Социально экономические функции малого бизнеса

Экономика27 октября 2022 в 12:0015 408

Малый бизнес и его роль в экономике России

Как государство помогает малому предпринимательству

Доли малого бизнеса в экономике России и ведущих стран мира

Рис. 1. Количество компаний: микробизнес, средний и крупный бизнес. Источник: https://ec.europa.eu/eurostat/

Рис. 1. Количество компаний: микробизнес, средний и крупный бизнес. Источник: https://ec.europa.eu/eurostat/

Рис. 2. Доля ВВП и доля занятых в разных странах. Источник: доклад уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей за 2021 г.

Рис. 2. Доля ВВП и доля занятых в разных странах. Источник: доклад уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей за 2021 г.

Какой бизнес считается малым

Рис. 3. Соотношение юрлиц и ИП в 2021 г. Источник: Федеральная служба статистики

Рис. 3. Соотношение юрлиц и ИП в 2021 г. Источник: Федеральная служба статистики

Меры поддержки развития малого бизнеса в России

Роль малого бизнеса в экономике страны

Как
показывает практика малый бизнес во
всех странах – чрезвычайно подвижный
сектор экономики. По данным европейской
статистики в среднем через год после
создания прекращают свою деятельность
50-60 % вновь созданных малых субъектов.
Через 2 года около 80 %, и к концу 3 года
существования остается порядка 8-10 %
малых предприятий. Несмотря на низкую
выживаемость этих субъектов, все страны
мира направляют бюджетные ресурсы на
поддержку предпринимательской активности,
в результате чего общее кол-во малых
пр-ий в мире постоянно растет. Указанная
политика государств обусловлена теми
функциями, которые выполняет малое
предпринимательство в экономической
структуре общества:

1.
Низкая капиталоемкость, широкая
доступность населению. Малый бизнес
дает возможность мобилизации небольших
объемов капиталов частных лиц для
организации новых компаний. Тем самым
создаются стабильные внутренние
источники инвестиций. Это самое лучшее
для экономики.

2.
Массовость, что позволяет в короткий
период времени наладить производство
разнообразных товаров и услуг.

3.
Ориентация исключительно на потребителя
в своей деятельности, так как их
выживаемость зависит от быстрой
окупаемости.

4.
Мобильность на рынке и в сфере технологий,
что способствует быстрому развитию
научно-технического прогресса.

5.
Быстрое накопление капитала и его
свободный перелив в более эффективные
отрасли, что способствует формированию
новой структуры экономики в целом.

6.
Быстрое поглощение большого количества
рабочей силы и снятие соц. проблем.

7.
Углубление внутриотраслевой специализации,
развитие субконтрактных отношений с
крупным бизнесом, формирование
промышленных кластеров, что в конечном
итоге ведет к снижению издержек
производства и повышению конкурентоспособности
национальной экономики.

8. Роль и место малого бизнеса в экономике различных стран.

Исследования,
проведенные Национальной комиссией
США по предпринимательству показали,
что в современной экономике рост ВВП
любой страны находиться в тесной
корреляционной связи со сложившимся в
ней уровнем общей предпринимательской
активности. Для США такой уровень
корреляции составляет 0,6 — 0,7. Это означает,
что при сохранении всех других факторов
неизменными, предпринимательство вносит
более половины разницы в темпах эк.
роста. Роль малого предпринимательства
в экономике США была традиционно высокой.
Ключевую роль в его развитии сыграли
антитрестовский закон Шермана 1890 г. и
аналогичный закон Клейтона 1914 г., которые
ограничили на рынке власть больших
компаний. В 1953 году было учреждено
федеральное агентство по делам малого
бизнеса, в функции которого входили
обучение и помощь малым предприятиям,
получение финансирования и государственных
заказов. Позже это управление было
переименовано в Администрацию малого
бизнеса (АМБ). В результате сегодня в
США к категории малых и средних относится
более 99% субъектов хозяйствования. К
категории крупных (более 500 работников)
относится лишь 17 тысяч компаний. На долю
малого бизнеса приходится более половины
объема ВВП, около 30%

экспорта
и от 60 до 80 % новых рабочих мест.

В
странах ЕС гос. политика в отношении
малого бизнеса претерпела существенную
эволюцию. Так вплоть до середины 70-х
годов прошлого века большинство стран
ЕС стимулировало развитие крупных
предприятий массового производства.
Малый бизнес рассматривался как
второстепенный элемент экономической
структуры общества. При этом наблюдалось
значительное государственное вмешательство
в экономические процессы с целью снижения
уровня инфляции, обеспечения занятости
и социальной защиты населения. Однако
с середины 80-х годов начинается процесс
снижения темпов эк. роста, что привело
к росту безработицы и доказало
ограниченность эк модели, основанной
на крупных производствах. В результате
эк. политика ЕС была пересмотрена и
сориентирована в направлении либерализации
экономики и развития конкуренции. В
1995 году на заседании европейского совета
в качестве главной задачи была поставлена
задача формирования помощи и механизмов
поддержки малым и средним предприятиям
(МСП). Были определены критерии малого
бизнеса (впервые) и сформулированы
специальные рекомендации для всех стран
членов ЕС.

