Способы репатриации прибыли российской компании

5 июля 2022 года N 430


УКАЗ

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О РЕПАТРИАЦИИ

РЕЗИДЕНТАМИ — УЧАСТНИКАМИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЫ И ВАЛЮТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В дополнение к мерам, предусмотренным указами Президента Российской Федерации от 28 февраля 2022 г. N 79 «О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций», от 1 марта 2022 г. N 81 «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации» и от 5 марта 2022 г. N 95 «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами», постановляю:

1. Установить, что:

а) требования статьи 19 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» о репатриации резидентами — участниками внешнеэкономической деятельности иностранной валюты и валюты Российской Федерации, причитающихся в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов), заключенных с нерезидентами и предусматривающих передачу нерезидентам товаров, выполнение для них работ, оказание им услуг, передачу им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, исполняются в определенном в соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 28 февраля 2022 г. N 79 «О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций» размере, но не менее суммы иностранной валюты, подлежащей обязательной продаже;

б) положения подпункта «б» пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 28 февраля 2022 г. N 79 «О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций» применяются, в случае если зачисление иностранной валюты и осуществление переводов денежных средств связаны с перечислением резидентами денежных средств, полученных в виде дивидендов по акциям российских акционерных обществ либо при распределении прибыли российских обществ с ограниченной ответственностью, хозяйственных товариществ и производственных кооперативов.

2. Предоставить Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации полномочие вводить ограничения на зачисление резидентами иностранной валюты на свои счета (вклады), открытые в расположенных за пределами территории Российской Федерации банках и иных организациях финансового рынка, а также на осуществление переводов денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг.

КонсультантПлюс: примечание.

О временном порядке исполнения обязательств по еврооблигациям, выпущенным иностранными организациями, см. также Указ Президента РФ от 08.08.2022 N 529.

3. Определить, что обязательства перед владельцами иностранных облигаций, выпущенных иностранными организациями (далее — еврооблигации), и лицами, осуществляющими права по еврооблигациям (далее — держатели еврооблигаций), признаются исполненными надлежащим образом, в случае если:

а) российскими юридическими лицами, имеющими обязательства, связанные с еврооблигациями, в пользу держателей еврооблигаций размещены облигации, оплата которых при их размещении осуществляется еврооблигациями (в том числе в случае передачи (уступки) всех имущественных и иных прав по еврооблигациям российским юридическим лицам). При этом размер дохода по облигациям, срок выплаты такого дохода, срок погашения облигаций и их номинальная стоимость должны быть аналогичными соответствующим критериям еврооблигаций;

б) российскими юридическими лицами приобретены еврооблигации за счет денежных средств, полученных при размещении облигаций.

4. Российские юридические лица, имеющие обязательства, связанные с еврооблигациями, обязаны обеспечить исполнение обязательств перед держателями еврооблигаций, права которых учитываются российскими депозитариями, путем передачи денежных средств в порядке, определенном Советом директоров Центрального банка Российской Федерации, либо передачи размещенных облигаций таким держателям.

5. Российские юридические лица — должники по договорам синдицированного кредита (займа) или договорам, заключенным в обеспечение исполнения обязательств российского юридического лица — заемщика по договору синдицированного кредита (займа), стороной которых являются платежные агенты кредиторов, являющиеся иностранными лицами, связанными с иностранными государствами, которые совершают в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия, или лицами, которые находятся под контролем указанных иностранных лиц, обязаны исполнять обязательства по этим договорам перед резидентами-кредиторами путем перечисления им денежных средств в валюте платежа, установленной соответствующим договором, либо по требованию кредитора в рублях или в валюте, предусмотренной соглашением между кредитором и российским юридическим лицом — должником о порядке исполнения его обязательств перед кредитором, минуя таких платежных агентов, управомоченных на получение денежных средств от российских юридических лиц — должников в соответствии с этими договорами.

КонсультантПлюс: примечание.

П. 6 применяется к отношениям, регулируемым п. 2 Указа Президента РФ от 08.08.2022 N 529.

6. В целях исполнения в соответствии с положениями настоящего Указа обязательств, связанных с еврооблигациями и синдицированными кредитами (займами), разрешения, предусмотренные пунктом 11 Указа Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 г. N 95 «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами», выдаются при соблюдении российскими юридическими лицами требований пунктов 4 и 5 настоящего Указа или на основании решения Правительства Российской Федерации.

7. Предоставить Центральному банку Российской Федерации право давать официальные разъяснения по вопросам применения настоящего Указа.

8. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент

Российской Федерации

В.ПУТИН

Москва, Кремль

5 июля 2022 года

N 430


Репатриация иностранной валюты — это зачисление валютной выручки резидентов или возврат не закрытых поставками валютных авансов резидентов на счета внутри страны. Подробнее о том, что представляет собой репатриация и в чем ее экономический смысл, читайте в этой статье.

Законодательное определение репатриации резидентами иностранной валюты и валюты РФ

О том, что такое репатриация иностранной валюты и валюты РФ для резидентов РФ, написано в ст. 19 закона «О валютном регулировании» от 10.12.2003 № 173-ФЗ. Упомянутая репатриация предусматривает два аспекта:

  • Резиденты — участники международных контрактов при осуществлении экспорта товаров обязаны обеспечить получение на свои счета в РФ выручки по таким контрактам. Причем данная выручка может быть как в инвалюте, так и в рублях РФ. Сюда же относятся возврат займов и авансов по невыполненным поставкам.
  • Резиденты — участники международных контрактов при заключении соглашений об импортных поставках должны обеспечить соответствие уплаченных зарубежным контрагентам сумм и фактической стоимости полученных по импорту товаров. Если же денег по контракту уплачено больше, чем получено товаров — «излишки» следует вернуть в РФ.

Требование о репатриации денежных средств — одна из основных возможностей госрегулирования валютного обращения, позволяющая ограничить отток денежных средств из страны. Поэтому в сфере репатриации валют действует комплекс ограничительных мер и контрольных процедур, установленный законодательством.

О правилах совершения валютных операций подробно рассказали эксперты «КонсультантПлюс». Получите бесплатный демодоступ к К+ и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все подробности валютного обращения в РФ.

Обязанность по зачислению на счета резидентов валютной выручки

Помимо того, что такая обязанность предусмотрена в законах, регулирующих валютные правоотношения в РФ, существует методика контроля со стороны органов и агентов валютного контроля.

Подробнее о структуре системы валютного контроля в РФ читайте: «ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле».

Основными «инструментами» контроля со стороны государства являются:

  • Меры, налагающие ограничения на резидентов — участников внешнеторговой деятельности в части проведения транзакций по банковским счетам за рубежом. Например, российские юрлица не могут получать деньги за экспортированный товар напрямую на счета, открытые в иностранных банках. Для контроля за транзакциями резидентов по зарубежным счетам действует обязательный порядок информирования российских банков об открытых счетах и транзакциях (ст. 12 ФЗ № 173-ФЗ). Большинство ограничений отражено в федеральных законах и действует в отношении всех резидентов РФ.
  • Меры, связанные с оформлением сделок в банках — агентах валютного контроля в РФ. В первую очередь, это обязанность резидента по оформлению паспорта сделки в своем банке. Паспорт оформляется на каждый контракт и служит контрольной информацией не только для банка, но и для других сторон валютного контроля. Например, паспорт обязательно потребуют на таможне.

Зачем требуют паспорт сделки таможне, узнайте подробнее: «В чем суть валютного контроля в таможне».

Обязанность по возврату не закрытых поставками платежей

Эта обязанность, налагаемая на резидентов-импортеров, закрывает второй возможный путь вывода валют из РФ. Смысл этой меры в том, чтобы лишить участников внешнеэкономической деятельности возможности заключать подложные договоры, по которым из РФ будут выводиться деньги на зарубежные счета без реальных поставок соответствующих товаров в РФ.

В данном случае в качестве контрольных моментов:

  • тоже оформляются паспорта сделок по импортным контрактам;
  • действует система обмена информацией между органами и агентами валютного контроля, отслеживающими переводы денег и фактические поставки товаров (об этом также рассказывается в предлагаемой выше статье о валютном контроле на таможне).

Тенденции законодательства в сфере контроля и регулирования репатриации валют

Как уже разъяснялось выше, обязательная репатриация валютной выручки — это способ защиты финансовой системы государства от утекания денег за рубеж. В 2021 году наблюдаются тенденции послабления в сфере валютного регулирования. В статью 19 закона «О валютном регулировании» от 10.12.2003 № 173-ФЗ внесены поправки, отражающие курс на поэтапную отмену репатриации. Изменения касаются величины доли средств, которую участники ВЭД вправе «оставить» за рубежом — теперь она выросла до 30%. Предыдущаяцифра составляла 10%. В будущем планируется еще большее увеличение этого лимита — до 100% к 2024 году. Правда, мера действует лишь при соблюдении следующих условий:

  • расчеты по контрактам осуществляются в валюте РФ;
  • объект сделок — определенные сырьевые товары, перечисленные в п. 4 ст. 2 закона № 265-ФЗ.

