Способности к выработке плодотворных бизнес идей составляют

Добавил:

Upload

Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.

Вуз:

Предмет:

Файл:

Лекция 1 Проблемы реформ ВПО.docx

Скачиваний:

35

Добавлен:

26.04.2019

Размер:

98.57 Кб

Скачать

Виды капиталов в структуре человеческого капитала.

Таблица2

Виды
капитала

Показатели
качества

Физический
(в т. ч. Капитал здоровья) —

Он
связан с состоянием здоровья, уровнем
работоспособности хозяйственных
агентов, а также их внешними физическими
данными, которые могут использоваться
для мобилизации других видов ресурсов.
Различия физического капитала
определяются способностью
к труду,
инкорпорированной
в теле потенциального или реального
работника. Его объективированная
форма представлена физическими и
психическими качествами, позволяющими
рабочей силе реализовывать своё
предназначение в трудовом процессе.
Институциональное оформление
физического капитала представляет
собой капитал здоровья и осуществления
путем выдачи медицинских
заключений.
Данный
вид капитала лежит в основе
физико-генетической
стратификационной
системы. Здесь отношение к человеку
или группе определяется уровнем
здоровья, трудоспособности и наличием
определенных физических качеств –
силы, красоты, ловкости. В данном случае
неравенство утверждается воспроизводством
различий в способности к труду.

Трудовой

Трудовой
капитал
составляют
знания и профессиональные способности
человека, позволяющие выполнять ту
или иную конкретную работу. Чем сложнее
труд, тем выше требования к квалификации
работника, его навыкам и опыту.

Интеллектуальный

Интеллектуальный
капитал –
это
совокупность врожденного и развивающегося
интеллектуального богатства человека
в форме его интеллектуальной культуры.
Интеллектуальный капитал воплощается
в изобретения, полезные модели, а также
в фирменные наименования, товарные
знаки и знаки обслуживания и отражается
на счете нематериальных активов
предприятий. Без интеллектуального
капитала немыслим современный
конкурентноспособный агробизнес.

Интеллектуальные
ресурсы личности –
это
сформированные в процессе формального
и неформального обучения знания,
информация и креативные способности
человека. Интеллектуально богатыми
являются люди, которые демонстрируют
успешные черты личности, обладают
хорошей общей и профессиональной
подготовкой, хорошими тактическими
способностями, умеют принимать
правильные решения стоящих перед ними
проблем и обеспечить их выполнение.
Каждое из этих свойств может быть
разложено на составляющие компоненты.

Организационно-предпринимательский

Способность
к выработке плодотворных бизнес-идей,
предприимчивость, решительность,
организаторский талант, владение
коммерческими секретами – вот далеко
не полный перечень незаменимых качеств
работника в условиях конкурентной
экономики. Использование предпринимательских
способностей в бизнесе и управлении
становиться особым видом человеческого
капитала. При рыночный экономике
выжить, а тем более победить конкурентов,
невозможно без мощного потенциала
предприимчивости и организаторского
таланта.

Культурный

Культурный
капитал –
это
языковая и культурная компетенция
человека, богатство в форме знания
или идей, которые легитимируют статусы
и власть, поддерживают установленный
социальный порядок, существующую в
обществе иерархию.

Социальный

Представляет
собой «ресурсы социальных отношений
и сетей отношений, облегчающих действия
индивидуумов за счёт формирования
доверия, определения обязанностей и
ожиданий, формулирования и внедрения
социальных норм, создания ассоциаций;
принадлежность к определенному
социальному кругу, членство в группе,
коммуникабельность индивида.

Символический

Способность
человека к воспроизводству мнений,
компетенция обозначает способность
человека к производству мнений. В
инкорпорированном состоянии он
означает наличие легитимной
компетенции

(legitimate
competence)
– признаваемого права интерпретировать
смысл происходящего; говорить, «что
есть на самом деле» (например, какова
«истинная ценность» того или иного
капитала). Это также способность
навязывать определенное понимание
другим агентам. Важнейшую роль в его
функционировании играет манипулирование
разными способами оценок имеющихся
и потенциальных ресурсов (символическое
насилие). В этом отношении все прочие
виды капитала зависят от символического
капитала.

Образовательный

Это
совокупное образовательное богатство
человека в форме его образовательной
культуры; личная собственность
обладателей дипломов и учёных степеней.
Именно на этом уровне особое значение
играют интеллектуальные ресурсы
личности.

Морально-нравственный

Морально-нравственный
капитал –
это
морально-нравственная культура
человека. Само слово «мораль» происходит
от латинского modes
– обычаи, нравы. Мораль – это особая,
культурно-нормативная форма вне
биологической регуляции человеческих
отношений. Различают моральное
сознание, оральные отношения, моральные
поступки.

Четвёртая
причина

это социально-экономические реформы в
России не возможны без модернизации
образования. Таким образом, проблема
начинает осознаваться как стратегический
ресурс не только социального или
экономического развития России в XXI
веке, но, в немалой степени, и как условие
её выживания. Тем более, что сегодня
ощущение неадекватности российского
образования при всех его достоинствах
и недостатках является слишком очевидным
для представителей самых разных
политических позиций. Вне зависимости
от того, рассматриваем ли мы историю
постсоветского образования в контексте
освобождения
от оков тоталитаризма,
либо
же, напротив, рассуждаем о прошедших
годах в залоге деградации
и утраты былых достижений,
современное
состояние российского образования не
удовлетворяет никого. Наиболее тревожными
является то обстоятельство, что не менее
негативно оцениваются и тенденции
изменения образовательной ситуации.
Итак, признание необходимости самых
серьёзных («модернизационных») перемен
оказывается всеобщим. Понятие
«модернизация» оказывается достаточно
непривычным для отечественной
педагогической традиции. Большинство
предыдущих усовершенствований в
советской и российской школах происходили
под эгидой реформирования,
развития, совершенствования, —
при
этом концепт оставался невостребованным.

Нам
представляется важным уточнение понятия
«модернизация образования». В словаре
русского языка С. И. Ожигова дано следующее
определение «Модернизировать 1. Вводя
усовершенствования, сделать (делать)
отвечающим современным требованиям.
[Ожегов С. И. Словарь русского языка.
М.: Из-во «Советская энциклопедия», 1972.
С.327]

В
педагогическом словаре читаем:
«Модернизация – усовершенствование,
улучшение, обновление объекта, приведение
его в соответствие с новыми требованиями
и нормами, техническими условиями,
показателями качества» [Педагогика:
Большая современная энциклопедия/Сост.
Е. С. Рапацевич – Мн.: «соврем. Слово»,
2005, С. 323]. Общим для вышеприведенных
определений являются – усовершенствование,
приведение в соответствие с новыми
требованиями. Во втором определении
подчеркивается, что модернизация
необходима для повышения качества
образования.

Концептуализация
процесса модернизации образования
происходит с 2000 – 2002 годы, когда
публикуются следующие документы:
«Национальная доктрина образования
Российской Федерации», «Федеральная
программа развития образования на 2001
– 2005 годы», «Концепция модернизации
российского образования». Основными
приоритетами государственной политики
в области образования были обозначены:

  1. Обеспечение
    государственных гарантий доступности
    качественного образования, предполагающее
    сочетание государственных гарантий в
    образовании на уровне государственного
    стандарта, а также включение механизмов
    кредитования на получение платных
    образовательных услуг, реструктуризации
    образовательных учреждений.

  2. Создание
    условий для повышения качества общего
    образования, включающее реализацию
    компетентностного подхода, оптимизацию,
    дифференциацию и индивидуализацию
    образовательных программ; создание
    системы независимой экспертизы
    результатов образовательной деятельности.

  3. Создание
    условий для повышения качества
    профессионального образования,
    включающее создание системы мониторинга
    образовательных потребностей,
    определяющее развитие среднего и
    начального профессионального образования,
    интеграцию науки, образования,
    производства.

  4. Формирование
    эффективных экономических отношений
    в образовании, сочетающее меры по
    наращиванию финансовой поддержки
    государства с внедрением новых механизмов
    многоканального финансирования.

  5. Обеспечение
    системы образования высококвалифицированными
    кадрами, их поддержка государством и
    обществом.

  6. Управление
    развитие образования на основе
    распределения ответственности между
    субъектами образовательной политики.

Нельзя
не отметить некоторую противоречивость
положений заявленной государственной
образовательной политики. Например,
реализация принципа доступности
подразумевает
сохранение основных достижений советского
этапа, которое обеспечивало не только
доступность, но и обязательность полного
среднего образования. В документах речь
идёт об «обеспечении доступности новыми
средствами и в новых условиях», что
подразумевает использование механизмов
многоканального финансирования, в том
числе привлечение родительских и
спонсорских средств. Налицо противоречие:
политическая идея обеспечение
доступности образования
приводит
к реальному снижению возможностей
бесплатного получения образования для
наиболее бедных семей и к прогрессирующему
расслоению общества.

