Под регулированием любой из систем понимается комплекс из действий, способов, управленческих решений, применяемых для корректировки данной системы. В разное время своего различия, различные типы экономических систем либо строились полностью полагаясь на государственное регулирование, либо полностью отрицали роль государства в экономическом развитии. Современные реалии говорят о том, что в некоторых сферах и областях данный инструмент является обязательным, но не отрицает существование частного бизнеса и партнерства с ним.
Государственное регулирование экономики – определение термина
Государственное регулирование экономики (ГРЭ) — комплекс из действий, способов, управленческих решений, применяемых для приведения экономической системы в нужное состояние. Осуществляется ГРЭ путем воздействия на ценообразование, социальную сферу, эмиссионную политику, бюджетную политику, иные экономические показатели.
Жесткое ГРЭ присуще административному (командному) типу экономических систем, характеризующемуся плановыми показателями, централизацией, монополией на ресурсы и директивным установлением цен.
Для модели рыночной экономики присущи снижение регулирующей функции государства, она основана на праве частной собственности, рыночном ценообразовании и конкуренции.
Однако, приведение экономической модели к рыночному типу может характеризоваться шоковой терапией, резкими изменениями, иными негативными процессами. Также следует признать, что существуют изначально неприбыльные отрасли, но необходимые для экономики. В данной ситуации, возникает необходимость ГРЭ даже при рыночной модели.
Роль государства в экономике
Роль государства в экономике определяется следующими направлениями:
- создание нормативно-правовых актов, регулирующих экономические, политические, социальные процессы;
- проведение антимонопольного регулирования, что создает условия здоровой конкуренции между производителями и улучшает качество товаров и услуг;
- распределение дохода путем регулирования налогообложения и выплат социальных пособий (пенсии, стипендии, декретные, больничные и пр.);
- развитие научной деятельности;
- контроль за использованием возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов, недр;
- регулирование отраслевой структуры экономики;
- проведение сдерживающей либо стимулирующей экономической политики;
- контроль за важнейшими социально-экономическими показателями;
- производство общественно необходимых благ.
Государственное регулирование экономики – цель, принципы и методы
Целью ГРЭ является обеспечение стабильного функционирования экономической системы в переходном периоде путем принятия определенных мер. Это могут быть меры законодательные, контрольные и иные. Они призваны помочь экономике приспособиться к изменяющимся условиям функционирования. Меры направляются на регулирование ресурсной базы, процесса производства, финансовых потоков.
Меры ГРЭ могут приниматься как на уровне федерации, так и локально.
Принципами ГРЭ являются:
- Применять рыночные инструменты регулирования при наличии возможности их применения. Т.е. при прочих равных условиях, давать бизнесу возможности роста и развития, но при необходимости финансировать отрасли, непривлекательные для бизнеса.
- Строить отношения с частным бизнесом на принципах государственно-частного партнёрства, исключая монополизацию отраслей и организаций.
- Мероприятия ГРЭ должны быть направлены на поддержание стабильности экономического развития.
- Осуществлять более жесткое ГРЭ в кризисные периоды, а также жестко контролировать сферу международных экономическо-политических отношений.
- Обеспечение защищенности уязвимых групп населения путем перераспределения доходов.
Методы ГРЭ:
- прямые;
- косвенные.
Прямые методы ГРЭ характерны административной экономической модели, и предполагают директивные планы, ограничения, запретительные меры, обязательные к исполнению.
Косвенные методы характерны рыночной модели экономического развития, и задают только индикативные параметры («рамочные» условия). Они носят стимулирующий характер.
Воздействие различными методами с целью регулирования осуществляется на бюджетную политику, эмиссию денежных средств, распределение ресурсов.
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Оцените страницу:
Уточните, почему:
не нашёл то, что искал
содержание не соответствует заголовку
информация сложно подана
другая причина
Расскажите, что вам не понравилось на странице:
Спасибо за отзыв, вы помогаете нам развиваться!
Бюджетно-налоговая политика — часть законодательства, которая прямым образом влияет на формирование налогового законодательства и, как следствие, на сумму уплачиваемых нами налогов. Что это такое и каков курс этой политики, расскажем в нашей статье.
