Срок ремонта по каско по закону по направлению от страховой компании

  • Главная
  • Правовые ресурсы
  • Подборки материалов
  • Срок ремонта автомобиля по каско

Срок ремонта автомобиля по каско

Подборка наиболее важных документов по запросу Срок ремонта автомобиля по каско (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Апелляционное определение Московского городского суда от 14.12.2022 по делу N 33-50474/2022
Категория спора: Добровольное страхование транспортных средств.
Требования страхователя: 1) О признании договора недействительным в части; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) О взыскании неустойки.
Обстоятельства: Ни договором добровольного страхования транспортного средства, заключенным между сторонами, ни правилами добровольного страхования транспортных средств не предусмотрен срок проведения ремонта транспортного средства на станции технического обслуживания автомобилей, а пункт правил страхования является недействительным, поскольку противоречит Закону о защите прав потребителей.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено в части.Разрешая заявленные требования, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции исходил из того, что в данном случае срок проведения ремонта транспортного средства на станции технического обслуживания автомобилей следует исчислять, применив аналогию закона, в соответствии со ст. 20 Закона РФ «О защите прав потребителей», устанавливающий максимальный срок (45 суток), в течение которых застрахованный автомобиль истца должен был быть отремонтирован, поскольку ни договором добровольного страхования транспортного средства, заключенным между истцом и ответчиком, ни Правилами добровольного страхования транспортных средств, не предусмотрен срок проведения ремонта транспортного средства на станции технического обслуживания автомобилей, а пункт 11.2.3.2 Правил страхования является недействительным, поскольку противоречит Закону о защите прав потребителей.

Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 13.10.2022 по делу N 88-21486/2022
Категория спора: ОСАГО.
Требования страховщика: Об оспаривании решения финансового уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг о взыскании неустойки.
Обстоятельства: Страховая компания указала, что надлежащим образом исполнила свои обязательства.
Решение: Отказано.Отказывая в удовлетворении заявленного САО «ВСК» требования об отмене решения Финансового уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг, районный суд, с которым согласилась судебная коллегия Тамбовского областного суда, правомерно исходил из того, что срок проведения ремонта транспортного средства на станции технического обслуживания автомобилей следует исчислять, применив аналогию закона, в соответствии со статьей 20 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», устанавливающей максимальный срок (45 суток), в течение которых застрахованный автомобиль Р. должен был быть отремонтирован, поскольку ни договором добровольного страхования транспортного средства, заключенным между страхователем и страховой компанией, ни Правилами добровольного страхования транспортных средств не предусмотрен срок проведения ремонта транспортного средства на станции технического обслуживания автомобилей.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Нормативные акты

КАСКО – вид добровольного страхования, защищающий транспортное средство от повреждения и угона. Владелец полиса может получить денежную компенсацию или оплату восстановительных работ на СТО. Второй вариант популярнее, но иногда сроки ремонта затягиваются, и водитель надолго остается без транспортного средства. Рассказываем, сколько может длиться ремонт по закону, и как действовать при нарушении сроков.

Как происходит ремонт по КАСКО

Если автомобилю требуется ремонт, владелец обращается в страховую компанию за направлением на станцию технического обслуживания. Стандартный порядок действий выглядит так:

  1. Владелец пишет заявление о наступлении страхового случая.
  2. Сотрудники страховой компании проводят экспертизу транспортного средства, чтобы оценить ущерб.
  3. Владелец получает направление на СТО и доставляет машину в сервис. Новые автомобили обычно отправляют в официальные дилерские центры, потому что у них еще действует гарантия. Остальные могут быть направлены в СТО по выбору страховой.
  4. СТО и страховая компания согласуют сроки и стоимость работ.
  5. Автомобиль ремонтируют.
  6. Владелец забирает транспортное средство и подписывает акт выполненных работ.

Каждый из этапов занимает определенное время. Действия владельца тоже влияют на итоговые сроки. Важно быстро предоставить авто для экспертизы и отвезти его на ремонт по КАСКО сразу же при получении направления. В остальном все зависит от того, насколько качественно выстроено взаимодействие между страховой и СТО.

Сроки ремонта по закону

КАСКО не регулируется отдельными законодательными актами, поэтому руководствоваться нужно общими положениями Гражданского Кодекса. В статье 943 сказано, что при заключении договора страхования стороны сами определяют его правила. Это значит, что компания может прописать в документе конкретные сроки проведения работ на свое усмотрение.

Если сроки указаны в договоре, можно требовать их соблюдения на законных основаниях. Но часто никаких правил на этот счет в документах нет. Страховая компания не может знать заранее, сколько времени потребуется для устранения неисправностей. Возможно, для ремонта нужно заказать детали, которых нет в наличии на СТО. Сроки будут зависеть от поставщиков, повлиять на которых страховая не может.

Статья 314 ГК РФ говорит о том, что обязательства должны быть исполнены в «разумный срок». Определить его самостоятельно довольно сложно, ведь точки зрения страховой, автовладельца и СТО могут отличаться. Поэтому в данном случае руководствуются законом о защите прав потребителей. Он указывает, что ремонт автомобиля должен уложиться в 45 дней.

Таким образом, максимальное время ремонта по КАСКО – 45 дней. Это верно для случаев, когда в договоре страхования не указано иного. Если сроки прописаны в полисе КАСКО или приложении к нему, руководствуются ими.

Важно понимать, что все определения сроков по закону касаются именно восстановительных работ. То есть отсчет начинают с момента, когда на СТО приступили непосредственно к ремонту по КАСКО. Но есть еще один этап, который может занять много времени − согласование стоимости работ между страховой и СТО. Никаких указаний относительно этого в законах нет. Руководствоваться придется только договором страхования, если в нем описаны правила данной процедуры.

Почему сроки могут быть нарушены

Специально затягивать сроки ремонта по КАСКО не выгодно ни одной из сторон. Страховая не хочет получать негативные отзывы от клиентов, а автосервису не нужно, чтобы машины просто так занимали место на станции. На сроки устранения неисправностей влияют несколько факторов, которые нужно учитывать:

  • объем работ. Понятно, что замена разбитой фары не должна занимать месяц. Но если авто повреждено на 60-70%, его невозможно отремонтировать за пару дней;
  • наличие деталей. Если марка транспортного средства редкая, скорее всего, запчасти придется заказывать. Ожидание поставки увеличит срок ремонта, но повлиять на это сложно. Проблема особенно актуальна в текущих геополитических условиях, когда все автосервисы сталкиваются с нехваткой оригинальных запчастей;
  • очередь на СТО. Такое возможно, когда у страховщика заключен договор только с одной станцией. Очереди могут возникать в традиционные периоды высокой нагрузки – например, когда на дорогах гололед;
  • взаимодействие между страховой и СТО. Если коммуникация налажена плохо, сроки могут затянуться во время согласования стоимости работ по восстановлению авто. Также возможны задержки из-за ожидания перечисления аванса в счет ремонта.

Конечно, все эти причины – не повод нарушать сроки. Водитель хочет получить свое транспортное средство скорее, и закон устанавливает допустимое время выполнения работ. При оценке разумных сроков важно учитывать все факторы, влияющие на длительность ремонта по КАСКО. Это поможет понять, адекватны ли причины, или дело в непрофессионализме СТО.

Что делать, если ремонт затягивается

При передаче автомобиля в СТО нужно сразу задать несколько важных вопросов:

  • когда на станции планируют начать работы. Стоит уточнить наличие необходимых деталей. Также спросить, есть ли в сервисе очередь, или ждать не придется;
  • когда планируется завершить работы. На СТО уже осмотрели авто для согласования оплаты со страховой, поэтому точно представляют объем работ и могут спрогнозировать сроки.

На станции технического обслуживания владельцу автомобиля выдают акт приемки транспортного средства. В нем обязательно должна стоять дата. Если такой документ не дают, нужно попросить оформить все правильно. Акт приемки поможет подтвердить дату начала работ при затягивании сроков.

Во время ожидания стоит периодически звонить в СТО и уточнять информацию о ходе работ. Это поможет узнать о возникающих проблемах, которые влияют на дату завершения ремонта.

Если ход работ затягивается, стоит попробовать решить проблему мирным путем. Вот что нужно сделать:

  • обратиться в автосервис с письменным запросом о предполагаемой дате окончания ремонта и причинах увеличения срока;
  • связаться со страховой компанией и передать ей информацию из СТО. Нужно описать свои претензии в письменном виде и потребовать завершить работы в установленные сроки, либо компенсировать их стоимость.

Страховая компания может не знать, что СТО затягивает сроки исполнения работ. Сотрудники свяжутся с автосервисом и обсудят возникшую ситуацию. Часто проблема решается на этом этапе, и владелец может быстро получить готовое авто.

Если письменная претензия не дала результата, водитель вправе забрать свое транспортное средство, отремонтировать в другом месте и потребовать денежного возмещения через суд.

Чтобы избежать затягивания сроков, некачественного ремонта и других проблем с СТО, лучше покупать КАСКО у проверенных и известных страховщиков. Крупные компании дорожат репутацией и не будут портить ее, направляя клиентов в маленькие сервисы с большими очередями. Они заключают договора с профессиональными СТО, процессы в которых отлажены, а ремонт по КАСКО выполняется в срок.

