Сколько стоит час работы учителя в школе 2022

Сколько стоит 1 час работы учителя в школе — зависит от расчетной стоимости образовательной услуги. Педагоги получают зарплату либо по окладу, либо по фактически отработанному академическому времени. К этой сумме прибавляют стимулирующие и компенсационные надбавки, доплату за квалификацию и стаж.

Новая система оплаты труда

В новой методике закреплено, сколько платят учителям в школе, в расчет заработной платы работников сферы образования включают:

  • оклад;
  • стимулирующие выплаты;
  • компенсационные надбавки.

Начисляет дополнительные суммы работодатель, исходя из установленного положения об оплате труда. Оклады, ставки, все доплаты и надбавки учителей фиксируют в тарификации. В тарификационном списке четко видно, из чего складывается зарплата учителя-предметника или иного педагогического работника.

Из чего складывается зарплата учителя

Зарплата учителей

Эффективные контракты в образовательных учреждениях

По Распоряжению Правительства № 2190-р от 26.11.2012 образовательные учреждения обязали перевести сотрудников на эффективные контракты до конца 2020 года. Цель введения программы эффективных контрактов — совершенствование системы оплаты труда работников бюджетных учреждений, в том числе и в системе образования. По сути, эффективный контракт — тот же трудовой договор, который составляют по правилам трудового законодательства (ст. 57 ТК РФ). Но в эффективном контракте конкретизируют условия труда, более подробно описывают обязанности, определяют порядок оплаты с учетом интенсивности и качества работы и обязательно устанавливают критерии эффективности.

Приведем пример. Допустим, эффективный контракт заключают с педагогом начальной школы. Вот что в нем указывают:

  • трудовые функции;
  • учебную нагрузку;
  • виды дополнительной педагогической работы;
  • оклад учителя начальных классов;
  • ставку по фактической нагрузке;
  • компенсационные и стимулирующие выплаты;
  • критерии эффективности;
  • выплаты стимулирующего характера с учетом критериев эффективности;
  • режим рабочего времени и отдыха с учетом нагрузки и проч.

Эффективный контракт учителей

Как считать зарплату по новой системе

Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений совместно с Минобрнауки в 2020 году разработала новые единые рекомендации (утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 29.12.2020, протокол № 13). Они предписывают вносить в трудовой договор следующие компоненты оплаты:

  • должностной оклад в фиксированном размере;
  • ставку заработной платы;
  • предусмотренные компенсационные выплаты и их размер;
  • условия получения стимулирующих надбавок.

Кроме того, в Минобрнауки утвердили примерное положение об оплате труда работников в учреждениях, подведомственных министерству (Приказ № 71 от 01.02.2021). На основании примерного положения бюджетные и автономные образовательные учреждения утверждают локальные положения и прописывают в них порядок, как рассчитать зарплату учителя по часам, ставкам и окладам.

Ставка устанавливается за календарный месяц или за норму труда. Имеется в виду количество академических часов, которые следует отработать в определенный период за ставку заработной платы. В локальных нормативах закрепляется, сколько часов в 1 ставке учителя, — обычно норма устанавливается из расчета 18 часов в неделю.

К выплатам стимулирующего характера, согласно письму Минобрнауки № ВП-1992/02 от 29.12.2017, относятся:

  • за интенсивность (например, работу на 2 ставки);
  • за высокие результаты (достижения учеников, правительственные награды);
  • за стаж непрерывной работы;
  • за качество работы (например, применение инновационных педагогических технологий);
  • премии по итогам отчетного периода.

Компенсационные выплаты предусмотрены за работу в экстремальных климатических условиях, сверхурочные часы, совмещение должностей, выход в выходные или праздники.

В качестве примера рассмотрим, какая зарплата получится при ставке учителя за 18 часов в неделю у педагога русского языка и литературы высшей категории со стажем 16 лет. Исходные данные:

  • должностной оклад — 5000 руб.;
  • работает в неделю — 18 часов;
  • надбавка за стаж — 500 руб.;
  • повышающий коэффициент за высшую квалификационную категорию — 0,2;
  • доплата за проверку письменных работ — 0,1.

Получаем за нагрузку: 5000 руб. / 18 × 18 = 5000 руб.

За категорию доплата составит: 5000 × 0,2 = 1000 руб.

За проверку работ: 5000 × 0,1 = 500 руб.

Добавляем еще 500 рублей за непрерывный стаж.

В итоге получим:

5000 + 1000 + 500 + 500 = 7000 рублей.

Расчет по базовому окладу

Не во всех регионах еще перешли на НСОТ, есть такие, где сохраняется расчет, исходя из оклада. Если алгоритм, как рассчитать зарплату учителя начальных классов, основан на окладе и зависит от фактического объема выполняемой работы, годовая нагрузка обязательно фиксируется в трудовом договоре. В организациях среднего профессионального и высшего образования этот показатель иногда меняется по семестрам. Для каждого полугодия нагрузку рекомендуется прописывать отдельно.

По должностному окладу ЗП обычно начисляют тем педагогическим работникам, которым четко установлена продолжительность рабочего времени (ПРВ). От нагрузки она не зависит. Из Приказа Минобрнауки № 1601 от 22.12.2014, ПРВ в сфере образования не превышает 36 часов.

Должностной оклад устанавливается педагогам-психологам, социальным педагогам, организаторам. То есть тем, кто находится на рабочем месте весь день, вне зависимости от количества уроков.

К должностному окладу иногда прибавляют компенсационные и стимулирующие выплаты.

Расчет по фиксированной ставке

Ежегодно в образовательных учреждениях утверждают тарификацию. В тарификации фиксируют, сколько получают учителя начальных классов, предметники, педагогические и административные работники, младший обслуживающий персонал. За ставку заработной платы педагог отрабатывает определенное количество часов. На ее основе определяется базовый оклад. Но к нему применяются повышающие коэффициенты, позволяющие увеличить доход:

  • за квалификационную категорию (максимум 1,15);
  • за ведение трудовой деятельности в сельской местности;
  • за обучение сирот;
  • за работу с детьми с ограниченными возможностями;
  • за наличие в классе учащихся с девиантным поведением.

Коэффициенты суммируются, а иногда все они (кроме К — за категорию) заменяются на компенсационные выплаты.

Посчитаем, сколько денег получает учитель начальных классов с нагрузкой 23 часа в неделю и высшей квалификационной категорией при ставке 6000 рублей за 18 часов.

Доход = 6000 × 23 / 18 × 1,15 = 8817 рублей.

В некоторых школах устанавливается повышающий коэффициент за возрастные особенности учащихся. И педагоги начальных классов их получают.

Как влияют на зарплату преподаваемые дисциплины

Еще один важный вопрос — из чего состоит зарплата учителя-предметника. В письме Минобрнауки № ИК-244/03 от 26.11.2006 установлены коэффициенты сложности предметов в школе — повышающие индексы за сложность и приоритетность предмета. На такую привилегию вправе рассчитывать преподаватели:

  • русского языка;
  • математики;
  • иностранных языков;
  • предметов, по которым большинство учеников сдают ЕГЭ.

Возможно увеличение доходов и тем, кто ведет предметы, которым сопутствуют вредные условия труда (физика, химия).

Ученико-часовая оплата труда

По сути, это почасовая оплата труда, где доход сотрудника зависит от объема выполненной им работы. Чаще всего ее применяют в отношении совместителей.

Руководство устанавливает определенную стоимость одного академического часа (одного урока в школе, половины пары в колледже или вузе). Но иногда в формулу включается и количество учеников в каждом классе. В среднем профессиональном и высшем образовании на число студентов ориентируются только при расчете оплаты приема экзаменов и зачетов.

Согласно письму Минобрнауки № ИК-244/03, оклад педагогического работника, осуществляющего учебный процесс, рассчитывается по формуле:

как рассчитывать оклад педработников

Если педагог ведет несколько предметов в разных классах, то его заработная плата рассчитывается по каждому предмету и классу отдельно. Посчитаем, сколько получает педагог-математик, если он:

  • обучает 525 человек во всей школе;
  • работает 36 часов в месяц;
  • за сложность предмета получит коэффициент 0,1, а за категорию — 0,2;
  • стоимость ученико/часа — 20 руб.

Подставляем в формулу и получаем:

20 × 525 × 36 × 0,1 × 0,2 = 7560 рублей.

Помимо этой суммы, ему доплатят за проверку тетрадей, классное руководство, ведение кабинета, иные обязанности.

Сколько в среднем получают учителя

Независимо от метода начисления заработной платы, ежегодно бюджетникам повышают выплаты на уровень инфляции и выше. Есть еще так называемые «майские указы», которые предусматривают, что зарплаты школьных учителей власти обязаны поднять до 100% от средних трудовых доходов по региону, а вузовских педагогов — до 200%. У некоторых номинальные размеры зарплат значительно выросли с 2012 года. В 2022 году педагогам из «майских указов» зарплату не повышали. Плановое увеличение с последующей перетарификацией окладов и надбавок планируется с 01.01.2022. Точные проценты увеличения пока неизвестны.

