Как называются слова, которые одинаково произносятся, но имеют разное значение и написание?
Дата 24.12.2020
Тема Омонимы и похожие на них языковые явления(омоформы, омографы, омофоны)
1. Ознакомиться с теоретическим материалом
https://providosiki.ru/watch/J-0U98_VNMo/russkiy-yazik-5-klass-17-nedelya-omonimi-omografi-omofoni-omoformi/
2. Собственный уровень знаний по теме проверить с помощью теста( задание выполнить в рабочих тетрадях):
1. Как называются слова, которые одинаково произносятся, но имеют разное значение и написание?
а) омофоны;
б) омографы;
в) омоформы;
г) омонимы.
2. Как называются слова, которые одинаково пишутся, но имеют разное значение и по-разному произносятся?
а) омофоны;
б) омографы;
в) омоформы;
г) омонимы.
3. Как называются слова разных частей речи, совпадающие по звучанию и написанию в отдельных грамматических формах?
а) омофоны;
б) омографы;
в) омоформы;
г) омонимы.
4. Как называются слова одной части речи, которые произносятся и пишутся одинаково, при этом имеют разные лексические значения?
а) омофоны;
б) омографы;
в) омоформы;
г) омонимы.
5. Среди перечисленных слов найдите омоформы:
а) мокрый — сухой
б) бегемот — гиппопотам
в) печь (пироги) — (русская) печь
г) мужской – мужественный.
6. Среди перечисленных слов найдите омографы:
а) компания — кампания
б) грипп — гриб
в) мУка — мукА
г) спица — спится
7. Среди перечисленных слов найдите омонимы:
а) среда (окружающая) – среда (день недели)
б) три (парту) – три (друга)
в) Атлас — атлАс
г) попугаю (глагол) – попугаю (сущ. в Д.п.)
8. Среди перечисленных слов найдите омофоны:
а) пАрить — парИть
б) плод — плот
в) Ирис — ирИс
г) зАмок – замОк.
9. Среди перечисленных слов найдите омографы:
а) пИли — пилИ
б) маг — мак
в) туш — тушь
г) бал – балл.
10. Среди перечисленных слов найдите омоформы:
а) лесу — лису
б) поласкать — полоскать
в) стих (глагол) – стих (сущ.)
г) глаз — глас
Задание выполнить до 30.12.2020
МАОУ «СОШ №57 г.Улан-Удэ имени А.Цыденжапова»
Дидактические материалы
к учебнику «Родной русский язык», 6 класс
(под ред. О.М.Александровой)
Автор работы: Лубсанова Цыбик-Дулма Жимбеевна,
учитель русского языка и литературы
2021г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………….3
Раздел 1. «Язык и культура»………………………………………………4
-
Диалекты Бурятии: говор семейских старообрядцев……………..4
-
Иноязычная лексика…………………………………………………6
-
Современные неологизмы…………………………………………..7
-
Современные фразеологизмы………………………………………8
-
Проверочная работа по разделу «Язык и культура»……………10
Раздел 2. «Культура речи»
2.1. Нормы произношения отдельных грамматических форм………..12
2.2. Синонимы…………………………………………………………….15
2.3. Антонимы……………………………………………………………17
2.4. Омонимы……………………………………………………………..18
2.5. Проверочная работа по разделу «Культура речи»…………………21
3. Литература………………………………………………………………23
ВВЕДЕНИЕ
Настоящее дидактическое пособие составлено для обучающихся 6 класса. Содержание материала пособия ориентировано на сопровождение и поддержку курса родного русского языка, а также для самостоятельного повторения и обобщения программного материала. Пособие предназначено для осуществления контроля над усвоением теоретических знаний и степенью сформированности практических умений и навыков по родному русскому языку.
Пособие призвано помочь учителю в повышении интереса учащихся к изучению родного русского языка, дает возможность разнообразить материалы по темам «Язык и культура», «Культура речи», развивать творческие способности детей.
Основное назначение учебно – методического пособия – дополнить
материал учебника родного русского языка практическими заданиями, которые активизируют познавательные способности, способствуют развитию мыслительной и творческой деятельности учащихся.
Цели использования материала дидактического пособия:
-формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре;
-воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
РАЗДЕЛ 1
«Язык и культура»
1. 1. Диалекты Бурятии: говор семейских старообрядцев
( к теме «Диалекты как часть народной культуры»)
Говоры семейских (старообрядцев) Забайкалья – это вторичные переселенческие говоры, носителями которых были старообрядцы, переселившиеся из района Ветки и Стародубья в Забайкалье. Формирование и дальнейшее развитие говоров происходило в окружении говоров русских сибирских старожилов и языков коренного населения этого края – бурят, эвенков и др.
Одежда старообрядцев (семейских)
Таблица 1
Иллюстрация |
Семейский диалект |
Значение |
|
Ичиги ичиди, мн. Сущ. |
Зимняя обувь без каблуков, сшитая из кожи. |
|
Кичка кичка, -и, ж. Сущ.. |
Головной убор замужней семейской женщины. |
|
Сарахван сарахван –ы, м. Сущ. |
Сарафан. Женская семейская одежда. |
Соотнесите рисунки к словам из старообрядческого ( семейского) диалекта
Таблица 2
Бабо́льжа (Слышь, бабо́льжа завела своё «ку-ку».) |
|
Ва́реги (Ты ва́реги-то надень, а то руки кончишь.) |
|
Гага́тки (С ярманки мне привёз отец бравы гага́тки.) |
|
Га́ча (Га́чи у Петрухи вечно грязны.) |
|
Жимбура́ (жимбуру́шка) (Смотри, жимбуру́шка сидит прямо на дороге.) |
|
-
Иноязычная лексика
Иноязычные слова – это слова, попавшие в русский язык из других языков. Заимствование слов – совершенно естественный и необходимый процесс, который становится следствием культурных, торговых, военных, политических связей российского государства с другими странами. Во время своего развития русский язык пропускал сквозь себя множество иностранных слов, отсеивая ненужные, оставляя и осваивая полезные. В настоящий момент иноязычные заимствования составляют примерно десятую часть всей русской лексики. Множество из них настолько растворились в языке, что теперь воспринимаются как исконно русские слова.
