Смотровая площадка красноярской гэс как проехать

Водосброс вечером 2 июня

Поделиться

В Красноярске сегодня, 3 июня, открыли третий затвор на Красноярской ГЭС. Сброс воды по телу плотины начался вчера, 2 июня, в 14:00, в этот момент водосброс увеличился до 6 000 кубометров в секунду, а сегодня — до 6 500 кубометров в секунду, а завтра — до 7 000 кубометров в секунду. Ранее NGS24.RU в бассейновом управлении пояснили, что сброс воды будет продолжаться до конца месяца.

Вчера начало водосброса собрало целую толпу зрителей, и поэтому мы решили вам рассказать, как добраться до точек с лучшим обзором, чтобы сделать самые красивые фотографии.

Маршрут до смотровой можно построить в 2ГИС, она обозначена там значком «фотоаппарат».

Карта: 2ГИС

Поделиться

Однако чуть выше есть площадка поинтереснее. С трассы поворачиваете налево, потом направо вверх, потом резкий поворот налево и направо. Перед последним поворотом вы упретесь в забор, но пусть он вас не пугает — там есть проезд. Ориентировочно место этой смотровой мы отметили на карте ниже.

Карта: maps.google.com

Поделиться

Еще одна точка с симпатичным обзором находится внизу около моста. Слева от моста есть сетка, вдоль которой тянется лестница: если с нее спуститься, вы выйдете на площадку с деревьями и газоном, а чуть ниже — спуск к берегу, откуда и открывается красивый вид на ГЭС. Если пройти немного вперед, обзор будет еще лучше.

Карта: maps.google.com

Поделиться

Недавно я уже писала об одном из символов Красноярска с уже вошедшей в историю бумажной «десятки», о часовне Параскевы Пятницы. Сегодня речь пойдёт о другой не менее значимой достопримечательности города с этой же купюры: Красноярской гидроэлектростанции (ГЭС). И хотя на самом деле она расположена выше по течению Енисея, вблизи Дивногорска, который в 27 километрах от самого Красноярска, добраться до неё не составит большого труда. Но об этом речь пойдёт ниже.

Чтобы вы понимали, ГЭС — важный стратегический объект, поэтому просто взять и попасть на её территорию нельзя. Но меня огорчает тот факт, что и с экскурсией вас пустят не ближе, чем на пару сотен метров, на смотровую площадку. Виды, особенно ночью, конечно, захватывающие, но очень интересно было бы подобраться на меньшее расстояние. Кстати, по чистой случайности мне это удалось, о чём я также расскажу далее.

А вообще ни на одну ГЭС страны, насколько я знаю, вас не пустят, везде предусмотрен только наружный осмотр. Такова плата за безопасность и электроэнергию, ведь вам нужно электричество, чтобы заряжать свои гаджеты или питать компьютер и читать статьи на Travelask? :)

Немного истории

Началось возведение ГЭС в 1956 году и продлилось 16 лет, до 1972 года. Это была первая гидроэлектростанция на Енисее. Спустя три года были отсыпаны первые кубометры скальной породы. Вообще, чтобы провернуть проект такого масштаба, потребовалось немало времени и ресурсов. Только в 1961 году в водосливную часть уложили первый кубометр бетона, а в 1963 году перекрыли Енисей.

В 1963 году на строительстве Красноярской ГЭС побывал даже Юрий Гагарин. В 1965 году прибыла первая турбина для гидроэлектростанции.

В 1967 году был запущен первый блок, а всего их, если мне не изменяет память, двенадцать. Интересно то, что один из блоков, десятый, ввели в эксплуатацию на 100 дней раньше срока, к столетию со дня рождения В. И. Ленина. А 26 июля 1972 года Государственная комиссия приняла Красноярскую ГЭС в постоянную эксплуатацию с отметкой «отлично».

Интересно, что Красноярская гидроэлектростанция имеет единственный в стране судоподъёмник на подобных стратегических объектах. Уж не знаю, зачем или почему судоподъёмники не нужны (или не установлены) на других ГЭС.

Как я уже говорила, на купюрах образца 1997 года с достоинством в 10 рублей эта гидроэлектростанция занимает своё почётное место. Насколько я знаю, до 1995 года ГЭС на банкноте не было, а в 1995 году изображение уже появилось, но номинал нынешней «десятки» тогда значился как 10 000 рублей. После 1997 года дизайн купюры не менялся, но, как вы знаете, её вовсю выводят из оборота.

Общие сведения

Система и выработка

В начале 2016 года Красноярская ГЭС была десятой по мощности действующей электростанцией в мире и второй в стране после Саяно-Шушенской. Средняя годовая выработка составляет 18.4 миллиардов кВт⋅ч (данные по многолетней статистике), что, на минуточку, покрывает потребность половины Красноярского края в электроэнергии, а регион занимает, мягко говоря, немаленькую территорию. А теперь более шокирующая цифра: 85 % всей этой электроэнергии потребляет РУСАЛ (Красноярский алюминиевый завод). Вы только вдумайтесь: 200 % выработки могут обеспечить весь регион, а 85 % идёт на обеспечение завода! Остальная энергия поступает в электросистему Сибири.

Когда-то давно отец рассказывал мне, что все электростанции страны имеют замкнутую цепь и «гонят» энергию то на запад, то на восток. Это связано с тем, что в России много часовых поясов, поэтому периоды активности работающих людей и предприятий в разных регионах (кто бы мог подумать) приходятся на разное время.

Цифры и интересные факты

Я не знаю, насколько хорошим пространственным воображением вы обладаете и насколько вам нравятся цифры, поэтому максимально ёмко я постараюсь охарактеризовать масштабы ГЭС:

  • гравитационная бетонная плотина имеет длину в 1 065 метров и высоту в 124 метра;
  • приплотинное здание станции имеет длину 360 метров и высоту 31 метр;
  • на строительство тела плотины ушло 5.7 миллионов кубических метров бетона.

Максимальная пропускная способность водосброса при паводке составляет 14 тыс. м³/сек. Тысяч кубометров в секунду!

Мощность Красноярской ГЭС — 6 000 мВт, выработка энергии ежегодно колеблется из-за неравномерности притока. Вы, наверное, слышали, что в последнее время ледники уменьшаются в объёмах, но это не так просто: таяние отнюдь не линейное, так что порой разница показателей может составлять 30 %. То есть в какие-то года воды в реках больше, если лето выдалось очень жаркое, в какие-то, очевидно, меньше.

Ещё немного помучаю вас «занимательной экономикой»: рентабельность Красноярской ГЭС превосходит рентабельность всех электростанций страны, за исключением Братской ГЭС.

Если вы ещё не впечатлились, то вы, наверное, бесчувственный сухарь. Конечно, это не то же самое, что смотреть «Титаник» или «Хатико», но подобные факты, например, будоражат моё воображение.

География и экологические последствия

Я надеюсь, вы представляете, что при строительстве ГЭС фактически сооружается плотина, из-за которой часть реки разливается и превращается в водохранилище? Так вот, площадь Красноярского водохранилища составляет порядка 2 000 квадратных километров. Из-за появления водохранилища местные сельские хозяйства распрощались с сотней гектаров земель. Но любые инновации требуют жертв.

Ещё до строительства гидроэлектростанции Енисей замерзал, а сейчас 200 километров от Красноярской ГЭС не скованы льдом в зимний период. Когда в 1963 году для закладки тела плотины потребовалось полностью перекрыть реку, это удалось сделать за каких-то 6.5 часов! Причём я была крайне удивлена, когда узнала, что делалось это отнюдь не в тёплое время года. Я читала, что во время приёмки ГЭС кто-то из членов Государственной комиссии сказал:

Перекрытие реки Енисей пионерным способом в зимних условиях является новым шагом вперёд в развитии теории и практики перекрытия крупных рек, а приобретённый в этом вопросе опыт находит широкое применение на стройках страны и за рубежом.

С тех пор в Красноярске и ниже по течению (всё те же 200 километров) больше нельзя перейти зимой на другой берег где заблагорассудится, только переплыть. Конечно, если вы не крупный меценат и не можете по своему велению, по щучьему хотению взять и отстроить в нужном месте мост.

Причём некоторые, чтобы перебраться через реку, даже не используют различные плавсредства. Речь, конечно, о моржах. На какие-то купания даже замеряли показатели температуры, термометр остановился на отметке в +3 °С.

Когда я разговаривала со старожилами города, они ностальгировали, что в детстве и юности ещё видели лёд, сковывавший берега, но их воспоминания почти канули в Лету. Конечно, это не могло не повлиять на климат региона, но и какого-то дискомфорта я как житель Сибири, находясь в Красноярске, не ощутила. Может быть, зимой тут чуть более влажно, чем в других городах, однако –40 °С, они и в Африке –40 °С. Надеюсь, жители африканского континента никогда не узнают о том, что это такое :).

