Сколько метров от контейнерной площадки должны убирать управляющие компании

27 декабря 2018 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 15.12.2018 № 1572, которое внесло изменения в распределение обязанностей между региональными операторами по обращению с ТКО и собственниками земли, на которой расположены места для сбора мусора. Попробуем разобраться в новых требованиях законодательства.

За мусор с момента его погрузки отвечает региональный оператор

Согласно ч. 8 ст. 23 № 458-ФЗ, в регионах РФ с 1 января 2019 года должна действовать новая схема по обращению с ТКО: вывоз мусора становится коммунальной услугой, которую исполняет региональный оператор по утверждённым тарифам. Именно регоператор с этого времени отвечает за сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение твердых  коммунальных отходов, правила которых закреплены в ПП РФ № 1156.

Внедрение этой схемы отложено только в городах федерального значения и регионах, где конкурс по отбору регоператора не состоялся и не нашлось компании, которая бы могла взять на себя эти функции (№ 483-ФЗ). В остальных субъектах РФ региональный оператор по обращению с ТКО уже должен работать в соответствии с нормами ПП РФ № 1156.

Кто такой регоператор по обращению с ТКО и чем он занимается

Кто такой регоператор по обращению с ТКО и чем он занимается

За содержание контейнерной площадки не всегда отвечает собственник земли

Выбранный региональный оператор отвечает за обращение с ТКО с момента их погрузки в мусоровоз (п. 13 ПП РФ №1156). До ПП РФ № 1572 за накопление и сбор мусора, а также за создание и содержание мест для накопления ТКО, контейнерной площадки всегда отвечал собственник земли, на которой сбор отходов был организован (пп. «д(2)» п. 11 ПП РФ № 491).

То есть собственник земли создавал и содержал контейнерную площадку, на которой накапливались ТКО, а региональный оператор собирал мусор в мусоровозы и с этого момента отвечал за их транспортировку, сортировку, обезвреживание, утилизацию и захоронение.

ПП РФ № 1572 изменило данную схему, признав утратившим силу ч. III типового договора с регоператором, утверждённого ПП РФ № 1156, где была прописана ответственность собственника земли за контейнерные площадки, размещённые на неоформленных участках (пп. «б» п. 5 ПП РФ № 1572). С 27 декабря 2018 года за такие места для накопления ТКО отвечает орган местного самоуправления.

Ранее за уборку места погрузки ТКО отвечал собственник земли

К содержанию контейнерных площадок и мест накопления ТКО, за которое отвечали управляющими организации, относятся установка, обслуживание (покраска, ремонт и др.) и очистка урн, мусоропроводов, мусороприёмных камер и контейнерных площадок (п. 260-1 ПП РФ № 290, пп. «д(2)» п. 11 ПП РФ № 491). Эти работы входят в перечень обязательных, которые должна выполнять УО для надлежащего содержания общего имущества дома.

Своевременная уборка территории и систематическое наблюдение за её санитарным состоянием были отнесены к обязанностям УО по обслуживанию жилищного фонда в соответствии с п. 3.7.1 постановления № 170.

Следовательно, до момента погрузки мусора в мусоровоз и после отъезда спецмашины ответственность за состояние контейнерной площадки, размещённой на оформленной придомовой территории, несла управляющая организация. Именно она убирала территорию и контейнеры, если отходы были разбросаны.

О новых правилах создания и учёта площадок для сбора мусора

О новых правилах создания и учёта площадок для сбора мусора

С 2019 года уборка места погрузки отходов – обязанность регоператора

Новое ПП РФ № 1572 внесло изменения как ПП РФ № 1156, которое регулирует деятельность региональных операторов, так и в нормативно-правовые акты, которыми руководствуются УО при управлении многоквартирными домами: ПП РФ № 290, ПП РФ № 491, ПП РФ № 354.

1. К содержанию мест и площадок накопления ТКО не относятся работы по уборке мест погрузки отходов в спецмашины (пп. «д(2)» п. 11 ПП РФ № 491 в ред. ПП РФ №1156).

2. Эта обязанность исключена из минимального перечня работ по содержанию общего имущества МКД (п. п. 4, 25 ПП РФ № 290 в ред. ПП РФ № 1156).

Одновременно с этим уборка мест погрузки ТКО отнесена к обязанностям регионального оператора, что с 27 декабря 2018 года закреплено в п. 148(12) ПП РФ № 354 и п. 2 ПП РФ № 1156.

Для разграничения обязанностей собственников земли под контейнерной площадкой, расположенной на оформленной придомовой территории, и регоператора по вопросу содержания и уборки территории, где собираются ТКО, в п. 2 ПП РФ № 1156 введено понятие «уборка места погрузки ТКО».

Под такой уборкой следует понимать действия сотрудников регоператора по подбору и перемещению в мусоровоз отходов, обронённых или рассыпанных во время погрузочных работ. Такие действия включены в погрузку отходов.

Уборка контейнерной площадки в новой схеме обращения с отходами

Казалось бы, ПП РФ № 1572 разграничил обязанности регоператора по обращению с ТКО и управляющих организаций, которые отвечают за содержание общего имущества собственников, и обозначил чёткую схему:

1. УО организует площадку для накопления ТКО и ставит её на учёт в соответствии с ПП РФ № 1039 в случае, если место для сбора отходов размещено на сформированном земельном участке.

2. Жители дома складируют отходы на площадке, аккуратно размещая их в контейнерах.

3. Регоператор один раз в сутки при температуре выше 5°C и раз в трое суток при температуре 5°C и ниже организует погрузку ТКО в мусоровозы и их вывоз, при этом убирая за собой площадку, если в процессе погрузки что-то рассыпалось или разлетелось.