Подберите к иноязычным словам синонимы, дополните своими примерами
Таблица 3
Иноязычные слова |
Русские слова |
Геймер |
|
Мэйк-ап |
|
Шопинг |
|
Постер |
|
Абориген |
|
Дефицит |
|
Боты |
|
Прайм-тайм |
|
Секьюрити |
|
Ремейк |
|
Консенсус |
Слова для справок: согласие, игрок, макияж, переделка, лучшее время, сапоги, недостаток, старожил, плакат, охрана.
1.3.Современные неологизмы
Неологизмы (от греческого «нео» и «логос» — новые слова) – это слова или словосочетания, которые не так давно появились в языке. Чтобы описывать окружающий мир, язык должен постоянно меняться: какие-то слова устаревают, а для описания новых явлений появляются новые слова. Они и называются неологизмами.
Эти слова звучат непривычно и странно, и иногда могут буквально выводить из себя носителей языка. Но со временем они «приживаются», входят в ежедневное употребление, и мы перестаем воспринимать их как что-то новое и необычное.
Современные неологизмы
Таблица 4
Современные языковые неологизмы |
Авторские неологизмы – окказионализмы |
Аккаунт Айтишник Дедлайн Эйджизм Аутентификация Спойлер Бот Софт |
|
Ситуационная задача
Таблица 5
|
Ответьте на вопросы — Какая техника рекламируется? — Как можно связаться с представителями этого магазина? — Товары каких фирм рекламируются? — Определите технику по характеристике данной в рекламе — Как представители магазина привлекают внимание покупателей? — Какой товар ты бы выбрал учитывая семейный бюджет? |
Ситуация 1. Вы являетесь копирайтером. Копирайтер — специалист в области написания текстов, создающий на основе творческого задания идеи и концепции текстов (а также сами тексты) для всех видов рекламы. Создайте рекламный слоган к данной рекламе: _____________________________________________________________ |
1.4.Современные фразеологизмы
Жизнь не стоит на месте, а все изменения затрагивают, в том числе нашу речь. Так появились современные фразеологизмы 21 века — каждый из нас слышал их не раз, даже использовал в разговорах, при этом, не всегда понимая истинные значения.
Источниками новой фразеологии могут быть заимствования из других языков; цитаты из устных или письменных высказываний известных людей, песен или кинофильмов; рекламные тексты и жаргонные выражения из речи молодежи, политиков и т.д.
Примеры современных фразеологизмов
таблица 6
Современные фразеологизмы |
Толкование их значений |
Вынос мозга |
Навязчиво критиковать, донимать нотациями, изменять сознание и поражать |
Свет в конце тоннеля |
Появление надежды на выход из трудной ситуации |
Всё будет в шоколаде |
По высшему разряду |
Пудрить мозги |
Обманывать кого-то |
|
? подберите фразеологизм к картине (держаться на плаву) |
|
? подберите фразеологизм к картине (выпасть в осадок) |
-
Проверочная работа по разделу «Язык и культура»
-
О какой группе слов говорит в своём стихотворении А.Яшин?
Родные слова
Родные, знакомые с детства слова
Уходят из обихода.
В полях поляши – тетерева,
Летятина – дичь, пересмешки – молва,
Залавок – подобье комода.
Не допускаются в словари
Из сельского лексикона:
Сугревушка, фырики – снегири,
Дежень, воркуны – вне закона.
Слова исчезают, как пестери,
Как пряслицы и веретёна.
Нас к этим словам привадила мать,
Милы они с самого детства.
И я ничего не хочу уступать
Из вверенного наследства.
Но как отстоять его, не растерять,
И есть ли такие средства?
2.Соотнесите диалектные слова с приведёнными значениями:
А. Ботало Б.Жалица В.Пахотина Г.Кошенина Д.Овсище Е.Сеногной Ё.Бирюк Д.Жнитвина
1. Большой колокольчик, привязываемый к шее пасущихся коров или лошадей
2.Пахотная земля
3. Крапива
4. Поле, засеянное овсом
5. Скошенный луг
6.Сжатое поле
7.Одинокий, угрюмый человек
8.Дождь во время сенокоса
1- 2- 3- 4- 5- 6- 7- 8-
3. Какую ягоду, любимую нашим народом, в диалектах называют почти десятком наименований: жостыль, кислица, киселка, княжиха, коминка, лядуница, поречка, сетрянка?
____________________________________________________________
4. Напишите определение:
Заимствованные слова –это______________________________________________________________
Замените заимствованные слова русскими синонимами, вставьте пропущенные буквы:
эксп..наты-
и…овация
..ргументы-
диску..ия-
к..нтакты-
г..лкипер-
5.Подчеркните современные неологизмы в списке слов:
Саундтрек, онлайновый, армия, ландшафт, смайлик, котлета, ансамбль, аватар, рэп, имейл, жажда, губернатор
6. Найдите ошибки в определении фразеологизма, подчеркните их, надпишите над ними правильные варианты:
Фразеологизм – это неустойчивое, легко делимое сочетание слов, которое выражает целостное значение и по функции соотносится с отдельным словом.
6.Прочитайте текст, сколько в нём фразеологизмов со словом нога? Выпишите их, и укажите их значение
Когда-то я был с этим приятелем на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал, что ли?) полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унес! Зато теперь к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет!
7. Прочитай стихотворение А.Яшина «Русский язык». Выпиши из него 6 ключевых слов, подтверждающих «животворность» русского языка.
Русский язык
Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Хочешь — песни, гимны пиши,
Хочешь — выскажи боль души.
Будто хлеб ржаной, он пахуч,
Будто плоть земная — живуч.
Для больших и для малых стран
Он на дружбу,
На братство дан.
