Сколько времени отводится на словарную работу на уроке в начальной школе

Оценивание в начальной
школе

Объём диктанта и
текста для списывания

Класс

1
четв.

2
четв.

3
четв.

4
четв.

1
класс

15 —
20 слов

2
класс

20 –
25 слов

25 –
30 слов

30 –
35 слов

35 –
40 слов

3
класс

40 –
45 слов

45 –
50 слов

50 –
55 слов

55 –
65 слов

4
класс

60 –
65 слов

65 –
70 слов

70 –
75 слов

75 –
80 слов

Примечание:

Тексты
диктантов подбираются средней трудности с расчётом на возможности их выполнения
всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм
(примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова
на не изученные к данному моменту правила, или такие слова заранее выписываются
на доске. Нецелесообразно включать в диктанты слова, правописание которых
находится на стадии изучения.

В
качестве диктанта предлагаются связные тексты – либо авторские, адаптированные
к возможностям учащихся, либо составленные учителем. Тематика текста должна
быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране,
путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по структуре, различны по
цели высказывания и состоять из 2-8 слов с включением синтаксических категорий,
которые изучаются в начальной школе (например, однородные члены предложения).

Для
проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в
содержание которых вводится не более 2 видов грамматического разбора.

Хорошо
успевающим учащимся целесообразно предложить дополнительное задание повышенной
трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции.

Для
контрольных списываний предлагаются связные тексты с пропущенными знаками
препинания.

Объём словарных диктантов

Класс

1
полугодие

2
полугодие

2
класс

8
слов

10
слов

3
класс

10
слов

12
слов

4
класс

12
слов

15
слов

Примечание: контрольный словарный диктант
проводится 1 раз в 2 недели в тетрадях для контрольных работ.

Объём изложений

Объём текстов
изложений должен быть на 15-20 слов больше объёма текстов диктантов.

Примерный
объём текстов:

Класс

1
четв.

2
четв.

3
четв.

4
четв.

2
класс

35 –
45 слов

40 –
50 слов

45 –
55 слов

50 –
60 слов

3
класс

55 –
65 слов

60 –
70 слов

65 –
75 слов

70 –
80 слов

4
класс

75 –
85 слов

80 –
90 слов

85 –
95 слов

90 –
100 слов

Примечание:

На
проведение изложения рекомендуется отводить не менее одного часа. Для изложений
предлагаются тексты повествовательного характера с чёткой сюжетной линией.
Постепенно можно использовать тексты с несложными описаниями – пейзажа,
портрета и т.п. В качестве контрольных проводятся: одно изложение в конце
II-III классов и два изложения в IV классе.

Объём сочинений

Примерный объём сочинений:

Класс

Количество
предложений

Количество
слов

3
класс

9 –
10 предложений

50 –
60 слов

4
класс

11 –
12 предложений

70 –
80 слов

Примечание:

На
проведение сочинения рекомендуется отводить не менее одного часа. При выборе
тем сочинений необходимо учитывать их связь с жизнью, близость опыту и
интересам детей, доступность содержания, посильность построения текста и его
речевого оформления.

Объём прочитанного на оценку по
чтению

Оценка
за чтение в классе должна выставляться на основе устного ответа и
самостоятельного чтения ученика.

Объём прочитанного на оценку должен быть
не менее:

во
2 классе  —  ¼ страницы;

в
3 классе  — 1/3 страницы;

в
4 классе  — ½ страницы учебной книги для чтения.

При
выставлении оценки по чтению необходимо её мотивировать и постоянно поощрять
детей в овладении правильным навыком чтения и умения работать с текстом.

Объём для заучивания наизусть

1. Программа В.Г. Горецкого, Л.Ф. Климановой:

    
2 класс – 8-10 стихотворений по рекомендации учителя или по выбору ученика;

    
3 класс — 10-12 стихотворений по рекомендации учителя или по выбору ученика;

     4 класс 
— не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы.

2. Программа Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова (под общей редакцией Н.Ф.
Виноградовой):
 

    
1 класс — 2-3 стихотворения и 1-2 отрывка из прозаического произведения;

    
2 класс — 5-6 стихотворений и 1-2 отрывка из прозы;

    
3 класс — 6-7 стихотворений и 2-3 отрывка из прозы;

    
4 класс – не менее 20 стихотворений и 6 отрывков из прозы.

3. Программа Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой:

    
Для заучивания наизусть рекомендуются  все стихотворения, включённые в книгу
для чтения, а также небольшие (от 3-4 во 2-х классах и до 7-8 предложений в
3-4-х классах) отрывки прозы описательного характера по выбору учителя. Если
количество и объём стихотворений для заучивания наизусть покажутся учителю
слишком большими, дети могут учить одно из двух-трёх стихотворений по
собственному выбору.

4. Программа системы Л.В. Занкова:

    
2 класс – по выбору ученика 10-12 стихотворений разных авторов, прочитанных в
классе;

    
3 класс – по выбору ученика 12-15 стихотворений из тех, которые читали в
классе, или вне программы;

   
4 класс – по выбору ученика 15 стихотворений из тех, которые читали в классе,
или вне программы.

 

 

 

Скорость письма

Класс

Количество
букв в минуту

1
полугодие

2
полугодие

1
класс

7 —
15

2
класс

15 —
25

25 —
35

3
класс

30 —
35

35 —
45

4
класс

40 —
45

45 —
65

Темп чтения вслух (программные требования)

Автор программы

Полугодие

Количество
слов в минуту

1
класс

2
класс

3
класс

4
класс

Горецкий В.Г., Климанова Л.Ф.

1
полугодие

2
полугодие

15 –
20

25 –
30

35 –
45

50 –
60

60 –
70

70 –
75

75 –
80

80 –
90

Бунеев Р.Н.,

Бунеева Е.В.

1 полугодие

2
полугодие

15 –
20

30 –
40

40 –
50

55 –
60

60 –
70

75 –
80

80 –
90

90 –
100

Ефросинина Л.А.,

Оморокова М.И.

1
полугодие

2
полугодие

15 –
20

30 –
40

40 –
50

50 –
55

55 –
60

60 –
70

70 –
80

80 –
90

Свиридова В.Ю.,

Чуракова Н.А.

1
полугодие

2
полугодие

20 –
30

40 –
50

50 –
60

60 –
70

70 –
80

80 –
90

90 –
100

100 —
120

Темп чтения про себя (программные требования)

Автор программы

Полугодие

Количество
слов в минуту

1
класс

2
класс

3
класс

4
класс

Горецкий В.Г., Климанова Л.Ф.

1
полугодие

2
полугодие

20 –
30

30 –
40

45 –
55

60 –
70

70 –
80

80 –
85

85 –
90

90 –
100

Бунеев Р.Н.,

Бунеева Е.В.

1
полугодие

2
полугодие

25 –
30

40 –
50

50 –
60

65 –
70

80 –
90

95 –
100

110 –
120

130 –
140

Ефросинина Л.А.,

Оморокова М.И.

1
полугодие

2
полугодие

25 –
30

40 –
50

55 –
65

70 –
75

75 –
80

80 –
85

90 –
100

100 –
120

Свиридова В.Ю.,

Чуракова Н.А.

