Собственный бизнес собственные проблемы финансовая грамотность 7 класс

Слайд 1

Что такое собственный бизнес? Проект выполнен: Рубцова Е.Н. — МБОУ «СОШ №8», директор школы, учитель физики, г. Нефтеюганск; Оринская И.В. – МБОУ «СШ №30 с УИОП», учитель географии, г. Нижневартовск; Казеева Е.С.- МБОУ «СОШ №14», учитель начальных классов, г. Нефтеюганск; Гордиевскин Н.Н.- МБОУ «СОШ №14», учитель по шахматам, г. Нефтеюганск. .

Слайд 2

Цели занятия * сформировать у учащихся (5-6 класс) знания о бизнесе и предпринимательской деятельности; * познакомиться с формами организации бизнеса; * выявить качества личности предпринимателя; * выявить значение предпринимательской деятельности.

Слайд 3

Как вы думаете, кто такой предприниматель/бизнесмен? Какую деятельность можно назвать предпринимательством?

Слайд 4

Предприниматель, или бизнесмен — это человек, имеющий своё дело в целях получения прибыли в форме оказания услуг, торговли или производства. Известно, что телеграф, телефон, радио, компьютер изобрели ученые, но сделали их средствами массовой коммуникации именно предприниматели. Предприимчивость — это черта характера, способ поведения, которому присущи ловкость, сноровка, умение выходить из сложных ситуаций, что-то организовывать на пустом месте.

Слайд 5

Помогает : достичь успеха в жизни; добиться материального благополучия; проявить творческие способности; ускорить развитие экономики страны. Зачем заниматься собственным бизнесом?

Слайд 6

Виды бизнеса Малый Средний Производствен-ный Торговый Финансовый

Слайд 7

Формы предпринимательства предприятие индивидуальное МАЛЫЙ БИЗНЕС — экономическая деятельность, приносящая прибыль на малых и средних предприятиях с численностью работающих менее 500 человек.

Слайд 8

Единоличное предприятие Товарищество Акционерное общество Корпорация Формы организации бизнеса

Слайд 9

Организация бизнеса включает несколько этапов Написание бизнес-плана

Слайд 10

Качества предпринимателя Стремление к успеху, упорство. Инициативность, бережливость. Умение ставить задачи и находить нестандартные решения. Смелость, способность пойти на риск. Иметь строгие нравственные устои (честность, порядочность, верность слову). Уметь управлять, организованность. Быть эрудитом. Быть щедрым. Генри Форд Билл Гейтс

Слайд 11

Задание. Необходимо вставить пропущенные слова. КРЕДО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ . Кредо предпринимательской деятельности — __________________________, поскольку предприниматель всегда действует на свой ______ и ______ и на него ложатся все последствия и ____________________ деятельности – как прибыль, так и _______________. При этом предприниматель не обязательно ___________________, в первую очередь – это ____________________________. Он может использовать как свои средства, так и средства, взятые в ___________ или _________________. СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК : арендованные, коммерческий успех, страх, убытки, риск, собственник, долг, организатор производства, результаты.

Слайд 12

Рефлексия Предпринимателями не рождаются. Чтобы успешно освоить предпринимательство и бизнес, необходимо приложить много усилий и быть готовым к преодолению трудностей. Организация бизнеса требует конкретных идей, наличие капитала, активных и продуманных действий, профессиональных менеджеров.

Слайд 13

Спасибо за внимание!

Слайд 14

Источники. Обществознание. Учебник для 6 класса. Кравченко А.И., Певцова Е.А. М.: 2012 Финансовая грамотность https ://fmc.hse.ru/5-7forms Предприниматель http ://makeyourdays.ru/page/48 / Предпринимательство http :// finance.tut.by/news289378.html Бизнес http://www.uralzo.ru/biznes-galereja/kak-nachat-svoe-delo/otkroj-svoe-delo.html Малый бизнес http://i-news.kz/news/2013/02/02/6863557-v_kostanaiskoi_oblasti_v_ramkah_delovyh_.html

План урока:

Формы бизнеса в России

Что такое стартап

Какими качествами должен обладать предприниматель?

Где учиться на предпринимателя?

Как запустить свой проект?

В современном мире перед человеком открыты все двери. Можно с уверенностью сказать, что весь жизненный путь и успех человека сегодня зависят лишь от его желания, целей, которые он себе ставит, а также усилий, которые он прилагает на этом пути.

Большие возможности и для выбора деятельности. Офисная работа или труд ремесленного формата уже мало привлекает молодых людей. В современном обществе царит очень творческая атмосфера, начинает цениться индивидуальность, инициативность, нестандартный взгляд на мир. Молодые люди в возрасте до 30 лет, которые в данный момент озабочены поиском жизненного пути и профессиональной реализации, часто интересуются бизнесом. Действительно, это очень привлекательный вид деятельности. Но он имеет существенные отличия от работы в найме.

Бизнес (от англ. Business – занятость) предполагает активность, деятельность, постоянное решение задач для создания, продвижения и улучшения собственного дела с целью получения прибыли. То есть, бизнесмен создает собственное дело. Что это может быть? На самом деле, что угодно.

Формы бизнеса в России

Глобально то, что предлагают бизнес-компании, можно разделить на 2 большие категории: товары и услуги. Например, если Алексей решит открыть магазин велосипедов – он откроет бизнес в сфере продажи товаров. А если Мария захочет создать собственный салон красоты, ее бизнес будет предлагать услуги.

Человека, который занимается бизнесом, называют бизнесменом. Важно не путать два понятия: бизнесмен и самозанятый. Сейчас мы разберемся, какая же суть в них заключается и какое огромное отличие между собой они предполагают.

Самозанятый – это тот, кто работает сам на себя. В этом его сходство с бизнесменом. Самозанятый работает сам, он предоставляет какую-либо услугу. Часто самозанятыми становятся специалисты или эксперты в какой-либо области, которые обладают полезным знаниями и навыками, могут помочь клиенту решить его проблему. Тут все зависит от самого человека, чем более он квалифицированный специалист, чем более востребованный его труд, тем больше клиентов у него будет. Весь доход от работы с клиентами самозанятый забирает себе, но его возможности ограничены человеческим фактором. Это такой же живой человек, который не может работать бесконечно. Как же самозанятому вырасти в доходе? Здесь действует следующий механизм: человек работает по установленным ценам, осознает свою ценность как специалиста и имеет клиентский поток. Когда клиентов становится очень много, расписание самозанятого забито на месяцы вперед, а спрос продолжает увеличиваться, он должен поднять цену на свои услуги. Например, раньше час работы стоил 1000 рублей, а теперь 1500. Это нужно, чтобы сократить количество клиентов, или хотя бы оставить его прежним, но поднять уровень своей жизни и качество своих услуг. Ведь всем понятно, что чем более квалифицированный специалист, тем больше цена за его услуги.

1 samozanyatyi chelovek

Бизнесмен – это человек, который владеет и управляет бизнесом. Он забирает себе всю прибыль компании, но, конечно, сам платит за расходы, в том числе, заработные платы сотрудникам.

Бизнес, или компания – это система, большой живой организм. Бизнесмен занимается строительством этой системы, обеспечение благоприятных условий для ее функционирования и развития. Сам бизнесмен не оказывает услуги, это важно понимать. Он подбирает сотрудников, определяет цели компании, доносит эти цели до работников, занимается созданием бренда, развивает стратегии по масштабированию бизнеса. Основной доход бизнесмен получает от продажи бизнесом товаров или услуг, но, главным образом – от масштабирования дела. Вот почему бизнесмен все время занят улучшением и масштабированием бизнеса, на остальное у него просто не остается сил и времени.

Сразу стоит отметить, что совмещать эти два понятия – бизнесмен и самозанятый не сможет ни один человек. Это невозможно чисто физически, да и эффективность при этом будет практически нулевой.

У обеих этих форм, естественно, есть свои плюсы и минусы. Никакая из них не является «правильной и хорошей» или «неправильной и плохой». Каждая подходит определенному типу людей и продукту, который они предлагают.