Что такое бюджетно-налоговая политика государства
Бюджетно-налоговая политика государства — это политика, проводимая в области налогообложения и государственных расходов, направленная на поддержание хорошего уровня занятости населения, стабильной экономики в стране, ну и, конечно же, постоянного прироста ВВП. Эту политику часто называют фискальной.
Основная задача этой политики — регулирование (чаще поддержание) совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов.
Слово «фискальная» у многих финансовых работников ассоциируется с налогами. По большому счету так оно и есть — именно этой политикой регулируются ставки налогов и сборов.
Какие цели преследует бюджетно-налоговая политика?
- стабильный экономический рост в стране;
- занятость трудовых ресурсов (то есть сведение уровня безработицы к минимуму);
- стабильный уровень цен (инфляция — это самая большая проблема экономик любых стран).
Есть два вида бюджетно-налоговой политики государства:
- Стимулирующая.
Стимулирующая фискальная политика проводится в период экономического кризиса (стагнации экономики). В этом случае просто жизненно необходимо всеми силами стимулировать совокупный спрос или совокупное предложение. Что можно сделать для этого? Используют:
- повышение государственных закупок товаров и услуг;
- снижение налогового бремени на предприятия;
- повышение трансфертов (если это позволяет бюджет).
Все эти меры ожидаемо приведут к увеличению спроса. Как следствие, будет увеличен выпуск продукции, вырастет объем выполненных работ и услуг.
- Сдерживающая.
А вот если экономика, наоборот, «перегрелась», то есть возник синдром перекредитования, экономический рост усиленно профинансирован государственными средствами, избыточное вложение средств грозит увеличением инфляции, то проводится сдерживающая фискальная политика. Что это значит:
- сокращение государственных расходов;
- увеличение налогов;
- сокращение трансфертов.
Эти меры приводят к сокращению системы «спрос — предложение». Такая политика регулярно проводится во многих странах для контроля над уровнем инфляции.
Об основных направлениях бюджетно-налоговой политики на ближайшие годы вы можете узнать в «КонсультантПлюс». Пробный доступ к правовой системе можно получить бесплатно.
Более интересна для нас будет другая классификация фискальной политики.
Фискальная политика |
|
Дискреционная (объявляется государством). Характерны следующие маневры:
|
Автоматическая («встроенные стабилизаторы»). «Работают» следующие инструменты:
|
Стоит помнить, что размеры государственных трансфертов всегда меняются в зависимости от состояния экономики в стране |
Подробно о дискреционной политике можно прочитать в нашей статье «Дискреционная бюджетно-налоговая политика (нюансы)».
Автоматическая налогово-бюджетная политика как вид фискальной политики
Одним из достоинств данной политики является наличие встроенных стабилизаторов. Таким термином обозначают инструменты, величина которых не меняется, но само наличие их в экономике автоматически стабилизирует ситуацию, стимулируя экономику при спаде и сдерживая при «перегреве». Рассмотрим, как эти инструменты влияют на совокупный спрос.
НДС, например, как косвенный налог и часть цены товара, снижается при падении объема продаж и увеличивается при росте выручки. Соответственно, при рецессии экономики поступления от НДС в бюджет снижаются (изъятия из экономики денежных средств уменьшаются), а при «перегреве» экономики поступления налога увеличиваются. Так происходит автоматическая стабилизация.
Кстати, подробно узнать о делении налогов на прямые и косвенные можно здесь.
А вот трансфертные пособия (пособия по безработице и «по бедности») влияют по-другому. При спаде экономики выплаты данных пособий увеличиваются (безработица растет), при росте экономики — уменьшаются (занятость населения увеличивается). Таким образом, выплата данных трансфертов стимулирует совокупный спрос при спаде, уменьшение выплат при подъеме оказывает своего рода сдерживающее влияние на экономику.
Основные инструменты налогово-бюджетной политики
Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно:
- государственные закупки;
- налоги;
- трансферты.
Давайте рассмотрим, как эти инструменты влияют на совокупный спрос:
- Во-первых, трансферты. Когда государство увеличивает социальные выплаты, при прочих равных и неизменных условиях доход хозяйства (семьи, организации) растет, следовательно, есть финансовая возможность тратить больше — повышается спрос. С другой стороны, если смотреть непосредственно на фирму, получение господдержки дает возможность расширения производства и возможное увеличение инвестиционных расходов. Соответственно, уменьшение выплат ведет к сокращению совокупного спроса.
