Создание новых рабочих мест в малом бизнесе

Уже в июне этого года в ТОСЭР «Чапаевск» планируется запустить в работу логистический центр маркетплейса «OZON». Об этом стало известно в ходе рабочего визита представителей областного министерства экономического развития и инвестиций в Чапаевск, где представители ведомства оценили ход строительства новых объектов, а также пообщались с инвесторами и малым бизнесом.

Одной из точек рабочей программы стала площадка индустриального парка «Чапаевск», где сегодня возводится крупный логистический центр маркетплейса «OZON». В результате реализации проекта будет создано более 3 000 новых рабочих мест и еще столько же в ближайшей периферии объекта.

Напомним, на Петербургском международном экономическом форуме 2021 Губернатор Самарской области Дмитрий Азаров и генеральный директор OZON Александр Шульгин подписали двустороннее соглашение по развитию электронной коммерции в регионе. «Для реализации проектов рассматривался целый ряд регионов, но в ходе совместной работы мы предложили самые комфортные условия для инвестора и добились результата для Самарской области», – подчеркнул Глава региона.

Запустить объект планируется уже в июне этого года. Представители министерства пообщались с подрядчиком, осмотрели корпус, обсудили актуальные вопросы завершения строительства.

В целом территория индустриального парка «Чапаевск» составляет 193 гектара. Резидентами площадки сегодня являются четыре компании, еще с двумя потенциальными инвесторами ведутся переговоры.  Якорный резидент промпарка – компания по производству сухих строительных смесей «Кнауф». Помимо готовых земельных участков с подведенными коммуникациями и целого комплекса льгот и преференций, инвесторы могут пользоваться особыми условиями, предусмотренными для резидентов территории опережающего социально-экономического развития: обнуление налогов на имущество и землю, льготный налог на прибыль, а также льготная ставка по страховым взносам.

Сегодня резидентами ТОСЭР «Чапаевск» являются уже 20 компаний с проектами в разных сферах деятельности: создания полиграфических комплексов, производств железобетонных изделий, пластиковой тары, парафармацевтической продукции, электрозаправочной инфраструктуры, а также пищевых и химических производств и др.

В ходе рабочего визита, представители регионального минэка пообщались с компаниями, которые уже получили такой статус и в настоящее время реализуют свои проекты, пользуясь расширенными возможностями для быстрого запуска предприятий. Участники совещания обсудили существующие проблемы и возможные пути их решения, поговорили о возможностях льготного финансировании инвестпроектов и мерах поддержки резидентов.

«В Самарской области каждому инвестору мы предлагаем наилучшие условия работы: целый комплекс мер поддержки, развитые инвестиционные площадки, сопровождение на всех этапах реализации проектов, — рассказал министр экономического развития и инвестиций Самарской области Дмитрий Богданов. – Российские и зарубежные компании высоко ценят партнерство с регионом и те преимущества, которые им готовы здесь предоставить. Результатом такой взаимовыгодной работы становится быстрый запуск производств, создание новых рабочих мест и, как следствие, мощный импульс для развития городских и сельских территорий региона», — добавил министр.

Сотрудники минэкономразвития также встретились с представителями малого и среднего бизнеса Чапаевска. Основное внимание во время обсуждения было уделено принимаемым мерам поддержки бизнеса и возможностям их своевременного использования. Предприниматели высказали свои предложения по разработке дальнейших механизмов помощи. Все идеи и инициативы, полученные в ходе встречи, будут проработаны и рассмотрены для принятия на региональном уровне, а также направлены в федеральное правительство.

Для взаимодействия с инвесторами по принципу «одного окна» в регионе создано Агентство по привлечению инвестиций Самарской области, оказывает комплексные услуги инвесторам — от подбора площадки для реализации проекта до его выхода на финальную стадию и предоставления необходимой государственной поддержки.

С 1 марта 2022 года действуют новые нормы квотирования рабочих мест для инвалидов. Вступила в силу статья 13.2 Закона о занятости населения, которая устанавливает размер квоты в процентах от численности персонала, а также условия, при которых квота считается выполненной.

