Оплата труда педагогических работников среднего профессионального образования
«Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение», 2018, N 11
По многочисленным просьбам читателей мы решили подготовить цикл статей на тему «Оплата труда педагогических работников». Начнем рассматривать ее с сегмента среднего профессионального образования. Для этого внимательно изучим Приложение 2 «Особенности исчисления заработной платы преподавателей образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования и (или) профессионального обучения» к Отраслевому соглашению по организациям, находящимся в ведении Минобрнауки, на 2018 — 2020 годы <1>. В статье речь пойдет об определении величины учебной нагрузки педагогических работников.
<1> Утверждено Минобрнауки РФ, Профсоюзом работников народного образования и науки РФ 06.12.2017.
Оплата труда преподавателей образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования и (или) профессионального обучения, имеет свои особенности, в частности:
- для преподавателей установлена норма часов учебной нагрузки, составляющая 720 часов в год (72 часа в месяц);
- конкретная учебная нагрузка преподавателей устанавливается в начале учебного года;
- оплата труда осуществляется в виде средней месячной заработной платы, исчисляемой за фактический годовой объем учебной нагрузки исходя из нормы часов учебной (преподавательской) работы в год.
Остановимся на каждом из этих вопросов подробнее.
Для справки. Размеры ставок заработной платы преподавателей устанавливаются по квалификационным уровням Профессиональных квалификационных групп должностей работников образования, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2008 N 216н.
Норма часов учебной нагрузки
Норма часов учебной работы для преподавателей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и основным программам профессионального обучения, установлена п. 2.8.2 Приложения 1 к Приказу N 1601 <2>, п. 4.1 Приложения 2 к данному Приказу и составляет 720 часов в год за ставку заработной платы или 72 часа в месяц.
<2> Приказ Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре».
Обратите внимание, норма, равная 720 часам учебной (преподавательской) работы, является нормируемой частью педагогической работы преподавателей, а также расчетной величиной для исчисления размера оплаты их труда за фактически установленный им образовательной организацией годовой объем учебной нагрузки.
Для справки. Рабочее время преподавателя состоит из нормируемой и ненормируемой частей. Нормируемая часть определяется в астрономических часах (включает перемены), регламентируется расписанием уроков и отражается в табеле учета рабочего времени преподавателя. В эти часы работник обязан находиться в учебном заведении.
Ненормируемая часть (другая часть педагогической работы, требующая затрат рабочего времени) не конкретизирована по количеству часов, вытекает из должностных обязанностей работника, предусмотренных квалификационными характеристиками по занимаемой должности. Конкретные должностные обязанности педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, определяются трудовыми договорами и должностными инструкциями. В эти часы преподаватель не обязан находиться в учебном заведении (п. 2.1, 2.2, 2.4 Особенностей N 536 <3>).
<3> Особенности режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утв. Приказом Минобрнауки России от 11.05.2016 N 536.
Установление конкретной учебной нагрузки преподавателей
Каждому преподавателю организации, реализующей образовательные программы среднего профессионального образования, в начале учебного года определяется учебная нагрузка. Отметим, что нормативными документами предусмотрен верхний предел учебной нагрузки для названных лиц. В соответствии с п. 7.1.1 Приложения 2 к Приказу N 1601 учебная нагрузка может быть установлена в объеме, не превышающем 1 440 часов в учебном году.
Объем учебной нагрузки педагогических работников, выполняющих учебную (преподавательскую) работу, определяется ежегодно на начало учебного года и устанавливается локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также оговаривается в трудовом договоре. Учебная нагрузка является количественной составляющей трудовой функции и относится к обязательным условиям трудового договора.
Средняя месячная заработная плата
Итак, особенностью оплаты труда педагогических работников среднего профессионального образования является то, что за фактический годовой объем учебной нагрузки независимо от объема учебной нагрузки, выполняемого преподавателями в каждом месяце учебного года, а также в период каникул, не совпадающий с ежегодным основным удлиненным оплачиваемым отпуском и ежегодным дополнительным оплачиваемым отпуском, ежемесячно выплачивается средняя месячная заработная плата (п. 4.6 Приложения 2 к Приказу N 1601). Как она рассчитывается?
Размер средней месячной заработной платы исчисляется путем умножения часовой ставки преподавателя на определенный ему объем годовой учебной нагрузки и деления полученного произведения на 10 учебных месяцев с учетом повышающего коэффициента, устанавливаемого на уровне субъекта РФ.
Часовая ставка, в свою очередь, определяется путем деления месячной ставки заработной платы на среднюю месячную норму учебной нагрузки, составляющую 72 часа. Чтобы было понятнее, представим сказанное выше в виде формул.
Шаг 1. Определяем часовую ставку преподавателя по формуле:
ЧС = МС / 72,
где ЧС — часовая ставка;
МС — месячная ставка;
72 — среднемесячная норма нагрузки преподавателя.
Шаг 2. Определяем размер средней месячной заработной платы преподавателя по формуле:
,
где СМО — размер средней месячной заработной платы;
ЧС — часовая ставка;
ГУН — объем годовой учебной нагрузки, установленный для конкретного работника;
10 — количество учебных месяцев;
К — повышающий коэффициент, установленный в процентах или абсолютных величинах за наличие квалификационной категории (при наличии оснований для применения других повышающих коэффициентов размер средней месячной заработной платы, исчисленный за фактический годовой объем учебной нагрузки, увеличивается на сумму повышения по различным основаниям, которая определяется в рублях).
Для справки. Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержден Приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 N 276. В соответствии с п. 24 названного Приказа аттестация педагогических работников в целях установления им квалификационной категории проводится по их желанию. По результатам аттестации педагогам устанавливается первая или высшая квалификационная категория сроком на пять лет. Срок действия квалификационной категории продлению не подлежит.
Исчисленный таким образом размер средней месячной заработной платы преподавателя за фактический годовой объем учебной нагрузки выплачивается ежемесячно независимо от ее объема в каждом учебном месяце.
Пример 1. Преподавателю колледжа, имеющему первую квалификационную категорию, определен объем годовой нагрузки, составляющий 1 000 часов при норме часов учебной (преподавательской) работы 720 часов в год за ставку заработной платы. Размер ставки заработной платы — 10 000 руб., повышающий коэффициент за квалификационную категорию — 1,3 (цифры условные).
- Определим часовую ставку преподавателя. Она составит 138,89 руб. (10 000 руб. / 72 ч).
- Рассчитаем размер средней месячной заработной платы. Он будет равен 18 055,7 руб. (((138,89 x 1 000) руб. / 10 мес.) x 1,3).
Таким образом, средний месячный размер заработной платы работника составит 18 055,7 руб.
Дополнительная плата
Помимо среднего месячного размера заработной платы, исчисленного за фактический годовой объем учебной нагрузки, преподавателям согласно п. 2.3 Особенностей N 536 может устанавливаться доплата за выполнение с их письменного согласия дополнительных видов работ, таких как:
- классное руководство;
- проверка письменных работ учащихся;
- заведование учебными кабинетами, лабораториями;
- руководство цикловыми комиссиями, методическими объединениями;
- другие дополнительные виды работы, не входящие в должностные обязанности, но непосредственно связанные с образовательной деятельностью.
