Сколько метров от дома должна убирать управляющая компания

foto31641-1Придомовая территория – важнейший объект, который должен содержаться в чистоте.

От того, насколько качественно и своевременно ее убирают, зависит уровень жизни всех собственников жилого дома.

О том, что относится к придомовой территории, кто проводит ее уборку и кто ответственен за наведение на ней порядка, читайте в статье.

Содержание

  • Что это такое?
  • Кто должен убирать?
  • Что входит в перечень работ по наведению порядка?
  • Периодичность
  • Особенности для весеннего, летнего, осеннего и зимнего периодов
  • Что делать, если не убирают?
  • Стоимость услуг
  • За чей счет проводится?
  • Заключение

Что это такое?

Придомовой территорией считается пространство, которое принадлежит конкретному дому. Ее границы закрепляются еще на этапе строительства жилого объекта.

Уточнить, сколько именно метров входит в придомовую территорию дома по конкретному адресу можно из кадастровой документации. Еще один вариант – подать запрос в Государственный Реестр.

К придомовой территории относятся такие объекты, как:

  • foto31641-2клумбы, кустарники и иные элементы озеленения;
  • лавочки и беседки;
  • спортивные комплексы;
  • парковочные места для транспорта;
  • аллеи и тротуары;
  • пешеходные дорожки;
  • фонари и иные осветительные элементы;
  • площадки, на которых расположены мусоросборники.

На некоторых придомовых территориях располагается полный перечень объектов, а на других есть лишь несколько наиболее значимых элементов.

Кто должен убирать?

Обязанности по уборке придомовой территории возложены на следующие ответственные организации:

  1. Управляющая компания, с которой жильцы заключили договор.
  2. Сторонние фирмы, которые заключили контракт с собственниками жилого объекта или с ТСЖ.
  3. Застройщик (в новых домах, до момента приватизации территории).

О том, какая именно компания будет отвечать за обслуживание жилого дома и прилегающих к нему территорий решают жильцы при проведении общедомового собрания.

Если было решено отказаться от услуг ТСЖ, то все обязанности перекладываются на собственников объекта. В остальных случаях нанятая компания несет обязательства не только за периодичность, но и за качество выполнения уборки.

Если придомовой участок не является объектом долевой собственности, то за его уборку отвечает муниципалитет.

Что входит в перечень работ по наведению порядка?

Управляющая компания не имеет права выполнять уборку по собственному усмотрению. На этот счет имеются конкретные нормы и правила, прописанные на законодательном уровне.

Основной перечень работ, который должен быть реализован:

  • foto31641-3поддержание чистоты тротуаров, дорог, газонов, пешеходных зон;
  • вывоз снега с придомовой территории;
  • поддержание чистоты и работоспособности всех элементов, установленных на придомовой территории;
  • обеспечение доступа к люкам, инженерным узлам, точкам водоснабжения — нахождение на них мусора или их обледенение недопустимо;
  • уход за зелеными насаждениями, поддержание их в чистоте;
  • ежедневная уборка урн с их плановой дезинфекцией;
  • поддержание чистоты на площадках с контейнерами для сбора мусора.

При необходимости ТСЖ должны задействовать специализированную технику.

Периодичность

Текущая уборка придомовой территории выполняется один раз в 24 часа. Эта периодичность может быть увеличена по мере необходимости, например, при проведении ремонтных работ.

В зимнее время года при условии сильного снегопада, очищение придомовых площадей выполняется 2 раза за смену. Тротуары и пешеходные дорожки должны посыпаться не реже 1 раза в сутки. Соблюдение этого графика позволит поддерживать придомовую территорию в чистоте.

Особенности для весеннего, летнего, осеннего и зимнего периодов

Перечень работ, осуществляемых в летнее время:

  1. Подметание территории: дорожек, тротуаров и пр. Если температура воздуха превышает 30 градусов, выполняется полив асфальтированных участков. Делается это ежедневно.
  2. Сбор мусора.
  3. Полив и подстригание озелененных участков. Сюда относятся не только газоны, но и кустарники с деревьями. Эти процедуры осуществляются не реже 1 раза в 2-3 дня. Точное время зависит от температуры воздуха и климатических условий.
  4. Побелка и окрашивание элементов (бордюров, деревьев, лавочек, качелей и пр.)
  5. Очистка мусоросборников и подметание площадок.