Работодатели при количестве работающих от 35 человек обязаны резервировать рабочие места для социально уязвимых групп граждан. Малые предприятия могут делать это добровольно, чтобы получить поощрения от государства.

  • Что такое «квотирование»
  • Как работает механизм квоты для приема на работу инвалидов
  • Зачем нужно добровольное квотирование
  • Как предприятию установить квоты
  • Когда квота считается выполненной
  • Какие сведения и когда подавать в Центр занятости
  • Какая ответственность предусмотрена за нарушения в квотировании

Государство гарантирует содействие в поиске работы инвалидам, в том числе путем установления для организаций обязанности принимать на работу граждан этой категории и квотировать для них рабочие места (ст. 13 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в РФ»).

Квота — минимальное количество вакансий, которое работодатели должны выделять под трудоустройство социально незащищенных групп населения. На федеральном уровне законодательно определены ее границы:

  • при численности организации от 100 человек — от 2 до 4 % от среднесписочной численности;
  • при 35–100 человек — до 3 % от среднесписочной численности (ст. 13.2 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1).

Субъекты РФ в своем законодательстве устанавливают показатели квотирования с учетом федеральных норм. Предприятия от 100 человек резервируют места для инвалидов обязательно; от 35 человек — по решению региона.

Например, в Пензенской области организации с численностью работников от 35 человек должны создавать рабочие места для инвалидов на уровне 2,5% от численности (Законы Пензенской области от 03.06.2003 № 483-ЗПО, от 16.09.2021 № 3722-ЗПО). 

Город Москва установил нормы квотирования для двух категорий граждан:

  • 2% от численности персонала — для молодежи от 14 до 26 лет (дети-сироты; выпускники учебных заведений, ищущие работу впервые);
  • 2% — для инвалидов (ст. 3 Закона Москвы от 22.12.2004 № 90).

Обязанность по квотированию в Москве выполняют работодатели с численностью от 100 человек. От нее освобождены общественные объединения инвалидов и хозяйственные общества с их участием.

 
Кадровики могут узнать квоты для своего региона в местном Центре занятости.

kontur-personal

Ведите кадровый учет и готовьте отчетность в сервисе Контур.Персонал

Подробнее

Работодатели при утверждении штатного расписания на год сохраняют определенный процент вакансий для трудоустройства инвалидов. Либо предприятия создают новые рабочие места под квоты с учетом региональных требований. Третья возможность — заключить соглашение со сторонней организацией, которая трудоустроит инвалидов к себе, а оплатит это заказчик.

Работодатели в соответствии с установленной квотой несут дополнительные обязанности:

  • принимают локальные нормативные акты в этой сфере;
  • создают рабочие места для инвалидов с учетом их потребностей — на основании индивидуальной программы реабилитации и абилитации (ИПРА);
  • ежемесячно информируют Центр занятости о наличии вакансий для инвалидов, выполнении квоты (ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1).

Организации с численностью персонала менее 35 человек освобождены от обязательного квотирования всегда; менее 100 человек — только по решению региона. Но они могут участвовать в трудоустройстве инвалидов самостоятельно.

Предприятия, которые трудоустраивают инвалидов, могут рассчитывать на льготы по НДС, налогу на прибыль, имущественному и земельному налогам (письмо Минфина России от 22.09.2020 № 03-01-11/82904). Рассмотрим подробнее.

Таблица. Налоговые льготы для организаций, которые используют труд инвалидов

На кого распространяется освобождение от налога Налог на прибыль НДС Налог на имущество Земельный налог

1. Общественные организации инвалидов, если доля инвалидов или их законных представителей в них составляет не менее 80% от членов

Освобождена реализация товаров, работ услуг (пп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ)

Освобождено имущество для уставной деятельности (п. 3 ст. 381 НК РФ)

Освобождены земельные участки для уставной деятельности (п. 5 ст. 395 НК РФ)

2. Учреждения, где единственный собственник имущества организация из п. 1 В части социальных услуг (пп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ) Как в п. 1 — в части имущества для соц. деятельности Как в п. 1, если участки используются для соц. деятельности
3. Коммерческие организации, уставный капитал которых сформирован из взносов организаций из п. 1, где среднесписочная численность работников–инвалидов составляет не менее 50 % и их доля в ФОТ — не менее 25%

Расходы на создание рабочих мест для инвалидов уменьшают базу по налогу.