4. Управляющая домом организация следит за прилегающей территорией, за состоянием площадки, проводит её уборку и ремонт, при необходимости – дератизацию и дезинсекцию.

Регоператор, приезжая за мусором, должен начать погрузку на чистой территории контейнерной площадки. За этим следит УО. Уезжая с мусором, сотрудники регионального оператора должны убрать за собой и оставить площадку для накопления отходов опять же чистой.

Но это – в идеале. По факту возможен спор управляющей организации и регоператора, кто виноват в валяющемся в месте накопления ТКО и на прилегающей территории мусоре: не убрал за собой оператор или отходы разбросали жители/бродячие животные уже после их отъезда.

Возникают и другие вопросы: обязан ли региональный оператор убрать место погрузки ТКО, если по прибытии мусоровоза оно уже было загрязнено отходами? И должен ли он вывезти мусор, который не влез в контейнеры и размещён рядом с ними? В законодательстве нет прямой нормы, указывающей на обязанность регоператора это делать.

Земельный участок в составе общего имущества МКД

Земельный участок в составе общего имущества МКД

Действия УО после принятия ПП РФ № 1572

Поскольку ПП РФ № 1572 – новое и сложившейся практики по его применению ещё нет, можно предположить, что в каждом регионе и даже муниципалитете будет складываться собственная ситуация – в зависимости от условий договора с региональным оператором, позиции органа ГЖН, а затем – судебной практики.

Мы же хотим напомнить, что жители многоквартирных домов вряд ли будут разбираться, кто и почему не убирает контейнерную площадку, в чьи обязанности это входит. Скорее всего, они обратятся в орган ГЖН.

Если площадка находится на неоформленном земельном участке, то УО не отвечает за порядок в месте накопления ТКО и не может быть наказана за разбросанный мусор. Иной случай, если контейнерная площадка включена в состав общего имущества дома.

Чтобы не быть привлечёнными к административной ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию общего имущества МКД, управляющим организациям необходимо поддерживать чистоту на контейнерной площадке. А если регоператор не убирает после погрузки ТКО – фиксировать эти факты и добиваться исполнения норм ПП РФ № 1572, обратившись напрямую к региональному оператору или через контрольные органы.

Организация контейнерной площадки является очень болезненной темой при управлении многоквартирным домом. В условиях городской застройки непросто соблюсти требования по размещению таких объектов. Одновременно региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) отказываются осуществлять замену контейнеров за свой счет. В такой ситуации данные проблемы ложатся дополнительной финансовой нагрузкой на управляющую домом организацию.

Кто должен менять контейнера

Содержание контейнерной площадки и замену контейнеров осуществляет собственник земельного участка, на котором они расположены (ст. 209 ГК РФ). Если данная территория является муниципальной, то обязанным лицом будет являться орган местного самоуправления. Если же земельный участок включен в состав общего имущества, то обязанность по содержанию «мурсорки», на нем расположенной, будет являться зоной ответственности управляющей домом организации (п. 1 ст. 161 ЖК РФ).

Прямой обязанности для регионального оператора осуществлять замену контейнеров – законодательством не предусмотрено.
Тариф на обращение с ТКО подлежит государственному регулированию. Каждый год региональный оператор защищает свой тариф в тарифном органе, который заводит под заявителя отдельное тарифное дело. Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 г. № 484. Они не содержат обязанности для регионального оператора включать замену контейнеров в тариф на обращение с ТКО.

При этом дополнительные требования к контейнерным площадкам установлены региональным и муниципальным законодательством. Например, в соответствии с п. 3 ст. 15 Закона Московской области от 30 декабря 2014 года № 191/2014-ОЗ «О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области», обязательный перечень элементов благоустройства территории  контейнерной площадке включает: твердые виды покрытия; элементы сопряжения поверхности площадки с прилегающими территориями; контейнеры для накопления твердых коммунальных отходов, в том числе для сбора люминисцентных ламп, бытовых химических источников тока (батареек); осветительное оборудование.
Аналогичные дополнительные требования есть в ряде муниципальных образований (городов).

Несмотря на то, что региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз, тем не менее, в ряде регионов есть министерские соглашения о замене контейнеров силами региональных операторов (прежде всего, если они расположены на муниципальной территории). Однако по большей части это редкость.

Как осуществить замену контейнеров

По большому счету нормы федерального законодательства не содержат для управляющей организации прямой обязанности осуществлять замену контейнеров. В определенном смысле все законодательство оперирует «окольными нормами». Под окольными нормами, как ранее было сказано, подразумевается региональное и муниципальное законодательство.

Например, Правила благоустройства города Казани (утвержденные Решением Казанской городской думы 18.10.2006 г. № 4-12) устанавливают в качестве прямой обязанности для управляющей организации:

новку контейнеров для твердых бытовых отходов, а в неканализированных зданиях – помимо этого и сборников для жидких бытовых отходов;
— вывоз твердых бытовых и крупногабаритных отходов согласно утвержденному графику;
— содержание в чистоте и исправном состоянии контейнеров (бункеров) и контейнерных площадок, подъездов к ним (п. 154.3-153.5).

Поскольку региональный оператор замену контейнеров обычно делать не хочет, а кто-то ее делать должен, крайним, как правило, оказывается управляющая домом организация. Она вынуждена за счет текущего тарифа организовать место сбора ТКО и установить на ней контейнера.
Итак, рассмотрим рабочие схемы замены контейнеров на придомовой территории МКД.

1. Покупка. Самый просто и самый затратный вариант. В среднем стоимость одного евроконтейнера на колесиках с закрывающейся крышкой в ценах 2021 года 20-30 т.р. На один многоквартирный дом (300 квартир) нужно не менее 6-8 таких евроконтейнеров. Таким образом, эти работы ложатся нагрузкой на управляющую организацию в размере 200 000 рублей.

