Сколько времени у вас занимает дорога на работу?
Мудрость форума:
Работа
142 ответа
Последний —
13 октября 2022, 13:48
Перейти
Заглянула на огонек
Очень важно. До работы — час на машине . На обществ. транспорте — 2 часа 20 минут . Встаю в 7 утра . В 8- 15 выxожу из дома , отвожу ребенка в сад , в 9 приеззахю в офис . Если пробок нет.
09 января 2013, 17:17
#10
09 января 2013, 17:18
#11
09 января 2013, 17:19
#12
09 января 2013, 17:19
#13
09 января 2013, 17:22
#14
09 января 2013, 17:25
#15
09 января 2013, 17:30
#16
09 января 2013, 17:34
#17
09 января 2013, 17:36
#18
09 января 2013, 17:36
#19
Гость
добираюсь полтора — два часа, в зависимости от пробок. Автобус + 40 минут на метро + 15 минут пешком
09 января 2013, 17:40
#20
09 января 2013, 17:45
#21
09 января 2013, 17:46
#22
09 января 2013, 17:47
#23
Эксперты Woman.ru
-
Садовников Эрнест
Психолог….
61 ответ
-
Иванова Светлана
Коуч
88 ответов
-
Владимир Титаренко
Фитнес-нутрициолог
199 ответов
-
Мария Бурлакова
Психолог
338 ответов
-
Анна Антончик
Женский психолог
170 ответов
-
Международный Институт
Психология, психотерапия,…
25 ответов
-
Максим Сорокин
Практикующий психолог
1 057
-
Токарь Дарья Анатольевна
Фитнес-тренер
55 ответов
-
Никитина Анна Викторовна
Специалист восточных практик
33 ответа
-
Басенкова Ольга
Психолог
30 ответов
09 января 2013, 17:50
#24
09 января 2013, 17:54
#25
09 января 2013, 17:56
#26
09 января 2013, 17:57
#27
09 января 2013, 17:57
#28
09 января 2013, 17:57
#29
09 января 2013, 18:04
#30
09 января 2013, 18:13
#31
09 января 2013, 18:17
#32
09 января 2013, 18:25
#33
09 января 2013, 18:27
#34
alter_ego
Сколько по времени вы добираетесь до работы? Какие виды транспорта используете? Во сколько встаете? И важно ли для вас, как далеко находится работа от дома?
09 января 2013, 18:27
#35
09 января 2013, 18:30
#36
09 января 2013, 18:32
#37
Гость
Для меня важно чтоб не было наземного транспорта — ненавижу ждать маршрутки/автобусы. Я лучше на метро 2-3 пересадки сделаю чем по «верху» ехать…
09 января 2013, 18:33
#38
09 января 2013, 18:35
#39
09 января 2013, 18:39
#40
09 января 2013, 18:40
#41
09 января 2013, 18:44
#42
09 января 2013, 18:48
#43
Забава Путятишна
40, я из Сибири, город-миллионник. Пробки у нас такие же,как в Москве, сравниваю по своему опыту. Я 11 остановок (расстояние от дома до работы) проезжаю за 1,5-2 часа. Метро нет. Это становится уже реальной проблемой, особенно зимой, добираться по 30С морозу.
09 января 2013, 18:53
#44
09 января 2013, 18:58
#45
09 января 2013, 19:13
#46
09 января 2013, 19:15
#47
09 января 2013, 19:16
#48
Angry Bird
ПС: завидую тем, кто ходит пешком. Я бы ходила, всего 1 час, но так же воняет газами от автобусов и маршруток, что невозможно просто(((.
09 января 2013, 19:18
#49
09 января 2013, 19:18
#50
Почти 70% москвичей тратят на дорогу до работы более 1-2 часов. Такие данные приводит газета «Известия» со ссылкой на сервис «Яндекс Аренда». Опрос, проведенный его экспертами, показал: около 69% жителей столицы добираются до работы или учебы по часу, два и более. При этом 50% опрошенных признались, что считают это проблемой, однако большинство (61%) не готовы переезжать ради того, чтобы сократить время на дорогу. Мы решили узнать, что думают психологи о связи между утомительными поездками от дома до работы и ментальным (а заодно и физическим) здоровьем человека.
