Добрый день рукодельницы. Большая просьба написать новые, актуальные на 2023 год. ставки на вязание. Мы подправим наш калькулятор.
Калькулятор №1 Калькулятор №2
В этой статье вы найдете 2 калькулятора расчета стоимости работы вязания на заказ. А каким будете пользоваться, решать вам.
Есть еще один вариант расчета вязаного изделия.
Вы можете перейти к калькулятору №2 , но без прочтения статьи, не поймете сути, как он считает.
Стоимость изделия на продажу состоит из: цены материала + стоимость часов потраченных на выполнение этой работы.
Стоимость вашей работы вычисляется так:
Стоимость 1 часа умножаем на количество часов и получаем стоимость работы.
Если с количеством часов все понятно, то сколько тогда стоит 1 час?
Стоимость часа зависит от региона, в котором вы живете. Тут все просто — уровень зарплат и жизни почти одинаков для одного города, округа, поселка… Т. е. все получают заработную плату в относительно определенных пределах. Где-то 8-12 тыс. руб, где-то 25-30. Если не брать в расчет местных «олигархов», то среднестатистическая зарплата по городу всем известна.
Допустим, в городе где вы живете среднестатистическая зарплата 20.000 рублей. От сюда мы получаем, что устроившись на работу в будете получать в среднем 20.000 +/-. Такую же
з/п имеют все ваши потенциальные клиенты — 20.000 +/- немного. Значит, изделие, которое вы продаете (и которое вы хотите, чтобы у вас купили) должно вписываться в эти рамки. (Надеюсь суть ясна).
Значит стоимость 1 часа вашей работы будет рассчитываться в зависимости от того, сколько вы могли бы получать, работая в офисе/на заводе и т. п. Для расчетов берем опять же эти 20.000 рублей среднестатистической з/п в городе N:
20.000 руб. / 24 дн. (рабочих дня в месяце) = 834 руб. (стоимость одного дня работы)
834 руб. / 8 ч. (количество рабочих часов в рабочем дне) = 105 руб.
это значит, что в среднем по городу люди получают 105 руб. в час.
Вернемся к формуле: стоимость 1 часа х на количество часов = стоимость работы
Считаем сколько ЧАСОВ затрачено на изготовление изделия. Допустим, 23 часа чистого времени.
Стоимость работы = 23ч. * 105 руб.ч. = 2415 руб.
Стоимость изделия = 1000 руб. (допустим, это у нас стоимость материала) + 2415 руб. (стоимость времени мастера) = 3415 руб.
Конечно, можно увеличить себе з/п до любых допустимых и недопустимых пределов, но что тогда получится? Можно даже посчитать:
Рукодельница желает получать 100.000 руб. в месяц (а кто не хочет?))), но вокруг большинство людей получают свои 20.000.
Стоимость изделия у этого мастера, при равной стоимости материалов (1000 руб.) будет составлять: 12.960 руб.
Кто из тех, у кого з/п 20.000 сможет позволить кофточку стоимостью 12.960? На неё, вероятнее всего будут или копить или не купят никогда (что скорее всего).
Вот она, простая формула:
S = (N / 24 / * H + М,
где S — стоимость изделия, N — средняя з/п по городу или ваша желаемая з/п за месяц (но следите за тем, чтобы она была сопоставима уровню жизни в вашем городе), H — количество часов, затраченных на изделие, и М — стоимость материалов.
При этом вы заработаете сидя дома и занимаясь любимым делом столько же, сколько могли бы получать, сидя в офисе.
Любите свою работу и цените свой труд!
Мы решили закончить этот год максимально продуктивно и в преддверии праздников поднять сложную, но интересную тему — как же высчитать стоимость вязаного изделия, чтобы хобби превратилось в бизнес и приносило не только радость, но и хороший заработок. Мы поговорили с мастерами нашего портала, и они честно рассказали нам все секреты и тайны своих расчетов. Мы надеемся, что приближающиеся зимние каникулы как раз позволят выделить время на подробное изучение нашей статьи. Приятного прочтения и полезных выводов!
Как вы рассчитываете цену на вязаные изделия? Из чего она складывается?
Ольга Болдырева: Все очень просто. После того как работа готова, я считаю расход пряжи в метрах и умножаю на 3,5 рубля, если эта работа выполнена крючком и 5 рублей, если на спицах, и прибавляю стоимость самой пряжи.
Допустим, на простое платье, вязаное крючком, ушло 2 000 метров * 3,5 + 800 руб = 7 800 руб стоимость готовой работы.
Другой пример: работа выполнена спицами и в две нити, и расход составил 3 500 метров, то расчет немного изменится: 3 500 метров * 5 / 2 +1 000 рублей = 9 750 рублей. Делю на 2, потому что изделие связано в 2 нити.
Вера Шевченко: Конкретной формулы нет, сначала использовала расчеты стоимости вязания, которые нашла в интернете: по стоимости метража пряжи. Сейчас рассчитываю цену, исходя из своих запросов и уровня доходов моей целевой аудитории. В цену входит идея, стоимость пряжи, работа. Не входит стоимость упаковки (закупаю оптом по выгодной цене), расходы на электроэнергию и прочее.
Екатерина Епик: Цена складывается из стоимости пряжи, ее расхода, а также сложности и размера изделия.
Ирина Пугач: Цена изделия складывается из стоимости материала + стоимость работы и, что обязательно, + надбавка не менее 70%. Эта маржа включает в себя все расходы по оплате магазина, побочные расходы и форс-мажорные риски.
Ольга Фомина: Раньше ориентировалась на таблицы, которые есть в сети. У меня получается коэффициент 3–4 рубля на метр пряжи, + стоимость пряжи и других материалов, возможность скидки (10–15%).
Елена Вяткина: Ставлю для себя стоимость работы. Например, в месяц я смогу выполнить две работы соответствующей сложности, например, два свитера, связанных вручную. Сколько я должна зарабатывать в месяц? Ну, примерно 20 000 рублей. Значит, работа за свитер должна стоить для меня 10 000 рублей. Или я должна сделать три свитера в месяц. Тогда работа за свитер будет стоить 6 600 рублей.
Расчитываю, сколько пряжи пойдет на соответствующий свитер. Например, десять мотков, 300 рублей за каждый. Итого 3 000 рублей. Стоимость свитера для клиента будет 13 000 рублей или, соответственно, 9 600 рублей.
