Способность выполнять работу неопределенное количество времени


Подборка по базе: Прямые и обратные связи в системе гос управления.docx, Политика развития персонала в системе стратегического управления, Основы управления в ОВД практическое занятие Шипов гр.201..docx, Практическая работа теория управления.docx, Астахова_тест_теория управления.pptx, ответы Основы управления проектами (1 сем.) 2022-2023.docx, УМП Преступления против государственной власти и управления (ПД,, Документационное обеспечение управления. Задание 3_Манягина К.Л., Документационное обеспечение управления. Задание 1_Манягина К.Л., Психология управления — практические задания.docx


4Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся и фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине

4.1Формы и методы текущего контроля успеваемости обучающихся и промежуточной аттестации

4.1.1 В ходе реализации дисциплины «Физическая культура и спорт» используются следующие методы текущего контроля успеваемости обучающихся при очной форме обучения и СДО:

– при проведении практических занятий: тестирование технической и физической подготовленности;

– при проведении занятий лекционного типа: тестирование теоретической подготовленности (с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в системе дистанционного обучения (СДО)) –

https://lms.ranepa.ru;

– при самостоятельной работе, которая является одной из форм самообразования: роль преподавателя заключается в оказании консультативной и направляющей помощи обучающемуся.
4.1.2. Промежуточная аттестация (зачет) проводится в форме контрольного тестирования физической подготовленности.

4.2Материалы текущего контроля успеваемости

Теоретический раздел (тестирование в СДО)

Тема 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке обучающихся.

Тема 2. Социально-биологические основы физической культуры.

Тема 3. Общефизическая и спортивная подготовка в системе физического воспитания.

Тема 4. Особенности занятий избранным видом спорта.

Тема 5. Методические основы самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Тема 6. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) обучающихся.
Тестирование теоретической подготовленности

Выберите один правильный ответ.

Тема 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке обучающихся

1. Под физической культурой понимается:

  1. педагогический процесс по физическому совершенствованию человека
  2. регулярные занятия физическими упражнениями, закаливание организма
  3. часть культуры общества, направленная на физическое и духовное развитие человека

2. Какое из понятий является наиболее емким (включающим все остальные):

  1. спорт
  2. система физического воспитания
  3. физическая культура

3. Содержание учебного процесса по физическому воспитанию включает в себя следующие формы занятий:

  1. учебно-практические занятия
  2. занятия в спортивных секциях
  3. массовые физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия
  4. все вышеперечисленные формы

4. Педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически совершенного, социально активного и морально стойкого подрастающего поколения, это:

  1. физическое развитие
  2. физическое воспитание
  3. физическая культура

5. Что является основным средством физической культуры?

  1. физическое упражнение
  2. физическая культура
  3. спорт

6. Двигательная реабилитация – это:

  1. процесс физических упражнений для компенсации временно утраченных двигательных способностей
  2. процесс для развития физических способностей
  3. процесс физического совершенствования телесного преобразования человека

7. Физическая рекреация – это:

  1. вид физической культуры для спортивной деятельности
  2. вид физической культуры для активного отдыха
  3. вид физической культуры для трудовой и бытовой деятельности

Тема 2. Социально-биологические основы физической культуры

1. Губчатые кости – это:

  1. ребра, грудина, позвонки
  2. кости черепа, таза, поясов конечностей
  3. основание черепа

2. Уменьшение напряжения мышечных волокон, составляющих мышцу – это:

  1. расслабление мышц
  2. увеличение массы мышц
  3. сокращение мышечных волокон

3. Транспортная функция кровеносной системы:

  1. осуществляет гуморальную регуляцию функций организма
  2. переносит к тканям тела питательные вещества и кислород
  3. защищает организм от вредных веществ и инородных тел

4. Артериальная кровь поступая в аорту:

  1. отдает углекислоту и продукты метаболизма
  2. отдает кислород и питательные вещества
  3. забирает кислород и питательные веществ

5. Дыхательный объем – это:

  1. это количество воздуха проходящие через легкие при одном дыхательном цикле
  2. максимальное количество воздуха, которое человек может выдохнуть после полного вдоха
  3. количество дыхательных циклов в 1 минуту

6. Кумулятивная адаптация – это:

  1. срочные приспособительные изменения, возникающие при непосредственном внешнем воздействии, и исчезают при устранении обстоятельств
  2. приспособительные изменения, возникающие при регулярном повторении внешних воздействий
  3. способность отвечать на внешние воздействия, которые не превышают физиологических возможностей

7. Наиболее благоприятное время суток для тренировок:

  1. утреннее время суток с 8 до 9 час
  2. дневное время суток с 13 до 15 час
  3. вечернее время суток с 17 до 19 час

8. Недостаток двигательной активности людей называется:

  1. гипертонией
  2. гиподинамией
  3. гипотонией

9. Аэробный вид тренировки развивает:

  1. скоростную выносливость
  2. скоростно-силовую выносливость
  3. общую выносливость

Тема 3. Общефизическая и спортивная подготовка в системе физического воспитания

1. Способность к длительной и эффективной неспецифической деятельности умеренной интенсивности с использованием всего мышечного аппарата называют:

  1. Общей выносливостью
  2. Тотальной выносливостью
  3. Специальной выносливостью

2. Способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счёт мышечных усилий (напряжений) определяют как:

  1. Быстрота
  2. Гибкость и подвижность в суставах
  3. Выносливость
  4. Мышечная сила

3. Физическое развитие это процесс и результат становления:

  1. Морфофункциональных свойств и качеств
  2. Двигательных умений и навыков
  3. Физических качеств

4. Какой из методов не относится к воспитанию общей и специальной выносливости?

  1. Игровой
  2. Соревновательный
  3. Строго регламентированного упражнения
  4. Психорегулирующего упражнения

5. Способность к длительной и эффективной деятельности специфического характера определяют как:

  1. Специальная выносливость
  2. Локальная выносливость
  3. Региональная выносливость

6. Принцип сознательности и активности – это:

  1. принцип, строящий процесс на восприятие органов
  2. понимание сущности заданий и активное их выполнение
  3. регулярное занятие физической культурой

7. Принцип наглядности – это:

  1. нарастание объема и интенсивности нагрузок
  2. участие, возможно большего число органов чувств в восприятии
  3. от освоенного к неосвоенному

8. Понятие «двигательная активность» отражает:

  1. Направленность на реализацию конкретной цели
  2. Суммарное количество движений и действий
  3. Целесообразные способы выполнения двигательных действий

9. Основным результатом физической подготовки является:

  1. Физическая готовность
  2. Физическое развитие
  3. Физическое воспитание

10. Наименьшей эффективностью на всех этапах обучения двигательным действиям имеет метод:

  1. Целостного выполнения упражнения
  2. Расчлененно-конструктивного упражнения
  3. Идеомоторного упражнения

11. Основным результатом обучения двигательным действиям является:

  1. Двигательные умения и навыки
  2. Физическая готовность
  3. Тактические знания

12. В числе методов воспитания координационных способностей нет метода:

  1. Строгой регламентации
  2. Игрового
  3. Соревновательного

Тема 4. Особенности занятий избранным видом спорта

1. Возможность выполнять физическую деятельность без снижения ее эффективности и уровня функционирования организма есть:

  1. Физическая готовность
  2. Физическая работоспособность.
  3. Физическое развитие

2. Сколько по правилам соревнований классический жим лёжа (IPF) выполняется команд:

  1. 2
  2. Без команды
  3. 3

3. Самоконтроль – это:

  1. Самостоятельное регулярное наблюдение за состоянием своего здоровья
  2. Самостоятельное регулярное наблюдение за физическим развитием, влиянием на организм занятий спортом
  3. Все ответы верны

4. Какое количество видов в мужском многоборье в соревнованиях по легкой атлетике?

  1. 10
  2. 12
  3. 15

5. Спорт – это:

  1. Выработка ценностных ориентации, убеждений, вкусов, привычек, наклонностей
  2. Игровая, соревновательная деятельность и подготовка к ней
  3. Все ответы верны

6. Что не относятся к числу наиболее действенных форм организации физической культуры в режиме дня:

  1. Спортивные секции и группы по видам спорта
  2. Физкультурно-спортивная деятельность в обеденный перерыв
  3. Вводная гимнастика
  4. Физкультминутки и физкультпаузы

7. На что направлен контроль в спортивной подготовке?