Он язык луны и планет,
На совете
За круглым столом
Разговаривайте на нем:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.
Он, как наши мечты, велик,
Животворный русский язык!
А. Яшин
8. День русского языка — международный день, посвящённый русскому языку, учреждён ООН в 2010 году, отмечается 6 июня, в день рождения Александра Сергеевича Пушкина.
В Российской Федерации праздник учреждён в 2011 году как российский государственный праздник.
Как ты предложил (а) бы провести этот праздник в нашей школе?
Создай текст из 6-8 предложений, содержащий твои размышления.
РАЗДЕЛ 2
«Культура речи»
-
Нормы произношения отдельных грамматических форм
Орфоэпические нормы – это произносительные нормы устной речи. Их изучает специальный раздел языкознания – орфоэпия. Орфоэпией называют совокупность правил литературного произношения.
Среди орфоэпических норм особое место занимают нормы, связанные с правильной постановкой в словах ударения.
Ударение — это выделение одного из слогов в слове усилением голоса. Усвоение правильного ударения сопряжено с рядом трудностей, объясняющихся его особенностями в русском языке.
Первая особенность русского ударения состоит в том, что ударение в русских словах не прикреплено к определенному слогу в слове (как, например, в других языках: во французском языке оно падает на последний слог слова, в польском — на предпоследний, в чешском и венгерском — на первый). Такое ударение называют свободным, оно может быть на любом слоге слова: первом (воля, город, острый), втором (свобода, природа, писать, красивый), третьем (молодой, молоко, часовщик) и т. д.
Второй особенностью русского ударения является его подвижность, способность менять свое место в зависимости от формы слова. Например, глагол понять в неопределенной форме имеет ударение на втором слоге, в прошедшем времени в мужском роде оно передвигается на первый слог — по’нял, а в женском роде — на последний — поняла’. Таких слов с перемещающимся ударением в русском языке много. Обычно перенесение ударения связано с употреблением определенной грамматической формы.
Следует запомнить слова с неподвижным ударением:
госпиталь — гОспитали; грунт — грУнты; квартАл — квартАлы; сват — свАты.
Третьей особенностью русского ударения является его изменчивость с течением времени. В произведениях русских классиков вы найдете много слов с совершенно другим ударением, чем сейчас. Сравните:
Погасло днЕвное светило;
На море синее вечерний пал туман (А. Пушкин).
Мы, старики, уж ныне не танцуем,
МузЫки гром не призывает нас (А. Пушкин).
Закончи текст
Прочитайте незаконченные тексты. Ответьте на вопросы. Придумайте концовки текстов.
а) Эту историю рассказал известный русский ученый-лингвист Р.А. Будагов:
«Как-то я слушал по радио передачу для детей «В мире животных». Научный сотрудник Московского зоопарка интересно и увлекательно рассказывал о том, как у медведицы в неволе родились медвежата и какие они забавные. И вдруг прозвучало: «Новорожденные чувствуют себя хорошо». Я выключил радио. И все из-за того, что…»
Почему же выключил радио известный ученый?
б) А вот какой случай привел ученый Р.А. Будагов из собственной практики:
«Читая лекцию о культуре языка в подготовленной аудитории, я неожиданно для самого себя поставил неправильное ударение в слове принявший и сейчас же заметил насмешливые огоньки в глазах моих слушателей – «ишь, поучает, а сам…». Я почувствовал, что потеряю внимание и доверие аудитории, если не исправлю ошибку. Пришлось извиняться и повторить предложение с правильным ударением: принявший».
С каким ударением произнес слово принявший известный ученый во второй раз, то есть правильно?
Фельетон
Прочитайте стихотворный фельетон В.Масса и Н.Червинского. Выпишите выделенные слова, поставьте правильные ударения. Какое впечатление произвел на вас человек, изображенный в фельетоне?
Между прочим
Говорил он, между прочим,
«Красивее», «Мы так хочем»,
«Досуг, шофер, процент, заем,
Квартал, портфель, билютень»,
«Поверх плана выполняем»,
«Агент звонит целый день».
Выучи наизусть
Обратите внимание на ударения в выделенных словах. Выучите наизусть это стихотворение
Выполняя договоры,
Инженеры и шофёры,
Столяры и маляры –
Потрудились все на славу,
Чтоб за месяцы зимы
Возвести домов кварталы.
-
Синонимы
Синонимы – это слова с одинаковым значением. Именно такое определение наиболее легко запоминается школьниками.
Синонимы – это слова, различные по звучанию и написанию, но близкие по значению.
Синонимы появляются в языке по нескольким причинам:
Во-первых, синонимы возникают в языке из-за того что человек постоянно стремится найти в предмете или явлении действительности какие-то новые черты и обозначить их словом, сходным по значению с первоначальным словом – словом, которое уже существовало в языке для наименования конкретного предмета или явления.
Во-вторых, причина появления синонимов – это проникновение в язык заимствованных слов, близких или идентичных по значению слову русскому: проводник = гид, чичероне; зародыш = эмбрион; введение = преамбула и др.
В-третьих, немаловажен и тот факт, что в различных экспрессивно-стилистических группах слов, в различных стилях речи один и тот же предмет или явление может быть назван по-разному: очи = глаза; вотще = напрасно и др.
В-четвертых, зачастую предмету, признаку или явлению дается иная эмоциональная оценка: жестокий = безжалостный, бессердечный, бесчеловечный, лютый, свирепый и др.
Игра «Хитрая подмена»
Замените повторяющиеся слова в тексте их синонимами.
Нет более робкого животного, чем заяц. Даже при слабом шуме он пугается и бежит. Только поздно вечером или ночью робкий зайчишка выходит из своего убежища, а с рассветом прячется в каком-нибудь укромном уголке. Много у робкого зайчика врагов. За ним охотятся и голодный волк, и хищный ястреб, и охотник. (Робкий, пугливый, трусливый, боязливый).