Пока ситуация с зарплатами учителей такая (по данным Росстата за январь-июнь 2021 года):

Педагогические работники дошкольных образовательных организаций

Педагогические работники образовательных организаций общего образования

Преподаватели образовательных организаций высшего профессионального образования

Российская Федерация

39 100

53 839

105 792

Центральный федеральный округ

Белгородская область

39 817

44 535

71 030

Брянская область

29 089

37 781

58 814

Владимир

32 795

44 491

66 232

Воронеж

30 767

39 498

70 796

Ивановская область

27 615

35 676

54 664

Калужская область

35 374

49 050

83 130

Кострома

27 809

39 425

61 409

Курская область

33 192

41 130

67 782

Липецк

31 424

42 418

71 452

Московская область

61 257

73 012

117 435

Орловская область

26 384

36 418

62 360

Рязань

30 074

41 451

67 964

Смоленск

28 353

40 580

67 287

Тамбовская область

26 424

35 151

67 331

Тверь

29 892

40 321

75 701

Тула

33 750

45 730

81 987

Ярославль

32 654

43 761

74 755

г. Москва

101 256

176 519

Северо-Западный федеральный округ

Карелия

45 266

60 083

99 285

Коми

45 418

57 837

113 076

Архангельская область, в том числе:

Ненецкий авт. округ

81 151

120 654

Архангельская область без авт. округа

46 528

65 270

109 209

Вологодская область

39 272

50 325

88 358

Калининград

35 258

43 422

72 985

Ленинградская область

48 954

53 451

84 654

Мурманск

62 684

85 348

134 761

Новгород

28 810

33 660

Псковская область

28 993

38 568

65 838

г. Санкт-Петербург

62 168

65 813

132 961

Южный федеральный округ

Республика Адыгея

26 708

37 317

78 860

Калмыкия

27 210

38 542

Крым

26 447

42 263

71 512

Краснодарский край

32 466

43 721

79 922

Астрахань

27 158

42 228

62 635

Волгоград

30 020

40 103

67 264

Ростовская область

28 463

39 486

74 475

г. Севастополь

38 832

50 809

75 747

Северо-Кавказский федеральный округ

Дагестан

22 515

32 793

53 563

Ингушетия

26 792

28 324

Кабардино-Балкария

27 254

32 854

61 652

Карачаево-Черкесская Республика

25 435

30 064

49 537

Республика Северная Осетия — Алания

25 323

33 763

58 333

Чеченская Республика

22 346

25 898

59 666

Ставропольский край

26 821

36 858

64 761

Приволжский федеральный округ

Башкортостан

32 626

36 787

81 106

Республика Марий Эл

25 812

37 015

Мордовия

23 805

30 295

65 619

Татарстан

37 610

44 300

84 894

Удмуртская Республика

31 906

43 300

72 891

Чувашия

30 117

37 615

72 433

Пермский край

34 691

49 382

90 662

Кировская область

28 028

39 713

68 332

Нижегородская область

33 447

44 814

88 374

Оренбург

29 695

43 365

76 814

Пензенская область

27 992

32 513

65 164

Самара

34 491

42 153

82 400

Саратов

29 022

36 936

71 118

Ульяновск

28 650

39 046

68 099

Уральский федеральный округ

Курганская область

27 575

37 457

70 478

Свердловская область

42 726

57 028

97 066

Тюменская область, в том числе:

Ханты-Мансийский авт. округ — Югра

66 800

100 680

174 761

Ямало-Ненецкий авт. округ

92 381

138 860

Тюменская область без авт. округов

46 853

63 608

103 916

Челябинск

32 375

46 620

80 292

Сибирский федеральный округ

Республика Алтай

31 011

42 847

Тыва

34 433

48 086

Хакасия

33 269

52 693

76 338

Алтайский край

30 055

35 208

67 489

Красноярский край

46 636

62 598

117 396

Иркутская область

42 597

59 849

117 696

Кемеровская область

39 166

51 523

93 810

Новосибирск

35 966

49 081

88 220

Омская область

29 886

43 040

74 290

Томская область

37 036

52 463

103 833

Дальневосточный федеральный округ

Бурятия

38 141

56 363

80 884

Республика Саха (Якутия)

66 953

92 191

174 819

Забайкалье

35 201

50 667

88 133

Камчатка

80 980

105 680

172 124

Приморский край

43 101

63 832

91 103

Хабаровский край

45 945

67 134

109 285

Амурская область

43 644

65 225

96 437

Магадан

87 582

119 312

Сахалин

79 538

101 372

Еврейская автономная область

39 505

58 921

Чукотский автономный округ

94 735

121 716

ПедсоветФотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая

2023 год, согласно указу президента, станет годом педагога и наставника. На этом фоне разговоры о повышении зарплат учителям стали чуть громче, но выхлопа от этого пока немного. Разбираемся, на какие выплаты и компенсации могут рассчитывать педагоги в 2023 году.

Доплата за классное руководство

Сколько: как и в прошлом году — 550 рублей на класс, по 80 рублей на ученика и 5000 рублей из средств федерального бюджета ежемесячно.

Кто может рассчитывать: 

  • классные руководители школ и лицеев при вузах; 
  • кураторы групп в техникумах, училищах и колледжах.

Как получить: по умолчанию при условии ведения класса или группы.

Эта доплата по-прежнему полагается только работникам федеральных учреждений. Сотрудники школ и колледжей при региональных вузах, а также военных училищ по-прежнему не могут на нее рассчитывать. 

Еще больше полезных материалов — в Телеграм-канале Педсовета. Подписывайтесь, чтобы не пропускать свежие статьи и новости.

Подписаться

 

Доплата за квалификационную категорию

Сколько: 15-25 процентов от оклада за первую категорию, 25-35 процентов — за высшую.

Кто может рассчитывать:

  • специалист, отработавший два года в учебном заведении (первая категория); 
  • педагог, имеющий первую категорию не менее двух лет (высшая категория).

Как получить: 

  • пройти аттестацию;
  • раз в пять лет подтверждать квалификацию. 

Претенденты на первую категорию собирают профессиональное портфолио и демонстрируют квалификационной комиссии свой практический опыт. 

Для присвоения высшей категории необходимы участие в профессиональных конкурсах, а также стабильные и высокие результаты учеников. Категории сохраняются при переходе в другую школу и при работе по совместительству. 

Квалификацию учителя отражает также уровень образования, наличие ученой степени и стаж. За них начисляется ежемесячная надбавка в размере 10-30 процентов от оклада. 

Стимулирующие выплаты: премии и разовые надбавки 

Сколько: не более 30 процентов от оклада (в зависимости от региона и финансовых возможностей школы).

Кто может рассчитывать: педагоги дошкольного, общего, начального и среднего профессионального, дополнительного образования.

Как получить: заполнить оценочный лист с критериями за соответствующий период.

В нем могут быть отмечены:

  • разработка и организация внешкольных проектов с классом — например, экскурсий, экспедиций;
  • участие в социальных проектах и культурно-просветительских акциях. 

Принимается в расчет успеваемость и качество знаний учеников, подготовка одаренных детей к участию в олимпиадах и конференциях. Учитывается использование ИКТ при проведении занятий.

При этом сам педагог должен быть вовлечен в научно-практическую деятельность, накапливать и распространять профессиональный опыт: выступать на семинарах с докладами, уделять время самообразованию. В отдельный пункт оценочного листа выносится стабильное взаимодействие с родителями, их участие в жизни школы. 

Читайте также: 40% учителей в России не хватает денег на покупку одежды

Компенсационные выплаты

Сколько: до 200 процентов от зарплаты. 

Кто может рассчитывать: все категории педагогов.

Как получить: работать в условиях, которые отличаются особой сложностью или опасностью.

Так, не менее 4 процентов от оклада получают учителя химии, информатики, технологии. 

Компенсацию платят за:

  • сверхурочную работу; 
  • проверку письменных работ; 
  • заведование кабинетами;
  • руководство предметными комиссиями; 
  • работу в сельской местности;
  • работу с детьми-сиротами. 

Установлена надбавка за работу в особых климатических условиях: районах с коротким световым днем, холодной зимой или слишком жарким летом. 

Важно учитывать, что в федеральных и региональных документах указаны только примерные виды выплат. Организация сама должна составить положение об оплате труда работников и установить суммы с учетом мнения представительного органа.

Доплаты за «Разговоры о важном» 

Сколько: по ставке оплаты внеурочной деятельности.

Кто может рассчитывать: классные руководители.

Вынесли эту доплату в отдельный пункт, так как про нее возникает особенно много вопросов. Патриотические классные часы, ставшие обязательными с сентября 2022 года, считаются внеурочной деятельностью. Каждый час такой работы должен дополнительно оплачиваться за счет регионального бюджета (т.е. в каждом регионе платят по-своему. Довольно часто можно встретить упоминания о ставке чуть больше 100 рублей за час).  

В 2022 году эта норма повсеместно нарушалась. Многие учителя жаловались, что «Разговоры о важном» им никак дополнительно не оплачивались. Кому-то говорили, что их оплата «входит в те самые путинские 5000 рублей» (т.е. в надбавку за классное руководство). Это не соответствует действительности.

Читайте также: 6 вопросов о «Разговорах о важном»: как оплачивается, какие материалы использовать и что делать с прогульщиками

Проект «Земский учитель»

Сколько

  • подъемные 1 млн рублей и 2 млн рублей (при переезде на Дальний Восток); 
  • единовременная выплата от 5 до 10 окладов для обустройства жилья.