В стоимость работы включается:
- эскиз модели — у меня все модели авторские, разработанные мной, не из журналов;
- разработка модели — точный расчет, выкройки;
- подбор пряжи — не с каждой пряжей модель будет выглядеть достойно и современно;
- закупка пряжи — риски по качеству сырья, образцы закупаю за свои средства, может и не устроить качество;
- изготовление опытного, пилотного образца;
- изготовление самого свитера;
- затраты на фото для магазина — модель, макияж, фотограф, студия;
- затраты на рекламную деятельность и оплату магазина.
Мария Громова: Со временем мой метод претерпел грандиозные изменения. Я начинала, чтобы заработать хоть что-нибудь, цена исходила из небольшой прибавки к стоимости пряжи. Проработав так несколько сезонов и посмотрев в итоге на свою налоговую декларацию, я поняла, что работаю не просто в ноль, а фактически в минус, потому что здоровье лучше не становилось, нагрузка была огромная, а финансовое возмещение было очень маленьким. Я не умела распределять свое время, заботиться о себе, своем здоровье, качественно и грамотно отдыхать, а работала в режиме 24/7 и все сама, сама. Но пережив достаточно тяжелый период в жизни, я поняла, что если я не изменю свой подход к бизнесу, то меня завалит обломками своего дела.
Я очень много работала над своей самооценкой, принятием своей ценности, обретением опоры, и поняла, что насколько я оцениваю себя, настолько мои клиенты ценят мою работу. Если я пренебрегаю собой, занижаю свой талант, свои возможности, качество своей работы, то и мои клиенты начинают делать то же самое. С того момента я кардинально изменила свои внутренние установки и стала применять это в своем бизнесе. Я высчитала сумму, которую хотела бы получать в месяц и количество часов, которое я могу потратить в неделю непосредственно на процесс вязания. Потом я высчитала стоимость часа работы и определила цену моих изделий, прибавив прибыль и прочие затраты — на налоги, на обслуживание магазина, на упаковку, амортизацию.
Если вы оцениваете свою работу только с точки зрения того, что вы получили как исполнитель, но не закладываете туда прибыли, то получается, что вы работаете на заводе, продолжая жить от зарплаты до зарплаты — от заказа до заказа. У вас нет возможности расширять свой бизнес, у вас нет возможности сделать его более эффективным, повышать качество своих изделий, строить личный бренд. Вы не можете это сделать, потому что на это нет лишних средств, а средства могут появиться только из той части, которую мы закладываем как прибыль предпринимателя. Свое же личное, то, что вы получаете как исполнитель, если на вас не работают другие люди, вы должны тратить на поддержание своего здоровья, быта, радостной жизни.
Я знаю, что удовольствие мне доставляет работа с качественной пряжей, в том ритме, который комфортен для меня, сначала мне было очень страшно, что я останусь без работы. Но самое удивительное, что когда я решилась на эти изменения, то ко мне стали приходить абсолютно удивительные потрясающие люди, которые ценят и уважают ручную работу.
Лариса Сныховская: Стоимость материалов + стоимость работы (метраж пряжи * цена работы за 1 метр провязанной пряжи), + стоимость сборки изделия, + износ оборудования и инструментов, + расходы на стирку, влажно-тепловую обработку, электроэнергию и прочее — усредненная сумма для одного изделия.
Анна Богданова: Цена материалов + уровень сложности + индивидуальность заказа.
Татьяна Клименко: Стоимость готового изделия учитывает: себестоимость материалов, затраты на их доставку и получение, затраты на содержание магазина на сайте, трудоемкость изделия, стоимость упаковки.
Francesca Fiore: В стоимость входит:
- Производство — пряжа и материалы, инструменты и оборудование (затраты на них должны окупаться), создание эскизов, образцов и технологических описаний. Здесь важно иметь в виду, что «креативность» тоже может быть выражена в денежном эквиваленте, так как напрямую зависит от культурно-мировоззренческого потенциала человека. Чем богаче личность, шире знания, ярче впечатления и жизненный опыт, то есть чем больше вложено в человека и его образование, тем круче творческие идеи, полет фантазии и результат в виде моделей. Сюда же относится работа — стоимость человеко-часов, затраченных на создание изделия.
Есть разные способы расчета, я сталкивалась с двумя: это стоимость обработки погонного метра пряжи, плюс коэффициенты за сложность типа жаккарда, количества переплетений и т.д. Кроме того, работа с пряжей темных оттенков тоже оценивается чуть дороже (глаза страдают).
Другой способ расчета стоимости работы — это средние суточные нормы по отрасли в конкретной стране в конкретное время. Ручной труд используется до сих пор в легкой промышленности, поэтому нормативы есть. Например, в государстве АБВ швея/вязальщица получает в среднем Z денег за десятичасовой рабочий день, при этом выполняя N количество работы (или метров пряжи, или штук и т.д.). - Накладные расходы — на электричество, транспорт/топливо (надо бесконечное количество раз съездить на закупки, в финансовые учреждения и др.), проведение денежных операций, налоги.
- Сбыт — надо готовую модель сфотографировать (оплата фотографа, студии, фотомодели, стилиста, чтобы создать грамотные образы), оплатить магазин и/или рекламу. Нужно составить грамотные описания, работать с клиентами — вести переписку, решать стилистические и «фигуристые» задачи. Кто-то может делать это сам, если умеет, и тратить свое время на самообразование во всех этих сферах, поиск информации в интернете. Кто-то тратится на привлечение администратора, стилиста, маркетолога и т.д.
- Доставка — ответственность за доставку лежит на продавце. Это его задача выбрать способ наиболее надежный и безопасный. И риски тоже на нем. Поэтому я считаю, что эти риски надо тоже закладывать в стоимость.
- Прибыль — а вот это дело личное каждого мастера. Я могу лишь сказать, какие моменты я бы учитывала: можно умножить затратную часть хоть на десять, лишь бы продавалось. То есть «сверху» мы ограничены объективно конкуренцией. Если мы создали действительно что-то стоящее, оторвавшись от других мастеров на тысячу километров, то такой товар рано или поздно найдет хозяина. Если же мы себя переоценили, отсутствие продаж это продемонстрирует. А вот по ограничению «снизу» все не так просто. Я для себя вывела свою формулу: стоимость должна быть такой, чтобы я как мастер, автоматически, подсознательно ставила интересы клиента выше своих собственных. Другими словами, за эти деньги (конкретную стоимость модели) я готова любить, в гуманистическом смысле слова, терпеть, не раздражаться, бесконечное число раз искать и находить самое лучшее для клиента, быть готовой признать себя неправой и т.д. И при этом получать удовольствие от всего этого.
