Утверждены
Госкомтрудом СССР
НОРМАТИВЫ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОЧИХ, ЗАНЯТЫХ ОБСЛУЖИВАНИЕМ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ (ЗДАНИЙ УПРАВЛЕНИЙ И ЗДАНИЙ КОНСТРУКТОРСКИХ И ПРОЕКТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ)
Настоящий сборник содержит нормативы численности гардеробщиков, слесарей-сантехников, электромонтеров по обслуживанию электрооборудования, электромонтеров по ремонту электрооборудования, слесарей по контрольно-измерительным приборам и автоматике, лифтеров и сторожей, а также нормы обслуживания для уборщиков служебных помещений. Нормативы численности разработаны Головной нормативно-исследовательской станцией Министерства жилищно-коммунального хозяйства Белорусской ССР под методическим руководством Центрального бюро нормативов по труду.
В разработке сборника принимали участие: Центральная нормативно-исследовательская станция Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР, Республиканский центр по научной организации труда и управления производством Министерства жилищно-коммунального хозяйства Украинской ССР, нормативно-исследовательская станция «Узремстройтреста» Министерства жилищно-коммунального хозяйства Узбекской ССР, институт «Казгипрокоммунстрой» Министерства жилищно-коммунального хозяйства Казахской ССР, нормативно-исследовательская станция при тресте «Севремстрой» Министерства жилищно-коммунального хозяйства Киргизской ССР, трест «Оргтехстрой» Министерства жилищно-коммунального хозяйства Армянской ССР, институт «Коммуналпроект» Министерства коммунального хозяйства Эстонской ССР, лаборатория по научной организации труда и управления производством Министерства коммунального хозяйства Латвийской ССР, Министерство цветной металлургии СССР, Министерство легкой промышленности СССР, Министерство здравоохранения СССР.
Нормативы численности рекомендуются для определения численности рабочих, обслуживающих общественные здания (здания управлений и здания конструкторских и проектных организаций).
Срок действия нормативов до 1991 г.
Обеспечение межотраслевыми нормативными и методическими материалами по труду осуществляется по заявкам предприятий и организаций через книготорговую сеть на местах. Информация об этих книгах публикуется в аннотированных тематических планах выпуска литературы издательства «Экономика» и книготорговых бюллетенях.
1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ
1.1. Сборник нормативов предназначен для расчета численности рабочих по обслуживанию зданий управлений и зданий конструкторских и проектных организаций по профессиям: гардеробщик, слесарь-сантехник, электромонтер по обслуживанию электрооборудования, электромонтер по ремонту электрооборудования, слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике, столяр, лифтер, сторож, уборщик служебных помещений.
Наименование зданий управлений принято в соответствии со СНиП II-84-78, конструкторских и проектных организаций — со СНиП II-83-78. Характеристика групп зданий управлений, на которые распространяются данные нормативы, приведена в Приложении 1.
Если организационно-технические условия выполнения работ по обслуживанию других общественных зданий совпадают с запроектированными в настоящем сборнике, то для них могут применяться данные нормативы.
1.2. Нормативы численности установлены для наиболее распространенных условий выполнения работ по обслуживанию зданий (высотой до 10 этажей) в соответствии с действующим Положением о проведении планово-предупредительного ремонта жилых и общественных зданий, а также с учетом обеспечения обслуживающего персонала необходимым инструментом, инвентарем и приспособлениями. Конкретная организация труда приведена в каждом параграфе нормативной части сборника.
1.3. В основу разработки нормативов численности положены: фотохронометражные наблюдения, данные организаций о фактической численности рабочих и объемах выполняемых ими работ, а также материалы изучения организационно-технических условий выполнения работ и организации труда рабочих, методические рекомендации НИИ труда по разработке нормативных материалов по труду и другая справочная литература.
1.4. Наименования профессий в настоящем сборнике указаны в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (выпуск 1, 2, 3), утвержденным Постановлениями Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 14 января 1969 г. N 24, от 21 января 1969 г. N 22, от 28 января 1969 г. N 8/34, а также в соответствии с Квалификационным справочником профессий рабочих, не вошедших в ЕТКС работ и профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады, утвержденные Постановлениями Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 9 июля 1971 г. N 289, от 30 июня 1970 г. N 207.
1.5. Приведенные в сборнике пределы числовых значений факторов, в которых указано «до», следует понимать «включительно».
1.6. При внедрении (при обслуживании зданий) более прогрессивной, чем предусмотрено в нормативах, организации труда, технологии работы, оборудования, машин, оснастки и т.п. следует устанавливать местные нормативы.
1.7. Если оборудование, участок, рабочее место обслуживается меньшим количеством рабочих, чем это предусмотрено настоящими нормативами, и при этом соблюдаются требования правил техники безопасности, технологии и качество работ, то сохраняется фактическая численность рабочих.
1.8. На основе нормативов определяется численность рабочих по каждой профессии в целом по зданию. При этом округление численности, выраженной дробной величиной, до ближайшего целого числа производится в следующем порядке: в случае совмещения двух или нескольких профессий — в целом по совмещаемым профессиям, при невозможности совмещения — по каждой профессии отдельно. Численность рабочих по участкам обслуживания распределяется администрацией здания, исходя из производственной необходимости, а также в целях рациональной загрузки рабочих с учетом экономической целесообразности и обеспечения соответствующего качества выполняемых работ.
1.9. В сборнике приводятся следующие приложения:
характеристика зданий, относящихся к зданиям управлений (Приложение 1);
периодичность выполнения основных работ по уборке помещений зданий (Приложение 2);
Перечень нормативных материалов, которые могут быть использованы для нормирования труда профессий рабочих, обслуживающих здания, но не вошедших в настоящий сборник (Приложение 3).
2. НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ
2.1. Нормативы численности гардеробщиков
Организация труда
В обязанности гардеробщиков входит прием, хранение и выдача верхней одежды и других мелких личных вещей работников и посетителей, приходящих в находящиеся в здании организации. Перед началом работы при смене дежурства гардеробщик принимает под расписку все вещи, находящиеся в гардеробе, а также оборудование гардероба и номерные знаки. В течение смены гардеробщик постоянно находится в гардеробе.
При приеме верхней одежды и вещей гардеробщик выдает владельцу жетон, выдача вещей производится по его предъявлении.
Рабочим местом гардеробщика является помещение гардероба, которое оборудуется вешалками, стеллажами для хранения мелких вещей, шкафом для хранения средств уборки. По окончании работы гардеробщик производит уборку гардероба.
Расчет численности гардеробщиков
Для определения численности гардеробщиков необходимо:
определить необходимое и рациональное количество гардеробов в здании, которое зависит от количества корпусов, отдельных помещений с изолированными входами и т.д.;
определить необходимое и рациональное количество мест в гардеробе, которое устанавливается в зависимости от количества работающих и посетителей;
по установленному количеству мест в гардеробе определить по табл. 1 норматив явочной численности гардеробщиков в смену на один гардероб;
установить количество смен работы гардеробов и определить явочную численность гардеробщиков во всех гардеробах во все смены работы.