1
полугодие

2
полугодие

30 –
40

50 –
60

60 –
70

70 –
80

80 –
90

90 –
100

100 –
120

120 –
150

Примечание:

Проверку
сформированности навыка чтения целесообразно проводить три раза в год: в начале
учебного года (10-15 сентября); в конце 1 полугодия (20-25 декабря); в конце
учебного года (10-15 мая).

Если чтение
проверяется в начале учебного года (10-15 сентября), то показатель скорости
чтения должен соответствовать показателю, достигнутому учеником к концу
предыдущего класса. Три точки отсчёта дадут возможность увидеть степень
продвижения ученика в овладении техникой чтения в течение года.

Чтение
и читательская деятельность в разных классах начальной школы имеет специфические
особенности:

ü
в 1-м классе чтение выступает объектом усвоения;

ü
во 2-4-х классах  чтение постепенно становится
общеучебным умением.

В
связи с этим в 1-м классе основное учебное время занимает чтение вслух, во
2-4-х классах увеличивается доля чтения про себя (от 10-15% в 1-м классе и до
80-85% в 4-м классе).

Технология
совершенствования общеучебных умений в начальной школе В.Н. Зайцева

Оптимальное чтение – это осмысленное
чтение со скоростью разговорной речи (120-150 слов в минуту). Технологические
элементы
:
ежеурочные пятиминутки чтения, зрительные диктанты
по И.Т. Федоренко (ежедневно), жужжащее чтение, артикуляционные упражнения,
пересказ содержания, составление вопросов по тексте, чтение перед сном. При
проверки необходимо оптимально оценивать: применять в 1-3-х классах только
отметки «хорошо» и «отлично».

Увеличение быстроты письма: уменьшение
высоты строчных букв до 2,5 мм, ежеурочные упражнения в списывании текста,
увеличение частоты тренировок.

Повышение орфографической грамотности: диагностические
диктанты, применение игровых словариков, обучение пересказу.

Совершенствование вычислительных умений: усвоение
таблицы умножения, увеличение частоты тренировок, упражнения с
демонстрационными карточками и сорбонками (карточки небольшого размера, предназначенные
для активной тренировки памяти).

Скорость чтения

Класс

Количество слов в минуту

1
полугодие

2
полугодие

1
класс

25 –
35

40 –
50

2
класс

50 –
60

70 –
80

3
класс

80 –
90

100 –
110

4
класс

110 –
120

120 –
150

Скорость письма

Класс

Количество букв в минуту

1
полугодие

2
полугодие

1
класс

7 –
15

2
класс

15 –
25

25 –
35

3
класс

35 –
45

45 –
55

4
класс

50 –
60

60 –
80

Скорость счёта

Скорость сложения

20
цифр в минуту

Скорость
умножения

30 –
40 цифр в минуту

Скорость деления

21 –
27 цифр в минуту

Оценивание
письменных работ по русскому языку

Контроль
за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных
работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений,
тестовых заданий.

 Диктант
служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков. Грамматический
разбор
есть средство проверки степени понимания учащимися
грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и
предложений. Контрольное списывание, как и диктант, — способ
проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности
умений и навыков, умения списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы,
находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или
иную часть текста. Изложение (обучающее) проверяет, как идёт
формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное
содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовать
письменный пересказ, соблюдая орфографические и пунктуационные правила. Тестовые
задания
– форма проверки, направленная на установление уровня
сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных
ситуациях.

Виды письменных работ

Оценка

«5»

«4»

«3»

«2»

Списывание

1-2
ош. или 1 испр. (1 кл.)

3 ош.
и 1 испр. (1 кл.)

4 ош.
(1 кл.)

3 ош.

(2-4
кл.)

Словарный диктант

1-2
ош.

3-4
ош. (из 15-20 слов)

более
5 ош.

Контрольный диктант

1 негрубая
ошибка

2/2
ош.

1/3
ош.

3-4/4
ош. или

5/0
ош.

более
5 орф.ошибок

Грамматические задания

3/ 4
задания верно

не
менее 1/ 2 верно

более
1/ 2 не сделано

Примечание:

1.
Негрубые ошибки:

Ø 
исключения из правил;

Ø 
повторение одной и той же буквы;

Ø 
перенос слов;

Ø 
единичный пропуск буквы на конце слова.

                2 негрубые ошибки = 1 ошибка

2.
Однотипные ошибки:

Первые три однотипные ошибки = 1 ошибка, но каждая следующая
подобная считается за отдельную ошибку.

При 3 поправках оценка снижается на 1 балл.

 
Оценка изложений и сочинений

При проверке
творческих работ во II-III классах выводится одна общая оценка с учётом
всех критериев, указанных ниже. В IV классе, учитывая достаточный объём
изложений, сочинений, разнообразие лексического, синтаксического и речевого
оформления мыслей, работы по развитию речи оцениваются двумя отметками:
одна ставится за содержание и речевое оформление, другая – за грамотность.

Критерии
оценки за грамотность остаются такими же, как при оценке диктанта. При оценке содержания
и речевого оформления
учитывается следующее:

Оценка

Критерии
оценки содержания и речевого оформления

«5»

·      
за правильное и последовательное воспроизведение
авторского текста (изложение), логически последовательное раскрытие темы;

·      
отсутствие фактических ошибок;

·      
богатство словаря;

·      
правильное речевое оформление;

·      
допускается не более 1 речевой неточности

«4»

·      
правильно, достаточно полно передан авторский
текст (изложение); раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения
последовательности изложений мыслей, отдельные фактические и речевые
неточности;

·      
допускается не более 3 речевых недочётов, а также
недочётов в содержании и построении текста

«3»

·      
в работе допущены некоторые отклонения от
авторского текста (изложение), отклонения от темы;

·      
в главном она достоверна, но допущены отдельные
нарушения в последовательности изложений мыслей, в построении 2-3 предложений;

·      
беден словарь, имеются речевые неточности;

·      
допускается не более 5 недочётов речи в
содержании и построении текста

«2»

·      
работа не соответствует теме, имеются
значительные отступления от авторского текста (изложение), либо совсем не
передан авторский текст (изложение), не раскрыта тема;

·      
допущено много фактических неточностей, нарушена
последовательность изложения мыслей;

·      
во всех частях работы отсутствие связи между
ними, крайне беден словарь;

·      
в целом в работе допущено более 6 речевых
недочётов и ошибок в содержании и построении текста

Оценивание письменных работ по
математике

Текущий
контроль по математике можно осуществлять как в письменной, так и в устной
форме. Письменные работы для текущего контроля рекомендуется проводить не реже
одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или математического
диктанта. Желательно, чтобы работы для текущего контроля состояли из нескольких
однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка
только одного определённого умения (например, умения сравнивать натуральные
числа, умения находить площадь прямоугольника и т.п.).

Тематический
контроль по математике в начальной школе проводится в основном в письменной
форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: приёмы
устных вычислений, действия с многозначными числами, измерение величин и др.
Для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов
работы, каждый из которых содержит 30 примеров (соответственно по 15 на
сложение и вычитание или умножение и деление). На выполнение такой работы
отводится 5-6 минут урока.

Итоговый
контроль по математике проводится в форме контрольных работ комбинированного
характера (они содержат арифметические задачи, примеры, задания по геометрии и
др.).

Для
проверки прочности усвоения учебного материала учитель может в начале каждого
учебного года использовать в качестве входной проверочной работы текст итоговой
контрольной за предыдущий год.