В зимнее время уборка имеет следующие особенности:

  • foto31641-4территорию ежедневно очищают от снега, при необходимости должна быть задействована специальная техника;
  • места, в которых имеются насаждения, рыхлят;
  • пешеходные дорожки и тротуары посыпают песком и солью;
  • с крыш сбивают сосульки, обязательно очищаются от наледи канализационные люки;
  • регулярно опорожняются и очищаются урны;
  • с детских и игровых площадок убирают мусор.

Если на улице наблюдается сильный снегопад, то уборку снега осуществляют 2 раза в сутки.

Особенности обработки придомовой территории в осеннее время:

  1. Сгон дождевой и талой воды к сточной системе.
  2. Очищение стоков и канавок от опадающей листвы и мусора.
  3. Уборка территории от грязи и падающих листьев, подготовка к зимнему периоду.

Подметание и мойка тротуаров должна осуществляться в утренние часы, либо поздно вечером. Это делается для того, чтобы не мешать жильцам.

Что делать, если не убирают?

Если придомовую территорию не убирают, либо выполняют эти работы некачественно, жильцы должны обращаться с претензией в управляющую компанию. Для начала достаточно устной жалобы от собственников жилого объекта. Передать ее может председатель или старший по дому.

Если управляющая компания не реагирует на замечания, претензию составляют в письменном виде. Причем руководитель обязан заполнить заявление о ее приеме.

На основании претензии организаторы ТСЖ собирают комиссию, которая дает оценку качеству уборки придомовой территории. Вычлененные недостатки должны быть устранены в кратчайшие сроки.

Иногда происходит так, что управляющая организация не желает идти навстречу жильцам и выполнять их законные требования. В этом случае собственники должны обратиться в Жилищную инспекцию, в местную администрацию, в Прокуратуру или даже в суд. Контролирующие органы проведут собственную проверку, по результатам которой будет принято решение.

Если ТСЖ не выполняет взятые на себя обязательства, то собственники вправе расторгнуть составленное ранее соглашение и выбрать новую управляющую компанию. Также следует подать заявление на перерасчет и возврат средств, потраченных на неоказанную услугу.

Стоимость услуг

Цена уборки придомовой территории складывается из ряда факторов, среди которых:

  1. foto31641-5Региональная принадлежность. В каждом субъекте РФ негласно установлена средняя цена, на которую ориентируются все компании и частные лица.
  2. Время года. В летнее время уборка стоит дешевле, чем зимой.
  3. Объем предстоящих работ. Чем он больше, тем дороже обойдутся услуги специалистов.
  4. Потраченное на уборку время и силы. Естественно, что убрать снег толщиной в 0,5 м гораздо тяжелее, чем подмести пешеходную дорожку.
  5. Уровень сервиса. В крупных компаниях работают обученные люди, они имеют технологичное оборудование позволяющее выполнять уборку в кратчайшие сроки и максимально качественно.
  6. Действующие акции и скидки. Их могут предлагать серьезные организации.

Ориентировочная стоимость в зависимости от времени года: зимой – от 15 рублей за кв. м., летом – от 12 рублей за кв. м.

За чей счет проводится?

Уборка придомовой территории оплачивается жильцами. Собственники вносят плату за обслуживание и ремонт дома по установленному тарифу. В эту сумму включена стоимость уборки придомовых площадей.

Расчет конечной стоимости для каждого жильца зависит от площади квартиры, которая находится у него в собственности. ТСЖ обязаны предоставлять квитанции с указанием тарифа и ежемесячной суммой к оплате.

Стоимость услуг утверждается на собрании. При необходимости, тариф может быть снижен или повышен. Однако изменять стоимость услуг в одностороннем порядке ТСЖ не имеет права.

