Сколько может проехать танк на одной заправке

«Абрамс» Соединённых Штатов на одной заправке может проехать 390 километров, тогда как уральский и китайский — по 480 км.

Американские эксперты в сфере военной безопасности решили сравнить танки России, США и Китая — Т-90МС, М1 «Абрамс» и «Тип-99». По некоторым показателям уральский Т-90 показал неплохие результаты, передаёт URA.RU со ссылкой на The National Interest.

Самым быстрым из трёх танков стал китайский «Тип-99» — он разгоняется до 80 км/ч. На втором месте — Т-90 — он отстаёт от китайца на 8 км/час. Американскому «Абрамсу» досталась «бронза» — он не смог развить скорость выше 68 км/час.

Боевая машина Соединённых Штатов на одной заправке может проехать 390 километров, тогда как две другие — по 480 км.

Зато, по мнению специалистов The National Interest, он оказался лучшим в огневой мощи. Китайская и российская боевые машины смогли пробить на 15–20% менее толстую броню.

Вниманию ценителей истории отечественной бронетанковой техники предлагаются отчётные материалы о состоявшихся летом-осенью 1976 года сравнительных испытаниях четырёх типов советских танков. Они проводились в соответствии с приказом министра обороны Д.Ф. Устинова «О проведении войсковых испытаний танков» от 20 июля 1976 года, по результатам чего в сентябре того же года был оформлен «Акт о результатах испытаний». О содержании этих документов и пойдёт речь ниже.

Знаменитая «восьмидесятка» — танк, в отношении которого равнодушных нет, причём с годами армия его поклонников только растёт и множится. Однако большинство фанатов Т-80 видели эту машину только на экране, в лучшем случае — в музеях или на демонстрационных трассах выставок и шоу. Людей, которые считают Т-80 вредной и ненужной машиной, намного меньше, но это, как правило, профессионалы, глубоко владеющие темой.

​Танк Т-80 - Самый прожорливый танк Советского Союза | Warspot.ru
Танк Т-80

Среди военных, которым пришлось служить на Т-80, тоже нет единства. Рядовой и младший офицерский состав, как правило, от «восьмидесятки» в восторге. В самом деле, машина очень легка в управлении и обслуживании, прощает водителю массу ошибок. Зимой с запуском двигателя практически не надо мучиться, не нужно ходить в пропитанной соляркой и маслом робе и ковыряться в моторе. Те, кто на нем служат, считают себя элитой танковых войск. Другое дело — старшие командиры, которым приходится задумываться о боеготовности вверенных им частей, об обеспечении колонн «восьмидесяток» на маршах топливом, что неизменно вызывает головную боль.

О том, что Т-80, оснащённый газотурбинной силовой установкой, является достаточно прожорливой машиной, знают все. Другое дело, что одни об этом кричат, а другие, в силу различных собственных интересов, помалкивают или стараются старательно обойти вопрос. На фоне подобных недомолвок возникают дискуссии и споры. Т-80 и в самом деле прожорлив, но насколько? Чтобы разобраться в этом, обратимся к подлинным документам — материалам отчёта о совместных сравнительных испытаниях танков Т-80, Т-64А, Т-72 и Т-62, проводившихся в середине 1976 года. Интересно, что эти испытания были назначены приказом министра обороны СССР Д.Ф. Устинова на следующий день после его же приказа о принятии Т-80 на вооружение.

​Танк Т-80 образца 1976 года. Фото М. Павлова - Самый прожорливый танк Советского Союза | Warspot.ru
Танк Т-80 образца 1976 года. Фото М. Павлова

Нельзя сказать, что результаты упомянутых испытаний любителям бронетанковой техники неизвестны: о них неоднократно рассказывалось в литературе, посвящённой созданию танков второго послевоенного поколения. Только навскидку можно вспомнить четыре весьма серьёзные и довольно свежие книги, перечисленные в списке литературы к статье, а многочисленные статьи в периодических изданиях вообще не поддаются подсчёту. Их авторы — конструкторы-танкостроители из Ленинграда (Санкт-Петербурга) и Нижнего Тагила, истинные патриоты своих КБ и своих изделий, но именно в силу данного обстоятельства абсолютного доверия к этим публикациям нет. Но время идёт, архивные фонды приоткрываются, и сегодня мы можем обратиться к документам-первоисточникам.

С целью сравнения боевых, технических и эксплуатационных возможностей танков Т-80, Т-64А, Т-72 и Т-62 в одинаковых условиях и использования полученных результатов для дальнейшего совершенствования танков главкому Сухопутных войск предписывалось с 20 августа по 30 сентября 1976 года провести испытания на территории Белорусского, Киевского и Прикарпатского военных округов.

​Танки Т-80 в цехах Кировского завода (Ленинград). Фото М. Павлова - Самый прожорливый танк Советского Союза | Warspot.ru
Танки Т-80 в цехах Кировского завода (Ленинград). Фото М. Павлова

Для проведения испытаний в Киевском военном округе формировался отдельный танковый батальон в составе четырёх рот, по 10 однотипных танков в каждой. До начала испытаний предусматривалось сколачивание подразделений с пробегом не менее 300 км.

В ходе испытаний оценивались тактические возможности танковых рот, их маршевые возможности при движении по-боевому и по-походному днём и ночью, время приведения в боеготовое состояние после совершения длительных маршей. Не остались без внимания удобство боевой работы экипажа, расход горюче-смазочных материалов, необходимое время и средства для заправки горюче-смазочными материалами роты танков, запас хода на основных баках и дополнительных бочках, время, объём и удобство технического обслуживания и ремонта. Отдельно рассматривалась трудоёмкость подготовки танков к преодолению водных преград по дну.

Испытания проводились на территории Белорусского, Прикарпатского и Киевского военных округов в объёме 2500–3000 км. В ходе испытаний предусматривались марши с суточными переходами не менее 300 км, ротные тактические учения без боевой стрельбы и с боевой стрельбой, стрельбы всеми типами снарядов на максимально возможные дальности с места и с ходу, преодоление водной преграды по дну, выполнение упражнений курса вождения танков.