На
проведение математического диктанта отводится 10 минут. На уроке проводится
только один математический диктант по выбору учителя.

На
проведение письменных контрольных работ отводится полный урок, 35 – 40 минут во
всех классах, кроме 1-го класса, в котором время на контрольную работу
постепенно увеличивается с 15 до 25 минут.

Классификация
ошибок и недочётов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

Ø 
незнание или неправильное применение свойств,
правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения
задания или используемых в ходе его выполнения;

Ø 
неправильный выбор действий, операций;

Ø 
неверные вычисления в случае, когда цель задания –
проверка вычислительный умений и навыков;

Ø 
пропуск части математических выкладок, действий,
операций, существенно влияющих на получение правильного ответа;

Ø 
несоответствие пояснительного текста, ответа
задания, наименования величин выполненным действиям и полученным результатам;

Ø 
несоответствие выполненных измерений и
геометрических построений заданным параметрам.

Недочёты:

Ø 
неправильное списывание данных (чисел, знаков,
обозначений и т.д.);

Ø 
ошибки в записях математических терминов, символов
при оформлении математических выкладок;

Ø 
неверные вычисления в случае, когда цель задания не
связана с проверкой вычислительных умений и навыков;

Ø 
наличие записи действий;

Ø 
отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи
ответа.

Виды работ

Оценки

«5»

«4»

«3»

«2»

Работа, содержащая
только примеры

выполнена без
ошибок

1-2 вычислитель.ошибки

3-4 вычислитель.
ошибки

5 и более вычислительных
ошибок

Работа, содержащая
только задачи (2 или 3 задачи)

все задачи решены
без ошибок

нет ошибок в ходе
решения, но имеются 1-2 вычисл.ош.

1 ош. в ходе
решения и 1 вычисл.ош.;

вычисл.ош. нет,
но не решена 1 задача

допущены ошибки в
ходе решения двух задач или 1 ош. в ходе решения и 2 вычис.ош. в других задачах

Комбинированная
работа

работа выполнена
без ошибок

1-2 вычисл.ошибки

1 ош. в ходе
решения задачи при правильном выполнении других заданий; 3-4 вычислительные
ошибки при отсутствии ошибок в ходе решения задачи

допущена ошибка в
ходе решения задачи и 1 вычислительная ошибка;

при решении
задачи и примеров допущено более 5 вычислительных ошибок

Математический
диктант

без ошибок

1-2 задания
выполнены с ошибками

3-4 задания
выполнены с ошибками

неверно выполнена
½ часть заданий от их общего числа и более

Оценивание по
чтению

Учитывая особенности уровня сформированности навыка чтения школьников,
учитель ставит конкретные задачи контролирующей деятельности:

Ä 
в первом классе проверяется
сформированность слогового способа чтения: осознание общего смысла читаемого
текста при темпе чтения, соответствующего программным требованиям; понимание
значения отдельных слов и предложений;

Ä 
во втором классе
проверяется сформированность умения читать целыми словами и словосочетаниями;
осознание общего смысла содержания прочитанного текста при темпе чтения,
соответствующего программным требованиям; умение использовать паузы,
соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности
героев;

Ä 
в третьем классе наряду
с проверкой сформированности умения читать целыми словами основными задачами
контроля являются достижение осмысления прочитанного текста при темпе чтения
вслух и про себя, соответствующего программным требованиям; проверка
выразительности чтения подготовленного текста прозаических произведений и
стихотворений; использование основных средств выразительности: пауз, логических
ударений, интонационного рисунка;

Ä 
в четвёртом классе
проверяется сформированность умения читать словосочетаниями и синтагмами;
достижение осмысления текста при темпе чтения вслух и про себя,
соответствующего программным требованиям; выразительность чтения по книге и
наизусть как подготовленного, так и неподготовленного текста, самостоятельный
выбор элементарных средств выразительности в зависимости от характера
произведения.

Классификация ошибок и недочётов, влияющих на снижение оценки:

Ошибки:

Ø 
искажения читаемых слов (замена, перестановка,
пропуски или добавления букв, слогов, слов);

Ø 
неправильная постановка ударений (более двух);

Ø 
чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение
темпа и чёткости произношения слов при чтении вслух;

Ø 
непонимание общего смысла прочитанного текста за
установленное время чтения;

Ø 
неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;

Ø 
неумение выделить основную мысль прочитанного;

Ø 
неумение найти в тексте слова и выражения,
подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;

Ø 
нарушение при пересказе последовательности событий
в произведении;

Ø 
нетвёрдое знание наизусть подготовленного текста;

Ø 
монотонность чтения, отсутствие средств
выразительности.

Кому из учителей неизвестно, что чем богаче
активный словарный запас человека, тем
содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее
его устная и письменная речь. В начальном курсе
грамматики, правописания и развития речи большое
значение придается словарно орфографической
работе, в процессе которой дети усваивают слова с
непроверяемыми и трудно проверяемыми
написаниями, данные в специальных списках.

Безударные гласные, находясь в слабой позиции
предударных и послеударных слогов, подвергаются
в той или иной степени редукции — ослаблению
артикуляции звука и изменению его звучания. Именно
графическое обозначение этих звуков буквами и
вызывает у младших школьников наибольшие
трудности и часто приводит к ошибкам.

Расхождение между произношением звуков и
обозначением их на письме буквами составляет
существенную особенность русской орфографии. “
Словарная работа — это не эпизод в работе учителя,
а систематическая, хорошо организованная,
педагогически целесообразно построенная работа,
связанная со всеми разделами курса русского
языка, ведется она с 1 по 11 класс”, — писал
известный ученый-методист А.В.Текучев.

Эти слова находят свое подтверждение и в книге
В.П.Канакиной “ Работа над трудными словами в
начальных классах”, и в книге ГАБакулиной “
Интеллектуальное развитие младших школьников на
уроках русского языка”, и в статьях многих
авторов газеты и журнала “Начальная школа”. У
каждого учителя складывается своя определенная
система по усвоению правописания словарных слов.

Я хочу поделиться своим некоторым накопленным
опытом работы по успешному усвоению учащимися
правописания словарных слов.

В начальной школе программой по русскому языку
предусмотрено обязательное изучение слов,
правописание которых правилами не проверяется.
Одной из главных задач, стоящих перед нами,
является задача научить ребенка писать эти слова
без ошибок. Сделать процесс усвоения трудных
слов более эффективным — задача сложная,
требующая от учителя большой творческой работы.

Недостаточно, чтобы ученик познакомился с
грамматическим значением как таковым. Важно
добиться того, чтобы знания закрепились, чтобы
ученик мог их “переносить” на другие
встречающиеся ему явления языка. В результате
упражнений над словарным словом учащиеся
овладевают знаниями настолько, что у них
вырабатываются навыки и умения быстро и точно
применять полученные знания о слове на практике.

При помощи упражнений не только закрепляются,
но и уточняются знания детей, формируются навыки
самостоятельной работы, укрепляются навыки
мыслительной деятельности. Детям непрерывно
приходится заниматься анализом, сравнением,
составлять словосочетания и предложения,
абстрагировать и обобщать. Посредством
упражнений знания систематизируются и
автоматизируются.