Названные надбавки устанавливаются организацией самостоятельно в процентах или коэффициентах и определяются из размера ставки заработной платы, предусмотренной по каждому квалификационному уровню ПКГ.
Конечно, кроме прочего, педагоги, работающие в учреждениях среднего профессионального образования, вправе рассчитывать на получение установленных в учреждении стимулирующих выплат, а также всех предусмотренных трудовым законодательством компенсационных выплат, в частности:
- выплат работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда (ст. 147 ТК РФ);
- выплат за работу в местностях с особыми климатическими условиями (ст. 148, 315 — 317 ТК РФ);
- надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну (Постановление Правительства РФ от 18.09.2006 N 573).
Снижение учебной нагрузки
Рассмотрим ситуацию, когда учебная нагрузка в определенном на начало учебного года годовом объеме не может быть выполнена преподавателем в связи с его нахождением (п. 4.4 Приложения 2 к Приказу N 1601):
- в ежегодном основном удлиненном оплачиваемом отпуске или ежегодном дополнительном оплачиваемом отпуске;
- на учебных сборах;
- в командировке;
- на курсах при получении дополнительного профессионального образования с отрывом от работы;
- на больничном.
В таком случае установленный преподавателю годовой объем учебной нагрузки подлежит уменьшению на 1/10 за каждый полный месяц отсутствия на работе и исходя из количества пропущенных рабочих дней за неполный месяц без изменения размера средней месячной заработной платы, установленной на начало учебного года.
Для справки. В случае фактического выполнения преподавателем учебной нагрузки в день выдачи листка нетрудоспособности, день отъезда в служебную командировку и день возвращения из нее, при получении дополнительного профессионального образования без отрыва от работы учебная нагрузка не уменьшается.
Пример 2. Преподавателю на начало учебного года установлена годовая учебная нагрузка в объеме 1 000 часов (100 часов в месяц). В октябре он был направлен в командировку:
- с 1-го по 31-е число;
- с 1-го по 15-е число (на 11 рабочих дней).
Объем учебной нагрузки должен быть уменьшен:
- если преподаватель отсутствовал на работе по причинам, указанным выше, полный месяц — на 1/10, в данном случае на 100 часов (1 000 ч / 10 мес.);
- если преподаватель отсутствовал на работе не полный месяц — на 52 часа. Они рассчитаны следующим образом: 100 (количество часов педагогической нагрузки в месяц) x 11 (количество дней отсутствия на рабочем месте по календарю) / 21 (количество рабочих дней в ноябре согласно графику работы при пятидневной рабочей неделе).
Таким образом, уменьшенный годовой объем учебной нагрузки составит:
- 900 часов;
- 948 часов.
За время нахождения работника в командировке ему выплачивается средний заработок. За время работы оплата труда осуществляется исходя из размера средней месячной заработной платы, определенной на начало года (факт уменьшения объема годовой учебной нагрузки не должен сказаться на размере оплаты труда).
Мнение чиновников. Чиновники Минобрнауки России в Письме от 10.10.2016 N 06-1188 разъяснили, что при наличии пробелов в правовом регулировании правоотношений российское законодательство предусматривает возможность применения аналогии закона (права), то есть применения норм, регулирующих сходные отношения, а также общие начала и смысл трудового законодательства и принципы разумности и справедливости.
По их мнению, в случае направления работодателем педагогического работника для получения дополнительного профессионального образования с отрывом от работы в другую местность (несмотря на то, что Приказом N 1601 в описанном случае не предусмотрено уменьшение педагогу определенного объема годовой учебной нагрузки) целесообразно и обоснованно применять п. 4.4 Приложения 2 к Приказу N 1601, как это установлено при направлении в командировку, поскольку трудовое законодательство предусматривает в обоих случаях равные гарантии и компенсации.
Так, в соответствии со ст. 187 ТК РФ работникам, направленным для получения дополнительного профессионального образования с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые установлены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Преподавателям, у которых по независящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с учебной нагрузкой, установленной на начало учебного года (например, в связи с уменьшением количества часов по учебным планам, учебным графикам, сокращением количества обучающихся, занимающихся, групп), до конца учебного года, а также в период каникул, не совпадающий с ежегодным основным удлиненным оплачиваемым отпуском и ежегодным дополнительным оплачиваемым отпуском, выплачивается заработная плата в размере, установленном в начале учебного года (п. 4.7 Приложения 2 к Приказу N 1601).
«Увеличение» учебной нагрузки
В соответствии с п. 1.5 Приложения 2 к Приказу N 1601 объем учебной нагрузки педагогических работников (кроме педагогов, замещающих должности профессорско-преподавательского состава), установленный на начало учебного года, не может быть изменен в текущем учебном году по инициативе работодателя, за исключением уменьшения объема учебной нагрузки, связанного с сокращением количества часов по учебным планам, учебным графикам, снижением количества обучающихся, занимающихся, групп. Таким образом, название данного раздела статьи не совсем корректно. Речь в нем пойдет об оплате часов учебной нагрузки, отработанных сверх установленного объема учебной нагрузки.
Так, часы учебной нагрузки, отработанные сверх установленного на начало учебного года фактического годового объема учебной нагрузки, уменьшенного по основаниям, предусмотренным п. 4.4 Приложения 2 к Приказу N 1601 (см. пример 2), оплачиваются дополнительно по часовым ставкам только после выполнения преподавателем всего установленного (уменьшенного) годового объема учебной нагрузки. Оплата производится помесячно или в конце учебного года.
Пример 3. В апреле 2018 года преподаватель полностью выполнил уменьшенный годовой объем учебной нагрузки, который был сокращен по основаниям, предусмотренным п. 4.4 Приложения 2 к Приказу N 1601, и стал составлять 900 часов. До конца учебного года преподаватель отработал дополнительно 90 часов (70 часов в мае и 20 часов в июне).
За часы преподавательской работы сверх установленной учебной нагрузки (за май и июнь) педагогу может быть произведена доплата. Ее величина определяется путем умножения размера часовой ставки заработной платы на 70 и 20 часов соответственно (при наличии повышающих коэффициентов — с их учетом). Оплата указанного дополнительного количества часов (70 и 20) может быть произведена помесячно либо полностью в конце учебного года.
Замещение временно отсутствующих преподавателей
Учебная нагрузка, выполненная преподавателем при замещении временно отсутствующих по болезни и другим причинам преподавателей, оплачивается дополнительно по часовым ставкам помесячно или в конце учебного года также только после выполнения преподавателем всего установленного (уменьшенного) годового объема учебной нагрузки.