  1. Виды подготовки
  2. Подготовленность спортсмена
  3. Состояние спортсмена
  4. Мастерство спортсмена

8. Самая длинная дистанция в соревнованиях по легкой атлетике на Олимпийских играх:

  1. 3000 м
  2. Марафон
  3. 10000 м
  4. Бегофон

9. Какая дистанция называется марафоном?

  1. 100 км пробег
  2. 42 км 195 м.
  3. Суточный бег

10. В какой стране появился шейпинг?

  1. Германия
  2. Франция
  3. Бразилия
  4. СССР (Россия)

11. Какой из перечисленных терминов не является направлением в аэробике?

  1. Фитнес-аэробика
  2. Фигурная аэробика
  3. Танцевальная аэробика
  4. Степ-аэробика

12. Какая страна является родоначальником волейбола?

  1. Япония
  2. США
  3. Англия
  4. Индия

13. Каковы размеры площадки для игры в волейбол?

  1. 9 х 12
  2. 8 х 15
  3. 9 х 18
  4. 7 х 10

Тема 5. Методические основы самостоятельных занятий физическими упражнениями

1. Укажите субъективные факторы, определяющие потребности, интересы и мотивы включения обучающихся в активную физкультурно-спортивную деятельность:

  1. Состояние материальной технической базы, методика и содержание занятий, уровень требований учебной программы, педагогическое мастерство педагога
  2. Уровень требований учебной программы, эмоциональная окраска занятий, частота и продолжительность
  3. Удовлетворение от занятий, понимание личностной, коллективной и общественной значимости занятий

2. Выделите наиболее значимые нарушения методики тренировки:

  1. Нерациональное составленное расписание тренировок
  2. Неудовлетворительное состояние инвентаря и оборудования
  3. Несоблюдение принципов доступности, постепенности и учета индивидуальных особенностей

3. Укажите, когда может возникнуть на занятии гравитационный шок у занимающихся:

  1. При внезапной остановке после интенсивного бега
  2. При длительном нахождении человека в напряженном состоянии при ограничении двигательной активности
  3. Вследствие недостатка в организме сахара

4. Дайте определение утомлению:

  1. Хроническое переутомление, обусловленное раздражением центральной нервной системы
  2. Переоценивание своих физических возможностей и попытке выполнять непосильные по длительности и интенсивности физические упражнения
  3. Физиологическое состояние, возникающее вследствие напряженной или длительнойдеятельности организма, проявляющееся в дискоординации функций и во временном снижении работоспособности

5. Что не соответствует рациональному суточному режиму?

  1. Выполнение утренней гигиенической гимнастики и закаливающих процедур
  2. Ежедневное пребывание на свежем воздухе (1,5 – 2 ч)
  3. Полноценный сон (не менее 6 ч)

6. Наиболее традиционный вид закаливания:

  1. Воздух и физические упражнения
  2. Вода и физические упражнения
  3. Солнце и воздух

7. Что не включает в себя дневник самоконтроля:

  1. Учет самостоятельных занятий физкультурой и спортом
  2. Соответствие одежды и обуви занимающихся виду занятий
  3. Регистрацию антропометрических изменений и функциональных проб и контрольных испытаний физической подготовленности

Тема 6. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) обучающихся

1. Профессионально-прикладная физическая подготовка:

  1. Подготовка обучающихся специализированных вузов
  2. Профессионально-ориентированная подготовка обучающихся в вузе
  3. Процесс подготовки обучающегося к будущей профессии средствами и методами физической культуры

2. Профессиография – это:

  1. Графический профиль качеств обучающегося
  2. Описание профессиональной деятельности человека
  3. Представление о профессии

3. Профессиограмма – это:

  1. Нормы и требования профессии, которые позволяют человеку эффективно выполнять функциональные обязанности
  2. Нормативные графики отдельных качеств обучающегося
  3. Нормативные графики отдельных навыков обучающегося

4. Готовность к профессиональной деятельности – это:

  1. Состояние обучающегося в связи с предстоящей задачей
  2. Процесс подготовки к профессиональной деятельности
  3. Набор профессиональных качеств к предстоящей деятельности

5. Профпригодность – это:

  1. Соответствие нормам и требованиям профессии
  2. Состояние готовности к предстоящей деятельности
  3. Наличие индивидуальных психофизических качеств к данной профессии

6. Выносливость – это:

  1. Длительное продолжение физической и умственной работы
  2. Способность противостоять утомлению
  3. Способность выполнять работу неопределенное количество времени

7. Сила – это:

  1. Механическое воздействие на объект
  2. Способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий
  3. Превышение одного усилия другим

8. Ловкость – это:

  1. Быстрота выполнения движения
  2. Степень двигательных проявлений, связанных с перемещением в пространстве
  3. Способность быстро координировать движения.

Перечень нормативов текущего контроля успеваемости (тесты ОФП)
Баскетбол

Юноши и девушки

п/п Наименование упражнений Оценка в баллах
5 4 3 2 1
1. Штрафные броски (количество раз) 10 8 6 4 2 и менее
2. Передачи мяча в парах на расстоянии 10 м. Выполнить 10 передач (сек.) 16.00 18.00 20.00 22.00 24.00 и более
3. Челночный бег с ведением мяча 4х12 м (сек.) 18.00 20.00 22.00 24.00 26.00 и более
4. Ведение мяча от одного кольца до другого с попаданием в корзину (сек) 16 18 20 22 24 и более
5. Броски в корзину с ближней дистанции за 15 секунд (количество раз) 8 6 5 3 2 и менее

Волейбол

Юноши и девушки

№ п/п Наименование упражнения Оценка технических действий
1. Передачи мяча двумя руками сверху
2. Передачи мяча двумя руками снизу
3. Подача мяча
4. Нападающий удар
5. Блокировка

Легкая атлетика

Юноши

п/п Наименование упражнений Оценка в баллах
5 4 3 2 1
1. Бег 60 м (сек.) 7.6 8.0 8.5 8.7 9.0
2. Сгибание и разгибание рук в упоре на параллельных брусьях (количество раз) 22 17 12 8 4
3. Прыжок в длину с места (см) 280 240 220 195 180 и менее
4. Поднимание туловища из положения, лежа на спине за 30 секунд (количество раз) 28 23 19 14 11 и менее

Девушки

п/п Наименование упражнений Оценка в баллах
5 4 3 2 1
1. Бег 60 м (сек.) 8.9 9.3 9.5 9.9 10.5
2. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (количество раз) 19 14 11 8 7 и менее
3. Прыжок в длину с места (см) 200 180 165 150 140 и менее
4. Поднимание туловища из положения, лежа на спине за 30 секунд (количество раз) 25 20 16 14 13 и менее

Фитнес

Юноши

п/п Наименование упражнений Оценка в баллах
5 4 3 2 1
1. Наклон вперед из положения, сидя ноги вместе (см) 15 10 8 6 4 и менее
2. Сгибания и разгибания рук, в упоре лежа

(количество раз)

50 40 30 25 15 и менее
3. Прыжки со скакалкой 1 минуту без сбоев

(количество раз)

140 110 80 75 60 и менее
4. Поднимание туловища из положения, лежа на спине за 1 минуту (количество раз) 48 42 37 30 25 и менее
5. Поднимание туловища, лежа на животе за 1 минуту

(количество раз)

40 35 30 25 20 и менее.
6. Поднимание ног до угла 90о из положения, лежа на спине

(количество раз)

20 15 10 8 6 и менее

Девушки

п/п Наименование упражнений Оценка в баллах
5 4 3 2 1
1. Наклон вперед из положения, сидя ноги вместе (см) 17 15 10 8 5 и менее
2. Сгибания и разгибания рук, в упоре лежа

(количество раз)

17 14 12 10 8 и менее
3. Прыжки со скакалкой 1 минуту без сбоев

(количество раз)

140 110 80 75 60 и менее
4. Поднимание туловища из положения, лежа на спине за 1 минуту (количество раз) 43 40 35 30 25 и менее
5. Поднимание туловища, лежа на животе за 1 минуту

(количество раз)

35 30 20 18 16 и менее.
6. Поднимание ног до угла 90о из положения, лежа на спине

(количество раз)

20 15 10 8 6 и менее

Обязательные контрольные тесты для оценки физической подготовленности обучающихся

На первых занятиях 1 курса проводится тестирование обучающихся для оценки физической подготовленности. К тестированию допускаются обучающиеся, отнесенные к основной группе здоровья для занятий физической культурой и спортом. Обучающиеся, отнесенные к подготовительной группе здоровья, допускаются к тестированию и сдаче нормативов промежуточной аттестации только при наличии медицинской справки, разрешающей сдачу определенных тестов и нормативов. Обучающиеся специальной группы к сдаче тестов и нормативов не допускаются.