Таблица 1
НОРМАТИВЫ ЧИСЛЕННОСТИ ГАРДЕРОБЩИКОВ
Количество мест в гардеробе | Нормативы численности на один гардероб, человек в смену |
До 100 | 0,86 |
101 — 200 | 0,97 |
201 — 300 | 1,18 |
301 — 400 | 1,39 |
401 — 500 | 1,60 |
501 — 600 | 1,81 |
601 — 700 | 2,02 |
701 — 800 | 2,23 |
801 — 900 | 2,44 |
901 — 1000 | 2,65 |
1001 — 1100 | 2,86 |
2.2. Нормативы численности рабочих, занятых обслуживанием и ремонтом инженерного оборудования зданий
Организация труда
Рабочие обеспечивают нормальную эксплуатацию инженерного оборудования зданий, а именно: центрального отопления, водоснабжения, канализации, электроосвещения, электрооборудования и контрольно-измерительных приборов и автоматических устройств, установленных на данном оборудовании. Эксплуатация оборудования должна осуществляться в соответствии с Положением о проведении планово-предупредительного ремонта жилых и общественных зданий (утвержденных Госстроем СССР 8 сентября 1964 г.) и заключаться в выполнении планово-предупредительных работ, а также непредвиденных работ.
К планируемым работам относятся периодические осмотры и профилактический ремонт; к непредвиденным — устранение мелких повреждений и неисправностей, возникающих в процессе эксплуатации зданий, а также устранение последствий аварий и стихийных бедствий.
Периодические осмотры и профилактический ремонт оборудования производятся в соответствии с графиками планово-предупредительного ремонта.
Работы, связанные с исправлением повреждений и неисправностей оборудования, выполняются по заявкам и указаниям администрации.
В зависимости от характера и объема работ по ремонту конкретного оборудования применяется индивидуальная или бригадная форма организации труда.
Ремонтные работы производят на передвижных и стационарных рабочих местах. Передвижное рабочее место состоит из легкого портативного ящика с набором необходимого режущего, мерительного, слесарного, электромонтажного инструмента, подъемно-транспортных и других приспособлений.
Стационарное рабочее место находится в отдельном помещении, оборудуется (в зависимости от характера деятельности) верстаком с кассетами для технической документации и ящиками с набором необходимого инструмента, токарным, наждачным и сверлильным станками, различными стендами и электрическими панелями, а также набором защитных средств, обусловленных правилами техники безопасности. Стационарное рабочее место должно быть оборудовано специальной сигнализацией или телефоном для экстренных вызовов.
Расчет численности рабочих, занятых обслуживанием и ремонтом инженерного оборудования зданий
Ниже приведены нормативы численности на группу профессий, занятых обслуживанием инженерного оборудования зданий с центральной системой водяного отопления, подключенной к теплофикационным сетям, и объединенной (хозяйственно-питьевой и противопожарной) системой водоснабжения с подводкой холодной и горячей воды к технологическому оборудованию столовых и буфетов, к водоразборным кранам и раковинам уборочных помещений, медицинских пунктов и санитарных узлов.
В данную группу входят следующие профессии: слесарь-сантехник, электромонтер по обслуживанию электрооборудования, электромонтер по ремонту электрооборудования, слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике.
Для определения норматива явочной численности рабочих необходимо установить:
количество работающих в здании;
общую площадь здания (в которую включается площадь помещений в соответствии со СНиП II-Л2-72).
По установленному количеству работающих и общей площади здания по табл. 2 определяют норматив явочной численности рабочих в сутки в целом на указанную группу профессий.
Таблица 2
НОРМАТИВЫ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОЧИХ, ЗАНЯТЫХ ОБСЛУЖИВАНИЕМ И РЕМОНТОМ ИНЖЕНЕРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ ЗДАНИЙ
Количество работающих в здании, чел. | Общая площадь здания, кв. м | ||||||||||
До 1500 | 1501 — 2500 | 2501 — 3500 | 3501 — 4500 | 4501 — 5500 | 5501 — 6500 | 6501 — 7500 | 7501 — 8500 | 8501 — 9500 | 9501 — 10500 | 10501 — 11500 | |
Нормативы численности, человек в сутки | |||||||||||
До 100 | 0,56 | 0,96 | 1,36 | 1,76 | 2,16 | 2,56 | 2,96 | 3,36 | — | — | — |
101 — 200 | 0,89 | 1,29 | 1,69 | 2,09 | 2,49 | 2,89 | 3,29 | 3,69 | 4,09 | — | — |
201 — 300 | 1,22 | 1,62 | 2,02 | 2,42 | 2,82 | 3,22 | 3,62 | 4,02 | 4,42 | 4,82 | — |
301 — 400 | 1,55 | 1,85 | 2,35 | 2,75 | 3,15 | 3,55 | 3,95 | 4,35 | 4,75 | 5,15 | 5,55 |
401 — 500 | 1,88 | 2,28 | 2,68 | 3,08 | 3,48 | 3,88 | 4,28 | 4,68 | 5,08 | 5,48 | 5,88 |
501 — 600 | 2,21 | 2,61 | 3,01 | 3,41 | 3,81 | 4,21 | 4,61 | 5,01 | 5,41 | 5,81 | 6,21 |
601 — 700 | 2,54 | 2,94 | 3,34 | 3,74 | 4,14 | 4,54 | 4,94 | 5,34 | 5,74 | 6,14 | 6,54 |
701 — 800 | 2,87 | 3,27 | 3,67 | 4,07 | 4,47 | 4,87 | 5,27 | 5,67 | 6,07 | 6,47 | 6,87 |
801 — 900 | — | 3,60 | 4,00 | 4,40 | 4,80 | 5,20 | 5,60 | 6,00 | 6,40 | 6,80 | 7,20 |
901 — 1000 | — | — | 4,33 | 4,73 | 5,13 | 5,53 | 5,93 | 6,33 | 6,73 | 7,13 | 7,53 |
1001 — 1100 | — | — | — | 5,06 | 5,46 | 5,86 | 6,26 | 6,66 | 7,06 | 7,46 | 7,86 |
Примечание. Настоящими нормативами не предусмотрена численность рабочих, занятых обслуживанием и ремонтом систем вентиляции и кондиционирования воздуха, а также обслуживанием и ремонтом оборудования местных отопительных котельных. При необходимости для расчета численности данной категории рабочих может быть использован нормативный материал, указанный в Приложении 3, и другие технически обоснованные нормы.
Распределение рабочих по профессиям и рабочим местам производится администрацией в зависимости от производственной необходимости и фактической загрузки рабочих соответствующих профессий в пределах общей нормативной численности.
2.3. Нормативы численности столяров
Организация труда
В обязанности столяров входят: периодические осмотры мебели, наблюдение за правильностью ее эксплуатации и содержания, текущий ремонт мебели, оконных и дверных заполнений.
Работы, связанные с исправлением мелких повреждений мебели и фурнитуры, оконных переплетов, фрамуг, столяры производят по вызовам или заявкам администрации.
Работы по текущему ремонту мебели, оконных и дверных заполнений производятся по графикам, составленным на основании осмотров.
Столяры выполняют работы на передвижных и стационарных рабочих местах. Передвижное рабочее место столяра состоит из легкого портативного ящика с набором необходимых столярных инструментов и материалов. Стационарное рабочее место оборудуют в отдельном помещении.
В комплект рабочего места столяра входят: циркулярная пила с набором дисков, строгальный, сверлильный станки, электродрель, верстак, шкаф для материалов, шкаф для хранения спецодежды, ящик для отходов.