Многим из нас приходится тратить много времени на дорогу, добираясь до своей работы, но немногие знают, что это со временем может привести к большим проблемам со здоровьем, говорит психолог Александра Кондрахина.
«Чтобы вовремя прибыть на работу, необходимо вставать рано – в 5-6 часов. Возвращение домой может занять еще больше времени, а, соответственно, отход ко сну тоже будет поздним. В итоге мы недосыпаем. В молодом возрасте это не так заметно. Но постоянный недосып запускает механизм хронической усталости. Это сказывается и на работоспособности, и на психическом состоянии, а также и физическом: снижается концентрация внимания – мы начинаем допускать много ошибок; нам чаще делает выговор начальство – наше настроение ухудшается, снижается самооценка; на свет «вылезают» разные болячки – чаще болеем – снижается уровень дохода или нас увольняют.
Недаром говорят: «Жизнь – это движение!» А находясь длительное время в дороге, мы совершаем минимум движений. Физически наш организм слабеет: возникают проблемы с сосудистой системой – сидя, мы перекрываем кровоток, это приводит к отекам или анемиям конечностей; практически одно и то же положение тела – голова опущена вниз, спина сгорблена, руки держат гаджет – идет колоссальная нагрузка на позвоночник, «падает» зрение», – перечисляет психолог.
По мнению Кондрахиной, чтобы жить долго и быть здоровым, нужно искать работу, до которой будете добираться не более 40 минут. «Или, если уверены в долгосрочном контракте с работодателем, то переберитесь поближе к месту работы. Большой заработок на очень удаленном расстоянии никогда не покроет ваши расходы на собственное здоровье после увольнения», – говорит она.
Однако, как показывает исследование «Яндекс Аренды», менять место жительства ради работы готова меньшая часть сотрудников. Психолог-психотерапевт Марина Мироманова отмечает, что здесь одним из ключевых факторов являются собственно вид деятельности и занимаемая должность.
«Если мы говорим о лицах, не имеющих серьезного образования – например, разнорабочих, продавцах, то есть работниках низшего звена, – то они по большей части стремятся найти работу рядом с домом, потому что это достаточно просто и нет каких-то больших разграничений по условиям оплаты труда. Что касается топ-менеджеров, то там люди не только преодолевают большие расстояния, но и переезжают в другие города. Тут уже вопрос заключается в том, насколько они готовы менять свою жизнь ради того, чтобы увеличить материальный достаток», – утверждает Мироманова.
Многое зависит от того, как человек проводит время в пути. «Если он два часа едет в комфортных условиях, может сидеть в соцсетях, читать книжку или слушать музыку, то это можно воспринимать как некий отдых. Другой вопрос – если он вынужден ехать в метро или толкаться в автобусе, где он не может сесть. Это уже не отдых, а дополнительное физическое и психоэмоциональное усилие», – уточняет психолог.
Мироманова советует по возможности развлекать себя приятными занятиями – слушать музыку или читать книги (если читать с листа мешает тряска, а в сумке мало места, всегда можно скачать литературу в аудио-формате).
Сама по себе долгая дорога не является главной причиной эмоционального выгорания, но может серьезно его усиливать, отмечает специалист.
«Выгорает человек не из-за того, что дорога дальняя, а из-за того, что, например, работа неинтересная, в коллективе бесконечные подковерные игры, нет карьерного роста. Когда человек живет в постоянном цейтноте, не испытывает удовлетворения от того, что он делает, и тратит много психической энергии, которая никак не восполняется, то это и есть шаг к выгоранию. А длительное время, потраченное в поездке на работу, которая не приносит тебе удовлетворения, – это дополнительный фактор стресса.
Люди не успевают восстанавливаться физически. Ты потратил два часа на то, чтобы доехать в одну сторону, отработал какое-то количество часов, потом ты потратил два часа [на дорогу] в другую сторону. Ты приехал домой, а у тебя там семья: нужно сделать с детьми уроки, что-то приготовить… И человек просто не успевает восстанавливаться.
У работников среднего звена очень большой разброс в заработных платах, и, конечно, ради высокой зарплаты человек может ездить далеко. Сейчас мир так устроен, что люди во главу угла ставят не физический комфорт, материальный достаток. Пандемия очень много всего показала: закрывались предприятия, люди теряли рабочие места. Поэтому сейчас они немного другими глазами смотрят на вопросы комфорта в части того, как им добираться до работы. Есть куда добираться – уже хорошо», – говорит Мироманова.
Клинический психолог, детский нейропсихолог Кира Макарова считает, что ехать «за тридевять земель» нужно только на любимую работу, поэтому то, как человек себя чувствует после длительных утренних и вечерних путешествий, целиком зависит от уровня его мотивации.
«Если мотивация настолько сильна, что человеку нужна именно эта работа, то, конечно, он уже не рассматривает вопрос дороги – близко она или далеко. Огромное количество людей тратит на дорогу даже не два часа, а, бывает, и три. К сожалению, сегодня найти работу в маленьких городах сложно, поэтому люди едут в Москву. Снимать жилье [в столице] тоже бывает сложно, поэтому они вынуждены мотаться и тратить огромное время на дорогу. Пока человек молод и силен, он, возможно, не замечает того времени, которое отдает на дорогу. С возрастом это становится делать все тяжелее, и люди перебираются на новое место или уезжают обратно, если за это время не смогли купить себе жилье ближе», – говорит Макарова.
Она также советует заниматься в дороге чем-то полезным – например, читать. «Другое дело, что все равно деятельность умственного плана в транспорте не является полноценной, потому что человек все равно утомляется и отвлекается – вокруг много людей, много шумов. Здесь вопрос всегда состоит в том, как экономить силы и здоровье. Это вопрос больше про финансы, чем про психологию и здоровье человека.
Если у вас долгая дорога до работы, это приведет к выгоранию, только если эта работа нелюбимая и она не приносит никаких результатов ни в плане финансов, ни в плане личностного роста, ни в плане хоть какого-то удовольствия. Любая работа, пускай в малых дозах, должна приносить удовольствие! Все, что связано с усталостью, в основном связано с эмоциями. Дорога – это не тяжелый физический труд, это просто мини-стресс, который мы испытываем, потому что кругом шумно и много людей», – уверена Макарова.
А вот психолог «Теледоктор24» Регина Овсепян приводит неожиданные данные о связи между долгими поездками на работу и умственными способностями.
«Согласно исследованиям ученых, проведенных в 2015 году для компании Gallup-Healthways Well-Being Index, 40% сотрудников, тратящих на дорогу в офис более 90 минут, запоминают меньше полезной информации. Длительные поездки не идут на пользу, но во многом это зависит от способа, которым люди добираются на работу. Согласно выводам исследования канадских ученых, проведенного в 2014 году в Монреале, люди, добирающиеся на работу пешком, в поезде или на велосипеде, счастливее людей, делающих это при помощи машины, метро или автобусов. Работники, ездящие на работу на собственном транспорте, гораздо чаще страдают от ожирения, чем люди, использующие общественный транспорт. А езда в одиночку, в частности, делает их более несчастными», – рассказывает Овсепян.
Исследования, проведенные в самых разных странах, показывают, что увеличение расстояния от дома до работы может привести к эмоциональному выгоранию, ухудшению сна, социальной изоляции и раздражительности. Более того, замкнутость и необщительность, которые мы проявляем в общественном транспорте, могут иметь пагубные последствия.
«Человек подвергается дополнительному стрессу в связи с тем, что находится в толпе. В большинстве социальных ситуаций мы не подпускаем людей ближе, чем на расстояние вытянутой руки, но в общественном транспорте нарушаются практически все нормы социального взаимодействия.
Время, которое сотрудник проводит в пути, также влияет на риск профессионального выгорания. Риск возрастает, если человек тратит на работу более 20 минут. Те из опрошенных, кто проводит в пути больше 35 минут, настроены довольно скептически по отношению к своей работе. По мнению специалистов, чтобы защитить сотрудников от выгорания и повысить их эффективность на рабочем месте, работодатели должны предоставить им возможность хотя бы иногда оставаться дома и не заставлять ехать на работу в час пик», – подытоживает психолог.
30.08.2017 18:02
2.5 часа в одну сторону — безумие. Я для себя закладываю оптимальный вариант — без пробок до 30 мин, чтобы с пробками не больше часа. Все остальное — не стоит мучений.
Anonymous
02.09.2017 01:35
Смотрю тут много -балованных Галин- московских, которые живут рядом с метро в центре и 30 мин. дороги для них предел (а дальше удел маргиналов и замкадышей). Ой, или пардон муа, оне только на авто ездят, ОТ — это опять же для маргиналов и замкадышей. Либо наоборот, провинциалки, город которых можно пешком за час пройти по диагонали, и для них 30мин. до работы фууу как далеко. Но! 5 часов в день не стоят 15000 р. в месяц. Не, привыкнуть можно, приспособиться. Но вы даже не заметите, как здоровье покинет вас.
Anonymous
06.09.2017 17:47
30 минут пешком, или 3 остановки на автобусе,тогда 15-20 мин. На машине 10-15 со всеми светофорами
16.09.2017 00:17
Я живу за МКАДом ,училась ,работала всю жизнь в Москве .Ради 15000 даже не задумалась о смене работы.Ездить сначала тяжело ,а потом когда дети дома -в постоянном напряге . Ремарка в тему : О нас, о женщинах, в глаголах Зазвенел, нажала, потянулась, Полежала, помечтала, улыбнулась… Вздрогнула, вскочила, побежала, Погляделась, ужаснулась… помечтала! Вскипятила, отхлебнула, откусила, Призадумалась, опомнилась… ЗАБЫЛА! Разбудила, разогрела, накормила, Напоила, собралась, всё уложила. Напомадилась, напудрилась, обулась, Побежала, втиснулась, согнулась, Вытолкнули, выпрямилась, побежала, Поскользнулась, устояла, не упала! Добежала, выдохнула, ВСЁ — УСПЕЛА! Села, отдышалась, закипело!!! Позвонила, написала, посчитала, Переделала, отправила, сказала, ВЫЗВАЛИ! Перечеркали, завертелось! Переделала, а так хотелось… Помечтала, всё отправила, вздохнула, Заварила, обожглась, но отхлебнула! ВЫЗВАЛИ и снова ОТЧИТАЛИ! Нагрузили, навалили и послали! Прослезилась, корволольчика глотнула… Огляделась, успокоилась, вздохнула. Переделала, отправила… Глотнула, откусила, прожевала, проглотила. Позвонила и предупредила! ОТСТРЕЛЯЛАСЬ! Застегнула, побежала. Закупила, нагрузилась, помечтала… Поплелась, передохнула, оглянулась, Дозвонилась, попросила, улыбнулась! Приготовила, помыла, накормила, Постирала, почитала, уложила… Так летели дни, недели и года. Но она была красива и горда! И однажды кто-то, вдруг, спросил! Ну откуда же в ней столько сил? И она ответила, смеясь, Просто ЖЕНЩИНОЙ Я РОДИЛАСЬ!
В среднем большинство москвичей проводят в дороге полтора-два часа ежедневно, а хотели бы — не больше часа
Специалисты сервиса «Яндекс.Недвижиомость» решили выяснить, сколько времени ежедневно тратят на дорогу на работу из дома и обратно москвичи, и сколько бы они хотели тратить в идеале.
В результате опроса среди пользователей этого сервиса казалось, что больше трети добираются до работы полчаса–час. Почти поровну тех, кто тратит на дорогу чуть больше часа и меньше 30 минут. А 12% опрошенных каждый день проводят в пути (если считать время на дорогу туда и обратно) больше 3 часов.
При этом подавляющее большинство пользуются общественным транспортом, а каждый десятый ходит на работу пешком. На автомобиле ездят 16%. Напомним, что в Москве и области проживает около 20 млн россиян, а машин зарегистрировано 3,7 млн в Москве и ещё 2,7 млн в области. Видимо, для поездок на работу автомобиль используют не все: скорее всего, от ежедневной эксплуатации машины многих удерживают пробки и проблемы с парковкой (или её стоимость).
В итоге большинство москвичей проводят в дороге полтора-два часа ежедневно, а хотели бы — не больше часа. Больше половины ездят по маршруту «дом — работа» на общественном транспорте, даже если имеют автомобиль.
При возможности люди стараются жить поближе к работе, если уж не совсем рядом, то в соседнем районе. Но есть и те, кто ездит с другого конца города и тратит на дорогу в один конец больше 1,5 часов каждый день. Люди, работающие не в центре, чаще селятся ближе к офису. Так что в каком-то смысле работа не в центре —это удобно. И дёшево.
«Действительно, большинство москвичей хотели бы тратить на дорогу до работы не более 30 минут. Это логично, ведь есть даже специальный термин, описывающий последствия от долгого пути на работу и обратно. Называется он «транспортная усталость». Данный термин вовсю использовался в работах и расчетах по эргономике и социологии труда еще с 60-х.
Считается, что после 40 минут в пути усталость резко нарастает, а больше часа в пути считалось вообще неприемлимым, так как производительность труда при переутомлении падала на 10-20%, а переутомление в конце смены на производствах вело к росту несчастных случаев со всеми вытекающими. Поэтому, тем, у кого было больше часа — предоставляли общаги, не давали перерабатывать, запрещали сверхурочные и тд… именно поэтому, кстати, принудительно выгоняли в отпуск — потому, что понятно было, что человек все равно недорабатывает, но ресурсов на поддержание его «работы» тратится столько же.
В городах же этот принцип применялся при проектировании маршрутов ОТ и расположении их остановок. В том числе, для этого же были нужны всякие отделы по трудоустройству. Но то — дремучий совок и в прошлом веке…
А теперь всем плевать — при капитализме ты продаешь себя — и всем плевать на твои издержки…»
Журналист Наталия Бабасян не согласилась с такими выводами:
«Про СССР — это явное преувеличение. Развитый социализм был таким же людоедский как и нынешний капитализм. Если ты не жил рядом с родным заводом, добираться до работы всегда надо было не меньше часа. И всем было насрать. А вот если ты увольнялся и за месяц не выходил на новую работу, то к тебе уже колотился участковый с претензиями по поводу тунеядства…»
Блогер Николай Казанцев добавил немаловажное замечание:
«Много зависит от условий проезда. Я еду в электричке от Звенигорода до Белорусской, она всегда пустая, личное пространство вокруг достаточное, в ней и подремлю, и поработаю, аудио послушаю. А от Белорусской до Новокузнецкой да — спуск в метро, 10 минут ехать 4 остановки, и там 5 минут пешком. А когда много лет ездил по Москве на метро в час пик, то там до кольца доехать — квест, да, а если еще и на автобусе… там просто нет личного пространства, и энергетика вокруг напряженная, она влияет (на машине то же самое, та же энергетика в толкучке, только еще хуже). Но и тут Экхарт Толле помогает. Главная проблема больших затрат времени на дорогу — когда дети маленькие, это да, это все пережил….»
А Кристина Габер поделилась своим, достаточно жутковатым опытом:
«Я добираюсь в одну сторону 1,5-2 часа. Могу позволить себе снимать квартиру рядом с работой, но меня жаба душит отдавать 500-600 тыс. в год чужому дяде или тёте, да и ещё и жить по чужим правилам. Рядом с домом найти работу себе по душе нереально, все нормальные компании в центре или на западе. Поэтому продолжаю мучиться. А вечером, по приезду домой, сил нет ни на что, хотя с работы выхожу в адекватном состоянии…»
P. S. Если тут кто-то хочет посоветовать мне пересесть на метро, то по времени на нём ехать также)) а нервов и неудобств больше, поэтому упаси бог…»
#Новости#Дороги#Работа#Москвич#Общественный транспорт#Город
«Главный бонус по итогам 2016 года — работа в 2017 году», — гласило объявление в одном из российских офисов. В каждой шутке, как известно, есть лишь доля шутки. И все же, как выяснили социологи Исследовательского центра рекрутингового портала Superjob.ru, россияне даже в кризис готовы «уцепиться» далеко не за всякую работу. Решающим фактором очень часто становится дорога. Чем дальше и неудобнее до офиса добираться, тем меньше шансы работодателей закрыть вакансию быстро и эффективно.
Если в объявлении о поиске сотрудников честно указан адрес места работы, рекрутеры тратят на подбор персонала на 30% меньше времени. При этом налицо кажущийся парадокс: свои анкеты на такие объявления люди присылают на 14% реже. Однако и отсев в процессе переговоров с рекрутерами тоже становится меньше — кандидаты сами отказываются от мест, до которых им сложно будет добираться, работают «прицельно». Кадровики вздыхают с облегчением: не надо вести «пустые» интервью.
Социологи опросили тысячу представителей компаний-работодателей из всех регионов РФ и дополнительно проанализировали 1000 объявлений о вакансиях — половину с указанием адреса работы, половину без этих ценных сведений. Выяснилось, что вакансии, составленные по принципу «мой адрес не дом и не улица», висят на сайте на треть дольше четких и понятных.
При этом три четверти (76%) рекрутеров пояснили, что в процессе подбора специалиста всегда задают вопрос о том, как долго ему придется добираться на «работу мечты». «Иногда» так поступали 22% HR-менеджеров и лишь двое из сотни такую тему в принципе не затрагивают. При прочих равных 30% работодателей готовы принять на работу соискателя, который обитает ближе прочих кандидатов. Хотя, конечно, решающим фактором это служить не может. «Лишь бы человек хороший попался», — думают 66% рекрутеров и кадровиков, которым не важно место жительства будущего сотрудника. В конце концов, он разберется с транспортными проблемами сам.
И человек, конечно, решение принимает самостоятельно. Причем далеко не всегда в пользу компании. 63% кадровиков припомнили случаи, когда люди увольнялись именно потому, что дорога на работу оказывалась слишком долгой. Не сталкивались с такими ситуациями 22% опрошенных эйчаров.
Учитель тратит на дорогу 32 минуты, директор — почти час. Вопрос — кто свою работу любит больше?
Исследователи задали вопросы и самим работникам — проанкетировали 2250 представителей 15 наиболее популярных профессиональных групп. По данным социологов, в среднем меньше всего тратят на дорогу учителя (32 минуты) и продавцы (38 минут). Экономисты, квалифицированные рабочие, бухгалтеры проводят в пути по 43 минуты, менеджеры, юристы, маркетологи, дизайнеры — от 45 до 48 минут. Программисты теряют на дорогу по 50 минут. Дольше всех готовы ехать в любимый офис или ординаторскую врачи (54 минуты) или директора компаний (57 минут). Но последним проще — их обычно извозчик, то есть личный водитель, привозит прямо к парадному входу. Совсем другое дело.
Точно так же за рамками этого опроса остались прочие проблемы — например, сколько длится рабочий день, эффективно ли сотрудники и их руководство тратят свое и чужое время, готовы ли платить адекватную зарплату за труд, компенсировать бытовые неудобства и т.д. Между тем эти данные наводят на весьма серьезные размышления, по сравнению с чем транспортные проблемы кажутся не самыми важными.
18 апреля 2018, 00:54 / Менеджмент
Эксклюзивно по подписке
Чем опасен долгий путь на работу
И что компании делают, чтобы сотрудники по пути не уставали
PR-менеджер Анастасия Новикова тратила на дорогу от дома до работы 2–3 часа в одну сторону. Она жила в подмосковной Балашихе, а офис располагался в районе метро «Октябрьское Поле». Выходить из дома приходилось не позднее 7 утра, чтобы не встать в пробку по дороге до метро и вовремя приехать на работу. Через два месяца Новикова решила уволиться, но руководитель предложил ей ежемесячную надбавку в 20 000 руб. к зарплате в 100 000 руб. и дополнительный выходной день в пятницу. Новикова согласилась, но еще через два месяца утомительных поездок в офис все же написала заявление об уходе.
Большие расстояния от дома до работы все чаще имеют значение для сотрудников. На это обращают внимание и менеджеры среднего звена: соискатели не хотят ездить до офиса больше часа, говорит Константин Бряузов, партнер рекрутинговой компании Antal. Лишь треть соискателей готовы устроиться в компанию, которая расположена далеко от места жительства, следует из данных опроса исследовательского центра Superjob. Ради работы поближе к дому сотрудники даже согласятся на понижение зарплаты. 44% респондентов предпочтут вакансию с зарплатой на 5–10% ниже ожиданий, если дорога до офиса сократится. Соискатели понимают, что долгая и утомительная дорога быстрее приведет их к эмоциональному выгоранию, их продуктивность снизится, отмечает Мария Макарушкина, партнер компании «Экопси консалтинг». «Ведомости» разбирались, почему сотрудники самого разного уровня все чаще ищут работу ближе к дому.