Кто может рассчитывать: учителя в возрасте 18-55 лет, имеющие среднее профессиональное или высшее образование, переехавшие в село или удаленные районы страны для работы с местными детьми.

Как получить:

  • переехать для работы в сельские населенные пункты, рабочие поселки, поселки городского типа или города с населением до 50 тысяч человек;
  • учить детей на протяжении пяти лет с нагрузкой не менее 18 часов в неделю.

Для участия в программе нужно зарегистрироваться на официальном сайте проекта с 1 января по 15 апреля и предоставить требуемый пакет документов: 

  • копию паспорта; 
  • документ об образовании; 
  • трудовую книжку; 
  • согласие на переезд и другие. 

Регионы размещают список актуальных вакансий, требования к претенденту по каждой из них и дополнительную информацию для своей территории. Анкета кандидата проходит экспертную оценку, по результатам которой формируется балльный рейтинг участника. При отборе учитывают:

  • достижения в научной и профессиональной сфере; 
  • уровень квалификации; 
  • стаж и опыт работы. 

Учителя-победители подписывают трехсторонний договор с правительством региона и школой и подают заявку на выплату денежных средств в региональный департамент образования. 

Деньги можно потратить на любые цели по своему усмотрению. Но чаще всего это покупка или строительство жилья. 

Пособия молодым учителям

Сколько: размер выплат определяется нормативными актами местного самоуправления:

  • единовременная выплата (подъемные) — в среднем 15 тысяч рублей; 
  • надбавка 20-50 процентов от размера ставки ежемесячно на протяжении трех лет работы. 

Кто может рассчитывать: выпускники педагогических вузов (до 30-35 лет в зависимости от региона трудоустройства). Максимальные надбавки получают специалисты, окончившие вуз с красным дипломом. 

Как получить: 

  • устроиться на работу по специальности в течение трех месяцев после окончания обучения;
  • заключить трудовой договор не менее, чем на три года.

Есть и другие выплаты: дотации на канцтовары и учебные пособия, компенсации за проезд в денежном эквиваленте, премия по итогам трехлетней успешной работы. Но, если молодой учитель увольняется с места работы по личному желанию, он обязан выплатить все деньги, которые ему предоставлялись. 

Звания «Почётный работник» и «Заслуженный учитель» 

Сколько: 10 процентов и не менее 15 процентов от оклада соответственно и фиксированная сумма ежемесячных выплат на пенсии (в зависимости от региона).

Кто может рассчитывать: 

  • воспитатели ДОУ;
  • учителя и педагоги различных учебных заведений, в том числе дополнительного образования;
  • профессора вузов.

Как получить: 

  • иметь высшее образование;
  • стаж непрерывной работы 12 лет для «Почетного работника»; 
  • от 20 лет — для «Заслуженного учителя»;
  • неоспоримые достижения в профессии.

Заслуги можно условно разделить на несколько категорий, из которых формируют портфолио. В нем учитывают:

  • результативность освоения программы учениками;

Она должна быть стабильно выше среднего уровня. Прикладывают дипломы победителей/призеров региональных и всероссийских олимпиад, конференций, научных и творческих конкурсов. 

  • наличие публикаций;

В том числе научных статей, собственных учебно-методических пособий и программ. 

Большим плюсом будет опыт наставничества над молодыми специалистами, членство в составе аттестационных комиссий, проведение мастер-классов. Все достижения подобного рода должны быть подтверждены документально. 

В качестве дополнения можно предоставить отзывы работодателей и коллег. 

Прочие выплаты

Учителя на пенсии могут получить звание «Ветеран труда» и рассчитывать на различные льготы в виде денежных выплат и социальных мер защиты:

  • получение ежемесячной денежной выплаты — ЕДВ;
  • компенсацию расходов на оплату коммунальных услуг;
  • оказание медицинской и протезно-ортопедической помощи;
  • предоставление бесплатного санаторно-курортного отдыха.

Дополнительные деньги получают педагоги, имеющие государственные награды: им полагается надбавка 10 процентов от оклада. 

Учителей могут поощрять муниципальные органы власти. Например, в Московской области практикуются рейтинги школ. Они попадают в зеленую, желтую или красную зону. «Зеленые» имеют лучшие показатели по числу олимпиадников и 100-балльников ЕГЭ, применению инноваций в обучении и другим критериям. Им выделяют гранты, которые идут на повышение зарплат педагогам. 

Читайте также: Учителя на Кубани получили по 100 тыс. рублей за подготовку 100-балльников ЕГЭ

Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

Подписаться

Евгения работает в сельской школе, ее ставка — 16 тысяч рублей, примерно столько же зарплата у школьного сторожа. Татьяна не успевает учить детей из-за нескончаемых отчетов, курсов и конкурсов. Надежда уволилась из школы, потому что «психика и самоуважение важнее». Учителя из регионов анонимно и честно рассказали о своей работе в 2022 году.

Низкие оклады 

Всеволод Луховицкий

— За этот год в работе учителей фактически ничего в лучшую сторону не изменилось, хотя надежды были, — говорит Всеволод Луховицкий, учитель русского языка и права школы «Интеллектуал», сопредседатель профсоюза «Учитель».

Прежде всего, надежды касались увеличения окладов. Напомним, что в конце июня Госдума в очередной раз отклонила законопроект о базовой ставке учителей в размере двукратного минимального размера оплаты труда. По информации профсоюза «Учитель», базовая ставка (18 часов в неделю) в некоторых регионах держится на уровне 10 тысяч рублей в месяц.

Елена (имя изменено), преподаватель одного из городов Кузбасса, работает на ставке в 12 тысяч рублей:

— Обязанностей просто очень много! Учителей в школе нет, за баллы <стимулирующие выплаты> не платят. Мы берем по две-четыре нагрузки и работаем с восьми утра до семи вечера, приходим домой и падаем. Некоторые еще подрабатывают в других школах. Денег катастрофически не хватает. Нет времени на свою семью, — жалуется Елена.

Ее коллега Ольга преподает английский язык в гимназии Екатеринбурга. Заработать «грязными» среднюю по региону зарплату учителя в их гимназии можно, если берешь полторы-две ставки и классное руководство, говорит Ольга.

Ее ставка — 16 200 рублей, доплата за 22 года стажа — 600 рублей, доплата за работу заведующей кабинетом — 500 рублей.

В этом году пришлось взять две ставки, потому что трое учителей иностранного языка уволились из-за низких окладов. Стимулирующих выплат Ольга «не видит»:

— Или кинут две-три тысячи максимум. Мои сильные ученики везде участвуют, начиная от конкурсов перевода и заканчивая Всероссийской олимпиадой и олимпиадой Высшей школы экономики, — рассказывает Ольга. — Они становятся призерами, победителями, я поощряю их пятерками, а мне за их достижения платят 500 рублей, и не за каждого ученика, а за параллель. 

Встает Ольга в семь утра, а домой иногда приходит к шести вечера, в день бывает по восемь уроков:

— Остаются силы, чтобы просто стереть тушь, перекусить чем-нибудь разогретым и расправить кровать. Семья это терпит. Ладно еще, что у меня маленьких детей нет.

Фото: rawpixel.com

Евгения (имя изменено) всю жизнь работает учителем начальных классов в одной из малокомплектных сельских школ Смоленской области. Ставка учителя с высшей категорией там составляет 16 тысяч рублей «с копейками», с первой категорией — около 14 тысяч. 

— А с нового года зарплата у нашего сторожа будет 16 тысяч. Надо идти в сторожа, — иронизирует Евгения.

Маргарита (имя изменено) тоже работает учителем начальных классов в одной из сельских школ Нижегородской области. В «началке», по ее словам, платят меньше всего. У Маргариты 17 часов, этого не хватает даже до базовой ставки. Ей доплачивают за ученика с ОВЗ, по выслуге она получает 8 тысяч пенсии, а без этого выходит 19 тысяч: 

— Как можно жить на эти деньги? У нас цены такие же, как и везде. У меня ребенок учится. Хорошо, что есть муж.

За все время работы в школе я ничего не смогла накопить. Покупки приходится планировать заранее, ничего лишнего. Я считаю, что у нас очень недостойная зарплата. Сколько мы тратим здоровья, моральных и физических сил! Больничные брать лишний раз мы боимся, позволить себе какой-то отдых не можем, потому что ехать не на что.

Конкурсы и акции

Дмитрий Казаков

В этом году в школе стало больше всевозможных конкурсов и акций, отмечает Дмитрий Казаков, активист профсоюза «Учитель».

После каждого конкурса или акции нужно делать отчет, зачастую с фотографиями. Так, учитель русского языка одной из городских школ Смоленской области прислала корреспонденту «Правмира» письмо руководства об акции «Фронтовая открытка», в рамках которой дети должны написать поздравления «военнослужащим, выполняющим боевые задачи»:

«Просьба принять участие в акции, данное мероприятие разместить на сайте и направить фотоотчет в отдел <…>. Квоты: средние школы не менее 30 открыток, малокомплектные не менее 15 открыток», — сказано в письме. 