В языке все стороны взаимосвязаны, поэтому и
процесс обучения школьников целесообразно
организовать так, чтобы в определенной
взаимосвязи проводилась работа по фонетике,
орфографии, словообразованию, морфологии,
лексике и синтаксису, чтобы все стороны слова
рассматривались в единстве. Таким образом,
создаются условия, при которых у учащихся
развивается разносторонний подход к слову.

В результате этого можно проклассифицировать
виды упражнений над словами с непроверяемыми
гласными по направлениям, традиционно
составляющим систему языка.

1. Фонетические упражнения.

Основной смысл фонетических упражнений
состоит в том, чтобы дети научились легко слышать
звучащее слово, каждый звук в отдельности и
позицию этого звука, умели производить анализ
звуковой формы слов при внутреннем их
проговаривании. Все это способствует
формированию фонематического слуха и
речедвигательных навыков.

Большая роль в обучении младших школьников
отводится зрительному восприятию. Этот вид
памяти очень важен при знакомстве со словарным
словом. Поэтому немаловажное значение имеют
работа над словами с использованием карточек,
картинные словарные диктанты, словарные
диктанты.

2. Орфографические упражнения.

Предметом особого внимания на уроках русского
языка является развитие орфографической
зоркости учащихся. В этих целях дети выполняют
упражнения по подчеркиванию “опасных” мест в
слове, т.е. орфограмм, находят в текстах то, что
“спрятал” автор, используют такой вид
упражнений, как письмо с “дырками”, т.е.
пропускают ту букву, в которой можно допустить
ошибку, находят лишнее слово с другой
орфограммой. Также учащиеся проводят работу по
редактированию материала, который содержит
грамматическую ошибку.

3. Словообразовательные упражнения.

Большой интерес у учащихся вызывает работа над
составом слова. В результате повторения
морфемного состава слова совершенствуется
умение распознавать и подбирать однокоренные
слова, углубляется представление у учащихся о
словообразовательной роли приставок и
суффиксов, формируется умение разбирать слова по
составу, развивается умение точно употреблять в
письменной речи словарные слова с приставками и
суффиксами.

4. Морфологические упражнения.

Морфологические упражнения имеют своей целью
осознание учащимися морфологического строя
русского языка.

При изучении частей речи разнообразные виды
практических упражнений помогают объединить
отдельные слова в определенные группы;
разграничить и определить формы частей речи:
склонение, падеж, время, лицо, число, для того,
чтобы осознанно употреблять слова с
непроверяемым написанием в устной и письменной
речи в правильной форме.

5. Синтаксические упражнения.

Синтаксические упражнения ставят перед собой
задачу закрепить те теоретические сведения,
которые дети получили по синтаксису, показывают
школьникам роль языковых единиц в речи, в общении
между людьми, помогают разобраться в структуре
несложных по своему построению и составу
словосочетаний и предложений, сознательно
составлять словосочетания и предложения.

6. Лексические упражнения.

Ребенок, пришедший в школу учиться, уже умеет
говорить. Но его речевой арсенал недостаточен
для выражения новых мыслей, понятий, чувств,
которые он получает в школе с первых дней
обучения. Ему не хватает прежде всего слов для
этого. Перед нами стоит задача — активизировать
словарь детей.

В связи с изучением грамматики проводятся
лексические упражнения, т.е. дети объясняют
значения слов как прямые, так и переносные,
выясняют многозначность слов, разбираются в
отношениях между синонимами и антонимами,
составляют с ними словосочетания и предложения.

В заключение хотелось бы отметить, что на
основе личного опыта использование
разнообразных методов, приемов, форм и средств
обучения в работе над трудными словами
активизируется деятельность детей, повышается
интерес к овладению богатствами родного языка,
воспитывается внимание к слову, обогащается
словарный запас.

Я хочу предложить карточки с
дифференцированными заданиями по изучению
правописания словарных слов во 2-3 классах, работа
по которым способствует быстрому и прочному
усвоению непроверяемых написаний, вследствие
чего формируется навык грамотного написания
слов, с которым учащиеся встречаются как в
устной, так и в письменной речи.

Для более удобного запоминания учащимися
правописания слов с непроверяемыми написаниями,
словарь каждого класса был разделен на
тематические блоки. С каждый блоком дети
работают в течение 6-10 уроков, выполняя различные
упражнения, посредством которых их знания
систематизируются и автоматизируются

Так, например, во втором классе был выделен блок
“ Животные”, в который вошли следующие слова: корова,
медведь, лисица, собака, заяц
третьем классе
слова: огород, овощ, картофель, огурец, помидор,
морковь
были объединены в блок “ Огород”.

Приведу примеры дифференцированных заданий,
которые использую при изучении учащимися слов из
данных блоков.

2 класс

Фонетические упражнения.

1 уровень.

Запиши слова, вставь пропущенные буквы, поставь
знак ударения.

За_ц, л_сица, м_дведъ, с_бака, к_рова.

2 уровень.

Запиши слова, разделяя их на слоги. Вставь
пропущенные буквы, поставь знак ударения.

За_ц, л_сица, м_дведь, с_бака, к_рова.

3 уровень.

Запиши слова в алфавитном порядке, разделяя их
на слоги. Вставь пропущенные буквы, поставь знак
ударения.

За_ц, л_сица, м_дведь, с_бака, к_рова.

Орфографические упражнения.

1 уровень.

Выпиши слова с непроверяемыми гласными.
Подчеркни безударную гласную, поставь ударение. Цв_ток,
л_сица, в_да, к_рова, м дведь, м_док, з яц, зв_рек,
с_бака..

2 уровень.

Запиши слова в два столбика: в первый — с
проверяемой гласной, во второй — с непроверяемой.
Обозначь ударение, подчеркни безударную гласную.

Цв_ток, л_сица, в_да, к_рова, м дведь, м_док, з яц,
зв_рек, с_бака..

3 уровень.

Запиши слова в два столбика: в первый – с
непроверяемой гласной, во второй – с
проверяемой, подбери и запиши проверочные слова.
Обозначь ударение, подчеркни безударную гласную.

Цв_ток, л_сица, е_да, к_рова, м дведь, м_док, з_яц,
зв_рек, с_6ака


Синтаксические упражнения.

1 уровень.

К данным словам подбери подходящее по смыслу
слово из словаря. Трусливый …, безрогая …. рыжая
…, косолапый …, охотничья … .
Составь
предложение с одним из словосочетаний.

2 уровень.

Восстанови пословицы, используя словарные
слова.

1. Хорош … – белый, а охотник – смелый.
2 …. черна , да молоко у нее бело.
3. … – старая льстица.
4. Для … зима – одна ночъ.
5. … – верный друг человека.

3 уровень.

Подбери к данным словам синонимы и дополни ими
пословицы.

Косой – …, Буренка –…, рыжая плутовка –…,
Топтыгин – …, пес –… .

1. За двумя … погонишься – ни одного не
поймаешь.
2. Ешь … соломку, поминай лето.
3. Старую … не травят молодыми собаками.
4. Два … в одной берлоге не живут.
5. Без … зайца не поймаешь.

Лексические упражнения.

1 уровень.

Отгадай загадки и составь словосочетания с
этими словами.

1. Голодная мычит, сытая жует, всем ребятам
молоко дает.
2. Летом бродит без дороги между сосен и берез, а
зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос.
3. В лесу живет, кур крадет.
4. С хозяином дружит, дом сторожит, живет под
крылечком, а хвостик колечком.
5. Зимой беленький, летом серенький..

