Это выглядит совсем не так, как вы ожидали
В английском языке есть такое понятие, которое сложно перевести на русский — «flashback». В дословном переводе – «вспышка из прошлого». Это как дежавю, но только с точным осознанием, где, когда и при каких обстоятельствах с вами уже это случалось.
Я знала, что такое происходит, конечно же, очень поэтично: когда поцелуй в точности похож на первый или когда пломбир по вкусу именно такой, каким был в детстве. Что-нибудь, как в кино: вспышка, на фоне песня «Queen», озарение…
Первый в жизни флэшбэк настиг меня в настолько прозаичных условиях, что даже как-то жаль, что в этот момент не было красивого платья, а только помятость от утренней давки в метро.
В тот день я вооружилась камерой, отправилась фотографировать пассажиров нового центрального кольца и только вышла к вокзальной платформе, как вдруг послышался он — баритон на безупречном английском. Подъехал бесшумный на рельсах состав с темно-синей обивкой кресел и утренними газетами на откидных столиках, к входу в спокойной очереди потянулись пассажиры.
Я так и не села в вагон, а стояла и не понимала, что именно смогло за секунду перенести меня от станции «Белокаменная» где-то на дальнем востоке столицы в пригородный поезд «Лондон – Бирмингем», на котором я ездила в детстве. Перенести в прямом смысле слова — то, что я увидела, просто не могло быть Москвой.
«Ну, двигайся уже, что стоишь-то тут, деловая» — мужчина с двумя огромными сумками полупинком вернул к земному, прожекторы погасли, «Queen» зафальшивили. А я села на следующий поезд до «Ростокино», сделанный по абсолютному образу и подобию европейского поезда дальнего следования, чтобы понять, кто и что думает о новой дороге, как ей пользоваться, а также почему и для кого МЦК действительно удобно.
Откуда поезд растет
Электропоезда Московского центрального кольца (МЦК) курсируют по Малому кольцу Московской железной дороги — а это по-настоящему историческая колея, построенная инженером П.И. Рашевским еще в начале XX века на пересечении с Николаевской железной дорогой.
Малое кольцо МЖД, на котором организовано движение электропоездов МЦК, имеет длину 54 километра. Оно окружает Садовое кольцо на расстоянии от 2,5 до 9 километров, причем на некоторых участках (юго-запад) почти вплотную приближено к Третьему транспортному кольцу.
До революции на этих, изначально грузовых путях, выстроили телеграфные посты и станции-вокзалы, которые остались и на карте современного МЦК: Лихоборы, Серебряный бор, Владыкино, Андроновка. Поэтому, проезжая мимо этих станций, обратите внимание на их живописную архитектуру, ведь они не реконструировались с 1908 года.
Электрифицировать линию не удалось даже к 1962 году, когда ток пустили по большинству путей в России — на МКЖД это было невозможно из-за слабо развитой инфраструктуры вдоль путей.
До того, как здесь были пущены сегодняшние, те самые бесшумные поезда на бесстыковых рельсах, должно было пройти почти 50 лет: мосты пришлось полностью реконструировать, остановки оборудовать для электропоездов, достроить и построить тоннели.
Что уже открыто
.Для пассажиров сегодня доступны 26 платформ, остальные пять — «Дубровка», «Зорге», «Коптево», «Соколиная гора» и «Панфиловская» будут запущены в работу до декабря 2016 года. Время работы нового кольца практически полностью совпадает с режимом метрополитена — с 5:30 утра до часа ночи.
Ряд станций МЦК отличаются большей загруженностью — они пересекаются со станциями метрополитена — это «Ботанический сад», «Владыкино», «Балтийская» (переход со станции «Войковская» Замоскворецкой линии), «Хорошево» (переход со станции «Полежаевская» Таганско-Краснопресненской линии), «Деловой центр» и «Кутузовская» (переход со станций «Молодежная» и «Кутузовская» Филевской линии), «Лужники» (со «Спортивной» Сокольнической линии), «Площадь Гагарина» (от «Ленинского проспекта» Калужско-Рижской линии), «Автозаводская» , «Авиамоторная», «Измайлово» (переход от «Партизанской» Арбатско-Покровской линии) и, наконец, «Локомотив» и «Бульвар Рокоссовского» от «Преображенской площади» и «Бульвара» Сокольнической ветки.
В интерактивных картах метро новая, четырнадцатая по счету линия, уже появилась — она обозначена розовой или белой с красным контуром линией, поэтому особых проблем с расположением станций внутри самого маршрута не возникнет.
Режим катания
Общее время движения по полному обороту кольца — 82 минуты. Это подтвердилось с точностью до минуты, по крайней мере в час-пик с 7:30 до 11:30 утром и с 17:00 до 20:30 вечером, когда поезда идут с интервалами до 6 минут.
Первый месяц обкатки — до 10 октября проезд для пассажиров бесплатный — нужно лишь активировать ваш проездной (социальную карту москвича или «Тройку») в любой кассе метрополитена. Билеты, купленные или пополненные до 1 сентября, а также годовые или трехмесячные проездные перепрограммировать не нужно. Для федеральных льготников проезд останется бесплатным, а школьники получат возможность купить билет с 50% скидкой.
Самые быстрые переезды между станциями «Крымская» и «Верхние котлы», «Деловым центром» и «Кутузовской», «ЗИЛ» и «Автозаводская» — по две минуты ровно.
