Сколько времени надо учить сотрудников компании

Как организовать процесс обучения сотрудников

Разбираемся, кого учить и как разработать программу обучения

Конкурентная среда рынка постоянно требует все новых и новых компетенций персонала. Текущих навыков любого специалиста может не хватить для выполнения поставленных задач. Потому успех бизнеса зависит от постоянного развития сотрудников. Open Academy рассказывает, как грамотно организовать процесс обучения сотрудников. 

Организация корпоративного обучения персонала предполагает несколько основных этапов.

Выявите необходимость обучения

Для начала определите, насколько реальная ситуация соответствует желаемому результату. Создайте профиль для каждой должности с учётом существующих компетенций. Опишите, что именно знают и умеют ваши сотрудники на текущий момент.

Возможно, что для оценки навыков потребуется проведение аттестации персонала, глубокое изучение личных дел сотрудников и анализ деятельности в период работы в вашей компании. 

Затем создайте профили должностей, исходя из желаемых компетенций. Подумайте, каких знаний и навыков не хватает вашим сотрудникам для улучшения профессиональных результатов. 

На этом этапе вы поймете, чему нужно обучать персонал.

Установите желаемые цели

Сформулируйте цели обучения по SMART. То есть цели должны быть конкретными, измеримыми, достижимыми, значимыми и ограниченными по времени. Нужно четко определить:

  • чему научатся сотрудники;
  • какой результат действий считать хорошим;
  • насколько реально научить сотрудников;
  • какое значение будет иметь достижение целей для вашей компании;
  • сколько времени потребуется на обучение.

Чтобы можно было оценить качество обучения, нужно установить учебные цели так, чтобы результаты были выражены в действиях участников. Например: после обучения сотрудник научится пользоваться определенными инструментами или вырастет производительность труда.

Определите методы обучения 

Обучать сотрудников можно по-разному. Например, возможны такие варианты:

  • Обучение в процессе работы. Такой формат подойдет, если в компании есть высококвалифицированные сотрудники, способные стать наставниками. Привлекать к обучению сотрудников собственных специалистов можно, если подобные обязанности прописаны в должностной инструкции и/или они оплачиваются отдельно. Также можно рассмотреть возможность стажировки отдельных сотрудников в других компаниях (к примеру, у заграничных партнёров).
  • Готовые системы дистанционного обучения. Этот метод целесообразен, если нужно изучить определенное направление. К примеру, программисту нужно освоить новый язык или бухгалтеру необходимо освоить возможности конкретного ПО.
  • Специально организованные учебные мероприятия. В этом случае вы можете самостоятельно разработать программу обучения, включив в неё только реально полезные навыки, которых не хватает вашим специалистам.

При выборе наставничества или стажировки вы можете лишь косвенно влиять на процесс обучения. В частности, от вас потребуется постановка целей для наставника или стажёра. Выбирать готовые программы стоит только в том случае, если они соответствуют вашим целям. При разработке собственной системы обучения вы вправе самостоятельно решать, чему и как обучать.

Выберите преподавателей 

При выборе преподавателя обратите внимание на следующие критерии:

  • Практический опыт в сфере обучения. В частности, является ли преподаватель теоретиком или практиком, добившимся определённого успеха.
  • Методическая подготовка. Преподаватель должен разбираться в особенностях обучения взрослых людей, иметь навыки подготовки учебных материалов.
  • Навыки преподавательской деятельности. Выясните, умеет ли преподаватель понятно излагать важную информацию, давать качественную обратную связь и управлять групповым обучением.
  • Коммуникабельность. Любому хорошему преподавателю нужно уметь общаться с аудиторией и разговаривать с ней на одном языке.

Подготовьте сотрудников 

После того как вы выбрали специалистов, которых следует обучать, нужно убедиться, что сотрудники:

  • согласны пройти обучение и имеют такую возможность;
  • понимают, что от них требуется не только получение знаний, но и последующее использование их на практике;
  • в точности знают и понимают поставленные цели обучения;
  • готовы к проверке полученных знаний и навыков после обучения;
  • знают, по каким параметрам будут оцениваться результаты обучения.

Определите содержание процесса обучения 

Качественное обучение должно строиться на принципах естественного получения опыта. Схема обучающего мероприятия может выглядеть следующим образом:

  1. Передача информации.
  2. Практическое задание.
  3. Контроль знаний.
  4. Обратная связь.

То есть после изучения темы участник должен на практике показать, что он понял и чему научился. Далее преподаватель проверяет готовую работу и дает рекомендации и/или разбирает ошибки. 

Что касается подачи информации, то выбор методов зависит только от ваших возможностей и предпочтений.

Например, можно:

  • организовать офлайн-лекции;
  • показывать вебинары в записи;
  • вести онлайн-обучение в режиме реального времени;
  • осуществлять смешанное обучение (офлайн + онлайн).

Разработайте критерии оценки эффективности обучения

Один из самых известных способов оценки эффективности обучения — модель Дональда Киркпатрика. Согласно этой модели, нужно разделить процесс обучения на четыре уровня, которые и нужно оценивать:

  1. Реакция. Проверяем, понравилось ли обучение участникам и как они планируют применять знания. Способы оценки — опросные листы, интервью, фокус-группы.
  2. Обучение. Оцениваем качество полученных знаний. Инструменты оценки — тесты, практические задания, опросники.
  3. Поведение. Определяем изменения в поведении участников. В частности, используют ли сотрудники новые знания в рабочей деятельности. Способы оценки — обзор поведения и результатов работы, изучение рабочих планов, опросы участников.
  4. Результаты. На данном этапе оценивают экономическую эффективность обучения. Для этого нужно до начала обучения замерить определенные бизнес-показатели и после внедрения полученных знаний вновь замерить эти же показатели. Например, можно оценивать уровень продаж, повышение производительности, качество сервиса.

Обучение сотрудников жизненно необходимо компаниям, которые хотят соответствовать рыночным требованиям. Частая ошибка многих руководителей состоит в том, что они пытаются обновить штат при необходимости повышения уровня сотрудников. Это не лучший способ, поскольку знания и новых сотрудников со временем устаревают. Гораздо эффективнее обучать персонал самостоятельно по мере необходимости. Но важно правильно сформулировать цели обучения и чётко обозначить желаемые результаты.

Сегодня регулярное повышение квалификации важно как для работающих граждан, так и для самих компаний. Поэтому все чаще работодатели задумываются над тем, чтобы комплексно и систематически расширять компетенции своих сотрудников. Однако если речь не идёт о строгих и регламентированных периодах, то образовательные процессы находятся полностью в ведении организации.

И в этом отношении возникает вопрос: а в какое время лучше всего проводить обучение?

Есть несколько ключевых моментов, которые необходимо учитывать при организации обучения сотрудников. Предлагаем ознакомиться с ними в нашем материале.

Сезон отпусков

С одной стороны, может показаться хорошей идеей собрать своих подчинённых для обучения во время отпуска. Во-первых, не будет страдать рабочий процесс. Во-вторых, проще выбрать время обучения в течение дня. Но с другой стороны — такое решение крайне демотивирует сотрудников. У каждого из них есть планы на свой отпуск и крайне редко туда вписывается обучение. Примерно такая же ситуация обстоит с выходными и праздничными днями.

Вечернее обучение

Начинать учебные процессы после окончания рабочего дня стоит только при полной уверенности работодателя в том, что его сотрудники успели отдохнуть и готовы воспринимать новую информацию. При этом важно понимать, что не имеет значения вид деятельности — физический или умственный труд — усталость в конце рабочего дня присутствует в любом случае, поэтому не стоит думать, что сотрудник офиса после 8-часового рабочего дня будет более восприимчив, чем слесарь. Разный вид усталости не отменяет ее наличия.

Поэтому если обучение не носит формальный характер, «для галочки» так сказать, то надо выбирать время, когда у сотрудников есть силы учиться.