В случае замещения отсутствующих преподавателей, если замещение продолжается непрерывно свыше двух месяцев, со дня его начала следует производить перерасчет размера средней месячной заработной платы преподавателей исходя из уточненного годового объема учебной нагрузки применительно к порядку, предусмотренному для педагогов, поступивших на работу в течение учебного года (п. 4.3 Приложения 2 к Приказу N 1601). Что это за порядок, расскажем ниже.
Определение учебной нагрузки при поступлении на работу в течение года
Преподавателям, принятым на работу в течение учебного года, объем годовой учебной нагрузки определяется исходя из количества оставшихся до конца учебного года полных месяцев.
Заработная плата за неполный месяц в этом случае выплачивается за фактическое количество часов по часовым ставкам.
Работа в каникулы
Преподаватели организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования и программы профессионального обучения, которым установлен годовой объем учебной нагрузки, в каникулярное время, не совпадающее с их отпуском, привлекаются (п. 4.4 Особенностей N 536):
- к методической работе;
- к участию в конференциях, семинарах, мероприятиях по дополнительному профессиональному образованию;
- к организации и проведению культурно-массовых мероприятий;
- к работе предметных (цикловых) комиссий;
- к комплектованию учебных кабинетов, лабораторий.
Таким образом, в каникулярный период (если работник не находится в отпуске) ему выплачивается средняя месячная заработная плата.
Для учета всех видов выплат, гарантируемых преподавателю за месяц, рекомендуется применять унифицированную форму тарификационного списка. Приведем ее ниже.
Тарификационный список преподавателей и других работников на _____________ год * * *
Особенности оплаты труда преподавателей образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования и (или) профессионального обучения, связаны с особенностями определения их учебной нагрузки и исчисления размера платы за фактический годовой объем учебной нагрузки исходя из нормы часов учебной (преподавательской) работы в год.
В частности, педагогическим работникам названных учреждений ежемесячно независимо от объема выполненной учебной нагрузки в каждом месяце учебного года, а также в период каникул, не совпадающий с ежегодным отпуском, выплачивается средняя месячная заработная плата за фактический годовой объем учебной нагрузки.
С.В. Манохова
Редактор журнала
«Оплата труда в государственном
(муниципальном) учреждении:
бухгалтерский учет и налогообложение»
Порядок оплаты труда педагогических работников СПО имеет ряд особенностей и зависит от многих факторов. Из чего складывается зарплата педагога в колледже и как устанавливается размер ставки — об этом наш материал.
Что включено в зарплату
- В организациях СПО применяется единая тарифная сетка (ЕТС). В этой системе зарплата преподавателя складывается из:
- должностного оклада или ставки по ЕТС с учетом условий и специфики работы;
- доплаты за дополнительную работу, непосредственно связанную с образовательной деятельностью: классное руководство, проверку письменных работ, заведование учебными кабинетами, лабораториями, руководство методическими объединениями;
- доплаты за работу в ночные часы, за вредные условия;
- надбавок за высокое качество работы;
- компенсационных и стимулирующих выплат.
- Оклад определяется на основе ЕТС, а тарифы и коэффициенты сетки предполагают выполнение определенных норм выработки.
Учебная нагрузка
Продолжительность рабочего времени и порядок определения учебной нагрузки педагогических работников закреплены в Приказе Министерства образования и науки РФ № 1601.
В частности, 36 часов рабочего времени в неделю устанавливаются: педагогическим работникам из профессорско-преподавательского состава, мастерам производственного обучения; методистам и старшим методистам; тьюторам; руководителям физического воспитания в организациях СПО; инструкторам-методистам, старшим инструкторам-методистам.
Нормативная документация для преподавателя СПО
Особенности оплаты труда преподавателей СПО описаны в Приложении № 2 к Отраслевому соглашению на 2021–2023 годы. В документе отмечено, что исчисление размера оплаты за фактический годовой объем учебной нагрузки определяется исходя из нормы часов учебной (преподавательской) работы в год.
Размер ставки устанавливается по квалификационному уровню профессиональной квалификационной группы должностей работников образования, которые утверждены в приказе Минздравсоцразвития № 216н.
Как исчисляется размер средней месячной оплаты и ставка?
Размер средней месячной оплаты за фактический годовой объем учебной нагрузки исчисляется умножением часовой ставки преподавателя на определенный ему объем годовой учебной нагрузки и делением полученного произведения на 10 учебных месяцев.
Часовая ставка определяется путем деления месячной ставки заработной платы на среднюю месячную норму учебной нагрузки, составляющую 72 часа.
Если преподаватель замещал временно отсутствующего коллегу на период его болезни или по другим причинам, нагрузка оплачивается дополнительно по часовым ставкам помесячно или в конце учебного года только после выполнения преподавателем всего установленного (уменьшенного) годового объема учебной нагрузки.
Рекомендуем также к прочтению: Тесты для преподавателей.
Сколько стоит 1 час работы учителя в школе — зависит от расчетной стоимости образовательной услуги. Педагоги получают зарплату либо по окладу, либо по фактически отработанному академическому времени. К этой сумме прибавляют стимулирующие и компенсационные надбавки, доплату за квалификацию и стаж.
Новая система оплаты труда
В новой методике закреплено, сколько платят учителям в школе, в расчет заработной платы работников сферы образования включают:
- оклад;
- стимулирующие выплаты;
- компенсационные надбавки.
Начисляет дополнительные суммы работодатель, исходя из установленного положения об оплате труда. Оклады, ставки, все доплаты и надбавки учителей фиксируют в тарификации. В тарификационном списке четко видно, из чего складывается зарплата учителя-предметника или иного педагогического работника.
Эффективные контракты в образовательных учреждениях
По Распоряжению Правительства № 2190-р от 26.11.2012 образовательные учреждения обязали перевести сотрудников на эффективные контракты до конца 2020 года. Цель введения программы эффективных контрактов — совершенствование системы оплаты труда работников бюджетных учреждений, в том числе и в системе образования. По сути, эффективный контракт — тот же трудовой договор, который составляют по правилам трудового законодательства (ст. 57 ТК РФ). Но в эффективном контракте конкретизируют условия труда, более подробно описывают обязанности, определяют порядок оплаты с учетом интенсивности и качества работы и обязательно устанавливают критерии эффективности.
Приведем пример. Допустим, эффективный контракт заключают с педагогом начальной школы. Вот что в нем указывают:
- трудовые функции;
- учебную нагрузку;
- виды дополнительной педагогической работы;
- оклад учителя начальных классов;
- ставку по фактической нагрузке;
- компенсационные и стимулирующие выплаты;
- критерии эффективности;
- выплаты стимулирующего характера с учетом критериев эффективности;
- режим рабочего времени и отдыха с учетом нагрузки и проч.
Как считать зарплату по новой системе
Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений совместно с Минобрнауки в 2020 году разработала новые единые рекомендации (утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 29.12.2020, протокол № 13). Они предписывают вносить в трудовой договор следующие компоненты оплаты:
- должностной оклад в фиксированном размере;
- ставку заработной платы;
- предусмотренные компенсационные выплаты и их размер;
- условия получения стимулирующих надбавок.
