1. Какие из приведенных терминов характеризуют сословное деление общества?
пожилые люди, подростки
женщины, мужчины
маргиналы, средние слои
дворянство, духовенство
2. Среди сотрудников крупной компании был проведен анонимный опрос об их национальной принадлежности. Полученные результаты объединяют группы опрошенных на основании общности
демографической
этнической
профессиональной
экономической
3. Рассмотрите диаграмму, информирующую о составе населения страны В. Подберите среди приведенных характеристик страны В. ту, которая отражает информацию, помещенную в диаграмме.
Демографическая ситуация в стране сложна, мужчин меньше, чем женщин.
Большую часть населения страны составляет молодежь от 20 до 40 лет.
Почти половину населения страны В. составляют дети и люди пожилого возраста.
Люди старшего возраста имеют наименьший процент представительства в структуре населения.
4. Верны ли следующие суждения?
А. Малой социальной группой является компания друзей, каждый вечер собирающаяся во дворе поиграть в домино.
Б. Социальные группы, чья деятельность определяется посредством нормативных документов, называются формальными.
Верно только А
Верно только Б
Верны оба суждения
Оба суждения неверны
5. Среди приведенных статусов человека укажите предписанный (заданный).
преподаватель
глава совета директоров
карачаевец
продавец магазина
6. Положение человека в обществе, определяемое его материальными возможностями, правами, обязанностями, отражено в понятии
статуса
престижа
мобильности
авторитета
7. Никита Минов родился в семье крестьянина. Став монахом, получил сан игумена, а в 1652г. стал Патриархом всея Руси Никоном. Какой социальный институт позволил Никите Минову сделать карьеру?
церковь
армия
семья
школа
8. Среди приведенных социальных ролей человека укажите те, которые равно могут исполнять как взрослые люди, так и подростки.
А) футбольный болельщик
Б) военнослужащий
В) авиамоделист
Г) автомобилист
Д) компьютерный игроман
Выберите правильную комбинацию букв.
АВГ
АГД
АВД
ВГД
9. Верны ли следующие суждения?
А. В одно и то же время человек может исполнять несколько социальных ролей.
Б. Каждый человек, исполняя социальную роль, придает ей неповторимую личностную окраску.
Верно только А
Верно только Б
Верны оба суждения
Оба суждения неверны
10. В стране Н. началась реформа жилищно-коммунального хозяйства, в первую очередь приведшая к росту тарифов на оплату услуг ЖКХ. Службы изучения общественного мнения провели опросы среди населения, поставив вопрос: «Как вы оцениваете ход реформы ЖКХ?» Полученные результаты представлены на гистограмме.
Проанализируйте данные опросов. Какова динамика отношения населения к проводимой реформе?
Число сторонников проводимой реформы несколько возросло.
За истекший период число противников реформы немного увеличилось.
Наблюдается устойчивый рост тех, кто не определил свое отношение к реформе.
Количество людей, негативно оценивающих реформу, не изменилось.
11. Верны ли следующие суждения?
А. Конструктивным способом разрешения общественных конфликтов признаются переговоры.
Б. Одним из условий успешного ведения переговоров выступает готовность сторон выслушать друг друга и понять иную точку зрения.
Верно только А
Верно только Б
Верны оба суждения
Оба суждения неверны
12. Отец трудоустроил своего сына, окончившего юридический факультет вуза, на должность юрисконсульта в принадлежащую ему фирму. Какую функцию семьи можно проиллюстрировать приведенным примером?
социально-статусную
социального контроля
эмоционально-психологическую
рекреационную
13. Семью как малую социальную группу отличает характерный признак
наличие единых предпочтений в одежде
организация совместного быта
совместное посещение курсов иностранного языка
осуществление профессиональной деятельности
14. Среди групп современного общества выделяют маргиналов. Кто это такие?
люди, оказавшиеся на социальном «дне»
люди, занимающие неустойчивое положение
малообеспеченные граждане
люди без определенного места жительства
15. Отклоняющееся поведение может быть как позитивным, так и негативным. Примером позитивного отклоняющегося поведения является
посещение плавательного бассейна
привычка курить трубку
коллекционирование этикеток от спичечных коробков
работа на своем приусадебном участке
16. В какой из приведенных ситуаций поведение человека было определено только в соответствии с нормами внутреннего самоконтроля?
избранный президент страны принял присягу
пилоты попросили разрешения на экстренную посадку самолета в аэропорту
судья вынес приговор подсудимым
школьник рассказал маме, что случайно разбил ее вазочку
17. Современная семья характеризуется учеными как семья партнерского типа. Подберите признак партнерской семьи.
в доме решающая роль в принятии решений принадлежит мужчине
дети не имеют права спорить с родителями, отстаивая свою точку зрения
в семье проживают не только дети и родители, но и дедушки и бабушки
в принятии семейных решений все ее члены имеют равный голос
18. Верны ли следующие суждения?
А. Формирование наций связано с развитием экономических связей и становлением централизованных государств.
Б. Для формирования нации важно осознание себя народом в качестве единого целого.
Верно только А
Верно только Б
Верны оба суждения
Оба суждения неверны
19. Одним из видов социальных конфликтов выступают забастовки — приостановление работы и выступления рабочих с требованиями к работодателям и государству. Ниже приведена диаграмма, отражающая ответы российских граждан на вопрос: «Как вы относитесь к забастовкам?»
Проанализируйте данные диаграммы и найдите правильный ответ.
Около двух третей опрошенных полагают, что кроме забастовок нет других средств, чтобы отстоять свои интересы.
Большинство опрошенных полагают, что забастовки — неэффективное средство борьбы.
Почти половина опрошенных признала забастовки в качестве вполне ординарного средства разрешения конфликтов.
Треть опрошенных граждан считают, что без забастовочной борьбы в современных условиях не обойтись.
20. Верны ли следующие суждения?
А. Социальный контроль осуществляется как посредством применения к личности определенных требований, выработанных обществом, так и посредством требований личности к самой себе.
Б. Способы самоконтроля формируются у личности в процессе взаимодействия с обществом.
Верно только А
Верно только Б
Верны оба суждения
Оба суждения неверны
поделиться знаниями или
запомнить страничку
- Все категории
-
экономические
43,627 -
гуманитарные
33,648 -
юридические
17,917 -
школьный раздел
611,615 -
разное
16,897
Популярное на сайте:
Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.
Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.
Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.
Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.
Среди сотрудников крупной компании был проведен анонимный опрос об их национальной принодлежности на основании какой обзности полученные результаты обьединяют группы опрошенных
1 демографической 2 этнической 3 профессиональной 4 экономической.
Вы перешли к вопросу Среди сотрудников крупной компании был проведен анонимный опрос об их национальной принодлежности на основании какой обзности полученные результаты обьединяют группы опрошенных1 демографической 2 этни?. Он относится к категории Обществознание,
для 5 — 9 классов. Здесь размещен ответ по заданным параметрам. Если этот
вариант ответа не полностью вас удовлетворяет, то с помощью автоматического
умного поиска можно найти другие вопросы по этой же теме, в категории
Обществознание. В случае если ответы на похожие вопросы не раскрывают в полном
объеме необходимую информацию, то воспользуйтесь кнопкой в верхней части
сайта и сформулируйте свой вопрос иначе. Также на этой странице вы сможете
ознакомиться с вариантами ответов пользователей.
Помогите пожалуйста!!! Выберите один ответ — наиболее полный и правильный
Вопрос № 1
Одним из направлений деятельности Прокуратуры РФ является:
1) осуществление правосудия
2) непосредственное обеспечение правопорядка в стране
3) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
4) обеспечение исполнения уголовных наказаний
Вопрос № 2
Гражданин Ф. подарил своему сыну на тринадцатилетие принадлежащий ему ноутбук. Этот пример, прежде всего, иллюстрирует право собственника:
1) владеть
2) пользоваться
3) распоряжаться
4) наследовать
Вопрос № 3
Из приведённого списка выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий, представленных в списке
1) моральные категории
2) ценности
3) идеалы
4) нравственные начала
5) духовные ориентиры
Вопрос № 4
Какая из названных характеристик НЕ относится к рыночной экономике:
1) конкуренция
2) централизованное планирование
3) частная собственность
4) свобода предпринимательского выбора
5) нет верного ответа
Вопрос № 5
Среди сотрудников крупной компании был проведен анонимный опрос об их национальной принадлежности. Полученные результаты объединяют группы опрошенных на основании общности
1) демографической
2) конфессиональной
3) этнической
4) профессиональной
5) территориальной
Пройдите тест, узнайте свой уровень и посмотрите правильные ответы!