- Во-вторых, это налоги. Здесь ситуация, полностью противоположная трансфертам. Чем выше применяемые ставки налогов, тем меньше совокупный спрос (спрос отталкивается от возможного дохода), сокращается инвестиционный расход (в компаниях уменьшается чистая — нераспределенная — прибыль). Как только ставки налогов снижаются, ситуация меняется в диаметрально противоположную сторону.
Об изменениях в налогообложении с 2023 года читайте в этой рубрике нашего сайта.
- Рост государственных закупок ожидаемо ведет к росту совокупного спроса. Так как сами закупки являются частью совокупных расходов.
Поэтому инструменты бюджетно-налоговой политики могут использоваться для стабилизации экономики в разных фазах экономического цикла. Причем если следовать кейнсианской экономической теории (Кейнс — автор фискальных методов регулирования экономики), все инструменты фискальной политики имеют мультипликативное влияние на экономику страны в целом, поэтому регулирование экономической ситуации в стране стоит вести именно при помощи фискальной политики, в частности путем регулирования государственных закупок как инструмента, наиболее влияющего на совокупный спрос.
О том, в какой форме проводятся тендеры по выбору поставщика по госзакупкам, читайте в материале «В каких тендерах участвуют без электронной подписи».
Плюсы и минусы фискальной политики
У бюджетно-налоговой политики есть немало положительных моментов:
- Все инструменты фискальной политики имеют мультипликативный эффект влияния на экономику.
- Наличие автоматических стабилизаторов — частичное сглаживание циклических колебаний экономики.
- Отсутствие долгого времени между принятием решений по направлению экономики и результатом воздействия (короткий внешний временной лаг).
При этом противники кейнсианского подхода называют несколько недостатков:
- Наличие внутреннего лага. То есть между наступлением спада или подъема экономики проходит достаточно длительный процесс утверждения новой политики (все подобные решения должны утверждаться Госдумой РФ для придания им силы закона). Между тем ситуация в стране уже может измениться и принятые решения могут оказаться неактуальными и даже губительными: если меры принимались при рецессии экономики, то их действие при подъеме может, наоборот, вызвать уже «перегрев».
- Некая неопределенность. Порой сложно определить момент, когда надо от стимулирующей экономики переходить к сдерживающей. Отсюда может возникнуть некая дестабилизация экономической ситуации.
- Дефицит бюджета. Работа большинства инструментов фискальной политики приводит к оттоку денежных средств из бюджета: увеличению госрасходов, трансфертов, снижению ставок налогов. Данный недостаток считается самым крупным.
О критериях эффективности государственного налогового менеджмента читайте в статье «Основные элементы государственного налогового менеджмента».
Итоги
Бюджетно-налоговая политика, равно как и прочие подходы к регулированию экономической жизни страны, имеет свои достоинства и недостатки. Очевидно, что применение этих инструментов действительно может оказывать положительное влияние на экономику.
Регулирование цен и их соотношений на микроэкономическом уровне осуществляется на основе спроса и предложения (устанавливаются равновесные цены). На макроуровне регулирование цен должно осуществляться государством.
Различают прямое и косвенное воздействие государства на цены. Прямое, или административное, вмешательство государства в действующие цены означает участие государства в формировании уровней, структуры, соотношений и динамики цен, установления определенных правил ценообразования.
В условиях рыночной экономики регулируемые, как и свободные, цены устанавливаются и утверждаются самими предприятиями. Государственное воздействие на такие цены осуществляется путем методического и организационного единства в установлении цен на товары и услуги, в разработке рекомендаций по их обоснованию, в том числе и по отраслям.
Государство в лице своих органов управления определяет порядок исчисления уровня затрат — калькуляции себестоимости, уточняет состав затрат специальными нормативными документами, определяет расходы, возмещаемые из прибыли, устанавливает нормативы рентабельности на продукцию предприятий-монополистов.