Игра « Подбери слово»
Подберите к каждому существительному близкое по смыслу слово так, чтобы из первых букв подобранных слов получилось слово ЗИМА. Работа — З…(занятие)
Родник — И… (источник)
Холод — М… (мороз)
Деятельный — А… (активный)
Игра «Замени слово»
Замените в словосочетаниях прилагательные синонимами:
Смелый человек — …
Тихая погода — …
Ясное небо — …
Тихие шаги — …
Слова для справок:
Бесстрашный, безветренная, беззлобный, безоблачное, бесшумные.
2.3.Антонимы
Анто́нимы — это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения, например: «правда» — «ложь», «добрый» — «злой», «говорить» — «молчать».
Игра «Найди пару»
Острый трусливый
Сладкий безделье
Скупой глупый
Умный жар
Храбрый тупой
Хвалить щедрый
Здороваться война
Смеяться ругать
Труд горький
Мир плакать
Холод прощаться
2.4.Омомнимы
Омонимы — это слова, которые звучат и пишутся одинаково, но обозначают совершенно разные вещи. Например, лук на огороде, лук для стрельбы и модный лук.
Иногда омонимы путают с многозначными словами. Сейчас объясним, в чем различие.
Многозначные слова — это слова, у которых есть несколько значений.
Например:
-
кисть — часть руки,
-
кисть — приспособление для рисования,
-
кисть — ветка с ягодами или цветами.
Отличие многозначных слов от омонимов в том, что у первых есть несколько лексических значений, которые связаны по смыслу, а омонимы — это разные слова, которые совпадают по звучанию и написанию, но не имеют ничего общего по смыслу.
Мы узнали, что такое омонимы в русском языке, а теперь рассмотрим типы омонимов с примерами.
Полные омонимы совпадают во всех формах. Они одинаково склоняются во всех падежах как в единственном, так и во множественном числе.
Частичные омонимы совпадают не во всех формах. Например, слово «ласка» обозначет и хищное животное, и проявление нежности. Но если использовать эти слова во множественном числе, то в родительном падеже у них будут разные формы — ласок и ласк.
К неполным омонимам относят омографы, омофоны и омоформы.
Омоформы — слова, которые совпадают в написании и звучании в некоторых их формах. Омоформы могут принадлежать к разным частям речи. Примеры:
-
Нас не будет дома. — Сидеть у дома.
-
Я люблю печь пироги. — Печь стоит у правой стены.
-
Лечу людей по призванию. — Завтра лечу на другой континент.
Омофоны пишутся по-разному, но одинаково звучат. Примеры:
-
Снежный занос. — Котенок поцарапал за нос.
-
Нашла вчера в лесу гриб. — На прошлой неделе у брата обнаружили грипп.
-
Компания веселых друзей. — Рекламная кампания провалилась.
Омографы пишутся одинаково, но звучат по-разному. Часто в таких словах разные ударения. Примеры:
-
Бе́лки грызут орехи. — Белки́ взбейте с сахаром.
-
Засы́пать песком. — Засыпа́ть под колыбельную.
Различать слова-омонимы помогает контекст. Омонимы, омоформы, омофоны и омографы используют, когда нужна игра слов: в шутках, в рекламе, в загадках.
Игра «Омонимы в естественных науках».
1.Кровеносный сосуд, по которому кровь движется к сердцу и столица Австрии. (В___А)
2. Экзотический фрукт, в котором содержится много энзимов, ускоряющие сжигание жиров и единственный род бескилевых птиц с неразвитыми крыльями. (К___И)
3.Слизистая оболочка, покрывающая альвеолярный отросток верхней челюсти и альвеолярную часть нижней челюсти и большая река, протекающая в Европейской части России и по территории Украины, левый приток Днепра. (Д____А)
4. Четвёртый знак зодиака, соответствующий сектору эклиптики от 90° до 120°, считая от точки весеннего равноденствия; кардинальный знак тригона Вода. Правит четвёртым домом гороскопа и животное класса ракообразных. (Р_К)
5. Осевой, обычно подземный вегетативный орган высших сосудистых растений, обладающий неограниченным ростом в длину и невидимая нам часть зуба, расположенная в альвеоле – специальном углублении в челюсти. (К____Ь)
Назовите омонимы
1. Растение и оружие. (Л_к)
2. Игра и бывает от дыма.(Ш______а)
3.Каша, любимая у англичан и птичка.(О______а)
4.Приправа(зелень) и веселый народный любимый герой представлений.(П_______а)
5.Порода собаки и спортсмен.(Б______р)
6. Место, где торгуют и то, на чем сидят.(Л_____а)
7.Бывает такой родник и скрипичный.(К____ч)
8.Из него бежит вода в доме, он поднимает плиты(К___н)
9.Выстрел и немецкий композитор (Б__х)
10.В школе общешкольная и ее чертят различные фигуры и линии.(Л_____а)
2.5. Проверочная работа по разделу «Культура речи»
1. Задание 1. Расставьте ударения
облегчить, красивейший, украинский, туфля, эксперт, банты, звонит, ходатайство, торты, нефтепровод, сливовый, из аэропорта
Задание 2.
1. Среди перечисленных слов найдите омоформы:
а) мокрый — сухой
б) бегемот — гиппопотам
в) печь (пироги) — (русская) печь
г) мужской – мужественный.
2. Среди перечисленных слов найдите омографы:
а) компания — кампания
б) грипп — гриб
в) мУка — мукА
г) спица — спится
3. Среди перечисленных слов найдите омонимы:
а) среда (окружающая) – среда (день недели)
б) три (парту) – три (друга)
в) Атлас — атлАс
г) попугаю (глагол) – попугаю (сущ. в Д.п.)
4. Среди перечисленных слов найдите омофоны:
а) пАрить — парИть
б) плод — плот
в) Ирис — ирИс
г) зАмок – замОк.
Задание 3.
Задание 4.
