Сны сибири выставка исторический музей часы работы

Обзорные экскурсии по выставке, 12+
Посетители смогут познакомиться с уникальными произведениями искусства, отражающими духовный мир традиционных культур народов Сибири и Дальнего Востока. Экскурсовод покажет интересные находки, обнаруженные на территориях, через которые пролегает Транссибирская магистраль — Великий Сибирский путь. Дополнят воссозданный мир прошлого работы современных скульпторов и художников, переосмысливших мотивы древнего искусства.

Ведущие: Лисовская Ю. Г., Муравьева Т. В., экскурсоводы Исторического музея

Купить билет

Экскурсии кураторов выставки, 12+
Авторский показ иммерсивной выставки «Сны Сибири», объединившей археологию, современное искусство и передовые экспозиционные технологии. Кураторы выставки представят яркую картину древней истории и многообразие культуры регионов, расположенных по пути следования Транссибирской магистрали.
Ведущие: кураторы выставки «Сны Сибири» (Фонд развития науки и культуры «Таволга»)

Купить билет

Интерактивная экскурсия «Сказы Сибири», 8+
Приглашаем детей и их родителей на интерактивную экскурсию по выставке «Сны Сибири». Главной темой станут мифы и сказания о божествах, героях и животных. Представленные на выставке археологические находки «оживут» в легендах народов Сибири, рассказанных ведущим. В интерактивной части экскурсии ребята при помощи картонных кукол разыграют спектакль по мотивам сказки «Невеста Владыки ветров».
Ведущая: Муравьева Т. В., экскурсовод Исторического музея

Купить билет

Сведения предоставлены организацией

ФГБУК «Государственный исторический музей»

и опубликованы автоматически. Администрация портала

«Культура.РФ»

не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь

в личном кабинете

учреждения культуры.

Идентификатор события на PRO.Культура.РФ —

2442408

«Сны Сибири» — это название выставки, организованной фондом «Таволга» в Государственного Исторического музея. Проходит выставка в Москве, в здании филиала ГИМ, музея войны 1812 года.
Мне показалось, что главное достоинство этой выставки — сочетание традиционного музейного показа подлинников с современными технологиями и грамотной организацией выставочного пространства. Полумрак в залах, музыкальный фон, мониторы с сибирскими пейзажами создают загадочную атмосферу. Посетитель как бы совершает перемещение не только в пространстве, но и во времени. Кажется, что очутился где-нибудь в районе Минусинска в таинственном жилище шамана.

Музыкальное сопровождение выставки найти не удалось. Но кажется, шаманские напевы в исполнении группы «Новая Азия» и Болота Байрышева вполне воспроизводят звуковой фон.

В этом репортаже мы покажем несколько экспонатов выставки и дадим бесполезные 🙂 советы о её посещении. Начнём с общей информации.

Выставка «Сны Сибири». Посетителям

Проходит выставка в здании музея войны 1812 года по адресу площадь Революции д.2/3.
Выставка открыта до 30 января 2023 года. Работает ежедневно, кроме вторника.

Внимание! Вторник — выходной день в музее!

Открывается музей в 10.00. По пятницам и субботам работает до 21 часа. В понедельник, среду, четверг и воскресенье открыт до 18 часов.

Ближайшая к музею войны 1812 года станция метро — «Площадь Революции». Музей стоит по соседству с вестибюлем станции. До музея войны 1812 года также удобно дойти от станций метро «Охотный ряд» и «Театральная».

Музей войны 1812 года

Музей войны 1812 года.

В середине ноября в первой половине буднего дня ажиотажа на выставке не наблюдалось. Несколько посетителей неспешно осматривали экспонаты залов. Возможно, в выходные дни и новогодние каникулы ситуация изменится. Советуем покупать билет онлайн.

Стоимость билетов на выставку «Сны Сибири»

Не знаю, кого благодарить за гуманную стоимость выставки — устроителей фонд «Таволга» или Исторический музей. Цена билета порадовала!
Полный билет на выставку стоит 300 рублей.
Льготные билеты (для пенсионеров, студентов и школьников) продают вдвое дешевле — 150 рублей.

«Сны Сибири». Экспозиция. Что посмотреть

Выставку вполне можно назвать камерной. Все экспонаты разместились в четырёх залах.
Первый зал предваряет основную экспозицию. Огромный монитор на две стены демонстрирует карту Сибири, движущийся поезд, изображения артефактов, найденных в том или ином районе. Все подлинники выставки обнаружены на землях, через которые пролегает Транссибирская магистраль. Ведь выставка приурочена к 130-летию Великого Сибирского пути.