Конкурсы и акции касаются не только патриотического воспитания. Например, в Мордовии недавно устроили республиканский конкурс рецептов для школьной столовой, срок подготовки — неделя. 

— Мне 57 лет, — рассказывает Николай, учитель истории и обществознания в одном из административных центров Мордовии. — Вот сижу я в пол-одиннадцатого вечера и думаю: «Какой, извините за выражение, ерундой я занимаюсь?» Сочиняю рецепт блюда для школьной столовой, фото которого мне прислали родители, а я должен это завтра срочно сдать.

На почту школе постоянно бросают какие-то инициативы. Бывает так, что в три дня классному руководителю надо подготовить какое-нибудь мероприятие и отчитаться с хештегами.

«Эффективность» учителя оценивают формально, считает Маргарита из Нижегородской области. Стимулирующие выплаты в ее школе зависят от того, насколько часто учителя участвуют в конкурсах: 

— Образование как-то ушло на второй план, — рассуждает Маргарита. — Например, идут агитбригады за здоровый образ жизни и показывают какую-нибудь сказку. Классному руководителю высший балл ставят не за содержание, а за красочность, за костюмы. Мы не поднимаем головы, у нас каждую неделю какое-нибудь воспитательное мероприятие, мы заканчиваем одно и сразу начинаем другое. 

«Разговоры о важном» и поднятие флага

С сентября во всех школах по понедельникам дети поднимают флаг и поют гимн, первым уроком в расписании стоят «разговоры о важном». Дмитрий Казаков рассказывает, что по этому поводу в учительском сообществе было много страхов: 

— Мы ожидали, что на этих уроках будут сложные моменты, которые учителям неэтично озвучивать. Но ничего такого не случилось. На мой взгляд, «разговоры о важном» оказались формальностью. Обошлось без перегибов и жесткого контроля. На образовательный процесс это никак не повлияло.

Учителя начальной школы, беседовавшие с корреспондентом «Правмира», оценивают «разговоры о важном» по-разному. Некоторым нравится, что для этих занятий спускают «доступные материалы» и ничего не нужно изобретать.

Татьяна (имя изменено), сельский учитель из Нижегородской области, называет эти разработки «не всегда продуманными». Сейчас у нее первый класс, на «разговорах» дети выучили первый куплет гимна, чтобы петь его по понедельникам во время поднятия флага:

— Мои первоклашки смотрят, что пою я, и поют вместе со мной. Но вот старшеклассники… Те, кто стоит в первых рядах, еще поют, а те, кто сзади, заняты своими телефонами. Они делают то, что их заставляют, и не понимают, а зачем им это надо, — говорит Татьяна.

Николай, учитель истории и общества из Мордовии, рассказывает, что на «разговоры о важном» его школа приглашает «интересных» людей — от военных в отставке до священников и местных депутатов: 

— Священник приходил уже раза три на эти «разговоры». Мое ощущение, что их смысл — сделать побольше фотографий и заполнить официальную группу школы. И постоянно отчеты-отчеты-отчеты. 

Нагрузка на учителей увеличивается, а позитивного эффекта пока нет.

Содержательно «разговоры о важном», считает Николай, повторяют обычные классные часы: 

— Как будто раньше классные руководители не вели эти разговоры о важном. Мы каждое полугодие сдаем планы воспитательной работы, пишем сценарии, нас проверяет заместитель директора по воспитательной работе.

«Пушкинская карта»

Дмитрий Казаков отмечает, что большую проблему для учителей в 2022 году создала «Пушкинская карта». По этой карте молодежь может бесплатно посещать культурные мероприятия. Школьникам ее выдают с 8-го класса:

— Сама по себе «Пушкинская карта» — вещь хорошая. Но выяснилось, что значительная часть детей и родителей смотрит на это равнодушно: карты не регистрируют и никуда не ходят. Тогда надавили на классных руководителей, чтобы 100% детей эти карты получили. Но после регистрации оказалось, что ими все равно мало кто пользуется. В итоге детей стали массово загонять на всякие мероприятия, — объясняет Дмитрий Казаков. 

Проблема в том, что в маленьких городах и деревнях выбор иногда сужен до местного дома культуры и библиотеки, а мероприятия — бесплатные. Как следствие, деньги с «Пушкинской карты» потратить некуда. 

— Какие у нас в провинции могут быть мероприятия? Артисты из дома культуры, которых все знают в лицо, по голосу и по росту. Ну из Саранска иногда приезжают. И это такая обязаловка, куда каждая школа должна привести своих детей, — рассказывает Николай, учитель из Мордовии.

Но это не освобождает учителей от отчетов: классные руководители должны подавать информацию о том, сколько детей куда сходили и сколько денег потратили. 

— Учителя не знают, что делать, — продолжает Дмитрий Казаков. — Водят детей на эти копеечные мероприятия, зачастую некачественные. До нашего профсоюза доходили сообщения, что иногда учителя просто сами покупают билеты за кого-то и никуда не ходят. Так что идея карты правильная, но в результате из-за перегибов дискредитируется по полной программе. 

Отчеты

Летом Госдума приняла поправки к закону «Об образовании», которые должны освободить учителей от многочисленных отчетов. Однако, отмечает Всеволод Луховицкий, все не так просто. 

Во-первых, региональные и муниципальные власти могут помимо отчетов, которые прописаны в законе, добавлять свои. Во-вторых, поправки не разводят отчеты, которые должны писать учителя, и отчеты, которые должна сдавать школа.

Фото: freepik.com

— А когда от директора требуют какого-то отчета, он чаще всего пишет его не сам, а поручает завучу. Завуч, не справляясь с количеством отчетов, поручает их учителям, — объясняет Всеволод Луховицкий. 

В-третьих, поправки запрещают требовать от школы отчеты для непрофильных ведомств, например, для МВД, Комитета по культуре и спорту, Комитета по делам семьи и молодежи, для муниципалитетов и так далее. Но эти же поправки разрешают писать такие отчеты, если будет получено согласие учредителя, то есть местной или региональной власти: 

— Судя по тому, что пишут люди в наш профсоюз, количество отчетов не уменьшилось. Это очень сильное разочарование.

Все-таки была надежда, что будет лучше, — говорит Всеволод Луховицкий. 

Татьяна из Нижегородской области уже больше 30 лет преподает в начальных классах сельской школы. Отчетной работы у нее сейчас больше, чем педагогической:

— Например, нужно отправить опрос родителям, а потом отчитаться, сколько человек его прошли. Совсем недавно какой-то проект был о том, что региональный город является центром молодежных движений. Извините, мне это неинтересно, особенно в моем возрасте. Но все нужно сделать и отписаться в «личку», как нам директор говорит. Иногда чувствуешь себя солдатом на передовой. Надо срочно сделать, потому что в скором времени шлют что-то другое…

Новые ФГОСы

С сентября этого года первые и пятые классы всех школ должны были перейти на новые ФГОСы. Как отмечает Всеволод Луховицкий, с весны каждую неделю поступали самые противоречивые сведения о новых программах и учебниках, все лето и осень учителей массово отправляли на курсы повышения квалификации. 

— Но сами по себе программы изменились очень-очень мало — там просто что-то переставили местами, а качество этих курсов такое, что тратить на них время людям, мягко говоря, жаль… Я знаю, потому что я эти курсы прошел, — рассказывает Всеволод Луховицкий. 

Фото: rawpixel.com

По словам учителей из регионов, учебников по новым ФГОСам до сих пор нет. В этом году у Евгении из Смоленской области первый класс. Что показывать на случай проверки, она не понимает, потому что новое планирование не соответствует старым учебникам:

— Я не могу проходить материал из одной части учебника, завтра — из другой, и точно так же с рабочими тетрадями. Второй десяток, например, проходится в конце года, а по новому ФГОСу сейчас, тогда как мы только цифры прошли в пределах 10 и начали сложение-вычитание, — поясняет Евгения. — Если придет проверка, нам будет конец. С русским и чтением все более-менее нормально, с остальным — каша. 

Татьяна из нижегородской школы считает, что ответственности перед проверкой по новым ФГОСам на учителе нет: 

— Я работаю по старым учебникам. Если ко мне придут с проверкой, я скажу: «Извините, пусть отвечают те, кто ввел ФГОС, не подготовив школы. Меня, пожалуйста, не трогайте».  

Нехватка учителей 

Этим летом исследование РАНХиГС показало, что в России дефицит учителей: число вакансий в сфере среднего образования выше числа ее работников на 3,1%. 

— Профсоюз «Учитель» как раз незадолго до этого получил документы из Иркутска о том, что там не хватает ровно половины учителей. По этому поводу были большие разговоры, президент неоднократно высказывался о том, что нам нужны учителя. Но нужно создать такие условия, при которых идти в учителя будет престижно. Пока что мы видим ровно обратное, — комментирует Всеволод Луховицкий.

Из екатеринбургской гимназии, где работает Ольга, кроме трех учителей английского, не дождавшись нового года, уволилась учитель математики. Причина — низкая зарплата. 

Фото: freepik.com

— Они ищут себя в других сферах, начиная от интернет-продаж и заканчивая просто репетиторством, — говорит Ольга. — Человек потратит вдвое меньше времени и получит те же деньги, которые я получаю в школе.