Как добраться до Красноярской ГЭС

Прежде всего нужно доехать до Дивногорска, так как гидроэлектростанция располагается возле этого города Красноярского края. Сделать это можно несколькими способами:

  1. На автомобиле. Если он у вас есть, вы — счастливчик, так как именно таким образом удобнее всего объезжать обзорные площадки и искать лучшие виды. Просто забиваете в навигаторе конечную точку, выжимаете до упора педаль газа, одумываетесь, так как между Красноярском и Дивногорском дорога представляет собой горный серпантин, а нестись по городу со скоростью 100 километров в час, распугивая пешеходов на переходах и шокируя большинство водителей, вообще-то неправильно. В остальном, в среднем 1 час, и вы на месте.
  2. Электричкой от главного железнодорожного вокзала Красноярска до станции в Дивногорске. Неудобство данного варианта в том, что отправление электропоездов осуществляется только в будние дни. Первая электричка стартует в 04:34, а прибывает в 05:36. Но если вы хотите встретить рассвет с видом на ГЭС, это ваша возможность. Вторая вечерняя: отправление в 17:47, прибытие в 18:46. Время везде местное, разница с Москвой в Красноярском крае составляет 4 часа. Стоимость проезда будет в районе 20 рублей.
  3. Автобусом от красноярского автовокзала. Ежедневно, кроме воскресенья, есть шесть рейсов до Дивногорска: 08:08, 08:36, 11:40, 12:30, 16:16, 16:48. В обратном направлении можно уехать по тем же дням в 06:23, 07:02, 08:51, 10:22, 10:42, 14:21, 15:05. Цена билета — 90.80 рублей. Насколько я знаю, автобусы отправляются и от железнодорожного вокзала Красноярска, есть павильон напротив остановки общественного транспорта, но расписание рейсов вам придётся уточнять на месте.
  4. На такси. Так сказать, вариант для тех, кто торопится, или для тех, кому не жалко расстаться с несколькими сотнями деревянных. Поездка обойдётся вам в цену от 500 рублей.
  5. С сервисом поиска попутчиков. Просто ищете в приложении или на сайтах подходящую поездку и договариваетесь с водителем. Стоить это будет явно дешевле такси, думаю, 200–300 рублей.
  6. В составе экскурсии, но об этом я расскажу ниже.

Оказавшись в Дивногорске, можно прогуляться до ГЭС пешком, расстояния там небольшие, каких-то 6 километров до ближайшего обзорного места. Также стоит рассмотреть вариант с такси, велосипедом напрокат или попуткой, но тут ориентироваться придётся на месте.

На карте ниже я отметила точки, с которых удобнее всего смотреть на Красноярскую ГЭС, если вы решили гулять самостоятельно.

Лично я как-то подъехала по навигатору слишком близко, так как на карте дорога вела через плотину, и никаких обозначений, что проезд строго по пропускам, не было. Прикатив к металлическим воротам, я вышла из машины, оценила треск от высоковольтных проводов и встретила постового в форме с автоматом наперевес. Он очень дружелюбно объяснил, что тут, вообще-то, останавливаться нельзя, обзорная площадка находится километрах в 2–3, и мне стоит покинуть территорию охраняемого объекта. Отказать мужчине в форме с автоматом в 2 часа ночи я не смогла, поэтому поехала искать обзорные точки рядом. Но! Посмотреть на плотину вблизи краем глаза всё же успела.

Экскурсии

Из Красноярска возят экскурсии по окрестностям города, так что вы можете примкнуть к одной из них и полюбоваться ГЭС с обзорных площадок. Плюсом такого варианта является то, что не придётся придумывать и продумывать маршруты: платишь и получаешь all inclusive, насколько это словосочетание применимо к ситуации :). Годах в 70-х, когда многие ещё и не знали такого слова, как «терроризм», можно было попасть в залы самой станции, однако я пыталась найти подобные экскурсии последние лет 10, всё безрезультатно. Небольшой лайфхак: иногда накануне праздников включают красивую подсветку, так что виды, открывающиеся с обзорных площадок, великолепны!

Если у вас есть возможность полюбоваться ГЭС, когда стемнеет, воспользуйтесь ею: ежедневная подсветка тоже работает. Мне станция в свете фонарей и искуственных ламп нравится больше, чем днём без освещения.

Варианты туров я нашла следующие:

  1. Обзорная экскурсия по городу с заездом на смотровую площадку «Царь-рыба» и Красноярскую ГЭС. Длительность — 5.5 часов, цена колеблется от размеров группы. Так для одного человека экскурсию проведут за 6 800 рублей, в составе группы из двух человек — 3 400 рублей, из трех — 2 500 с носа и так далее. Самую большую группу могут составлять 40 человек, и в таком случае каждый отдаст по 650 рублей. В рамках этого тура вы осмотрите исторический центр города, его знаковые места, здания и памятники, съездите к Часовне Параскевы Пятницы, посетите площадку близ деревни Слизнево, где увидите памятник, посвященный известному произведению Астафьева «Царь-рыба». В статье про Красноярский краеведческий музей я рассказывала, что писатель — уроженец Красноярского края. Также с обзорной площадки вы увидите и ГЭС.
  2. Экскурсия на смотровую площадку «Царь-рыба» и Красноярскую ГЭС. Этот тур продлится 3.5 часа, так как включает только обзорную площадку и виды на Красноярскую ГЭС. Стоимость тоже будет ниже, чем у прошлого варианта: группа из одного человека заплатит 4 350 рублей, каждый в составе группы из двух человек выложит 2 200, три-четыре человека отдадут 1 600 рублей с носа. Каждому из 40 желающих поездка встанет в 480 рублей.
  3. Экскурсия в село Овсянка (родина писателя В. П. Астафьева) с посещением смотровой площадки «Царь-рыба», Красноярской ГЭС. Длительность — 4–5 часов, проводится в понедельник, так как в музее в этот день выходной. Вы побываете на родине Астафьева в Овсянке, осмотрите дом-музей, о котором я писала здесь. После посетите всю ту же смотровую площадку в Слизнево, где полюбуетесь на памятник и гидроэлектростанцию. Для группы из одного человека программа будет стоить 6 250 рублей, а если вас 40, каждый заплатит по 730 рублей.
  4. Экскурсия на Красноярскую ГЭС с посещением смотровой площадки «Царь-рыба» и водной прогулкой на Красноярском море. Длится 5 часов, проводится с середины июня по начало сентября. Вас довезут до обзорной площадки с Царь-рыбой, сделают остановку возле ГЭС, а далее группы до 7 человек могут совершить «круиз» по Красноярскому морю. Для одного человека это будет стоить 11 650 рублей, для каждого в группе из семи человек (больше этого количества людей катер на борт за раз не берёт) — 2 300 рублей.

Агентств по городу много, но самые крупные и стабильно работающие можно пересчитать по пальцам. Насколько я в курсе, многие туристы и жители города предпочитают то, что находится по адресу: Урицкого, 117, оф. 2–01.

Телефоны для связи:

  • +7 (391) 2-231-231;
  • +7 (391) 2-231-232.

Режим работы агентства:

  • понедельник — пятница с 10:00 до 19:00;
  • суббота с 11:00 до 16:00;
  • воскресенье — выходной.

Что можно увидеть в окрестностях ГЭС

Так как, повторюсь, на территорию ГЭС вас не пустят, времени полюбоваться её видами уйдёт немного, а значит, можно посмотреть ещё что-то поблизости:

  • Дивногорск. Город, основанный в 1956 году, как и многие небольшие советские города в те годы в Красноярском крае. Дело в том, что такие населённые пункты создавались с целью обслуживания крупных предприятий или стратегических объектов. Так вот Дивногорск разросся из старого посёлка Скит, превратившись в рабочий городок гидростроителей. Название он сменил в 1957 году, новое имя было образовано от Дивных гор, что на противоположном берегу Енисея. Знаете, это как выехать из большого города (я имею в виду, если вы отправляетесь из Красноярска в Дивногорск) и заехать в прошлое, в эпоху социализма с нотками Советского Союза. Я была во многих таких небольших городах области, где сразу видно, что застройка имела четкий план и схему. Дворцы культуры, Дворцы пионеров с мозаичными панно во всю стену, парочка Лениных, разбитые будто по линейке скверы и парки, красивейший ухоженные набережные, фонтаны… Словом, попадаешь в какую-то утопию.
  • Обзорная площадка рядом с деревней Слизнево. Создано это место в 70-х годах прошлого века близ родины Астафьева, посёлка Овсянка. В канун дня рождения писателя в 2004 году здесь установили металлического 300-килограммового енисейского осётра. Памятник «Царь-рыбе» посвящён одному из произведений Астафьева о человеке и природе, об их союзе и противоборстве. Писатель немало сражался за сохранение природы Красноярского края как на страницах своих произведений, так и в реальной жизни.
  • Линии элетропередач на гигантских опорах. Вам знакомо ощущение своей ничтожности в масштабах бескрайнего мира? Многие испытывают подобное чувство, оказавшись рядом с египетскими пирамидами, огромными памятниками Будде в Азии или другими старыми и/или огромными достопримечательностями. Я же первый и последний раз ощутила нечто такое, стоя под металлическими, наверное, 20-метровыми опорами, водружёнными на бетонные постаменты высотой в ещё пару десятков метров. Треск от ЛЭП вблизи ГЭС стоял такой, что едва было слышно «тишину» окружающего леса. Потребовалось собрать всё своё любопытство в кулак, чтобы выйти из машины и подойти поближе. Но ощущения в тот момент у меня были ярче, чем на любом самом жутком аттракционе.
  • Река Мана. Это горная речушка, впадающая в Енисей. По ней часто сплавляются, у берега можно остановиться на какой-нибудь уютной турбазе. Да и виды на окружающие горы говорят сами за себя.