Также российским организациям теперь предоставляется право не получать от иностранных партнеров денежные средства, а вместо этого проводить зачет встречных обязательств. Взаимозачет не попадает под требование репатриации. Эта мера значительно снижает риск нарушения валютного контроля. Перечень товаров и услуг, в отношении которых действует поправка, определен законодательно.

Итоги

Один из основных способов ограничить отток капиталов из страны — это репатриация иностранной валюты. Судя по принимаемым законам и рассматриваемым законопроектам, существует приоритетная тенденция по дальнейшей либерализации валютного законодательства РФ в данном вопросе.

В условиях санкционных ограничений у бизнеса возникает немало проблем с валютными сделками: как получать выручку по экспортным контрактам, что делать в ситуации, когда нужно вернуть аванс из-за срыва поставки и др.

Разъяснения по этим вопросам появились в Постановлении Правительства РФ от 26.12.2022 № 2433, в котором обозначены правила осуществления расчетов наличными денежными средствами между резидентами и нерезидентами.

В документе говорится, что резиденты вправе получать от нерезидентов наличную иностранную валюту и наличную валюту РФ в сумме, причитающейся в соответствии с условиями внешнеторговых договоров.

  • Особый порядок репатриации валютной выручки
  • Когда можно получить от нерезидентов наличную валюту
  • Как резидентам распоряжаться наличными
  • Какие документы нужно оформить
  • Как получить наличную валюту от поставщика
  • Штрафные санкции
  • Проверка соблюдения валютного законодательства в 2023 году

В Федеральном законе от 10.12.2003 № 173-ФЗ введена норма, устанавливающая контроль за репатриацией валютной выручки на территорию РФ.

Репатриация валютной выручки — это обязательство по возврату денежных средств в иностранной валюте на территорию РФ.

Контроль осуществляется за валютой контракта. Важно, чтобы любая выручка — как рублевая, так и валютная, была возвращена на территорию РФ.

По закону, бизнес обязан вносить валютную выручку на счета в уполномоченных банках РФ с соблюдением сроков, которые установлены внешнеторговым контрактом. Но в условиях санкций компаниям, являющимся участниками ВЭД, очень сложно это сделать.

Подписанный президентом Указ от 08.08.2022 № 529 предоставил бизнесу право не репатриировать валютную выручку и проводить валютные операции не через уполномоченные банки. А Постановление Правительства РФ от 26.12.2022 № 2433 фактически разрешило получать такую выручку, возвраты по займам и авансов в наличной форме.

Согласно п. 2 Постановления Правительства от 26.12.2002 № 2433, резиденты вправе получать от нерезидентов наличную иностранную валюту и наличную валюту РФ в сумме, предусмотренной условиями внешнеторговых договоров, а также деньги, причитающиеся в качестве возврата авансового платежа за не ввезенные в РФ товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданную информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них и/или причитающиеся в соответствии с условиями договоров займа в случае предоставления займов резидентом или нерезидентом.

Ранее было запрещено рассчитываться наличными по импортным и экспортным контрактам. Но Постановление Правительства РФ от 26.12.2022 № 2433 изменило ситуацию. Вот несколько вариантов, как можно распорядиться наличными.

Вариант 1. Использовать для осуществления расчетов с иностранным поставщиком по внешнеторговым договорам. При этом не зачислять деньги на счета, открытые в расположенных за пределами территории РФ банках, и на счета резидента, открытые в уполномоченном банке.

Вариант 2. Зачислить деньги на счет в любом зарубежном банке в счет предстоящих импортных поставок.

Вариант 3. Ввезти наличные на территорию РФ, пройдя процедуру декларирования. В этом случае не позднее 30-го рабочего дня со дня их ввоза в РФ либо не позднее 30-го рабочего дня со дня их получения от нерезидента на территории РФ нужно:

  • Продать наличную валюту по курсу ЦБ на день продажи любому банку и получить таким образом выручку в российских рублях. Эти деньги будут зачислены на счет резидента в уполномоченном банке.
  • Зачислить на свой счет в соответствующей валюте в уполномоченном банке.
  • Внести в свою кассу в установленном порядке. Если при расчетах с российскими поставщиками существуют ограничения в 100 000 руб. по одной сделке, то здесь ограничений нет, то есть вы можете внести любую сумму наличными в кассу предприятия.