Среди сотрудников крупной компании был проведен анонимный опрос об их национальной принадлежности. Полученные результаты объединяют группы опрошенных на основании общности
Семья Л. состоит из шести человек: муж, жена и четверо детей. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что эта семья относится к патриархальному типу?
Л. владеют двухэтажным семикомнатным домом в черте города.
Глава семьи руководит крупным оборонным предприятием.
Семье принадлежат два легковых автомобиля: городской и внедорожник.
В семье четко разделены обязанности: муж — кормилец, жена — домохозяйка.
Верны ли следующие суждения о семье?
А. Семья организует совместную трудовую деятельность всех ее членов в домашнем хозяйстве.
Б. Важной функцией семьи является организация свободного времени ее членов.
Особый признак политической власти, отличающий ее от других видов общественной власти, —
обращение ко всем гражданам — жителям страны
отношение господства и подчинения между людьми
регулирующее воздействие на жизнь людей
воплощение в народных обычаях и традициях
Прочитайте фрагменты публицистических статей. В каком из них содержится информация о событиях, отражающих деятельность организаций, представляющих гражданское общество?
«Глава государства обратился с ежегодным посланием к парламенту с изложением ключевых направлений внешней и внутренней политики».
«Председатель правительства вылетел на место техногенной аварии, чтобы лично разобраться в обстоятельствах происшедшего».
«Главы регионов собрались на совещание с главой государства для выработки согласованных решений».
«Общественные организации, представляющие интересы профессионального педагогического сообщества, провели съезд, на котором обсудили готовящиеся поправки в Закон об образовании».
Верны ли следующие суждения о формах государства?
А. Термины «монархия» и «республика» обозначают формы государственного правления и характеризуют порядок устройства высших органов власти.
Б. Термины «федерация» и «конфедерация» обозначают формы политического режима и характеризуют степень политических прав и свобод граждан.
Особенностью главы Конституции РФ «Об основах конституционного строя» является то, что она
не может быть вынесена на всенародный референдум, все поправки в нее вносит Совет Федерации
не подлежит пересмотру путем внесения поправок и изменений в текст Конституции
подлежит обязательному согласованию с Конституционным судом РФ
может быть изменена по решению президента РФ по представлению Председателя Верховного суда РФ
Какие из приведенных терминов связаны с деятельностью судебных органов?
квалифицированное большинство, кворум
приказы, департамент министерства
бремя доказывания, исковые требования
парламентское расследование, фракция
Какая из ситуаций является преступлением (уголовным правонарушением)?
Старшеклассник пронес в ночной клуб на дискотеку легкие наркотики и предлагал их товарищам.
Химчистка нанесла непоправимый ущерб костюму гражданина, на нем остались невыводимые пятна от химических реактивов.
Гражданин сделал излишне темную тонировку стекол и был остановлен сотрудниками ДПС.
Работник ДЭЗа не вышел на работу после новогодних праздников без уважительной причины.
Верны ли следующие суждения о трудоустройстве несовершеннолетних граждан?
А. Привлечение несовершеннолетних работников к работе в ночное время возможно только с согласия родителей.
Б. Несовершеннолетние граждане не могут привлекаться на работы, связанные с ответственностью за других людей.
ТЕСТЫ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Тема № 1.
Общество. Основные сферы общественной жизни.
Часть А
А1
Общество, в самом широком смысле слова, означает
1) |
естественную среду обитания |
2) |
объединение всех людей на земле |
3) |
определенную группу людей по интересам |
4) |
стадию исторического развития народа |
А2
К общественным отношениям относятся связи между
1) |
отдельными людьми и их группами |
2) |
программистом и персональным компьютером |
3) |
географическими условиями и разделением труда |
4) |
работниками и орудиями труда |
А3
В результате научного открытия, ученые изобрели новое лекарство от рака. Данный факт непосредственно связан со сферой
1) |
экономики |
2) |
духовной культуры |
3) |
политики |
4) |
социальных отношений |
А4
Политические партии прежде всего создаются в современном мире представителями «среднего класса». Данный факт иллюстрирует взаимосвязь между сферами жизни общества
1) |
культуры и социальной сферы |
2) |
культуры и политики |
3) |
политики и экономики |
4) |
политики и социальной сферы |
А5
Примером влияния природных факторов на развитие общества является
1) |
создание древнейшего памятника писаного права – законов Хаммурапи |
2) |
возникновение первых очагов цивилизации в долинах крупных рек: Нила, Инда, Хуанхэ |
3) |
походы Александра Македонского на Восток |
4) |
борьба древней Руси с набегами кочевников: печенегов и половцев |
А6
Отметьте верное суждение о взаимодействии природы и современного общества
1) |
И в природе и в обществе действуют объективные законы развития |
2) |
Общество на современном этапе полностью подчинило себе природу |
3) |
Человек и общество не способны противодействовать природной стихии |
4) |
Общество развивается, а природа неизменна, статична |
А7
Какие из приведенных социальных фактов, явлений характерны для обществ традиционного типа?
1) |
парламентаризм, демократические ценности, фабричное производство |
2) |
электронные сети, глобализация, высокие технологии |
3) |
община, мелкотоварное ремесло, сословная иерархия |
4) |
многопартийность, массовое производство, социальное законодательство |
А8
Страна А. с населением в 25 млн. человек расположена в Северном полушарии. Какая дополнительная информация позволит судить о принадлежности А. к обществам постиндустриального типа?
1) |
Страна имеет многоконфессиональный состав населения. |
2) |
Страна имеет разветвленную сеть железнодорожного транспорта. |
3) |
В управлении обществом применяются компьютерные технологии. |
4) |
В средствах массовой информации пропагандируются традиционные семейные ценности. |
А9
Какой из перечисленных признаков характеризует общество как индустриальное?
1) |
широко развиваются электронные средства связи |
2) |
основу экономики составляет крупное машинное производство |
3) |
общество имеет многонациональный состав |
4) |
в обществе существует имущественное неравенство |
А10
Верны ли следующие суждения?
А. В процессе воздействия на природу, человек ее преобразует, создает «вторую природу».
Б. Воздействие человеческого общества на природу имеет как позитивные, так и негативные последствия.
1) |
верно только А |
2) |
верно только Б |
3) |
верны оба суждения |
4) |
оба суждения неверны |
А11
К глобальным экологическим проблемам современного мира относится
1) |
расширение деятельности транснациональных компаний |
2) |
углубление разрыва в развитии между бедными и богатыми странами |
3) |
деятельность международных террористических организаций |
4) |
загрязнение вод мирового океана отходами вредных производств |
А12
Какой из признаков характерен для общественного регресса?
1) |
развитие общества от менее совершенных форм к высшим |
2) |
усложнение общественных отношений и взаимодействий |
3) |
попятное, возвратное движение общества, распад определенных учреждений и норм |
4) |
смягчение общественных нравов и моральных норм |
А13
Верны ли следующие суждения?
Общество характеризуется как
А. результат деятельности многих поколений людей.
Б. система экономических, социальных, политических и духовных отношений людей.
1) |
верно только А |
2) |
верно только Б |
3) |
верны оба суждения |
4) |
оба суждения неверны |
А14
С помощью такого критерия как гуманизация отношений между людьми можно оценить с точки зрения общественного прогресса исторический факт
1) |
изобретение конвертерного способа производства металла |
2) |
открытие новых нефтяных месторождений на арктическом шельфе |
3) |
исключение смертной казни из спектра наказаний в большинстве европейских стран |
4) |
разработка нового поколения компьютерных программ |
А15
Верны ли следующие суждения?
А. Революционный путь изменений наиболее болезненен для общества и приводит к разрушению его отдельных звеньев.
Б. Общество может изменяться как постепенным, эволюционным путем, так и скачкообразно, посредством революций.
1) |
верно только А |
2) |
верно только Б |
3) |
верны оба суждения |
4) |
оба суждения неверны |
А16
Среди приведенный признаков укажите те, которые характеризуют традиционное общество.