Прямое вмешательство государства целесообразно тогда, когда ставится задача стабилизации действующих цен или их незначительного роста. Например, прогнозируемый рост уровня цен предусматривался на 2003 г. — 10-12% в год, на 2004 г. — 8-10%, на 2005 г. — 6,5-8%, на 2008 г — 5- 7% в год. Достигнуть этой величины без государственного участия невозможно (в 2000 г. рост цен составил 120,2%, в 2002 г. — 115,1%). Главной целью ценовой и денежно-кредитной политики в среднесрочной перспективе остается последовательное снижение инфляции.
Решение о необходимости регулирования цен принимается на основе анализа деятельности субъектов ценообразования с учетом стимулирующей роли соответствующих методов регулирования в повышении качества производимой продукции и в удовлетворении спроса на нее.
Можно выделить следующие формы прямого вмешательства государства в процесс ценообразования
1. Общее замораживание цен (оно применяется при чрезвычайно сильном инфляционном развитии экономики), или замораживание цен на отдельные группы товаров (отдельные товары), или временный или частичный запрет на изменение цен.
Например, вместо ежеквартально меняющихся тарифов на электроэнергию Федеральная энергетическая комиссия предложила заморозить их сроком на 1 год и ввела с 1 января 2003 г. стабильные тарифы на электроэнергию, учитывающие темпы инфляции и другие факторы. По мнению экспертов, это внесло стабильность в отношения между поставщиками и получателями энергии.
2. Установление фиксированных цен и тарифов. Фиксированные цены с твердо установленной величиной формируются по решению соответствующих органов власти и управления и ими же утверждаются. Решению о введении фиксированных цен предшествует процедура определения прибыли (рентабельности), включаемой в такие цены, а также разрешения споров в случаях, когда фиксированные цены не обеспечат отдельным предприятиям (независимо от форм собственности)и индивидуальным предпринимателям нормативной прибыли. Субъекты ценообразования, в случае введения фиксированных цен, обязаны реализовать свою продукцию по ценам, не превышающим фиксированной цены.
Фиксированные цены стали одним из основных видов цен, применяемых при заключении государственных контрактов. В этом случае фиксированная цена устанавливается на стадии заключения контракта, обладает определенной степенью жесткости, т. е. не изменяется при исполнении контракта. Предварительная фиксация цены предполагает ограниченный контроль за затратами в ходе выполнения контракта со стороны заказчика. Предприятие-изготовитель в данном случае принимает на себя хозяйственный риск и получает широкие возможности получения дополнительной прибыли за счет экономии затрат.
3. Установление предельных цен или коэффициентов, пределов возможного изменения (роста) цены за определенный период времени или предельного уровня цены, т. е. максимального или минимального уровня цены, выше или ниже которого цена не может подниматься. Такое регулирующее мероприятие очень важно в условиях дефицита, так как рост свободных цен в конечном счете ведет к сокращению производства.
Предельный уровень цены может быть надежной гарантией населению от ценового диктата производителей в условиях отсутствия конкуренции на внутреннем рынке. На социально важные товары и услуги предельный уровень цены может устанавливаться местными органами власти и управления.
Многие цивилизованные страны с развитой рыночной экономикой уже прошли этап регулирования верхних пределов цен на товары первой необходимости, в частности на продукты питания, и теперь уже отказались от этой меры. Но отказались не потому, что она плоха, а потому, что надобность в ней отпала, поскольку рынок полностью насыщен, существует эффективная конкуренция не только между теми, кто производит товары, но и теми, кто их реализует, полностью исключен монополизм производителей и торговцев путем действия эффективного антимонопольного законодательства.
В своей деятельности российское правительство с 1996 г. ведет практику регулирования предельных минимальных цен на продукцию ликероводочной отрасли промышленности. С учетом изменения норм и правил производства и оборота алкогольной продукции периодически утверждаются минимальные цены на водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28% в качестве нижней границы реализации при осуществлении оптовой и розничной торговли этой продукцией на внутреннем рынке.
Установленные минимальные цены включают оптовые цены предприятий-изготовителей, ставки акциза, НДС, лицензионный сбор, а для продукции, производимой или ввозимой из стран, не входящих в СНГ, — таможенную стоимость и таможенные платежи. Минимальные цены утверждаются и при необходимости пересматриваются Министерством экономического развития и торговли на основании представлений Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ.