В сельской малокомплектной школе Смоленской области, где работает Евгения, большие проблемы с учителями-предметниками. В школу непросто добираться, и те, кто живет далеко, ездят на личном транспорте за свой счет. По словам Евгении, учитель русского языка ведет у них в 5–9-м классах русский, литературу и математику. Географ кроме своего предмета ведет химию, физику и биологию. 

— Когда учитель берет непрофильный предмет, он проходит курсы, — объясняет Евгения, — но это же неполноценное образование. Английский и немецкий у нас тоже преподает учитель с дипломом русиста. Она приходит и спрашивает: «А как месяц по-английски будет?» 

Она не учила английский даже в школе, не говоря уже, что у нее нет диплома иняза. Еще она преподает информатику и физкультуру…

Маргарита из Нижегородской области рассказывает, что молодежь в ее школе долго не задерживается: выпускники педвузов работают год-два и уходят в другие профессии со словами «это не мое». 

— Они ищут зарплаты и спокойствия. А у нас в школе — горячий цех: я вспоминаю про себя только к концу дня, когда отправляю детей домой. Все держится на энтузиазме. Наше поколение уйдет — не знаю, кто будет работать, — говорит Маргарита.

Надежда работала учителем истории и общества на Крайнем Севере, она «продержалась» в школе три года. Решение уволиться далось непросто, потому что свои предметы и учеников она очень любила, зарплата для ее района была хорошая, но раздражали внеурочные мероприятия и отчеты:

— Сколько учеников приняли участие в диктанте Победы, тотальном, географическом и прочих, сколько детей и их родителей зарегистрировались на 100500 порталах и так далее, — перечисляет Надежда. — А еще претензии администрации: «А почему так мало? Да, вы не имеете права заставлять, но, если не все приняли участие/зарегистрировались, значит, вы плохо работаете».

Фото: rawpixel.com

Надежду отправляли на «добровольно-принудительные» встречи с местными властями, иногда в выходной день нужно было бежать в школу «по первому зову». Однажды в 50-градусный мороз, когда из-за неполадок пропали мобильная связь и интернет, Надежду обязали разнести ученикам задания на дом: 

— На своих двоих часа полтора или два пришлось выполнять роль курьера. До сих пор злюсь, что согласилась на это. На совещаниях нам говорили: «Ну вы сами выбрали эту профессию». Меня сильно зацепили слова завуча, когда мы задали вопрос насчет очередного странного распоряжения: «Коллеги, ну представьте, что нам пришли указы сверху, а мы спрашиваем, почему так. Надо — значит надо!» Мне не надо. 

Да, я понимаю специфику, мне не так сложно где-то пойти навстречу, пожертвовать личным временем, но почему об этом не просят, а требуют? 

После работы Надежда приходила домой, отдыхала и потом часа три готовилась к урокам. Время и силы оставались только на сериалы перед сном. «Прижиться» в школе Надежда не смогла и уволилась в конце прошлого учебного года. Пока она занимается домом и планирует переучиться на другую специальность: 

— Со школой связано много боли. Возможно, так не повезло только мне. Очень жаль, потому что иначе я с огромной радостью и дальше бы там работала. Но психика и самоуважение важнее, а они очень страдали. 

Курсы

Еще одной из главных проблем года члены профсоюза «Учитель» называют курсы повышения квалификации. 

— От школ в регионах требуют, чтобы учителя их постоянно посещали, плюс усиливается давление на аттестацию, — разъясняет Всеволод Луховицкий. — Люди из регионов говорят, что учить некогда — надо учиться.

Татьяна из сельской школы в Нижегородской области жалуется, что курсы «замучили», из-за них некогда ни учить детей, ни заниматься семьей:

— У меня первый класс, мне хочется довести их до 5-го и уйти из школы. Не потому, что я плохо себя чувствую из-за болезни. Просто больше не хочу. Не дают с детьми работать. С детьми в начальной школе работать интересно, они в чем-то наивные, доверчивые… Но не дают. 

У меня практически нет выходных, в последние я даже не стала встречаться с внуками, сказала: «Дайте мне сдать на категорию». 

Ее коллегу Маргариту из той же области иногда отправляют на курсы «в приказном порядке», на них она тратит все свободное время:

— Муж меня берет за руку и в первом часу ночи выводит из-за компьютера: «Тебе за 50, извини, инсульт-инфаркт». Может быть, кто-то и быстро сделает эти задания. Я стараюсь делать хорошо, как привыкла. Да, к урокам я приготовилась, а дальше уже сидишь как получится.

«Настроение — подавленно-плачевное» 

Анна Инютина

— Мы привыкли глотать свое бесправие большими дозами — и какая там капля или каплища переполняет чашу терпения, уже не играет никакой существенной роли в нашей жизни, — подводит итоги года Анна Инютина, учитель русского языка и литературы и член профсоюза «Учитель» из Ижевска. — У меня общее ощущение после известных событий уходящего года из ужаса плавно перерастает в отупение. От бессилия. От внезапно открывшейся тщетности собственных трудов. 

Настроение профессионального сообщества Всеволод Луховицкий называет «подавленно-плачевным». Представители профсоюза «Учитель» сходятся во мнении, что все больше учителей начинают отказываться от участия в ненужных курсах, конкурсах и акциях, и хорошая новость в том, что за год в профсоюз не поступило ни одной жалобы об увольнении по этой причине. 

— Утешает единственное: все больше учителей начинают задавать вопросы. По крайней мере, они пытаются спрашивать хотя бы в своей школе: «А почему так?» Только на таких и можно надеяться, — подытоживает Всеволод Луховицкий.

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Здравствуйте.

Цитата (Evgeniya85):Добрый вечер! у преподавателей постоянно скачет нагрузка — то есть , например, одна неделя может быть 16,65 часов, вторая  — 15,32 ч. , третья- 13,32, четвертая — 18,65ч., и в октябре есть еще и три дня пятой недели — 5,33 часа  . Итого : 69,27 часов за октябрь

Учебная нагрузка не может «скакать». Её утверждают в начале учебного года (1 сентября) и в течение года может поменяться только в результате какого-то «форс мажора». Например, коллега очень неожиданно ушла в декрет и её нагрузку «разбросали» по другим учителям.

Давайте немного отвлечёмся от «конкретики» и рассмотрим вопрос оплаты труда педагогических работников «в целом».
На сайте минобрнауки.рф опубликованы три обобщённые модели оплаты труда:

Цитата:Модель №1. «Базовый оклад +»
Модель, основанная на базовом окладе и повышающих коэффициентах, позволяет при расчете постоянной части зарплаты работников школы опираться на утвержденные на региональном уровне базовые оклады (у работников, занимающих одинаковую должность, базовый оклад – одинаковый). В зависимости от особенностей нагрузки учителя (количество учебных часов, объем осуществляемых неурочных видов деятельности и др) к базовому окладу применяются повышающие коэффициенты. Разное количество учащихся у разных учителей при реализации этой модели НСОТ тоже может учитываться при начислении зарплаты через специальный коэффициент.
Модель №2.«Все включено»
Модель, основанная на должностном окладе за 36 рабочих часов учителя в неделю, отличается от двух предыдущих тем, что все виды деятельности учителя оплачиваются в окладе за 36 рабочих часов в неделю. Внутри этих 36 часов могут быть и учебные часы, и неучебные часы (например, часы на проверку тетрадей или на проведение родительских собраний и др.). Доля учебных и неучебных часов конкретного учителя определяется трудовым договором между учителем и работодателем. Стоимость учебного и неучебного часа работы учителя может утверждаться на уровне школы, муниципалитета или региона в целом.
Модель №3.«Ученико-час»
Модель, основанная на «ученико-часе», позволяет при расчете постоянной части зарплаты учителей учесть и различие в количестве учебных часов, которые ведут педагоги, и количество учеников с которыми работают учителя. Каждая школа в объеме фонда оплаты труда самостоятельно рассчитывает величину ученико-часа (стоимость работы учителя с одним учеником в течении одного академического часа). Для каждого учителя определяется количество ученико-часов нагрузки. Таким образом в постоянной части зарплаты труда учителя учитывается интенсивность его труда.

Каждое учебное заведение разрабатывает и утверждает свою систему оплаты труда. Она может полностью соответствовать одной из «типовых» моделей, а может представлять из себя и нечто «эксклюзивное». Например, в большинстве общеобразовательных учреждений применяют некий «симбиоз» между первой и второй моделью, который позволяет учесть при расчёте заработной платы и учебную нагрузку, и фактически отработанное в месяце время (не путать с учебными часами!) по нормативному графику учителя.

