Сообщение на тему малый бизнес в тюменской области


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

В настоящее время о развитии малого и среднего бизнеса в России говорят очень много, но реальных сдвигов, чтобы помочь этой отрасли экономики развиваться не предвидится. А ведь малые предприятия обеспечивают средствами к существованию значительную часть населения, и способствуют стабилизации обстановки в обществе. Сегодня малый и средний бизнес в России можно смело назвать органической частью структуры экономики. Он увеличивает количество рабочих мест, устанавливает собственный ассортимент товара и ценовую политику.

Развитие малого и среднего бизнеса, ведет к повышению эффективности экономики, а это в свою очередь к росту благосостояния общества. Малый и средний бизнес постепенно развивается и набирает опыт и завоевывает свое место в структуре российской экономики.

Малый бизнес и средний бизнес – это основа экономики любой страны, ведь в этих кругах задействован огромный оборот денежных средств.

Важным преимуществом малого и среднего бизнеса, обеспечивающим его эффективность, является взаимозаменяемость работников. При известном ограничении функций между сотрудниками для малого коллектива характерны взаимопомощь и поддержка друг друга, а в случае необходимости дублирование и взаимозаменяемость.

Существенным преимуществом является высокая скорость прохождения информации. Это обусловлено меньшим объемом информации, который перекрывается непосредственным общением руководителя и подчиненных.

Необходимо отметить, что для организации малого и среднего бизнеса, как правило, не требуется крупных вложений в основные средства. Это преимущество привлекает многих начинающих предпринимателей и положительно сказывается на себестоимости выпускаемой продукции.

В то же время, малый и средний бизнес имеет следующие недостатки:

а) велика степень риска, страха быть разоренным, так как многое зависит от воздействия внешней среды;

б) низкая возможность накопления капитала, когда для расширения производства его владельцы могут выделить незначительную часть своего капитала;

в) сфера малого и среднего бизнеса ограничена, ему трудно внедряться в фондоемкие и наукоемкие производства;

г) малым предприятиям сложно организовать свою собственную службу маркетинга, дилерскую сеть, ограниченная номенклатура выпускаемой продукции и сложность в конкуренции с крупным производством и т.д.

Существует региональное законодательство направленное, на поддержание и развитие малого и среднего бизнеса.

1. Закон Тюменской области от 5 мая 2008 года №18 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Тюменской области» [1].

2. Закон Тюменской области от 29 октября 2008 года № 59 «Об

установлении предельных значений площади арендуемого имущества и срока рассрочки оплаты приобретаемого субъектами малого и среднего предпринимательства государственного или муниципального имущества»Постановление Правительство Тюменской области от 1 апреля 2008 г.№ 99-п «О порядке отбора субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления государственной поддержки в

форме субсидии»;

3. Постановление Правительство Тюменской области от 1 декабря 2008 г. № 340-п «О порядке формирования, ведения и опубликования перечня

государственного имущества, предоставляемого во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, а также порядке и условиях предоставления в аренду включенного в него государственного имущества»

4. Постановление Правительство Тюменской области от 30 марта 2009 г.№ 97-п «Об утверждении порядка предоставления и расходования субсидий местным бюджетам на развитие малого и среднего предпринимательства из регионального фонда софинансирования расходов»

5. Распоряжение Правительство Тюменской области от 22 декабря 2008 г. № 1748-рп «О ведении реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ‒ получателей государственной поддержки в Тюменской области»

6. Распоряжение Правительство Тюменской области от 5 мая 2008 г. №488-рп «О совете по развитию малого и среднего предпринимательства»

7. Распоряжение Правительство Тюменской области от 30 июля 2007 г. № 580-рп «Об утверждении положения о комиссии по отбору субъектов малого (среднего) предпринимательства для получения государственной поддержки»

В настоящее время реализуется государственная программа Тюменской области «Основные направления развития малого и среднего предпринимательства» на 2014–2016 годы разработана в соответствии с Федеральным Законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и Законом Тюменской области от 05.05.2008 № 18 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Тюменской области».

Программа учитывает специфику социально-экономического развития области и приоритетные сферы развития малого и среднего бизнеса Тюменской области.

Целью программы является повышение роли малого и среднего предпринимательства в развитии конкурентной экономической среды области

Государственная программа Тюменской области развития малого и среднего бизнеса представляет собой стратегический документ, в котором определяется перечень мероприятий, направленных на достижение целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, в том числе отдельных категорий субъектов малого и среднего бизнеса и результативности деятельности органов государственной власти Тюменской области.

Осуществление программных мероприятий по развитию малого и среднего предпринимательства в Тюменской области позволит повысить эффективность государственного управления социально-экономическим развитием области, обеспечит повышение конкурентоспособности системы малого и среднего предпринимательства в области.

По предварительным данным территориального органа федеральной службы государственной статистики по Тюменской области за 2013 год в Тюменской области зарегистрировано 72 241 субъект малого и среднего предпринимательства, в том числе [4]:

малых предприятий – 2783;

микропредприятий – 29207;

индивидуальных предпринимателей – 40038;

средних предприятий – 213.

Прирост количества субъектов малого и среднего предпринимательства в Тюменской области в 2012 году составил 3,1% в сравнении с уровнем 2012 года.

По данным Тюменьстата за 2013 год оборот малых и микропредприятий – 299 395,4 млн. рублей, что на 15,5% больше уровня 2012 года (в сопоставимых ценах).

Наибольший объем оборота малых предприятий находится в сфере оптовой и розничной торговли, сфере операций с недвижимым имуществом, строительстве и обрабатывающих производствах.

По уровню развития малого и среднего предпринимательства лидируют г. Тюмень, г. Тобольск, г. Ишим, г. Ялуторовск.

В 2013 году доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций составила 31,1% [4].

По данным Тюменьстата доля добавленной стоимости, произведенной, малыми предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта в 2012 году составила 12,5%. Субъекты малого предпринимательства функционируют практически во всех отраслях экономики, повсеместно осваивая небольшие рыночные сегменты.

Субъекты среднего предпринимательства осуществляют свою деятельность, в основном, в обрабатывающих производствах, строительстве, оптовой и розничной торговле.

Большинству субъектов малого и среднего предпринимательства Тюменской области присущи гибкость, высокая степень адаптации к условиям рынка, значительная интенсивность труда.

Рис.1

Необходимо отметить три группы проблем, в наибольшей мере сдерживающих развитие малого и среднего предпринимательства, создание новых малых и средних предприятий. Выявленные проблемы носят общефедеральный характер.

  1. Финансовые:

— стоимость технологического подключения к энергетическим мощностям и водоснабжению;

— труднодоступность кредитных ресурсов (высокие процентные ставки, отсутствие залогового обеспечения)

— дороговизна лизингового механизма

— нехватка собственного стартового капитала для обеспечения деятельности субъектов малого предпринимательства

— высокая бюджетная ориентированность субъектов малого и среднего предпринимательства

2. Организационные:

— отсутствие планов долгосрочного развития

— недостаток навыков ведения бизнеса и слабый маркетинг

— слабые стимулы к развитию и поступательному ведению бизнеса

— нехватка и высокая стоимость специализированных площадей для ведения бизнеса

— изношенность необходимого технологического оборудования

— недостаток квалифицированных рабочих

3. Внешняя среда и конъюнктура рынка:

— повышающийся уровень конкуренции на рынках по позициям товаров и услуг, производимых субъектами малого и среднего предпринимательства

— низкая экспортная и инвестиционная активность субъектов предпринимательства

Перспективы развития малого и среднего предпринимательства напрямую зависят от решения перечисленных проблем, так как они являются ключевыми факторами формирования условий, в которых сфера малого и среднего предпринимательства может успешно развиваться.

Для ускорения темпов экономического роста малого и среднего предпринимательства, как фактора борьбы с бедностью и развития инноваций, нужно стимулировать создание новых малых и средних предприятий, повышать их конкурентоспособность, увеличивать занятость населения в данном секторе экономики.