А) |
сращивание власти с собственностью на землю |
Б) |
господство мужчины в семейной жизни |
В) |
быстрота общественных перемен |
Г) |
выделение в обществе привилегированных и непривилегированных сословий |
Д) |
свободное развитие частной инициативы в различных сферах жизни общекства |
Выберите правильную комбинацию букв:
1) |
АБГ |
2) |
АГД |
3) |
АВД |
4) |
ВГД |
А17
Верным для характеристики общественного прогресса является утверждение:
1) |
общественный прогресс стал невозможным в условиях глобализации. |
2) |
общественный прогресс затрагивает только область техники и технологии. |
3) |
общественный прогресс неоднозначен и противоречив в своих последствиях. |
4) |
общественный прогресс возможен только в странах с развитой экономикой. |
А18
Отличительным признаком современного общества является
1) |
господство традиционных религий и правовых обычаев |
2) |
рост взаимозависимости различных регионов мира |
3) |
воспроизводство строго иерархичной сословной структуры |
4) |
полный отказ от традиционных религий и культуры |
А19
Среди приведенных предложений три представляют собой аргументы, а одно – оценочное суждение. Укажите предложение, являющееся оценочным суждением.
1) |
Семейный уклад в стране Н. имеет патриархальные черты. |
2) |
Основная масса населения в стране Н. занято в сельском хозяйстве. |
3) |
Страну Н. можно отнести по ряду признаков к традиционному обществу. |
4) |
В жизни общества страны Н. большую роль играют сельские общины. |
А20
Во второй половине ХХ века человечество столкнулось с группой проблем, от решения которых зависит его будущее. Эти проблемы в науке получили название
1) |
общечеловеческие |
2) |
глобальные |
3) |
планетарные |
4) |
всеобщие |
А21
Верны ли следующие суждения?
А. Угроза международного терроризма заставляет правительства ряда стран мира ограничивать права своих граждан..
Б. Международный терроризм и экстремизм стали ответом на глобализацию и экспансию ценностей западного мира в развивающиеся страны.
1) |
верно только А |
2) |
верно только Б |
3) |
верны оба суждения |
4) |
оба суждения неверны |
А22
Одним из создателей теории информационного общества, определившим его черты и признаки в трудах «Шок перед будущим», «Третья волна», явился ученый
1) |
К.Маркс |
2) |
О.Тоффлер |
3) |
Д.Тойнби |
4) |
В.Ленин |
А23
Ученые выделяют в развитии общества цивилизационный и формационный подходы. Цивилизационный подход предполагает
1) |
рассмотрение истории как универсального процесса |
2) |
выявление общих черт в развитии отдельных стран и народов |
3) |
рассмотрение человеческой истории как смены определенных этапов |
4) |
признание множественности, разнообразия путей и форм развития обществ |
А24
Процессы глобализации – ведущей тенденции развития современного мира, в первую очередь связаны с
1) |
развитием национальных систем безопасности |
2) |
развитием телекоммуникационных систем связи |
3) |
развитием образования и введением единых государственных тестов |
4) |
усилением влияния традиционных семейных ценностей |
А25
Продолжите фразу: «консервация общества на определенной стадии развития, отсутствие поступательно движения – это …»
1) |
регресс |
2) |
стагнация |
3) |
распад |
4) |
прогресс |
Часть В
В1
Ниже приведен ряд терминов. Все из них, за исключением одного, относятся к понятию «традиционное общество».
Сословное деление, родовая аристократия, сельская община, массовое производство, патриархальная семья.
Найдите и укажите термин, «выпадающий» из их ряда и относящийся к другому понятию.
Ответ: ___________________________ .
В2
Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
1) |
Крестьянство в России в начале XIX века составляло около 92 % населения. |
2) |
Дворянство, в основном, мелкопоместное, не превышало 1%. |
3) |
Меньшинство населения обладало сословными привилегиями. |
4) |
Очевидно, данное общество можно считать традиционным. |
Определите, какие положения текста носят
А) фактический характер,
Б) характер оценочных суждений.
Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
В3
Установите соответствие между фактами и глобальными проблемами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
факты |
Глобальные проблемы |
||
1) |
быстрый прирост населения в странах Азии и Африки |
А) |
экологические проблемы |
2) |
хищническая вырубка лесов Амазонии |
Б) |
проблема «мирового Севера и мирового Юга» |
3) |
глобальное потепление климата, «парниковый эффект» |
||
4) |
рост задолженности развивающихся стран странам «золотого миллиарда». |
В4
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором ряд предложений пронумерованы. Три пронумерованных предложения содержат ошибочные суждения.
(1) Общество представляет собой совокупность различных сфер: экономической, социальной, политической, духовной.. (2) Сфера духовной культуры охватывает отношения в процессе производства, обмена и потребления материальных и нематериальных благ и услуг. (3) Важное значение для развития общества имеет политика. (4) Ее роль – регулирование общественных отношений, управление общественными процессами. (5) Сфера духовной культуры обособлена от остальных сфер, не оказывает на них никакого влияния. (6) Элементами экономической сферы общества выступают научные центры, библиотеки, театры.
Выберите из предлагаемого текста ошибочные суждения. Выпишите цифры, соответствующие им в таблицу ответа под соответствующими буквами. Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответа.
В5
Установите соответствие между обществоведческими понятиями и их характерными признаками и: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ |
ПОНЯТИЯ |
||
1) |
естественная среда обитания людей |
А) |
общество |
2) |
способ жизнедеятельности людей |
Б) |
природа |
3) |
совокупность взаимосвязей и взаимодействия людей |
||
4) |
подчиняется только объективных законам развития |
Впишите полученный ответ в таблицу, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
В6
Установите соответствие между типом общества и его характерными признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ |
ТИП ОБЩЕСТВА |
||
1) |
развивается крупная фабричная промышленность |
А) |
индустриальное |
2) |
основными классами общества становятся пролетариат и буржуазия |
Б) |
постиндустриальное |
3) |
ведущую роль приобретает сфера услуг |
||
4) |
массовое распространение получили персональные компьютеры |
Впишите полученный ответ в таблицу, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
В7
Ниже приведен ряд терминов. Все из них, за исключением одного, характеризуют общественные изменения.
Регресс, эволюция, трансформация, распад, сферы общества, революция, реформа, стагнация.
Найдите и укажите термин, «выпадающий» из общего ряда, и относящийся к другим характеристикам общества.
Ответ: ____________________________
В8
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором ряд слов пропущен.
Общество представлено взаимосвязью и взаимодействием четырех ______________(1): экономической, политической, социальной и духовной. Общественное _______________ (2) – один из наиболее важных элементов общества. Оно в наиболее полной форме представлено в экономической сфере, хотя и не сводится к ней. Как и материальное, духовное производство целенаправленно, оно удовлетворяет определенные __________________ (3). Продуктом и содержанием духовного производства является ______________(4).
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить в пробелы. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что в списке слов больше, чем вам необходимо выбрать.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пробел.
А) |
производство |
Б) |
общество |
В) |
общественные потребности |
Г) |
культура |
Д) |
сфера |
Е) |
население |
Обратите внимание на то, что пробелы пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пробелов. Запишите под каждым номером букву, обозначающую в списке выбранное вами слово.
Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
В9
В перечне приведены три общие и три различные черты между традиционным и индустриальным обществом.
1) |
выделение сфер экономики и политики |
2) |
наличие аппарата управления обществом |
3) |
преобладание сельского хозяйства в экономике |
4) |
развитие демократических традиций |
5) |
быстрота и динамизм преобразований |
6) |
наличие социального неравенства |
Ответ оформите в виде таблицы. В первую часть таблицы впишите цифры, обозначающие общие черты, а во вторую часть таблицы – различия. Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов.
ОБЩИЕ ЧЕРТЫ |
РАЗЛИЧНЫЕ ЧЕРТЫ |
||||
Часть С.
С1
Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «социальная революция». Составьте небольшой текст (два предложения) с использованием данного понятия в контексте обществоведческого знания.
С2
Приведите два конкретных примера, иллюстрирующие негативные последствия глобализации.
Тема № 2.
Человек. Его природа, взаимодействие с природой и обществом.
A1
Важным отличием человека от любого другого живого существа
является(-ются)
1) |
мышление |
2) |
инстинкты |
3) |
рефлексы |
4) |
потребности |
A2
Верны ли следующие суждения?
Личность человека
А. формируется в результате его взаимодействия с обществом.
Б. зависит от характера трудовой деятельности.
1) |
верно только А |
2) |
верно только Б |
3) |
верны оба суждения |
4) |
оба суждения неверны |
A3
Общее для человека и животного качество —
1) |
потребность в отдыхе |
2) |
вера в сверхестественное |
3) |
создание нового, не имеющего аналогов |
4) |
постановка жизненных целей |
A4
Верны ли следующие суждения?
Свобода человека
А. невозможна во взаимодействии с другими людьми.
Б. предполагает связь с ответственностью за совершенные поступки.
