Слагаемые успеха в бизнесе конспект урока 11 класс боголюбов

Аннотация
к уроку:

Урок обществознания в 11 классе на
тему «Слагаемые успеха в бизнесе» в разделе «Человек и экономика» по учебнику
Л.Н. Боголюбова «Обществознание». Урок освоения новых знаний, включающий
проблемное изучение в группах, с элементами активной беседы с первичным
закреплением в форме теста.

Урок
обществознания в 11 классе

ТЕМА: «Слагаемые успеха в бизнесе»

Цели урока:

1. определить главные
условия и составляющие успешного развития бизнеса;

2. развивать навыки
сотрудничества в группах, совершенствовать навыки самостоятельно работать с
текстом учебника, совместно решать проблемные вопросы, четко формулировать
ответы на поставленные вопросы, обобщать сказанное, выражать собственное
мнение, проявлять творческую способность;

3. воспитывать
экономическую культуру учащихся.

Тип урока: освоение новых
знаний, включающий проблемное изучение в группах, с элементами активной беседы.

Форма работы:
Групповая (выполнение учебно-познавательных задач группами).

Оборудование урока: мультимедийная
презентация, учебник Обществознание под ред. Л.Н. Боголюбова, рабочие
листы для групп, тесты.

Ход урока:

1.                
Организационное начало урока (1 мин)


Добрый день ребята! Как вы уже успели заметить, у нас сегодня не обычный урок,
а урок с гостями. Поэтому ребята я желаю вам сегодня успеха!

2. Постановка проблемы и целей урока (3 мин)

А что такое для вас успех?
(
учащиеся дают ответ)

Давайте
теперь посмотрим на объяснение понятия «Успех» в словаре С.И. Ожегова (слайд 1)


Ребята, а кто такой успешный человек? Какой он? (учащиеся дают свои версии
ответов)


Что вы вкладываете в понятие успех в бизнесе? (учащиеся дают свои версии
ответов)

Итак,
как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? (ребята формулируют
тему урока)

Запишите
тему урока в тетради (слайд 2)

ТЕМА:
Слагаемые успеха в бизнесе (Какие же составляющие влияют на успешность ведения
бизнеса?)


Какие цели мы сегодня должны достичь? (слайд 3) (учащиеся формулируют цели
урока)

Учитель. Многие сегодня
хотят начать свое дело и стать бизнесменами. Но бизнес – это дело непростое.
Чтобы стать бизнесменом, надо, прежде всего, обладать качествами: творчески
относиться к делу, способность рисковать, самостоятельность, необходимо
проконсультироваться с юристом, а может быть, и самим иметь юридическое
образование.

Кроме
этого необходимо еще множество различных обстоятельств, о которых мы и далее
поговорим.

Вводная беседа с учащимися:


Как начать бизнес? Что нужно для того, чтобы открыть свое дело? (учащиеся
предлагают свои варианты ответов)


Какие проблемы решить в первую очередь? (слайд 4)

3. Актуализация опорных знаний (2 мин)


Любой предприниматель, начиная свое дело, должен руководствоваться каким
правилом? (доходы должны превышать расходы, и предприниматель должен
получить ПРИБЫЛЬ).


А что такое прибыль? (разница между доходом и издержками производства).

Начиная
свое дело, мы должны продумать организационно-правовую форму
предпринимательства, затем источники финансирования.


Давайте вспомним, какие организационно-правовые формы существуют? (учащиеся
перечисляют формы)

4. Изучение нового материала (

Объяснение учителя. Источники
финансирования бывают — внутренние: использовать собственную прибыль,
амортизационные отчисления (износ техники перенесём на стоимость товара), или внешние:
банковский кредит (краткосрочный – до года или долгосрочный – более чем на
год), средства других финансовых учреждений и фондов, а, может быть, нам
потребуются партнёры.


Какое из видов финансирования наиболее эффективно для деятельности предприятия
на ваш взгляд?


Ребята, давайте создадим свой мини бизнес-проект. Какое дело откроем, что будем
производить?

(Учащиеся выбирают организационно-правовую форму,
источник финансирования).

Практическая часть урока – мини
бизнес-проект «Товарищество по пошиву овечьих шуб» с внешним источником
финансирования (банковский кредит).

Учитель. Теперь группы
начинают решать свои задачи, для того, чтобы их товарищество успешно
развивалось и приносило доход.

Работа в группах (10 мин)

1 группа — «Менеджеры»

 Любым
предприятием нужно управлять. Кто такую функцию выполняет?

1.                
Нужен ли помощник в бизнесе? Кто им может
стать?

2.                
Кто такой менеджер?

3.                
Какие основные функции он выполняет?

2 группа — «Маркетологи»

Создавая
бизнес, мы должны приспособить производство к требованиям рынка. А это главная
задача маркетинга.

1.                
Какие  основные принципы маркетинга Вы
будете использовать в своей деятельности?

2.                
Как Вы будете изучать и проникать на
рынок?

3.                
Какую будете использовать стратегию сбыта
товара и его распространения?

3 группа — «Рекламщики».

 Большую роль в сбыте
продукции играет реклама.

1.     Для
стимулирования сбыта своего товара, что Вы будете использовать?

2.     Какой
должна быть реклама?

3.     Придумайте
рекламный слоган для Вашей продукции.

Выступление групп (по 4 мин). Учитель
может добавлять к ответам групп.

После
выступления всех групп делаем выводы:

Слагаемые успеха  бизнеса:

—    
Знание и умение использовать различные
источники финансирования

—    
Грамотное управление бизнесом (менеджмент)

—    
Знания маркетинга

—    
Правильная реклама

5.Закрепление изученного
материала (3 мин)

Выполнение теста из
5 вопросов. Проверка путем самопроверки.

Правильные ответы
на экране.

6. Рефлексия (1
мин)

— Вам урок
понравился, ребята? Если да, то улыбнитесь мне.

7. Итог урока. Взаимооценивание
групп результатов своих работ. Выделение лидеров урока.  (1 мин)

8. Домашнее
задание. Инструктаж по его выполнению. (1 мин)

·       
Параграф 6, с. 66-74

·       
Задание 2, 3 на с. 76 (письменно)

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рабочий лист 1 группы

«Менеджеры»

 Любым
предприятием нужно управлять. Кто такую функцию выполняет?

1.    
Нужен ли помощник в бизнесе? Кто им может
стать?

2.    
Кто такой менеджер?

3.    
Какие основные функции он выполняет?

Рабочий лист 2 группы

«Маркетологи»

Создавая
бизнес, мы должны приспособить производство к требованиям рынка. А это главная
задача маркетинга.

1.    
Какие  основные принципы маркетинга Вы
будете использовать в своей деятельности?

2.    
Как Вы будете изучать и проникать на
рынок?

3.    
Какую будете использовать стратегию сбыта
товара и его распространения?

Рабочий лист 3 группы

«Рекламщики»

 Большую роль в сбыте
продукции играет реклама.

1.     Для
стимулирования сбыта своего товара, что Вы будете использовать?

2.     Какой
должна быть реклама?

3.     Придумайте
рекламный слоган для Вашей продукции.

ПРИЛОЖЕНИЕ
2

ТЕСТ
ПО ТЕМЕ «СЛАГАЕМЫЕ УСПЕХА В БИЗНЕСЕ»

1.
Ответьте «да» или «нет»:

Источники финансирования делятся на внутренние и внешние   
2. Что из перечисленного относится к внутренним источникам финансирования:
а) амортизационные отчисления;
б) кредит в банке;
в) средства различных финансовых учреждений;
г) государственные фонды поддержки малого предпринимательства.
3.Менеджмент-это
а) деятельность, направленная на рентабельную работу предпринимателей;
б) деятельность по организации и координации работы предприятия;
в) часть экономической науки, предмет которой заключается в организации
рационального процесса продвижения товаров и услуг от поставщиков сырья к
потребителям, функционирования сферы обращения продукции, товаров, услуг…
г) разделение рынка на отдельные части в зависимости от различных параметров.
4.Маркетинг-это:
а) деятельность, направленная на формирование и удовлетворение потребностей
человека путем обмена;
б) деятельность по организации и координации работы предприятия;
в) часть экономической науки, предмет которой заключается в организации рационального
процесса продвижения товаров и услуг от поставщиков сырья к потребителям,
функционирования сферы обращения продукции, товаров, услуг…
г) разделение рынка на отдельные части в зависимости от различных параметров.
5. С чем в основном связано стимулирование сбыта?
а) с рекламой;
б) с ценой;
в) с качеством;
г) количеством.

Урок обществознания в 11 классе

Тема: «Слагаемые успеха в бизнесе»

Цели и задачи урока:

Образовательные: раскрыть значение основных факторов, определяющих успешность бизнеса; выявить особенности и способы использования различных источников финансирования в целях развития бизнеса; охарактеризовать влияние важных составляющих инфраструктуры (внешнего окружения) бизнеса на его результативность.

Воспитательные: способствовать формированию экономической культуры учащихся.

Развивающие: сформировать умения различать внутренние и внешние источники финансирования предприятия; развивать навыки творческой самостоятельной работы на уроке.

Тип урока: комбинированный, включающий проблемное изложение нового материала с элементами беседы, выполнение учебно-познавательных и практических заданий. Объяснение нового материала сопровождается демонстрацией мультимедийной презентации. Второй урок по данной теме.

Ход урока:

1. Орг. Момент

2. Постановка цели. Проблематика.

На прошлом уроке мы поставили перед собой вопрос, ответ на который поможет нам решить очень важную экономическую проблему.

— Вспомните, какую проблему мы пытаемся решить?

 — Какие составлявшие (слагаемые) влияют на успешность ведения бизнеса?

— Нашли ли мы полный ответ на наш вопрос?