Обучение во время работы

Наверно, самый сложный по реализации вариант обучения. Он предполагает, что учёба сотрудников интегрируется в рабочее время. С одной стороны, специалисты не будут уставшими после рабочего дня, да и их планы на выходные не будут страдать. С другой — страдает непосредственно рабочий процесс.

Может быть и так, что специалисту предстоит пройти интенсив, посетив профильное мероприятие. Например, конференцию. В этом случае минимум один день он не присутствует на рабочем месте. Следовательно, его работа должна быть распределена между другими сотрудниками или приостановлена (если нет специалиста, который сможет взять не себя дополнительный функционал).

Дистанционное обучение

Наибольшую свободу и возможность самостоятельно организовывать свое личное время представляет обучение с использованием дистанционных образовательных технологий. Так, например, учеба в Современной научно-технологической академии дает возможность изучать курс в любое удобное время. Электронная библиотека со всеми необходимыми материала доступна слушателям круглосуточно, а служба технической поддержки и специалисты СНТА готовы оказать помощь и поддержку на протяжении всех этапов обучения.

Популярные статьи в категории:

Не нашли нужную информацию? Задайте вопрос менеджеру

Жил был дровосек, который медленно рубил лес потому, что у него был тупой топор. Но он упорно отказывался точить свой топор. Ведь и так рубить не успевает, а тут еще надо отвлекаться на заточку инструмента. Наивный дровосек вызывает снисходительную улыбку. Но каждый, кто серьезно озабочен повышением своей компетентности, сталкивается с той же дилеммой.

Допустим, сотрудник регулярно делает ошибки или не справляется с нагрузкой. Руководство понимает, что обучение могло бы его заметно подтянуть. Но как оторвать его от работы, если он и так не успевает ее делать с должным качеством?

Предположим, что каким-то чудом удалось отправить его на учебу. И тут открывается обратная сторона медали. Выясняется, что изученные инструменты надо еще осваивать в «тренировочном режиме» на рабочем месте. Кроме того, выйдя на работу, сотрудник говорит, что вопросов для изучения стало гораздо больше после того, как он смог серьезно подумать над проблемой и изучить базовую теорию.

Так сотрудник легко может погрузиться в учебу на многие годы, если не на всю жизнь. Где поставить разумную границу: «Достаточно обучился, чтобы опять приступить к работе? Когда снова следует вернуться к учебе?»

Простейшее решение данного вопроса – тратить на учебу столько времени, сколько смогло выделить руководство. Обычно, этого времени не так уж и много. Но результаты от обучения «по остаточному принципу» не всегда радуют. Если подойти к вопросу более системно, то для расчетов стоит учесть три фактора:

1.  Учеба измеряема, как и любой другой процесс

Книга имеет количество страниц, на каждой среднее число слов, которые читаются с определенной скоростью. Если добавить 20-30% времени на анализ книги и формирование выводов для своей работы — получится оценка продолжительности действия «прочесть книгу». Курс обучения в бизнес-школе имеет объявленную длительность, но нужно добавить те же 20-30% на осмысление результатов обучения и «тренировочный этап» при внедрении изученного материала в работу. Старайтесь делать такие оценки до начала учебы.

2.  Эффективный объем

Есть несколько теорий, которые оценивают достаточное для освоения отдельных компетенций и навыков время. Самые простые и известные: «21 день» и «20 часов». За 21 день применения новый навык входит в привычку. За 20 часов правильно организованного обучения достигается уровень: получил новый навык и это приносит ощутимую пользу или заметно улучшает уже имеющийся навык. По сути, это тот же 21 день, если тратить чуть меньше часа в день на обучение и практику. Но тут очень важно правильно организовать данные часы (подготовка, изучение теории, практика). Иначе «магические числа»  эффективного обучения перестают работать.

3.  Разумная пропорция работы и учебы

Профессиональные спортсмены борются за звание лучших в городе, стране, мире. Но то, что видят восторженные болельщики — это от силы десятая часть жизни спортсмена. Их пропорция соревнования / тренировки доходит до 10%/90%. Правильно организованная тренировка повышает навык на порядок быстрее, чем выступление на соревновании. Тренировка позволяет осваивать отдельные полезные приемы, избавляться от вредных привычек и многое другое. В рабочих же процессах учеба редко оценивается, как очень полезное для прогресса сотрудника действие, а тренировка — довольно редкое явление. Попробуйте, для начала, выделить 2 дня в месяц на учебу — это уже скажется на результатах. Эти 2 дня могут быть «растянуты» по 1-2 часа 3 раза в неделю или другим удобным для конкретного человека способом. Если тема обучения и формат выбраны правильно, то это позволит каждый месяц осваивать минимум один полезный навык или инструмент. В то же время, такой объем «украденного» времени не должен серьезно мешать основной работе. Опыт показывает, что от основной работы безболезненно можно «украсть» до 20% времени, которое стоит посвятить проектам развития или учебе.

Константин Тютюнов, бизнес-тренер, директор департамента управленческих программ обучения Русской Школы Управления

Содержание статьи:

  • 1 Что такое обучение по охране труда?
  • 2 Это обучение  обязательно?
  • 3 Зависит ли форма и порядок обучения  от количества человек в штате?
  • 4 В чем разница между инструктажем и обучением?
  • 5 Какие документы понадобятся, чтобы правильно всё оформить?
  • 6 Как провести обучение по охране труда в своей организации?

Что такое обучение по охране труда?

Некий процесс, в результате которого работники организации получают необходимые знания по безопасности труда. Целью его является, как и всей охраны труда — сохранение здоровья и жизни в целом ваших работников .

Но почему так? Зачем читать взрослому человеку инструктаж, о том как не повредиться на работе? Он что сам не в состоянии понять и запомнить, где опасность?

А дело вот в чём:

Рабочий процесс — штука сложная. И внештатные ситуации бывают разные,и люди бывают разные,ну наконец и условия труда у всех разные.

Иными словами, многое нужно учитывать и не забывать. И одним правилом и инструктажем на всю жизнь здесь не ограничишься.

Постоянное повторение правил безопасности помогает снижать травматизм и риски профзаболеваний. Для этого обучение проводят периодически, с разбором ситуаций и множества правил.

Это обучение  обязательно?

Да. Кроме того, что обучение по охране труда дело нужное, оно еще и обязательное.

Обучение должны проходить все сотрудники, начиная с руководителя.

В статье 212 ТК РФ закреплена основная обязанность работодателя по обучению. А в статье 225 ТК РФ раскрывается суть обучения. Вне зависимости ИП, ООО, ЗАО или ОАО и т.д. За невыполнение требования предусматривается административная ответственность.

Зависит ли форма и порядок обучения  от количества человек в штате?

Нет, не зависит. Даже если вы работаете один, вам необходимо пройти обучение по охране труда и вводный инструктаж. Звучит абсурдно, но есть официальное разъяснение по поводу инструктажа самому себе. Единственное, что может поменяться, если у вас будет больше работников — это то, где вы будете обучать работников, в учебном центре или внутри организации. Но об этом чуть позже.

В чем разница между инструктажем и обучением?

Если, коротко , то это два разных процесса, но посвященные одной цели.

Чтобы вам лучше понять я приведу таблицу, где указано, какие виды инструктажа и обучения бывают.

Обучение по охране труда

Виды обучения по охране труда

Проводить инструктаж или просто поставить подпись в журнале решать работодателю.

Вопрос: Сколько времени занимает вводный инструктаж?
Ответ: В среднем 60 минут. Если вы знаете о чём говорить.

Вопрос: А инструктаж на рабочем месте?
Ответ: От 20 до 60 минут. Плюс время на изучение инструктажей

Какие документы понадобятся, чтобы правильно всё оформить?

  • программа инструктажа (вводного и первичного)
  • инструкция проведения вводного инструктажа
  • инструкции по охране труда
  • журналы (вводный и на рабочем месте)
  • приказ о назначении ответственного за проведение инструктажей

Как провести обучение по охране труда в своей организации?