Сегодня развитие бизнеса регулируется ФЗ-209, а также другими нормативными актами, включая документы органов местного самоуправления. А все государственные программы поддержки имеют свой срок реализации, свой бюджет и свои направления деятельности.

Для тех, кто уже зарегистрировал собственную фирму или внесен в реестр в качестве индивидуального предпринимателя существует финансовая помощь – субсидии малому бизнесу. Правда, она оказывается тем, кто прошел государственную регистрацию не больше двух лет назад.

В этом случае вы считаетесь начинающим бизнесменом и вправе рассчитывать на государственную финансовую поддержку. Сумма финансовой помощи для Москвы составляет не более 500,000 рублей, а для регионов – не более 300,000 рублей. При этом средства выделяются предпринимателю на условиях софинансирования. Это означает, что вы должны вложить в новый проект и свои собственные средства. Кроме того, деньги не могут быть потрачены на любые нужды, они имеют вид целевого финансирования. Их можно использовать [2]:

  1. на оплату аренды зданий, помещений, производственных площадей, которые находятся в частной собственности, при этом стоимость аренды не должна превышать 3600 рублей в год за квадратный метр площади

  2. приобретение основных средств

  3. оснащение рабочих мест

  4. закупку необходимых расходных материалов или сырья для производства (на эти нужды не может быть потрачено более 20% от суммы субсидии)

Стоит отметить, что в каждом регионе страны своя максимальная сумма субсидии, свой процент софинансирования и свои условия субсидирования. Узнать, что именно вам могут предложить органы местного самоуправления можно на сайте администрации города или области.

В нашей стране действуют разные программы поддержки малого бизнеса, и субсидия от Центра занятости населения – одна из них. Многие удивятся, но стать предпринимателем можно, зарегистрировавшись в качестве безработного на бирже труда. Ведь сегодня служба занятости населения также оказывает помощь тем, кто решил открыть собственное дело. Если вы оказались без работы, то предоставив необходимые документы, вы можете встать на учет на биржу труда, а, получив статус безработного, имеете право претендовать на помощь в поиске работы или субсидию на развитие малого бизнеса. Чтобы получить эту возможность, вам придется разработать жизнеспособный бизнес-план и доказать, что вы в состоянии начать свое дело и получить ожидаемую прибыль. А после получения средств, вам необходимо будет в течение трех месяцев отчитываться о расходовании этих средств и своей работе. Кроме того, по договору со службой занятости вам придется взять на работу еще двух безработных граждан. Это часть условий для получения субсидии [2].

У городских и краевых администраций есть еще одна возможность поддержать малый бизнес. Речь идет о передаче в аренду помещений, стоящих на балансе города, по льготным ценам. Для этого устраиваются специальные конкурсы и аукционы для малых предприятий. Арендные ставки на них действительно гораздо ниже рыночных. Предприятие, которое выигрывает конкурс, получает льготную аренду. А если помещение, которое получит предприниматель, требует подключения к инженерным сетям, то такие расходы можно компенсировать софинансированием, то есть финансовой поддержкой в рамках суммы принятой в регионе.

Поддержка малого бизнеса – основное направление деятельности и фондов содействования кредитованию малого и среднего бизнеса (гарантийные фонды). Именно они могут предоставить предпринимателю поручительство по договорам лизинга или кредитным и прочим банковским договорам. На практике это работает так: фонд имеет банки-партнеры, которые и занимаются финансированием малого бизнеса, а сам фонд, кроме того, что является поручителем, еще и частично платит за предпринимателя процентную ставку по кредиту. Такой вариант поддержки наиболее востребован в сфере торговли и производства.

Но, конечно, и тут есть определенные условия. Например, фонд работает только на территории того региона, где он создан и финансируется федеральным и муниципальным бюджетами. Все гарантийные фонды подчиняются Министерству экономического развития, так что для того, чтобы воспользоваться поддержкой такого рода, вам придется обратиться в фонд именно того субъекта РФ, где зарегистрирована ваша фирма или вы сами, в качестве индивидуального предпринимателя.

Ученье – свет. Это знают даже дети. Но порой предприниматели не знают даже азов ведения бизнеса. Вот тут на помощь приходит профессиональное обучение, которое не что иное, как государственная поддержка малого бизнеса. Это обучение может быть в виде лекций, семинаров, юридических консультаций для предпринимателей. Оно бесплатное и помогает начинающим бизнесменам освоить основы предпринимательской деятельности. Учитывая, что далеко не все могут позволить себя качественное бизнес-образование, это хорошая инициатива, которая дает эффективный результат.

Иногда поддержка малого и среднего бизнеса выражается в том, что государство полностью или частично оплачивает участие предприятия в профильной выставке или ярмарке. Такие мероприятия – прекрасная возможность представить свою продукцию широкому кругу потребителей и потенциальных партнеров, а также расширить географию деятельности фирмы. Выставки могут быть региональными, федеральными или международными. Отбор претендентов происходит на конкурсной основе, а всю информацию об условиях участия в конкурсе можно узнать на сайте органов поддержки предпринимательства вашего региона.

Подводя итоги, следует сказать, что государственная поддержка предприятий малого и среднего бизнеса в нашей стране – не миф. Но чтобы воспользоваться программами поддержки нужно иметь желание работать и обратиться за помощью в соответствующие структуры.

Согласно распоряжению Правительства РФ от 01.11.2013 N 2036-р «Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 — 2020 годы и на перспективу до 2025 года». В условиях постоянных технологических изменений рынка информационных технологий именно малые компании способны оперативно обнаружить новые бизнес-возможности и разработать продукты, реализующие их в полной мере. В отличие от других отраслей в информационных технологиях именно высокотехнологичные стартапы имеют потенциал быстрого стремительного роста из малого в средний и крупный бизнес, поэтому в решении экономических задач Стратегии малому бизнесу отводится значительная роль и государству необходимо обеспечить его комплексную поддержку. Комплексная поддержка будет осуществляться различными способами, большинство из которых ориентировано на увеличение привлекательности российской юрисдикции для создания стартапов и малых компаний [3].

Сегодня отсутствует координация между институтами развития относительно программ и проектов по поддержке стартапов в отрасли информационных технологий, и положения Стратегии могут обеспечить повышение эффективности их совместной работы.

На ранних стадиях развития проектов ощущается недостаток возможностей получения финансирования. Необходимо увеличение объемов доступных инструментов финансирования, включая грантовое финансирование. При этом механизмы предоставления грантов должны учитывать накопленный опыт и быть скорректированы в соответствии с ним (в частности, необходимо провести анализ эффективности уже выданных грантов, выработать меры, снижающие вероятность успешного обращения за грантами «профессиональных грантополучателей»).

Государство не должно в рамках процедур поддержки малых компаний напрямую осуществлять отбор таких компаний и их финансирование. Имеющиеся финансовые инструменты ориентированы на создание дополнительного финансового рычага для успешных компаний и (или) фондов, однако процедуры отбора необходимо осуществлять квалифицированными участниками коммерческого рынка. Одним из индикаторов улучшения условий для развития малого бизнеса в стране будет являться увеличение размера рынка венчурного финансирования проектов в сфере информационных технологий.

В части государственного заказа и заказа государственных корпораций на информационные технологии необходимо целенаправленно предлагать задачи, которые могут быть решены малым и средним бизнесом. Эти задачи будут в первую очередь наукоемкими, что будет предусматривать возможность их решения в относительно небольших группах, при этом не предполагая эффекта такого масштаба, как при реализации задачи крупной компанией. Создание новых областей для работы малых компаний является задачей Стратегии.

В начальный период действия Стратегии инвесторы на российском рынке будут обращать особое внимание на компании, уже привлекшие первые раунды инвестиций и требующие дополнительный капитал для продолжения роста. Это приведет к дальнейшему изменению структуры рынка в пользу более развитых компаний и росту среднего объема венчурных сделок, что подчеркивает необходимость поддержки институтами развития и государством в целом компаний на ранних стадиях их развития.

