по телефону или лично.
Ответ направляется тем же каналом, по которому было подано обращение, если заявитель не указал иной способ направления информации (п. 37 ПП РФ № 416). Вне зависимости от формы и канала связи, обращения граждан должны рассматриваться в указанные в нормативно-правовых актах Российской Федерации сроки.
Главный нормативный правовой акт, регулирующий работу с заявлениями и жалобами граждан, – Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ.
Поскольку управляющие организации заняты публично значимой деятельностью, на них распространяются требования ч. ч. 1, 2 ст. 12 № 59-ФЗ (постановление Забайкальского краевого суда от 01.12.2016 по делу № 4А-559/2016, постановление Верховного Суда Республики Марий Эл от 19.07.2016 по делу № 4А-186/2016). В указанном законе зафиксировано, что ответ на обращение граждан отправляется не позднее 30 дней со дня его регистрации.
Однако помимо общих правил по работе с обращениями граждан, есть другие НПА, которые регулируют процесс общения жителей многоквартирных домов с управляющими организациями, ТСЖ или жилищными кооперативами:
- Жилищный кодекс РФ,
- Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1,
- постановление Правительства РФ от 13.08.2006 № 491,
- постановление Правительства РФ от 15.05.2013 № 416,
- постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354,
- постановление Правительства РФ от 23.09.2010 № 731,
- приказ Минсвязи РФ и Минстроя РФ от 26.02.2016 № 74/114/пр.
Пункты указанных нормативно-правовых актов устанавливают конкретные сроки для каждой группы обращений жителей многоквартирных домов в управляющую организацию, ТСЖ или ЖК/ЖСК. Для вашего удобства мы собрали их в единую таблицу.
Как УО и ТСЖ общаться с жителями МКД согласно ПП РФ № 331
Таблица тем обращений и сроков ответа на них
Мы собрали для вас темы обращений собственников, нанимателей помещений в МКД и потребителей коммунальных услуг в одной таблице. В ней вы найдёте ссылки на пункты законодательства и сроки ответов на письма в зависимости от темы запроса.
Таблицу можно сохранить на компьютер и распечатать, скачав по этой ссылке.
СКАЧАТЬ ТАБЛИЦУ СО СРОКАМИ ОТВЕТОВ
Запомнить
Алгоритм действий управляющей организации, ТСЖ/ЖСК/ЖК при получении обращения состоит из следующих этапов:
- Получение обращения (заявления, жалобы, претензии, запроса) в устной или письменной форме.
- Регистрация поступившего запроса в журнале регистрации входящих обращений.
- Рассмотрение обращения, назначение исполнителя и срока ответа в зависимости от темы запроса и статуса заявителя (собственник/наниматель/стороннее лицо).
- Направление ответа заявителю по тому каналу связи, который он указал в обращении, а если заявитель не указал, каким способом хочет получить ответ, – по тому каналу связи, по которому обращение было принято.
- Хранение запросов и копий ответов на них в течение трёх лет со дня регистрации (п. 38 ПП РФ № 416).
УО, ТСЖ и жилищным кооперативам следует учитывать, что за нарушение сроков предоставления ответов на жалобы и запросы граждан их могут привлечь к административной ответственности:
- по ст. 5.59 КоАП РФ за нарушение порядка рассмотрения обращений с наложением штрафа 5 000 – 10 000 рублей;
- поч. 1 ст. 7.23.3 КоАП за нарушение правил управления многоквартирными домами с наказанием в виде штрафа 150 000 – 250 000 рублей для организаций, дисквалификацией для должностного лица сроком до трёх лет.
Чтобы избежать подобных санкций, УО может воспользоваться удобными функциями сервиса «АДС на 100%». Принимайте и обрабатывайте обращения и жалобы, устанавливая и контролируя сроки ответа на них.
Чтобы принять участие в 30-дневном бесплатном тестировании и использовании сервиса для автоматизации диспетчерской – «АДС на 100%», оставьте заявку, и мы свяжемся с вами.
Извините, произошла ошибка.
Попробуйте позже.
Подпишитесь на рассылку
Еженедельно получайте новости сферы ЖКХ, советы по управлению МКД и заполнению ГИС ЖКХ.
