Сколько стоит час работы преподавателя в вузе

01.06.2019

В преддверии окончания учебного года и всех связанных с ним забот – проверки выполнения учебной нагрузки, расчета отпускных, составления начальных тарификационных списков следующего года – важно уточнить проведенные расчеты почасовой оплаты, убедиться в их полноте и правильности. О применимости почасовой оплаты и особенностях ее исчисления напомним в нашей публикации.

Основания применения почасовой оплаты работы педагога

Стандартным порядком заработная плата педагогических работников определяется проведенной тарификацией – программными часами, дополнительными курсами и факультативами, классным руководством, иной учебной нагрузкой и целевыми показателями. Тарифицированный размер заработной платы постоянен в течение рабочего года, не зависит от нагрузки в конкретном месяце работы и пропорционален только фактически отработанному времени. В отдельных случаях рассчитывается и оплачивается каждый час работы педагога, это случаи:

– замещения, когда педагог выполняет нагрузку своего отсутствующего коллеги, например, из-за болезни или по иной причине. Отметим, что почасовая оплата замещения применяется при сроке не более двух месяцев, в противном случае такое замещение необходимо тарифицировать;
– работы с обучающимися, находящимися на лечении, восстановлении или по иной причине осваивающими образовательные программы на дому, в лечебном учреждении. Если к началу учебного года известно о необходимости работы с такими учениками, то учебная нагрузка педагогов тарифицируется, но если необходимость в обучении на дому возникла в середине учебного года, то она оплачивается сверх объема, установленного при тарификации;
– педагогической работы на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год. Как правило, к такой работе привлекается административно-управленческий персонал образовательного учреждения, а также высококвалифицированные специалисты сторонних предприятий, учреждений и организаций, которые также могут быть приглашены на педагогическую работу для чтения уникальных и (или) специфических курсов. Отметим, что педагогическая работа на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год не является совместительством, не потребует заключения трудового договора при условии, что она осуществляется с согласия работодателя (пп. «в» п. 2 Постановления Минтруда РФ от 30.06.2003 № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры»). В этом случае к трудовому договору оформляется дополнительное соглашение на условиях почасовой оплаты с установленным объемом учебной нагрузки в рамках указанного количества часов и соответствующей оплатой. При превышении названного объема педагогической нагрузки с работником следует заключить договор совместительства.

Оплата замещения

Часы замещения временно отсутствующих по болезни и другим причинам учителей и преподавателей оплачиваются дополнительно, сверх установленной тарификации (п. 2.7 приложения 2 к Приказу Минобрнауки РФ от 22.12.2014 № 1601).

Расчет стоимости часа замещения приведен в Письме Минобразования РФ от 29.12.1995 № 87-М «О почасовой оплате труда в образовательных учреждениях» (далее – Письмо Минобразования РФ № 87-М). В нем говорится, что размер оплаты одного часа педагогической работы в месяц определяется путем деления месячной ставки заработной платы педагогического работника в соответствии с разрядом ЕТС за установленную норму часов оплаты педагогической работы в неделю на среднемесячное количество рабочих часов.

В свою очередь, среднемесячное количество рабочих часов определяется, согласно Письму Минобразования РФ от 09.11.1995 № 75-М, путем умножения нормы часов педагогической нагрузки в неделю на количество рабочих дней в году по пятидневной рабочей неделе и деления полученного результата на 5 (количество рабочих дней в неделе), а затем на 12 (количество месяцев в году).

Если в году имеются предпраздничные дни, у которых продолжительность сокращена на 1 час, то их также необходимо учесть в формуле.

Например, для учителей 5 – 11-х классов норма рабочего времени составляет 18 часов в неделю. В 2019 году 247 рабочих дней и 6 предпраздничных дней сокращенной продолжительности. Среднемесячное количество часов равно 73,6 ч (18 ч х 247 дн. / 5 дн. – 6) / 12 мес. В отношении месячной ставки заработной платы педагогического работника в соответствии с разрядом ЕТС отметим следующее. Оплата работы педагогов, трудящихся в образовательных учреждениях субъектов РФ и муниципальных образовательных учреждениях, регулируется нормативными документами, изданными органами власти субъекта, органами местного самоуправления. Как правило, это положения об оплате труда, применяемые для работников учреждений, подведомственных соответствующему органу власти. Такими положениями устанавливаются:

– размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников с учетом Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих или профессиональных стандартов для профессиональных квалификационных групп работников по квалификационным уровням;
– размеры надбавок за работу при наличии особых условий труда территориального и бытового характера (работу в сельской местности, районах Крайнего Севера);
– перечень выплат компенсационного характера;
– перечень выплат стимулирующего характера.

В месячную ставку для расчета оплаты часов замещения включаются надбавки за квалификационную категорию, надбавки за почетное звание и стаж, доплаты за специфику работы в организации за установленную норму часов педагогической работы в неделю. При этом оплата педагогической работы производится по стоимости часа того преподавателя, который замещает отсутствующего сотрудника.

Контроль проведения замен осуществляется учебной частью учреждения и фиксируется в соответствующем журнале, книге учета, табеле, то есть документе, установленном для этих целей самим учреждением.

Пример 1.

Учитель русского языка и литературы замещал в мае 2019 года своего заболевшего коллегу. Должностной оклад по ПКГ в данном муниципальном образовании для должностей педагогических работников четвертого квалификационного уровня составляет 11 200 руб. Замещающий учитель имеет первую квалификационную категорию с повышением должностного оклада на 20%, также ему установлена надбавка в размере 15% от должностного оклада за ведение уроков с углубленным изучением предмета (за специфику работы в учреждении). Согласно журналу замещения учитель провел 7 часов учебных занятий.

Стоимость 1 педагогического часа у него составит 210 руб. (11 200 руб. х 1,2 х 1,15 / 73,6 ч).

Размер оплаты часов замещения – 1 470 руб. (210 руб. х 7 ч).

Оплата часов работы на дому

Мы уже отмечали, что учебные часы обучения детей на дому в соответствии с медицинским заключением, а также часы занятий по физкультуре с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, включаются в учебную нагрузку учителя общеобразовательного учреждения, для которого оно является местом основной работы на общих основаниях (Рекомендации об условиях оплаты труда работников образовательных учреждений, доведенные Письмом Минобрнауки РФ № АФ-947, Профсоюза работников народного образования и науки РФ № 96 от 26.10.2004). Но в случаях необходимости обучения на дому в середине учебного года, то есть после того, как тарификационные списки утверждены, и при условии продолжительности такого обу­чения не более 2 месяцев, оплата данного обучения будет производиться также по часам.