Результаты тестирования физической подготовленности и медицинская группа обучающихся являются основными критериями для комплектования учебных групп по дисциплине «Физическая культура и спорт».

Обучающиеся подготовительной, специальной медицинской группы, а также освобожденные от практических занятий, выполняют те разделы программы, требования и тесты, которые доступны им по состоянию здоровья.

Перечень обязательных контрольных тестов для оценки физической подготовленности обучающихся основной и подготовительной групп

Наименование упражнений (тестов)
1 Бег на 100 м
2 Тест Купера (12-минутный бег)
3 Поднимание туловища из положения лёжа на спине за 1 мин
4 Сгибание-разгибание рук в упоре лёжа на полу
5 Наклон вперёд из положения стоя на гимнастической скамье
6 Прыжок в длину с места

Контрольное тестирование физической подготовленности обучающихся основной и подготовительной групп

Девушки

п/п Наименование упражнений (тестов) Единица измерения 5 баллов 4 балла 3 балла 2 балла 1 балл
Быстрота
1 Бег на 100 м сек 16,4 17,0 17,6 18,2 19,0
Выносливость
2 Тест Купера (12-минутный бег) м 2300 2100 1900 1600 <1600
Скоростно-силовые качества
3 Прыжок в длину с места см 195 180 170 160 150
Сила
4 Поднимание туловища из положения лёжа на спине за 1 мин кол-во раз 43 40 35 30 25
5 Сгибание-разгибание рук в упоре лёжа на полу кол-во раз 17 14 12 10 8
Гибкость
6 Наклон вперёд из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи) см +16 +13 +11 +8 +5

Юноши

п/п Упражнения (тесты) Единица измерения 5 баллов 4 балла 3 балла 2 балла 1 балл
Быстрота
1 Бег на 100 м сек 13,1 13,6 14,1 15,0 15,5
Выносливость
2 Тест Купера (12-минутный бег) м 2700 2500 2300 2000 <2000
Скоростно-силовые качества
3 Прыжок в длину с места см 240 225 210 200 185
Сила
4 Поднимание туловища из положения лёжа на спине за 1 мин кол-во раз 48 42 37 33 30
5 Сгибание-разгибание рук в упоре лёжа на полу кол-во раз 44 38 32 28 20
Гибкость
6 Наклон вперёд из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи) см +13 +11 +8 +4 0

Перечень обязательных контрольных тестов для оценки физической подготовленности студентов специальной медицинской группы А

Наименование упражнений (тестов)
Осенние семестры Весенние семестры
1 Скандинавская ходьба – 40/ 50 минут Тест Купера (12 – минутный бег)
2 100м / Приседания за минуту 100м / Приседания за минуту
3 Поднимание туловища из положения лежа на спине, кол-во раз Поднимание туловища из положения лежа на спине, кол-во раз
4 Сгибание-разгибание рук в упоре лёжа на полу с опорой на колени* Сгибание-разгибание рук в упоре лёжа на полу с опорой на колени*
5 Гибкость (наклон вперёд из положения сидя на полу (от уровня носков) Гибкость (наклон вперёд из положения сидя на полу (от уровня носков)
6 Удержание упора лёжа на предплечьях («планка») Удержание упора лёжа на предплечьях («планка»)

Контрольные нормативы (тесты) определения уровня физической подготовленности студентов специальной медицинской группы А (девушки)

п/п Упражнения (тесты) Единица измерения 5 баллов 4 балла 3 балла 2 балла 1 балл
Выносливость
1 Тест Купера (12-минутный бег) м 2000 1800 1600 1200 <1200
2 Скандинавская ходьба – 40 минут м 4000 3500 3000 2500 2000
Сила
3 Поднимание туловища из положения лёжа на спине кол-во раз 40 30 25 20 15
4 Сгибание-разгибание рук в упоре лёжа на полу с опорой на колени* кол-во раз 25 20 15 10 8
5 Сгибание-разгибание рук в упоре лёжа на полу кол-во раз 12 10 8 6 4
6 Удержание упора лёжа на предплечьях («планка») мин, сек 2 мин 1 мин

45 сек

1 мин

30 сек

1 мин

15 сек

1 мин
7 Приседания за минуту кол-во раз 40 36 32 28 25
Гибкость
8 Наклон вперёд из положения сидя на полу (от уровня носков) см +15 +12 +9 +6 +3

Примечание:

*-Упражнение выполняется при невозможности сдать норматив из упора лёжа
Контрольные нормативы (тесты) определения уровня физической подготовленности студентов специальной медицинской группы А (юноши)

п/п Упражнения (тесты) Единица измерения 5 баллов 4 балла 3 балла 2 балла 1 балл
Выносливость
1 Тест Купера (12-минутный бег) м 2400 2100 1800 1600 <1600
2 Скандинавская ходьба – 50 минут м 5000 4500 4000 3500 3000
Сила
3 Поднимание туловища из положения лёжа на спине кол-во раз 50 40 30 25 20
4 Сгибание-разгибание рук в упоре лёжа на полу кол-во раз 30 25 20 15 10
5 Удержание упора лёжа на предплечьях («планка») мин, сек 2 мин

30 сек

2 мин 1 мин

45 сек

1 мин

30 сек

1 мин

15 сек

6 Приседания за минуту кол-во раз 46 42 38 34 30
Гибкость
7 Наклон вперёд из положения сидя на полу (от уровня носков) см +13 +10 +7 +3 0

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Путеводители по кадровым вопросам и трудовым спорам. Вопросы применения ст. 59 ТК РФ

КонсультантПлюс: примечание.

В 2022-2023 г. срочный трудовой договор заключается также в случае перевода на работу к другому работодателю в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 30.03.2022 N 511.

Срочный трудовой договор заключается:

на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, за которым в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором сохраняется место работы;

на время выполнения временных (до двух месяцев) работ;

для выполнения сезонных работ, когда в силу природных условий работа может производиться только в течение определенного периода (сезона);

с лицами, направляемыми на работу за границу;

для проведения работ, выходящих за рамки обычной деятельности работодателя (реконструкция, монтажные, пусконаладочные и другие работы), а также работ, связанных с заведомо временным (до одного года) расширением производства или объема оказываемых услуг;

с лицами, поступающими на работу в организации, созданные на заведомо определенный период или для выполнения заведомо определенной работы;

КонсультантПлюс: примечание.

О выявлении конституционно-правового смысла абзаца 8 ч. 1 ст. 59 см. Постановление КС РФ от 19.05.2020 N 25-П.

с лицами, принимаемыми для выполнения заведомо определенной работы в случаях, когда ее завершение не может быть определено конкретной датой;

для выполнения работ, непосредственно связанных с практикой, профессиональным обучением или дополнительным профессиональным образованием в форме стажировки;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

в случаях избрания на определенный срок в состав выборного органа или на выборную должность на оплачиваемую работу, а также поступления на работу, связанную с непосредственным обеспечением деятельности членов избираемых органов или должностных лиц в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в политических партиях и других общественных объединениях;

с лицами, направленными органами службы занятости населения на работы временного характера и общественные работы;

с гражданами, направленными для прохождения альтернативной гражданской службы;

в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

По соглашению сторон срочный трудовой договор может заключаться:

с лицами, поступающими на работу к работодателям — субъектам малого предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей), численность работников которых не превышает 35 человек (в сфере розничной торговли и бытового обслуживания — 20 человек);

с поступающими на работу пенсионерами по возрасту, а также с лицами, которым по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, разрешена работа исключительно временного характера;

с лицами, поступающими на работу в организации, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если это связано с переездом к месту работы;

для проведения неотложных работ по предотвращению катастроф, аварий, несчастных случаев, эпидемий, эпизоотий, а также для устранения последствий указанных и других чрезвычайных обстоятельств;