​Рота танков Т-80 на испытаниях. Фото М. Павлова - Самый прожорливый танк Советского Союза | Warspot.ru
Рота танков Т-80 на испытаниях. Фото М. Павлова

Для формирования батальона Т-80 поставки 1976 года брались с офицерами и экипажами из 213-й мотострелковой дивизии Приволжского военного округа, Т-64А и Т-64Б — с завода им. В.А. Малышева, в том числе три танка с комплексом «Кобра». Офицеры и экипажи для них поступили из Киевского военного округа. Т-72 поступили из Нижнего Тагила, офицеры и экипажи для них — из Белорусского военного округа. Наконец, Т-62 прибыли с 969-й центральной базы резерва танков, дислоцировавшейся в Уречье, что под Минском, офицеры и экипажи для них — из Киевского военного округа. В период с 10 по 19 августа было проведено сколачивание батальона. Общий пробег танков в период сколачивания составил 240–280 км.

По результатам войсковых испытаний были сделаны следующие выводы, сведённые в отчёт. Сообщалось, что испытания подтвердили высокий уровень боевых и эксплуатационно-технических характеристик отечественных танков, их соответствие современным требованиям. По совокупности основных боевых и эксплуатационно-технических характеристик (эффективности вооружения, подвижности, боеготовности, обитаемости, работе средств связи, трудоёмкости технического обслуживания) лучшие результаты показал Т-80, однако по запасу хода и топливной экономичности он уступил Т-64А, Т-72 и Т-62.

Т-64Б, оснащённый автоматизированной системой управления огнём и комплексом управляемого вооружения, в ходе испытаний показал существенное превосходство в сравнении с остальными танками по эффективности стрельбы на дальности до 4000 метров.

​На испытаниях в Белорусском военном округе, 1976 год. Фото: музей АО «Уралвагонзавод» - Самый прожорливый танк Советского Союза | Warspot.ru
На испытаниях в Белорусском военном округе, 1976 год. Фото: музей АО «Уралвагонзавод»

Принятые в отечественном танкостроении основные пути повышения боевых и эксплуатационно-технических качеств танков предлагалось сохранить и развивать в следующих направлениях:

  • внедрение высокоточной автоматизированной системы управления огнём;
  • оснащение комплексом управляемого реактивного вооружения;
  • повышение точности боя пушек и мощности боеприпасов;
  • увеличение боекомплекта;
  • улучшение обзорности и условий поиска целей, особенно с места командира;
  • повышение эффективности защиты, в том числе разработка новых методов защиты;
  • дальнейшее повышение удельной мощности танка в сочетании с совершенствованием трансмиссии, ходовой части и приводов управления;
  • повышение экономичности силовых установок и запаса хода танков;
  • ликвидация существенного отставания средств связи от уровня современных требований по управлению танковыми подразделениями.

Целесообразной представлялась разработка единого танка с газотурбинным и дизельным двигателями, конструкция которого должна была быть максимально унифицирована с лучшими техническими решениями танков Т-80, Т-64Б, Т-72.

​На испытаниях танков на полигоне в Белорусском военном округе, 1976 год. Фото: музей АО «Уралвагонзавод» - Самый прожорливый танк Советского Союза | Warspot.ru
На испытаниях танков на полигоне в Белорусском военном округе, 1976 год. Фото: музей АО «Уралвагонзавод»

Результаты испытаний выявили необходимость проведения дальнейших работ по совершенствованию отдельных характеристик и максимальной унификации Т-80, Т-64А, Т-64Б, Т-72 и комплектующих изделий к ним, а также подтвердили актуальность модернизации Т-62 в части повышения эффективности его вооружения за счёт установки системы управления огнём «Волна» с квантовым дальномером и баллистическим вычислителем.

Т-64Б, оснащённый танковым дальномером, баллистическим вычислителем и стабилизатором повышенной точности, показал лучшие результаты по сравнению с Т-80 и Т-72: по затратам времени на поражение цели в 1,33 и 1,76 раза, а по расходу боеприпасов на поражение цели — в 1,2 и 1,8 раза соответственно.

Т-80 по сравнению с другими танками (за исключением Т-64Б) практически при всех стрельбах показал лучшие результаты. Превосходство Т-80 над Т-72, имеющим одинаковый с ним комплекс вооружения, могло быть объяснено положительным влиянием на стрельбу лучших характеристик подвески танка, преимуществом газотурбинного двигателя по плавности изменения скоростей движения и меньшим значениям вибрационных нагрузок, возникающих при работе двигателя.

Т-72 и Т-64А по частоте попаданий, расходу боеприпасов и затратам времени на поражение целей показали практически одинаковые результаты при разных прицельных комплексах (ТПД-К1 и ТПД-2-49). Это было связано с тем, что значительную часть упражнений Т-64А выполняли совместно с Т-64Б, имеющими квантовый прицел-дальномер с баллистическим вычислителем, и вели стрельбу с корректировкой, получаемой от Т-64Б.

Некоторое снижение результатов стрельб Т-72 объяснялось недостаточными навыками наводчиков этих танков в пользовании квантовым прицелом-дальномером ТПД-К1.

Худшие результаты стрельб Т-62 по сравнению с результатами стрельб из основных танков явились следствием относительно низкой баллистики 115-мм пушки У5-ТС, повышенной чувствительности кумулятивного снаряда к боковому ветру и менее совершенной системой управления огнём.

Дальность действительного огня, полученная в процессе испытаний стрельбой, для танков со 125-мм пушкой составила: при стрельбе бронебойным подкалиберным снарядом — 2300–2000 метров с места и 1900–1700 метров с ходу, при стрельбе кумулятивным снарядом — 1800–1600 метров с места и 1600–1400 метров с ходу. Дальность действительного огня при стрельбе из 115-мм пушки танка Т-62 оказалась меньше дальности действительного огня 125-мм пушки танков Т-80, Т-64А, Т-72 на 200–300 метров.

Результаты стрельбы из танка Т-64Б управляемым снарядом 9М112 на дальность 2900–3800 метров показали, что танк с комплексом реактивного управляемого вооружения «Кобра» обладает более высокими огневыми возможностями и способен поражать цели с места и с ходу с высокой точностью (из 29 выстрелов получено 21 попадание, 4 промаха и 4 отказа по снаряду). Наличие отказов свидетельствовало о необходимости продолжения работ по повышению надёжности снаряда.