Весь порядок обучения и инструктажей раскрыт в Приказе 1/29.

А чтобы обучить своих работников и проверить их знания нужно сделать следующее:

  1. Сформировать комиссию по обучению (три человека из числа руководителей или специалистов).
  2. Обучить членов комиссии в учебном центре по охране труда.
  3. Подготовить следующие документы:
    • приказ о создании комиссии по охране труда (можно параллельно с пунктом 1)
    • программу обучения по охране труда с билетами
    • протокол заседания комиссии по проверке знаний требований охраны труда

Важно! Пункт 1 и 2 обязателен. Иначе обучение работников не будет иметь юридической силы.

Обучение охране труда на предприятии

Дальше вы должны обучить работников по программе обучения. И провести у них комиссионно проверку знаний по билетам (экзамен).

Совет автора: Даже если вы будете проводить обучение не все 40 часов как нужно, а хотя бы 2 часа. А также после краткой лекции сделаете экзамен для работников. Это уже позволит понять вашим работникам отношение руководителя к охране труда.Что вы серьезно настроены в этом вопросе и формальных вещей здесь не будет. Плюс услышите много нового и интересного на экзамене для себя от работников.

Например, на одном из экзаменов на которых я присутствовал, многие работники не знали где находится огнетушитель или как оказывать первую помощь. А ваши работники смогут ответить на этот вопрос?

Читайте также:

  • Штрафы за нарушение правил охраны труда в 2017 и 2018 году.
  • Кто должен проводить вводный инструктаж для директора или руководителя учреждения?

Постановление N1479 Об утверждении Правил противопожарного режима

Приказ об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам ДСИЗ

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 17 декабря 2010 года N 1122н Об утверждении типовых норм бесплатной […]

Безопасность при работе с компьютером

Безопасность при работе с компьютером

Безопасность при работе с компьютером является одним из основных условий при организации производственного процесса в офисе. При разработке комплекта документации […]

Первичный инструктаж

Первичный инструктаж: Сколько ошибок в документах вы уже допустили?

Приветствую вас, дорогие читатели! Продолжим тему с инструктажами и обучением по охране труда. Ох, сколько же ошибок тут можно допустить. […]

01.01.70

Построение процесса обучения персонала в рамках общей системы развития персонала

В статье рассмотрено место системы обучения персонала в развитии персонала предприятия в условиях экономических изменений в стране. Предложена схема построения системы обучения персонала и описаны результаты ее внедрения на базе исследования. Обоснована целесообразность ее применения и представлены предложения по оценке эффективности обучения персонала.

The article examines the place of training system in personnel development in terms of economical changes in the country. There is offered a sheme of a training system construction. As well as we consider its use on the base of a special enterprise. The article proves advisability of this scheme use and presents offers regarding estimation of personnel training system efficiency.

Ключевые слова: развитие персонала, обучение персонала, виды и формы обучения персонала, бизнес-процесс обучения персонала, эффективность обучения.

База исследования – управляющая компания (объединение промышленных предприятий), г. Донецка, Украина.

В ситуации острой нехватки оборотных средств на многих предприятиях именно человеческий капитал становится его главным конкурентным преимуществом. На фоне экономического кризиса особенно важными становятся «качественные» характеристики персонала, так как именно высококвалифицированные работники с креативным мышлением могут находить выход из нестандартных ситуаций, которые возникают в связи с рецессией мировой экономики. Основным фактором, который непосредственно влияет на качественные характеристики персонала и стоимость человеческого капитала предприятия в целом является система развития персонала. Эта система является ключевой составляющей управления персоналом в целом и способствует укреплению конкурентных преимуществ предприятия на рынке. Целью развития персонала является формирование и поддержание кадрового потенциала, повышение профессионального мастерства работников, формирование у них современного экономического мышления, умения работать в команде, обеспечение на этой основе высокой производительности труда и эффективного функционирования предприятия в целом.

На нашем предприятии с ухудшением ситуации в стране возник вопрос о построении именно системы развития персонала, так как до этого большая часть направлений развития персонала велись бессистемно: обучение, оценка и даже планирование карьеры проводились эпизодически для конкретных работников. Однако с сокращением возможностей финансирования развития эффективность этих мероприятий вышла на первый план, а оказалась невозможной без четкой «вырисовки» бизнес-процессов и построения комплексной системы развития персонала.

При изучении вопроса развития персонала предприятия во множестве современных источников информации можно растеряться. Авторы и даже школы управления в это слово вкладывают различные значения и подразумевают неоднозначный перечень подсистем, входящих в систему развития персонала 1, 2, 3. На основании обобщения теоретических исследований отечественных и зарубежных исследователей, опыта ведущих специалистов в области развития персонала и бизнес-процессов нашего предприятия была представлена взаимосвязь развития персонала с другими направлениями работы с персоналом (как показано на рис. 1.).

 

Стратегия развития персонала основывается на стратегии развития предприятия. Исходя из этого стратегическое управление развитием персонала осуществляет руководитель предприятия, а за разработку политики и тактики развития персонала, а также за воплощение их в жизнь отвечает руководитель службы управления персоналом. Исследуя данный вопрос, можно встретить довольно много значений, которые вкладываются в термин «развитие персонала» 1, 4. С целью устранения неоднозначности под развитием персонала здесь будет пониматься комплекс мероприятий, охватывающих вопросы:

§  профессиональной адаптации;

§  оценки кандидатов на вакантную должность;

§  текущей периодической оценки персонала;

§  внутренней сертификации;

§  планирования деловой карьеры и служебно-профессионального продвижения;

§  работы с кадровым резервом;

§  вопросы организации изобретательской и рационализаторской деятельности на предприятии.

Каждое из указанных направлений заслуживает подробного рассмотрения и изучения. Первоначально на нашем предприятии была построена система оценки персонала, которая уже была рассмотрена в публикациях 5. Следующей составляющей в построении комплексной системы развития персонала стало построение системы обучения персонала на предприятии.

В современной литературе по управлению персоналом много внимания уделяется различным формам и видам обучения, их эффективности, особенностям взаимодействия провайдеров и заказчиков обучения. Однако судя по количеству вопросов на эту тему на различных HR – форумах, множество аспектов остается еще не выясненными. Достаточно редко представлены конкретные примеры построения системы обучения с подробным анализом роли каждого из участников обучения в этом процессе.

Цель данной статьи – раскрыть суть, принципы и этапы построения системы обучения персоналом одной из важнейших составляющих системы развития персонала, дать практические рекомендации и рассмотреть на примере их внедрения.

В рамках нашего предприятия был проведен анализ организационных потребностей, в результате которого было выяснено, что система обучения персонала должна быть направлена на решение следующих основных задач:

§  подготовка персонала к выполнению новых производственных задач;

§  систематическое обновление знаний работников;

§  повышение профессиональной культуры персонала;

§  подготовка сотрудников к карьерному росту.

На предприятии с целью систематизации действий и процедур, направленных на обучение персонала, были разработаны все локальные нормативные документы (Положение об обучении персонала, приказ о его утверждении, планы и программы обучения и т.п.). В положении четко прописаны цели, задачи и направления развития персонала, основные виды обучения, использующиеся на предприятии, порядок взаимодействия структурных подразделений, ответственность, полномочия и обязанности сотрудников при организации обучения персонала.

Важным аспектом в процессе обучения персонала является определение основных его участников. Для построения конкретной системы обучения персонала было принято ниже следующее определение.
Участником процесса обучения персонала является лицо или организованная группа лиц, которые оказывают непосредственное влияние на процесс обучения персонала и отсутствие которых делает невозможным его проведение. С учетом степени ответственности и функциональных обязанностей, в зависимости от их участия в этапах обучения, участники разделены по ниже указанным категориям:

§  Руководитель предприятия – это человек из администрации предприятия, который наделен полномочиями утверждать планы и бюджет обучения, имеет информацию о финансовом состоянии предприятия, целях, задачах, планах развития организации в целом.