Август 2022 года мы провели в Сибири. Заранее подготовили себе примерный список, где хотим побывать.

Одним из пунктов было посещение Красноярской ГЭС.

Красноярская ГЭС. Россия, Красноярский край, Дивногорск фото

Оставался один вопрос — как туда добраться?

Во-первых, Красноярская ГЭС находится даже не в Красноярске, а за Дивногорском (город-спутник Красноярска). До которого расстояние примерно 50 км.

Красноярская ГЭС. Россия, Красноярский край, Дивногорск фото

Во-вторых, кто будет нас везти от Дивногорска до Красноярской ГЭС?

Красноярская ГЭС. Россия, Красноярский край, Дивногорск фото

На эти вопросы попытался ответить интернет.

Может быть, за последние месяцы уже появилась вменяемая информация, что, куда и как? Но тогда неподготовленным туристам вываливались куча дурацких советов, мол, все так просто, до Дивногорска доехать супер легко, куча таксистов по щелчку пальцев вас отвезут до нужной точки.

Ага, как же.

Если Вы вдруг увидите туристический очерк, как одна семья добиралась до Дивногорска от остановки станция Енисей, сразу закрывайте эту страницу.

Красноярская ГЭС. Россия, Красноярский край, Дивногорск фото

Мы как раз попытались воспользоваться этими советами. Что называется, почувствуйте себя одиноко стоящими дураками в поле…

Красноярская ГЭС. Россия, Красноярский край, Дивногорск фото

Даже не буду рассказывать, как сначала мы искали остановку станция Енисей, а потом высматривали нужную маршрутку…

Поняв всю бесперспективность блуждания по окраине города, мы поспрашивали местных жителей.

И так. Как добраться до Красноярской ГЭС?

Первым делом надо доехать до Предмостной площади на правом берегу Енисея. Там кольцевое движение транспорта.

Красноярская ГЭС. Россия, Красноярский край, Дивногорск фото

Остановки располагаются на разных ответвлениях дороги. Красной стрелкой я отметила место, где останавливается маршрутка №106. Это ее конечная точка.

Красноярская ГЭС. Россия, Красноярский край, Дивногорск фото

К сожалению, ходит она гораздо реже, чем необходимо местным жителям, поэтому очередь на посадку оказалась длинной. Перед нам стояло, как минимум, еще 50 человек.

Кроме официальной маршрутки еще есть разные неофициальные таксисты на микроавтобусах. Их надо успеть перехватить.

Так как мы стояли в очереди почти последними, то смогли урвать себе пару мест в таком минивэне.

Маршруточник привез нас в Дивногорск. Высадил на местной автостанции.

Красноярская ГЭС. Россия, Красноярский край, Дивногорск фото

И что дальше? Никто не предлагает свои услуги, чтобы довезти до Красноярской ГЭС. Люди занимаются своими делами. А мы опять слоняемся по небольшой площади без толку.

Наш таксист на микрике еще стоял на площади, его очередь забирать людей на очередной рейс не подошла. В общем муж пошел к нему договариваться. Какая разница, каких людей возить и куда, если поездку мы оплатим.

Мы арендовали неофициальную маршрутку №106, Smile Сговорились на 3 тысячах рублей.

— За эти деньги он нас везет на Красноярскую ГЭС. Показывает смотровые точки.

Красноярская ГЭС. Россия, Красноярский край, Дивногорск фото

— Покатает по Дивногорску.

Красноярская ГЭС. Россия, Красноярский край, Дивногорск фото

— Отвезет на набережную Енисея.

Красноярская ГЭС. Россия, Красноярский край, Дивногорск фото

— На обратном пути в Красноярск мы остановимся на смотровой точке памятника Царь-рыба.

Красноярская ГЭС. Россия, Красноярский край, Дивногорск фото

Красноярская ГЭС. Россия, Красноярский край, Дивногорск фото

— В конце, по нашему желанию, он довезет либо до начала маршрута подъема на Красноярские столбы, либо до Торгашинского хребта с самой длинной лестницей России. Мы выбрали последнее, Smile Боже, мои ноги…

Красноярская ГЭС. Россия, Красноярский край, Дивногорск фото

Едем на Красноярскую ГЭС.

Красноярская ГЭС. Россия, Красноярский край, Дивногорск фото

Красноярская ГЭС. Россия, Красноярский край, Дивногорск фото

Внезапно дорога заканчивается. Установлены ограждающие бетонные блоки.

Красноярская ГЭС. Россия, Красноярский край, Дивногорск фото

Мы оставляем машину и идем дальше в гору пешком.

Красноярская ГЭС. Россия, Красноярский край, Дивногорск фото

Идти примерно 500-600 метров.

Красноярская ГЭС. Россия, Красноярский край, Дивногорск фото

Красивые природные ландшафты

Красноярская ГЭС. Россия, Красноярский край, Дивногорск фото

сменяются футуристическими видами.

Красноярская ГЭС. Россия, Красноярский край, Дивногорск фото

Красноярская ГЭС. Россия, Красноярский край, Дивногорск фото

Это судоподъемник.

Красноярская ГЭС. Россия, Красноярский край, Дивногорск фото

В мире таких судоподъемников единицы. В настоящее время используется редко, из-за понижения уровня рек большие суда уже не ходят.

Дошли до Красноярской ГЭС. Все в колючей проволоке и ограждениях.

Красноярская ГЭС. Россия, Красноярский край, Дивногорск фото

Раньше туристов запускали на дамбу, сейчас проход ограничен.

Красноярская ГЭС. Россия, Красноярский край, Дивногорск фото

По «козьей тропке» можно пройти сквозь перелесок и выйти на импровизированную смотровую точку, чтобы не мешались ограждения.

Красноярская ГЭС. Россия, Красноярский край, Дивногорск фото

Сделать красивые фото.

Красноярская ГЭС. Россия, Красноярский край, Дивногорск фото

Из-за жаркого лета и отсутствия дождей сброс воды был минимальный.

Красноярская ГЭС. Россия, Красноярский край, Дивногорск фото

Вот, собственно все, что мы выжали из этой поездки. Но я не жалею. Получилось занимательно.

Я рекомендую посещение Красноярской ГЭС. Россия, Красноярский край, Дивногорск.

Еще отзывы про Сибирь.

— Республиканским музейно-культурном центре. Хакасском национальном краеведческом музее имени Л.Р. Кызласова каменные менгиры, петроглифы, плиты.

— Долина мертвых Царей — более 100 курганов, склепов и могильников VIII-III в. до н.э. Абакан, республика Хакасия

— 1683 ступени вверх, Карл! И это не конечная остановка. Выше гор могут быть только горы!

— Остров в центре города на реке Енисей, где живут 4 500 сусликов! Расскажу, где искать сусликов.

— Трансформация. Даши Намдаков. — Бурятский скульптор с мировым именем.

— Литературный музей имени В. П. Астафьева — О всех писателях, которые посещали (=писали) про Красноярск (=Сибирь) от Жюль Верна, Робинзона Крузо Даниеля Дефо до Чехова и Михаила Успенского

— Туимский провал. — Я боюсь летать на самолетах, но лезу в пещеры и разрушенные шахты. Экстремальная экскурсия. Республика Хакасия.

Путешествую много. Заходите в гости и еще сюда.

Узбекистан. Самарканд — самая полная информация, Хива. Ичан-Кала, Бухара, Ташкент

Азербайджан. Баку. Формула I.

Франция — Париж, Версаль, Эз Виладж, Замки долины Луары, Монблан

Италия. — Рим, Турин, Генуя, Портофино, Верона, Сорренто, Помпеи, Тиволи, Сан-Ремо и т.д

Греция. — Афины, Дельфы, Метеоры, Янина, Патры, Эпидавр, Микены и т.д.

Речной круиз по Волге и Каме — Казань, Йошкар-Ола, Пермь, Кунгурская ледяная пещера, Усолье, Соликамск, Воткинск, Самара и т.д.

Россия. Санкт-Петербург. Москва. Крым. Курск….

Большой тур по Поволжью (Волгоград, Астрахань) и Калмыкии (Элиста)


Просмотров: 13989

Как я ходил пешком на Красноярскую ГЭС

Готов поспорить, что вы открыли эту страницу исключительно из любопытства. Слышали раньше такое слово? Знаете, что оно обозначает? На самом деле мерехлюндия — это недуг, который время от времени подкашивает почти всех людей. И чем старше мы становимся, тем чаще чувствуем ее проявления, хоть и не знаем названия. Редко кому удается прожить всю жизнь, ни разу не столкнувшись с этим мерзким состоянием. Вот и ваш покорный слуга в недалеком прошлом испытал сильнейший приступ мерехлюндии. Но волею случая в тот же день было найдено отличное «противоядие». Побороть приступ помогла, как это ни странно, знаменитая Красноярская ГЭС. Теперь, когда вы пребываете в полном недоумении и уже, пожалуй, подумываете, не сошел ли я с ума, самое время рассказать чистую правду о чудесном «лечении электричеством».   