4. Установление предельного норматива рентабельности. В этом случае в цене при ее расчете учитывается прибыль в размере предельного норматива рентабельности. В России этот метод регулирования цен получил наибольшее распространение. Он применяется при регулировании цен на продукцию предприятий-монополистов, на многие виды услуг, цены на которые регулируют местные органы власти (например, на вывоз бытовых отходов, ритуальные услуги и т. д.) Чаще всего предельные уровни рентабельности утверждаются на продукцию предприятий-монополистов. Размер их может быть дифференцирован по отраслям и группам продукции.
Цены на продукцию, по которой фактическая рентабельность превышает установленный уровень, должны пересматриваться предприятиями в сторону снижения. Дальнейшая реализация этой продукции должна производиться по сниженным ценам с рентабельностью не выше предельного уровня.
За рубежом этот метод практически не используется. Он имеет серьезный недостаток: не заинтересовывает предприятия в снижении издержек. В мировой практике уровень цен регулируется через ограничения возможностей достижения повышенной рентабельности на вложенный капитал.
5. Установление фиксированных или предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок, наценок, скидок. Органам исполнительной власти на местах разрешено устанавливать предельные уровни снабженческо-сбытовых и торговых надбавок, наценок на соответствующей территории, определять порядок их установления. Решение об установлении предельного уровня названных надбавок и наценок может распространяться на всю продукцию, реализуемую в пределах соответствующей территории.
6. Для биржевой торговли и внебиржевого оборота может быть введен предельный уровень котировальных цен на товары, поступившие из государственного сектора, и прогрессивное налогообложение прибыли продавцов этих товаров по рыночным ценам, превышающим предельные уровни цен.
7. Декларирование цен. По решению органов исполнительной власти может вводиться декларирование оптовых (отпускных) цен на отдельные виды продукции. При этом все субъекты предпринимательской деятельности, производящие и реализующие такую продукцию, обязаны представлять в органы ценообразования декларации относительно применяемых цен для заявительной регистрации.
Органы ценообразования вправе принимать решение о регистрации декларируемой цены, либо отказать в ее регистрации, либо принять решение об обоснованном изменении размера декларируемой цены с уведомлением предприятия-декларанта о причинах изменения, если при формировании декларируемой цены допущены нарушения действующего законодательства.
С момента регистрации цены субъекты ценообразования, производящие продукцию, на которую введено обязательное декларирование оптовых цен, обязаны заключать с потребителями договоры на поставку продукции, оплачиваемой по цене не выше зафиксированной в декларации.
8. Установление рекомендательных цен по важнейшим видам продукции. Такая практика имеет место в некоторых странах, например в США, Японии. Если цена превышает рекомендуемый уровень, может применяться прогрессивное налогообложение прибыли, полученной от реализации товаров по ценам, превышающим рекомендованные.
Косвенное воздействие на формирование цен осуществляется с помощью разнообразных способов:
- с помощью мер, направленных на изменение величины затрат, включаемых в себестоимость товаров, услуг;
- путем регулирования доходов производителей продукции, продавцов и покупателей;
- путем использования и применения совокупности разных способов и средств, способствующих расширению товарного предложения на рынке;
- путем регулирования налогов как на производимую, так и на потребляемую продукцию (система льготного налогообложения).
Путем льготного кредитования, субсидирования и дотирования из бюджета, государственного финансирования на разработку и создание новых видов продукции снижаются затраты на производство, что является основой стабилизации или снижения цен для потребителей. Государственное субсидирование — существенный фактор поддержки малодоходных, но важных для национальной экономики отраслей, а также предприятий, находящихся в состоянии реконструкции или кризиса, что, в свою очередь, может оказать влияние на стабилизацию уровня цен на товары первой необходимости.
Субсидирование цен широко практикуется через систему компенсационных выплат производителям конкретного вида товара в целях возмещения потерь от реализации продукции по ценам, не покрывающим издержки их производства либо не приносящим определенного уровня дохода.Что касается дотаций, то, как правило, дотируются низкорентабельные и убыточные производства, важные для экономики в целом. Широко распространены дотации сельскохозяйственного производства.