Выберите почту, на которую вам удобно получать рассылку, присоединяйтесь к 75 749 подписчикам
Статьи по теме
Вопросы по теме
Полное или частичное копирование материалов разрешено только при указании источника и добавлении прямой ссылки на сайт roskvartal.ru
Вы поймете, на какие обращения можно ответить в течение 30 дней, и обнаружите, что на большинство обращений физических и юридических лиц коммерческая организация должна отвечать в течение 7 календарных дней (приводим ссылки на законы и судебную практику). Еще объясняем, когда действуют другие варианты сроков: 3 дня, 5 дней, 10 дней, 45 дней и др.
Даем примеры расчета даты ответа на календаре – для сроков по Закону об обращениях граждан и исчисляемых по Гражданскому кодексу РФ (их методики различаются).
Вопрос в тему
Слышала, что сейчас суды считают разумным и достаточным 7 рабочих дней на подготовку ответа на входящее обращение. Откуда появился такой срок? Теперь что – госорганы могут 30 дней отвечать, а коммерческим организациям надо стараться в 7 рабочих дней уложиться, чтобы не рисковать? Если коммерческая организация в своем локальном нормативном акте запишет 30-дневный срок ответа на обращения, то это спасет от его уменьшения до 7 дней?
Как это ни удивительно, но законодательно установленные сроки подготовки ответов на обращения граждан не меняются уже давно. Хотя законодательное регулирование остается достаточно стабильным, этого нельзя сказать о практике его применения судами. С удивительной регулярностью в, казалось бы, идентичных ситуациях суды рассматривают спор, руководствуясь различными правовыми нормами и при этом не столько буквой закона, сколько принципом справедливости так, как его понимает судья. В результате, например, ресурсоснабжающие организации и управляющие компании ЖКХ должны отвечать на запросы, то руководствуясь нормами Закона об обращениях граждан1, а то ориентируясь только на Закон о защите прав потребителей2.
30 дней для обращений в государственные и муниципальные органы
Конституция Российской Федерации в ст. 33 закрепляет право каждого обращаться лично, а также направлять обращения, как индивидуальные, так и коллективные, в государственные органы и органы местного самоуправления. В рамках развития и регулирования данного права законодатели приняли Закон об обращениях граждан. В его ст. 4 содержится четкая градация обращений по видам:
Таблица 1. Виды обращений граждан, согласно Закону об обращениях граждан
Этот закон детально регулирует порядок работы с обращениями граждан, юрлиц и объединений граждан: когда регистрировать, что можно перенаправить более компетентному органу, до какой даты ответить (в т.ч. случаи удвоения и, наоборот, сокращения стандартного срока ответа). По общему правилу отводится 3 дня на регистрацию поступившего обращения и 30 дней на подготовку и направление ответа.
Фрагмент документа
Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»
Статья 8. Направление и регистрация письменного обращения
…2. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.
3. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.
3.1. Письменное обращение, содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, направляется в течение пяти дней со дня регистрации в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации его обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.
4. В случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.
5. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при направлении письменного обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу может в случае необходимости запрашивать в указанных органах или у должностного лица документы и материалы о результатах рассмотрения письменного обращения.
6. Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.
7. В случае, если в соответствии с запретом, предусмотренным частью 6 настоящей статьи, невозможно направление жалобы на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующие решение или действие (бездействие) в установленном порядке в суд.
Статья 12. Сроки рассмотрения письменного обращения
1. Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
1.1. Письменное обращение, поступившее высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, рассматривается в течение 20 дней со дня регистрации письменного обращения.
2. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
Закон об обращениях граждан не содержит указания, о каких днях идет речь: рабочих или календарных. В рамках сложившейся практики расчет принято вести в календарных днях (т.к. уточнения про рабочие дни в тексте закона нет). В законе также не сказано, куда сдвигается окончательная дата, если она выпадает на выходной, праздничный день: на предшествующий рабочий день или на ближайший следующий.
На основании данного закона государственными органами и иными уполномоченными лицами, наиболее часто сталкивающимися с обращениями граждан, разработаны детализированные регламенты и инструкции3. И там вопрос о переносе окончательной даты направления ответа с выходного на предшествующий или последующий рабочий день решается по-разному. Если ваша организация не подпадает под действие подобного профильного документа и вам нужно решить этот вопрос самостоятельно, то рекомендуем переносить дату подготовки ответа, если она выпадает на выходной день, на предшествующий рабочий, тогда получится, что вы уложитесь в календарные дни, отведенные Законом об обращениях граждан. Хотя те, кто переносит дату направления ответа на следующий за нерабочим рабочий день, видимо, опираются на главу 11 Гражданского кодекса РФ. Но из-за «нестабильности» судебной практики лучше укладываться в более сжатые сроки.