Объяснение причин

Это статья-шутка, статья-размышление. Я написал ее главным образом для себя. Да, представьте себе, такой вот чудной человек. Сидит и пишет для себя статейки. Уж лучше бы писал на заказ, хоть какие-то копеечки бы заработал. Но с некоторых пор я сделал небольшое открытие. Даже два. Во-первых, оказалось, что, перечитывая старые статьи, я отчетливо до мелочей вспоминаю события, которые произошли в далеком прошлом. Иногда интересно полистать страницы прожитого. Во-вторых, когда пишешь для себя, не оглядываясь на то, как отнесется к тексту поисковый робот Яндекса, статьи получаются гораздо живее и интереснее. Что самое удивительное, они лучше индексируются и продвигаются. 

Таким образом, я позволю себе помедитировать на заданную тему. Если по прошествии многих лет чтение статьи будет доставлять мне удовольствие, значит потрудился не зря. А уж если она понравится и вам, то буду рад вдвойне.

С чего все началось



Эта история началась в далеком городе Красноярске. Впрочем, это нам, нижегородцам, он кажется далеким. А многие люди живут там постоянно и вовсе не считают, что забрались в какую-то даль. Наоборот, полагают, что это Москва и другие города европейской части страны находятся черт-знает-где. Но суть не в этом. Представьте себе состояние человека, которого пригласили за тридевять земель для выполнении некой миссии, а по приезду сообщили, что все отменяется и он может быть совершенно свободным. Причем накануне вечером, когда специалист уже настроился на завтрашний нелегкий день.

Только представьте: сидит человек в гостинице, никого не трогает, имеет билет на завтрашний поезд до небольшого городка в Красноярском крае. И вдруг уже в шестом часу вечера ему звонят и совершенно спокойным тоном, как будто так и надо, сообщают, что завтра все отменяется. Ну вот не скунсы ли? 

Так совершенно случайно у меня образовался свободный день в Красноярске. С одной стороны — это вроде бы здорово. Ведь предыдущие три дня ваш покорный слуга пахал в поте лица, покидая гостиничный номер в 6-7 утра и приползая обратно почти за полночь. А до этого был долгий ночной перелет. Плюс сдвиг часовых поясов. День отдыха при такой загрузке был бы явно не лишним. Но с другой стороны…

Знаете, какое это гадкое чувство, когда другие люди вот так запросто, без тени смущения, отменяют договоренности в последний момент, когда уже все спланировано, а деньги потрачены. Это как внезапно провалиться сквозь тонкий лед. Только что все было здорово и вдруг оказываешься в полном… Признаться, раньше никто из заказчиков не позволял себе подобной дикой выходки. Поэтому, по правде говоря, в первый момент я слегка растерялся.

Вот тогда-то и довелось столкнуться с мерехлюндией. Вы ведь уже посмотрели в интернете, что это словечко означает, а поэтому знаете, что никакая это не болезнь. Так, просто: уныние, плохое настроение.

Что делать? Можно проваляться завтра целый день в кровати номера люкс гостиницы Астория, отоспаться, отдохнуть, немного прогуляться и на следующий день наброситься на следующего заказчика с новыми силами. 

Но, знаете, не велика радость провести весь день, убиваясь по разрушенным планам. Ведь стоит проявить немного фантазии и можно предпринять нечто превосходное. Надо перешибить гадкие впечатления новыми, убойными, грандиозными. С этими мыслями ваш покорный слуга засел за интернет и уже через три минуты знал, что с ним случится завтра.

Вы догадались, что я выбрал? При всем многообразии достопримечательностей Красноярска, кстати, очень интересного и красивого города, выбор пал на объект, аналогов которому нет или почти нет в местах обитания автора этих строк. Побывать на Красноярской ГЭС, сравнить ее настоящий вид с тем, что нарисовано на 10-рублевой купюре, увидеть нечто необычное, прогуляться по свежему воздуху — надо просто затоптать негатив, оставшийся после упомянутого телефонного звонка. Затоптать в самом прямом смысле этого слова. 

Немного цифр

Знаете, сначала я хотел выдавать эти данные порциями, по мере повествования. Но потом решил собрать все цифровые данные статьи в один небольшой раздел. Вот как выглядело мое путешествие в цифрах:

  • Расходы на поездку: 38 рублей. Именно столько денег я потратил в тот день. Сам не ожидал!
  • Время в пути от Красноярска до Дивногорска на электричке:  примерно 55 минут.
  • Длина пешего маршрута по горным дорогам: 24 километра. Согласитесь, отличное средство сбросить хандру и лишний вес.
  • Длина плотины Красноярской ГЭС: примерно 1072 метра.
  • Максимальная высота плотины Красноярской ГЭС: примерно 128 метра.

Остальные параметры требуют более развернутого описания, поэтому встретятся в тексте чуть позже.

На следующий день

Чтобы попасть на Красноярскую ГЭС лучше всего сесть на электричку Красноярск — Дивногорск. Всего за 19 рублей (Девятнадцать рублей — ошибки нет. Признаться сам не ожидал, какой-то Коммунизм) я имел счастливое удовольствие прокатиться по очень красивой железной дороге.

Дорога Красноярск - Дивногорск. Фото из окна электрички

С одной стороны — Енисей с его неподражаемыми островами и горами на другом берегу. С другой — горы вплотную к железной дороге, местами с отвесными скалами. Чтобы камни не падали на рельсы, в особо опасных местах скалы покрыты сеткой. От масштабных обвалов она, конечно, не спасет, но мелкие камешки размером с небольшой письменный стол вполне сдержит.

Дорога Красноярск - Дивногорск. Фото из окна электрички

Очень красиво и, главное, необычно. Не каждый день увидишь такие пейзажи. Признаться, уже на первых километрах пути я напрочь забыл о нерадивых заказчиках. Все внимание было направлено за окно. По счастью в утренней электричке было мало народу, поэтому можно было переходить для съемки то к правому, то к левому окну, не создавая проблем попутчикам.

Дорога Красноярск - Дивногорск. Фото из окна электрички

Время от времени на пути попадались небольшие поселочки. Наверное, это очень интересно — жить в таком месте. Горы, широкая река, чистый воздух… Все это выглядит очень заманчиво. Правда, погода в тот конкретный день оставляла желать лучшего. Облака не позволяли солнцу раскрасить пейзаж в настоящие весенние цвета. Но тут уж ничего не поделаешь. Как говорится, или сейчас, или никогда. Так уж лучше сейчас!

Дорога Красноярск - Дивногорск. Фото из окна электрички

А чего стоят названия станций! Как вам, например, «Тихие зори», «Красноярские столбы», «Усть-Мана»? Но это с одной стороны. С другой «Слизнево»,  «Овсянка», «Турбаза»… то есть вполне обычные вполне привычные для слуха слова.

А сам Дивногорск — одно название должно притягивать сюда любителей красивых видов, туристов, альпинистов, фотографов и всех других, кто объявил войну офисно-диванному существованию вместе с самокопанием, унынием и горькими думами по навек загубленной жизни. И правда, стоит только выйти из электрички, можно сразу расчехлять фотоаппарат и начинать щелкать налево и направо. А уж если вдобавок из-за туч появится солнышко, считайте, что повезло вдвойне.

Станция Дивногорск

Станция Дивногорск

А как отсюда добраться до Красноярской ГЭС?

Когда первая эйфория от горно-енисейской панорамы немного схлынула, я вспомнил об истиной цели путешествия — увидеть небывалое и по возможности его, небывалое, сфотографировать. Судя по карте, от вокзала до первой смотровой площадки электростанции было совсем недалеко. Всего каких-то шесть с половиной километров. Если взять такси, то буквально через десять минут вы уже сможете наслаждаться видами и все такое прочее.

Но я не взял такси. Почему? Да просто потому, что обратная электричка из Дивногорска в Красноярск уходила через шесть часов. Ну, доеду я до цели путешествия за 10 минут, ну, поболтаюсь там часок-другой, а что буду делать потом?

А что если прогуляться пешком? Так и увидишь больше, и время пройдет незаметнее. Приняв это простое решение, ваш покорный слуга зашагал в сторону Красноярской ГЭС. Забегая вперед, могу сказать, что это решение было и правильным и неправильным одновременно. 

Дорога от Дивногорска до Красноярской ГЭС

С одной стороны, при пешей прогулке действительно можно остановиться где захочется, сделать фотоснимки, оглядеться. Ты не привязан к машине, не просишь водителя остановиться на минуточку «вот здесь», а потом «вон там», чтобы сделать пару щелчков затвором. К тому же, быстрая ходьба — это очень неплохой способ оторваться от рутины, взбодриться, сбросить несколько граммов лишнего веса, если таковой имеется. К тому же, машин на дороге немного, поэтому подобное мероприятие даже можно с неким допуском назвать прогулкой на свежем воздухе.