1) |
верно только А |
2) |
верно только Б |
3) |
верны оба суждения |
4) |
оба суждения неверны |
A5
Школьники вместе с родителями расчистили от мусора пустырь за школой и засадили его деревьями и кустарниками. Данный пример иллюстрирует деятельность
1) |
игровую |
2) |
трудовую |
3) |
учебную |
4) |
познавательную |
A6
Среди приведенных примеров деятельности людей укажите те, которые иллюстрируют экономическую деятельность.
А) |
разработка газового месторождения |
Б) |
выборы депутатов парламента |
В) |
изменение ставки банковского процента |
Г) |
оказание услуг страхования |
Д) |
художественное чтение стихотворения |
Выберите правильную комбинацию букв:
1) |
АВГ |
2) |
АГД |
3) |
БВД |
4) |
ВГД |
A7
На основании приведенного высказывания определите жизненную позицию автора: «Все, даже бесспорные на первый взгляд истины, следует подвергать сомнению».
1) |
циник |
2) |
мизантроп |
3) |
скептик |
4) |
нигилист |
A8
Результатом деятельности стало создание продукта, обладающего определенными качествами. Найдите недостающую информацию, позволяющую сделать вывод, что деятельность носила творческий характер.
1) |
В деятельности участвовала группа людей. |
2) |
В процессе деятельности применялись орудия труда. |
3) |
Деятельность была обращена на использование веществ природы. |
4) |
Созданный в результате деятельности продукт не имеет аналогов. |
A9
В целях повышения гражданского опыта школьников была организована общешкольная игра «Город Солнца». Учащимся провели выборы в муниципальные органы власти, разработали и представили программы кандидатов, организовали их публичную защиту, разработали текст конституции школы. Кто (что) является субъектом данной игровой деятельности?
1) |
разработанная школьниками конституция |
2) |
процесс проведения выборов в муниципалитет |
3) |
программы кандидатов на выборные должности |
4) |
школьники – участники выборной кампании |
A10
Существенного влияния на социализацию личности не оказывают
1) |
школа |
2) |
средства массовой информации |
3) |
особенности местного климата |
4) |
семья |
A11
Политический статус личности характеризуется
1) |
правом на участие в культурной жизни |
2) |
обязанностью сохранять природу |
3) |
свободой литературного творчества |
4) |
правом проводить собрания, митинги и демонстрации |
A12
Признаком деятельности человека, отличающей ее от поведения животных, является
1) |
постановка осознанных целей |
2) |
приспособление к внешней среде |
3) |
использование природных веществ |
4) |
взаимодействие с себе подобными |
A13
Реформа в области образования, предполагающая введение обязательного 11-летнего среднего образования, представляет собой деятельность
1) |
материально-производственную |
2) |
социально-преобразовательную |
3) |
ценностно-ориентировочную |
4) |
познавательную |
A14
В общественной науке для обозначения единичного представителя человеческого рода используется термин
1) |
деятель |
2) |
индивид |
3) |
личность |
4) |
субъект |
A15
Верны ли следующие суждения?
А. Труд предполагает в качестве цели удовлетворение материальных и духовных потребностей людей.
Б. Отличием общения, как одного из видов деятельности человека, является обязательное наличие партнера, может быть даже и воображаемого.
1) |
верно только А |
2) |
верно только Б |
3) |
верны оба суждения |
4) |
оба суждения неверны |
A16
Древнегреческий философ Демокрит утверждал: «Хорошими люди становятся больше от упражнений, чем от природы». Процесс, в ходе которого каждый человек усваивает правила жизни в обществе, приобретает моральные качества, называется в обществознании
1) |
социализацией |
2) |
индивидуализацией |
3) |
стратификацией |
4) |
генезисом |
A17
Верны ли следующие суждения?
А. Человек, обладающий незаурядными природными задатками, непременно становится талантливым.
Б. Способности человека развиваются на основе природных задатков.
1) |
верно только А |
2) |
верно только Б |
3) |
верны оба суждения |
4) |
оба суждения неверны |
A18
Немецкий философ И.Гете писал: «Никто не может судить о других, пока не научится судить о себе самом». Процесс, в ходе которого каждый человек осмысливает свои способности, желания, возможности, интересы, называется в науке
1) |
самостоятельностью |
2) |
самопознанием |
3) |
самореализацией |
4) |
социализацией |
A19
Среди приведенных примеров деятельности людей укажите те, которые иллюстрируют политическую деятельность.
А) |
участие в день выборов депутатов парламента в голосовании |
Б) |
выдвижение своей кандидатуры на пост главы муниципалитета |
В) |
размещение в коммерческом банке крупного вклада |
Г) |
внесение поправок в текст конституции |
Д) |
художественное чтение стихотворения |
Выберите правильную комбинацию букв:
1) |
АБГ |
2) |
АГД |
3) |
БВД |
4) |
ВГД |
A20
Для характеристики личности человека, прежде всего, важны такие качества как
1) |
цвет глаз и волос |
2) |
расовая принадлежность |
3) |
особенности физического строения |
4) |
способность общаться |
A21
Признаком деятельности человека, отличающей ее от поведения животных, является
1) |
приспособление к внешней среде |
2) |
формирование условных рефлексов |
3) |
использование природных веществ |
4) |
постановка идеальной цели |
A22
Важным видом человеческой деятельности выступает социально-преобразовательная. Подберите пример подобной деятельности.
1) |
издание популярной энциклопедии |
2) |
внедрение новой компьютерной программы |
3) |
реализация национального проекта в области здравоохранения |
4) |
публикация сборника произведений популярного прозаика |
A23
В стране Д. был проведен опрос социологической службой. Респондентам было предложено ответить на вопрос: Какой фактор Вы считаете главным, определяющим в формировании личности? Были получены следующие результаты (в %):
Название фактора |
Количество голосов опрошенных |
природные задатки |
17 |
семья, домашние |
23 |
школа |
36 |
средства массовой информации |
12 |
затруднились ответить |
12 |
Какой вывод можно сделать на основе данных таблицы?
1) |
наибольшее число опрошенных высказалось за решающую роль семьи. |
2) |
более трети опрошенных затруднились в ответе на заданный им вопрос. |
3) |
в качестве ведущего фактора в становлении личности около трети опрошенных назвали школу |
4) |
наименьшее число голосов опрошенных набрал фактор природных задатков |
A24
Труд «Бегство от свободы», в котором была сформулирована мысль о том, что свобода налагает на человека дополнительную ответственность и что, подчас, комфортнее и удобнее жить в несвободном обществе, создал
1) |
К. Маркс |
2) |
Э. Фромм |
3) |
К. Юнг |
4) |
Л.Н. Толстой |
A25
Среди приведенных признаков укажите те, которые отличают деятельность человека от поведения животных.
А) |
человек в своей деятельности выдвигает осознанные цели |
Б) |
в деятельности человека удовлетворяются естественные потребности |
В) |
человек способен моделировать результаты своей деятельности |
Г) |
деятельность человека определяется инстинктами |
Д) |
в деятельности человека присутствуют осознанные интересы |
Выберите правильную комбинацию букв:
1) |
АБГ |
2) |
АГД |
3) |
АВД |
4) |
ВГД |
Часть В
В1
Установите соответствие между видами деятельности и иллюстрирующими их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ |
ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
||
1) |
выдвижение гипотез развития Вселенной |
А) |
научная |
2) |
производство потребительских товаров |
Б) |
практическая |
3) |
преподавание учебных предметов в школе |
||
4) |
изучение поведения животных в естественной среде |
Впишите полученный ответ в таблицу, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
В2
Ниже приведен ряд терминов. Все из них, за исключением одного, относятся к понятию «биологические потребности».
В пище, в отдыхе, в еде, в красоте, в поддержании теплового баланса, в защите .
Найдите и укажите термин, «выпадающий» из их ряда и относящийся к другому понятию.
Ответ: ___________________________ .
В3
Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
1) |
Человек в процессе своей жизнедеятельности приобретает знания и опыт. |
2) |
Человек осваивает опыт, накопленный предками, а также, передает свои знания следующим поколениям. |
3) |
Думается, что приобретенное расширяет поле человеческих возможностей, делает человека более свободным в принятии решений. |
4) |
Только знающий и опытный человек способен на самостоятельные решения и поступки. |
Определите, какие положения текста носят
А) фактический характер,
Б) характер оценочных суждений.
Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
В4
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором ряд предложений пронумерованы. Три пронумерованных предложения содержат ошибочные суждения.