В части развития инфраструктуры важной задачей до 2020 года является совершенствование работы имеющихся в стране технопарков путем развития сервисной составляющей, интеграции с университетами и развития бизнес-инкубаторов. Региональные технопарки, особые экономические зоны и другие элементы инновационной инфраструктуры должны стать точками роста отрасли информационных технологий. Для обеспечения максимальной синергии поддержка государством развития малого бизнеса должна коррелировать с другими программами государства по развитию инновационных территорий, в том числе с программами по развитию инновационных территориальных кластеров в сфере информационных технологий. Такие кластеры должны стать дополнительными точками роста малого бизнеса в сфере информационных технологий в стране.

Кроме поддержки высокотехнологичных стартапов, представляющих собой ориентированные на рост компании на начальных стадиях развития, необходимо обеспечить поддержку малого бизнеса, который ориентирован на оперативное решение прикладных задач и является отдельным бизнес-сегментом отрасли, необязательно ориентированным на переход в сегмент среднего и крупного бизнеса.

В заключении, можно сделать вывод, что малый и средний бизнесы стали важными явлениями экономической жизни в условиях рыночной экономики. Они являются гарантом политической стабильности и демократического развития общества, позволяют бороться с безработицей, создавая новые рабочие места, а также это один из способов самореализации личности, получения нового опыта и раскрытия личностных качеств.

В Тюменской области сохранялись положительные тенденции в развитии демографических процессов. Отмечен рост промышленного, строительного и сельскохозяйственного производства. На потребительском рынке наблюдалось увеличение оборота розничной торговли, общественного питания и объема услуг населению.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Государственная программа Тюменской области «Основные направления развития малого и среднего предпринимательства».

  2. [Электронный ресурс] — режим доступа: https://www.admtyumen.ru.

  3. [Электронный ресурс]- режим доступа: http://www.tyumen-region.ru.

  4. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области — [Электронный ресурс]- режим доступа: http://tumstat.gks.ru.

  1. Развитие малого и среднего бизнеса в Тюменской области

Особое значение
развитию малого и среднего бизнеса
уделяется в Тюменской области.

Тюменский
регион — один из немногих регионов
России, в котором малый и средний бизнес
процветает, не смотря на мировой
финансовый кризис, набирающий обороты
[9].

Произведем
анализ малого и среднего предпринимательства
в Тюменской области. Анализ показал,
что:

1. В
Тюменской области малое и среднее
предпринимательство успешно растет.
На 1 января 2008 года на территории Тюменской
области зарегистрировано 42 тысячи 200
субъектов малого и среднего
предпринимательства, а на 1 января 2009
уже 48 тысяч 363 субъекта малого и среднего
предпринимательства [10].

Рис.1

Из приведенной
ниже схемы видно, что с 2004 года по 2009 год
число предприятий увеличилось на 36188
субъектов или в 4 раза. Несмотря на
тяжелое экономическое положение в
последние 2 года, число предприятий с
2008 по 2009 год увеличилось на 6160 предприятий
или на 14%.

2.
Численность работающих в сфере малого
предпринимательства по итогам 2007 года
составляла 53,5 тысяч человек, по итогам
2008 года составила 160,2 тысяч человек, по
итогам 2009 года численность составила
более 65 тысяч человек [11].

Рис.2

Из данной диаграммы
видно, что численность работников
предприятий малого бизнеса в 2009 году
уменьшилась на 95,2 тыс.чел., или на 59,4% по
сравнению с 2008 годом.

3.
Оборот малых предприятий по итогам 2007
года составлял 74,9 млрд. руб., по итогам
2008 года составил 78,6 млрд. руб., по итогам
2009 года – 96,3 млрд. руб. [11].

Рис.3

Из
приведенных выше данных видно, что
оборот предприятий малого и среднего
бизнеса в 2009 году по сравнению с 2008 годом
увеличился на 17,7 млрд. руб. или на 22,5%.

  1. Среднемесячная
    заработная плата на одного работающего
    в сфере малого и среднего предпринимательства
    за 2007 год составляла 13,6 тыс. руб., за
    2008 год — 15,5 тыс. руб., за 2009 год среднемесячная
    заработная плата составляет 13,4 тыс.
    руб. [10].

Рис.4

Из
приведенной выше схемы видно, что
среднемесячная заработная плата на 1
работника в 2009 году по сравнению с 2008
годом уменьшилась на 2,1 тыс. руб., или на
13,5%. Снижение заработной платы связано
с тяжелыми экономическими условиями в
стране.

  1. Из
    областного бюджета в 2008 году на поддержку
    предпринимательства было выделено
    порядка 65 млн. руб., в 2009 году – 507,98 млн.
    руб., на этот год запланировано 560,12млн.
    руб. [10].

Рис.5

Финансирование
малого и среднего бизнеса каждый год
увеличивается, несмотря на трудные
экономические условия в стране. По
сравнению с 2008 годом финансовая поддержка
в 2009 году увеличилась на 442,98 млн.руб.,
или в 7,8 раз. На 2010 год запланировано
финансирование в сумме, превышающей
сумму 2009 на 52,14 млн. руб. или на 10,3%. Это
приведет к росту числа малого и среднего
бизнеса в Тюменской области и повысить
уровень жизни граждан региона.

Малый
бизнес в Тюменской области представлен
строительными организациями, оптовой
и розничной торговлей, ремонтом
автотранспортных средств, мотоциклов,
бытовых изделий и предметов личного
пользования, обрабатывающим производством,
операциями с недвижимым имуществом,
арендой и сферой услуг [9].

Рис.6

Из диаграммы видно,
что наибольшее число предприятий в 2009
году – почти 37 процентов – приходится
на сферу торговли и общественного
питания. Прочие виды деятельности (2%)
представлены сферой услуг.

Роль
малого и среднего бизнеса в Тюменской
области незаменима. Именно средние и
мелкие предприятия в условиях кризиса
более устойчивы, так как они благодаря
своим масштабам и способностью быстро
реагировать на ситуацию легко меняют
ее в своих интересах. Основным фактором,
сдерживающим развитие малого и среднего
бизнеса, является взаимодействие бизнеса
и власти [9].

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Эксперты рассказали о свободных нишах для бизнеса, мерах господдержки и рисках для предпринимателей

Фото: class365.ru

В 2022 году российская экономика столкнулась с беспрецедентным санкционным давлением. Однако благодаря этому для бизнеса и инвестиций появилось много свободных ниш, а спрос на отечественные товары вырос в несколько раз. По данным национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», доля промышленного импортозамещения в России превышает 60%, однако на 39% промкомплекс пока зависит от импорта. А это значит, что свободных ниш для открытия и развития бизнеса появилось очень много. О самых перспективных из них, о мерах поддержки для малых и средних предпринимателей и рисках, которые необходимо просчитывать заранее, РБК Тюмень рассказали эксперты на заочном круглом столе «Поддержка МСП и продукты для бизнеса».

Перспективные направления в 2023 г.

В Тюменской области экспертами разработана инвестиционная стратегия, которая принималась совместно с бизнесом. В нее вошли девять ключевых направлений: нефтегазовый и нефтехимический кластеры, добыча нефти, богастство тайги, биотехнологии, туризм, строительство, креативные индустрии, инвестиции на муниципальном уровне.

Как сообщили в региональном Департаменте инвестполитики, «эти девять направлений – то, что необходимо развивать, так как в Тюменской области уже есть база по этим направлениям, опыт, ресурсы и логистика.

В пресс-службе союза «Торгово-Промышленная палата Тюменской области» пояснили, что в 2022 году сохранили позиции производственные предприятия, и легкая промышленность, получили импульс к развитию логистические компании, особенно те, кто работает в сегменте международных поставок. Часть предприятий диверсифицировали деятельность и на сегодня потребность бизнеса заниматься двумя-тремя не связанными друг с другом направлениями сохраняется. Это бизнес-тренд 2022 года.