Самозанятость подойдет для специалистов, которые хотят работать на себя. Однако этот статус не подойдет, если человек планирует значительное увеличение дохода. Максимальный доход, который по закону может получать самозанятый – 2,4 миллиона рублей в год, то есть не более 200 тысяч рублей в месяц. Налог для самозанятых составляет 4% на доходы от физических лиц и 6% на доходы от юридических лиц. Когда фактического дохода нет, сз не платит ничего. Еще один большой минус для самозанятых заключается в том, что они не могут набирать персонал. Но, таким образом, самозанятый несет ответственность только за себя и занимается собственным развитием как специалиста. Также самозанятому запрещено выпускать подакцизные товары. То есть он не сможет открыть, например, табачную лавку.

Другой вид налогового статуса – индивидуальный предприниматель. Он имеет более серьезный вес, подразумевает бОльшую ответственность. Выплаты ип производят всегда, даже когда доход они не получают. Но, нужно сказать, всем, кто планирует создавать бизнес и масштабировать его, увеличивать доход, рано или поздно все равно придется открыть ип.

Чтобы открыть бизнес, нужно стать индивидуальным предпринимателем. За ведение незаконной предпринимательской деятельности без оформления соответствующего налогового статуса предусмотрены штрафы.

Также, чтобы определиться с разницей между формами занятости, нужно разобраться понятиями физического и юридического лица.

Юридическое лицо — это организация, которая имеет обособленное имущество, гражданские права и обязанности, выступает в суде от своего имени.

Физическое лицо — это, в свою очередь, обычный человек, обладающий своими естественными правами и обязанностями. ИП (Индивидуальный предприниматель) — это физическое лицо, но в некоторых случаях он может нести ответственность, как юридическое лицо.

В данном уроке мы будем рассматривать бизнес, поэтому нас больше интересует деятельность бизнесмена. Предположим, что он уже прошел этап самостоятельной работы, побыл самозанятым, и отныне хочет заниматься созданием, продвижением и развитием своей компании. Для начала, ему нужно узнать, какие бывают бизнесы.

Размер бизнеса определяется на основе следующих критериев:

— Размера прибыли. Цифры прибыли берутся за предшествующий год.

— Количества сотрудников. Численность сотрудников также высчитывается средняя за предшествующий год.

Микробизнес – компания, получающая прибыль до 120 миллионов рублей в год и имеющая штат до 15 сотрудников.

Малый бизнес. Этот вид бизнесов самый многочисленный и играет большую роль в экономике. Максимальный годовой доход малого бизнеса – 800 миллионов рублей. Работать в таком предприятии может до 100 сотрудников.

Средний бизнес в год может получать до 2 миллиардов рублей, а сотрудников может насчитывать от 101 до 250 человек.

Начинают предприниматели всегда с микробизнеса, малого или, в крайнем случае, среднего бизнеса. У этих компаний есть возможность получить помощь от государства. Какие виды помощи бывают:

— гранты на открытие бизнеса;

— субсидии;

— займы по сниженным ставкам;

— кредиты по специальным ставкам;

— льготы на аренду помещений;

— программы обучения и переподготовки.

Как ни банально, но важно понимать, что предприятие, которое претендует на государственную поддержку, должно четко соответствовать критериям микробизнеса, малого бизнеса или среднего бизнеса. Кроме того, предприятию не в каждой области государство готово содействовать. Оно помогает компаниям развиваться в тех областях, которые ему выгодны, например, в медицине. Вряд ли вы получите помощь, если захотите открыть алкогольный магазин.

Крупный бизнес. У него нет четко определенных критериев, но все понимают, что крупные бизнесы – это очень большие предприятия, часто работающие на международном рынке, с многомиллиардной прибылью и тысячами сотрудников во всех уголках земли. Государство достаточно строго спрашивает с крупного бизнеса, и, например, несмотря на большую прибыль, такие предприятия платят огромные налоги.

3 kompania biznes

Стартап

Стартап – это отличное решение для молодых и креативных людей, горящих желанием открыть свой бизнес. Именно дух новшества, молодости и авантюризма чаще всего сопровождает запуск и развитие стартапов. Что же это за проекты такие, и чем они отличаются от обычного бизнеса?

Стартап – это всегда начало. Независимо от остальных критериев, которые определяют понятие стартапа, это всегда проект, который находится на стадии запуска, самого начала пути. 

Также характеристики стартапа:

— Новый уникальный продукт, креативная идея, что-то свежее, чего еще нет на рынке;

— Нацеленность на масштабирование. В этом заключается главное отличие стартапа от малого бизнеса. Первый всегда создается, чтобы захватить рынок, выйти на высокие обороты, высокий уровень компании. Часто в первое время стартапы являются даже убыточными, так как нацелены на постоянный рост. Бизнес же может никогда не выйти за пределы одного города, масштабирование не является для него обязательным условием. Бизнес начинает получать небольшую прибыль с момента основания, и постепенно, стабильно растет, увеличивая свой доход. Или же не растет, оставаясь на том же уровне или скатывается вниз;

— Люди. Часто в стартапе объединяется команда молодых, ярких, интересных людей, готовых отдавать себя целиком за идеи, и работающих за интерес;

— Инвестиции. Стартапам необходимы инвестиции. Если малый бизнес можно создать на собственные сбережения, то со стартапом так не получится. Стартап с момента создания требует огромных и постоянных денежных вливаний. Получить их можно от инвесторов;

— Короткие сроки. Чтобы вовремя отдать долг инвесторам, создатели стартапа должны развить его очень быстро. Продукт необходимо вывести на рынок, масштабироваться, добиться высокой прибыли. Примеры самых успешных стартап-проектов – всем известные сегодня Instagram b Twitter. 

4 startap

Какими качествами должен обладать предприниматель?

Это достаточно сложный вопрос, особенно если учитывать самый частый типаж человека, стремящегося открыть собственный бизнес. Зачастую это действительно молодые люди, являющиеся большими энтузиастами.

Еще на этапе планирования бизнеса стоит избавиться от идеи, что это хороший способ получить легкие деньги. Деятельность предпринимателя всегда сопряжена с рисками, кризисами, авантюрами, действиями в условиях недостатка ресурсов, необходимостью принимать важные решения. Это огромная нагрузка.

Человек, стремящийся стать предпринимателем, должен быть уверен в своем здоровье и физической выносливости. Часто, особенно молодому и начинающему предпринимателю, придется не спать по ночам, работать сутками напролет, носится по городу, а то и по стране, решая насущные проблемы, много общаться: с поставщиками, клиентами, инспекторами и т.д.

В целом качества, которыми должен обладать предприниматель, можно разделить на 3 группы:

1. Личные психологические качества, или soft skills;

2. Знания бизнеса и маркетинга, хотя бы на базовом уровне;

3. Знания в области, в которой создается продукт, хотя бы минимальные.

Несомненно, самые важные качества для будущего бизнесмена – те, которые есть в его характере. Это должны быть сильные стороны его личности, которые помогут создать жизнеспособную бизнес-систему. И это:

— Инициативность. Предприниматель должен быть готов проявлять инициативу и вести людей за собой. Ему необходимы эти качества, чтобы люди чувствовали в нем опору и были готовы с ним работать. Это касается как сотрудников, так и клиентов.

— Осознанность. Бизнесмен должен ясно видеть, к чему он ведет свою команду. Никто не последует за человеком, который меняет вектор каждую неделю. Люди ходят видеть уверенного и разумного лидера.

— Умение работать больше, чем на 100%. В теории сложно понять, что значит «выжимать из себя невозможное». А предпринимателю это делать придется. Работать тогда, когда кажется, что сил уже нет. В этом плане работа бизнесмена похожа на профессиональный спорт.

— Оптимизм. Бизнес-проекты не становятся успешными сразу. Чтобы не потерять веру в свое дело после первой же неудачи, нужно, во-первых, знать, что провалы абсолютно нормально на старте, а во-вторых, верить, что есть способ сделать что-то лучше в будущем, исправив ошибки.