Пример:
В сентябре педагога 1 протарифицировали на учебный год и установили ему учебную нагрузку 18 часов в неделю. Это и есть фактическая нагрузка. Т.е. весь учебный год педагог будет работать на одну «учительскую» ставку (18/18=1), а установленный ему на этот год «оклад» будет = 14400/18*18 = 14400 руб.
В сентябре педагога 2 протарифицировали на учебный год и установили ему учебную нагрузку 36 часов в неделю. Это и есть фактическая нагрузка. Т.е. весь учебный год педагог будет работать на две «учительские» ставки (36/18=2), а установленный ему на этот год «оклад» будет = 14400/18*36 = 28800 руб.
Пример 3. 
В сентябре педагога 3 протарифицировали на учебный год и установили ему учебную нагрузку 9 часов в неделю. Это и есть фактическая нагрузка. Т.е. весь учебный год педагог будет работать на половину «учительской» ставки (9/18=0.5), а установленный ему на этот год «оклад» будет = 14400/18*9 = 7200 руб.
Нормальная продолжительность рабочего времени педагогических работников составляет 36 часов в неделю (ст.333 ТК РФ). Т.е. если вышеперечисленным педагогам установлен такой график работы, они работают на полную ставку (не путать с «учительской»), и за полностью отработанный месяц они заработают:
— первый — 14400 руб.
— второй  — 28800 руб.
— третий  — 7200 руб.

Теперь вернёмся к «конкретике».
Сказанное Вами:

Цитата (Evgeniya85):педагогам назначена ставка заработной платы 14400 норма часов — 18 часов в неделю

позволяет предположить, что речь может идти о расчёте заработной платы по приведённой в примере схеме.
Тогда:
Если «норма часов — 18 часов в неделю» — это именно норма часов по графику, а Ваши педагоги протарифицированы на учебную нагрузку 18 часов в неделю, то они работают на 36/18 = 0.5 «обычной» ставки и на полную «учительскую» ставку (18/18 = 1). За полностью отработанный месяц они должны получить 14400 руб.

Цитата (Evgeniya85):одна неделя может быть 16,65 часов, вторая  — 15,32 ч. , третья- 13,32, четвертая — 18,65ч., и в октябре есть еще и три дня пятой недели — 5,33 часа  . Итого : 69,27 часов за октябрь

Нормальная продолжительность рабочего времени педагога, работающего на полную ставку — 36 часов в неделю. 
Норма часов в месяце исчисляется в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 13.08.09 № 588н — по расчетному графику пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями в субботу и воскресенье исходя из продолжительности ежедневной работы. Для педагога, работающего на полную ставку, в октябре она составляет 36/5*23 = 165.6 часов:
[img big=/Files/ForumUpload/2141976_big.QIP Shot — Screen 119.id-o_1cr6ta20b14rj1d94139e2sk1ujcd.png]/Files/ForumUpload/2141976.QIP Shot — Screen 119.id-o_1cr6ta20b14rj1d94139e2sk1ujcd.png[/img]
Если Ваши педагоги работают на 0.5 ставки, нормальная продолжительность рабочего времени в неделю составляет 36/2 = 18 часов, а в месяц — 18/5*23 = 82.8 часов.
В Вашем примере фактически отработанное за октябрь =  69,27 часов. Это значит , что заработная плата за октябрь = 14400/82.8*69.27 = 12046.96 руб.

З.Ы. Изначально Вы сказали:

Цитата (Evgeniya85):Мы перешли с октября на данную систему оплаты

Вообще говоря, такой переход подразумевает предварительную детальную проработку всех нюансов расчёта заработной платы и закрепление способа расчёта в ЛНА организации. До тех пор, пока Вы этот способ расчёта не «озвучите», отвечающие будут пытаться угадать что в Вашем учебном заведении подразумевается под почасовой оплатой труда и «изобрести» на основании своих догадок некую схему расчёта, которая должна соответствовать Вашей.

В чем особенность? Зарплата учителей – весьма болезненная тема в рамках образовательной системы Российской Федерации. Окончательные цифры зависят от множества факторов: коэффициента за выслугу лет, тарификации и расчасовки, условий конкретного региона и так далее.

Что будет в 2023 году? Согласно Постановлениям Правительства и плану экономического развития, в предстоящем году ожидается повышение заработной платы сотрудникам большинства бюджетных сфер, в том числе и педагогам. А вот на какой оклад можно рассчитывать по итогу, — зависит также от региона.

Оглавление:

  1. Как формируется зарплата учителей
  2. Тарификация как фактор формирования зарплаты учителя
  3. Зарплата учителей в 2022 году согласно статистике
  4. Чего ждать от зарплаты учителей в 2023 году

Как формируется зарплата учителей

Основным условием при формировании заработной платы учителям является начисление суммы среднего уровня дохода, зависящего от региональной экономики. Регионы, которые имеют материальную возможность, могут начислять дополнительный бюджетный процент по своему усмотрению. Предусматриваются и субъектные параметры, включая «северные».

Если высчитывать в денежном эквиваленте, то доход преподавателей на Северном Кавказе будет одним из наиболее низких. Средний коэффициент находится в пределах 25 тысяч рублей. Наибольшая зарплата учителям выплачивается в Москве и Дальневосточном округе — около 100 тысяч рублей.

Зарплата учителей

Окончательная сумма заработной платы насчитывается в самом учебном учреждении. Она состоит из 4 элементов:

  • Основной элемент. Изложение материала на занятиях, проверка заданий, факультативные уроки, секции.
  • Мотивирующий элемент. Условия для начисления этой дополнительной суммы принимает руководящее собрание учреждения. Сюда входят: достижения отличных показателей на экзаменах и олимпиадах, внедрение инновационных материалов, выслуга лет и улучшение профессиональных навыков.
  • Возмещающий элемент. Дополнительные начисления за занятия с учениками, которые имеют проблемы со здоровьем. Также к данной категории причисляются возмещения коммунальных платежей преподавателям деревенских школ.
  • Поощряющий элемент. Присвоение премии по решению совета школы.

В реальности дела обстоят немного иначе. Премии не выплачиваются, а условия для стимулирующих начислений видоизменяются. Это следствие кризиса 2013-2014 годов — оплата труда понизилась, налоговый сбор упал, что привело к уменьшению льготных бюджетных выплат.

Тарификация как фактор формирования зарплаты учителя

Особенность преподавательской сферы труда вынуждает искать индивидуальные решения в оплате работы учителей. Следует учитывать выслугу лет, часы работы, трудность в обучении различных предметов, принимается во внимание разделение классов по возрастному элементу. В этом случае используется определённый тарифный план – это оценочные действия, предполагающие объединения вопросов материального характера.

Согласно Положению, принятому Правительством РФ от 05.08.2008 № 583, средняя зарплата учителей начальных и средних классов образуется из нескольких составляющих. Это фиксированная сумма, возмещающие выплаты, стимулирующие надбавки.

Например, возмещается работа классного преподавателя, руководителя кабинета, оценка классных и домашних заданий школьников, работа в специальных обстоятельствах. В мотивирующие начисления включаются суммы, засчитанные за высокие результаты учеников, успеваемость, стаж. Оклад – это фиксированный коэффициент оплаты труда.

Зарплата учителей

Преподавательскую нагрузку предписывают не всем учителям. Её утверждают:

  • преподавателям, которые выполняют образовательные программы общего назначения;
  • учителям и старшим учителям факультативного преподавания;
  • педагогам иностранного языка в дошкольном образовании;
  • учителям, которые проводят вспомогательные развивающие программы культурного пространства, искусства и спорта;
  • тренерам и старшим тренерам, которые осуществляют учебный план в сфере физкультуры и спорта.

Эти положения установлены Министерством образования и науки в пункте 2.8.1. Дополнения 1 к постановлению от 22.12.2014 № 1601.

Льготы сельским учителям: виды и особенности получения

Списки формируются один раз в год, работа по их составлению производится с весны по начало осени. Именно осенью становится понятна трудовая нагрузка и количество учеников. Существуют общеобразовательные организации, где данный процесс осуществляется чаще – это вызвано характерностью преподавательской работы. Данный факт можно наблюдать по неопределённому графику уроков в начале сентября, когда уроки не разделены между преподавателями.

Составление предполагаемого графика начинается весной. В него входят сведения об образовательном процессе, дополнительных уроках, количестве учеников и прочее, а также процент начисления. Контролируется уровень нагрузки, ведь в соответствие с законодательством, рабочая неделя учителей обязана быть не более 36 часов. В этом пункте существуют исключения. Логопеды и дефектологи не должны работать более 20 часов. Учителя обязаны изучить график, и при одобрении подписать его.

Следует учесть, что в государственных заведениях, тарификация — неотъемлемая часть рабочего процесса. Детские сады не имеют таких обязательств. Там заработная плата прописывается в договоре, обозначенном в различных законодательных актах.

Тарифные планы схожи с рабочим расписанием. Но имеются и различия, в них не включены работники, которые не имеют отношения к учебному процессу (охрана, бухгалтерия). В расписании данные обобщены.

Зарплата учителей

Перераспределить преподавательскую загруженность возможно по договорённости сторон. Следует поставить учителя в известность, что возникло данное желание. Если учитель не против, то основываясь на п.17 Приложения 2 к приказу Минобрнауки от 22.12.2014 № 1601, следует оформить приложение к трудовому документу.

Учитель может выразить желание уменьшить трудовую нагрузку в двух вариантах:

  • если было сокращено время в преподавательских графиках, учебном расписании;
  • уменьшилась численность учеников, классов, комплектация групп.

Основываясь на п. 1.5, 1.6 Приложения 2 к приказу Минобрнауки от 22.12.2014 № 1601 выше изложенные факты дают возможность перераспределять нагрузку на протяжении учебного года.