Следующий
парадокс связан с тем, что взгляды, не
получившие своего развития в нормативных
документах, зачастую формулируются как
частное мнение, руководителей образования,
и именно в этом качестве приобретают
идеологический характер. В частности,
если в Законе РФ «Об образовании
зафиксировано представление об
образовании как безусловном
приоритете
государственной
политики, то в современных дискуссиях
гораздо чаще озвучивается следующая
позиция: образование, также как и армия,
милиция, здравоохранение, является
бюджетополучателем, и должно доказывать
свою эффективность, для того чтобы
сохранять или наращивать своё
финансирование.

Как
очень точно замечает А.М.Новиков
человечество резко перешло в совершенно
новую постиндустриальную
эпоху
своего развития, поэтому возникла
необходимость перехода от педагогики
индустриального общества к педагогике
постиндустриального общества.
Далее
автор проводит сравнение основных
компонентов образовательных парадигм
в индустриальном и постиндустриальном
обществе. (Новиков А.М. Основания
педагогики/ Пособие для авторов учебников
и преподавателей педагогики: Педагогика.
– М.: Из-во ЭГВЕС, 2010. – С. 9-10)

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Что такое капитал

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Некоторые понятия так часто встречаются нам в повседневной жизни, что мы не задумываемся об их точном значении.

Сегодня проанализируем, что такое капитал, какие значения имеет это слово. И подробней остановимся на этом понятии как экономическом термине.

Человек лежит на денькгах

Капитал — это…

Складывая в свою копилку или внося на банковский депозитный счет денежные средства (рубли или миллионы рублей, неважно), мы формируем накопления для приобретения чего-либо, которые называем капиталом. Это бытовое понимание слова, но оно не отражает экономическую суть термина.

Экономика же рассматривает капитал как совокупность всех средств, с помощью которых возможно создание какого-либо продукта для его последующей реализации с целью получения прибыли.

Что такое капитал

С тех пор как человечество начало активно развивать торговлю и производство, ученые-экономисты пытаются дать всеобъемлющую трактовку понятию капитал. Поэтому существует очень много его определений и классификаций. В нашей статье мы затронем только общие формулировки для всех экономических школ.

Определение

Виды капитала

Капитализм – это экономическая система, в основе которой лежит частная собственность на капитал. Какие его виды существуют, рассмотрим в таблице:

Реальный Финансовый
Основные средства (матер.средства (в т.ч., денежные, участвующие в создании продукта более 1 года (производственные и вспомогательные здания, оборудование)) Оборотные активы (матер.средства, участвующие в 1 цикле производства продукта (сырье, расходные материалы)) Уставной капитал (вносится учредителями ООО и других форм юр.лиц) Привлеченные инвестиции (различные формы кредитования) Ценные бумаги (акции, облигации)

Цель формирования и работы реального капитала – это получение прибыли (разницы между доходами и издержками). Суть его – в самовозрастании (капитализации).

С помощью реального капитала предприниматель получает прибыль и вкладывает ее вновь, т.е. приумножает. Если же прибыль выводится из оборота, то она не становится капиталом.

Важно: капитал – это не только материальные ценности (недвижимость, средства производства, деньги), но и интеллектуальные разработки (патенты, компьютерные программы и т.д.).

Капитализация «по Марксу»

Для тех, кто подзабыл: Карл Маркс – это политический деятель, экономист, писатель, журналист, живший в 19 веке в Германии. Его перу принадлежит множество трудов, в том числе научная работа по экономике «Капитал. Критика политической экономии» (1867 год).

В основе «Капитала» Маркса – теория прибавочной стоимости.

Разберем, в чем суть этой теории. Маркс рассматривал стоимость произведенного продукта как овеществленный труд. Иначе говоря, он утверждал, что стоимость товара – это труд, выраженный в денежном эквиваленте. Всякая готовая продукция (товар, услуга) имеет свою стоимость.

Капитализация по Марксу

Стоимость товара (услуги) складывается из стоимости рабочей силы, которая затрачивается на его изготовление (предоставление) и прибавочной стоимости (ПС), которая становится прибылью предпринимателя (в работе Маркса – «капиталиста»).

Раньше надо было читать

Следовательно, прибавочная стоимость – это стоимость, полученная предпринимателем от неоплаченного использования рабочей силы.

Пример: стоимость булки хлеба = 30 руб. Стоимость рабочей силы и сырья = 20 руб. Таким образом, ПС от изготовления булки хлеба = 10 руб.

Маркс разделял прибавочную стоимость на 2 разновидности:

  1. Абсолютная ПС. Ее источником является удлинение рабочего дня при сохранении прежней заработной платы (больше рабочего времени → больше произведенной продукции → больше прибыль).
  2. Относительная ПС. Источники прибыли:
    1. удешевление производства единицы продукции (дешевле производство → увеличение прибыли);
    2. удешевление рабочей силы (уменьшение затрат на заработную плату → увеличение прибыли).

Согласно теории Маркса, именно соотношение прибавочного труда (ПТ) к необходимому труду (НТ) (прибавочной стоимости к заработной плате) определяет степень эксплуатации рабочего капиталистом.

В виде формулы степень капиталистической эксплуатации выглядит так: (ПТ / НТ).

Человеческий капитал

Теперь о еще одном значении этого слова. Каждый человек на протяжении своей жизни накапливает определенные знания, навыки и умения. Если спроецировать данный процесс на общество в целом, то получим определение.

Человеческий капитал — это совокупность знаний, умений каждого члена общества, применяемая для производства материальных и духовных ценностей.

Проще говоря, общество не могло бы развиваться, имея в наличии средства производства, финансирование, но без людей, которые бы, используя свои профессиональные навыки, могли создавать какие-либо ценности.

Поэтому человеческий капитал (ЧК) – это одно из главных условий существования любого общества.

Под этим понятием подразумевают:

  1. интеллект;
  2. здоровье;
  3. качество жизни;
  4. знания и навыки;
  5. возможность созидательного труда.

Более детально – в следующей таблице:

Вид человеческого капитала Характеристики
Капитал здоровья Физическая сила, выносливость, работоспособность, иммунитет к болезням, длительный период трудовой деятельности.
Трудовой Знания, профессиональные способности человека выполнять конкретную работу. Чем сложнее труд, тем выше требования к квалификации, навыкам и опыту работника.
Интеллектуальный Продукты творческой деятельности, изобретения, полезные модели, используемые в течение длительного времени, могут служить источником получения дохода.
Организационно-предпринимательский Способность к выработке плодотворных бизнес-идей, предприимчивость, решительность, организаторский талант, владение коммерческими секретами.
Культурно-нравственный Важен как для индивидуума, так и для любой фирмы и общества в целом. Все заинтересованы в формировании и приумножении человеческого капитала; затрачивают ресурсы и на поддержание здоровья, и на развитие культуры, и на содействие предпринимательству.

Рассмотрим особенности ЧК на схеме:

Человеческий капитал

Вывод: сформировать определенный ЧК возможно только при инвестировании времени, сил и денежных средств. Кроме того, ЧК требует поддержания жизнеспособности, а именно: восстановления износа и расширения возможностей.

Создание качественного ЧК невозможно без инвестиций из нескольких источников:

Создание ЧК

Вывод: только результат совокупных инвестиций способен сформировать качественный человеческий капитал.

Читайте наш блог, это интересно и полезно!

Автор статьи: Елена Копейкина

Концепция человеческого капитала в течение нескольких столетий прошла свой путь развития в западной экономической науке. На каждом этапе ее развития формировался подход, отражающий систему взглядов, характерных для существовавших в то время научных экономических школ. Развитие концепции человеческого капитала в экономической науке представляет собой процесс накопления знаний и научных взглядов, не отвергающих прошлое наследие экономической мысли, скорее, это процесс эволюции, синтеза достижений различных научных школ, накопления идей и взглядов на человека, на значение его роли в экономике. Сегодня эта концепция получает свое развитие в рамках современных подходов, в частности, институциональный подход к человеческому капиталу значительно расширяет рамки и обогащает методологию анализа, наиболее адекватно отражая реально протекающие экономические и социальные процессы в обществе, давая импульс дальнейшему развитию теории.

Теория человеческого капитала доказала, что производительные, интеллектуальные, творческие качества человека являются главной силой общественного и экономического прогресса. Человеческий капитал оказывает значительное воздействие на формирование эффективных институтов, способствующих развитию общества. Поэтому исследование и научное осмысление взаимовлияния человеческого капитала и институциональной среды в условиях трансформации экономических отношений являются актуальными и востребованными не только наукой, но и практикой.