— Умение слышать. Бизнесмен должен хорошо чувствовать потребности людей, для этого он должен быть готов к коммуникации. Это касается как навыка собирать обратную связь от клиентов, так и умения налаживать общение в рабочем коллективе.

— Профессиональные качества. Тут много не скажешь, бизнесмен обязательно должен понимать, как функционирует рынок. Какие тренды существуют и актуальны в данный момент времени. Какие существуют и приносят максимальную эффективность инструменты продвижения и пиара компании, и т.д.

И, конечно, предприниматель должен хотя бы минимально разбираться в том, что производит его компания, хотя бы чтобы мочь судить о качестве продукта или услуги.

5 predprinimatel

Где учиться на предпринимателя?

Самый верный способ научиться чему-либо – попробовать на практике. Но открыть свой бизнес, совсем не имея навыков – очень затратное и рисковое предприятие. Однако, если хочется сразу окунуться с головой в практическую часть бизнеса, можно вступить в долю с более опытным предпринимателем, и перенимать его умения при совместной работе.

Для тех же, кто не готов сразу же открывать свой бизнес, и хочет сначала получить прочную теоретическую базу, сегодня существует множество бизнес-школ. Они ориентированы на совершенно разные возраста, поэтому попасть в большинство из них можно в подростковом возрасте.

Также в сфере бизнеса можно получить высшее образование. Сегодня почти все топовые или средней востребованности ВУЗы в России предлагают программы по направлениям бизнеса, управления, маркетинга и менеджмента.

Отдельно стоит выделить программы MBA – Master of Business Administration. Это программы, которые готовят высококвалифицированных управленцев. Обычно попасть на них можно, имея высшее образование на уровне бакалавриата или несколько лет практического опыта в бизнесе.

Как запустить свой проект?

1. Иметь идею и понимать ее ценность для себя, для клиентов, рынка, общества и мира в целом.

2. Составить бизнес-план. Он обязательно нужен каждому бизнесу, это как навигатор или карта, по которой вы будете двигаться.

Также грамотно составленный бизнес-план поможет привлечь лучших инвесторов, поскольку они будут уверены в вас, вашем предприятии и ваших действиях. Часто даже проекты с самыми интересными идеями не получают финансирование из-за плохо написанного или отсутствующего бизнес-плана. Поэтому этот пункт можно назвать важнейшим для создания имиджа в глазах инвесторов.

3. Собрать команду. Собранный коллектив также увеличит шансы на получение достаточного финансирования. И, помимо прочего, всегда приятно иметь рядом заинтересованных людей, который с тобой с самого начала.

4. Найти инвесторов. Можно обратиться к частным лицам, но очень хорошо работает обращение в специализированные фонды.

Рассмотрим на примерах, как открыть разные формы собственных бизнесов.

Ольга и Ирина хотят открыть продажи на Wildberries.

Ольга будет продавать декоративные цветочные композиции, которые она изготавливает самостоятельно. Она оформила статус самозанятого, подготовила все необходимые документы: копию паспорта и свидетельство о постановке на учет, зарегистрировалась на сайте Wildberries, отправила свои данные, дождалась одобрения заявки и начала продажи.

Ирина же знает магазин с качественной недорогой косметикой. Она хочет заниматься перепродажей этой косметики. В этом случае она не может оформить самозанятость, как Ольга, она должна оформить ИП. А также получить согласие от производителей косметики на перепродажу их товара. Остальную процедуру она проходит так же: регистрируется, готовит документы, заполняет данные, ждет одобрения заявки. Только документов ей нужно подготовить гораздо больше: свидетельство о государственной регистрации ИП, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, информационное письмо об учете в Статрегистре Росстата (коды статистики), разрешение правообладателей на использование торговых марок, сканированная копия паспорта индивидуального предпринимателя, анкета контрагента, прайс-лист.

Другой пример:

Два друга — Петр и Михаил хотят открыть собственные бизнесы.

Петр — преподаватель истории. Он уже год работает как самозанятый, имеет приличный доход, у него огромное количество клиентов. Петр чувствует, что пора расширяться. Он хочет открыть свою школу истории и археологии. Петр регулярно ездит на обучающие курсы для преподавателей и историков, знает множество хороших специалистов, работающих, как и он, в этой сфере. Также там он часто знакомится с новыми и новыми людьми. Он уже знает, кого пригласит в свою команду, с кем будет работать над созданием интеллектуальных продуктов. Петр не планирует забрасывать преподавание. Он оформляет ИП, чтобы иметь больше свободы в ведении дел и получить возможность нанимать сотрудников. Так он и делает. Средства Петр берет из собственных сбережений, плюс его коллеги, которые будут работать вместе с ним, добавили свои средства. Вместе у них получилась приличная сумма. Тем более, для открытия такого бизнеса им не нужны глобальные затраты сразу. Основная их ценность — интеллектуальная, это те знания и любовь к науке, которые преподаватели могут передать ученикам. Конечно, им нужно купить первично необходимое оборудование, но это не те затраты, которые бы потребовались для аренды цехов, земель или специализированных машин, например.

Петр и его коллеги собрались вместе, четко определили задачи каждого, прописали их и закрепили письменным договором. Это не значит, что они не доверяют друг другу, это лишь значит, что в кризисные моменты у них будет четкое понимание прав и обязанностей друг друга, никто не останется в проигрыше, все получится справедливо.

Затем Петр и его коллеги поняли, что им нужен человек, знающий о ведении бизнеса. Они пригласили управляющего, менеджера. Петр, хоть и открывает свою школу, становится предпринимателем, не планирует становиться бизнесменом. Мы обсуждали это в начале урока. Петр не будет строить систему сам, заниматься продвижением бизнеса, он доверит это профессионалам.

Затем вместе с коллегами и управляющим они составляют бизнес-план, где прописывают цели, все необходимое для развития, расходы и т.д. Также они оформляют всю необходимую документацию, разбираются с юридическими вопросами. Перед запуском проекта коллеги понимают, что им нужно привлекательно оформить продукт, а также заняться его популяризацией и распространением в массы. Они набирают в команду дизайнеров, маркетологов и других людей, которые рекламой продвигают продукт.

Все готово, продукт оформлен, раскручен, заявки собраны, и Петр запускает свой проект. Он открыл свой малый бизнес. Это значит, что Петр не будет масштабировать свой продукт, пока не получит прибыль, он будет расти плавно и по запросу. Прибыль Петр начнет получать сразу после запуска продукта.

Михаил – геймдизайнер. Он работает в найме в студии, но хочет открыть свою пространство-студию, в которой будут обучающие программы для тех, кто хочет стать геймдизайнерами, а также клуб для геймеров, где будут встречи, обсуждения и совместные разработки игр.

Проект Михаила – стартап. Это оригинальная идея, в отличие от классической школы, которую хочет создать Петр. Михаил не сможет воспользоваться готовой бизнес-моделью, он создает уникальное пространство. Также отличие Михаила от Петра в том, что он не собирается сам создавать игры в своей студии. Он будет заниматься строительством системы, развитием бизнеса.

Михаил будет стремиться сразу же расширить свое дело, набрать команду разных специалистов, запустить длительные обучающие курсы, найти помещение для встреч, организовать ивенты.

Своих сбережений Михаилу не хватит, он вынужден привлекать инвестиции. Для того, чтобы заключить официальный договор с инвестором, Михаил должен оформить ООО. Когда он собрал команду и создал клуб на собственные средства, получил первых клиентов и минимальную прибыль, то есть запустил минимально жизнеспособный продукт – MVP. Далее Михаил подготовил хорошую питч-презентацию, обратился в венчурный фонд и нашел инвесторов. Так Михаил запустил свой стартап.

Чтобы подвести итог, хочется сказать, что запуск своего бизнеса и вложение в развитие своего дела – всегда рисковое предприятие. Вести дела самостоятельно сложно, придется брать на себя огромную ответственность, принимать решения и много работать, но это точно того стоит. Стоит запастись терпением, но главное – любить свое дело, гореть им и действовать вдохновленно.