Кроме того, в Минобрнауки утвердили примерное положение об оплате труда работников в учреждениях, подведомственных министерству (Приказ № 71 от 01.02.2021). На основании примерного положения бюджетные и автономные образовательные учреждения утверждают локальные положения и прописывают в них порядок, как рассчитать зарплату учителя по часам, ставкам и окладам.
Ставка устанавливается за календарный месяц или за норму труда. Имеется в виду количество академических часов, которые следует отработать в определенный период за ставку заработной платы. В локальных нормативах закрепляется, сколько часов в 1 ставке учителя, — обычно норма устанавливается из расчета 18 часов в неделю.
К выплатам стимулирующего характера, согласно письму Минобрнауки № ВП-1992/02 от 29.12.2017, относятся:
- за интенсивность (например, работу на 2 ставки);
- за высокие результаты (достижения учеников, правительственные награды);
- за стаж непрерывной работы;
- за качество работы (например, применение инновационных педагогических технологий);
- премии по итогам отчетного периода.
Компенсационные выплаты предусмотрены за работу в экстремальных климатических условиях, сверхурочные часы, совмещение должностей, выход в выходные или праздники.
В качестве примера рассмотрим, какая зарплата получится при ставке учителя за 18 часов в неделю у педагога русского языка и литературы высшей категории со стажем 16 лет. Исходные данные:
- должностной оклад — 5000 руб.;
- работает в неделю — 18 часов;
- надбавка за стаж — 500 руб.;
- повышающий коэффициент за высшую квалификационную категорию — 0,2;
- доплата за проверку письменных работ — 0,1.
Получаем за нагрузку: 5000 руб. / 18 × 18 = 5000 руб.
За категорию доплата составит: 5000 × 0,2 = 1000 руб.
За проверку работ: 5000 × 0,1 = 500 руб.
Добавляем еще 500 рублей за непрерывный стаж.
В итоге получим:
5000 + 1000 + 500 + 500 = 7000 рублей.
Расчет по базовому окладу
Не во всех регионах еще перешли на НСОТ, есть такие, где сохраняется расчет, исходя из оклада. Если алгоритм, как рассчитать зарплату учителя начальных классов, основан на окладе и зависит от фактического объема выполняемой работы, годовая нагрузка обязательно фиксируется в трудовом договоре. В организациях среднего профессионального и высшего образования этот показатель иногда меняется по семестрам. Для каждого полугодия нагрузку рекомендуется прописывать отдельно.
По должностному окладу ЗП обычно начисляют тем педагогическим работникам, которым четко установлена продолжительность рабочего времени (ПРВ). От нагрузки она не зависит. Из Приказа Минобрнауки № 1601 от 22.12.2014, ПРВ в сфере образования не превышает 36 часов.
Должностной оклад устанавливается педагогам-психологам, социальным педагогам, организаторам. То есть тем, кто находится на рабочем месте весь день, вне зависимости от количества уроков.
К должностному окладу иногда прибавляют компенсационные и стимулирующие выплаты.
Расчет по фиксированной ставке
Ежегодно в образовательных учреждениях утверждают тарификацию. В тарификации фиксируют, сколько получают учителя начальных классов, предметники, педагогические и административные работники, младший обслуживающий персонал. За ставку заработной платы педагог отрабатывает определенное количество часов. На ее основе определяется базовый оклад. Но к нему применяются повышающие коэффициенты, позволяющие увеличить доход:
- за квалификационную категорию (максимум 1,15);
- за ведение трудовой деятельности в сельской местности;
- за обучение сирот;
- за работу с детьми с ограниченными возможностями;
- за наличие в классе учащихся с девиантным поведением.
Коэффициенты суммируются, а иногда все они (кроме К — за категорию) заменяются на компенсационные выплаты.
Посчитаем, сколько денег получает учитель начальных классов с нагрузкой 23 часа в неделю и высшей квалификационной категорией при ставке 6000 рублей за 18 часов.
Доход = 6000 × 23 / 18 × 1,15 = 8817 рублей.
В некоторых школах устанавливается повышающий коэффициент за возрастные особенности учащихся. И педагоги начальных классов их получают.
Как влияют на зарплату преподаваемые дисциплины
Еще один важный вопрос — из чего состоит зарплата учителя-предметника. В письме Минобрнауки № ИК-244/03 от 26.11.2006 установлены коэффициенты сложности предметов в школе — повышающие индексы за сложность и приоритетность предмета. На такую привилегию вправе рассчитывать преподаватели:
- русского языка;
- математики;
- иностранных языков;
- предметов, по которым большинство учеников сдают ЕГЭ.
Возможно увеличение доходов и тем, кто ведет предметы, которым сопутствуют вредные условия труда (физика, химия).
Ученико-часовая оплата труда
По сути, это почасовая оплата труда, где доход сотрудника зависит от объема выполненной им работы. Чаще всего ее применяют в отношении совместителей.
Руководство устанавливает определенную стоимость одного академического часа (одного урока в школе, половины пары в колледже или вузе). Но иногда в формулу включается и количество учеников в каждом классе. В среднем профессиональном и высшем образовании на число студентов ориентируются только при расчете оплаты приема экзаменов и зачетов.
Согласно письму Минобрнауки № ИК-244/03, оклад педагогического работника, осуществляющего учебный процесс, рассчитывается по формуле:
Если педагог ведет несколько предметов в разных классах, то его заработная плата рассчитывается по каждому предмету и классу отдельно. Посчитаем, сколько получает педагог-математик, если он:
- обучает 525 человек во всей школе;
- работает 36 часов в месяц;
- за сложность предмета получит коэффициент 0,1, а за категорию — 0,2;
- стоимость ученико/часа — 20 руб.
Подставляем в формулу и получаем:
20 × 525 × 36 × 0,1 × 0,2 = 7560 рублей.
Помимо этой суммы, ему доплатят за проверку тетрадей, классное руководство, ведение кабинета, иные обязанности.
Сколько в среднем получают учителя
Независимо от метода начисления заработной платы, ежегодно бюджетникам повышают выплаты на уровень инфляции и выше. Есть еще так называемые «майские указы», которые предусматривают, что зарплаты школьных учителей власти обязаны поднять до 100% от средних трудовых доходов по региону, а вузовских педагогов — до 200%. У некоторых номинальные размеры зарплат значительно выросли с 2012 года. В 2022 году педагогам из «майских указов» зарплату не повышали. Плановое увеличение с последующей перетарификацией окладов и надбавок планируется с 01.01.2022. Точные проценты увеличения пока неизвестны.