Стрельбы взводом на большие дальности осколочно-фугасным снарядом показали, что при условии обнаружения и опознавания цели взвод может вести эффективную борьбу с малоразмерными целями, в том числе с боевыми машинами ПТУРС, на дальности 3500–4000 метров. При выполнении стрельб взводом на большие дальности средний расход снарядов на поражение цели и время на решение огневой задачи составили:

  • для танков Т-80 — 5,4 снаряда и 1,20 минуты;
  • для танков Т-64А — 6,3 снаряда и 1,50 минуты;
  • для танков Т-72 — 7,6 снаряда и 1,75 минуты;
  • для танков Т-62 — 6,0 снаряда и 2,60 минуты.

При проведении стрельб по определению частоты попаданий первым выстрелом на дальность 1200 метров с места и 1300–1200 метров с ходу по мишени №12 бронебойным подкалиберным снарядом были получены высокие результаты:

  • для танков Т-80, Т-64А, Т-64Б, Т-72 с места — 95%, для танков Т-62 — 100%;
  • для танков Т-80, Т-64А, Т-64Б, Т-72 с ходу — 87–93%, для танков Т-62 — 73%.

В ходе учебных стрельб танки показали следующие результаты. Частота попаданий:

  • для танков Т-80 — 54%;
  • для танков Т-64А — 48%;
  • для танков Т-72 — 44%;
  • для танков Т-62 — 34%.

Время на подготовку первого выстрела:

  • для танков Т-80 — 20–27 с;
  • для танков Т-64А — 20–35 с;
  • для танков Т-72 — 22–29 с;
  • для танков Т-62 — 18–28 с.

Затраты времени на поражение целей:

  • для танков Т-80 — 42 с;
  • для танков Т-64А — 51 с;
  • для танков Т-72 — 54 с;
  • для танков Т-62 — 75 с.

Результаты стрельб показали достаточную надёжность оружия и боеприпасов, обеспечивающих выполнение всех пунктов программы испытаний. После совершения длительных маршей при подготовке вооружения к стрельбе не требовалось проведения эксплуатационных регулировок и длительного технического обслуживания. На подготовку вооружения к стрельбе непосредственно после совершения марша потребовалось 10-15 мин, главным образом для внешнего осмотра и частичной очистки от пыли вооружения, приборов прицеливания и наблюдения.

Бой пушек в ходе испытаний был стабильным. Повторной пристрелки пушек не требовалось. Боеприпасы из боеукладок всех танков после марша на 2040 км не снизили своих боевых свойств, и после очистки от загрязнения были пригодны для стрельбы.

​Т-80 на испытаниях преодолевают участок разбитой дороги. Фото АО «Спецмаш» - Самый прожорливый танк Советского Союза | Warspot.ru
Т-80 на испытаниях преодолевают участок разбитой дороги. Фото АО «Спецмаш»

Выявилось, что Т-80, Т-64А, Т-72 обладают высокими тактическими возможностями, способны на высоких скоростях совершать выдвижение, расчленение в предбоевые и боевые порядки, наступать в высоких темпах, совершать стремительный манёвр подразделениями во фланг и тыл противника, обнаруживать и эффективно поражать цели на поле боя. По результатам двух ротных тактических учений с боевой стрельбой темпы наступления танковых рот составили:

  • для танков Т-80 — 14,1 км/час;
  • для танков Т-64А — 12,4 км/час;
  • для танков Т-72 — 13,2 км/час;
  • для танков Т-62 — 11,4 км/час.

На ротных тактических учениях с боевой стрельбой Т-80 по сравнению с Т-64А и Т-72 показали более высокие результаты стрельбы при несколько большем среднем темпе наступления. Т-62 по темпу наступления и количеству поражённых целей показали результаты ниже остальных. Средняя частота попаданий составила:

  • для танков Т-80 — 63,6%;
  • для танков Т-64А — 37,3%;
  • для танков Т-72 — 36,1%;
  • для танков Т-62 — 19,6%.

Среднее количество поражённых целей составило:

  • для танков Т-80 — 81,5%;
  • для танков Т-64А — 60,0%;
  • для танков Т-72 — 66,7%;
  • для танков Т-62 — 66,1%.
​Ротная колонна Т-80 движется по дорогам Украины. Фото АО «Спецмаш» - Самый прожорливый танк Советского Союза | Warspot.ru
Ротная колонна Т-80 движется по дорогам Украины. Фото АО «Спецмаш»

При совершении маршей в дневных условиях по грунтовым дорогам средние технические скорости движения находились в пределах:

  • для танков Т-80 — 32,1–40,0 км/час;
  • для танков Т-64А — 26,0–29,8 км/час;
  • для танков Т-72 — 28,8–35,6 км/час;
  • для танков Т-62 — 20,8–25,7 км/час.

Средние тактические скорости от средних технических отличались незначительно. Наиболее высокие скорости движения в ходе испытаний показала рота Т-80, при этом цифры не являлись предельными — предполагалось, что при дальнейшем совершенствовании средств управления и наблюдения у механика-водителя и командира скорости могут существенно повыситься.

При вождении ротных колонн в учебных центрах средние скорости движения танков составили (по-походному / по-боевому):

  • для танков Т-80 — 28,2/25,5 км/час;
  • для танков Т-64А — 23,7/19,9 км/час;
  • для танков Т-72 — 26,2/23,0 км/час;
  • для танков Т-62 — 20,0/16,8 км/час.

Марш с суточным переходом 300 км танковыми ротами требовал:

  • для танков Т-80 — 10,5–11,0 часов;
  • для танков Т-64А — 13,5–14,0 часов;
  • для танков Т-72 — 12,0–12,5 часов;
  • для танков Т-62 — 16,5–18,0 часов.

Танковые роты с учётом времени, необходимого для обслуживания танков и отдыха личного состава в ходе марша, могли совершать длительные марши с суточными переходами:

  • для танков Т-80 — 400–450 км;
  • для танков Т-64А — 300–330 км;
  • для танков Т-72 — 350–400 км;
  • для танков Т-62 — до 270 км.

За весь период испытаний в среднем на один танк израсходовано:

  • для танков Т-80 — 22 820 литров топлива и 0 литров масла;
  • для танков Т-64А — 13 544 литра топлива и 304 литра масла;
  • для танков Т-72 — 12 337 литров топлива и 157 литров масла;
  • для танков Т-62 — 9782 литра топлива и 134 литра масла.