С 1 октября 2021 года актуальные материалы по финансовой грамотности читайте на сайте

В этом разделе вы можете ознакомиться с материалами, созданными в рамках совместного проекта Минфина России и Всемирного банка в период с 2010 по 2020 год.

Анимированная презентация для учащихся 5-7 классов «Как начать свой бизнес»

Эта презентация иллюстрирует главу 10 «Собственный бизнес — собственные проблемы» УМК  по финансовой грамотности для 5-7 классов

Описание

Короткая анимированная презентация (5 мин. 47 сек.) для просмотра в классе с последующим обсуждением.
Материал рассказывает о сущности предпринимательства и первых шагах, которые необходимо предпринять, чтобы начать собственное дело.
К презентации прилагаются Методические рекомендации, где кратко описано содержание, даны комментарии и предлагаются варианты использования материала в учебном процессе.

Автор продукта, координаты

Разработчики презентации:
— ООО «КАК проект» (руководитель Кумова М.С.), http://kak.ru/, (495) 120 11 02 , info@kak.ru 
— АО «ПАКК» (руководитель Финогенов В.К.), http://www.edu.pacc.ru, (495) 212 0578
Разработчики методических рекомендаций:
— ООО «МЦОК» (руководитель Захарова Н.С.), http://www.newprofi.com, (495) 980 0894, info@newprofi.com
— АО «ПАКК» (руководитель Финогенов В.К.), http://www.edu.pacc.ru, (495) 212 0578

Особенности применения продукта

Презентация разработана как вспомогательный учебный материал к учебно-методическому комплекту по финансовой грамотности для 5-7 классов. Альтернативно, педагог может использовать его в рамках любой программы для обсуждения в классе тем «Как открыть фирму», «Для чего нужны бизнес-инкубаторы».
Анимированную презентацию предполагается использовать для оживления восприятия материалов занятия, облегчения разбора наиболее сложных моментов, а также структурирования информации.
Методические рекомендации удобно использовать, чтобы быстро ознакомиться с содержанием презентации.
Вне рамок образовательного учреждения материал может использоваться родителями для организации домашних занятий с детьми, публиковаться в социальных сетях и других Интернет-ресурсах для широкой аудитории.

Опыт применения продукта

Видеоматериал был размещен исполнителем в социальных сетях:
— группа ВКонтакте, 2,1 тыс. подписчиков (https://vk.com/edu.pacc)
— страница в Фейсбук (https://m.facebook.com/edu.pacc/).
А также опубликован на канале YouTube «Образовательные проекты ПАКК» (9 тыс. подписчиков) и официальном сайте (https://edu.pacc.ru/kinopacc/).

Актуальность материала

Материал не требует актуализации

Организации, обладающие экспертизой в использовании продукта, координаты

Разработчики презентации:
— ООО «КАК проект», http://kak.ru/, (495) 120 11 02 , info@kak.ru 
— АО «ПАКК», http://www.edu.pacc.ru, (495) 212 0578
Разработчики методических рекомендаций:
— ООО «МЦОК», http://www.newprofi.com, (495) 980 0894, info@newprofi.com
— АО «ПАКК», http://www.edu.pacc.ru, (495) 212 0578

Материалы по теме

  • 100105.1.001 — Учебно-методический комплекс по финансовой грамотности для 5-7 классов общеобразовательной школы
  • 100190.1.002 — Комплект видеоматериалов к УМК по финансовой грамотности для учащихся 5-7 классов
  • 100190.1.145 — Комплект анимированных презентаций для учащихся 5-7 классов (1 сезон)
  • 100190.1.155 — Комплект анимированных презентаций для учащихся 5-7 классов (2 сезон)
  • 100190.1.156 — Комплект анимированных презентаций для учащихся 5-7 классов (3 сезон)
  • 100190.1.157 — Комплект анимированных презентаций для учащихся 5-7 классов (4 сезон)

бизнес, бизнес-инкубатор, бизнес-план, видеопрезентация, заем, инвестор, индивидуальный предприниматель, малый бизнес, материал для школьника, материалы для мероприятия, начальный капитал, предприниматель, предпринимательство, самозанятый, юридическое лицо

Создание собственного бизнеса возможно в условиях рыночной экономики. Понятие рынка многогранно.

Рынок может рассматриваться как место встречи продавца и покупателя, но также рынок можно определить и как совокупность потенциальных потребителей товаров и услуг.

Сегментом рынка принято называть часть рынка или часть потенциальных потребителей, выделенных по определённому признаку.

Пример:

Молодёжь (признак выделения сегмента — возраст), жители микрорайона (признак выделения сегмента — место проживания), владельцы автомобилей (признак выделения сегмента — владение товаром) и т.д.

Этапы создания собственного бизнеса

Создание собственного бизнеса связано с реализацией следующих этапов:

  1. Выдвижение бизнес-идей;
  2. Анализ состояния рынка и отбор лучшей бизнес-идеи;
  3. Разработка бизнес-плана и поиск источников финансирования;
  4. Выбор организационно-правовой формы ведения бизнеса;
  5. Государственная регистрация предпринимательской деятельности;
  6. Постановка на учёт в налоговой инспекции;
  7. Получение лицензий (в случае необходимости).

Вопрос выбора бизнес-идеи является одним из самых сложных. Существует множество советов и подходов, которые позволяют решить, какая из бизнес-идей лучше. Но все они сходятся в том, что лучшей будет та бизнес-идея, для реализации которой потребуются меньшие первоначальные вложения, и которая принесёт в будущем больший доход.

Поэтому для того, чтобы выбрать бизнес-идею, необходимо:
1) Сравнить сегменты рынка и определить их привлекательность по следующим параметрам:

  • ёмкость сегмента (размер сегмента) — оценка потенциального дохода, который может получить предприниматель;
  • потенциал роста сегмента — оценка динамики изменения дохода, который может получить предприниматель;
  • уровень конкуренции в сегменте.

2) Сравнить размер первоначальных вложений.

Потенциальная ёмкость рынка — это количество продукта, которое потенциально может быть реализовано на рынке.

Количество продукта может быть измерено в натуральном выражении (в количестве проданных за определённый период на определённой территории товаров), но чаще ёмкость рынка рассчитывают в стоимостном выражении (в деньгах) как произведение количества товаров на их цену.

Фактическая ёмкость (объём) рынка — это количество продукта, фактически реализованного всеми производителями на рынке.
Доступная ёмкость рынка — это количество продукта, который может реализовать отдельная фирма.

Открывая собственный бизнес, необходимо не ошибиться при выборе сегмента рынка!

Обрати внимание!

Наиболее привлекательным при выборе сегмента является тот, у которого доступная ёмкость выше.

Бизнес по франшизе

Открыть собственный бизнес можно, воспользовавшись бизнес-схемой под названием франчайзинг:

крупная фирма, владеющая собственным брендом, предоставляет партнёру франшизу, то есть право работать под уже известной на рынке торговой маркой.

Наибольшее распространение эта форма бизнеса получила в сферах общественного питания, магазинов обуви и одежды, аптек и т.п.

Работа по франшизе для предпринимателя предоставляет следующие преимущества:

  • возможность начать собственный бизнес с минимальными начальными вложениями;
  • получение помощи при открытии собственного бизнеса со стороны крупного партнёра;
  • получение вместе с торговой маркой репутации и известности среди потребителей;
  • возможность использовать результаты широкомасштабных рекламных компаний, проводимых владельцем торговой марки;
  • возможность использования результатов научных разработок, проводимых владельцем торговой марки;
  • получение гарантии постоянного снабжения;
  • возможность приобретения на выгодных условиях оборудования (основных фондов) у владельца торговой марки.

Работа по франшизе для предпринимателя имеет следующие недостатки:

  • меньшая самостоятельность при ведении бизнеса;
  • уменьшение дохода за счёт обязательных выплат владельцу торговой марки;
  • потеря репутации владельца торговой марки приведёт и к потере репутации бизнеса, открытого предпринимателем.

Но за право работать по франшизе необходимо заплатить. Условия предоставления франшизы разные и закрепляются Договором коммерческой концессии.