Пока ситуация с зарплатами учителей такая (по данным Росстата за январь-июнь 2021 года):
Педагогические работники дошкольных образовательных организаций |
Педагогические работники образовательных организаций общего образования |
Преподаватели образовательных организаций высшего профессионального образования |
|
---|---|---|---|
Российская Федерация |
39 100 |
53 839 |
105 792 |
Центральный федеральный округ |
|||
Белгородская область |
39 817 |
44 535 |
71 030 |
Брянская область |
29 089 |
37 781 |
58 814 |
Владимир |
32 795 |
44 491 |
66 232 |
Воронеж |
30 767 |
39 498 |
70 796 |
Ивановская область |
27 615 |
35 676 |
54 664 |
Калужская область |
35 374 |
49 050 |
83 130 |
Кострома |
27 809 |
39 425 |
61 409 |
Курская область |
33 192 |
41 130 |
67 782 |
Липецк |
31 424 |
42 418 |
71 452 |
Московская область |
61 257 |
73 012 |
117 435 |
Орловская область |
26 384 |
36 418 |
62 360 |
Рязань |
30 074 |
41 451 |
67 964 |
Смоленск |
28 353 |
40 580 |
67 287 |
Тамбовская область |
26 424 |
35 151 |
67 331 |
Тверь |
29 892 |
40 321 |
75 701 |
Тула |
33 750 |
45 730 |
81 987 |
Ярославль |
32 654 |
43 761 |
74 755 |
г. Москва |
— |
101 256 |
176 519 |
Северо-Западный федеральный округ |
|||
Карелия |
45 266 |
60 083 |
99 285 |
Коми |
45 418 |
57 837 |
113 076 |
Архангельская область, в том числе: |
|||
Ненецкий авт. округ |
81 151 |
120 654 |
— |
Архангельская область без авт. округа |
46 528 |
65 270 |
109 209 |
Вологодская область |
39 272 |
50 325 |
88 358 |
Калининград |
35 258 |
43 422 |
72 985 |
Ленинградская область |
48 954 |
53 451 |
84 654 |
Мурманск |
62 684 |
85 348 |
134 761 |
Новгород |
28 810 |
33 660 |
— |
Псковская область |
28 993 |
38 568 |
65 838 |
г. Санкт-Петербург |
62 168 |
65 813 |
132 961 |
Южный федеральный округ |
|||
Республика Адыгея |
26 708 |
37 317 |
78 860 |
Калмыкия |
27 210 |
38 542 |
— |
Крым |
26 447 |
42 263 |
71 512 |
Краснодарский край |
32 466 |
43 721 |
79 922 |
Астрахань |
27 158 |
42 228 |
62 635 |
Волгоград |
30 020 |
40 103 |
67 264 |
Ростовская область |
28 463 |
39 486 |
74 475 |
г. Севастополь |
38 832 |
50 809 |
75 747 |
Северо-Кавказский федеральный округ |
|||
Дагестан |
22 515 |
32 793 |
53 563 |
Ингушетия |
26 792 |
28 324 |
— |
Кабардино-Балкария |
27 254 |
32 854 |
61 652 |
Карачаево-Черкесская Республика |
25 435 |
30 064 |
49 537 |
Республика Северная Осетия — Алания |
25 323 |
33 763 |
58 333 |
Чеченская Республика |
22 346 |
25 898 |
59 666 |
Ставропольский край |
26 821 |
36 858 |
64 761 |
Приволжский федеральный округ |
|||
Башкортостан |
32 626 |
36 787 |
81 106 |
Республика Марий Эл |
25 812 |
37 015 |
— |
Мордовия |
23 805 |
30 295 |
65 619 |
Татарстан |
37 610 |
44 300 |
84 894 |
Удмуртская Республика |
31 906 |
43 300 |
72 891 |
Чувашия |
30 117 |
37 615 |
72 433 |
Пермский край |
34 691 |
49 382 |
90 662 |
Кировская область |
28 028 |
39 713 |
68 332 |
Нижегородская область |
33 447 |
44 814 |
88 374 |
Оренбург |
29 695 |
43 365 |
76 814 |
Пензенская область |
27 992 |
32 513 |
65 164 |
Самара |
34 491 |
42 153 |
82 400 |
Саратов |
29 022 |
36 936 |
71 118 |
Ульяновск |
28 650 |
39 046 |
68 099 |
Уральский федеральный округ |
|||
Курганская область |
27 575 |
37 457 |
70 478 |
Свердловская область |
42 726 |
57 028 |
97 066 |
Тюменская область, в том числе: |
|||
Ханты-Мансийский авт. округ — Югра |
66 800 |
100 680 |
174 761 |
Ямало-Ненецкий авт. округ |
92 381 |
138 860 |
— |
Тюменская область без авт. округов |
46 853 |
63 608 |
103 916 |
Челябинск |
32 375 |
46 620 |
80 292 |
Сибирский федеральный округ |
|||
Республика Алтай |
31 011 |
42 847 |
— |
Тыва |
34 433 |
48 086 |
— |
Хакасия |
33 269 |
52 693 |
76 338 |
Алтайский край |
30 055 |
35 208 |
67 489 |
Красноярский край |
46 636 |
62 598 |
117 396 |
Иркутская область |
42 597 |
59 849 |
117 696 |
Кемеровская область |
39 166 |
51 523 |
93 810 |
Новосибирск |
35 966 |
49 081 |
88 220 |
Омская область |
29 886 |
43 040 |
74 290 |
Томская область |
37 036 |
52 463 |
103 833 |
Дальневосточный федеральный округ |
|||
Бурятия |
38 141 |
56 363 |
80 884 |
Республика Саха (Якутия) |
66 953 |
92 191 |
174 819 |
Забайкалье |
35 201 |
50 667 |
88 133 |
Камчатка |
80 980 |
105 680 |
172 124 |
Приморский край |
43 101 |
63 832 |
91 103 |
Хабаровский край |
45 945 |
67 134 |
109 285 |
Амурская область |
43 644 |
65 225 |
96 437 |
Магадан |
87 582 |
119 312 |
— |
Сахалин |
79 538 |
101 372 |
— |
Еврейская автономная область |
39 505 |
58 921 |
— |
Чукотский автономный округ |
94 735 |
121 716 |
— |
Преподаватель — профессия важная и социально значимая. А стать преподавателем колледжа значительно проще, чем сделать академическую карьеру в университете. Правда, и уровень зарплат здесь значительно ниже, чем у институтских преподавателей.
Как стать преподавателем в колледже?
В отличие от строгих университетских требований, преподавателю для работы в колледже нужно иметь только высшее образование, наличие ученой степени при этом не является обязательным. Не нужно иметь и педагогическое образование. Достаточно окончить курсы повышения квалификации, на которых проходят педагогику и различные методики в сфере образования. При этом в колледжах очень часто сталкиваются с нехваткой преподавателей, поэтому и диплом магистра требуют не всегда, порой достаточно и диплома бакалавра (в сочетании с курсами повышения квалификации).
Требования к преподавателю колледжа
Основное требование это, конечно же, блестящее знание того предмета, который сотрудник собирается преподавать. Также нужно добавить к этому знание современных методик в сфере образования, законодательства, которое касается этого направления деятельности, государственных стандартов и т.д. Кроме того, даже если формально такие требования не предъявляются, от преподавателя ожидают наличия следующих личных качеств:
- стрессоустойчивость (работать приходится с разными учащимися, и конфликты неизбежны, особенно если преподаватель достаточно строг),
- коммуникабельность,
- знание основ психологии,
- умение работать с информацией — искать актуальные сведения в интернете, правильно оценивая качество источников, из которых она поступает,
- наблюдательность,
- умение вести дискуссии и разрешать конфликтные ситуации.