Пример 1. Расчет конечной даты ответа по Закону об обращениях граждан (обычно 30 дней)
Фрагмент документа
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
Статья 5.59. Нарушение порядка рассмотрения обращений граждан
Нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 настоящего Кодекса, –
влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Нарушение сроков ответа на обращения граждан чревато для должностных лиц привлечением к ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ. Обычно к ней привлекают не исполнителей, готовивших проект ответного документа, а руководителей, которые должны были его подписать.
30 дней для обращений в организации, выполняющие публично значимые функции
Необходимо четко понимать, что Закон об обращениях граждан имеет жесткую сферу применения. Согласно ч. 1 ст. 1 его положения распространяются только на правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления. Согласно ч. 4 ст. 1 этого закона аналогичный порядок рассмотрения обращений применяется так же иными юридическими лицами и их должностными лицами, осуществляющими публично значимые функции. Такое расширение сферы действия закона произошло сравнительно недавно4. Причина этой поправки достаточно очевидна. Исторически сложилось, что в некоторых правоотношениях государство выступает не исполнителем, а гарантом надлежащего осуществления публично значимых функций другими лицами. Например, Конституционный суд РФ указывает, что нотариальные5 и адвокатские6 палаты, арбитражные управляющие7, не являясь государственным органом, осуществляют такие функции. Суды8 регулярно признают вузы организациями, участвующими в исполнении публично значимых функций. Российская Федерация и сейчас продолжает придерживаться курса на перераспределение части своих функций с целью повышения эффективности их администрирования. Из новинок подобного «делегирования» можно назвать, например, сбор банками биометрических данных граждан для единого государственного реестра9.
Однако необходимо четко понимать, что Закон об обращениях граждан действует избирательно – только на правоотношения, связанные с реализацией таких функций10.
На что же в этой ситуации ориентироваться организациям и гражданам, чтобы понять, распространяются ли на конкретное обращение положения данного закона и можно ли привлечь должностное лицо к административной ответственности за его нарушение?
Наиболее простой, хотя и достаточно условный критерий дает нам Конституционный суд РФ. В своих актах он последовательно озвучивает следующую позицию: обязанность по рассмотрению обращений граждан государственными и муниципальными учреждениями, организациями, осуществляющими социально-культурные или иные функции некоммерческого характера, соответственно, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований предполагается постольку, поскольку на такие организации возложено исполнение государственных или муниципальных публично значимых функций в рамках компетенции создавшего их публично-правового образования11.
Утилитарное толкование этой фразы дает нам следующее: если запрос не касается «социально-культурных или иных функций некоммерческого характера» Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, то, скорее всего, он не подпадает и под сферу регулирования Закона об обращениях граждан12. Соответственно, следующим логичным шагом является заключение – если вы коммерческая организация, в уставе которой черным по белому написана цель «извлечение прибыли», значит и «ответ в течение 30 дней», вероятно, не про вашу компанию.
Вместе с тем отсутствие внятного перечня случаев, когда должны работать положения Закона об обращениях граждан, регулярно порождает проблемы как у организаций, так и у граждан. Даже профессиональные правоприменители регулярно путаются в том, как надлежит трактовать и применять их. На это указывает сложившаяся судебная практика, причем тот факт, что подобные дела доходят до Верховного суда РФ, говорит о значительной глубине имеющейся проблемы.
Кого постоянно путают «с госорганами» на тему работы с обращениями граждан? Прежде всего, это управляющие компании ЖКХ и банки. Попытки привлекать их к административной ответственности за нарушение сроков, установленных Законом об обращениях граждан, предпринимаются регулярно.
Судебная практика. Постановление Верховного Суда РФ от 15.02.2019 № 48-АД19-2
Основанием для привлечения Г. к административной ответственности… послужили… выводы о том, что названным лицом, являющимся начальником цеха обслуживания населения № 510 акционерного общества «Трансэнерго», которому поручено рассмотрение обращения Б. …по вопросу установки железных сеток на подвальные окна дома… в установленный срок не дан письменный ответ на данное обращение, что является нарушением требований Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
…состоявшиеся по делу судебные акты законными признать нельзя.