Ольга Долбнина: Цена на вязаное изделие складывается из себестоимости материала, количества часов и процентной надбавки, куда входит оплата магазина, реклама, фото, время на разработку моделей и т.п. — как правило, 10–20%.
Елена Попова: После долгих проб и вариаций была выведена такая формула основной цены: сырье + работа + 40%.
Все затраты учесть невозможно, поэтому в эти 40% процентов входят:
- этикетки;
- упаковочный пакет;
- транспортные расходы;
- курьерская или иная доставка сырья;
- фотографирование и постобработка;
- ведение аккаунта.
Когда в планы входит скидка, подарочная упаковка с подарками, то я прибавляю эти расходы к базовой цене. В процентах это получается 20–25%.
Какие неожиданные для вас пункты добавились со временем в расчет цены на вязаное изделие?
Мария Громова: Для меня неожиданным моментом стала необходимость добавки на амортизацию здоровья. Я заложила сюда нужные процедуры для моих глаз, суставов, позвоночника — массаж, бассейн, глазные капли.
Лариса Сныховская: Расходы на отвязывание образцов и расчеты.
Татьяна Клименко: Когда мы были начинающими мастерами, мы были готовы вязать коврики любых размеров по одной и той же стоимости, скажем, за единицу площади. Однако, связав пару раз нестандартные изделия, мы поняли, что затраты труда несоизмеримы! Наверное, это было самой главной неожиданностью. Но это, скорее, связано с неопытностью на начальном этапе продаж.
Закладываете ли в стоимость вязаного изделия время, потраченное на рождение идеи?
Вера Шевченко: Да. Скорее, не столько время, сколько саму идею. Некоторые модели «рождаются» в течении нескольких месяцев. Сюда же входит процесс отработки схем, вязания образцов и т.д.
Ирина Пугач: Да. Но не на все работы. И, скорее, это небольшая надбавка, потому как идей много.
Ольга Фомина: Нет, я не закладываю, часто идея рождается в процессе работы, трудно определить точное время на ее рождение.
Мария Громова: Я не учитываю этого времени, здесь проявляется моя слабость — как человек творческий, увлекающийся, я получаю настолько много кайфа, радости и восторга в процессе создания чего-то особенного, индивидуального, что могу забыть о времени, пока есть вдохновение.
Ольга Болдырева: У меня есть работы, которые создаются долгое время, приходится не один раз распускать и начинать вязание заново, такие авторские работы стоят дороже в разы и, как правило, это изделия в единственном экземпляре, повторов на них я не делаю. А в основном все работы, представленные в магазине, я могу повторить с удовольствием, учитывая все пожелания клиента, в оговоренные сроки.
Татьяна Клименко: Рождение идеи в моем случае происходит так быстро и так легко, что нет необходимости включать этот процесс в список расходов.
Ольга Долбнина: Нет. Покупатель не должен оплачивать мои творческие метания и неисполненные в итоге задумки.
Елена Попова: У меня идеи рождаются в процессе работы над предыдущей моделью. И вообще нет такого, что вот сел и сидишь думу думаешь Оно накрывает в самый неожиданный момент. К примеру, в автобусе. И сколько стоит автобусная идея? Так что я этим пунктом пренебрегаю.
Есть ли разница в вычислении цены маленького и большого вязаного изделия?
Анна Богданова: Да. Иначе на большой заказ цена была бы заоблачной и изделие не купили бы. То есть, в цену большого изделия приходится закладывать скидку.
Вера Шевченко: Цена зависит от сложности изделия. Иногда большое изделие связать проще и быстрее, чем маленькое. При работе над маленькими вещами используется более тонкий крючок, более тонкая пряжа, что требует большего навыка в вязании.
Ольга Болдырева: Я вас удивлю, наверное, но разница есть и работает она в другую сторону! Если работа связана ажурными мотивами крючком №2 и изделие получилось 52 размера, а клиент хочет повтор 44 размера, то мне придется взять тоньше и крючок, и ниточку, а это уже филигранная работа и стоимость за метр станет дороже на 2 рубля.
Ольга Фомина: Нет, разницы нет.
Мария Громова: В моем случае нет, так как я изначально закладываю стоимость часа в работу и примерно знаю, сколько часов я на него потрачу. При этом иногда бывает, что маленькая работа требует больше ювелирного исполнения и времени.
Татьяна Клименко: Да, несомненно. Наши стандартные работы имеют, как правило, не очень большой размер, 50–52 см на 110–120 см. Однако нередко к нам обращаются с просьбой связать коврик по размерам заказчика и обычно это уже не коврики, а большие ковры. Как-то раз мы вязали изделие размером 3 на 4 метра! Естественно, что при вязании таких изделий нам требуется не только гораздо больше материалов, но и времени. Кроме того, резко возрастает сложность самого процесса вязания: большие коврики имеют большую массу, их тяжело даже просто удержать в руках. В дополнение, теряется «мобильность» мастера: если небольшую вещь можно взять с собой в поездку, то крупный ковер никуда не повезешь. Таким образом, если есть ограничения по срокам исполнения (а они, как правило, конечно, есть), то это накладывает определенные изменения на твои планы в повседневной жизни! А потом ведь такую работу нужно еще и подготовить к продаже: постирать, высушить, приготовить нестандартную упаковку (мы, например, для больших ковров шьем чехлы), организовать отправку… К слову, ковер 3 на 4 метра весил около 15 кг!
За счет чего можно снизить цену на вязаное изделие, не снижая качество?
Анна Богданова: Простота используемых орнаментов, отечественные материалы, закупки в магазинах с более низкими ценами, оптовые закупки.
Вера Шевченко: За счет используемых материалов (одинаково качественных, но разных по стоимости, например, натуральный шелк и натуральный хлопок). За счет использования «обкатанных», проверенных схем или более простого рисунка.
Ольга Фомина: Найти материалы дешевле или покупать пряжу популярных цветов оптом. Я вяжу из «бобинной» пряжи, купленной на стоках, получается дешевле в два-три раза цен на фасованную пряжу в мотках.
Ирина Пугач: За счет стоимости материалов. Например, плед можно связать из обычной отечественной пряжи, и стоимость такого пледа будет 4 000 рублей за 1 кв.м. А можно из итальянской пряжи, в таком случае стоимость повысится до 10 000 рублей за 1 кв.м. Значит ли это, что из отечественной пряжи я буду вязать хуже? Нет! Значит ли это, что пряжа хуже, чем итальянская? Тоже отвечу «нет». Для каждого человека понятие «хорошо» — только его субъективное понятие.