2. Лизинг, т.е. долгосрочная аренда. Чаще всего этот вариант используется путем заключения соглашения с региональным оператором. В рамках такого договора раз в месяц управляющая организация оплачивает региональному оператору оговоренную сумму аренды, а он эксплуатирует данные объекты. Поскольку региональные операторы закупают контейнера большими партиями, лизинг может быть дешевле самостоятельной покупки и последующей установки.

3. Замена старых контейнеров на новые с доплатой. Обычно такой вопрос также решается через регионального оператора.

4. Бесплатная замена контейнеров региональным оператором. Это возможно только в том случае, если в тарифе регионального оператора на обращение с ТКО заложена установка контейнеров (либо это условие прописано в договоре на обращение с ТКО). Тогда он прямо обязан заменить эти объекты бесплатно, поскольку защищенный в тарифном органе тариф включает эти издержки.

5. Субсидирование замены контейнеров органом местного самоуправления. В зависимости от муниципального образования могут использоваться разные варианты: например, участие в грантовой поддержке, ежегодно выделяемой муниципалитетом. Кроме того, могут быть специальные программы по обустройству мест сбора ТКО (но в большей степени это редкость).

Содержание контейнерной площадки

Ранее было указано, что содержание контейнерной площадки осуществляет то лицо, на чьей земле площадка установлена.
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

Расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населённых пунктах – не менее 25 метров, в сельских населённых пунктах – не менее 15 метров (п. 3 и 4 СанПиН 2.1.3684-21).

В контейнерах запрещается складировать горящие, раскаленные или горячие отходы, крупногабаритные отходы, снег и лед, осветительные приборы и электрические лампы, содержащие ртуть, батареи и аккумуляторы, медицинские отходы, а также иные отходы, которые могут причинить вред жизни и здоровью лиц, осуществляющих погрузку (разгрузку) контейнеров, повредить контейнеры, мусоровозы или нарушить режим работы объектов по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов (п. 14 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156).

Кроме того, есть норма о том, что региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами отвечает за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз. Погрузка твердых коммунальных отходов включает в себя уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов (п. 148.12 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354).

При этом уличный смет, образующийся при уборке придомовой территории, подлежит учету при определении нормативов ТКО. А вот отходы, образующиеся в процессе содержания зеленых насаждений (ветки, листва, древесные остатки), не соответствуют определению ТКО, так как являются отходами, образованными вне жилых помещений (Письмо Минприроды России от 21.07.2020 № 08-25-53/18336 «Об отнесении образующихся в процессе содержания зеленых насаждений отходов к ТКО»).

На контейнерных площадках должно размещаться не более 8 контейнеров для смешанного накопления ТКО или 12 контейнеров, из которых 4 – для раздельного накопления ТКО, и не более 2 бункеров для накопления КГО (п. 6 СанПиН 2.1.3684-21).

Организация сбора пластика

Организовать раздельный сбор мусора при текущем законодательстве (особенно региональном) крайне проблематично. Однако эти сложности не распространяются на пластик: жители многоквартирных домов в большей части психологически готовы к отдельному выносу и выбросу пластика, которого в последние годы становится все больше.

Поэтому установка на контейнерной площадки места сбора для пластиковых отходов – является жизненной необходимостью. Кроме того, подобный шаг – хорошая демонстрация экологичного подхода управляющей домом организации, ее понимания важности прекращения захоронения пластика в живой природе.
Многие региональные операторы бесплатно устанавливают контейнеры для сбора пластиковых отходов, поскольку в дальнейшем они сдают их на переработку и дополнительно на этом зарабатывают.

Автор: Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, член экспертного совета Ассоциации «Р1», кандидат наук
Сайт: pavelkuznetzov.ru

С этого года всем организациям, которые занимаются управлением МКД, мы рекомендуем провести ревизию своего «мусорного» хозяйства. В большинстве регионов РФ уже работают региональные операторы по обращению с ТКО и УО, ТСЖ, ЖСК должны заключить новые договоры, привыкнуть к новым правилам работы.

Из рекомендации вы узнаете, в каких случаях управляющая МКД организация обязана содержать контейнерную площадку, как организовать работы и какая ответственность грозит за ненадлежащее содержание.

Внимание: теперь сведения обо всех контейнерных площадках должны быть внесены в реестр мест (площадок) накопления ТКО.
Причина в том, что с начала этого года вступили в силу Правила обустройства мест (площадок) твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденные постановлением Правительства от 31.08.2018 № 1039.

В ЧЬИ ОБЯЗАННОСТИ ВХОДИТ СОДЕРЖАТЬ КОНТЕЙНЕРНУЮ ПЛОЩАДКУ

Контейнерную площадку обязан содержать тот, кому принадлежит земля, на которой она расположена. Это прямо следует из статьи 210 ГК. В случае с контейнерной площадкой на придомовой территории содержать ее может орган местного самоуправления или собственники помещений в МКД в лице УО или жилищного объединения (рисунок 1).

Кому может принадлежать придомовая территория

            Узнайте, обязаны ли вы содержать контейнерную площадку

Обязательные условия, при которых земельный участок входит в состав общего имущества собственников помещений в МКД, следуют из статьи 16 Закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ.

На рисунке 1 мы показали, в каком случае содержать контейнерную площадку будет управляющая МКД организация.

Рисунок 1. Контейнерная площадка размещена в границах земельного участка, который входит в состав общего имущества

На рисунке 2 контейнерная площадка расположена за пределами придомовой территории, и содержать ее должен орган местного самоуправления.