Расчет численности столяров
Для определения норматива явочной численности столяров необходимо определить:
количество работающих в здании;
количество единиц мебели (при наличии встроенной секционной мебели каждая секция принимается за единицу).
По установленному количеству работающих в здании и количеству единиц мебели по табл. 3 определяют норматив явочной численности столяров.
Таблица 3
НОРМАТИВЫ ЧИСЛЕННОСТИ СТОЛЯРОВ
Количество работающих в здании, чел. | Количество единиц мебели | |||||||
До 400 | 401 — 600 | 601 — 850 | 851 — 1300 | 1301 — 1800 | 1801 — 2500 | 2501 — 3500 | 3501 — 5000 | |
Нормативы численности, человек в сутки | ||||||||
До 100 | 0,18 | 0,30 | 0,42 | 0,60 | 0,85 | — | — | — |
101 — 200 | 0,26 | 0,38 | 0,50 | 0,68 | 0,93 | 1,24 | — | — |
201 — 300 | 0,34 | 0,46 | 0,58 | 0,76 | 1,01 | 1,32 | 1,76 | — |
301 — 400 | 0,42 | 0,55 | 0,66 | 0,85 | 1,10 | 1,40 | 1,85 | 2,50 |
401 — 500 | 0,50 | 0,63 | 0,75 | 0,93 | 1,18 | 1,48 | 1,93 | 2,58 |
501 — 600 | 0,58 | 0,71 | 0,83 | 1,01 | 1,26 | 1,56 | 2,01 | 2,66 |
601 — 700 | 0,66 | 0,79 | 0,91 | 1,10 | 1,34 | 1,64 | 2,09 | 2,74 |
701 — 800 | 0,75 | 0,87 | 0,99 | 1,18 | 1,42 | 1,72 | 2,17 | 2,82 |
801 — 900 | — | 0,95 | 1,07 | 1,26 | 1,50 | 1,80 | 2,25 | 2,90 |
901 — 1000 | — | — | 1,15 | 1,34 | 1,58 | 1,88 | 2,33 | 2,98 |
1001 — 1100 | — | — | — | 1,42 | 1,66 | 1,97 | 2,42 | 3,07 |
2.4. Нормативы численности лифтеров
Организация труда
В обязанности лифтеров входит наблюдение за правильной работой лифтов, а также наблюдение за выполнением пассажирами правил эксплуатации.
Перед началом работы лифта лифтер проверяет работу телефона или аварийную сигнализацию, доставляет уборочные средства, убирает кабину лифта. Производит пробную поездку без пассажиров с остановкой на каждом этаже, а также опробование кнопки «Стоп». В случае обнаружения неисправностей лифтер выключает лифт и немедленно сообщает об этом механику по лифтам и администрации, делает в лифтовом журнале запись о неисправности. В том же журнале делается отметка об исправлении и разрешении пользоваться лифтом.
После прекращения работы лифта лифтер ставит кабину на нижний этаж, выключает мотор-генератор и освещение кабины, закрывает шахтную дверь, отмечает свой уход в журнале. Лифтер присутствует и оказывает необходимую помощь при проведении контрольных технических осмотров.
Нормативы численности лифтеров:
а) при сопровождении кабины лифта — в смену на 1 лифт — 1 чел.;
б) при самостоятельном пользовании лифтами — в смену на 1 пост — 1 чел.
Расчет численности лифтеров
Для лифтеров установлены нормативы численности, исходя из того, что обслуживание лифтов может производиться двумя способами: в первом случае — лифтер сопровождает кабину лифта и в течение смены постоянно находится в кабине; во втором случае — лифтер находится на наблюдательном пункте на площадке нижнего этажа (при переводе лифтов на самостоятельное пользование пассажирами).
Порядок обслуживания лифтов устанавливается на местах в соответствии с Правилами устройств и безопасной эксплуатации лифтов, утвержденными Госкомитетом по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору при Совете Министров СССР 26 января 1971 г. и согласованными с ВЦСПС 28 декабря 1970 г. и Госкомитетом Совета Министров СССР по делам строительства 24 декабря 1970 г.
Для определения численности лифтеров необходимо установить:
количество действующих лифтов в здании (при этом следует иметь в виду, что резервные лифты не включаются в общее количество учитываемых при расчете лифтеров);
порядок обслуживания лифтов (самостоятельное пользование лифтом или сопровождение кабины лифта);
сменность работы каждого лифта.
По установленному количеству лифтов и сменности их работы определяют явочную численность лифтеров.
2.5. Нормативы численности сторожей
В обязанности сторожа входит дежурство у входных дверей вестибюля, проверка целостности охраняемого объекта (замков и других запорных устройств), наличия пломб, исправности сигнализационных устройств, телефонов, освещения, наличия противопожарного инвентаря.
Рабочее место сторожа оборудовано стендом для ключей, рабочим столом, на котором находятся телефон и справочная телефонная книга.
Норматив явочной численности сторожей в смену на 1 пост — 1 чел.
Расчет численности сторожей
Для определения численности сторожей необходимо установить:
необходимое и рациональное количество постов в здании, которое зависит от количества корпусов, изолированных входов и т.п.;
количество смен работы каждого поста.
По установленному количеству постов и смен их работы определяют явочную численность сторожей на всех постах во все смены их работы.
2.6. Нормы обслуживания уборщиков служебных помещений
Организация труда
В обязанности уборщика входит уборка помещений зданий. Для поддержания чистоты в помещениях выполняются следующие виды уборки: сухое и влажное подметание и мытье полов, влажная протирка и мытье стен, оконных рам и стекол, дверных блоков и прочие работы.
Необходимые средства уборки и приспособления — веник, щетку, тряпку, ведро, совок, моющие средства — в начале смены уборщик доставляет к месту работы и по окончании уборки к месту хранения.
Раствор из моющих средств приготавливается уборщиком. Вода и моющий раствор периодически меняются.
При мытье пола мебель (кроме стационарно установленной) следует отодвинуть, вымыть пол и поставить мебель на место.
Собранный во время уборки мусор выносят на специально отведенные места.
При уборке помещений применяются ручные средства уборки. При чистке ковровых покрытий, дорожек, мягких диванов, кресел и стульев применяются пылесосы.
Расчет норм обслуживания
Нормы обслуживания уборщиков служебных помещений разработаны дифференцированно в зависимости от назначения помещений и их заставленности.
Нормы установлены на основе межотраслевых нормативов времени на уборку служебных и культурно-бытовых помещений (М.: НИИ труда, 1983) с учетом перечня работ и периодичности их выполнения, сложившейся при обслуживании большинства обследованных зданий и приведенной в Приложении 2. В том случае, если периодичность выполнения уборочных работ на местах иная, то нормы обслуживания соответственно пересчитываются. Периодичность выполнения уборочных работ может изменяться в зависимости от местных условий и устанавливаться соответствующими компетентными органами.
Нормы обслуживания (Н_о ) рассчитаны по формуле:
где:
Т_см — сменный фонд рабочего времени;
Т_но — норма времени обслуживания единицы объема основных работ.