Мария Громова: К сожалению, нет такого секрета, как можно сделать работу дешевле, не снижая качества. Другой вопрос, что критерии качества у разных людей разные. Кому-то важно получить вещь которую он будет носить очень долго, которая станет любимой и будет выполнена из 100% натуральной пряжи. Но бывают и другие запросы — просто получить модную вещь на сезон. Мы всегда открыты своим клиентам и всегда учитываем их пожелания. Качество работы всегда безупречно, но качество свитера из кашемира и полушерсти, конечно, различно. Я всегда объясняю клиентам такие нюансы, стараюсь понять запрос. Исходя из этого, предлагаю разные варианты на разный бюджет.
Лариса Сныховская: Используя более выгодные варианты закупки материалов. Не используя сложные рисунки, жаккарды и прочее. Практикую очень-очень редко, но теоретически, на любителя, это имеет место быть — бесшовное вязание, — удешевление за счет отсутствия этапа сборки.
Татьяна Клименко: Нам кажется, что это невозможно. Качество работы гарантируют качественные материалы. А найти качественные материалы в России по низкой цене ох как непросто, особенно в условиях современного роста цен и привязки курса рубля к курсу евро. К сожалению, российское овцеводство пребывает до сих пор в удручающем состоянии, отечественной шерсти, именно как сырья для производства пряжи, на рынке почти нет. Когда курс евро вырос почти в два раза, даже отечественные производители ниток подняли цены на 50–80%!
Francesca Fiore: Во-первых, люди приходят за ручной работой не по необходимости, а от избытка. Нужно дешевле — идите в масс-маркет или сток, где на вес можно приобрести вполне приличную, иногда новую, одежду. А если вам хочется выделиться и продемонстрировать свое превосходство — при чем тут удешевление?
Если вы уберете из затрат какую-либо из статей, например, рекламу, или вместо профессиональной фотосъемки просто снимите все на свой телефон, то затраты станут существенно меньше. Но и продавать вы будете меньше по сравнению с конкурентами. В начале карьеры это допустимо, но стремиться вы должны не к экономии, а к идеалу — как сделать свою работу лучше, а не дешевле, чем у всех остальных.
Если же вы начнете экономить на прибыли, вы перестанете любить своего клиента. Пару раз вам вернут работу, которую вы чуть-чуть не дотянули, потому что надо было чуть больше потратиться (незапланированно превысить бюджет), или откажетесь переделать, или не захотите поменять пряжу, например, которая по оттенку «гуляет», причин может быть миллион. Это же фактически ваша ошибка, хоть от вас и не зависит. И вы начнете свои интересы ставить выше интересов клиента. Клиенты это сразу чувствуют, что отражается на отзывах и продажах. С другой стороны, такой бизнес не будет приносить и вам удовлетворения. А значит, долго не продержится.
Ольга Долбнина: За счет оптовых закупок пряжи, покупки пряжи по акции, поиск аналога пряжи по тем же свойствам (состав, метраж), но в другой марке.
Стоит ли закладывать в цену вязаного вручную изделия возможность скидки?
Вера Шевченко: По желанию. Я могу себе позволить сделать скидку
Елена Вяткина: Думаю, нет. Это не честно. Получается обман покупателя. Если покупатель заинтересован в эксклюзиве, ему не очень важна маленькая скидка. А при большой он понимает, что его явно обманывают в ценообразовании.
Ольга Фомина: Думаю, да, стоит. Я закладываю примерно 10%, но могу по факту сделать скидку и больше в сезон распродаж или для постоянных покупателей.
Мария Громова: Я не считаю, что нужно закладывать в работу возможность скидки, потому что, с одной стороны, это нечестно по отношению к клиентам — продавать изначально вещи с завышенной ценой, а с другой стороны, это некое негативное послание самому себе: «За эту цену я не продам, придется снижать стоимость». Указывайте сразу цену, которую вы ощущаете правильной для этой вещи, а если придется сделать скидку, то и отпускайте легко!
Ольга Болдырева: Я так не делаю, потому что смысл скидок станет бессмысленным. Скидка — это рекламный ход, способ привлечения новых клиентов, а дальше следует знакомство и чудесное сотрудничество.
Татьяна Клименко: Мне кажется, что да, возможность хотя бы минимальной, в 5%, скидки нужно учитывать при определении стоимости готового изделия.
Francesca Fiore: Поскольку это инструменты маркетинга, то финансируются они из прибыли. Фактически, вы можете часть своей прибыли пустить на развитие бизнеса или на стимулирование сбыта и маркетинга. Но эти расходы не могут быть включены в затратную стоимость моделей, они к ним не относятся.
Скидки в стоимость закладывают масс-маркет и промышленное производство. Предприятие работает циклично. Каждый сезон должны выпускаться новые коллекции. В начале сезона новые коллекции «только что с подиума» продаются по завышенной цене тем, кто может и хочет платить за удовольствие быть первым 1–2 месяца. В конце сезона остатки выставляются на сейл иногда со скидками до 70%. Товар надо срочно продать, ведь уже на подходе новая коллекция. Кстати, скидки до 70% — это удел лишь нескольких единиц товарного ряда. Успешные модели даже в сезон распродажи никогда не опускаются ниже 10–15%.
Если модель ручной работы вдруг оказалась неудачной или не продается длительное время, то можно, конечно, на усмотрение мастера быстро продать ее за 10–20% стоимости. Но в момент создания это нельзя предвидеть. Я могу поблагодарить клиента за выбор моего бутика и сотрудничество, исключительно за счет своей прибыли. Он мне дает выгодный заказ, я его благодарю за это чем-то — небольшой скидкой, бесплатной доставкой или стоящим подарком. И ровно настолько, чтобы не страдало мое чувство любви к клиенту и удовлетворения от работы. Например, клиент купил две вещи, моя суммарная прибыль больше; к тому же экономятся некоторые расходы. Еще я могу дать существенную скидку на модели-образцы. Я на них тренировалась, они редкого размера или еще что-нибудь. В таком случае тоже все довольны: я отработала модель, а для кого-то, кто не может себе позволить приобрести элитное изделие за полную стоимость, это хорошая возможность получить понравившуюся вещь.
Ольга Долбнина: Возможно и стоит. У меня все заложено в наценку.
Елена Попова: Скидку нужно обязательно закладывать.