Заметка на полях. Одна из внеплановых остановок выпала на футуристичный павильон «Делового центра». Именно эта станция показалась самой красивой: она расположена ниже шоссе, в самом центре «Сити», но одновременно отгорожена стеклянной стеной от транспортной развязки. Из других примечательно красивых станций нужно отметить, конечно, «Лужники» — они с видом на Главное здание МГУ.
В поездку попал и «кусочек» штатного движения, и тогда интервал ожидания может растянуться до 10-12 минут. Кстати, мне не повезло — были две внеплановые остановки,
когда пассажиров просто высадили на платформы, а поезд погнали в депо.
Wi-Fi (в общем-то неплохо работающий в поездах) исчез, и я решилась опросить подмерзших пассажиров о том, что им нравится, а что не нравится в новом транспорте.
«Хорошо, что можно провозить велосипед в неразобранном виде, и есть специальные места для того, чтобы удобно его закрепить и никому не мешать. Только не понимаю, почему бы не сделать автоматов с водой или чаем на платформах», — отметил один из попутчиков.
С ним согласились и другие, заметив, кстати, что в вагоне удобно оборудованные туалеты, но на них почему-то красным горит: «Только для персонала». Украдкой заходящих в них пассажиров я насчитала пять или шесть человек за мою дорогу по кольцу, а вразумительного ответа на вопрос о том, для кого же сделаны кабинки, так и не услышала.
Зис ис Хорошево
А вот теперь о нехорошем. На половине пойманных мной снимках пассажиры растерянно оглядываются, машут друг другу в том или ином направлении, сосредоточенно изучают карту — и не только потому, что не знают ее — в МЦК система внешней навигации страдает или отсутствует совсем. Понять, куда идти на пересадку, можно только по толпе людей (хотя вдруг они все вообще идут в совсем другую сторону?).
Мастер-класс от сотрудников метро на тему как совершенно сбить с толку пассажира. На вопрос: «Скажите, а как от «Партизанской» пройти на станцию МЦК «Измайлово»?» ответить: «Девушка, вам не сухие ноги, запомните, не сухие ноги, у вас улица налево и через поворот».
Женщина в красном чепчике и жилетке продолжала говорить мне что-то о «сухих ногах» еще минуты три. Я пыталась уложить услышанное в голове, но улица налево через поворот и ноги все не складывались. В тот момент (на втором круге обката кольца) я подумала, что наверное, перекаталась. Но нет, оказывается, «сухими ногами» называется переход к МЦК, где не нужно выходить на улицу (так бы сразу и говорили!).
«Сухие ноги» — это всего, к сожалению, несколько станций: «Деловой центр», «Кутузовская», «Локомотив» и «Владыкино» — на остальных придется топать до пересадки пешком, и не исключено, что с сухими ногами вы и правда не дойдете, потому что время уличных переходов во многих случаях — больше 8 – 10 минут. Поэтому первый раз по вашему маршруту лучше прокатитесь заранее, чтобы избежать неприятных сюрпризов.
Доброе утро
«МЦК. Дом, работа, друзья – твой город стал ближе», — бело-красная листовка скачет перед глазами в такт раскачиванию поезда. Правой рукой я повисла на поручне, на той же руке без зазрения совести посапывает чья-то короткостриженая голова, в голове – недосмотренные с шести утра сны.
Те пассажиры, что не спят, вместе со мной, невольно рассматривают единственную достопримечательность вагона — белую наклейку на стене, которая обещает, что дом, работа и друзья где-то и для кого-то уже стали ближе, что сны можно будет досматривать в кровати, успевать завтракать в родной кухне, а к друзьям заезжать, когда хочется, а не раз в два года по праздникам.
А потом толпу пальто и курток выдавливает внутренний поток тех, кому уже пора бежать на работу, через голову летят рюкзаки и сумки, чьи-то руки борются с дверями, чьи–то заталкивают в вагон, путаясь в наушниках и шарфах. И так ежеутренне — шесть с половиной миллионов москвичей проходят «метрочистилище», хотя рядом с ними есть альтернативный и во многих случаях — более удобный путь.
Посвятите этому всего час вашего выходного, когда можно никуда не торопиться и проверить: а вдруг именно для вашего маршрута дом, работа, друзья и вообще весь город — действительно стали ближе.
Надежда Сережкина
Большой кольцевой линии московского метро выпала небывалая честь — она обросла солидным пластом городского фольклора задолго до того, как была официально открыта: все каламбуры и цитаты со словом «кольцо», кажется, уже использованы. Однако за шутками скрывается настоящая гордость: реализован один из крупнейших градостроительных проектов, самая длинная кольцевая линия в мире: 70 километров, 31 станция. Такой радости от трудовых достижений и побед не было, пожалуй, уже очень давно. И с практической точки зрения БКЛ — это очень хорошо. После ее открытия сотни тысяч москвичей получили метро в шаговой доступности, а передвигаться по городу стало еще проще. Корреспондент «МК» сделала круг по новому кольцу и своими глазами убедилась: москвичи наслаждаются весенним обновлением метро!
Распространенная московская шутка-совет — мол, в трудной жизненной ситуации садись на Кольцевую линию и катайся по кругу, пока не надоест, — теперь заиграла новыми красками. Полный круг по БКЛ занимает 90 минут: этого времени хватит на очень вдумчивую беседу с самим собой или решение любого экзистенциального вопроса. Можно также успеть прочитать небольшую книжку или посмотреть пару серий любимого сериала.