В связи с высоким урожаем в 2001 и 2002 гг. возник переизбыток зерна, и цены на него резко снизились, не возмещая затрат на производство. Государство решило продолжить в 2002 г., как и в предыдущем, интервенции по закупке зерна. Цель такой акции — поддержать сельхозтоваропроизводителей, скупить у хозяйств их зерно, удержать цены от дальнейшего падения. Правительством было выделено на эти цели 6 млрд. руб.
В результате цены на зерно поднялись на 14%. Увеличение цены составило 300 руб. на тонну. Эта прибавка к цене есть не что иное, как дотации государства товаропроизводителям зерна. Все закупленное государством зерно было заложено на хранение, застраховано и в любой момент могло быть использовано для операций по стабилизации рынка зерна.
Органы государственной власти могут заключать с юридическим или физическим лицом договор о введении фиксированных цен на реализуемую ими продукцию или услуги, а также могут поощрять заключение соглашений между производителями и потребителями продукции в части принятия производителями продукции односторонних обязательств, направленных на ограничение роста цен.
К формам косвенного регулирования цен также можно отнести различные мероприятия и программы, разрабатываемые государственными органами:
- создание условий для развития здоровой конкуренции и предпринимательства. Так, для повышения эффективности производства предприятий естественных монополий Правительством РФ намечено постоянно проводить анализ обоснованности затрат монополистов, организовывать торги по закупке продукции, используемой предприятиями естественных монополий;
- эффективное использование таможенных тарифов, льготных таможенных пошлин для стимулирования товарной интервенции по дефицитным или предназначенным для социально незащищенных слоев населения видам продукции;
- разработка специальных правительственных программ по развитию производства товаров народного потребления, расширению услуг, оказываемых населению, увеличению жилищного строительства за счет государственных бюджетных ассигнований;
- государственное стимулирование привлечения в страну иностранных инвестиций, создания совместных предприятий.
Свои
регулирующие функции государство
выполняет посредством административных
и экономических методов.
-
Для
командной экономики характерно
преобладание административных
методов регулирования. -
Система
государственного регулирования рыночной
экономики, напротив, базируется на
использовании экономических
методов.
Административные,
или прямые, методы регулирования
ограничивают свободу выбора хозяйствующего
субъекта.
Например, директивные
плановые задания по объему и ассортименту
производимой продукции или централизованно
устанавливаемые цены на товары и услуги
— типичные методы административного
регулирования в плановой экономике —
лишают предприятие возможности
альтернативного использования ресурсов.
Оно обязано произвести продукцию в
заданном ассортименте и объеме и
реализовать ее по заданной цене.
Административные
методы регулирования диаметрально
противоположны природе рынка, они
блокируют действие соответствующих
рыночных регуляторов.
Если предприятию,
например, директивно определены объем
производимой продукции и размеры
поставок сырья, оно не может отреагировать
на изменение рыночной конъюнктуры путем
увеличения или сокращения выпуска
продукции. Чем шире сфера действия
административных методов регулирования,
тем уже сфера распространения и ниже
эффективность реальных рыночных
отношений.
Административное
регулирование активно используется с
целью защиты прав потребителей
и охраны окружающей
среды. Многочисленные стандарты,
ограничивающие выбросы вредных отходов
производства, прямые запреты на
использование опасных технологий,
производство, реализацию или рекламу
вредной для здоровья людей продукции
и т. п. ограничивают свободу
предпринимательства и относятся к
административным методам регулирования.
Нередко используется метод регулирования
внешнеэкономической деятельности,
например импортные квоты, и т. д.
Экономические
и косвенные методы государственного
регулирования не ограничивают свободы
предпринимательского выбора.
Например,
снижение налогов на бизнес или, скажем,
понижение учетной ставки процента
являются типичными методами экономического
регулирования, направленного на рост
производства и усиление инвестиционной
активности предприятий. Последние
увеличивают капиталовложения и объем
производства не потому, что у них нет
иного выхода. Они полностью свободны в
выборе производственной программы и
инвестиционной политики. Просто снижение
налогов и учетной ставки процента делают
рост производства и инвестиций более
выгодным, чем прежде.