Если делать подарки покупателям или подарочную упаковку к праздникам, то стоит ли равномерно включать это в цену вязаных изделий на протяжении всего времени продаж?
Анна Богданова: Я здесь склонна рассуждать как покупатель. В этом качестве я всегда прошу продавцов избавить меня от нарядной упаковки, потому что выкинуть жалко, а хранить негде и незачем. Следовательно, мне бы хотелось, чтобы у покупателя всегда был выбор — нужна ему подарочная упаковка и удорожание заказа или нет. Сама никогда не включала стоимость упаковки в цену, но, возможно, когда-нибудь стану это делать.
Ирина Пугач: Подарки — да. Поскольку себестоимость подарка, как правило, небольшая, то она входит в стоимость. Упаковка — нет. Необходимо отдельной работой выставить формат праздничной упаковки и дать покупателю выбор, приобретать ее или нет, так как, как показала практика, себестоимость праздничной упаковки на порядок выше небольшого подарка-комплимента, если говорить об эстетичной, качественной упаковке с сопутствующими аксессуарами, а не просто о крафт-бумаге.
Ольга Фомина: Считаю, что нет. Праздничная упаковка не настолько дорогая.
Вера Шевченко: Я всегда делаю маленькие подарочки покупателям, не включая их в цену изделия. Упаковку делаю сама, но такую, чтобы было не стыдно эту вещь подарить Задача мастера — найти такие варианты упаковки, чтобы и самому было не накладно, и покупателю приятно, но не нужно было ничего дополнительно оплачивать.
Мария Громова: Я не включаю стоимость подарочной упаковки в цену изделия, но бывает так, что ты хочешь сделать постоянному клиенту какой-то приятный подарок и это такой непредсказуемый момент. Я считаю, это должно исходить от сердца, как мы дарим подарки близким людям.
Лариса Сныховская: Нет. Необходимость подарочной упаковки я оговариваю с покупателем индивидуально, за дополнительную плату, это более честно. Насчет подарков нет ответа. Потому что пока нет идеи универсального подарка. Открытки к Новому году подписываю в виде бонуса
Ольга Болдырева: Я делаю подарки покупателям, у меня есть упаковка, открытки, лейбл. Но все это просто так, иначе само слово «подарок» потеряет свой смысл. В любой бизнес нужны вложения, это все оправдается со временем. 100 рублей для одного клиента — это для меня не цена вопроса! В магазине часто провожу конкурсы, и тут цена уже другая, но я готова платить и вязать, магазин надо рекламировать. Реклама — двигатель торговли!
Татьяна Клименко: Да, конечно, стоит. При равномерном включении в цену изделий на протяжении всего времени продаж эта сумма в нашем случае весьма незначительна. Но ведь это дополнительные расходы!
Елена Попова: Подарки у меня идут ко всем заказам, к праздникам не привязаны. Образуются они у меня из той мелочевки, которая не пользуется спросом. Например, белые носочки нарасхват, а бордовые не покупают. Зато в подарках принимаются на ура. Подарочная упаковка — отдельная статья расходов.
Есть ли у Вас свои коэффициенты усложнения — надбавка стоимости вязаного изделия за сложный рисунок, жаккард, узор?
Анна Богданова: Прямо просчитанных коэффициентов нет, но да, сложность учитывается при выставлении цены.
Вера Шевченко: Да. Использование более сложных рисунков и узоров увеличивает время изготовления работы, что, в свою очередь, приводит к повышению цены.
Елена Вяткина: Если работаю с клиентом «на эскизах», все обсуждаю с ним, то, конечно, включаю еще 10–15% к стоимости изделия. Естественно, согласовываю эту сумму с клиентом. Никто еще не отказывался от этого. В моей ценовой нише не очень торгуются, принимают и понимают все трудозатраты.
Ирина Пугач: Да. Бывают такие узоры, что пока вяжешь один такой, времени уйдет в три раза больше, чем на более легкий орнамент.
Ольга Фомина: Да, есть, на вязание из черной пряжи цена увеличивается на 10%, сложный ажур также дороже на 10–20%.
Мария Громова: У меня есть коэффициент усложнения при работе с темной пряжей потому что действительно очень сильно страдает зрение и очень замедляется процесс. При работе со сложными узорами, с одной стороны, мы тратим больше времени и стоимость работы выше. А с другой стороны, лично мне гораздо приятнее и интереснее вязать сложные узоры, когда ты можешь высчитывать, можешь думать, можешь включать мозг и время работы здесь пролетает быстрее. Поэтому я благодарна тем клиентам, которые делают сложные заказы.
Лариса Сныховская: Да, обязательно, от 2 и выше.
Ольга Болдырева: За метр пряжи я беру 3,5 рубля. Цена увеличивается на 1 рубль, если:
- это темная пряжа, так как глаза устают быстрее;
- это мотивы вязаные крючком;
- это рельефное вязание;
- работа выполнена в разной цветовой гамме.
Татьяна Клименко: Да, обязательно. Мы делаем надбавку за сложность исполнения и крупных по размерам изделий: здесь все зависит от размера и сложности самого коврика. Если коврик обычный по рисунку, но большой, мы делаем надбавку примерно в 40–50% от обычной стоимости за 1 кв.м. Естественно, что все нюансы обговариваются с покупателями. Честно отмечу, что у некоторых клиентов такая надбавка вызывает недоумение. Покупатель обычно рассуждает так: «Ну, этот большой коврик как четыре маленьких, соответственно, его цена должна быть рассчитана как стоимость одного коврика, умноженная на четыре». Вот тут-то и приходится перечислять все, что указано выше. Нередко на этой стадии переговоры и заканчиваются.
Ольга Долбнина: Нет, поскольку на более сложное изделие уходит больше трудочасов, а именно их я вкладываю в расчет стоимости.
Елена Попова: Коэффициент усложнения существует, и он уже включен в ту или иную модель. Тем, кто вяжет на заказ, думаю, об этом коэффициенте нужно сообщать заказчику. У меня нет индивидуальных заказов. У меня заказывают по образцам. В моем случае, такая форма работы удобнее и покупателю, и мне.
Есть ли разница между ценообразованием для вещей, вязаных руками и тех, что созданы на машине?
Вера Шевченко: У меня есть вязальная машина. Цена в любом случае зависит от сложности изделия. На машине быстрее связать вещь, простую по крою и с несложным рисунком. Сложные вещи приходится вязать практически вручную. Но считаю, что ручное вязание должно стоить дороже
Ирина Пугач: Да! Процесс машинного вязания гораздо быстрее, чем ручного. Покупка и износ оборудования заложен в себестоимость изделия. Просто в случае с машинным вязанием цена вопроса измеряется в деньгах, а в случае с ручным — здоровьем мастера.