Нетарифицированные часы обучения на дому оплачиваются по правилам, установленным уже упомянутым Письмом Минобразования РФ № 87-М, как произведение расчетной оплаты одного часа и количества часов индивидуального обучения. При этом согласно п. 6.1.11 Письма Минобрнауки РФ № АФ-947, Профсоюза работников народного образования и науки РФ № 96 учителям и другим педагогическим работникам за индивидуальное обучение на дому на основании медицинского заключения детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, осуществляется повышение ставок заработной платы (должностных окладов) на 20%.

Пример 2.

Воспользуемся данными примера 1 и включим в расчет еще один повышающий коэффициент 1,2 (за индивидуальное обучение на дому).

Стоимость одного педагогического часа составит 252 руб. (11 200 руб. х 1,2 х 1,15 х 1,2 / 73,6 ч).

Размер оплаты часов работы на дому – 1 764 руб. (252 руб. х 7 ч).

Оплата педагогической работы не более 300 часов в год

Привлечение к педагогической работе в объеме не более 300 часов в год с почасовой оплатой, как мы уже отмечали, не является совместительством. Если дополнительную педагогическую работу выполняет лицо, с которым у работодателя уже заключен трудовой договор, выполнение такой работы может быть оформлено в соответствии со ст. 60.2 ТК РФ, которая допускает поручение работнику с его письменного согласия выполнения в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату. Дополнительная работа поручается путем совмещения профессий (должностей) (например, в случае привлечения к педагогической работе сотрудников административно-управленческого персонала (должность заместителя директора совмещается с должностью учителя)), а также путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ (ч. 2 ст. 60.2 ТК РФ). В письменном соглашении с работником указываются срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание, объем, а также размер доплаты (ч. 3 ст. 60.2, ст. 151 ТК РФ) – количество часов педагогической работы и стоимость часа. Оплата педагогической работы будет рассчитываться по правилам, изложенным выше (см. Письмо Минобразования РФ № 87-М).

Подчеркнем еще раз, что рассмотренный вариант оформления дополнительной работы возможен только в пределах установленной для работника продолжительности рабочего времени – основное рабочее время и с согласия работодателя (ч. 1 ст. 60.2 ТК РФ, п. 2 Постановления Минтруда РФ от 30.06.2003 № 41). Если преподаватель будет выполнять дополнительную педагогическую работу за пределами предусмотренного для него рабочего времени, то потребуется оформить трудовой договор на внутреннее совместительство.

В образовательном учреждении работать на условиях почасовой оплаты педагогической работы могут как внутренние преподаватели-почасовики, так и приглашенные внешние специалисты. Из пункта 2 Постановления Минтруда РФ № 41 следует, что если педагогическая работа на условиях почасовой оплаты осуществляется в объеме не более 300 часов в год, то заключения трудового договора не требуется, однако не сказано, как должны быть оформлены взаимоотношения между учреждением и внешними преподавателями-почасовиками. Отсутствуют разъяснения и в других нормативных документах. Но поскольку привлечение к работе, выполнение работы, наконец, оплата педагогической работы в принципе невозможны без правовых оснований, взаимоотношения должны быть оформлены.

Нередко с преподавателями-почасовиками заключаются договоры возмездного оказания услуг. Это крайне неверное решение, так как гражданско-правовые договоры оформляются на выполнение разовых работ, для получения разового результата. Гражданско-правовой договор не предусматривает обязанности работника подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, соблюдать трудовую дисциплину, выполнять трудовую функцию, определенную штатным расписанием. Действующее законодательство содержит прямой запрет на заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем (ч. 2 ст. 15 ТК РФ). Отношения, возникшие на основании таких договоров, могут быть признаны трудовыми работодателем по заявлению работника или предписанию госинспектора труда либо в судебном порядке. В случае такого нарушения работодателю грозит штраф в размере от 50 тыс. до 100 тыс. руб., а в случае повторного нарушения – от 100 тыс. до 200 тыс. руб. (п. 4 ст. 5.27 КоАП РФ).

Таким образом, и с преподавателями-почасовиками, приглашенными в учреждение извне, следует оформлять трудовые отношения. В штатном расписании должна быть предусмотрена ставка (часть ставки). На практике часто возникают вопросы об оформлении учителя на почасовую работу, для которого нет ставки в штатном расписании. Мы считаем такую ситуацию надуманной. Если учебные планы и программы предусматривают педагогические часы, значит, в штатное расписание должна быть включена ставка (доля ставки) на эти часы педагогической нагрузки.

Письмом Минобразования РФ № 87-М предусмотрена возможность руководителям образовательных учреждений в пределах имеющихся средств, если это целесообразно экономически и не ущемляет интересов основных работников данного учреждения, привлекать для проведения учебных занятий с обучающимися (воспитанниками) высококвалифицированных специалистов с применением ставок и условий почасовой оплаты, установленных Постановлением Минтруда РФ от 21.01.1993 № 7 «Об утверждении ставок почасовой оплаты труда работников, привлекаемых к проведению учебных занятий в учреждениях, организациях и на предприятиях, находящихся на бюджетном финансировании». В настоящее время этот документ отменен, но главный посыл Письма Минобразования РФ № 87-М, по нашему мнению, сохранен и сегодня: для оплаты труда высококвалифицированных специалистов, привлекаемых для проведения отдельных занятий, курсов, лекций, факультативов, учебных предметов, по которым в целом на образовательное учреждение предусмотрено незначительное количество учебных часов, а также при оплате труда лиц из числа профессорско-преподавательского состава вузов, работников научных учреждений учреждение может применять повышенные часовые ставки, если финансовые возможности учреждения позволяют такое увеличение.

В случае, когда учебная нагрузка, определенная учебным планом, не была тарифицирована по причине вакантности ставок и к выполнению такой работы был привлечен преподаватель на условиях почасовой оплаты, расчет стоимости часа его работы производится в обычном порядке.

Пример 3.

На преподавателя-совместителя учреждения среднего профессионального образования возложена учебная нагрузка по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в объеме 108 часов на 2018 – 2019 учебный год.

Преподаватель имеет первую квалификационную категорию с надбавкой в размере 20%. Положением об оплате труда работников учреждений, подведомственных органу власти субъекта РФ, установлен должностной оклад по ПКГ четвертого квалификационного уровня в размере 17 500 руб. Норма часов за ставку заработной платы – 72 часа в месяц.

Согласно сведениям учебной части преподаватель в мае 2019 года провел 6 часов учебных занятий.

Стоимость одного педагогического часа работы преподавателя составит 291,67 руб. (17 500 руб. х 1,2 / 72 ч).

Заработная плата за май равна 1 750,02 руб. (291,67 руб. х 6 ч).

Отметим, что и для преподавателя-почасовика сохраняются все гарантии, предусмотренные трудовым законодательством (в частности, право на оплачиваемый отпуск). Расчет отпускных будет производиться из сумм фактического заработка за проведенные часы.