Норма времени обслуживания (Т_но) определяется по формуле:
Т_но = (Т_н1 + Т_н2 + … + Т_нn) х K,
где Т_н1, Т_н2 и Т_нn — время, затрачиваемое на выполнение отдельных уборочных работ, и которое определяется по формуле:
Т_н1 = t х V х q,
где:
t — норматив оперативного времени на единицу объема работ;
V — количество на обслуживаемом объекте единиц одноименных работ;
q — повторяемость данной работы в смену;
K — коэффициент, учитывающий затраты времени на обслуживание рабочего места, а также отдых и личные надобности, который определяется по формуле:
где:
a_1 — время на обслуживание рабочего места в % к оперативному времени;
a_2 — время на отдых и личные надобности в % к оперативному времени.
Расчет явочной численности (Ч_я) уборщиков служебных помещений производится следующим образом:
Ч_я = | N_1 | + | N_2 | + | N_3 | + … + | N_n | , |
Н_о1 | Н_о2 | Н_о3 | Н_оn |
где:
N_1, N_2, N_n — объемы уборочных площадей различных помещений, по которым установлены различные нормы;
Н_о1, Н_о2, Н_оn — нормы обслуживания.
Пример расчета численности рабочих, необходимых для обслуживания здания министерства
Определить численность обслуживающего персонала здания министерства.
Исходные данные
В здании министерства, имеющем один парадный вход, работают 536 чел. Общая площадь помещений (кв. м) — 2535, в том числе: площадь служебных помещений — 1450 (с коэффициентом заставленности от 0,2 до 0,4), площадь зала заседаний — 360 (с коэффициентом заставленности 0,6), площадь коридоров — 405 (с коэффициентом заставленности до 0,2), площадь вестибюля — 80 (с коэффициентом заставленности 0,3), площадь мужских туалетов — 40, женских — 50, площадь лестниц — 150. Здание имеет три лифта для самостоятельного пользования (два лифта расположены рядом и один — отдельно). Здание оборудовано естественной вентиляцией, гардероб рассчитан на 630 мест и работает в одну смену. Количество единиц мебели — 2650. Коэффициент планируемых невыходов (К_н) во время отпусков, по болезни и т.д. для всех профессий 1,1 (принят условно) и определен по формуле:
К_н = 1 + | % планируемых невыходов | . |
100 |
Списочная численность (Ч_сп) определяется по формуле:
Ч_сп = Ч_я х К_н.
Расчет численности рабочих по профессиям:
гардеробщиков
По табл. 1 исходя из количества мест в гардеробе (630), определяем нормативную явочную численность гардеробщиков в смену (Ч_я). Для данного здания она составляет 2,02 чел.
Списочная численность гардеробщиков:
Ч_сп = 2,02 х 1,1 = 2,22 ~ 2 чел.
рабочих, занятых обслуживанием и ремонтом инженерного оборудования здания
По табл. 2 исходя из количества работающих (536 чел.) и общей площади здания (2535 кв. м) определяем нормативную явочную численность рабочих в сутки (Ч_я). Для данного здания она составит 3,01 чел.
Списочная численность рабочих, занятых обслуживанием и ремонтом инженерного оборудования:
Ч_сп = 3,01 х 1,1 = 3,31 ~ 3 чел.
столяров
По табл. 3 исходя из количества работающих (536 чел.) и количества единиц мебели (2650) определяем нормативную явочную численность столяров в сутки (Ч_я). Для данного здания она составит 2,01 чел.
Списочная численность столяров:
Ч_сп = 2,01 х 1,1 = 2,21 ~ 2 чел.
лифтеров
Исходя из того положения, что для здания министерства есть разрешение на самостоятельное пользование лифтами, норматив явочной численности лифтеров в смену (Ч_я) для данного здания, имеющего два лифта (расположенных рядом) и один (отдельно стоящий), равен 2 чел.
Списочная численность лифтеров при работе в одну смену:
Ч_сп = 2 х 1,1 = 2,2 ~ 2 чел.
сторожей
Исходя из количества постов в здании (одного) определяем норматив явочной численности в смену (Ч_я), который для данного здания составит 1 чел.
Списочная численность сторожей при работе в три смены:
Ч_сп = 1 х 3 = 1,1 ~ 3 чел.
уборщиков служебных помещений
Исходя из указанных площадей помещений здания по табл. 4 и 5, подставив числовые значения, определяем нормативную явочную численность уборщиков служебных помещений.
Ч_я = | 1450 | + | 360 | + | 405 | + | 80 | 40 | 50 | 150 | = 4,6. | |||
480 | 770 | 1100 | 960 | 185 | 200 | 730 |
Списочная численность:
Ч_сп = 4,6 х 1,1 = 5,06 ~ 5 чел.
Таблица 4
N п/п | Наименование помещений | Нормы обслуживания в смену, кв. м | |||
Коэффициент заставленности | |||||
до 0,20 | 0,21 — 0,40 | 0,41 — 0,60 | более 0,60 | ||
1 | Служебные помещения | 560 | 480 | 400 | 320 |
2 | Конференц-залы, залы совещаний и заседаний | — | — | 770 | 600 |
3 | Вестибюли, холлы, коридоры, кулуары, курительные | 1110 | 960 | — | — |
4 | Лестницы | 730 | — | — | — |
5 | Техническая библиотека, архив | — | — | — | 510 |
Таблица 5
N п/п | Наименование помещений | Норма обслуживания в смену, кв. м |
1 | Туалет женский | 200 |
2 | Туалет мужской | 185 |
3 | Душевая комната | 300 |
Примечания: 1. К категории служебных помещений отнесены следующие помещения: комнаты для работы сотрудников, кабинеты руководителей, приемные, помещения общественных организаций, помещения ожидания и приема посетителей, медицинские пункты.
2. Коэффициент заставленности определяется отношением площади (кв. м), занимаемой предметами, расположенными в помещениях одного назначения, ко всей площади этого помещения.
3. Нормами обслуживания не учтены работы по чистке ковров, ковровых дорожек и мягкой мебели, т.к. периодичность их уборки устанавливается на местах в соответствии с местными организационно-техническими условиями.
На чистку с помощью пылесоса установлены следующие нормы времени: 1 кв. м ковра (ковровой дорожки) — 0,36 мин., на одно мягкое кресло — 0,68, на один мягкий диван — 0,75 мин.
На основании этих норм времени (с учетом периодичности, установленной на месте) определяются затраты времени на данные работы, и нормы обслуживания соответственно пересчитываются.
4. При расчете норм обслуживания туалетов принято следующее количество санитарно-технического оборудования: для женских туалетов — три унитаза и две раковины, для мужских туалетов — три унитаза, три писсуара и две раковины. При увеличении количества оборудования на одно наименование норма обслуживания умножается на коэффициент 0,98; при уменьшении количества оборудования на одно наименование норма обслуживания умножается на коэффициент 1,02.
