Сколько метров от дома убирает управляющая компания

foto31641-1Придомовая территория – важнейший объект, который должен содержаться в чистоте.

От того, насколько качественно и своевременно ее убирают, зависит уровень жизни всех собственников жилого дома.

О том, что относится к придомовой территории, кто проводит ее уборку и кто ответственен за наведение на ней порядка, читайте в статье.

Содержание

  • Что это такое?
  • Кто должен убирать?
  • Что входит в перечень работ по наведению порядка?
  • Периодичность
  • Особенности для весеннего, летнего, осеннего и зимнего периодов
  • Что делать, если не убирают?
  • Стоимость услуг
  • За чей счет проводится?
  • Заключение

Что это такое?

Придомовой территорией считается пространство, которое принадлежит конкретному дому. Ее границы закрепляются еще на этапе строительства жилого объекта.

Уточнить, сколько именно метров входит в придомовую территорию дома по конкретному адресу можно из кадастровой документации. Еще один вариант – подать запрос в Государственный Реестр.

К придомовой территории относятся такие объекты, как:

  • foto31641-2клумбы, кустарники и иные элементы озеленения;
  • лавочки и беседки;
  • спортивные комплексы;
  • парковочные места для транспорта;
  • аллеи и тротуары;
  • пешеходные дорожки;
  • фонари и иные осветительные элементы;
  • площадки, на которых расположены мусоросборники.

На некоторых придомовых территориях располагается полный перечень объектов, а на других есть лишь несколько наиболее значимых элементов.

Кто должен убирать?

Обязанности по уборке придомовой территории возложены на следующие ответственные организации:

  1. Управляющая компания, с которой жильцы заключили договор.
  2. Сторонние фирмы, которые заключили контракт с собственниками жилого объекта или с ТСЖ.
  3. Застройщик (в новых домах, до момента приватизации территории).

О том, какая именно компания будет отвечать за обслуживание жилого дома и прилегающих к нему территорий решают жильцы при проведении общедомового собрания.

Если было решено отказаться от услуг ТСЖ, то все обязанности перекладываются на собственников объекта. В остальных случаях нанятая компания несет обязательства не только за периодичность, но и за качество выполнения уборки.

Если придомовой участок не является объектом долевой собственности, то за его уборку отвечает муниципалитет.

Что входит в перечень работ по наведению порядка?

Управляющая компания не имеет права выполнять уборку по собственному усмотрению. На этот счет имеются конкретные нормы и правила, прописанные на законодательном уровне.

Основной перечень работ, который должен быть реализован:

  • foto31641-3поддержание чистоты тротуаров, дорог, газонов, пешеходных зон;
  • вывоз снега с придомовой территории;
  • поддержание чистоты и работоспособности всех элементов, установленных на придомовой территории;
  • обеспечение доступа к люкам, инженерным узлам, точкам водоснабжения — нахождение на них мусора или их обледенение недопустимо;
  • уход за зелеными насаждениями, поддержание их в чистоте;
  • ежедневная уборка урн с их плановой дезинфекцией;
  • поддержание чистоты на площадках с контейнерами для сбора мусора.

При необходимости ТСЖ должны задействовать специализированную технику.

Периодичность

Текущая уборка придомовой территории выполняется один раз в 24 часа. Эта периодичность может быть увеличена по мере необходимости, например, при проведении ремонтных работ.

В зимнее время года при условии сильного снегопада, очищение придомовых площадей выполняется 2 раза за смену. Тротуары и пешеходные дорожки должны посыпаться не реже 1 раза в сутки. Соблюдение этого графика позволит поддерживать придомовую территорию в чистоте.

Особенности для весеннего, летнего, осеннего и зимнего периодов

Перечень работ, осуществляемых в летнее время:

  1. Подметание территории: дорожек, тротуаров и пр. Если температура воздуха превышает 30 градусов, выполняется полив асфальтированных участков. Делается это ежедневно.
  2. Сбор мусора.
  3. Полив и подстригание озелененных участков. Сюда относятся не только газоны, но и кустарники с деревьями. Эти процедуры осуществляются не реже 1 раза в 2-3 дня. Точное время зависит от температуры воздуха и климатических условий.
  4. Побелка и окрашивание элементов (бордюров, деревьев, лавочек, качелей и пр.)
  5. Очистка мусоросборников и подметание площадок.

В зимнее время уборка имеет следующие особенности:

  • foto31641-4территорию ежедневно очищают от снега, при необходимости должна быть задействована специальная техника;
  • места, в которых имеются насаждения, рыхлят;
  • пешеходные дорожки и тротуары посыпают песком и солью;
  • с крыш сбивают сосульки, обязательно очищаются от наледи канализационные люки;
  • регулярно опорожняются и очищаются урны;
  • с детских и игровых площадок убирают мусор.