Как правило, покупатель франшизы выплачивает первоначальный взнос (паушальный взнос) и делает периодические выплаты (роялти). Размер паушального взноса может быть очень разным: от (500 000) руб. до (3) млн долларов. Периодичность выплаты роялти также может различаться: каждый месяц, каждый квартал, каждые полгода, один раз в год.

Обрати внимание!

Роялти могут начисляться как процент на прибыль, процент на выручку, а могут иметь фиксированный размер.

Многие мечтают начать свой бизнес, но делают это лишь единицы. Организация собственного дела является очень непростой задачей и требует прохождения целого ряда обязательных этапов, включающих психологические, идейно-концептуальные и организационно-технические аспекты.

13.jpg 
Этапы создания собственного дела

Самооценка
Любой старт требует приложения огромных усилий, затрат большого количества времени, труда и, что немаловажно, эмоций. Помимо этого, бизнес всегда сопряжен с рисками. Особую важность имеет психологический и эмоциональный настрой. Начиная собственное дело, нужно быть готовым к тому, что, возможно, придется жертвовать налаженными семейными отношениями, финансовой стабильностью от получаемой заработной платы, дружескими контактами и личными связями.

Бизнес-идея и бизнес-план
Бизнес начинается с бизнес-идеи, которая требует ответа на вопрос: какой вид бизнеса выбрать? И этот вопрос содержит много сложностей.
Предпринимательская идея – это потенциальная возможность и необходимость самореализации человека для решения собственных целей путем удовлетворения потребностей других.
Зачастую предприниматели берут готовую, работающую идею, просто оглянувшись вокруг, затем улучшают ее, устраняя недочеты. Да, действительно, это относительно надежно, ведь на сформированный рынок зайти проще, чем формировать его самостоятельно.  Однако то, что сегодня выгодно, доходно и кажется перспективным, уже завтра может потерять актуальность. Более того, порой в одной и той же нише и в очень схожих условиях у одних людей дело получается прибыльным и развивающимся, а другие разоряются. Все дело в компетенциях. Будущий предприниматель должен разбираться в той области деятельности, где собирается организовывать свое дело.
Лучший вид бизнеса — это тот, в котором будущий предприниматель особенным образом заинтересован, а также тот, для ведения которого уже сформированы определенные навыки.
 14.jpg

Таким образом, предпринимательская деятельность начинается с идеи, которая реализуется при определенных условиях в конкретный предпринимательский проект. Базисом подобного проекта всегда служит принцип: найти у других потребность и удовлетворить ее.

Оценка рынка
Одно из главных условий, соблюдение которого необходимо для успешного старта бизнеса, — это доскональный анализ ниши и предлагаемого к продаже продукта.
В ходе принятия решения о начале предпринимательской деятельности следует учитывать потенциальные возможности различных видов бизнеса в зависимости от территориальной привязки. Выбрав нишу, необходимо провести анализ рынка и понять, нужен ли людям ваш продукт, оценить конкуренцию и найти в себе отличительные преимущества. Не лишним будет получить консультации на этот счет в службах поддержки предпринимательства. Соответствие квалификации бизнеса возможностям местного рынка значительным образом повышает шансы на успех.

Перед началом оценки рынка необходимо ответить на ряд вопросов:
• для кого предприниматель будет производить свой продукт, выполнять работу или оказывать услуги;
• какие конкретно производить товары или оказывать услуги он собирается, и есть ли у него для этого условия;
• какова будет техническая и технологическая основа производства продукции или оказания услуг, с какими издержками и уровнем конкурентоспособности?

В ходе исследования рынка необходимо:
• установить объем рынка и его целевой аудитории (сформировать портрет потребителя: возраст, пол, профессия, социальное и материальное положение);
• определить местоположение потенциального клиента;
• установить данные по объемам предложений и реализации товаров компаниями-конкурентами, изучить структуру и методы работы сети сбыта, которые применяются на данном рынке;
• провести анализ внешних факторов, отражающихся на структуре рынка (например, экономических).

В результате оценки рынка следует четко определить вид деятельности, месторасположение организации и территориальные границы бизнеса.

16.png

 Чаще всего предприниматели открывают свое дело в той области, где они имеют определенный опыт и знания, а иногда создают совершенно новый товар или услугу. Но в какой бы области новая организация не создавалась, самое главное – это быть уверенным, что она коммерчески жизнеспособна и что найдется достаточное количество заинтересованных людей, которые будут готовы платить за производимые товары или услуги установленную цену.

Привлечение ресурсов
Для начала предпринимательской деятельности необходима определенная сумма средств. Порог входа в бизнес может разниться как от вида планируемой к организации деятельности, так и от способа ее реализации. Учреждениие собственного дела требует существенных денег на приобретение сырья, оборудования, аренду помещения, найма сотрудников и т.д.
При расположении внушительными средствами всегда уместно подумать над приобретением функционирующего предприятия. Также разумно рассмотреть возможность ведения бизнеса с помощью франчайзинга. Франчайзинг – это форма организации бизнеса, в которой владелец продукта (франчайзер) лицензирует или продает свою торговую марку, ноу-хау или производственную систему независимому предпринимателю (франчайзи), а франчайзи оплачивает владельцу первоначальный взнос и сервисную плату (роялти) за право на бизнес.

Источником средств для запуска бизнеса могут являться:
• личные накопления;
• банковские займы;
• средства, субсидированные государством.

Организационно-правовая форма
Для законного функционирования бизнеса потребуется его регистрация, которая предполагает выбор определенной организационно-правовой формы предпринимательской деятельности. Выбор правовой формы бизнеса является важным решением, поскольку от него зависит процедура подготовки к регистрации, уплата налогов и ряд других сопутствующих моментов. Наиболее распространенными организационно-правовыми формам являются индивидуальное предпринимательство (ИП) и общество с ограниченной ответственностью (ООО).

Определение состава учредителей
В ходе подбора учредителей следует учитывать их платежеспособность, деловые качества, порядочность и взаимное доверие. Нередко бывает, что учредители, едва начав бизнес, расходятся.
При создании юридического лица на учредителей возлагается ответственность за надлежащее проведение процесса учреждения, разработку и представление учредительных документов, формирование уставного фонда и органов управления.

Регистрация компании
Большинство предпринимателей пользуются услугами специализированных компаний, которые занимаются регистрацией, и особых проблем в этой связи не возникает.

Создание собственного дела в той или иной организационно-правовой форме предполагает следующие предпосылки:
1. наличие бизнес-идеи;
2. наличие имущества для формирования первоначального капитала;
3. наличие определенного объема финансовых средств, который необходим для формирования уставного фонда. В случае, если создается ИП, то уставной фонд не формируется;
4. наличие возможностей для аренды нежилых помещений или непосредственно нежилые помещения, необходимые для размещения офиса будущей компании и осуществления намеченных видов деятельности;
5. предварительный анализ предполагаемого рынка, на котором планируется осуществление предпринимательской деятельности;
6. формирование команды учредителей, хорошо знающих технологию осуществления определенных видов деятельности, ведение бухгалтерского и налогового учета и др.
Если данные условия выполнены или представляются выполнимыми, а также же присутствует вера в успех, то самое время начинать свой бизнес.

Собственный бизнес Проект выполнили: учителя истории и обществознания Бердникова Л. Г., МБОУ «Гимназия № 90», Володин А. Г. , МБОУ «Лицей № 159»

Собственный бизнес

Проект выполнили:

учителя истории и обществознания

Бердникова Л. Г., МБОУ «Гимназия № 90»,

Володин А. Г. , МБОУ «Лицей № 159»

Методическая разработка Содержание проекта: 1) раскрытие темы в рамках контекстной модели на примере урока обществознания; 2) реализация всех аспектов через тематический классный час;  3) расширение и углубление тематики через задания – проекты в качестве домашней работы; 4) виды внеурочной деятельности.

Методическая разработка

  • Содержание проекта:
  • 1) раскрытие темы в рамках контекстной модели на примере урока обществознания;
  • 2) реализация всех аспектов через тематический классный час;
  • 3) расширение и углубление тематики через задания – проекты в качестве домашней работы;
  • 4) виды внеурочной деятельности.