1. Теория человеческого капитала

1.1 Исторические аспекты

Истоки современной теории человеческого капитала прослеживаются в трудах представителей классической политэкономии. Еще В. Петти первым среди экономистов обосновал категорию «живые действующие силы человека» и предлагал считать их составной частью национального богатства. В XVIII веке Адам Смит отметил, что решающая роль богатства принадлежит работнику, его навыкам, способностям: «Увеличение производительности полезного труда зависит, прежде всего, от повышения ловкости и умения рабочего, а затем от улучшения машин и инструментов, с помощью которых он работает». В состав основного капитала, наряду с машинами и иными орудиями труда, землей, постройками, он включил приобретенные и полезные способности всех жителей страны. А.Смит высоко ценил образование и рассматривал его как фактор, способствующий увеличению богатства страны. Д. Рикардо подтвердил эту мысль, объясняя отставание стран в экономическом развитии «недостатком образования во всех слоях народа». Он отождествлял воспроизводство рабочей силы с воспроизводством населения и отмечал важность качества рабочей силы для эффективности производства. Вклад представителей классической политэкономии в развитие концепции человеческого капитала заключался в том, что в научный оборот впервые были введены такие понятия, как «живые действующие силы», «способности рабочих к труду», «производительные рабочие силы», «рабочая сила»; была обоснована идея о том, что приобретенные способности людей составляют часть богатства всего общества; было определено, что важнейшие качества людей формируются институтом образования и воспитания человека. Маркс в отличие от Д.Рикардо более широко трактовал категорию «рабочая сила», он рассматривал ее как «совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает живая личность человека и которые пускаются им в ход всякий раз, когда производит какие-либо потребительские стоимости». Стоимость создается только в процессе труда, который не сводится только к расходованию рабочей силы, а является процессом взаимодействия общества и природы, характеризующегося производительностью труда. Величина ее зависит от квалификации рабочей силы. Развитие физических, умственных, творческих, созидательных сил человека Маркс называл «действительным богатством», «главной производительной силой общества», подчеркивая, что творческие качества человека могут быть созданы только в процессе и в результате специфического производства и требуют затрат. Маркс подобно классикам трактовал самого человека как основной капитал, подчеркивая большое значение в его развитии и накоплении образования, производственного опыта и затрат свободного времени, методологически обосновал категорию «рабочая сила». Таким образом, К. Маркс внес значительный вклад в развитие концепции человеческого капитала.

Развитие теории человеческого капитала в конце 19- начале XX века связано с именами Л. Вальраса, Дж. М. Кларка, Ф.Листа, Дж. Мак-Куллоха, Г.Д. Маклеода, А.Маршалла, Дж.С.Милля, Ш.Сэя, И.Ф. Тюнена, Т. Уинштейна, Дж. С. Уолша, И. Фишера, У. Фарра и др. В начале XX века исследования носили прикладной характер. Ученые-экономисты Л. Дублин, Ф. Крам, И. Фишер, С.X. Форсит пытались определить стоимость отдельного человека и всего населения, минимальные, средние и максимальные размеры государственной помощи для воспитания детей, выделения соответствующих статей расходов семейных бюджетов. Дж. Уолш осуществил конкретные расчеты влияния профессионального образования на национальный доход США, ввел понятие «альтернативные издержки», предпочтение благ во времени и другие, вошедшие в категориальный инструментарий современной теории человеческого капитала.

Наибольший вклад в теорию человеческого капитала внес Гарри Беккер, работающий параллельно с Т. Шульцем. Широко известны в научных кругах его труды «Инвестиции в человеческий капитал» (1962 г.), «Человеческий капитал: теоретический и эмпирический анализ» (1964 г.). Данную работу научный мир признал классической, ее содержание определило дальнейшую направленность исследования человеческого капитала. Г. Беккер рассматривает понятие «человеческий капитал» шире, он утверждает, что «человеческий капитал формируется за счет инвестиций в человека, среди которых можно назвать обучение, подготовку на производстве, расходы на здравоохранение, миграцию, поиски информации о ценах и доходах». Он включил в инвестиции в человека помимо расходов на общее и профессиональное образование, расходы на воспитание детей, здравоохранение, поиск информации, смену работы и другие вложения, так или иначе способствующие развитию производительной силы человека, содействующие его культурному и интеллектуальному росту.

В 1988 г. появилась работа Дж. Минсера и Н. Хигучи, подтверждающая предположения теории человеческого капитала о дополнительных вложениях фирм в повышение квалификации и подготовку работников, что вызывает увеличение угольного наклона кривой заработков относительно временной оси. Рост ассигнований в эту сферу приводит к снижению географической мобильности рабочей силы. Данный факт — закономерное следствие технического прогресса, сопровождаемого увеличением инвестиций в специфический человеческий капитал. В конце 80-х годов были предприняты масштабные исследования человеческого капитала, учитывающие воздействие на заработную плату временных параметров (стажа работы), колебаний средних заработков в стране.

Таким образом, теория человеческого капитала на современном этапе вылилась в новое научное направление, получила общественное признание мировой научно- экономической мысли и была включена в структуру экономических дисциплин, которые сегодня преподаются в вузах и университетах мира. Данная концепция стала теоретическим фундаментом нового направления экономической науки — экономики образования.

В отечественной экономической литературе проблемам человеческого капитала не уделялось долгое время достаточного внимания. Лишь в 70-80-е годы появились отдельные публикации, в которых критически осмысливались буржуазные концепции человеческого капитала и экономики образования с позиции политической экономии социализма. Тем не менее данные публикации выполнены на достаточно высоком научном уровне, к ним можно отнести работы таких авторов, как В.И. Басова, B.C. Гойло, А.В. Дайновского, Р.И. Капелюшникова, В.П. Корчагина, В.В. Клочкова, В.И. Марцинкевича.

В 90-х годах в России появился ряд монографических исследований человеческого капитала российских ученых М.М. Критского, Р.И. Капелюшникова, С.А Дятлова, А.И.

Таким образом, в экономической науке, отечественной и зарубежной, человеческий капитал определяется по-разному. Чаще всего речь идет о содержании человеческого капитала, о формах и закономерностях существования. В целом понятие «человеческий капитал» основывается на расширительной трактовке национального богатства и капитала, которая восходит к идеям американского экономиста начала 20 века И. Фишера. Этой идеи придерживаются Блауг, Боуэн, Ц. Грилихес, Д. Моргенсон, Т. Шульц и др. И. Фишер предложил считать капиталом все то, что отвечает следующему критерию: возможности капитала накапливаться и генерировать доход в течение длительного периода времени. Исходя из этого, человеческие способности, дарования, знания, навыки следует признать особой формой капитала на основании того, что они: являются неотъемлемым личным достоянием каждого индивида;

• обеспечивают своему обладателю получение более высокого дохода в будущем за счет отказа от части текущего потребления;

• требуют для своего формирования как от индивида, так и от всего общества значительных затрат;

• имеют свойство накапливаться и представляют собой определенный запас.

1.2 Элементы человеческого капитала

По элементам затрат, инвестиций в человеческий капитал его можно разделить на капитал здоровья, капитал образования и капитал культуры. Кроме этой классификации предлагается выделять следующие основные элементы (активы) (рис. 1):

Рис. 1. Элементы (активы) человеческого капитала

теория человеческий капитал

1. Капитал здоровья. Качественные характеристики здоровья определяют образ жизни носителя человеческого капитала, уровень социально-экономической активности, его миграционной подвижности, характер и способы проведения досуга и отдыха. От уровня здоровья, физического развития зависит возможность участия человека в определенных видах трудовой деятельности, его производительность труда. В понятие капитала здоровья должны включаться физическая сила, выносливость, работоспособность, иммунитет, период активной трудовой деятельности; в систему характеристик входят так же понятия заболеваемость, инвалидность, нетрудоспособность, которые объединяются в термин «глобальное бремя болезней» (DALY). Система этих показателей может отражать потери общества в результате преждевременной смерти людей, их нетрудоспособности и инвалидности.

2. Трудовой капитал — это знания и профессиональные способности, навыки и опыт, определяющие уровень квалификации. В условиях научно-технического прогресса в производственном процессе все большее значение приобретает знание современных технологий, владение результатами новейших научных исследований и умение применить их на практике. Формирование таких способностей обеспечивается путем общего и профессионального образования, а реализация способностей, накопление опыта и совершенствование навыков происходят во время трудовой деятельности. Специфический капитал включает в себя также признание традиций, философии фирмы, ее внутренних ценностей.

3. Интеллектуальный капитал. В состав интеллектуального капитала, который определяется уровнем образования индивида, включены такие компоненты, как:

а) интеллектуальный капитал, воплощенный в виде опыта, знаний, способностей к нововведениям и творческой деятельности;

б) интеллектуальный капитал, включающий патенты, лицензии, торговые марки и другие объективные факторы, связанные с авторским правом. Интеллектуальный продукт обособляется от автора, он определяет направления и формы экономического использования своей собственности.