* * *

Возможность применения почасовой оплаты работы педагога ограничена исчерпывающим перечнем случаев. Общим же порядком учебная нагрузка тарифицируется, и такая система оплаты труда в большей степени защищает интересы работников.

При применении почасовой оплаты учителя важен не только расчет стоимости часа, но и оформление выполняемой работы. Порядок начисления учителю почасовой оплаты труда должен быть предусмотрен в локальном нормативном акте учреждения. Кроме того, конкретные часовые ставки должны быть указаны в трудовом договоре с работником.

Кравченко Е.,
эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

«Российская газета» провела блиц-опрос среди сотрудников научных институтов и вузов: какая у них реальная зарплата?

Так как публичный «подвиг за всех» в беседе с президентом совершила сибирячка Анастасия Проскурина, наши реальные собеседники попросили не называть их фамилии.

Итак:

1. В каком институте, вузе работаете, на какой должности?

2. Какая у вас зарплата?

3. Какова средняя зарплата по региону?

4. Какие меры принимает руководство вашего института, чтобы выполнить указ президента о повышении зарплаты ученого ?

5. Куда вы обращались по этому вопросу? Что вам ответили?

САМАРА

Самарский университет имени академика С.П. Королева, профессор кафедры и ведущий научный сотрудник лаборатории:

Зарплата в среднем примерно 105 тысяч в месяц.

Средняя зарплата по региону порядка 38 тысяч рублей.

Средняя зарплата НПР по университету порядка 83 тысяч рублей.

Успешно функционирует система эффективных контрактов научно-педагогических работников.

Для молодежи проводится дополнительное стимулирование (конкурс молодых НПР до 35 лет включительно).

Ежегодно пересматриваются в сторону увеличения оклады сотрудников (инфляция, увеличение МРОТ).

Университет обладает развитой материально-технической базой, позволяющей успешно проводить научные исследования. Это и многое другое позволяет привлекать финансирование фондов РФФИ и РНФ, а также успешно взаимодействовать с индустриальными партнерами..

Обращаться по данному вопросу необходимости не было.

АСТРАХАНЬ

Астраханский госуниверситет, завкафедрой, доктор наук:

Зарплата — около 40 тыс. рублей

Средняя зарплата по региону — 38 тыс. рублей в месяц (без учета налогов и сборов)

С начала этого года размеры должностных окладов несколько выросли: с учетом повышения теперь 40 тыс рублей выходит, а до этого было около 30 тысяч рублей.

Никуда не обращался. Всегда работал дополнительно по грантовым проектам: сам искал, оформлял, выигрывал, и там оплата уже иная, в зависимости от программы. А обращаться бесполезно.

РОСТОВ-НА-ДОНУ

Донской государственный технический университет, доцент:

Зарплата доцента 29 000 рублей при средней по региону чуть больше 34 000. Чтобы сотрудники получали больше, с этого года введен эффективный контракт, позволяющий за счет личных достижений каждого преподавателя получить надбавки к зарплате.

В рамках контракта за эффективную работу для научно-педагогических работников предусмотрены два вида выплат: ежемесячная стимулирующая и полугодовая. Ежемесячная выплата формируется индивидуально каждому преподавателю за фактическое выполнение им приоритетных показателей (например, публикация научных статей, разработка онлайн курса).

Завкафедрой получает 40 000 (оклад) плюс стимулирующая выплата 15 000 рублей.

В ДГТУ действует эффективный контракт, по которому предусмотрены дополнительные выплаты научно-педагогическим работникам. Выплаты рассчитываются индивидуально за выполнение различных показателей: публикационная активность, заявки на гранты, патенты и др. Эффективный контракт позволяет увеличивать стимулирующую выплату за счёт собственных научных достижений.

ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

Поволжский научно-исследовательский институт производства и переработки мясомолочной продукции, профессор:

Работаю на 0,5 ставки главным научным сотрудником. Оклад 11000 руб + процент от издательской деятельности ( статьи в ВАКовских и международных Скопус журналах).

Руководство НИИ настраивает коллектив на то, чтобы писали статьи, монографии. Но и это не приносит большой зарплаты.

Удивляет разница в окладах на периферии и в столице, в областном центре и поселках.

РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

ЮФУ, Институт управления в экономических, экологических и социальных системах, Заведующий кафедрой:

Зарплата грязными 64000, чистыми 56000 руб. О мерах руководства ничего не слышал. Никуда не обращался.

Ситуация благополучна по сравнению с другими вузами области, особенно многими коммерческими. . Молодые люди все видят и не хотят тратить 10-30 лет на получение ученой степени, чтобы потом получать меньше чем кассир или охранник магазина.

БЕЛГОРОД

Белгородский госуниверситет, доцент:

Работая на 0,5 ставки, получает 11 тысяч рублей.

Средняя заработная плата по региону по итогам девяти месяцев прошлого года около 36,5 тысячи рублей;

Руководство вуза ввело рейтинговую систему для того, чтобы повышать заработную плату наиболее активным научным сотрудникам. Благодаря системе баллов (была опубликована статья, участвовал в жюри профессионального конкурса и т.д) прибавка к зарплате составила примерно 480 рублей;

Преподаватели со степенью доктора наук, те, кто буквально «живет одной наукой», занимается переизданием собственных монографий каждые несколько месяцев, те зарабатывают до 50 тысяч рублей. К этому и нужно стремиться. Или искать доходы на стороне. Каждый делает свой выбор.

КАЛМЫКИЯ

Калмыцкий госуниверситет:

Как сообщили корреспонденту «РГ» , на фоне крупных регионов средняя зарплата в Калмыкии довольно низкая. По официальной статистике Росстата она составляет 24956 рублей. При этом средняя зарплата основного персонала, к которому относится профессорско-преподавательский состав (научно-педагогические работники), составляет 202,8 процента отсредней заработной платы. То есть преподаватели вуза получают в два раза больше, чем средняя зарплата по региону.

— Чтобы выполнить указ президента о повышении зарплаты в вузе введен эффективный контракт для научно-педагогических работников. Это дополнительное соглашение к основном контракту, в котором утверждены основные показатели для научно-педагогических работников, позволяющие увеличить им зарплату. Речь идет, в частности, о публикациях и достигнутых результатах в образовательной, научной и инновационной сферах. Также действуют рейтинги профессоров и преподавателей. Для стимулирования сотрудников введены проекты «Будущий доктор» и «Будущий кандидат». Немалое значение имеют внутривузовские и федеральные гранты, в которых учавствуют сотрудники КалмГУ, — рассказала проректор по экономике и инновациям Эльза Мантаева.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

НИУ ВШЭ, профессор:

Зарплата 72 тысячи, надбавка за руководство программой 35 тысяч

Средняя номинальная заработная плата, начисленная за ноябрь 2020 года, по полному кругу организаций, включая субъекты малого предпринимательства, в Петербурге составила 65465 рублей. (Росстат, более свежих данных нет)

Обычная работа по привлечению грантов и других источников внебюджетного финансирования, участие в различных программах и пр.