Если на улице наблюдается сильный снегопад, то уборку снега осуществляют 2 раза в сутки.

Особенности обработки придомовой территории в осеннее время:

  1. Сгон дождевой и талой воды к сточной системе.
  2. Очищение стоков и канавок от опадающей листвы и мусора.
  3. Уборка территории от грязи и падающих листьев, подготовка к зимнему периоду.

Подметание и мойка тротуаров должна осуществляться в утренние часы, либо поздно вечером. Это делается для того, чтобы не мешать жильцам.

Что делать, если не убирают?

Если придомовую территорию не убирают, либо выполняют эти работы некачественно, жильцы должны обращаться с претензией в управляющую компанию. Для начала достаточно устной жалобы от собственников жилого объекта. Передать ее может председатель или старший по дому.

Если управляющая компания не реагирует на замечания, претензию составляют в письменном виде. Причем руководитель обязан заполнить заявление о ее приеме.

На основании претензии организаторы ТСЖ собирают комиссию, которая дает оценку качеству уборки придомовой территории. Вычлененные недостатки должны быть устранены в кратчайшие сроки.

Иногда происходит так, что управляющая организация не желает идти навстречу жильцам и выполнять их законные требования. В этом случае собственники должны обратиться в Жилищную инспекцию, в местную администрацию, в Прокуратуру или даже в суд. Контролирующие органы проведут собственную проверку, по результатам которой будет принято решение.

Если ТСЖ не выполняет взятые на себя обязательства, то собственники вправе расторгнуть составленное ранее соглашение и выбрать новую управляющую компанию. Также следует подать заявление на перерасчет и возврат средств, потраченных на неоказанную услугу.

Стоимость услуг

Цена уборки придомовой территории складывается из ряда факторов, среди которых:

  1. foto31641-5Региональная принадлежность. В каждом субъекте РФ негласно установлена средняя цена, на которую ориентируются все компании и частные лица.
  2. Время года. В летнее время уборка стоит дешевле, чем зимой.
  3. Объем предстоящих работ. Чем он больше, тем дороже обойдутся услуги специалистов.
  4. Потраченное на уборку время и силы. Естественно, что убрать снег толщиной в 0,5 м гораздо тяжелее, чем подмести пешеходную дорожку.
  5. Уровень сервиса. В крупных компаниях работают обученные люди, они имеют технологичное оборудование позволяющее выполнять уборку в кратчайшие сроки и максимально качественно.
  6. Действующие акции и скидки. Их могут предлагать серьезные организации.

Ориентировочная стоимость в зависимости от времени года: зимой – от 15 рублей за кв. м., летом – от 12 рублей за кв. м.

За чей счет проводится?

Уборка придомовой территории оплачивается жильцами. Собственники вносят плату за обслуживание и ремонт дома по установленному тарифу. В эту сумму включена стоимость уборки придомовых площадей.

Расчет конечной стоимости для каждого жильца зависит от площади квартиры, которая находится у него в собственности. ТСЖ обязаны предоставлять квитанции с указанием тарифа и ежемесячной суммой к оплате.

Стоимость услуг утверждается на собрании. При необходимости, тариф может быть снижен или повышен. Однако изменять стоимость услуг в одностороннем порядке ТСЖ не имеет права.

Все, что необходимо знать об уборке территории, найдете в этом разделе.

Заключение

Уборка придомовой территории возложена на сотрудников управляющей компании. Однако контролировать качество ее исполнения и оплачивать проведение работ должны собственники объекта недвижимости.

Уборка должна выполняться в полном объеме и с заданной периодичностью. Если эти условия не реализуются в полной мере, необходимо обращаться в ТСЖ с претензией.

Смотрите из договора на управление.

ЖК РФ, Статья 162. Договор управления многоквартирным домом

1. Договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.

(в ред. Федеральных законов от 04.06.2011 N 123-ФЗ, от 21.07.2014 N 263-ФЗ, от 21.07.2014 N 255-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1. В случае, предусмотренном частью 13 статьи 161 настоящего Кодекса, с каждым лицом, принявшим от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещение в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, заключается договор управления многоквартирным домом. При этом такие лица выступают в качестве одной стороны заключаемого договора, если они составляют более чем пятьдесят процентов от их общего числа.