4. Организационно-предпринимательский капитал — потенциал инновационной творческой деятельности. И. Шумпетер определил предпринимателя как «новатора», субъекта, инициирующего и осуществляющего инновационные проекты, технологии в организации дела. К нему относятся предпринимательские, организаторские способности к выработке плодотворных бизнес-идей, предприимчивость, решительность, владение коммерческими секретами. Реализация этой формы человеческого капитала зависит от сильной мотивации носителя и особых лидерских, предпринимательских качеств личности.

5. Культурно-нравственный капитал предполагает признание существующих в общественной системе ценностей, культуры, этических норм, морали, определяющих линию поведения человека, его отношение к делу, вещам, другим людям, самому себе, что сказывается на качестве человеческого капитала, определяется духовным развитием, условиями воспитания и уровнем образования.

Формирование активов человеческого капитала являет собой сложный процесс, в результате которого развиваются качественные свойства индивидов, совокупность которых превращается в капитал в социальной институциональной среде, в системе производственных отношений. Формирование интеллектуальных, образовательных, культурно-нравственных, организационно-предпринимательских форм человеческого капитала обеспечивается преимущественно инвестициями в научно- образовательные, информационные системы общества, формирование биологической формы (капитала здоровья) требует инвестиций в систему здравоохранения.

2 .

Трудовые ресурсы предприятия культуры

Достаточная обеспеченность предприятий нужными трудовыми ресурсами, их рациональное использование, высокий уровень производительности труда имеют большое значение для увеличения объемов продукции и повышения эффективности производства. В частности, от обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависят объем и своевременность выполнения всех работ, эффективность использования оборудования, машин, механизмов и как результат — объем производства продукции, ее себестоимость, прибыль и ряд других экономических показателей.

Ресурсное обеспечение — залог успешной деятельности любых организаций. Для социально-культурной сферы данный фактор играет порой определяющую роль, поскольку связан со степенью удовлетворения культурных потребностей населения.

Трудовые отношения в сфере культуры, хотя и являются в социально-экономическом и правовом отношении аналогичными трудовым отношениям в других сферах производственной деятельности (так как подчиняются единому трудовому законодательству Российской Федерации, общим правилам кадровой политики и регулирования труда работников), имеют ярко выраженную специфику.

Сфера культуры и искусства, а вернее та ее часть, которая непосредственно связана с экономическими процессами, видимо, по причине крайней сложности и многогранности тщательнейшим образом обходится учеными и экономистами. В то время как экономика и культура всегда тесно связаны. Взаимодействие их относится к числу наименее исследованных и недостаточно обобщенных явлений. Существует ряд важных экономических факторов, влияющих на состояние и развитие культуры: рост эффективности производства, материально-техническое снабжение и т. д. В свою очередь, затраты на культуру дают не только социальный или интеллектуальный, но и экономический эффект. В современной литературе существует крайне ограниченное разнообразие учебной литературы и научных статей по экономике культуры, однако и в них вопрос трудовых ресурсов практически не рассматривается.

По мнению профессора Г. Галуцкого, «для современного этапа экономики культуры характерен низкий уровень изученности ресурсов, поскольку в теории нет фундаментальных работ, посвященных этой проблеме, а имеющиеся публикации содержат обрывчатые, иногда путаные сведения, понятия и определения».

Персонал учреждений культуры — это категория работников, которым в силу их способностей, профессиональных знаний и умений, опыта и компетентности поручено осуществлять деятельность учреждений культуры и руководство ими. В персонале, занятом в сфере культуры, различаются руководители, на которых возлагается организация, планирование, контроль и другие функции менеджмента во всей его полноте по линии административного подчинения, специалисты, осуществляющие функциональное руководство — выработку и реализацию решений по важнейшим направлениям содержания работы (художественный руководитель, главный режиссер, старший методист и т. д.), а также технический и младший обслуживающий персонал (секретари, машинистки, вахтеры и т. д.). В свою очередь, руководители различаются по уровню управления: высшее (уровень федеральный и субъекта федерации), среднее (региональный и городской уровень) и низшее звено (уровень учреждений культуры и их подразделений).

В работе с персоналом было разработано несколько моделей руководства, вот одна из них:

Эшриджская модель. Эта модель была разработана Эшриджским колледжем по менеджменту в Англии в 60-70 года. Она различает четыре стиля руководства:

— приказы: менеджер вырабатывает собственное решение и передает его подчиненным для исполнения. Персонал ожидает указанный к выполнению безо всяких вопросов;

— реклама: в данном случае менеджер также вырабатывает собственное решение, но вместо простого объявления его подчиненным, он пытается убедить их, что данное решение является наилучшим, то есть он рекламирует данное решение, чтобы свести на нет любое потенциальное сопротивление;

— консультации: менеджер, применяя этот стиль, не выносит решения до тех пор, пока не проконсультируется со своими подчиненными. Он предоставляет им удобный случай высказать мысли, предложения и советы, осознавая, что служащие в действительности могут знать в определенных областях больше, чем он сам. Такой менеджер может иметь хороших специалистов-консультантов по отдельным отраслям знаний. Окончательное решение все же принадлежит менеджеру, но оно не будет принято, пока не выслушано мнение подчиненных, которые таким образом чувствуют себя вовлеченными в дело и ощущают свою значимость;

— единение: применяя этот стиль, менеджер вместе с подчиненными на равноправной основе вырабатывает демократичное решение. Менеджер определяет проблему и может обозначить границы, в пределах которых может быть выработано решение (например, бюджетные ограничения). Затем проблема обсуждается в свободной дискуссии среди подчиненных, и окончательное решение обычно бывает отражением решения большинства.

Предъявляются следующие требования к работникам в сфере культуры.

Во-первых, это общие (универсальные, инвариантные) требования, в том числе:

· психосоматическое здоровье — физическое здоровье, психическое здоровье, внешняя привлекательность или, как минимум, не отталкивающая внешность, что особенно важно при обилии контактов в сфере культуры;

· профессиональная компетентность — достаточный уровень образования, умения, навыки, профессиональный и деловой опыт, организаторские способности;

· личностно-нравственные качества — добросовестность, порядочность, надежность, принципиальность (или личная преданность).

Во-вторых, помимо общих требований, работники сферы культуры должны отвечать также ряду специфических требований, вытекающих из особенностей сферы. Это особая ориентация на творческую деятельность и на работу с людьми, способность к публичной импровизации и т. д. Работник культуры должен хорошо разбираться в вопросах истории культуры, современной культурной жизни, текущей политической ситуации. Поскольку его работа часто оказывается связанной с детьми, работник культуры должен быть в известной степени педагогом и воспитателем подрастающего поколения.

Более конкретные требования определяются уставными функциями, отдельными проектами и программами, должностными инструкциями, состоянием дел на конкретных участках.

В последние годы все более выдвигается на первый план ориентация в вопросах гражданского права, общая правовая и экономическая компетентность.

Профессиональная подготовка работников культуры осуществляется в гуманитарных высших учебных заведениях (университеты, академии и институты культуры, факультеты ряда университетов, вузы художественного творчества: театральные, изобразительного искусства, музыки, кинематографии) и средних специальных учебных заведениях (колледжи, училища).

Сфера культуры требует очень ответственного и высоко профессионального подхода к подбору, подготовке и обучению персонала социально-культурных учреждений. Ведь сейчас общество по-настоящему начало осмысливать истинную социальную значимость досуга, его реального, повседневного влияния на все сферы жизнедеятельности человека, включая труд и обучение.

Проблемы, существующие сегодня в досуговой и в целом социально-бытовой, семейной сфере, могут быть решены лишь с помощью квалифицированного специалиста — педагога, психолога, экономиста и юриста.

Жизнь выдвинула задачу подготовки особой категории организаторов досуга — социального педагога, работающего в специфических условиях открытой микросоциальной среды, специализирующегося на вопросах оказания помощи семье, организации разносторонней деятельности детей и взрослых в сфере досуга, решения воспитательно-образовательных задач, коррекции поведения и социальной реабилитации отдельных групп детей, подростков, молодежи, способного обеспечить допустимое и целесообразное общественно-педагогическое вмешательство в процесс социализации детей и подростков.

Заключение

Человеческий капитал — капитал, представленный в индивидууме потенциальной способностью приносить доход, основанной на врожденных интеллектуальных способностях и таланте, а также знаний и практических навыков, полученных в процессе обучения, образования и практической деятельности человека. Теория человеческого капитала берет свое начало еще в XVII веке, в работах Уильяма Пети и Адама Смита. Заслуга ее выдвижения принадлежит известному американскому экономисту, лауреату Нобелевской премии Т. Шульцу, а базовая теоретическая модель была разработана в книге Г. Беккера.

В настоящее время она предполагает, что умение работника или группы работников добиться лучшего результата приводит к повышению их заработной платы.