Как усматривается из материалов дела… акционерное общество «Трансэнерго», будучи юридическим лицом, основной целью деятельности которого согласно уставу является извлечение прибыли через удовлетворение общественных потребностей в продукции, товарах, работах и услугах, производимых обществом, осуществляет управление многоквартирным домом… лицо, проживающее в одной из квартир… обратилось к директору общества… с вышеупомянутым заявлением. В рассматриваемом случае правоотношения собственника помещений в многоквартирном доме или проживающего в таком помещении лица с управляющей организацией носят гражданско-правовой характер и не свидетельствуют об осуществлении обществом публично значимых функций, следовательно, требования Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» на них не распространяются.
В постановлении Верховного Суда РФ от 15.02.2019 № 88-АД19-2 была высказана аналогичная позиция.
Часто граждане «обижаются» и на банки за непредоставление ответов в рамках сроков, определенных Законом об обращениях граждан. Судам всех уровней13 вплоть до Конституционного14 приходится их поправлять.
Основную причину попыток притянуть к этим отношениям требование «о 30 днях» мы видим прежде всего в фактическом бесправии и неспособности граждан отстаивать свои интересы в этих секторах экономики. Слишком часто рядовые потребители сталкиваются с произволом таких хозяйствующих субъектов и слишком дорого в финансовом плане обходится им отстаивание своих интересов в рамках действующего законодательства.
Вот с кем по-настоящему бывает трудно разобраться, так это с медицинскими организациями. Очень сложно разделить, где у больницы заканчивается публичная функция «защита здоровья граждан» и начинаются обычные коммерческие отношения по оказанию платных медицинских услуг15. В этом случае требуется индивидуальный подход. Впрочем, если деньги вы отдавали напрямую и заключали отдельный договор, то в отношениях с медицинской организацией на первое место будет выступать все же Закон о защите прав потребителей.
А в какие же сроки тогда отвечать?
Если мы не можем применить закон напрямую, мы можем использовать его по аналогии? Да, такая возможность есть, но далеко не ко всяким обращениям. Применение правовой нормы «по аналогии» оправданно только в тех случаях, когда отсутствует прямое законодательное регулирование. А во многих случаях у нас есть прямые законодательные нормы, определяющие порядок направления обращений в организации и ответа на них. Рассмотрим их более внимательно.
От 7 дней на «потребительские» обращения, а в отдельных случаях даже от 3 дней
Наиболее часто люди обращаются к организациям в связи с приобретенными у них товарами, работами или услугами. И эта сфера очень жестко регулируется законодателем, основу составляет Закон о защите прав потребителей. Согласно его преамбуле он «включается» всегда, когда с одной стороны потребитель (только физлицо), а с другой – продавец, производитель или импортер, а с недавнего времени16 еще и агрегатор информации о товарах (услугах). Значит, коммерческая организация при подготовке ответов на львиную долю17 полученных ею обращений граждан должна руководствоваться именно нормами этого закона. В отличие от Закона об обращениях граждан, Закон о защите прав потребителей не содержит прямого указания на порядок подготовки письменных ответов. Он оперирует немного другими категориями, основная среди них – «удовлетворение требований».
Естественно, если продавец полностью согласен с покупателем, самым правильным ответом на обращение является предоставление ему того, что тот просит. Но если ответ отрицательный, его необходимо формализовать – подготовить в письменной форме и вручить покупателю. Сроки, в течение которых компания, продавшая товар или предоставившая услугу, должна ответить, а соответственно, и срок когда физическое лицо может ждать такой ответ, зависят от предъявленных в обращении потребителя требований.
Таблица 2. Сроки подготовки ответов на отдельные виды обращений потребителей
За нарушение сроков ответа на требование (обращение) покупателя, потребителя услуг установлены очень жесткие санкции. Допустившие такие нарушения организации уплачивают потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню):
- в размере 1% цены товара18;
- в отношении работ и услуг пеня взимается в размере 3% цены выполнения работы (оказания услуги)19.