Ольга Фомина: Да, конечно, есть. На ручное вязание уходит гораздо больше времени, чем на машинное. Считаю, что изделие, связанное руками, должно стоить дороже.
Лариса Сныховская: В схеме ценообразования есть разница. Для ручного вязания, как правило, я применяю повышающие коэффициенты за сложность рисунка. При вязании на машине учитываю износ оборудования. Так что, для моих покупателей, разница не ощутима. Использование вязальной машины для удешевления изделий — очень (!) большая иллюзия, которая исчезает, стоит лишь пару раз эту самую машину отремонтировать. Техника весьма дорогостоящая и, увы, не вечная.
Ольга Болдырева: Думаю, разница есть! Ручное вязание требует максимального внимания и терпения. Каждая связанная мастером петелька — это частичка души. Соглашусь, что машина вяжет тоньше и быстрее, но выбор готового трикотажа в магазинах очень велик, и я не думаю, что одна машина может конкурировать с промышленным производством. К тому же, хорошая вязальная машина стоит больших денег, и ее сначала надо окупить, чтобы в дальнейшем она приносила прибыль.
Изделия, связанные на спицах или крючком, получаются более объемные, смотрятся дорого и оригинально, приятнее в носке.
Татьяна Клименко: Конечно, затраты труда при вязании на машине гораздо меньше, чем при работе руками! И это очень важно учитывать. При вязании на машине, как правило, существенно меньше расход пряжи, а скорость вязания в разы больше!
Елена Попова: Вопрос интересный. Все зависит от степени сложности. Бывают такие модели, что на машине вязать дольше, чем руками. Объясню. При ручном вязании видны истинные размеры той вещи, что ты вяжешь. На машине полотно вяжется вслепую, по предварительно высчитаной петельной пробе. На самой машине полотно померить нельзя. Оно растянуто вширь и оттянуто грузами в длину. Даже после снятия детали с машины нужно ждать сутки, чтобы полотно приобрело свои конечные размеры. Иногда случается, что приходится распускать и перевязывать, потому что не попал в размер. В результате, на вязание вручную уходит неделя, та же неделя нужна, чтобы связать вещь на машине.
Должно ли имя или бренд прибавлять определенную сумму к стоимости изделий?
Анна Богданова: Да, потому что создание имени и бренда — большая работа.
Вера Шевченко: Да. Чтобы заработать имя, нужно приложить много усилий. Надбавка за имя — это определенный бонус за пройденный творческий путь
Елена Вяткина: Думаю, да. Однозначно! Если только это авторская, индивидуальная работа. Совершенно новый взгляд на трикотаж, неординарные идеи, неординарное исполнение. И качество. И подбор пряжи. И расчет. Да все!
Ирина Пугач: Как показывает практика, за имя мы платим больше. Должно ли? Думаю да. Сделать себе имя — это колоссально огромная работа. Сделать имя, производя ерунду плохого качества, невозможно. Значит, если я куплю заведомо отличный товар у огромного труженика, то я готова заплатить больше, и получать удовольствие от обладания данной вещью.
Ольга Фомина: Однозначно да.
Лариса Сныховская: Да, по крайней мере, в размере фактических затрат на разработку фирменного стиля, упаковку и прочее.
Татьяна Клименко: Да, а почему бы и нет? Особенно, если за именем или брендом стоят определенные качества, которые покупатель приобретает вместе с изделием: уникальность, неповторимый стиль, определенная эмоциональность, качество самого изделия и упаковки, возможно, какие-то дополнительные бонусы со стороны продавца. Но это становится возможным только тогда, когда имя мастера превращается в бренд.
Елена Попова: Я считаю, чтобы повышать стоимость изделия, имя или бренд должны быть высокого уровня. Следуя народной мудрости, человек первую половину жизни работает на имя, и только во вторую половину имя работает на человека. Чтобы заработать себе это имя, нужно много трудиться и учиться. Тот товар, что предлагается покупателю, должен быть безупречен. Если ты делаешь ставку на имя, а у тебя швы расползаются, то покупатель уйдет, несмотря на имя или бренд.
Мечтаете зарабатывать вязанием? Смотрите вебинары Академии Ярмарки Мастеров и получайте интересные знания!
Узнать подробности и записаться:
Реглан: учимся вязать спицами стильные рукава для любых размеров изделия >>
Вяжем свитер «Fairy Butterfly» для маленьких модниц >>
Когда я приняла решение вязать игрушки на заказ, то возник вполне ожидаемый вопрос — Как рассчитать стоимость вязаной игрушки? И тут мне на помощь пришел интернет. Ведь всем уже давно известно, что в сети можно найти ответ на любой вопрос. Главное правильно его задать.
Немного поискав информацию на тему формирования цены на игрушки ручной работы, я все же нашла способ который мне подошел больше всех. В этой статье я поделюсь с вами своим опытом расчета стоимости готовой игрушки.
Как рассчитать стоимость вязаной игрушки?
С чего же вообще складывается цена на вязаное изделие? Это конечно использованные материалы и ваше время, которое вы потратили на создание игрушки. Время — наш самый ценный ресурс, т.к. все мы вкладываем свою труд в каждое изделие. На обычной работе вы работаете и получаете оплату за ваш труд и время. Отработали 6 часов и получили оплату за 6 часов, отработали 8 часов и получили деньги за 8 часов.
Поэтому на мой взгляд время затраченное на вязание игрушек должно оплачиваться, ведь вы могли бы потратить его на другие немало важные задачи. А как рассчитать стоимость часа работы вязальщицы, я покажу чуть ниже.
Моя формула расчета: Цена = фурнитура + пряжа + доп.материалы + время
Фурнитура и доп. материалы
Если вы используете готовую покупную фурнитуру для вязаных игрушек, то обязательно записывайте ее стоимость. Обычно это глаза, носы, ресницы и суставы и т.д. К доп. материалам я отношу ленточки, упаковку, наклейки, бирки и т.д.
Я сделала себе небольшой блокнот-помощник и в него заношу стоимость всех материалов.
Например, вы купили глаза для игрушек за 50 руб, тогда в графе «цена за шт» у вас будет 50 руб. Или допустим вы заказали на Алиэкспресс набор глаз из 10 пар за 436 руб, то соответственно в графе «цена за шт» у вас будет 43,6 руб за 1 пару глаз.