2 уровень.

Замените предложение одним словарным словом.
Составьте с этим словом свое предложение,

1. Крупное домашнее животное, которое дает
молоко.
2. Крупный хищный зверь, с длинной густой шерстью
и короткими толстыми ногами.
3. Хвост пушистый, мех золотистый.
4. В древнерусском языке было слово пес, а это
слово пришло из иранских языков.
5. Небольшой пугливый зверек семейства грызунов,
с длинными задними ногами и длинными ушами.

3 уровень.

Замените предложение одним словарным словом.
Составьте с этими словами рассказ на тему “В
лесу”.

1. Сама пестрая, ест зеленое, дает белое.
2. Это слово означает “едящий мед”.
3. Хищный зверь с острой мордой и длинным пушистым
хвостом.
4. Домашнее животное семейства псовых,
родственник волку, используемое человеком для
охраны, на охоте, в упряжке на Севере.
5. Еще одно значение этого слова — пассажир, не
имеющий билета, или зритель, проникший без билета
куда-либо.

3 класс


Фонетические упражнения.

1 уровень.

Выпиши слова в которых есть мягкие согласные.

Картофель, ворона, дорога, огурец, помидор,
город, сорока, язык, морковь, овощ, огород, посуда,
вокруг, собака..

2 уровень.

Выпиши слова в два столбика: в первый — с глухими
согласными на конце слова, во второй — со звонкими
согласными на конце слова.

Огород, морковь, помидор, овощ, картофель, город,
карандаш, огурец, ученик, мороз.

3 уровень.

Замените цифры буквами алфавита и запишите
слово.

16,4,16,18,16, 5.
16,3,16,27.
17,16,14,10, 5,16,18.
16,4,21,18,6,24.
12,1,18,20,16,22,6,13,30.
14,16,18,12,16,3,30.

Орфографические упражнения.

1 уровень.

Спиши слова, подчеркни букву, написание которой
нужно запомнить.

Картофель, огурец, помидор, овощ, морковь,
огород.

2 уровень.

Выпиши только словарные слова, подчеркни букву,
написание которой нужно запомнить.

Помидор, шубка, жираф, морковь, моряк, огород,
дуб, картофель, ковер, огурец, молодец, овощ,
гнездо.

3 уровень.

Спиши, исправляя ошибки.

Весь день отец агародничал: сажал капустную
рассаду, полол траву на грядках, обрезал засохшие
ветки малины. В середине сентября начинают
копать картофель. Пусто было в агароде: ни
морковки, ни огурчика. Фрукты и оващи перед едой
мойте горячей водой.

Словообразовательные упражнения.

1 уровень.

№1. Образуйте от данных слов однокоренные.
Укажите, при помощи чего они образовались.

Огород, овощ, картофель, огурец, помидор,
морковь.

№2.Образуйте от данных слов имена
прилагательные с суффиксом -н-.

Огород, овощ, картофель, огурец, помидор,
морковь

2 уровень.

№1. Запиши только однокоренные слова. Выдели
корень.

Помидор, помидорчик, помидорина, помидорка,
помидорный, помидоровый, помидорки.
Огурец, огурчик, огуречник, огурцы, огуречный.
Огородик, огородник, огород, огородничать,
огородники, огородишко.
Морковь, морковка, морковник, морковки,
морковный.
Картофель, картофельный, картофелина,
картофелинка, картофельное.

№2. Составьте словосочетания, вставляя в имена
прилагательные нужные окончания.

Картофель ранн_, овощи варен_, огурец солен_,
огород небольш_, помидор крупн_, морковь сладк_.

3 уровень.

№1.Запиши предложения, раскрывая скобки.

1. Этим летом в нашем парнике выросло много
(огурец).
2. Дениса послали на рынок за (морковь).
3. Марина принесла с (огород) пучок укропа.
4. На кустах позднего (картофель) кое-где еще
виднелись бледно-лиловые маленькие цветы с
желтыми тычинками.
5. Папа принес с рынка килограмм (помидор).
6. На колхозных полях начали уборку (овощи).

№2. Составь и запиши словосочетания. Укажи
падеж имен существительных.

салат работать
сажать помидор вскопать огород
ухаживать ходить
выращивать угощать
торговать овощ приготовить морковь
купить убирать

Морфологические упражнения.

1 уровень.

№1.Спиши предложения, вставляя подходящие по
смыслу слова из словаря.

1. Оля любит есть на завтрак тертую … .
2. Митя увидел крупные, розовые клубни … .
3. Среди овощей нет сочней … .
4. Сзади дома был большой … с грядками, кустами
смородины и малины.
5. Всякому … свое время.
6. Сеня взял с тарелки соленый … .

№2.Спишите слова, вставляя пропущенные буквы.
Определите склонение.

г_род, з_мл_ника, ов_щи, к_ртоф_лъ, б_реза, п_м_дор, м_рковъ,
яг_да, _гурец, ябл_ко.

2 уровень.

Запишите предложения, правильно подбирая
предлоги. Подчеркните их, определите падеж
существительных в скобках.

1. Леня с папой все утро работали …. (огород).
2. Мама приготовила салат … (огурец).
3. Бабушка испекла пироги … (морковь).
4. На обед дети ели котлеты …(картофель).
5. На полке стояли банки … (помидор ).

3 уровень.

№1.Составьте предложения с данными
словосочетаниями. Определите склонение
существительных.

Спелые помидоры, вскопать огород, вкусный
огурец, торговать овощами, салат из моркови,
крупный картофель.

№2. Замените предложение одним словарным
словом, измените это слово по падежам.

Огородное растение, корнеплод с утолщенным
оранжевым сладковатым корнем.
Участок земли, где устроены грядки с овощами.
Огородное растение, растущее обычно кочаном.

Синтаксические упражнения.

1 уровень.

Составьте предложения с данными
словосочетаниями.

Молодой картофель, морковный сок, овощные
грядки, огородные растения, урожай огурцов,
красные помидоры.

2 уровень.

№2. Со словами из словаря на тему “Овощи”
составьте предложения различные по цели
высказывания : повествовательные,
вопросительные, восклицательные.

3 уровень.

Выпишите из предложений словосочетания со
словарными словами, поставьте вопрос.

Как вкусен был картофельный суп с грибами!
Зайчишка-трусишка по полю бежал, морковку нашел,
сидит и грызет.
На гряде сорвать неплохо крупный красный
помидор!
До обеда Таня решила полить огуречные грядки.
Дождик, дождик, посильней, огород ты наш полей!
щей нет здоровья.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ РУССКОГО ЯЗЫКА  В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

1.  Целенаправленность, чёткость и логика урока 

  1.1. Цели, сформулированные учителем при подготовке к уроку, должны соответствовать теме урока и требованиям учебной программы.

  1.2. Цели, поставленные учителем перед учащимися на уроке, должны быть  сформулированы  конкретно,  корректно  и  в  сфере  деятельности учащихся.

    Формы предъявления:

 устная форма постановки целей и задач;

 запись на доске (к концу урока должны узнать: …, научиться: …);

 постановка проблемы, фиксация вопроса, на который необходимо  получить ответ.

1.3. Отбор содержания проводится в соответствии с темой и целью урока.