Дорога от Дивногорска до Красноярской ГЭС

С другой — я совершенно не учел коварство горных дорог. То вниз, то вверх, то снова вниз, то опять вверх. Для не слишком тренированного организма подобная прогулка была бы в тягость. Сам я считаю себя довольно опытным ходоком, но, признаться, совершенно не ожидал, что путешествие так затянется. Прошагав в тот день порядка 24 километров пешком, на следующий день был, как бы это сказать помягче, слегка подуставший.

Примерно через час я оказался у моста через Енисей. Оттуда было два пути. Налево — к смотровой площадке ГЭС и направо через Енисей куда-то в горы. Куда пойти? 

Мост через Енисей

Мост через Енисей

Если налево, то я как-то сразу увижу то, что собирался. Можно будет посмотреть на Красноярскую ГЭС с близкого расстояния, сделать фотографии. Но что делать потом?

И тогда я решил сделать вот что. Я перейду через мост и буду идти по дороге целый час. Если не увижу ничего интересного, поверну обратно. На смотровую площадку на правом берегу реки попасть всегда успею. 

С этими мыслями я направился через мост. Чем дальше шел, тем удачнее казалась идея. С моста открываются чудные виды на плотину и знаменитый судоподъемник, о котором стоит поговорить отдельно.

Мост через Енисей

Мост через Енисей. Фото Красноярской ГЭС

Мост через Енисей. Фото Красноярской ГЭС. Судоподъемник

Миновав мост, дорога пошла дальше в ущелье между горами. Что будет за тем поворотом? А за следующим? Неизвестно.

А как же навигатор, спросите вы. Он ведь есть в любом смартфоне или планшете. Стоит только нажать пару кнопок — можно увидеть местность с высоты и понять, что там, за изгибом дороги и стоит ли туда идти. Отвечу как есть. У меня уже довольно старенький смартфон с плохоньким аккумулятором. Не раз падал в воду, а на экране — сеть трещин. Упал на камни на берегу реки Собь во время салехардской экспедиции. Понимаю, что давно уже пора купить новый, но все никак не решусь. Действую по принципу, пока старый работает, пусть работает.

Да и поворот — вот он, уже совсем рядом. Быстрее до него дойти, чем ждать, пока загрузятся карты. 

Крутой поворот и аварийный съезд. Дорога Красноярск - Абакан

Тогда я еще не знал, что этот маршрут «на удачу» оказался отличным выбором. Мне удалось увидеть Красноярскую ГЭС с точки, до которой мало кто добирается, поскольку не все о ней знают. Многие туристы довольствуются только видом со смотровой площадки правого берега. 

И вообще, прогулка по горной дороге — это отличное времяпрепровождение. Именно пешая прогулка, а не поездка на такси. Можно бесконечно разглядывать постоянно меняющиеся пейзажи, любоваться вершинами и отдельно стоящими каменными образованиями-отторженцами. Машины не слишком мешают. Хоть это и федеральная трасса, ведущая в Абакан, движение довольно вялое. Бывает, что на несколько минут здесь воцаряется полная тишина.

Ну, а виды вокруг открываются такие, что про несложившуюся в тот день работу я сначала просто забыл, а потом вспомнил и начал думать, что и хорошо, что она не сложилась.

Правда, вскоре дорога сделана крутой поворот влево и пошла вверх. Идти пешком по такому подъему — удовольствие на любителя. Но, чем выше поднимаешься, тем шикарнее картины вокруг. Обидно было бы просто просвистеть здесь на машине и не увидеть этой красоты.

Дорога Красноярск - Абакан после пересечения моста через Енисей

Взгляд назад. Дорога Красноярск - Абакан после пересечения моста через Енисей

Подъем на левый берег Енисея. Дорога Красноярск - Абакан

Крутой поворот и аварийный съезд. Дорога Красноярск - Абакан

Правда, вид немного портили линии электропередач. Но что поделать. Мы подходим к электростанции. Как же без проводов?

Вскоре дорога взобралась на самую вершину и пошла почти горизонтально. Дышать стало легче. Самое главное было — не пропустить поворот налево. На карте, которую просматривал накануне, он должен находиться через полтора километра после подъема на гору. Он и правда оказался на месте. Пропустить его невозможно. Дорога пошла вниз, шагать по горку стало еще легче. Думать об обратном пути почему-то совершенно не хотелось. 

Чем ближе к электростанции, тем более техногенным становится пейзаж. В этом, как ни удивительно, тоже есть своя особая красота. Мощь в чистом виде! Гудят трансформаторы, провода высоковольтных линий слегка потрескивают. Кажется, еще немного и сам заискришь :).

Дорога на смотровую площадку Красноярской ГЭС. Левый берег Енисея

Наслаждаясь видами, важно не пропустить левый поворот. Ошибиться невозможно, он один. Главное — не проскочить:

Дорога на смотровую площадку Красноярской ГЭС. Левый берег Енисея

Да-да. Нам вот сюда налево. Дорожка невзрачная, но именно она приведет нас к месту назначения. Далее по пути нам встречается фундаментальное сооружение — эстакада судоподъемника. Это такая интересная штука, что хочется немного рассказать о ней отдельно.

Судоподъемник Красноярской ГЭС

Это совершенно уникальное сооружение. Единственное в России. Правда, в других странах тоже есть подобные устройства. И там они появились раньше. Поэтому титулов «единственный в мире», «не имеющий аналогов» или «самый первый» тут использовать не приходится. Тем не менее устройство поражает своей грандиозностью и необычностью решения.

Дело в том, что построить шлюзы для пропуска кораблей через плотину в данном конкретном месте не получилось. Река зажата в каньоне между горами, места для шлюза просто нет. Да и разница уровней довольно значительна. Но корабли как-то должны проходить через плотину. Так в 1976 году на красноярской ГЭС появился наклонный судоподъемник.

Принцип действия судоподъемника таков. Судовозная камера, ездит по наклонным рельсам. Сначала она опускается ниже уровня воды с одной стороны плотины, судно заходит в нее. Камера вместе с водой и судном начинает подниматься по рельсам. В самой верхней точке находится поворотный круг. Камера разворачивается на 104 градуса и по таким же наклонным рельсам съезжает в воду на другой стороне плотины. Корабль выходит и продолжает свой путь.

На словах все это довольно просто. На деле выглядит совершенно грандиозно. Мне самому не довелось увидеть судоподъемник в действии. Навигация по Енисею к моменту моего визита еще не началась. Зато я прошел под эстакадой судоподъемника и имел возможность оценить ее размер. Вот несколько фотографий:

Эстакада судоподъемника Красноярской ГЭС. Левый берег Енисея

Эстакада судоподъемника Красноярской ГЭС. Левый берег Енисея

Эстакада судоподъемника Красноярской ГЭС. Левый берег Енисея

Эстакада судоподъемника Красноярской ГЭС. Левый берег Енисея

Эстакада судоподъемника Красноярской ГЭС. Левый берег Енисея

Эстакада судоподъемника Красноярской ГЭС. Левый берег Енисея

А вот лишь несколько технических характеристик, которые подчеркнут грандиозность конструкции:

Масса движущейся самоходной части судоподъемника (судовозной камеры) — 4500 тонн.

Масса камеры с водой и судном — 8100 тонн.

Уровень воды в камере — 2.2 метра.

Ширина рельсового полотна — 9 метров.

Количество колес и электромоторов — 156 шт. !

Диаметр поворотного колеса — 106 метров.

А вы видите металлические мачты с проводами на верху эстакады? С этих проводов судовозная камера снимает электрический ток токоприемниками (пантографами как у трамвая). Если совсем упростить, то это огромный трамвай-док, который переваливает через плотину корабли вместе с водой. Это один из вариантов, который наряду со шлюзами решает задачу прохода судов через гидросооружения, когда надо преодолеть разницу уровней до и после плотины.

Однако по грандиозности и смелости инженерного решения Красноярский судоподъемник по моему личному мнению несколько уступает знаменитому Фолкеркскому колесу:

Эстакада судоподъемника Красноярской ГЭС. Левый берег Енисея

Фото Sean Mack. Wikipedia

Жаль, что не удалось увидеть оба механизма в действии. Для Красноярского судоподъемника был просто не сезон, а Фолкеркское колесо находится в Шотландии. Оба решения, как и многие подобные поражают своими размерами. Они становятся региональными достопримечательностями, притягивают любителей необычного, зрелищного, охотниками за новыми впечатлениями и удивительными фотографиями. 

Когда меня спрашивают, зачем я протопал столько километров пешком, когда можно было посмотреть на Красноярскую ГЭС с площадки правого берега, я все время вспоминаю то необыкновенное состояние, когда находишься один на пустой горной дороге, а прямо над тобой нависает эстакада единственного в стране судоподъемника. Это сложно передать словами, описать или выразить как-то иначе. Чтобы почувствовать то же самое, надо просто быть там. Просто постоять под эстакадой, побродить вокруг, сделать фотографии. А уж если посчастливиться увидеть движущуюся судовозную камеру — этакий плавучий 156-колесный док, считайте, день прожит не зря.

Но нам пора идти дальше. Иначе можем не успеть на обратную электричку.