ПЕНЗА

Пензенская область, местный вуз (отказались указывать даже название), ведущий специалист:

Зарплата — 17 000 рублей под расчет

Зарплата ректора в открытых источниках — 450 000 рублей

Стимулирующие меры для ученых есть, но система очень сложная и непрозрачная, если не сказать больше. Оклады повысили в исполнение поручения президента, но многим срезали надбавки, и премии. В итоге у некоторых зарплата стала даже меньше.

Никто никуда не обращается, вакансий в высшей школе не бывает. Все боятся потерять работу. Устраиваются в вуз исключительно по знакомству и тут конкурс блата. Без блата — на 17 тысяч и как белка в колесе.

ЕКАТЕРИНБУРГ

Уральский государственный педагогический институт, ассистент:

Базовый оклад 20.000 плюс 10000 как молодому специалисту, т. е. 30 тысяч . Насколько знаю, дальше будет шаг в 6.000: доцент — 26, зав. кафедрой — 32;

Средняя зарплата по региону — 42 тысячи рублей

Система выстроена так, чтобы стимулировать активность преподавателя, поэтому итоговая сумма заработка складывается от выполнения эффективного контракта. Если ты публикуешь статьи, участвуешь в работе по гранту, являешься руководителем образовательных программ и проч., что нужно вузу, то получаешь ежемесячные доплаты. Это может быть и 3 тысячи и 15. 15 тысяч доплачивают руководителю образовательной программы. Но если ты ничего этого не делаешь, доплат нет. Насколько в целом можно зарабатывать в вузе, с точностью неизвестно: все знают только то, что зарабатывают они сами, сколько другие — нет. Это скрывается. Но самые активные, это известно, зарабатывают у нас около 100 и выше. В других вузах, особенно в популярных у абитуриентов, — юридической академии, экономическом университете, — существенно выше.

Совокупная нагрузка работника профессорско-преподавательского состава (далее — ППС) в НИУ ВШЭ складывается из учебной нагрузки, нагрузки, связанной с научно-исследовательской деятельностью, и нагрузки, связанной с исполнением административных обязанностей (в случае их возложения). Указанные компоненты могут учитываться при формировании объема учебной нагрузки ППС.

Учебная нагрузка определяется структурой и объемом учебной работы, выполняемой научно-педагогическими работниками НИУ ВШЭ. 
Учебная работа определяется:

  • исходя из 36-часовой шестидневной рабочей недели  – для работника ППС, работающего по основному месту работы на полную ставку (на условиях полного рабочего времени);
  • пропорционально доле ставки/продолжительности рабочего времени по отношению к образовательной работе научно-педагогического работника, работающего по основному месту работы на полную ставку для работника ППС, работающего на условиях совместительства или неполного рабочего времени.

Этапы формирования учебной нагрузки

Планирование нагрузки

Планирование  нагрузки работников профессорско-преподавательского состава осуществляется руководителем структурного подразделения, работники которого принимают участие в реализации образовательных программ высшего образования, в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Порядок установления норм времени по видам контактной работы на одного обучающегося Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» на 2022/2023 учебный год .

Планирование нагрузки подразделением осуществляется на основании утвержденных рабочих учебных планов, контингента студентов, аспирантов, учащихся Лицея, количества потоков, групп.

На основании общего количества часов запланированной нагрузки подразделению выделяется определенное количество ставок ППС, на которые руководитель формирует штатный, внештатный состав ППС, а также приглашает преподавателей по гражданско-правовым договорам на текущий учебный год для реализации учебных дисциплин.

Если в течение учебного года возникла необходимость откорректировать или перераспределить учебную нагрузку преподавателей (изменилась фактическая численность групп, потоков, состоялся выбор вариативных дисциплин студентами, определились руководители проектных, курсовых работ, ВКР и пр.), то соответствующие изменения вносятся Департаментом в УИС в модуль «Планирование нагрузки».

Формирование индивидуального плана учебной работы преподавателя

Шаг первый: «Расчет учебной нагрузки»

Менеджер кафедры/департамента (далее — менеджер) совместно с заведующим кафедрой/руководителем департамента или его заместителем (далее — руководитель) планирует учебную нагрузку подразделения.

Менеджер формирует в АСАВ индивидуальную нагрузку каждого преподавателя, используя нормы времени по видам контактной работы на основании:

  • ежегодно издаваемого приказа «Об утверждении локальных нормативных актов, регулирующих планирование и учет объема учебной нагрузки научно-педагогических работников и объема преподавательских услуг, оказываемых исполнителями в рамках договоров гражданско-правового характера по реализации образовательных программ высшего образования в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» на 2022/2023 учебный год»
  • утвержденных рабочих учебных планов (РУП).

Количество часов планируемой нагрузки должно соответствовать занимаемой должности претендента. В отдельных случаях учебная нагрузка конкретного преподавателя может быть установлена ниже указанного минимума приказом ректора по представлению учёного совета НИУ ВШЭ.

Учебная нагрузка штатного преподавателя университета может составлять до 900 часов в учебный год (в пределах должностного оклада).

Индивидуальные планы преподавателей создаются, актуализируются и хранятся в электронной системе АСАВ

Пределы учебной нагрузки в часах для каждой из должностей работников ППС приведены в таблице раздела «Объем учебной нагрузки».

Шаг второй: «Согласование индивидуального плана» 

Претендент на должность согласовывает индивидуальный план, выгруженный из системы АСАВ, с руководителем. 

Шаг третий: «Представление индивидуального плана и других документов для приема на работу»

Претендент на должность представляет согласованный и подписанный индивидуальный план, заявление о приеме на работу, резюме, список публикаций, скан-копии личных документов менеджеру, который направляет документы на трудоустройство в СЭД.
Консультации по индивидуальному плану можно получить у главного эксперта ДООП Чекмаревой Татьяны Алексеевны (тел. +7 (495) 772-95-90 внутр. 27850 с 10.00 до 17.00 в будние дни).