Рисунок 2. Контейнерная площадка размещена на земельном участке, который не входит в состав общего имущества

Получается, что отвечать за содержание контейнерной площадки будет орган местного самоуправления, если земельный участок под МКД не сформирован или не поставлен на кадастровый учет.

Дело в том, что уборка и очистка земельного участка, который не включен в состав общего имущества, озеленение территории и уход за элементами озеленения на этом земельном участке не входят в состав работ и услуг по содержанию общего имущества в МКД (п. 15 Правил № 491). Содержать контейнерные площадки, специальные площадки для складирования КГМ должен орган местного самоуправления, если земельный участок находится в муниципальной собственности.

Справочник: какие работы проводить на придомовой территории

            Чтобы точно знать, включена ли земля под МКД в состав общего имущества собственников помещений, можно обратиться с запросом в Росреестр.

Ситуация: в каких случаях за содержание контейнерной площадки отвечает региональный оператор

Законом не предусмотрены случаи, когда региональный оператор должен нести ответственность именно за содержание контейнерной площадки.

Региональный оператор отвечает не за содержание контейнерной площадки, а за обращение с ТКО с момента, когда его сотрудник принял ТКО – погрузил их в мусоровоз в местах накопления ТКО. Это закреплено пунктом 148(12) Правил № 354. В части чистоты контейнерной площадки это означает, что в обязанности сотрудника входит подбирать выпавший из контейнеров и бункеров мусор (п. 2, 13 Правил обращения с ТКО).

Содержать места (площадки) накопления ТКО, за исключением уборки мест погрузки, по общему правилу входит в обязанности организации, которая управляет МКД (подп. «д(2)» п. 11 Правил № 491).

ГДЕ РАСПОЛОЖИТЬ КОНТЕЙНЕРНУЮ ПЛОЩАДКУ

Площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м.

Размер площадки зависит от количества контейнеров, которые необходимы жителям конкретного МКД. Таких контейнеров не должно быть более пяти (рисунок 3).

Если нет возможности соблюсти установленные нормативы, орган МСУ вправе принять решение об установке контейнерной площадки с нарушением нормативов. Такое решение орган МСУ обязан согласовать с Роспотребнадзором (с учетом СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утв. постановлением главного государственного санитарного врача от 10.06.2010 № 64). Например, не всегда можно организовать контейнерную площадку по правилам в районах сложившейся застройки.

Рисунок 3. Схема расположения контейнерной площадки на придомовой территории

Открыть подсказки

На контейнерной площадке должна быть размещена информация об обслуживаемых объектах и о собственнике площадки (п. 14 Правил № 1156).

Рисунок 4. Вывеска на контейнерной площадке

Места временного хранения отходов, особенно на жилой территории, согласуйте с районным архитектором и районными санэпидстанциями. Это предусматривает пункт 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест».

КТО ОБЯЗАН ОСНАЩАТЬ КОНТЕЙНЕРНУЮ ПЛОЩАДКУ КОНТЕЙНЕРАМИ

Оснащать контейнерную площадку контейнерами по общему правилу обязан тот, кто ее содержит. Но эта обязанность может быть передана регоператору ТКО.

Если контейнерная площадка находится на территории в составе общего имущества собственников МКД, то покупает контейнеры управляющая МКД организация. Расходы на контейнеры в этом случае несут собственники в рамках расходов за содержание жилого помещения в МКД. Если контейнерную площадку содержит орган МСУ, то он и отвечает за оснащение площадки контейнерами.

Обязанность по оснащению контейнерных площадок контейнерами может взять на себя регоператор по обращению с ТКО. Для этого необходимо, чтобы наступили два события:

  • субъект РФ внес расходы на контейнеры в тариф по обращению с ТКО;
  • регоператор изменил действующий договор по обращению с ТКО либо заключил новый, который закрепляет обязанность регоператора приобретать контейнеры.

Расходы регоператора на приобретение контейнеров для накопления отходов могут вносить в расчет необходимой валовой выручки для формирования тарифа по обращению с ТКО с 27.12.2018 (п. 90 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. постановлением Правительства от 30.05.2016 № 484, постановление Правительства от 15.12.2018 № 1572).

СКОЛЬКО КОНТЕЙНЕРОВ УСТАНОВИТЬ НА ПЛОЩАДКЕ

Максимальное количество мусоросборников (контейнеров) на контейнерной площадке – пять. Чтобы определить необходимое число контейнеров, исходите из:

  • численности населения, которое ими пользуется;
  • нормы накопления отходов;
  • сроков хранения отходов.

Расчетный объем мусоросборников должен соответствовать фактическому накоплению отходов в периоды наибольшего их образования. Такие правила названы в пункте 2.1.4 СанПиН 42-128-4690-88.

Если планируется раздельный сбор ТБО, то для «сухих» отходов, в отношении которых предусмотрена переработка, установите отдельный контейнер. Это связано с тем, что нельзя выбирать вторичное сырье из сборников отходов, а также из мусоровозного транспорта (п. 2.2.5 СанПиН 42-128-4690-88). К вторичному сырью относятся текстиль, банки, бутылки, другие предметы.

КАКИЕ РАБОТЫ ВКЛЮЧАЮТ В СОДЕРЖАНИЕ КОНТЕЙНЕРНОЙ ПЛОЩАДКИ

Перечень работ по содержанию контейнерной площадки определен в минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденном постановлением Правительства от 03.04.2013 № 290 (далее – Минимальный перечень).

Содержать контейнерную площадку и ее ограждение нужно в чистоте. Следите за исправностью ограждения.

Если контейнерная площадка входит в состав общего имущества собственников в МКД, управляющая МКД организация в холодный и в теплый период обязана:

  • подметать и убирать контейнерную площадку;
  • обслуживать и очищать мусоропроводы и мусороприемные камеры;
  • очищать от мусора и промывать урны, установленные возле подъездов.