Разумеется, преподавателю колледжа также важны и качества вроде терпения, толерантности, умения слушать, заинтересованности в тех дисциплинах, которые он преподает.
В современных условиях преподавателю в колледже нужно создавать свою страницу в социальных сетях, причем следить за тем, чтобы она была именно рабочей и без личных записей. К слову, наличие такой страницы позволяет не просто повысить рейтинг, но и дает возможность дополнительного заработка — например, можно найти подработку в другом учебном заведении, получить грант на написание книги или даже просто заняться репетиторством.
Должностные обязанности преподавателя колледжа
В большинстве случаев обязанности преподавателя колледжа в общих чертах будут теми же, что и у университетских преподавателей. Хотя на практике научно-исследовательской деятельностью они занимаются редко. Все обязанности должны быть прописаны в должностной инструкции, а также в договоре, который заключают с преподавателем. В общих чертах они сводятся к следующему:
- Обучение студентов колледжа конкретным дисциплинам (для каждого преподавателя указывается, что именно он будет преподавать),
- Участие в разработке учебных программ, планов и графиков,
- Чтение лекций, проведение семинаров, практических занятий,
- Формирование у студентов качеств, которые им понадобятся для работы по выбранной специальности,
- Участие в разработке экзаменационных билетов и тестовых заданий, прием экзаменов, проверка результатов тестирования,
- Развитие у студентов творческого подхода, самостоятельного анализа,
- Участие в научно-практических семинарах и конференциях,
- Содействие студенческому самоуправлению, творчеству и внепрограммным мероприятиям,
- Участие в написании методической литературы. Также считается, что преподаватели должны составлять список литературы, которую студенты должны изучить для сдачи экзамена или тестирования. Этот список, так же, как и учебная программа, должны быть доведены до сведения учащихся еще на первом занятии.
- В должностной инструкции обычно прописывают, что преподаватель обязан периодически проходить курсы повышения квалификации.
Особенности работы в колледже
В основном все сводится к тому, что в колледже преподаватель работает не со школьниками, которые привыкли к определенной дисциплине, и не со студентами вузов, которые чаще всего выбирают специальность вполне осознанно.
Особенность российской системы образования такова, что в колледж идут учиться те, кто не смог поступить в университет или даже не будет пытаться, и вместо этого собирается получать рабочую специальность. Очень часто это дети из, как принято говорить, неблагополучных семей, много и тех, кто приходит учиться из системы органов опеки (из детдомов, приемных семей).
Поэтому встречаются подростки, озлобленные на весь мир, у многих имеется опыт столкновений с правоохранительной системой. Таких студентов очень тяжело заинтересовать теоретическими предметами, у них достаточно низкий уровень знаний и слабые представления о дисциплине, так что на самом деле преподавателю приходится активно работать над собой для того, чтобы найти общий язык и с такими студентами тоже.
Как рассчитывается зарплата преподавателя?
Для расчета зарплаты преподавателей используется та же методика, что и для расчета зарплаты учителей. В большинстве случаев им установлена нагрузка на уровне 18 часов в неделю, это получается 720 часов в год. В таких случаях независимо от объема нагрузки в конкретном месяце (например, на время каникул, если они не совпадают с отпуском) выплачивается средняя зарплата.
Для таких преподавателей рассчитывается почасовая ставка — как месячная ставка, разделенная на норматив в 72 часа нагрузки. Для расчета средней месячной зарплаты берут эту почасовую ставку, умножают на количество отработанных часов нагрузки и делят на 10 месяцев (с учетом продолжительности каникул). В течение года объем нагрузки, указанной в договоре, меняться не может. Да и на будущие периоды его увеличение или снижение возможно только с согласия преподавателя.
Остается только узнать, что влияет на месячную ставку. Во-первых, могут быть введены повышающие коэффициенты в зависимости от квалификационной категории преподавателя. Во-вторых, могут быть доплаты за ученую степень, наличие почетного звания, за дополнительную нагрузку, в том числе за проверку письменных работ или заведование кабинетом. Их размеры зависят от того, сколько средств есть у учебного заведения и что прописано в коллективном договоре.
Сколько получает преподаватель колледжа в России?
В Москве
Согласно данным официальной статистики, средняя зарплата преподавателя колледжа составляет 26 тысяч рублей. Это показатель по России в целом. В столичном регионе зарплаты выше. При прочих равных условиях преподаватель колледжа в Москве и Подмосковье может получать и до 45-47 тысяч рублей.
В СПБ
В Санкт-Петербурге доход преподавателя составляет порядка 30 тысяч рублей (в Ленинградской области он ниже — до 26 тысяч рублей). В Крыму, в Воронежской и Саратовской областях средний уровень заработка составляет 16-17 тысяч рублей. В Омске оклад преподавателя колледжа составляет порядка 15 тысяч рублей.
Дело в том, что, несмотря на знаменитые «майские указы», преподавателей колледжей не затронули. В отличие от институтских преподавателей, им до сих пор рассчитывают зарплаты без учета районных коэффициентов. Очень часто для экономии бюджетных средств преподавателей переводят на полставки. Так что даже при хорошей величине ставки и с применением всех надбавок там, где должно было бы быть 35 тысяч рублей, сотрудник получает от силы 17 тысяч.
Отзывы
- №1. Я пришла работать в колледж после длительного перерыва в педагогической деятельности. Одно время работала фрилансером, но устала постоянно сидеть дома в четырех стенах, общаясь исключительно с монитором. Преподаю химию и биологию. С учетом того, что свое основное занятие я не бросаю, мне не так принципиальна зарплата. Но в любом случае она невелика. При том, что я работаю на полставки, но нагрузка достаточно большая, я получают порядка 12 тысяч рублей. То есть при полной нагрузке это было бы 24-25 тысяч рублей. Но даже в своем графике я выкладываюсь по полной, потому что хочется заинтересовать студентов. Есть действительно умные и талантливые ребята, которым только отсутствие денег помешало поступить в институт, и хочется, чтобы они чего-то добились в жизни, научились применять полученные знания на практике, это в любом случае поможет сделать карьеру.
- №2. Я не смогла поступить в аспирантуру, но мне удалось устроиться работать в колледже. Считаю, что это именно везение, поскольку опыта работы у меня после института не было вообще. Думаю, что со временем еще раз попытаюсь поступить в аспирантуру. Пока преподаю в колледже социологию — программа довольно скромная, в основном основы и какие-то очень общие моменты. К сожалению, и уровень знаний у моих студентов такой, что более серьезный объем они просто не потянут. Конечно, я стараюсь адаптировать программу, сделать ее достаточно интересной. Но со студентами все равно очень непросто, многие вообще не понимают, зачем им этот предмет да и образование в целом, хамят, ведут себя совершенно недопустимым образом. Стараюсь решать конфликты без привлечения руководства. При этом зарплата у меня не очень большая для Москвы — 32 тысячи рублей. Для меня более ценным моментом является опыт педагогической деятельности — для диссертации и аспирантуры это важно.