— Вспомним, что мы уже выяснили.

3. Проверка д/з. Работа с понятиями.

— Что такое предпринимательство?( самост. инициативная эк. деят-ть, направленная на получение прибыли)

— Каковы источники финансирования бизнеса?

— Что относится к внутренним источникам? Что относится к внешним источникам? (внутр. – прибыль фирмы и амортизационные отчисления, внешн. – банковские кредиты, средства различных финансовых учр., гос. и регион. фонды поддержки малого бизнеса)

— Что такое банковский кредит? Какие виды банковских кредитов вам известны? (денежная сумма, выдаваемая банком на опред. срок на условиях возврата и оплаты определенного %)

Итак, мы видим, как трудно найти деньги для финансирования. Еще труднее их рационально использовать.

— Кто отвечает за успешную работу всего предприятия?  ( на небольшом предприятии – собственник, в крупной фирме – менеджер).

— Кто такой менеджер? Какие могут быть менеджеры? (менеджер – специалист по управлению производством и обращением товаров, наемный управляющий)

— Что такое менеджмент? (Это деят-ть по организации и координации работы предприятия)

— Какие функции менеджмента можете назвать?(организация, планирование, руководство, контроль)

4. Работа в группах. 

Ситуация 1.  Сотрудник вашего  отдела допустил халатность: не внес в информацию, направленную в вышестоящий орган уточненные данные.

Действия руководителя отдела:

А. Посочувствовать работнику, пустив разрешение ситуации на самотек.

Б. Потребовать письменного объяснения, провести жесткий разговор, припомнив прежние ошибки подчиненного.

В. Вынести факт на обсуждение коллектива, предлагая принять коллективное решение.

Г. Приложить к объяснительной записке сотрудника вашу докладную на имя руководителя

Ситуация 2. При распределении премий некоторые сотрудники коллектива посчитали, что их несправедливо обошли, и обратились к вам с жалобой.

Что вы ответите

А. Скажете, что премии распределяются и утверждаются в соответствии с приказом.

Б. Успокоите сотрудников, пообещав, что они получат премию в следующий раз, если заслужат.

В. Посоветуете недовольным обратиться в соответствующий юридический или профсоюзный орган.

Ситуация 3. Директор магазина поручил продавцу организовать погрузку тары на автомашину. Проверяя через некоторое время выполнение задания, он обнаружил, что продавец разговаривает по телефону, автомашина не загружена, а рабочие отдыхают. Каковы действия директора? Ответ обоснуйте.

5. Проверка задания 3 в учебнике, с. 78

— Какие крупные российские фирмы вы знаете?

— Назовите крупных отечественных предпринимателей и топ-менеджеров?

(выслушивается 2-3 ответа)

6. Объяснение нового материала.

— Итак, мы выяснили, где найти деньги для финансирования, как наладить производство на фирме, чтобы выпускать качественный товар?

— Достаточно ли этих составляющих для того, чтобы успешно вести свой бизнес?

(Нет,  нужно подумать где и как продавать товар, какую цену назначить, нужен ли товар потребителю?)

 На все эти вопросы поможет ответить маркетинг.

Маркетинг —  деятельность, направленная на формирование и удовлетворение потребностей человека посредством обмена.

Слово «маркетинг» происходит от англ. Market (рынок) и в дословном переводе означает «рынкоделание». Таким образом, маркетинговая деятельность включает в себя не только изучение потребностей и спроса, но также активное воздействие как на рынок, так и на всю производственную деятельность фирмы.

Главный принцип: маркетинг целиком основывается на знании потребительского спроса и его возможных изменениях в ближайшей перспективе и ставит производство товаров и услуг в жесткую зависимость от этого спроса. «Производить то, что можно продать, а не пытаться продать то, что можно произвести».

Отсюда следует, что маркетинг на предприятии выполняет две основные функции:

  • изучает, формирует и стимулирует спрос;
  • ориентирует производство на удовлетворение существующего и потенциального спроса

Выделяют три основных принципа маркетинга

Изучение рынка         Проникновение на рынок          Воздействие на рынок

1) Изучение рынка.  Каждый предприниматель, прежде чем производить товар,должен выяснить нужен ли этот товар, есть ли этот товар на рынке,по какой цене его продавать, есть ли конкуренты.

Одним из методов изучения, а затем и проникновения на рынок является сегментация – разделение рынка на отдельные части в зависимости от различных параметров.

— Какие же это сегменты? (примеры приводят дети)

  1. Географическая сегментация (климат, местность, природные ресурсы, плотность населения, наличия городов и сел) Напр. В северных районах влияет на продажу обогревателей
  2. Демографическая  (пол, возраст, размер семьи, уровень доходов, род занятий ) напр. Школьнику – первокласснику достаточно простого мобильного телефона, чтобы мама знала где он, а вот 11 кл. уже нужен телефон с выходом в интернет, чтобы искать информацию.
  3. Психографическая  (как стиль жизни, личные качества потребителей, их реакция на тот или иной товар) Напр. человек, следящий за модой будет приобретать вещи из последних коллекций и наоборот.
  4. Поведенческая:  категории покупателей (см. на слайде)

— Подумайте к какой категории покупателей вы бы  отнесли себя и почему?

Далее  объясняются  принципы  проникновения на рынок и разработки стратегии сбыта.

Комментарии к принципу  «четыре пи»:

Продукт должен удовлетворять потребности человека как по качеству. Так и по внешнему виду. Упаковке, послепродажному обслуживанию, если речь идет о технически сложных товарах.

Цена должна учитывать затраты на производство данного товара и прибыль. А также факторы рынка – спрос и предложение, необходимость данного товара потребителю, привязанность к определенной марке и др.

Так, фирма, выпускающая на рынок новый товар, избирает одну из двух альтернативных стратегий — «снятия сливок» или «проникновения на рынок».

Суть стратегии «снятия сливок» заключается в установлении максимально возможной цены на новинку. Цена снижается после того, как несколько схлынет первая волна сбыта. Это позволяет привлечь новых покупателей. Хотя такая стратегия имеет много противников, она обладает рядом бесспорных достоинств. Например, позволяет легко исправить ошибку, ибо клиенты, как правило, более благосклонно относятся к снижению цены, нежели к ее повышению. Высокая стартовая цена способствует формированию «образа» качественного товара в глазах потребителей, что может облегчить его сбыт в будущем при удешевлении. Основным недостатком данной стратегии является то, что высокая цена привлекает конкурентов.

Выбирая стратегию «проникновения на рынок», фирмы, наоборот, устанавливают на новый товар заниженную цену, чтобы привлечь как можно больше покупателей и завоевать большую долю рынка. Эта стратегия оправдывает себя при масштабном производстве, которое позволяет компенсировать совокупной массой прибыли ее потери на отдельном изделии. Данная стратегия эффективна при наличии эластичного спроса, а также, если рост масштабов производства сопровождается сокращением издержек.

Распространение – это каналы сбыта, которые выбирает предприниматель (через посредников или организация собственной торговой точки; прямой или косвенный)

7. Закрепление изученного(можно в группах)

1) «Выборка в маркетинговом исследовании».

Известны три метода выборочного обследования: случайная выборка, районированный случайный отбор (большее внимание определенным группам людей), квота (маркетолог заранее решает, сколько людей из каждой социальной группы опросить). Какой метод наиболее предпочтителен в каждом из следующих маркетинговых исследований:

а) какая марка питания для собак пользуется наибольшей популярностью;

б) следует ли открывать местный (районный) магазин по воскресеньям или 1 раз в неделю до позднего вечера;

 в) какова эффективность одного из рекламных объявлений, переданного по телевидению?

Ответ:

а) районированный случайный отбор (опрашиваются только владельцы собак);

 б) случайная выборка (естественно, в районе расположения магазина);

 в) квота (необходимо охватить различные социальные группы).

2) «Каналы сбыта».

При выборе пути сбыта своей продукции предприятие может воспользоваться одним из двух вариантов: прямой сбыт и косвенный сбыт. Каким из этих вариантов вы, скорее всего, воспользуетесь при сбыте следующих товаров и услуг: а) страхование жизни; б) металлообрабатывающие станки; в) мебель для офиса; г) косметика; д) вспомогательное устройство для мотоцикла?

Вариант ответа: Когда потребителем является предприятие, то чаще всего используют прямой сбыт, а когда в роли потребителя выступают домашние хозяйства – косвенный сбыт. Поэтому, скорее всего, для товаров «б» и «в» целесообразен прямой сбыт, а в случаях «а», «г» и «д» — косвенный сбыт.

8. Работа по учебнику.

Стимулирование сбыта связано в основном с рекламой

Цель рекламы — информировать покупателя о свойствах товара, его достоинствах и цене, дать представление о фирме — изготовителе, убедить покупателя в ее надежности. Средства, которыми располагает реклама, очень разнообразны объявления в средствах массовой информации, рекламные щиты, плакаты и вывески, сувениры и календари, каталоги и справочники.

Существует две точки зрения на значение рекламы.

— Ознакомьтесь  с ними с. 76.  и выскажете свое мнение по данному вопросу?

Особое внимание учащихся обращается на выдержки из текста Закона РФ «О рекламе». Полученные знания имеют важную практическую ценность, так как всем нам ежедневно приходится сталкиваться с огромным потоком рекламы, не всегда добросовестной.

9. Практическая работа.

Дома у вас было задание придумать рекламу товара, который вы выпускаете. Пользовались вы памяткой (на доске). Пожалуйста, представьте нам свою рекламу.

10. Домашнее задание:

 прочитать параграф 6 в учебнике, ответить на вопросы и задания после параграфа. Если учащиеся не успели справиться с практической работой, её можно дать и в качестве домашнего творческого задания.