Актуальность проекта определяется необходимостью подготовки подрастающего поколения к вхождению во взрослую жизнь, пониманием, что в современной непростой экономической ситуации не стоит рассчитывать на полноценную заботу государства, а только на собственные силы. Новизна исследования заключается во включение всей возрастной группы учащихся через различные педагогические методы с использованием системно-деятельностного подхода в образовании. Значимость проекта выражается в охвате данной темой учеников не только 7 класса, на уроке обществознания, но и 5- 6 классов через внеурочную деятельность и на классных часах.

  • Актуальность проекта определяется необходимостью подготовки подрастающего поколения к вхождению во взрослую жизнь, пониманием, что в современной непростой экономической ситуации не стоит рассчитывать на полноценную заботу государства, а только на собственные силы.
  • Новизна исследования заключается во включение всей возрастной группы учащихся через различные педагогические методы с использованием системно-деятельностного подхода в образовании.
  • Значимость проекта выражается в охвате данной темой учеников не только 7 класса, на уроке обществознания, но и 5- 6 классов через внеурочную деятельность и на классных часах.

Целями выступают: формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи. Задачи вытекают из поставленных целей: создать условия для формирования предпринимательского мышления, позволяющего воспитать человека достижений и успеха; способствовать развитию в детях с раннего возраста социальных, экономических, управленческих, правовых, поведенческих компетенций предприимчивого человека; продолжить развитие умения работать с информацией, анализировать данные, делать выводы. Сроки реализации проекта: долгосрочные, так как расчитаны на несколько лет обучения школьников.

  • Целями выступают: формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
  • Задачи вытекают из поставленных целей:
  • создать условия для формирования предпринимательского мышления, позволяющего воспитать человека достижений и успеха;
  • способствовать развитию в детях с раннего возраста социальных, экономических, управленческих, правовых, поведенческих компетенций предприимчивого человека;
  • продолжить развитие умения работать с информацией, анализировать данные, делать выводы.
  • Сроки реализации проекта: долгосрочные, так как расчитаны на несколько лет обучения школьников.

Технологическая карта урока обществознания в 7 классе  « Виды и формы бизнеса» Цель урока:   подвести учащихся к пониманию роли бизнеса в современной экономике, необходимости получения специальных знаний для занятия бизнесом.  Задачи урока:   образовательные – организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению понятий « бизнес», « предпринимательская деятельность», создать условия для формирования представления о видах и формах бизнеса, роли предпринимательства;  развивающие - создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений извлекать необходимую информацию из текста; анализировать , сравнивать , структури­ровать информацию; умения формулировать проблему, предлагать пути её решения; умения работать в команде, ставить цели, планировать свою деятельность; воспитательные – воспитывать уважение к предпринимательству, стремление реализовать свои возможности и способности через предпринимательскую деятельность, стремление к получению знаний.

Технологическая карта урока обществознания в 7 классе « Виды и формы бизнеса»

  • Цель урока: подвести учащихся к пониманию роли бизнеса в современной экономике, необходимости получения специальных знаний для занятия бизнесом. Задачи урока: образовательные – организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению понятий « бизнес», « предпринимательская деятельность», создать условия для формирования представления о видах и формах бизнеса, роли предпринимательства; развивающие — создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений извлекать необходимую информацию из текста; анализировать , сравнивать , структури­ровать информацию; умения формулировать проблему, предлагать пути её решения; умения работать в команде, ставить цели, планировать свою деятельность;
  • воспитательные – воспитывать уважение к предпринимательству, стремление реализовать свои возможности и способности через предпринимательскую деятельность, стремление к получению знаний.

Классный час  «Как начать свой бизнес». Цель: Систематизировать знания и обеспечить усвоение, повторение следующих понятий учащихся: бизнес, малый бизнес, предпринимательство, прибыль, средства производства. Задачи: Сформировать у учащихся навыков экономического мышления, психологии успеха, умений выступать публично и высказать свое мнение, моделировать первые шаги предпринимателя;  Воспитывать у учащихся стремления зарабатывать своим трудом, интерес и позитивное отношение к предпринимательской деятельности.. Создание условий для личностного и профессионального самоопределения, воспитание способности созидать, творить. Форма проведения : деловая игра

Классный час «Как начать свой бизнес».

  • Цель: Систематизировать знания и обеспечить усвоение, повторение следующих понятий учащихся: бизнес, малый бизнес, предпринимательство, прибыль, средства производства.
  • Задачи:
  • Сформировать у учащихся навыков экономического мышления, психологии успеха, умений выступать публично и высказать свое мнение, моделировать первые шаги предпринимателя;
  • Воспитывать у учащихся стремления зарабатывать своим трудом, интерес и позитивное отношение к предпринимательской деятельности..
  • Создание условий для личностного и профессионального самоопределения,

воспитание способности созидать, творить.

  • Форма проведения : деловая игра

Создание социального проекта по таблице заданий «Крестики-нолики» в рамках домашнего задания. «Крестики-нолики» – отличный инструмент дифференциации, дающий ученику выбор в соответствии с его уровнем владения навыками либо его интересами. Он представляет собой таблицу (сетку, решетку) из 9 ячеек – три на три, как в игре в «Крестики-нолики» – в каждой ячейке по заданию. Задания направлены на развитие и тренировку определенных навыков, закрепление изученного в классе, либо носят творческий характер.

Создание социального проекта по таблице заданий «Крестики-нолики» в рамках домашнего задания.

  • «Крестики-нолики» – отличный инструмент дифференциации, дающий ученику выбор в соответствии с его уровнем владения навыками либо его интересами. Он представляет собой таблицу (сетку, решетку) из 9 ячеек – три на три, как в игре в «Крестики-нолики» – в каждой ячейке по заданию. Задания направлены на развитие и тренировку определенных навыков, закрепление изученного в классе, либо носят творческий характер.

Внеурочная деятельность в форме мастер-класса Реализация Иллюстративный пример Цели: увлечь детей идеями предпринимательства на примере собственного бизнеса учащихся старших классов. Задачи: объяснить детям как организуется бизнес, как он функционирует, с какими сложностями связан; показать, что предпринимательская деятельность может осуществляться уже подростками, что можно выбрать неординарную подачу товара даже в проверенных сферах бизнеса.

Внеурочная деятельность в форме мастер-класса

Реализация

Иллюстративный пример

  • Цели: увлечь детей идеями предпринимательства на примере собственного бизнеса учащихся старших классов.
  • Задачи: объяснить детям как организуется бизнес, как он функционирует, с какими сложностями связан; показать, что предпринимательская деятельность может осуществляться уже подростками, что можно выбрать неординарную подачу товара даже в проверенных сферах бизнеса.

ВЫВОДЫ: Тема «Собственный бизнес» курса «Финансовая грамотность» может быть раскрыта в рамках как школьной программы, так и во внеурочной деятельности и на классных часах; Проект может быть реализован с помощью системно-деятельностного подхода через использование традиционных и активных, и интерактивных методов обучения с преобладанием последних. Проект поможет развитию самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планированию собственного бюджета, поиску вариантов собственного заработка через бизнес.

ВЫВОДЫ:

  • Тема «Собственный бизнес» курса «Финансовая грамотность» может быть раскрыта в рамках как школьной программы, так и во внеурочной деятельности и на классных часах;
  • Проект может быть реализован с помощью системно-деятельностного подхода через использование традиционных и активных, и интерактивных методов обучения с преобладанием последних.
  • Проект поможет развитию самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планированию собственного бюджета, поиску вариантов собственного заработка через бизнес.