Можно создавать резервы предстоящих расходов на соц. нужды на срок до 5 лет  (пп. 38 п. 1 ст. 264 НК РФ)

как в п. 1 как в п. 1 как в п. 1
4. ГУП и МУП, где среднесписочная численность работников–инвалидов составляет не менее 50 % и их доля в ФОТ — не менее 25% как в п. 3 как в п. 1
5. Все организации, независимо от формы собственности

Доплаты инвалидам относятся на расходы по оплате труда

(п. 23 ст. 255 НК РФ)

Регионы могут устанавливать дополнительные льготы и пониженные ставки в части налога на имущество; муниципалитеты — в отношении земельного налога.

Рассмотрим алгоритм квотирования.

Шаг 1. Организация встает на учет в Центр занятости по месту нахождения. Филиалы и представительства в других регионах квотируют рабочие места для инвалидов отдельно (п. 2 ст. 13.2 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1). Поэтому им тоже нужно вставать на учет в Центре занятости по своему месту нахождения.

Шаг 2. Руководитель утверждает локальный нормативный акт с порядком квотирования. Это может быть отдельный документ или раздел в существующих ПВТР, Положении о разработке штатного расписания, кадровом делопроизводстве.

Таблица. Что учесть кадровику при установлении порядка квотирования

Можно Нельзя
  1. Включить в квоту уже занятые инвалидами рабочие места. При условии, что работник представил справку МСЭ и ИПРА (п. 6 ст. 13.2 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1).
    Ограничение: работодатель не может требовать от соискателя при приеме на работу документы об инвалидности, если сам кандидат не хочет об этом сообщать (ст. 65 ТК РФ).
  2. Делать перерасчет квоты при уменьшении среднесписочной численности работников за предыдущий месяц (п. 4 Правил выполнения работодателем квоты в ред. Постановления Правительства РФ от 14.03.2022 № 366 (действуют с 1 сентября 2022 года).
  1. Учитывать рабочие места в филиалах и представительствах, расположенных в других субъектах РФ. Например, организация из г. Москва не включает в квоту должности в обособленном подразделении из Подмосковья.
  2. Включать в среднесписочную численность работников с вредными и (или) опасными условиями труда на рабочем месте по результатам специальной оценки (п. 2-4 ст. 13.2 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1).

Шаг 3. Приказом устанавливается квота в организации: количество рабочих мест для инвалидов, название должности или профессии, структурное подразделение. В этом же документе рекомендуется назначить ответственного исполнителя за направление ежемесячной отчетности по квотированию в Центр занятости.

Рассмотрим порядок расчета квоты для инвалидов и ее утверждение на примере.

Пример. В ООО «Меркурий-5» (г. Москва) нет рабочих мест с вредными и опасными условиями труда, которые нужно исключать из среднесписочной численности при квотировании. Расчет делаем по всему штатному расписанию.

Определяем среднесписочную численность ООО «Меркурий-5» (форма № П-4, п. 76-79.5 приказа Росстата от 24.11.2021 № 832). Возьмем данные за IV квартал 2021 года: октябрь — 104 человека; ноябрь — 102 человека; декабрь — 103 человека.

СПЧ = (104+102+103) / 3 = 103 человека.

В Москве установлена квота для инвалидов в 2% от среднесписочной численности. При расчете дробное значение округляется до целого в меньшую сторону; при результате меньше единицы — до единицы (п. 2 Правил от 14.03.2022 № 366).

Количество рабочих мест для инвалидов = СПЧ / 100% × 2 % = 103 / 100 × 2 = 2,06 ⋍ 2 человека.