Линия была торжественно открыта президентом России Владимиром Путиным и мэром Москвы Сергеем Собяниным 1 марта 2023 года, а уже через пять дней мэр столицы отмечал, что на БКЛ совершено больше 4 млн поездок. По словам Собянина, самыми популярными станциями нового участка БКЛ за первые пять дней стали «Текстильщики», «Сокольники», «Каширская». На этих станциях более 70% пассажиров пересели на кольцо с других линий.
Собянин подчеркнул: БКЛ для москвичей — это новые удобные маршруты и рекордные 47 пересадок на другие линии и направления. «Теперь горожане экономят до 45 минут в день, в том числе потому, что многим больше не нужно ездить через центр города», — подчеркивает мэр. Как это работает на практике?
Технологичность, современность и пунктуальность — основные принципы работы метро Москвы сегодня. Поезд не опаздывает ни на секунду: как только на огромных часах-табло заканчивается обратный отсчет, на станцию «Каховская» приезжает новый состав. В вагоне не так уж много народу, но и сказать, что, мол, новая линия никому не нужна, нельзя. «Каховская», возможно, утратила некоторые преимущества конечной станции, какой была в течение прошлого года (кто б спорил, приятно садиться в пустой вагон!), но взамен приобрела нечто несопоставимо большее — важнейшее значение в транспортной инфраструктуре города.
Фото: АГН «Москва»
Катимся против часовой стрелки. «Варшавская», которую мы не видели более двух лет (была закрыта на ремонт), одновременно и изменилась, и нет. Архитектура та же самая, но, пожалуй, прибавилось лоска и статуса, буквы стали крупнее и ярче. Немудрено: еще недавно эта станция была интересна лишь немногим москвичам — тем, кто живет в окрестностях, на Чонгарском бульваре и одноименном Варшавском шоссе; а теперь превратилась в часть кольца. Так и ее соседка, станция «Каширская», тоже здорово преобразилась, посветлела и похорошела, хоть и осталась той же станцией-сороконожкой, построенной в 1960-х.
Дальше в маршруте станции новые, которых раньше не существовало вовсе. Важность «Кленового бульвара» или «Нагатинского затона» трудно переоценить — благодаря их появлению вожделенное метро в шаговой доступности обрели те горожане, кто давно уж смирился с необходимостью добираться до подземки на автобусах или трамваях.
— Никак не привыкну, что от метро домой теперь пешком можно дойти! — говорит мужчина средних лет своей спутнице. Они собираются выходить на «Кленовом бульваре».
— А уж сколько я на такси по вечерам сэкономлю!
Пара смеется и покидает вагон, ну а поезд мчит пассажиров дальше. Новые станции заставляют обратить внимание на оформление — не зря над ним работали лучшие мастера современности. Так, на «Нагатинском затоне» пассажиров встречают огромные и очень натуралистичные мозаичные рыбы. Хочется вспомнить недавний интернет-мем: «Вы рыбов продаете?» — «Нет, только показываем». Отсылка понятна — здесь совсем рядом Москва-река и Южный порт. Такие отсылки повсюду: например, на станции «Зюзино» потолок оформлен в виде пчелиных сот, которые должны ассоциироваться с пятиэтажными районами (кому-то они напоминают ульи!); а в оформлении станции «Сокольники» здорово обыграли тот факт, что когда-то эта станция (разумеется, на красной линии) была первой в московском метрополитене. Там царят авангард и духоподъемная атмосфера, отсылающие нас к середине 1930-х, и стены станции украшены плакатами с изображением первых метростроевцев. В дизайне новых станций БКЛ отражается и история, и самая суть Москвы — как будто кольцо, опоясавшее город, взяло отовсюду все самое важное.
Яркими жизнеутверждающими желтыми и оранжевыми стенами встречает «Нижегородская». Несмотря на то что здесь огромный транспортный хаб с пересадкой на МЦК, пассажиров в вагон заходит не так уж много. Хотя ранее заместитель мэра города по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарев отмечал, что кроссплатформенная станция «Нижегородская» Большой кольцевой и Некрасовской линий метро является частью крупнейшего транспортно-пересадочного узла (ТПУ) в Европе, создание которого с пуском новой кольцевой линии полностью закончено. К этому ТПУ привязаны одноименные станции Московского центрального кольца (МЦК), четвертого Московского центрального диаметра (МЦД-4), который идет в том числе по Горьковскому направлению железной дороги, и остановки наземного транспорта. Пассажиры быстро занимают места, занимаются своими делами.
— Нам еще долго? — ноет мальчишка лет пяти, одетый в яркую зеленую курточку и шапку в тон.
— Еще минут 15. Но так ведь быстрее ехать к бабушке, чем с пересадками, правда? — молодая мама разговаривает с сыном как со взрослым. — Держи, посмотри пока мультфильм.
Фото: АГН «Москва»
Ребенку протягивают смартфон. К хорошему быстро привыкаешь; вот и москвичи уже не представляют себе жизни без быстрого, качественного Интернета под землей. В сиденьях — удобные USB-разъемы. Когда-то и они казались излишеством, но за пару лет, наверное, каждый из нас хоть раз оказывался в ситуации, когда телефон или планшет срочно нужно было подзарядить, и метро выручало. Особенно довольны самые маленькие пассажиры: еще бы, можно смотреть мультфильмы или играть на планшете, и дорога пролетит незаметно! Невольно вспоминаешь собственное детство — главным развлечением в подземке было пересчитывать огоньки в тоннеле… Если бы еще родители вспомнили правила современного этикета и догадались использовать наушники, а не включать музыку из мультиков на весь вагон… было бы совсем хорошо! Но, впрочем, у москвичей все впереди — научились же мы снимать рюкзаки, заходя в вагон? Значит, и пользоваться наушниками для прослушивания музыки и аудиосообщений обязательно научимся. Тем более что современный и аккуратный вид вагонов на БКЛ сам собой намекает: в таком антураже нужно вести себя культурно! Еще одно развлечение для детей — наблюдение за трогательным слоненком на интерактивном табло, расположенном над дверью: каждый раз, когда двери закрываются, ему чуть не прищемляет хобот, но он вовремя отпрыгивает. Намного более наглядно, чем скупая надпись «Не прислоняться!».