Все выполняемые на уроке упражнения  должны соответствовать теме урока и способствовать достижению поставленной цели. Каждое новое упражнение должно опираться на предыдущее и делать шаг вперёд. 

  1.4. Методы и формы организации учебной деятельности должны быть адекватны теме, цели и содержанию урока.

  1.5. Конечный результат должен соответствовать поставленной цели и достигаться оптимальным способом.

2.  Реализация коммуникативно-деятельностного подхода

Основные направления работы:

  развитие  связной  речи  (работа  над  текстом,    пересказ  текста, обучающие устные и письменные изложения и сочинения);

  развитие  синтаксического  строя  речи  (работа  над  предложением  и словосочетанием);

  словарно-лексическая и словообразовательная работа (работа по обогащению словарного запаса учащихся);

  работа над звуковой культурой речи (артикуляция, правильное произношение).

Требования  к  речи  учащихся:  содержательность;  логичность;  точность; выразительность; чистота речи; ясность речи; правильность речи.

3.  Систематическая  и  системная  работа  по  развитию  навыков каллиграфического письма (требование учебной программы)

3.1. Минутки чистописания на каждом уроке – 5–8 минут

  2 класс – не менее 2 строк;

  3 класс – 2–3 строчки;

  4 класс – 3–4 строчки.

Требования: 

  сочетание коллективной и индивидуальной формы работы;

  образец учителя на доске;

  опора на анализ графических ошибок учащихся;

  связь с уроком (по возможности).

3.2. Перевод на письмо в тетрадях с разлиновкой в одну линию.

  Начало обучения – со 2 полугодия 2 класса.

  Тетради в одну линию – с 3 класса. 

3.3. Образцы букв и соединений прописываются в тетрадях учащихся:

  2 класс – после каждого урока;

  3 класс – 2–3 раза в неделю;

  4 класс – 1–2 раза в неделю.

Обязательное требование – учёт индивидуальных графических ошибок.

4. Систематическая и системная работа по усвоению правописания слов с непроверяемым написанием (словарных слов)

4.1. На каждом уроке обязательно проводится как отдельный этап урока (5–8 минут урока) или как дополнительный компонент в процессе работы  по  каллиграфии (для  отработки  графических  навыков  берутся словарные слова), включается в другой вид деятельности.

Словарная работа хорошо сочетается с работой по развитию речи и грамматической  работой  (подбор  однокоренных  существительных, прилагательных, глаголов, определение рода, склонения и т.д.)

4.2. Знакомство с новым словарным словом

Классический вариант работы –  вводится 1 новое слово в неделю: 1-й урок  – знакомство с новым словом, на 2-х последующих – отработка, слово  обязательно  включается  в  работу  на  уроке.  В  этом  случае упражнения  учебника  используются  не  для  знакомства,  а  в  качестве закрепления.

Алгоритм введения нового словарного слова

1) осознание лексического значения слова (картинка, загадка, устное выделение из предложения);

2) звуковой анализ слова (произносим –  выделяем слоги –  ставим ударение – интонируем  все звуки);

3) зрительный образ слова (карточка);

4) орфографическое чтение;

5) установление разницы в произношении и написании; 

6) решение орфографической задачи: «Можно ли проверить написание слова?»;  ученики  пробуют  подобрать  проверочные  слова  (очень полезное задание для осознания общего способа действия); 

7) запись слова, постановка ударения, подчёркивание орфограмм;

8) подбор однокоренных слов, их запись, подчёркивание орфограмм;

9) определение  лексического  значения  однокоренных  слов, составление словосочетаний, предложений (1–2 можно записать).

!!!  Важно  обратить  внимание  на  единообразное  написание  всех однокоренных слов («мороз» выучили, а «морозный» – с ошибкой!!!).

4.3. Этап закрепления – используются разнообразные приёмы:

  группировка слов по тематическому принципу;

  группировка по алфавиту;

  группировка по принципу «сходного гласного» (а/а;  а/а/а; о/о;  о/о/о; о/а;  а/о); «удвоенного согласного» (лл, кк, мм, нн, сс); 

  составление индивидуального орфографического словарика;

  зрительный  диктант  –  «сфотографировать»  (мысленно)  словарные слова и через минуту записать их по памяти;  

  картинный  диктант  –  учитель  молча  показывает  рисунок  с изображением предмета, ученики записывают слова в тетрадях;

  диктант «Самоконтроль» – лист тетради делится на две части: «умею писать» (+) и «не знаю, сомневаюсь» (?). Учитель диктует словарные слова,  ученики  распределяют  их  в  два  столбика.  Затем  проверяют правильность написания по словарю. 

4.4. Объём словарных диктантов (по четвертям):

2 класс – 4 – 6 – 6 – 8 слов;

3 класс – 8 – 8 – 10 – 10 слов; 

4 класс – 10 – 10 – 12 – 12 слов.

4.  Организация сопутствующего повторения

   Обязательным  элементом  каждого  урока  является  повторение пройденного  по  фонетике,  орфографии,  грамматике:  орфографические тренинги-пятиминутки,  дополнительный  орфографический  разбор  1–2 предложений из текста упражнения; предварительный орфографический анализ домашнего задания и т.д.

5.  Целенаправленная работа по формированию практических умений в выполнении различных видов разбора

На  каждом  уроке  необходимо  находить  возможность  обращаться  к грамматическому разбору.

Обязательно 1 вид разбора:

  звуко-буквенный (полный или частичный) – только устная форма;

  по составу слова (морфемный) –  устная и письменная форма;

  слово как часть речи (морфологический) – только устная форма;

  предложения  –  графически  выделяем  только  главные  члены предложения,  устно  устанавливаем  связь  слов  в  предложении (находим словосочетания с обязательной постановкой вопросов).

6.  Учёт психологической природы формирования орфографического действия 6.1. Регулярно использовать в работе орфографические упражнения, основанные на слуховом восприятии, предъявляемые на слух (не путать с устной работой со зрительной опорой, например, устно вставить буквы в слова, записанные на доске).

В  школьной  практике  существует  противоречие  между  способом обучения и способом контроля – диктант основан на слуховом восприятии, а  основная  работа  на  уроке  имеет  зрительную  опору  (упражнения  в учебнике, слова записаны на доске). 

6.2.  Использовать  на  уроке  диктанты  различных  видов (предупредительный, комментированный, объяснительный и др.). 

Диктант  как  вид  орфографического  упражнения  имеет  свою специфическую ориентировочную основу. Изучая орфографическое правило и закрепляя его упражнениями, ребёнок имеет возможность «пошаговой» реализации действий с языковым материалом. Когда ребенок пишет диктант, он  поставлен  в  условия мгновенного  реагирования  на  услышанное.  В сознании  ребёнка  уже  должен  иметься  целый  арсенал  готовых орфографических  моделей  языковых  единиц,  которые  являются результатом «свёрнутого» действия по освоению орфографического правила.  Существует  научная  теория  М.С.  Шехтера,  согласно  которой «свёрнутое»  действие  базируется  на  новой  ориентировочной  основе, требует специальных  педагогических  мер  по  его  формированию,  а  не опирается  на  ту  ориентировочную  основу,  которая  строится  в  начале усвоения, когда действие выполняется «развёрнуто».

Вывод: практиковать обучающие диктанты различных видов (до 10 минут урока). 

7.  Целевая установка учителя на безошибочное письмо. 