Библиографический список Обществознание.7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л.Н.Боголюбов и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой.- М.: просвещение, 2010. Обществознание.7 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ О.А.Котова, Т.Е. Лискова.- М.: просвещение, 2010. Бизнес-идеи для подростков — http://bizoomie.com/biznes-ideidlya-podrostkov-top-10/ • Бизнес для подростков — http://www.mir-deneg.com/biznes-dlyadetej-2/chto-vy-uzhe-umeete-delat/ Сайт Ассоциации молодых предпринимателей России — http://www.moldelo.ru/ • Портал молодых предпринимателей России — http://www.molpred.com/

Библиографический список

  • Обществознание.7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л.Н.Боголюбов и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой.- М.: просвещение, 2010.
  • Обществознание.7 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ О.А.Котова, Т.Е. Лискова.- М.: просвещение, 2010.
  • Бизнес-идеи для подростков — http://bizoomie.com/biznes-ideidlya-podrostkov-top-10/
  • • Бизнес для подростков — http://www.mir-deneg.com/biznes-dlyadetej-2/chto-vy-uzhe-umeete-delat/
  • Сайт Ассоциации молодых предпринимателей России — http://www.moldelo.ru/
  • • Портал молодых предпринимателей России — http://www.molpred.com/

Кирсанова Наталья Николаевна

МБОУ СОШ п. Солидарность Елецкого муниципального района Липецкой области

Классный час «Предпринимателями не рождаются…»

Цель: Стимулирование интереса учащихся к профессии предприниматель и вопросам бизнеса.

Задачи:

  • Выяснить, что такое предпринимательство и кто такой предприниматель;

  • Определение важнейших качеств предпринимателя;

  • Выявление у себя предпринимательских способностей;

  • Осознание необходимости развития в себе качеств, которые помогут достичь личностного и профессионального успеха

  • Развивать коммуникативные умения учащихся, ответственность за работу в команде, профессиональные интересы и предпочтения.

Предварительная подготовка:

  • Составление и изучение Бизнес словаря.

  • Заготовка лицензий фирм.

  • Подготовка плаката результатов игры.

  • Изготовление денежных единиц.

  • Изготовление и распечатка заданий для команды.

  • В игре участвуют 3 команды, которые формируются по цветным карточкам.

Ход классного часа

I. Вступительная часть

Слайд 2

Послушайте песни и сделайте предположение, о чем пойдёт речь на классном часе.

(Звучат отрывки из песен «Money, money» (в исполнении Лайзы Миннелли и группы «АВВА»), «Деньги не в счет» (в исполнении Игоря Николаева), «Когда б имел златые горы…», «Деньги-дребеденьги» (из мультфильма «Остров сокровищ»), «Песня разбойников» (из мультфильма «Бременские музыканты»)

Слайд 1

Наверное, каждый из вас мечтает быть знаменитым, достичь успеха, оставить что-то в память о себе. Предприниматель — одна из тех профессий, в которой смелые, трудоспособные, предприимчивые люди добиваются успеха. Но предпринимателями не рождаются… А вот как стать успешным предпринимателем, об этом пойдет речь сегодня на классном часе.

Слайд 3

Кто такой предприниматель? (Предприниматель — человек, который организует собственное дело и получает прибыль)

Предприниматель —  лицо, имеющее своё дело в целях получения прибыли в форме создания торговли или производства.

Каждый предприниматель может иметь собственное дело или может помогать создавать предприятия другим предпринимателям.

Предпринимательством занимаются люди разных профессий: не только владельцы торговых точек на рынках, но и хозяева парикмахерских, кафе, фотографы и др.

Слайд 4

Процесс предпринимательства состоит из следующих ступеней:

 поиск новой идеи и её оценка;

 составление бизнес-плана

 поиск необходимых ресурсов;

 управление созданным предприятием.

II. Игра «Открываем свою фирму»

Слайд 5

Итак, первоначальные сведения о предпринимательстве вы получили. Но чтобы узнать работу предпринимателя изнутри, давайте поиграем с вами в игру «Открываем свою фирму»

Цель игры — знакомство с азами организации предпринимательской деятельности.

Любая предпринимательская деятельность контролируется налоговой инспекцией. Сегодня роль налоговой инспекции сегодня будут выполнять жюри. Знакомьтесь… (Классный руководитель представляет членов жюри)

В течение всей игры налоговая инспекция будет следить за деятельностью всех фирм, а затем в конце выберет ту фирму, которая достойна высшей награды.

Ход игры

Слайд 6

Этап 1. Презентация «фирмы»

На время игры вы станете фирмами и познакомитесь с основными принципами ее работы. Когда вы занимали свои места, вы уже сформировали свои фирмы.

Слайд 7

Но мы ничего не знаем о каждой из фирм. Поэтому вам необходимо придумать название, которое будет отражать ее деятельность. Ну и конечно, раздать портфели сотрудникам фирмы. Портфели, которые вам предложены это:

  • Генеральный директор

  • Менеджер по рекламе

  • Бухгалтер

  • Офис-менеджер

  • Юрист

  • Секретарь-референт

  • Инженер по технике безопасности Начальник отдела кадров

  • Логистик

  • Финансист

Время на подготовку 3 минуты.

(Презентация фирмы может быть в любой форме: в виде свободного рассказа, в стихотворной форме, в форме песни, частушек и т.д.)

По ходу выступления члены жюри записывают названия команд в плакат итогов игры, представители фирм пишут названия фирм на табличках и выставляют их на столы.

Слайд 8

Этап 2. Получение лицензии

Чтобы фирма начала свое существование, ей необходимо получить лицензию на осуществление своей деятельности.

Лицензия — это разрешение, выдаваемое государством на право той или иной хозяйственной деятельности.

Слайды 9-10

Чтобы вам получить лицензию, необходимо ответить на вопросы комиссии по лицензированию

  1. Самая известная книга К.Маркса («Капитал»)

  2. Дача денег в долг на определенный срок (Ссуда, кредит)

  3. Неплатежеспособность из-за отсутствия средств (Банкротство)

  4. Оператор на бирже (Брокер)

  5. Место, где заключают сделки по продаже акций и облигаций (Биржа)

  6. Название денег в международном обращении (Валюта)

  7. Операция с помощью, которой предприниматель может оградить себя от риска случайной гибели продукции (Страхование)

  8. Одна из форм торговли особо ценными товарами (Аукцион)

Вопросы задаются всем фирмам. Каждая из фирм предлагает свой ответ. Налоговая инспекция фиксирует ответы фирм и по окончании данного этапа выносит вердикт, получает или не получает лицензию каждая из фирм. Если количество правильных ответов слишком мало, то жюри можно сказать: «Ваша фирма получает лицензию на осуществление деятельности сроком не на год, а на три месяца». Выдаются лицензии (Приложение1)

Слайд 11

Этап 3. Стартовый капитал

Чтобы фирма могла осуществлять свою деятельность, ей необходим стартовый капитал. Его вы можете получить в ссуду у банка, но сумму вашего займа мы определим на аукционе. Вы должны называть по очереди пословицы, поговорки или высказывания о деньгах.

За каждую поговорку «Фирма» получает деньги. (Приложение 2)

Cлайды 12-14

(Если ученики не называют самостоятельно ни одной пословицы / поговорки, можно читать первую половину пословицы, а они должны продолжить). (Приложение3)

Слайд 15

Этап 4. Реклама товара

Первоначальный капитал у вас уже есть, значит можно запускать в продажу товар. Но вы знаете что: «Не похвалишь, не продашь». Т.е. двигатель торговли это … реклама. Без нее объем продаж будет незначительным.

Поэтому вам необходимо прорекламировать свой товар так, чтобы всем захотелось его приобрести.

 Слайд 16

Фирма 1 рекламирует резиновые сапоги

Фирма 2 рекламирует швабру

Фирма 3 рекламирует алюминиевую кружку

Время на подготовку 3 минуты.

(Каждой фирме необходимо предоставить лист ватмана, карандаши, мелки, маркеры, цв. бумагу и пр.)

Слайд 17

Этап 5. 3аключение договора

Увидев вашу рекламу, некоторые страны захотели с вами сотрудничать. Чтобы подписать с ними договор, необходимо определить денежные единицы этих стран. (Приложение 4)

Если вы определяете правильно, значит, договор подписан. 

Время на выполнение задания 3 минуты.

Слайды 18-19

Контроль выполнения задания.