О долгих и неудобных пересадках вспоминают не только пятилетние — с появлением БКЛ дорога стала удобнее и проще для всех. В иных случаях выигрываешь не время, а комфорт. Вот, допустим, от «Каховской» до «Сокольников» по БКЛ 42 минуты. Это даже немного дольше, чем ехать через центр, по серой и красной линиям с пересадкой на «Боровицкой», — там получается 39 минут. Но куда приятнее ехать в современном вагоне без пересадок и спокойно читать книжку или смотреть кино, чем передвигаться короткими итерациями и толкаться в длинных старых переходах.
Фото: АГН «Москва»
Привыкшим к старой Кольцевой линии москвичам предстоит приноровиться к достаточно долгим перегонам — в среднем по 3 минуты — между станциями БКЛ. Все становится понятно, как только вспоминаешь о расстояниях: если, допустим, от «Октябрьской» до «Парка культуры» можно добежать быстрым шагом за 7–10 минут пешком, то вот от «Калужской» до «Проспекта Вернадского» (соответствующие станции красной и оранжевой линий на БКЛ) пришлось бы ехать на автобусе или машине не менее 10–15 минут. БКЛ позволяет проделать этот маршрут быстрее и без пробок. Не зря эксперты полагают, что самым востребованным маршрутом на БКЛ будет четверть круга — например, от «Сокольников» до «Печатников» или от «Хорошевской» до «Мичуринского проспекта». О переездах через 1–2 станции и говорить нечего — БКЛ решает ту самую старую московскую проблему, когда всё вроде бы рядом — например, от «Сокольников» до «Марьиной Рощи» можно доехать за 10 минут на машине, — но общественным транспортом добираться долго и неудобно. Теперь это в прошлом.
Или, допустим, «Деловой центр». Еще недавно «Москва-Сити», которому суждено стать сердцем современного мегаполиса, считали очень неудобно расположенным — мол, до станции «Международная» можно добраться только челночными поездами на голубой линии метро. Теперь деловой центр города обслуживают сразу три линии: голубая, желтая и БКЛ, — именно то, что нужно современному городу!
Поезд катится в сторону западных районов Москвы. Станции «Терехово», «Мневники», «Аминьевская» и «Давыдково» действительно оказались манной небесной для жителей тех районов ЗАО и СЗАО, о которых всегда принято было говорить обтекаемо: мол, хорошие районы, престижные, чистые, вот только с метро проблемы…
Проблем больше нет. С каждым днем проблем в Москве становится все меньше. И это наша общая радость.
Открыто движение по Московскому центральному кольцу
Фото: Пресс-службы Мэра и Правительства Москвы. Денис Гришкин
Пресс-службы Мэра и Правительства Москвы. Денис Гришкин
Протяжённость Московского центрального кольца (ранее — МКЖД) составляет 54 километра. Оно сможет перевозить от 150 миллионов до 300 миллионов пассажиров. «Всего 31 станция. Сегодня мы запускаем 26. И по графику в ближайшие месяцы будут сданы ещё пять станций», — рассказал Сергей Собянин.
По его словам, МЦК превратилось в пассажирское кольцо Москвы и уже включено в транспортный узел столицы: «17 пересадок на метро и 11 пересадок на железную дорогу. Пригородное направление доходит до кольца и не нужно в центр ехать на электричке. Пересел — и по кольцу можно пересесть на метро или другую пригородную станцию, или наземный городской транспорт».
Владимир Путин поинтересовался, сколько потребовалось времени на реализацию данного этапа проекта.
«Активной стройки — два года. Вообще, учитывая предпроектное решение, — четыре года. Большая часть работ была сделана, как обычно называется, на финишном этапе», — сообщил Мэр Москвы.
Это совместный проект Москвы, «Российских железных дорог» и Министерства транспорта Российской Федерации. Решение о строительстве МЦК было принято в 2012 году, несмотря на возможные сложности реализации проекта. В ходе работ пришлось снести около 4,5 тысячи различных строений, проложить около 200 километров новых магистральных путей и почти четыре тысячи километров инженерных сетей, а также построить 28 инженерных сооружений: эстакады, мосты, путепроводы и подземные переходы.
При этом удалось сохранить на МЦК грузовые перевозки. «Был вариант вначале убрать грузовую часть, тогда бы это проще всё можно было сделать. Но оставили, потому что она важна. Поезда доходят до Кольцевой, перегруппировываются, разводят груз по различным станциям Москвы и выходят из Москвы», — добавил Сергей Собянин.
Окружная железная дорога была построена по решению императора Николая II в период с 1903 по 1908 год. Её торжественное открытие состоялось 19 июля 1908 года.
Пассажирские перевозки по МКЖД осуществлялись на небольшом участке пути и были окончательно прекращены в 1934 году. В дальнейшем кольцевая дорога использовалась исключительно для перевозки грузов, следующих транзитом через Московский железнодорожный узел, а также для обслуживания промышленных зон вдоль МКЖД. Транзит был прекращён в 2010 году.