Содержание статьи


Показать


Скрыть

Каско — это добровольный вид страхования, который, в отличие от ОСАГО, защищает сам автомобиль, а не ответственность автовладельца. При повреждении машины в ДТП, из-за урагана или вандалов, а также после простого наезда на ограждение этот полис дает автовладельцу возможность отремонтировать автомобиль или получить денежную выплату. Рассказываем, какие именно неисправности можно починить в рамках каско, в каких случаях и за какой срок.

Какие риски стандартно покрывает полис каско

ДТП — это не единственный случай, когда можно отремонтировать свой автомобиль в рамках полиса каско. Классический полис каско с полным пакетом рисков покрывает такие события, как:

  • угон автомобиля;
  • ущерб, полученный в ДТП;
  • падение предметов;
  • стихийные бедствия;
  • противоправные действия третьих лиц (вандализм).

Такое покрытие охватывает практически все неблагоприятные ситуации, которые могут произойти с добросовестными автовладельцами, и все конструктивные детали машины, поясняет начальник управления продукт-менеджмента и маркетинга СК «МАКС» Евгений Попков.

Исключения составляют программы мини-каско с усеченным перечнем рисков, отмечает вице-президент по автострахованию компании «Ренессанс страхование» Сергей Демидов. Например, полис каско может страховать риск «только угон» — по такой программе ремонт после ДТП не предусмотрен. К тому же не будет являться страховым случаем и поломка двигателя из-за выхода из строя какой-то детали. Это не покрывается ни обычным полисом каско, ни мини-каско.

Но, подключив дополнительные опции, можно распространить действие каско на дополнительное оборудование, установленное в машине, багаж, а также на здоровье пассажиров, животных, перевозимых в авто, отмечает представитель «Тинькофф Страхования». Существуют достаточно экзотические комбинации событий и узлов автомобилей, которые зачастую выводятся за пределы стандартного покрытия.

Например, гидроудар — когда двигатель повреждается из-за того, что машина в силу разных причин оказалась под водой: заехала в лужу, провалилась под лед, пострадала от наводнения.

Именно поэтому при выборе каско нужно понимать, какие риски необходимо включить в полис, отмечают в «Совкомбанк Страхование». У каждого страховщика сформирован пул продуктов с разным набором рисков. Например, в «Совкомбанк Страхование» клиент может выбрать полную версию каско с максимально широким перечнем рисков (20), средним — 4–6, минимальным — один или два риска. При этом каждый вид каско предполагает ограниченный набор дополнительных рисков и опций, которые можно докупить.

Что можно отремонтировать в рамках полиса автокаско

Страховое покрытие по классическому полису каско включает все детали и агрегаты автомобиля, входящие в штатную комплектацию: кузов, двигатель, а также электрооборудование, подвеску, детали салона, говорит директор по развитию бизнеса в автостраховании компании «Зетта Страхование» Виктор Плетников. Для защиты сверх этого лимита необходимо оформить расширенный полис, по которому можно будет застраховать и дополнительное оборудование — например, сигнализацию, парковочный радар, автономный отопитель и так далее.

Вне зависимости от покрытия всегда осуществляется замена таких деталей, как система безопасности (подушки безопасности), и преимущественно подлежит замене тормозная система, отмечает руководитель управления урегулирования убытков по автострахованию компании «Абсолют Страхование» Юлия Федотова.

В зависимости от условий конкретного полиса из покрытия могут быть исключены такие риски, как хищение шин и дисков, а также повреждение колес, если одновременно не были повреждены другие элементы автомобиля. Это всегда прописывается в договоре страхования. При этом, как правило, для урегулирования события, связанного с повреждением только стеклянных элементов (стекол, фар, фонарей, зеркал), либо когда ущерб незначительный (только одна деталь или не более 3–5% от стоимости машины), не требуется документальное подтверждение события, которое стало причиной этого повреждения. Такие опции могут быть как включены по умолчанию, так и приобретены за доплату в зависимости от страхового продукта. В остальных случаях необходимы документы, оформленные ГИБДД или другими госорганами, либо европротокол.

На количество обращений, как правило, ограничений нет. Но бывают эконом-варианты полисов, рассчитанные на один страховой случай, или с динамической франшизой, которая применяется для страховых случаев сверх установленного количества в течение года (чаще всего со второго случая).

Страховые полисы с франшизой: сколько можно сэкономить на страховке и почему это выгодно

Когда по каско положена выплата деньгами

По каско, помимо ремонта, можно получить и выплату деньгами. Такой вариант возмещения предполагается при угоне машины, а также если автомобилю был нанесен такой ущерб, что отремонтировать его уже нельзя. Важно, что при ремонте всегда есть лимит, в пределах которого машина подлежит восстановлению. Обычно он составляет 75% от страховой суммы. Если сумма ремонта по предварительному заказ-наряду превышает этот лимит, то признается полная гибель транспортного средства, добавляет старший управляющий продуктом по автострахованию департамента розничного страхования «РЕСО-Гарантия» Павел Яковлев. Денежную компенсацию клиент может получить и просто при повреждении автомобиля, если вдруг не захочет долго ждать ремонта.

Как быстро можно отремонтировать автомобиль

Сроки ремонта не зависят от типа события ДТП, вандализма или природных условий. В первую очередь они зависят от сложности ремонта и необходимости замены запасных частей. Так, например, в ДТП наиболее часто повреждаются лобовое стекло, бамперы, фары, фонари авто, на парковках царапают двери, при падении инородных предметов страдает крыша, обращают внимание в компании «Тинькофф Страхование». Покрасить поцарапанный бампер — это дело нескольких дней. А вот замена, к примеру, пробитой сосулькой крыши легко может затянуться на 2–3 месяца.

Срок ремонта автомобиля в рамках полиса автокаско составлял обычно 10–15 дней, но сейчас из-за санкций и разрыва логистических цепочек ситуация по ряду марок сильно изменилась. Сроки зависят от того, есть ли в наличии запчасти и насколько велик их дефицит. В нынешних условиях можно ждать три, шесть и даже девять месяцев, добавляют в СК «МАКС».

В случае, когда клиент не может ждать, а автомобиль не на ходу, по согласованию со страховой компанией есть возможность получить денежную выплату и самостоятельно отремонтировать машину с использованием заменителей и аналогов запасных частей или подержанных деталей. Важное условие — после ремонта обязательно нужно предоставить автомобиль на осмотр в страховую компанию, иначе при повторном повреждении тех же узлов выплату получить будет невозможно.

Что же касается оформления документов, процесс выглядит так: владелец автомобиля передает в страховую компанию документы (например, из ГИБДД, полиции в случае падения сосульки или метеослужбы) и получает направление на ремонт. Во многих компаниях сейчас подать документы по каско и получить направление можно дистанционно — через приложение или мессенджер, без обращения в офис. Если повреждения небольшие (3–5% от стоимости автомобиля) и в договоры некоторых страховщиков включена опция ремонта без справок в пределах этих лимитов, то документы из ГИБДД не нужны.

«Мы рекомендуем заявить о страховом случае в ближайшие дни после происшествия, чтобы максимально оперативно передать автомобиль в ремонт», — отмечает директор проектов «СберСтрахования» Павел Бородин.

Содержание

(кликните, чтобы открыть)

  1. Что говорит законодательство

  2. От чего зависит и кто отвечает

  3. Когда выдается направление

  4. Какие документы нужны

  5. Срок ремонта по каско

  6. Максимальный срок

  7. У официального дилера

  8. У неофициального дилера

  9. Если сам виноват

  10. Где производить ремонт

  11. По франшизе

  12. Гарантийный автомобиль

  13. Порядок и нюансы

  14. Нарушение сроков и неустойка

  15. Время поставки запчастей

  16. Дополнительные вопросы

  17. Что делать, если период восстановления действительно затянулся

  18. Как оградить себя от возможных проблем со сроками

  19. Как принимать автомобиль после ремонта

  20. Некачественный ремонт — что делать

  21. Как получить деньги вместо ремонта

  22. Что делать, если отказали

  23. Почему могут отказать

  24. Если требуют доплату

  25. Если просят подписать допсоглашение

  26. Заключение

Сроки ремонта по КАСКО определяются правилами, регламентирующими этот вид страхования, установленными для организации, занимающейся страхованием автотранспортных средств. В соответствии с 943 статьёй Гражданского кодекса период ремонта оговаривается в договоре страхования. Популярными у автовладельцев предприятиями автострахования по КАСКО считаются: Ингосстрах, РЕСО, Росгосстрах, Страховой Дом ВСК, Согласие, АльфаСтрахование. Гарантией качественного восстановления транспортного средства является контроль выполнения условий договора страхователем.

Что говорит законодательство

Если в Правилах страхования и договоре КАСКО время восстановительных работ не определено, клиент может смело руководствоваться следующими нормативными актами:

  1. Гражданский Кодекс Российской Федерации

Статья 314 п. 2 ГК гласит, что, если срок выполнения ремонтных работ нигде не указан, они должны быть выполнены в разумный срок.

  1. Закон о защите пав потребителей,

Устанавливает, что максимальный срок выполнения работ не может превышать 45 дней.