И в холодный, и в теплый период года должны проводиться:

  • подметание и уборка контейнерной площадки, которая входит в состав общего имущества в МКД;
  • обслуживание и очистка мусоропроводов, мусороприемных камер;
  • очистка от мусора урн, установленных возле подъездов, и их промывка.

Это предусматривают пункты 24, 25, 26(1) Минимального перечня.

Содержание контейнерной площадки не включает в себя уборку просыпавшегося из контейнеров и бункеров мусора при его погрузке на транспорт. Убрать просыпавшийся мусор обязан регоператор ТКО. Это следует из пунктов 2, 13 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства от 12.11.2016 № 1156.

Ситуация: кто должен собирать опасные отходы, например ртутные лампы

  • организация накопления отходов I–IV классов опасности, например отработанных ртутьсодержащих ламп (далее – опасные отходы);
  • передача опасных отходов в организации, имеющие лицензии на сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение таких отходов.

Такие правила предусматривает подпункт «д(2)» пункта 11 Правил № 491 и пункт 26(1) Минимального перечня.

Ситуация: обязаны ли УО, ТСЖ, ЖСК проводить дератизацию и дезинсекцию контейнерной площадки

УО обязана выполнять дератизацию и дезинсекцию контейнерной площадки, если территория под площадкой входит в состав общего имущества собственников в МКД. Это следует из части 1 статьи 161 ЖК, пункта 23 минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, утвержденного постановлением Правительства от 03.04.2013 № 290, и пункта 9.2 СанПиН 2.1.2.2645-10.

Закон не устанавливает периодичность проведения дератизации и дезинсекции в МКД, УО, ТСЖ, ЖСК определяют ее по своему усмотрению. Также достаточным основанием для таких работ будет заявление собственника помещения в МКД. Управляющая МКД организация может составить график дератизации и дезинсекции контейнерной площадки и согласовать его с собственниками помещений. Формат графика законодательство не устанавливает, поэтому он может быть произвольным.

УО, ТСЖ, ЖСК определяют по своему усмотрению периодичность дератизации и дезинсекции в МКД, закон это не устанавливает. Также достаточным основанием для таких работ будет заявление собственника помещения в МКД. Управляющая МКД организация может составить график дератизации и дезинсекции контейнерной площадки и согласовать его с собственниками помещений. Формат графика может быть произвольным.

Предупредите жителей о том, что в контейнерах запрещается складировать отдельные категории отходов. Пример объявления есть на рисунке 5.

Рисунок 5. Пример объявления на контейнерной площадке

КАК ЧАСТО ВЫВОЗИТЬ ОТХОДЫ, ЧТОБЫ НАДЛЕЖАЩИМ ОБРАЗОМ СОДЕРЖАТЬ КОНТЕЙНЕРНУЮ ПЛОЩАДКУ

Чтобы определить сроки вывоза отходов, в первую очередь нужно обратиться к условиям договора, который вы заключили с региональным оператором по обращению с ТКО. Дело в том, что периодичность и время вывоза ТКО – это одно из существенных условий договора, который заключается с региональным оператором (подп. «в» п. 25 Правил № 1156). Обратимся к условиям типового договора, утвержденного постановлением Правительства от 12.12.2016 № 1156.

В пункте 2 типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами указано, что периодичность вывоза ТКО определяется согласно приложению к договору. На рисунке 6 показано, как выглядит приложение к типовому договору.

Рисунок 6. Приложение к типовому договору на оказание услуг по обращению с ТКО

Получается, что в типовом договоре непосредственно сроки вывоза ТКО не указаны, стороны должны определить их самостоятельно. Если в вашем договоре с регоператором еще не названы сроки вывоза ТКО, руководствуйтесь нормами СанПиН 42-128-4690-88.

Срок хранения в холодное время года (при температуре –5 ºС и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре – свыше +5 ºС) – не более одних суток (ежедневный вывоз). Короткие сроки связаны с тем, что при временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения (п. 2.2.1 СанПиН 42-128-4690-88).

В пункте 8.2.4 СанПиН 2.1.2.2645-10 также указаны сроки накопления отходов, но они не противоречат нормам СанПиН 42-128-4690-88. К такому выводу пришел Верховный суд в решении от 09.12.2014 № АКПИ14-1216. Дело в том, что пункт 2.2.1 СанПиН 42-128-4690-88 устанавливает требования к хранению отходов в дворовых контейнерах (сборниках), а пункт 8.2.4 СанПиН 2.1.2.2645-10 – в контейнерах, располагающихся в жилых зданиях и помещениях.

Удаление негабаритных отходов из домовладений следует производить по мере их накопления, но не реже одного раза в неделю (п. 2.2.9 СанПиН 42-128-4690-88).

КТО НЕСЕТ АДМИНИСТРАТИВНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПЛОХОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОНТЕЙНЕРНОЙ ПЛОЩАДКИ

За грязь и мусор на контейнерной площадке в первую очередь ответит ее владелец.     В нашем случае это будет организация, которая управляет МКД, или орган местного самоуправления.

Отдельного штрафа за ненадлежащее содержание придомовой территории нет, ГЖИ будет рассматривать это нарушение как ненадлежащее содержание придомовой территории (таблица 1).

Таблица. Административная ответственность УО, ТСЖ, ЖСК за ненадлежащее содержание придомовой территории

ТСЖ, ЖСК
(
ст. 7.22 КоАП)

УО
(
ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП)

Если не исполнить предписание ГЖИ
(
ч. 1 ст. 19.5 КоАП)

Юридическое лицо

40–50 тыс. руб.

250–300 тыс. руб.

10–30 тыс. руб.