Но если в начале XX века МКЖД проходила по границе города, то сейчас дорога находится в средней зоне Москвы. Это вновь сделало актуальной задачу включения железнодорожного кольца в систему городского пассажирского транспорта.
Реконструкция МКЖД была начата в 2012 году и включала:
— электрификацию железнодорожного кольца, в том числе строительство двух и реконструкцию трёх тяговых подстанций;
— переустройство двух главных путей: создание высокотехнологичных бесстыковых путей, обеспечивающих плавный и малошумный ход поезда;
— строительство 31 километра дополнительного главного железнодорожного пути, на который будут перенесены грузовые перевозки;
— модернизацию систем управления движением и безопасности;
— строительство остановочных пунктов и формирование транспортно-пересадочных узлов (ТПУ).
В ходе работ было:
— реконструировано и построено 200 километров рельсовых путей;
— установлено пять тысяч опор контактных сетей, проложено 400 километров линий электрических сетей;
— реконструировано 36 искусственных сооружений, в том числе шесть автомобильных и один трамвайный путепровод.
Всего на Московском центральном кольце будет 31 станция, где планируется организовать полноценные транспортно-пересадочные узлы. Предусмотрено 17 пересадок на 11 линий метрополитена и 10 пересадок на девять радиальных направлений железной дороги. На 13 ТПУ оборудуют перехватывающие парковки общей вместимостью свыше 1500 машино-мест.
На МЦК будут работать более 3,5 тысячи сотрудников.
Таким образом, впервые в России железная дорога ОАО «РЖД» будет полностью интегрирована в систему городского пассажирского транспорта.
Сроки реконструкции — четыре года — также являются рекордными для работ, проводимых в условиях плотной городской застройки.
Открытие МЦК пройдёт в несколько этапов.
На первом этапе, с 10 сентября, для пассажиров откроют 26 станций, а остальные пять — до конца 2016 года.
В первый год на МЦК будет работать 14 пересадок на метро и шесть пересадок на радиальные направления железной дороги. Остальные откроются позднее — в течение 2017 года.
Как будет организовано движение
Полный круг по МЦК займёт порядка 80 минут. Максимальная скорость движения— до 120 километров в час, средняя —40 километров в час.
Перевозки осуществляют специальные пятивагонные городские электропоезда нового поколения повышенной комфортности («Ласточки»). В вагонах установлены информационные мониторы, розетки на 220 вольт, бесплатный Wi-Fi и оборудованы туалеты.
Расчётная интенсивность движения по МЦК составит до 134 пар пассажирских поездов в сутки. В часы пик интервал между ними будет не более шести минут. В другое время — в среднем 12 минут.
При увеличении пассажиропотока пятивагонные составы заменят на десятивагонные, а интервал движения сократят до трёх минут.
Поезда рассчитаны на перевозку 1200 человек (в пятивагонной компоновке), либо 2400 человек (в десятивагонной).
График работы МЦК будет таким же, как и у метро. Первый поезд поедет в 05:30, а последний — в 01:00.
Месяц поездок в подарок
На МЦК действуют проездные билеты и тарифы Московского метрополитена. Пересаживаться с МЦК на метро, монорельс и обратно можно бесплатно в течение 90 минут с момента первого прохода через турникет. Поэтому билеты нужно сохранять до конца поездки.
В течение первого месяца работы, с 10 сентября по 10 октября, поездки будут бесплатными для всех пассажиров.
Самая короткая пересадка займёт три минуты без выхода на улицу: для этого нужно будет воспользоваться лифтом или эскалатором для перехода в вестибюль метро. Для самой длинной потребуется пройти пешком 600–700 метров, и займёт это порядка 10–12 минут, что сопоставимо по времени с переходами между станциями метро.
На пяти ТПУ — «Деловом центре», «Кутузовской», «Площади Гагарина», «Локомотиве», «Владыкине» — пересадка на метро организована в так называемом тёплом контуре, без выхода на улицу.
Комфорт для маломобильных пассажиров
Инфраструктура Московского центрального кольца будет приспособлена для маломобильных граждан. В поездах, в первом и пятом вагонах, для них оборудованы специальные места. На ТПУ устанавливаются лифты и эскалаторы либо специальные подъёмники. Входы и выходы станций оборудованы пандусами. Есть также специальные, низко расположенные кассовые окна, чтобы человек в коляске мог без труда купить билет. Как и в метро, на МЦК работают сотрудники Центра обслуживания маломобильных пассажиров. По заявке они бесплатно сопроводят тех, кому в одиночку трудно передвигаться в общественном транспорте.
Лавочки, цветы и бесплатные зарядки
На станциях установлены аппараты с горячими и холодными напитками, инфотерминалы. По предложению москвичей — участников голосования в проекте «Активный гражданин» для удобства пассажиров также появятся бесплатные зарядки для мобильных телефонов, лавочки и цветы.
На всех пересадочных узлах создана удобная навигация. В метро заменены схемы, указатели и напольная разметка.
Обслуживать МЦК будут 237 маршрутов наземного городского пассажирского транспорта, в том числе более 20 маршрутов уже приспособлены для более тесной интеграции с наземным метро.
Грузовое движение по кольцу частично сохранят, в основном в ночное время. Это позволит продолжить обслуживание действующих предприятий.
До 300 миллионов пассажиров в год
После выхода на проектную мощность МЦК будет перевозить до 300 миллионов пассажиров в год — это нагрузка полноценной линии метро. В первый год работы (2017-й) ожидается около 75 миллионов пассажиров. Почти половина из них —34,5 миллиона — пассажиры метро; 20,2 миллиона — железнодорожного транспорта; 12,7 миллиона — автобусов; 7,5 миллиона – жители близлежащих домов.