В уполномоченный банк, в котором открыт уникальный номер контракта, нужно будет предоставить документы, сопровождающие и разъясняющие действия, которые вы будете производить с наличной валютой. Они должны быть оформлены с учетом делового оборота той страны, в которой получается наличная валюта.

Ввезти на территорию РФ можно сумму без ограничений, а вот вывезти — нет. Указ Президента от 01.03.2022 № 81 устанавливает ограничения на вывоз иностранные валюты — не более $10 000.

Вариант ввоза наличной валюты на территорию РФ не самый простой. И он не позволяет решить основную проблему с транзакциями с иностранными поставщиками, когда эти транзакции просто не проходят.

Согласно постановлению, резиденты должны не позднее 45-го рабочего дня после дня осуществления расчетов с нерезидентом в наличной иностранной валюте или валюте РФ представить в уполномоченный банк:

  • документы и информацию, подтверждающие расчеты в наличной форме;
  • документы, подтверждающие передачу товаров, выполнение нерезидентом работ;
  • информацию (при наличии) о декларациях на товары, поданных в отношении ввезенных в РФ наличных денежных средств.

Даже если контракт не поставлен на учет в уполномоченном российском банке, то есть не открыт уникальный номер контракта, необходимость отчитаться по операциям с наличной валютой в уполномоченном банке все равно остается.

Иностранный покупатель или поставщик вряд ли выдаст большую сумму денег, но он вправе расплатиться векселем или даже чеком, которые можно обналичить в банке.

Далее можно внести деньги на расчетный счет под предстоящую поставку и таким образом расплатиться с иностранным поставщиком. Но в современных условиях все зависит от страны, в которой этот поставщик работает.

Еще один вариант — положить деньги на расчетный счет за рубежом. При этом важно, чтобы данный расчетный счет был задекларирован в РФ — нужно обязательно сообщить об этом в ФНС. Также придется регулярно отчитываться перед ФНС о движении по расчетному счету за рубежом, и для этих целей необходимо не только информировать ФНС, но и открыть уникальный номер контракта в любом уполномоченным банке и в дальнейшем сообщать, что движение идет в оплату импортной поставки, например, через расчетный счет, открытый за рубежом.

Нарушение правил грозит штрафами. Так, например, в п. 2.1 ст. 15.25 КоАП говорится, что непредставление резидентом в налоговый орган уведомления об открытии и закрытии расчетного счета или об изменении реквизитов счета в банке иной организации финансового рынка, расположенных за пределами территории РФ, влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц — от 40 000 до 50 000 руб.;
  • на юрлиц — от 800 000 до 1 млн руб.

Несоблюдение установленного порядка представления отчетов о движении денежных средств по счетам в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории РФ, влечет штрафы: на должностных лиц в размере 4 000 до 5 000, на юридических лиц — от 40 000 до 50 000 руб. (п. 6 ст. 15.25 КоАП).

ФНС предупредила о возобновлении валютного контроля, мораторий на который ранее действовал в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.05.2022 № 977 до конца 2022 года.

Ведомство напомнило, что осуществляет контроль за открытием и закрытием резидентами счетов в банках за пределами территории РФ, изменением реквизитов данных счетов или вкладов; за осуществлением валютных операций между резидентами, между резидентами и нерезидентами при осуществлении ВЭД; за представлением резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам в банках за пределами территории РФ; за порядком представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля.

Добавить в «Нужное»

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 22 августа 2022 г.

Содержание журнала № 17 за 2022 г.

В сфере валютного регулирования приняты очередные антикризисные новшества. Своим Указом Президент РФ позволил банкам, попавшим под санкции, замораживать операции клиентов в той валюте, которую затронули ограничения. А организациям и предпринимателям — разрешил проводить взаимозачеты с нерезидентами и не соблюдать требования «валютного» Закона № 173-ФЗ о репатриации.

Валютное регулирование: калейдоскоп антикризисных изменений

Уполномоченные банки и зарубежные санкции

Организации и предприниматели — клиенты банка, в отношении которого будут введены санкции, — могут столкнуться с приостановлением операций по договорам банковского счета или вклада, открытых в валюте санкций. Деньги нельзя будет ни снять, ни перевести. Банк может так поступить, если соблюдаются следующие условияподп. «а» п. 1 Указа Президента от 08.08.2022 № 529 (далее — Указ № 529):

санкции против банка ввели после 08.08.2022;

в результате ограничений банк не может реализовать права требования по договорам банковского счета или вклада в иностранной валюте с заграничным банком;

деньги в валюте, которую затронули санкции, поступили на счет клиента после 08.08.2022.