Огромный монитор завораживает зрителя. На удобном диване можно долго просидеть, рассматривая все изображения, наблюдая, как образ совы вертит головой и виртуальный волк насторожено обнюхивает воздух.

Сны Сибири

На выставке «Сны Сибири».

Обратите внимание на изображения ладони на мониторе. Это тактильные указатели. Если коснуться ладони, то высветятся сведения об изображённых артефактах.

На стенде можно прочитать концепцию выставки. В «Снах Сибири» представлены два разных фокуса. Один аспект показывает взгляд древнего человека на самого себя и окружающий мир. Другой ракурс отражает представления современных художников о той далёкой и загадочной эпохе.

Выставка показывает искусство древних людей, обитавших на обширных землях за Уральским хребтом. Она также включает произведения современных нам художников, чьё мировоззрение пропитано настоящим и прошлым Сибири. Свои работы мастера создавали, вдохновляясь образами прошлого.

Но не будем забегать вперёд. Проследуем во второй зал экспозиции. Его тема называется «Лес».

Билет в Московский Кремль с аудиотуром

Билет в Московский Кремль с аудиотуром.

Второй зал выставки «Сны Сибири». Лес

Этот зал рассказывает об искусстве и верованиях людей, живших в лесной зоне Приуралья, Зауралья, Прикамья и Западной Сибири. Временной отрезок — две тысячи лет: I тысячелетие до нашей эры — I тысячелетие новой эры.

В первую очередь внимание привлекает оформление зала. Вы не сразу поймёте, что вошли в помещение через «домик мёртвых». Оглянитесь на него из дальнего угла зала и оцените деревянные конструкции.

Огромный медведь намекает, что посетитель оказался в его берлоге. 😉
Рядом установили огромную модель красивой женщины с монголоидными чертами лица. Это притягательный и одновременно загадочный женский образ — аллегория Сибири, как её представил себе художник Пётр Бирюков. Создали модель методом 3D-печати. Возможно, лицо Сибири воссоздали по одному из обнаруженных в могильниках женских черепов.

На выставке Сны Сибири

На выставке «Сны Сибири»

Обратите внимание на оформление «неба». Весь потолок представляет собой огромную стаю летящих сов. Я сразу вспомнила египетский зал Пушкинского музея с летящими коршунами — образами богини Нут.

Летящие совы

Летящие совы — оформление потолка

Воздержусь показывать другие диковинки, чтобы сохранить интригу. Скажу, что в этом зале есть и уголок с истуканами, и ствол древнего дуба с моделями бронзовых фигурок-тотемов.
Обратимся к подлинникам.

Подлинники

В витринах за стеклом находятся артефакты так называемого скифско-сибирского «звериного стиля». Это бронзовые изображения древних богинь и существ с антропоморфными чертами.
Все экспонаты представлены таким образом, что их можно внимательно рассмотреть. Отлично видны детали.

Прорезная пластина с изображением трёх мифических антропоморфных персонажей со звериными и птичьими чертами.

Прорезная пластина с изображением трёх мифических антропоморфных персонажей со звериными и птичьими чертами. Фрагмент. VI -VII вв. н.э. Случайная находка. Чердынский краеведческий музей.
Ажурное изображение мифического существа с тремя головами
Ажурное изображение мифического существа с тремя головами. Бронза. VI в. до н.э. — V в. н.э Кулайская археологическая культура. Случайная находка. Томский областной краеведческий музей им. М.Б.Шатилова.
Пластина с изображением антропоморфной личины в рогатом головном уборе.
Пластина с изображением антропоморфной личины в рогатом головном уборе. Бронза. Последняя четверть I тыс. до н.э. — первая половина I тыс. н.э. Случайная находка на острове Жилой на реке Ангаре. Музей Новосибирска

Рядом представлены несколько моделей увеличенных копий подлинников. Они снабжены аудиозаписями и наушниками. Если интересно, подходите к модели, надевайте наушники и слушаете развёрнутое описание артефакта.

Прежде чем продолжить осмотр, обратите внимание на артефакты в узкой галерее между двумя залами. В ней также увидите удивительные рукотворные фигурки.

Ажурное изображение оленя.

Ажурное изображение оленя. Бронза. VI в. до н.э. — V в. н.э. Ранний железный век. Кулайская археологическая культура. Случайная находка. Томский областной краеведческий музей им. М.Б.Шатилова.

Третий зал выставки «Сны Сибири». Горы, степи и долины

В этом зале представлена более древняя эпоха — бронзовый век — IV — I тысячелетия до нашей эры.
В первую очередь привлекает внимание группа каменных идолов. Это так называемые окуневские изваяния или окуневские стелы.

Окуневские изваяния

Окуневские изваяния

На выставке представлены копии изваяний. Настоящие окуневские стелы на выставку не привезли по причине трудоёмкости и дороговизны перемещения. Подлинники хранятся в Хакасском национальном краеведческом музее.

Авторские экскурсии по Москве без посредников.

Окуневские стелы

Названы изваяния по имени Окуневской культуры местности Окунев улус на юге Хакасии. Южносибирская археологическая культура скотоводов сложилась в бронзовом веке.

Окуневские изваяния

Изваяния несли культовое значение. Учёные по сей день не расшифровали символику изображений. Возможно, что это лики духов или божеств. Может быть это некие быки-предки или женщины-прародительницы. Есть версия, что изваяния олицетворяли ушедших в иной мир шаманок в ритуальных одеяниях. Не исключено, что в окуневском искусстве запечатлены образы и сюжеты древних мифов.

Окуневская стела

Чтобы облегчить обработку камня, окуневцы для своих культовых созданий искали удлиненные глыбы песчаника или даже гранита. После обработки камня изваяние приобретало столбообразную форму высотой 3-4 метра. На узкой грани столпа по центру или немного ниже древние ваятели высекали личину и отходящие от нее другие изображения в виде мифических и настоящих животных, сакральных символов.
Окуневские изваняния
На выставке представлены несколько типов окуневских стел. Иногда на них изображали только одну личину. Но чаще всего она была лишь средником сложной композиции.
Обычно окуневцы изображали трёхчастных идолов. Часто к личинам добавляли длинные уши и/или рога. На многих можно увидеть солярный знак.
На самом верху одного из идолов размещается небольшая реалистичная личина. Интересно, что если смотреть на изваяние анфас, то под центральной личиной можно увидеть рельефно высеченные женские груди и солярный знак на выпуклом животе. Но если посмотреть сбоку, в профиль, то можно сразу заметить, что под ней располагается изображение морды зверя с раскрытой пастью и оскаленными зубами.

В ходе раскопок историки выяснили, что в местах обнаружения окуневских стел располагались древние святилища. В середине стоял главный идол с личиной, обращённой на восход солнца. Часто с юга располагались каменные жертвенники. В них археологи находили кости жертвенных животных.
Окуневсккие изваяния

Подробно рассмотреть одного из идолов вам поможет аудиозапись у тактильной модели.

Тактильная копия стелы с изображением антопоморфного мифического персонажа со звериными чертами

Тактильная копия стелы с изображением антопоморфного мифического персонажа со звериными чертами. III — II тыс. до н.э.

Подлиники

Подлинников в этом зале немного. Но по возрасту они гораздо старше, чем артефакты предыдущего зала.
Ценный экспонат получил название «амурской Венеры» или «кондонской Нефертити» по имени кондонской культуры. В сети опубликовано множество подробностей об этой находке. Они открываются по запросу «амурская Венера» или «кондонская Нефертити».

Кондонская Нефертити

Кондонская Нефертити. Глина, IV — III тыс. до н.э. Найдена близ села Кондон в Хабаровском крае. Музей истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск

О ней подробно расскажет аудиозапись рядом с тактильной моделью.

Удивительны и два других экспоната. Один — фрагмент стенки керамического сосуда, обнаруженного при раскопках А.П.Окладникова в 1965 году.

фрагмент стенки керамического сосуда с антропоморфным и зооморфным изображениями

Фрагмент стенки керамического сосуда с антропоморфным и зооморфным изображениями. Глина. Начала III тыс. до н.э. — первая четверть II тыс. до н.э. Неолит Нижнего Приамурья. Вознесенская археологическая культура. Музей истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока, Новосибирск

Идол «меч с глазами» — это тайна для историков, потому что нашли его случайно. Об этом артефакте известно немногое. Он принадлежит к «кругу местных древностей с признаками скифской культуры» и сделали его не позднее III века до нашей эры.

идол-меч с глазами

Идол-меч с антропоморфной личиной в центре гарды и зооморфным декором её окончаний. Бронза. V — III века до н.э. Музей истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока, Новосибирск

В этом зале светом воспроизвели сибирские петроглифы. Стоит понаблюдать за сменой подсвеченных участков.

Световая имитация петроглифов. Сны Сибири

Световая имитация петроглифов на выставке «Сны Сибири».

Сны Сибири

Здесь же представлены деревянные фигурки возрастом более пяти тысяч лет

Деталь украшения конской узды в виде дракона. Дерево. V — III вв. до н.э. Ранний железный век Южной Сибири. Пазырыкская археологическая культура. Республика Алтай, Кош-Агачский р-н, плоскогорье Укок, долина реки Ак-Алаха. Могильник Ак-Алаха. Раскопки Н.В.Полосьмак, 1993 г.

и погребальные глиняные маски.

Маска погребальная

Маска погребальная. Глина. V-VII вв.

«Из тьмы веков» предыдущих залов возвращаемся на «свет божий» в мир современного искусства.

Сибирь и Дальний Восток в археологии и современном искусстве

Зал с современными представлениями мастеров о древнем искусстве показался не менее интересным.

Сны Сибири

На выставке «Сны Сибири».

Работ представлено не очень много, но все они достойные и интересные. Мне понравились бубны Олега Комарова из кожи, бересты и дерева.

Олег Комаров. Бубны

Олег Комаров. Бубны.

Завораживают его же туеса «Томская писаница» с воспроизведением петроглифов.

Томская писаница

О.Комаров. Туеса «Томская писаница» Диптих.

Прекрасно вписались в «Сны Сибири» авторские каменные пирамиды — сейды. Их дополняют фотографии и увеличенные изображения орнаментов.

Сны Сибири

На выставке «Сны Сибири».

Каждый экспонат достоин внимания. А информационные стенды помогут составить представление о об искусстве сибирских творцов.

Завершая обзор выставки приведу краткую выдержку из выставочных экспликаций:

«Человек погружается в сон, чтобы проснуться. Во сне он осмысляет впечатления дня ушедшего и обретает силы для осуществления дня грядущего. Так и выставка «Сны Сибири» приглашает вас погрузиться в созерцание древнего прошлого, чтобы пробудить новые чувства и ощущения для жизни настоящего дня, а, возможно, и обрести себя настоящего…»

Билет на выставку

В середине ноября билет на выставку «Сны Сибири» продавали как в кассах при входе в музей, так и онлайн. Для удобства читателей добавляем ссылку на покупку онлайн билетов на выставку.

Ссылка на страницу покупки билетов на выставку.

«Сны Сибири». Впечатления о выставке

Лучше всех свои впечатления от выставки выразила искусствовед С.А.Багдасарова.

«Выставка, вызывающая дрожь в коленках»,

— так София Андреевна озаглавила свою статью о «Снах..»

Это действительно так. Полумрак и почти театральные декорации способствуют ощущению телепортации во времени и пространстве. Мне показалось, что входной билет на выставку словно волшебная палочка открывает магический портал в древнюю эпоху. А экспонаты — и подлинные, и сконструированные — удерживают посетителя в этом магическом окружении древнего искусства исчезнувших культур.

Если у вас есть возможность, советуем посетить выставку «Сны Сибири». Собственноручный восьмиминутный ролик даёт далеко не полное представление о выставке. Но всё же лучше он, чем ничего.

В заключении добавлю, что концепция «Снов Сибири» принадлежит фонду «Таволга». Исторический музей лишь предоставил помещение для показа.

Миссия Фонда — сохранение и популяризация культурного наследия России и мира.

Фонд «Таволга» при поддержке РЖД подготовил проект иммерсивной выставки. Художник проекта Петр Бирюков.

Посетителям на заметку

Музей 1812 года находится в пяти минутах ходьбы от Московского Кремля и храма Василия Блаженного (Покровского собора). Предложу читателям продолжить знакомство с отечественной историей в этих музеях. Вы можете приобрести билеты вместе с аудиотуром в Кремль и/или в церковь Василия Блаженного.
Прилагаю ссылки на билеты с аудиотуром.

Московский Кремль с другого ракурса. Семейный тур: от мала до велика от мала до велика.

Билет в Московский Кремль с аудиотуром

Билет в Московский Кремль с аудиотуром.

Храм Василия Блаженного: аудиоэкскурсия с билетом.

Билет и аудиотур по храму Василия Блаженного

Билет в храм-музей и аудиотур по церкви Василия Блаженного.

Подробности об этих экскурсиях мы изложили в статьях:

Московский Кремль. Смотреть и видеть.

Храм Василия Блаженного. Что посмотреть.

Также на нашем сайте найдёте обзоры для посетителей музеев

Третьяковская галерея.

Пушкинский музей.

Дворец Алексея Михайловича.