С открытием Московского центрального кольца у пассажиров появится порядка 350 новых вариантов поездок по городу.
В результате перераспределения пассажиропотока ожидается, что снизится нагрузка с городских вокзалов (от 20 от 40 процентов), а также с Кольцевой (до 15 процентов) и радиальных (до 20 процентов) линий метро в центре города, особенно в северной его части.
Одними из первых это ощутят пассажиры Ленинградского вокзала, загрузка которого снизится благодаря удобной пересадке на станцию Лихоборы МЦК с платформы НАТИ.
Также станет легче тем, кто пользуется Казанским вокзалом, благодаря удобной пересадке между станцией Андроновка МЦК и платформой Фрезер Казанского направления железной дороги.
Значительно выиграют по времени при использовании МЦК пассажиры, которые сегодня пользуются Калужско-Рижской, Арбатско-Покровской и Сокольнической линиями метро.
Метро в шаговой доступности
МЦК проходит через 26 районов столицы, в которых живут около двух миллионов человек. Для жителей шести районов Москвы — Метрогородок, Бескудниковский, Коптево, Хорошёво-Мнёвники, Нижегородский и Котловка с населением порядка 500 тысяч человек — станции МЦК будут в шаговой доступности.
МЦК свяжет более 20 образовательных учреждений (вузов).
В непосредственной близости от него находятся семь крупных спортивных сооружений (стадион клуба ЦСКА, олимпийский комплекс «Лужники», стадион имени Эдуарда Стрельцова, «ВТБ Ледовый дворец», ФОК «Торпедо», стадион «Крылья Советов», стадион клуба Локомотив), а также парки и природные зоны с общей площадью 3300 гектаров, включая «Лосиный Остров» и Лужники.
В целом Московское центральное кольцо улучшит условия транспортного облуживания для всего населения Москвы и значительной части жителей Московской области.
Поездки по МЦК будут иметь и определённый познавательный интерес, так как впервые пассажиры смогут увидеть ранее закрытые или труднодоступные городские территории, например, ЗИЛ, «Лосиный Остров», а также исторические пассажирские станции Окружной железной дороги. Вдоль кольца расположено шесть памятников и музеев.
Катализатор развития столичных промзон
Открытие пассажирского движения станет катализатором развития городских территорий общей площадью 10 800 гектаров (или 12 процентов площади Москвы в пределах МКАД), значительная часть которых сегодня представляет собой запущенные промзоны. Ожидается, что только на коммерческих объектах транспортно-пересадочных узлов МЦК будет создано как минимум 40 тысяч рабочих мест.
Крупнейший проект реновации промзон вблизи кольца — строительство нового городского района на территории бывшего ЗИЛа.
Крупнейший проект благоустройства
По своим масштабам работы на Московском центральном кольце являются крупнейшим проектом благоустройства, реализуемым в Москве в 2016 году.
Основные задачи благоустройства:
— организовать комфортную пересадку со станций МЦК на метро и платформы радиальных направлений железной дороги;
— создать удобные пешеходные связи между станциями МЦК, остановками наземного общественного транспорта и прилегающими жилыми и общественными территориями;
— организовать беспрепятственный подъезд автобусов и автомобилей к станциям МЦК;
— улучшить внешний вид расположенных рядом с МЦК территорий.
Благоустройство проводится по всей окружности МЦК на площади более трёх тысяч гектаров и охватывает:
— территории рядом с транспортно-пересадочными узлами;
— территории памятников архитектуры, например исторических станций МКЖД);
— участки, на которых полоса отвода железной дороги граничит с промышленными зонами;
— участки, на которых есть железнодорожные пути, не относящиеся к инфраструктуре ОАО «РЖД»;
— иные территории, прилегающие к полосе отвода железной дороги.
Ключевыми объектами благоустройства, безусловно, являются ТПУ МЦК, вблизи которых проводятся следующие работы:
— устройство пешеходных дорожек, создание тротуаров, которые позволят пассажирам по наиболее оптимальному и комфортному маршруту пересаживаться на различные виды общественного транспорта или пройти к жилой и общественной застройке;
— установка 146 павильонов нового образца на остановках общественного транспорта;
— устройство уличного освещения на создаваемых пешеходных маршрутах;
— создание системы пешеходной навигации.
Важной частью культурного наследия столицы являются исторические станции МЦК, которые долгое время были недоступны для обзора и свободного посещения. В рамках благоустройства отремонтированы 56 исторических зданий, а в районе 10 таких станций создаются видовые зоны.
Промышленные предприятия, расположенные на прилегающих территориях, приведут в порядок фасады 132 зданий и отремонтируют ограждения.
Также будут отремонтированы фасады 136 жилых домов и приведены в порядок 249 придомовых территорий, находящихся в зоне Московского центрального кольца.
На 22 зданиях и транспортных сооружениях будет оборудована архитектурно-художественная подсветка.
По всему периметру МЦК появится ограждение общей протяжённостью 100 километров, препятствующее несанкционированному доступу на железнодорожное полотно. В жилых домах рядом с кольцом установят 43,5 километра шумозащитных экранов.
Работы по дополнительному озеленению включают высадку трёх тысяч деревьев и кустарников, а также устройство газонов.
Уже 10 сентября состоится первый этап запуска Московского центрального кольца. Сетевое издание m24.ru ответило на самые важные вопросы о новом виде городского транспорта.