Памятка составителям рекламы

  1. Главное в рекламе – простота и доступность изложения;
  2. Рекламное объявление должно хорошо запоминаться;
  3. Броский заголовок – половина успеха;
  4. Текст объявления должен быть составлен грамотно и четко;
  5. Реклама не должна быть назойливой, иначе она вызывает раздражение и дает эффект, противоположный тому, что вы ожидали.

Новые образовательные стандарты и образовательная программа по обществознанию в старшей школе предполагает значительное расширение тем экономического блока. Многие вопросы так подробно изучаются впервые, что требует от учителя обществознания дополнительной подготовки по экономической теории. Тематическое планирование уроков обществознания в 11 классе, составленное МИОО (составитель Бурякова) предлагает для изучения тему «Слагаемые успеха в бизнесе». Эта подтема продолжает рассмотрение вопросов микроэкономики. Она является логическим завершением изучения проблем, связанных с жизнедеятельностью фирмы как основной единицы рыночной экономической системы (этому посвящены материалы 4,5 и 6 параграфов учебного пособия под редакцией Боголюбова Л.Н.). Данная подтема раскрывает финансовые, организационные, управленческие, экономические условия обеспечения успеха в бизнесе.

Цели и задачи урока:

  • Образовательные: раскрыть значение основных факторов, определяющих успешность бизнеса; выявить особенности и способы использования различных источников финансирования в целях развития бизнеса; охарактеризовать влияние важных составляющих инфраструктуры (внешнего окружения) бизнеса на его результативность.
  • Воспитательные: способствовать формированию экономической культуры учащихся.
  • Развивающие: сформировать умения различать внутренние и внешние источники финансирования предприятия; развивать навыки творческой самостоятельной работы на уроке.

Тип урока: комбинированный, включающий проблемное изложение нового материала с элементами беседы, выполнение учебно-познавательных и практических заданий. Объяснение нового материала сопровождается демонстрацией мультимедийной презентации. Предлагаемый вариант урока рассчитан на два академических часа.

План изучения нового материала

  1. Источники финансирования бизнеса.
  2. Основные принципы менеджмента.
  3. Основы маркетинга.

Ввести учащихся в проблематику уроков поможет обращение к вопросам, поставленным в начале параграфа: Откуда взять деньги для развития своего бизнеса? Легко ли управлять бизнесом? Менеджмент – это наука или искусство управления? Всегда ли можно продать то, что произвели?[1] В ходе их обсуждения учащиеся подводятся к мысли о взаимосвязи различных факторов, влияющих на успешность бизнеса (материальных, финансовых, организационных).

Учитель подчеркивает, что предприниматель — это непосредственный, прямой участник бизнеса, косвенными его участниками являются наемные работники, поставщики факторов производства, покупатели, соучредители предпринимательского дела и др. Между бизнесменами и лицами, причастными к бизнесу, формируются сложные экономические отношения, которые оказывают непосредственное влияние на эту деятельность. Именно внешнее окружение бизнеса, формирующее отношения, связанные с его осуществлением, и будет предметом изучения на уроке.

1. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ БИЗНЕСА

Основная цель любого предприятия заключается в получении как можно большей прибыли. Для этого необходимо, чтобы выручка от реализации собственной продукции превышала затраты на ее производство. Но, для того, чтобы начать что-либо производить и реализовывать, необходим начальный капитал. Его можно получить из какого-нибудь внешнего источника в форме займа. Этот процесс отражает механизм заимствования, то есть получения и использования заемных средств для финансирования. Но деятельность предприятия, взявшего заем, будет эффективной, с финансовой точки зрения, только тогда, когда прибыль от заемных средств превышает процент, выплачиваемый по этому займу. В поисках различных источников финансирования управляющий должен найти такое их сочетание, которое будет иметь наименьшую цену (процент за заем).

Вторым важнейшим моментом в управлении финансами является принятие решений о способах расходования денежных средств. С этой целью предприятие составляет финансовый план, который должен обеспечивать эффективное вложение денежных средств для роста и процветания компании, а также достижение наилучшего соотношения между «притоком» и «оттоком» денежных средств. Обычно это называется «планированием финансовых потоков».

Характеристика внутренних и внешних источников финансирования бизнеса дается с опорой на слайды 2 и 3 презентации.

Источниками формирования финансовых ресурсов является совокупность источников удовлетворения дополнительной потребности в капитале на предстоящий период, обеспечивающем развитие предприятия. Эти источники подразделяются на собственные (внутренние) и заемные (внешние).

Заемный капитал, заемные финансовые средства это привлекаемые для финансирования развития предприятия на возвратной основе денежные средства и другое имущество. Основными видами заемного капитала являются: банковский кредит.

Учитель подводит учащихся к выводу о том, что у крупных предприятий гораздо больше возможностей для финансирования бизнеса, как из внутренних, так и из внешних источников и о необходимости государственной поддержки малого бизнеса. Обобщая результаты объяснений и беседы в классе, желательно, чтобы учитель привлек внимание учащихся к практическому значению изученного, например, для разработки предпринимательской стратегии финансирования бизнеса. Так, приступая к разработке бизнес-проекта, предприниматель должен дать ответ на следующие вопросы: какой объем средств необходим для реализации проекта? Откуда намечается получить эти денежные средства и в какой форме? Когда можно ожидать полного возврата (или окупаемости) вложенных средств и получения дохода (прибыли) от них? Каков будет этот доход?

2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МЕНЕДЖМЕНТА

Следующий вопрос: кто и как может организовать производство, чтобы рационально использовать имеющиеся финансовые и другие ресурсы?

Любым предприятием, будь то промышленный гигант или семейная ферма, надо управлять. Эту функцию выполняет либо владелец предприятия, либо привлекаемый им специалист — менеджер. Развитие рыночных отношений в России поставило вопрос об изменении методов управления и подготовки новых кадров для управления: на смену единому центру как главному органу управления приходят многочисленные «центрики» в лице управляющих — менеджеров (слайд 4 презентации).

Термин «менеджмент» характеризует три взаимосвязанных понятия.

Менеджмент — это деятельность по управлению и координации работы предприятия и его подразделений.

Под менеджментом также подразумевают «команду» руководителей предприятия.

Основным субъектом менеджмента является менеджер.

Менеджер — лицо, занимающее определенную должность на предприятии и обладающее властью и правом принимать решения.

Обычно выделяют три уровня менеджмента (слайд 5 презентации): высший, средний и низовой

Накопленный опыт и результаты многочисленных психологических исследований позволяют назвать важнейшие требования к личности руководителя.[2] Они сводятся к следующему:

  1. Менеджер должен обладать: знаниями в области теории управления и экономики, методов активизации трудовой деятельности, технологии и организации производства в отрасли, к которой относится возглавляемая им организация, интеллектом, способностью быть лидером, высокой нравственностью, сознанием социальной значимости и ответственности выполняемой им работы, физическим здоровьем.
  2. Менеджер должен уметь: ставить перед собой четкие цели, предвидеть события, быстро и эффективно решать усложняющиеся задачи, управлять собой и своим временем, влиять на окружающих, слушать и ценить мнения других, замечать перемены в настроении каждого члена коллектива, содействовать реализации творческого и интеллектуального потенциала подчиненных.
  3. Менеджер должен быть: инициативным, самостоятельным, целеустремленным, находчивым, общительным, уверенным в себе, самокритичным, неравнодушным, справедливым, реалистом.

Завершая разговор о менеджере, учитель подводит учащихся к ряду выводов: менеджер — ключевая фигура современного производства. Это управленец, руководитель, специалист, призванный в любой ситуации принять самое эффективное (из всех возможных), решение на основе имеющейся информации, собственных знаний и опыта. Рыночное управление — это механизм воздействия на экономику через менеджеров и ограниченное государственное регулирование (преобладание косвенных методов воздействия на экономическую деятельность).

Функции менеджмента разбираются с опорой на слайд 6 презентации и дополняются приведенными ниже пояснениями.

Организовать — это определить перечень подразделений предприятия; составить штатное расписание или перечень должностей; разработать должностные инструкции для работников разной квалификации.

Планировать — это определить возможные конечные результаты деятельности; разработать стратегию или пути достижения желаемой цели; составить программу деятельности; определить бюджет или установить размер выделяемых материально-технических средств; определить правила поведения сотрудников для достижения цели.

Руководить — это найти квалифицированных специалистов на все должности; познакомить сотрудников с их местом в структуре организации; вырабатывать у сотрудников необходимые умения и навыки; установить ответственность по результатам; формировать положительное мотивационно-ценностное отношение к труду, заинтересованность в достижении целей организации.

Контролировать — это измерять результаты деятельности на соответствие заявленной цели организации.

З. ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА

Последняя часть параграфа раскрывает основы наиболее сложной и значимой для бизнеса составляющей — маркетинга. Добиться достижения своей цели предприниматель может только в том случае, если предлагаемые им товары и услуги будут пользоваться спросом, который определяется потребностями покупателей и их доходами. Поэтому вся деятельность предпринимателя подчинена в конечном счете удовлетворению уже сложившегося или потенциального спроса.

Маркетинг — деятельность, направленная на формирование и удовлетворение рыночного спроса.

Слово «маркетинг» происходит от англ. Market (рынок) и в дословном переводе означает «рынкоделание». Таким образом, маркетинговая деятельность включает в себя не только изучение потребностей и спроса, но также активное воздействие как на рынок, так и на всю производственную деятельность фирмы.

Отсюда следует, что маркетинг на предприятии выполняет две основные функции:

  1. изучает, формирует и стимулирует спрос;
  2. ориентирует производство на удовлетворение существующего и потенциального спроса.

Существует более двухсот определений маркетинга, раскрывающих ту или иную его сторону.

Маркетинг — это процесс определения спроса покупателя на продукцию или услуги, мотивация их продаж потребителю с целью получения прибыли.

Маркетинг — это предвидение, управление и удовлетворение спроса на товары и услуги посредством обмена.

Маркетинг — это вид деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей людей посредством обмена.

Маркетинг — это эффективная организация всех производственных и сбытовых мероприятий от закупки сырья до послепродажного обслуживания покупателя.

Главный принцип: маркетинг целиком основывается на знании потребительского спроса и его возможных изменениях в ближайшей перспективе и ставит производство товаров и услуг в жесткую зависимость от этого спроса. «Производить то, что можно продать, а не пытаться продать то, что можно произвести» (слайд 7 презентации)

Затем последовательно рассматриваются основные принципы маркетинга. Говоря об изучении рынка, особое внимание уделяется методу сегментации (слайд 8-9)

Сегмент рынка — группа существующих или потенциальных покупателей с одинаковыми предпочтениями в приобретении товара.

Сегментация рынка — это разделение покупателей на группы, причем у каждой группы существует или может появиться потребность (спрос) в определенных товарах.

Сегментация рынка может проводиться с использованием различных критериев (признаков)[3]

Сегментация по социально-экономическому критерию заключается в выделении групп потребителей по признаку общности социальной и профессиональной принадлежности, принадлежности к различным общественным классам (высшему, среднему, низшему), уровню образования, уровню доходов, владению собственностью. Художнику требуются краски, деловому человеку — мобильный телефон, ученому — научная литература, «новому русскому» — иномарка, владельцу видеомагнитофона — видеокассеты.

Очень часто при сегментации применяются демографические признаки: возраст, пол, размер и жизненный стиль семьи, количество детей, род занятий членов семьи, их убеждения (политические, религиозные, моральные и т. п.), национальность. Так, при группировке по жизненному стилю можно предположить, что неодинаковыми являются потребности деловой женщины, домохозяйки, любителя развлечений, делающего карьеру молодого человека и консервативно настроенного пенсионера.

К географическим признакам относятся масштаб региона, плотность и численность населения, климатические условия, административное деление (город, село), удаленность от предприятия-производителя.

Психографический признак позволяет разделить покупателей по образу жизни и типу личности. По образу жизни целесообразно различать консерваторов (традиционалистов), жизнелюбов (оптимистов), эстетов и т. п. По типу личности могут встречаться покупатели-конформисты (живущие по принципу «как все»), оригиналы, увлекающиеся натуры, честолюбцы и т. д. Каждая из названных групп имеет свои приверженности, вкусы, традиции, которые нельзя не учитывать при завоевании рынка.

Поведенческий признак характеризует не столько личность покупателя, сколько мотивацию потребления, складывающееся отношение покупателя к товару, взаимоотношения между покупателем и продавцом, реакцию покупателя на товар и характер использования товара. Например, при группировке потребителей зубной пасты по признаку мотивации покупателя следует учесть, что для одних — это сохранение зубов, для других — свежее дыхание, а для третьих — ослепительная улыбка. Это важнейший с точки зрения маркетинга признак, ибо он не только доступен учету, но и, в отличие от других признаков, может быть изменен в нужном направлении благодаря целенаправленной маркетинговой деятельности.

Следующие слайды презентации (10-11) объясняют принцип проникновения на рынок и разработки стратегии сбыта. Комментируя принцип «четыре пи», учитель добавляет, что:

  1. Продукт должен удовлетворять потребности человека как по качеству. Так и по внешнему виду. Упаковке, послепродажному обслуживанию, если речь идет о технически сложных товарах.
  2. Цена должна учитывать затраты на производство данного товара и прибыль. А также факторы рынка – спрос и предложение, необходимость данного товара потребителю, привязанность к определенной марке и др.

Так, фирма, выпускающая на рынок новый товар, избирает одну из двух альтернативных стратегий — «снятия сливок» или «проникновения на рынок».

Суть стратегии «снятия сливок» заключается в установлении максимально возможной цены на новинку. Цена снижается после того, как несколько схлынет первая волна сбыта. Это позволяет привлечь новых покупателей. Хотя такая стратегия имеет много противников, она обладает рядом бесспорных достоинств. Например, позволяет легко исправить ошибку, ибо клиенты, как правило, более благосклонно относятся к снижению цены, нежели к ее повышению. Высокая стартовая цена способствует формированию «образа» качественного товара в глазах потребителей, что может облегчить его сбыт в будущем при удешевлении. Основным недостатком данной стратегии является то, что высокая цена привлекает конкурентов.

Выбирая стратегию «проникновения на рынок», фирмы, наоборот, устанавливают на новый товар заниженную цену, чтобы привлечь как можно больше покупателей и завоевать большую долю рынка. Эта стратегия оправдывает себя при масштабном производстве, которое позволяет компенсировать совокупной массой прибыли ее потери на отдельном изделии. Данная стратегия эффективна при наличии эластичного спроса, а также, если рост масштабов производства сопровождается сокращением издержек.

  1. Распространение – это каналы сбыта, которые выбираетпредприниматель (через посредников или организация собственной торговой точки; прямой или косвенный)
  2. Стимулирование сбыта связано в основном с рекламой ( этот вопрос более подробно разбирается в заключительной части урока)

Для закрепления изученного учащимся предлагается выполнить нескольких практических заданий[4].

1) «Выборка в маркетинговом исследовании».

Известны три метода выборочного обследования: случайная выборка, районированный случайный отбор (большее внимание определенным группам людей), квота (маркетолог заранее решает, сколько людей из каждой социальной группы опросить). Какой метод наиболее предпочтителен в каждом из следующих маркетинговых исследований:

а) какая марка питания для собак пользуется наибольшей популярностью;
б) следует ли открывать местный (районный) магазин по воскресеньям или 1 раз в неделю до позднего вечера;
в) какова эффективность одного из рекламных объявлений, переданного по телевидению?

Ответ:

а) районированный случайный отбор (опрашиваются только владельцы собак);
б) случайная выборка (естественно, в районе расположения магазина);
в) квота (необходимо охватить различные социальные группы).

2) «Каналы сбыта».

При выборе пути сбыта своей продукции предприятие может воспользоваться одним из двух вариантов: прямой сбыт и косвенный сбыт. Каким из этих вариантов вы, скорее всего, воспользуетесь при сбыте следующих товаров и услуг: а) страхование жизни; б) металлообрабатывающие станки; в) мебель для офиса; г) косметика; д) вспомогательное устройство для мотоцикла?

Назовите также дополнительные факторы, которые могли бы повлиять на выбор канала сбыта.

Вариант ответа: Когда потребителем является предприятие, то чаще всего используют прямой сбыт, а когда в роли потребителя выступают домашние хозяйства – косвенный сбыт. Поэтому, скорее всего, для товаров «б» и «в» целесообразен прямой сбыт, а в случаях «а», «г» и «д» — косвенный сбыт.

На заключительном этапе урока рассматриваются вопросы о рекламе. В учебнике представлены две точки зрения на значение рекламы и учащимся предлагается выбрать и поддержать одну из них. Но прежде, чем выбирать ту или иную позицию. Учащиеся должны получить общие сведения о принципах, видах рекламы и законодательном регулировании деятельности рекламодателей (слайды 12-14).

Цель рекламы — информировать покупателя о свойствах товара, его достоинствах и цене, дать представление о фирме — изготовителе, убедить покупателя в ее надежности. Средства, которыми располагает реклама, очень разнообразны объявления в средствах массовой информации, рекламные щиты, плакаты и вывески, сувениры и календари, каталоги и справочники. Различные средства рекламы имеют разную эффективность. Последняя определяется видом товара и особенностями потребительской группы, к которой обращена реклама. Например, телевизионная реклама более эффективна при обращении к молодежи, газетная — к людям пожилого возраста. Одежду и обувь лучше рекламировать в журналах и каталогах, а компьютеры или новые кинофильмы — по телевидению.

Действенными формами продвижения товаров являются также: стимулирование сбыта — бесплатные пробы, распродажи по сниженным ценам, премирование постоянных клиентов фирмы, поощрение успешно работающих продавцов; пропаганда — проведение пресс-конференций, благотворительных и других мероприятий, формирующих привлекательный образ фирмы; личные продажи — устное представление в ходе беседы с одним или несколькими потенциальными покупатёлями.

Особое внимание учащихся обращается на выдержки из текста Закона РФ «О рекламе» (слайд 14). Полученные знания имеют важную практическую ценность, так как всем нам ежедневно приходится сталкиваться с огромным потоком рекламы, не всегда добросовестной.

В завершении урока и для практического закрепления полученных знаний, учащимся предлагается придумать свою рекламу любого товара, пользуясь памяткой составителям рекламы[5] (слайд 15).

Домашнее задание: прочитать параграф 6 в учебнике, ответить на вопросы и задания после параграфа. Если учащиеся не успели справиться с практической работой, её можно дать и в качестве домашнего творческого задания.

Список литературы

  1. Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, А.И. Матвеев и др. Обществознание: учеб. для учащихся 11 кл.: базовый уровень. – М.: Просвещение, 2007, с. 67.
  2. И.Б. Ремчукова. Экономика. 11 класс: Поурочные планы по учебнику И.В. Липсица. Волгоград: Учитель, 2009, с.250
  3. И.Б. Ремчукова. Экономика. 11 класс: Поурочные планы по учебнику И.В. Липсица. Волгоград: Учитель, 2009, с.262
  4. М Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др. Обществознание: 11 кл. :базовый уровень :методические рекомендации : пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2007, с. 53
  5. Т.Н. Стариченко. Экономика: Практикум. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004, с.164

Урок обществознания в 11 классе

Тема: «Слагаемые успеха в бизнесе»

Цели и задачи урока:

Образовательные: раскрыть значение основных факторов, определяющих успешность бизнеса; выявить особенности и способы использования различных источников финансирования в целях развития бизнеса; охарактеризовать влияние важных составляющих инфраструктуры (внешнего окружения) бизнеса на его результативность.