с лицами, избранными по конкурсу на замещение соответствующей должности, проведенному в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

с творческими работниками средств массовой информации, организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иными лицами, участвующими в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;

(в ред. Федерального закона от 28.02.2008 N 13-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

с руководителями, заместителями руководителей и главными бухгалтерами организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;

с лицами, получающими образование по очной форме обучения;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

с членами экипажей морских судов, судов внутреннего плавания и судов смешанного (река — море) плавания, зарегистрированных в Российском международном реестре судов;

(абзац введен Федеральным законом от 07.11.2011 N 305-ФЗ)

с лицами, поступающими на работу по совместительству;

с лицами, поступающими на работу к работодателям, которые являются некоммерческими организациями (за исключением государственных и муниципальных учреждений, государственных корпораций, публично-правовых компаний, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями, потребительских кооперативов) и численность работников которых не превышает 35 человек;

(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2020 N 477-ФЗ)

в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

РАБОТОСПОСОБНОСТЬ (человека)

РАБОТОСПОСОБНОСТЬ (человека)

(англ. work capacity) — характеристика наличных или потенциальных возможностей индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Р. зависит от индивидуальных психофизиологических ресурсов, степени их тренированности или истощенности, а также внешних условий деятельности. По отношению к решаемой задаче выделяют максимальную, оптимальную и сниженную Р. Оценка степени Р. проводится на основе сопоставления текущих показателей исполнения деятельности и психофизиологических функций с фоновыми показателями, полученными, напр., в состоянии оперативного покоя (см. Функциональное состояние организма).

В процессе деятельности происходит изменение уровня Р., описываемое с помощью кривой Р. Впервые проанализировав т. н. кривую работы, Э. Крепелин (1898) выделил след. основные стадии Р. по показателям результативности деятельности: врабатывание (см.), оптимальная Р., утомление (см.), конечный порыв.

При анализе изменений в функционировании обеспечивающих деятельность систем прослеживается более тонкая динамика стадий Р.: мобилизация, первичная реакция, гиперкомпенсация, компенсация, субкомпенсация, декомпенсация, срыв деятельности.

В зависимости от вида труда, индивидуальных особенностей, степени тренированности, профессиональной подготовки, состояния здоровья продолжительность, чередование и выраженность отдельных стадий динамики Р. может варьировать, вплоть до полного выпадения некоторых из них. Характер распределения стадий на кривой Р. — один из показателей оптимальности организации трудовой и учебной деятельности (см. Оптимизация условий труда оператора). См. также Эргография. (А. Б. Леонова.)

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК.
.
2003.

Полезное

Смотреть что такое «РАБОТОСПОСОБНОСТЬ (человека)» в других словарях:

  • Работоспособность — потенциальная возможность человека выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Зависит от внешних условий деятельности и психофизиологических ресурсов индивида. Выделяют три уровня Р.:… …   Словарь черезвычайных ситуаций

  • РАБОТОСПОСОБНОСТЬ — РАБОТОСПОСОБНОСТЬ. Потенциальные возможности человека выполнять какую л. деятельность на достаточно высоком уровне эффективности в течение продолжительного времени. Рекомендации, основанные на повышении Р., учитываются при составлении… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • РАБОТОСПОСОБНОСТЬ — состояние человека, определяемое возможностью физиологических и психических функций организма, которое характеризует его способность выполнять конкретное количество работы заданного качества за требуемый интервал времени. В процессе труда Р. не… …   Российская энциклопедия по охране труда

  • работоспособность — 3.9 работоспособность: Состояние ГАП, при котором она способна выполнять заданные функции, сохраняя значения заданных параметров в пределах, установленных эксплуатационной документацией. Источник …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Работоспособность — (ст.слав.) – это состояние человека, характеризующее его способность выполнять работу (рабочие операции) определенной сложности, объема и длительности, обеспечивающих ее эффективность. А также способность человека быстро восстанавливать свой… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • Работоспособность —     потенциальная возможность человека эффективно выполнять к. л. деятельность в течение продолжительного времени. Различают Р. умственную и физическую.    Длительная работа неизбежно сопровождается колебаниями Р., обусловленными рядом факторов.… …   Педагогический терминологический словарь

  • Работоспособность (work efficiency) — Р. имеет отношение к изучению продуктивной деятельности человека, а тж физ. и психич. реакций людей на затраты энергии в производственной и непроизводственной обстановке. Было установлено, что утомление, как психическое, так и физическое,… …   Психологическая энциклопедия

  • РАБОТОСПОСОБНОСТЬ — потенциальная возможность человека выполнять к. л. деятельность на достаточно высоком уровне эффективности в течение продолжит, времени. В зависимости от преобладания в работе физич. или умственных усилий различают Р. умственную и физическую. Это …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Работоспособность общая — В физическом воспитании и спорте под Р. о. понимается способность человека выполнять неспецифическую, легко доступную физическую нагрузку на заданном уровне в течение определенного времени. Наиболее информативным методом оценки Р. о.… …   Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь

  • Работоспособность специальная — В физическом воспитании и спорте под Р. с. понимается способность человека выполнять максимально возможную работу в избранном виде физических упражнений. Наиболее объективным показателем Р. с. является спортивный результат …   Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь

Трудовые договоры могут заключаться:
1) на неопределенный срок;
2) на определенный срок не более пяти лет (срочный трудовой договор).

!

Важно! Трудовой договор, заключенный на определенный срок при отсутствии достаточных к тому оснований, установленных судом, считается заключенным на неопределенный срок.
С учетом характера работы и условий ее выполнения срочный трудовой договор заключается:

  • на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, за которым в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором сохраняется место работы;
  • на время выполнения временных (до двух месяцев) работ;
  • для выполнения сезонных работ, когда в силу природных условий работа может производиться только в течение определенного периода (сезона);
  • с лицами, направляемыми на работу за границу;
  • для проведения работ, выходящих за рамки обычной деятельности работодателя (реконструкция, монтажные, пусконаладочные и другие работы), а также работ, связанных с заведомо временным (до одного года) расширением производства или объема оказываемых услуг;
  • с лицами, поступающими на работу в организации, созданные на заведомо определенный период или для выполнения заведомо определенной работы;
  • с лицами, принимаемыми для выполнения заведомо определенной работы в случаях, когда ее завершение не может быть определено конкретной датой;
  • для выполнения работ, непосредственно связанных с практикой, профессиональным обучением или дополнительным профессиональным образованием в форме стажировки;
  • в случаях избрания на определенный срок в состав выборного органа или на выборную должность на оплачиваемую работу, а также поступления на работу, связанную с непосредственным обеспечением деятельности членов избираемых органов или должностных лиц в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в политических партиях и других общественных объединениях;
  • с лицами, направленными органами службы занятости населения на работы временного характера и общественные работы;
  • с гражданами, направленными для прохождения альтернативной гражданской службы.

При взаимном согласии сторон трудового правоотношения срочный трудовой договор может заключаться:

  • с лицами, поступающими на работу к работодателям – субъектам малого предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей), численность работников которых не превышает 35 человек (в сфере розничной торговли и бытового обслуживания – 20 человек);
  • с поступающими на работу пенсионерами по возрасту, а также с лицами, которым по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, разрешена работа исключительно временного характера;
  • с лицами, поступающими на работу в организации, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если это связано с переездом к месту работы;
  • для проведения неотложных работ по предотвращению катастроф, аварий, несчастных случаев, эпидемий, эпизоотий, а также для устранения последствий указанных и других чрезвычайных обстоятельств;
  • с лицами, избранными по конкурсу на замещение соответствующей должности, проведенному в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
  • с творческими работниками средств массовой информации, организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иными лицами, участвующими в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
  • с руководителями, заместителями руководителей и главными бухгалтерами организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;
  • с лицами, получающими образование по очной форме обучения;
  • с членами экипажей морских судов, судов внутреннего плавания и судов смешанного (река–море) плавания, зарегистрированных в Российском международном реестре судов;
  • с лицами, поступающими на работу по совместительству.