Реализуется  последовательной  работой  по  предупреждению возможных ошибок учащихся на всех этапах обучения: при устном анализе текста, подлежащего записи, в процессе письма и после написания работы.

Средством  предупреждения  и  исправления  ошибок  является  звуко-буквенный  анализ,  предварительный  орфографический  разбор  текста, комментирование,  проговаривание  по  слогам,  подбор  проверочных  слов,

сопоставление изученных орфограмм, использование алгоритмов, опорных таблиц и т.д.

8.  Работа учителя над развитием навыков самоконтроля, умением работать над ошибками

Для проверки написанного используются разнообразные приёмы: 

  сверка написанного с образцом (по книге); 

  сверка написанного с записью на доске; 

  взаимопроверка (ученики обмениваются тетрадями); 

  учитель  ставит  знак  на  полях,  дети  сами  должны  найти  и исправить ошибку (как обучающий приём на уроке!)

Систематическая работа над ошибками –  обязательное требование учебной программы по русскому языку. 

Следует различать следующие формы:

1)  работа  над  ошибками,  допущенными  в  обучающих  классных  и домашних работах, – выполняется самостоятельно в рабочих тетрадях;

2)  работа  над  ошибками,  допущенными  в  обучающих  изложениях  и сочинениях,  –  выполняется  коллективно  в  рабочих  тетрадях (только  в классе под руководством учителя!);

3)  работа  над  ошибками,  допущенными  в  контрольных  работах,  – выполняется коллективно и самостоятельно  в  тетрадях для контрольных работ (только в классе под руководством учителя!).

Детей  надо  научить  выполнять  работу  над  ошибками!  Общая методическая установка: как только изучено новое правило, на следующем уроке отводится время для демонстрации образца выполнения работы над ошибками. Учитель объясняет и показывает, как правильно работать над ошибками, относящимися к данному типу. 

        Образец  выполнения  даёт  учитель  (условные  обозначения,  образец записи).

Работа  над  ошибками  после  контрольной  работы  проводится обязательно (на следующем уроке)!

Методика проведения

1. Раздать тетради для контрольных работ.

2. Общая характеристика выполненной работы.

3. Анализ контрольной работы. Фиксация типичных ошибок.

4. Коллективное выполнение работы над ошибками.  

5. Индивидуальное  выполнение  работы  над  ошибками  (те  ошибки, которые не были проработаны коллективно).

6. Тетради собираются и проверяются с выставлением отметки. 

9.   Инструктаж учителя о выполнении домашней работы:

1) проверка понимания содержательной части упражнения:

– Просмотрите домашнее упражнение.

– Что требуется сделать?

– На какое правило?

– Почему? 

– Давайте ещё раз прочитаем правило;

2) проверка понимания формальной стороны (Как оформить запись?)

10. Проведение в конце урока мини-проверочной работы  как диагностики к следующему уроку

 Самый объективный способ узнать качество своей (учительской !!!) работы  –  проведение  в  конце  урока  мини-проверочной  работы (продиктовать 2–3 слова или 1 предложение со словами на то правило,

которое отрабатывалось на уроке). 

Результаты  работы  покажут  учителю,  на  что  следует  обратить внимание при разработке содержания следующего урока.

11. Выполнение общедидактических требований: 

  лингвистическая грамотность урока;

  рациональное распределение времени на уроке; 

  наличие  обратной  связи  (фронтальный  устный  опрос;  учебный диалог;  оперативные  проверочные  работы;  использование перфокарт, карточек для индивидуальной работы, средств обратной связи – веера гласных и согласных, цветовые сигнальные карточки и др.); 

  индивидуальный и дифференцированный подходы;

  формирование общеучебных умений и навыков;

  учёт и использование межпредметных связей;

  перспективность и преемственность в работе;

  эффективное использование наглядности и технических (электронных) средств обучения.

Источник:    http://www.dtrono.guo.by/metodicheskiy-kabinet

Виды работ со словарными словами в начальной школе

Правописание слов с непроверяемыми написаниями.

Богатый словарный запас человека свидетельствует о хорошем знании им родного языка. Чем больше слов знает человек, тем точнее, ярче, образнее он выражает свою мысль. Обогащение нашего словаря новыми словами происходит на протяжении всей жизни. Формы и методы работы могут быть различными, но главное — необходимо вызвать у учащихся интерес к родному языку.

В начальной школе много времени уделяется работе со словарными словами. Словарная работа на уроке не самоцель, она должна легко и свободно вписываться в тему урока. В результате слово несколько раз повторяется в различных видах упражнений на уроке и хорошо запоминается. При работе над словарем очень важно развивать у учащихся умение точно употреблять слова в речи. Удобно в работе использовать комплексный подход.

Комплексный подход по изучению словарных слов.

Словарные слова делятся по темам (блокам). Работа с одной группой слов проводиться в течение недели.

Понедельник. Запись слов, обозначение ударения, выделение орфограмм.

Вторник. Запись словарных слов, образование однокоренных слов.

Среда. Составление предложений с этими словами.

Четверг. Запись слов с пропущенными орфограммами по карточкам.

Пятница. Словарный диктант (небольшой текст, словосочетания).

Многообразна работа со словарем в учебнике.

Работа со словарем в учебнике.

1.Выписать слова на одну тему.

2.Выписать слова с одинаковой орфограммой.

3.Выписать слова, одной части речи.

4.Выписать слова с определенным количеством слогов.

5.Образовать словосочетания с данными словами.

6.К данным словам подобрать слова, противоположные по смыслу, близкие по значению.

7.Выписать 4-5 слов, которые можно назвать одним словом.

8.Выписать 4-5 слов, в которых ударение падает на 1, 2, 3, 4 слог, обозначить орфограмму.

9.Выписать слова с одинаковым количеством звуков и букв меньше, больше (фонетика).

10.Учить детей составлять несложные ребусы со словарными словами (перестановка, замена букв, прибавление в начале или на конце слова буквы, исключение из слова звука, буквы).

11.Упражнение, направленное на графическое запоминание образа слова: списывание с выделением орфограмм.

12.Зрительный диктант с предварительным анализом.

13.Письмо слов по памяти на определенную тему, с последующей проверкой: записать слова по памяти, после последнего слова поставить /, открыть словарь, проверить слова, дописать после черты недописанные слова.

14.Обучающий диктант. На доске записаны словарные слова. Выписать только те, в правописании которых учащиеся сомневаются. Слова на доске закрыть. Запись под диктовку. Взаимопроверка, самопроверка по образцу на доске.

15.На доске записано 8 слов: 4 слова из словаря, 4 слова — без орфограмм. Выписать слова с орфограммой.

16.Составление словаря в картинках.

Написание орфограммы по аналогии с внешним видом предмета (словарь в картинках) позволяет активизировать зрительную память, образное мышление и воображение.

Большую активность проявляют дети на уроках, где используются упражнения с элементами игры.

«Кто больше запомнит?» (3 команды).

На доске записаны три рифмовки с безударными гласными, непроверяемыми ударением:

1.Баран, гараж, газета,

Пальто, завод, ракета,

Магазин, базар, батон,

Пассажир, багаж, вагон,

Кастрюля, капуста, арбуз и банан,

Картина, карман, карандаш и стакан.

2.Диван, пианино, рисунок, пион,

Ситро, лимонад, кипяток и бидон,

Гирлянда, фиалка, сирень и лимон,

Милиция, митинг, пилот, миллион,

Минута, нигде, никогда, никуда –

Все с безударною пишут всегда.