Приложение 1
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗДАНИЙ, ОТНОСЯЩИХСЯ К ЗДАНИЯМ УПРАВЛЕНИЙ, ОХВАТЫВАЕМЫХ СБОРНИКОМ
N п/п | Группа зданий | Наименование зданий |
1 | Группа А | Здания государственного управления Союза ССР, союзных и автономных республик, кроме прокуратур |
2 | Группа Г | Здания управлений областей (краев), округов, городов и районов, кроме отнесенных к группе Б и прокуратур; управления кооперативными организациями, а также управления отраслями народного хозяйства |
Приложение 2
ПЕРИОДИЧНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ОСНОВНЫХ РАБОТ ПО УБОРКЕ ПОМЕЩЕНИЙ ЗДАНИЙ
N п/п | Объект работы | Вид уборки | Периодичность выполнения работ |
1 | Полы | Удаление пыли пылесосом или подметание влажным веником | Ежедневно |
Влажная протирка | 1 раз в неделю | ||
Мытье (кроме паркетных полов без лакового покрытия) | 1 раз в месяц | ||
2 | Мебель и инвентарь для помещений: | ||
стол (письменный, для заседаний, телефонный, журнальный и т.д.) | Сухая протирка | Ежедневно | |
Влажная протирка | 1 раз в неделю | ||
стул | То же | То же | |
шкаф (конторский, для верхней одежды и т.д.) | Сухая протирка | -«- | |
книжная полка | Сухая протирка | Ежедневно | |
сейф | То же | Через день | |
стенд | -«- | 1 раз в неделю | |
вешалка-стойка с круглой подставкой | -«- | То же | |
настольный вентилятор | -«- | ||
телефон | -«- | Ежедневно | |
машинка пишущая, счетная | -«- | 1 раз в неделю | |
репродуктор | -«- | То же | |
настольная лампа | -«- | Через день | |
календарь настольный подставка для бумаг | -«- | То же | |
3 | Окрашенные поверхности: | ||
двери | Влажная протирка | 4 раза в год | |
оконные блоки с подоконниками | То же | 1 раз в неделю | |
отопительные приборы (радиаторы) | -«- | 4 раза в год | |
стены | -«- | 2 раза в год | |
потолок | Обметание пыли | То же | |
4 | Санитарный узел: | ||
полы | Влажная протирка | Ежедневно | |
Мытье | 1 раз в неделю | ||
раковина | То же | Ежедневно | |
унитаз | -«- | То же | |
писсуар | -«- | -«- | |
поддоны для душа | -«- | -«- | |
полотенцесушитель | Влажная протирка | 1 раз в неделю | |
стены кафельные | То же | То же | |
Мытье | 4 раза в год | ||
5 | Малоценный инвентарь: | ||
графин с подносом | То же | Ежедневно | |
стакан | -«- | То же | |
пепельница, полоскательница | -«- | -«- | |
портрет, картина (репродукция) | Влажная протирка | 1 раз в месяц | |
урны, корзины | Опорожнение | Ежедневно | |
вазоны с цветами | Поливка цветов и протирание | То же | |
вазонов | |||
зеркала | Чистка | 1 раз в неделю | |
Протирка | Ежедневно | ||
6 | Мытье окон (открывающихся вовнутрь) | Мытье | 2 раза в год |
Приложение 3
ПЕРЕЧЕНЬ НОРМАТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ДЛЯ НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА ПРОФЕССИЙ РАБОЧИХ, ОБСЛУЖИВАЮЩИХ ЗДАНИЯ, НО НЕ ВОШЕДШИХ В НАСТОЯЩИЙ СБОРНИК
N п/п | Наименование профессий или видов работ | Наименование нормативных материалов | Издательство, год издания |
1 | Полотер, стеклопротирщик | Типовые нормы времени на полотерные и стеклопротирочные работы | М.: НИИ труда, 1983 |
2 | Рабочие, занятые ручной уборкой территорий, а также на работах по обслуживанию мусоропроводов | Типовые укрупненные нормы обслуживания на работы по санитарному содержанию домовладений | М.: Экономика, 1986 |
3 | Рабочие, занятые обслуживанием отопительных котельных | Нормативы численности рабочих, занятых обслуживанием котельных и тепловых сетей | М.: НИИ труда, 1982 |
4 | Рабочие, занятые ремонтом насосов | Типовые нормы времени на ремонт насосов | М.: НИИ труда, 1983 |
5 | Рабочие, занятые ремонтом электродвигателей | Типовые нормы времени на ремонт электродвигателей, силовых трансформаторов, сварочных генераторов и трансформаторов | М.: НИИ труда, 1982 |
6 | Рабочие по уходу за зелеными насаждениями | Типовые нормы времени (выработки) на работы по озеленению | М.: Экономика, 1987 |
7 | Рабочие строительных профессий (кровельщик, плотник, штукатур, маляр, печник и т.д.) | Единые нормы времени и расценки на строительные, монтажные и ремонтностроительные работы (ЕНИР 20-1) | М.: Стройиздат, 1969 (с учетом последующих изменений и дополнений) |
Примечания: 1. Указанные нормативные материалы могут применяться при условии соответствия организационно-технических условий выполнения работ в зданиях запроектированным.
2. Если в дальнейшем эти нормативные материалы будут переработаны, то нормирование труда рабочих должно производиться с учетом последующих изданий.
Предыдущий материал был посвящен уборщицам: как правильно и на основании чего рассчитать необходимое количество уборщиц на каждый дом Нормы обслуживания для уборщиц лестничных клеток http://dom-i-dvor.info/rules_528_331.
А теперь ответим на следующие вопросы жителей:
— сколько на дом нужно слесарей-сантехников?
— кровельщиков зимой нужно больше, чем летом или столько же?
— от чего вообще зависит численность рабочих на нашем доме?
Обратимся снова к действующему нормативному документу и посмотрим на Приложение 4 к распоряжению Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы от 26.12.2012 № 05-14-535/2.
В конце материала приведем частичную выдержку из большой таблицы, а для начала покажем примерный расчет.
Возьмем тот же реальный жилой дом. Год постройки — 2002. Его общая жилая площадь составляет 8 327 кв.м., 12 этажей, 3 подъезда, 6 лифтов, площадь лестничных клеток — 2 300 кв.м.
Добавим недостающие данные (в данном случае они будут примерные). Общая площадь чердаков и подвалов — 1771 кв.м., материал кровли — стальная, площадь кровли — 1151 кв.м., водоснабжение, теплоснабжение и канализация — централизованные, материал стен — кирпич, количество квартир — 144.
Теперь проведем примерный расчет нормативного количества рабочих для эксплуатации дома по этому документу.
Кровельщик: 1151 / 25800 = 0,04 летом и 1151 / 7270 = 0,16 зимой.
Плотник: 8327 / 45000 = 0,19
Столяр: 8327 / 54900 = 0,15
Штукатур: 8327 / 77500 = 0,11
Маляр: 8327 / 51700 = 0,16
Каменщик: 8327 / 34000 = 0,24
Слесарь-сантехник: 144 / 371 + 8327 / 38600 = 0,60
Электромонтер: 144 / 2240 + 5 / 50 + 2 / 150 = 0,18
Электрогазосварщик: 1771 / 25000 = 0,07
Подсобный рабочий: 1771 / 38000 = 0,05
Из данного расчета видно, что нормативная численность рабочих на один дом исчисляется десятыми долями. Даже если просуммировать по данному конкретному дому, то получается всего 1,91 рабочих на все работы в доме.
Эти цифры наглядно показывают, что не стоит удивляться, если по Вашему вызову в диспетчерскую службу слесарь или электрик может не придти вовремя — ведь получается по такому расчету, что один электрик должен обслуживать 5,5 таких домов.
Теперь, обратившись к этой таблице, каждый сможет провести расчет для своего дома.
НОРМЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ (В ГОД) ДЛЯ РАБОЧИХ,
ЗАНЯТЫХ СОДЕРЖАНИЕМ И ТЕКУЩИМ РЕМОНТОМ ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В МНОГОКВАРТИРНОМ ДОМЕ
№№ п/п | Наименование профессии рабочего, оборудования, объектов обслуживания | Единица измерения | Срок эксплуатации зданий, лет | |
10-30 лет | ||||
группы зданий | ||||
1 (кирпич) | 2 (ост.) | |||
1 | 2 | 3 | 6 | 7 |
1. | Кровельщик | кв.м кровли | ||
— по стальным кровлям | ||||
в теплый период года | « | 25800 | 25800 | |
в холодный период года | « | 7270 | 7270 | |
— по рулонным кровлям | « | 13100 | 13100 | |
— по кровлям из штучного материала | « | 16800 | 16800 | |
2. | Плотник | кв.м общей площади | 45000 | 55800 |
3. | Столяр строительный | « | 54900 | 68000 |
4. | Штукатур | « | 77500 | 100300 |
5. | Маляр строительный | « | 51700 | 67000 |
6. | Каменщик | « | 34000 | 38300 |
7. | Слесарь-сантехник: | |||
— водопровод, канализация, без ванн и горячего водоснабжения | квартира | — | — | |
— водопровод, канализация, при наличии ванн без горячего водоснабжения | « | 321 | 321 | |
— водопровод, канализация, горячее водоснабжение | « | 371 | 371 | |
— центральное отопление от домовой котельной | кв.м общей площади | 37700 | 37700 | |
— центральное отопление от ТЭЦ или квартальной котельной | « | 38600 | 38600 | |
— устройство для промывки, очистки и дезинфекции внутренней поверхности мусоропровода | шт. | 100 | 100 | |
8. | Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования: | |||
— в домах с открытой эл.проводкой | квартира | — | — | |
— в домах со скрытой эл.проводкой | « | 2240 | 2240 | |
— силовые установки | шт. | 50 | 50 | |
— световые домовые знаки и уличные указатели | шт. | 150 | 150 | |
— устройство для промывки, очистки и дезинфекции внутренней поверхности мусоропровода | шт. | 100 | 100 | |
9. | Электрогазосварщик | кв.м чердаков, подвалов | 25000 | 25000 |
10. | Подсобный рабочий | « | 38000 | 38000 |
Утверждены
Приказом Госстроя России
от 15 августа 2000 г. N 182
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ, ЗАНЯТЫХ
РАСЧЕТОМ, УЧЕТОМ И ПРИЕМОМ ПЛАТЕЖЕЙ ОТ НАСЕЛЕНИЯ
ЗА ЖИЛИЩНО — КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ
Настоящие Рекомендации предназначены для определения нормативной численности работников, занятых расчетом, учетом и приемом платежей от населения за жилищно — коммунальные услуги. Рекомендации позволяют рассчитать нормативные затраты на оплату труда, установить оптимальную структуру, произвести рациональную расстановку кадров.
Рекомендации разработаны Центром нормирования и информационных систем в ЖКХ (ЦНИС), выполняющим функции Федерального центра ценовой и тарифной политики в жилищно — коммунальном хозяйстве Российской Федерации при участии Управления городского хозяйства, г. Дзержинский Московской области; МУП «Информационно — аналитический центр», г. Тамбов; МУП «МРИВЦ», г. Мурманск; Городской центр коммунальных платежей, г. Волжский; Центр жилищных расчетов и субсидий, г. Сосногорск; ЦНП МУ «Служба заказчика», г. Выборг; МУ «Расчетно — кассовый центр по ЖКУ», г. Кострома.
Рекомендации по определению численности работников, занятых расчетом, учетом и приемом платежей от населения за жилищно — коммунальные услуги, утверждены Приказом Госстроя России от 15 августа 2000 г. N 182.
1. Общая часть
1.1. Настоящие Рекомендации предназначены для определения нормативной численности работников, занятых работами по расчету, учету и приему платежей от населения за жилищно — коммунальные услуги (далее — ЖКУ).
1.2. Рекомендации позволяют рассчитать нормативные затраты на оплату труда, установить оптимальную структуру, произвести рациональную расстановку кадров.
1.3. В сборник включены нормативы численности, нормы времени и нормы обслуживания (далее — «нормы труда») на работы по расчету, учету и приему платежей от населения за жилищно — коммунальные услуги.
1.4. Нормы труда носят рекомендательный характер и могут являться основой для разработки и утверждения органами власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления региональных нормативно — методических материалов.
1.5. Понятие «нормативы численности» означает оптимальную численность работников конкретного профессионально — квалификационного состава, необходимую для выполнения объема работ в определенных организационно — технических условиях.
Понятие «норма времени» — величину затрат рабочего времени, устанавливаемую для выполнения единицы объема работы работником соответствующей квалификации в определенных организационно — технических условиях.
Понятие «норма обслуживания» — количество документов, которые работник соответствующей квалификации обязан обработать в течение единицы рабочего времени в определенных организационно — технических условиях.
1.6. В основу разработки сборника положены: действующие нормативно — правовые акты, фотохронометражные наблюдения, результаты анализа организационно — технических условий выполнения работ.
1.7. Нормативами предусмотрена списочная численность работников.
1.8. Нормы времени установлены в человеко — часах на единицу объема работ для исполнителей, численный и квалификационный состав которых приведен в параграфах нормативной части сборника, при обеспечении необходимыми средствами автоматизации, материалами и приспособлениями.
1.9. Нормы обслуживания установлены на работы, выполняемые одним исполнителем в течение рабочей смены при продолжительности рабочей смены 8 часов и соблюдении других законодательных норм охраны труда при наиболее полном и рациональном использовании рабочего времени.
1.10. Нормативная численность работников, занятых работами по расчету, учету и приему платежей за ЖКУ, установлена с учетом применения программно — технических средств.
1.11. Нормы труда по вводу информации установлены на работы, выполняемые вручную без использования программно — технических средств.
1.12. Нормами труда учтены затраты времени на подготовительно — заключительные работы, обслуживание рабочего места, отдых и личные надобности.
1.13. Нормы труда, приведенные в нормативной части сборника, установлены для наиболее распространенных организационно — технических условий выполнения работ по учету, расчету и приему платежей от населения за ЖКУ.
1.14. Наименования должностей руководителей, специалистов и служащих, а также профессий рабочих устанавливаются в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94 (ОКПДТР). При внесении изменений в ОКПДТР наименования должностей (профессий рабочих) должны соответственно изменяться.
1.15. Администрация предприятия (руководитель структурного подразделения) распределяет работающих по выполняемым функциям, исходя из производственной необходимости с обеспечением их рациональной загрузки. Одновременно в каждом отдельном случае решается вопрос о выполнении работниками дополнительных функций с учетом экономической целесообразности и обеспечения качества работ.
1.16. На работы не предусмотренные сборником, а также при внедрении на местах иной организации труда, чем это предусмотрено сборником, рекомендуется разрабатывать местные нормы труда.
1.17. Пример расчета численности работников, занятых на работах по расчету, учету и приему платежей за ЖКУ, приведен в Приложении 1.
2. Организация труда
2.1. Расчет и учет платежей за ЖКУ осуществляется в соответствии с действующими нормативно — правовыми документами.