«Если говорить в целом про перспективные отрасли экономики, то сейчас из-за разрыва производственных цепочек наблюдается значительный дефицит запасных частей, сырья, комплектующих, расходных материалов.

Абсолютно во всех отраслях страдает этап так называемых «средних переделов». Это и есть пустующие рыночные ниши, которые можно и нужно занимать. Запрос рынка есть», – прокомментировал представитель пресс-службы ТПП ТО.

Федеральные и региональные меры поддержки

В Тюменской области для предпринимателей и инвесторов работают как федеральные, так и региональные меры поддержки. По словам губернатора Александра Моора, концепция господдержки бизнеса строится в первую очередь на запросах предпринимателей. И в 2023 году продолжат действовать все самые востребованные и эффективные механизмы поддержки. Их перечислил директор Департамента инвестиционной политики Тюменской области Антон Машуков:

Антон Машуков, директор Департамента инвестиционной политики Тюменской области

Антон Машуков, директор Департамента инвестиционной политики Тюменской области

(Фото: expert.ru)

«В число наиболее востребованных и эффективных мер поддержки от региональных властей входит возмещение части затрат на приобретение оборудования в лизинг.

На 2023 год для промышленных предприятий запланировано 100 миллионов рублей в качестве поддержки, для МСП – еще 50 миллионов рублей. Эти суммы могут вырасти в течение года.

Также увеличена в три раза поддержка инноваторов. Общий объем грантов в 2023 году составит 8,5 млн рублей, на субсидирование затрат на создание опытного образца – 16,9 миллиона рублей, на реализацию проектов, получивших поддержку Фонда содействия инновациям, – 900 тысяч рублей. Господдержка бизнеса в сфере информационных технологий в 2023 году впервые достигнет 6,6 миллиона рублей.

Сумма грантовой поддержки молодых предпринимателей и социальных предприятий увеличена более чем в 4 раза: с 9 миллионов рублей в 2022 году до 40 миллионов рублей в 2023 году.

Очень эффективными были и региональные инструменты поддержки экспортеров. В 2022 году 9 компаний вышли на международные электронные торговые площадки, 82 экспортера приняли участие в бизнес-миссиях и выставках, 3 – воспользовались возмещением логистических затрат.

Полезные ресурсы для МСП:

  • Варианты поддержки инвесторов — по ссылке.
  • Для малого и среднего бизнеса — на сайте;
  • Для самозанятых — здесь.

Самым популярным у предпринимателей видом господдержки является субсидирование. При этом по разнообразию и финансовому наполнению механизмов поддержки бизнеса Тюменская область уже сейчас входит в первую пятерку среди регионов страны. Останавливаемся на достигнутом мы не будем.

В 2023 году в регионе появится новый инструмент поддержки – субсидия держателям специальных инвестиционных контрактов. Важная особенность таких контрактов в том, что инвестор должен заниматься решением серьезных технологических задач, стоящих перед нашей страной, например, в сфере импортозамещения.

Еще одним востребованным у предпринимателей механизмом помощи является Гарантийный фонд при займах. Об этом сообщил Информцентр Тюменской области. Для реализации бизнес-проектов в 2022 году в экономику привлечено более 3,3 млрд рублей заемных средств в виде микрозаймов, банковских гарантий и кредитов. Предпринимателям выданы 213 поручительств на сумму 387 млн рублей. Мера действует и в 2023 году.

Сохранится и поддержка сельскохозяйственного производства. Останутся доступными все виды субсидирования: на развитие подотраслей растениеводства и животноводства; на развитие материально-технической базы; на развитие мелиоративного комплекса; на комплексное развитие сельских территорий; процентных ставок и другие. Более того, с 2023 года вводятся и новые меры: самозанятым, которые ведут личное подсобное хозяйство, начнут субсидировать: собственное производство молока; элитное семеноводство; производство и реализацию картофеля и овощей открытого грунта.

Также поддержку МСП оказывает и ТПП ТО, которая объединяет многие компании: от крупнейших корпораций до субъектов микробизнеса.

Работа ведется по трем направлениям:

1. Диалог бизнеса и власти:

  • Защита интересов бизнеса при принятии законов и обязательных нормативов
  • Участие в составе профильных объединений при органах власти
  • Оценка воздействия регуляторной среды

2. Устойчивость и развитие компаний:

  • Деловые мероприятия (экспертные сессии), бизнес-миссии в РФ и за рубежом
  • Оперативное информирование об изменениях в экономике
  • Маркетинг, доступ к заказу, b2b-встречи, поиск партнеров и контрагентов (в том числе иностранных)

3. Комплекс качественных услуг:

  • Обучение, профессиональная переподготовка (более 300 образ. программ)
  • Проектирование, обследование зданий и строительный контроль
  • Независимая экспертиза, оценка, сертификаты о происхождении товара
  • Защита и охрана объектов интеллектуальной собственности
  • Свидетельствовании обстоятельств непреодолимой силы
  • Медиация и досудебное урегулирование и многие другие

Банковская поддержка МСП

Спрос на кредитование в целом по рынку был и остается высоким. Однако, по данным Абсолют Банка в Тюмени, объемы кредитования растут умеренно, так как финансовые организации стали подходить к выдаче займов осторожнее, более взвешенно проводят оценку кредитных портфелей и апдейт рисков. Это можно назвать общерыночным трендом. По прогнозам аналитиков банка, потребность в кредитовании у бизнеса будет расти. И тем компаниям, которые заинтересованы в помощи, стоит обратить внимание на госпрограммы льготного кредитования для бизнеса. О них РБК рассказала Марина Петрова, руководитель Абсолют Банка в Тюмени:

Марина Петрова, руководитель Абсолют Банка в Тюмени

Марина Петрова, руководитель Абсолют Банка в Тюмени

(Фото: Абсолют Банк)

«Осенью прошлого года Абсолют Банк стал участником госпрограммы стимулирования кредитования субъектов МСП. Она разработана для поддержки российского предпринимательства корпорацией МСП совместно с Банком России. В рамках этой программы представители малого и среднего бизнеса, а также самозанятые, могут получить финансирование на различные цели. Размер одного кредита может составлять от 3 млн до 1 млрд рублей.

Также госпрограмма позволяет привлекать кредиты на пополнение оборотных средств, на рефинансирование кредитов и на инвестиционные вложения. Доля финансирования инвестиционного проекта за счет заемных средств может составлять до 90%.

Размер процентной ставки по кредитам рассчитывается по специальной формуле: ключевая ставка Банка России, увеличенная не более, чем на 3 процентных пункта. То есть на сегодняшний день ставка не может превышать 10,5% годовых. Это очень хорошие условия для бизнеса».

Как пояснила эксперт, список приоритетных отраслей в рамках реализации госпрограммы широк. Среди них обрабатывающее производство, в том числе производство пищевых продуктов, первичная и последующая (промышленная) переработка сельскохозяйственной продукции, в том числе в целях обеспечения импортозамещения и развития несырьевого экспорта.

«Мы видим большой интерес к этой программе среди тюменских клиентов и уже открываем кредитные линии», – добавила Марина Петрова.

Также, по словам спикера, одной из самых эффективных и популярных альтернатив кредитам для тюменских предпринимателей является банковская гарантия. Процентная ставка по гарантии обычно в разы ниже, чем по кредиту, даже если речь идет о госпрограмме.

«Мы видим, что при выборе банка для оформления гарантии компаниям важна не столько цена гарантии, сколько скорость принятия решений и отсутствие бумажной волокиты. Абсолют уже не первый год входит в ТОП-3 банков по выпуску гарантий в рамках ФЗ-223 и ФЗ-44. Доля гарантий от Абсолют Банка в Тюменской области по госконтрактам в рамках ФЗ-44 и ФЗ-233 – более 60% от общего числа. На втором месте по популярности – гарантии по коммерческим контрактам.