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 05.04.2013 N 38-ФЗ)

2. По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

(в ред. Федеральных законов от 04.06.2011 N 123-ФЗ, от 05.04.2013 N 38-ФЗ, от 21.07.2014 N 255-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. Договор управления многоквартирным домом, заключенный в порядке, установленном настоящей статьей, должен быть размещен управляющей организацией в системе в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

(часть 2.1 введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 263-ФЗ)

3. В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны:

1) состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома;

2) перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация;

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 255-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы;

4) порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления.

4. Условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

5. Договор управления многоквартирным домом заключается:

1) в случае, указанном в части 1 настоящей статьи, на срок не менее чем один год, но не более чем пять лет;

2) в случаях, указанных в частях 4 и 13 статьи 161 настоящего Кодекса, на срок не менее чем один год, но не более чем три года;

3) в случае, указанном в части 14 статьи 161 настоящего Кодекса, на срок не более чем три месяца.

(часть 5 в ред. Федерального закона от 05.04.2013 N 38-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. При отсутствии заявления одной из сторон о прекращении договора управления многоквартирным домом по окончании срока его действия такой договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены таким договором.

7. Если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация обязана приступить к выполнению такого договора не позднее чем через тридцать дней со дня его подписания.

8. Изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

8.1. Собственники помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, предусмотренного частями 4 и 13 статьи 161 настоящего Кодекса, по истечении каждого последующего года со дня заключения указанного договора в случае, если до истечения срока действия такого договора общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о выборе или об изменении способа управления этим домом.

(часть восьмая.1 введена Федеральным законом от 29.12.2006 N 251-ФЗ, в ред. Федерального закона от 04.06.2011 N 123-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8.2. Собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.

(часть восьмая.2 введена Федеральным законом от 29.12.2006 N 251-ФЗ, в ред. Федерального закона от 04.06.2011 N 123-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Управление многоквартирным домом, который находится в собственности жилищного кооператива или в котором создано товарищество собственников жилья, осуществляется с учетом положений разделов V и VI настоящего Кодекса.

10. Управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.

11. Если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация ежегодно в течение первого квартала текущего года представляет собственникам помещений в многоквартирном доме отчет о выполнении договора управления за предыдущий год, а также размещает указанный отчет в системе.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 263-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С приходом весны особенно остро встает вопрос о содержании прилегающей территории многоквартирного дома (далее — МКД).

В соответствии со ст. 36 Жилищного кодекса РФ, территория, прилегающая к МКД, является общим имуществом, принадлежащим на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.

Согласно Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства от 13.08.2006 № 491 прилегающая территория МКД составляет:

  • участок земли, на котором возведен объект недвижимости;

  • «зеленые» зоны и прочие элементы озеленения и благоустройства (газоны);

  • спортивные и детские площадки;

  • парковочные места и коллективные стоянки для автомобилей;

  • зоны сушки для белья;

  • подстанции и трансформаторные будки;

  • пожарные проезды;

  • гаражи;

  • погреба;

  • других объектов, необходимых для нормальной эксплуатации дома.

Все перечисленные объекты располагаются в пределах границ, указанных в кадастровом паспорте.

Обеспечение сохранности благоустроенной территории является беспрекословным правом и одновременно обязанностью жителей многоквартирного дома.

Обязанность по благоустройству придомовой территории собственники могут исполнять самостоятельно (посредством ТСЖ) или возложить на управляющую компанию (далее – УК).

Чаще всего такую обязанность собственники перекладывают на УК, включая данное условие в договор и внося регулярные платежи на содержание придомовой территории.

Однако не все УК добросовестно выполняют возложенную на них обязанность.

Согласно положениям Постановления Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» работы по содержанию придомовой территории в теплый период года включают:

  • подметание и уборка придомовой территории;

  • очистка от мусора и промывка урн, установленных возле подъездов, и уборка контейнерных площадок, расположенных на территории общего имущества многоквартирного дома;

  • уборка и выкашивание газонов;

  • прочистка ливневой канализации;

  • уборка крыльца и площадки перед входом в подъезд, очистка металлической решетки и приямка.

Приведенный выше минимальный перечень работ может быть дополнен по взаимному согласию собственников и УК в зависимости от конструктивных особенностей придомовой территории.