Все, что необходимо знать об уборке территории, найдете в этом разделе.

Заключение

Уборка придомовой территории возложена на сотрудников управляющей компании. Однако контролировать качество ее исполнения и оплачивать проведение работ должны собственники объекта недвижимости.

Уборка должна выполняться в полном объеме и с заданной периодичностью. Если эти условия не реализуются в полной мере, необходимо обращаться в ТСЖ с претензией.

Правила содержания общего имущества в МКД, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491 (далее – Правила №491)

В соответствии с подп. «е» п.2 Правил №491 в состав общего имущества входит земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.

При определении состава общего имущества используются содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — Реестр) сведения о правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом, а также сведения, содержащиеся в государственном земельном кадастре (п.3).

В соответствии с подп. «г» п.11 Правил №491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества.

В соответствии с подп. «ж» п.11 Правил №491 содержание общего имущества включает в себя также содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества.

Подпунктом «в» п.15 Правил №491 установлено, что в состав услуг и работы не входят уборка и очистка земельных участков, не входящих в состав общего имущества, а также озеленение территории и уход за элементами озеленения (в том числе газонами, цветниками, деревьями и кустарниками), находящимися на земельных участках, не входящих в состав общего имущества. Указанные действия осуществляются собственниками соответствующих земельных участков.

Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 №290

Пункт 24. Работы по содержанию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации этого дома (далее — придомовая территория), в холодный период года:

очистка крышек люков колодцев и пожарных гидрантов от снега и льда толщиной слоя свыше 5 см;

сдвигание свежевыпавшего снега и очистка придомовой территории от снега и льда при наличии колейности свыше 5 см;

очистка придомовой территории от снега наносного происхождения (или подметание такой территории, свободной от снежного покрова);

очистка придомовой территории от наледи и льда;

очистка от мусора урн, установленных возле подъездов, и их промывка;

уборка крыльца и площадки перед входом в подъезд.

Пункт 25. Работы по содержанию придомовой территории в теплый период года:

подметание и уборка придомовой территории;

очистка от мусора и промывка урн, установленных возле подъездов;

уборка и выкашивание газонов;

прочистка ливневой канализации;

уборка крыльца и площадки перед входом в подъезд, очистка металлической решетки и приямка.

Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утв. постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170

3.6. Уборка придомовой территории. Организация уборки территории

3.6.1. Уборка площадок, садов, дворов, дорог, тротуаров, дворовых и внутриквартальных проездов территорий должна производиться организациями по обслуживанию жилищного фонда; тротуары допускается убирать специализированными службами.

3.6.2. Места, недопустимые для уборочных машин, должны убираться вручную до начала работы машин, с труднодоступных мест допускается подавать снег на полосу, убираемую машинами.

3.6.3. В местах съезда и выезда уборочных машин на тротуаре должны быть устроены пандусы из асфальтобетона или местные понижения бортового камня. Ширина пандуса должна быть на 0,5 м больше ширины машины.

3.6.4. Организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать свободный подъезд к люкам смотровых колодцев и узлам управления инженерными сетями, а также источникам пожарного водоснабжения (пожарные гидранты, водоемы), расположенным на обслуживаемой территории.

3.6.5. Материалы и оборудование во дворах следует складировать на специально выделенных площадках.

3.6.6. Периодичность уборки тротуаров принимается органом местного самоуправления в зависимости от интенсивности движения пешеходов по тротуарам (от класса тротуара) <*>.

———————————

<*> Среднее количество пешеходов в час, полученное в результате подсчета пешеходов с 8 до 18 ч в полосе движения шириной 0,75 м:

    при движении до 50 чел.-ч             I класс

    при движении от 51 до 100 чел.-ч      II класс

    при движении от 101 и более чел.-ч    III класс

3.6.7. Тротуары шириной более 3,5 м, а также внутриквартальные проезды и дворы следует убирать, как правило, машинами, предназначенными для проезжей части улиц (при удовлетворительной несущей способности покрытий).

3.6.8. Уборка придомовых территорий должна проводиться в следующей последовательности: вначале убирать, а в случае гололеда и скользкости — посыпать песком тротуары, пешеходные дорожки, а затем дворовые территории.

3.6.9. Уборку, кроме снегоочистки, которая производится во время снегопадов, следует проводить в режиме, в утренние или вечерние часы.

На тротуарах I класса допускается механизированная уборка на повышенных скоростях (7 — 8 км/ч), при условии безопасности движения пешеходов.

Механизированную уборку придомовых территорий допускается проводить в дневное время при скоростях машин до 4 км/ч.

Объем уборочных работ в летнее и зимнее время следует определять по площадям в зависимости от материала покрытия придомовой территории, приведенным в техническом паспорте на жилой дом (дома) и земельный участок.

Летняя уборка

3.6.10. Летняя уборка придомовых территорий: подметание, мойка или поливка вручную или с помощью спецмашин — должна выполняться преимущественно в ранние, утренние и поздние, вечерние часы. Мойку тротуаров следует производить только на открытых тротуарах, непосредственно граничащих с прилотковой полосой, и в направлении от зданий к проезжей части улицы.

Мойка тротуаров должна быть закончена до выполнения этой операции на проезжей части, для чего время уборки тротуаров должно быть увязано с графиком работы поливочно-моечных машин.

3.6.11. Поливка тротуаров в жаркое время дня должна производиться по мере необходимости, но не реже двух раз в сутки.

Таблица 3.1

Класс тротуара

Периодичность выполнения

I

Один раз в двое суток

II

Один раз в сутки

III

Два раза в сутки

При наличии особых местных условий, вызывающих повышенную засоренность, периодичность выполнения уборочных работ допускается принимать до трех раз в сутки.

3.6.12. Периодичность выполнения летних уборочных работ в зависимости от интенсивности движения следует принимать по табл. 3.1.

3.6.13. Работы по летней уборке территорий должны завершаться в сроки, установленные п. 3.6.10.

Зимняя уборка

3.6.14. Периодичность выполнения зимних уборочных работ по очистке тротуаров во время снегопада (сдвижка и подметание снега) следует принимать по табл. 3.2.

Таблица 3.2

Класс тротуара

Периодичность, ч, при температуре воздуха, град. С-

Периодичность при отсутствии снегопада, сутки

ниже -2

выше -2

1

через 3

через 1,5

через 3

2

через 2

через 1

через 2

3

через 1

через 0,5

через 1

Накапливающийся на крышах снег должен по мере необходимости сбрасываться на землю и перемещаться в прилотковую полосу, а на широких тротуарах — формироваться в валы.

3.6.15. Очистка покрытий при отсутствии снегопада от снега наносного происхождения должна производиться в ранние, утренние часы машинами с плужно-щеточным оборудованием, периодичность выполнения — один раз в 3, 2 и 1 сутки соответственно для тротуаров I, II и III классов.

3.6.16. Убираемый снег должен сдвигаться с тротуаров на проезжую часть в прилотковую полосу, а во дворах — к местам складирования.

3.6.17. Сдвинутый с внутриквартальных проездов снег следует укладывать в кучи и валы, расположенные параллельно бортовому камню или складировать вдоль проезда при помощи, как правило, роторных снегоочистителей.

3.6.18. На тротуарах шириной более 6 м, отделенных газонами от проезжей части улиц, допускается сдвигать снег на вал на середину тротуара для последующего удаления.

3.6.19. Работы по укладке снега в валы и кучи должны быть закончены на тротуарах I и II классов не позднее 6 ч с момента окончания снегопада, а на остальных территориях — не позднее 12 ч.

3.6.20. Снег, собираемый во дворах, на внутриквартальных проездах и с учетом местных условий на отдельных улицах, допускается складировать на газонах и на свободных территориях при обеспечении сохранения зеленых насаждений.