Рассчитанную квоту утверждаем приказом по ООО «Меркурий-5».

Так может выглядеть приказ о квотировании рабочих мест

Образец приказа скачайте здесь.

Шаг 4. Организация ежегодно делает перерасчет квоты для инвалидов до 1 февраля, исходя из среднесписочной численности работников в IV квартале предыдущего года (п. 2 Правил в ред. Постановления Правительства РФ от 14.03.2022 № 366).

kontur-personal

С 1 марта 2022 года обязанность по квотированию считается выполненной только при условии фактического трудоустройства инвалида на любое рабочее место (п. 6 ст. 13.2 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1). То есть зарезервировать вакансии для людей  с ограниченными возможностями здоровья недостаточно.

В некоторых российских регионах есть возможность заключать так называемые «договоры аренды рабочих мест». Например, в Томской области работодатель может подписать с другим работодателем соглашение о трудоустройстве инвалидов на квотируемые рабочие места (Методические рекомендации Томской службы занятости населения от 26.09.2018). При этом заказчик компенсирует принимающей стороне расходы оплату труда или другие затраты по договору. Обязанность по квотированию у него будет считаться выполненной.

С 1 сентября 2022 года возможность заключать соглашения о трудоустройстве инвалидов распространится на всю страну. Вступят в силу Правила выполнения работодателем квоты в ред. Постановления Правительства РФ от 14.03.2022 № 366.

Но с этого же момента у работодателя появится обязанность заполнить установленную квоту в текущем году (п. 3 Правил от 14.03.2022 № 366). За помощью можно обратиться в местный Центр занятости. Тот будет самостоятельно подбирать кандидатов на трудоустройство и направлять их на собеседование к работодателю с квотой.

С 1 января 2022 года работодатели ежемесячно информируют Центр занятости о локальных нормативных актах по квотированию, наличию рабочих мест и вакансий для инвалидов (п. 3 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1). Они имеют право использовать один из способов направления сведений:

  • через платформу «Работа в России»;
  • через Портал госуслуг (доступно с 1 января 2023 года);
  • в местный ЦЗН по почте, лично или через Интернет (п. 3 Правил предоставления информации в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2021 №2576).

Организации, численность персонала которых превышает 25 человек, обязаны подавать сведения через портал «Работа в России». В том числе, публиковать на этом ресурсе информацию о вакансиях для инвалидов (п. 5 Правил от 30.12.2021 №2576).

Скачайте формы предоставления данных здесь (приказ Минтруда России от 26.01.2022 № 24).

kontur-personal

Должностные лица, которые не выполнят обязанность по квотированию или откажут в трудоустройстве инвалиду в пределах квоты, заплатят штраф от 5 до 10 тыс. руб. (ст. 5.42 КоАП РФ).

Застройщики смогут теперь привлекать больше организаций  к созданию необходимых для города объектов.

 

В программу стимулирования создания мест приложения труда (МПТ) внесли изменения. Девелоперам дали больше времени на реализацию некоторых проектов. Для них также упростили процесс привлечения других компаний к строительству объектов, благодаря которым в городе появляются новые рабочие места.

Одно из ключевых изменений касается возможности участия дополнительных лиц в создании объекта, обеспечивающего появление новых рабочих мест в столице. Ранее соисполнителем проекта могла стать компания, состав акционеров которой не менее чем на 75% совпадает с составом акционеров самого инвестора. Теперь данный показатель снижен до 51%, что позволит девелоперам привлекать больше организаций к строительству необходимых городу объектов,

рассказал заместитель Мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов.

Он добавил, что предельный срок соглашения по созданию объектов МПТ, которые находятся в составе жилого здания, увеличили. Ранее он составлял от 3 до 6 лет в зависимости от площади сооружения, а теперь договор будет действовать до завершения строительства всего дома.

Кроме того, уточнили требования к возводимым в рамках программы стимулирования создания МПТ гостиницам. Теперь при расчете льготы будут учитывать общую площадь объекта без ограничения по доле номерного фонда.