Фото: m24.ru/Игорь Иванко
Что это такое?
Московское центральное кольцо – это новый пересадочный контур, объединяющий метро и радиальные направления пригородных железных дорог. Раньше его называли Московским кольцом железной дороги. МЦК проходит вблизи Третьего транспортного кольца на юго-востоке и западе города и посередине между ТТК и МКАД на севере столицы.
Главная задача дороги – сделать короче путь из одной удаленной от центра города точки в другую. По оценке экспертов, запуск железной дороги должен сократить время в пути в среднем на 20 минут, разгрузить Кольцевую линию подземки на 15 процентов, а центральные вокзалы города – на 20 процентов.
Сколько станций откроется на МЦК?
Кольцо включает в себя 31 станцию, на каждой из которых предусмотрены пересадки на другие виды общественного транспорта. 17 станций будут соединены с 11 линиями метро, 10 – с радиальными железнодорожными ветками.
На первом этапе пассажирам будут доступны 26 станций, сообщает пресс-служба Стройкомплекса Москвы со ссылкой на заммэра по вопросам градостроительной политики Марата Хуснуллина. Остальные начнут работу до конца года.
До 2018 года постепенно будет улучшаться связь станций МЦК со станциями метрополитена, радиальными линиями железной дороги и наземным городским транспортом.
Куда можно пересесть с МЦК?
Всего с запуском МЦК москвичи и гости столицы могут совершить более 350 пересадок, а время в пути при передвижениях по столице сократится в три раза.
Пассажиры смогут свободно пересаживаться при поездках по маршрутам: Метро – МЦК – Метро; Метро – МЦК; МЦК – Метро – Монорельс; Монорельс – Метро – МЦК – Метро.
Также с электричек предусмотрены пересадки на автобусы, троллейбусы и трамваи. График движения наземного транспорта подгонят под расписание МЦК.
Интервалы движения маршрутов наземного транспорта, обслуживающих кольцо, с 8 сентября составляют около 10 минут. В дальнейшем их планируется сократить до 6–8 минут, чтобы пассажиры смогли практически сразу пересесть с МЦК на наземный транспорт.
Для более четырех тысяч остановок наземного транспорта обновлены карты территории, а у 15 остановок теперь совпадают названия со станциями нового кольца.
Добраться до новой железнодорожной линии можно будет и на личном транспорте: на 13 остановках оборудуют специальные автостоянки.
Как ориентироваться на МЦК?
Всего подготовлено несколько вариантов схемы МЦК. На одной из них оно нанесено на карту города с обозначением линий пригородных железных дорог, а также линий метро, включая строящийся Третий пересадочный контур.
На втором схема МЦК вписана в используемую в настоящий момент карту метро и указана там как 14-я линия метрополитена. Всего в подземке расклеят 50 тысяч новых схем. На обновленных картах появится также информация о том, сколько времени займет пересадка со станции метро на станцию МЦК.
Сами станции кольца оборудуют навигационными панелями на русском и английском языках. Для слабовидящих пассажиров установят шрифт Брайля. Также на каждой станции появятся табло с временем прибытия поезда. На нескольких из них установят стойки «Живое общение».
Фото: m24.ru/Игорь Иванко
Где можно найти подробную информацию о МЦК?
На официальном сайте столичного метрополитена появился раздел, посвященный Московскому центральному кольцу.
На новой странице опубликована информация об истории создания МЦК и курсирующих по кольцу современных поездах «Ласточка». Также посетители сайта могут ознакомиться со схемой пересадок с метро на МЦК и подобрать удобные маршруты следования.
Помимо этого, страница центрального кольца открылась на Едином транспортном портале. Здесь также можно получить подробную информацию о маршрутах следования и времени, затраченном на дорогу.
Какие билеты будут действовать на МЦК?
На МЦК будут действовать те же билеты, что и на метро. В первый месяц после открытия проезд будет бесплатным.
Пассажирам, использующим Единый или карту «Тройка», купленные до 1 сентября, нужно обновить проездные. Единый можно обновить в кассах метрополитена, «Тройку» – через автомат, пополнив карту на любую сумму.
Социальные карты обновления не требуют. Это же касается и проездных, приобретенных в сентябре.
Покупать билеты на станциях кольца можно будет как за наличные, так и по картам. Также планируют ввести систему бесконтактной оплаты проезда, которая позволит оплачивать проезд при помощи мобильного телефона, а также систему PayPass/PayWave – деньги будут списываться автоматически, если приложить банковскую карту к валидатору.
На МЦК будут действовать те же тарифы, что и в метро.
- одна поездка – 50 рублей;
- одна поезда по карте «Тройка» – 32 рубля;
- 90 минут – 60 рублей.
В течение 90 минут пассажиры бесплатно смогут пересесть с кольца в подземку и обратно.
Будут ли на МЦК действовать льготы?
Все льготы, действующие в метрополитене, сохранятся. Право бесплатного проезда по второму кольцу получат более трех миллионов столичных льготников, среди которых:
- пенсионеры;
- инвалиды и участники Великой Отечественной войны;
- участники обороны Москвы;
- труженики тыла;
- жители блокадного Ленинграда;
- бывшие узники нацистских лагерей, тюрем и гетто;
- Герои Советского Союза;
- Герои Российской Федерации;
- Герои Социалистического Труда и полные кавалеры орденов Славы и Трудовой Славы трех степеней;
- ветераны труда;
- почетные доноры (СССР, России или Москвы);
- один из родителей и дети из многодетных семей;
- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и их опекуны (попечители);
- школьники и студенты.