Экономические
методы регулирования, напротив, адекватны
природе рынка. Они непосредственно
воздействуют на конъюнктуру рынка и
через нее, косвенно, на производителей
и потребителей товаров и услуг. Например,
увеличение трансфертных платежей
изменяет конъюнктуру рынка потребительских
товаров, увеличивает спрос, что, в свою
очередь, способствует повышению цен и
заставляет товаропроизводителей
увеличивать объем предложения.
Экономические методы управления
действуют, таким образом, через рынок
посредством рыночных механизмов.
Разграничение
между административными и экономическими
методами государственного регулирования
до некоторой степени условно. Для того
чтобы задействовать любой косвенный
регулятор, необходимо предварительное
административное решение соответствующих
государственных органов, например
решение об изменении налоговых ставок,
о предоставлении налоговых льгот или
продаже Центральным банком государственных
облигаций, в этом смысле любые экономические
регуляторы несут на себе печать
администрирования. В то же время любой
административный регулятор, прямо
принуждая хозяйствующих субъектов
выполнять те или иные действия,
одновременно оказывает вторичное
косвенное воздействие на целый ряд
сопряженных экономических процессов.
Любые административные методы
регулирования несут в себе черты,
характерные для экономических, косвенных
регуляторов.
Переход
от командной экономики к рыночной
сопровождается кардинальными изменениями
в системе методов государственного
регулирования, разрушением прежней
системы административных методов и
созданием новой системы экономических
регуляторов.
-
Разрушение
системы административно-командных
методов управления, блокирующих рыночные
механизмы, — необходимое условие
формирования и саморазвития рынка. -
Демонтаж системы
административных регуляторов, т. е.
предоставление хозяйствующим субъектам
свободы в формировании цен, определении
объема и ассортимента выпускаемой
продукции, установлении хозяйственных
связей с поставщиками и потребителями,
знаменует собой начало реальных
преобразований на пути к рыночной
экономике. Это не означает, однако,
полного отказа от использования
административных методов в переходной
экономике.
Даже на
завершающих стадиях перехода к рынку
и в условиях сложившейся рыночной
экономики административные методы
регулирования имеют немаловажное
значение. Они используются, в частности,
как средство антимонопольной политики.
Государственные органы директивно
определяют цены, объем и ассортимент
продукции или предоставляемых услуг
для так называемых естественных
монополий, устанавливают систему
административных ограничений,
препятствующих усилению монополизации
рынка.
Важнейшей
задачей государства на переходном этапе
является создание целостной системы
экономических методов регулирования.
С этой целью все страны, осуществляющие
переход к рыночной экономике, проводят
радикальные реформы кредитной и налоговой
систем.
Создается
традиционная для стран с рыночной
экономикой двухуровневая банковская
система, в рамках которой Центральный
банк посредством экономических нормативов
осуществляет регулирование деятельности
широкой сети коммерческих банков.
Манипулируя учетной ставкой процента,
изменяя нормы обязательных резервов и
другие нормативы, установленные для
коммерческих банков, осуществляя
операции с ценными бумагами, Центральный
банк получает возможность проводить
активную кредитно-денежную политику.
Административные
методы основываются на силе власти и
предусматривают: законодательные
ограничения (лицензирование экспорта
и введение экспортных квот, замораживание
цен, введение лицензирования определенных
видов предпринимательской деятельности
и др.); обязательные требования к
экономическим субъектам по достижению
ими однозначно определенных параметров
хозяйственной деятельности (минимального
размера уставного капитала, заработной
платы и пр.); порядок организации, ведения
и ликвидации бизнеса (правила
государственной регистрации
предпринимателей, совершения ими сделок,
состав, размеры и сроки вносимых ими
налогов и т.д.). Такие методы являются
формализованными, преимущественно
предписывающими, влияют на выбор
хозяйствующими субъектами вариантов
действий.
Экономические
методы призваны учесть многообразие
интересов и мотивов деятельности разных
экономических субъектов, создать
условия, способствующие выбору ими
экономического поведения, позволяющего
балансировать общественные и частные
интересы. С помощью этих методов
осуществляются, например, государственное
финансирование и кредитование, льготное
налогообложение и др. Эти методы могут
быть как формализованными, так и
неформализованными. Они влияют не только
на выбор хозяйствующими субъектами
вариантов действий, но и на процессы
формирования ими целей экономической
деятельности, являются средообразующими.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #