Одной из причин перегрузки учащихся в школе является большой объем домашнего задания. Современным школьникам достается колоссальная нагрузка в школе. Многие дети устают настолько, что с трудом могут выполнить домашнее задание дома самостоятельно. В некоторых случаях это приводит к тому, что дети игнорируют задания учителя или выполняют их частично. Вследствие этого у ребёнка появляются плохие отметки, он начинает отставать от программы.
Многие дети могли бы выполнять домашние задания за 1 час (максимум 2 часа). На практике этот вопрос для детей и многих родителей является мучительным, потому что дети вместе с родителями могут просидеть весь вечер, выполняя домашнюю работу. Родители задают себе вопрос: как уложиться в положенные 1-2 часа? Многие связывают это с тем, что учителя задают слишком много. Другие говорят, что педагоги задают очень сложные задания.
Давайте рассмотрим вопросы, которые чаще всего волнуют родителей при выполнении ребенком домашнего задания.
Существует ли документ, определяющий время, которое ребенок может потратить на выполнение домашнего задания?
Учитель при планировании заданий на дом для учащихся руководствуется следующим нормативным актом:
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 СанПин 2.42.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (далее — СанПиН).
В соответствии с гигиеническими требованиями обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением дополнительных требований. Одними из таких требований является обучение без балльного оценивания знаний обучающихся и обучение без домашних заданий (п.10.10 СанПиНа).
Санитарные правила устанавливают нормативные требования по времени выполнения к общему объему домашнего задания по всем предметам на следующий учебный день. Объем заданий должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах):
во 2 — 3 классах — 1,5 ч.,
в 4 — 5 классах — 2 ч.,
в 6 — 8 классах — 2,5 ч.,
в 9 — 11 классах — до 3,5 ч. (п.10.30 СанПиНа).
Следует отметить, что эти нормативы являются примерными. Очень многое зависит от психофизиологических особенностей ребенка, темпа его деятельности. Многие родители отмечают, что детям с трудом удается сосредоточенно выполнять задания на протяжении 30-40 минут. Дети могут отвлекаться на прием пищи, просмотр телевизора, компьютерные игры. Несмотря на установленные нормативы, бывают случаи превышения объема домашних заданий на несколько часов. Увеличение нагрузки не проходит бесследно: у детей может отмечаться большая распространенность и выраженность нервно-психических нарушений, большая утомляемость, сопровождаемая иммунными дисфункциями, более низкая сопротивляемость болезням.
Правомерно ли задавать домашнее задание на каникулы или выходные дни?
Для обеспечения полноценного отдыха детей в течение рабочей недели недопустимо давать домашние задания на понедельник (Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 22февраля 1999г.№220/11-12 «О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе»). Таким образом, учитель не должен задавать домашнее задание на выходные дни.
Прямого указания на запрет учителю задавать задание на время каникул нет. Такое условие может быть закреплено в Правилах внутреннего распорядка школы. В статье 31 Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. существует указание на то, что ребенок имеет право на отдых. Каникулы — время отдыха, а не работы над домашним заданием. Положение о домашнем задании в соответствии с п. 2 ст. 30 ФЗ Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации разрабатывают самостоятельно.
Может ли домашнее задание содержать новый материал, который ребенок еще не изучал в школе?
В данном случае многое зависит от тех задач, которые ставит учитель. Если педагог хочет, чтобы ребенок закрепил дома материал, который был пройден на уроке, то учитель предлагает учащемуся соответствующий материал для закрепления изученного. Домашнее задание должно быть понятно каждому ученику, то есть все учащиеся должны точно знать, что делать и как делать. С другой стороны, необходимо стимулировать творческую, исследовательскую активность ребенка. При выполнении подобного рода заданий дети могут столкнуться с новым и ещё неизученным ими материалом для самостоятельного изучения и последующего обсуждения на уроке с учителем.
Имеет ли право учитель в первом классе задать на дом: прочитать отрывок из книги, выучить стихотворение, потренироваться в прописи при написании букв или их элементов, сделать упражнение в тетради и т.д.?
Многие дети, которые приходят в первый класс, достаточно хорошо готовы к обучению в школе. Некоторые родители даже настаивают на том, чтобы учитель задавал домашнее задание первоклассникам. В соответствии с СанПиНом это является недопустимым. Учитель может порекомендовать детям выполнить упражнение, но обязать делать домашнюю работу в 1 классе не имеет права. Многие дети с удовольствием выполняют несложные задания педагога, но делать они должны это исключительно по желанию.
Как определить сколько упражнений по русскому языку или примеров и задач по математике может задать на дом учитель?
Примерный объем домашних заданий, которые может задать учитель может содержаться в локальном акте образовательного учреждения (например, Положение о домашнем задании). Образовательные организации разрабатывают данное положение самостоятельно с учетом особенностей работы школы, методических рекомендаций.
Как должна быть организована подготовка домашнего задания в группе продленного дня?
При выполнении обучающимися домашних заданий (самоподготовка) следует соблюдать следующие рекомендации (нормативы СанПиН «Подготовка домашних заданий»):
— начинать самоподготовку в 15 – 16 часов, так как к этому времени отмечается физиологический подъем работоспособности;
— предоставлять по усмотрению обучающихся очередность выполнения домашних заданий, рекомендуя при этом начинать с предмета средней трудности для данного обучающегося;
— предоставлять обучающимся возможность устраивать произвольные перерывы по завершению определенного этапа работы;
Выполнять домашние задания можно без особых усилий, если найти правильный, индивидуальный подход к ребенку. Необходимо учитывать особенности каждого ребенка.
Учитель обязан ознакомить родителей с нормативами времени, которое отводится на выполнение домашних заданий, с примерным режимом дня, с правильной организацией рабочего места. Учитель всегда должен помнить о разумном объеме домашних заданий, учитывая количество учебных предметов, которые учащийся должен приготовить на каждый день.
Минобрнауки определило нормативы на выполнение домашнего задания
Сколько времени ученик-школьник должен тратить на домашнюю работу
Минобрнауки решило особо прописать в одном из официальных документов для школ количество времени, которое должно отводиться на домашние задания.
В первом классе их вообще нет, во 2-3 это полтора часа, в 4-5 классах — два часа, в 6-8 — два с половиной часа, а с 9-го по 11-й класс ученик должен тратить на домашнюю работу не больше 3,5 часа в день. При этом трудные учебные предметы, по которым в школе обычно много задают, не должны стоять в расписании в один день. Проще говоря, не может в один день быть химия, биология, физика, математика.
Это же самое, к слову, говорится в СанПиНах, которые вступили в силу еще в 2011 году. Зачем понадобилось снова напоминать школам правила? В минобрнауки «РГ» рассказали, что в последнее время в министерство поступает много жалоб от родителей на большой объем домашних заданий и нагрузку в школе.
— Министерство вынесло на общественное обсуждение проект изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности, прописав в нем требования, утвержденные СанПиНом, чтобы обратить особое внимание школ на объем допустимых нагрузок, — пояснили «РГ» в минобрнауки.
Проблемы с «домашкой» действительно есть. Между школами идет конкуренция за гранты, субсидии, результаты ЕГЭ и место в рейтингах. В этом году обязательный мониторинг пройдет даже в начальной школе . Естественно, никому не хочется быть в двоечниках. Учителя утроили усилия на уроках и прибавили домашнее задание.
Есть школы, где за выполнение домашних заданий с детей в продленке берут деньги и считают это дополнительной услугой.
— Иногда учитель думает: чем больше он задает, тем лучше. Домашние задания нужны, но нужна и их регламентация. Полно учителей, которые бессмысленно много нагружают детей. Не должен ребенок сидеть за уроками по шесть часов в день! — высказывает мнение заместитель директора знаменитой московской школы N57 Борис Давидович.- Но я бы определял домашнее задание не по времени, а по объему материала: сделали в классе четыре примера — на дом больше шести давать нельзя.
В 57-й физико-математической школе задачу на дом ученик может решать целый день или неделю. «А иногда и всю жизнь!» — шутит Борис Михайлович.
— Мы перешли на пятидневку, чтобы разгрузить детей, — говорит директор школы N17 Брянска Ирина Голикова, — стараемся на выходные дни давать меньше заданий. Вторая смена учится до семи часов вечера, и уроки обычно дети делают утром». «Получается, без родителей? — уточняю. — Как это сказывается на успеваемости?» — «У нас одна из лучших школ!»
А так ли уж нужны домашние задания? Когда-то в XIX веке по этому поводу уже разгорался спор, но «домашка» устояла. В 1917 году ее отменили и вернулитолько в 30-х годах прошлого века. Сейчас некоторые эксперты снова задаются вопросом: если мы говорим о переходе на школу полного дня, отказываясь от жестких рамок ведения урока, может, действительно пора отменить и домашнее задание?
Мнение
Ирина Ильина, мама третьеклассника, профессор РГСУ:
— Сын тратит на уроки столько же времени, сколько некоторые студенты на подготовку к семинару — около двух часов. Но семинар — раз в неделю, а уроки — каждый день.
Примерный объем домашних заданий для учащихся 2 — 4 классов
Объем домашнего задания должен соответствовать требованиям Санитарно-эпидемиологических правил к условиям обучения в общеобразовательном учреждении.
Домашние задания даются обучающимся начальной школы с учетом возможности их выполнения в следующих пределах:
— во 2-м — до 1,5 часа;
— в 3 — 4-м — до 2 часов.
Математика
2 класс Задача или 2 столбика примеров
3 класс Задача или 3 столбика примеров, но не более 16
4 класс Задача и 2 выражения, или 2 задачи, или задача и 4 примера
Русский язык
2 класс 15 — 17 слов упражнение для домашней работы может включать не более одного дополнительного грамматического задания
3 класс 25 — 28 слов упражнение для домашней работы может включать не более одного дополнительного грамматического задания
4 класс 35 — 37 слов упражнение для домашней работы может включать не более одного дополнительного грамматического задания
Литературное чтение
2 класс не более 1 – 1,5 страниц
3 класс не более 2 – 2,5 страниц
4 класс не более 3 – 3,5 страниц
Окружающий мир
2 класс не более 1 – 1,5 страниц
3 класс не более 2 – 2,5 страниц
4 класс не более 3,5 – 3 страниц
Нельзя:
– завышать объем предлагаемой домашней работы;
– давать задания на выходные, праздничные и каникулярные дни;
– перекладывать на учащихся изучение нового материала (под предлогом развития их самостоятельности);
– предлагать для выполнения дома задания на неотработанный материал, который не был еще объяснен на уроке и который заведомо является непосильным для учащихся (в этом случае вся тяжесть усвоения переносится с урока на домашнюю работу);
– задавать домашнее задание «под звонок», без необходимых разъяснений сущности предлагаемых задач и упражнений;
– предлагать для домашней работы задачи и упражнения, подобные которым еще ни разу не выполнялись на уроке;
– давать задачи и упражнения, чрезвычайно насыщенные заданиями, так как это приводит к ослаблению внимания учащихся к основному заданию, допускать перегрузку такими заданиями, которые значительно увеличивают время приготовления уроков (составление схем, таблиц, подготовка докладов, домашние сочинения);
– отсылать к другим источникам информации, помимо учебников, без указания на то, какие это именно источники и где их можно найти;
– не учитывать индивидуальных особенностей учеников, уровень их работоспособности.
Дозируя домашнее задание, учитель должен спланировать работу такого объема и содержания, чтобы учащиеся не испытывали перегрузки, для чего необходимо учитывать и то, как заняты учащиеся по другим предметам в этот день.
Тайм-менеджмент — умение управлять своим временем — давно стал одной из ведущих компетенций современного человека. Ребенку справиться с планированием сложнее всего, особенно, если родители перестают контролировать каждый его шаг. И это правильно! Формирование самостоятельности — необходимое условие взросления.
Подготовка домашнего задания — головная боль и ребенка, и родителей, и учителей. Ребенок ничего не успевает или все забывает, родители узнают о том, что подготовить поделку к завтрашнему уроку технологий надо в 10 вечера, а учителям может оказаться просто нечего проверять на следующем уроке.
Мы подготовили для вас материал, посвященный составлению плана и работе над домашним заданием. А в конце статьи вы сможете скачать два ярких недельных планировщика, которые помогут ребятам распределить нагрузку и сделать домашнее задание качественно и в срок.
Планируем и настраиваем время для выполнения домашней работы
Определите, сколько времени на выполнение домашней работы есть у вашего ребенка после школы.
Например: 2 часа в понедельник, 3 часа во вторник, час — в среду.
Напомним! Министерство просвещения определило количество времени, которое должно затрачиваться ребенком на выполнение домашнего задания. В первом классе домашней работы быть не должно, во 2-3 это полтора часа, в 4-5 классах — два часа, в 6-8 — два с половиной часа, а с 9-го по 11-й класс ученик должен тратить на домашнюю работу не больше 3,5 часа в день.
Расписание поможет вам точно понять: когда и что можно будет запланировать. В те дни, когда у школьника дополнительные занятия, например, музыкальная школа, английский или борьба — времени точно будет меньше, и это стоит учесть.
В большом масштабе планировщик можно будет скачать в конце материала
Подумайте: нельзя ли использовать утро?
Если ребенок в конце дня сильно устал, то однозначно не стоит заставлять его выполнить все в режиме «не сделал — не ляжешь». Перенесите задание с вечера на утро. Со старшеклассниками такая система работает на ура, как и со студентами: пусть ребенок ложится спать, но поставит будильник на час или полтора раньше. С утра мысли будут свежими, а энергии хватит на осознанное чтение главы и даже решение задач.
Время в пути
Если ребенок добирается до школы на общественном транспорте, значит, у него будет дополнительное время на подготовку. Но этот пункт ни в коей мере нельзя назвать обязательным или даже позитивным, только запасным. Писать в тетради, находясь в качающейся маршрутке или трамвае, абсолютно невозможно, а вот прочесть еще раз нужный параграф — вполне.
Волшебная пятница
В пятницу особенно хочется после окончания уроков больше не заниматься ничем. Но это действительно волшебное время, которое стоит использовать по-максимуму. Впереди выходные и возможность выспаться, что добавит несколько очков в копилку хорошего настроения.
Не надо ждать вечера воскресенья, чтобы в печали сесть за домашнюю работу. Лучше постараться сделать ее всю вечером пятницы. Так ребенок освободит себе все выходные, а вместо двух дней, загруженных примерами, чтением и составлением таблиц, получит два дня свободного для хобби и любимых книг времени.
Выясняем, что нужно сделать и какие для этого необходимы ресурсы
Составьте список
Первым делом необходимо составить список всего, что придется сделать на этой неделе. Эссе, задачи, игра в футбол в четверг, дополнительные задания с курсов по иностранному языку — абсолютно все. Так будет легче узнать, как лучше «раскидать» все необходимое по дням. Если выдается относительно свободный день, лучше запланировать на него подготовку несрочного (например, с понедельника на четверг) задания, чтобы в среду не лечь спать за полночь.
Точные формулировки задания
Очередное «Саша, привет! А что нам по математике задали, а то я не записал?» означает лишь одно: расход драгоценного времени. Приучите ребенка всегда записывать все целиком.
Также планируя домашнее задание, лучше воспользоваться следующей таблицей (скачать ее в большом масштабе можно в конце материала):
-
Предмет (русский или алгебра)
-
Задание (конкретный текст учителя)
-
Формат (эссе, презентация, проект)
-
Особые детали (чем можно воспользоваться, двойной лист или одинарный, какими цветами)
-
Сроки (когда нужно сдать)
Время на выполнение
Оцените, сколько времени потребуется на выполнение каждого отдельного задания. Лучше быть реалистичным и закладывать больше, чем меньше. Если ребенок справился с заданием раньше — можно вознаградить себя перерывом или начать выполнять следующую часть, чтобы закончить раньше. Такая игрофикация — «борьба» с самим собой — отлично мотивирует.
Расставить приоритеты
Если вы точно знаете, что с сочинением придется повозиться дольше, чем с примерами, то лучше начать с примеров. Да, опытные тайм-менеджеры советуют сначала «съедать лягушку», то есть делать самое неприятное, но с уроками это не пройдет. Ребенок расстроится, измучается и у него пропадет все желание делать что-либо еще.
Предлагаем такой план: сначала пишем структуру сочинения, то есть опорные точки повествования, пока мысль свежая. Потом решаем примеры или задачи (алгебра, физика, химия — то, что входит в список любимых предметов). А потом с чувством гордости за себя приступаем к написанию сочинения, схема которого уже готова.
Сверяемся
Расписание лучше всего повесить на видном месте, а на смартфон, который есть в кармане почти любого школьника, поставить напоминания о времени выполнения самых важных заданий. Каждый раз, когда появится желание полистать ленту ВКонтакте или поиграть в компьютер, лучше свериться с расписанием. Наличие расписания, но полное нежелание ему следовать — сведет к нулю все усилия.
Сколько
уроков может быть у школьников, сколько времени они должны тратить на
домашние задания и как ранжируются предметы по трудности –
ответы на эти популярные вопросы собраны в этом обзоре.
Как
регулируется недельная нагрузка школьников и какое количество предметов
в день является максимальным?
СанПиН
детализирует и общий допустимый объем нагрузки на каждого школьника в
течение одного дня.
1
класс — 4 урока;
2-4 классы — 5 уроков;
5-7 классы — 6 уроков (с учетом факультатива и физкультуры в
какой-то день может быть 7 уроков);
7-9 классы — 7 уроков
Старшая школа – не более 8 уроков.
В
документе также говорится, что различные по сложности предметы следует
чередовать. В начальной школе не должно быть сдвоенных
уроков.
Начальная
школа
В
какое время учебный материал усваивается максимально эффективно?
В
соответствии с приложением 3 к СанПиН 2.4.2.2821-10
«биоритмологический оптимум умственной работоспособности у
детей школьного возраста приходится на интервал 10 — 12
часов». В эти часы отмечается наибольшая эффективность
усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах
организма.
Поэтому
в начальной школе основные предметы должны проводиться на 2 — 3 уроках,
а в старшей – на 2 — 4 уроках.
Эксперты
напоминают, что максимальная работоспособность приходится на середину
недели, а в понедельник и пятницу она снижается. Поэтому в
идеале распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким
образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду.
На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие
наивысшему баллу по шкале трудности либо со средним баллом и наименьшим
баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни
недели.
Контрольные
работы следует проводить на 2 — 4 уроках в середине учебной недели.
Предметы,
требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны
группироваться в один день.
Сколько
времени ребенок должен тратить на выполнение домашнего задания?
В
соответствии с СанПиН обучение в 1 классе осуществляется с соблюдением
дополнительных требований. Одними из таких требований является обучение
без балльного оценивания знаний обучающихся и обучение без домашних
заданий (п.10.10 СанПиНа).
Санитарные
правила устанавливают нормативные требования по времени выполнения к
общему объему домашнего задания по всем предметам на следующий учебный
день. Объем заданий должен быть таким, чтобы затраты времени на его
выполнение не превышали (в астрономических часах):
во
2 — 3 классах — 1,5 ч.,
в 4 — 5 классах — 2 ч.,
в 6 — 8 классах — 2,5 ч.,
в 9 — 11 классах — до 3,5 ч. (п.10.30 СанПиНа).
Следует
отметить, что эти нормативы являются примерными. Очень многое зависит
от психофизиологических особенностей ребенка, темпа его
деятельности.
Старшие
классы
Сколько
упражнений по русскому языку или примеров и задач по математике может
задать на дом учитель?
Примерный
объем домашних заданий, которые может задать учитель может содержаться
в локальном акте школы. Образовательные организации
разрабатывают данное положение самостоятельно.
Справочно:
Санитарно-эпидемиологические
нормы и правила (СанПиН) для школ являются первоочередным документом,
которым должны руководствоваться руководители учебных заведений во
время организации учебного процесса. СанПиН 2.4.2.2821-10 для
школ периодически дополняется
и изменяется.
Правила,
прописанные в документе, являются обязательными для исполнения во всех
государственных и частных образовательных учреждениях. Они должны
учитываться при разработке нормативной и технической документации,
которая проходит согласование в соответствующих инстанциях
у нас к примеру правило и пару упражнений по математике и русскому, а по русскому плюс всегда идет работа над ошибками по прошлой работе (тут зависит от того, сколько слов ребенок написал в прошлый раз неверно) , по чтению прочитать перессказать/ответить не вопросы.
А вообще нормативы сводятся ко времени, которое должно отводиться на выполнение домашки
Допустимые нормативы выполнения домашних заданий для учащихся образовательных учреждений
Существует ли документ, определяющий время, которое ребенок может потратить на выполнение домашнего задания?
Учитель при планировании заданий на дом для учащихся руководствуется следующим нормативным актом:
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 СанПин 2.42.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (далее — СанПиН).
В соответствии с гигиеническими требованиями обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением дополнительных требований. Одними из таких требований является обучение без балльного оценивания знаний обучающихся и обучение без домашних заданий (п.10.10 СанПиНа).
Санитарные правила устанавливают нормативные требования по времени выполнения к общему объему домашнего задания по всем предметам на следующий учебный день. Объем заданий должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах):
во 2 — 3 классах — 1,5 ч.,
в 4 — 5 классах — 2 ч.,
в 6 — 8 классах — 2,5 ч.,
в 9 — 11 классах — до 3,5 ч. (п.10.30 СанПиНа).
Следует отметить, что эти нормативы являются примерными. Очень многое зависит от психофизиологических особенностей ребенка, темпа его деятельности. Подробнее https://eduface.ru/consultation/ombudsmen/dopustimye_normativy_vypolneniya_domashnih_zadanij_dlya_uchawihsya_obrazovatelnyh_uchrezhdenij1
Другой вопрос, что один ребенок за 30 минут управится, а кто-то два часа будет сидеть.
Но то, что программа перегружена и для того, чтобы успевать за планом, приходится гнать — это факт. А учитель должен как-то успевать с довольно разношерстным классом следовать программе, которая отображается в электронном дневнике.
Дозировка
домашнего задания во 2 классе.
Вопрос
о домашнем задании занимает одно из основных мест в процессе обучения
учащихся. Этот вопрос напрямую связан со здоровьем ребёнка. Желание школы дать
больше знаний часто приводит к резкому увеличению нагрузок, связанных с
выполнением домашних заданий и в конечном результате приводит к ухудшению
состояния здоровья детей. Медики справедливо бьют тревогу. Из этого исходит
актуальность решения вопроса о доле домашних работ в общем объёме нагрузок
школьника. Грамотный подход к объёму, дозировке домашних заданий может в какой
– то степени сохранить здоровье учащихся. Кроме того, это положительно повлияет
на развитие познавательного интереса учащихся, поможет сформировать у них
самостоятельность, организованность, умение рационально использовать своё
свободное время, ценить его.
Домашнее задание по
содержанию включает в себя:
1.
усвоение
изучаемого материала по учебнику;
2.
выполнение
устных упражнений на заданное правило;
3.
выполнение
письменных заданий;
4.
выполнение
творческих работ;
5.
наблюдения,
изготовление схем, таблиц;
6.
индивидуальные
задания для слабых и сильных учащихся.
Рекомендуемое
гигиенистами время приготовления уроков не должно превышать во втором классе
1,2 часа, в третьем и четвёртом – 1,5 часа. По нормам выполнение
домашнего задания для учащихся 2-го класса не должно превышать двух часов.
При
этом учитываются индивидуальные психофизиологические особенности детей. Объём
домашнего задания по одному предмету должен составлять 1/4 — 1/5 часть всего
времени, которое ученик затрачивает на подготовку уроков. Согласно современным
педагогическим и гигиеническим требованиям в выходные, праздничные и
каникулярные дни дети не должны получать домашние задания.
Необходим четкий ритм занятий. Для второклассника после
25 минут занятия – перерыв на 5 — 10 минут. Во время перерыва хорошо сделать
несколько гимнастических упражнений, полезна специальная гимнастика для глаз.
Выполнение
домашнего задания по одному из базовых предметов не должно занимать более 20
минут.
Литературное
чтение:
выразительное
чтение текста и ролевое чтение – не более 3
страниц текста.
выучить
стихотворение наизусть – стихотворение
объёмом не более 10 — 12 строк.
Подробный
пересказ текста – текст объёмом не
более 1 учебной страницы.
Краткий
пересказ текста – если содержание
произведения превышает 1 учебную страницу.
Большие
по содержанию произведения прочитываются
в несколько этапов (по количеству отведённых урочных часов в
календарно-тематическом плане).
Иногда
задаю выполнить задание творческого характера в рабочей тетради (в соответствии
с объёмом прочитанного произведения).
Русский
язык:
Для выполнения
домашнего задания задаю одно упражнение для письменного выполнения в тетради.
Иногда, если письменное задание, небольшое по своему объёму, то задаю задание
для устного выполнения (разгадать ребус, подобрать слова на заданное правило).
После
проведения контрольных письменных работ, письменного задания не задаю, прошу
устно повторить изученные правила или словарные слова.
Математика:
Для письменного
выполнения задаю не более двух заданий: одно – содержащее задачу, второе –
состоящее из 4 примеров, либо 2 уравнения, либо одно геометрическое задание.
После
проведения контрольных письменных работ, письменного задания не задаю, прошу
устно повторить изученные правила.
Познание мира:
Для закрепления
темы задаю подготовить пересказ одной темы, изученной на уроке (соответственно
календарно-тематическому планированию). По желанию детям предлагается найти
дополнительный материал, соответствующий изучаемой теме.
На выходные дни
домашнее задание задаю, но составленное расписание уроков позволяет его
выполнить досрочно (т.е. в субботу нет предметов, предполагающих выполнение
письменных заданий). Основная нагрузка приходится на понедельник, вторник
и среду.
Рекомендации по выполнению домашних заданий:
1.
Давать задание на дом с подробной консультацией по его выполнению.
2.
Обратить внимание на выполнение устных предметов.
3.
Научить работать с текстом, находить главную мысль прочитанного, составлять
план ответа, отвечать на вопросы после прочтения текста, делать краткий
пересказ.
4.
Творческие задания по возможности задавать на несколько дней и не требовать их
точного выполнения на следующий день.
5.
Объём письменной домашней работы не должен превышать третьей части объёма
работы, выполненной в классе.
6.
По возможности домашнее задание, дозировка его объёма должны быть
дифференцированными (кому- то из ребят легче выполнять задания по русскому
языку, кому – то по математике, кто – то медленно читает, и от этого разное
время тратится на выполнение домашних заданий).