Теории «человеческого капитала» стало придаваться большое значение, так как она позволяла с общих позиций изучать многие явления рыночных отношений, выявлять эффективность вложенных в человеческий фактор финансовых средств.

Идеи, заложенные в теории человеческого капитала, оказали серьезное воздействие на экономическую политику государства. Благодаря ей изменилось отношение общества к вложениям в человека. В них научились видеть инвестиции, обеспечивающие производственный, причем долговременный по своему характеру, эффект. Это обеспечило теоретическое обоснование для ускоренного развития системы образования и подготовки кадров во многих странах мира.

Трудовые ресурсы на предприятии — это объект постоянной заботы со стороны руководства предприятия. Особенно роль трудовых ресурсов возросла в период рыночных отношений, а инвестиционный характер производства, его высокая наукоёмкость, изменили требования к работнику — повысили значимость творческого отношения к труду. Сейчас основная задача предпринимателя — руководителя предприятия — хорошо подобранный трудовой коллектив, представляющий собой команду единомышленников и партнеров, способных понимать, осознавать и реализовывать замыслы руководства предприятия. Только она служит залогом успеха предпринимательской деятельности, выражения и процветания предприятия.

Список использованной литературы

1. Менеджмент в сфере культуры. Учебное пособие. / Под общей редакцией И.М. Болотникова, Г.Л. Тульчинского. СПб: СПб ГУКИ, 2007.

2. Тульчинский Г.Л., Шекова Е.Л. Менеджмент в сфере культуры: Учебное пособие. 4-е изд., испр. и доп. — СПб.: Издательство «Лань»; «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2009. — 528 с.:

3. Цыренова А.А. Развитие человеческого капитала в условиях трансформации институциональной среды. — Улан-Удэ: Изд- во ВСГТУ, 2006

4. Курганский С.А. Человеческий капитал — основное богатство России// Социально-экономические аспекты реформ в России: проблемы, пути их решения: Материалы междунар. науч.-прак. конф. — Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2004. -С. 3-6.

СПИСОК ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ССЫЛОК

  • The Most Beautiful Thing in the World
  • If I could be someone else for a day
  • «Отрешение от должности Президента Российской Федерации»
  • Система учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания. Контроль за их деятельностью
  • История развития уголовно-исполнительного права и законодательства. Характеристика действующего уголовно-исполнительного законодательства. Международные акты об обращении с осужденными
  • Характеристика основных прав осужденных
  • Методы сравнительного подхода в оценке стоимости предприятия
  • Какой бизнес выгоднее: товары или услуги
  • Экологическое воспитание, образование и Просвещение
  • Экологические основы принципов лесного законодательства
  • My Home
  • Особенности неолиберализма и монетаризма

С этим файлом связано 2 файл(ов). Среди них: Жизнь и основные периоды творчества Вергилия..docx, БДЗ_Пределы.pdf.
Показать все связанные файлы


Подборка по базе: Тестовые вопросы к разделу 2.docx, Тестовые вопросы к разделу 1.docx, Ответьте на вопросы.docx, тестовые вопросы к разделу.docx, ЦЭ_Ответы — Цифровая экономика синергия — Регламентированных, не, Рыночная система и современная российская экономика.ppt, 12-та_ырып экономикалы_ циклдер ж_не мемлекеттік _арыз ма_саты.d, Вопросы к зачёту по дисциплине Промышленная безопасность 2023.do, ОТВЕТЫ НА КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ (Поротиков).docx, большие данные вопросы.docx


Вопросы

по дисциплине «Мировая экономика»
Кафедра «Международная экономика»

  1. Что является предметом мировой экономики

экономические взаимоотношения

*Предметом международной экономики являются экономические отношения, которые складываются между её субъектами в связи с торговой, производственно-инвестиционной и валютно-финансовой деятельностью

  1. Предметом курса «Мировая экономика» является:

экономические взаимоотношения

  1. Влияет ли качество трудовых ресурсов развивающихся стран на эффективность использования здесь новейших технологий?

Да

  1. Мировой рынок и всемирное хозяйство:

это совокупность национальных хозяйств и негосударственных структур, а также их экономических взаимоотношений

  1. Основной причиной интернационализации мировой экономики является:
  1. Является ли негативным фактором для стран-экспортеров рабочей силы эмиграция высококвалифицированных специалистов:
  1. Какая доля мировой добычи нефти приходится на страны – члены ОПЕК?

35 %

  1. Какие страны Азии относятся к категории развивающихся стран

все азиатские страны, кроме Японии, Южной Кореи, Тайваня

  1. Мировая экономика-

Совокупность национальных экономик стран мира, которые связаны между собой обменом товаром, услуг, движением производственных факторов

  1. Что такое мировая экономика?

Совокупность национальных экономик стран мира, которые связаны между собой обменом товаром, услуг, движением производственных факторов

  1. Основным показателем экономического развития страны принято считать:

ВВП на душу населения в год

  1. Актуальной проблемой экономически слаборазвитых государств является:

Дефицит капитала, низкий уровень квалификации рабочей силы

  1. Современная мировая экономическая система это-

взаимодействие глобальных хозяйствующих субъектов на основе международного разделения труда посредством системы международных экономических отношений

  1. Как называется динамичная часть мировой экономики

Глобальная экономика

  1. Главными участниками (субъектами, акторами) мировой экономики являются….

национальные экономики

  1. Какова доля Китая была в 2018 году в создании совокупного ВВП мира

16,3%

  1. Для транснациональной корпорации страна, в которой имеются дочерние, ассоциированные компании или филиалы – это:

Принимающая страна

  1. Возобновляемыми природными ресурсами являются:

Биомасса животного и растительного происхождения

  1. Отказ страны рассчитываться по внешним долгам – это:

Дефолт

  1. Где находятся наименее развитые страны?

В Тропической Африке

  1. Главная цель прямых иностранных инвестиций – это:

Контроль над иностранной фирмой

  1. Что из перечисленного относится к факторам, которые сдерживают глобализацию?

Неравномерное социально-экономическое развитие государств

  1. Причинами экспорта капитала являются:

Технологическое лидерство, экономика масштаба

  1. Изъятие части финансовых или материальных ресурсов из процесса национального экономического оборота в одной стране и включение их в производственный процесс в других странах – это

Суть вывоза капитала

  1. Перемещение за границу стоимости в денежной или товарной форме в целях систематического получения прибылей или достижения других экономических, а также политических выгод – это

Вывоз капитала

  1. Что заложило основу для возникновения мирового рынка?

Международное разделение труда 

  1. Международное разделение факторов производства (international division of factors)

исторически сложившееся сосредоточение отдельных факторов производства в различных странах, являющееся предпосылкой производства ими определенных товаров, экономически более эффективных, чем в других странах

  1. На какие виды распределяются производственные ресурсы?
  • Природные
  • Трудовые
  • Финансовые
  • Информационные
  1. По специализации факторы производства делят на…

общие и специальные

  1. Кто является автором экономической теории «Стадии экономического роста: некоммунистический манифест»

Уолт Уитмен Ростоу

  1. Кто является автором экономической теории «Международная конкуренция»?

М. Портера

  1. Как называются стадии жизненного цикла страны в соответствии с теорией международной конкурентоспособности М. Портера
  • стадия факторов производства (factordriven economy)
  • стадия инвестиции (investment-driven economy)
  • стадия нововведений (innovation-driven economy)
  • стадия богатства (prosperity-driven economy)
  1. Создание возможностей по опережению зарубежных технологий и расширение мощностей по всей цепочке ценностей (value chain), т.е. от добывающих до обрабатывающих отраслей- относится…

экономики, находящейся на стадии инвестиций

  1. Автором методики и публикуемого отчета о конкурентоспособности стран — является….
  1. Основные концепции конкурентоспособности, выдвигаемые как учеными, так и национальными и международными организациями, по факторному признаку можно разделить:

на три базовые группы:

  • конкурентоспособность за счет внутренних факторных резервов;
  • конкурентоспособность за счет внешнеэкономической деятель­ности и завоевания мировых рынков;
  • повышение конкурентоспособности страны за счет усиления институциональных образований;
  1. Эксперты МВФ определяют глобализацию как …

«растущую экономическую взаимозависимость стран всего мира в результате возрастающего объема и разнообразия международных сделок с товарами, услугами и мировых потоков капитала, а также благодаря все более быстрой и широкой диффузии технологий»

  1. С какого года начался раскол колониальной системы мира?

С 1950-годов

  1. В соответствии с мнением социолога М. Кастельса, в качестве основных характеристик новой экономики выступают ….