Должностное лицо

4–5 тыс. руб.

50–100 тыс. руб. или дисквалификация на срок до трех лет

1–2 тыс. руб. или дисквалификация на срок до трех лет

Бывает так, что места накопления твердых коммунальных отходов не регулярно убираются от остатков мусора, снега, а то и совсем находятся в плачевном состоянии.

Для населения вопрос оборудования контейнерных площадок остается открытым – кто должен заниматься их организацией и содержанием?

Согласно законодательству, обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, расположенных на земельных участках, входящих в общедомовое имущество, лежит на собственниках помещений многоквартирных домов (МКД) или лицах, осуществляющих управление МКД (УК, ТСЖ, ЖСК и тд.). (подпункт «д(2)» пункта 11 Правил № 491).

Если же контейнерная площадка расположена за границами земельного участка МКД, то обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО несут органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены такие площадки.

Управляющая организация или муниципалитет, обязаны  содержать в чистоте саму контейнерную площадку, ограждение вокруг нее и следить, чтобы оно было исправным.

И в холодный, и в теплый период года УК  должны:

  • подметать и убирать контейнерные площадки, которые входят в состав общего имущества в МКД;
  • очищать от мусора и промывать урны возле подъездов;
  • подавать заявку на вывоз крупногабаритных отходов, а также обрезанных веток деревьев, сложенных в контейнер.

К содержанию контейнерных площадок и мест накопления ТКО, за которые отвечают управляющие организации относятся: установка и обслуживание (покраска, ремонт и т.д.).

Также, согласно п. 4 СанПиН 2.1.3684-21 расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до МКД, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 м., но не более 100 м. до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах — не менее 25 м.

Согласно требованиям СанПиН 2.1.3684-21 контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров), должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

По вопросам ненадлежащего оборудования контейнерной площадки следует обращаться в управляющую организацию либо орган местного самоуправления (22-18-85; 22-18-61). 

Также отметим, что региональный оператор должен вывозить ТКО в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °C и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °C) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз).

При этом вывоз крупногабаритных отходов должен осуществляться по мере их накопления, но не реже 1 раза в 10 суток при температуре наружного воздуха плюс 4 °C и ниже, а при температуре плюс 5 °C и выше — не реже 1 раза в 7 суток.

Сообщать о местах, где расположены переполненные мусором контейнеры, необходимо региональному оператору по обращению с ТКО. 

Телефон ЕДС: 8 800 350 51 15 (с 8:00 до 20:00).
 В социальной сетях: https://vk.com/ro_tko_yanao.
 Форма обратной связи на сайте www.tkoyamal.ru.
 
 Вопрос с вывозом мусора должен быть решен в течение 1 суток.
 Телефоны горячих линий: 
 РО ТКО ЯНАО — 8(34922)40440;
 ДТПЭиЖКК ЯНАО — 8(34922)35886.

Требования к содержанию контейнерных площадок жилых домов и общественных организаций

В любом населенном пункте должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов.

За благоустройство и содержание контейнерных площадок отвечают управляющие компании, региональные операторы или органы местного самоуправления. 

На контейнерной площадке могут располагаться как обычные контейнеры, предназначенные для сбора бытового мусора, так и бункеры-накопители (контейнеры из металла объемом от 8м3 до 12м3, имеющие особую конструкцию и повышенную грузоподъемность, достигающую 5 тонн). Бункеры-накопители используются для сбора строительных и крупногабаритных отходов. 

Независимо от видов мусоросборников (контейнеры и бункеры), контейнерные площадки, на которых они установлены, должны иметь подъездной путь, твердое асфальтовое или бетонное покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод. Покрытие не должно иметь повреждений — это является профилактикой грызунопроницаемости, ведь не секрет, что контейнерные площадки являются излюбленным местом обитания грызунов. Также любая площадка, независимо от количества мусорных баков, должна иметь ограждение, чтобы мусор не попадал за пределы площадки. Высота ограждения должна быть не менее 1 метра.

Расстояние от контейнерных площадок до многоквартирных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, школ, детских садов, спортивных клубов должно быть не менее 20 и не более 100 метров.

До территорий медицинских организаций в городских населённых пунктах — не менее 25 метров; в сельских населённых пунктах — не менее 15 метров.

Допускается уменьшение не более чем на 25% указанных расстояний на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Данные требования изложены в приложении № 1 к СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

В случае раздельного накопления отходов, расстояние от контейнерных площадок до многоквартирных жилых домов и общественных зданий не должно быть менее 8 метров; до территорий медицинских организаций в городских населённых пунктах — не менее 10 метров, в сельских населённых пунктах — не менее 15 метров.

Выбор места размещения контейнерной и (или) специальной площадки на территориях ведения гражданами садоводства и огородничества осуществляется владельцами контейнерной площадки в соответствии со схемой размещения контейнерных площадок, определяемой органами местного самоуправления.

Количество мусоросборников, устанавливаемых на контейнерных площадках, определяется хозяйствующими субъектами в соответствии с установленными нормативами накопления твердых коммунальных отходов.

В случае, если ваша контейнерная площадка не соответствует установленным нормативам, вы вправе обратиться с письменным заявлением в подрядную организацию, которая несет ответственность за порядок на территории вашего двора, а если проблема не решается — то направить обращение в адрес Управления Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу можно:

  • в форме электронного документа через форму «Прием обращений граждан» на сайте Управления http://78.rospotrebnadzor.ru
  • на почтовый адрес: 191025, г. Санкт-Петербург, ул. Стремянная, д.19.