Местоположение работы всегда интересовало в основном соискателей массовых позиций: продавцов, кассиров, операционистов в банке, говорит Алексей Захаров, президент Superjob. Этим работникам проще поменять место: предложений на рынке много, а доход на всех вакансиях примерно одинаковый, уточняет он. По словам Захарова, работодатели сами выбирают на такие вакансии людей, которые живут в шаговой доступности от организации. Это позволяет снизить текучесть кадров на 10–15%, отмечает Павел Гужиков, основатель сервиса для поиска работы у дома Worki.
На адрес офиса обращают внимание и более квалифицированные сотрудники. «Последние 5–7 лет ситуация в Москве стала меняться: город расширяется, добираться до работы тяжелее, зона платных парковок увеличивается. Эти факторы оценивают и сотрудник, и работодатель», – говорит Бряузов. Привлечь на все позиции сотрудников только из ближайших районов все равно не получается. Большинство жителей Москвы едут до офиса свыше 10 км, а в среднем путь от дома до работы составляет 18 км, говорится в исследовании «Яндекс.Навигатора» и «Яндекс.Карт».
33-летняя Юлия Бычкова ежедневно проводит в пути три часа – от подмосковного города Электростали до офиса на севере Москвы. Бычкова выходит из квартиры в 6.30 и добирается до работы тремя видами транспорта: на электричке, метро и маршрутке. Уйти из офиса, чтобы успеть на электричку, надо не позднее половины седьмого вечера. Автомобилем Бычкова не пользуется: на машине в дороге можно провести еще больше времени.
В таком режиме Бычкова работала администратором в российской IT-компании два года, а потом ушла в декрет. В 2015 г., после возвращения из отпуска, молодая мама предложила руководству частично перевести ее на удаленную работу из дома. Бычкова и ее начальник нашли компромисс: теперь женщина приезжает в офис только три дня из пяти. Эффективность Бычковой не снизилась, а в 2017 г. ее повысили до начальника отдела администрирования IT-проектов. Но перевод сотрудников на дистанционную работу не всегда выход из ситуации, говорит Бряузов. Он замечает, что у некоторых сотрудников во время работы дома падает продуктивность. Многие сотрудники вообще отказываются переходить на удаленную работу, добавляет Захаров.
Каждый работодатель пытается по-своему облегчить долгий путь сотрудников до работы. Работники офисов и заводов Coca-Cola пользуются бесплатным корпоративным транспортом. «Шатлы ездят от метро «Юго-Западная» до центрального офиса и от метро «Румянцево» до завода Coca-Cola в Москве. В Санкт-Петербурге шатлы до завода курсируют от станции метро «Московская», – говорит Ирина Петрова, директор по персоналу «Coca-Cola HBC Россия». Сотрудники московской школы управления «Сколково» тоже пользуются бесплатным транспортом: доехать до кампуса в 500 м от МКАД можно от станции метро «Славянский бульвар». «Работники, которые задержались после 9 вечера по уважительной причине, могут вернуться домой на корпоративном такси», – говорит Ольга Филатова, HR-директор «Сколково».
Другие работодатели компенсируют сотрудникам часть расходов на дорогу. Руководитель предложил включить такой бонус в социальный пакет Бычковой. Ежегодно по этой статье ей выплачивают 24 000 руб. Бычкова существенной пользы от такой выплаты не ощущает: она тратит на дорогу 10 000 руб. каждый месяц, т. е. около 10% от зарплаты.
Работодатели стали решать эту проблему еще на этапе поиска сотрудников. На позицию менеджера среднего звена компания скорее наймет человека с квартирой в 30–40 минутах от офиса, рассказывает Бряузов. «Такие сотрудники не выгорят через полгода, не уволятся, их можно развивать», – отмечает он. Если на вакансию претендуют два соискателя с примерно равными данными, работодатель скорее предпочтет того, кто живет ближе к офису, говорит Юлия Анисимова, генеральный директор Office Line.