§  Руководитель структурного подразделения – это непосредственный начальник сотрудника, который в первую очередь определяет потребность в обучении и организовывает для этого необходимые мероприятия.

§  Служба управления персоналом – группа сотрудников, в обязанности которых входит составление программы и плана обучения персонала, создание новых и подбор уже существующих видов, форм и методов обучения персонала, определение непосредственных исполнителей, форм и вида предоставления результатов. После согласования всех возникающих вопросов, служба управления персоналом делегирует непосредственным исполнителям часть полномочий и информации для проведения и обучения персонала.

§  Исполнитель – лицо (организованная группа лиц), которое непосредственно осуществляет процесс обучения отдельного работника (или их группы).

§  Обучаемый – сотрудник (группа сотрудников) предприятия, на которого направлены организационно-экономические мероприятия в области обучения, переподготовки и повышения квалификации.

Для обучения персонала на предприятии могут использоваться различные виды и формы, обучения. Прежде чем приниматься за обучение сотрудников, нужно определиться, какие формы и виды обучения будут использоваться на конкретном предприятии. Выбранные нами представлены в табл.1 и 2. При необходимости использования других видов и форм обучения персонала рассматривается возможность и целесообразность их применения.

Таблица 1. Виды обучения персонала

Классификационный признак

Виды обучения в соответствии с классификационным признаком

В зависимости от участников процесса обучения:

§                     внутреннее – готовится и проводится работниками предприятия;

§                     внешнее – готовится и проводится с привлечением внешних специалистов;

§                     самообучение – готовится и проводится работником самостоятельно.

В зависимости от совмещения учебного процесса и работы на предприятии:

§                     с отрывом от производства – во время прохождения обучения работник освобождается от своих обязанностей;

§                     без отрыва от производства – во время обучения работник совмещает его с выполнением своих основных обязанностей.

В зависимости от целевого назначения:

§                     первичная подготовка – обучение работника без образования в первый раз;

§                     переподготовка – обучение работника, имеющего образование, новой специальности (профессии);

§                     повышение квалификации – получение работником новых знаний, умений и формирование у него новых навыков в рамках своей профессии, специальности;

§                     адаптационное обучение – обучение работника с целью профессиональной, социальной адаптации на предприятии.

В зависимости от времени обучения:

§                     краткосрочное – обучение в течении не более 5 дней, время активного восприятия информации до 40 часов;

§                     среднесрочное – обучение в течении не более 6 месяцев;

§                     долгосрочное – обучение более 6 месяцев.

В зависимости от количестваобучаемых:

§                     индивидуальное;

§                     групповое.

Таблица 2. Формы обучения персонала на предприятии

Название формы обучения персонала

Краткая расшифровка

Лекция (презентация)

пассивная форма обучения, которая используется для изложения теоретических, методических знаний и обучения применению полученной информации в практической деятельности. В этом процессе в качестве лекторов выступают руководители и квалифицированные специалисты предприятия или внешние лекторы

Семинары, конференции

активные формы обучения, участие в которых развивает логическое мышление и вырабатывает способы поведения в различных ситуациях

Тренинг

это активная форма обучения, целью которой является формирование у работника определенных навыков

Деловые игры

обучение манере вести себя в различных производственных ситуациях, в которых обладатели ролей должны вырабатывать альтернативные точки зрения. Эта форма наиболее близка к реальной профессиональной деятельности обучаемых сотрудников

Самообучение

индивидуальная, самостоятельная форма обучения

Стажировка

это форма обучения, при которой сотрудник предприятия направляется для обмена опытом в другуюорганизацию. Планирование и применение стажировок, как формы развития персонала и формирования кадрового резерва, предусматривается в работе с кадровым резервом

ПрограммыобученияМВА(Master of Business Administration)

специализированные долгосрочные программы подготовки специалистов. Основной целью МВА является подготовка профессиональных руководителей с глубокими знаниями в области менеджмента и бизнеса для практической деятельности на предприятии

Обучение для получения квалификации бакалавра, специалиста, магистра

Обучение по долгосрочным академическим программам высших учебных заведений

Учебные курсы

обучение по специальным многоуровневым программам учебных центров

Интерактивное обучение

это обучение, основанное на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение без непосредственного лектора (наставника)

Дистанционное обучение

это обучение на расстоянии без непосредственного контакта

Наставничество

индивидуальная помощь новым сотрудникам в ознакомлении с традициями, общими правилами, профессиональными особенностями работы на предприятии

Адаптационное обучение

обучение в период испытательного срока, подробно рассмотрено в положении об адаптации персонала

Смешанное обучение

обучение, которое сочетает в себе несколько видов, рассмотренных выше

Четкое определение участников процесса обучения персонала, его основных форм и видов очень важно для однозначного понимания терминов работниками предприятия. Не все сотрудники владеют терминологией hr-ов, а обучать необходимо всех. Поэтому уточнение смысла, вкладываемого во все понятия, предполагаемые к употреблению и связанные с обучением персонала, является первым необходимым шагом в формировании системы обучения персонала. Это значительно облегчает общение, понимание, помогает в поиске компромиссных решений и формирует позитивное мнение о предстоящих изменениях.

Основой нормального функционирования на предприятии системы обучения персонала является ее планомерность и тесная взаимосвязь с условиями внутренней и внешней среды. Схема планирования обучения персонала представлена на рис.2.

 

Рисунок 2. Схема планирования обучения персонала

На нашем предприятии процесс обучения персонала проводиться ниже изложенным образом. Служба управления персоналом ежегодно в срок до первого декабря составляет программу обучения персонала предприятия (образец представлен в приложении 1) и предоставляет на рассмотрение руководителю. Для формирования программы обучения персонала предприятия проводятся мероприятия по выявлению потребности в обучении персонала, которая определяется:

§  результатами внутренней сертификации персонала (это процедура оценки персонала, на основании которой выдается сертификат, открывающий доступ работнику к выполнению ответственных заданий, повышению заработной платы, повышению по службе. Методика проведения данной процедуры рассматривается в положении о внутренней сертификации персонала предприятия);

§  личными планами развития сотрудников;

§  обоснованными заявками руководителей структурных подразделений предприятия о необходимости подготовки (переподготовки, повышения квалификации) специалистов соответствующего профиля (образец в приложении 2).

Ежегодно в срок до первого мая руководители структурных подразделений сдают в службу управления персоналом ежегодную заявку по утвержденной форме (приложение 2). На основании утвержденной программы обучения персонала с учетом изменения внешних и внутренних условий руководители структурных подразделений уточняют потребность в обучении, предоставляя ежеквартальную заявку. Создается план обучения персонала на квартал, который утверждается руководителем. Заявка руководителями структурных подразделений сдается в срок до 15 числа месяца, предшествующего планируемому кварталу. Ответственность за несвоевременное предоставление вышеуказанных заявок несет руководитель соответствующего подразделения. Не предоставленные в указанные сроки заявки от руководителей подразделений исполняются по мере выделения дополнительных средств. Специалисты службы управления персоналом проводят мониторинг рынка образовательных услуг и информируют руководителей структурных подразделений о появляющихся возможностях профильного обучения. По согласованию и с учетом мнения руководителей структурных подразделений, рекомендаций специалистов, соотношения цена-предполагаемое качество услуг выбирают наиболее подходящую организацию для обучения сотрудников.

Для обеспечения эффективности обучения необходимо, чтобы все участники были активными в процессе обучения. Для более эффективного осознавания своих обязанностей, а также воздействия на сознание людей с целью формирования ценностей корпоративной культуры развивающейся организации была разработана памятка при обучении (приложение 3). Для более полного понимания процесс «обучение персонала» на предприятии представлен на рис. 3.