От чего зависит и кто отвечает

Сроки проведения восстановительного ремонта регламентируются правилами работы страховой организации и обязательно фиксируются в страховом договоре (статья 943 ГК РФ).

Таким образом, за сроки ремонта по КАСКО по закону отвечает именно страховая компания, с которой заключено соответствующее соглашение. Ремонтная организация обязана четко соблюдать установленные правила.

От каких факторов зависит рассматриваемый параметр, кроме действующих правил? На определение сроков влияют:

  • тяжесть полученных повреждений. Для устранения серьезных повреждений, требующих полной замены каких-либо узлов и агрегатов требуется больше времени, чем для проведения мелкого ремонта. Кроме этого, если застрахованный автомобиль пострадал на 75% и более, то сроки ремонта могут затянуться из-за страховой компании, которая будет принимать решение о целесообразности восстановительных работ. В некоторых ситуациях лучше выплатить компенсацию по риску «Полная гибель», нежели производить восстановление автотранспорта;
  • индивидуальность поврежденных деталей. Ремонт иностранного автомобиля (особенно высокого класса и люксовой комплектации) может затянуться из-за отсутствия в организации необходимых деталей, а на доставку агрегатов требуется дополнительное время;
  • договоренность между страховой и ремонтной организациями. В большинстве случаев компании работают на основании соглашения, в котором отдельным пунктом оговариваются сроки проведения ремонта по направлению. Если автотранспорт направляется в организацию, с которой такого соглашения нет, то сроки могут быть затянуты по вине ремонтной организации;
  • наличие/отсутствие очереди на ремонт. В крупных страховых компаниях, имеющих множество обязательств, сроки восстановления транспортного средства могут быть затянуты из-за большого количества страховых случаев. Достаточно часто такие ситуации складываются, например, после выпадения первого снега и образования гололедицы.

Когда выдается направление

srok-remonta-avtomobilya-po-osago

Сроки выдачи направления на ремонт поврежденного автомобиля регламентируются заключенным с компаний страховым договором.

В стандартных ситуациях для получения направления на ремонт автомобиля необходимо:

  • подать автостраховщику письменное заявление по страховому случаю;
  • собрать и передать компании набор документов, которые определяют все важнейшие факторы страхового случая;
  • пройти экспертизу по установлению повреждений.

Установленный договором срок будет исчисляться с момента проведения всех перечисленных операций. В среднем на выполнение обязательств автостраховщику требуется не более 30 дней.

Однако следует учесть, что исчисление данного срока будет начинаться:

  • с момента подачи документов, если автомобиль поврежден в результате каких-либо обстоятельств;
  • с момента получения справки в отказе/закрытии уголовного дела, если автотранспорт был угнан.

Страховой договор КАСКО может устанавливать перечень страховых случаев, по которым не требуется предоставлять документы, например, ремонт по КАСКО лобового стекла. В этой ситуации сроки предоставления направления на ремонт могут быть сокращены.

Таким образом, чтобы самостоятельно контролировать соблюдение сроков проведения ремонта застрахованного автомобиля надо внимательно ознакомиться с заключенным договором на автострахование.

Какие документы нужны

Для получения направления на ремонт необходимо в страховую компанию предоставить ряд документов, который зависит от вида страхового случая.

В любой ситуации потребуются:

  • действующий полис КАСКО и квитанция об оплате стоимости страхового полиса;
  • гражданский паспорт собственника автомобиля;
  • регистрационные документы на автотранспортное средство (ПТС, СТС);
  • водительское удостоверение человека, управлявшего автомобилем в момент дорожного происшествия;
  • диагностическая карта, подтверждающая исправность застрахованного автотранспорта.

Если ущерб получен в результате дорожной аварии, то дополнительно предоставляются:

  1. Справка об участии в дорожной аварии. Документов устанавливается факт ДТП, стороны – участники и полученные повреждения.
  2. Справка о происшествии. В документе отражаются данные о водителях и транспортных средствах, участвующих в ДТП. А так же указываются составленные документы и полученные повреждения.
  3. Копии протокола и постановления о совершенном административном правонарушении (предоставляются, если такие документы были составлены). Указанные документы могут быть заменены извещением о ДТП (европротоколом).
  4. Копии документов об отказе в возбуждении административного дела (документ предоставляется, если на месте дорожной аварии не составлялся протокол).

Если ущерб автомобилю был нанесен незаконными действиями третьих лиц (ремонт по КАСКО без ДТП), то автостраховщику предоставляются:

  1. Уведомление из ОВД о наступлении страховой ситуации.
  2. Справка из ОВД, подтверждающая обстоятельства наступления страхового случая и наличие повреждений.
  3. Документы, подтверждающие возбуждение или отказ в возбуждении уголовного дела.

remont-avtomobilya-po-osago-sroki-i-nyuansy

Если повреждения получены при иных обстоятельствах, то предоставляются:

  • справка из Гидрометеослужбы (стихийное бедствие);
  • справка из пожарной инспекции и акт о пожаре (возгорание);
  • справки из соответствующих инстанций (техногенная авария, аварии на трубопроводах и так далее).

Если страховым договором предусмотрена возможность ремонта по КАСКО без справок, то для получения направления на восстановительный ремонт предоставляется исключительно стандартный набор документов.

Срок ремонта по каско

Поскольку каско — добровольное страхование, срок ремонта по каско по закону не определен. В положениях ГК РФ и Закона о страховом деле указано, что условия компенсации ущерба, в том числе сроки выполнения ремонта по каско, должны определяться страховым договором или правилами страхования. Существует Положение о техобслуживании и ремонте транспортных средств, утвержденное в 1992 году Приказом Минпрома. На данные этого документа могут ориентироваться автовладельцы, получившие направление на ремонтные работы в СТО страховщика, в случае если иные сроки не указаны в договоре страхования каско.

Максимальный срок

Положение Минпрома дает комментарии по срокам ремонтных работ для транспортных средств отечественного производства, указывая максимально допустимое время на восстановление, которое зависит от вида повреждений. Так, ремонт двигателя не должен превышать 2 дней, покрытие краской кузова с учетом снятия старого лакокрасочного покрытия — не более 15 дней, действия, связанные с жестяницко-сварочными работами — не более 20 дней. Самый большой срок — 50 дней — дается для сложных жестяницко-сварочных работ с полной покраской автомобиля.

В статье 20 закона о правах потребителей указано, что максимальный срок устранения неполадок не должен быть больше 45 дней. В случае, если между сторонами договора было заключено дополнительное соглашение о сроках выполнения ремонтных работ автомобиля, но процесс затягивается из-за отсутствия необходимых деталей или иных причин, то это не может служить основанием для пересмотра первоначально установленного срока и освобождения компании от ответственности перед своим клиентом.

У официального дилера

osago-remontРемонт по каско у официального дилера обычно не превышает 30 дней и в зависимости от сложности повреждений, полученных в ДТП или иной ситуации, может сократиться до 1-14 дней. Клиент имеет право получать от автосервиса отчеты о ходе выполнения работ, о времени, затраченном на восстановление тех или иных деталей.

В случае, если после выполнения всех восстановительных работ автовладелец найдет неустраненные дефекты, станция техобслуживания в соответствии с пунктом 2 статьи 314 ГК РФ обязана устранить их в течение 7 следующих дней.

У неофициального дилера

По условиям некоторых договоров страхования ремонт по каско может осуществляться неофициальными дилерами. Иногда организация выдает направление к неофициальному дилеру в обход условий договора. Такое решение может быть мотивировано тем, что у официального дилера при ремонтных работах используются только оригинальные запчасти, иногда их нет в наличии и приходится терять время на ожидание их доставки.

У неофициальных таких ситуаций по большей части не возникает. Они при работах могут использовать и неоригинальные детали, что для страховщика будет экономически выгодно, ведь стоимость таких деталей ниже. Часто в таких ситуациях работы затягиваются, поскольку на таких СТО нет должного технического оборудования и специалистов высокой квалификации. Несмотря на это, срок не может быть больше 45 дней, установленных законом о правах потребителей.

Если сам виноват

В случае, если полис каско и правила страхования предусматривают риск получения ущерба автомобилем по вине самого владельца машины и в качестве возмещения может быть использованы ремонтные работы поврежденного имущества в автосервисе, то работы осуществляются в те же сроки — не более 45 дней. Если же ДТП по вине владельца авто по договору не является страховым случаем, то в выплате страховки и предоставлении направления на СТО ему будет отказано, ведь причины выполнять обязательства у страховщика не будет.

Где производить ремонт

Если предполагается не выплата возмещения деньгами, а оформляется направление на ремонт, то, как правило, он выполняется на станции, с которой у страховой компании заключен договор. В то же время, страхователь в заявлении на возмещение убытка может указать то учреждение, где собирается произвести восстановление. Также этот момент оговаривается еще на этапе заключения договора, что автовладелец должен предусмотреть, а представитель СК должен уточнить. Также есть вариант восстановления в сервисе, обслуживающем машину по гарантии.

По франшизе

При использовании в договоре франшизы, водитель должен понимать, что некоторую сумму оплачивать ему придется самостоятельно. В случае вины в происшествии другого водителя, то можно получить возмещение по франшизе с его компании. Выплата по КАСКО и по ОСАГО с разных компаний по одному и тому же случаю является незаконным.