2.2. Расчет и учет платежей от населения за ЖКУ на основе договорных отношений может осуществляться как предприятиями (далее — РКЦ), так и специализированными структурными подразделениями в рамках существующих систем управления жилищно — коммунальным хозяйством, в том числе в составе служб заказчика (далее — специализированными подразделениями).
2.3. Прием платежей от населения может выполняться как РКЦ (специализированными подразделениями), так и банками, учреждениями связи и т.д. на основе договоров в соответствии с действующим законодательством.
2.4. Все работы, связанные с расчетом и учетом платежей от населения за ЖКУ, выполняются с использованием программно — технических средств (программное обеспечение, компьютеры, принтеры, средства коммуникаций и т.д.), позволяющих сократить время и затраты на проведение указанных операций.
2.5. Применение программного обеспечения позволяет формировать, обрабатывать и анализировать информацию по платежам населения непосредственно на рабочих местах.
2.6. Программное обеспечение для автоматизации расчетов платежей населения за ЖКУ позволяет вести учет по финансово — лицевым счетам, видам и поставщикам услуг, учитывать предоставляемые льготы и субсидии, формировать отчетные документы, оформлять счета — квитанции и т.д.
2.7. Применяемое программное обеспечение должно быть интегрировано в информационно — вычислительные системы населенного пункта с целью получения и передачи необходимой информации.
3. Нормативная часть
3.1. Общее руководство
Примерный состав работ. Руководство всеми видами деятельности предприятия в соответствии с действующим законодательством. Организация и ведение бухгалтерского учета в соответствии с едиными методологическими основами бухгалтерского учета и отчетности на территории РФ для организаций, являющихся юридическими лицами. Планирование финансово — хозяйственной деятельности. Организация труда и заработной платы работников предприятия. Обеспечение кадрами требуемой квалификации и специальности, организация учебно — методической работы по необходимым видам и формам подготовки и повышению квалификации работников предприятия. Заключение, перезаключение, расторжение, юридическое оформление договоров, контроль за выполнением договорных обязательств. Подготовка материалов для передачи их в арбитраж, следственные и судебные органы, учет и хранение копий, находящихся в производстве и законченных исполнением судебных и арбитражных дел. Обеспечение предприятия всеми необходимыми для его деятельности материальными ресурсами, прием, хранение и отпуск товарно — материальных ценностей; контроль за их использованием. Осуществление контроля за состоянием охраны труда на предприятии. Организация проведения инструктажей, обучения, проверки знаний по охране труда у работников предприятия. Документальное оформление управленческих решений, действий, связей; организация документооборота; упорядочение и хранение документации; контроль своевременного исполнения приказов, поручений и распоряжений; техническое обслуживание работы руководителя предприятия. Хозяйственное обслуживание зданий и помещений в соответствии с правилами производственной санитарии и пожарной безопасности.
Примерный перечень должностей: руководитель и заместитель руководителя, главный бухгалтер, главный инженер, заведующий складом, заведующий хозяйством, начальник отдела, агент, бухгалтер, инспектор по кадрам, инженер, машинистка, секретарь — машинистка, секретарь руководителя, экономист, экспедитор, юрисконсульт.
┌────────────┬────────┬─────────┬──────────┬──────────┬──────────┐ │Количество │ До │ 50001 — │ 100001 — │ 150001 — │ 200001 — │ │финансово — │ 50000 │ 100000 │ 150000 │ 200000 │ 300000 │ │лицевых │ │ │ │ │ │ │счетов │ │ │ │ │ │ ├────────────┼────────┼─────────┼──────────┼──────────┼──────────┤ │Нормативная │ 4 — 6 │ 6 — 8 │ 8 — 10 │ 10 — 12 │ 12 — 15 │ │численность,│ │ │ │ │ │ │чел. │ │ │ │ │ │ └────────────┴────────┴─────────┴──────────┴──────────┴──────────┘
Примечания. 1. Нормативная численность по указанной функции определяется только для РКЦ, имеющих статус юридического лица.
2. Нормативная численность по указанной функции для структурных подразделений, не имеющих статуса юридического лица, определяется в соответствии с нижеприведенной таблицей.
┌────────────────────────┬───────────────────┬───────────────────┐ │ Количество финансово — │ До 150000 │ 150001 — 300000 │ │ лицевых счетов │ │ │ ├────────────────────────┼───────────────────┼───────────────────┤ │Нормативная численность,│ 3 — 4 │ 4 — 5 │ │чел. │ │ │ └────────────────────────┴───────────────────┴───────────────────┘
3.2. Расчет платежей
за жилищно — коммунальные услуги
Примерный состав работ. Определение размера платежей за ЖКУ с учетом права на льготы и предоставленных субсидий. Оформление счетов — квитанций на оплату ЖКУ. Проведение перерасчетов платежей за ЖКУ: при изменении тарифов, при временном отсутствии потребителя, при отклонении показателей качества ЖКУ от нормативного уровня, при введении дополнительных льгот или их отмене, при изменении размера субсидий и др. Формирование отчетных данных по итогам месяца и обновление баз данных для следующего расчетного периода. Подготовка и печать необходимой выходной документации.
Примерный перечень должностей: бухгалтер, экономист, инженер, оператор электронно — вычислительных и вычислительных машин.
┌────────────┬────────┬─────────┬──────────┬──────────┬──────────┐ │Количество │ До │ 50001 — │ 100001 — │ 150001 — │ 200001 — │ │финансово — │ 50000 │ 100000 │ 150000 │ 200000 │ 300000 │ │лицевых │ │ │ │ │ │ │счетов │ │ │ │ │ │ ├────────────┼────────┼─────────┼──────────┼──────────┼──────────┤ │Нормативная │ 2 — 3 │ 3 — 5 │ 5 — 7 │ 7 — 9 │ 9 — 13 │ │численность,│ │ │ │ │ │ │чел. │ │ │ │ │ │ └────────────┴────────┴─────────┴──────────┴──────────┴──────────┘
3.3. Прием платежей от населения
за жилищно — коммунальные услуги
Примерный состав работ. Получение у ответственных лиц для работы ключей от кассового узла, ключей от контрольно — кассовой машины (далее — ККМ) и денежного ящика, разменной монеты и купюр в количестве, необходимом для расчетов с населением, принадлежностей для работы и обслуживания ККМ. Проверка исправности ККМ, включение ККМ, заправка чековой (контрольной) ленты, установка даты, печать пробных чеков. Осуществление операции ввода сумм платежей в соответствии с руководством по эксплуатации на используемый тип ККМ. Определение общей суммы услуг по показанию индикатора ККМ или с помощью калькулятора и сообщение ее плательщику. Получение от плательщиков денег за оказанные услуги. Оформление подкладного платежного документа. Выдача сдачи плательщику. В случае ошибки — составление необходимых документов. При возникновении неисправности ККМ — выключение машины, вызов ответственных лиц. Оформление бухгалтерских документов по участку работы.
Состав исполнителей: кассир.
Норма времени на 100 платежных документов — 2,00 чел.-час.
Примечание. Данные нормы не учитывают работы по инкассации денежных средств и доставке платежных документов в пункт обработки.