Сегодня
в странах ЕС на долю МСП приходиться
более 95 % субъектов, ими создается около
60 % ВВП и обеспечивается до 70 % занятости.
В новых гос-вах членах ЕС доля малых
пр-ий в ВВП колеблется от 30-40 % (Чехия,
Венгрия) до 55-60 % (Словении, Литве, Латвии
Эстонии). Большинство стран-членов ЕС
имеют высокую плотность количества
малых предприятий в расчете на 1000
жителей. В Чехии — 86 субъектов, в Португалии
— 83, в Испании — 72, Италии — 68, Швеции — 65. В
среднем по ЕС этот показатель составляет
40.

В
восточной Европе уровень развития
малого предпр-ва гораздо ниже. Доля
рабочих мест, созданных МСП колеблется
от 16 до 30 %, доля в общем объеме ВВП от 10
до 40 %. Неоднородность развития бизнеса
обусловлена неравномерностью эк. мер
в области его стимулирования и поддержки.

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Экономика»

преподавательский стаж — 8 лет

Задать вопрос автору статьи

Малый бизнес в России

В современных условиях, когда экономика осуществляет переход к устойчивому развитию, включая перевод российской экономики на инновационный путь, важнейшей задаче становится развитие малого бизнеса.

Замечание 1

Малое предпринимательство – это сфера, без развития которой обеспечение успешного социально-экономического развития в нашем государстве невозможно.

В Российской Федерации использование экономического потенциала малого бизнеса и его ориентирование на обеспечение эффективного развития государства и его регионов пока не стоят в качестве реальных приоритетов государственной политики.
Это, в значительной степени, обусловлено несовершенной системой государственной поддержки малого бизнеса, включая региональный уровень.

Логотип IQutor

Сделаем домашку
с вашим ребенком за 380 ₽

Уделите время себе, а мы сделаем всю домашку с вашим ребенком в режиме online

Функции малого бизнеса

Сущность малого бизнеса проявляется в его функциях, которые имеют экономическую и социальную направленность:

  1. сформировать конкурентные, цивилизованные рыночные отношения, которые могут способствовать наилучшему удовлетворению потребности общества в важных товарах (работе, услуге);
  2. расширить ассортимент и увеличить качество товаров, работ, услуг. При стремлении к удовлетворению запросов покупателей, предприятия малого бизнеса способствуют максимизации качества товаров (работ, услуг), включая культуру обслуживания;
  3. приблизить производство товаров и услуг к определенному сектору потребителей;
  4. содействовать структурной перестройке экономики, придавая экономике и хозяйству страны маневренность, гибкость и мобильность;
  5. привлечь личные общественные средства с целью развить производственную сферу, поскольку партнеры малых предприятий вкладывают собственный капитал в дело с большей заинтересованностью, чем в крупном бизнесе;
  6. сократить уровень безработицы путем создания дополнительных рабочих мест;
  7. более эффективно использовать творческие способностей граждан, раскрыв их талантов, побудить к освоению различных видов ремесел, возродить народные промыслы;
  8. вовлечь в трудовую деятельность соответствующие группы общества, которые по определенным причинам не способны работать на крупных производствах, или на них наложено ограничение (ученики, студенты, пенсионеры, домохозяйки и др.);
  9. создать социальный слой владельцев мелких фирм, собственников;
  10. дать толчок научно-техническому прогрессу;
  11. освоить и начать использовать местные источники сырья и отходы крупных производственных предприятий;
  12. оказывать помощь крупным предприятиям посредством производства комплектующих изделий и оснащения, создать вспомогательные и обслуживающие производства.

«Функции малого бизнеса» 👇

Значение малого бизнеса

Малый бизнес представляет собой в одно и то же время и цель, и инструмент развития рыночной экономики.

Эта двойственная роль подтверждается результатами анализа характерных для малых предприятий функций, которые классифицируются на основе соответствующего подхода, на целевые и инструментальные.

Рассмотрим более подробно эти функции:

  1. Целевые функции, посредством которых совершенствование малого предпринимательства становится важнейшей макроэкономической задачей государства. Сюда можно отнести влияние малого бизнеса на уменьшение безработицы, рост научно-технического прогресса, гарантия социальной и политической стабильности в обществе.
  2. Инструментальные функции относятся к использованию малого предпринимательства для локализации тенденций монополизации экономики, содействия формированию среднего класса, заполнения низкоэффективных для крупного бизнеса экономических сфер.

Замечание 2

Все функции малого бизнеса постоянно развиваются и изменяются со временем.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Страхование бизнеса от пожара для ип стоимость
  • Страховая компания вск в орле официальный сайт
  • Страховая компания выплачивает с учетом износа
  • Страховая компания зетта страхование реквизиты
  • Страховая часть фиксированный платеж реквизиты