Для чего нужна графа «Расчетная цена»? Т.к. я всю фурнитуру заказываю на Алиэкспресс, то мне нужно учитывать колебание цены. Обычно колебания не большие и я просто округляю цену до 450 руб., чтобы следующая моя закупка уложилась в эту стоимость.
И тогда мои записи выглядят вот так:
В эту таблицу нужно заносить все расходные материалы, которые вы используете для создания ваших вязаных изделий. Это очень удобно и можно сразу посмотреть какую стоимость доп. материалов нужно учесть при расчете цены для вязаной игрушки.
Пряжа
Пряжу я стараюсь заказывать у проверенных продавцов. В идеале конечно, покупать в своем городе, но иногда цены в магазинах рукоделия на порядок выше чем в интернет магазине. И дешевле заказать пряжу с доставкой из ближайшего города.
Поэтому если Вы заказываете пряжу, то всегда учитывайте стоимость доставки. Только, конечно, не на один моток накладывайте всю доставку, а на минимальную партию. Т.к. почти у всех продавцов пряжи есть минимальная сумма заказа.
Например, вы заказали 5 мотков пряжи по 170 руб/моток и доставка составила 250 руб. Получается расчетная стоимость 1 мотка = 170 + 250/5 = 220 руб
Конечно, если вы закажите больше мотков, то стоимость доставки будет делиться на все количество. Но стоит учитывать, тот факт, что вы не всегда можете заказывать большое количество мотков пряжи. Поэтому я советую, рассчитывать доставку на минимальную партию.
Таблица для пряжи заполняется аналогично:
Если Вы покупаете одинаковую пряжу в разных магазинах и по разным ценам, то можно округлить до общей цены и записать в графу «Расчетная цена».
Расчет стоимости 1 часа работы вязальщицы?
Я посмотрела примеры расчета стоимости 1 часа у разных мастеров и они в основном у всех одинаковые.
Можно рассчитать двумя способами:
- Исходя из средней заработной платы в вашем городе. Например, в вашем городе это 15 тыс. руб. В месяце в среднем 21 рабочий день, 8 часов график. Получается стоимость 1 часа = 15 000/21/8 = 90 руб/час.
- Второй способ — установить себе желаемую зарплату. Например, вы хотите зарабатывать на вязании 30 тыс в месяц. Тогда стоимость вашего часа работы должна быть 30 000/21/8 не меньше 180 руб.
Вот такая стоимость 1 часа вашей работы должна учитываться при формировании цены на вязаную игрушку. Потому что материалов можно затратить не много, а вот сложность игрушки может отнять много времени. А время как говорится — это деньги.
Как узнать сколько времени уходит на игрушку?
Тут ответ только один — засекать. Это только звучит сложно и муторно, но если у Вас уже набита рука, то вам будет достаточно засечь время вязания несколько раз. А в последующих работах вам будет намного проще ориентироваться во времени опираясь на опыт и примеры.
Нужно засекать время для вязания всех деталей игрушки, а так же ее оформления — утяжки, сшивание деталей, декор и т.д.
Например, одну лапу вы связали за 10 мин, следовательно, на две лапы у вас уйдет 20 мин (для парных деталей достаточно засечь время для одной). Тело — 40 мин, голова — 30 мин, уши — 25 мин, ноги — 30 мин, хвост — 5 мин, оформление мордочки — 60 мин, сшивание деталей 50 мин и т.д.
Когда все готово просто складывает все минуты и получаем время, которое мы потратили на вязание одной игрушки.
Понятно что одну игрушку мы вяжем не за один присест. У нас всех есть свои домашние хлопоты, работа или другие задачи. Поэтому стоит записывать все детали по отдельности, чтобы в итоге получить чистое время вязания. Как рассчитать стоимость вязаной игрушки?
А если приходит заказ на новую игрушку?
Такие заказы ко мне приходят довольно часто, и конечно заказчик хочет узнать сразу сколько будет стоить заказ. Чтобы назвать ему цену, я сначала ищу схему этой игрушки, определяю сколько доп. материалов и пряжи уйдет. Сравниваю время вязания по израсходованной пряжи на мою игрушку и количество пряжи нужное для новой игрушки.
Например, я знаю что на мою игрушку ушло 2 мотка пряжи и сделала я ее за 6 часов. А на новый заказ мне потребуется 2,5 мотка пряжи и соответственно чуть больше времени на всю игрушку. Можно накинуть 1 час к стоимости и назвать заказчику конкретную цену.
Чтобы установить цену для будущих повторных заказав на такую же игрушку лучше все же засечь время.
Как рассчитать цену вязаной игрушки?
Расход пряжи на игрушку играет одну из самых важных ролей в формировании цены. Я измеряю расход пряжи граммами. Просто взвешиваю моток до начала вязания и после. Так у меня получаются точные цифры моего расхода пряжи на вязание одной игрушки.
Здесь меня тоже выручает мой блокнот-помощник. Я сделала для себя таблицу в которой удобно записывать материалы и цены:
«Реальный расход» — в этой графе я записываю реальный расход пряжи в граммах и других материалов. Точный расход пряжи полезно знать, чтобы в будущем быть уверенной, что пряжи в остатках хватит для вязания такой же игрушки.
«Расчетный расход» — здесь я округляю расход пряжи до количества в мотках. Т.к. если будет заказ на эту игрушку, то мне придется заказывать пряжу. А заказывать именно мотками, потому что даже если у вас на игрушку уйдет 160 гр, (в мотке 100 гр/120м) то останется 40 гр пряжи. Эти 40 гр будут лежать в остатках, это хорошо что в дальнейшим вы сможете их реализовать, но, а если нет, они так и будут лежать.
Это только кажется что 40 гр в пересчете на деньги это копейки, но таких остатков может быть много. По такому принципу считаю расход пряжи не только я, но другие мастерицы. Округлять нужно в большую сторону до 1 мотка или 0,5 мотка.
«Цена за моток/шт» — в этой графе все предельно просто. Сюда надо писать стоимость ваших расходных материалов и пряжи
«Реальная себестоимость» — складывается из «Реальный расход» и «Цена за моток/шт». Иногда нужно знать точную себестоимость игрушки, чтобы к примеру понять сколько заработано по итогу месяца (страница с итогами месяца есть в моем блокноте-помощнике).
«Стоимость» — складывается из «Расчетный расход» и «Цена за моток/шт»
В эту таблицу нужно вносить все материалы, которые вы используйте для изготовления одной игрушки. И конечно ваше затраченное время.