Так ГОСТ Р 56195-2014 «Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания придомовой территории, сбора и вывоза бытовых отходов. Общие требования» устанавливает обширный перечень работ, которые могут входить в услугу текущего содержания имущества МКД:

  • проведение осмотров имущества в соответствии с пунктом 10 ГОСТ Р 56194;

  • содержание (ремонт) покрытия тротуаров, дорог и дорожек, расположенных на придомовой территории;

  • содержание ограждений, въездов, стоянок и других строений, расположенных на придомовой территории;

  • обустройство мест (контейнерных площадок) для сбора и вывоза твердых и крупногабаритных бытовых отходов;

  • обустройство мест для складирования угля, дров (при наличии в многоквартирном доме печного отопления);

  • противопожарную безопасность придомовой территории и имущества расположенного на ней;

  • уборку придомовой территории;

  • работу дренажной системы придомовой территории по беспрепятственному отводу дождевой и талой воды;

  • установку урн для мусора у входов в подъезды и (или) около скамеек;

  • санитарно-гигиеническую уборку имущества;

  • безопасное движение пешеходов и транспорта;

  • беспрепятственный доступ к смотровым колодцам инженерных сетей, источникам пожарного водоснабжения (пожарным гидрантам, водоемам и т.д.), расположенным на обслуживаемой территории;

  • сохранность и надлежащий уход за существующими зелеными насаждениями;

  • нормативное или работоспособное техническое состояние объектов благоустройства, расположенных на придомовой территории;

  • устройство сборников для жидких бытовых отходов (в неканализованных зданиях);

  • выполнение работ, направленных на снижение негативного воздействия на окружающую среду;

  • обустройство детских, игровых, спортивных и иных площадок.

Обязанность по облуживанию прилегающей территории должна проводиться УК систематически и в установленные сроки. Если Ваша УК не приступила к исполнению обратитесь к ней с письменным заявлением и потребуйте исполнения возложенных на нее по договору обязательств.

Раньше суды признавали недействительными нормы муниципальных правил благоустройства, которые противоречили статье 210 ГК. В ней сказано, что собственник несет бремя содержания только принадлежащего ему имущества. Сейчас начинает складываться другая судебная практика. В результате стало проще обязать владельцев недвижимости участвовать в содержании территорий, прилегающих к объектам. Расскажем, для кого можно предусмотреть такую обязанность и в каких документах ее прописать.

Как суды раньше рассматривали споры о содержании прилегающей территории

Если земельный участок, на котором расположен МКД, сформирован и поставлен на кадастровый учет, он принадлежит собственникам помещений в доме и относится к их общему имуществу. Такой участок обязаны содержать собственники помещений в МКД. Если земельный участок под домом не сформирован и на учет его не поставили, он находится в собственности муниципального образования. Территорию вокруг дома в этом случае должен содержать муниципалитет. Такие выводы суды делали из статьи 210 ГК. Муниципальные правила благоустройства, которые противоречили этой норме, судьи признавали недействительными.

Документ: Аналогичные решения есть в определениях Верховного суда от 17.04.2018 № 50-КГ18-6, от 20.12.2017 № 56-АПГ17-21, от 03.10.2018 № 47-АПГ18-4

ПРИМЕР 1. Гражданин поскользнулся на льду около нежилой пристройки к МКД. В результате его здоровью был причинен вред средней тяжести. Гражданин обратился в суд с иском к управляющей организации и ИП — собственнику нежилого помещения. Истец потребовал взыскать с ответчиков утраченный заработок и компенсацию морального вреда.

Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требования истца. Они руководствовались пунктом 98 решения Омского городского совета от 25.07.2007 № 45 «О правилах благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска». В этой норме сказано, что убирать территорию, прилегающую к границам здания, обязаны лица, которые ведут на этой территории или в здании хозяйственную или иную деятельность. Предприниматель не согласился с выводами судов и обратился в Верховный суд.

Верховный суд отменил решения нижестоящих судов. Он указал, что лицо, которое не является собственником имущества, несет бремя его содержания только в случаях, предусмотренных федеральными законами или договором. Правила благоустройства к федеральному законодательству не относятся. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ разрешает органам МСУ устанавливать порядок участия собственников зданий и помещений в благоустройстве прилегающих территорий. Но возложить на собственников обязанность по содержанию территории помимо их воли нельзя (определение Верховного суда от 17.04.2018 № 50-КГ18-7).

Муниципальные правила благоустройства, которые обязывают правообладателей жилых и нежилых помещений убирать прилегающую территорию, суды признавали недействующими как по искам самих собственников, так и по прокурорским искам в защиту прав неопределенного круга лиц.

ПРИМЕР 2. Прокурор обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению положений правил благоустройства города. Они обязывали юридических и физических лиц, а также ИП содержать в чистоте и порядке территорию, которая прилегает к зданиям, сооружениям и другим объектам недвижимости. Эта обязанность была установлена для всех владельцев недвижимого имущества: собственников, арендаторов, лиц, принявших объекты в оперативное управление или хозяйственное ведение. Прокурор указал, что муниципальный правовой акт не должен возлагать на физических и юридических лиц обязанность по содержанию прилегающей к их имуществу территории, если она не находится в их собственности, владении либо пользовании. Это противоречит требованиям Конституции и федеральных законов.