Литература
-
Толковый словарь старообрядческой лексики:
https://cyberleninka.ru/article/n/tolkovyy-slovar-staroobryadcheskoy-leksiki-na-materiale-romana-p-i-melnikova-pecherskogo-v-lesah-1/viewer;
-
Юмсунова Т.Б. Язык семейских — старообрядцев Забайкалья.
— М.: Языки славянской культуры, 2005. — 288 с., ил. — Язык семейских — старообрядцев Забайкалья; -
https://infourok.ru/zadanie-po-funkcionalnoj-gramotnosti-po-russkomu-yazyku-6-klass-5070006.html
-
https://multiurok.ru/files/didaktichieskiie-ighry-po-russkomu-iazyku-dlia-5-6.html
-
https://rus.1sept.ru/article.php?ID=199904501
-
https://infourok.ru/test-po-russkomu-yaziku-omonimi-klass-2254303.html
18
hurma2727
+15
Решено
2 года назад
Русский язык
Студенческий
Упражнение 4.
Определите вид омонимии в приведённых ниже примерах, объясните их значение.
1) компания – кампания
2) расплачусь – расплачусь
3) мой (полы) – мой (портфель)
4) лук (растение) – лук (орудие)
5) ты мне дорога – дорога длинная
Смотреть ответ
1
Комментарии
Karina105Karina
Тебе решение надо?
Ответ
4
(3 оценки)
1
Karina105Karina
2 года назад
Светило науки — 2 ответа — 0 раз оказано помощи
Ответ:
Объяснение:
Компания-кампания-омофоны
Расплачусь-расплачусь-омографы
Мой(полы)-мой(портфель) Я САМА НЕ ЗНАЮ ПОДСКАЖИТЕ ПЖ
Лук(растение)-лук(орудие)-омографы
Ты мне дорога-дорога длинная-омографы
(3 оценки)
https://vashotvet.com/task/8560345
- Взрослым: Skillbox, Geekbrains, Хекслет, Eduson, XYZ, Яндекс.
- 8-11 класс: Умскул, Лектариум, Годограф, Знанио.
- До 7 класса: Алгоритмика, Кодланд, Реботика.
- Английский: Инглекс, Puzzle, Novakid.
Примеры омографов в русском языке
- а́тлас — атла́с
- бе́лки — белки́
- бе́рег — берёг
- бе́регу — берегу́
- бо́льшая — больша́я
- бо́ры — боры́
- бо́чка — бочка́
- бро́ня — броня́
- бу́дите — буди́те
- бу́ри — бури́
- в свя́зи — в связи́
- Ва́ля — валя́
- Ва́ри — вари́
- ве́дение — веде́ние
- вёдро — ведро́
- ве́нец — вене́ц
- ве́рхом — верхо́м
- ве́сти — вести́
- ве́тряная — ветряна́я
- ви́на — вина́
- ви́ски — виски́
- во́ды — воды́
- во́зите — вози́те
- во́лос — воло́с
- во́рон — воро́н
- во́рона — воро́на
- во́рот — воро́т
- во́рота — воро́та
- вы́ходить — выходи́
- вы́ходить — выходи́ть
- гво́здик — гвозди́к
- гло́тка — глотка́
- гло́ток — глото́к
- го́да — года́
- го́ре — горе́
- го́ры — горы́
- Го́спода — господа́
- го́тов — гото́в
- гра́фа — графа́
- гро́зы — грозы́
- гро́ши — гроши́
- до́ма — дома́
- до́рог — доро́г
- ду́хи — духи́
- ду́ша — душа́
- ду́ши — души́
- ды́бы — дыбы́
- е́ду — еду́
- е́ры — еры́
- жа́ркое — жарко́е
- жёны — жены́
- жи́ла — жила́
- жу́чка — жучка́
- за́води — заводи́
- за́лом — зало́м
- за́мок — замо́к
- за́пах — запа́х
- засе́ли — засели́
- здо́рово — здоро́во
- зи́мы — зимы́
- зме́и — змеи́
- зна́ком — знако́м
- Ива́нов — Ивано́в
- избе́гать — избега́ть
- и́звести — извести́
- и́рис — ири́с
- ки́рка — кирка́
- кле́щи — клещи́
- клу́бы — клубы́
- Ко́зак — Коза́к
- ко́злы — козлы́
- Ко́ли — коли́
- ко́лки — колки́
- коро́бок — коробо́к
- ко́сите — коси́те
- кру́жка — кружка́
- кру́жки — кружки́
- кры́ла — крыла́
- ле́са — леса́
- ле́сок — лесо́к
- ли́са — лиса́
- лу́га — луга́
- лу́ка — лука́
- ма́ло — мало́
- Ма́шин — маши́н
- Ма́шина — маши́на
- ме́ла — мела́
- меньши́нства — меньшинства́
- ме́ста — места́
- ме́сти — мести́
- ме́ха — меха́
- Ми́ла — мила́
- ми́ловать — милова́ть
- ми́лую — милу́ю
- мудрёно — мудрено́
- му́ка — мука́
- на ры́сях — на рыся́х
- нача́ла — начала́
- нача́ло — начало́
- но́сите — носи́те
- о ко́не — о коне́
- оде́ржим — одержи́м
- о́пера — опера́
- о́рган — орга́н
- о́рды — орды́
- па́йки — пайки́
- па́ли — пали́
- па́нки — Панки́
- па́рить — пари́ть
- па́ром — паро́м
- Па́ша — паша́
- пе́кло — пекло́
- пе́ред — перёд
- Пе́ру — перу́
- пи́ли — пили́
- пи́лите — пили́те
- пи́ща — пища́
- пла́чу — плачу́
- по́ла — пола́
- по́лки — полки́
- по́лы — полы́
- по́лы — полы́ (по́лы одежды)
- по́ра — пора́
- по́рты — порты́
- по́ручи — поручи́
- посте́ли — постели́
- по́том — пото́м
- по́шло — пошло́
- при́вод — приво́д
- при́став — приста́в
- при́стань — приста́нь
- про́вод — прово́д
- про́пасть — пропа́сть
- про́сите — проси́те
- про́стынь — просты́нь
- пря́ди — пряди́
- пчёлы — пчелы́
- ра́ка — рака́
- ре́ки — реки́
- ру́ки — руки́
- ру́на — руна́
- ры́си — на рыси́
- са́мого — самого́
- све́дение — сведе́ние
- све́чи — свечи́
- сви́ньи — свиньи́
- се́ла — села́
- се́ли — сели́
- се́ло — село́