По материалам сайта ФБУЗ «Центр гигиенического образования населения» Роспотребнадзора (http://cgon.rospotrebnadzor.ru/)

Прокурор разъясняет — Прокуратура Владимирской области

Прокурор разъясняет

Александровской городской прокуратурой проведен анализ требований действующего законодательства на предмет порядка организации и содержания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов при управлении многоквартирными домами.

Согласно подпункту «д(2)» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491, Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общества имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290, обязанность по организации, включая создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО в целях удовлетворения бытовых потребностей жителей обслуживаемых многоквартирных домов лежит на лицах, осуществляющих управление такими домами, что подтверждается выводами Верховного суда РФ (определение Верховного суда РФ от 16 апреля 2020 г. N 307-ЭС20-3601).

Проведенным мониторингом установлено, что в ряде случаев, в районе сложившейся застройки, места (площадки) накопления на придомовых территориях многоквартирных домов не созданы.

При этом фактическое накопление отходов, образующихся при удовлетворении бытовых потребностей жителей таких многоквартирных домов, осуществляется на контейнерных площадках, расположенных на муниципальных земельных участках (неразграниченной государственной собственности) либо на контейнерных площадках, расположенных на придомовых территориях иных многоквартирных домов, что подтверждается действующими реестрами мест (площадок) накопления ТКО

Вместе с тем из совокупности вышеуказанных норм следует, что обязанность по надлежащему содержанию контейнерных площадок, на которых осуществляется накопление ТКО от многоквартирных домов, возлагается на лиц, осуществляющих управление такими домами, вне зависимости от расположения площадок (в пределах или за пределами сформированного земельного участка).

В силу норм гражданского законодательства, правил благоустройства муниципальных образований порядок содержания таких контейнерных площадок, включая определение расходной части обязательств, должны быть установлены соответствующим соглашением заключенном между заинтересованными сторонами (в том числе соглашениями о совместном пользовании таким местом накопления)

Возложение указанной обязанности на иных лиц, включая органы местного самоуправления противоречит требованиям как федерального, так и муниципального законодательства.

Указанные выводы нашли своей отражение в действующей судебной практике.

Таким образом, из совокупности вышеуказанных норм федерального и местного законодательства следует, что обязанность лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, по организации места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов может быть исполнена одним из 2 способов:

создание места (площадки) накопления на территории земельного участка, входящего в состав общедомового имущества;

содержание контейнерной площадки, расположенной за границами придомовой территории при условии заключения соглашения о пользовании такой контейнерной площадки (в том числе совместном соглашении для группы домов).

Обратное будет свидетельствовать о нарушении жилищного законодательства, в том числе лицензионных требований; законодательства об отходах; законодательства в сфере благоустройства, что влечет соответствующую административную ответственность виновных лиц.

Так, в ходе проверки, проведенной городской прокуратурой, установлено, что ООО «Потенциал», ООО «ЖКС Алдега», ТСЖ «Черемушки», ТСЖ «Ческа-Липа 8» осуществляют управление многоквартирными домами, расположенным по адресу: 4/2, 4/3, 4/4 по ул. Терешковой; № 2, 8, 10 по ул. Ческа-Липа, г. Александров, на придомовых территориях которых места накопления не созданы.

При этом фактическое накопление отходов, образовавшихся при удовлетворении бытовых потребностей жителей вышеуказанных многоквартирных домов, осуществляется на контейнерной площадке, принадлежащей ТСН «Терешковой 4», которая находилась в ненадлежащем санитарном состоянии.

Вместе с тем в нарушение требований муниципальных правил благоустройства соглашение о совместном пользовании данной контейнерной площадкой ТКО между рассматриваемыми управляющими компаниями и ТСЖ не заключено.

В связи с выявленными нарушениями 26.10.2020 г. городским прокурором руководителям указанных жилищных организаций внесены представления об устранении нарушений законодательства в сфере обращения с ТКО, по результатам рассмотрения которых разработан проект вышеуказанного соглашения, находящейся в настоящее время в стадии заключения; проведены работы по очистке территории указанного места накопления ТКО.

Александровская городская прокуратура

О порядке организации и содержания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов при управлении многоквартирными домами

Александровской городской прокуратурой проведен анализ требований действующего законодательства на предмет порядка организации и содержания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов при управлении многоквартирными домами.

Согласно подпункту «д(2)» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491, Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общества имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290, обязанность по организации, включая создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО в целях удовлетворения бытовых потребностей жителей обслуживаемых многоквартирных домов лежит на лицах, осуществляющих управление такими домами, что подтверждается выводами Верховного суда РФ (определение Верховного суда РФ от 16 апреля 2020 г. N 307-ЭС20-3601).

Проведенным мониторингом установлено, что в ряде случаев, в районе сложившейся застройки, места (площадки) накопления на придомовых территориях многоквартирных домов не созданы.

При этом фактическое накопление отходов, образующихся при удовлетворении бытовых потребностей жителей таких многоквартирных домов, осуществляется на контейнерных площадках, расположенных на муниципальных земельных участках (неразграниченной государственной собственности) либо на контейнерных площадках, расположенных на придомовых территориях иных многоквартирных домов, что подтверждается действующими реестрами мест (площадок) накопления ТКО

Вместе с тем из совокупности вышеуказанных норм следует, что обязанность по надлежащему содержанию контейнерных площадок, на которых осуществляется накопление ТКО от многоквартирных домов, возлагается на лиц, осуществляющих управление такими домами, вне зависимости от расположения площадок (в пределах или за пределами сформированного земельного участка).

В силу норм гражданского законодательства, правил благоустройства муниципальных образований порядок содержания таких контейнерных площадок, включая определение расходной части обязательств, должны быть установлены соответствующим соглашением заключенном между заинтересованными сторонами (в том числе соглашениями о совместном пользовании таким местом накопления)

Возложение указанной обязанности на иных лиц, включая органы местного самоуправления противоречит требованиям как федерального, так и муниципального законодательства.