Также устойчивый спрос – на гарантии в пользу налоговых органов. Этот тип банковской гарантии позволяет налогоплательщикам вернуть задекларированную сумму НДС, не ожидая проверки, либо освобождает от уплаты авансовых платежей по акцизам.

Мы прогнозируем, что доля гарантий по госконтрактам будет увеличиваться – до 70% и выше. Основная причина: госзаказ выходит на первый план в условиях контрсанкционной экономики. После вынужденной приостановки весной многие госпроекты сейчас разморожены. Для этого даже выделяются дополнительные бюджетные средства. Причем в большинстве направлений идет активное переориентирование именно на российских поставщиков. Для них это сейчас – время себя проявить и получить новые заказы.

Кроме того, Абсолют Банк первым в России запустил банковские гарантии в юанях и тенге. Они оформляются также быстро и просто, как рублевые. Бизнесмены в Тюменской области уже пользуются этими продуктами», – рассказала Марина Петрова.

Риски для бизнеса

При запуске инвестпроекта или бизнеса важно максимально оценить все существующие и потенциальные риски.

В ТПП ТО также основными рисками для бизнеса в 2023 году назвали ужесточение финансово-кредитной политики, рост налоговых и неналоговых платежей и перераспределение рынка. Все это общие внешние риски, которые нужно учитывать на сегодняшний день. Также сохраняются логистические риски, особенно в межстрановом сегменте.

Заметен и дефицит кадров по востребованным специальностям. Так, по данным Департамента труда и занятости Тюменской области, на начало февраля тюменские работодатели испытывали потребность в 2877 специалистах строительной отрасли. При этом спрос на них традиционно вырастает весной. По данным «Зарплаты.ру», в регионе также дефицит по профессиям: продавцы и кассиры, комплектовщики и упаковщики, водители, разнорабочие, бухгалтеры, врачи, экономисты.

Специально для инвесторов

Губернатор Тюменской области Александр Моор озвучил цель, что необходимо не только привлекать инвесторов из других регионов, а сделать упор на внутреннего инвестора.

Так, одним из важнейших результатов реализации региональной программы «Развитие промышленности и инвестиционной деятельности» в 2023 году должен стать рост объема инвестиций в основной капитал до более чем 300 миллиардов рублей.

По словам директора областного департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Антона Машукова, чтобы экономика нормально функционировала, объем инвестиций должен составлять не менее 25 процентов от валового продукта. И триста миллиардов рублей – не исторический максимум для нашего региона, а реальный плановый показатель, который обеспечит дальнейшее развитие экономики. Регион способен его достичь, ориентируясь в основном на внутреннего инвестора.

«В регионе реализуются такие проекты, как «Капитаны бизнеса» и муниципальный инвестиционный акселератор. Они направлены на повышение инвестиционной активности малого и среднего бизнеса, работающего в муниципалитетах региона.

Также крупные внешние инвесторы, зашедшие на тюменский рынок несколько лет назад, стремятся к расширению своих производств. Например, завод «Фармасинтез», тепличный комплекс «ТюменьАгро», тюменский ремонтно-механический завод компании «Транснефть – Сибирь», завод «ГМС Нефтемаш» и многие другие предприятия», – пояснил Антон Машуков.

Также он рассказал, что региональный Фонд микрофинансирования по поручению губернатора запустил новую программу «Инвестиционные займы». Их преимущества – длинных срок (до 5 лет) и низкая процентная ставка (ключевая ставка Банка России). Такая господдержка поможет предпринимателям в сельской местности, где не так много банков и долгосрочных финансовых программ.

«Работа по привлечению региональных предприятий к реализации крупных инвестпроектов в Тюменской области будет продолжена. Для этого мы организуем обучающие программы по повышению компетентности предпринимателей, участвующих или намеренных участвовать в закупках крупных заказчиков», – прокомментировал Антон Машуков.

Также обучающие семинары и консультационные услуги относительно поддержки бизнеса проводят ТПП ТО, фонд «Инвестиционное агентство Тюменской области» и центр «Мой бизнес».

Больше деловых новостей в Telegram-канале РБК Тюмень 
Читайте РБК Тюмень в Дзен.Новостях

  • Авторы
  • Файлы
  • Литература


Митрохина Л.В.

1

Чижевская Е.Л.

1


1 Тюменский государственный нефтегазовый университет

1. Постановление Правительства Тюменской области от 25 марта 2013 г. № 93-п «О порядке отбора субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления государственной поддержки в виде субсидии».

2. Российский налоговый портал (электронный ресурс). – Режим доступа: http://taxpravo.ru/

Число предприятий малого и среднего бизнеса является одной из наиболее важных характеристик прогрессивности экономики страны. В развитых странах малый и средний бизнес способствует развитию конкурентной среды, что является необходимым условием для улучшения качества товаров и услуг. Они более гибко реагируют на изменчивую внешнюю среду, быстрее могут подстроиться под динамику внешней конъюнктуры. Также такие предприятия способствуют созданию дополнительных рабочих мест, что очень важно при высокой безработице, повышают экспортный потенциал страны. Малый и средний бизнес является основным «рычагом» рыночной экономики, и главное – является инкубатором предпринимательства.

Государственная поддержка предприятий малого и среднего бизнеса в России является очень важным направлением. Малые фирмы сильно зависят от ситуации, которая складывается на рынке, и почти не могут изменить эту ситуацию, даже если она неблагоприятна для них. Так, Президент РФ Владимир Путин 4 декабря 2014 года выступил с ежегодным посланием Федеральному Собранию. Большое внимание в обращении было уделено развитию малого и среднего предпринимательства в экономике страны. Президент отметил, что необходимо реализовывать уже принятые решения по облегчению налогового бремени и предоставлять налоговые каникулы для вновь создаваемых предприятий.

Тюменская область находится в числе регионов-лидеров по развитию и поддержке предпринимательства. Тюменская область – регион с большим количеством субъектов малого и среднего предпринимательства и высоким оборотом в данной отрасли экономики. Именно такие критерии использованы Министерством экономического развития России при определении приоритетов в предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства.

Основные направления государственной поддержки малого и среднего бизнеса можно представить на рисунке.

Возмещение части затрат на оплату процентов по договорам кредита осуществляется в размере, не превышающем 2/3 ставки рефинансирования Банка России, действовавшей на дату заключения кредитного договора, но не более 2/3 затрат по уплате процентов. Этот вид поддержки осуществляется лишь в том случае, если кредит был взят для одной из целей, указанных в Постановлении Правительства Тюменской области от 25 марта 2013 г. № 93-п «О порядке отбора субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления государственной поддержки в виде субсидии»

Субсидирование субъектов предпринимательства на развитие лизинга оборудования предоставляется в виде возмещения части затрат, связанных с уплатой субъектом предпринимательства лизинговых платежей и возмещения затрат по уплате первого взноса в размере до 3 млн. рублей.

Предоставление субсидий по затратам, связанным с реализацией программ по энергосбережению, осуществляется в отношении определенного перечня затрат. Субсидирование части затрат на оплату образовательных услуг осуществляется в отношении затрат, связанных с подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации руководителей по вопросам предпринимательской грамотности. Для получения такого вида поддержки необходимо предоставить в уполномоченный орган дополнительный пакет документов, наряду с основным.

В Государственную Думу РФ внесен для рассмотрения проект закона об установлении двухлетних налоговых каникул для ИП и субъектов малого бизнеса, которые регистрируются впервые. Для этих лиц документ предусматривает нулевую ставку для налога в течение двух лет с момента регистрации, если они используют упрощенную систему налогообложения.

missing image file

Существующие и перспективные направления государственной поддержки малого и среднего бизнеса

В 2014 году на поддержку региональных предприятий было выделено около 478 миллионов рублей. Из них – 181 миллион был выделен из областного бюджета и почти 297 миллионов – из федерального. Наибольшая доля этих средств (87%) пришлась на субсидирование части затрат по лизинговым платежам. За последние три с половиной года правительство Тюменской области просубсидировало несколько тысяч позиций оборудования, приобретенных тюменскими предпринимателями. Это помогло увеличить собственные инвестиционные возможности и создать 5000 новых рабочих мест, что является очень хорошим показателем в сложной экономической ситуации в стране. Инвестиционное агентство Тюменской области оказало поддержку субъектам малого и среднего бизнеса в виде инвестиционных займов до 50 миллионов рублей под 7% годовых. Кроме того, в 2015 году предполагается сохранить ставку налога на уровне 5% для плательщиков, выбравших объектом налогообложения «доходы» – «расходы».