Авторские экскурсии по Москве без посредников.

Text.ru - 100.00%

0
646

Фотографии выставки «СНЫ СИБИРИ»: к 130-летию Транссибирской магистрали

  • Когда: 28.10.2022 — 06.05.2023
  • Время: пн, ср, чт 10:00 –18:00; пт, сб 10:00 –21:00; вс 10:00 –18:00
  • Стоимость:
    взрослый — 400 руб., льготный — 200 руб.

Государственный исторический музей приглашает гостей на экспозицию «Сны Сибири», повествующую о жизни в Приуралье, Сибири и на Дальнем Востоке в эпоху средневековья. Выставка сформирована Фондом «Таволга» в рамках празднования 130-летнего юбилея самой масштабной железной дороги на планете – Транссибирской магистрали, соединившей отдаленные местности России с ее европейскими регионами.

Экспозиция с эффектом погружения в древнюю локацию создана благодаря удачному комбинированию археологических артефактов, современных шедевров и инновационного демонстрационного оборудования. Посетители отправляются в виртуальное путешествие по страницам истории, знакомятся с уникальной культурой народов, проживающих вдоль Транссиба, построенного в максимально сжатые для 19-20 столетий сроки.

Проект объединил в общем пространстве оригинальные вещицы, найденные на землях, по которым проходит Великий Сибирский путь, археологические открытия времен неолита, необыкновенные образцы бронзовой пластики, выполненные в пермском зверином стиле. Повышенное внимание привлекают полноразмерные реплики каменных стел, которым больше тысячи лет.

В отдельном зале размещены полотна современных живописцев, живущих в Сибири или посвящающих свои работы ее археологическим и культурным сокровищам.

Декорации призваны напомнить о многообразии природных ресурсов суровой, необъятной Сибири и загадочного Дальнего Востока. Символом выставки стал таинственный женский образ – художественное воплощение Сибири, придуманный художником П. Бирюковым.

Проект сопровождается этикетками со шрифтом Брайля, тактильными моделями с аудио-эффектами и прочими разработками, помогающими людям с инвалидностью насладиться изучением экспонатов.

Отзывы

Оставить свой отзыв

Выставка в Москве

Сны Сибири

О выставке Отзывы (2)

В Государственном историческом музее откроется выставка, рассказывающая о древнем и средневековом прошлом Приуралья, Сибири и Дальнего Востока — «Сны Сибири». Проект, организованный Фондом развития науки и культуры «Таволга», приурочен к 130-летию крупнейшей железной дороги в мире — Транссибирской магистрали, ставшей главной артерией, которая соединила дальние уголки России с ее европейской частью.

Впервые в России откроется иммерсивная выставка, которая объединит археологию, современное искусство и передовые экспозиционные технологии, чтобы представить яркую картину древней истории и многообразие культуры регионов, расположенных по пути следования Транссиба — магистрали, строительство которой завершилось в рекордно короткие для рубежа XIX-XX веков сроки.

На выставке посетители смогут увидеть интересные находки, обнаруженные на территориях, через которые пролегает Великий Сибирский путь, как еще называют Транссибирскую магистраль. В экспозиции будут представлены артефакты неолита, зооморфные образы железного века и удивительные композиции, относящиеся к пермскому звериному стилю. Особый интерес вызывают копии тысячелетних каменных стел, выполненные в натуральную величину на основе специально построенной трехмерной модели.

Экспозиция будет оснащена тактильными моделями, этикетками со шрифтом Брайля и многим другим, что поможет посетителям выставки, в том числе с инвалидностью, глубже погрузиться в исторический и культурный контекст.

Оформление залов выставки напомнит о разнообразии природы Сибири и Дальнего Востока. Посетители смогут совершить путешествие сквозь «лес», «горы» и «степи», наполненные архитектурными и скульптурными формами. Сибирь, в представлении многих — таинственная, необъятная и суровая земля, которая, тем не менее, столетиями влечет к себе людей, отдавая им свое богатство и наполняя жизнь особым смыслом. Может потому, работая над символом выставки, художник проекта Петр Бирюков создал притягательный и одновременно загадочный женский образ — аллегорию Сибири.

Кроме древних артефактов будут экспонироваться и произведения современных художников, проживающих в разных городах Сибири и переосмысляющих ее культуру.

Исторический музей

6Инсталляция с элементами археологии

У меня выставка вызвала смешанные эмоции.

Начну с того что понравилось. Во-первых, волнующее художественное оформление, погружение в таинственное и потустороннее – через полумрак и музыку. Понравилась находка с наскальными свето-изображениями.