Гарантийный автомобиль

garantiya-na-remont-po-osagoМашина, которая находится на гарантии, что относится к новым авто, в соответствии с Постановлением Президиума Верховного Суда по обзору дел, связанных с добровольным страхованием, должна ремонтироваться у официального дилера. Причина этого тот факт, что в случае не соблюдения такого требования гарантия аннулируется и при последующем ремонте собственник будет вынужден восстанавливать машину за свой счет.

Важно! Если в пределах доступности станции техобслуживания нет, то пострадавший может требовать выплаты возмещения для восстановления машины по цене, соответствующей стоимости работ у дилера.

Порядок и нюансы

Чтобы в установленное время получить направление на ремонт поврежденного автомобиля, а не получить отказ в страховой выплате надо:

  • в кратчайшие сроки уведомить автостраховщика о наступлении страхового случая. Дополнительно рекомендуется уточнить перечень требуемых для оформления документов;
  • не пропустить сроки подачи заявления и документов в страховую компанию. Пропуск сроков достаточно часто является причиной отказа в выплате страхового возмещения. Срок, отведенный для подачи документов, так же регламентируется договором на автострахование КАСКО;
  • предоставить автотранспорт для проведения экспертизы. Без результата осмотра получить направление на ремонт не возможно;
  • если страховой договор предусматривает наличие франшизы, то сопоставить стоимость ремонта и размер установленной не выплачиваемой суммы.
  • Ремонт по КАСКО франшизой оплачивается исключительно в том случае, если для восстановления транспортного средства требуется большая денежная сумма;
  • предоставить автотранспорт для проведения ремонта в соответствующую организацию.

В течение 2 недель СТОА обязаны определить стоимость ремонта и согласовать перечень работ со страховой организацией. Страхователю должно быть направлено уведомление о начале выполнения работ.

После завершения восстановления транспортного средства составляется акт, который регламентирует передачу отремонтированного автомобиля собственнику.

Если ремонт произведен качественно и никаких претензий к автосервису автовладелец не имеет, то акт подписывается обеими сторонами. В противном случае подписывать документ не нужно.

Претензия по качеству ремонта направляется страховой организации, которая обязана устранить все выявленные недостатки. В случае отказа автостраховщика свои права можно отстаивать в судебном порядке.

Нарушение сроков и неустойка

remont-po-osago-garantijnogo-avtomobilyaЕсли ремонтные работы затягиваются, и страховая компания не объясняет причин задержки, то страхователь имеет право:

  • забрать и отремонтировать автомашину в другой организации;
  • обратиться в суд с иском о возмещении понесенных на ремонт расходов.

Все с суммой, затраченной на ремонт, собственник автомобиля имеет право взыскать со страховой компании неустойку за допуск просрочки исполнения обязательств.

Сумма штрафных санкций, как правило, устанавливается страховым договором из расчета определенного процента за каждый лень просрочки.

Однако перед выполнением описанной схемы необходимо соблюсти досудебный порядок решения спора. Досудебный порядок подразумевает подачу письменной жалобы руководителю страховой компании.

В документе требуется указать все аспекты сложившейся ситуации. К претензии так же прикладываются все документы о наступлении страхового случая и принятых действиях.

Большинство разногласий со страховыми организациями устраняются именно в процессе досудебного разбирательства.

Время поставки запчастей

Наиболее существенной причиной задержки ремонта является отсутствие запасных частей для замены.

В среднем доставка запчастей осуществляется:

В течение 7 – 14 дней если требуемые агрегаты заказываются в компаниях, расположенных на территории Российской Федерации
В течение 15 – 30 дней если доставка необходимых запасных частей осуществляется из иного государства

Однако ситуации с доставкой могут быть разными. Например, данного агрегата нет в наличии, и требуется дополнительный заказ элемента у официального производителя автотранспортного средства или проблемы возникли у транспортной компании, в которой заказана доставка.

Если задержка выполнения ремонтных работ происходит по причине отсутствия запасных агрегатов, то ремонтная организация обязана письменно уведомить страховую компанию и страхователя о причине.

Страхователь, по предварительному согласованию с автостраховщиком, имеет право:

  • заменить ремонтную компанию;
  • заменить способ получения компенсации на денежное возмещение.

Итак, сроки выполнения ремонта автомобильного транспорта по КАСКО регламентируются законом (максимальный срок) и правилами работы автостраховщика.

Чтобы избежать задержки в ремонте страхователю необходимо четко прописать сроки выполнения работ в страховом договоре и самостоятельно контролировать процесс ремонта.

Дополнительные вопросы

Что делать, если период восстановления действительно затянулся

remont-avtomobilya-po-strahovke-srokiЕсли страховщик не спешит с ответом на поданное заявление, лицо его подававшее может смело писать жалобу, руководствуясь вышеуказанными нормативными актами.

Первым этапом урегулирования конфликта может быть досудебное разбирательство. Страхователь обращается к страховой организацией с письменной жалобой. В ней необходимо указать, когда было подано заявление. К нему нужно приложить соответствующие документы.

Как правило, страховщик решает вопрос и выплачивает потерпевшему неустойку, оговоренную заранее в полисе КАСКО. Если же компания отказывается разрешать конфликт, страхователь должен забрать транспортное средство и обратиться в суд с иском к страховщику или ремонтной организации.

Статья 430 Гражданского Кодекса РФ говорит, что ответственность по договору, заключенному в пользу третьих лиц, наступает как у кредитора, так и у должника. То есть, если станция техобслуживания считает, что она не несет никакой ответственности перед страхователем, то это не соответствует действительности. Страхователь имеет право контролировать устранение поломок и узнавать причины задержки ремонта.

В качестве компенсации по решению суда страхователю причитаются:

  • оплата ремонтных услуг (если страхователь проводил ремонт за счет собственных средств);
  • выплата неустойки;
  • в некоторых случаях — моральная компенсация.

Как оградить себя от возможных проблем со сроками

Некоторых конфликтов с затяжным ремонтом авто можно избежать, если:

  • сразу же после наступления страхового случая написать заявление об этом в СК. Это поможет избежать претензий. Сроки подачи устанавливаются Правилами страхования (максимальный срок — 3-5 дней);
  • постараться указать точные сроки, чтобы иметь возможность ссылаться на них (если они не оговорены в Правилах страхования);
  • постоянно контролировать ситуацию, и в случае нарушений обращаться в СК или СТО.

Как принимать автомобиль после ремонта

Чтобы прием авто проходил правильно, следует заранее побеспокоиться о его правильной сдаче. Для этого автовладелец должен присутствовать во время сдачи машины в работу. Осмотр ТС должен выполняться также в его присутствии и в условиях хорошего освещения. Обращаться внимание должно и на мелкие царапины, вмятины.

Документ, который является подтверждением успешно выполненной работы или выполнением обязательств со стороны страховой компании, называется актом приемки. Его подписание собственником автомобиля означает отсутствие каких-либо претензий и что работа выполнена качественно. Производится приемка в срок 1 – 3 дней.

В самом акте должна значиться следующая информация:

  1. Перечень повреждений, которые поручила устранить СК
  2. Список деталей, которые нужно было заменить
  3. Дефекты, которые не входили в задачу СТО для устранения
  4. Скрытые дефекты
  5. Опись полной комплектации
  6. Отметки с замечаниями владельца авто или пожелания по выполнению услуг

nekachestvennyj-remont-po-osago-sudebnaya-praktikaНа руки владелец получает и другие документы:

  • акт о реально выполненных действиях
  • оригинал заказа-наряда
  • квитанция, которая подтверждает оплату работ собственником ТС
  • платежка от СК
  • платежки, подтверждающие оплату деталей мастерской
  • гарантия от автомастерской

Важно понимать, что подписывать какие-либо бумаги стоит только после того, когда будет нужный результат по оказанным услугам. Если будут определены работы, которые были сделаны без согласования с собственником, он имеет право обращаться на СТО с жалобой и требовать компенсацию. С ней можно обратиться и в суд.

Некачественный ремонт — что делать

Низкое качество ремонта или его не полноценное выполнение снижает стоимость автомобиля, который и так пострадал. Такое часто случается во время рихтовки, покраски, установки новых конструктивных частей.

В такой ситуации можно сделать следующее:

  • обратиться в мастерскую с просьбой переделать выполненное
  • в случае отказа обратиться в СК
  • идти в суд, РСА, Центробанк, Общество по защите прав потребителей

Важно

Просьбы, претензии, жалобы оформляются письменно и передаются лично или заказным письмом. Один вариант нужно оставлять у себя для подтверждения обращения. На нем ставится подпись представителя организации. Обращение в суд актуально, если были использованы некачественные детали, в связи с чем машина тормозит, плохо трогается с места, есть царапины на кузове, плохо выполнены работы по салону.

Как получить деньги вместо ремонта

Определить что лучше: деньги или ремонт легче при страховом случае и в зависимости от особенностей полученных повреждений. Если урон незначительный, значит лучше выбрать деньги. Чтобы получить их свои требования нужно указать в заявлении на возмещение. Согласно условиям некоторых договоров, выплата денег может быть не предусмотрена. В таком случае о своем требовании можно написать, но будет оно одобрено или нет, будет зависеть от решения страховщика.