Воспитательные: способствовать формированию экономической культуры учащихся.

Развивающие: сформировать умения различать внутренние и внешние источники финансирования предприятия; развивать навыки творческой самостоятельной работы на уроке.

Тип урока: комбинированный, включающий проблемное изложение нового материала с элементами беседы, выполнение учебно-познавательных и практических заданий. Объяснение нового материала сопровождается демонстрацией мультимедийной презентации. Второй урок по данной теме.

Ход урока:

1. Орг. Момент

2. Постановка цели. Проблематика.

На прошлом уроке мы поставили перед собой вопрос, ответ на который поможет нам решить очень важную экономическую проблему.

— Вспомните, какую проблему мы пытаемся решить?

— Какие составлявшие (слагаемые) влияют на успешность ведения бизнеса?

— Нашли ли мы полный ответ на наш вопрос?

— Вспомним, что мы уже выяснили.

3. Проверка д/з. Работа с понятиями.

— Что такое предпринимательство?( самост. инициативная эк. деят-ть, направленная на получение прибыли)

— Каковы источники финансирования бизнеса?

— Что относится к внутренним источникам? Что относится к внешним источникам? (внутр. – прибыль фирмы и амортизационные отчисления, внешн. – банковские кредиты, средства различных финансовых учр., гос. и регион. фонды поддержки малого бизнеса)

— Что такое банковский кредит? Какие виды банковских кредитов вам известны? (денежная сумма, выдаваемая банком на опред. срок на условиях возврата и оплаты определенного %)

Итак, мы видим, как трудно найти деньги для финансирования. Еще труднее их рационально использовать.

— Кто отвечает за успешную работу всего предприятия? ( на небольшом предприятии – собственник, в крупной фирме – менеджер).

— Кто такой менеджер? Какие могут быть менеджеры? (менеджер – специалист по управлению производством и обращением товаров, наемный управляющий)

— Что такое менеджмент? (Это деят-ть по организации и координации работы предприятия)

— Какие функции менеджмента можете назвать?(организация, планирование, руководство, контроль)

4. Работа в группах.

Ситуация 1. Сотрудник вашего отдела допустил халатность: не внес в информацию, направленную в вышестоящий орган уточненные данные.

Действия руководителя отдела:

А. Посочувствовать работнику, пустив разрешение ситуации на самотек.

Б. Потребовать письменного объяснения, провести жесткий разговор, припомнив прежние ошибки подчиненного.

В. Вынести факт на обсуждение коллектива, предлагая принять коллективное решение.

Г. Приложить к объяснительной записке сотрудника вашу докладную на имя руководителя

Ситуация 2. При распределении премий некоторые сотрудники коллектива посчитали, что их несправедливо обошли, и обратились к вам с жалобой.

Что вы ответите

А. Скажете, что премии распределяются и утверждаются в соответствии с приказом.

Б. Успокоите сотрудников, пообещав, что они получат премию в следующий раз, если заслужат.

В. Посоветуете недовольным обратиться в соответствующий юридический или профсоюзный орган.

Ситуация 3. Директор магазина поручил продавцу организовать погрузку тары на автомашину. Проверяя через некоторое время выполнение задания, он обнаружил, что продавец разговаривает по телефону, автомашина не загружена, а рабочие отдыхают. Каковы действия директора? Ответ обоснуйте.

5. Проверка задания 3 в учебнике, с. 78

— Какие крупные российские фирмы вы знаете?

— Назовите крупных отечественных предпринимателей и топ-менеджеров?

(выслушивается 2-3 ответа)

6. Объяснение нового материала.

— Итак, мы выяснили, где найти деньги для финансирования, как наладить производство на фирме, чтобы выпускать качественный товар?

— Достаточно ли этих составляющих для того, чтобы успешно вести свой бизнес?

(Нет, нужно подумать где и как продавать товар, какую цену назначить, нужен ли товар потребителю?)

На все эти вопросы поможет ответить маркетинг.

Маркетинг — деятельность, направленная на формирование и удовлетворение потребностей человека посредством обмена.

Слово «маркетинг» происходит от англ. Market (рынок) и в дословном переводе означает «рынкоделание». Таким образом, маркетинговая деятельность включает в себя не только изучение потребностей и спроса, но также активное воздействие как на рынок, так и на всю производственную деятельность фирмы.

Главный принцип: маркетинг целиком основывается на знании потребительского спроса и его возможных изменениях в ближайшей перспективе и ставит производство товаров и услуг в жесткую зависимость от этого спроса. «Производить то, что можно продать, а не пытаться продать то, что можно произвести».

Отсюда следует, что маркетинг на предприятии выполняет две основные функции:

  • изучает, формирует и стимулирует спрос;

  • ориентирует производство на удовлетворение существующего и потенциального спроса

Выделяют три основных принципа маркетинга

Изучение рынка Проникновение на рынок Воздействие на рынок

1) Изучение рынка. Каждый предприниматель, прежде чем производить товар,должен выяснить нужен ли этот товар, есть ли этот товар на рынке,по какой цене его продавать, есть ли конкуренты.

Одним из методов изучения, а затем и проникновения на рынок является сегментация – разделение рынка на отдельные части в зависимости от различных параметров.

— Какие же это сегменты? (примеры приводят дети)

  1. Географическая сегментация (климат, местность, природные ресурсы, плотность населения, наличия городов и сел) Напр. В северных районах влияет на продажу обогревателей

  2. Демографическая  (пол, возраст, размер семьи, уровень доходов, род занятий ) напр. Школьнику – первокласснику достаточно простого мобильного телефона, чтобы мама знала где он, а вот 11 кл. уже нужен телефон с выходом в интернет, чтобы искать информацию.

  3. Психографическая  (как стиль жизни, личные качества потребителей, их реакция на тот или иной товар) Напр. человек, следящий за модой будет приобретать вещи из последних коллекций и наоборот.

  4. Поведенческая:  категории покупателей (см. на слайде)

— Подумайте к какой категории покупателей вы бы отнесли себя и почему?

Далее объясняются принципы проникновения на рынок и разработки стратегии сбыта.

Комментарии к принципу «четыре пи»:

Продукт должен удовлетворять потребности человека как по качеству. Так и по внешнему виду. Упаковке, послепродажному обслуживанию, если речь идет о технически сложных товарах.

Цена должна учитывать затраты на производство данного товара и прибыль. А также факторы рынка – спрос и предложение, необходимость данного товара потребителю, привязанность к определенной марке и др.

Так, фирма, выпускающая на рынок новый товар, избирает одну из двух альтернативных стратегий — «снятия сливок» или «проникновения на рынок».

Суть стратегии «снятия сливок» заключается в установлении максимально возможной цены на новинку. Цена снижается после того, как несколько схлынет первая волна сбыта. Это позволяет привлечь новых покупателей. Хотя такая стратегия имеет много противников, она обладает рядом бесспорных достоинств. Например, позволяет легко исправить ошибку, ибо клиенты, как правило, более благосклонно относятся к снижению цены, нежели к ее повышению. Высокая стартовая цена способствует формированию «образа» качественного товара в глазах потребителей, что может облегчить его сбыт в будущем при удешевлении. Основным недостатком данной стратегии является то, что высокая цена привлекает конкурентов.

Выбирая стратегию «проникновения на рынок», фирмы, наоборот, устанавливают на новый товар заниженную цену, чтобы привлечь как можно больше покупателей и завоевать большую долю рынка. Эта стратегия оправдывает себя при масштабном производстве, которое позволяет компенсировать совокупной массой прибыли ее потери на отдельном изделии. Данная стратегия эффективна при наличии эластичного спроса, а также, если рост масштабов производства сопровождается сокращением издержек.

Распространение – это каналы сбыта, которые выбирает предприниматель (через посредников или организация собственной торговой точки; прямой или косвенный)

7. Закрепление изученного(можно в группах)

1) «Выборка в маркетинговом исследовании».

Известны три метода выборочного обследования: случайная выборка, районированный случайный отбор (большее внимание определенным группам людей), квота (маркетолог заранее решает, сколько людей из каждой социальной группы опросить). Какой метод наиболее предпочтителен в каждом из следующих маркетинговых исследований:

а) какая марка питания для собак пользуется наибольшей популярностью;

б) следует ли открывать местный (районный) магазин по воскресеньям или 1 раз в неделю до позднего вечера;

в) какова эффективность одного из рекламных объявлений, переданного по телевидению?

Ответ:

а) районированный случайный отбор (опрашиваются только владельцы собак);

б) случайная выборка (естественно, в районе расположения магазина);

в) квота (необходимо охватить различные социальные группы).

2) «Каналы сбыта».

При выборе пути сбыта своей продукции предприятие может воспользоваться одним из двух вариантов: прямой сбыт и косвенный сбыт. Каким из этих вариантов вы, скорее всего, воспользуетесь при сбыте следующих товаров и услуг: а) страхование жизни; б) металлообрабатывающие станки; в) мебель для офиса; г) косметика; д) вспомогательное устройство для мотоцикла?

Вариант ответа: Когда потребителем является предприятие, то чаще всего используют прямой сбыт, а когда в роли потребителя выступают домашние хозяйства – косвенный сбыт. Поэтому, скорее всего, для товаров «б» и «в» целесообразен прямой сбыт, а в случаях «а», «г» и «д» — косвенный сбыт.

8. Работа по учебнику.