С некоторыми категориями работников с учетом особенностей правового регулирования отдельных видов трудовых правоотношений в случаях, предусмотренных ТК РФ, иными федеральными законами, также может заключаться срочный трудовой договор, а именно:  

  • с заместителями руководителей государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования, руководителями их филиалов. Срок окончания срочного трудового договора, заключаемого с указанными лицами, не может превышать сроки полномочий руководителей указанных организаций (ст. 332.1 ТК РФ);
  • срочный трудовой договор со спортсменом заключается работодателем по месту временной работы на период временного перевода (ст. 348.4 ТК РФ);
  • с работником, привлекаемым в рамках реализации региональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов, заключается срочный трудовой договор продолжительностью не менее трех лет (п. 9 ст. 22.2 Закона от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»).

!

Важно! Заключать срочный трудовой договор с иными лицами нельзя.
По общему правилу, срочный трудовой договор заключается в случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения.

!

Важно! Заключение срочного трудового договора по соглашению сторон в соответствии с ч. 2 ст. 59 ТК РФ является правомерным, если такой договор заключен на основе добровольного волеизъявления работника и работодателя.
В срочном трудовом договоре в числе обязательных условий указываются:

  • обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения такого договора в соответствии с Трудовым кодексом РФ или иным федеральным законом;
  • срок (период) его действия.

!

Важно! Срочный трудовой договор может быть заключен не более чем на 5 лет, конкретный период его действия определяется характером работы.
При заключении срочного трудового договора момент окончания срока его действия может определяться:

  • конкретной датой;
  • истечением календарного срока действия трудового договора;
  • действием или событием, например, таким, как выход на работу основного работника, окончание сезона;
  • соглашением о выполнении объема заведомо определенной работы в случаях, когда ее завершение не смогли определить конкретной датой или увязать с конкретным сроком.

!

Важно! Соглашение о срочном характере трудового договора утрачивает силу, если:
— ни одна из сторон не потребовала расторжения договора в связи с истечением срока его действия; 
— работник продолжает работу после истечения срока действия трудового договора.

При одновременном выполнении перечисленных условий договор считается заключенным на неопределенный срок.
Впоследствии такой договор может быть расторгнут только на общих основаниях.

!

Важно! По общему правилу, продление срочного трудового договора не допускается.
Однако работодатель обязан продлить срок действия трудового договора до окончания беременности или до окончания отпуска по беременности и родам при наличии одновременно следующих условий:

  • от женщины получено письменное заявление о продлении срока трудового договора;
  • представлена медицинская справка, подтверждающая состояние беременности.

Также возможно продление срочного трудового договора с научным работником, выбранным по конкурсу на ту же должность, которую он занимал прежде. Для этого оформляется дополнительное соглашение о продлении срочного трудового договора, при условии, что общий срок договора не превышает 5 лет.
Своеобразным продлением является временный перевод спортсмена к другому работодателю на срок до 1 года. При этом действие заключенного со спортсменом срочного договора приостанавливается, а по окончании перевода возобновляется.

!

Важно! Если в трудовом договоре не оговорен срок (период) его действия, договор считается заключенным на неопределенный срок.
При определенных обстоятельствах срочный трудовой договор может быть признан бессрочным, но объявить бессрочный трудовой договор срочным нельзя даже по взаимному соглашению сторон.

!

Важно! Запрещается заключение срочных трудовых договоров в целях уклонения от предоставления прав и гарантий, предусмотренных для работников, с которыми заключается трудовой договор на неопределенный срок.
При неоднократном перезаключении срочного трудового договора на непродолжительный срок для выполнения одной и той же трудовой функции суд может признать такой договор заключенным на неопределенный срок.
К такому же последствию может привести одновременное заключение нескольких срочных трудовых договоров с одним работником на последовательное выполнение им одной и той же трудовой функции.

Как дать адекватную оценку времени, когда неопределённость бьёт по башке

Время на прочтение
12 мин

Количество просмотров 78K

Большинство людей не умеют адекватно оценивать сроки выполнения задач. Ой как это заставляет порой понервничать… Тут и «дэдлайн подкрадывается незаметно». И перестраховка в 500% на всякий случай (все равно не хватает). И отжимание «заведомо раздутых сроков», чтобы исполнитель пообещал чего-то более приемлемого. И невнятные бормотания вместо конкретных цифр.

image

В этой статье собраны и структурированы принципы и методы, с помощью которых можно научить себя и других давать адекватные оценки. В начале — общие принципы и чуть-чуть математики. В конце — конкретика для студий.

Самый ненавистный вопрос

Выступая на десятках конференций, я часто спрашивал людей в зале: «На какой вопрос вы больше всего не любите отвечать?». И всегда ответом было: «Когда будет готово?!». Вопрос волнует и вызывает эмоции. Вот прямо сейчас подойдите к вашему коллеге и спросите его, когда будет готово. Знаете, что вы скорее всего услышите?

Нет, не обязательно вам укажут направление и пожелают доброй дороги. Все же кругом много культурных людей. Зато почти наверняка человек начнет рассказывать о своих проблемах.

Понимаете? На вопрос «Когда?» — отвечают рассказом о проблемах! Так делает почти всё человечество.

Еще пример — для тех, кто помнит университетский курс программирования. Какой тип данных должна вернуть программа на запрос «Когда?». DataTime или что-то типа того. Человек же на это стабильно выбрасывает Exception. Да не один, а много, желательно с General Protection Fault. Это реально баг в прошивке практически всех людей!

Что за гадость такая? Почему люди так сильно не любят оценивать сроки? Ведь всё просто:

image

Неопределенность бьёт по башке

Корневая причина в том, что, оценивая объем работ, мы сталкиваемся с неопределенностью.

Мы вынуждены предсказывать будущее — строить прогноз и нести за него ответственность. Начальники и клиенты требуют этого от нас, а мы — от своих подчиненных.

Но прогнозы нужны нам как опора. Как попытка отгородиться от неопределенности. Как попытка удовлетворить главное желание. И я не про секс, голод и сон, а про желание управлять реальностью. Каждый день. О, как велико в этот момент искушение спихнуть контакт с неопределенностью на другого…

Самое лучшее, что мы можем сделать — построить адекватную модель работы с неопределенностью. Которая позволит создать алгоритм оценки или хотя бы разделить ответственность между этой моделью и оценщиком. Знать ограничения этой модели. А затем — научить пользоваться моделью тех, кто даёт оценки вам.

С древности такими моделями были гадания: бросание костей, гадание по внутренностям животных, по тени и прочая мистическая радость. На гаданиях основаны мировые религии. Но это не совсем то, на чём я бы хотел основывать свои бизнес-процессы.

Судя по всему, даже Бог подчиняется принципу неопределённости, и не может одновременно знать положение и скорость частицы.

Стивен Хокинг

Это вопрос философский, технического решения не имеет

Вернёмся к формуле. Она, в принципе, верная.

image

Пакость в том, что ни числитель, ни знаменатель этой дроби не известны. Хотя бы потому, что:

  • Подпись заказчика (кровью) под техническим заданием не гарантирует, что документ описывает именно тот объем работ, который реально нужен. Она даже не гарантирует, что заказчик читал ТЗ. Реальный объем работ вы узнаете только после приёмки проекта.
  • Любая постановка задачи гарантированно содержит «дырки», которые можно трактовать двояко. Чем толще постановка — тем больше таких мест.
  • Производительность людей (особенно программистов) может отличаться в РАЗЫ и зависит от столь большого числа факторов, что учесть влияние всех просто невозможно.

Все известные мне математические модели, пытающиеся ответить на вопрос «ДОКОЛЕ?», построены на серьезных упрощениях. Применять их на практике можно только для демонстрации несостоятельности этих моделей и тщетности бытия.

С определенной долей вероятности можно спрогнозировать дату завершения задачи или проекта, если:

  • у вас стабильная, сработавшаяся команда исполнителей;
  • работы выполняются для одного и того же клиента, который дает стабильную обратную связь (читай — генерирует прогнозируемое количество «правочек») и демонстрирует стабильные требования к качеству;
  • команда уже работала с подобными задачами;
  • рабочий процесс, технологический стек и окружающая среда — неизменны;
  • сам проект укладывается в головах команды;
  • устраивает оценка в относительных, а не в абсолютных величинах (никаких тебе рублей и часов!);
  • уже есть опыт работы в таких же условиях и данные, полученные в предыдущих итерациях; либо клиент готов работать итеративно и получать прогнозы, исходя из реальных замеров производительности предыдущих этапов.