Некоторые компании предлагают более выгодные предложения по полисам, предоставляя возможность ремонтироваться в СТО, с которым у него заключен договор. Идеальным решением будет предоставление альтернативы, когда клиент будет иметь право выбора в отношении определения варианта выбора между ремонтом и деньгами на него.

По данному вопросу есть документ – Постановление Пленума Верховного Суда РФ №20 от 27.06.2013г. в соответствии с которым пострадавший при таких обстоятельствах может доверить ремонтировать машину другим людям (третьим лицам) или сделать самому, а после этого востребовать нужную сумму в пределах страхового покрытия на восстановление машины.

Ремонт будет целесообразным в таких ситуациях:

  1. Автомобиль гарантийный и восстанавливаться будет в центре от официального дилера.
  2. В договоре значится выплата денег с учетом износа.

Деньги преимущественнее в таких случаях:

  1. Машина на ходу, повреждения не существенны.
  2. Между СК и СТО есть недоразумения, конфликт, неоплаченные счета, нет согласования в перечне необходимых работ.

Таким образом, ремонт транспортного средства по КАСКО зависит от особенностей случая и Правил, организации деятельности конкретной страховой компании. О том, как может производиться выплата или восстановление машины собственник должен узнавать еще на стадии оформления договора. Причина – возможные ситуации, которые не предполагают наличие выбора. Доверяя СК, не следует забывать о бдительности, так как на сколько быстро, правильно, квалифицировано будет выполнены обязательства страховщика, зависит состояние и товарная стоимость ТС.

Что делать, если отказали

В случае получения отказа, такое решение должно быть передано в письменном виде на руки. Следующим шагом будет обращение в экспертную организацию. Она должна быть аттестована. На основании отказа и заключения эксперта можно обращаться в суд. Он может помочь получить компенсацию или оплату по ремонту, деньги на адвоката, моральный вред.

Почему могут отказать

Отказ по обращению за восстановлением может быть. Наиболее часто встречаемые причины этого, следующие:

  1. Страховщик не перечислил деньги на ремонт или перечислил не всю сумму.
  2. В работу СТО поступил автомобиль, не соответствующий документации к нему.
  3. Договор КАСКО просрочен.
  4. Нет нужных запчастей или мастера.
  5. Не согласован объем работ между СТО и страховщиком.
  6. Умышленные действия владельца в отношении повреждения автомобиля.
  7. Водитель не вписан в полис.
  8. Страховой случай соответствует списку исключений по Правилам СК (водитель был не трезвый, машина была неисправна, что привело к ДТП).

Если требуют доплату

Очень распространённая ситуация, когда, приехав в автосервис, Вам говорят о том, что перечисленных страховой денег не хватает для полного восстановления автомобиля, и просят:

  • либо доплатить из своего кармана,
  • либо Вам поставят б/у запчасти или оставят неотремонтированными некоторые элементы.

Это на 2019 год незаконно! По закону Об ОСАГО страховая компания обязан полностью возместить ущерб без каких-либо доплат. В отличие от выплаты деньгами, когда калькуляция ущерба идёт с учётом износа автомобиля, при выдаче направления на ремонт износ не учитывается.

Нехватка перечисленных денег – это не Ваша проблема. Но и не проблема автосервиса. Это проблема страховой компании. В этом случае предоставляйте авто в СТОА под видеозапись, зафиксируйте отказ принять автомобиль с оговоркой основания отказа. Далее обратитесь в страховую и оповестите её об этом.

При попытке предоставить машину Вами формально начался срок 30 дней для проведения ремонта. Потому что в ФЗ Об ОСАГО прямым текстом прописано начало этого срока:

…срок проведения восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства (но не более 30 рабочих дней со дня представления потерпевшим такого транспортного средства на станцию технического обслуживания или передачи такого транспортного средства страховщику для организации его транспортировки до места проведения восстановительного ремонта);

sroki-remonta-avtomobilya-po-osago-po-zakonu

Если просят подписать допсоглашение

Ничего подписывать не нужно. Допсоглашением с большой долей вероятности будут подразумеваться невыгодные для Вас условия – те же замена новых деталей на подержанные, доплаты и прочее.

Помните, что законодательство 2019 года не требует от Вас никаких документов при сдаче машины в СТОА по ОСАГО.

Заключение

До того момента, как получить ремонт по каско, страхователь должен выполнить свои обязательства по полису каско — предоставить заявление, пакет документов, авто для осмотра. Только после этого страховщик направит на ремонт в СТО. Сроки ремонта оговариваются условиями договора, но по законодательству не могут быть больше 45 дней. Если в течение этого времени ремонт не будет выполнен, автовладелец может подать претензию или иск в суд для защиты своих прав и интересов.

Подпишитесь на свежие новости

Статьи по теме:

  • Что такое залог в соответствии с ГК РФ и его отличия от аванса и задатка
  • Что такое гарантийный талон и как он выглядит
  • Как осуществить возврат денежных средств покупателю
  • Как быстро и правильно осуществить возврат денежных средств покупателю по безналичному расчету
  • Как составить акт возврата товара: порядок и правила оформления
  • Как составить претензию по договору купли-продажи товара
  • Кто должен платить за разбитую бутылку в магазине
  • Что такое срок службы изделия
  • Что проверяет Роспотребнадзор и как пройти внеплановую проверку
  • Как составить исковое заявление о взыскании денежных средств
  • Как правильно составить письмо-отказ
  • Как должны быть оформлены ценники в магазине: основные правила
  • Как правильно написать письмо-запрос
  • Как оформить возврат товара покупателем и какие основания для этого нужны
  • Что такое срок годности: как его определить и проверить
  • Как составить претензию транспортной компании о повреждении груза и куда ее направить
  • Причины обращения граждан в прокуратуру и срок рассмотрения заявления
  • Как составить ответ на претензию и в какие сроки
  • Как составить письмо о возврате денежных средств
  • Что такое гарантийный срок и в течение какого времени он предъявляется
  • Что должен содержать уголок потребителя в обязательном порядке
  • Как происходит возврат технически сложного товара
  • Можно ли вернуть товар без чека и как это сделать по закону
  • Как получить налоговый вычет за обучение
  • Что такое налоговый вычет на лечение и как его вернуть
  • Что представляет собой договор купли-продажи автомобиля и как его расторгнуть
  • Как правильно составить претензию в автосалон по гарантийному ремонту
  • Как оформить продажу автомобиля по новым правилам в 2019 году
  • Что такое подменный автомобиль и каков порядок его предоставления на время ремонта
  • Как отстоять права за некачественный ремонт автомобиля и куда обращаться
  • Возможен ли возврат предоплаты за автомобиль в автосалоне, если покупка не случилась
  • Как действует гарантия на автомобиль
  • Как вернуть запчасти автомобиля обратно в магазин
  • Как составить претензию туроператору о возврате денежных средств
  • Можно ли вернуть подарочный сертификат обратно в магазин
  • Как получить компенсацию за задержку рейса
  • Как вернуть купон на Биглионе, если он неиспользованный
  • Как вернуть деньги на карту обратно, отправленные ошибочно
  • Как происходит возврат посылки почта России отправителю
  • Как происходит возврат билета на автобус
  • Каким образом происходит возврат денег с телефона на карту
  • Как вернуть деньги за гостиницу при досрочном выезде
  • Когда можно сдать билет на электричку
  • Как происходит возврат денег за путевку в детский лагерь
  • Что такое отказ в обслуживании и как его предотвратить
  • Какой срок гарантии на автозапчасти по Закону “О защите прав потребителей”
  • Что делать, если опоздал на самолет
  • Как происходит возврат ОСАГО при продаже автомобиля
  • Возможно ли вернуть деньги за игру в стиме и как это сделать
  • Возврат авиабилетов купленных через интернет и обычных
  • Как вернуть страховку по кредиту после закрытия кредита
  • Каков гарантийный срок на стоматологические услуги
  • Пошаговая инструкция как вернуть деньги за подписку в AppStore
  • Какая статья предусмотрена за навязывание услуг
  • Можно ли законно сдать билеты в театр
  • Как происходит возврат денег за покупки в Google Play
  • Когда и как можно воспользоваться гарантией на разные виды услуг
  • Что такое ошибочный платеж и как вернуть свои средства обратно
  • Как произвести возврат денежных средств за неоказанные услуги
  • Каков гарантийный срок на ремонтные и строительные работы по закону
  • Как вернуть билеты РЖД: пошаговая инструкция по возврату
  • Как по закону о защите прав потребителей осуществить возврат аксессуаров
  • Как правильно вернуть медицинские товары по закону о защите прав потребителей
  • Можно ли продлить гарантию после гарантийного ремонта и как это сделать
  • В течение какого срока можно вернуть сумку в магазин
  • Что такое постгарантийное обслуживание и сроки его действия
  • Можно ли вернуть солнцезащитные очки обратно в магазин
  • Можно ли сдать обои обратно в магазин: как это сделать по закону
  • Что такое подменный фонд: что об этом говорит закон о защите прав потребителей
  • Можно ли вернуть алкоголь в магазин: что говорит закон
  • Что делать, если продали просроченный товар: пошаговая инструкция
  • Подлежит ли возврату постельное белье в магазин по закону: что делать если вы хотите его вернуть
  • Как можно вернуть товар в магазин без упаковки
  • Можно ли вернуть лекарство в аптеку: условия и порядок возврата
  • Что такое качество товара и как его определить
  • Как осуществить возврат бытовой техники в магазин
  • В течении какого времени можно вернуть товар обратно в магазин: какие права есть у покупателя по закону
  • Как правильно написать претензию на некачественный товар: образец 2019 года
  • Что такое проверка качества товара, как она проводится, сроки проведения
  • Можно ли вернуть телефон в течении 14 дней без объяснения причин
  • Как правильно составить заявление на возврат товара от покупателя: образец
  • Что представляет собой гарантия на телефон: возврат и обмен товара
  • Что такое гарантийный ремонт и как им воспользоваться при обмене или возврате товара
  • Как происходит возврат товара в интернет-магазин: все что нужно знать
  • Как происходит возврат строительных материалов по закону: все что нужно знать
  • Возврат мебели по закону о защите прав потребителей: в каких случаях мебель можно вернуть или обменять
  • Как происходит возврат денег за товар надлежащего и ненадлежащего качества
  • Как распространяется гарантия на различные товары: какой товар и в какие сроки можно вернуть или обменять
  • Правила возврата товара в магазин надлежащего и ненадлежащего качества, пошаговая инструкция что делать
  • Какие права есть у потребителя на возврат товара надлежащего и ненадлежащего качества
  • Как распространяется гарантия на обувь: сроки и виды гарантии, в каких случаях можно вернуть или обменять обувь
  • Как происходит возврат одежды в магазин по закону: подробная инструкция
  • Если обнаружен скрытый дефект товара: срок и порядок предъявления претензию
  • Общество защиты прав потребителей: в каких случаях можно к ним обращаться, как работает
  • Обман потребителя и введение его в заблуждение: виды обмана, куда обращаться
  • Недобросовестная реклама: ее виды и куда жаловаться
  • Как предоставляются гарантийные обязательства: порядок, гарантийный срок
  • Закон о защите прав потребителей своими словами с комментариями
  • Компенсация морального вреда, порядок компенсации
  • Как правильно составляется претензия: образец написания