(1) Личность человека формируется под влиянием различных факторов, важнейшим из которых является воздействие со стороны общества, других людей.. (2) При формировании личности важны врожденные, природные задатки. (3) Задатки человека обязательно развиваются в способности, становятся талантами человека.. (4) Формирование способностей ни коим образом ни связано с деятельностью, взаимодействием с обществом. (5) Исследуя свои способности, каждый человек определяется с выбором профессии.. (6) Выбор профессии во многом запрограммирован у человека с рождения, ни семья, ни школа не способны его изменить.
Выберите из предлагаемого текста ошибочные суждения. Выпишите цифры, соответствующие им в таблицу ответа под соответствующими буквами. Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответа.
В5
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором ряд слов пропущен.
______________(1) побуждает к деятельности, к поиску предмета ее удовлетворения. Предметом потребности является ее _______________ (2). Мотив — это форма проявления потребности, побуждение к определенной деятельности, тот предмет, ради которого осуществляется данная потребность. Одна и та же __________________ (3) может вызываться различными мотивами. Итак, мотив — это побуждение к деятельности, отвечающий на вопрос «зачем?» мы что-то делаем. Мотив служит основой для формирования осознанного ______________(4).
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить в пробелы. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что в списке слов больше, чем вам необходимо выбрать.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пробел.
А) |
потребность |
Б) |
интерес |
В) |
мотив |
Г) |
процесс |
Д) |
деятельность |
Е) |
результат |
Обратите внимание на то, что пробелы пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пробелов. Запишите под каждым номером букву, обозначающую в списке выбранное вами слово.
Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
В6
Установите соответствие между видами деятельности и иллюстрирующими их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Признаки |
Виды деятельности |
||
1) |
Освоение опыта предыдущих поколений |
А) |
труд |
2) |
Преобразование предметов окружающего мира |
Б) |
общение |
3) |
Обмен информацией и ее преобразование в процессе взаимодействия |
В) |
учение |
4) |
Осуществление реального действия воображаемыми средствами |
Г) |
игра |
Впишите полученный ответ в таблицу, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
В7
Выберите качества, отличающие человека от животного. Обведите цифры правильных ответов и последовательно запишите их в строке ответа.
1) |
стремление к самореализации |
2) |
потребность в красоте |
3) |
способность строить жилища |
4) |
потребность в пище и воде |
5) |
способность отображать мир в идеальных образах |
Ответ: ____________________________
В8
Вставьте пропущенное слово в схеме и впишите его в строку ответа:
Природа человека
биологическая |
…………………….. |
Качества, приобретаемые от рождения |
Качества, формируемые в процессе взаимодействия с обществом |
Ответ: ________________________
В9
В перечне приведены три общие и три различные черты между человеком и высшими животными.
1) |
использование орудий труда |
2) |
необходимость поддержание теплового баланса тела |
3) |
представления о сверхестественном |
4) |
отображение мира в идеальных образах |
5) |
потребность в воде и пище |
6) |
создание нового, не имеющего аналогов в природе |
Ответ оформите в виде таблицы. В первую часть таблицы впишите цифры, обозначающие общие черты, а во вторую часть таблицы – различия. Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов.
ОБЩИЕ ЧЕРТЫ |
РАЗЛИЧНЫЕ ЧЕРТЫ |
||||
Часть С.
С1
Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «социализация»? Составьте два предложения с использованием данного понятия в контексте обществоведческого знания.
С2
Французский писатель Э. Золя писал: «Деятельность заключает награду в самой себе. Действовать, создавать, вступать в борьбу с обстоятельствами, побеждать их или чувствовать себя побежденным, вот вся радость; все человеческое здоровье заключается в этом!». Как понимает автор значение человеческой деятельности? Сформулируйте свое отношение к приведенному суждению.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
ТЕКСТ
Игра сейчас встает в строй самых жгучих проблем человечества. Без нее невозможно нормальное развитие мозга и тела. Неиграющий ребенок – опасно болен… Дети, лишенные игр, теряют те или иные качества мышления, поскольку не развиваются. По свидетельству психологов, дети, только что поступившие в первый класс, недостаточно наблюдательны: не могут точно, интересно, подходя с разных сторон, рассказать о птице или растении, на которое смотрят. Диагноз – «НЕ ДОИГРАЛ».
…Фантазия, логика, воображение, интуиция, реактивность – все это из игры. Одна из высочайших ценностей участия в играх — обогащение эмоциями….
Игра заставляет находить неожиданные, правильные, неправильные и потому часто особенно интересные решения. Становится очевидным, что часы, потраченные на игры, — не потеря времени на глупости, а обретение важной человеческой способности – самому принимать решения. Привлекательность игр и заключается в риске выбора решения, в «испытании» судьбы. Игры важны именно для воспитания склонностей, привычек принимать решения сообразно обстановке, имеющейся информации… СТРАТЕГИЯ ПОВЕДЕНИЯ есть главный социальный капитал игры.
…И все-таки для чего нужна игра? Детям, взрослым? Да для радости ощущения жизни и себя в ней. Для полного счастливого самовыражения. Игры без малого исключения – очень хорошее дело. Если собрать все игры, что входили в нашу жизнь, — это будет ЧИСТОЕ, ДОБРОЕ время жизни. Время, когда мы лучше всего понимали и принимали друг друга, когда любили, когда были разными и нужными друг другу, что-то самозабвенно делали, отдавали….
В основе игры лежит какая-то тайна, большая ли, маленькая – неизвестность результата. Процесс игры – ведущее к разгадке приключение. Вот почему азарт игрока, помимо всего прочего, помимо всего прочего, — это азарт открывателя тайн, исследователя.
Шмаков С.А. Ее величество – игра.
С3
С опорой на текст, назовите любые два качества, развиваемые в человеке играми? Приведите любые два примера качеств, которые наблюдаются у ребенка, который, по выражению автора, «НЕ ДОИГРАЛ».
С4
В чем заключается, по мнению автора, привлекательность игры? Сформулируйте два продолжения для фразы: «Игра мне нужна для …».
С5
Как вы понимаете оценку автора «процесс игры – ведущее к разгадке приключение»? Подтвердите данную мысль любым примером.
Тема № 3.
Познание мира. Духовная культура человека и общества.
А1
Процесс постижения человеком сущности вещей, своей природы, законов развития окружающего мира, называется
1) |
воспитанием |
2) |
обучением |
3) |
познанием |
4) |
искусством |
А2
Отличием обыденного, житейского знания является приобретение его в ходе
1) |
выдвижения и обоснования научных гипотез |
2) |
обобщения данных, полученных экспериментальным путем |
3) |
осмысления и накопления жизненного опыта |
4) |
отображения мира в художественных образах |
А3
В понятии «истина» заключено знание,
1) |
разделяемое большинством людей |
2) |
соответствующее моральным нормам |
3) |
не противоречащее предыдущему |
4) |
соответствующее познаваемым объектам |
А4
Верны ли следующие суждения о познании?
А. Познавательная деятельность нацелена на получение достоверного знания.
Б. Истинные знания всегда разделяются большинством людей.
1) |
верно только А |
2) |
верно только Б |
3) |
верны оба суждения |
4) |
оба суждения неверны |
А5
Примером какого знания служит следующее утверждение: «Люди, рожденные под знаком Льва стремятся к лидерству, часто они становятся руководителями»?
1) |
естественнонаучного |
2) |
астрологического |
3) |
житейского |
4) |
мифологического |
А6
Утверждение «по данным археологов во время нашествия орд Батыя на Русь было разрушено 49 из 74 городских центров» является примером
1) |
мифологического знания |
2) |
житейского знания |
3) |
народной мудрости |
4) |
научного знания |
А7
Какой из приведенных результатов познавательной деятельности получен опытно-экспериментальным путем?
1) |
Разработка философами теории глобального управления |
2) |
Выдвижение астрономами гипотезы о происхождении «черных дыр» в галактиках |
3) |
Определение степени загрязненности водоемов при помощи химического анализа проб воды |
4) |
Моделирование при помощи компьютера последствия высадки инопланетян |
А8
Знание о том, что масса вытесненной воды телом при погружении равно массе погружаемого тела было получено путем
1) |
научного эксперимента |
2) |
предположения (выдвижения гипотезы) |
3) |
теоретического анализа |
4) |
божественного откровения |
А9
Высказывание «Всякая истина рождается как ересь, а умирает как предрассудок» свидетельствует о(об )…. характере истины. Заполните пропуск в предложении.
1) |
научном |
2) |
абсолютном |
3) |
относительносм |
4) |
очевидном |
А10
Какое из приведенных утверждений является примером научного знания?