Почасоваяоплататруда в
образовательныхучреждениях применяется при оплате за
часы, предоставленные педагогическимработникам в следующих
случаях:
в порядке замещения отсутствующих по болезни или другим причинам учителей,
преподавателей, воспитателей и других педагогических работников, продолжавшегося
не свыше двух месяцев;за часы педагогической работы, выполненные учителями при работе с заочниками
и детьми, находящимися на длительном лечении в больнице, сверх объема,
установленного им при тарификации;при оплате за педагогическую работу специалистов предприятий, учреждений и
организаций (в т.ч. из числа работников органов управления образованием,
методических и учебно-методических кабинетов), привлекаемых для педагогической
работы в образовательные учреждения;при оплате за часы преподавательской работы в объеме 240 часов в другом
образовательном учреждении (в одном или нескольких) сверх учебной нагрузки,
установленной при тарификации;при оплате за часы преподавательской работы в том же учреждении среднего
профессионального образования работникам из числа руководящего состава, в объеме
240 часов в случае если они выполняются сверх предельной учебной
нагрузки.
Порядок почасовой оплаты труда разъяснен в разделе 5 Рекомендаций о порядке
исчисления заработной платы работников образовательных учреждений, доведенных
письмом Минобразования России и Профсоюза работников народного образования и
науки Российской Федерации от 16 января 2001 года № 20-58-196/20-5/7 и письме
Минобразования России от 29 декабря 1995 года № 87-М «О почасовой оплате труда в
образовательных учреждениях».
Размер оплаты за один час указанной выше педагогической работы в месяц
определяется путем деления месячной ставки заработной платы педагогического
работника в соответствии с разрядом Единой тарифной сетки за установленную норму
часов педагогической работы в неделю на среднемесячное количество рабочих
часов.
Размер месячной ставки заработной платы в настоящее время определяется в
соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября
2003 года № 609 «О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по
оплате труда работников организаций бюджетной сферы».
Учитывая положения данного нормативного акта, с 1 октября 2003 года схема
тарифных ставок (должностных окладов) по оплате труда работников бюджетных
учреждений имеет следующий вид:
Разряды оплаты труда | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Тарифные коэффициенты | 1,00 | 1,11 | 1,23 | 1,36 | 1,51 | 1,67 | 1,84 | 2,02 | 2,22 |
Тарифные ставки (оклады) | 600 | 670 | 740 | 820 | 910 | 1010 | 1110 | 1220 | 1340 |
Разряды оплаты труда | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
Тарифные коэффициенты | 2,44 | 2,68 | 2,89 | 3,12 | 3,36 | 3,62 | 3,9 | 4,2 | 4,5 |
Тарифные ставки (оклады) | 1470 | 1610 | 1740 | 1880 | 2020 | 2180 | 2340 | 2520 | 2700 |
Среднемесячное количество рабочих часов определяется по расчетному графику
пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями в субботу и воскресенье
(независимо от фактического режима труда и отдыха) путем деления нормы рабочего
времени в неделю (например, для учителей — 18 и 20 часов) на пять дней,
умножения полученного результата на количество рабочих дней в году и деления его
на 12 месяцев (см., например, письмо Минобразования России от 9 ноября 1995 года
№ 75-М «О среднемесячном количестве рабочих часов при определении часовой
тарифной ставки в 1996 году»).
Согласно производственному календарю на 2003 год количество рабочих дней
составляет 250.
Исходя из этого, среднемесячная норма рабочего времени для исчисления размера
почасовой оплаты педагогическим работникам составит:
при 18-часовой рабочей неделе — 75 часов (18 час./5 дней х 250 дней/12
месяцев);при 20-часовой рабочей неделе — 83,33 часа (20 час./5 дней х 250 дней/12
месяцев);при 24-часовой рабочей неделе — 100 час. (24 час./5 дней х 250 дней/12
месяцев).
Категории педагогических работников с указанием по ним соответствующей нормы
часов преподавательской работы за ставку заработной платы, определены в пункте 2
приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003
года № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической
работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных
учреждений».
Норма в 18 часов в неделю устанавливается:
учителям 5—11(12) классов общеобразовательных учреждений (в том числе
кадетских школ), общеобразовательных школ-интернатов (в том числе кадетских
школ-интернатов), образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, специальных (коррекционных) образовательных учреждений
для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, оздоровительных
образовательных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном
лечении, специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого
типа, образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного
возраста, образовательных учреждений для детей, нуждающихся в
психолого-педагогической и медико-социальной помощи, межшкольных учебных
комбинатов, учебно-производственных мастерских;преподавателям педагогических училищ и педагогических колледжей;
преподавателям специальных дисциплин 1—11(12) классов музыкальных,
художественных общеобразовательных учреждений;преподавателям 3—5 классов школ общего музыкального, художественного,
хореографического образования с 5-летним сроком обучения, 5—7 классов школ
искусств с 7-летним сроком обучения (детских музыкальных, художественных,
хореографических и других школ), 1—4 классов детских художественных школ и школ
общего художественного образования с 4-летним сроком обучения;педагогам дополнительного образования;
тренерам-преподавателям (старшим тренерам-преподавателям) образовательных
учреждений дополнительного образования детей спортивного профиля;учителям иностранного языка дошкольных образовательных
учреждений.
Норма в 20 часов в неделю устанавливается учителям 1-4 классов
общеобразовательных учреждений.
Норма в 24 часа в неделю устанавливается преподавателям 1-2 классов школ
общего музыкального, художественного, хореографического образования с 5-летним
сроком обучения, 1-4 классов детских музыкальных, художественных,
хореографических школ и школ искусств с 7-летним сроком обучения.
Исходя из вышеизложенного, для того чтобы определить ставку почасовой оплаты
следует величину месячной ставки заработной платы согласно разряда, присвоенного
при тарификации, разделить на 75, 83,33 или 100. Для определения размера оплаты
следует полученный результат умножить на количество фактически отработанных
часов.
Исходя из действующей в настоящее время ЕТС, размер ставки почасовой оплаты
работников из числа учителей общеобразовательных школ составит:
для учителей 5-11 (12) классов:
- 7 разряда ЕТС — 14 руб. 80 коп. (1110 руб. / 75 час.);
- 8 разряда ЕТС — 16 руб. 27 коп. (1220 руб. / 75 час.);
- 9 разряда ЕТС — 17 руб. 87 коп. (1340 руб. / 75 час.);
- 10 разряда ЕТС — 19 руб. 60 коп. (1470 руб. / 75 час.);
- 11 разряда ЕТС — 21 руб. 47 коп. (1610 руб. / 75 час.);
- 12 разряда ЕТС — 23 руб. 20 коп. (1740 руб. / 75 час.);
- 13 разряда ЕТС — 25 руб. 07 коп. (1880 руб. / 75 час.);
- 14 разряда ЕТС — 26 руб. 93 коп. (2020 руб. / 75 час.).