Судьи согласились с прокурором. Из правил благоустройства следует, что прилегающая территория — это территория общего пользования. Земли общего пользования — это земли, не предоставленные в собственность или пользование физическим и юридическим лицам. Такие земли находятся в собственности муниципального образования (ст. 16–19 ЗК). Статья 210 ГК дает собственнику возможность перенести бремя содержания имущества на других лиц полностью или частично. Но это допустимо лишь в случаях, указанных в законе или договоре.

Правила благоустройства не устанавливают порядок определения границ территорий по содержанию, благоустройству и уборке территории. Кроме того, они не устанавливают предельные размеры площади участка, обязанность по содержанию которого возлагается на граждан и юридических лиц, а также возможные случаи несения такой обязанности (решение Петровского районного суда Ставропольского края от 09.09.2015 по делу № 2-772/2015).

Что изменилось

На заметку: К прилегающей территории относится территория общего пользования, прилегающая к зданию, строению, сооружению или земельному участку, если такой земельный участок образован

28 июня 2018 года вступила в силу новая редакция Градостроительного кодекса (Федеральный закон от 29.12.2017 № 463-ФЗ). Законодатель ввел понятие «прилегающая территория». Он также установил, что правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать непосредственное и финансовое участие собственников и иных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков в содержании прилегающих территорий. Правила могут определять границы таких территорий в соответствии с установленным региональным законом порядком. Исключение предусмотрено для собственников и владельцев помещений в МКД, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам МКД.

Летом 2019 года Верховный суд рассмотрел очередное дело об оспаривании положений городских правил благоустройства. Решение, которое он принял, — хорошая новость для муниципалитетов.

ПРИМЕР 3. Муниципальные правила благоустройства требовали от владельцев и собственников зданий и сооружений содержать прилегающие к их объектам территории. Для ларьков такая территория определялась в 10 м, для рекламных конструкций — в 5 м, а для МКД — в 15 м по периметру от границ земельного участка, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства. Одна из управляющих МКД организаций сочла, что муниципалитет незаконно возлагает на нее как на лицо, ответственное за содержание МКД, обязанность содержать территорию, не входящую в общее имущество собственников. Организация попыталась оспорить положения правил благоустройства в суде.

Областной, а затем и Верховный суд отказали в административном иске. Суд указал, что благоустройство территорий — деятельность в том числе по содержанию расположенных на них объектов, а также прилегающих к ним территорий. Градостроительный кодекс в редакции Закона № 463-ФЗ предусматривает обязанность лиц, ответственных за эксплуатацию здания, строения или сооружения, принимать участие в содержании прилегающих территорий в случаях и порядке, которые определяются муниципальными правилами благоустройства. Этими правилами муниципалитеты вправе регулировать вопросы участия в содержании прилегающих территорий собственников и владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (п. 13 ч. 2 ст. 45.1 Закона № 131-ФЗ). Основания для признания недействующими норм муниципальных правил благоустройства могут быть только процедурными. В рассмотренном случае порядок принятия этих правил нарушен не был (определение Верховного суда от 05.07.2019 № 2-АПА19-5). 

Важно: Участие владельцев объектов недвижимости в содержании прилегающих территорий может быть в том числе финансовым

Выводы и рекомендации для муниципалитетов

Правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы участия, в том числе финансового, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков в содержании прилегающих территорий. Органы местного самоуправления вправе предусмотреть в правилах благоустройства обязанность участия, в том числе финансового, собственников и иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков в содержании прилегающих территорий. Исключение делается только для владельцев помещений в МКД, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам домов. Такие лица в содержании прилегающей территории не участвуют.

Обязанность собственников и иных владельцев недвижимости поддерживать чистоту и порядок на прилегающей территории закрепите не только в муниципальных правилах благоустройства, но и в договорах аренды и других гражданско-правовых договорах, которые органы МСУ заключают с этими лицами.

Границы прилегающих территорий орган МСУ вправе определить в правилах благоустройства территории муниципального образования только в соответствии с порядком, установленным законом субъекта РФ (п. 14 ч. 2 ст. 451 Закона № 131-ФЗ).

Не все собственники довольны качеством уборки подъездов своего дома. Кто-то говорит, что подъезд убирается только силами жильцов. У управляющих организаций на недовольство собственников всегда есть аргументы: нехватка средств, отсутствие сотрудников.