2023 – Год педагога и наставника в России

Чтобы сократить нагрузку по желанию руководства, следует осведомить учителя минимум за два месяца. Требуется отправить извещение, изложив в нём причину урезания рабочих часов.

При пересчёте нагрузки до начала учебного процесса, следует взять во внимание период отпуска преподавателя. Ввести его в курс дела до начала отпуска. В противном случае уровень заработной платы будет необходимо сохранить в том же объёме, что и до отпуска.

Оформите указ о понижении преподавательской нагрузки. Подпишите дополнительный акт к основному заключению, определив новые параметры рабочего процесса.

Учитель может отказаться от уменьшения нагрузки, тогда следует предложить ему иное штатное место, где будут соблюдена его профессиональная квалификация. Если таких вакансий в перечне нет, то руководство вправе предоставить нижестоящую вакансию или работу с меньшей заработной платой, которую учитель может делать с учётом своих физических показателей (ст. 74 Трудового Кодекса РФ).

Отправьте учителю перечень свободных вакансий с расшифровкой трудовых обязательств и условий работы – зарплата, временной режим, количество выходных и прочее. Рекомендуемые вакансии следует предлагать в течение отведённого срока.

Зарплата учителей в 2023 году будет начисляться в зависимости от области проживания работника, и места, где ведётся общеобразовательная практика. Для того чтобы определить, где преподаватель в России чувствует себя лучше, можно изучить следующего таблицу. Она даёт представление о размере заработной платы учителя в 2022 году по областям.

Зарплата учителей

Центральный ФО

Регион Средний оклад педагога

Белгородская обл.

43 709

Брянская обл.

34 831

Владимирская обл.

34 787

Воронежская обл.

33 617

Ивановская обл.

26 610

Костромская обл.

31 211

Курская обл.

33 500

Липецкая обл.

34 093

Московская обл.

62 036

Орловская обл.

30 522

Рязанская обл.

35 829

Смоленская обл.

30 884

Тамбовская обл.

30 498

Тверская обл.

33 851

Тульская обл.

37 238

Ярославская обл.

34 519

Москва

99 674

Северо-западный ФО

Регион Средний оклад педагога

Карелия

43 293

Коми

50 840

Ненецкий АО

83 916

Архангельская обл.

47 762

Вологодская обл.

40 496

Калининградская обл.

38 821

Ленинградская обл.

50 735

Мурманская обл.

60 987

Новгородская обл.

30 401

Псковская обл.

29 869

Санкт-Петербург

64 730

Южный ФО

Регион Средний оклад педагога

Адыгея

30 044

Калмыкия

30 366

Крым

29 434

Краснодарский край

34 606

Астраханская обл.

31 657

Волгоградская обл.

31 289

Ростовская обл.

35 767

Г. Севастополь

39 921

Северо-Кавказский ФО

Регион Средний оклад педагога

Дагестан

31 627

Ингушетия

24 870

Кабардино-Балкария

25 898

Карачаево-Черкессия

24 631

Северная Осетия

26 732

Чечня

26 299

Ставропольский край

29 727

Приволжский ФО

Регион Средний оклад педагога

Башкортостан

35 303

Марий Эл

26 093

Мордовия

26 124

Татарстан

35 537

Удмуртия

32 157

Чувашия

31 227

Пермский край

34 355

Кировская обл.

29 858

Нижегородская обл.

32 113

Оренбургская обл.

31 915

Пензенская обл.

29 114

Самарская обл.

35 360

Саратовская обл.

29 929

Ульяновская обл.

29 674

Уральский ФО

Регион Средний оклад педагога

Курганская обл.

28 524

Свердловская обл.

42 713

Югра

53 271

Ямало-Ненецкий АО

85 111

Тюменская обл.

45 173

Челябинская обл.

32 903

Сибирский ФО

Регион Средний оклад педагога

Алтай

29 404

Тыва

31 118

Хакасия

38 888

Алтайский край

29 532

Красноярский край

42 901

Иркутская обл.

40 434

Кемеровская обл.

40 157

Новосибирская обл.

38 133

Омская обл.

28 865

Томская обл.

35 690

Дальневосточный ФО

Регион Средний оклад педагога

Бурятия

37 447

Якутия

54 536

Забайкальский край

31 637

Камчатка

70 233

Приморский край

45 230

Хабаровский край

44 200

Амурская обл.

45 597

Магаданская обл.

80 512

Сахалинская обл.

78 373

Еврейская АО

38 959

Чукотка

97 446

Таблица даёт возможность ознакомиться со среднестатистическим заработком. Изучая современные реалии, следует сказать, что преподаватели деревенских школ зачастую получают около 15 000 рублей, что является меньше минимальной заработной платы.

Чего ждать от зарплаты учителей в 2023 году

Президент РФ Владимир Путин назвал 2023 год педагогическим годом и постановил изучить зарплаты в данной области в различных субъектах страны. В дальнейшем создать условия, чтобы зарплата была:

  • для преподавателей и дошкольных воспитателей не ниже средней зарплаты по округу;
  • для преподавателей ВУЗов не ниже двойной ставки оплаты труда по региону.

Государственная Дума предложила законопроект, в котором рекомендует определить сумму заработной платы для учителей в год учителя, не достигших 35-летнего возраста, в объёме 200 % МРОТ. Данная инициатива должна мотивировать юных профессионалов.

Зарплата учителей

Центральный банк в августе 2022 года составил прогноз инфляции на текущий год, он оказался около 12-15 % годовых. Исходя из этого, можно предположить, что в феврале следующего года зарплата льготников будет повышена, основываясь на этих процентов.

Точную информацию, следует ожидать ближе к Новому Году. В этот период будет официально опубликована таблица инфляции за 2022 год. На её основании будет произведена заработная прибавка работникам бюджетной сферы.

Министерство просвещения опубликовало доклад, по которому основной оклад 76 % учителей меньше фиксированной суммы МРОТ. Сумма МРОТ утверждённая на июнь 2022 года составляет 15 279 рублей. Окончательная заработная плата учителя, приведённая в таблице, строится на следующих компонентах:

  • основной оклад;
  • надбавки;
  • вознаграждения за высокий результат в соревнованиях и олимпиадах;
  • премиальные поощрения и др.

Функционирующая структура начисления оклада российским учителям в разных субъектах существенно разнится, а ключевая ставка формирует третью часть от заключительной суммы. Таким образом, учителя не имеют возможности рассчитывать свой доход заранее, ведь неизвестно, будет ли их зарплата чистым окладом или следует полагаться на премии и добавки.

На начало следующего года намечено увеличение МРОТ до 16 242 рубля. Из этого следует, что заработная плата не может быть меньше этой цифры.

В 2023 году будет внедрена реформа оплаты труда, которая по оценке экспертов, должна будет решить проблему маленьких окладов и повысить зарплату учителей к средним показателям.

Новые изменения стали внедряться ещё в мае 2022 года. Пробно нововведения коснулись пяти субъектов Российской Федерации:

Зарплата учителей

  • Сахалинская область.
  • Ярославская область.
  • Белгородская область.
  • Нижегородская область.
  • Мордовия.

Пробный период продлится до 30.05.2023 года, и при позитивной динамике будет внедрён повсеместно.

В принципах новой реформы заложен уровень оклада до 70 % (в настоящее время 30 %). Остальная часть – это вспомогательная работа, специальные условия производительности и прочие прибавки. Основной преподавательский оклад будет чётко связан с региональными показателями экономики.

Специалисты всё же сомневаются в реальном росте заработной платы учителям в 2023 году в стране после смены условий её расчёта. Так как никаких существенных увеличений оплаты, как например, в Казахстане (около 25 %), российский законодательный орган на ближайшее время не озвучил.

Каким будет повышение зарплаты учителям в 2023 году: разбираем официальные данные

Советский трепет перед профессией учителя подзабыт, а некоторые большие чиновники открыто призывали педагогов не надеяться на заоблачные доходы. И всё же, сеятели разумного, доброго и вечного должны быть как минимум обеспеченными людьми. Поэтому повышение зарплаты учителям в 2023 году воспринимается как разумная инвестиция в благополучие страны.

В последние дни уходящего года на эту тему написано так много статей, что впору запутаться. Догонит ли учительская зарплата инфляцию? Или вообще опередит? Намерено ли Правительство РФ предпринять шаги, чтобы в будущем педагоги только богатели? Почитаем и подсчитаем прямо сейчас.

Читайте наши статьи о повышении зарплат в 2023 году госслужащим, бюджетникам, медикам, сотрудникам полиции и военным. А также всё о новом порядке аттестации педагогических работников.

Содержание статьи

  • 1 На сколько повысят зарплату учителям в 2023 году
  • 2 Когда будет повышение зарплаты учителям в 2023 году
  • 3 Из чего складывается заработная плата учителей и что изменится в 2023 году
  • 4 Средняя зарплата учителей в России в 2023 году
  • 5 Средний размер зарплаты учителей в других странах

На сколько повысят зарплату учителям в 2023 году

Официальные данные по инфляции за 2022 год пока не опубликованы, но в качестве ориентира упоминается размер 12,4%. По логике, зарплаты бюджетников и других работников, кто занят на государственной работе, должны подняться минимум на эту величину.