Уполномоченные банки, репатриация и зачеты

При внешнеторговых операциях и при предоставлении и возврате займов российские организации и индивидуальные предприниматели не обязаны соблюдать установленные «валютным» Законом № 173-ФЗ требования о форме расчетов с нерезидентами и о репатриации экспортной выручки, авансов по неисполненным контрактам и денег, причитающихся по договорам займаподп. «б» п. 4 Указа № 529. Кроме этого, резиденты могут проводить зачет своих требований к нерезидентам и обязательств перед ними в рамках внешнеторговых контрактов и договоров займа, а также замену обязательств нерезидентовподп. «в» п. 4 Указа № 529. Такой порядок введен Указом Президента с 08.08.2022 и действует до момента внесения изменений в Закон № 173-ФЗ.

В период действия ограничения операций с наличной валютой, который ЦБ продлил на полгода, компании смогут еще раз снять определенную сумму в валюте для командировочных целей

В период действия ограничения операций с наличной валютой, который ЦБ продлил на полгода, компании смогут еще раз снять определенную сумму в валюте для командировочных целей

Форма расчетов. Как вы помните, Закон № 173-ФЗ требует, чтобы организации-резиденты вели расчеты по валютным операциям через счета в уполномоченных банках или переводами электронных денегабз. 1 ч. 2 ст. 14 Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ (далее — Закон № 173-ФЗ). Из этого общего правила есть ряд исключений.

Так, юрлицам-резидентам Законом № 173-ФЗ позволено проводить валютные операции через счета в зарубежных банках и иных заграничных организациях финансового рынка. Правда, в связи с введением санкций в отношении операций по заграничным счетам сейчас действуют некоторые ограничения. В общем случае резидентам запрещено зачисление валюты на свои зарубежные счета, а также денег без открытия банковского счета с помощью иностранных электронных средств платежа, если зачисление валюты и переводы связаны с перечислением средств, полученных в виде дивидендов (распределения прибыли) от российских компанийподп. «б» п. 3 Указа Президента от 28.02.2022 № 79; подп. «б» п. 1 Указа Президента от 01.03.2022 № 81; подп. «б» п. 1 Указа Президента от 05.07.2022 № 430.

Кроме того, Закон № 173-ФЗ в отдельных случаях допускает расчеты наличными. Но Банк России, напомним, ввел временный порядок операций с наличной валютой. Ограничения касаются следующих иностранных валют: доллары США, японские иены, фунты стерлингов и евроИнформация ЦБ от 10.03.2022.

По решению Президента РФ с 08.08.2022 организации-резиденты в отношении операций по внешнеторговым и кредитным договорам больше не должны соблюдать общее правило о проведении расчетов через счета в уполномоченных банках.

Надо заметить, что в Указе № 529 сказано, что предусмотренное ч. 2 ст. 14 Закона № 173-ФЗ требование о форме расчетов при проведении внешнеторговых операций и предоставлении и возврате займов не нужно соблюдать и российским предпринимателям. Но дело в том, что в этой норме Закона № 173-ФЗ речь идет только о юрлицах-резидентах. Предприниматели — это физические лица. Для последних требование проводить валютные операции через счета в уполномоченных банках указано в ч. 3 ст. 14 Закона № 173-ФЗ. Но о неприменении этой нормы в Указе № 529 ничего не сказано.

Президент уполномочил Банк России давать официальные разъяснения о применении Указа № 529. Надеемся, что в ближайшее время появятся пояснения с ответами на все вопросы, возникшие у резидентов.

Репатриация. Закон № 173-ФЗ обязывает резидентов обеспечиватьч. 1 ст. 19 Закона № 173-ФЗ:

получение на счета в уполномоченных банках экспортной выручки от нерезидентов за переданные им товары (выполненные работы, оказанные услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности). Это требование не применяется к ряду товаров, а также к внешнеторговым контрактам некоторых резидентовч. 8 ст. 19 Закона № 173-ФЗ; ч. 4, 5 ст. 2 Закона от 02.08.2019 № 265-ФЗ;

возврат иностранной валюты или рублей, уплаченных нерезидентам, за неввезенные товары (невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности);

получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или рублей, причитающихся в соответствии с условиями договоров займа.