Особо стоит отметить, что Закон о защите прав потребителей регулирует в т.ч. отношения в сфере выполнения работ и оказания услуг. А к ней относятся очень многие окружающие нас буквально каждый день отношения. Например, управляющие компании и энергоснабжающие организации, поставляющие воду и тепло в дома, также оказывают услуги жильцам многоквартирного дома . Для исполнителей по договору оказания коммунальных услуг установлены укороченные сроки ответа на обращения потребителей, связанные с качеством их оказания. Так согласно подп. «к» п. 31 Правил20 исполнитель21 обязан в течение 3 рабочих дней со дня получения жалобы (заявления, требования и претензии) направлять потребителю ответ об ее удовлетворении либо об отказе в удовлетворении с указанием причин отказа.
Основная проблема при привлечении к ответственности за ненадлежащее качество услуг компаний в сфере ЖКХ не в том, что отсутствует законодательное регулирование. Проблема в том, что нет адекватных по времени и затратам механизмов, позволяющих зафиксировать нарушения с их стороны. Для фиксации большинства из них необходима экспертная оценка22, а это требует значительного времени и денежных средств на привлечение экспертов.
Гражданские, но не потребительские – обычно 7 дней
Кроме вышеперечисленных есть еще и другие случаи обращений с требованиями, связанными с хозяйственной деятельностью, но которые прямо не поименованы в Законе о защите прав потребителей, а следовательно, для них там не установлены порядок работы и сроки ответов. На такие обращения распространяются общие требования Гражданского кодекса РФ.
Отметим, что ГК РФ, так же как и Закон о защите прав потребителей, далеко не всегда содержит прямое указание на срок, в течение которого необходимо подготовить письменный ответ на обращение. Это и понятно. Правильным с точки зрения закона ответом в этих отношениях является исполнение взятых на себя обязательств. Переписка же представляет собой экстраординарный случай, переход от нормальных отношений к конфликту. Для «непоименованных» случаев п. 2 ст. 314 ГК РФ определяет стандартный срок – 7 календарных дней23.
Фрагмент документа
Статья 314 «Срок исполнения обязательства» Гражданского кодекса Российской Федерации
…2. В случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условия, позволяющие определить этот срок, а равно и в случаях, когда срок исполнения обязательства определен моментом востребования, обязательство должно быть исполнено в течение семи дней со дня предъявления кредитором требования о его исполнении, если обязанность исполнения в другой срок не предусмотрена законом, иными правовыми актами, условиями обязательства или не вытекает из обычаев либо существа обязательства…
Еще одним «7-дневным» случаем ответа на «обращение» является формальный письменный акцепт оферты потребителя, направленный в адрес компании, делающей публичное предложение заключить сделку. Здесь так же действует правило «разумного срока», если иное не предусмотрено прямо в оферте (ст. 440 ГК РФ).
И тут самое время заострить внимание автора вопроса, ответ на который развернулся в эту подробную статью. Получается, что для обращений в организацию от физических и юридических лиц, связанных с ее хозяйственной деятельностью, для которых нет индивидуального правового регулирования, «включается» срок в 7 календарных дней на удовлетворение этих требований либо на оформление мотивированного письменного отказа.
Кроме этого, в ГК РФ есть еще специальные сроки, относящиеся к отдельным видам сделок. Например, согласно п. 2 ст. 452 ГК РФ для направления аргументированного отказа на полученное требование об изменении или расторжении договора сторона имеет 30 дней, если иное не установлено в тексте договора или норме закона, регулирующего такой тип договоров. В п. 3 ст. 743 заказчику по договору подряда предоставляется 10 дней для ответа на запрос подрядчика о необходимости проведения работ, не предусмотренных договором (сметой). Также в п. 2 ст. 797 ГК РФ законодатель предоставляет перевозчику 30-дневный срок для ответа на претензию грузовладельца.
Как Гражданский кодекс РФ предписывает считать сроки? Основные принципы их расчета в календарных днях разъясняются в главе 11 Гражданского кодекса РФ:
- течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало (ст. 191);
- если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (ст. 193);
- если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока. Однако если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции (п. 1 ст. 194), – часто это соответствует концу рабочего дня.
Именно эти правила мы и применяем при определении сроков в гражданско-правовых отношениях, в т.ч. сроков, определенных через более экзотические «банковские»24 дни и т.п.
Пример 2. Расчет конечной даты ответа по Гражданскому кодексу РФ (для большинства случаев 7 календарных дней)
Большая часть обращений от граждан в коммерческие организации так или иначе связана с хозяйственной деятельностью юридических лиц. Это естественно, ведь львиная доля правоотношений, в которых они участвуют, направлена на извлечение прибыли, а это прежде всего реализация товаров и услуг.