1) |
Люди, рожденный под знаком Овна, обычно упрямы и энергичны. |
2) |
Согласно мифам древних китайцев, первые люди на земле были сотворены из глины. |
3) |
Обнаруженные археологами при раскопках Помпей надписи на стенах домов дали дополнительную информацию о политической борьбе в древнем Риме. |
4) |
Писатель Геродот, основываясь на слухах, писал о племени людей с собачьими головами, обитавшем в Причерноморье. |
А11
Учащийся осуществил индивидуальный исследовательский проект по социологии. Какой из приведенных фактов свидетельствует о том, что он использовал не только теоретические, но и эмпирические методы познания?
1) |
Учащийся выдвинул гипотезу своего исследования. |
2) |
Учащийся сформулировал прогнозируемые результаты своего исследования. |
3) |
Учащийся провел социологический опрос жителей микрорайона. |
4) |
Учащийся обобщил свои наблюдения и сформулировал выводы. |
А12
Высказывание, соединяющее вместе несколько суждений, например «Альпинистами называют покорителей горных вершин. Тенцинг Норгей первым покорил Эверест – высочайшую горную вершину. Значит, Тенцинг – альпинист» является примером
1) |
представления |
2) |
восприятия |
3) |
понятия |
4) |
умозаключения |
А13
Укажите верное высказывание:
1) |
Истинные знания – те, которые разделяются большинством людей. |
2) |
В процессе познания приобретаются как истинные, так и ложные знания, заблуждения. |
3) |
Только те знания, которые соответствуют моральным нормам, истинны. |
4) |
Знания, полученные в результате экспериментов, истинны по определению. |
А14
Среди приведенных предложений три – с изложением фактов, одно – с выражением субъективного мнения. Укажите предложение, в котором выражено субъективное мнение.
1) |
В латвийской Юрмале прошел конкурс молодых исполнителей эстрадной песни из стран СНГ и Балтии |
2) |
На фестиваль приехали и многие известные исполнители |
3) |
Подобный фестиваль, думается, позволить осуществить плодотворный обмен творческими идеями. |
4) |
Специально для фестиваля написано много новых песен. |
А15
Продукт данного типа культуры отображает эстетические предпочтения создателя и ориентирован на определенный круг потребителей. Какая дополнительная информация о продукте позволит сделать вывод о том, что он относится к массовой культуры?
1) |
отражает уровень развития общества |
2) |
ориентирован на получение прибыли |
3) |
сложен для восприятия и понимания |
4) |
был разработан неизвестным автором |
А16
Верны ли следующие суждения?
А. Потребители элитарной культуры вполне могут воспринимать и произведения массовой культуры.
Б. Некоторые продукты элитарной культуры могут стать частью массовой культуры.
1) |
верно только А |
2) |
верно только Б |
3) |
верны оба суждения |
4) |
оба суждения неверны |
А17
Искусство, как одну из форм культуры, отличает
1) |
логическая стройность выводов |
2) |
отображение мира в образной форме |
3) |
обобщение системы фактов, полученных опытным путем |
4) |
выстраивание системы доказательств |
А18
Верны ли следующие суждения?
А Образование служит для передачи опыта жизни от одних поколений людей к другим.
Б. В основе образования лежат культурные традиции, система ценностей и норм, способов деятельности, накопленные людьми.
1) |
верно только А |
2) |
верно только Б |
3) |
верны оба суждения |
4) |
оба суждения неверны |
А19
В 2004-2005 г.г. социологическая служба проводила опрос. Респондентам было предложено ответить на вопрос: «Станут ли они оплачивать обучение своих детей в вузе, если количество бес платных, бюджетных мест будет существенно сокращено?» Были получены следующие результаты:
2004 |
2005 |
|
Определенно да/скорее да |
34 |
42 |
Скорее нет/определенно нет |
52 |
48 |
Затруднились ответить |
14 |
10 |
Какой вывод можно сделать на основе данных таблицы?
1) |
Возросло количество людей, не готовых платить за образование своих детей. |
2) |
Существенно увеличилось количество тех, кто не определил свое отношение к поставленной проблеме. |
3) |
Незначительно возросло число людей, желающих, несмотря ни на что, дать своим детям образование, даже если за него придется платить. |
4) |
Подавляющее большинство опрошенных высказалось за оплату образования своим детям. |
А20
К чертам современного российского образования можно отнести
1) |
расширение возможностей углубленного изучения отдельных предметов |
2) |
отказ от использования новых информационных технологий в обучении |
3) |
отмену преподавания по классам и предметам |
4) |
сокращение объема учебной нагрузки и времени обучения в школе |
A21
Особенности познания человеком мира, предназначения человека на земле, сущность человеческого бытия – вопросы, входящие в круг исследования
1) |
социологии |
2) |
экономики |
3) |
философии |
4) |
политологии |
А22
В стране Н. начались масштабные реформы в сфере образования. Для того, чтобы определить отношение педагогов к реформе был проведен социологический опрос. Респондентам предложили ответить на вопрос: «Как вы оцениваете планируемые изменения в системе образования?» Были получены следующие результаты (в %):
Характер изменений |
положительно |
отрицательно |
затрудняюсь ответить |
расширение сети профессионально-технических училищ |
62 |
20 |
18 |
сокращение количества бюджетных мест в высших учебных заведениях |
23 |
55 |
22 |
введение профильного обучения в старших классах средней школы |
50 |
35 |
15 |
Какой вывод можно сделать на основе данных таблицы?
1) |
Более половины опрошенных ни по одному из направлений реформы не смогли определить свое отношение. |
2) |
Подавляющее большинство опрошенных одобрили реформы в области среднего специального образования. |
3) |
Большинство педагогов положительно оценили реформы в сфере высшего образования. |
4) |
около трети педагогов не смогли определить свое отношение к проблеме введения профильного обучения. |
А23
В развитии современного образования проявляется тенденция гуманизации, ее суть —
1) |
внимание к новым информационным технологиям обучения |
2) |
возрастание роли учебных предметов, основу которых составляют знания об обществе и человеке |
3) |
учет при выборе методик обучения индивидуальных способностей каждого ученика |
4) |
возможность начать предпрофессиональную подготовку в рамках профильного обучения |
А24
На экраны многих стран мира вышел одновременно модный кинофильм. Зритель был потрясен увиденными компьютерными спецэффектами. Создатели фильма заявили, что рассчитывают получить от проката фильма рекордную прибыль. О продукте какой культуры идет речь?
1) |
массовой |
2) |
народной |
3) |
элитаной |
4) |
традиционной |
А25
К какой из религий относятся термины: «нирвана», «ступа», «бодхисаттва»?
1) |
христианству |
2) |
исламу |
3) |
иудаизму |
4) |
буддизму |
Часть В.
В1
Установите соответствие между типами культуры и иллюстрирующими их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Признаки |
типы |
||
1) |
неизвестное авторство большинства произведений |
А) |
массовая |
2) |
ориентированность на коммерческий успех |
Б) |
народная |
3) |
стремление к извлечению прибыли |
||
4) |
передается из поколение в поколение |
Впишите полученный ответ в таблицу, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
В2
Установите соответствие между формами культуры и иллюстрирующими их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ |
ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ |
||
1) |
бестселлер (популярная книга) |
А) |
народная |
2) |
компьютерная игра |
Б) |
массовая |
3) |
саги и предания |
В) |
элитарная |
4) |
концерт классической музыки |
Г) |
экранная |
Впишите полученный ответ в таблицу, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
В3
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором ряд слов пропущен.
«Культурой называется система убеждений и____________(1), выраженных через соответствующий язык, песни, танцы, обычаи, традиции и манеры___________(2), с помощью которых упорядочивается жизненный___________(3), регулируется взаимодействие людей. Эти убеждения и ценности передаются из поколения в поколение и носят название культурных __________(4) — все то, что унаследовано от предшественников. Одни традиции реализуются в обыденной повседневной обстановке, а другие — в праздничной.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить в пробелы. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что в списке слов больше, чем вам необходимо выбрать.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пробел.
А) поведение |
Б) ценности |
В) движение |
Г) опыт |
Д) традиции |
Е) наука |
Обратите внимание на то, что пробелы пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пробелов. Запишите под каждым номером букву, обозначающую в списке выбранное вами слово.
Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
В4
Выберите признаки, характеризующие науку. Обведите цифры правильных ответов и последовательно запишите их в строке ответа.