Проведение восстановительного ремонта автомобиля после его повреждения, если оно входит в число страховых случаев, производится по программе страхования КАСКО.

СодержаниеПоказать

  • Порядок действий автовладельца при наступлении страхового случая
  • Что влияет на продолжительность ремонтных работ
  • Максимальные сроки ремонта автомобиля
  • Сроки ремонта у официального и неофициального дилеров
  • Порядок действий при нарушении сроков ремонта

При этом страховая компания должна придерживаться установленных законом или договором максимальных сроков проведения ремонтных работ. В случае их нарушения страховщику грозит ответственность.

Порядок действий автовладельца при наступлении страхового случая

Кратко алгоритм действий при наступлении страхового случая выглядит следующим образом:

  1. Автовладелец оповещает страховую компанию о наступлении страхового случая в письменной форме.
  2. Предоставляет машину для осмотра специалистам страховой компании.
  3. Проводится экспертиза повреждений.
  4. Получает от страховой направление на проведение ремонтных работ.
  5. Доставляет автомобиль на станцию технического обслуживания автомобилей (СТОА) для его ремонта. После этого в течение 2 недель происходит согласование сроков и стоимости ремонтных работ.
  6. Сервис производит ремонт авто в установленные сроки.
  7. Автовладелец забирает авто и подписывает акт выполненных работ.

Страховка КАСКО не предполагает определение виновных для получения возмещения, так как в данном случае страхуется имущество, а не ответственность (как при ОСАГО).

То есть доказывать, кто виноват в автомобильной аварии, не нужно и это не имеет значения. Подтверждающие документы из ГИБДД о ДТП нужны, только если это предусмотрено страховым договором.

В некоторых случаях фиксация ДТП от ГИБДД не требуется. Например, если речь идет о повреждении зеркал автомобиля или антенны, о бое стекла или фары, нарушении целостности лакокрасочного покрытия и пр.

Автовладелец также может получить денежную компенсацию стоимости ремонта вместо полученных услуг и организовать его самостоятельно. В данном случае после окончания ремонта автомобиль необходимо отправить на осмотр страховщику, чтобы тот убедился в целевом расходовании средств по страховому возмещению.

Какой из вариантов выбрать — обращение за компенсацией в страховую компанию или в партнерскую СТОА, — нужно решать в каждом случае индивидуально. Так, выгоды от денежной компенсации можно добиться, если ремонтные работы будут проводиться автовладельцем самостоятельно, либо он собирается сэкономить на оригинальных деталях и заменить их аналогами.

При этом в процессе расчета стоимости компенсации стоимость ремонтных работ обычно определяется в минимальном варианте. Поэтому денежная сумма к выплате по КАСКО будет ниже той, чем фактическая стоимость выполненных работ в партнерской СТОА.

Что влияет на продолжительность ремонтных работ

Сроки проведения ремонтных работ зависят от комплекса факторов. В их числе можно выделить следующие:

ЗПП

  1. Наличие сложных многочисленных повреждений. В случае получения автомобилем серьезных и многочисленных повреждений (например, когда требуется замена и ремонт автодвигателя, капота, лобового стекла, бампера и пр.) ремонт будет длиться дольше, чем при замене и покраске отдельной детали (например, крыла или зеркала). Когда у автомобиля есть существенные повреждения (более 75%), то сроки ремонта могут возрасти из-за принятия решения о целесообразности восстановления (по результатам автовладельцу могут отказать в ремонте).
  2. Наличие эксклюзивных деталей и возможность их оперативной покупки на российском рынке. Если автомобиль иностранного производства, то на заказ и доставку нужных деталей может уйти немало времени.
  3. Наличие очереди в автосервисах на производство ремонта. Такая ситуация возможна, если страховщик крупный, а количество его партнеров — невелико. Также в определенные времена года загруженность СТОА существенно возрастает из-за роста числа ДТП (после выпадения первого снега или при гололеде).
  4. Насколько налажено взаимодействие между поставщиком и СТО. Если страховщик и станция плотно сотрудничают, то работа обычно производится быстрее. Проблемы со сроками могут возникнуть, например, из-за того, что мастерская отказала страховщику в проведении ремонта, когда тем не была согласована смета, или компания не внесла предоплату, либо срок действия договора между СТОА и страховой компанией истек.

Стоит отметить, что автовладелец не должен заботиться по поводу возникших разногласий между страхователем и СТОА. Он вправе затребовать денежную компенсацию, если те не могут договориться, либо предоставления возможности отремонтировать машину в другой мастерской.

Максимальные сроки ремонта автомобиля

Сроки проведения ремонтных работ определяются договором, заключенным страховой компанией. Если же они не прописаны в договоре или соглашении сторон, то ориентироваться нужно на законодательство (на практике такое встречается редко, так как сроки выступают существенным условием договора).

Согласно Закону «О защите прав потребителей», сроки ремонта могут максимально достигать 45 дней. В п. 1 ст. 20 Закона «О защите прав потребителей» также указано, что недостатки по возможности необходимо устранить незамедлительно.

На практике сроки ремонта обычно не превышают 30 дней.

Сроки ремонта у официального и неофициального дилеров

Официальному дилеру передают автомобили, которые находятся на гарантии. Работы могут выполняться в сроки от 2 недель до месяца, но договор страхования может предполагать и иные временные рамки.

Когда сроки договором с официальным дилером не установлены, автовладельцу также рекомендовано руководствоваться правилами Закона «О защите прав потребителей» и указанному здесь максимальному сроку проведения ремонтных работ в 45 дней.

Для автомобилей, которые уже не находятся на гарантии, стоимость выполнения ремонта у официальных дилеров может оказаться слишком высокой. Неофициальные дилеры выполняют работы не хуже, но стоимость их услуг обычно на порядок дешевле.

Сроки проведения ремонта у неофициального дилера могут быть установлены договором или правилами страхования. При этом максимальные сроки не могут превышать 45 дней, иначе это будет являться нарушением действующего законодательства (договор не может ущемлять права потребителя).

Порядок действий при нарушении сроков ремонта

Ответственность за сроки проведения ремонтных работ по КАСКО лежит на страховой компании. Тогда как партнерская ей организация, которая выполняет ремонт, должна четко придерживаться установленных правил.

Сроки ремонтных работ могут затягиваться по разным причинам: например, при невозможности страховщика договориться со станцией техобслуживания, несвоевременного внесения страховой компанией предоплаты, по вине самого автосервиса. Поэтому первоначально узнать причину задержки нужно в страховой компании или автомастерской.

В случае если ремонтные работы по договору КАСКО затягиваются, то страхователь имеет право на то, чтобы:

  1. Забрать и отремонтировать машину в другой компании.
  2. Обратиться в суд с иском о выплате денежной компенсации из-за расходов, понесенных на ремонт.

Помимо суммы, которая была затрачена на ремонт, собственник автомобиля может взыскать со страхователя неустойку за просрочку при проведении ремонта. Сумма штрафа определяется как определенный процент от стоимости работ за каждый день просрочки. Если автомобиль является средством заработка, то можно истребовать компенсацию упущенного заработка из-за длительного ремонта.