Подобная ситуация не должна складываться. Сегодня расскажем, кто ответственный за уборку подъездов МКД, какие нормы уборки существуют и как рассчитать стоимость уборки помещений общего пользования.

Содержание лестниц в многоквартирном доме

Содержание лестниц в многоквартирном доме

Кто должен убирать подъезды в МКД

Ещё несколько лет назад в подъездах многоквартирных домов собственники помещений убирались самостоятельно. Одни составляли график дежурств, другие нанимали для уборки подрядные организации.

Все изменилось с принятием постановления Правительства РФ от 03.04.2013 № 290. Документ установил минимальный перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества.

Согласно ст. 36 ЖК РФ, к общему имуществу собственников помещений в МКД относятся межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, коридоры и технические этажи.

Общее имущество многоквартирного дома нужно содержать в соответствии с требованиями законодательства РФ (п. 10 постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491). Пункт 16 документа говорит, что надлежащее содержание общего имущества обеспечивается в зависимости от способа управления МКД.

Если у собственников помещений заключён договор с управляющей компанией или их дом обслуживает ТСЖ, ЖСК, иной потребительский кооператив – именно эти организации обслуживают общее имущество. При заключении договора с собственниками, управляющая организация должна утвердить перечень работ и услуг и размер платы за них (ст. 162 ЖК РФ). Уборка подъездов относится к расходам на содержание и ремонт общего имущества МКД.

Как управляющей компании провести подготовку к отопительному сезону

Как управляющей компании провести подготовку к отопительному сезону

Нормы уборки подъездов

В п. 23 ПП РФ от 03.04.2013 № 290 приведён перечень работ по содержанию помещений, входящих в общее имущество в МКД:

  • сухая и влажная уборка тамбуров, холлов, коридоров, галерей, лифтовых площадок и лифтовых холлов и кабин, лестничных площадок и маршей, пандусов;
  • влажная протирка подоконников, оконных решеток, перил лестниц, шкафов для электросчётчиков слаботочных устройств, почтовых ящиков, дверных коробок, полотен дверей, доводчиков, дверных ручек;
  • мытьё окон;
  • очистка от грязи систем защиты: металлический решеток, ячеистых покрытий, приямков, текстильных матов;
  • проведение дератизации и дезинсекции.

Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 говорит, что управляющая компания должна обеспечить:

  • требуемое санитарное состояние лестничных клеток;
  • одновременное проветривание лестничных клеток нижнего и верхнего этажей через открытые форточки, окна, фрамуги или вентиляционные каналы.

График работ по содержанию лестничных клеток составляется согласно п. 3.2.7 постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170.

Проводим дезинсекцию в МКД по правилам

Проводим дезинсекцию в МКД по правилам

Периодичность уборки подъездов

В Методическом пособии по содержанию и ремонту жилищного фонда. МДК 2-04.2004, которое было утверждено Госстроем РФ, в Приложении 1 приводится перечень работ по уборке подъезда с периодичностью их выполнения.

Управляющие организации должны ежедневно делать влажное подметание лестничных площадок и маршей нижних 2 этажей. Еженедельно – влажное подметание лестничных площадок и маршей выше 2-го этажа.

Каждый день нужно подметать влажным веником места перед загрузочными клапанами мусоропроводов и мыть полы кабины лифта.

Лестничные площадки и марши моют ежемесячно, ежегодно (обычно весной) моют окна, влажной тряпкой протирают стены, двери, плафоны на лестничных клетках, подоконники, отопительные приборы, оконные решетки, чердачные лестницы, шкафы для электросчетчиков, слаботочные устройства и почтовые ящики.

Интересно, что регионы также могут принять нормативный акт, в котором будет прописана частота уборки подъездов. Например, в Москве это постановление Правительства Москвы от 04.06.1996 № 465-ПП.

Согласно указанному документу частота уборки подъездов в МКД Москвы зависит от типа оборудования, расположенного в подъезде.

В подъездах, где есть лифты и мусоропроводы, управляющая организация:

  • ежедневно подметает мокрым веником или щёткой клетки и марши первых двух этажей и зону у загрузочного клапана мусоропровода, моет пол кабины лифта;
  • раз в неделю подметает мокрым веником или щёткой лестничные клетки и марши третьего и последующих этажей;
  • один раз в месяц моет лестничные клетки и марши;
  • два раза в месяц стены, двери и потолок кабины лифта протирает влажной тряпкой.

Если подъезд оборудован только лифтом, периодичность работ остаётся прежней. Из списка работ исключается уборка зоны мусоропровода.