Рисунок 3. Процесс обучения персонала предприятия

Как уже указывалось, одной из основных задач, стоящих при разработке системы обучения персонала, было повышение эффективности обучения, рентабельности вложенных средств. Поскольку вопрос эффективности обучения достаточно сложный, над ним «бьются» мировые умы и не приходят к общему мнению. Пока нет идеальных методик для измерения эффективности обучения, мы решили воспользоваться моделью Д. Кирпатрика, дополненной Д.Фишером 6. На рис. 3 в процессах, в том числе направленных на измерение эффективности обучения, красным цветом поставлены цифры, соответствующие уровням оценки эффективнсти по Д. Кирпатрику (табл.3)

Таблица 3. Обобщенная модель Д. Кирпатрика

Уровень оценки

Название

Сущность

Метод оценки

1й уровень

Reaction

Оценка удовлетворенности потребителей. Реакция обучаемых

Интервьюирование и анкетирование сразу после обучения

2й уровень

Leaning

Изменение установок, улучшение знаний и совершенствование навыков участников.

Тестирование до и после обучения либо отчет руководителя структурного подразделения

3й уровень

Behavior

Изменение поведения участников на рабочем месте

Оценочные мероприятия. Наблюдения руководителя

4й уровень

Results

Изменения,  которые произошли в связи с тем, что участники прошли обучение. Влияние на результаты бизнеса.

Внутренняя сертификация

При краткосрочном обучении «развиваемый» заполняет анкету (приложение 4). Хотелось бы рассказать, что мы научились измерять и четвертый уровень оценки эффективности обучения, однако на данный момент сотрудники службы управления персоналом предпринимают лишь попытки такой оценки на уровне всего предприятия по итогам года, в том числе и используя показатель ROI Д. Фишера и показатель чистой дисконтированной стоимости (NPV).

Одним из основных способов повышения эффективности обучения персонала является каскадность обучения. Она подразумевает под собой принцип постепенной передачи знаний/умений/навыков от сотрудников, прошедших внешнее обучение, другим сотрудникам. Целями внедрения принципа каскадности обучения на предприятии являются:

§  передача приобретенных знаний/умений/навыков;

§  развитие творческого мышления;

§  развитие навыков работы с аудиторией;

§  повышение общего уровня знаний/умений/навыков всех работников, а, следовательно, человеческого капитала предприятия;

§  увеличение «отдачи» на каждую единицу денежных средств, вложенных в развитие персонала.

С целью реализации принципа каскадности обучения на практике был определен такой порядок его применения. После прохождения обучения обучаемый обязан:

  1. подготовить краткий семинар для работников по темам, которые были изучены;

  2. согласовать со службой управления персоналом список работников, которым тематика обучения необходима в работе и позволила бы повысить квалификацию;

  3. согласовать дату и время проведения семинара.

Департамент управления персоналом содействует работнику в подготовке и проведении семинара. Семинар проводится в рамках центра внутренней сертификации и развития персонала. (Центр внутренней сертификации и развития персонала – это форма организации внутреннего обучения на предприятии).

Основными целями деятельности центра являются:

§ проведение внутренней сертификации работников;

§ подготовка персонала к выполнению новых производственных задач;

§ систематическое обновление знаний работников;

§ повышение профессиональной культуры сотрудников.

Обучение в нашем центре проводится по двум независимым направлениям:

§ обучение групп Топ-менеджеров и среднего управленческого персонала;

§ обучение персонала подразделений по профессиональным группам (например, бухгалтеры, финансовые работники) в группах до 20 человек.

Служба управления персоналом осуществляет планирование, организацию, координирование и контроль работы Центра, а план и бюджет обучения в Центре входит в общий план и бюджет службы управления персоналом. Продолжительность и содержание обучения для одной группы определяется программой обучения по конкретной тематике. По окончании каждого вида обучения выдается документ — сертификат о прохождении внутреннего обучения в рамках Центра внутренней сертификации и развития персонала с подписью руководителя службы управления персоналом. Выдача данного сертификата повышает престижность внутреннего обучения и его привлекательность для сотрудников. Особенно это актуально при уменьшении финансовых возможностей предприятия для внешнего обучения сотрудников.

В процессе построения системы обучения персонала на предприятии мы столкнулись с некоторыми сложностями. Одни из них были решены, а для решения других в систему постоянно вносятся усовершенствования. Рассмотренная методика построения системы обучения персонала позволяет построить обучение как бизнес-процесс организации, преодолеть сопротивление сотрудников изменениям, сформировать позитивный имидж обучения, повысить экономическую целесообразность вложения денежных средств в обучение средства. А главное – она успешно работает в рамках нашего предприятия.

Список литературы:

1.       Савченко В. А. Управлння розвитком персоналу: Навчальний посбник.-К.: КНЕУ, 2002-351с.

2.       Крушильницька О.В., Мельничук Д. П. Управлння персоналом: Навчальний посбник. – К. Кондор – 2003. – 296с.

3.      3. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. Учебно – практическое пособие. Издание 4-е, перераб. и  доп. – М.: ЗАО « Бизнес – школа «Интел – Синтез», 2000. – 368с.

4.      Жалило Б. Как разработать план развития персонала. // Справочник кадровика. – 2003. – №8

5.      Коновальчик В.В. По полочкам. // HRMagazine. – 2009. – №7-8

6.       Joy McGovern, Michael Linderman, Monica Vergara, Stacey Murphy, Linda Barker, Rodney Warrenfeltz. Maximizing the Impact of Executive Coaching: behavioral Change, Organizational Outcomes, and Return on Investment. – The Manchester Rewiew . – #1. – Vol.6. – 2001.

                                              Приложение 1

                                               Приложение 2

 

                                              Приложение 3

                                               Приложение 4

Приложение 5

А Н К Е Т А

участника краткосрочного обучения

1. Ф.И.О

2. Структурное подразделение

3. Должность

4. Название курса или темы изучения

5. Цель обучения

6. Достигли ли Вы поставленной цели или нет. Почему?

7. Важность изложенного материала или самого обучения для Вашей работы, в чем она заключается?

8. Что полезного для Вас было в изложенных материалах занятий или организации и проведения обучения?

9. Что из полученных знаний Вы сможете применять в работе?

Оценка качества и результативности обучения

  1. Оцените качество и результативность данного тренинга по 5-ти бальной системе. Отметьте Вашу оценку знаком  «V»

Вопросы

1

2

3

4

5

1. Оцените, насколько важен изложенный материал для Вашей работы?

2. Насколько новым и интересным для Вас был изложенный материал?

3. Насколько результативно было обучение ( достиг ли поставленной цели)

4. Возможность применения полученных знаний в практической работе?

5. Оцените работу лектора/тренера

2. Оправдал ли тренинг Ваши ожидания?

3. Рекомендовали ли Вы его своим коллегам?           

4. Какие вопросы и проблемы у Вас чаще всего возникают в работе, ответы на которые Вы бы хотели получить с помощью обучения?_________________________________________

 ___________________________________________________________________________

5. Какие еще занятия Вы хотели бы посетить в будущем?____________________________

_____________________________________________________________________________

6. Изложите Ваши замечания или пожелания относительно организации занятий (тематики, организации процесса обучения, качества преподавания, освещенности темы, организационных вопросов и т.д.)

_____________________________________________________________________________

Спасибо за ответы!

Дата___________________                                                   подпись_____________________

Автор: Вера КОНОВАЛЬЧИК

Источник: http://www.rhr.ru/index/rule/edu/corp/15084,0.html

Объясняем, кому лучше заключить договор с обучающей организацией, в каком случае ей потребуется лицензия. Показываем, что нужно включить в соглашение об образовании (ученический договор) между работодателем и работником по требованию ст. 199 ТК РФ и что в него стоит добавить дополнительно, чтобы в дальнейшем избежать недоразумений и неоправданных трат. Даем образец приказа о направлении на повышение квалификации. Объясняем, как заполнять табель учета рабочего времени при различных формах обучения (причинах отсутствия человека на рабочем месте), – ​от этого зависит размер оплаты данных дней.