С учетом вышеизложенного можно заключить, что реализация важнейшего направления модернизации российской экономики – поддержка развития малого и среднего бизнеса в Тюменской области осуществляется достаточно широко. Эффективность этого процесса определяется не только большими инвестиционными возможностями региона, но и хорошо отработанными механизмами отбора и финансирования деятельности хозяйствующих субъектов. Реализация обозначенных мер оказывает благоприятное влияние на инвестиционный климат и рост благосостояния населения.


Библиографическая ссылка

Митрохина Л.В., Чижевская Е.Л. ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 4-1.
;

URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=12641 (дата обращения: 24.03.2023).


Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Тюменская область прочно ассоциируется у бизнес-сообщества с мощным быстроразвивающимся производственным кластером, базирующимся на инвестиционных потоках. Однако серьезная поддержка в регионе оказывается не только промышленным гигантам, но и представителям малого и среднего бизнеса. Условия настолько выгодны, что многие предприниматели из других городов не прочь открыть у нас свое дело.

В последние годы Тюменская область сделала большой рывок в сфере развития инвестиционной и предпринимательской деятельности. В малом и среднем бизнесе занято 198 тысяч человек, а это каждое четвертое рабочее место в целом в экономике региона.

В 2017 году оборот малого и среднего предпринимательства в субъекте вырос на 13,4%. Регион поднялся на 13 строчку рейтинга эффективности государственной поддержки малого бизнеса в России, составленного информационно-аналитическим порталом «Все Выборы». 

«Нам одинаково важно любое новое производство, и большое, и малое. Потому что появление каждого нового предприятия – свидетельство того, что предпринимательская инициатива в регионе получает поддержку. Из малых проектов складываются большие успехи», – подчеркнул губернатор Тюменской области Александр Моор.

Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предприятий

Помощь в развитии бизнеса предприниматели могут получить, обратившись в Департамент инвестиционной политики, Инвестиционное агентство Тюменской области, региональный Фонд микрофинансирования, Тюменский технопарк, Агентство инфраструктурного развития Тюменской области, а также филиал №7 Многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг.

Департамент инвестиционной политики выступает органом власти, который координирует деятельность объектов инфраструктуры поддержки бизнеса в регионе. Также он предоставляет субсидии на развитие лизинга оборудования, компенсируя затраты по первому взносу договора лизинга.

С 2010 года данной формой поддержки воспользовались 1451 организация, было приобретено 1580 единиц оборудования и 1663 единицы специальной техники на общую сумму более 8,6 млрд. рублей, это позволило создать более 6 тысяч рабочих мест!

С 2018 года Инвестиционное агентство региона сопровождает все проекты вне зависимости от объема вложений. Работа осуществляется по принципу «одного окна». Здесь бизнесмены могут получить финансовую поддержку в виде льготных займов под 3% годовых, а также административное сопровождение своего проекта. Кроме того, агентство выступает посредником между собственником бизнеса и такими кредиторами, как:

  • Корпорация МСП;
  • МСП банк;
  • Фонд развития промышленности.

В рамках программы «Гарантийный фонд» Инвестиционное агентство предоставляет поручительства субъектам малого и среднего предпринимательства по их обязательствам перед банками-партнерами и микрофинансовой организацией за вознаграждение от 0,5% до 1% годовых от суммы поручительства в зависимости от целей привлекаемого финансирования.

В Фонде микрофинансирования Тюменской области предприниматели могут получить займы на сумму до трех миллионов рублей от 10% годовых. Деньги предоставляются на приобретение станков, помещений, пополнения оборотных средств и на любые другие цели за исключением выплат долгов по зарплате, погашения налоговых и других платежей, а также кредитов и займов.

Screenshot_7.jpg

Малый бизнес для начинающих

Большие возможности для реализации стартапа и становления инновационных проектов дает Тюменский технопарк, на базе которого функционируют бизнес-инкубатор, Центр прототипирования и Региональный центр инжиниринга.

Резиденты технопарка могут рассчитывать на льготные помещения, информационно-консультационное сопровождение, участие в выставках, организацию встреч с потенциальными заказчиками, бесплатное обучение.

В 2017 году здесь был создан клуб «Бизнес-ангелов», в который входит 50 влиятельных бизнесменов России. Помощь оказывается не только в рамках финансирования, но и в части наставничества молодых предпринимателей.

Для поддержки предприятий, работающих в научной, научно-технической и инновационной сфере, действует бизнес-инкубатор, который предоставляет комплекс услуг, в том числе офисные помещения, консультационное и юридическое сопровождение инновационного проекта, разработку бизнес-плана, поиск патентов и возможность участия в инновационных образовательных программах.

В технопарке открыты школа делового английского, делового китайского, а также школы инновационного мышления и программирования.

За время работы технопарка внедрено более 115 технологических инноваций и оформлено более 60 патентов.

Получить информацию о мерах финансовой и имущественной поддержки начинающие и опытные предприниматели могут в МФЦ для бизнеса. Центр «Мои документы» для предпринимателей открыт по адресу: ул. 50 лет Октября, 57а. Здесь специалисты расскажут об организационно-правовых формах бизнеса, мерах государственной поддержки, услугах корпорации МСП и лицензировании отдельных видов деятельности.

За пять лет поддержку получили более 1 400 предприятий. С 2010 по 2017 год малый, средний бизнес и промышленные предприятия купили около 2 300 транспортных средств, включая спецтехнику, приобрели 2 600 единиц оборудования, создали 10,7 тысяч рабочих мест.

Мероприятия по развитию бизнеса в Тюменской области

С 2018 года в Тюменской области действует программа «Развитие малого и среднего предпринимательства и научно-инновационной сферы», рассчитанная до 2020 года.

Благодаря всесторонней поддержке бизнеса в нашем регионе местные компании выходят на российский рынок. Сегодня 30 тюменских франшиз представлены в 39 регионах и четырех странах (Казахстан, Латвия, Украина, Республика Беларусь).

Среди них:

  • «Этажи»,

  • «Крепыж»,

  • «Еврошкола»,

  • «Молоток»,

  • «Арсенал+»,

  • «Ступеньки» и другие.

Например, федеральная сеть «Этажи» насчитывает более 30 представительств по всей России (Екатеринбург, Новосибирск, Ставрополь, Волгоград, Казань, Красноярск, Иркутск, Ростов-на-Дону, Тула и т.д.), компания «Арсенал+» имеет 22 магазина – в Ялуторовске, Заводоуковске, Ишиме, Тобольске, Губкинском, Югорске и других городах.

«В предпринимательском бизнесе я работаю около 10 лет и могу сказать, что «стартовать» в Тюмени очень легко. Поддержка очень серьезная. Здесь проводят мероприятия, на которых даже если и не найдешь инвестора, то хотя бы сможешь заявить о себе. В других городах я такого не видел. Это пинок в хорошем смысле этого слова. Чтобы открыть дело, нужно только желание. Мы открыли вой бизнес за полторы тысячи рублей. На эти деньги создали в Photoshop концепт катамарана, сделали короткий лейдинг, положили на счет в «Яндекс. Директ» полторы тысячи рублей и прорекламировались. Пошла обратная связь, нам начали звонить. Так мы изучили спрос, и он оказался неожиданно большим. Вот мы открыли производство», – поделился мнением создатель проекта по производству катамаранов «Новая волна» Виталий Ионкин.