Стимулирование сбыта связано в основном с рекламой

Цель рекламы — информировать покупателя о свойствах товара, его достоинствах и цене, дать представление о фирме — изготовителе, убедить покупателя в ее надежности. Средства, которыми располагает реклама, очень разнообразны объявления в средствах массовой информации, рекламные щиты, плакаты и вывески, сувениры и календари, каталоги и справочники.

Существует две точки зрения на значение рекламы.

— Ознакомьтесь с ними с. 76. и выскажете свое мнение по данному вопросу?

Особое внимание учащихся обращается на выдержки из текста Закона РФ «О рекламе». Полученные знания имеют важную практическую ценность, так как всем нам ежедневно приходится сталкиваться с огромным потоком рекламы, не всегда добросовестной.

9. Практическая работа.

Дома у вас было задание придумать рекламу товара, который вы выпускаете. Пользовались вы памяткой (на доске). Пожалуйста, представьте нам свою рекламу.

10. Домашнее задание:

прочитать параграф 6 в учебнике, ответить на вопросы и задания после параграфа. Если учащиеся не успели справиться с практической работой, её можно дать и в качестве домашнего творческого задания.

Памятка составителям рекламы

  1. Главное в рекламе – простота и доступность изложения;

  2. Рекламное объявление должно хорошо запоминаться;

  3. Броский заголовок – половина успеха;

  4. Текст объявления должен быть составлен грамотно и четко;

  5. Реклама не должна быть назойливой, иначе она вызывает раздражение и дает эффект, противоположный тому, что вы ожидали.

7

Урокигра по обществознанию в 11ых классах

«Слагаемые успеха в бизнесе»

Цели урока:

Показать главные условия и слагаемые успешного развития

собственного бизнеса на примере предприятия по пошиву одежды.

Развивать навыки сотрудничества в группах, совершенствовать

навыки самостоятельно работать с текстом учебника, совместно

решать проблемные вопросы, чётко формулировать ответы на

поставленные вопросы, обобщать сказанное, выражать собственное

мнение, проявлять творческие способности.

Воспитывать навыки общения, коллективного решения поставленных

задач.

Тип урока: Изучение нового материала.

Форма работы: Групповая.

Оборудование: Презентация по теме, опорные листы с заданиями, учебники,

интернет ресурсы, всё необходимое для создания рекламы (плакаты,

фломастеры, карандаши, ручки)

Ход урока:

1. Вступление (58 минут):

Многие сегодня хотят начать своё дело и стать бизнесменами. Но бизнес

это дело непростое. Чтобы стать бизнесменом, надо, прежде всего, обладать

определёнными качествами: творчески относиться к делу, способность

рисковать, самостоятельность, необходимо проконсультироваться с юристом,

а, может быть, и самим иметь юридическое образование. Кроме этого

необходимо ещё множество различных обстоятельств, о которых мы и будем

говорить на сегодняшнем уроке.

Таким образом, тема сегодняшнего урока: «Слагаемые успеха в бизнесе».

лайд №1)

Цель урока: Показать главные условия и слагаемые успешного развития

собственного бизнеса на примере предприятия по пошиву одежды. (Слайд

№2)

Сегодня мы попробуем открыть предприятие по пошиву зимних шуб из

меха норки, чернобурки, песца и мутона в г. Норильске. (Слайды №3,4)

В ходе работы мы попробуем ответить на основные вопросы:

Как начать бизнес?

Какие проблемы решить в первую очередь?

Какие пути решения можно использовать? Почему? (Слайд №5)

Итак, прежде чем мы приступим к работе, давайте вспомним:

Любой предприниматель, начиная своё дело, должен руководствоваться

каким правилом?

(Доходы должны превышать расходы, и предприниматель должен получить

прибыль)

Что такое прибыль?

( Разница между общим доходом и издержками производства)

Что такое издержки производства?

(это затраты на приобретение и использование факторов производства)

Какие мы знаем факторы производства?

(Труд заработная плата, земля рента, капитал %, предпринимательские

способности)

Таким образом, прибыль это то, что остаётся от реализации товара за

вычетом заработной платы, ренты, % и т. д.

Начиная своё дело, мы должны продумать организационноправовую

форму предпринимательства, затем источники финансирования это

внутренние: использовать собственную прибыль, амортизационные

отчисления (износ техники перенесём на стоимость товара), или внешние:

банковский кредит (краткосрочный до года или долгосрочный более чем

на год), средства других финансовых учреждений и фондов, а, может быть,

нам потребуются партнёры.

Эти вопросы будет решать группа №1. (Слайд №6)

Затем мы посмотрим, нужен ли нам помощник?

Кто им может стать? (Менеджер)

Кто такой менеджер? (Специалист по управлению производством и

обращением товаров, наёмный управляющий)

Какие основные функции он выполняет? (Организация, планирование,

руководство, контроль).

Этими вопросами займётся группа №2. (Слайд №7)

Создавая бизнес, мы должны приспособить производство к требованиям

рынка. А это главная задача маркетинга.

Что такое маркетинг?

(Это деятельность, направленная на формирование и удовлетворение

потребностей человека посредством обмена)

Каковы основные принципы маркетинга?

1. Изучение рынка.

2. Проникновение на рынок и разработка стратегии сбыта.

3. Воздействие на рынок.

Разбираться с этими принципами будет 3 группа (Слайд №8)

Созданием рекламы для произведённой продукции будет заниматься группа

№4 (Слайд №9)

Затем экспертная группа подведёт итоги работы каждой группы (Слайд №10)

После выступления каждой группы проводится небольшое обсуждение для

дополнений или корректировки деятельности группы.

2. Подготовка к работе (10 минут)

3. Изложение материала (каждая группа по 810 минут)

1 группа:

Обратить внимание на:

Организационноправовые формы предпринимательства:

«Индивидуальный предприниматель» (имеет товарный знак,

фирменное наименование, использует наёмный труд, квалификацию,

отчётность, налогообложение, государственная регистрация,

незначительный стартовый капитал, отвечает всем имуществом).

Товарищество (капитал разделён на доли (вклады) учредителей,

минимальное число участников 2. Полное товарищество все

солидарны друг с другом, товарищество на вере есть несколько

участниковвкладчиков, которые несут риск убытков только в пределах

внесённых вкладов. Регистрация, приходится отвечать за себя и

товарища.).

ООО (от 1 до 50 человек, Уставной капитал состоит из долей

участников, простая процедура выхода, максимальный риск размер

вклада предпринимателя).

Акционерное общество (уставной капитал оговорен и разделён на

определённое число акций, открытое свободная продажа акций,

закрытое – акции распространяются только среди участников, выход из

общества – продажа своих акций).

Государственные и муниципальные унитарные предприятия

(имущество неделимо, руководитель единоличный исполнительный

орган, руководитель назначается и снимается с должности,

недвижимое имущество – не продаётся и не сдаётся в аренду)

Источники финансирования

А) внутренние:

Прибыль

Амортизационные отчисления (износ оборудования переносится на

стоимость продукции)

Это финансирование за счёт собственных средств.

Оно поможет, но если предприниматель захочет расширить своё

производство, он вынужден прибегнуть к внешним источникам

финансирования.

Б) Внешние источники:

Банковские кредиты (краткосрочные и долгосрочные)

Средства различных финансовых учреждений (страховые и

инвестиционные компании, пенсионные фонды)

Государственные и региональные фонды поддержки малого

предпринимательства ( есть и в России, он даёт льготный % в банке.

Для расширения производства можно взять партнёров (если банк не даёт

долгосрочный кредит):

Индивидуальное предприятие можно преобразовать в товарищество.

Партнёры вносят свой пай – производство расширяется.

Индивидуальное предприятие можно преобразовать в закрытое

акционерное общество – выпустить акции, распространить среди тех,

кто готов рискнуть своим капиталом в обмен на определённую долю

участия в этом предприятии.

2 группа:

Обратить внимание на функции менеджмента:

Организация:

Распределить работу среди отдельных групп (подразделения, отделы,

цехи), распределить работников по квалификации.

Схема управления предприятием: 3) руководитель (топменеджер) 2)

заместитель директора по производству, 1) начальники подразделений

(участка, цеха).

Планирование:

Постановка целей: краткосрочные, долгосрочные (на перспективу)

Руководство:

Создание условий труда работникам (освещение, новое оборудование).

Заинтересованность, стимулирование (премии, путёвки).

Обеспечение карьерного роста (курсы повышения квалификации,

обучение в столице).

Контроль:

Качество продукции (плохо – штраф, хорошо – стимул).

Рациональное использование ресурсов (из остатков – сумочки,

шарфики, варежки, аппликации).

З группа:

Обратить внимание на:

Большую роль в организации бизнеса и создании предприятия играет

маркетинг.

Его основные принципы:

Изучение рынка:

Выяснить, нужен ли этот товар (шуба на севере – необходимость).

Есть ли он же на рынке (магазины, рынок).

По какой цене продаётся?

Есть ли конкуренты, насколько они сильны.

Проникновение на рынок:

Чтобы учесть запросы потребителей, выбрать лучшие условия

продажи, разместить рекламу, необходимо использовать сегментацию

(разделение рынка на отдельные части в зависимости от различных

параметров):

А) учесть климатические условия, плотность населения,

продолжительность зимы – географическая сегментация,

Б) учесть уровень доходов, род занятий (много горняков, высокие

зарплаты) демографическая сегментация,

В) стиль жизни, личные качества (все в норке и я) психофизическая

сегментация, поведенческая.

Стратегия сбыта:

Товар должен удовлетворять потребности покупателя по качеству и

внешнему виду, упаковке, послепродажному обслуживанию (гарантия).

Цена должна учитывать затраты и прибыль, не должна быть выше

других – упор на качество.

= метод «снятия сливок» сразу высокая цена изза риска,

= метод «цена проникновения» сначала дёшево, затем повысить.