- си́нее — сине́е
- си́неё — сине́е
- ска́чка — скачка́
- сло́ва — слова́
- смы́чка — смычка́
- со́ли — соли́
- со́рок — соро́к
- соро́ка — сорока́
- спе́шить — спеши́ть
- спи́на — спина́
- сре́зать — среза́ть
- ста́да — стада́
- стёкла — стекла́
- сте́ны — стены́
- сто́га — стога́
- сто́ит — стои́т
- сто́роны — стороны́
- сто́ящий — стоя́щий
- стра́ны — страны́
- стре́лка — стрелка́
- стре́лки — стрелки́
- стре́лку — стрелку́
- су́дьи — судьи́
- суженый — суженый
- су́жу — сужу́
- сы́ром — сыро́м
- тёлка — телка́
- тёлкам — телка́м
- тёлке — о телке́
- тёлки — телки́
- тёлку — телку́
- тёлок — тело́к
- то́лки — толки́
- То́ма — тома́
- то́рги — торги́
- тре́звение — трезве́ние
- тру́сы — трусы́
- ту́ши — туши
- ту́ши — туши́
- у́гольный — уго́льный
- у́же — уже́
- узна́ют — узнаю́т
- у́ха — уха́
- у́чите — учи́те
- хва́лите — хвали́те
- хло́пок — хлопо́к
- хо́ры — хоры́
- хро́мом — хромо́м
- це́лую — целу́ю
- ча́йку — чайку́
- че́ка — чека́
- чёрта — черта́
- Взрослым: Skillbox, Geekbrains, Хекслет, Eduson, XYZ, Яндекс.
- 8-11 класс: Умскул, Лектариум, Годограф, Знанио.
- До 7 класса: Алгоритмика, Кодланд, Реботика.
- Английский: Инглекс, Puzzle, Novakid.
1 вариант
1. Распределите данные омонимы по типам: лексические омонимы, омоформы, омофоны.
мех (животного) – мех (кузнечный)
три (от тереть) – три (числительное)
дог (порода собак) – док (место в порту)
лечу (от летать) – лечу (от лечить)
балка (ложбина) – балка (брус)
2.Составьте предложения с омоформами, проиллюстрировав их значение.
Мой, стих, лай, подряд
3. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Найдите в тексте омонимы, омографы, омофоны, омоформы, явно выраженные и скрытые, составьте с ними словосочетания.
В п..лях, (не)коше(нн,н)ых косой,
Все утро дождик ш..л косой.
Доч(?) грома — капля-егоза,
К..нчая свой высотный путь,
Л..тела с круч(?), з..крыв гл..за,
В л..цо з..мли боясь взгл..нуть.
Ск..льзнув с н..бесного стекла,
В ладонь цв..тка она стекла.
2 вариант
1. Распределите данные ниже омонимы по типам: омофоны, омографы, омоформы, лексические омонимы.
а) везти – вести
б) ток (электрический) – ток (место для молотьбы) – ток (птичий)
в) мыла (нет) – мыла (руки)
г) рожки – рожки
д) мок – мог
е) компания – кампания
ж) уже – уже
2.Составьте предложения с омографами, проиллюстрировав их значение.
Гвоздики, мука, выкупать, стоит.
3. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Найдите в тексте омонимы, омографы, омофоны, омоформы, явно выраженные и скрытые, составьте с ними словосочетания.
В п..лях, (не)коше(нн,н)ых косой,
Все утро дождик ш..л косой.
Доч(?) грома — капля-егоза,
К..нчая свой высотный путь,
Л..тела с круч(?), з..крыв гл..за,
В л..цо з..мли боясь взгл..нуть.
Ск..льзнув с н..бесного стекла,
В ладонь цв..тка она стекла.
Омографы — это слова разных частей речи или их форм, совпадающие в написании, но различающиеся произношением. Укажем примеры слов-омографов.
Лексическое богатство русского языка составляют синонимы, антонимы, паронимы, омонимы и многозначные слова. Богатейший материал для пополнения словаря дают омонимы. Среди них можно указать собственно лексические омонимы («среда обитания» и «среда» — день недели) и неполные омонимы:
- омофоны (изморозь — изморось);
- омографы (хло́пок и хлопо́к);
- омоформы (рой пчел — рой яму).
Рассмотрим подробнее, что такое омографы в русской лексике.
Омографы — вид омонимии
Как и омонимы, слова-омографы пишутся абсолютно одинаково. Графически их различить невозможно. Это можно понять из значения лексикологического термина «омографы», который имеет греческие корни:
homos — это «одинаковый» + grapho, что значит «я пишу».
Определение
Омографы — слова, совпадающие в написании, но разные по значению и звучанию.
Что такое омографы, можно понять, сравнив пару слов:
за́пах и запа́х.
Оба существительных пишутся абсолютно одинаково. Их значение можно выяснить только в контексте, поставив ударение:
За́пах цветущих ландышей разносился по весеннему саду.
Запа́х халата был широким.
Эти слова являются омографами. Они пишутся одинаково, но при произношении этих существительных голосом выделяются гласные разных слогов, что позволяет выяснить лексическое значение слов-омографов и правильное употребление их в речи. Ударение в этой паре слов является важной фонетической приметой.
Сделаем вывод, что ударение играет смыслоразличительную роль в выявлении лексического значения омографов.