При этом в определенных случаях Закон № 173-ФЗ дает резидентам право не зачислять валюту или рубли на счета в уполномоченных банкахч. 2 ст. 19 Закона № 173-ФЗ.

С 08.08.2022 российские организации и предприниматели не применяют нормы Закона № 173-ФЗ, которыми введена обязанность по репатриации денег в Россию и определены случаи, когда эту обязанность можно не исполнятьподп. «б» п. 4 Указа № 529.

Напомним, что в отношении валютной выручки репатриация была фактически отменена с 05.07.2022. Поскольку было установлено, что требование о репатриации нужно исполнять в размере, не меньшем суммы валюты, подлежащей обязательной продаже. А с 10.06.2022 доля обязательной продажи валюты была определена Правительственной комиссией в размере 0%подп. «а» п. 1 Указа Президента от 05.07.2022 № 430; Выписка из протокола заседания подкомиссии Правительственной комиссии от 09.06.2022 № 61 (доведена Минфином 10.06.2022 № 05-06-05/ВН-29704).

Внимание

Неприменение требования о репатриации не снимает с российских организаций и предпринимателей обязанность обеспечить надлежащее исполнение или прекращение обязательств по договору с нерезидентомч. 4 ст. 24 Закона № 173-ФЗ.

Зачеты с нерезидентами. Закон № 173-ФЗ прямо не запрещает резидентам проводить зачеты с контрагентами-нерезидентами. Это возможно, если зачеты не приводят к нарушению требования о репатриации.

Указ № 529 одновременно с отменой необходимости соблюдения требований по репатриации вводит для российских организаций и предпринимателей возможность проводить зачет требований к нерезидентам и обязательств перед ними по внешнеторговым контрактам и договорам займа или замену обязательств нерезидентов новыми. Зачет или замена обязательств возможны, если это не противоречит иным указам Президента РФ. Кроме того, Правительство РФ по согласованию с Банком России может определять случаи, когда проведение зачета или замена обязательств невозможныподп. «в» п. 4 Указа № 529.

Кстати, с 13.10.2022 вступят в силу поправки в Закон № 173-ФЗ, которые расширят возможности проведения зачетов с нерезидентами. Правительство РФ по согласованию с Банком России определит перечень разрешенных случаев для проведения зачета встречных требований по обязательствам, вытекающим из контрактов на поставку нерезидентам товаров, или замены обязательств нерезидентов по таким контрактам новыми обязательствамип. 14 ч. 2 ст. 19 Закона № 173-ФЗ (ред., действ. с 13.10.2022); п. 3 ст. 4 Закона от 14.07.2022 № 353-ФЗ.

Временный порядок операций с наличной валютой

Напомним, в течение 6 месяцев с 10.03.2022 организации и предприниматели — резиденты могут получить наличные доллары США, японские иены, фунты стерлингов и евро только для оплаты расходов по зарубежным командировкам в пределах общей суммы, эквивалентной 5 тыс. долл. СШАИнформация ЦБ от 10.03.2022.

Банк России продлил это ограничение по операциям с наличной валютой еще на 6 месяцев — до 09.03.2023. В этот период организации и предприниматели получат право еще раз снять такую же сумму на выплату командировочных сотрудникамИнформация ЦБ от 01.08.2022; сайт Банка России.

В особых случаях эта сумма может быть увеличена. Для этого организация или предприниматель должны обратиться в свой банк с обоснованным запросом на повышение лимита. А банк, в свою очередь, представит это ходатайство в Банк России.

Если у компании или предпринимателя есть валютные счета в нескольких банках, то получить сумму, эквивалентную 5 тыс. долл. США, можно в каждом банке.

* * *

Послабления коснулись и санкций за несоблюдение требований валютного законодательства. В частности, в КоАП РФ теперь прописано, что резидент, который совершил незаконную валютную операцию, допустил нарушение требований по репатриации или по исполнению контракта с нерезидентом из-за санкций, введенных недружественными странами, освобождается от ответственностипримечание 10 к ст. 15.25 КоАП РФ. Действие этой нормы законодатели распространили на правоотношения, возникшие в период с 23.02.2022 по 31.12.2022п. 3 ст. 2 Закона от 13.07.2022 № 235-ФЗ. Подробнее о других изменениях, касающихся ответственности за валютные нарушения, читайте в нашей следующей статье.

Понравилась ли вам статья?