Фото Красноярской ГЭС. Смотровая площадка на левом берегу Енисея

Еще совсем немного и цель нашего путешествия начинает показываться из-за густой поросли сосен и берез левого берега реки. 

 Красноярской ГЭС. Фото с левого берега Енисея

Дорога идет вдоль берега, постепенно понижаясь к воде. Справа — Енисей, слева… Слева тоже интересно. Здесь можно наблюдать гранитные скалы, которые выглядят так, как будто их аккуратно сложили из отдельных камней. Взгляните:

Гранитные скалы на берегу Енисея

Гранитные скалы на берегу Енисея

Некоторые участки выглядят так, как будто сложены из новомодного сейчас декоративного камня. Любуясь громадой гранитных скал, спускаемся все ниже и подходим к смотровой площадке Красноярской ГЭС, находящейся на левом берегу Енисея.

 Красноярская ГЭС фото

Вот она! Во всей своей красе. Вопреки ожиданиям здесь нет бушующего потока. Он бывает, но далеко не всегда. Посмотрите на металлические затворы и языки льда под ними в правой части. Ширина каждого затвора — 25 метров. Это как раз водосливная часть плотины. Когда водохранилище переполняется, затворы открываются и здесь действительно бывает очень интересно и громко:

Красноярская ГЭС. Сброс воды

Фото Denis Belevich

Не удивительно, что в результате периодического сброса теплой воды ниже плотины находится незамерзающая полынья. Ее расчетная длина должна была составить порядка 40 километров (то есть как раз до Красноярска), но в теплые зимы длина незамерзающей части Енисея за плотиной может составлять до 160 километров! 

И вообще, мы смотрим только на экономический эффект от строительства ГЭС и восторгаемся ее мощью и величием. Но статистика потерь в результате образования водохранилища возвращает нас к естественной мысли, что за удовольствия всегда надо платить.

В результате подъема уровня воды было затоплено 175,9 тыс. га земель, в том числе 120 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения и 46 тыс. га лесов в пяти районах Красноярского края и двух в Хакасии. В зону затопления попало 132 населённых пункта (13 750 строений), в том числе три райцентра (Даурск, Новосёлово, Краснотуранск), было переселено около 60 тысяч человек, для которых возвели 26 новых населённых пунктов. Потребовалось переустройство почти сорока промышленных предприятий. Было затоплено 1620 км автодорог. (Данные из Википедии).

В то время, как весь советский народ восторгался новым свершением, кто-то паковал чемоданы, собирал пожитки и готовился к переезду в совершенно новую местность. Представьте себя на месте этих людей. Боюсь, далеко не все из них воспринимали строительство электростанции с большим энтузиазмом. 

Представьте, что завтра вам объявят, что в течение месяца вы должны покинуть свой дом и переехать на новое место жительства. Безусловно, там вас будет ждать жилье. Возможно, даже лучшее, чем ваше теперешнее. Безусловно, для кого-то это будет здорово. А для вас? Самое гадкое, что вы должны будете переселиться с радостью и чувством глубокой благодарности.

Я не был там в указанное время. Поэтому могу лишь предполагать, что испытывали люди, которых срывали с обжитых мест. Если вы, уважаемый читатель, более осведомлены о тех событиях, очень прошу поделиться своими знаниями в комментариях. 

Давайте посмотрим еще несколько фотографий с левого берега Енисея. Картинка была почти неподвижна. Народу вокруг — никого. Ветра почти не было. Правда, солнце зашло за тучу, поэтому вид у Красноярской ГЭС был довольно суровый.

Красноярская ГЭС фото

На фото неподвижная глухая часть плотины. Именно в толще этой громады находятся турбины. Вода, которая проходит через лопасти их винтов, выходит в русло через отверстия под стеклянным зданием. Здесь тоже довольно спокойно, никакого бурления или опасных водоворотов. По крайней мере, так было в день моего визита. К слову, когда я осматривал Иркутскую ГЭС, видел лопатку турбины, выставленную в качестве экспоната у входа на территорию.

лопатка турбины Иркутской ГЭС
лопатка турбины Иркутской ГЭС

Если лишь одна лопасть пропеллера имеет такой вид, несложно представить, как выглядит весь механизм. Представить и восхититься.

Красноярская ГЭС фото

А это — водосливная часть плотины. Ее длина 225 метров. Когда уровень воды в водохранилище поднимается выше положенного, металлические затворы поднимаются и вода начинает бушевать. Фото вы уже видели.

Кстати, видите это четырехногое чудище наверху сооружения? Это кран, который как раз поднимает и опускает затворы водосливной части. Таких кранов на плотине три (я столько насчитал, но, может быть, их больше и остальные куда-то попрятались). 

Красноярская ГЭС фото

Вот так выглядит граница запретной зоны. Ближе подходить нельзя. И на машине, и на лодке тоже. Пристрелить, конечно, не пристрелят, но пальчиком погрозить могут. А у меня обратная электричка через 3 часа. Решил не рисковать и незримую линию не пересекать. 

Еще один снимок — здесь немного видно панно на фасаде здания. На нем изображен В.И.Ленин и выложена надпись «Ленину». Электростанция пущена в эксплуатацию в 1967 году (пущен первый гидроагрегат). В то время Ленина уже не было, но память о нем жила.

Красноярская ГЭС фото

Только не подумайте, что я как-то особо ностальгирую по тем временам или, напротив, высказываюсь о них скверно. Несмотря на строжайший нейтралитет отношения ко временам СССР, меня то и дело называют в комментариях то «коммунистом» то наоборот :).

Понятно, что при желании можно вывернуть наизнанку любую фразу, подсунуть под нее выгодный критику подтекст, а потом повесить ярлык, который в принципе не имеет ко мне никакого отношения. В самых острых ситуациях дело доходит до того, что некоторые специально заводят странички в соцсетях, чтобы облить вашего покорного слугу нелицеприятной субстанцией. Открываешь страничку такого гражданина, а там фотографии нет, публикаций нет, друзей нет… один только комментарий к моему тексту. Во, как торкает! 

Поэтому у меня большая просьба. Не тратьте время. Не ищите в моих текстах того, чего нет. Не пытайтесь предполагать, что я думаю на самом деле. Эти времена просто были. Хорошие или плохие, но были. Мое дело — тупо фиксировать реальность. А она такова: в 2019 году панно с изображением Ильича на здание Красноярской ГЭС присутствовало. Хорошо это или плохо — решайте сами. Возможно, у вас получится лучше, а меня от такой необходимости избавьте. 

Давайте я лучше расскажу вам смешной случай, который произошел на смотровой площадке.

Когда я уже засобирался в обратный путь, на смотровую подкатило шикарное авто. Джентльмен вышел, обошел машину вокруг и открыл дверь своей даме. Далее они начали фотографироваться, делиться мнением и тому подобное. Я же к тому времени уже закончил свою фотосессию и направился в обратный путь-дорогу.

Идти вверх было несколько тяжелее, чем вниз. Вот снова попались гранитные осыпи, вот эстакада судоподъемника. Вскоре меня обогнала машина с упомянутой парочкой. Я и не надеялся, что они остановятся и подвезут. Впрочем, они и не остановились. Машина скрылась за поворотом, а я вдруг заметил след от снегохода, который пересекал дорогу.

Красноярская ГЭС. Как сократить себе путь

Такую же колею я видел и вверху, у трассы Красноярск-Абакан. А вдруг это тот же самый след? Если так оно и есть, пойдя по нему, я бы значительно сократил себе путь. Не пришлось бы топать в обход! И я решил рискнуть. В худшем случае — просто вернусь обратно и пойду знакомой длинной дорогой. Если выиграю, значительно укорочу себе маршрут.

Уже потом, рассматривая карту, выяснилось, что напрямую по снегоходной колее до дороги было всего 250 метров. В обход — полтора километра. Одним словом, я обогнал машину с парочкой. Возможно, они еще где-то останавливались. Не знаю.  Выбравшись на асфальт, я зашагал в строну моста. Не прошло и минуты, как меня снова обогнала та самая машина. То, что это была она, я нисколько не сомневался. Номер уж больно приметный. Цифр не помню, но буквы «ХАМ» :)

Вдруг машина резко затормозила. Дождавшись, когда я поравняюсь, джентльмен, явно не веря своим глазам и извинившись, спросил, как я мог здесь очутиться. Ведь они меня уже обгоняли «там внизу». Пришлось сознаться, что я просто умею летать. Иначе как еще можно было бы объяснить подобную аномалию? Они предложили подбросить до Дивногорска. Но мне еще надо было попасть на вторую смотровую площадку. Поэтому я вежливо отказался, сославшись на то, что «я же умею летать» и, коль захочу, могу встретиться им еще раз, где-нибудь там, за мостом. На том посмеялись и расстались.

Красноярская ГЭС. Обратный путь

Смотровая площадка Красноярской ГЭС на правом берегу Енисея

Жаль, что на самом деле я не умею летать. Пришлось топать пешком до моста, потом через мост. К тому времени ступни начали издавать легкое гудение, как трансформаторы у электростанции, а в голову полезли крамольные мысли о том, что вот бы сейчас сесть в машину и проехать остаток пути. Нагулялся на неделю вперед!