Во-вторых, техническое сопровождение: наушники с аудиогидом у некоторых экспонатов, подписи Брейгеля и тактильные копии для невидящих. Аудиогид в основном описывает экспонат и поначалу складывается впечатление, что он просто дублирует то, что я и так вижу. Но слушая, начинаешь замечать и иначе осмысливать детали. А в некоторых случаях без аудиогида было бы непонятно, что здесь вообще изображено (например, в случае с дальневосточными антропоморфными фигурами – там сложный сюжет, полный символов).

Теперь о том, что вызвало не столь однозначные впечатления. Мне показалось, что баланс между современным искусством и археологией был нарушен в ущерб последней. Реальных предметов древности на выставке не очень много. Добавить к этому, что они в основном миниатюрные, тогда как огромные гипсовые фигуры (они же гипсовые?) буквально давят со всех сторон. Ощущение, что это не столько археологическая выставка, сколько большая инсталляция, среди которой можно встретить немного древних ценностей. Возможно, это так и задумывалось, но я от Исторического музея ожидала чего-то более исторического.

Ну и нельзя не сказать про сопроводительный текст, написанный белым по черному фону. Глаза устают очень сильно, читать вообще невозможно.

Хочется закончить чем-то приятным, поэтому расскажу про зооморфные артефакты из лесной зоны, которые произвели на меня самое большое впечатление. Они прекрасно легли в качестве иллюстрации к «Историческим корням волшебной сказки» Проппа, которую я сейчас как раз читаю. Там подробно рассказывается о сказочных мотивах, связанных с превращением человека в животное, образах, где животное и человек смешиваются (типа сфинксов или кентавров, или вот человеколосептицы, представленной на выставке). Пропп объясняет, почему шаманы (а раньше – и не только они) носили звериные шкуры и птичьи перья – и вот на выставке мы видим изображение шамана с рогами — по сути, тот же мотив. Пропп также на примере сказочных сюжетов описывает, как душа связана с птицами – и вот на выставке подвеска в виде птицы с лицом человека на груди. В общем, я получила визуальное подтверждение, что проработка Проппа – не аберрация теоретического ума, а реальное отражение мировоззрения древних культур. Пожалуй, ради одного этого сюда стоило прийти!

7

Слишком мало подлинных археологических находок, слишком много копий и «художественного оформления». К тому же чуть ли не половина выставки посвящена пермскому звериному стилю, т.е. тому, что к Сибири вообще фактически не относится. Поэтому оценку выше семёрки поставить не могу.

Все отзывы

Информация о материале
Опубликовано: 28 октября 2022
Просмотров: 6005

В ГИМ открылась выставка «Сны Сибири»: к 130-летию Транссибирской магистрали

28 октября 2022 года в Государственном историческом музее открылась выставка «Сны Сибири»: к 130-летию Транссибирской магистрали, организованная Фондом развития науки и культуры «Таволга» при поддержке Российского исторического общества и рассказывающая о древнем и средневековом прошлом Приуралья, Сибири и Дальнего Востока.

В открытии выставки приняли участие Министр культуры Российской Федерации Ольга Любимова, член Президиума Российского исторического общества, директор ГИМ Алексей Левыкин, председатель Правления РИО Константин Могилевский, директор Института археологии и этнографии СО РАН, член-корреспондент РАН Андрей Кривошапкин и директор Фонда развития науки и культуры «Таволга» Марина Бондарева.

В ГИМ открылась выставка «Сны Сибири»: к 130-летию Транссибирской магистрали

Объединяя археологию, современное искусство и новаторские экспозиционные технологии, экспозиция показывает всё культурное многообразие территорий, расположенных на пути следования Транссиба. На выставке представлены уникальные образцы Пермской звериной культуры, неолита и железного века.

В ГИМ открылась выставка «Сны Сибири»: к 130-летию Транссибирской магистрали

Коллекцию для этого выставочного проекта собирали на протяжении двух лет, свои экспонаты для выставки предоставили Государственный исторический музей, Томский областной краеведческий музей имени М.Б. Шатилова, Чердынский краеведческий музей имени А.С. Пушкина, а также Музей истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН. В экспозиции также можно увидеть скульптуры Даши Намдакова, эмали из серии «12 шаманов» Сергея Ануфриева, панно Олега Комарова, выполненные из бересты, кожи и дерева, работы камнереза Александра Баранмаа, керамику Татьяны Ерошенко, бронзовые, каменные и нефритовые скульптуры Зандана Дугарова. Выставка оснащена тактильными моделями, этикетками со шрифтом Брайля и многим другим, что поможет посетителям, в том числе людям с ограниченными возможностями, глубже погрузиться в исторический и культурный контекст.