Также на Московском центральном кольце будут действовать социальная карта москвича и социальные карты студента и школьника.
Фото: m24.ru/Игорь Иванко
По какому графику будет работать МЦК?
МЦК будет работать по тому же режиму, что и метро – с 5:30 до 01:00.
В часы пик электрички будут следовать с интервалами в шесть минут, в обычное время поезда придется подождать 15 минут.
Сколько времени займет проезд по МЦК?
Время, за которое можно проехать все кольцо: 84 минуты с учетом остановок. Пассажирам не придется ехать до Кольцевой линии метро, чтобы добраться, допустим, от «Международной» до «Ленинского проспекта» или от «Владыкино» до «Бульвара Рокоссовского». С открытием дороги преодоление этих отрезков будут занимать 10-12 минут вместо 28-39 соответственно.
Фото: m24.ru/Андрей Перечицкий
Какие поезда будут ездить по МЦК?
Перевозить пассажиров будут «Ласточки». Весь подвижной состав планируется оснастить энергосберегающим электрооборудованием, видеокамерами, кондиционерами, зарядками для телефонов и бесплатным Wi-Fi.
В каждой «Ласточке» будет пять вагонов. В двух головных вагонах поставят по два туалета, которые приспособлены для маломобильных граждан, а на выходах из поезда будут стоять урны.
В первые месяцы двери «Ласточек» на МЦК пассажиры будут открывать самостоятельно. Для этого на дверных створках снаружи и внутри вагона установят специальные кнопки. Они будут активны только при полной остановке поезда. О том, что кнопка работает, сообщит расположенный рядом зеленый индикатор.
Будут ли в поездах указывать время в пути до следующей станции?
Все поезда МЦК оборудуют видеоэкранами, на которых будут транслировать табло с обратным отсчетом времени пути до следующей станции. Пассажиры смогут увидеть, сколько минут осталось до прибытия на платформу. На мониторах также можно будет узнать скорость движения поезда и изменения в графике работы метро.
Первые два поезда с видеоинформированием запустят сразу в сентябре, все составы оборудуют экранами к следующей осени. Планируется установить по четыре экрана в каждом вагоне.
Приспособлено ли МЦК для маломобильных групп населения?
Да. Все платформы оснащены тактильной плиткой для удобства перемещения слабовидящих пассажиров. На 26 транспортно-пересадочных узлах установлены лифты и эскалаторы, на 5 ТПУ – специальные подъемники.
Можно ли будет ездить с велосипедом или с коляской?
Да. Велосипеды в поездах МЦК провозить можно, крепления есть во втором и четвертом вагонах. В первом вагоне поездов будут места для маломобильных граждан. Внутри поездов напольная навигация, она подскажет, куда идти велосипедистам, а куда – людям с ограничениями мобильности.
На внешней стороне поездов эта информация тоже указана. А рядом с каждым транспортно-пересадочным узлом МЦК установят велопарковки и станции велопроката.
МЦК и Третий пересадочный контур одно и то же?
Нет. Московское центральное кольцо многие путают с Третьим пересадочным контуром, но это не одно и то же. Главное отличие в том, что МЦК – это железнодорожное сообщение, а ТПК – это кольцо подземки.
ТПК станет новым большим кольцом Московского метрополитена. Его общая длина составит 59,5 километра с 28 станциями. Первый участок контура откроют уже в этом году, а целиком линию планируют запустить в течение ближайших четырех лет.
Когда появилась идея создания МЦК?
Строительство дороги началось в 1903 году под личным присмотром московского генерал-губернатора Великого князя Сергея Александровича.
Через пять лет по новой железной дороге пустили первый поезд, всего же за сутки по линии проходили четыре поезда. И если грузовые перевозки полностью оправдали себя, то пассажирские не пошли.
Сначала москвичей смутила высокая цена на билеты, а в конце 20-х – начале 30-х годов в районах, где проходила окружная дорога, наладилось автобусное и трамвайное сообщение, популярность поездов упала, и в 1934 году пассажирское сообщение пришлось закрыть.
Возобновить их хотели в 60-е годы, но предложение так и не было реализовано, а в конце 80-х на железной дороге решили отреставрировать исторические постройки и пустить пассажирские поезда.
Современная идея превращения дороги в скоростную трассу с пересадками на метро появилась в 2001 году. А приступили к реконструкции уже при Сергее Собянине в 2012 году.
Пассажирам Московского центрального кольца доступны пересадки на 20 станций Московского метрополитена и на 9 остановочных пунктов радиальных направлений железных дорог.
Новая пассажирская инфраструктура и система оплаты проезда интегрированы в систему городского общественного транспорта. Всего на МЦК расположен 31 остановочный пункт, транспортное обслуживание пассажиров осуществляет Дирекция скоростного сообщения (филиал ОАО «РЖД») электропоездами «Ласточка» на базе депо «Подмосковная».
Поезда следуют с интервалом 4 минуты в часы пик (в будние дни – 07:30-11:30 и 16:00-21:00, в выходные дни и праздничные дни – 12:30-18:00) и 8 минут – во внепиковое время. Полный круг по кольцу поезда совершают за 90 минут, движение осуществляется ежедневно с 05:45 до 01:00.
ОАО «РЖД» совместно с правительством Москвы продолжает работы по интеграции МЦК с пригородным железнодорожным сообщением для создания удобных пересадок, которые будут занимать минимальное количество времени.
Схема интеграции Московского центрального кольца с общественным транспортом Москвы