Полный комплект документов при оформлении на работу в первый раз и повторно представляется в Управление персонала: https://hr.hse.ru/

Объем учебной нагрузки

В соответствии с Порядком установления условий трудовых договоров, заключаемых с профессорско-преподавательским составом Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», в части объема учебной нагрузки, в зависимости от результативности научной и исследовательской деятельности преподавателя, для каждой должности выделяется три категории объема учебной нагрузки: стандартная, повышенная и пониженная. 
Для каждой из должностей работников ППС устанавливаются:

  • количество часов, необходимое для выполнения учебной работы по указанной должности на полную ставку (далее – средний объем);
  • верхний предел учебной нагрузки в часах согласно таблице:

Должность ППС

Категория объема учебной нагрузки

Все департаменты кроме кафедры физвоспитания

Кафедра физвоспитания

Средний объем

Верхний предел

Средний объем

Верхний предел

Декан

Пониженная

300

450

Профессор

Стандартная

600

750

550

687

Повышенная

750

900

688

860

Пониженная

450

563

412

515

Доцент

Стандартная

700

875

650

813

Повышенная

875

900

813

900

Пониженная

525

657

487

610

Старший преподаватель

Стандартная

750

900

700

875

Повышенная

900

900

875

900

Пониженная

562

703

525

657

Преподаватель, ассистент

Стандартная

750

900

725

900

Повышенная

900

900

900

900

Пониженная

562

703

543

679

Отчетность о выполнении учебной нагрузки

Отчеты о выполнении преподавателями учебной нагрузки за прошедший учебный год создаются подразделениями (департаментами, кафедрами) в АСАВ с использованием специального инструмента определения фактической учебной нагрузки и согласовываются с Центр Сервиса «Департамент» до 15.07.2022.

При создании отчета используются фактические данные из АСАВ о числе студентов, аспирантов или учащихся Лицея, изучавших дисциплины, сдававших государственные экзамены, выполнявших курсовые работы и ВКР, проекты и проходивших практику, а также данные из электронной системы расписания НИУ ВШЭ о фактически проведенных аудиторных занятиях в течение учебного года.

Научные работники, не являющиеся одновременно работниками ППС НИУ ВШЭ, могут выполнять и предъявлять к отчету дополнительные виды учебной работы в соответствии с Нормативы для расчета дополнительной образовательной работы, выполняемой научными работниками, не являющимися одновременно работниками профессорско-преподавательского состава Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» на 2022/2023 учебный год.

Учебная нагрузка для других категорий научно-педагогических работников

Планирование и подтверждение факта оказания преподавательских услуг, поручаемых в рамках договоров гражданско-правового характера

1. Задание исполнителю по гражданско-правовому договору (далее — ГПД) являются неотъемлемой частью ГПД. Перечень и объем услуг указываются в Приложении к ГПД, формируемом через АСАВ.

2. При заключении ГПД на оказание преподавательских услуг по реализации образовательных программ с бюджетными местами, инициатор ГПД руководствуется едиными расценками, утвержденными в установленном в НИУ ВШЭ порядке, если финансирование предусматривается из средств централизованного бюджета в рамках установленной предельной численности ставок ППС в департаменте.

3. Расценки для финансирования из средств структурной единицы департамента или образовательной программы определяет коллегиальный орган департамента, в структуру которого входит структурная единица или который реализует образовательную программу.

4. В случае выполнения преподавательских услуг исполнителями по ГПД из числа работников НИУ ВШЭ, занимающих должность «Тьютор», объем их услуг определяется в соответствии с нормативами, соответствующими должности «Старший преподаватель» с категорией объема учебной нагрузки «Повышенная», определенными в Правила планирования и регламентации объема учебной нагрузки научно-педагогических работников на ставку по определенной должности в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» на 2022/2023 учебный год

5. Акты-отчеты, свидетельствующие об оказании образовательных услуг по проведению аудиторных занятий в соответствии с ГПД, составляются с использованием специального инструмента в АСАВ в соответствии с данными о фактическом расписании учебных занятий за отчетный период, зафиксированными в электронной системе расписания НИУ ВШЭ. Данные о руководстве практиками, проектами, курсовыми работами или ВКР, указанные в Акте-отчете, должны соответствовать данным в АСАВ о закреплении руководства этими услугами лицом, в отношении которого составляется Акт-отчет.

Подтверждение выполнения учебной работы научными работниками

Планирование и отчет о выполнении учебной работы по учебным дисциплинам осуществляется в электронном виде в АСАВ через модуль «Рабочее место кафедры» научным работником или менеджером научного подразделения в соответствии с Нормативы для расчета дополнительной образовательной работы, выполняемой научными работниками, не являющимися одновременно работниками профессорско-преподавательского состава Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» на 2022/2023 учебный год

Если научный работник выполняет учебную работу в рамках порученной научному подразделению учебной дисциплины, то за планирование и отчет о выполнении учебной работы в АСАВ отвечает ответственный за указанный процесс менеджер научного подразделения.

Если научный работник выполняет учебную работу не в рамках порученной научному подразделению образовательной работы, а в рамках разового поручения определенной части учебной дисциплины департамента, то за планирование и отчет о выполнении учебной работы в УИС отвечает менеджер департамента.

Если научный работник выполнял учебную работу, не связанную с учебными дисциплинами или научно-исследовательскими семинарами (руководство выпускными квалификационными работами, рецензирование выпускных квалификационных работ, руководство курсовыми работами, практиками, проектами и пр.), и она была зафиксирована в модуле «Студент» в АСАВ, то модуль «Рабочее место кафедры» автоматически содержит информацию о фактическом исполнении определенных видов учебной работы научным работником.

Если научный работник выполнял учебную работу, которую невозможно зафиксировать в приказе о руководстве студентами (например, консультирование студентов по темам их исследований), то этот вид учебной работы самостоятельно оценивается научным работником в академических часах и фиксируется в АСАВ менеджером научного подразделения.

Подлинность предоставленного отчета об исполнении учебной работы научным работником в структурные подразделения НИУ ВШЭ (например, для целей конкурсного отбора или иных целей), может подтвердить сотрудник Дирекции основных образовательных программ НИУ ВШЭ путем направления подтверждения по корпоративной электронной почте в Научный фонд или на адрес соответствующего научного работника.

Нормативные локальные акты НИУ ВШЭ, регламентирующие объем учебной нагрузки НПР на ставку по определенной должности, об установлении норм времени по видам контактной работы на одного обучающегося

На 2022-2023 учебный год

  1. Правила планирования и регламентации объема учебной нагрузки научно-педагогичеcких работников на ставку по определенной должности в НИУ ВШЭ на 2022/2023 учебный год — Приложение 1 к приказу от 29.04.2022 № 6.18.1-01/290422-19 Об утверждении локальных нормативных актов, регулирующих планирование и учет объема учебной нагрузки научно-педагогических работников Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» на 2022/2023 учебный год.
  2. Порядок установления норм времени по видам контактной работы на одного обучающегося Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» на 2022/2023 учебный год — Приложение 2 к Приказу.
  3. Регламент подтверждения выполнения учебной работы научными работниками Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» на 2022/2023 учебный год — Приложение 3 к Приказу.
  4. Нормативы для расчета дополнительной образовательной работы, выполняемой научными работниками, не являющимися одновременно работниками профессорско-преподавательского состава Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» на 2022/2023 учебный год — Приложение 4 к Приказу.
  5. Правила планирования и подтверждения факта оказания преподавательских услуг, поручаемых в рамках договоров гражданско-правового характера, в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» на 2022/2023 учебный год — Приложение 5 к Приказу.
  6. Регламент расчета предельной численности ставок и согласования штатного расписания структурных подразделений в части ставок профессорско-преподавательского состава в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» на 2022/2023 учебный год — Приложение 6 к Приказу.