  • Латвия (лат)

  • Болгария (лев)

  • Украина (гривна)

  • Франция (евро)

  • Китай (юань)

  • Польша (злотый)

  • Индия (рупий)

  • США (доллар)

  • Япония (йена)

  • Великобритания (фунт стерлингов)

  • Белоруссия (рубль)

  • Чехия (крона)

  • Ирак (динар)

  • Аргентина (песо)

  • Бразилия (реал)

  • Турция (лира)

Пока фирмы в сопровождении классного руководителя проверяют задание, жюри в это время проверяет работу каждой фирмы и по окончании подводит итоги, с какой из фирм возможно заключать международные контракты и выдает договор (Приложение 5)

Слайд 20

Этап 6. Селекторное совещание

Директора фирм приглашаются на селекторное совещание.

Слайд 21

Так как вы руководите фирмами, то должны уметь составлять деловое письмо. В него вы должны включить следующие слова в том порядке, в котором они записаны:

дом

собака

колбаса

вагон

время

терпение

задача

Время на подготовку 3 минуты.

Пока директора фирм проводят селекторное совещание, сотрудникам фирм предлагаю немного отдохнуть. Давайте поотгадываем «Экономические загадки». Ваша задача – добавить последнее слово к каждой загадке.

1. На товаре быть должна

Обязательно… (цена).

2. Коль трудился круглый год,

Будет кругленьким… (доход).

3. Журчат ручьи, промокли ноги —

Весной пора платить… (налоги).

4. Как ребенка нет без мамы,

Сбыта нету без… (рекламы).

5. Сколько купили вы колбасы,

Стрелкой покажут вам точно… (весы).

6. Будут целыми, как в танке,

Сбереженья ваши в… (банке).

7. Дела у нас пойдут на лад:

Мы в лучший банк внесли свой… (вклад).

8. Чтобы дом купить я смог,

Взял кредит, внеся… (залог).

9. В море коварном товаров и цен

Бизнес-корабль ведет… (бизнесмен).

10. Люди ходят на базар:

Там дешевле весь… (товар).

11. В банке для всех вас висит прокламация:

«Деньги в кубышках съедает… (инфляция)».

12. И врачу, и акробату

Выдают за труд… (зарплату).

13. Мебель купили, одежду, посуду.

Брали для этого в банке мы… (ссуду).

14. Стал владельцем, братцы, я –

Вот завода… (акция).

15. Чтобы партнеров не мучили споры,

Пишут юристы для них… (договоры).

16. Очень вкусная витрина

У овощного… (магазина).

17. На рубль — копейки, на доллары — центы,

Бегут-набегают в банке… (проценты).

18. Приносить доходы стал

В банке папин… (капитал).

19. Чуть оплошаешь — так в тот же момент

Весь рынок захватит твой… (конкурент).

Слайд 22

Этап 7. Ревизия

Очень часто в жизни бывает так, что проверки приходятся на то время, когда начальство отсутствует. В вашей фирме наступил именно такой момент. К вам приехал ревизор. Пришло время отдавать ссуду в банк. Если вы отвечаете на вопросы проверки, то часть процентов считается погашенной. Если нет, то придется платить деньги.

Слайды 23-25

  1. Что такое лицензия? (Разрешение, выдаваемое государством на право той или иной хозяйственной деятельности)

  2. Что такое реклама? (Cредство обмена информацией между потребителем и продавцом)

  3. Что такое ипотека? (Денежная ссуда, предоставленная клиенту банка под залог недвижимого имущества на длительный срок)

  4. Что такое заем? (Договор, по которому одна сторона передает в собственность или управление другой стороне деньги или вещь, а заемщик обязуется возвратить полученную сумму или вещь)

  5. Что такое банк? (Кредитно-финансовое учреждение, осуществляющее операции, связанные с накоплением денежных средств)

  6. Что такое банкротство? (Долговая несостоятельность, финансовый крах)

  7. Кто такой конкурент? (Лицо или фирма, которые соперничают в чём-либо с вами (продают аналогичный товар, оказывают аналогичные услуги),  стремятся достичь тех же целей  и т.п.)

  8. Кто такой предприниматель? (Лицо, имеющее своё дело в целях получения прибыли в форме создания торговли или производства )

9. Кто такой аудитор? (Лицо, занимающееся ревизией  бухгалтерских

документов и отчётности и консультационной деятельностью, 

связанной с наладкой бухгалтерского учёта )

Вопросы задаются фирмам по очереди. Если фирма, которой был задан вопрос, не дает правильный ответ, его может дать другая фирма, уменьшая тем самым размер ссуды. У фирмы, не ответившей на вопрос, ей предназначенный, увеличивается ссуда в банке

В конце игры жюри подводит итоги. Награждение

III. Тестирование

Каждый имеет право стать предпринимателем, но не каждый на это способен. Чтобы выяснить, способен ли каждый из вас стать предпринимателем в реальности, предлагаю пройти небольшое тестирование. (Приложение 6)

(Учащиеся тестируют сами себя, а затем соотносят баллы с результатом)

IV. Завершающая часть

Слайд 26

Для сознательного выбора занятия предпринимательской деятельностью необходимо определить, какими качествами должен обладать предприниматель. 

(Далее класс обсуждает главные качества предпринимателя).

Итак, предприниматель – это новатор. Человек, готовый идти на риск, предлагая, это новое. Его успех – это признание общества. А признание общества – это прибыль, которую он получает от реализации своих идей.

Слайд 27

Однако прибыль для настоящего предпринимателя – это не самоцель, а мера измерения его успеха.

Преуспевающий бизнесмен Наполеон Хилла в своей книге «Думай и богатей» писал: 

«Я в полной мере осознаю, что ни богатство, ни положение в обществе не могут быть устойчивыми, если они не покоятся на правде и справедливости. Поэтому я не свяжу свою совесть сделками, которые не принесут выгоды всем участникам. Я добьюсь своего, объединяясь с другими людьми. Я подавлю в себе ненависть, зависть, подозрительность, чёрствость и цинизм, совершенствуя свою любовь к людям, ибо знаю, что плохое отношение к окружающим никогда не принесёт успеха».

Слайд 28

Итак, свой бизнес – это возможно или нет? (Варианты ответов учащихся)

При каких условиях возможно открыть свое дело? (Варианты ответов учащихся, соотнесение с вариантами на слайде)

Слайд 29

Предпринимательской деятельности необходимо учиться постоянно, независимо от возраста, опыта и занимаемого положения. При этом следует учитывать, что успех, может быть, достигнут лишь усердной и постоянной работой, добросовестным отношением к делу. Чтобы быть успешным, следует работать над собой.

V. Рефлексия

Учащимся предлагается закончить предложения Слайд 30

1. Для меня было интересным …

2. Я узнал (а) для себя …

3. Для меня было легко …

4. Для меня было трудным …

5. Для меня было бы лучше, если бы …

Источники информации

1. Классный час «Предприниматель – профессия или призвание»

https://infourok.ru/klassniy-chas-predprinimatel-professiya-ili-prizvanie-717675.html

2. Экономическая игра «По ступенькам бизнеса»

https://drive.google.com/file/d/0B5C7PMwHG9XJUHZCU2M4SEdxbkU/view

3. Бизнес-викторина «Готов ли ты открыть свое дело?»

https://drive.google.com/file/d/0B5C7PMwHG9XJV0ZJemRyUTVSRjQ/view

4. Бизнес-викторина «Фирма и ее деятельность»

http://festival.1september.ru/articles/550633/

5. Герб России

http://vdvsp.ru/pic/news/1460328841.jpg

6. Рамка

http://www.ramki.org/downloads/orn-elem2.jpg

7. Международное сотрудничество

https://staticseekingalpha.a.ssl.fastly.net/uploads/2016/7/27/1723581-14696488298616345.jpg

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Совкомбанк на ленинском проспекте в санкт петербурге адрес часы работы
  • Современный подход к созданию предприятия в сфере ресторанного бизнеса
  • Согласие страховая компания личный кабинет осаго вход в личный кабинет
  • Согласно режима работы контора закроется в семнадцать часов где ошибка
  • Создать класс time для работы со временем в формате час минута секунда