3.6.21. Участки тротуаров и дворов, покрытые уплотненным снегом, следует убирать в кратчайшие сроки, как правило, скалывателями-рыхлителями уплотненного снега. Сгребание и уборка скола должна производиться одновременно со скалыванием или немедленно после него и складироваться вместе со снегом.

3.6.22. Снег при ручной уборке тротуаров и внутриквартальных (асфальтовых и брусчатых) проездов должен убираться полностью под скребок. При отсутствии усовершенствованных покрытий снег следует убирать под движок, оставляя слой снега для последующего его уплотнения.

3.6.23. При возникновении скользкости обработка дорожных покрытий пескосоляной смесью должна производиться по норме 0,2-0,3 кг/м при помощи распределителей.

3.6.24. Время проведения обработки покрытий пескосоляной смесью первоочередных территорий не должно превышать 1,5 ч, а срок окончания всех работ — 3 ч.

3.6.25. Размягченные после обработки льдообразования должны быть сдвинуты или сметены плужно-щеточными снегоочистителями, не допуская их попадания на открытый грунт, под деревья или на газоны.

3.6.26. Обработку покрытий следует производить крупнозернистым и среднезернистым речным песком, не содержащим камней и глинистых включений. Песок должен быть просеян через сито с отверстиями диаметром 5 мм и заблаговременно смешан с поваренной солью в количестве 5 — 8% массы песка.

3.6.27. Организации по обслуживанию жилищного фонда с наступлением весны должны организовать:

— промывку и расчистку канавок для обеспечения оттока воды в местах, где это требуется для нормального отвода талых вод;

— систематический сгон талой воды к люкам и приемным колодцам ливневой сети;

— общую очистку дворовых территорий после окончания таяния снега, собирая и удаляя мусор, оставшийся снег и лед.

Вывоз снега (пример)

Например, ч.3 ст.65 Правил благоустройства территории города Ханты-Мансийска, утв. решением Думы от 02.06.2014 №517-V РД: «Вывоз снежной массы производится в соответствии с графиком вывоза снежных масс, предусмотренным договором со специализированной организацией, но не позднее десяти суток после окончания снегоочистки». «Запрещается хранение собранных снежных масс на придомовых (за исключением территорий индивидуальных жилых домов) и прилегающих территориях более десяти суток после окончания снегоочистки (ч.2 ст.66)».

Более подробная информация об уборке снега в целом по городу содержится там же (ст.ст.51-66). Вывоз и сброс снежных масс осуществляется в места, определяемые МО.

Общие положения организации уборки территории г.Ханты-Мансийска определены в главе 4 Правил благоустройства.

В каждом муниципальном образовании утверждены свои правила благоустройства, которые в той или иной мере могут отличаться друг от друга. Ознакомиться с ними можно на официальных сайтах муниципальных образования. Для примера:

— Ханты-Мансийск:

admhmansy.ru/rule/admhmansy/adm/division-of-public-security-and-crime-prevention/activities/…

— Сургут:

invest.admsurgut.ru/public/uploads/(2018_05_31)_Vopros_3__Pravila_blagoustroystva_ot_26_12_20…

— Нижневартовск:

n-vartovsk.ru/documents/dumaReshenie/18-09-2020/667.html

— Нефтеюганск:

admugansk.ru/uploads/2020/06/pravila_blagoustroystva_gorod_nefteyugansk_%E2%84%96_727-v_o…

УО и благоустройство дворовой территории

УО и благоустройство дворовой территории

Минстрой РФ продолжает работать над национальным проектом «Городская среда и ЖКХ». На сайте ведомства, в разделе «Документы», можно найти интересную инфографику, в которой представлены принципы благоустройства дворовых территорий.

Предлагаем отвлечься от обсуждения постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498 и обратиться к вечному – содержанию общего имущества в МКД.

Земельный участок в составе общего имущества

Дворовая территория – источник вечных споров между собственниками помещений и управляющими организациями. Земельный участок входит в состав ОИ в МКД, если сформирован под МКД и поставлен на кадастровый учёт.

Чаще всего придомовая территория находится в собственности жильцов МКД. Согласно постановлению Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, придомовая территория входит в состав общего имущества в МКД, поэтому собственники помещений МКД должны оплачивать её содержание и благоустройство.