информация, знания и информационные технологии

  1. На какие страны приходится наибольшая доля в мировой торговле
  1. Индекс транснационализации показывает…

насколько важна деятельность компании за рубежом, а также значимость ее иностранных филиалов на рынках других стран для конкретной ТНК

  1. По данным World Investment Report 2018, у 100 ведущих ТНК мира индекс интернациональности…

в настоящее время приблизился к средней величине в 67%

  1. Кто является главным игроком глобального рынка и перемещения инвестиций?
  1. Перечислите пять глобальных проблем современности?

Экологическая

Демографическая

Природоресурсная

Разоружения

Борьба с терроризмом

  1. В мае 1974 году на Генеральной Ассамблее ООН была принята…

Резолюция о новом международном экономическом порядке

  1. В основу Нового международного экономического порядка (НМЭП) были положены принципы:

суверенного равенства государств в международных, политических, экономических отношениях, суверенитета и эффективного контроля государств над своими хозяйственными ресурсами

  1. Теневая(скрытная) экономика-это….

Любое предпринимательство, результатом которого является сокрытие доходов от государственных органов или уклонение от уплаты налогов, может считаться

  1. Любое предпринимательство, результатом которого является сокрытие доходов от государственных органов или уклонение от уплаты налогов, может считаться…

Теневая(скрытная) экономика

  1. Американский ученый П. Гутман был одним из первых, современных

исследователей…

В области фундаментального изучения ненаблюдаемой экономики

  1. Какая наука исследует вопросы народонаселения и перемещения людских ресурсов?

Демография

  1. Как характеризуется влияние человеческих ресурсов на развитие мировой экономики
  1. Сколько стран имеют население свыше 80 млн.чел?

19 —

  1. Какие страны имеют численность населения свыше 1 млрд. жителей?

2

  1. Согласно данным демографического прогноза ООН 2019 года, к 2050 году средний возраст населения…

36 лет

  1. Наибольший рост населения мира происходил в…
  1. Какая демографическая тенденция характерна для современного этапа?

  1. Суммарный коэффициент рождаемости (СКР) –

показатель, характеризующий число рождений в среднем на одну женщину в течении ее жизни.

  1. Ожидаемый темп прироста населения равно(=)

уровень рождаемости-уровень смертности

  1. С точки зрения анализа человеческих ресурсов, «Экономически активное население (ЭАН)»- это…

участвующие в общественном производстве население (от 15 до 65 лет), а также безработные, работающие в неполный рабочий день

  1. Наиболее общей проблемой для всех стран в области человеческих ресурсов является….

Безработица

  1. Какой диапазон безработицы на международном уровне может привести к серьёзным волнениям среди населения, росту инфляции и других кризисных являний.

Но диапазон 9-11%

  1. Транснационализация производства — это:

Второй этап экономической глобализации

  1. Для промышленно развитых стран характерно:

 высокий уровень экономического развития

  1. Назовите страну, относящуюся к группе новых индустриальных стран:

Тайвань

  1. Наиболее высокий уровень экономического развития характерен для

ФРГ

  1. В состав ЕС не входит
    • Швейцария
    • Исландия
    • Норвегия
    • Хорватия
  1. Современные ТНК возникли:

в 60-х гг. ХХ в.

  1. Индекс развития человека — это показатель:

качества жизни человека в той или иной стране

68. Для современного типа воспроизводства населения характерно:

низкие показатели рождаемости, смертности и естественного прироста

69. Тенденция «старения» населения характерна для:

Промышленно развитых стран

70. Внешнеторговый оборот страны — это:

Сумма экспорта и импорта

71. В товарной структуре мировой торговли наиболее быстрыми темпами растет объем:

Услугами

72. Для политики протекционизма характерно:

импортозамещение

73. Особенность мировых цен на сырьевые продукты в том, что главную роль в определении их уровня играют:

Соотношение спроса и предложения на мировых рынках

74. Всемирная торговая организация начала свою деятельность в

1995 г

75. Выгода «утечки умов» для страны-реципиента выражается в следующем:

76. Материальной основой мирового хозяйства является:

международное разделение труда

77. Сущность международного разделения труда проявляется:

в диалектическом единстве процессов международной специализации и кооперирования стран;

78. Мировая экономика – это:

совокупность национальных экономик стран мира, связанных между собой обменом товаров, услуг и движением факторов производства

79. Сегодня более 70% мирового экспорта обеспечивают страны

промышленно развитые

80. Коэффициент эластичности внешнеторгового оборота по отношению к ВВП показывает:

степень открытости национальной экономики

81. Цель прямых иностранных инвестиций

контроль и управление зарубежными объектами инвестирования

82. Портфельные иностранные инвестиции – это вложения капитала:

в иностранные ценные бумаги, не дающие контроля над объектом инвестирования, с целью получения спекулятивной прибыли

83. Полный контроль над объектом зарубежных инвестиций обеспечивается вывозом:

предпринимательского капитала в форме прямых инвестиций

84. Такое явление в международной миграции рабочей силы, как «утечка умов», выгодно:

стране-реципиенту

85. Государственное регулирование международной трудовой миграции в развитых и развивающихся странах направлено на:

использование выгод и снижение издержек международной трудовой миграции для экономики конкретной страны;

86. Если страна специализируется на экспорте рабочей силы, то выезд граждан для работы за рубежом для ее экономического развития:

выгоден

87. Иммиграция иностранной рабочей силы для страны-реципиента дает:

как выгоды, так и издержки

88. Развитие легальной международной трудовой миграции:

способствует более рациональному использованию трудовых ресурсов в мировой экономике

89. Использование труда иммигрантов обусловлено:

стремлением использовать более дешевую и неквалифицированную рабочую силу в определенных нишах рынка труда

90. Иммиграция рабочей силы – это:

въезд трудоспособного населения в страну из-за границы

91. «Утечка умов» как одна из форм международной миграции рабочей силы:

выгодна для государственных финансов страны- реципиента

92. Развитие процессов международной экономической интеграции обусловлено:

углублением международного разделения труда и возрастанием значения международной кооперации

93. Успешному развитию процессов международной экономической интеграции способствуют:

сходный уровень экономического развития стран

94. «Новые индустриальные страны» это:

Это некоторые развитые страны Юго-Восточной Азии

95. Технологическими предпосылками глобализации стали:

производственные, научно-технические и технологические

96. Показатель, отражающий рыночную цену товаров и услуг, которые произвели за определенный срок. Как правило, за год. При этом продукция может производиться и за рубежом, но на предприятиях, которые принадлежат конкретной стране:

ВНП

97. Показатель, измеряющий стоимость продукции, которую произвели на территории конкретного государства, при этом не имеет значения, принадлежат ли производственные факторы его гражданам или иностранцам

ВВП

98. Отношение суммы импорта и экспорта государства к ВВП – это

внешнеторговая квота

99. Отношение суммы экспорта государства к ВВП – это

экспортная квота

100. Соотношение объема изготовленной продукции и внутреннего спроса на нее – это

коэффициент специализации

101. Товары, которые государство может продать без ущерба для себя являются показателем

Экспортного потенциала

102. Постоянный процесс открытий, а также применения новых знаний на практике, с помощью которого при минимальных затратах ресурсов создаются продукты высокого качества – это

научно-технический прогресс

103. Расширение, укрепление транснациональных корпораций, интернациональных по контролю и функционированию капитала – это

транснационализация

104. Процесс, когда воспроизводство выходит за национальные границы называется

интернационализацию хозяйства, производства

105. Целый комплекс различных форм взаимовыгодного сотрудничества государств, который ведет к их зависимости друг от друга – это

международная экономическая интеграция

106. Переход к постиндустриальному обществу от индустриального, который характеризуется высоким уровнем образования, преобладанием услуг в потреблении и производстве, новым видением трудовой деятельности, внимательным отношением к окружающей среде, хорошими условиями для развития малого бизнеса и массовой информатизацией общества – это

постиндустриализация

107. Как гласит китайская пословица: «Если вы хотите процветать на один год-растите зерно; если хотите процветать на десять лет-растите деревья; если хотите процветать на сто лет-растите…

людей

108. Данные теории объясняют структуру мира как борьбу между ведущими государствами за новые рынки., источники сырья сферы приложения капитала, за усиление их политического и культурного влияния – это

Империализма, неоколониализма

109. Данная теория представляет собой попытку теоретически раскрыть человеческие механизмы и социально-структурные процессы , которые влекут за собой внутренние перемены, обуславливающие переход различных обществ к современному и внутренние особенности возникающего социального устройства – это

Модернизации

110. Развитие глобализации привело к появлению стран, которые не дотягивают до уровня развитых стран, но, тем не менее, имеют достаточный уровень развития и поэтому можно говорить о возникновении

возникновении группы стран полупериферии

111. Для стран «……….» характерны наукоёмкие производства, высокая концентрация капитала, мощная бюрократия, высокоразвитые образование и наука, урбанизация.