Министр культуры Ольга Любимова отметила, что выставка направлена на очень обширную аудиторию:

«Этот уникальный проект собрал фантастическую коллекцию и Государственного исторического музея, и краеведческих музеев Приуралья, Сибири и Дальнего Востока, Сибирского отделения РАН. Он интересен самой разной аудитории. Представляю, как удивятся дети, как порадуется академическое сообщество».

В ГИМ открылась выставка «Сны Сибири»: к 130-летию Транссибирской магистрали

Говоря о выставочном проекте, член Президиума РИО, директор ГИМ Алексей Левыкин рассказал об огромном значении Сибири в нашей истории:

«Сибирь — это выдающаяся часть нашей страны. Выдающаяся той ролью, которую она сыграла в развитии человечества. Сейчас мы обладаем уникальными знаниями и информацией о том, что через этот континент проходили группы народов, племена, которые оказывали влияние не только на Сибирь и не только на страну, но и на весь мир. Думаю, что авторы концепции и создатели выставки хотели поделиться той уникальной историей, той уникальной цивилизацией, теми уникальными событиями и произведениями, которые связаны с этой вселенной».

В ГИМ открылась выставка «Сны Сибири»: к 130-летию Транссибирской магистрали

Председатель Правления РИО Константин Могилевский подчеркнул неординарность открывшейся выставки и отметил её доступность для широкой аудитории:

«Выставка, которая открывается в Государственном историческом музее, очень необычна для этого места. Она новаторская, в какой-то степени экспериментальная и оттого, конечно, ещё более привлекательная и заманчивая.
Знаете, археологические предметы, которые на протяжении сотен тысяч лет хранятся в земле, умеют разговаривать. Но они умеют разговаривать с теми, кто понимает их язык. Для того чтобы расспросить эти предметы и получить от них ответы о том, в какой они жили среде, как протекала жизнь вокруг, нужно, конечно, иметь профессиональную подготовку. Поэтому для публики всегда археологическая выставка оставляет смешанные впечатления. Авторы выставки предлагают нам в своём необычном подходе посмотреть, окунуться в среду, в которой бытовали эти предметы… Этот подход даёт возможность посетителю выставки намного больше узнать и намного больше понять даже без специальной подготовки, поговорить с археологическими предметами и узнать от них о далёком прошлом».

В ГИМ открылась выставка «Сны Сибири»: к 130-летию Транссибирской магистрали

Директор Института археологии и этнографии СО РАН Андрей Кривошапкин отметил глубокое эмоциональное воздействие, которое экспозиция оказывает на посетителя.

«Важность этой выставки в том, что здесь создаются совершенно особые эмоции. Люди, посетившие выставку, именно через эмоции, через своё художественное восприятие увидят прошлое… Авторы этой выставки подошли очень серьёзно и новаторски, действительно неординарно, представив археологические предметы, сохранив научность, но при этом апеллируя к эмоциональной составляющей, что затронет любого, даже не подготовленного человека»,

— подчеркнул он.

Директор Фонда развития науки и культуры «Таволга» Марина Бондарева рассказала об огромном пласте культурного и исторического наследия, спрятанном в истории Сибири. Она обратила внимание на то, что Сибирь не только может рассказать о тайнах происхождения человека, но и является кладовой древнего искусства.

В ГИМ открылась выставка «Сны Сибири»: к 130-летию Транссибирской магистрали

«История Сибири до сих пор подобна айсбергу. Мы знаем лишь малую её часть не потому, что она не изучается, а потому что территория настолько огромна и настолько богата артефактами, что для изучения этого нужно ещё много поколений»,

— отметила Марина Бондарева.

В ГИМ открылась выставка «Сны Сибири»: к 130-летию Транссибирской магистрали

В рамках выставки в музее планируется обширная лекционная программа для посетителей всех возрастов. Пройдёт серия artist и public talks с известными учёными, которые расскажут о многообразии культурных и исторических традиций народов Сибири. В экскурсионную программу также войдут специальные экскурсии для слабослышащих на русском жестовом языке.


Место проведения:
Выставочный комплекс Исторического музея, Площадь Революции, д. 2 / 3.


Период проведения:
28 октября 2022 года — 30 января 2023 года.

Более подробную информацию о выставке можно найти по ссылке.