для учителей 1- 4 классов:
- 7 разряда ЕТС — 13 руб. 32 коп. (1110 руб. / 83,33 час.);
- 8 разряда ЕТС — 14 руб. 64 коп. (1220 руб. / 83,33 час.);
- 9 разряда ЕТС — 16 руб. 08 коп. (1340 руб. / 83,33 час.);
- 10 разряда ЕТС — 17 руб. 64 коп. (1470 руб. / 83,33 час.);
- 11 разряда ЕТС — 19 руб. 32 коп. (1610 руб. / 83,33 час.);
- 12 разряда ЕТС — 20 руб. 88 коп. (1740 руб. / 83,33 час.);
- 13 разряда ЕТС — 22 руб. 56 коп. (1880 руб. / 83,33 час.);
- 14 разряда ЕТС — 24 руб. 24 коп. (2020 руб. / 83,33 час.).
Аналогично рассчитываются ставки и других педагогических работников.
Необходимо учитывать, что если замещение отсутствующего работника
педагогическим работником осуществлялось свыше двух месяцев, оплата его труда со
дня начала замещения за все часы фактической педагогической работы производится
на общих основаниях с соответствующим увеличением их недельной учебной нагрузки
(объема педагогической работы).
Оплата труда преподавателей учреждений начального и среднего
профессионального образования (кроме учреждений среднего педагогического
образования) за часы учебных занятий, предоставленные им сверх установленной
годовой учебной нагрузки, а также выполненные при замещении временно
отсутствующих по болезни и другим причинам педагогических работников,
производится дополнительно по часовым ставкам, исчисленным путем деления
месячной ставки заработной платы на 72 часа (среднемесячное количество
часов).
При диапазоне тарифных разрядов с 7 по 14, ставки почасовой оплаты труда
указанных категорий работников составят:
- 7 разряда ЕТС — 15 руб. 42 коп. (1110 руб. / 72 час.);
- 8 разряда ЕТС — 16 руб. 94 коп. (1220 руб. / 72 час.);
- 9 разряда ЕТС — 18 руб. 61 коп. (1340 руб. / 72 час.);
- 10 разряда ЕТС — 20 руб. 42 коп. (1470 руб. / 72 час.);
- 11 разряда ЕТС — 22 руб. 36 коп. (1610 руб. / 72 час.);
- 12 разряда ЕТС — 24 руб. 17 коп. (1740 руб. / 72 час.);
- 13 разряда ЕТС — 26 руб. 11 коп. (1880 руб. / 72 час.);
- 14 разряда ЕТС — 28 руб. 06 коп. (2020 руб. / 72 час.).
Оплата производится только после выполнения преподавателем всей годовой
учебной нагрузки помесячно или в конце учебного года.
Если замещение продолжается непрерывно свыше двух месяцев, то со дня его
начала производится перерасчет средней месячной заработной платы преподавателей
исходя из уточненного годового объема учебной работы.
Следует также учитывать, что суммы, начисленные преподавателям учреждений
начального и среднего профессионального образования за часы преподавательской
работы сверх установленной годовой учебной нагрузки, учитывается при исчислении
среднего заработка, но только в размере 1/10 части за каждый месяц расчетного
периода (см., в частности, письмо Минобразования России от 14 сентября 2000 года
№ 20-58-4258/20-5).
Руководители образовательных учреждений в пределах имеющихся средств, если
это целесообразно экономически и не ущемляет интересов основных работников
данного учреждения, могут привлекать для проведения учебных занятий с
обучающимися (воспитанниками) высококвалифицированных специалистов с применением
ставок и условий почасовой оплаты, предусмотренных постановлением Минтруда
России от 21 января 1993 года № 7 «Об утверждении ставок почасовой оплаты труда
работников, привлекаемых к проведению учебных занятий в учреждениях,
организациях и на предприятиях, находящихся на бюджетном финансировании» (в
редакции изменений от 2 ноября 1995 года).
Указанные ставки могут применяться, например, при оплате
высококвалифицированных специалистов, привлекаемых для проведения отдельных
занятий, курсов, лекций, факультативов, учебных предметов, по которым в целом на
образовательное учреждение предусмотрено незначительное количество учебных
часов, а также при оплате труда лиц из числа профессорско-преподавательского
состава вузов, работников научных учреждений и в других случаях, когда
нецелесообразно определять почасовую оплату педагогического работника от ставки
заработной платы на основе разрядов ЕТС.
Ставки почасовой оплаты определяются исходя из размера ставки первого разряда
ЕТС, устанавливаемой Правительством Российской Федерации (в настоящее время —
600 руб.), и коэффициентов ставок почасовой оплаты труда.
В связи с этим, размеры коэффициентов ставок почасовой оплаты труда
работников, привлекаемых к проведению учебных занятий в учреждениях,
организациях и на предприятиях, находящихся на бюджетном финансировании,
составляют:
Контингент обучающихся | Размеры коэффициентов/ставок (руб.) | ||
профессор, доктор наук | доцент,кандидат наук | лица, не имеющие ученой степени | |
Обучающиеся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования, другие аналогичные категории обучающихся, рабочие, работники, занимающие должности, требующие среднего профессионального образования, слушатели курсов |
0,20/120 | 0,15/90 | 0,10/60 |
Студенты | 0,25/150 | 0,20/120 | 0,10/60 |
Аспиранты, слушатели учебных заведений по повышению квалификации руководящих работников и специалистов |
0,30/180 | 0,25/150 | 0,15/90 |
Следует учитывать, что в ставки почасовой оплаты уже включена оплата за
отпуск.
Ставки почасовой оплаты труда лиц, имеющих почетные звания «Народный»,
устанавливаются в размерах, предусмотренных для профессоров, докторов наук.
Оплата труда членов жюри конкурсов и смотров, а также рецензентов конкурсных
работ производится по ставкам почасовой оплаты труда, предусмотренным для лиц,
проводящих учебные занятия со студентами.
Коэффициенты ставок почасовой оплаты труда демонстраторов пластических поз,
участвующих в проведении учебных занятий, в зависимости от сложности
пластической позы устанавливаются в размере 0,03—0,04 (18 — 24 руб.).
Оплата труда оппонентов при защите диссертаций на ученую степень доктора или
кандидата наук производится по ставкам почасовой оплаты, предусмотренным для
лиц, проводящих учебные занятия с аспирантами.
Ставки почасовой оплаты труда лиц, имеющих почетные звания «Заслуженный»,
устанавливаются в размерах, предусмотренных для доцентов, кандидатов наук.
Оплата труда врачей-консультантов, не являющихся штатными работниками
учреждений здравоохранения, производится по ставкам почасовой оплаты труда,
указанным в последней строке приведенной выше таблицы (соответственно — 0,30;
0,25 и 0,15).
Как подписаться
>>>