На протяжении нескольких лет в регионе реализуются образовательные мероприятия – «Школа фермера», проект «Ты – предприниматель», семинары «Шаг за шагом» и т.д. В 2018 году стартовал новый проект – «Школа бизнеса в Тюменской области», обучение в рамках которого будет организовано не только в Тюмени, но и в Ишиме, Тобольске и Омутинке.

В Тюмени проводится ряд крупных бизнес-форумов, направленных на увеличение деловой активности и развитие предпринимательства в регионе. Второй год подряд в областном центре проходит городской фестиваль «Жара», в рамках которого местные предприниматели представляют тюменцам свои товары и услуги, а также находят инвесторов и бизнес-партнеров.

Помощь в привлечении капитала малому и микро-бизнесу оказывают организаторы проекта «Ярмарка инвестиций». Мероприятие ежегодно проводится тюменским отделением общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «Опора России» при поддержке Правительства региона. Прежде чем представить свою бизнес-идею или готовый продукт инвесторам, участники проекта проходят обучение, предварительную защиту, им оказывают помощь в подготовке презентации. Лучшие идеи получают финансовую поддержку. Так, за три года через «Ярмарку инвестиций» прошли 1 600 человек, и 15 из них получили поддержку на общую сумму более 150 миллионов рублей.

Кроме того, ежегодно в регионе проходят такие события как международный форум «Слет успешных предпринимателей», городской конкурс среди субъектов малого и среднего бизнеса «Тюменская марка», а также такие масштабные мероприятия как «Тюменский нефтегазовый форум», InnoWeek, «День знаний для предпринимателей», объединяющие на одной площадке крупнейших российских и международных инвесторов и бизнес-экспертов.

В этом году российские предприниматели в пятый раз отмечают свой профессиональный праздник. В отличие от многих других регионов малый бизнес в Тюменской области чувствует себя достаточно комфортно, об этом свидетельствуют многочисленные исследования общественных организаций. Вместе с тем остается ряд проблем. Обозреватель «Вслух.ру» разбирался в проблемах и перспективах малого и среднего бизнеса Тюменской области.

Посчитали по головам

Главным достижением прошлого года можно считать первую в истории современной России сплошную перепись малого и среднего бизнеса. Выяснилось, что на юге Тюменской области (по данным за 2010 год) работает не 67 тысяч малых и средних предприятий, как считалось ранее, а более 31 тысячи реально действующих субъектов малого и среднего бизнеса, среди них 12,7 тысячи юридических лиц и 18,6 тысячи индивидуальных предпринимателей. Дело в том, что примерно каждое пятое юрлицо и каждый третий предприниматель представили «нулевые» отчеты, что говорит или об отсутствии деятельности, или о сокрытии реальных результатов своей деятельности. По данным Тюменьстата, наибольшую долю (99,1% от общего количества) составили малые предприятия, из них 89,4% — микропредприятия. Доля субъектов среднего бизнеса не превысила 0,9%.

Как говорят статистики, полученную статинформацию смогут использовать в своей работе органы госвласти при принятии управленческих решений. По мнению эксперта Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) Владимира Буева, проведение переписи малого и среднего бизнеса нужно скорее государству, чтобы понимать текущую ситуацию в секторе. Частично данные переписи будут полезны и самим предпринимателям — для проведения маркетинговых исследований, изучения конкурентной среды, выявления свободных ниш для ведения бизнеса, ведь сведения будут опубликованы в разрезе видов экономической деятельности и по районам.

По мнению критиков, сплошная перепись бизнеса в России не удалась на 100%, потому что не был охвачен значительный объем предприятий. Хотя в тюменской переписи приняли участие более 60 тысяч респондентов, или 89% от числа подлежащих обследованию.

Перепись показала, что в основном малые и средние предприятия работают в сфере торговли, ремонта автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования (33%), операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг (23%), строительства (19%), а также добычи полезных ископаемых, обрабатывающих производств, производства и распределения газа и воды (9%).

По словам директора Фонда развития и поддержки предпринимательства Тюменской области Ольги Езикеевой, региональный малый бизнес широко представлен в сфере торговли и бытового обслуживания. «В последнее время активизировались предприятия сферы медицинских услуг, грузоперевозок, общественного питания, производства продуктов питания, — отмечает она. — Чуть ли не каждый месяц в области открывается по одной хлебопекарне. Сегодня также малый бизнес охотно идет в производство строительных материалов, производство мебели. У тобольских предпринимателей есть задумки по переработке продукции из полипропилена».

Что с бизнес-климатом?

Судя по итогам исследования «Предпринимательский климат в России: индекс „Опоры“ 2010−2011», малый бизнес в Тюменской области чувствует себя достаточно комфортно. В рейтинге 40 регионов по условиям развития бизнеса регион занял 14 место. Рейтинг был сформирован на основании индекса условий для развития МСБ, который включает в себя пять слагаемых: «Недвижимость и инфраструктура», «Людские ресурсы», «Финансовые ресурсы», «Административный климат и безопасность», «Система поставщиков». Всего было опрошено более шести тысяч руководителей предприятий малого и среднего бизнеса, а также индивидуальных предпринимателей.

Данные показатели подтверждают и исследования НИСИПП, основанные уже не на опросах, а на реальной статистике. По словам Владимира Буева, на фоне других территорий Тюменская область выглядит достаточно благоприятно. Так, в 2010 году в регионе выросли такие показатели, как численность предприятий на 100 тыс. населения (+17,4 единицы) (по России уменьшение на 3,6%), среднесписочная численность работников (+2,7%, по России снижение на 2,9%), объем оборотов в секторе (+1,2%, сильное отставание от среднероссийского уровня +7%). Однако в 2010-м наблюдалось существенное падение объема инвестиций — на 61,6%, тогда как в России наблюдалось сокращение только на 6%.

Положительная динамика основных показателей продолжилась и в 2011 году. За первые три квартала прошлого года в сравнении с аналогичным периодом 2010-го в Тюменской области выросло число предприятий на 100 тысяч населения — на 15,4 единицы (по России +5,2%), прирост среднесписочной численности работников — 2,6% (по России +3,8%), объема оборотов в секторе — 10,7% (некоторое отставание от среднероссийского уровня — по России +15,2%). Реабилитировался и такой показатель, как объем инвестиций: аж на 138,5% (по России сокращение на 1,4%).

Бизнес малый, проблемы большие

Согласно тому же самому исследованию «Опоры России», среди основных проблем, с которыми сталкивается большинство российских предпринимателей, оказалась низкая доступность земельных участков и финансовых ресурсов (причем, как отметили респонденты, «чем больше период, на который планируется привлечь заемные средства, тем меньше вероятность их получить»). О кредитовании малого и среднего бизнеса заявляют многие банки, но не все реализуют эти программы в реальности, отмечает Ольга Езикеева.

По итогам опроса, для каждой третьей компании достаточно сложно подобрать производственные помещения, каждая четвертая компания испытывает сложности с поиском складского помещения, а примерно каждая седьмая — с поиском офиса. Проблема с офисными помещениями стояла в Тюмени остро года два назад, отмечает управляющий партнер компании Iknow! Антон Макаров. В последнее же время в городе было введено много новых бизнес-центров разной классности, что удовлетворило потребность в новых площадях для ведения бизнеса. А вот складских помещений действительно не хватает, особенно класса, А или В. «Ангаров под крышей много, но хранить там можно далеко не все», — констатирует Макаров. Эта проблема постепенно решается. По его прогнозам, в ближайшие год-два в Тюмени появятся как крупные объекты класса А, так и небольшие склады (без температурных режимов и автоматизированной подачи).

Энергетическая инфраструктура также является слабой стороной бизнес-климата. В отчете «Опоры России» отмечается: «Проблемы заключаются в низкой доступности новых энергетических мощностей и высоких тарифах на электроэнергию». Недовольны предприниматели и рынком труда: по их мнению, он не удовлетворяет существующим потребностям ни в квалифицированных инженерах и технических специалистах, ни в квалифицированных рабочих.