Кроме того, отвечаем на самые наболевшие вопросы: обязана ли организация платить за обучение работников для соответствия требованиям профстандартов? из-за несоответствия образования работника профстандарту его могут уволить?

Обучение сотрудника: право или обязанность работодателя?

В соответствии со ст. 197 ТК РФ работники имеют право на подготовку и дополнительное профессиональное образование, а также на прохождение независимой оценки квалификации. Указанное право реализуется путем заключения договора между работником и работодателем. Означает ли это, что вся профессиональная подготовка должна быть для работника бесплатной? Можно ли требовать с работодателя денежные средства на нее? Ответы на эти вопросы мы находим в законодательстве.

Фрагмент документа

Часть 4 ст. 196 «Права и обязанности работодателя по подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников, по направлению работников на прохождение независимой оценки квалификации» Трудового кодекса РФ

В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Итак, работодатель обязан проводить за свой счет профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если:

  • это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности;
  • обучение предусмотрено требованиями нормативных правовых актов РФ1.

Таких случаев достаточно много, например, работодатель должен оплачивать обучение следующих категорий сотрудников:

  • медицинские и фармацевтические работники2;
  • педагогические работники3;
  • работники, осуществляющие госзакупки4.

Но специалистов и руководителей в сфере делопроизводства и архивного дела среди категорий таких работников нет!

Однако обязанности по профессиональной подготовке и переподготовке сотрудников могут быть возложены на работодателя еще и условиями коллективного или трудовых договоров.

Надо ли работодателю оплачивать обучение для соответствия профстандартам?

Для начала давайте вспомним, что профстандарты становятся обязательными с 1 января 2020 года только для определенной группы организаций5:

  • государственные внебюджетные фонды РФ;
  • государственные или муниципальные учреждения, унитарные предприятия;
  • государственные корпорации, государственные компании и хозяйственные общества, более 50% акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной или муниципальной собственности.

Один из основных вопросов, который возник у этих работодателей в связи с введением профстандартов, – что делать с теми работниками, кто им не соответствует? Например, должен ли работодатель оплачивать получение высшего образования специалисту по профессиональной уборке6 или руководителю подразделения по документационному обеспечению управления (департамента, управления, службы, отдела)7? Считаем, что нет. Обязанность обучать сотрудников до уровня требований профессионального стандарта у работодателя отсутствует. Такой ответ следует из толкования процитированной нами ч. 4 ст. 196 ТК РФ. Рассмотрим изложенные в этой норме критерии:

  • закон или иной нормативный правовой акт требует от работодателя проводить обучение (обратите внимание: именно обучение). Профстандарты относятся к нормативным правовым актам, ведь они утверждены приказами Минтруда России и зарегистрированы в Минюсте России. Но содержат лишь указание на наличие у сотрудника определенного уровня подготовки, без прямого указания работодателю провести обучение сотрудника.
  • без обучения невозможно выполнение трудовой функции – также не относится к нашему случаю.

    Мы не можем отстранить от работы такого работника. Ведь ст. 76 ТК РФ содержит закрытый перечень ситуаций, когда это возможно. Ни одна из них не подходит к «несоответствию уровня образования работника требованиям профессионального стандарта».

    Не предусмотрел законодатель и возможности расторжения трудового договора. А наиболее близкое основание увольнения (несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, – п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) требует проведения дополнительного мероприятия – аттестации, т.е. оценки соответствия квалификации работника относительно его трудовой функции. Причем наличие или отсутствие образования в этом случае только один из многих возможных критериев. Раз мы не можем ни отстранить работника от выполнениям им обязанностей, ни прервать трудовой договор на том основании, что сотрудник не соответствует закрепленным в стандартах квалификационным требованиям, значит, он может продолжать работать на прежнем месте и в прежней должности.

Таким образом, работодатель, с одной стороны, не должен платить за обучение работника, не соответствующего профстандарту, но, с другой стороны, не может требовать от такого работника пройти соответствующее обучение. Следовательно, обеим сторонам может быть выгодно, если между ними будет заключен договор, согласно которому организация оплатит обучение взамен на обязательство сотрудника отработать определенное время в компании.

Какими документами оформляется обучение работника?

Тут будет несколько документов. Во-первых, договор с обучающей организацией.

Мнение эксперта

Николай Яковлев, юрист практики трудового права юридической фирмы «WatersOAG»

Николай Яковлев, юрист практики трудового права юридической фирмы «WatersOAG»

Договор может быть заключен обучающей организацией как с работником (двусторонний договор), так и с работодателем (если выражаться точнее, то в этом случае договор будет трехсторонним: между обучающей организацией, работодателем, который оплачивает обучение, и работником, которого учат)8. Поскольку обучение оплачивает работодатель, то лучше, чтобы он был стороной этого договора, так будет проще доказать налоговым органам обоснованность таких расходов.

Обращайте внимание на предмет договора. Если им являются образовательные услуги, то в силу Закона об образовании9 обучающая организация должна иметь соответствующую лицензию.

Однако лицензия не обязательна, если мероприятия, на которые направляются работники, не являются профессиональным обучением или дополнительным профессиональным образованием10. Это могут быть, например, семинары, круглые столы, конференции, не позиционируемые как образовательные мероприятия, а проводимые лишь для обмена опытом, привлечения клиентов и в иных целях консалтинговыми компаниями, издательствами, различными ассоциациями и пр.

Во-вторых, отношения между обучаемым работником и работодателем тоже должны быть урегулированы в письменной форме. Обязанности сторон могут быть сформулированы:

  • непосредственно в тексте трудового договора;
  • в приложении к нему – соглашение об обучении (см. ст. 249 ТК РФ) или
  • в ученическом договоре (гл. 32 ТК РФ).

Мнение эксперта

Мария Смольянинова, главный редактор издательства ООО «Бизнес-Арсенал»

Мария Смольянинова, главный редактор издательства ООО «Бизнес-Арсенал»

Обязанность работника отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение проводилось за счет средств работодателя, может быть включена в трудовой договор в качестве дополнительного условия (абз. 5 ч. 4 ст. 57 ТК РФ). Работодатели делают это:

1) на стадии приема на работу, и тогда:

  • непосредственно в тексте трудового договора прописываются условия обучения, отработки и компенсации работодателю сотрудником понесенных расходов, если последний захочет уволиться до истечения срока отработки (но препятствовать увольнению работника по собственному желанию со ссылкой на необходимость такой отработки либо предварительной компенсации понесенных на обучение расходов работодатель права не имеет) или
  • в текст трудового договора включается общее положение о том, что такое обучение с последующей отработкой возможно, а конкретные условия подлежат согласованию в подписываемом работником и работодателем документе;

2) но обычно только при возникновении необходимости направления работника на обучение уже после заключения трудового договора все условия об этом оформляются отдельным документом: соглашением об обучении либо ученическим договором.

Выбранный вариант фиксации договоренностей не влияет на формулировки условий об обучении за счет средств работодателя, об отработке у него в течение определенного срока и об обязанности компенсировать понесенные расходы в случае преждевременного увольнения.

Верховный Суд РФ в определении от 17.04.2017 № 16-КГ17-3 указывал на равнозначность способов оформления отношений (соглашением об обучении как приложением к трудовому договору или ученическим договором). Вместе с тем сам факт того, что ВС РФ приходится разбирать подобные споры, указывает на отсутствие единой практики судов по этому вопросу. На уровне районных судов работодатель может столкнуться с тем, что дополнительные соглашения не будут приняты в качестве доказательств.

В чем отличие между ученическим договором и соглашением об обучении?