Распространение товара:

А) либо посредникам дают на реализацию

Б) либо создают свои торговые точки (с транспортом, со складами).

4 группа:

Большую роль в сбыте продукции играет реклама.

(Видеоролик, рисунок, стихи. Учитывать: скидки, качество,

универсальность, цвет, носкость и т. д.).

5 группа:

Оценить достоинства и недостатки в работе каждой группы.

Дополнения.

Удалось ли нам создать успешный бизнес?

4. Заключение. Рефлексия. (5 минут)

Итак,

Каковы же основные слагаемые успеха в бизнесе? (Слайд №11)

Успешность нашего бизнеса ещё необходимо просчитать экономистам,

ну, а мы пока выполнили работу чисто теоретически.

Что вам понравилось, а что не очень на уроке?

Опорные листы на парты

Задания первой группе:

Какую форму организации вы

создадите? Почему?

Определите источники

финансирования вашего бизнеса.

Определитесь с кредитами и

партнёрами.

Задания второй группе:

Нужен ли вам помощник в лице

менеджера?

Как вы решите вопрос с

организацией производственного

процесса?

Как спланируете работу?

Как будете осуществлять

руководство производственным

процессом?

Как проконтролируете

выполненную работу?

Задания третьей группе:

Какие основные принципы

маркетинга вы будете использовать

в своей деятельности?

Как вы будете изучать, и

проникать на рынок?

Какую будете использовать

стратегию сбыта товара и его

распространения?

Задания четвёртой группе:

Как вы относитесь к рекламе?

Попробуйте прорекламировать

созданный на нашем предприятии

товар (рекламные плакаты, газеты,

телевидение).

Задания пятой (экспертной)

группе:

Оцените начало и перспективы

данного бизнеса. Удалось ли нам

создать успешный бизнес?

Что получилось, и что не очень в

работе каждой группы?

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа N106»

КОНСПЕКТ УРОКА

ПО ТЕМЕ: СЛАГАЕМЫЕ УСПЕХА В БИЗНЕСЕ

РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО КУРСУ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

11 КЛАСС

Автор: учитель истории и обществознания

Ерохина О.В.

г.Сасово, 2015 год

Урок по теме: Слагаемые успеха в бизнесе (урок 13)

Цели и задачи урока:

  • Образовательные: Способствовать обобщению знаний о принципах менеджмента и маркетинга, формированию представления о слагаемых успешного бизнеса.

  • Развивающие: Способствовать формированию умения критического анализа, развитию навыков и умения работать в группе, сотрудничать, развивать творческое мышление. Создать условие формированию навыков грамотного поведения потребителя на рынке товаров и услуг.

  • Воспитательные: Способствовать формированию экономической культуры учащихся.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: 1) Компьютер

2) Экран

3) Проектор

4) Мультимедийные презентации

5) Оформление доски:

— тема, план урока

— портреты Г. Форда, К. Мацусита, Л. Яккока.

— домашнее задание

6) карточки с заданиями

Структура урока:

1) организационный момент;

2) целеполагание и актуализация знаний;

3) работа над новой темой урока, получение новых знаний;

4) этап первичной оценки усвоения знаний;

5) рефлексия;

6) заключительный этап.

Содержание основных вопросов темы, изучаемых на уроке:

1. Источники финансирования бизнеса.

2. Основные принципы менеджмента.

3. История менеджмента.

4. Основы маркетинга.

5. Реклама как средство ориентации в выборе товаров.

Используемые методы обучения: проблемный, интегрированный, частично – поисковый, наглядный.

Основные понятия: менеджмент, маркетинг, амортизационный фонд, реклама

Предварительная подготовка: перед проведением урока ученики получили опережающее задание, предварительно разделившись на группы, подготовить рекламный проект канцелярских товаров.

Реализация урока

Первый этап урока. Организационный момент.
— Приветствие. Представление гостей. Дата.

Второй этап урока. Целеполагание и актуализация знаний.

Учитель:

Если Вам показалось, что проигран бой,-

Значит так оно, в общем, и есть.

Если кто не уверен в самом себе,

Синяков ему не перечесть.

Если Вам показалось, что навсегда

Вы потеряны и для всех, —

Значит, так и будет.

Ведь в нас самих заключается наш успех.

Если Вам показалось, что Вам – дано,

Вы должны быть уверены в том.

Обязательно надо поверить в себя,

И победа придет потом.

Может, вам не придется вступать в борьбу,

В поединок с судьбой – никогда,

Но упрямый чудак на вопрос «Я смогу?»

Отвечает уверенно «Да!»

— Скажите, вы хотите быть успешными людьми?

Ответы учеников.

— Сегодня я желаю Вам успеха!

Давайте, разберемся, что такое для Вас успех? Учитель раздает стикеры, предлагая учащимся написать, с чем ассоциируется для них понятие «Успех» и выйти приклеить свои ответы на доске. Одновременно учитель в центре доски размещает слово «Успех» и появившиеся вокруг стикеры образуют своеобразную ромашку.

Учащиеся сравнивают свои ответы со значением понятия «успех» словаря С.И.Ожегова — слайд №1

Учитель:

    • Как вы понимаете значение фразы «Успех в бизнесе»?

Учащиеся предлагают свои варианты ответа.

Учитель:

  • Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

Ответы учеников.

Учащиеся самостоятельно формулируют тему урока: «Слагаемые успеха в бизнесе».- слайд №2

Учитель: Какие цели мы сегодня должны достичь:

Возможные варианты ответов учащихся:

— сегодня мы должны рассмотреть источники финансирования бизнеса;

— изучить принципы менеджмента;

— основы маркетинга;

— выделить основные слагаемые успеха.

Учитель раздает карточки.

Учащимся предложено ответить на вопросы левого поля карточки, ответы на которые им известны, правое поле заполняется на этапе первичной оценки знаний. В конце урока у учащихся должны быть даны ответы на 5 поставленных вопросов по новой теме занятия. (Приложение 1)

Третий этап урока. Работа над новой темой урока, получение новых знаний.

Учитель: любое прибыльное предприятие требует капиталовложений. Пополнение денежными средствами предприятия называется финансированием. Давайте вспомним основные источники и их виды. слайд №3

Бизнес должен финансироваться для реализации его конечной цели – материальной прибыли.

Любым предприятием нужно управлять, будь то маленькая фирма или промышленный гигант. Эту функцию управляющего выполняет менеджер. С развитием рыночных отношений возник вопрос об изменении методов финансирования, подготовке новых кадров для управления. В странах с рыночной экономикой менеджер массовая профессия. В США 10 млн. менеджеров 8% от всех рабочих. — слайд №4-5

Учащимся предлагается записать в тетради значение понятия «менеджмент».

Учитель: Ребята, давайте вспомним историю менеджмента. Кто стоял у истоков?

  1. Генри Форд — американский промышленник первой половины XX века, владелец заводов по производству автомобилей по всему миру. Его лозунгом было «автомобиль для всех». Завод Форда выпускал наиболее дешёвые автомобили в начале эпохи автомобилестроения. Модель «Ford-T» была названа автомобилем века. «Ford Focus» был признан лучшим автомобилем 1999 г. Девиз кампании «Ford Focus»: «Всегда желать большего.» Машины Ford Motor Company популярены среди автомобилистов и сегодня. Генри Форд известен также тем, что впервые стал использовать промышленный конвейер. Вопреки распространённому заблуждению, конвейер внедряли и до этого, однако Генри Форд создал первую коммерчески успешную линию. Книга Форда «Моя жизнь, мои достижения» является классическим произведением по научной организации труда. — слайд №6

  2. Лидо Энтони Якокка (15.10.1924) — американский предприниматель, специалист по маркетингу, один из самых известных менеджеров в истории американской промышленности. Был президентом автомобильных компаний Форд и Крайслер. Книга Ли Якокки «Карьера менеджера» изданная более четверти века назад, до сих пор считается лучшим учебником антикризисного управления. — слайд №7

  3. Коносуке Мацусита (27 ноября 1894 — 27 апреля 1989) — японский бизнесмен, основатель Matsushita Electric, известной своей бытовой электроникой под брендами Panasonic, Technics, National.
    Выходя на пенсию в возрасте 80 лет, Коносукэ Мацусита был
    не только самым богатым японским бизнесменом, но и, что главное,
    самым почитаемым бизнес-лидером, человеком-легендой, создавшим компанию вызывающую восхищение во всем мире. — слайд №8

Как мы видим, великие управленцы были одновременно и отличными маркетологами. Каковы же основные функции и задачи маркетинговой деятельности? Почему одна из заповедей русских купцов гласит: «Купить – то и дитя купит, а продать и дед намается»? Из каких слагаемых состоит главная формула маркетинга? — слайд №9-10

Учащимся предлагается записать в тетради значение понятия «маркетинг»

Учитель: современный рынок изобилует различными товарами и услугами. Как покупателю научиться ориентироваться в предлагаемой производителями продукции? Как сделать правильный выбор? Какую роль в рыночных отношениях играет реклама? Какие виды рекламы вы знаете?

Ответы учеников.

Учитель: в Законе РФ «О рекламе» от 1995 года содержаться такие статьи: Реклама не должна:

— обманывать покупателей, чрезмерно преувеличивая достоинства изделий, предлагаемых к продаже;

— превозносить свойства своего товара, ругая при этом товары конкурентов. — слайд №11-12

      • Как закон призван защитить интересы потребителя?

Ответы учеников.

Четвертый этап урока. Этап первичной оценки усвоения знаний.

Учащиеся заполняют правое поле карточки, сравнивая свои ответы в начале урока и в конце (в итоге учащиеся должны дать ответы на 5 поставленных вопросов).