Когда в подъезде нет лифта, но есть мусоропровод, периодичность уборки меняется. Ежедневно подметаются мокрым веником или щёткой лестничные клетки и марши двух первых этажей. Два раза в неделю подметаются мокрым веником или щёткой клетки и марши третьего и последующих этажей. Не реже двух раз в месяц моются лестничные клетки.

Для уборки самих мусоропроводов есть отдельный график:

  • ежедневно мусороприёмные камеры очищаются от мусора, осуществляется их уборка и мытьё сменных мусоросборников;
  • один раз в неделю убираются загрузочные камеры мусоропроводов;
  • один раз в месяц проводится профилактический осмотр мусоропроводов;
  • один раз в месяц моется шибер мусоропровода и нижняя часть его ствола, проводится дезинфекция и очистка всех элементов ствола мусоропровода и дезинфекция мусоросборников;
  • по мере необходимости устраняются засоры мусоропровода.

Если в подъезде нет ни мусоропровода, ни лифта, количество работ заметно уменьшается, а периодичность выполнения возрастает. В таком случае ежедневно придётся подметать мокрым веником или щёткой лестничные клетки и марши двух верхних этажей. Два раза в неделю нужно провести такие же работы на третьем и последующих этажах. И не реже двух раз в неделю – помыть лестничные клетки и марши.

Существуют и такие виды работ, которые выполняются независимо от типа оборудования в подъезде. Например, один раз в год управляющей организации нужно мыть окна, убирать площадку у входа в подъезд, очищать приямок, металлическую решетку и протирать влажной тряпкой стены, чердачные лестницы, оконные решетки, двери, плафоны на лестничных клетках, почтовые ящики, шкафы для электросчётчиков, слаботочные устройства.

Два раза в год управляющая организация должна обеспечить обметание пыли с потолков, влажную уборку подоконников и радиаторов отопления.

Как провести дератизацию в МКД

Как провести дератизацию в МКД

Расчёт стоимости уборки подъездов

Собственники спрашивают откуда взялась цена на уборку подъезда. Управляющая организация должна уметь обосновать стоимость услуги.

Для уборки подъезда управляющей организации нужно:

1. Нанять сотрудников.

Заработная плата технического персонала первого разряда должна быть не ниже прожиточного минимума. Для определения тарифной ставки, которая понадобится на зарплату сотрудника, управляющей организации следует брать величину прожиточного минимума за второй квартал текущего года и индексировать её на плановый индекс роста потребительских цен.

Также нельзя забывать о начислениях компенсирующего характера, уплате страховых взносов и отраслевых целевых платежей, годовом балансе рабочего времени и нормативном коэффициенте невыхода рабочего персонала.

2. Закупить материалы.

Моющие средства, тряпки, перчатки управляющая компания может использовать недорогие, но площадь общего имущества не сравнится с квартирой, которую собственник убирает самостоятельно. Поэтому стоит объяснить жильцам, что на материалы ежегодно уходит крупная сумма денег.

3. Оплатить налоги.

4. Заплатить платёжным агентам.

Все платежи проходят через банки, почту или другие платёжные системы. Как правило, они берут комиссию за перевод платежа.

5. Оплатить подрядным организациям услуги ведения лицевых счетов, подготовки платёжных документов и их доставки до жильцов.

Для расчёта тарифа в первую очередь определите площадь, которую предстоит убирать. Она равна площади мест общего пользования, указанной в техническом паспорте.

Расчёт можно выполнить разными методами. Самый простой – метод единичных расценок: умножьте уборочную площадь на периодичность работ, и вы получите годовой объём услуг в натуральном выражении.

Затем для получения годовой стоимости услуг умножьте годовой объём услуг на единичную расценку. В качестве основы для единичной расценки рекомендуем использовать сборник «Стоимости работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме», разработанный Центром муниципальной экономики и права.

Последний шаг – расчёт тарифа. Для этого полученную годовую стоимость работ разделите на сумму жилой и нежилой площадей и на двенадцать месяцев.  

Дезинфекция в многоквартирном доме

Дезинфекция в многоквартирном доме

Что будет, если УО плохо убирает подъезды

Первое негативное последствие некачественной уборки – недовольство жильцов. Сначала жильцы предъявляют управляющей организации устные претензии. Если их не слышат, начинают подавать письменные жалобы в УО.

Если управляющей организации поступает письменная претензия, она должна организовать специальную комиссию для оценки качества уборки подъездов. Если комиссия подтвердит, что подъезды убраны плохо, УО должна принять меры по устранению недостатков и сообщить об этом собственникам.