  • Почему оценка снижена?
  • Есть ошибки

  • Слишком теоретическая статья, в работе бесполезна
  • Нет ответа по поставленные вопросы
  • Аргументы неубедительны
  • Ничего нового не нашел
  • Нужно больше примеров
  • Тема не актуальна
  • Статья появилась слишком поздно
  • Слишком много слов
  • Другое

Поставить оценку

Комментарии (0)

Оценивать статьи могут только подписчики журнала «Главная книга» или по демодоступу.

  • я подписчик электронного журнала

  • я не подписчик, но хочу им стать

  • хочу читать статьи бесплатно и попробовать все возможности подписчика

Другие статьи журнала по теме:

Банковские операции / Платежное поручение

Внешнеэкономическая деятельность

Банковские операции / Платежное поручение

2023 г.

2022 г.

2021 г.

Внешнеэкономическая деятельность

2023 г.

2022 г.

2021 г.

Аналитика таможенного законодательства и ВЭД

Репатриация валюты: как избежать штрафа?

06/12/2019

Репатриация денежных средств – это обязанность участника ВЭД обеспечить поступление выручки за экспортированные товара или оказанные услуги. Для импортера репатриация подразумевает обязательство вернуть на свой банковский счёт уплаченную в качестве аванса валюту за непоставленные товары или неоказанные услуги.

Нарушение обязательств по репатриации является одним из наиболее частых оснований для возбуждения дела за правонарушение в сфере валютного законодательства.

Рекомендуем ознакомиться – «Как избежать штрафа за валютные правонарушения?»

В настоящее время на законодательном уровне широко обсуждается возможная либерализация валютного законодательства. В частности, речь идет об увеличении сроков зачисления выручки, сокращения штрафов и даже освобождения от ответственности за неисполнение обязанности по репатриации.

Проектом нового КоАП РФ предусмотрено освобождение от административной ответственности за невозврат средств ниже минимального порога – 200 тысяч рублей.

На момент подготовки данного материала предполагаемые упрощения валютного законодательства остаются на стадии обсуждения и ответственность за репатриацию установлена в полном объеме.

Ответственность за не репатриацию

Законодательством установлена как административная, так и уголовная ответственность за невозврат валюты. Административная ответственность установлена частями 4 и 5 статьи 15.25 КоАП РФ, уголовная ответственность – статьей 193 УК РФ.

Мерой наказания по административной ответственности установлены штрафы, причем весьма существенные. Уголовная же ответственность предполагает штраф, принудительные работы сроком до 4 лет или лишение свободы сроком до 5 лет, если деяние было совершено в особо крупном размере, то есть сумма не репатриированных средств превысила 45 миллионов рублей. Для крупного размера порог суммы составляет 9 миллионов рублей.

На момент подготовки данного материала в Минфине в рамках либерализации валютного законодательства обсуждается возможность исключения из Уголовного кодекса статьи 193 с одновременным отнесением её состава к квалифицирующим признакам статей 159, 171, 174, 196 УК РФ.

Штрафы

Штрафы за нарушение обязательств по репатриации можно считать драконовскими. Так, при невыполнении импортером обязанности по возврату валютной выручки за непоставленный товар ему грозит штраф от 75% до 100% от суммы денежных средств, уплаченных поставщику.

Внимание! Рекомендуем ознакомиться: «Федеральный закон от 20 июля 2020 г. № 218-ФЗ смягчил валютное законодательство».

Например, если импортер перевел в качестве аванса своему иностранному поставщику 100 тысяч долларов США, а тот в свою очередь не исполнил свою обязанность по поставке товара, импортеру может грозить штраф в размере от 75 до 100 тысяч долларов. В подобной ситуации участник ВЭД не только лишен денег, уплаченных за отсутствующий товар, но и обязан уплатить штраф практически равный потерянной сумме.

Для экспортеров штраф за необеспечение поступления выручки от покупателя – аналогичный.

Рекомендации по минимизации рисков

Юристы нашей компании подготовили ряд рекомендаций как минимизировать риски привлечения к административной ответственности за неисполнение обязательств по репатриации.

  • В первую очередь, речь идёт о необходимости всесторонней проверки поставщика.

Так, например, при работе с китайскими поставщиками не стоит ограничиваться только проверкой реестра юридических лиц, в том числе и возможностями правительственного сайта Управления по контролю и регулированию рынка КНР. Ранее нашими юристами были подготовлены подробные рекомендации по проверке поставщиков в Китае.