На 2021-2022 учебный год (архив)

  1. Правила планирования и регламентации объема учебной нагрузки научно-педагогичеcких работников на ставку по определенной должности в НИУ ВШЭ на 2021/2022 учебный год — Приложение 1 к приказу от 28.05.2021 № 6-18.1-01/280521-5 Об утверждении локальных нормативных актов, регулирующих планирование и учет объема учебной нагрузки научно-педагогических работников Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» на 2021/2022 учебный год.
  2. Порядок установления норм времени по видам контактной работы на одного обучающегося Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» на 2021/2022 учебный год — Приложение 2 к Приказу.
  3. Регламент подтверждения выполнения учебной нагрузки научными работниками Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» на 2021/2022 учебный год — Приложение 3 к Приказу.
  4. Нормативы для расчета дополнительной учебной нагрузки, выполняемой научными работниками, не являющимися одновременно работниками профессорско-преподавательского состава Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», на 2021/2022 учебный год — Приложение 4 к Приказу.
  5. Правила планирования и подтверждения факта оказания преподавательских услуг, поручаемых в рамках договоров гражданско-правового характера, в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» — Приложение 5 к Приказу.
  6. Регламент расчета предельной численности ставок и согласования штатного расписания структурных подразделений в части ставок профессорско-преподавательского состава в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» — Приложение 6 к Приказу.

Здравствуйте.

Цитата (Evgeniya85):Добрый вечер! у преподавателей постоянно скачет нагрузка — то есть , например, одна неделя может быть 16,65 часов, вторая  — 15,32 ч. , третья- 13,32, четвертая — 18,65ч., и в октябре есть еще и три дня пятой недели — 5,33 часа  . Итого : 69,27 часов за октябрь

Учебная нагрузка не может «скакать». Её утверждают в начале учебного года (1 сентября) и в течение года может поменяться только в результате какого-то «форс мажора». Например, коллега очень неожиданно ушла в декрет и её нагрузку «разбросали» по другим учителям.

Давайте немного отвлечёмся от «конкретики» и рассмотрим вопрос оплаты труда педагогических работников «в целом».
На сайте минобрнауки.рф опубликованы три обобщённые модели оплаты труда:

Цитата:Модель №1. «Базовый оклад +»
Модель, основанная на базовом окладе и повышающих коэффициентах, позволяет при расчете постоянной части зарплаты работников школы опираться на утвержденные на региональном уровне базовые оклады (у работников, занимающих одинаковую должность, базовый оклад – одинаковый). В зависимости от особенностей нагрузки учителя (количество учебных часов, объем осуществляемых неурочных видов деятельности и др) к базовому окладу применяются повышающие коэффициенты. Разное количество учащихся у разных учителей при реализации этой модели НСОТ тоже может учитываться при начислении зарплаты через специальный коэффициент.
Модель №2.«Все включено»
Модель, основанная на должностном окладе за 36 рабочих часов учителя в неделю, отличается от двух предыдущих тем, что все виды деятельности учителя оплачиваются в окладе за 36 рабочих часов в неделю. Внутри этих 36 часов могут быть и учебные часы, и неучебные часы (например, часы на проверку тетрадей или на проведение родительских собраний и др.). Доля учебных и неучебных часов конкретного учителя определяется трудовым договором между учителем и работодателем. Стоимость учебного и неучебного часа работы учителя может утверждаться на уровне школы, муниципалитета или региона в целом.
Модель №3.«Ученико-час»
Модель, основанная на «ученико-часе», позволяет при расчете постоянной части зарплаты учителей учесть и различие в количестве учебных часов, которые ведут педагоги, и количество учеников с которыми работают учителя. Каждая школа в объеме фонда оплаты труда самостоятельно рассчитывает величину ученико-часа (стоимость работы учителя с одним учеником в течении одного академического часа). Для каждого учителя определяется количество ученико-часов нагрузки. Таким образом в постоянной части зарплаты труда учителя учитывается интенсивность его труда.

Каждое учебное заведение разрабатывает и утверждает свою систему оплаты труда. Она может полностью соответствовать одной из «типовых» моделей, а может представлять из себя и нечто «эксклюзивное». Например, в большинстве общеобразовательных учреждений применяют некий «симбиоз» между первой и второй моделью, который позволяет учесть при расчёте заработной платы и учебную нагрузку, и фактически отработанное в месяце время (не путать с учебными часами!) по нормативному графику учителя.

Пример:
В сентябре педагога 1 протарифицировали на учебный год и установили ему учебную нагрузку 18 часов в неделю. Это и есть фактическая нагрузка. Т.е. весь учебный год педагог будет работать на одну «учительскую» ставку (18/18=1), а установленный ему на этот год «оклад» будет = 14400/18*18 = 14400 руб.
В сентябре педагога 2 протарифицировали на учебный год и установили ему учебную нагрузку 36 часов в неделю. Это и есть фактическая нагрузка. Т.е. весь учебный год педагог будет работать на две «учительские» ставки (36/18=2), а установленный ему на этот год «оклад» будет = 14400/18*36 = 28800 руб.
Пример 3. 
В сентябре педагога 3 протарифицировали на учебный год и установили ему учебную нагрузку 9 часов в неделю. Это и есть фактическая нагрузка. Т.е. весь учебный год педагог будет работать на половину «учительской» ставки (9/18=0.5), а установленный ему на этот год «оклад» будет = 14400/18*9 = 7200 руб.
Нормальная продолжительность рабочего времени педагогических работников составляет 36 часов в неделю (ст.333 ТК РФ). Т.е. если вышеперечисленным педагогам установлен такой график работы, они работают на полную ставку (не путать с «учительской»), и за полностью отработанный месяц они заработают:
— первый — 14400 руб.
— второй  — 28800 руб.
— третий  — 7200 руб.

Теперь вернёмся к «конкретике».
Сказанное Вами:

Цитата (Evgeniya85):педагогам назначена ставка заработной платы 14400 норма часов — 18 часов в неделю

позволяет предположить, что речь может идти о расчёте заработной платы по приведённой в примере схеме.
Тогда:
Если «норма часов — 18 часов в неделю» — это именно норма часов по графику, а Ваши педагоги протарифицированы на учебную нагрузку 18 часов в неделю, то они работают на 36/18 = 0.5 «обычной» ставки и на полную «учительскую» ставку (18/18 = 1). За полностью отработанный месяц они должны получить 14400 руб.