Хуже всего дела обстоят у сэйлов, которые вынуждены делать вид, что все эти условия выполнены (хотя как раз наоборот). Но мы попробуем проникнуться этой галлюцинацией. В этом случае можно допустить, что вероятность завершения задачи к определенному сроку соответствует нормальному распределению Гаусса.

Про колокол Гаусса что-то слышали даже гуманитарии. Это распределение часто встречается в природе. Понятие «нормальный рост», «нормальный вес» и «нормальный человек» — это как раз из области Гауссовской нормальности. Колокол Гаусса пытаются привязать везде, где можно и нельзя, если речь идет о чем-то подверженном влиянию огромного числа случайных помех.

Итак, если возникает вопрос: «Какая там вероятность уложиться в оценку?» — можно ответить — «Нормальная» — и показать этот график.

image

Посередине колокола — наиболее вероятная трудоёмкость. Но поскольку мы работаем с величинами, подверженным случайностям — нам нужно делать допуск на величину рассеивания значений случайных величин (по-умному — среднеквадратичное отклонение или σ). Проблема в том, что если мы берем диапазон в ± 1σ — вероятность, что мы уложимся в наш интервал оценки, всего 68%. В оставшейся трети случаев нас обвинят в некомпетентности и поставят в угол.

На величину 2σ — вероятность будет 95%, но сам интервал получится до неприличия большой. Тут уже ваш заказчик скажет: «Фу-фу, вы не можете мне сказать точные оценки, а конкуренты сказали. Вы — упыри. До свидания». Пять процентов — это не так то мало, если у вас много задач, и за срыв сроков по каждой из них мучительно бьют.

3σ — 99.7% вероятности попадания в нужный нам интервал. Если клиент спрашивает «К какому сроку вы гарантированно закончите проект» — ответ НИКОГДА будет математически правильный. Даже в этих синтетических условиях математика против вас.

Торги и манипуляции

К сожалению, для оценки задач Гауссово распределение использовать некорректно. Если компания аккуратно собирала данные по прогнозам и реальным срокам, скорее всего, график распределения вероятностей будет выглядеть примерно так:

image

Это больше похоже на распределение Пуассона (похоже, да не оно). От нормального распределения Гаусса отличается тем, что сначала какое-то время имеет значение 0, затем начинает расти (в этой точке оценки дают оптимисты), быстро доходит до пика (это точка, в которой дают оценки реалисты) и имеет длинный хвост справа (там сидят все факапы и сработавшие риски).

Такое распределение вероятностей естественно, т.к. сделать задачу на час раньше реалистичного срока сложнее, чем затянуть на неделю. Работа занимает столько времени, сколько на неё отвели — закон Паркинсона. Поэтому раньше всё равно не получится.

А оптимисты не укладываются в сроки практически всегда.

Для нас важно иметь возможность давать вилки на проекты с разбросом от реалистичной оценки до наиболее вероятной, например, 80%. А клиенту может быть интересна именно оптимистичная оценка. Но назвать её одну вы не можете, потому что не знаете, какие риски могут сработать с этим человеком. Поэтому сообщаете вилку.

Клиент может отреагировать на неё крайне резко (особенно если он — бывший программист). Ему не понятно, почему появилась вилка — задача ведь известна! Сказать клиенту в лоб, что «Вилка появилась потому, что мы еще не знаем, насколько ты адекватный» — конфликтный вариант. Проще объяснить, что вилка нужна для подстраховки.

Более веселые математические модели (PERT-анализ, логнормальное или устойчивое распределение) годятся только для изысканных понтов на конференциях. Но не особо помогают при общении с клиентом, который просит «не грузить этой фигней, а четко сказать, сколько стоит и когда будет готово».

Тем не менее, ознакомить своих сотрудников с азами этих моделей очень полезно. Ознакомить и попросить действовать адекватно, не грузить этой фигней и четко говорить, сколько стоит и когда будет готово.

Адекватная модель

Под адекватной моделью я понимаю такую, которая дает приемлемую для практической деятельности точность.

Я считаю, что нужно приучить людей жить с неопределенностью. Да, математика и бытие сильно против нас. Но нужно заставлять себя давать оценки с хорошей долей вероятности (скажем, 80% или 90% в зависимости от сферы), оставшиеся риски брать на себя. В случае, если они возникли — извиниться (перед клиентом), поулыбаться и замять конфликт или сделать профакапленное за свой счет (не уходя в отрицательную прибыль).

Про буферы, подстраховку и закон Мёрфи

Клиента нужно приучить к вилкам и к тому, что в них заложена подстраховка. Это не обман, а реальность. Мы можем быть уверенными только в одном: здесь работает закон Мёрфи. Если он бьёт часто, буферы должны быть больше. Проверить частоту Мёрфи можно итеративно.

Если клиент категоричен и не хочет видеть вилки — просто уберите нижнюю границу. Но важно не только закладывать адекватные буферы, но и пристально контролировать их расход.

Если буфер съеден на треть, а работа еще не готова — это повод начать экспедирование и проталкивание. В сфере веб-разработки мы используем burndown chart, чтобы визуализировать расход.

Экспедирование и проталкивание при отлаженных процессах должны занимать не более 5% всей работы. Если меньше — значит, у вас есть запас мощностей. Если больше — у вас проблема.

На сложных проектных цепочках наибольший контроль должен быть на выявлении бутылочного горлышка проекта и контроле его питающих буферов.

Принципы адекватой оценки

Есть всего ДВА способа делать оценки:

  1. опираясь на свою картину мира в прошлом (свой опыт и исторические данные);
  2. продлевая свою картину мира в будущее (экспертные оценки и интуиция).

На начальном этапе, когда человек еще не приучен давать точные оценки, ему надо рассказать, зачем они нужны. И не бить, если что-то пойдет не так — это вредно, т.к. будут презакладывать, а потом сработает закон Паркинсона, затем закон Мёрфи и тенденция факапить и затягивать будет прогрессировать. Но бить, если исполнитель не проэскалировал при возникновении проблемы.

Задача руководителя — приучить оценивать свою работу. Не просто давать задачу и смотреть, как человек с криками «Бляха-муха!» бежит ее делать. А убедиться, что нужный объем работ проанализирован.

Опора на прошлое

В чистом виде прогноз на основе прошлого опыта возможен только в типовых, часто повторяющихся и жестко регламентированных профессиях и операциях. Такие пока что еще существуют, но будут вытеснены роботами и процессорами за двадцать долларов. Оценки конвейерной работы можно получить из статистики прошлых периодов.

Опора на прошлое имеет ряд недостатков, которые влияют на точность оценки.

  1. Человек, делающий повторно одну и ту же (или очень похожую) операцию, начинает делать её быстрее. С мастерством растет скорость. Поэтому нельзя сказать, что одна и та же задача у одного и того же человека займет одинаковое время.

    К тому же мы не в Японии и не в Германии. Мы — в России. А для нас характерно творческое отношение ко всему. В том числе к регламентам и правилам. Иногда это хорошо, но сильно вредит на конвейерном производстве.

    Творческое отношение приводит к тому, что в какой-то момент делать однотипные вещи становится скучно. И, если мы вынуждены ими заниматься, пробуем делать их другим способом. А это значит, что качество работ и время, на них затраченное, изменятся. Возрастёт опасность ошибок и провала по срокам.

    Нет ничего страшного, если это контролируемо: мы понимаем, что задача носит экспериментальный характер и закладываем время на эксперимент (а не внезапно узнаем, что вместо четкой и отлаженной работы сотрудник чисто-по-приколу начал экспериментировать и упоролся).

    image

  2. Мы склонны забывать детали, нюансы и мелочи тех операций, которые выполняем редко. А это значит, что наши оценки, основанные только на прошлом опыте выполнения задачи, практически всегда будут слишком оптимистичными.
  3. В противовес забывчивости в мелочах мы хорошо помним, если ранее больно получили за превышение сроков на похожей задаче. И, если у нас не кружок садомазо, повторений не хотим. И начинаем перестраховываться.

    Наша подстраховка будет основана только на страхе и нежелании испытать негативные последствия. Пускай даже они заключались в том, что мы не уложились в свои же оценки, и нас за это даже не ругали. На страхе, но никак не на здравом смысле.