3.4. Учет платежей за жилищно — коммунальные услуги
3.4.1. Ввод информации
Примерный состав работ. Осуществление операций по приему, регистрации, сортировке и обработке первичных документов, необходимых для осуществления расчетных операций за оказанные ЖКУ. Подготовка к машинной обработке информации, контроль за правильностью заполнения и наличия всех необходимых данных в документах. Ввод полученной информации в базу данных.
Состав исполнителей: оператор электронно — вычислительных и вычислительных машин.
┌─────────────────────────────────┬──────────────────────────────┐ │ Норма времени на 100 платежных │ Норма обслуживания расчетных │ │ документов, чел.-час. │документов на одного оператора│ │ │ в смену │ ├─────────────────────────────────┼──────────────────────────────┤ │ 0,72 │ 1100 │ └─────────────────────────────────┴──────────────────────────────┘
3.4.2. Учет платежей по финансово — лицевым счетам
Примерный состав работ. Осуществление оперативного учета оплаты за ЖКУ. Проведение последующего контроля за оплатой с применением штрафных санкций. Выдача справок, восстановление утерянных счетов — квитанций и др. Составление периодической отчетности по соответствующим формам в установленные сроки. Проведение анализа и составление аналитических данных.
Примерный перечень должностей: бухгалтер, экономист, инженер.
┌────────────┬────────┬─────────┬──────────┬──────────┬──────────┐ │Количество │ До │ 50001 — │ 100001 — │ 150001 — │ 200001 — │ │финансово — │ 50000 │ 100000 │ 150000 │ 200000 │ 300000 │ │лицевых │ │ │ │ │ │ │счетов │ │ │ │ │ │ ├────────────┼────────┼─────────┼──────────┼──────────┼──────────┤ │Нормативная │ 4 — 6 │ 6 — 11 │ 11 — 16 │ 16 — 20 │ 20 — 29 │ │численность,│ │ │ │ │ │ │чел. │ │ │ │ │ │ └────────────┴────────┴─────────┴──────────┴──────────┴──────────┘
3.4.3. Учет расчетов с поставщиками жилищно — коммунальных услуг
Примерный состав работ. Осуществление работ по поиску, сортировке и выборке данных, необходимых для расчетных операций за выполненные работы и оказанные услуги. Формирование периодической отчетности по соответствующим формам в установленные сроки. Проведение анализа и предоставление аналитических данных.
Примерный перечень должностей: экономист, бухгалтер, инженер.
┌────────────┬────────┬─────────┬──────────┬──────────┬──────────┐ │Количество │ До 10 │ 11 — 20 │ 21 — 40 │ 41 — 60 │ Более 60 │ │договоров с │ │ │ │ │ │ │поставщиками│ │ │ │ │ │ │ЖКУ, шт. │ │ │ │ │ │ ├────────────┼────────┼─────────┼──────────┼──────────┼──────────┤ │Нормативная │ 1 │ 1 — 2 │ 2 — 3 │ 3 — 4 │ 4 — 5 │ │численность,│ │ │ │ │ │ │чел. │ │ │ │ │ │ └────────────┴────────┴─────────┴──────────┴──────────┴──────────┘
3.5. Информационное и методическое обеспечение
Примерный состав работ. Ведение информационной базы данных по финансово — лицевым счетам нанимателей и собственников жилья в жилищном фонде. Осуществление сервисного обслуживания персональных электронно — вычислительных машин. Сопровождение программных средств.
Примерный перечень должностей: руководитель подразделения, инженер, оператор электронно — вычислительных и вычислительных машин.
┌────────────┬────────┬─────────┬──────────┬──────────┬──────────┐ │Количество │ До │ 50001 — │ 100001 — │ 150001 — │ 200001 — │ │финансово — │ 50000 │ 100000 │ 150000 │ 200000 │ 300000 │ │лицевых │ │ │ │ │ │ │счетов │ │ │ │ │ │ ├────────────┼────────┼─────────┼──────────┼──────────┼──────────┤ │Нормативная │ 2 │ 2 — 4 │ 4 — 6 │ 6 — 9 │ 9 — 12 │ │численность,│ │ │ │ │ │ │чел. │ │ │ │ │ │ └────────────┴────────┴─────────┴──────────┴──────────┴──────────┘
Примечания. 1. Данными нормативами не предусмотрена численность работников, занятых разработкой локальных программ и сервисным обслуживанием персональных электронно — вычислительных машин.
2. Численность работников, занятых сервисным обслуживанием персональных электронно — вычислительных машин, устанавливается из расчета 1 человек на 40 ПЭВМ.
Приложение 1
ПРИМЕР РАСЧЕТА
НОРМАТИВНОЙ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ
Исходные данные:
1. Работы по расчету и учету платежей за ЖКУ выполняет РКЦ, являющийся юридическим лицом.
2. Количество финансово — лицевых счетов (ФЛС) — 130000 шт.
3. Население оплачивает ЖКУ по двум платежным документам ежемесячно.
4. Количество обработанных платежных документов (в месяц) — 260000 шт.
5. Количество договоров, заключенных с поставщиками ЖКУ, — 15 шт.
6. Прием платежей от населения производится подразделениями Сбербанка.
7. Количество ПЭВМ — 42 шт.
Расчет:
1. Общее руководство
┌────────────────────────────────┬───────────────────────────────┐ │ Количество ФЛС │ Нормативная численность, чел. │ ├────────────────────────────────┼───────────────────────────────┤ │ 130000 │ 9 │ └────────────────────────────────┴───────────────────────────────┘
2. Расчет платежей за ЖКУ
┌────────────────────────────────┬───────────────────────────────┐ │ Количество ФЛС │ Нормативная численность, чел. │ ├────────────────────────────────┼───────────────────────────────┤ │ 130000 │ 6 │ └────────────────────────────────┴───────────────────────────────┘
3. Прием платежей от населения за ЖКУ
По данной функции нормативная численность не рассчитывается, т.к. прием платежей от населения за ЖКУ осуществляется подразделениями Сбербанка.
4. Учет платежей
4.1. Ввод информации:
((260000 / 100) x 0,72 x 12) : 1995 = 11 (чел.)
4.2. Учет платежей по ФЛС:
┌────────────────────────────────┬───────────────────────────────┐ │ Количество ФЛС │ Нормативная численность, чел. │ ├────────────────────────────────┼───────────────────────────────┤ │ 130000 │ 14 │ └────────────────────────────────┴───────────────────────────────┘
4.3. Учет расчетов с поставщиками ЖКУ:
┌──────────────────────────────────┬─────────────────────────────┐ │ Количество договоров с │Нормативная численность, чел.│ │ поставщиками ЖКУ, шт. │ │ ├──────────────────────────────────┼─────────────────────────────┤ │ 15 │ 2 │ └──────────────────────────────────┴─────────────────────────────┘
5. Информационное и методическое обеспечение
┌────────────────────────────────┬───────────────────────────────┐ │ Количество ФЛС │ Нормативная численность, чел. │ ├────────────────────────────────┼───────────────────────────────┤ │ 130000 │ 5 │ └────────────────────────────────┴───────────────────────────────┘
Сервисное обслуживание персональных электронно — вычислительных машин — 1 чел.
Итого: нормативная численность работников РКЦ, занятых расчетом и учетом платежей от населения за жилищно — коммунальные услуги:
9 + 6 + 11 + 14 + 2 + 5 + 1 = 48 человек.