Пример расчета цены
Благодаря таблице у вас уже есть стоимость всех материалов. Осталось только добавить к этому стоимость времени и цена готова.
Допустим на вязание и оформление медвежонка у вас ушло 6 часов, стоимость вашего часа работы 90 руб. Стоимость времени 6 * 90 = 540 руб.
Теперь складываем все пункты в графе «Стоимость» и получаем 632 руб. Далее прибавляем стоимость времени 540 + 632 = 1172 руб. Округляем и ваша стоимость вязаной игрушки готова! И вы нашли нужный от ответ на вопрос — Как рассчитать стоимость вязаной игрушки?
Блокнот — помощник для вязальщицы
Здесь я рассказала вам пример того как можно сформировать цену. Я не претендую на оригинальность и не призываю делать именно так. Вы можете сами выбрать способ расчета, который вам по душе.
Если статья вам понравилась, то я с удовольствием поделюсь своим шаблоном для блокнота за подписку на мою группу Вконтакте. Таблицы сделаны в формате Word, листы можно распечатать в любом количестве и вставить в тетрадь с кольцами.
Подпишитесь на группу и отправьте мне сообщение «Хочу блокнот вязальщицы» и я вам отправлю шаблоны для блокнота
Допустим, вы разобрались, как можно заработать на вязании. Выбрали вещи или игрушки, купили пряжу, аккуратно изготовили изделия и даже сфотографировали их. Время выкладывать в свой блог или на доски объявлений. Стоп! А как посчитать стоимость вязаного изделия? Сколько денег спрашивать с покупателя?
Сперва кажется, что цены на вязаные изделия устанавливаются навскидку. Иногда так и есть. Но если вы серьезно настроены заработать, к ценообразованию тоже стоит подходить со всей серьезностью, иначе вы рискуете попросить за свой труд слишком низкую цену, или же, напротив, необоснованно ее завысить. Чтобы избежать данных проблем, разберем основные варианты расчета цены вязаного изделия.
Содержание
- Способы расчета стоимости вязаного изделия
- По метражу использованной пряжи
- По стоимости пряжи и фурнитуры
- По количеству затраченного времени
- По среднерыночной цене
- С помощью специального калькулятора
- Что еще нужно учесть
Способы расчета стоимости вязаного изделия
По метражу использованной пряжи
Один из самых простых способов посчитать цену изделия — исходя из количества метров использованной пряжи. Допустим, вы потратили на вязание простого джемпера лицевой гладью 5 мотков пряжи. Необходимо посмотреть на этикетку: допустим, в одном мотке такой пряжи 200 метров. Тогда вы использовали 5*200 = 1 000 метров пряжи.
Теперь нужно определить, сколько денег брать за метр провязанной пряжи. Здесь все индивидуально, но в целом, по состоянию на 2021 год рукодельницы советуют брать за вязание лицевой гладью или простого полотна крючком 3 рубля за каждый метр пряжи. Тогда стоимость изделия: 3*1 000 = 3 000 рублей.
А что делать, если пришлось вывязывать жаккард, или же речь идет о вещи со сложным узором? Можно использовать коэффициент. Например, следует умножить на 1,1 при наличии простого узора (тогда наш джемпер из примера будет стоить 1,1* 3 000 = 3 300 рублей). Если узор довольно сложен, можно умножить, например, на 1,3 (тогда наш джемпер из примера будет стоить 1,3* 3 000 = 3 900 руб.)
По стоимости пряжи и фурнитуры
Возьмем тот же пример с джемпером. Мы потратили 5 мотков пряжи, каждый из которых купили за 200 рублей. Тогда себестоимость нашего материала: 5*200 = 1 000 рублей.
Как правило, за работу необходимо взять в 1,5-2 раза больше, чем стоит материал. Тогда стоимость работы в нашем примере — от 1 500 до 2 000 рублей. Прибавляем к стоимости работы стоимость материала и получаем итоговую цену от 2 500 до 3 000 рублей за изделие.
По количеству затраченного времени
Нужно определить приемлемую для себя ставку за час рабочего времени. От чего отталкиваться? Можно отталкиваться от средней заработной платы по региону. Например, средняя заработная плата — 30 000 рублей. Поделим данную сумму на стандартные 8 часов рабочего времени в день, умноженные на 20 рабочих дней в месяце (как если бы вы работали в офисе): 30 000:(8*20) = 187,5 рублей — это минимальная стоимость часа вашей работы.
Допустим, вы потратили на вязание изделия 10 часов. Тогда стоимость вашей работы: 187,5*10 = 1 875 рублей. К ней нужно прибавить стоимость материала (в нашем примере 1 000 рублей). Итоговая стоимость изделия — 2 875 рублей.
По среднерыночной цене
Данный способ — самый простой. Вы можете зайти на доску объявлений в своем регионе (Авито, Юла) и посмотреть, за сколько вязальщицы продают аналогичные изделия. Дальше у вас есть выбор — выставить товар на продажу по среднерыночной цене, или же немного снизить ее, чтобы создать себе конкурентное преимущество за счет низкой цены.
С помощью специального калькулятора
По поисковому запросу «калькулятор стоимости вязания» выдает много инструментов, где можно выбрать тип полотна, цвет изделия, коэффициент сложности, расход нитей — и получить стоимость изделия. Такими калькуляторами можно пользоваться, но не забывайте, что большинство из них сделано очень давно, и в расчет включены неактуальные цены и коэффициенты. Стоит ли считать стоимость изделия в ценах 2018 года? Однозначно — нет.
Что еще нужно учесть
Данные расчеты — очень сухие. Все ситуации разные, поэтому можно делать надбавку к цене, если:
- Вы вяжете из «сложной» пряжи (например, пух норки).
- Вы вяжете вещь черного цвета — на нем плохо видно петли, и время работы возрастает.
- Вы усовершенствуете изделие в соответствии с требованиями заказчика.
- Вы продаете сезонную вещь или вещь, находящуюся в тренде — они всегда дороже.
- Вы вяжете вещь в ускоренные сроки по просьбе заказчика.
- Вы вяжете вещь по индивидуальным размерам и др.
Рассмотренные способы — разные, но во многом перекликающиеся. Опыт показывает, что со временем каждая рукодельница находит свою систему определения стоимости вязаного изделия, отличную от перечисленных. Возможно, с опорой на наш материал вы тоже создадите авторский вариант. И будем рады, если поделитесь им в комментариях!
Как вам статья?