центра

112. Для стран «…………» характерны не наукоёмкие производства, низкая концентрация капитала, слабая бюрократия, распространение религии и суеверий, преобладание сельского образа жизни. Это страны, остающиеся, прежде всего, поставщиками сырья для стран центра

периферии

113. Данная теория основывается на утверждении о постоянном движении всех стран мира, независимо от существующего у них типа строя, к единому политическому, социальному и экономическому строю — либеральной демократии – это

Либерализм

114. Теория столкновения цивилизаций разработана в трудах американского профессора

Сэмуэла Хантингтона

115. Данные страны, как правило, являются поставщиками дешевого сырья, дешевой рабочей силы, потребителями машино-технической продукции это страны

Периферийные страны

116. В соответствии с теорией М. Портера природные ресурсы, климатические условия, географическое положение, неквалифицированная рабочая сила и т.п относятся к

Основным факторам

117. В соответствии с теорией М. Портера современная инфраструктура, высококвалифицированная рабочая сила и т.п. относятся к

Развитым факторам

118. В соответствии с теорией М. Портера страны, находящиеся на этой стадии, конкурируют прежде всего за счет использования конкурентных преимуществ, связанных с факторами производства, более дешевой рабочей силы, более плодородной земли – это

Стадия факторов производства

119. В соответствии с теорией М. Портера страны, находящиеся на этой стадии, конкурируют прежде всего за инвестиционной активности государства и национальных фирм, при этом

способность национальных производителей к адаптации и совершенствованию зарубежных технологий является решающей для достижения этой стадии – это

Стадия инвестиций

120. В соответствии с теорией М. Портера страны, находящиеся на этой стадии, конкурируют прежде всего за инвестиционной активности государства и национальных фирм, при этом способность национальных производителей к адаптации и совершенствованию зарубежных технологий является решающей для достижения этой стадии – это

Стадия инвестиций

121. В соответствии с теорией М. Портера страны, находящиеся на этой стадии, характеризуются наличием всех четырех факторов конкурентного преимущества в широком круге отраслей, которые находятся в постоянном взаимодействии– это

Стадия нововведений

122. Данная теория основывается на утверждении, что мир будущего — это не единая цивилизация, а набор разных цивилизаций, между которыми есть много общего, но существует немало различий, которые во времени не исчезают – это

Теория столкновения цивилизаций

123. Теория столкновения цивилизаций, разработана в трудах американского профессора Сэмуэла Хантингтона, где он отмечает, что в конце XX в. политический и культурный мир становился многополярным и включал 8 основных цивилизаций:

западную, исламскую, индуистскую, китайскую, японскую, православную, африканскую и латиноамериканскую

124. В соответствии с теорией М. Портера страны, находящиеся на этой стадии, начинают уступать позиции в международной конкуренции, больше внимания уделяется сохранению собственных позиций, нежели их усилению, компании предпочитают не активное инвестирование, а консервативные стратегии, базирующиеся на поддержке со стороны органов власти – это

Стадия богатства

125. Способность производить товары и услуги, отвечающие потребностям мирового рынка, при обеспечении устойчивости и повышения стандартов жизни населения в долгосрочном плане – это

конкурентоспособность

126. Данный рейтинг характеризует микроэкономические факторы, определяющие уровень производительности и благосостояния в национальной экономике в средне- и долгосрочной перспективе – это

127. Форма хозяйственного общения, при которой все предназначенное для продажи сбывается производителем внутри страны – это

внутренний рынок

128. Высшая ступень развития общественного территориального разделения труда между странами, предусматривающая устойчивую концентрацию производства определенной продукции в отдельных странах – это

Международное разделение труда

129. По происхождению, факторы производства, которые достались стране от природы или стали результатом длительного исторического развития (географическое положение, природные ресурсы, климат, неквалифицированная рабочая сила) называются

основные

130. По происхождению, факторы производства, которые приобретены страной в результате интенсивных поисков и капиталовложений (современная технология, квалифицированные кадры, современная инфраструктура) называются

развитые

131. По специализации, факторы производства, которые применяются в различных отраслях производства и видах деятельности (персонал с высшим образованием, технология получения электричества, энергоносители) называются

общие

132. По специализации, факторы производства, которые используются только в одной отрасли производства или в одном виде деятельности (например, венчурный капитал – использующийся для реализации рискованных идей или такие специальности как парикмахер, переводчик) называются

специальные

133. Растущая экономическая взаимозависимость стран всего мира в результате возрастающего объема разнообразия международных сделок с товарами, услугами и мировых потоков капитала, а так же благодаря все более быстрой и широкой диффузии технологий определяется экспертами МВФ как

феномен растущей экономической взаимозависимости

134. Появление термина «глобализация» связывают с именем американского социолога

Р. Робертсона

  1. Наиболее эффективно мировая экономика начала формироваться в

XX веке

  1. Раскол колониальной системы и образование новых независимых государств в Азии, Африке, Америке начался
  2. Главной доминантой в процессе формирования экономической глобализации является

формирование единой мировой информационной системы

  1. Производственно-технический фактор, который обуславливает процесс глобализации состоит в следующем:

резкое возрастание масштабов производства, международные формы его осуществления –ТНК, качественно новый уровень средств транспорта и связи, обеспечивающий быстрое распространение товаров и услуг, ресурсов и идей с приложением их в наиболее благоприятных условиях;

  1. Экономический фактор, который обуславливает процесс глобализации состоит в следующем:

небывалая концентрация и централизация капитала, организационные формы, рамки деятельности которых выходят за национальные границы, приобретают международный характер, способствуя формированию единого рыночного пространства;

  1. Информационный фактор, который обуславливает процесс глобализации состоит в следующем:

радикальное изменение средств делового общения, обмена экономической, финансовой информацией, создающие возможности оперативного, своевременного и эффективного решения производственных, научно-технических, коммерческих задач не хуже, чем внутри отдельных стран;

  1. Организационно управленческий фактор, который обуславливает процесс глобализации состоит в следующем:

связанный с распространением новейших информационных технологий, новыз способов делового общения, особенности интернета, что ощутимо ограничивает возможности государственного(административного и экономического) контроля и регулирования хозяйственных и международных трансакций;

  1. Научно-технологический фактор, который обуславливает процесс глобализации состоит в следующем:

определяемый экономическими выгодами использования передового научно-технического, технологического и квалификационного уровня ведущих и соответствующих областях зарубежных стран, для ускорения внедрения новых решений при относительно меньших затратах;

  1. Социологический фактор, который обуславливает процесс глобализации состоит в следующем:

проявляющийся в ослаблении роли привычек и традиций, социальных связей и обычаев, преодолении национальной ограниченности, что повышает мобильность людей в территориальном, духовном и психологическом отношениях, способствует международной миграции;

  1. Политический фактор, который обуславливает процесс глобализации состоит в следующем:

выражающийся в ослаблении жесткости государственных границ, облегчении свободы передвижения граждан, товаров и услуг, капиталов;

  1. Экологический фактор, который обуславливает процесс глобализации состоит в следующем:

обуславливающий объединение усилий мирового сообщества, консолидацию ресурсов, координацию действий в различных сферах.

  1. «Резкое возрастание масштабов производства, международные формы его осуществления –ТНК, качественно новый уровень средств транспорта и связи, обеспечивающий быстрое распространение товаров и услуг, ресурсов и идей с приложением их в наиболее благоприятных условиях» — это характеризует ……………… фактор глобализации.

производственно-технический

  1. «Небывалая концентрация и централизация капитала, организационные формы, рамки деятельности которых выходят за национальные границы, приобретают международный характер, способствуя формированию единого рыночного пространства» — это характеризует ……………… фактор глобализации.

экономический

  1. «Радикальное изменение средств делового общения, обмена экономической, финансовой информацией, создающие возможности оперативного, своевременного и эффективного решения производственных, научно-технических, коммерческих задач не хуже, чем внутри отдельных стран» — это характеризует ……………… фактор глобализации.

информационный

  1. «Распространение новейших информационных технологий, новых способов делового общения, особенности интернета, что ощутимо ограничивает возможности государственного (административного и экономического) контроля и регулирования хозяйственных и международных трансакций» — это характеризует ……………… фактор глобализации.

организационно управленческий-

  1. «Использование передового научно-технического, технологического и квалификационного уровня ведущих и соответствующих областях зарубежных стран, для ускорения внедрения новых решений при относительно меньших затратах» — это характеризует ……………… фактор глобализации.

научно-технологический

  1. «Ослабление роли привычек и традиций, социальных связей и обычаев, преодоление национальной ограниченности, что повышает мобильность людей в территориальном, духовном и психологическом отношениях, способствует международной миграции» — это характеризует ……………… фактор глобализации.

социологический,

  1. «Ослабление жесткости государственных границ, облегчение свободы передвижения граждан, товаров и услуг, капиталов» — это характеризует ……………… фактор глобализации

политический

  1. «Объединение усилий мирового сообщества, консолидация ресурсов, координация действий в различных сферах» — это характеризует ……………… фактор глобализации.