Обычно при определении объема поддержки учитывается общая площадь планируемого МПТ, тип объекта, а также его расположение. Выбор района для участия в программе влияет на предоставляемые инвестору льготы: они увеличиваются там, где экономическая ситуация требует дополнительного стимулирования создания мест приложения труда.

Правительство Москвы установило единый коэффициент, определяющий размер льготы для объектов культуры, социальной инфраструктуры и стационарных лечебных учреждений во всех районах Москвы. Для детских садов, школ и поликлиник он будет применяться только в том случае, если объекты возводят в рамках одного проекта планировки территории с жилым комплексом, по которому застройщик планирует получить преференции,

рассказал руководитель Департамента инвестиционной и промышленной политики города Москвы Владислав Овчинский.

 

Пока действует соглашение по созданию МПТ, город контролирует, как эксплуатируются промышленные объекты, гостиницы и сооружения, предназначенные для оказания логистических услуг. Здания при этом находились в залоге у столицы. Теперь в залог можно передать другую недвижимость с аналогичной рыночной стоимостью или заменить залог на безотзывную банковскую гарантию.

Наконец, наличие права собственности одного из инвесторов или привлекаемых лиц на объект МПТ после регистрации прав на объект теперь также не обязательно. Упрощение объясняется тем, что для застройщика жилья деятельность по управлению гостиницами, промышленными и логистическими объектами не является профильной.

Программа стимулирования создания мест приложения труда реализуется с 2020 года. Девелоперам предоставляется льгота при переоформлении земельных участков под строительство жилья, если одновременно возводятся коммерческие, промышленные или социальные объекты. Инвестор получает доходы и от реализации жилья, и от бизнес-объекта, а москвичи – дополнительные рабочие места.

В этом году программу дополнили. Льготы теперь доступны девелоперам, строящим объекты для оказания комплексных логистических услуг. Кроме того, инвесторы могут взять на себя обязательства по строительству объекта в сжатые сроки и при этом получить повышенную льготу. Если срок сократится на полгода или на один год, льгота увеличится на 5%, если более чем на один год – на 10%

.

Официальная безработица в РФ около 2-3%. Скрытая (латентная) безработица делает цифру значительно выше — вынужденная незанятость, обусловленная нарушением равновесия на рынке труда. И носит она, в подавляющем большинстве, структурный характер — просто нет рабочих мест.
Решить вопрос на территории всех регионов можно быстро с помощью развития производственных малых предприятий и кооперативов, а существующие малые предприятия торговли и услуг перенаправить на реализацию и обслуживание выпускаемой продукции.
Разумные структурные изменения на рынке труда позволят охватить зарабатывающей деятельностью жителей самых удалённых районов страны.
Указами Президента РФ от 07 мая 2012 г. № 596 и № 600 задача именно так и ставилась перед регионами, срок исполнения — до конца 2020 г.

Практический результат

1. Правительство региона получит «лоцмана» в развитии микроэкономических процессов на территории.
2. Решается вопрос импортозамещения. К примеру — зачем мы приобретаем двигатели Лифан для мотоблоков, когда на складах и в магазинах товарные запасы комплектующих двигателей ВАЗ 2101-06-09 избыточны, к тому же выпуск их не прекращён. ОКР позволит легко справиться с выпуском одноцилиндрового двигателя с широчайше ремонтной базой.
3. Создаются цепочки вновь созданной стоимости между взаимосвязанными субъектами МБ с исключением промежуточных элементов себестоимости, что приведёт к объективному ценообразованию.
4. Домохозяйства будут обеспечены производственными системами разного уровня, что позволит охватить зарабатывающей деятельностью любые отдалённые территории.
5. Все налоговые иные отчисления останутся в распоряжении региона, а не вывозиться в зарубежные страны.
6. От усреднённых показателей ВВП и ВРП мы переходим к исчислению дохода на душу населения, что позволит планировать покупательную способность с точностью до десятков метров. С вытекающими отсюда последствиями.
7. Отсутствие ограничений возрастных, по половому признаку, широкое использование лиц с ограниченными физическим возможностями позволит снизить непомерную ныне нагрузку на региональные бюджеты.