Внутренние корпоративные отношения
Еще один большой блок, который можно отнести к обращениям, носит для организации внутренний характер. Это обращения тех людей, которые связаны с компанией особыми отношениями:
- переписка, которая происходит в рамках трудовых отношений между работником и работодателем. Сроки на ответ здесь обычно более короткие и регулируются Трудовым кодексом РФ. Так, предоставление копий документов, связанных с работой, должно осуществляться в течение 3 рабочих дней (ст. 62 ТК РФ);
- обращения в рамках корпоративных отношений от участников общества или акционеров. По их запросам информацию надо предоставить:
- акционерам в течение 7 рабочих дней25;
- а участникам ООО – в течение 5 рабочих дней26.
Что в сухом остатке?
Итак, мы убедились, что срок для ответа зависит от типа (повода) обращения. В рамках входящей корреспонденции можно выделить следующие большие блоки, требующие соблюдения сроков:
1. Обращения в рамках публично значимых функций27, при ответе на которые надо руководствоваться Законом об обращениях граждан.
2. Внутренние корпоративные обращения:
- в рамках трудовых отношений руководствуемся ТК РФ;
- в рамках корпоративных отношений – профильными законодательными актами.
3. Обращения потребителей, при работе с которыми компания обязана руководствоваться Законом о защите прав потребителей.
4. Обращения в рамках гражданских правоотношений, не поименованные в Законе о защите прав потребителей.
Для каждого из этих типов обращений существуют законодательно установленные жесткие сроки ответов. Изменить их невозможно. Ни одна организация своим внутренним нормативным актом не может увеличить срок, установленный в законе.
Произвольное установление сроков в локальных нормативных актах организации возможно только для тех обращений, которые не подпадают ни под один из вышеперечисленных случаев. Как правило, в этом случае организации прибегают к аналогии с Законом об обращениях граждан и устанавливают срок в 30 календарных дней. Но у меня, как юриста, остается в этом случае один простой вопрос – а зачем вообще отвечать на письма, не имеющие никакого отношения к хозяйственной деятельности организации?
Данный вопрос регламентирован в постановлении Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами».
По общему правилу, срок для ответа на запрос собственника или пользователя помещения в многоквартирном доме составляет не более 10 рабочих дней со дня получения запроса. Ответ на запрос лиц, не являющихся собственниками или пользователями помещений, должен быть направлен в течение 30 календарных дней.
Более короткие сроки установлены для следующих обращений: 1 день для информации общего характера: адрес организации (или ее представительства); телефоны офиса и аварийно-диспетчерской службы; режим работы; номер и срок действия лицензии и подобная информация.
Управляющая организации вместо предоставления этой информации может сообщить место ее размещения, например, на доске объявлений в подъезде или на ГИС ЖКХ.
Также в однодневный срок должна быть направлена информация:
-о размере и сроках внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги;
-о сроках передачи показаний приборов учета;
-о размерах цен (тарифов) за жилищно-коммунальные услуги;
-сведения о нормативах потребления коммунальных услуг и ресурсов и др.
В срок не позднее 3 рабочих дней со дня поступления запроса управляющая организация должна предоставить информацию:
-об объемах потребленных коммунальных ресурсов по показаниям общедомовых приборов учета;
-об объемах коммунальных услуг, рассчитанных с применением нормативов;
-об объемах коммунальных ресурсов, потребляемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В срок не позднее 3 рабочих дней со дня поступления запроса должны быть направлены:
-копия акта о причинении ущерба жизни, здоровью и имуществу собственника или пользователя помещения, общему имуществу собственников помещений;
-копия акта нарушения качества коммунальной услуги или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ;
-копия акта проверки предоставления коммунальных услуг.
Запрос в управляющую организацию можно направить через ГИС ЖКХ, письмом на почтовый адрес, сообщением на официальный (т.е. указанный в ГИС ЖКХ) адрес электронной почты.
(подготовлено прокурором Осинского района Кучукбаевым Р.С.)
В какой срок управляющие компании должны отвечать на обращения жильцов?
Данный вопрос регламентирован в постановлении Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами».
По общему правилу, срок для ответа на запрос собственника или пользователя помещения в многоквартирном доме составляет не более 10 рабочих дней со дня получения запроса. Ответ на запрос лиц, не являющихся собственниками или пользователями помещений, должен быть направлен в течение 30 календарных дней.