Указанные выводы нашли своей отражение в действующей судебной практике.

Таким образом, из совокупности вышеуказанных норм федерального и местного законодательства следует, что обязанность лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, по организации места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов может быть исполнена одним из 2 способов:

создание места (площадки) накопления на территории земельного участка, входящего в состав общедомового имущества;

содержание контейнерной площадки, расположенной за границами придомовой территории при условии заключения соглашения о пользовании такой контейнерной площадки (в том числе совместном соглашении для группы домов).

Обратное будет свидетельствовать о нарушении жилищного законодательства, в том числе лицензионных требований; законодательства об отходах; законодательства в сфере благоустройства, что влечет соответствующую административную ответственность виновных лиц.

Так, в ходе проверки, проведенной городской прокуратурой, установлено, что ООО «Потенциал», ООО «ЖКС Алдега», ТСЖ «Черемушки», ТСЖ «Ческа-Липа 8» осуществляют управление многоквартирными домами, расположенным по адресу: 4/2, 4/3, 4/4 по ул. Терешковой; № 2, 8, 10 по ул. Ческа-Липа, г. Александров, на придомовых территориях которых места накопления не созданы.

При этом фактическое накопление отходов, образовавшихся при удовлетворении бытовых потребностей жителей вышеуказанных многоквартирных домов, осуществляется на контейнерной площадке, принадлежащей ТСН «Терешковой 4», которая находилась в ненадлежащем санитарном состоянии.

Вместе с тем в нарушение требований муниципальных правил благоустройства соглашение о совместном пользовании данной контейнерной площадкой ТКО между рассматриваемыми управляющими компаниями и ТСЖ не заключено.

В связи с выявленными нарушениями 26.10.2020 г. городским прокурором руководителям указанных жилищных организаций внесены представления об устранении нарушений законодательства в сфере обращения с ТКО, по результатам рассмотрения которых разработан проект вышеуказанного соглашения, находящейся в настоящее время в стадии заключения; проведены работы по очистке территории указанного места накопления ТКО.

Александровская городская прокуратура

Выбор темы

Обычная версия

Черно-белая версия

Бело-черная версия

Зелено-коричневая версия

Синяя версия

Отключение картинок

Отключить картинки

Размер шрифта

Обычный шрифт

Увеличенный шрифт 1.5

Увеличенный шрифт 2

Интервал между буквами (кернинг):

Обычный

Большой

Очень большой

Требования к содержанию контейнерных площадок жилых домов и общественных организаций

В любом населенном пункте должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов.

За благоустройство и содержание контейнерных площадок отвечают управляющие компании, региональные операторы или органы местного самоуправления. 

На контейнерной площадке могут располагаться как обычные контейнеры, предназначенные для сбора бытового мусора, так и бункеры-накопители (контейнеры из металла объемом от 8м3 до 12м3, имеющие особую конструкцию и повышенную грузоподъемность, достигающую 5 тонн). Бункеры-накопители используются для сбора строительных и крупногабаритных отходов. 

Независимо от видов мусоросборников (контейнеры и бункеры), контейнерные площадки, на которых они установлены, должны иметь подъездной путь, твердое асфальтовое или бетонное покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод. Покрытие не должно иметь повреждений — это является профилактикой грызунопроницаемости, ведь не секрет, что контейнерные площадки являются излюбленным местом обитания грызунов. Также любая площадка, независимо от количества мусорных баков, должна иметь ограждение, чтобы мусор не попадал за пределы площадки. Высота ограждения должна быть не менее 1 метра.

Расстояние от контейнерных площадок до многоквартирных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, школ, детских садов, спортивных клубов должно быть не менее 20 и не более 100 метров.

До территорий медицинских организаций в городских населённых пунктах — не менее 25 метров; в сельских населённых пунктах — не менее 15 метров.

Допускается уменьшение не более чем на 25% указанных расстояний на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Данные требования изложены в приложении № 1 к СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

В случае раздельного накопления отходов, расстояние от контейнерных площадок до многоквартирных жилых домов и общественных зданий не должно быть менее 8 метров; до территорий медицинских организаций в городских населённых пунктах — не менее 10 метров, в сельских населённых пунктах — не менее 15 метров.

Выбор места размещения контейнерной и (или) специальной площадки на территориях ведения гражданами садоводства и огородничества осуществляется владельцами контейнерной площадки в соответствии со схемой размещения контейнерных площадок, определяемой органами местного самоуправления.

Количество мусоросборников, устанавливаемых на контейнерных площадках, определяется хозяйствующими субъектами в соответствии с установленными нормативами накопления твердых коммунальных отходов.

В случае, если ваша контейнерная площадка не соответствует установленным нормативам, вы вправе обратиться с письменным заявлением в подрядную организацию, которая несет ответственность за порядок на территории вашего двора, а если проблема не решается — то направить обращение в адрес Управления Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу можно:

  • в форме электронного документа через форму «Прием обращений граждан» на сайте Управления http://78.rospotrebnadzor.ru
  • на почтовый адрес: 191025, г. Санкт-Петербург, ул. Стремянная, д.19.

По материалам сайта ФБУЗ «Центр гигиенического образования населения» Роспотребнадзора (http://cgon.rospotrebnadzor.ru/)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сколько можно проехать на аккумуляторе без генератора на инжекторе ваз 2110
  • Сколько можно проехать на аккумуляторе без генератора на инжекторе ваз 2115
  • Сколько норма часов в месяц по трудовому кодексу при сменном графике работы
  • Сколько по времени длится проверка службы безопасности при приеме на работу
  • Сколько по времени служба безопасности проверяет анкету на работу в газпром