Дополнительные материалы

Возразить этому невозможно. Даже теоретически. Если мы каждого из 78 миллионов экономически авктивного населения России сможем обеспечить работой, то и все вопросы будут решены. А любые претензии — удовлетворены.
Это подвластно только Малому Бизнесу.

В этом году малому бизнесу исполняется 30 лет. Технические специалисты, которых обстоятельства вынудили покинуть производство и перейти в частный бизнес, дисквалифицировались со временем, а большинства в бизнесе уже просто нет.
За это время не было создано ни одного учебного заведения, которое могло готовить перечень специальностей для малого бизнеса (МБ) при том, что это необходимо было сделать. Рынок — это инструмент государства, и регулировать он сам себя не может.
На уровне регионов необходимо:
1. Создать экспертный совет (ЭС) в составе представителей:
— правительства региона — 1-2 чел. с правом совещательного голоса;
— МБ в сфере торговли и услуг — 4 чел. с правом голоса;
— МБ в сфере производства — 5 чел. с правом голоса;
— технические специалисты — n чел. с правом совещательного голоса;
Из общего числа избирается председатель с правом решающего голоса.
Обязательное условие: представители МБ участвуют в работе ЭС на безвозмездной осно.
Первый вопрос повестки ЭС — инвентаризация «человеческого капитала» в регионе либо за его пределами.
Второй — общее собрание и разъяснение задач; отбор кадров для будущего руководства производством и вне зависимости от бизнес-опыта — основной критерий — профессиональная подготовка.
Третий. Выработка стратегии и тактики. Демонтаж сложных задач до простых элементарных частиц, организация их производства и создания сборочных структур.
Решение ЭС должно быть обязательно для рассмотрения правительства субъекта РФ и обязательной публикации его в официальном издании.

Дополнительные материалы

Льготы для малого бизнеса – это преимущества, которые государство предоставляет определенным категориям предпринимателей, чем ставит их в более выгодное положение по сравнению с остальными субъектами бизнеса. Льготный режим деятельности индивидуальных предпринимателей, микропредприятий и предприятий малого бизнеса снижает поступление в бюджет налогов и взносов, но зато решает другие вопросы государственной значимости:

  • Обеспечение самозанятости и дальнейшего пенсионного обеспечения предпринимателей без работников (фрилансеров, ремесленников, лиц, оказывающих услуги разного рода);
  • Создание новых рабочих мест и снятие с государства бремени по содержанию безработных;
  • Снижение социальной напряженности в обществе за счет роста благосостояния населения;
  • Развитие новых видов деятельности и организация небольших инновационных производств, которые хоть и не гарантируют большой прибыли, но зато не требуют крупных финансовых вложений.

О дополнительных льготах в связи с пандемией коронавируса читайте в нашей новой статье.

Сейчас в России насчитывается более 20 миллионов человек трудоспособного возраста, которые нигде официально не работают и не стоят на налоговом учете, как предприниматели. Государство заинтересовано максимально вывести эту категорию из тени, чтобы хотя бы вопросы самообеспечения эти граждане взяли на себя. Для этого необходимо сделать так, чтобы вести легальный малый бизнес было просто, удобно и выгодно, а значит:

  • Максимально уменьшить налоговую нагрузку для этой категории налогоплательщиков;
  • Снизить административные барьеры при государственной регистрации субъектов малого предпринимательства;
  • Упростить отчетность малого бизнеса перед государственными органами;
  • Смягчить административный и налоговый контроль и уменьшить размер штрафных санкций за нарушение законодательства;
  • Предоставить особые условия субъектам малого бизнеса для получения заказов на производство товаров и реализацию услуг, в частности, в рамках госзакупок.

Но прежде чем узнать, какие льготы малому бизнесу в 2020 году предоставляет государство, давайте разберемся, что собой представляют субъекты малого предпринимательства и кто к ним относится.