Более короткие сроки установлены для следующих обращений: 1 день для информации общего характера: адрес организации (или ее представительства); телефоны офиса и аварийно-диспетчерской службы; режим работы; номер и срок действия лицензии и подобная информация.
Управляющая организации вместо предоставления этой информации может сообщить место ее размещения, например, на доске объявлений в подъезде или на ГИС ЖКХ.
Также в однодневный срок должна быть направлена информация:
-о размере и сроках внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги;
-о сроках передачи показаний приборов учета;
-о размерах цен (тарифов) за жилищно-коммунальные услуги;
-сведения о нормативах потребления коммунальных услуг и ресурсов и др.
В срок не позднее 3 рабочих дней со дня поступления запроса управляющая организация должна предоставить информацию:
-об объемах потребленных коммунальных ресурсов по показаниям общедомовых приборов учета;
-об объемах коммунальных услуг, рассчитанных с применением нормативов;
-об объемах коммунальных ресурсов, потребляемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В срок не позднее 3 рабочих дней со дня поступления запроса должны быть направлены:
-копия акта о причинении ущерба жизни, здоровью и имуществу собственника или пользователя помещения, общему имуществу собственников помещений;
-копия акта нарушения качества коммунальной услуги или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ;
-копия акта проверки предоставления коммунальных услуг.
Запрос в управляющую организацию можно направить через ГИС ЖКХ, письмом на почтовый адрес, сообщением на официальный (т.е. указанный в ГИС ЖКХ) адрес электронной почты.
(подготовлено прокурором Осинского района Кучукбаевым Р.С.)
Порядок рассмотрения обращений граждан в Управляющую компанию и товарищество собственников жилья регулируется федеральными законами и другими нормативными актами.
Такие сроки утверждены несколькими нормативными правовыми актами:
1. Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
2. Пункты 31, 32, 34, 35, 36 Постановления Правительства РФ от 15.05.2013 № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» регламентируют сроки предоставления информации на запросы собственников помещений в многоквартирном доме;
3.Пункт 40 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 устанавливает, что собственники имеют право запрашивать и получать любую информацию, связанную с содержанием и обслуживанием общего имущества МКД;
4.Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1; Жилищный кодекс РФ;
5.Пункт 31 Постановления Правительства РФ «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» от 06.05.2011 № 354.
Сроки ответов на обращения потребителей
Часть 1 статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ действительно устанавливает срок рассмотрения обращений граждан 30 дней, однако в указанный срок подлежит рассмотрению «письменное обращение, поступившее вгосударственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией». При этом часть 1 статьи 1 того же Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ устанавливает, что этим законом «регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также — гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления».
1) запрос о перечне, объемах, качестве, периодичности оказанных услуг и(или) выполненных работ по содержанию жилого помещения – не позднее пяти рабочих дней с даты обращения (пп. «а» п. 40 Правил 491);
2) требование проверки правильности начисления размера платы, задолженности или переплаты за коммунальные услуги, заявленное на личном приеме – немедленно (пп. «д» п. 31 Правил 354). По результатам проверки Исполнитель обязан выдать заявителю документы, содержащие правильно начисленные платежи, заверенные по просьбе заявителя подписью руководителя и печатью Исполнителя;
3) заявление о выплате штрафа в пользу потребителя за нарушение порядка расчета платы за содержание жилого помещения – не позднее 30 дней со дня поступления обращения должна быть проведена проверка расчета и дан ответ о принятом решении (ч.12 ст.156 ЖК РФ);
4) заявление о выплате штрафа в пользу потребителя за нарушение порядка расчета платы за коммунальные услуги – не позднее 30 дней со дня поступления обращения должна быть проведена проверка расчета и дан ответ заявителю (ч.6 ст.157 ЖК РФ);
5) заявление о проверке состояния индивидуальных приборов учета, а также распределителей – не более десяти рабочих дней со дня получения заявления (пп. «е(2)» п. 31 Правил 354);
6) обращение об ознакомлении со сведениями о показаниях общедомового прибора учета – в течение одного рабочего дня со дня обращения (пп. «е» п. 31 Правил 354);
7) запрос сведений о показаниях общедомовых приборов учета за период не более трех лет – не позднее трех рабочих дня со дней получения запроса (абз. 4 п. 34 Правил 416);
жалоба на качество коммунальных услуг – в течение трех рабочих дней со дня получения жалобы (пп. «к» п. 31 Правил 354);