Бывает и так, что УО не реагирует ни на устные, ни на письменные жалобы жильцов. Это может обернуться для неё негативно:жильцы проведут ОСС и выберут другой способ управления МКД или обратятся в ГЖИ, Роспотребнадзор, прокуратуру, городскую или районную администрацию.

Контролирующий орган на основе жалоб собственников вправе провести внеплановую проверку. Если будет доказано, что нарушения в работе УО имеются, ей выдадут предписание об устранении нарушений. В том числе могут обязать сделать перерасчёт по тем видам услуг, которые оказаны некачественно.

В интересах управляющей организации исправить все недочёты, указанные в предписании, точно в срок.

Обязанность по уборке территории многоквартирного дома от снега в регламентировано несколькими нормативно-правовыми актами, основными из которых являются Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170 (Правила № 170), и Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 (Минимальный перечень).

 
На основании Правил № 170 уборка дворов, тротуаров, дворовых и внутриквартальных проездов должна производиться организациями, обслуживающими жилищный фонд.

 
В соответствии с Минимальным перечнем управляющие организации обязаны выполнять работы по очистке придомовой территории от наледи, льда и снега наносного происхождения (или подметание такой территории, свободной от снежного покрова). Убираемый снег должен сдвигаться с тротуаров на проезжую часть в прилотковую зону, а во дворах – к местам складирования. Снег, собираемый во дворах, допускается складировать на газонах и на свободных территориях при обеспечении сохранения зеленых насаждений.

 
Вместе с тем, нормативными актами предусмотрена только уборка придомовой территории от снега, вывоз снега с придомовой территории действующим законодательством не регламентирован. Данная услуга является дополнительной. Собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании вправе принять решение о периодичности вывоза снега с придомовой территории и определить источник финансирования данного вида работ.

 
В случае некачественной уборки снега с придомовой территории управляющей организацией собственники помещений многоквартирного дома, в первую очередь, должны обратиться непосредственно в управляющую организацию.

 
Согласно Правилам изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, в случае оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, собственники помещений вправе обратиться с заявлением о снижении размера платы к ответственному лицу.

 
Факт выявления ненадлежащего качества оказания услуг и выполнения работ отражается в соответствующем акте нарушения качества, который является основанием для уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.

 
Заявление об изменении размера платы может быть направлено в письменной форме или сделано устно в течение 6 месяцев после соответствующего нарушения и подлежит обязательной регистрации лицом, которому оно направлено, которое в течение 2 рабочих дней с даты его получения обязано направить заявителю извещение о дате получения заявления, его регистрационном номере и последующем удовлетворении либо об отказе в его удовлетворении с указанием причин отказа.

 
При личном обращении на экземпляре заявления собственника помещения или нанимателя жилого помещения делается отметка о дате его приема и регистрационном номере.

 
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения уменьшается пропорционально количеству полных календарных дней нарушения от стоимости соответствующей услуги или работы в составе ежемесячной платы.

 
Кроме того, государственная жилищная инспекция Новосибирской области в пределах компетенции проводит проверки соблюдения юридическими лицами обязательных и лицензионных требований, в том числе требований к содержанию общего имущества в многоквартирном доме.

 
Таким образом, в случае невыполнения управляющей организацией обязанности по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме, включая обязанность по уборке придомовой территории от снега, собственники помещений вправе обратиться с соответствующим заявлением в ГЖИ НСО.

 
Управляющие организации, осуществляющие управлением многоквартирными домами на основании лицензии, несут административную ответственность за нарушение лицензионных требований в соответствии с действующим законодательством.

 
Поскольку содержание общего имущества многоквартирного дома является одним из лицензионных требований, в случае выявления нарушений, связанных с ненадлежащим выполнением обязанности по уборке придомовой территории от снега, управляющие организации по результатам внеплановых проверок, проводимых инспекцией, могут быть привлечены к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в виде штрафа в размере от 50 до 100 тысяч рублей для должностного лица или его дисквалификации на срок до 3 лет и штрафа на сумму от 250 до 300 тысяч рублей для юридического лица соответственно.

 
Для товариществ собственников жилья (ТСН, ЖСК, ЖК) КоАП РФ предусматривает административную ответственность по статье 7.22, в соответствии с которой штраф для должностных лиц может составить 4 ‑ 5 тысяч рублей, для юридического лица ‑ от 40 до 50 тысяч рублей.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Совкомбанк на проспекте вернадского 105 часы работы
  • Сколько может проехать автомобиль тесла на 1 заряде
  • Совкомбанк с какой страховой компанией сотрудничает
  • Сколько может проехать машина без масла в двигателе
  • Совкомбанк список страховых компаний по автокредиту