Экспериментируем, забываем, боимся. Поэтому грамотному руководителю важно оговаривать не только оценку сроков, но и способ, которым будет получен результат — иначе его ждут сюрпризы. Все, что может быть рационально автоматизированно и стандартизированно — должно быть автоматизированно и стандартизированно. А задачи, предполагающие эксперименты с новыми технологиями или способами работы, должны быть отдельно оговорены как экспериментальные (с отдельным резервом бюджета и сроков).

Продление картины мира в будущее

Итак, одного опыта для оценки недостаточно. Два других способа — экспертные оценки и интуиция.

Лучшее, что мы должны проделать — представить, как именно мы будем реализовывать задачу. Чем детальнее представим, тем точнее будут прогнозы. Тут важно говорить правду самому себе: если в мысленном эксперименте по ходу работы появились технологические нестыковки — они гарантированно выльются в дополнительное время.

Картина мира может быть неадекватной — тогда в процессе работы мы сталкиваемся с неожиданностями. Там, где мы не хотим разбираться в мелочах и вникать в детали, мы хотим просто закинуть много подстраховки. У программистов есть формула «Оцени, а затем умножь либо на π (3,14…), либо на e (2,71…). Немаленькие множители, да и разброс большой. Но в итоге факапим даже с ними. Всё дело в невнимательности к мелочам, лени разбираться или отсутствии адекватных ресурсов на изучение нюансов.

Да, оценка требует ресурсов, иногда — серьезных. Если задача новая, процесс оценки должен быть разбит на стадии.

  1. Постановка задачи, анализ и предварительная оценка (оценивается срок получения сроков).
  2. Фаза ресерча.
  3. Уточненная оценка, начало работы, фиксация оценки (именно после ресерча и небольшого куска реальной работы).
  4. Выполнение задания. Дальнейшее изменение оценки возможно только как форс-мажор или косяк, и должно происходить по принципу «уперся — сообщи». В длительных задачах — согласованные контрольные точки.

image

Чем мы внимательнее к мелочам — тем точнее наши прогнозы. К сожалению, учить кого-то быть внимательным к мелочам трудно и долго. Но нужно, пусть даже через сопротивление. Если совсем никак — тогда расставаться.

Секретные методики мира IT

В IT все сильно заморочены по поводу точности оценок, сроков и ресурсов. В других отраслях такой щепетильности не наблюдается. У IT-шников это возведено в культ. Впрочем, как и работа по фактически затраченному времени и фокусы с умножением на e и на π.

Многообразие методов говорит только о том, что IT-шники много думали, как решить проблему. Ниже — пара техник, которые помогают людям втянуться в оценки.

Абсолютные и относительные оценки

Человеку сложно оценивать абсолютные величины. А вот с относительным проблем меньше.

Какой размер у Юпитера? Руками не показать, словами не описать — цифры слишком большие для понимания маленьким земным мозгом.

А теперь скажите, какой размер у Юпитера по сравнению с Землёй, используя аналогии. Здесь уже проще: Земля размером с горошину, а Юпитер — с арбуз. Земля носит маечку размера S, а Юпитер — XXXL.

image

Мозг лучше воспринимает относительные величины — используйте это в оценке задач. Одну большую разбейте на десяток поменьше и дайте оценку каждой в отдельности. Сравнивайте подзадачи между собой: какая носит футболку XS, а какая L? Футболки даже не обязательно переводить в часы — вы уже поймёте примерный объём работ.

В IT при правильно воспитанных заказчиках допустимо делать оценки задач не в абсолютных, а в относительных величинах. Новые задачи оцениваются относительно какой-то простой и всем известной. Кроме того, оценка в относительных величинах позволяет компенсировать естественные погрешности в самих оценках и в формулировках задач (т.к. на проекте количество корявых задач и кривых оценок будет примерно одинаковым от этапа к этапу).

К сожалению, автору неизвестно, применяется ли где либо еще на практике относительные оценки. Всем подавай точные сроки и деньги.

Planning Poker

Если маечки и прочие сравнения вам не подходят, переходите на Planning Poker. Это способ в игровой манере вытянуть из исполнителей все мелочи процесса и возможные проблемы. И в итоге получить оценку задачи, близкую к реальности. В колоде покера — карты с цифрами (вот это поворот!), которые обозначают часы: ½, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 20, 40, 100.

Соберите команду исполнителей вместе, озвучьте задачу, попросите положить на стол карту со временем, которое потребуется для выполнения. Карты выкладываются рубашкой вверх — это позволяет снизить влияние авторитетов. После все одновременно вскрываются.

Если цифры одинаковые или немного различаются — записывайте в план общее арифметическое. Если есть значительная разница — уточните у отличившихся, почему они оценили задачу так. Кто-то не учёл длительную доставку деталей из другого города? Или забыл про инновационное ПО, которое установили на прошлой неделе? Всплывут новые подробности, и оценка станет точнее.

image

Не давите, чтобы в сроки, которые вы получили в покере, всё было сделано — закон Мёрфи никто не отменял. На этот случай менеджер должен закладывать подстраховку.

Если с помощью покера получить оценку невозможно (потому что для него нужен опыт) — добавьте стадию стартапа/ ресёрча. На ней исполнитель делает часть задачи, оценивает объём и сложность всей работы и может прикинуть, сколько времени ему понадобится, чтобы закончить.

Декомпозиция

Используйте декомпозицию — разбивайте абстрактную большую задачу на маленькие и конкретные, которые легко оценить.

Декомпозиции нужно обучать. Если рассматривать на примере IT — примерно так. Сначала берется готовый проект, который разбирается на составляющие — чтобы человек, который должен дать оценку, понял, в чём суть и что от него хотят. Постепенно задача усложняется: для декомпозиции дается проект, в котором есть только прототип. Затем — стандартное техническое задание, потом — плохое и сложное ТЗ.

Человек должен научиться готовый цельный проект или ТЗ делить на этапы и составляющие. И каждому давать оценку. Когда научится — его оценки станут адекватными, приближенными к идеальному проценту вероятности и без необъяснимых буферов.

Как научить людей делать оценки

Чтобы человек мог ставить оценки близкие к реальности, у него должны быть прокачаны требовательность к самому себе, честность перед собой и понимание технологического процесса.

Если эти скилы уже есть, далее воспитывайте его по схеме:

  1. Покажите математические модели распределений и объясните, что слиться с оценок не получится.
  2. Расскажите, что понимается под адекватной оценкой, как она будет использоваться и почему вам нужна именно она. Расскажите, что вам нужна оценка без перезаложенных в 100500 раз подстраховок.
  3. Покажите, как строится планирование потока работ всей компании на основе этой оценки или как ее будет использовать ваш клиент. Не держите людей за идиотов — если им рассказать правду и реальные потребности, большинство из них будут стараться делать наиболее точные прогнозы.
  4. Приучите к принципам «уперся — сообщи» и «любая задача должна быть проанализирована и оценена».
  5. Заставьте оценивать людей все свои задачи самостоятельно.
  6. Дайте изучить статистику организации (сметы и реальные расходы по проектам).
  7. Приучите к принципу «не знаешь, что делать — декомпозируй». Дайте несколько проектов на декомпозицию. Проверяйте и ищите дыры и нестыковки. Долго и нудно беседуйте по поводу найденных нестыковок.
  8. Дайте оценивать реальные ТЗ. Проходитесь по итоговой оценке строчка за строчкой, спрашивайте, как пришел к ней. Проверяйте на полноту и непротиворечивость. Показывайте дыры в оценках, куда может улетать время.

В нашей отрасли можно научить человека делать хорошие оценки за пару недель. Для тренировки нужно использовать типовые объекты и давать постоянную обратную связь. При такой работе зона, где человек сможет делать прогнозы, будет постоянно расширяться.

Актуально на: 18 мая 2021 г.

1

Как правило, с работниками заключают трудовые договоры на неопределенный срок. То есть если в договоре в принципе не оговорен срок его действия, то он считается заключенным на неопределенный срок (ст. 58 ТК РФ).

Вместе с тем, Трудовой кодекс предусматривает несколько ситуаций, когда договор может быть заключен на определенный срок не более 5 лет.