экологический,

  1. Большинство стран мира (страны — члены ВТО) снизили таможенные и другие барьеры на пути трансграничного движения товаров и капиталов – это проявление такой характеристики глобализации как…

. Либерализацией торговых и других обменов

  1. Появление экономических, торговых и финансовых организаций, региональных, отраслевых и международных структур (ООН, МВФ, Всемирный банк, ВТО) – это проявление такой характеристики глобализации как…

Формированием международных механизмов и институтов

  1. Данный процесс имеет как позитивную сторону (стимулирует всемерно удешевлять производство при повышении качества продукции), так и негативную (в условиях конкурентной борьбы между промышленными гигантами и их тотальной экспансии национальной промышленности развивающихся стран трудно окрепнуть и завоевать место не только на мировом, но и на внутренних рынках – это проявление такой характеристики глобализации как…

Обострением конкурентной борьбы в мировом масштабе

  1. Торговые, экономические, валютные союзы и объединения отдельных государств, создавая предпочтительные условия для взаимного сотрудничества, углубляют разделение труда на региональной основе и усиливают позиции стран-участниц в глобальной конкуренции – это проявление такой характеристики глобализации как…

Появлением региональных интеграционных группировок в рамках защиты от конкурентного превосходства промышленных держав мира.

  1. Такая характеристика глобализации как «Либерализация торговых и других обменов» проявляется в следующем

Большинство стран мира (страны — члены ВТО) снизили таможенные и другие барьеры на пути трансграничного движения товаров и капиталов

  1. Такая характеристика глобализации как «Формирование международных механизмов и институтов» проявляется в следующем

Появление экономических, торговых и финансовых организаций, региональных, отраслевых и международных структур (ООН, МВФ, Всемирный банк, ВТО)

  1. Такая характеристика глобализации как «Обострение конкурентной борьбы в мировом масштабе» проявляется в следующем

Данный процесс имеет как позитивную сторону (стимулирует всемерно удешевлять производство при повышении качества продукции), так и негативную (в условиях конкурентной борьбы между промышленными гигантами и их тотальной экспансии национальной промышленности развивающихся стран трудно окрепнуть и завоевать место не только на мировом, но и на внутренних рынках

  1. Такая характеристика глобализации как «Появление региональных интеграционных группировок в рамках защиты от конкурентного превосходства промышленных держав мира» проявляется в следующем

Торговые, экономические, валютные союзы и объединения отдельных государств, создавая предпочтительные условия для взаимного сотрудничества, углубляют разделение труда на региональной основе и усиливают позиции стран-участниц в глобальной конкуренции

  1. Назовите глобальные проблемы современности

Экологическая, демографическая, природноресурсная, разоружения , борьба с терроризмом

  1. Последствие потепления климата, загрязнение парниковыми газами, выбросы химических отходов, полный цикл переработки отходов и переход к «зелёным технологиям» характеризуют ……………….. глобальную проблему современности

Экологическая

  1. Старение населения, сокращение рождаемости, воспроизводство рабочей силы, рост расходов на смягчение демографических проблем, проблемы развития семьи, миграция населения и т.д. характеризуют ……………….. глобальную проблему современности

Демографическая

  1. Сокращение использования не возобновляемых природных ресурсов на ед. выпускаемой продукции, сохранение земельного, лесного фонда, охрана фауны и флоры океанов и морей, увеличение продовольствия за счет эффективных агротехнических приемов, способов орошения, борьба с коррозией земли, гор, пастбищ; сокрушение использования химических удобрений, отход от производства ГМО, поощрение экологически чистых продуктов питания и т.д. характеризуют ……………….. глобальную проблему современности

Природоресурсная

  1. Нераспространение оружия массового уничтожения и предотвращение ядерной войны (разминирование территорий после военных конфликтов, борьба с продажей подпольно произведенного оружия и т.д. характеризую глобальную проблему ………..

Разоружения,

  1. Развивающиеся страны пытались кардинально изменить существующую международную экономическую систему и провели через Генеральную Ассамблею ООН в мае 1974 года резолюцию о ….

о Новом международном экономическом порядке(НМЭП)

  1. Одно из главных мест в концепции о Новом международном экономическом порядке (НМЭП) занимали…

требования справедливого соотношения цен на сырьевые и промышленные товарыи смягчения резких колебаний спроса на сырье.

  1. Часть народного хозяйства, в рамках которой осуществляются деловые операции, лежащие вне правового поля – это

Теневая экономика

  1. Мировой рынок труда — это:

представляет собой совокупность глобальных трудовых ресурсов как сумму всего занятого (реального и потенциального) населения мира, включая международных трудовых мигрантов.

  1. Наука, которая на основе социальных, экономических, биологических и географических факторов исследует закономерности процессов, происходящих в структуре, динамике, а так же размещении и перемещении населения называется

демография,

  1. Численность населения в 1 млрд. человек была достигнута

в начале XIX века

  1. Численность населения в 5 млрд. человек была достигнута

в 1987 г.,

  1. Численность населения в 7 млрд. человек была достигнута

в 2011 г.

  1. Численность населения в 3 млрд. человек была достигнута

в 1961 г

  1. Численность населения в 4 млрд. человек была достигнута

в 1976 г.,

  1. Численность населения в 6 млрд. человек была достигнута
  1. Доля малоквалифицированного труда составляет в развитых странах
  2. Японский экономист К. Ямагути предложил простой критерий для определения перехода страны в постиндустриальную фазу развития, когда …

число работающих в сфере услуг превысит число занятых в материальном производстве.

  1. Совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом представляют собой

Человеческий капитал 

  1. Целостный вид теория человеческого капитала получила в работах ученых чикагской школы

Т. Шульца и Г. Беккера, которым была присуждена за их вклад в экономическую науку Нобелевская премия (1979 и 1992 годы).

  1. Способности к выработке плодотворных бизнес-идей, предприимчивость и решительность, организаторские таланты, владение коммерческими секретами классифицируется как

Организационно-предпринимательский капитал 

  1. Физическая сила, выносливость, работоспособность, иммунитет к болезням классифицируется как
  2. Перечень интеллектуальной собственности и формы закрепления авторских прав (патент, авторское свидетельство, специальные документы) классифицируется как
  1. Показатель, характеризующий число рождений в среднем на одну женщину в течении ее жизни

Суммарный коэффициент рождаемости (СКР)

  1. Среднее число лет, которое может прожить человек в тех условиях, при которых он появляется на свет – это показатель, который называется

Ожидаемый продолжительность жизни (ОПЖ)

  1. Смена поколений и постоянное возобновление населения на основе естественного движения (рождаемости и смертности) и миграционных процессов – это

Воспроизводство населения

  1. Показатель, характеризующий количество новорожденных на 1 тыс.чел. в год называется

Рождаемость

  1. Демографический показатель, характеризующий количество смертей на 1 тыс.чел в год называется

Смертность

  1. Показатель, рассчитываемый как уровень рождаемости минус уровень смертности называется

Ожидаемый темп прироста населения

  1. Показатель, рассчитываемый как прирост населения за год/ численность населения на начало года*100% называется

Среднегодовой прирост населения

  1. В настоящее время к работающим бедным (то есть тем, кто зарабатывает меньше 3,20 доллара США в день из расчета на основе паритета покупательной способности) относится

более 630 миллионов работников, или пятая часть мировых трудовых ресурсов.

  1. Форма дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей – это

Социальное неравенство

  1. Разница между числом прибытий и числом выбытий в стране за определенный период – это

сальдо миграции, или чистая миграция

  1. Сумма числа прибытий и выбытий в стране, регионе за рассматриваемый промежуток времени- это

валовая, или общая, миграция 

  1. Международные потоки капитала классифицируются по объектам на

реальные инвестиции, финансовые инвестиции

  1. Международные потоки капитала классифицируются по предназначению на

ссудный капитал, предпринимательский капитал

  1. Международные потоки капитала классифицируются по целям на

прямые инвестиции, портфельные инвестиции

  1. Международные потоки капитала классифицируются по собственности на

частный капитал, государственный капитал, смешанный капитал, капитал международных организаций

  1. Международные потоки капитала классифицируются по срокам на

(до 1 года), среднесрочный капитал (от 1 года до 3 лет), долгосрочный капитал (свыше 3 лет);

  1. Международные потоки капитала классифицируются по сферам на

производственные инвестиции, непроизводственные инвестиции

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Среди перечисленных слов найдите омографы компания кампания
  • Средневолжская производственная компания отзывы сотрудников
  • Сроки выполнения заявок управляющей компанией постановление
  • Сроки для обращения в страховую компанию после дтп по осаго
  • Сроки ответа управляющей компании на обращение собственника