Цитата (Evgeniya85):одна неделя может быть 16,65 часов, вторая  — 15,32 ч. , третья- 13,32, четвертая — 18,65ч., и в октябре есть еще и три дня пятой недели — 5,33 часа  . Итого : 69,27 часов за октябрь

Нормальная продолжительность рабочего времени педагога, работающего на полную ставку — 36 часов в неделю. 
Норма часов в месяце исчисляется в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 13.08.09 № 588н — по расчетному графику пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями в субботу и воскресенье исходя из продолжительности ежедневной работы. Для педагога, работающего на полную ставку, в октябре она составляет 36/5*23 = 165.6 часов:
[img big=/Files/ForumUpload/2141976_big.QIP Shot — Screen 119.id-o_1cr6ta20b14rj1d94139e2sk1ujcd.png]/Files/ForumUpload/2141976.QIP Shot — Screen 119.id-o_1cr6ta20b14rj1d94139e2sk1ujcd.png[/img]
Если Ваши педагоги работают на 0.5 ставки, нормальная продолжительность рабочего времени в неделю составляет 36/2 = 18 часов, а в месяц — 18/5*23 = 82.8 часов.
В Вашем примере фактически отработанное за октябрь =  69,27 часов. Это значит , что заработная плата за октябрь = 14400/82.8*69.27 = 12046.96 руб.

З.Ы. Изначально Вы сказали:

Цитата (Evgeniya85):Мы перешли с октября на данную систему оплаты

Вообще говоря, такой переход подразумевает предварительную детальную проработку всех нюансов расчёта заработной платы и закрепление способа расчёта в ЛНА организации. До тех пор, пока Вы этот способ расчёта не «озвучите», отвечающие будут пытаться угадать что в Вашем учебном заведении подразумевается под почасовой оплатой труда и «изобрести» на основании своих догадок некую схему расчёта, которая должна соответствовать Вашей.

Содержание

(выберите и нажмите пункт для быстрого перехода)

  • Почасовая занятость для преподавателей вузов
  • Почасовая оплата труда вузовских сотрудников
  • Отпускные для преподавателей-почасовиков
  • Защита трудовых прав
  • Научно-педагогический и пенсионный стаж

О преподавателях на почасовой оплате труда в российских вузах

меньше доллара в России за почасовкуГлобальная карта почасовой минимальной зарплаты. Автор: Guest2625. Рисунок с портала en.wikipedia.org

Многие преподаватели бюджетных и негосударственных вузов ― это преподаватели-почасовики, то есть преподы, получающие за свой труд почасовую оплату (работающие на условиях почасовой оплаты труда). И именно трудовым правам этой категории научно-педагогических работников вузов посвящается данная заметка. Работа на основе почасовой оплаты может осуществляться на основании трудового договора; дополнительного соглашения к трудовому договору о совмещении должностей или выполнении дополнительного объёма работ; гражданско-правового договора, а именно договора возмездного оказания услуг. На работу с условиями почасовой оплаты могут быть приняты как штатные работники, так и граждане со стороны.

«Почасовики» бывают штатные и внештатные. «Внутренними» почасовиками являются преподаватели кафедр и научные сотрудники университета, привлекаемые заведующими кафедрами к проведению учебных занятий по различным образовательным программам университета, для которых работа в университете является основным местом работы, либо совместительством. «Внешними» почасовиками являются преподаватели, специалисты предприятий, организаций и учреждений, привлекаемые заведующими кафедрами к проведению учебных занятий по различным образовательным программам университета, для которых работа в университете не является основным местом работы, либо совместительством.

«Почасовики», как правило, работают в вузах на основе гражданско-правового договора об оказании услуг. Однако, при желании работодателя, почасовики могут быть оформлены в штат. Впрочем, есть и частные вузики, в которых все штатные сотрудники — почасовики. По договору почасовику надо отчитать определённое количество лекций по определённому предмету, провести какое-то количество часов практических занятий, проверить сколько-то контрольных, курсовых (дипломных) работ, и т.д. и т.п. Проверка контрольных, курсовых и т.п. оцениваются исходя из нормы отведённого на них времени ― доля часа (академического) или количество минут.

Кроме того, согласно пункту 2 Постановления Минтруда РФ от 30 июня 2003 г. N 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры» почасовая оплата труда, без оформления внутреннего совместительства на основании дополнительного соглашения к трудовому договору о выполнении дополнительного объёма работ возможна в следующих случаях:

[…] не считаются совместительством и не требуют заключения (оформления) трудового договора следующие виды работ:
в) педагогическая работа на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год;
г) осуществление консультирования высококвалифицированными специалистами в учреждениях и иных организациях в объеме не более 300 часов в год;
д) осуществление работниками, не состоящими в штате учреждения (организации), руководства аспирантами и докторантами, а также заведование кафедрой, руководство факультетом образовательного учреждения с дополнительной оплатой по соглашению между работником и работодателем;

Оплата труда преподавателей-почасовиков

Положение о том, что «размеры ставок почасовой оплаты труда устанавливаются учреждением самостоятельно» содержится в пунктах 36-37 Приказа Федерального агентства по образованию от 17 ноября 2008 г. № 1600 «Об утверждении примерных положений об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений по видам экономической деятельности» (утратил силу приказом Министерства науки и высшего образования РФ от 1 февраля 2021 г. № 72 «Об утверждении Примерного положения об оплате труда работников федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, по виду экономической деятельности «Научные исследования и разработки»). Однако данный приказ не содержит пояснений в отношении порядка определения размера почасовой оплаты труда. При этом, для почасовиков, работающих на основании трудового договора, согласно ст. 132 ТК РФ:

запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.

Кроме того, в ст. 22 ТК РФ установлена обязанность работодателя по обеспечению работникам равной оплаты за труд равной ценности. И, согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. N 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» (с изменениями от 11 ноября 2009 г.):

для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации независимо от источников этих выплат.

Отпускные для преподавателей-почасовиков

Относительно проблемы включения «отпускных» в почасовую оплату труда, ст. 114 ТК РФ сохраняет данное право за штатными почасовиками:

работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка.

Словом, ТК РФ определяет единый порядок оплаты отпускных для всех работников без исключения. В статье 139 ТК РФ установлено, что:

для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления. Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат. Особенности порядка исчисления средней заработной платы, установленного настоящей статьей, определяются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений

В соответствии с этим правовыми нормами вузы при определении ставки почасовой оплаты труда должны в неё включать и оплату за отпуск. Следовательно, изменение порядка выплаты отпускных и невключение в расчёт средней заработной платы для отпускных сумм почасовой оплаты труда является нарушением прав и гарантий, установленных ТК РФ для работников.