1) |
отражает мир в образах |
2) |
предполагает строгую систему доказательств |
3) |
оказывает эмоциональное воздействие |
4) |
выдвигаются гипотезы |
5) |
анализируются и обобщаются отдельные факты |
Ответ:__________________________
В5
Прочитайте фрагмент текста итальянского гуманиста Пико дела Мирандола, в котором содержатся слова, вложенные автором в уста Бога:
«Я не назначил тебе, о Адам, ни лица, ни определенного места, ни особенного, одному тебе присущего дарования, дабы лицо свое, свое место и свои дарования ты возжелал сам, сам завоевал и сам распорядился ими. В границах, начертанных мною природе, обретается множество других тварей, но ты, кому не положены пределы, своей собственной властью, тебе врученной, ты сам творишь себя. Я поставил тебя в сосредоточие мира, дабы тебе виднее было все, чем богат этот мир. Я не создал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, дабы ты сам, подобно славному живописцу или искусному ваятелю, завершил свою собственную форму».
О каком Божьем творении идет речь?
Впишите ответ в строку ответа.
Ответ: _____________________
В6
Установите соответствие между уровнями научного познания и их методами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ЭЛЕМЕНТЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ |
УРОВЕНЬ ПОЗНАНИЯ |
||
1) |
наблюдение |
А) |
эмпирическое познание |
2) |
гипотеза |
Б) |
теоретическое познание |
3) |
анализ |
||
4) |
научная теория |
||
5) |
описание |
||
6) |
эксперимент |
Впишите полученный ответ в таблицу, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
В7
Заполните пропуск в схеме. Пропущенное слово впишите в строку ответа.
Ответ: ___________________________
В8
Ниже приведен ряд терминов. Все из них, за исключением одного, относятся к понятию «наука».
Эксперимент, гипотеза, догматы, логическое утверждение, наблюдение, исследование, прогноз.
Найдите и укажите термин, «выпадающий» из их ряда и относящийся к другому понятию.
Ответ: ___________________________ .
В9
В перечне приведены три общие и три различные черты между продуктами народной и элитарной культурой.
1) |
выступают в качестве произведений духовной культуры |
2) |
удовлетворяют запросы определенного потребителя |
3) |
требуют специальной подготовки для восприятия |
4) |
являются отражением эстетических предпочтений творца |
5) |
разрабатываются, как правило, неизвестными авторами |
6) |
могут существовать в устной форме, передаваясь из поколения в поколение |
Ответ оформите в виде таблицы. В первую часть таблицы впишите цифры, обозначающие общие черты, а во вторую часть таблицы – различия. Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов.
ОБЩИЕ ЧЕРТЫ |
РАЗЛИЧНЫЕ ЧЕРТЫ |
||||
Часть С.
С1
Мудрецы прошлого говорили о человеческой мудрости:
«Меня считают самым мудрым среди эллинов, потому что я знаю, что ничего не стоит моя мудрость» (Сократ)
«Тот, кто достигает вершины мудрости, знает, что она никогда не охватит собою весь мир» (Конфуций).
«Многознание не научает быть мудрым» (Гераклит Эфесский).
Что объединяет все представленные высказывания? Сформулируйте собственное оценочное суждение по заявленной мудрецами проблеме.
С2
Прочитайте фрагмент из стихотворения латиноамериканского поэта Хуана Лопеса Портильо.
«О, господи! Я жив, я есть! — смог он пробормотать, —
Еще страдаю! Вижу звезды! Меня ты не оставил!
Я — боль, я свет!..
Всего три вещи составляют суть сокровенную людей.
Но только две всегда угодны богу:
любовь и боль.
Любовь — объединяет, боль и страдания — разъединяют.
В том состоит гармония Вселенной. Приобретенье —
и расплата. Вот так поддерживается равновесье,
зовущееся в мире правосудьем божьим.
Так понимаю я и говорю.
А третье свойство человека — знание.
Однако же оно питает высокомерие и тщеславие»
Как вы думаете, почему поэт называет знание неугодным богу свойством человека? Какие свойства личности формируют у человек многие и глубокие знания? Сформулируйте собственное оценочное суждение о роли знаний в формировании личности.
С3
После показа анимационного сериала в одной из стран у детей начались психические расстройства. Психологи подтвердили, что таково было влияние звуковидового ряда сериала. Какие нормы, на ваш взгляд, необходимо соблюдать создателям и продавцам продукции массовой культуры для детской аудитории? (Сформулируйте не менее трех положений).
Тема № 4.
Экономическая сфера общественной жизни
А1
Первоначальный смысл слова «экономика» —
1) |
торговое место |
2) |
домашнее хозяйство |
3) |
хозяйство страны |
4) |
международная торговля |
А2
Экономическая наука изучает вопросы —
1) |
принятия политических решений |
2) |
взаимоотношений между государствами |
3) |
рациональной организации хозяйства |
4) |
укрепления национальной обороны |
А3
Верны ли следующие суждения?
А. Под экономическими благами понимаются блага ограниченные.
Б. Ограниченность экономических благ заставляет людей хозяйствовать рационально и делать выбор.
1) |
верно только А |
2) |
верно только Б |
3) |
верны оба суждения |
4) |
оба суждения неверны |
А4
Среди приведенных общественных отношений экономическими являются отношения
1) |
по поводу власти в государстве |
2) |
в сфере распределения материальных благ |
3) |
между государством и гражданином |
4) |
внутри социальных групп |
А5
Верны ли следующие суждения?
В традиционной экономике
А. хозяйственные отношения регулируются обычаями.
Б. большинство тружеников занято в промышленности.
1) |
верно только А |
2) |
верно только Б |
3) |
верны оба суждения |
4) |
оба суждения неверны |
А6
Ученые-экономисты указывают в числе основных факторов производства
1) |
капитал |
2) |
прибыль |
3) |
собственность |
4) |
ценные бумаги |
А7
Какой из примеров иллюстрирует отношения обмена в обществе?
1) |
лечение в санатории |
2) |
отдых на популярном курорте |
3) |
покупка билета на поезд |
4) |
изготовление лекарственных препаратов |
А8
Отношения производства в обществе можно проиллюстрировать примером:
1) |
проведения отпуска на популярном курорте |
2) |
покупки холодильника в крупном магазине |
3) |
выпечки печенья в частном кафе |
4) |
продажи уникальной коллекции монет |
А9
Верны ли следующие суждения?
А. Для рыночной экономики важна конкуренция между товаропроизводителями.
Б. Образование крупных монополий оздоровляет рынок, усиливая свободную конкуренцию.
1) |
верно только А |
2) |
верно только Б |
3) |
верны оба суждения |
4) |
оба суждения неверны |
А10
В стране Н. существует товарное производство и денежное обращение. Большинство занятых трудится на промышленных предприятиях. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что экономика страны Н. носит плановый (командно-административный) характер?
1) |
молодые работники имеют льготы на предприятиях |
2) |
цены на товары и услуги устанавливаются специальными государственными органами |
3) |
государство осуществляет денежную эмиссию |
4) |
большинство работников трудится на промышленных предприятиях |
А11
Исторически наиболее ранний тип экономики – традиционная. Характерный для нее признак —
1) |
преобладание свободного рыночного хозяйства |
2) |
регулирование производства товаров при помощи обычаев |
3) |
конкуренция на рынках товаров монополистов и свободных производителей |
4) |
централизованное государственное управление хозяйством |
А12
Какой пример свидетельствует о присутствии в современной смешанной экономике элементов традиционной экономической системы?
1) |
Использование промышленными предприятиями электроэнергии, произведенной ветряными электростанциями. |
2) |
Изготовление фар для автомобилей небольшой фирмой-партнером крупного автогиганта. |
3) |
Развитие ручного ремесленного промысла – изготовления глиняных игрушек и художественных изразцов. |
4) |
Разработка текстильным предприятием новой коллекции тканей со старинным орнаментом. |
А13
Понятия «курс акций», «дивиденд», «голубые фишки» характерны для
1) |
государственного регулирования экономики |
2) |
функционирования фондового рынка |
3) |
развития потребительского кредита |
4) |
финансирования оборонной промышленности |
А14
Работники фирмы, занимающейся производством строительных материалов «Добрый дом» получают дивиденды от ценных бумаг этого предприятия. Это право сохраняется за ними даже в случае увольнения. Какую форму собственности представляет данная фирма?
1) |
государственную |
2) |
кооперативную |
3) |
частную |
4) |
акционерную |
А15
Верны ли следующие суждения?
А. Ценными бумагами являются векселя, акции, облигации.
Б. К числу ценных бумаг относят ренту и дивиденды.