Стоит учитывать, что перед обращением в суд лицо должно соблюсти досудебный порядок решения проблемной ситуации. Без этого в принятии искового заявления могут отказать. Досудебный порядок подразумевает передачу письменной жалобы к руководству страховой компании о нарушении условий договора и затягивании при выполнении ремонта. К претензии прилагается документация о наступлении страхового случая.

В случае если страховая компания в установленные сроки не выдает автовладельцу направление на проведение ремонтных работ, то он должен предпринять следующие шаги:

  1. Посетить СТОА и получить там копию заказа-наряда на выполнение работ.
  2. Направить претензию с приложением заказа-наряда.
  3. Если отсутствовала реакция со стороны автострахователя, то нужно обратиться в суд.

В случае когда автосервис отказался принять автомобиль, ссылаясь на сильную загруженность и очереди, то автовладельцу следует обратиться в страховую компанию с требованием о замене ремонта. При отказе компании выполнить данное требование автовладелец может обратиться в суд за защитой своих интересов.

Наиболее существенной причиной для задержки ремонтных работ является отсутствие в автосервисе нужных запчастей. В среднем на их доставку уходит 7-14 дней для авто отечественной сборки и 15-30 дней – для иностранных машин. Если сроки поставки запчастей затягиваются, то страхователь может заменить ремонтную компанию по согласованию с автовладельцем. Либо последний может затребовать денежную компенсацию и заменить за ее счет запчасти на аналоги.

ЗПП

Когда ремонтные работы затягиваются из-за того, что сервисная компания не может согласовать перечень необходимых работ, то автовладельцу следует первоначально обратиться в данную СТОА для получения разъяснений. Затем в случае неоплаченного ремонта нужно направить претензию в компанию с требованием приступить к работам в кратчайшие сроки. Если же этого не произошло, то автовладелец может забрать машину и отремонтировать его за собственный счет, а затем компенсировать свои затраты в суде.

При неудовлетворенности автовладельца ремонтными работами претензии нужно предъявлять СТОА перед подписанием акта и требовать исправления недочетов. Когда недостатки были выявлены позднее, то автовладельцу требуется два года.

Автовладельцы могут требовать безвозмездного устранения недостатков, уменьшения стоимости работ, компенсации для последующего самостоятельного устранения недостатков. При некачественном ремонте права автовладельца также защищены Законом «О защите прав потребителей».

Для того чтобы сроки ремонта не затягивались, автомобилисту рекомендовано предварительно уточнить на стадии заключения договора временные рамки и потребовать их внесения в документ. Также ему не стоит затягивать с передачей в страховую компанию документов на проведение ремонтных работ и получить в день принятия автомобиля в СТОА акт приема-передачи с указанием финальных сроков проведения работ. Не нужно забывать о необходимости осуществления постоянного контроля за ходом проведения работ.

Если организация отказалась дать вразумительный ответ относительно сроков проведения работ, то автовладельцу можно ссылаться на нормы ст. 314 п. 2 Гражданского кодекса. В нем указано, что ремонт должен быть выполнен в разумные сроки.

Таким образом, при проведении ремонтных работ по КАСКО важным нюансом являются сроки устранения повреждений машины. Они могут быть установлены страховым договором, но не могут превышать 45 дней по Закону «О защите прав потребителей».

В комментарии «АГ» представитель истца адвокат Артур Саакян рассказал о приведенных им доводах, свидетельствующих о том, что суды нижестоящих инстанций поверхностно подошли к рассмотрению дела. По мнению одного из экспертов «АГ», Верховный Суд не высказал окончательного мнения о возможности изменения судами согласованного сторонами договора страхования КАСКО способа осуществления выплаты страхового возмещения. Другой заметил, что хотя дело и является рядовым, Верховный Суд дал важные критерии того, какие обстоятельства нужно устанавливать судам нижестоящих инстанций для правильного разрешения таких споров.

Верховный Суд опубликовал Определение
№ 18-КГ21-10-К4 от 18 мая, в котором рассмотрен вопрос о том, может ли страхователь в случае нарушения страховщиком обязательства произвести ремонт ТС претендовать на стоимость его возмещения.

Суд первой инстанции встал на сторону страхователя

В июле 2018 г. между Борисом Петрачуком и АО «АльфаСтрахование» был заключен договор страхования КАСКО, которым предусматривалось возмещение за повреждение и хищение на сумму 3 млн руб. и за несчастный случай – 1 млн руб. Согласно условиям договора выплата страхового возмещения по риску «повреждение», за исключением случаев полной гибели автомобиля, осуществляется путем организации и оплаты страховщиком ремонта на СТОА, имеющей договорные отношения со страховщиком, по выбору и по направлению страховщика. Страхователь в день заключения договора единовременно уплатил страховую премию в размере 115 тыс. руб.

В период действия договора автомобиль был поврежден, и Борис Петрачук уведомил страховую компанию. После осмотра автомобиля страховщик признал случай страховым и выдал владельцу направление на ремонт. Не согласившись с перечнем предполагаемых работ и заменяемых деталей, указанных в счете СТОА, страхователь направил в СК претензию, в которой просил выплатить ему страховое возмещение в денежном выражении. Ответа на претензию, равно как и страхового возмещения, мужчина не получил.

В дальнейшем Борис Петрачук обратился в суд с иском к компании «АльфаСтрахование», в котором просил взыскать стоимость восстановительного ремонта ТС, неустойку, компенсацию морального вреда, штраф, расходы на оплату экспертного заключения, а также расходы на представительские услуги и на составление доверенности.

Решением
Туапсинского городского суда Краснодарского края от 7 ноября 2019 г. иск удовлетворен частично: с «АльфаСтрахования» в пользу страхователя взысканы страховое возмещение, неустойка, компенсация морального вреда и штраф в общем размере 1 млн руб.

Суд первой инстанции исходил из того, что хотя заключенным между сторонами договором страхования ТС в случае его повреждения предусмотрено страховое возмещение в виде выдачи потерпевшему направления на ремонт на соответствующую СТОА, в данном случае страховщиком не выполнено обязательство по надлежащей организации такого ремонта, поскольку указанный в направлении на ремонт объем повреждений автомобиля Бориса Петрачука не соответствовал имеющимся в действительности повреждениям. На основе изложенного суд указал, что истец вправе был потребовать от ответчика выплаты страхового возмещения в денежном выражении в размере стоимости восстановительного ремонта автомобиля. При определении размера подлежащего взысканию в пользу потерпевшего страхового возмещения суд первой инстанции руководствовался заключением проведенной судебной автотехнической экспертизы от 24 октября 2019 г.

Апелляция не нашла оснований для выплаты истцу страхового возмещения в денежном выражении

2 июля 2020 г. апелляционным определением
судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда решение первой инстанции было отменено, в удовлетворении исковых требований отказано. В заседание судебной коллегии для представления интересов истца явился его представитель, адвокат Краснодарской краевой коллегии адвокатов Артур Саакян, который не был допущен к участию в заседании, поскольку не имел при себе диплома о высшем юридическом образовании.

Апелляционной суд посчитал, что страховщик выполнил условия заключенного договора, согласно которым в случае повреждения автомобиля страхователя страховщик обязан выдать потерпевшему направление на ремонт автомобиля на соответствующей СТОА, однако Борис Петрачук уклонился от предоставления поврежденного ТС на ремонт. Помимо этого суд отметил, что судебный эксперт не осматривал автомобиль и произвел экспертизу на основании материалов дела, в том числе представленных истцом, достоверность которых, по мнению апелляционного суда, вызывает сомнение.

«Доказательств фактически понесенных затрат на восстановление автомобиля истцом не представлено, в связи с чем оснований сомневаться в правильности произведенного ответчиком расчета стоимости восстановительного ремонта транспортного средства у судебной коллегии не имеется», – пояснила коллегия краевого суда. В связи с этим апелляция установила, что оснований для выплаты истцу страхового возмещения в денежном выражении не имеется. С данными выводами согласился кассационный суд общей юрисдикции.

Недопущение представителя к участию в заседании нарушило конституционное право истца

Позднее Борис Петрачук обратился с жалобой в Верховный Суд и просил оставить в силе решения суда первой инстанции. Судебная коллегия по гражданским делам ВС не согласилась с доводами апелляционной и кассационный инстанций, отметив допущенные нарушения норм действующего законодательства.

Прежде всего Верховный Суд напомнил, что в соответствии с ч. 1 ст. 48 Конституции РФ каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. Как предусмотрено ч. 1 ст. 48 ГПК РФ, граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей. Суд разъяснил, что в ст. 49 Кодекса закреплено, что представителями в суде могут быть дееспособные лица, полномочия которых на ведение дела надлежащим образом оформлены и подтверждены.

«Представителями в суде, за исключением дел, рассматриваемых мировыми судьями и районными судами, могут выступать адвокаты и иные оказывающие юридическую помощь лица, имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности. Иные оказывающие юридическую помощь лица должны представить суду документы, удостоверяющие их полномочия, и по общему правилу – также документы о своем высшем юридическом образовании или об ученой степени по юридической специальности», – отмечено в определении.