Путевые расходы топлива на 100 км пробега в среднем составили:

  • для танков Т-80 — 642 литра;
  • для танков Т-64А — 404 литра;
  • для танков Т-72 — 357 литров;
  • для танков Т-62 — 308 литров.
​Т-80 преодолевает брод. Фото АО «Спецмаш» - Самый прожорливый танк Советского Союза | Warspot.ru
Т-80 преодолевает брод. Фото АО «Спецмаш»

По результатам испытаний средний запас хода по топливу при совершении маршей составил (на основной заправке / с дополнительными бочками / с учётом 20% неснижаемого запаса):

  • для танков Т-80 — 278/338/270 км;
  • для танков Т-64А — 305/400/320 км;
  • для танков Т-72 — 322/430/344 км;
  • для танков Т-62 — 301/427/341 км.

Пределы изменения среднего запаса хода по топливу при совершении маршей в различных дорожных условиях составили (на основной заправке / с дополнительными бочками):

  • для танков Т-80 — 255–340/310–413 км;
  • для танков Т-64А — 263–366/348–490 км;
  • для танков Т-72 — 273–400/366–535 км;
  • для танков Т-62 — 256–358/363–506 км.

Запас хода по маслу Т-64А, Т-72 и Т-62 обеспечил без дозаправки два суточных перехода, а у Т-80 был признан практически не ограниченным.

​Разбор испытаний, 1976 год. Фото: музей АО «Уралвагонзавод» - Самый прожорливый танк Советского Союза | Warspot.ru
Разбор испытаний, 1976 год. Фото: музей АО «Уралвагонзавод»

Время полной заправки топливом одного танка штатными заправочными средствами составило:

  • для танков Т-80 — 18 минут;
  • для танков Т-64А — 30 минут;
  • для танков Т-72 — 27 минут;
  • для танков Т-62 — 26 минут.

Время заправки роты танков тремя топливозаправщиками составило:

  • для танков Т-80 — 40–44 минуты;
  • для танков Т-64А — 64–68 минут;
  • для танков Т-72 — 60–64 минуты;
  • для танков Т-62 — 56–60 минут.

Отдельно отмечалось, что централизованная заправка топливом под давлением, внедрённая на Т-80, значительно сокращает время заправки, делает заправку удобной и предохраняет топливо от пыли и грязи.

Условия размещения, боевой работы и обитаемости в танке в основном обеспечивали выполнение своих обязанностей. Функциональное состояние организма членов экипажей Т-80, Т-64А, Т-72 и Т-62 после совершения длительных маршей находилось на уровне, достаточном для выполнения дальнейших боевых задач. Сравнительная оценка состояния сердечно-сосудистой системы экипажей показала, что меньшие изменения происходили у экипажей Т-80, несколько выше — у экипажей Т-72 и Т-64А, более выраженные — у экипажей Т-62.

Исследование вопросов приведения танковых рот в боеготовое состояние в ходе проведённых испытаний показало, что подразделения, укомплектованные танками Т-80, Т-64А, Т-72 и Т-62, способны своевременно выходить по тревоге из мест постоянной дислокации. Время выхода танковой роты из парка при положительной температуре окружающего воздуха составило:

  • для танков Т-80 — 5,5 минуты;
  • для танков Т-64А — 10,0 минут;
  • для танков Т-72 — 10,0 минут;
  • для танков Т-62 — 12,0 минут.

Общее время на приведение танковых рот в боеготовое состояние после совершения длительного марша с учётом проведения технического осмотра, заправки танков топливом, загрузки боекомплекта, устранения отказов и неисправностей составило для танков Т-80, Т-64А, Т-72 — до 4,5 часа, для танков Т-62 — до 6,5 часа.

Время подготовки танков к преодолению водных преград по дну в зависимости от конструктивных особенностей оборудования подводного вождения составило:

  • для танков Т-80 — 84,0 минуты;
  • для танков Т-64А — 27,9 минуты;
  • для танков Т-72 — 21,3 минуты;
  • для танков Т-62 — 25,4 минуты.

Средние скорости движения танков Т-80, Т-64А, Т-72 и Т-62 при непосредственном преодолении препятствий находились в пределах 9–13 км/час. На трассе с препятствиями танки показали следующие средние скорости движения: Т-80 — 31,2 км/час, Т-64А — 26,4 км/час, Т-72 — 28,5 км/час, Т-62 — 19,2 км/час.

На Т-80, Т-64А и Т-72 по сравнению с Т-62 значительно сократились время и трудоёмкость технического обслуживания за счёт сокращения объёма работ и увеличения периодичности их проведения. Наименьшую продолжительность всех видов технического обслуживания продемонстрировал Т-80, наибольшую — Т-64А. Суммарная продолжительность технического обслуживания одного танка за 1000 км пробега в ходе испытаний в среднем составила:

  • для танков Т-80 — 8,16 часа;
  • для танков Т-64А — 11,06 часа;
  • для танков Т-72 — 13,03 часа;
  • для танков Т-62 — 22,12 часа.

В лучшую сторону по ремонтопригодности отличился Т-80, имевший моноблочную силовую установку и съёмные диски опорных катков, что позволило производить замену силового блока за 4–5 часов и опорного катка за 0,5 часа.

На всех испытываемых танках отсутствовала система встроенного контроля технического состояния, что в значительной мере затрудняло поиск и обнаружение отказов и неисправностей. Исключение составил Т-64Б, у которого имелись приборы встроенного контроля аппаратуры управления огнём комплекса «Кобра». В процессе испытаний танки в основном работали надёжно, а наиболее существенным отказом стал выход из строя по производственным причинам пяти двигателей ГТД-1000Т на танках Т-80.

​Генеральный конструктор СКБ «Спецмаш» Н.С. Попов инструктирует экипажи Т-80. Фото АО «Спецмаш» - Самый прожорливый танк Советского Союза | Warspot.ru
Генеральный конструктор СКБ «Спецмаш» Н.С. Попов инструктирует экипажи Т-80. Фото АО «Спецмаш»

По результатам испытаний комиссия отдала пальму первенства Т-80. Однако читатель, ознакомившись с приведёнными данными, волен делать самостоятельные выводы. Конечно, для этого хорошо бы знать ещё и контекст, в котором проводились испытания и составлялся отчёт. От комиссии требовалось во что бы то ни стало оправдать принятие на вооружение третьего типа основного танка, которое произошло в силу того, что интересы СКБ «Трансмаш» ленинградского ПО «Кировский завод» лоббировал лично Д.Ф. Устинов, а генеральный конструктор Н.С. Попов в том же 1976 году вошёл в состав Центральной ревизионной комиссии КПСС, а с 1982 года стал членом ЦК КПСС.

Естественно, для получения нужного результата применялись различные уловки. Например, в экипажи Т-72 назначили наводчиков, ранее никогда не работавших с лазерными дальномерами, а стрельба Т-64А корректировалась по данным системы управления огнём Т-64Б, которых там не должно было быть. Оба этих факта прямо отражены в отчёте и как бы напрямую Т-80 не касаются. Однако участники испытаний в своих воспоминаниях указывали, что для увеличения скоростей движения и улучшения топливной экономичности рота танков Т-80 сильно растягивалась на маршах — до нескольких километров. В этих условиях она фактически уже не была колонной — каждый танк двигался индивидуально в наиболее выгодном режиме. Даже не зная указанных нюансов, всё равно можно видеть, что по большинству параметров Т-80 не так уж сильно превосходил своих конкурентов, особенно Т-72. Все отклонения в реальной боевой ситуации нивелировались бы в пределах ситуационных погрешностей и не давали каких-то серьёзных преимуществ.

А вот расход топлива на Т-80 при всём этом оказался катастрофически высоким. Средний путевой расход на 100 км пути по результатам испытаний составил для Т-80 642 литра против 357 литров у Т-72. Абсолютный средний расход за всё время испытаний составил 22 820 литров на один танк у Т-80 и только 12 337 литров на один танк у Т-72! Апологеты Т-80 часто замечают, что речь идёт о машинах с двигателями разной мощности — мол, если Т-72 ползал на 780-сильном дизеле, то Т-80 летал на 1000-сильном ГТД. Но в том-то и дело, что применение двигателя мощностью 1000 л.с. на практике не дало Т-80 ощутимых преимуществ в подвижности, что мы также видим из результатов испытаний. Разница в средней скорости при движении ротных колонн у Т-80 и Т-72 составила 2–2,5 км/час, разница средних технических скоростей — менее 5 км/час, а разница по темпу наступления — вообще менее 1 км/час! Комментарии, как говорится, излишни.

Продолжение следует


Литература:

  1. М.В. Ашик, А.С. Ефремов, Н.С. Попов. Танк, бросивший вызов времени: К 25-летию танка Т-80 — СПб.: «Каскад-Полиграфия», 2001
  2. Э.Б. Вавилонский, О.А. Куракса, В.М. Неволин. Основной боевой танк России. Откровенный разговор о проблемах танкостроения — Нижний Тагил: «Медиа-Принт», 2008
  3. Главный конструктор В.Н. Венедиктов. Жизнь, отданная танкам / Сборник статей — Нижний Тагил: ООО «Рекламно-издательская группа «ДиАл»», 2010
  4. А.С. Ефремов. Уроки танкостроения — СПб.: «Гангут», 2010

May 12 2013, 19:52

Category:

  • Армия
  • Cancel

ПРИБЛИЖЕННАЯ ОЦЕНКА РАСХОДА ТОПЛИВА И ЗАПАСА ХОДА ВГМ

Любопытный материал из журнала «Вестник бронетанковой техники» 1991 №2.

Приведены экспериментальные данные испытаний и    подконтрольной   войсковой эксплуатации по топливной экономичности танков Т-62, Т-72, Т-64А, Т-80 и   БМП-2.
На основании их обобщения предложена эмпирическая формула для оценки путевого расхода топлива и запаса хода в зависимости от скорости в наиболее вероятных условиях движения.

001

0022

0033

Сколько топлива жрет танк?

для танков Т-80 — 642 литра; для танков Т-64А — 404 литра; для танков Т-72 — 357 литров; для танков Т-62 — 308 литров.

Сколько топлива берет танк?

В последние несколько лет оптимальным с точки зрения экономии считается расход топлива около 6 литров на 100 км пробега. Расход топлива Тойота Танк составляет от 4.1 до 4.6 л на 100 км. Toyota Tank выпускается со следующими типами топлива: Бензин Regular (АИ-92, АИ-95).

Какой расход у т 34?

с. Соотношение мощность/масса составило 18,8 л. с. на тонну, что позволяло танку Т34 развивать скорость 54 км/ч на шоссе и 25 км/ч по пересеченной местности в зависимости от ее характера при среднем расходе топлива 1,84 л/км.

Сколько топлива расходует танк на 100 км?

с., танк расходует 430-500 литров на 100 км по шоссе, при скорости 60-65 км/Ч и 460-790 литров по пересеченной местности при скорости 40-45 км/ч.

На каком виде топлива работает танк?

На танках используются многотопливные двигатели. Могут ездить как на дизельном, то есть солярке, так и на низкооктановом бензине и на керосине, или да же на их смесях. Так специально сделано, что бы во время войны проще было снабжать топливом.

Какой калибр имеет спаренный пулемет установленный в современных танках?

В спаренной с пушкой установке размещается 7,62-мм пулемёт ПКТМ. Боекомплект пулемёта состоит из 2000 патронов в восьми лентах по 250 штук, боевая скорострельность составляет около 250 выстрелов в минуту.

Почему т 34 лучший танк?

Общепризнанным является факт, что советский танк Т34 считается лучшим танком не только Второй мировой войны, но и всего XX века. Огневая мощь, уровень защищённости, подвижность позволяют называть Т34 «танком № 1» в истории военной техники. Автор: Шишкин Сергей Валерьевич.

Как расшифровывается т 34?

Т34-85 — дальнейшее развитие танка Т34; Т34 (малый танк) — советский опытный малый танк 1930-х годов Т34 — американская реактивная система залпового огня периода Второй мировой войны, монтировавшаяся на средних танках. Военные самолёты (Hawker Beechcraft): T-34 Mentor, T-34 «Турбо Ментор».

Какой расход топлива у танка Т 80?

Общие характеристики
Габариты, мм (длина/ширина/высота) 9656х3589х2915
Расход топлива на 100 км по сухой грунтовой дороге, л 450-790
Скоростные характеристики
Скорость движения по сухой грунтовой дороге, км/ч 40-45

Сколько скоростей у танка Т 80?

Таблица ТТХ основных серийных модификаций танка Т80
Модификация Т80 Т-80Б (Т-80БВ)
Мощность двигателя, л.с. 1000 1100
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 70 70
Запас хода по шоссе, км 500 500

Чем заправляют т 80?