Примеры слов-омографов
Понаблюдаем, как с помощью ударения различаются слова-омографы:
- рыжие бе́лки — белки́, углеводы и жиры;
- голубой и́рис (цветок) — сладкий ири́с (конфеты);
- хлопо́к в ладоши — белый хло́пок;
- у́гольный бассейн — уго́льный силуэт;
- ду́хи гор — приятные духи́;
- глубокая по́ра — пора́ домой;
- седые виски́ — ирландское ви́ски;
- па́рить бочку — пари́ть в воздухе;
- спеши́ть домой — спе́шить (сойти с лошади);
- человеческий о́рган — орга́н в храме;
- пшеничная мука́ — му́ка в глазах;
- брачный вене́ц — знакомый ве́нец (житель Вены);
- идти ве́рхом — ехать верхо́м;
- ми́ловать (щадить) — милова́ть (ласкать);
- жа́ркое лето — вкусное жарко́е;
- стре́лки часов — меткие стрелки́;
- от лука пла́чу — плачу́ деньги;
- чайные кру́жки — разноцветные кружки́;
- ве́ртел (прут для жарки мяса) — верте́л (совершал круговые движения);
- а́тлас (карта)- атла́с (материал);
- пиро́ги на воде — пироги́ в печи;
- тонкая про́волочка — проволо́чка (задержка);
- воду пи́ли — пили́ дрова;
- титул гра́фа — графа́ в таблице;
- стальной гво́здик — букет гвозди́к.
Видеоурок
Тест
Средняя оценка: 4.3.
Проголосовало: 78
Как известно ЕГЭ по русскому языку охватывают практически все разделы школьной программы. Раздел «Лексика» представлен в заданиях №№ 3, 5, 22. Причём данные задания рассчитаны не на теоретические знания, а на практические навыки применения этих знаний.
Задание № 3
Ориентировано на анализ мини-текста. Из предложенных вариантов Вам следует выбрать правильное толкование слова, то есть определить его контекстное значение именно в данном тексте. Запомните! Ваш выбор должен быть не случайным, а логичным и продуманным. Что для этого нужно сделать?
- Нужно найти это слово в указанном предложении.
- Определить круг слов, с которыми это слово сочетается, для этого нужно от слова задать вопросы к другим членам предложения.
- Нужно поискать в самом тексте к нужному слову синонимы.
- Подберите к нужному Вам слову свои синонимы.
- Классифицируйте слово, укажите в каком значении оно употреблено – в прямом или переносном.
Эта работа будет предварительной. Далее, Вы должны будете поработать с предложенными значениями. Запомните! Толкового словаря у Вас под рукой не будет, Вам следует действовать самостоятельно. Тут есть две хитрости!
- Прочитайте все словарные статьи, не ищите правильные ответы.
- Самое главное в словарной статье – это примеры, которые приводятся к толкованию. Сравните Ваши синонимы, словосочетания из текста с теми примерами, которые даются к толкованию слова. Зачастую Ваше толкование не совпадает с толкованием составителей задания, однако примеры – это факты языка, с которыми уже не поспоришь, поэтому следует ориентироваться только на примеры.
Детальный разбор задания можете посмотреть на видео.
- Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЗАКОН. Определите значение, в котором это слово употреблено в 2 предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи.
- Закон, -а, м.
- 1. Постановление государственной власти. Конституция – Основной Закон государства. Кодекс законов о труде. Соблюдать законы.
- 2. Общеобязательное и непреложное правило. Государственный план – это закон. Законы нравственности. Неписаные законы.
- 3. Связь и взаимозависимость каких-нибудь явлений действительности; необходимое и устойчивое отношение между явлениями. Законы общественного развития. Законы природы. Закон сохранения энергии.
- 4. (устар.) Вероучение, свод правил какой-нибудь религии. Закон божий.
- 5. Основное положение какой-либо деятельности, игры, творчества и т.п. Законы правописания. Законы художественного творчества. Законы стихосложения.
Задание № 5
Рассчитано на знание лексических норм, в нашем случае это нормы употребления паронимов. Паронимы – это слова похожие по написанию, произношению и смыслу, но при этом каждый пароним обладает своими специфическими смыслами, употреблениями и сочетаемостью. В этом направлении и построено задание. Спасибо разработчикам ФИПИ отдельно за то, что они дают каждый год приложение к официальным документам с утвержденным списком паронимов. Однако этот список всего лишь список, т.е. в нем только названы слова, которые могут быть в качестве правильного ответа. Наша задача найти в словарях значение каждого паронима, обратить внимание на его употребление в примерах к словарным статьям и выучить всё это.
В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Все пестики на бутонах вращались, вздохи цветов слились в один слитный и ЯВСТВЕННЫЙ шёпот. Раз постигнув своеобразную красоту языка и стиля Леонова, испытываешь при каждом чтении все новые ЭСТЕТИЧЕСКИЕ радости. Двумя-тремя ЭКОНОМИЧНЫМИ штрихами автор рисует яркую картину. Мы за ЦЕЛЬНОГО человека, за человеческую масштабность, мы против ущербности психологического измельчания. Лужи быстро высыхают, и кочевники торопятся гнать стада на север, где вблизи Темира лежат ТРАВЯНИСТЫЕ степи.
Чтобы хорошо подготовиться к работе с паронимами, Вам нужно обратиться к специальным словарям. Мы рекомендуем два словаря – это словарь Бельчикова «Трудные случаи употребления однокоренных слов» и словарь-паронимов Вишняковой. Если Вы заглянете в словарь, то найдёте ответ. Штрихи могут быть экономными, а не экономичными. А в бланк ответов Вы должны будете записать правильный пароним.
Более подробный разбор теста вы можете посмотреть на видео.
Задание № 22
Рассчитано на текстовую работу и поиск в предложении конкретных лексических и фразеологических единиц. Этот вопрос предполагает работу с определенным массивом предложений из большого текста. Смотрите на видео подробный разбор задания № 22.