Оценка коррупционной ситуации также оказалась неудовлетворительной: только 10% компаний заявили, что не наблюдают в своем регионе коррупции. Лидерство по коррупционности принадлежит таким ситуациям, как «Доступ к государственному и муниципальному заказу», «Прохождение проверок» и «Выделение земли». Работа проверяющих инспекций (пожарной инспекции, санэпиднадзора и т. д.) «с той или иной периодичностью» создает проблемы для большинства представителей малого и среднего бизнеса. При этом, как отмечается в исследовании, бизнес в регионе гораздо чаще страдает от правоохранительных органов, чем от криминальных структур. Около 20% участников опроса признались, что практикуют неформальные выплаты чиновникам для решения проблем.

Макаров так комментирует ситуацию с коррупцией: «На конкретном рынке товаров или услуг все госзаказчики игрокам рынка известны и модели их поведения тоже. Кто берет откаты, кто отдает знакомым… То, что с этим не хотят бороться на серьезном уровне, это другой вопрос. Однако и сами потенциальные исполнители госконтрактов — далеко не одуванчики. Распределение лотов между участниками, покупка неявки конкурента на конкурс — норма на самых „хлебных“ рынках».

Одной из наболевших проблем, особенно для производственных предприятий, являются железнодорожные перевозки. Как отмечает председатель тюменского регионального отделения «Опоры России» Эдуард Омаров, железная дорога фактически оказалась не готова к тому объему перевозок, который начался с активизацией бизнеса. Генеральный директор «Группы Венчурных Инвестиций» Антон Язовских рассказывает: «На наше производственное предприятие „Промышленный минерал“ мы вынуждены возить сырье большегрузным автотранспортом из Пермского края, хотя и продавец и покупатель имеют свои железнодорожные тупики. Заоблачные тарифы железнодорожников сегодня не только привели к тому, что автодороги перегружены, но и к тому, что бизнес замыкается в своих регионах. В том числе по этой причине предприятия стремятся развивать проекты, основанные на местной ресурсной базе и ориентированные на местных потребителей».

Но самой насущной проблемой малого и среднего бизнеса, как отмечают сами предприниматели, является налоговая система. Больше всего предпринимателей нервируют возможные слухи об отказе от упрощенной системы налогообложения. Как говорит Ольга Езикеева, если ее отменят, малый бизнес просто рухнет. Омаров же считает, что пока УСН не будут ликвидировать, потому что системе нет альтернативы.

Небольшую передышку бизнесу предоставила отсрочка отмены ЕНВД. Как отметил представитель департамента развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России Дмитрий Антипов, в этом году Минэкономразвития удалось отстоять право применения ЕНВД до 2018 года. Ранее предусматривалась отмена ЕНВД в 2014 году, для отдельных видов деятельности — в 2012 и 2013 годах.

Господдержка не снизится

В бурном развитии малого бизнеса в Тюменской области немалую роль играет и господдержка. В прошлом году на государственную поддержку малого и среднего бизнеса в Тюменской области было направлено почти 538 млн рублей, в том числе 341 млн рублей из областного бюджета и 197 млн — из федерального. В этом году планируется направить не меньшую сумму, сообщил «Вслух.ру» директор департамента инвестполитики и господдержки предпринимательства Тюменской области Вадим Шумков. Речь идет о выделении около 300 млн рублей из областного бюджета и примерно 200 млн из федерального.

Наиболее востребованной формой поддержки является субсидирование субъектов малого и среднего предпринимательства на развитие лизинга оборудования. В прошлом году поддержку по этой программе получили 199 предприятий на общую сумму 416 млн рублей, с помощью этих средств было приобретено 557 единиц оборудования транспорта и спецтехники. Как прокомментировал Антон Язовских, эта форма поддержки, безусловно, очень полезная, однако в программе не могут участвовать недавно созданные лизинговые компании. В соответствии с постановлением правительства Тюменской области № 99-п, они должны быть зарегистрированы до 1 января 2008 года. «Согласен, разумно поставить ограничение для неопытных либо потенциально нечистоплотных компаний, организованных специально под программу, — говорит Язовских. — Но с момента принятия постановления утекло много воды, и планку давно пора сдвигать». Он предложил сделать ограничением, например, трехлетний срок работы лизинговой компании. Ограничение по сроку закрывает выход на рынок лизинга новичкам и в целом создает не самые лучшие условия для бизнеса — рост ставок, навязывание кабальных условий, нерасторопность, добавляет предприниматель.

Среди форм поддержки также можно выделить гранты начинающим предпринимателям, возмещение части затрат на оплату процентов по договорам кредита, субсидирование затрат предпринимателей, связанных с реализацией программ по энергосбережению, поддержку экспортных компаний.

Есть в Тюменской области и Фонд микрофинансирования, где «короткие» деньги могут получить даже торговые организации, а Фонд развития и поддержки предпринимательства выдает гарантии начинающим предпринимателям и займы. Это не считая всевозможных обучающих программ, проводимых департаментом и фондом.

Ориентир на рост

По данным Минэкономразвития, в малом бизнесе России сегодня занято около четверти экономически активного населения, а его доля в ВВП составляет 21%. В Тюменской области доля в ВРП на начало 2012 года составляла 16%, всего же в малом бизнесе региона занято около трети экономически активного населения (данные регионального департамента экономики). Во всех развитых странах доля малого бизнеса в ВВП составляет не менее половины. И в России к 2020 году планируется нарастить его вклад в ВВП до 40% и повысить занятость в малом и среднем предпринимательстве до 50%. Рост малого бизнеса в экономике региона неизбежен, главное — не создавать бизнесу трудности, а облегчать ему жизнь, тогда амбициозные показатели будут достигнуты.

Комментарий о режимах налогообложения предпринимателей

_Руководитель судебно-консультационного департамента ЗАО «Тюменская Консалтинговая Компания» Гиоргий Сартания:_

_Действующее законодательство предусматривает ряд специальных налоговых режимов, которые позволяют субъектам малого и среднего предпринимательства снизить налоговую нагрузку. Наиболее широко используемыми являются упрощенная система налогообложения (УСН) и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД)._

_Применение УСН означает освобождение от уплаты некоторых налогов (для организаций: налога на прибыль, налога на имущество, налога на добавленную стоимость (НДС); для предпринимателей: налога на доходы физических лиц (от предпринимательской деятельности), налога на имущество физических лиц (используемого для предпринимательской деятельности), а также НДС). Вместо этого уплачивается либо налог с дохода в размере 6%, либо налог с дохода, уменьшенного на величину расходов, в размере 5% (если говорить о Тюменской области)._

_Выбор способа расчета налога остается за налогоплательщиком. Применять УСН можно при соблюдении определенных условий. Например, одно из них — сумма дохода за год не должна превышать 60 млн рублей. С 1 января 2013 года предельный размер годового дохода снизится до 57,9 млн рублей._

_Осуществление отдельных видов деятельности облагается ЕНВД. Это исключает уплату тех же налогов, что и при УСН. Для применения такой системы также необходимо отвечать определенным требованиям (например, среднесписочная численность работников за календарный год не должна превышать 100 человек). Размер такого налога не зависит от фактически полученного дохода, а определяется исходя из установленных законом величин и некоторых фактических показателей (например, количества работников — при оказании бытовых услуг, или количества посадочных мест — при оказании услуг по перевозке пассажиров автотранспортом). По сути законодатель заранее предположил размер дохода налогоплательщиков от отдельных видов деятельности и исходя из этого установил размер налога._

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Соседи на долгиновском тракте время работы сегодня
  • Составить бизнес план фермерского хозяйства с нуля
  • Составление бизнес плана для малого бизнеса онлайн
  • Составление бюджета компании на год в excel пример
  • Сотрудник постоянно уходит с работы раньше времени