Танк Т80 даже называют «летающим»: именно он способен прыгать на трамплинах в ходе танковых биатлонов. Танки с газотурбинными двигателями можно заправлять почти всем, чем угодно: бензином, авиационным керосином, дизелем и другими горючими материалами.

На каком топливе ездит т 80?

На его базе создали два варианта двигателя ГТД-350Т, с теплообменником и без. Без теплообменника газотурбинный двигатель двухвальной системы со свободной турбиной развивал мощность до 400 л. с. и имел расход топлива на уровне 350 г/л.

что такое запас хода танка?

Расстояние в км, которое может пройти танк на полностью заправленных баках.

запас хода-растояние пройдённое на одной заправке, зависит от расхода топлива (Т-72М от 2,2литра до 4,5 на 1км, полная заправка 1490 литров)

Значит, сколько танк пройдет.. .
Типа, залили в танк бензин. Бензина хватит на 10 часов езды. Значит запас хода танка 10 часов.. .
Время, которое танк протянет без заправки.

сколько должен проехать танк до замены двигателя.
нет. это не по запасу топлива, а по ресурсу двигателя.
если запас хода 500 км, то на это растояние танк нужно заправлять много раз. это щас поискать нужно сколько тонн топлива танк сожрёт на 500 км, но он же цистерну с собой не возит.

Т-80
росход 460л на 100км.
запас хода 500 км
ёмкость бака не нашёл пока, но явно не 2500 литров.

Один из показателей подвижности машины (танка, бронетранспортёра и др.) , характеризующийся расстоянием, которое может пройти машина, либо количеством часов работы двигателя на одной заправке.

Запас хода зависит от величины заправки горючим и влияет на радиус действия машины. Запас хода машин определяется в часах работы двигателя или километрах.

Сколько топлива «поедали» танки Великой Отечественной? От русского Т-34 до немецких «Тигров» и «Пантер»

Танковые дивизии стали грозным оружием, потенциал которых полностью раскрылся в эпоху Второй мировой. Они прорывали фронта, выходили в тыл противнику, уничтожая его инфраструктуру, и тем самым сеяли полный хаос. Однако, вся эта мощь, орудийная и броневая, молниеносность обеспечивалась топливом. И вот запасы топлива, обеспечивали запасы победы. Немцы собирали его буквально выжимая из всего, из чего можно было выжать. Если б нашелся вариант создавать танковое топливо из золота, скорее всего и его пустили в производство без всяких вопросов.

С проблемой нехватки топлива на Восточном фронте сталкивались обе стороны, и как для русских, так и для немцев это был вездесущий бич, с которым старались справляться, но нередко ничего не выходило. В начале Великой Отечественной у советских танковых дивизий практически в первые дни закончилось топливо, и они в буквальном смысле перестали существовать, ибо танки стали бесполезными. У немцев ситуация до такой стадии критичности дошла уже под конец войны, но проблемы с топливом начались уже с 43-го года, когда в бой пошли новейшие тяжёлые танки.

Машины-то действительно оказались революционными в плане огневой мощи, однако и топлива потребляли просто в неимоверных количествах. Так прожорливый движок от фирмы Майбах на танках «Тигр» употреблял 480 литров бензина, который тогда в Третьем Рейхе ценился выше золота, но вот хватало этого количества в среднем на 100 километров. При этом, конечно всё зависело от того, по какой местности танк двигался, если на автостраде максимум достигал 140 километров на одной заправке, то на пересеченной местности всего 85 км. В условиях расстояний Восточного фронта до перехода на территорию Польши и Германии, эти дистанции так, расстояние от одного колхоза к другому.

Кроме того, немецким танкистам приходилось постоянно иметь связь с тыловыми частями, чтобы те отправляли грузовые автомобили с канистрами с бензином. Да, не было никаких заправочных станций, а было по 27 канистр на каждый танк, и примерно 15 минут чтобы заправить одну машину.

У советского танка Т-34 ситуация была куда лучше на бумаге, а на практике еще Жуков писал что топлива им в течение всего 42-го года регулярно не хватало топлива. Но в целом, бак советской средней машины был в 480 литров, но вот хватало его на 455 километров, кроме того использовали дизельное топливо, серьезного недостатка которого в стране не было. С немецкой «Пантерой» ситуация была даже хуже: этот танк ел 590 литров на пересеченной местности, а вот советский танк ИС-2 употреблял всего лишь 440 литров на 100 километров.

В целом, у немцев в итоге создавалась такая ситуация что немецкие двигатели «поедали» значительно больше топлива, чем советские, однако они были мощнее, и заставляли двигаться технику массой до 70 тонн. Двигатели советского в плане потребления топлива были более экономными, но менее мощными.

Как танк Т-55 нефтью заправили

Не нужно быть гением от военных наук, чтобы понимать, что топливо является одним из главных ограничителей свободы манёвра танковых соединений любого уровня, поэтому даже самые кратковременные сбои в его поставках могут обернуться серьёзными последствиями. А они бывают, и довольно часто. Немного сгладить ситуацию в этом случае позволяет многотопливность танковых дизелей, которые ограниченно, но могут работать на отличных от солярки видах горючего – бензине и керосине. Но что делать, если ни того, ни другого под рукой нет, а рядом есть нефтехранилище или нефтепровод? Можно попытаться заправить машины их содержимым, то есть нефтью.

Нефть в топливных баках

В Советском Союзе не скупились на испытания боевой техники, полигоны в самых разных уголках страны никогда не пустовали. Танковые трассы то и дело содрогались от гонявших туда-сюда колонн тяжёлых машин, а сами испытатели скрупулёзно записывали все достоинства и выявленные недостатки этих изделий оборонной промышленности. Однако один эксперимент явно выделялся среди общей массы. В ходе него инженеры и военные попытались узнать, как поведёт себя четырёхтактный дизельный двигатель, если в топливную систему залить нефть. В частности, особый интерес вызывало и то, сколько танк сможет проехать, и каковы будут повреждения мотора. В качестве подопытного взяли видавший виды Т-55.

Т-55, аналогичный испытуемому. Источник: arsenal-info.ru


Чтобы максимально исключить влияние таких внешних факторов, как время года и погода, экзекуцию решено было провести летом. В день испытаний было тепло: до +27 градусов по Цельсию в полдень. Вполне идеальные условия, которые должны были свести к минимуму загустение нефти.