Управляющие же организации за эти деньги содержат придомовую территорию в надлежащем порядке.

Земельный участок под МКД – придомовая территория с элементами озеленения и благоустройства, которая относится к объектам общего имущества в МКД (ч. 1 ст. 36 ЖК РФ). Это общедолевая собственность, поэтому не может стать чьим-то частным владением.

Границы и размер придомовой территории определяются исходя из требований земельного и градостроительного законодательства (п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ). Согласно п. 4 ст. 37 ЖК РФ, их могут изменить только собственники на ОСС, приняв решение о проведении реконструкции.

Земельный участок в составе общего имущества МКД

Земельный участок в составе общего имущества МКД

Кто отвечает за благоустройство придомовой территории

В силу ч. 2 ст. 162 ЖК РФ управляющая организация по договору управления обязуется:

  • выполнять работы и оказывать услуги по управлению МКД,
  • создавать благоприятные и безопасные условия для проживания граждан,
  • предоставлять КУ потребителям в МКД,
  • производить работы и оказывать услуги по содержанию и ремонту ОИ в МКД.

Согласно п. 11 Правил содержания общего имущества, утверждённых ПП РФ N 491, управляющая организация в том числе:

  • убирает и проводит санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, земельного участка, который входит в состав ОИ,
  • собирает и вывозит ТКО и ТБО,
  • ухаживает за элементами озеленения и благоустройства, объектами, предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства МКД.

Но это всё не относится к земельным участкам, не входящим в состав общего имущества в МКД. Перечисленные действия в таком случае осуществляют собственники земельных участков.

Национальный проект Минстроя РФ «Городская среда и ЖКХ»

Национальный проект Минстроя РФ «Городская среда и ЖКХ»

Благоустройство дворовой территории

Предлагаем изучить, какие принципы благоустройства дворовой территории выделяет Минстрой РФ. Прежде всего ведомство отмечает, что все дворы России объединяет ряд проблем:

  • нет чётких границ между общегородской территорией и двором,
  • не хватает парковочных мест,
  • не настроено освещение,
  • не развита инфраструктура для разных групп пользователей,
  • не предусмотрены площадки для выгула домашних животных,
  • климатический дискомфорт.

Выделяют шесть типов дворов: с исторической, низкоэтажной, среднеэтажной, среднеэтажной микрорайонной, высокоэтажной микрорайонной и современной высокоэтажной застройкой.

Если вы озабочены благоустройством дворовой территории, то Минстрой РФ рекомендует начать с разграничения частного и общественного пространства двора. Это необходимо для обеспечения комфорта и безопасности различных групп населения.

Для этого необходимо обозначить вход во двор: поставить элементы навигации, фонари. Сформировать периметр двора, причём не обязательно с помощью забора, лучше всего – насадить зелёное ограждение. После – организовать основные и второстепенные проезды, обустроить входы в подъезды: построить пандусы, велопарковки и т.д.

Следующий шаг для формирования комфортной дворовой территории – обустройство парковок. Минстрой РФ рекомендует организовать плоскостную парковку для жильцов дома и линейные – для гостей. Количество парковочных мест рекомендуется обсуждать вместе с собственниками. Обязательно необходимо предусмотреть парковочные места для инвалидов.

Для улучшения освещения дворов нужно установить дополнительные фонари:

  • у входа в дом (5–7 метров),
  • на детских и спортивных площадках (7–9 метров),
  • у проездов (7 метров).

Первая группа пользователей, о которой стоит проявить заботу – дети. Для их разностороннего развития необходимо организовать детские площадки, которые отвечали бы потребностям разных возрастных групп: 0–3 года, 3–7 лет, 7–12 и 12–15 лет.

На детских площадках должны быть установлены:

  • урны,
  • информационный стенд,
  • живая изгородь,
  • мягкие покрытия,
  • места для сидения,
  • навес,
  • настольные игры,
  • тематические игровые комплексы,
  • элементы для активных игр и т.д.