Кто относится к малому бизнесу

Закон № 209-ФЗ от 24.07.07 выделяет несколько категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

  • индивидуальные предприниматели;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • хозяйственные общества;
  • хозяйственные партнерства;
  • производственные кооперативы;
  • сельскохозяйственные потребительские кооперативы.

Разделение на категории малого и среднего бизнеса проводится по двум основным критериям: количеству работников и получаемому доходу.

Категория

Количество работников

Предельная выручка за год

Микропредприятие

до 15 человек

120 млн рублей

Малое предприятие

до 100 человек

800 млн рублей

Среднее предприятие

до 250 человек

2 млрд рублей

Большей государственной поддержкой пользуется именно малый бизнес, а не средний, поэтому подробнее рассмотрим критерии отнесения к этой категории. Поправки, внесенные в закон № 209-ФЗ, позволили с 2016 года относить к малому бизнесу (в том числе, к микропредприятиям) большее количество бизнесменов:

  • Лимит годовой выручки от реализации товаров и услуг для малых предприятий увеличился с 400 до 800 млн рублей, а для микропредприятий – с 60 до 120 млн рублей.
  • Выросла разрешенная доля участия других коммерческих организаций (не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства) в уставном капитале малого предприятия – с 25% до 49%.
  • Средняя численность работников осталась прежней — не более 15 человек для микробизнеса и не более 100 человек для малого предприятия.
  • Увеличен период, в течение которого бизнесмен относится к этой категории, даже если он превысил лимит по выручке или численности работников – с двух до трех лет. Так, если лимит был превышен в 2017 году, то компания утратит право считаться малой только в 2020 году.

Что касается индивидуальных предпринимателей, то для них действуют те же самые критерии разделения на малый и средний бизнес: по доходам и количеству работников. Тех ИП, кто не является работодателями, оценивают по полученной за год выручке (данные в таблице выше). Индивидуальных предпринимателей, работающих только на патентной системе налогообложения, относят к микропредприятиям.

Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства

Налоговые льготы для малого бизнеса в 2020 году

Самое главное преимущество налоговых льгот для малого бизнеса в том, что они напрямую снижают сумму налогов, которые бизнесмен должен перечислить в бюджет. В России существуют специальные системы налогообложения с низкими налоговыми ставками, воспользоваться которыми могут только субъекты малого и микробизнеса:

  1. УСН – лимит годовой выручки в 2020 году – не более 150 млн. руб., численность работников – не более 100 человек.
  2. ПСН – на этом режиме могут работать только индивидуальные предприниматели, разрешенное количество работников — всего 15 человек, причем, по всем видам деятельности ИП в совокупности. Лимит годовых доходов для предпринимателя на патенте – 60 млн рублей.
  3. ЕСХН – лимит годовой выручки не установлен, однако доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции должна составлять не менее 70% от всего дохода. Количество работников имеет ограничение (не более 300 человек) только для ИП и рыбохозяйственных организаций и индивидуальных предпринимателей. Для сельскохозяйственных организаций такого ограничения нет.
  4. НПД — пилотный режим для так называемых самозанятых, с января 2020 года действует в 23 регионах РФ. Налог на профдоход могут платить не только обычные физлица, но и ИП. Здесь установлены самые жесткие ограничения по доходу (не более 2,4 млн рублей в год, запрет на наём работников, только определенные виды деятельности).

Дополнительная неявная льгота для УСН Доходы и ПСН – это уменьшение авансового платежа и стоимости патента на сумму уплаченных в отчетном квартале страховых взносов за работников и ИП за себя.

С 2016 года перечень налоговых льгот для малого бизнеса пополнился правом региональных властей устанавливать на своей территории для плательщиков УСН еще более низкие налоговые ставки, чем предусмотрено этими режимами. Так, налоговая ставка по УСН может быть снижена с 6% до 1%. По сути, регионы могут создавать на своей территории настоящие налоговые гавани почти с нулевым налогообложением. Все, что требуется государству от предпринимателей, зарегистрировавшихся в этих регионах, — это создание рабочих мест и внесение страховых взносов за работников.