Для начала танк заправили соляркой, завели и прогрели двигатель. К слову, стартовал мотор буквально с одного оборота, как и положено. Далее, чтобы проверить его тяговые характеристики, механик-водитель погонял танк по трассе и по подъёмам с различным углом, после чего остатки топлива из баков были слиты, а вместо него заправлена нефть прямиком из нефтепровода «Дружба», перегонявшего чёрное золото в страны Европы. Здесь и началась, как принято говорить, самая жесть. Стоит отметить, что и без экспериментов ясно: у нефти повышенная вязкость и иной фракционный состав, нежели у дизтоплива, поэтому проблемы с работой силовой установки будут в любом случае, и они начали проявляться практически сразу.

Складывалось впечатление, что машину телепортировали откуда-то из арктического мороза, где она простояла несколько суток. С первого оборота мотор уже не заводился – попыток было несколько, и в каждой из них требовалось от 4 до 8 прокруток коленчатого вала, чтобы четырёхтактник наконец начал подавать признаки жизни. Соответственно, выросло и время запуска: с 7 секунд на солярке до 45–60 секунд на нефти. Впрочем, если двигатель и стартовал, то это не означало, что он будет стабильно работать. На холостом ходу он быстро терял обороты и глох, поэтому механику-водителю пришлось постоянно следить за тахометром на приборной панели и быстро реагировать на отклонения его стрелки.

Снаружи танка был тот ещё перформанс. Когда движок начали прогревать перед началом движения, из выхлопной трубы повалил бело-сизый густой дым – нефть не успевала догорать в цилиндрах и в буквальном смысле испарялась в выхлопной системе на манер работы термодымовой аппаратуры. Даже плюсы отыскать можно: какая-никакая, но маскировка. Но затем, видимо, маскировка трансформировалась в акт устрашения противника и всех, кто был рядом с машиной.

Дым внезапно изменил цвет на чёрный и дополнился языками пламени, вылетавшими на полметра – так стало ясно, что силовая установка вышла на стабильные обороты. Как только водитель нажимал на педаль газа и танк трогался с места, выхлопная труба превращалась в некое подобие огнёмёта, выбрасывая пламя уже на полтора метра. Всё это зрелище сопровождалось громкими хлопками в моторно-трансмиссионном отсеке. В таком виде Т-55 и отправился на опытные забеги. Хотя забегами это назвать было сложно: при езде на 4–5 передаче быстро наступал перегрев и, как следствие, вынужденная остановка для охлаждения, да и обороты без конца шалили.

Тяга упала, расход вырос

Для того чтобы выяснить, насколько изменились тяговые показатели дизеля на нефти, на танке совершили несколько пробегов по бетонной трассе. Результаты оказались не очень-то обнадёживающими, но это и было ожидаемо, хотя тот факт, что машина хотя бы могла ехать и, пусть и плохо, но даже разгоняться до приличных скоростей и преодолевать некоторые подъёмы, вселял определённые надежды.

Новое «топливо» непременно сказалось на приемистости мотора, показатели которой катастрофически упали. Для примера можно взять такую простую дисциплину, как время разгона с места до скорости 30 км/час. С нефтью в баках Т-55 сделал это за 21 секунду, тогда как на солярке этот показатель находился на уровне 12,7 секунды. Максимальная скорость тоже пострадала: 46 км/час с разгоном за 51 секунду на нефти против 54,4 км/час за 35 секунд на дизельном топливе. Более подробное сравнение можно посмотреть в прикреплённой ниже таблице.

Сравнение показателей двигателя на дизельном топливе и нефти. Источник: журнал «Вестник бронетанковой техники» № 4 за 1987 год

Сравнение показателей двигателя на дизельном топливе и нефти. Источник: журнал «Вестник бронетанковой техники» № 4 за 1987 г.


Чтобы определить, по какой именно причине приемистость опустилась ниже плинтуса, нужно взглянуть на мощность севшего на «нефтяную диету» двигателя. Она упала практически на четверть: в среднем на 26,5 % и составляла 426,3 лошадиных сил вместо штатных 580. Пропорционально этому сократилась и удельная тяга: от 20 % на 2-й передаче до 33 % на 5-й.

Удельная тяга Fд по передачам с II по V. Сплошная линия – дизтопливо; штриховая – нефть. Источник: журнал «Вестник бронетанковой техники» № 4 за 1987 год

Удельная тяга Fд по передачам с II по V. Сплошная линия – дизтопливо; штриховая – нефть. Источник: журнал «Вестник бронетанковой техники» № 4 за 1987 год


Подъёмы дались испытуемой машине не менее тяжело. Например, работая на дизтопливе, Т-55 мог преодолеть подъём крутизной 10 градусов на любой передаче вплоть до 4-й включительно, но на нефти глох уже на 3-й. То же самое с бедолагой происходило уже на 2-й передаче, когда он пытался преодолеть 15-градусный подъём. Угол крутизны 20 градусов, как ни странно, на обоих видах горючего поддавался машине на 1-й передаче.

Преодоление подъёмов с углом от 10 до 20 градусов. Vо – начальная скорость подъёма; Vк – конечная скорость подъёма; Sп – путь подъёма. Числитель – дизтопливо, а знаменатель – нефть. Источник: журнал «Вестник бронетанковой техники» № 4 за 1987 год

Преодоление подъёмов с углом от 10 до 20 градусов. Vо – начальная скорость подъёма; Vк – конечная скорость подъёма; Sп – путь подъёма. Числитель – дизтопливо, а знаменатель – нефть. Источник: журнал «Вестник бронетанковой техники» № 4 за 1987 год


Завершались сравнительные испытания небольшим пробегом по твёрдой грунтовой трассе с покрытием из щебня. Повороты на ней были плавными, а подъёмы и спуски – самой минимальной крутизны. Здесь уже пытались вычислить среднюю скорость движения и такой же средний расход топлива. Эти данные практической пользы вообще не имели, но посмотреть на них стоит. Нефть дала среднюю скорость около 36,4 км/час, солярка – 41,2 км/час. Расход на 1 км пути у нефти составил 3,32 литра, а у дизтоплива – 2,6 литра.

После всех экзекуций остатки нефти были слиты из баков, а взамен заправлено дизельное топливо. На нём машина прошла 40 км. Водитель отметил, что работа силовой установки несколько улучшилась, хотя в целом оставалась нестабильной. Всё так же присутствовал сильный перегрев и чёрный выхлоп.