Текст: Михаил Дорофеев

Фотографии предоставлены пресс-службой ГИМ

Выставка "Сны Сибири", Москва фото

Когда проходит выставка? 28 октября 2022 — 30 января 2023.

Где проходит выставка? В выставочном комплексе Государственного Исторического Музея.

Адрес: ст. м. «Площадь Революции», пл. Революции, 2/3.

Цены на билеты. Цена полного билета 300 рублей, льготного — 150 рублей.

Рекомендуемое время посещения: Я рекомендую выделить 1 час 15 минут.

Чему посвящена выставка? Это в первую очередь археологическая выставка, посвящённая 130-летию Транссибирской магистрали. Выставка рассказывает о древнем и средневековом прошлом Приуралья, Сибири и Дальнего Востока через находки, обнаруженные во время строительства магистрали. Но здесь помимо археологии и истории много арта и атмосферы.

Выставка "Сны Сибири", Москва фото

Экспозиция. Экспозиция занимает 4 зала.

На выставке представлены несколько десятков подлинных предметов из разных музеев:

  • Государственный исторический музей
  • Чердынский краеведческий музей имени А. С. Пушкина
  • Томский областной краеведческий музей имени М. Б. Шатилова
  • Минусинский краеведческий музей имени Н. М. Мартьянова
  • Российский этнографический музей
  • Пермский краеведческий музей
  • Хакасский национальный краеведческий музей имени Л. Р. Кызласова

Для выставки выбраны те находки, которые являются не предметами быта, а именно эстетически прекрасными вещицами. Их не слишком много, хватит внимания рассмотреть каждую в отдельности.

Выставка "Сны Сибири", Москва фото

Выставка "Сны Сибири", Москва фото

Выставка "Сны Сибири", Москва фото

Выставка "Сны Сибири", Москва фото

Выставка "Сны Сибири", Москва фото

Помимо археологических находок представлены работы художников из городов, которые связывает Транссибирская магистраль.

Это в первую очередь Даши Намдаков:

Выставка "Сны Сибири", Москва фото

Выставка "Сны Сибири", Москва фото

Выставка "Сны Сибири", Москва фото

Выставка "Сны Сибири", Москва фото

А также представлены работы и других современных художников (С. Е. Ануфриев, А. Н. Баранмаа, З. Д. Дугаров, Т. А. Ерошенко, О. Д. Комаров):

Выставка "Сны Сибири", Москва фото

Выставка "Сны Сибири", Москва фото

Выставка "Сны Сибири", Москва фото

Даже незрячие люди смогут насладиться выставкой благодаря тактильным макетам и наушникам.

Выставка "Сны Сибири", Москва фото

Целый зал отведён под интерактивную карту, благодаря которой можно ознакомиться с географией магистрали.

Выставка "Сны Сибири", Москва фото

На этой карте показано, где были найдены археологические находки, и к какому направлению они относятся. Если вы изучите эту презентацию, то узнаете, что артефакты можно поделить на такие группы:

  • Пермский звериный стиль Приуралья и Зауралья
  • Гляденовская культура
  • Пузырыкская культура
  • Кулайская культура
  • Окуневская культура
  • Таштыкская культура
  • Тагарская культура
  • Кондонская культура
  • Вознесеновская культура

Самое впечатляющее. Это безусловно оформление выставки скульптурами.

Они огромные. Вот например хуманизация Сибири:

Выставка "Сны Сибири", Москва фото

Обязательно смотрите наверх, иначе можете пропустить потолочную экспозицию в виде стаи сов:

Выставка "Сны Сибири", Москва фото

Истуканы:

Выставка "Сны Сибири", Москва фото

На входе во второй зал вас встретит избушка (или домик мёртвых?):

Выставка "Сны Сибири", Москва фото

Выставка "Сны Сибири", Москва фото

А в третьем зале вы увидите копии древних каменных стелл в натуральную величину:

Выставка "Сны Сибири", Москва фото

Выставка "Сны Сибири", Москва фото

Выставка "Сны Сибири", Москва фото

Звук. Отдельно хочется отметить звуковое сопровождение. Во время прогулки по залам вы будете слушать запись горлового пения в сопровождении бубнов и варгана.

Понравится ли детям? Моим (6, 10 и 12 лет) очень понравилось.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Служба транспортного сервиса транспортная компания
  • Снять авто с учета в минске ждановичи время работы
  • Снять деньги с карты бизнес сбербанк какой процент
  • Снять радиатор печки газель бизнес с новой панелью
  • Со скольки продают алкоголь в брянске время работы