Наконец, в период в 2015 по 2020 годы впервые зарегистрированные индивидуальные предприниматели вправе в течение двух налоговых периодов (максимум – двух лет) после регистрации работать в рамках налоговых каникул, то есть, по нулевой налоговой ставке. Для этого надо будет удовлетворять ряду условий:

  • быть впервые зарегистрированным в статусе ИП после вступления в действие регионального закона о налоговых каникулах;
  • выбрать налоговый режим ПСН или УСН;
  • осуществлять деятельность, указанную в региональном законе о налоговых каникулах.

Таким образом, налоговые льготы малому бизнесу в 2020 году позволяют начать свое дело, вкладывая большую часть получаемого дохода в дальнейшее развитие бизнеса, а не отдавая его государству в виде налогов.

Собираетесь открыть свой бизнес? Не забудьте про расчётный счёт. Самые надежные банки с выгодными тарифами представлены здесь.

Административные льготы для малого бизнеса в 2020 году

Не секрет, что законодательство, регулирующее деятельность бизнеса в России, можно назвать сложным, запутанным, изобилующим суровыми санкциями за его нарушение. Одна из причин, заставляющая предпринимателей уходить в тень, – это административные трудности, такие как сложный порядок отчетности, оформления кадров и денежных расчетов, частые проверки надзорных органов, нежелание банков выдавать необеспеченные кредиты и т.д.

Для решения этих вопросов государство предложило ряд административных льгот для малого бизнеса, которые действуют в 2020 году:

  1. ИП без работников, которые оказывают услуги, выполняют работы или продают изделия собственного изготовления, могут работать без кассы до 1 июля 2021 года.  
  2. Организации, которые относятся к малым, могут вести бухучет в упрощенной форме
  3. Малые организации и ИП имеют право вести кассовые операции в упрощенном порядке и не устанавливать лимит кассы.
  4. Работодатели, относящиеся к категории малого бизнеса, вправе оформлять срочные трудовые договоры на срок до 5 лет (по общему правилу, трудовые договоры с большинством категорий работников являются бессрочными). При этом надо соблюдать два условия: численность персонала не может превышать 35 человек, а работник должен дать свое согласие на заключение срочного договора.
  5. Надзорные каникулы для малого бизнеса (запрет на проведение плановых неналоговых проверок) продлены до конца 2020 года. Внеплановые неналоговые проверки, а также проверки от ФНС по-прежнему могут проводиться в любое время.
  6. Региональные и местные власти в субъектах РФ могут заключать с представителями малого бизнеса договоры аренды зданий и помещений на льготных условиях в течение 5 лет, а также предоставлять арендаторам преимущественное право выкупа такого имущества.
  7. При получении банковского кредита малые предприятия могут обратиться в гарантийные организации для получения государственной гарантии, что значительно повышает шансы заемщика.
  8. Для участия представителей малого бизнеса в госзакупках предусмотрена специальная льгота — госзаказчики обязаны производить не менее 15% совокупного годового объема закупок у этой категории.

Финансовые льготы для малого бизнеса в 2020 году

Здесь речь идет уже не об улучшения условий для ведения бизнеса, а о льготах предприятиям малого бизнеса и индивидуальным предпринимателям в виде прямой финансовой поддержки, например, субсидий:

  • на возмещение части затрат по договорам лизинга
  • на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и займам
  • на возмещение части затрат, связанных с участием в конгрессно-выставочных мероприятиях
  • для начинающих предпринимателей (до 500 тысяч рублей).

Безвозмездные субсидии и гранты предоставляются малому бизнесу в рамках Федеральной программы, действующей до 2020 года. Базу базу субсидий по субъектам РФ можно найти на официальном портале малого и среднего предпринимательства.

Бесплатное бухгалтерское обслуживание от 1С

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сталкер плохая компания дилогия прохождение
  • Социальная позиция бизнеса место в обществе
  • Создание сайта для управляющей компании жкх
  • Список дополнительных реквизитов документов
  • Сталкер плохая компания запустить генератор