О нарушении трудовых прав преподавателей с почасовой оплатой труда

Если штатный преподаватель вуза узнал о нарушениях своих прав как почасового работника, то согласно ст. 392 ТК РФ:

работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

А согласно ст. 395 ТК РФ:

при признании органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор, денежных требований работника обоснованными они удовлетворяются в полном размере.

Если работники, выявив такие нарушения, в том числе и за длительный период, обратятся в суд, вузу придётся не только изыскивать средства на оплату той части почасовой оплаты, которая была не доплачена в соответствии с трудовым законодательством, и отпускные с почасовой оплаты труда, но и на прочие расходы: проценты (денежная компенсация) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Банка России от невыплаченных в срок сумм (ст. 236 ТК РФ) и индексацию задержанных сумм в связи с их обесцениванием вследствие инфляционных процессов (п. 56 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 N63). Рекомендации по расчёту денежной компенсации приведены в письме Роструда от 07.12.2006 N2042-6-1. [источник: Левковская Т.Н., Курочкина Л.П., Актуальные вопросы почасовой оплаты в вузе // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. — 2010. — №14].

Однако, когда преподаватель-почасовик заключает с вузом не трудовой, а гражданско-правовой договор о возмездном оказании услуг, то нормы трудового права на данный договор не распространяются. И зачастую внештатным преподавателям вуза с почасовой оплатой оплачиваются только часы проведения занятий в вузе. А методические разработки УМКД, подготовка к занятиям и прочие «радости жизни» не оплачиваются. В итоге почасовики при равной или даже большей аудиторной нагрузке, получают значительно меньше, чем их коллеги.

О включении периода работы с почасовой оплатой труда в научно-педагогический и пенсионный стаж

Работа преподавателя в вузе по гражданско-правовому договору в вузе включается в научно-педагогический стаж при условии соответствия занимаемой должности одной из должностей раздела «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования» «Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», утверждённого Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 11 января 2011г. №1н. Однако, когда преподаватель заключает гражданско-правовой договор о возмездного оказания образовательных услуг, в котором он фигурирует просто «исполнителем», то по окончанию «халтуры» рекомендуется брать справку в канцелярии или в отделе кадров с печатью заведения и исходящим номером:

Справка
Дана преподавателю / старперу / всё ещё не доценту вузика ХYZ Hulio в том, что он в первом/втором семестре такого-то года от Р.Х. вёл XXX предметы студентам X курса объёмом 333 академических часов, руководил 3 курсовыми и 2 дипломными работами по специальности 000000 «YYY» (квалификация «историк, преподаватель истории»)…

Включается ли работа внештатным почасовиком в вузе в педагогический стаж? Ответ на это вопрос дают «Рекомендации об условиях оплаты труда работников образовательных учреждений», направленные письмом Министерства образования и науки РФ и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 26 октября 2004 г. N АФ-947/96:

РЕКОМЕНДАЦИИ ОБ УСЛОВИЯХ ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
(Приложение к письму Минобрнауки России и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 26.10.2004 N АФ-947/96)
IX. Порядок определения стажа педагогической работы
9.1. Основным документом для определения стажа педагогической работы является трудовая книжка.
Стаж педагогической работы, не подтвержденный записями в трудовой книжке, может быть установлен на основании надлежаще оформленных справок за подписью руководителей соответствующих учреждений, скрепленных печатью, выданных на основании документов, подтверждающих стаж работы по специальности (приказы, послужные и тарификационные списки, книги учета личного состава, табельные книги, архивные описи и т.д.). Справки должны содержать данные о наименовании образовательного учреждения, о должности и времени работы в этой должности, о дате выдачи справки, а также сведения, на основании которых выдана справка о работе.
В случае утраты документов о стаже педагогической работы указанный стаж может быть установлен на основании справок с прежних мест работы или на основании письменных заявлений двух свидетелей, подписи которых должны быть удостоверены в нотариальном порядке. Свидетели могут подтверждать стаж только за период совместной работы.
В исключительных случаях, когда не представляется возможным подтвердить стаж работы показаниями свидетелей, которые знали работника по совместной работе, и за период этой работы, органы, в подчинении которых находятся образовательные учреждения, могут принимать показания свидетелей, знавших работника по совместной работе в одной системе.

Далее, согласно пункту 7 Приложений к данным Рекомендациям:

7. Работникам учреждений и организаций время педагогической работы в образовательных учреждениях, выполняемой помимо основной работы на условиях почасовой оплаты, включается в педагогический стаж, если ее объем (в одном или нескольких образовательных учреждениях) составляет не менее 180 часов в учебном году.
При этом в педагогический стаж засчитываются только те месяцы, в течение которых выполнялась педагогическая работа.

Кроме того, согласно пункту 1 статьи 10 ФЗ от 7 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с изм. и доп.) в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР). Согласно пункту 1 (подпункт 2) статьи 7 ФЗ от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании» (с изм. и доп.) застрахованными лицами являются также работающие по договору гражданско-правового характера. Таким образом, в страховой стаж будет включаться выполнение работы по гражданско-правовому договору, если уплачивались взносы в ПФР.

Дата последнего изменения: 30 июля, 2022 в 11:18

Вместе с этим читают:
• Ненормированный день преподавателя
• Рабочая неделя преподавателя
• Аттестация преподавателя

просмотрели просмотров: 155821  

Порядок оформления преподавателей на условиях почасовой оплаты


Приказ «Об установлении ставок почасовой оплаты труда»

ВНИМАНИЕ! Документы для оформления ВСЕГДА берите с сайта!

Для оформления на условиях почасовой оплаты труда необходимо предоставить в Учебно-методическое управление за две недели до начала занятий следующие документы:

Для оплаты проведенных часов необходимо ежемесячно (до 12 числа каждого месяца) сдавать документы о выполнении почасовой нагрузки

Документы принимают:

Протасова Галина Леонидовна
Сазанова Анна Алексеевна
Миусская площадь, дом 6, корпус 7, кабинет 148

8 (495) 250 6623; 8 (495) 250 6781

* Для оформления расчетной (зарплатной) банковской карты МИР необходимо обратиться в Управление бухгалтерского учета, экономики и финансов (предоставить копию паспорта (2-3, 5 стр.)

Лейпи Светлана Леонидовна
Миусская площадь, дом 6, корпус 6, кабинет 216

8 (495) 250-62-22
 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сколько стоит час работы учителя в школе 2022
  • Сколько стоит час работы фотографа на свадьбе
  • Сколько стоит час работы чпу станка по дереву
  • Сколько стоят билеты в бизнес классе самолета
  • Сколько стоят противотуманки на газель бизнес