  • По традиции принято считать, что ученические договоры заключаются при подготовке по рабочим специальностям, а соглашения об обучении (или дополнительные условия в трудовом договоре согласно ч. 4 ст. 57 ТК РФ) – при подготовке специалистов интеллектуального профиля. Но подобное представление не основано на нормах ТК РФ. Возможно, заместителю гендиректора или руководителю департамента и не понравится, что его направляют на повышение квалификации документом под названием «ученический договор», но лучше уж так, чем потом ходить по судам в попытках взыскать расходы компании с уволившихся топ-менеджеров.
  • Еще одним условным основанием для разделения таких документов являются их цели:
    • ученические договоры заключаются в интересах самой организации (на это указывает то, что в них в обязательном порядке озвучивается квалификация, которую ученик должен приобрести11);
    • соглашения об обучении могут заключаться и в интересах работника, причем для получения им навыков, прямо не связанных с его текущей специальностью. Оплата обучения в этом случае может выступать дополнительным бонусом и способом привлечь в организацию конкретного, как правило, высококвалифицированного специалиста. Например, в качестве мотивации может использоваться оплата смежного высшего профессионального образования.
  • Более весомым критерием является материальная составляющая. В ст. 204 ТК РФ установлена обязанность работодателя оплачивать ученикам стипендию в размере, согласованном сторонами, но в любом случае не меньше, чем минимальный размер оплаты труда. Поскольку есть еще и требования ст. 187 ТК РФ, согласно которым при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы ему выплачивается средняя заработная плата по основному месту работы, то границу между ученическим договором и соглашением об обучении часто проводят по моменту заключения трудового договора. С теми, кто только планирует устроиться на работу, – ученический договор. С теми, кто уже работает в компании, – соглашение об обучении.

Итак, действующее законодательство не содержит фундаментальных критериев для разграничения ученических договоров и иных типов соглашений об обучении. Практика также не смогла провести между ними четкой границы. Для минимизации рисков работодателя ему лучше заключать ученический договор, который в ТК РФ подробнее регламентирован специальной главой 32.

Обратите внимание: ученический договор в любом случае будет неотъемлемой частью трудового12.

Что должно быть в ученическом договоре?

Как бы мы ни называли соглашение, заключаемое между работником и работодателем, содержание его примерно одинаковое. Статья 199 ТК РФ требует в ученическом договоре указывать следующее:

1) наименование сторон;

2) конкретную квалификацию, приобретаемую учеником. Под нею ТК РФ понимает уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта. Желательно:

  • зафиксировать это как можно подробнее – как, например, делается в дипломе об образовании: «техник-технолог» и добавить полученную специальность «технология продукции общественного питания»;
  • а также установить, что по окончании обучения должен быть получен диплом (аттестат) государственного образца.

Пример 1. Указание в ученическом договоре получаемой работником квалификации

2. По результатам обучения Работником должна быть получена квалификация «техник» по специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» в соответствии с Федеральным образовательным стандартом по соответствующей специальности, которая должна быть указана в дипломе государственного образца.

3) обязанность работодателя обеспечить работнику возможность обучения в соответствии с ученическим договором. Обычно в этом разделе находятся положения, дублирующие соответствующие нормы ТК РФ (запрет на командировки и сверхурочную работу – ч. 3 ст. 203 ТК РФ);

4) обязанность работника пройти обучение. Опять же, общие положения о том, что работник обязан прилежно обучаться и не прогуливать занятия;

5) обязанность работника проработать по трудовому договору у работодателя в течение срока, установленного в ученическом договоре (Пример 2);

6) срок ученичества (Пример 3);

7) размер и порядок оплаты стипендии в период ученичества (Примеры 4 и 5).

Пример 2. Указание в ученическом договоре срока отработки в организации

3.2. Работник обязуется:

3.2.1. После окончания обучения (получения диплома / свидетельства государственного образца) добросовестно выполнять возложенные на него трудовым договором от 01.07.2017 № 77/т обязанности и отработать в организации не менее трех лет.

Пример 3. Указание в ученическом договоре срока ученичества

4.1. Стороны определили срок ученичества с 01.09.2019 по дату окончания Работником обучения по специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» в соответствии с Федеральным образовательным стандартом по соответствующей специальности в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении города Москвы «Колледж современных технологий имени Героя Советского Союза М.Ф. Панова».

Пример 4. Стипендия в договоре может определяться через действующие у работодателя ставки

5.1. Стороны установили, что на время ученичества Работнику выплачивается стипендия в размере 25% (Двадцать пять процентов) от оклада, установленного в соответствии со штатным расписанием Работодателя для «бригадира ремонтной бригады участка “Эксплуатация”». Оплата производится в порядке и сроки, аналогичные установленным у Работодателя для выплаты заработной платы.

Пример 5. Стипендия в договоре может определяться в размере фиксированной суммы с индексацией

5.1. Стороны установили, что на время ученичества Работнику выплачивается стипендия в размере 10 000 (Десять тысяч) рублей. Оплата производится 3-го числа каждого месяца путем перечисления на банковскую карту, указанную Работником.

Индексация стипендии производится ежегодно 1 сентября каждого года. Индексация осуществляется на величину изменения индекса потребительских цен за год, предшествующий году, в котором производится индексация стипендии.

Покажем пример целого соглашения об обучении по программе повышения квалификации, в котором отражены требуемые ТК РФ условия:

Пример 6. Соглашение об обучении

Мы рекомендуем не ограничиваться включением в соглашение об обучении (ученический договор) только тех условий, которые предписывает ст. 199 ТК РФ. Настоятельно советуем дополнительно прописать следующее:

1) порядок компенсации работодателю денежных средств, которые были затрачены на обучение сотрудника, в случае его досрочного увольнения, несмотря на положение в договоре (соглашении) о том, что он должен отработать не менее определенного срока после окончания обучения за счет средств работодателя13. Даже если в договоре есть подобное условие, работодатель не вправе воспрепятствовать увольнению по собственному желанию в этот период. Единственное, что организация может сделать – это потребовать возместить ей понесенные издержки. И лучше прописать порядок расчета сумм, подлежащих компенсации – пропорционально неотработанному времени (см. отметку «2» в Примере 6 и п. 6.3 в Примере 7).

В этом разделе советуем перечислить все виды расходов компании (оплата обучения, выплата стипендии, компенсации проезда к месту учебы и т.п.), которые подлежат возмещению в случае досрочного увольнения работника14. Это особенно актуально, если обучение производится собственными силами работодателя – в таком случае всегда бывает сложно доказать наличие фактически понесенных расходов. Но в перечень расходов нет смысла включать выплаты, предусмотренные действующим законодательством как льготы работника, связанные с обучением (например, оплату учебных отпусков), – скорее всего, суд сочтет это незаконным15.

Пример 7. Порядок и сроки компенсации расходов на обучение в ученическом договоре

6. Компенсация расходов Работодателя в случае досрочного увольнения Работника.

6.1. При досрочном прекращении трудового договора без уважительных причин (ранее трех лет с даты окончания обучения, п. 3.2.1 настоящего Договора) Работник обязуется компенсировать Работодателю понесенные последним в связи с обучением расходы пропорционально неотработанному времени, а именно:

  • оплату обучения, произведенную Работодателем в адрес образовательной организации согласно договору об обучении от 28.07.2019 № 569/18 с учетом изменений и дополнительных соглашений, которые были или будут заключены в ходе исполнения данного договора;
  • выплаченную Работнику стипендию;
  • дополнительные выплаты, произведенные Работнику с целью компенсации приобретения учебной литературы и учебных материалов.

6.2. Компенсация производится Работником в следующем порядке:

  • часть денежных средств в размере, не превышающем средней месячной заработной платы Работника, удерживается Работодателем из сумм, причитающихся Работнику при увольнении;
  • оставшаяся часть денежных средств подлежит перечислению Работником по банковским реквизитам Работодателя, указанным в настоящем Договоре, в течение одного месяца с даты увольнения, если Стороны не достигнут соглашения об ином сроке выплаты компенсации.

6.3. В случае прекращения трудового договора без уважительных причин Работник возмещает Работодателю расходы пропорционально времени, не отработанному с даты окончания обучения.