Вскрытие показало

Всего двигатель на нефти отработал 20 часов. Учитывая, какие нагрузки он испытывал и как понизились его характеристики, можно было предположить, что его внутренним элементам конструкции нанесён значительный ущерб, но на деле вышло иначе.

Осмотр показал, что цилиндро-поршневая группа находилась в работоспособном состоянии. Имелся увеличенный нагар на днищах поршней, а подвижность поршневых колец оказалась ограничена. Также крупные слои нагара появились на тарелках клапанов со стороны камеры сгорания.

В общем, ничего серьёзного. Зато выяснилась причина языков пламени из выхлопной трубы: в семи форсунках – всего их двенадцать – зависли иглы, от чего нефть не распылялась, а в буквальном смысле струилась. Это стало причиной неполного её сгорания в цилиндрах и догорания уже вне танка.

Из внешних систем можно отметить ротор масляной центрифуги, который, как и масляный фильтр, оказался чуть ли не под завязку забит твёрдыми и мазеобразными отложениями. Это было связано с тем, что вязкость масла по мере работы на таком нестандартном топливе увеличивалась в два раза. Плохо себя чувствовал и фильтр грубой очистки топлива, засорявшийся каждые 1,4–2,5 часа настолько, что полностью перекрывал ход нефти, от чего двигатель тут же останавливался.

Каков же был вывод из всего вышеперечисленного? Четырёхтактный дизельный двигатель действительно может работать на нефти. Да, тяговые характеристики упадут, фильтр грубой очистки топлива придётся чистить каждые полтора-два часа, да и больше 20 часов не покатаешься просто потому, что масло вообще перестанет поступать к трущимся частям из-за повышения вязкости и механических примесей, но танк тронется с места и поедет. И поедет не только Т-55, но и Т-72, и Т-90 – все они оснащены моторами одного семейства В-2, которое на практике доказало свою многотопливность.

February 7 2020, 15:42

Category:

  • Армия
  • Cancel

Танк Т-34 на марше

На многих фотографиях времен Второй мировой войны можно видеть, что на бортах корпуса советских Т-34 установлены бочки. Давайте разбираться, зачем они нужны и что в них было.

Танк сам по себе очень сложная машина, которая должна сочетать в себе огневую мощь, маневренность и могущество брони. Конструкторам было необходимо объединить все эти качества и создать боеспособный агрегат.

Ёмкость топливных баков у Т-34 — 540 литров. Расход топлива у тридцатьчетвёрок на сто километров движения по шоссе составляет 140-150 литров. На пересеченной местности расход значительно увеличивается. Получается, если танк находится на марше, то без дополнительной заправки он проедет максимум 385 километров. Для продления автономности движения танка на бортах корпуса устанавливались обычно два топливных бака по 90 л каждый, но при особой необходимости крепили дополнительные баки. Эти наружные баки были по сути просто бочками и к системе питания двигателя не подключались. Но была предусмотрена и принудительная подача топлива с помощью топливного насоса НК-1.


Танк Т-34-85 фото с дополнительными баками

Если же считать автономность движения с дополнительными баками, то выходит почти 515 километров, что на 128 километров больше, чем при использовании только внутренних баков.

Но помимо топлива танку необходимо масло для работы двигателя, ёмкость внутренних масляных баков — 76 литров. Мотор В-2 пожирал уйму масла. Именно его, кстати, помимо дизельного топлива, возили в бочках, укрепленных на корпусе.

Непосредственно перед боевыми действиями топливо и масло сливалось, а бочки могли быть использованы в качестве дополнительной защиты, для этого их наполняли песком. Но не всегда хватало времени подготовиться к бою, поэтому на некоторых фотографиях боевых действий танки были с бочками. Во время маршей и парадов бочки устанавливали на место.


Танк Т-34-85 с БДШ

Помимо бочек с горючим и маслом, на танк крепилась БДШ (большая дымовая шашка), которая так же имела форму бочки. В спокойных погодных условиях шашка образовывала облако дыма до 200 метров в диаметре, которое скрывало за собой танк.  с

January 7 2020, 18:39

Category:

  • Армия
  • Cancel

(Добавление сюда: http://bouriac.ru/ARTICLES/T-34.htm)

А ещё Т-34 был выдающимся по запасу хода: 270 км по шоссе про-
тив 140 км у PzKpfv-III и 180 км у PzKpfv-IV. Только не понятно,
зачем. Большой запас хода обусловливался в основном большим запа-
сом топлива, а большой запас топлива — это…

— дополнительное количество горючего вещества на случай вос-
пламенения топлива в танке;

— дополнительная потеря ресурса в случае подбития танка;

— большие размеры топливных баков, означающие более высокую
вероятность их пробития снарядом — со всеми вытекающими
последствиями;

— занятие места в заброневом пространстве в ущерб удобству
экипажа и боезапасу;

— немножко даже дополнительная нагрузка на драгоценный
танковый двигатель;

Пустое место в баке танка, насыщенное парами топлива, взрыво-
опасно, даже если это топливо — [жидкость для гашения факелов]
солярка. А чем больше бак, тем больше в нём может быть паров.

Альтернатива вместительным бакам очень простая. Называется она
«бензовоз».

Единственная форма боевого применения, при которой очень жела-
тельны вместительные баки, — это рейд по вражеским тылам (и его
популярная в РККА разновидность — выход из окружения). Бензовозы
в такой ситуации действительно слишком уязвимы. Но на такой
случай есть навесные баки (правда, они не защищены бронёй).

Гонять танки в длительных маршах значит зря переводить моторе-
сурс, хотя иногда, конечно, делать это приходится. Для дальних
перемещений танков есть грузовые платформы железнодорожных поез-
дов. Кстати, при этом и топливо экономится.

И при длительных маршах танки всё равно так или иначе регулярно
останавливаются на технический осмотр и на отдых экипажей — и
соответственно получают возможность дозаправки.

Таким образом, большой запас топлива у танка — это скорее
адаптация к низкому уровню организации снабжения. Вообще, к
неразберихе. У кого она вероятнее, тому и вместительные баки
нужнее.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сколько может проехать тесла на одной зарядке
  • Сколько стоит час работы джуниор программиста
  • Сколько стоит час работы дизайнера фрилансера
  • Сколько стоит час работы няни в екатеринбурге
  • Сколько стоит час работы преподавателя в вузе