При работе с контрагентами из других стран меры проверки должны быть также всесторонними. В частности, рекомендуем, в том числе, и личную встречу с поставщиком на его территории.

Предпринятые меры должной осмотрительности при выборе поставщика и их доказательства в будущем могут стать существенным доводом в защиту импортера по делу о репатриации денежных средств.

  • Помимо проверки контрагента, ключевое внимание должно быть уделено составлению внешнеторгового контракта, в максимальной степени отражающего все условия внешнеэкономической сделки, обязательства сторон и их ответственность за неисполнение.

Грамотно составленный контракт с четкими сроками поставки, оплаты, обязанностями сторон сделки, компенсационными выплатами за их нарушение и целым рядом важных положений может стать решающим аргументом для контролирующих органов при принятии решения об освобождении бизнеса от ответственности за неисполнение обязательств по репатриации валюты.

  • В отдельных случаях стоит рассмотреть возможность получения банковской гарантии под контракт поставщика.
  • В ходе исполнения контракта контрагенту должны направляться уведомления о приближающихся сроках исполнения обязательств по оплате или поставке товара.
  • До начала исполнения контракта участником ВЭД должен быть разработан фактический план действий в случае неисполнения контрагентом своих обязательств по контракту.

Например, если в контракте местом арбитража указан Международный арбитраж Стокгольма или Арбитраж Международной торговой палаты в Вене, необходимо учитывать возможные расходы на подобные судебные процессы. Очевидно, что у декларанта должны быть компетентные юристы, способные вести процессы по Арбитражной судебной процедуре МТТ.

Что делать при не репатриации валюты?

Юристы нашей компании подготовили несколько рекомендаций по возможным действиям участника ВЭД при неисполнении его контрагентом обязательств по контракту.

Во-первых, не стоит дожидаться фактического возбуждения дела об административном правонарушении по факту не репатриации денежных средств. Необходимо заранее подготовить доказательства принятия мер к проверке поставщика до заключения контракта.

Во-вторых, по истечению срока исполнения контрагентом своих обязательств по договору, необходимо незамедлительно инициировать претензионную, судебную и иную работу, направленную на восстановление нарушенного права.

Одной из дополнительных мер может быть направление в Торгово-промышленную палату страны поставщика официального запроса с просьбой об оказании содействия в поиске организации и урегулировании ситуации. После направления запроса необходимо сохранить подтверждение отправки.

Данные рекомендации носят общий характер, конкретный перечень шагов зависит от индивидуальных обстоятельств ситуации. Помимо перечисленных мер существует и ряд других эффективных инструментов по минимизации рисков при привлечении участника ВЭД к административной ответственности за невозврат валюты. Главное в ситуации с репатриацией – начать масштабную работу по принуждению контрагента к исполнению своих обязательств.

Помощь по делам о репатриации

Юристы нашей компании готовы оказать правовую помощь как по минимизации рисков привлечения к административной ответственности при не репатриации валютной выручки, так и комплексным ведением дел по невозврату денежных средств. В практике наших юристов более 40 дел, связанных с привлечением участника ВЭД к административной ответственности за неисполнение обязательств по репатриации валюты.

Стоимость юридической консультации по конкретной ситуации составляет от 5 тысяч рублей. Предварительная оценка перспектив дела производится бесплатно.

Дата публикации: 17.07.2019 15:38

В силу пункта 3 части 1.1 статьи 19 Федерального закона от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» при осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении резидентами иностранной валюты или валюты Российской Федерации в виде займов нерезидентам резиденты, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами) и (или) договорами займа, обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями договоров займа.

Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся от нерезидента в соответствии с условиями договора займа влечет ответственность, предусмотренную частью 4 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обязанность резидентов по репатриации денежных средств, причитающихся в соответствии с договорами займов и ответственность за несоблюдение указанной обязанности введены Федеральным законом от 03.04.2018 №64-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» и статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», вступившим в силу 14.04.2018.

В соответствии со статьи 3 Закона №64-ФЗ положения Закона №173-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона) и части 4 статьи 15.25 КоАП РФ (в редакции настоящего Федерального закона) не применяются к заключенным до дня вступления в силу настоящего Федерального закона договорам займа, за исключением договоров, существенные условия которых после дня вступления в силу настоящего Федерального закона были изменены.




Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Строительная компания ротенберга как называется
  • Строительная компания фонд капитального ремонта
  • Строительная компания фэмили дом каркасные дома
  • Строительная компания эталон отзывы сотрудников
  • Строительная московская компания в новосибирске