Основания заключения срочного трудового договора: когда можно заключить такой договор

Срок действия срочного трудового договора и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора – это обязательные условия договора, заключенного на определенный срок (ст. 57 ТК РФ). Важно понимать, что срочный трудовой договор заключается только в случаях, указанных в ст. 59 Трудового кодекса. Поэтому если у конкретного работодателя есть основание для заключения срочного трудового договора, то это основание обязательно должно быть включено в срочный трудовой договор с работником.

Отметим, что заключение срочных трудовых договоров исключительно с целью уклонения от прав и гарантий, предусмотренных для работников, с которыми оформляется трудовой договор на неопределенный срок, запрещено (ст. 58 ТК РФ).

С кем можно заключить срочный трудовой договор

Основания для заключения трудового договора на определенный срок делятся на 2 категории (ст. 59 ТК РФ):

  • когда работодатель обязан заключить срочный трудовой договор;
  • когда срочный трудовой договор может быть заключен по соглашению с работником в определенных ситуациях.

Когда работодатель обязан заключить срочный трудовой договор

Это ситуации, когда нельзя оформить трудовые отношения на неопределенный срок из-за характера работы и условий ее выполнения (ст. 58, 59 ТК РФ):

  • исполнение обязанностей отсутствующего работника, за которым сохраняется место работы (например, работница находится в отпуске по уходу за ребенком и на ее должность временно принимается другой сотрудник);
  • выполнение временных – до 2 месяцев – работ;
  • выполнение сезонных работ, когда в силу природных условий работа может производиться только в течение определенного периода (сезона). При этом список таких сезонных работ установлен отраслевыми соглашениями (ст. 293 ТК РФ);
  • выполнение определенной работы, когда ее завершение не может быть определено конкретной датой;
  • выполнение работ, выходящих за рамки обычной деятельности работодателя (реконструкция, монтажные, пусконаладочные и другие работы);
  • выполнение работ, связанных с заведомо временным (до 1 года) расширением производства или объема оказываемых услуг.

Когда можно заключить срочный трудовой договор по соглашению с работником

Список таких случаев так же определен в Трудовом кодексе, и он закрытый. Характер предстоящей работы и условия ее выполнения в этом случае не имеют значения. Итак, срочный трудовой договор можно заключить, в частности (ст. 58 ТК РФ):

  • с пенсионером по возрасту;
  • с лицом, которому по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением разрешена работа исключительно временного характера;
  • с совместителем;
  • с сотрудником на должность руководителя, заместителя руководителя или главного бухгалтера организации;
  • со студентом-очником;
  • с лицом, нанятым для проведения неотложных работ по предотвращению катастроф, аварий, несчастных случаев и т.д.

Также заключить срочный трудовой договор может работодатель, который является:

  • субъектом малого предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей) и численность работников у которого не превышает 35 человек (а в сфере розничной торговли и бытового обслуживания – 20 человек);
  • некоммерческой организацией и численность работников у которого не превышает 35 человек.

Срок срочного трудового договора

Самое простое – это указать в срочном трудовом договоре дату начала и дату окончания срока действия договора. Так же можно указать дату начала и общую продолжительность договора (например, 1 год).

Но иногда указать срок действия трудового договора не так просто, если к примеру, сотрудник принят на работу вместо временно отсутствующего работника, который непонятно, когда выйдет. Тогда в срочном трудовом договоре можно указать, что он прекращается с выходом на работу такого-то лица (ч. 3 ст. 79 ТК РФ).

Если же срочный трудовой договор заключен на время выполнения определенной работы, завершение которой не может быть определено конкретной датой, то можно указать, что договор заканчивается по завершении этой работы (ч. 2 ст. 79 ТК РФ).

Важно помнить, что срок трудового договора в общем случае не может превышать 5 лет (ст. 58 ТК РФ).

Иные обязательные условия срочного трудового договора

На самом деле это те же условия, которые характерны для бессрочных трудовых договоров. Напомним их (ст. 57 ТК РФ):

  • место работы;
  • трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации или конкретный вид поручаемой сотруднику работы);
  • дата начала работы;
  • условия оплаты труда (размер тарифной ставки или оклада, доплаты, надбавки, поощрительные выплаты);
  • режим рабочего времени и времени отдыха;
  • гарантии и компенсации за работу с вредными/опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях;
  • условия, определяющие характер работы (подвижной, разъездной, в пути и т.д.);
  • условия труда на рабочем месте;
  • условие об обязательном социальном страховании работника.

А вот, к примеру, условие об испытательном сроке не является обязательным условием срочного трудового договора. То есть стороны могут и не устанавливать испытание «срочнику». Кстати, не получится установить испытательный срок работнику, принятому по трудовому договору сроком до 2 месяцев (ч. 4 ст. 70 ТК РФ).

А вот если срок действия срочного трудового договора от 2 до 6 месяцев, то испытание не может превышать 2-х недель (ч. 6 ст. 70 ТК РФ).

Отметим, что микропредприятия, а также некоммерческие организации, удовлетворяющие условиям, перечисленным в ч. 2 ст. 309.1 ТК РФ, могут использовать специальную типовую форму трудового договора (ст. 309.2 ТК РФ; Постановление Правительства от 27.08.2016 № 858).

Истечение срока трудового договора

По истечении срока действия трудового договора он может быть расторгнут (ч. 2 ст. 77 ТК РФ). Вместе с тем, если ни одна из сторон не потребовала расторжения срочного трудового договора в связи с истечением срока его действия и работник продолжает работу после истечения срока действия трудового договора, то условие о сроке утрачивает силу. И трудовой договор считается заключенным на неопределенный срок (ст. 58 ТК РФ).

Срочный трудовой договор: образец

Приведем образец срочного трудового договора. В качестве основания заключения именно срочного трудового договора укажем выполнение временных работ:

Отпуск при срочном трудовом договоре

По общему правилу каждому работнику положен оплачиваемый отпуск 28 календарных дней (ст. 115 ТК РФ). И если отпуск работника, принятого по срочному трудовому договору, не отличается от указанного, то прописывать в договоре условие об отпуске необязательно.

Однако есть ситуации, когда отпуск «срочника» будет отличаться от общепринятых норм. Это заключение срочного трудового договора для выполнения временных или сезонных работ сроком до 2-х месяцев. В этом случае работнику положен отпуск исходя из 2-х рабочих дней за месяц работы (ст. 291, 295 ТК РФ). То есть если человек отработает ровно 2 месяца, то ему будет положен отпуск продолжительностью 4 рабочих дня. И если он не успеет отгулять их до окончания срока действия договора, то ему положена компенсация за неиспользованный отпуск за 4 рабочих дня.

Больничный при срочном трудовом договоре

Если сотрудник, работающий по срочному трудовому договору, заболеет, то пособие по временной нетрудоспособности ему выплачивается в общем порядке. Единственное исключение следующее. Если трудовой договор заключен на срок до 6 месяцев, то пособие выплачивают не более чем за 75 календарных дней, приходящихся на период действия такого договора. Но это ограничение не распространяется на случаи заболевания работника туберкулезом (ч. 4 ст. 6 Закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).

Срочный трудовой договор и договор подряда

Некоторые работодатели предпочитают принимать для выполнения временных работ людей не по срочному трудовому договору, а по договору подряда. Это позволяет сэкономить, поскольку человеку не нужно оплачивать время болезни, платить компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении, оплачивать переработки и т.д. Однако Трудовой кодекс устанавливает прямой запрет на заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем (ст. 15 ТК РФ).

Характерные признаки трудовых отношения это:

  • выполнение работником определенной трудовой функции, а не конкретной разовой работы;
  • подчинение работника правилам внутреннего трудового распорядка работодателя;
  • помесячная оплата за труд;
  • работа под контролем и руководством работодателя;
  • личный характер прав и обязанностей работника.

За заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения, работодателю грозит немаленький штраф по ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ – от 50 000 до 100 000 руб.

Также читайте:

  1. Трудовой договор — основные положения, порядок заполнения и бланки договоров
  2. Трудовой договор с испытательным сроком (бланк и образец)
  3. Трудовой договор с работником, принятым на неполное рабочее время

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Среднеахтубинский районный суд реквизиты для оплаты госпошлины
  • Среднесписочная численность работников компании где посмотреть
  • Сталкер плохая компания 2 масон ошибки прошлого найти артефакт
  • Стандарт подшипник санкт петербург шоссе революции часы работы
  • Строительная компания пик в санкт петербурге отзывы работников