Но с машиной пока повременим. Давайте посмотрим на электростанцию с правого берега реки.

Красноярская ГЭС. Подходим к смотровой

Если ехать на машине, можно подъехать прямо к проходной ГЭС и поставить машину справа на стоянку. 

Красноярская ГЭС. Подходим к смотровой

Красноярская ГЭС. Подходим к смотровой

Далее можно любоваться сооружением через сетку, а можно вернуться чуть назад пешком и спуститься прямо к воде:

Красноярская ГЭС. Спуск на берег реки

Красноярская ГЭС. Спуск на берег реки

Отсюда можно разглядеть плотину с близкого расстояния. Конечно, подойти вплотную не получится. Здесь тоже есть граница запретной зоны. Но виды с этой смотровой открываются ничуть не хуже, чем с левого берега:

Красноярская ГЭС. Спуск на берег реки

Красноярская ГЭС. Мост через Енисей

Красноярская ГЭС. Вид с уровня воды

Красноярская ГЭС. Вид с уровня воды

Красноярская ГЭС. Вид с уровня воды

Интересно побродить по берегу Енисея. Помимо мусора, предусмотрительно оставленного предыдущими посетителями, здесь встречаются очень интересные камешки. Некоторые — с острыми краями. Видимо, совсем недавно откололись от более крупных глыб. Другие — совсем гладкие, отшлифованные рекой. Глядя на них, даже не верится, что некоторые из них были ровесниками грандиозного строительства Красноярской ГЭС. Да и вообще, когда образовались эти камни? Миллиард лет назад? Или больше?

Например, будучи в скальном парке Монрепо (Выборг), мне довелось прикоснуться к скале, возраст которой оценивается в полтора миллиарда лет. Наверняка есть и более старые породы. Возможно, те образцы, которые я собрал на берегу и привез домой для коллекции, были свидетелями того времени, когда на земле не было еще ничего живого. Одни камни.

Когда начинаешь думать об этом, охватывает чувство невероятной собственной ничтожности. Никчемности бытия, попыток чего-то достичь, стремлений, усилий, планов… Впрочем, другие люди в свое время взяли и построили Красноярскую ГЭС. Наверняка и теперь найдутся товарищи, которые привезут сюда своих внуков и скажут: «Вот эту громадину построил твой дедушка или бабушка». Ведь строительство закончилось относительно недавно — всего 52 года назад. Если кому-то в то из строителей в то время было восемнадцать, запросто мог дожить до сегодняшнего дня. Вот это, я понимаю, след в истории! 

Невольно встает вопрос, а какой след оставил я? Глядя на Красноярскую ГЭС, приходится признать, что в сравнении с ней я не сделал в жизни ничего заметного. С этими нелегкими мыслями ваш покорный слуга направился в сторону станции Дивногорск. До отправления электрички оставался всего один час.

Памятник Автомобилистам — строителям Красноярской ГЭС

Он находится по пути. Его не минуешь. На постаменте стоит старый самосвал с поднятым кузовом. Из кузова сыплются железобетонные блоки.

Памятник автомобилистам - строителям Красноярская ГЭС

Памятник автомобилистам - строителям Красноярская ГЭС

Вот так перекрывался Енисей. В ходе строительства Красноярской ГЭС было переработано 9,45 млн м³ мягких грунтов, извлечено 6,4 млн м³ скальных пород, уложено 5,765 млн м³ бетона и железобетона, смонтировано 118 тыс. тонн металлоконструкций, механизмов и оборудования (Данные из Wikipedia).

И все это надо было как-то переместить, привезти, отвезти… И все это сделали вот такие простенькие и маленькие по современным меркам грузовички, которыми управляли обычные люди, а никакие не сверхчеловеки. Неудивительно, что их особый вклад был в числе прочего отмечен установкой мемориального комплекса.

Здесь же вдоль дороги находится длинный стенд с большими фотографиями из истории строительства. Чуть позже я оформил специальный раздел сайта myoldtown.ru (вот ссылку на коллекцию фото), чтобы не загромождать эту статью. Она итак получилась объемная.

Описывать обратный путь как некое достижение было бы как-то неэтично. На фоне трудового подвига строителей Красноярской ГЭС, мои попытки успеть пройти порядка 6 километров за 1 час (при том, что до этого было пройдено около 18), кажутся каким-то детским лепетом. Можно было поймать попутную машину, но из какого-то странного упрямства и желания совершить в тот день что-то особенное, ваш слуга все топал и топал в строну станции.

Но в этот день мне везло практически во всем. Может быть, кроме погоды. Я влетел в вагон электрички за 3 минуты до ее отправления. Уже через час был в своей гостинице. А на следующий день ожидался подъем в 5 утра, дорога в другой город, съемка… Масштаб трудового подвига, конечно, не совсем тот, как у строителей электростанции. Но, похоже, у каждого своя мерка.  

Остается только порадоваться, что удалось выбраться на эту экскурсию и своими глазами увидеть то, что многие видят только на обороте десятирублевой купюры. Никогда не думал, что окажусь тут, но жизнь — она богаче любого воображения. Иногда подбрасывает такие сюрпризы, что остается только руками разводить. 

И еще кое-что. Помните, с чего началась моя поездка? Один из заказчиков отказался от сотрудничества. Сначала я подумал, что это очень-очень-очень плохо. Но потом пришлось на практике убедиться в справедливости пословицы «Все, что ни делается, к лучшему»… ну, или почти все. Пусть я не заработал несколько лишних рублей, зато как следует размялся, отвлекся от работы, отдохнул, наделал кучу фотографий и загрузился по самые уши новыми впечатлениями. А это бесценно! 

Если вас тоже одолевает мерехлюндия, устройте себе подобный вояж. Не обязательно на Красноярскую ГЭС. Наверняка в вашем регионе тоже найдется нечто подобное. Возьмите отгул (или прогул), просыпайтесь с утра и вперед! Когда вечером приползете домой, о унынии и не вспомните.

Проверено на себе!

Собираясь в Красноярск, я обязательно хотела поехать на экскурсию в Дивногорск. Состав таких экскурсий стандартный: смотровая площадка «Царь-рыба», Дивногорск, Красноярская ГЭС. За месяц начала искать, что предлагают местные турфирмы. Оказалось, что все не так просто: групповых экскурсий практически не было, хотя я все спланировала так, чтобы поездка приходилась на выходные дни, когда обычно организуют все экскурсии. Видимо, ситуация последних двух лет сильно подкосила турбизнес на местах. В результате поисков вышла на экскурсионное агентство, у которого хотя бы сайт был жив. На запрос мне ответили, что экскурсия состоится, если наберется хотя бы два человека. Накануне поездки сообщили, что все в порядке, едем!

Театральная площадь

Театральная площадь

Итак, воскресным утром я пришла на Театральную площадь Красноярска, где была назначена встреча. Желающих увидеть Дивногорск набралось девять человек, в основном гостей города. Сели в микроавтобус и отправились в небольшое путешествие: пересекли Енисей по Коммунальному мосту и направились в Дивногорск по правобережной части города. Экскурсовод Сергей рассказывал по пути много интересного.

Первая остановка на маршруте была на смотровой площадке «Царь-рыба» на Слизневском утесе недалеко от деревни Овсянка. Нужно отдать должное, все обустроено отлично: есть парковка, сувенирный магазин, информационный щит, теплый туалет, освещенная дорожка к смотровой площадке.

Поездка в Дивногорск

Нет, это не то, о чем вы подумали. Просто симпатичная избушка.

Нет, это не то, о чем вы подумали. Просто симпатичная избушка.

На утесе установлен памятник П. А. Старовойтову, заслуженному строителю РФ, руководившему дорожной отраслью Красноярского края с 1979 по 1997 год.

Поездка в Дивногорск

Смотровую площадку на Слизневском утесе обустроили в 1970-е годы, а в 2004 году к 80-летнему юбилею красноярского писателя Виктора Астафьева установили на смотровой площадке огромного осетра — символ величия и силы природы.

Енисейского осетра называли «царь-рыбой» за его размеры и мощь, так называется и знаменитый рассказ Виктора Астафьева.

Поездка в Дивногорск

Виды со смотровой площадки потрясающие! Говорят, что высота Сизневского утеса 300 метров. Стоишь и уходить не хочется!

Поездка в Дивногорск

Слева вдали — Овсянка, родное село писателя В. П. Астафьева. Там есть посвященный ему мемориальный комплекс: Дом-музей писателя Виктора Астафьева и библиотека, которая была открыта по инициативе писателя как духовный и культурный центр Овсянки.

Если не получается с экскурсией и нет автомашины, можно добраться сюда и общественным транспортом, но придется походить. Автобусы и электрички останавливаются внизу в Слизнево, причем электрички ходят нечасто.

Поездка в Дивногорск

Держаться за усы царь-рыбы я не стала, хотя это считается доброй приметой, но факт присутствия зафиксировала.