9) запросы информации за запрашиваемые расчетные периоды о помесячных объемах потребления коммунальных ресурсов по показаниям общедомовых приборов учета; о суммарных объемах коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях дома; об объемах коммунальных ресурсов, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг – не позднее трех рабочих дня со дней получения запроса (абз.3 п.34 Правил 416, пп.«р» п.31 Правил 354);
10) запрос о предоставлении копии Акта о причинении ущерба жизни, здоровью и имуществу собственника/пользователя помещения МКД, общему имуществу собственников (описание причиненного ущерба и обстоятельств, при которых такой ущерб был причинен) – не позднее трех рабочих дней со дня получения запроса (абз.5 п.34 Правил 416);
11) запрос о предоставлении копии Акта нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг/выполнении работ по содержанию общего имущества, составленного в соответствии с Правилами 491 – не позднее трех рабочих дней со дня получения запроса (абз.6 п.34 Правил 416);
12) запросы любой информации, размещенной управляющей организацией на вывесках, досках объявлений в многоквартирном доме, на стендах в помещениях управляющей организации (в том числе: наименование (фирменное наименование) УО; номер лицензии, срок действия лицензии, информация об органе, выдавшем указанную лицензию; адрес местонахождения УО и ее представительства; режим работы, информация о днях и часах приема,; адрес официального сайта в Интернете (при наличии); адрес официального сайта ГИС ЖКХ; контактные телефоны УО, ее представительства, адрес электронной почты; контактные телефоны аварийно-диспетчерской службы; контактные телефоны аварийных служб ресурсоснабжающих организаций; уведомления о предстоящих работах, иных мероприятиях, которые могут повлечь неудобство для собственников/нанимателей/пользователей помещений дома; уведомления об изменении размера платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги; пошаговая инструкция о порядке установки индивидуальных приборов учета; информация о сроках внесения платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги, последствиях несвоевременного и (или) неполного внесения такой платы, об обязательных и (или) рекомендуемых сроках передачи показаний индивидуальных приборов учета исполнителю коммунальных услуг; информация об органе Государственного жилищного надзора (функции, наименование, адрес, контактный телефон, фамилия, имя и отчество (при наличии) руководителя); сведения о размерах цен (тарифов), подлежащих применению при определении размера платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги, и о реквизитах нормативных правовых актов, решений общих собраний собственников (при их наличии), которыми они установлены; сведения о нормативах потребления коммунальных услуг и нормативах потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества; сведения о величине установленной социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) для групп домохозяйств и типов жилых помещений в случае принятия в субъекте РФ такого решения; информационная памятка о правилах безопасного использования газа в быту, информация об обязанности потребителя заключить договор о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования) – не позднее дня, следующего за днем получения запроса (абз.2 п. 34 Правил 416);
13) запрос о предоставлении копии Акта проверки предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, предусмотренного Правил 354 – не позднее трех рабочих дней со дня получения запроса (абз. 7 п. 34 Правил 416);
14) требования собственника об уменьшении стоимости выполненных работ (заявление о перерасчете), о возмещении расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами, о возврате уплаченной за работу (услугу) денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от исполнения договора – в течение десяти дней со дня получения запроса (Статья 31 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей»);
15) обращение собственника или иного лица, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, о предоставлении реестра собственников помещений в многоквартирном доме – реестр предоставляется в течение 5 дней с момента получения обращения (часть 3.1 статьи 45 ЖК РФ);
16) срок ответа на прочие запросы (обращения) собственников или пользователей помещений в МКД составляет не более 10 рабочих дней со дня получения соответствующего запроса (обращения) (п.36 Правил 416);
17) ответ на запросы (обращения) лиц, не являющихся собственниками или пользователями помещений в МКД, направляется заявителю в течение 30 календарных дней со дня регистрации запроса (обращения). УО/ТСЖ/ЖСК может продлить срок рассмотрения запроса (обращения) не более чем на 30 календарных дней в случае, если для подготовки ответа необходимо получение информации от иных лиц, уведомив о продлении срока его рассмотрения заявителя. Уведомление направляется в адрес заявителя до истечения 30-дневного срока рассмотрения запроса (п.37 Правил 416).