Мнение эксперта

Николай Яковлев, юрист практики трудового права юридической фирмы «WatersOAG»

Николай Яковлев, юрист практики трудового права юридической фирмы «WatersOAG»

Далеко не всегда заключение соглашения даже с разумным сроком отработки будет правомерным и позволит взыскать с работника затраты на обучение через суд. В частности, нельзя заключать соглашения об отработке, если сотрудник направляется на обучение, которое организация обязана обеспечить в силу требований законодательства, например:

  • обучение по охране труда (работодатель обязан обеспечить обучение и проверку знаний по охране труда своим работникам согласно ст. 225 ТК РФ);
  • когда в целях соблюдения лицензионных требований медицинская организация направляет свой медицинский персонал на повышение квалификации, что она обязана делать не реже 1 раза в 5 лет16.

Может возникнуть ситуация, когда в ходе судебного спора работник будет ссылаться на то, что работодатель принудительно направил его на обучение, сам работник отказаться от него не мог, причем он и без обучения отвечает квалификационным требованиям по должности, занимаемой в организации. По этим основаниям суд может отказать работодателю во взыскании затрат на обучение. Поэтому в его интересах в соглашении об образовании (ученическом договоре) писать, что прохождение обучения является инициативой самого работника (см. «1» в Примере 6).

2) порядок компенсации работником расходов, понесенных работодателем в случае отказа сотрудника от завершения обучения либо в случае его неудовлетворительного результата. ТК РФ не предусматривает случаев, когда оплата обучения была произведена, но по вине работника обучение не было закончено либо было закончено с неудовлетворительными результатами. Во избежание споров такие моменты лучше урегулировать в договоре:

Пример 8. Порядок компенсации в случае отказа работника от обучения либо его неудовлетворительного результата

6.4. Если Работник по не зависящим от Работодателя причинам не окончит полный курс обучения, в том числе будет отчислен за академическую неуспеваемость, Работник компенсирует Работодателю понесенные последним расходы в полном объеме в порядке и сроки, установленные в п. 6.1-6.2 настоящего Договора.

3) перечислить случаи, которые стороны считают уважительными для прекращения трудового договора после окончания обучения по инициативе работника (Пример 9). Отсутствие такого перечня может сыграть как против работодателя, так и против работника;

4) не только работник может потерять интерес к этому обучению, но и работодатель, например, в связи с развитием новых видов деятельности и убыточностью старых, ради которых такое обучение было начато. Поэтому работодателю стоит прописать в ученическом договоре возможность и последствия его расторжения по собственной инициативе (Пример 10);

5) обязательства работодателя по предоставлению иной работы после окончания обучения. Если этого не сделать, то по умолчанию сотрудник возвращается на ту же штатную позицию. Но обучение обычно как раз проводится с целью повышения сотрудника и перевода его на другую работу – более квалифицированную и высокооплачиваемую. Одно дело, когда это подразумевается и звучит в устной беседе, и совсем другое – когда такая гарантия вписана в договор. Работника легче будет уговорить его подписать.

Пример 9. Фрагмент ученического договора об уважительных причинах прекращения трудового договора до окончания установленного срока отработки

6.5. Работник освобождается от выплаты компенсации, в случае если трудовой договор будет прекращен по уважительной причине. Уважительными причинами увольнения Стороны определили:

  • расторжение трудового договора по основаниям, не зависящим от воли сторон (ст. 83 ТК РФ);
  • расторжение трудового договора в связи с невозможность продолжать работу по медицинским показаниям;
  • расторжение трудового договора в связи с необходимостью ухаживать за близким родственником, являющимся инвалидом; <…>

Стороны согласились, что в любом случае не являются уважительными следующие причины расторжения трудового договора:

  • переезд работника на другое место жительства, если он не вызван переводом супруга-военнослужащего в другую местность; <…>

6.6. Работник обязуется в случае увольнения по уважительной причине приложить к заявлению документы, подтверждающие ее наличие (медицинские справки, приказ о переводе военнослужащего, с подтверждением брака и т.п.).

Пример 10. Фрагмент договора об иных основаниях расторжения ученического договора

8.1. Работодатель вправе расторгнуть настоящий Договор в одностороннем порядке. В этом случае настоящий Договор будет считаться прекращенным с даты окончания учебного семестра, в котором произошло уведомление Работодателем Работника о предстоящем расторжении настоящего Договора. Работник после расторжения настоящего Договора вправе продолжить обучение самостоятельно, в этом случае ему будут предоставлены все гарантии и компенсации, предусмотренные главой 26 Трудового кодекса Российской Федерации для лиц, самостоятельно проходящих обучение.

После подписания договора с обучающей организацией и соглашения (ученического договора) с работником работодателю следует издать приказ о направлении сотрудника на обучение. Данный документ (в отличие от двух других выше названных) обязательным не является, но он пригодится бухгалтерии в качестве основания для оплаты дней обучения. Основанием его издания будет соглашение об образовании, которое надо упомянуть в констатирующей части текста приказа (до слова «ПРИКАЗЫВАЮ»). Если в организации разработано Положение об обучении работников, утверждена Программа обучения на определенный период, то на них тут тоже можно сослаться. Работника надо ознакомить с этим приказом под подпись (Пример 11).

А потом еще надо будет отразить дни его обучения в табеле учета рабочего времени (Пример 12), чтобы правильно их оплатить.

Пример 11. Приказ о направлении работника на повышение квалификации

Пример 12. Фрагмент табеля учета рабочего времени с обозначением дней повышения квалификации с отрывом от работы за счет работодателя

Мнение эксперта

Николай Яковлев, юрист практики трудового права юридической фирмы «WatersOAG»

Николай Яковлев, юрист практики трудового права юридической фирмы «WatersOAG»

Если организация использует унифицированную форму табеля учета рабочего времени, утвержденную постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1 (далее – Постановление Госкомстата), то при ее заполнении следует руководствоваться и содержащимися в данном документе условными обозначениями. Для случаев повышения квалификации с отрывом от работы предусмотрены:

  • условное буквенное обозначение «ПК» (оно использовано в Примере 12 – см. оранжевую заливку) или
  • цифровой код «07».

Однако стоит иметь в виду, что не всегда кодировки «ПК» и «07» подходят для обозначения времени отсутствия работника на работе по причине обучения. Например, бывают ситуации, когда сотрудник проходит обучение по своей инициативе и за свой счет. Тогда работодатель:

  • не издает приказ о направлении его на обучение,
  • не оплачивает это обучение,
  • не сохраняет за работником на период обучения средний заработок.

В данной ситуации работодатель может предоставить работнику отпуск без сохранения заработной платы на период обучения и табелировать эти дни путем проставления условных обозначений «ДО» или «16», предусмотренных для отражения времени неоплачиваемого отпуска.

Кодировка «ПК» не подходит и для обозначения времени обучения, которое не относится к профессиональному обучению или дополнительному профессиональному образованию. Например, когда речь идет о каких-либо лекциях, семинарах и круглых столах, проводимых организациями, не имеющими образовательной лицензии. Условное обозначение для такого обучения Постановлением Госкомстата не предусмотрено, работодатель может разработать и утвердить свои собственные условные обозначения для таких случаев. А чтобы эти дни могли быть оплачены, данное правило следует закрепить в локальном нормативном акте организации.

Время обучения, на которое работник был направлен работодателем и которое отмечено в табеле учета рабочего времени кодировкой «ПК» или «07», подлежит оплате исходя из средней заработной платы работника (это следует из ст. 187 ТК РФ).

Время обучения, на которое работник оформил отпуск без сохранения заработной платы, не оплачивается.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сколько времени нужно чтобы приступить к работе
  • Сколько времени уходит на поиск работы в москве
  • Сколько времени хранятся акты выполненных работ
  • Сколько всего реквизитов может быть в документе
  • Сколько всего частных военных компаний в россии