1) |
верно только А |
2) |
верно только Б |
3) |
верны оба суждения |
4) |
оба суждения неверны |
А16
Прибыль фирмы создается в процессе
1) |
распределения |
2) |
производства |
3) |
сбора налогов |
4) |
обмена |
А17
Гражданин Ф. подарил своему сыну на шестнадцатилетие принадлежащий ему ноутбук. Этот пример, прежде всего, иллюстрирует право собственника
1) |
владеть |
2) |
распоряжаться |
3) |
пользоваться |
4) |
наследовать |
А18
Конкуренция товаропроизводителей на рынке приводит к
1) |
уравновешиванию спроса и предложения |
2) |
снижению объемов производства |
3) |
увеличению расходов на природоохранную деятельность |
4) |
снижению косвенных налогов |
А19
Расходы государства в текущем году превысили размер собранных поступлений от налогов и пошлин. Это свидетельствует о(об)
1) |
увеличении производительности труда |
2) |
возникновении дефицита государственного бюджета |
3) |
росте числа частных предприятий |
4) |
снижении потребительских расходов |
А20
В результате аварии на химическом предприятии произошел выброс вредных отходов химического производства, что привело к временной остановке всех аналогичных производств в стране. Это вызвало падение курса акций предприятий химической отрасли. Данный пример иллюстрирует ситуацию на рынке
1) |
ценных бумаг |
2) |
банковских кредитов |
3) |
товаров и услуг |
4) |
недвижимости |
А21
Предприятия различных форм собственности (государственные, акционерные, индивидуальные частные) объединяет необходимость
1) |
выпуска ценных бумаг |
2) |
увеличения количества занятых |
3) |
уплаты налогов в государственный бюджет |
4) |
выхода на внешний рынок |
А22
Поведение потребителя на рынке непосредственно определяется
1) |
наличием государственной поддержки предпринимательства |
2) |
уровнем цен на товары и услуги |
3) |
льготным налогообложением малого бизнеса |
4) |
размерами внешнего долга государства |
А23
Предприниматель Р. для того, чтобы защитить свои накопления от инфляции, вложил их в недвижимость за рубежом. Каким иным способом граждане могут сохранить свои накопления от инфляционного обесценивания?
1) |
Хранить сбережения в наличной форме в банковском сейфе. |
|
2) |
Хранить сбережения дома в наличной форме |
|
3) |
Дать сбережения в долг приятелю под беспроцентный заем. |
|
4) |
Приобрести на них высокодоходные акции крупных компаний. |
А24
Верны ли следующие суждения?
Назначением налоговой политики государства является
А. перераспределение доходов от богатых к бедным с целью стабилизации общественных отношений.
Б. обеспечение государственных расходов.
1) |
верно только А |
2) |
верно только Б |
3) |
верны оба суждения |
4) |
оба суждения неверны |
А25
Одной из причин, вызывающих инфляцию, является
1) |
рост дефицита государственного бюджета |
2) |
исполнение государственного бюджета с профицитом |
3) |
расширение рынка труда, появление новых рабочих мест |
4) |
увеличение выпуска потребительских товаров |
Часть В.
В1
Ниже приведен ряд терминов. Все из них, за исключением одного, относятся к понятию «макроэкономика».
Мировой рынок, прибыль фирмы, структура экономики,, курс валют, безработица, издержки, инфляция.
Найдите и укажите термин, «выпадающий» из их ряда и относящийся к другому понятию.
Ответ: ___________________________ .
В2
Установите соответствие между понятием и определением. К каждой позиции первого столбца подберите позицию второго столбца.
ПОНЯТИЯ |
ОПРЕДЕЛЕНИЯ |
||
1) |
закрытое акционерное общество |
А) |
ценная бумага, дающая ее владельцу право на получение части прибыли предприятия |
2) |
дивиденд |
Б) |
внешнее, силовое воздействие государства на людей |
3) |
акция |
В) |
доход, получаемый владельцем ценной бумаги |
4) |
договор |
Г) |
предприятие, участники которого имеют именные паи, не являющиеся ценными бумагами |
Д) |
соглашение сторон, имеющее определенные юридические последствия |
Впишите полученный ответ в таблицу, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
В3
Ниже приведен ряд терминов. Все из них, за исключением одного, относятся к понятию «рыночная экономика».
Конкуренция, частная собственность, свобода потребителя, предпринимательство, директивные цены, спрос.
Найдите и укажите термин, «выпадающий» из их ряда и относящийся к другому понятию.
Ответ: ___________________________ .
В4
Установите соответствие между типами экономических систем и характеризующими их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ |
ТИПЫ ЭКОНОМИКИ |
||
1) |
свободная конкуренция |
А) |
рыночная |
2) |
цены определяет спрос и предложение |
Б) |
традиционная |
3) |
государство директивно руководит экономикой |
В) |
плановая |
4) |
преобладает натуральное хозяйство |
Впишите полученный ответ в таблицу, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
В5
В текущем году по прогнозам экспертов инфляция составит не менее 9%. Выберите финансовые инструменты, с помощью которых граждане смогут защитить свои накопления от инфляционных потерь в этом году. Обведите цифры правильных ответов и впишите их в строку в порядке возрастания.
1) |
хранение сбережений дома в наличной форме |
2) |
дача крупной суммы взаймы под 10% годовых |
3) |
вложение в акции компании, приносящие доход в 9,5 % годовых |
4) |
размещение средств на краткосрочном депозитном счете в банке под 10, 5 % |
5) |
вложение денег в крупный зарубежный банк под 2% годовых |
6) |
приобретение пая в паевом инвестиционном фонде (ПИФе), доходность которого составляет 6,5% годовых |
Ответ: __________________
В6
Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
1) |
Крупная иностранная компания вложила средства в строительство предприятия в России. |
2) |
Подобное явление, полагаю, свидетельствует об инвестиционной привлекательности нашей страны. |
3) |
Думается, что привлечение инвестиций из-за рубежа будет способствовать созданию новых рабочих мест. |
4) |
Отечественный предприниматели также вкладывают больше средств в строительство предприятий, чем в предыдущие годы. |
Определите, какие положения текста носят
А) фактический характер,
Б) характер оценочных суждений.
Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
В7
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором ряд предложений пронумерованы. Три пронумерованных предложения содержат ошибочные суждения.
(1)Рыночная экономика может успешно развиваться только в условиях свободной конкуренции товаропроизводителей. (2) Возникновение крупных монополий способствует оживлению конкуренции, помогает небольшим и малым компаниям в их выходе на рынок. (3) Государство для поддержания свободного развития рынка должно способствовать росту монополий. (4) Спрос и предложение являются главными индикаторами состояния рынка. (5) Если потребительский спрос возрастает, имеет смысл наращивать предложение. (6)В условиях роста предложения товара на него обязательно должен вырасти и спрос.
Выберите из предлагаемого текста ошибочные суждения. Выпишите цифры, соответствующие им в таблицу ответа под соответствующими буквами. Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответа.
В8
Установите соответствие между видами налогов и их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Примеры |
Виды налогов |
||
1) |
акцизный сбор |
А. |
прямые налоги |
2) |
единый социальный налог |
Б. |
косвенные налоги |
3) |
налог на имущество |
||
4) |
налог с продаж |
Впишите полученный ответ в таблицу, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
В9
В перечне приведены три общие и три различные черты между рыночной и плановой экономическими системами.
1) |
разрешение проблемы ограниченности ресурсов |
2) |
отыскивание способов эффективного использования сырья и материалов |
3) |
обеспечение свободной конкуренции товаропроизводителей |
4) |
реализация принцип специализации отраслей хозяйства и предприятий |
5) |
директивное планирование выпуска товаров |
6) |
установление цен на товары посредством колебаний спроса и предложения |
Ответ оформите в виде таблицы. В первую часть таблицы впишите цифры, обозначающие общие черты, а во вторую часть таблицы – различия. Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов.
ОБЩИЕ ЧЕРТЫ |
РАЗЛИЧНЫЕ ЧЕРТЫ |
||||
Часть С.
С1
Гражданин Н. открыл депозитный счет в банке под 9% годовых сроком на один год и один месяц. Какую функцию денег иллюстрирует данный пример? Приведите любой аналогичный пример, иллюстрирующий данную функцию денег.
С2
Читая статью о состоянии экономики своей страны в текущем году, гражданин нашел информацию о том, что валовый внутренний продукт (ВВП) возрос на 5,6%. О чем свидетельствует данный показатель? Укажите любой показатель, который должен был бы встревожить гражданина, свидетельствовав о неблагоприятной ситуации состояния национальной экономики.