3.Корова, огород, солома,

Молоко, комар, ворона,

Хорошо, шоссе, шофер,

Колобок, пожар, костер,

Корзина, котлета, копейка, корыто,

Горох, помидор, огурец и копыто.

Нужно прочитать и запомнить как можно больше слов рифмовки. Текст закрыть, дети пишут по памяти. Выигрывает тот, кто правильно запишет наибольшее количество слов.

«Кто больше?» (3 команды).

Нужно выписать из словаря как можно больше слов с непроверяемыми безударными гласными на тему за отведенное время (5-7 мин.). 1 команда — «Птицы и звери»; 2 команда — «Съедобные растения»; 3 команда — «Человек». По сигналу учителя работа прекращается. Выясняется, кто больше записал слов. Выделяется команда — победительница, представитель которой записал наибольшее количество слов.

«Парный выход» (3 команды).

К доске выходят 2 ученика, которые сидят за первой партой, и записывают под диктовку по одному словарному слову. Остальные пишут эти же слова в тетрадях. Затем выходит к доске вторая пара и т.д. Команды проверяют запись на доске друг у друга, ошибки исправляются. Побеждает команда, которая допустила меньше ошибок.

«Замени одним словом».

а)        1 .Крупный населенный пункт (город).

2. Главный        город в стране (столица).

3. Жители        страны (народ) и т.д.

Затем работу можно усложнить: записать слова по вариантам, поставить к ним вопрос кто? или что?

вариант — кто?

вариант — что?

б)        1. Промежуток времени в 60 минут (час).

2. Военнослужащий, стоящий на посту (часовой). И т.д.

Задание: поставить ударение, найти родственные слова, выделить корень, составить предложение, разобрать его по членам.

Картинный диктант.

Показать картины, на которых нарисованы: ворона, скворец, береза, тетрадь, кровать, картофель, площадь. Дети записывают слова в тетради, ставят ударение, находят безударные гласные, звонкие и глухие согласные, гласные после шипящих, обозначают мягкость согласных.

Еще раз используют эти слова в следующем задании по вариантам.

вариант — найти и записать существительные 1 склонения;

вариант — найти и записать существительные 2 склонения;

вариант — найти и записать существительные 3 склонения.

Следующее задание: изменить существительные, поставив их в родительном, дательном и предложном падежах, выделить окончания. В результате этой работы учащиеся записали слова, повторили их правописание, определили падеж существительных, повторили падежные окончания существительных трех склонений.

«Собери слово».

Составить словарные слова из слогов: роз, мо; даш, ка, ран; ши, на, ма и т.д.

«Угадай слово»

Дается начало слова ка-. Дети пишут слова, начинающиеся на эти буквы: капуста, картофель, карандаш, календарь и т.д.

«Составление этимологического словарика» Малина — в основу был положен признак плода ягоды, состоящий из маленьких частей. Малина — малый — состоящий из маленьких частей.

С большим интересом учащиеся отгадывают ребусы и кроссворды.

(улица)

              (дорога)

1.

6.

2.

3.

4.

5.

1.Человек, который летал в космос (космонавт).

2.Предприятие, где делают машины (завод).

3.Небесное светило (солнце).

4.Аппарат для полета в космос (ракета).

5.Ступеньки, ведущие вверх, вниз (лестница).

6.Родственник (отец).

Такие упражнения привлекают внимание детей к орфографии, расширяют их представления о несоответствии написания и произношения и используются для решения орфографических задач в устной и форме.

Сколько
уроков может быть у школьников, сколько времени они должны тратить на
домашние задания и как ранжируются предметы по трудности –
ответы на эти популярные вопросы собраны в этом обзоре. 

Как
регулируется недельная нагрузка школьников и какое количество предметов
в день является максимальным?

СанПиН
детализирует и общий допустимый объем нагрузки на каждого школьника в
течение одного дня.

1
класс — 4 урока;
2-4 классы — 5 уроков;
5-7 классы — 6 уроков (с учетом факультатива и физкультуры в
какой-то день может быть 7 уроков);
7-9 классы — 7 уроков 
Старшая школа – не более 8 уроков.

В
документе также говорится, что различные по сложности предметы следует
чередовать. В начальной школе не должно быть сдвоенных
уроков. 

Начальная
школа

В
какое время учебный материал усваивается максимально эффективно?

В
соответствии с приложением 3 к СанПиН  2.4.2.2821-10
«биоритмологический оптимум умственной работоспособности у
детей школьного возраста приходится на интервал 10 — 12
часов». В эти часы отмечается наибольшая эффективность
усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах
организма.

Поэтому
в начальной школе основные предметы должны проводиться на 2 — 3 уроках,
а в старшей – на 2 — 4 уроках. 

Эксперты
напоминают, что максимальная работоспособность приходится на середину
недели, а в понедельник и пятницу она снижается. Поэтому в
идеале распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким
образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду.
На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие
наивысшему баллу по шкале трудности либо со средним баллом и наименьшим
баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни
недели. 

Контрольные
работы следует проводить на 2 — 4 уроках в середине учебной недели.

Предметы,
требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны
группироваться в один день.

Сколько
времени ребенок должен тратить на выполнение домашнего задания?

В
соответствии с СанПиН обучение в 1 классе осуществляется с соблюдением
дополнительных требований. Одними из таких требований является обучение
без балльного оценивания знаний обучающихся и обучение без домашних
заданий (п.10.10 СанПиНа).

Санитарные
правила устанавливают нормативные требования по времени выполнения к
общему объему домашнего задания по всем предметам на следующий учебный
день. Объем заданий должен быть таким, чтобы затраты времени на его
выполнение не превышали (в астрономических часах):

во
2 — 3 классах — 1,5 ч.,
в 4 — 5 классах — 2 ч.,
в 6 — 8 классах — 2,5 ч.,
в 9 — 11 классах — до 3,5 ч. (п.10.30 СанПиНа).

Следует
отметить, что эти нормативы являются примерными. Очень многое зависит
от психофизиологических особенностей ребенка, темпа его
деятельности. 

Старшие
классы

Сколько
упражнений по русскому языку или примеров и задач по математике может
задать на дом учитель?

Примерный
объем домашних заданий, которые может задать учитель может содержаться
в локальном акте школы.  Образовательные организации
разрабатывают данное положение самостоятельно.

Справочно:

Санитарно-эпидемиологические
нормы и правила (СанПиН) для школ являются первоочередным документом,
которым должны руководствоваться руководители учебных заведений во
время организации учебного процесса. СанПиН 2.4.2.2821-10 для
школ периодически дополняется
и изменяется. 

Правила,
прописанные в документе, являются обязательными для исполнения во всех
государственных и частных образовательных учреждениях. Они должны
учитываться при разработке нормативной и технической документации,
которая проходит согласование в соответствующих инстанциях

Like this post? Please share to your friends:
  • Сколько км проедут гриша с дедушкой от деревни грушевка до села абрамова
  • Сколько можно проехать на аккумуляторе без зарядки на инжекторной машине
  • Сколько нужно часов переподготовки для работы учителем начальных классов
  • Сколько по времени делается патент на работу для иностранного гражданина
  • Сколько раз можно проехать по билету на электричку за сутки туда обратно