Поездка в Дивногорск

Далее направляемся в Дивногорск. Рождение этого города связано со строительством Красноярской ГЭС на Енисее. Как написано на табличке рядом с камнем: «Здесь 12 июля 1957 года высадился первый комсомольский десант строителей Красноярской ГЭС».

В 1888 году на месте современного Дивногорска был основан Красноярский Знаменский общежитский мужской скит, со временем превратившийся в поселок Скит. Этот поселок стал временным местом базирования гидростроителей, его переименовали в Дивногорск. Городом Дивногорск стал в 1963 году.

Поездка в Дивногорск

Название город получил от Дивных гор, расположенных на противоположном берегу Енисея.

Поездка в Дивногорск

Улица вдоль берега — Набережная им. Ленина. Она застроена типовыми домами, в основном скрытыми за деревьями, поэтому фотографировать было неинтересно. Лучшее в городе — Енисей и набережная.

Поездка в Дивногорск

Великолепная набережная — главная достопримечательность Дивногорска.

Поездка в Дивногорск

Набережная хорошо обустроена, есть удобная прогулочная зона, пандусы для спуска лиц с ограниченными возможностями и родителей с колясками, лавочки в тени деревьев и спортивные тренажеры.

Поездка в Дивногорск

Для любителей солнышка есть вот такие удобные лежаки. Можно покормить уточек.

Поездка в Дивногорск

Длина дивногорской набережной более 1,5 километров с расширением в районе Административной площади. Набережную построили еще в 1970-х годах, когда ввели в строй Красноярскую ГЭС, но не так давно была выполнена ее реконструкция.

Полусферы в покрытии на Административной площади выполняют роль скейт-парка для детей и подростков.

Полусферы в покрытии на Административной площади выполняют роль скейт-парка для детей и подростков.

В павильоне можно перекусить или взять напрокат велосипед. Как я поняла, там также есть сувенирная лавка и туалеты.

Поездка в Дивногорск

В центре площади располагается небольшой сквер.

Поездка в Дивногорск

Но самое интересное здесь, конечно, вид на Енисей и Дивные горы.

Поездка в Дивногорск

Поездка в Дивногорск

Обустроена фотозона с арт-объектом в виде букв «Дивный», так коротко местные жители называют свой город.

Поездка в Дивногорск

Поездка в Дивногорск

Прогулялись, сфотографировались и отправились дальше.

Поездка в Дивногорск

Следующая остановка — смотровая площадка Красноярской ГЭС, второй по мощности гидроэлектростанции России. Строительство электростанции начали в 1955 году, первый гидроагрегат ввели в строй в 1967 году, а последний — в 1971. Енисей в районе створа Красноярской ГЭС представляет собой каньон с шириной русла около 750 м.

Бетонная плотина ГЭС имеет длину 1072,5 метров, максимальную высоту 128 метров и ширину по основанию 95,3 метра.

Поездка в Дивногорск

Традиционное фото на память. Грех не сфотографироваться у такого уникального сооружения.

Поездка в Дивногорск

Посмотрели мы и на единственный в России судоподъёмник, который входит в комплекс Красноярского гидроузла. Он перевозит суда через плотину Красноярской ГЭС, так как в теле плотины этой станции нет шлюзов. Сейчас судоподъемник используется разово в течение сезона навигации, грузооборот невелик, а в советское время работал регулярно.

Поездка в Дивногорск

Красноярская ГЭС изображена на десятирублевой купюре, как и Коммунальный мост, и часовня Параскевы Пятницы в Красноярске. Фото на память, экскурсия окончена, можно возвращаться. На плакате указано и название турфирмы, которая организовала нам эту прогулку. Все прошло замечательно, мы остались довольны!

Поездка в Дивногорск

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк 2% при бронировании ЖД-Билетов на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании квартир, отелей на Tvil.ru.

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании Авто на Localrent. Автомобили от локальных прокатных контор на популярных курорта: Турция, Крым, Сочи, Грузия, ОАЭ, Армения и многие другие. Принимают карты МИР.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Визуальное «туристическое» удовольствие нынешнего лета – водосброс на Красноярской ГЭС. Событие настолько редкое, что я за свои более чем полвека жизни в Красноярске лично его ни разу не лицезрел. Пришла пора наверстать упущенное, а заодно и сыну показать могучее зрелище. Но как добраться до ГЭС без своей машины? Ведь дивногорский городской автобус, как в былые времена, давно уже туда не ходит… Расписываю субботний или воскресный маршрут по порядку.

Для начала нужно добраться из Красноярска в Дивногорск. Самый недорогой и комфортный способ – электричка. Те, кто давно не пользовался этим видом транспорта – не пугайтесь: древние вагоны с деревянными скамьями на линии Красноярск-Дивногорск ушли в прошлое. Теперь это современный поезд скоростного дизайна с кондиционером, более-менее мягкими сиденьями и биотуалетом, в котором есть даже бумажные полотенца! А поездка в 30 километров между городами стоит всего 22 рубля с человека – как в красноярском трамвае или троллейбусе!

DSCF6078.JPG

В сравнении с более дорогими и тесными автобусами на этом маршруте – в электричке просто замечательно. У автотранспорта единственный плюс – он быстрее, но мы же отдыхаем, не торопимся… Опять же, с точки зрения отдыха, вид из окна электропоезда куда более интересный, чем из окна автобуса.

Кстати, место у окна занимайте на Красноярском вокзале слева по ходу движения, потому что после пересечения Енисея и остановки на станции «Енисей» электропоезд пойдёт назад в тупиковую ветку до Дивногорска, и вы окажетесь как раз на теневой стороне с видом на Енисей. Билет покупать в кассе вокзала не обязательно – по вагонам ходит кондуктор.

DSCN2603.JPG

И самое главное – ехать в Дивногорск надо электричкой на 9:09, хотя есть и на 11:34, потому что только так вы сможете попасть на «дачный» пригородный автобус в Дивногорске, чтобы успешно продолжить малобюджетное мини-путешествие.

DSCN2084.JPG

До Дивногорска электропоезд идёт чуть больше часа и прибывает в 10:13. И не поддавайтесь на уговоры местных таксистов свозить вас на ГЭС, если вы следуете нашей инструкции по отдыху «дёшево и сердито»! У вас будет достаточно времени, чтобы неспешно прогуляться по центральной аллее вверх в гору до памятника руководителю строительства Красноярской ГЭС Андрею Бочкину, а почти сразу за ним – площадь с автостанцией. На ней слева увидите остановку, на которой ближе к 11 часам – времени отправления пригородного автобуса №101 – будет тусоваться группа дачников разного (преимущественно старшего) возраста. Вообще-то там занимают очередь на посадку в автобус, но не бойтесь, что вам в нём не хватит места. На этой линии работает городской ЛиАЗ большой вместимости (наследие Универсиады-2019), а ехать вам всего 10-15 минут, так что если не хватит сидячих мест – не проблема немного постоять.

DSCN2286.JPG

Сели? Проезд в этом автобусе стоит смешные 22 рубля. Ваша остановка «Судоподъёмник» — первая на маршруте. Автобус выезжает из города, пересекает мост рядом с ГЭС (можете поснимать её и водосброс на ходу, если стоите слева по ходу), поднимается по серпантину на гору и почти сразу вам выходить.

DSCN2162.JPG

Далее надо перейти автотрассу и двинуться в сторону Енисея по наезженной грунтовке. Дополнительным ориентиром будет шум воды, который слышен почти сразу, как только вы дойдёте до леса. Пять минут ходьбы, и вот она хорошо видна с обрыва из-за деревьев – Красноярская ГЭС, окутанная облаком водяной пыли, и тысячи кубометров воды ежесекундно падающие вниз!

Ещё совет – дорога-то на эту точку грунтовая, после дождя есть проходимые по кромке, но всё-таки лужи, и некоторая грязь. Сапоги не нужны (если только не поедете сразу после долгого ливня!), но закрытая обувь не помешает.

DSCN2198.JPG

От момента выхода из автобуса где-то в 11:15-11:20 у вас почти час времени для того, чтобы поснимать красивые виды и селфи, потому что обратно в Дивногорск мимо остановки «Судоподъёмник» автобус, который привёз вас, будет проходить где-то в 12:15-12:20. Желательно не опаздывать, иначе вы «зависните» здесь надолго – следующий автобус №101 в Дивногорск пройдёт здесь только в 18:15-18:20…

DSCN2239.JPG

По возвращении в Дивногорск до отправления на электричке в 16:20 у вас будет время для того, чтобы пообедать в каком-нибудь заведении после вылазки на природу и отдохнуть на замечательно преображённой набережной.

DSCN2437.JPG

Можно поактивничать на тренажёрах или наоборот расслабиться на скамейке-лежаке, глядя на то, как громоздятся к небу скалы и как течёт река… На это можно смотреть бесконечно и (если не считать смешную плату за проезд до Дивногорска) бесплатно.

DSCN2483.JPG

Like this post? Please share to your friends:
  • Смп банк бизнес онлайн для юр лиц вход в систему
  • Стоматология щелкунчик на войковской часы работы
  • Смп банк зеленоград часы работы в праздники 2021
  • Стоун регионы лизинговая компания личный кабинет
  • Снежная королева метро домодедовская часы работы