По факту повышение зарплат идет в два этапа:

  • с 1 октября 2022 года зарплаты бюджетников (а значит, и учителей) были подняты на 4%;
  • с начала 2023 года была обещана следующая индексация – на уровне 8% от текущего значения.

Точный размер прибавки анонсировал А. Силуанов и другие официальные лица. Таким образом, зарплата учителей с 1 января 2023 года должна превысить прошлогодние показатели больше чем на 12%. Для закрепления инициативы выбран не самый популярный нормативный акт – Перечень поручений, утверждённых Президентом РФ 10.12.2022. В нём октябрьская прибавка не упоминается.

В 2022 году ни в одном из регионов РФ педагоги не получали зарплату на уровне МРОТ. Так, минимальный размер оплаты труда на 1 июня 2022 года в России составил 15 279 рублей. Средние же зарплаты учителей за 6 месяцев 2022 года, по данным Росстата, зависели от уровня образования и региона:

  • педагоги дошкольного образования в среднем по РФ получали 42 912 руб./месяц;
  • педагоги общего образования – 57 067 руб./месяц;
  • преподаватели профессионального образования – 57 006 руб./месяц.

Среди регионов антилидерами по зарплате среди учителей дошкольников стала Республика Дагестан (24 354 руб.), Чеченская Республика (24 423 руб.), Карачаево-Черкесская Республика (26 394 руб.). Но даже эти зарплаты превышают МРОТ после июньского повышения на 150-160%.

средняя зарплата учителей по регионам России

Правда, есть один нюанс: указанные в статистике Росстата цифры – это средние зарплаты учителей. То есть, туда входят учителя высшей категории, директора школ (которые совмещают и ставку преподавания) и молодые специалисты. Соответственно, учитель с минимальным стажем и званиями может получать значительно меньше средней цифры.

Когда будет повышение зарплаты учителям в 2023 году

Повышение зарплаты на уровень роста цен – не право, а обязанность работодателя, в том числе если работодатель представляет государство. Но по датам ТК РФ не устанавливает четких требований к срокам индексации.

Если верить чиновникам, то увеличение зарплаты учителей в 2023 году запланировано с начала календарного года, и обновлённую получку педагоги получат за январь.

повышение зарплаты учителям в 2023 году

когда будет индексация зарплат учителей

Статья 136 Трудового кодекса РФ устанавливает обязанность перечисления средств не реже двух раз в месяц с интервалом не менее 15 дней. Соответственно, уже увеличенную выплату учителям должны перечислить:

  • не позднее 31.01.2022 – за первую половину месяца (аванс);
  • не позднее 15.02.2022 – за вторую половину (основная часть выплат).

Повысят ли учителям зарплату в 2023 году с января или позже – будет понятно по итогам первого месяца.

Важно: конкретные сроки выплаты средств зависят от региона, учреждения и банка, который обслуживает счета.

Из чего складывается заработная плата учителей и что изменится в 2023 году

На денежное довольствие педагогов влияет ряд нормативных актов, в том числе Постановление Правительства РФ от 05.08.2008 N583, Приказ Минобрнауки от 22.12.2014 N1601 и другие. Каких-либо изменений на законодательном уровне не планируется, хотя ведутся разговоры о возможности исчисления зарплаты молодых педагогов по формуле двойного МРОТ.

На данный момент можно утверждать, что после январской индексации порядок расчётов сохранится.

По действующим правилам, зарплата учителей складывается из таких частей:

  • оклад (база) и повышающий коэффициент к нему (за должность, выслугу, учёное звание и т. д.);
  • стимулирующие выплаты (премии и доплаты);
  • компенсационные выплаты (за работу с совмещением, в ночное время, во вредных и опасных условиях, за аренду жилья и т. д.).

Таким образом, зарплата учителя в России зависит от размера оклада, количества отработанных часов и компенсационно-стимулирующих выплат. В связи с праздниками и особыми обстоятельствами педагоги могут получить разовую поддержку, но она в эти расчёты не входит. Повышение зарплаты учителей в 2023 году должно произойти именно на уровне ставки, чтобы быть постоянным.

Многие представители профессии жалуются, что значительную часть зарплаты составляют стимулирующие выплаты, которые распределяются решением директора школы или вышестоящим руководством. Поэтому уже несколько лет идет дискуссия касательно закрепления доли оклада в зарплате на уровне не ниже 70%. На данный момент это все еще лишь инициатива.

Меняться к лучшему ситуация начала с конца 2020 года – тогда Госдума дала Правительству право самостоятельно устанавливать системы оплаты труда в отдельных отраслях. И среди первых, ещё в 2021 году был разработан проект новой системы оплаты труда педагогов.

Согласно опубликованным сведениям, порядок начисления зарплаты был бы более прозрачным и справедливым – к базовому окладу применялись бы определенные коэффициенты (закрепленные законодательно), а размеры компенсационных и стимулирующих выплат тоже были бы закреплены для всех.

Но проект, который должен был заработать в мае 2022 года, до сих пор не запущен.

закон об увеличении окладов учителям

Ещё одна инициатива была предложена в проекте закона №249394-8. Предполагалось изменить ст. 144 ТК РФ, чтобы оклад (базовая ставка) бюджетника не могла быть ниже 70% зарплаты. Однако проект получил отрицательное заключение профильного комитета Госдумы и вряд ли будет принят.

Средняя зарплата учителей в России в 2023 году

В нашем распоряжении – данные Росстата за 9 месяцев 2022 года. На сайте ведомства отсутствуют сведения, учтена ли октябрьская индексация – но так как зарплаты поднялись с октября, то, вероятно, не учтена.

Если это так, то зарплата педагогов в 2023 году должна вырасти к этому уровню более чем на 12 процентов. Расчёт – в таблице:

Категория Средняя зарплата по РФ, руб. По уровню подчиненности
Федеральные Региональные Муниципальные
Педагоги дошкольного образования 40 616 51 360 58 100 39 295
— после повышения 1 октября 2022 года 42 241 53 414 60 424 40 867
— после повышения 1 января 2023 года 45 620 57 688 65 258 44 136
Педагоги общего образования 47 490 47 490
— с 1 октября 2022 года 49 390 49 390
— с 1 января 2023 года 53 341 53 341
Педагоги дополнительного образования 45 612 59 401 59 478 42 885
— с 1 октября 2022 года 47 437 61 777 61 857 44 600
— с 1 января 2023 года 51 232 66 719 66 806 48 168
Преподаватели среднего профессионального образования 47 339 47 339
— с 1 октября 2022 года 49 232 49 233
— с 1 января 2023 года 53 171 53 171
Преподаватели вузов 102 337 102 113 111 637 52 892
— с 1 октября 2022 года 106 431 106 198 116 102 55 008
— с 1 января 2023 года 114 945 114 693 125 391 59 408

Как мы считали: исходные данные по средней зарплате взяты из ежеквартального мониторинга Росстата. Затем к ним прибавлена индексация на 4% с октября 2022 года – так получилась сумма на октябрь. Затем к полученной сумме прибавлено еще 8%, на которые зарплаты должны вырасти с января 2023 года.

При этом Росстат отдельно выделяет уровни подчиненности:

  • федеральные учреждения – это организации, напрямую подчиняющиеся федеральным органам исполнительной власти (например, вузы, которые относятся к Минобрнауки);
  • региональные – это учреждения, подчиняющиеся властям субъекта РФ (таковых большинство колледжей и техникумов);
  • муниципальные – это заведения, которые учреждены органами власти муниципальных образований (это большинство школ в России).

По регионам зарплаты отличаются значительно. Например, средняя зарплата московских педагогов, по заявлению Сергея Собянина, в 2022 году составила 125 000 руб./месяц. При индексации в 8% учителя получат 135 тысяч, а на 12% – 140 тысяч.

Но стоит понимать, что индексация обычно касается оклада – но необязательно влияет на стимулирующие и компенсационные выплаты (если они не рассчитываются напрямую по окладу). Соответственно, реальный рост зарплат может оказаться чуть ниже.

Средний размер зарплаты учителей в других странах

Чтобы понять, много или мало получают учителя в России, стоит обратиться к зарубежному опыту. Профессия педагога в США, Японии, Германии, Франции и многих других государствах является востребованной и высокооплачиваемой. Сколько же зарабатывают учителя в других странах?

Данные – в таблице (сведения взяты из открытых источников, до уплаты налогов):

Страна Зарплата учителя Средняя зарплата в стране, $/месяц
Швейцария 133 000 CHF/год, или 12 000 $/месяц 7150
Дания 6250 евро/месяц 6300
Норвегия 370 000 крон, или 5600 $/месяц 5000
США 4800 $/месяц 4000
Япония 7 000 000 иен в год, или 3900 $/месяц 3150
Австралия 90 000 австралийских долларов в год, или 5200 $/месяц 3650
Финляндия 4000 евро/месяц 3700

Таким образом, зарплаты учителей обычно даже чуть выше, чем средние по стране. Но и статус учителя в других государствах зачастую значит гораздо больше, чем в России.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сколько стоит час работы чпу станка по дереву
  • Сколько стоят билеты в бизнес классе самолета
  • Сколько стоят противотуманки на газель бизнес
  • Сколько у вас свободного времени после работы
  • Сколько ценностей принято в компании максавит