Читайте также

Верховный Суд разъяснил применение норм ГПК, АПК, КАС в связи с процессуальной реформой

Пленум ВС РФ принял постановление о некоторых вопросах применения обновленных процессуальных норм во избежание судебных ошибок

09 июля 2019

ВС указал, что при недопущении представителя истца к участию в заседании по причине отсутствия у него при себе диплома о высшем юридическом образовании апелляционный суд не принял во внимание разъяснения, содержащиеся в п. 4 Постановления
Пленума ВС РФ от 9 июля 2019 г. № 26 о применении норм ГПК, АПК, КАС в связи с процессуальной реформой. В соответствии с данным положением лицо, которое до вступления в силу изменений начало участвовать в деле в качестве представителя, после вступления в силу изменений сохраняет предоставленные ему по этому делу полномочия вне зависимости от наличия высшего юридического образования либо ученой степени по юридической специальности.

Так, Суд пояснил, что из материалов дела следует, что Артур Саакян, действующий на основании выданной ему в установленном законом порядке доверенности, участвовал 27 сентября 2019 г. в судебном заседании суда первой инстанции в качестве представителя истца. В связи с этим адвокат сохранил предоставленные ему Борисом Петрачуком полномочия на участие в деле в качестве представителя в суде апелляционной инстанции.

По мнению Верховного Суда, не допустив Артура Саакяна в качестве представителя истца к участию в рассмотрении дела в апелляционном порядке, судебная коллегия тем самым нарушила конституционное право Бориса Петрачука на получение квалифицированной юридической помощи и принцип состязательности сторон гражданского процесса, а ее постановление, вынесенное без учета принципов гражданского судопроизводства, не может считаться законным.

ВС не согласился с формальным подходом суда апелляционной инстанции к рассмотрению дела

Ссылаясь на п. 1 ст. 929 ГК РФ, Суд указал, что страховщик, заключая договор страхования, берет на себя обязательства за обусловленную договором плату при наступлении предусмотренного в договоре события возместить страхователю причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя в пределах определенной договором суммы.

Верховный Суд также подчеркнул, что по общему правилу, установленному п. 3 ст. 10 Закона об организации страхового дела, обязательство по выплате страхового возмещения является денежным. Вместе с тем согласно п. 4 указанной статьи в пределах страховой суммы может предусматриваться замена страховой выплаты предоставлением имущества, аналогичного утраченному имуществу, а в случае повреждения имущества, не повлекшего его утраты, – организацией и (или) оплатой страховщиком в счет страхового возмещения ремонта поврежденного имущества.

Обращаясь к п. 42 Постановления
Пленума ВС РФ от 27 июня 2013 г. № 20, Верховный Суд подчеркнул, что если договором добровольного страхования предусмотрен восстановительный ремонт ТС на СТОА, осуществляемый за счет страховщика, то в случае неисполнения такого обязательства в установленные договором сроки страхователь вправе поручить производство ремонт третьим лицам либо произвести его своими силами и потребовать от страховщика возмещения понесенных расходов в пределах страховой выплаты.

В рассматриваемом случае транспортное средство отремонтировано не было, поскольку истец не согласился с объемом предполагаемых восстановительных работ, полагая его недостаточным. В связи с этим, как пояснил Суд, для правильного разрешения спора суду апелляционной инстанции надлежало установить, какие обязанности возникли у сторон договора КАСКО в связи с наступлением страхового случая. Кроме того, в связи с несогласием Бориса Петрачука с объемом предполагаемых восстановительных работ было необходимо выяснить, какие действия каждая из сторон в соответствии с действующим законодательством должна была предпринять и предприняла. Однако судом эти обстоятельства не устанавливались и на обсуждение сторон не выносились, подчеркнул ВС.

Суд также посчитал, что апелляционной инстанции следовало определить, были ли надлежащим образом страховщиком исполнены обязательства, возникшие из договора имущественного страхования, обусловлено ли соглашение сторон о натуральном возмещении условиями договора КАСКО, предусмотрена ли законом или договором возможность замены обязательства, исполняемого в натуре, денежным обязательством. В связи с выявленными нарушениями Верховный Суд направил дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Эксперты оценили позицию Верховного Суда

В комментарии «АГ» Артур Саакян указал, что в жалобе в ВС он в первую очередь сослался на ст. 929 ГК РФ, из буквального толкования которой, по его мнению, следует, что страховщик, заключая договор страхования, берет на себя обязательства по устранению всех повреждений, возникших при наступлении страхового случая в период страхования. «Соответственно, надлежащим исполнением обязательств со стороны страховщика является выдача направления на ремонт всех повреждений транспортного средства, относящихся к страховому случаю, в сроки, установленные договором», – пояснил представитель истца.

Артур Саакян отметил, что направление на ремонт не обеспечивало защиту имущественных интересов страхователя, поскольку не обеспечивало приведения транспортного средства в состояние, в котором оно находилось до момента наступления страхового события. По мнению адвоката, апелляционное определение основано на поверхностной оценке правоотношений сторон, без учета фактических обстоятельств дела. «Следуя логике судов апелляционной и кассационной инстанций, если на автомобиле будет условно повреждено 100 деталей, относящихся к страховому случаю, а страховщик решит отремонтировать лишь одну и выдаст направление на ремонт, то обязательства страховщика будут считаться исполненными», – указал Артур Саакян. Он обратил внимание, что именно данный довод жалобы Верховный Суд посчитал заслуживающим пристального внимания, отразив в своем судебном акте.

По словам Артура Саакяна, рассматриваемая проблема является актуальной на сегодняшний день и стоит остро, так как в настоящее время суды рассматривают существенный объем аналогичных дел и позиции ВС РФ всегда являются ориентиром для правильного толкования и применения норм права. «Полагаю, что позиция ВС по данному делу может существенно поменять устойчиво сложившуюся негативную для страхователей судебную практику и суды уйдут от поверхностного подхода к рассмотрению подобных дел, где, как правило, для отказа в удовлетворении требований страхователей достаточно было лишь установить факт выдачи направления на ремонт со стороны страховщика и непредоставления транспортного средства на ремонт со стороны страхователя. При этом оценка соответствия самого направления на ремонт закону не давалась», – поделился Артур Саакян.

Адвокат Московской городской коллегии адвокатов, эксперт в сфере страхового права Дмитрий Шнайдман отметил, что вариант выплаты страхового возмещения на условиях организации ремонта на СТОА практически всегда является самым экономичным из предлагаемых страховщиком вариантов заключения договора КАСКО, поэтому он популярен среди страхователей. «Тем не менее зачастую при наступлении страхового случая страхователь не имеет намерения восстановить свое нарушенное право, осуществив ремонт по направлению страховщика, но рассматривает договор страхования как возможный способ обогащения, используя любые формальные поводы для получения страхового возмещения в денежной форме», – считает эксперт.

В частности, по мнению Дмитрия Шнайдмана, в рассматриваемом деле, в случае несогласия страхователя с предполагаемым объемом ремонтных работ, указанным в направлении страховщика, добросовестным поведением страхователя могло бы являться требование о понуждении страховщика исполнить договор на согласованных условиях, выдав направление на ремонт всех повреждений, имеющих отношение к страховому случаю. В этом случае спор касался бы порядка исполнения обязательств страховщика, связанных с выплатой страхового возмещения путем организации восстановительного ремонта, но не менял бы сути данного обязательства, добавил адвокат.

«С моей точки зрения, в определении Верховный Суд не высказал окончательного мнения о возможности изменения судами согласованного сторонами договора страхования КАСКО способа осуществления выплаты страхового возмещения», – считает Дмитрий Шнайдман. Данную позицию эксперт обосновывает тем, что, отправляя дело на новое апелляционное рассмотрение, Верховный Суд обозначил возможность такого изменения условиями конкретного договора страхования, указав, что судами указанные вопросы исследованы не были. При таких обстоятельствах, по его мнению, правовую позицию Верховного Суда по сути рассматриваемого вопроса нельзя признать окончательно сформированной.

Юрист юридического бюро «ОЛИМП» Иван Хорев
также заметил, что из фабулы дела, изложенной Верховным Судом, неясно, устанавливали ли суды нижестоящей инстанции экспертным или иным путем то обстоятельство, что выданное страхователю страховщиком направление на ремонт не соответствовало перечню полученных повреждений, и произвел ли такой ремонт страхователь за свой счет после отказа от ремонта на СТОА. При этом эксперт заметил, что страхование по КАСКО всегда дороже, чем обязательное страхование, соответственно, после уплаты значительной суммы страховой премии страхователь вправе ожидать качественного и оперативного разрешения спорной ситуации, особенно если она уже квалифицирована страховщиком как страховой случай.

«В настоящем споре Верховный Суд дал важные критерии того, какие обстоятельства нужно устанавливать судам нижестоящих инстанций для правильного разрешения таких споров. Сам по себе спор является рядовым, но те критерии правильного разрешения спора, которые обозначил Верховный Суд, направляя дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции, могут стать важным ориентиром и для судов по данной категории споров, и для страховых компаний, которые могут повышать качество досудебного разрешения подобных споров», – заключил Иван Хорев.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Стоматологическая поликлиника в новокосино на городецкой часы работы
  • Стоматология на ильинке в красногорске часы работы в субботу телефон
  • Стоматология на октябрьской королев бесплатное отделение часы работы
  • Стратегия динамического роста управления персоналом примеры компаний
  • Страхование авто осаго калькулятор во всех страховых компаний онлайн