Из предложений 19, 22 выпишите контекстуальные синонимы
(18)Под аккомпанемент высоких и отрывистых звуков горнарассыпалась частаябарабанная дробь. (19) Люди, находившиеся на верхней палубе, ринулись в разные стороны, к своим местам. (20) Пёс Калган взвизгнул и, поджав хвост, юркнул по трапу вниз, в жилые помещения. (21) Боевая тревога всегда его пугала. (22) Но теперь получалось впечатление, как будто и он побежал занимать своё место по боевому расписанию.
Краткий теоретический материал для подготовки к заданиям 3, 5 и 22
Основная единица языка – СЛОВО. Совокупность всех слов русского языка – ЛЕКСИКА.
Раздел науки о языке, который изучает лексику – ЛЕКСИКОЛОГИЯ.
Лексикология изучает слово и его лексическое значение. Слово и его грамматическую форму изучает ГРАММАТИКА.
Лексическое значение слова бывает двух видов: прямое и переносное.
Прямым считается такое значение, которое наиболее привычно. Например: золото – это металл с желтым блеском.
Переносное значение – это такое значение, когда предмет или явление называют несвойственным для него словом. Например: У тебя сердце – золото. Слово золото здесь употреблено в переносном значении «чего-то дорогого и ценного».
Если у слова есть только прямое значение, то такие слова называются ОДНОЗНАЧНЫМИ. Однозначными словами являются, как правило, термины, так как у термина должно быть только одно точное и конкретное значении, не допускающее двусмысленности.
Если у слова, кроме прямого есть еще и переносные значения, то это слово называют МНОГОЗНАЧНЫМ.
ОМОНИМЫ
Слова одной и той же части речи, которые одинаково пишутся и произносятся, но имеют разное лексическое значение, называются омонимами. Например: ключ (открывает дверь) – ключ (родник). подобные слова называются лексическими омонимами.
пеночка (накипь молока) – пеночка (птица)
овсянка (каша) – овсянка (птичка)
лук (растение) – лук (оружие)
Лексические омонимы надо отличать от:
- ОМОФОНОВ. Омофоны – это слова, которые совпадают по произношению, но разные по написанию. Например: род – рот.
- ОМОГРАФОВ. Омографы – это слова, которые совпадают по написанию, но различны по произношению. Например: за́мок – замо́к.
- ОМОФОРМ. Омоформы – это слова, совпадают в произношении и написании только в определенных грамматических формах. Например: стекло (сущ.) – стекло (глагол).
Омонимы надо отличать от многозначных слов. Например:
(1) ключ от двери – (2) ключ от сердца – (3) из земли бьёт ключ
1 и 2 случаи – это многозначные слова: прямое и переносное значение. Ключ открывает дверь, ключ от сердца делает человека открытым, откровенным. 3 случай никак не связан с открытием чего-либо: ключ – это родник, значит это омоним.
Вывод: у многозначных слов – значения друг с другом связаны, а у омонимов значения никак друг с другом не связаны, в них нет ничего общего кроме слова.
ПАРОНИМЫ
Паронимы – это слова похожие по написанию и по произношению, но разнятся по значению. Например: такт – тактика, гуманный – гуманитарный. Паронимами также считаются однокоренные слова. Например: одеть надеть.
поступок – проступок
экскаватор – эскалатор
компания – кампания
греческий – грецкий
индеец – индиец
невежа – невежда
Смешение паронимов приводит к лексико-стилистическим ошибкам, смысловым искажениям, порождает, в конечном счете, речевую неправильность.
СИНОНИМЫ
Слова одной и той же части речи, которые имеют сходное лексическое значение, но различаются по написанию, называются синонимами. Синонимы могут иметь различные смысловые оттенки и различаться употреблением в речи. Например: удивиться (лит.) – обалдеть (разг.)
Синонимы составляют синонимический ряд: метель, пурга, буран, метелица, вьюга и пр. В синонимическом ряду есть стержневое слово. Стержневое слово – это стилистически нейтральный, универсальный по употреблению член синонимического ряда. Например: тропинка, тропа, путь, дорога, шоссе, централь, магистраль, тракт, серпантин и пр. Вданном синонимическом ряду стержневым словом будет являться дорога, потому что оно стилистически нейтрально (употребляется во всех стилях речи), а также может заменить любой член синонимического ряда в предложении.
Синонимы могут быть абсолютными: лингвистика – языкознание – языковеденье, градусник – термометр и пр. Абсолютные синонимы полностью совпадают по значению.
Роль синонимов в речи:
- служат для более точного выражения мысли: жаркий – знойный.
- служат для передачи дополнительного эмоционального состояния: плакать – рыдать – реветь и пр.
- служат для смысловой связи предложений в тексте: Жара была невыносима. И чтобы избавиться от зноя дня мы каждые полчаса принимали душ и ждали ночи.
АНТОНИМЫ
Антонимы – это слова одной и той же части речи, которые имеют противоположное лексическое значение.
Например: холодный – горячий, смешно – грустно, зной – стужа и пр.
Иногда в антонимию вступают слова, которые сами по себе не являются лексическими антонимами. Это происходит в двух случаях:
1) в определенной ситуации. Например: красный – зеленый – это ситуативные антонимы, потому что у светофора при переходе через оживленную трассу красный – «стой», «опасно», а зеленый – «иди», «безопасно».
2) в определенном тексте. Например: они сошлись волна и камень, стихи и проза, лед и пламень – это контекстуальные антонимы, слова волна – камень, стихи – проза лексическими антонимами не являются, зато в данном тексте это противоположные по смыслу понятия.
Антонимы – используются для создания эффекта контраста!
Кроме вышеперечисленного Вы должны будете разобрать:
- ЛЕКСИКА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ УПОТРЕБЛЕНИЯ
- ЛЕКСИКА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ
- НЕОЛОГИЗМЫ
- УСТАРЕВШАЯ ЛЕКСИКА
- ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ
В рамках статьи блога очень сложно дать подробный конспект необходимых тем. Но мы надеемся, что Вы проявите сознательность, откроете учебники и прочитаете. Все в Ваших руках. Желаем Вам успехов