Представление учащимися результатов опережающего домашнего задания в виде групповых проектов «Реклама канцелярских товаров» с использованием всех видов рекламы (презентации, видеоролики, наружная реклама и т.д.). Регламент защиты проекта 3- 4 минуты.

Учитель:

Какой продукции вы отдадите свое предпочтение? Почему?

— Как представленная реклама повлияла на ваш выбор канцелярских товаров? — — Объясните, какую роль реклама играет в бизнесе?

Пятый этап урока. Рефлексия

Учитель:

— Давайте попробуем вывести формулу успешного бизнеса.

Ответы учеников:

Формула успешного бизнеса:

1.Иметь базовые экономические знания;

2.Определить основу вашей экономической модели в данном бизнесе;

3. Сосредоточиться на преимуществах вашего продукта.

Шестой этап урока. Заключительный этап. Выставление оценок.

Учитель: наш урок сегодня хочется завершить словами:

Идите, думайте, дерзайте

И о мечте не забывайте

Мечта, как птица, сквозь года,

К успеху путь найдет всегда!

Домашнее задание:

1) §6

2) задания 1-3, с.77-78

3) повторить основные понятия темы

Тема: Слагаемые успеха в бизнесе

Фамилия, имя уч-ся_______________________

Класс_11_

Я знаю в начале урока:

1.Источники финансирования бизнеса___________________________________________________________________________________________

2. Понятие «менеджмент»- __________________________________________________________________________________________________

3. Назовите имена менеджеров, известных во всем мире __________________________________________________________________________________________________

4. Понятие « маркетинг» — __________________________________________________________________________________________________

5. Формула успешного бизнеса — ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Приложение №1)

Я узнал(а) в течение урока:

1.Источники финансирования бизнеса___________________________________________________________________________________________

2. Понятие «менеджмент»- __________________________________________________________________________________________________

3. Назовите имена менеджеров, известных во всем мире __________________________________________________________________________________________________

4. Понятие « маркетинг» — __________________________________________________________________________________________________

5. Формула успешного бизнеса — ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема урока: Слагаемые успеха в бизнесе

Цели урока:

1.Рассмотреть:

  • ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ БИЗНЕСА

  • ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МЕНЕДЖМЕНТА.

  • ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА.

2.Выделить основные слагаемые успешного бизнеса.

3. Формировать навыки грамотного поведения

потребителя на рынке товаров и услуг.

4. Развивать мотивацию к предпринимательской деятельности и

5. Воспитывать экономическую культуру учащихся

Оборудование: мультимедийный проектор, учебник, раздаточный материал.

Тип урока: комбинированный

Если Вам показалось проигран бой,-

Значит так оно, в общем, и есть

Если кто не уверен в самом себе,

Синяков ему не перечесть.

Если Вам показалось, что навсегда

Вы потеряны и для всех, —

Значит, так и будет.

Ведь в нас самих заключается наш успех

Если Вам показалось, что Вам – дано,

Вы должны быть уверены в том.

Обязательно надо поверить в себя,

И победа придет потом.

Может, вам не придется вступать в борьбу,

В поединок с судьбой – никогда,

Но упрямый чудак на вопрос «Я смогу»

Отвечает уверенно «Да»

Учитель « Скажите, вы хотите быть успешными людьми?»

Ответы учеников.

Учитель сегодня я желаю Вам успеха!!!!!!

Давайте, разберемся, что такое для Вас успех?

Учитель раздает стикеры и просит учащихся выйти приклеить на доске с чем ассоциируется понятие «Успех». Учитель на доске в центре размещает надпись «Успех»

Успех

После того, как учащиеся все приклеили стикеры на доску (на доске на слайде презентации Успех по словарю Ожегову)

Учитель « Что вы вкладываете в понятие успех в бизнесе?»

Итак, как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

Ученики должны ответить о том, что речь пойдет успешности бизнеса.

Итак, тема сегодняшнего урока «Слагаемые успеха в бизнесе».

ТЕМА НА ПРОЕКТОРЕ

Какие цели мы сегодня должны достичь:

Сегодня мы должны рассмотреть источники финансирования бизнеса; изучить принципы менеджмента; основы маркетинга; выделить основные слагаемы е успеха.

На доске появляются цели урока.

Сейчас вы получите карточки, в которых вы отметите что вы знаете по теме, которые вы заполните в два этапа сейчас и после урока. Учитель раздает карточки. Учащиеся заполняют. Несколько человек комментирует их и откладывают до конца урока.

Учитель: Сегодня на уроке мы буде дискутировать, проводить ассоциации, выделять формулу успешности, анализировать полученные данные.

Мне хочется, чтоб наш урок был окрашен только радужными красками. Пусть девизом нашего урока станет высказывание «Если хотите, чтоб жизнь улыбалась Вам, подарите сначала ей свое хорошее настроение» Б.Спиноза Поэтому на уроке я желаю вам рабочего настроения, уважительного отношения к ответам своих одноклассников. Я уверена, у нас все получится.

Источники финансирования .

Любое прибыльное предприятие требует капиталовложений. Пополнение денежными средствами предприятия называется финансированием.

Бизнес должен финансироваться для реализации его конечной цели – материальной прибыли.

Источники финансирования бывают внутренние и внешние, откройте с. 69 учебника и прочитайте особенности видов финансирования .

Итак, что такое внешнее финансирование-

Что такое внутренне финансирование –

Какое из видов финансирования наиболее эффективно для деятельности предприятия на Ваш взгляд?

Любым предприятием нужно управлять, будь то ферма, промышленные гигант. Эту функцию управляющего выполняет менеджер. С развитием рыночных отношений возник вопрос об изменении методов финансирования, подготовке новых кадров для управления. В странах с рыночной экономикой менеджер массовая профессия. В США 10 млн. менеджеров 8% от всех рабочих.

Учащимся предлагается поработать со словарем, с понятиями, которые у них перед глазами менеджмент и маркетинг. Слова записываются в тетрадь.

В книге на странице 73 – 74 прочитать. своими словами объяснить, и выделить главные отличия.

ФИЗКУЛЬМИНУТКА. АВСТРАЛИЙСКИЙ ДОЖДЬ.

Учитель: а теперь изучив основы существования и особенности ведения бизнеса и распространения давайте поработаем практически.

Прошу вас объединиться в 4 группы. Задания на листочках.

Учащиеся оглашают результаты работы.

Итак, мы можем с уверенностью отметить следующие слагаемы е бизнеса:

  1. Завершение работы с табличками.

Написание теста по теме.

Учитель: методом самопроверки проверьте обменяйтесь и проверьте друг друга.

Критерии оценивания –

10 заданий – 5

1 – 2 ошибки -4

3- 5 — 3

Более 5 ошибок 2

В заключении хочется отметить, что мы изучили основные слагаемы успеха бизнеса и наш урок хочется завершить такими словами:

Идите, думайте, дерзайте

И о мечте не забывайте

Мечта, как птица, сквозь года

К успеху путь найдет всегда!!!!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

ТЕСТ ПО ТЕМЕ «СЛАГАЕМЫЕ УСПЕХА В БИЗНЕСЕ»

1.Ответьте «да» или «нет»:
Источники финансирования делятся на внутренние и внешние ответ да
2.Что из перечисленного относится к внутренним источникам финансирования:
а) амортизационные отчисления;
б) кредит в банке;
в) средства различных финансовых учреждений;
г) государственные фонды поддержки малого предпринимательства.
3.Долгосрочный кредит выдается сроком на:
а)1 год;
б) 5 лет;
в)3 года;
г) более 1 года.
4.На какие цели используется долгосрочный кредит?
а) на закупку сырья;
б) на расширение производства;
в) на выплату дивидендов;
г) на выплату зарплаты.
5.Менеджмент-это
а) деятельность, направленная на рентабельную работу предпринимателей;
б) деятельность по организации и координации работы предприятия;
в) часть экономической науки, предмет которой заключается в организации рационального процесса продвижения товаров и услуг от поставщиков сырья к потребителям, функционирования сферы обращения продукции, товаров, услуг…
г) разделение рынка на отдельные части в зависимости от различных параметров.
6.Маркетинг-это:
а) деятельность, направленная на формирование и удовлетворение потребностей человека путем обмена;
б) деятельность по организации и координации работы предприятия;
в) часть экономической науки, предмет которой заключается в организации рационального процесса продвижения товаров и услуг от поставщиков сырья к потребителям, функционирования сферы обращения продукции, товаров, услуг…
г) разделение рынка на отдельные части в зависимости от различных параметров.
7.Когда маркетинг стал широко применяться в США крупным бизнесом?
а) в 30-е гг. 20 века;
б) в 60-ег.г.19 века;
в) в 50-е гг. 20 века;
г) в 20-е гг. 20 века.
8.Что такое поведенческая сегментация?
а) характеристики пола, возраста, размера семьи, уровня доходов;
б) региональный признак, в котором учитываются климат, местность, природные ресурсы, плотность населения;
в) такие факторы, как стиль жизни, личные качества потребителей, их реакция на тот или иной товар;
г) мотивация покупок и поведения потребителя, его отношение на тот или иной товар.
9. С чем в основном связано стимулирование сбыта?
а) с рекламой;
б) с ценой;
в) с качеством;
г) количеством.

10.Контроль –это

А проверка деятельности фирмы

Б.вид маркетингового исследования

В.принцип управления

Г.особый тип сигментации

Домашнее задание: записи в тетради 7 параграф прочитать
____________________________________________________________________________

21:23:50

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Следует выделить следующие этапы в формировании бизнес плана
  • Слияние двух компаний с целью разработки нового продукта это
  • Служба судебных приставов астраханской области реквизиты для
  • Служебная записка с угловым расположением реквизитов образец
  • Слуховые аппараты в долгопрудном ул первомайская часы работы