Площадки для взрослых должны быть ориентированы как на занятия спортом, так и на спокойный отдых – включать места для уличных тренажёров, настольного тенниса, настольных игр.

Обустройство площадок для выгула домашних животных должно повысить санитарное состояние территории и безопасность для жильцов. Такие площадки могут быть неогороженными и огороженными.

На неогороженной площадке необходимо установить информационный стенд, урны, места для сидения и мягкое покрытие. На огороженных – дополнительно поставить калитку.

Необходимость определения состава общего имущества собственников помещений в МКД

Необходимость определения состава общего имущества собственников помещений в МКД

Экологизация городского пространства

Ещё одна важная и нужная вещь – озеленение территории. Это прямая обязанность управляющих организаций, если, конечно, земельный участок входит в состав общего имущества в МКД.

Новые деревья и кустарники должны повысить уровень климатического контроля и защитить от:

  • шума и ветра,
  • солнца,
  • выхлопных газов.

Разумеется, перечисленное выше не означает, что вся ответственность ложится на плечи управляющих организаций. Над национальным проектом «Городская среда и ЖКХ» работает коллектив из муниципальных властей, управляющих организаций, ТСЖ, ЖСК и ЖК и жильцов.

Пространство двора ограничено, поэтому не стоит пытаться вместить в него всё. В каждом случае это индивидуальный проект и решения. Важно, что такие решения принимаются совместно с жителями домов.

Порядок разработки проекта благоустройства дворовой территории таков:

  • вначале определяется тип двора,
  • проводится зонирование площадки,
  • вместе с жителями обсуждается концепция благоустройства,
  • совместно разрабатывается и утверждается проект,
  • проект реализуется также совместными силами.

Сервитут? А что это?

Сервитут? А что это?

Подпишитесь на рассылку

Еженедельно получайте новости сферы ЖКХ, советы по управлению МКД и заполнению ГИС ЖКХ.
Выберите почту, на которую вам удобно получать рассылку, присоединяйтесь к 75 755 подписчикам

Статьи по теме

Смотрите из договора на управление.

ЖК РФ, Статья 162. Договор управления многоквартирным домом

1. Договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.

(в ред. Федеральных законов от 04.06.2011 N 123-ФЗ, от 21.07.2014 N 263-ФЗ, от 21.07.2014 N 255-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1. В случае, предусмотренном частью 13 статьи 161 настоящего Кодекса, с каждым лицом, принявшим от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещение в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, заключается договор управления многоквартирным домом. При этом такие лица выступают в качестве одной стороны заключаемого договора, если они составляют более чем пятьдесят процентов от их общего числа.

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 05.04.2013 N 38-ФЗ)

2. По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

(в ред. Федеральных законов от 04.06.2011 N 123-ФЗ, от 05.04.2013 N 38-ФЗ, от 21.07.2014 N 255-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. Договор управления многоквартирным домом, заключенный в порядке, установленном настоящей статьей, должен быть размещен управляющей организацией в системе в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

(часть 2.1 введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 263-ФЗ)

3. В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны:

1) состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома;

2) перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация;

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 255-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы;

4) порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления.

4. Условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

5. Договор управления многоквартирным домом заключается:

1) в случае, указанном в части 1 настоящей статьи, на срок не менее чем один год, но не более чем пять лет;

2) в случаях, указанных в частях 4 и 13 статьи 161 настоящего Кодекса, на срок не менее чем один год, но не более чем три года;

3) в случае, указанном в части 14 статьи 161 настоящего Кодекса, на срок не более чем три месяца.

(часть 5 в ред. Федерального закона от 05.04.2013 N 38-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. При отсутствии заявления одной из сторон о прекращении договора управления многоквартирным домом по окончании срока его действия такой договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены таким договором.

7. Если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация обязана приступить к выполнению такого договора не позднее чем через тридцать дней со дня его подписания.

8. Изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

8.1. Собственники помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, предусмотренного частями 4 и 13 статьи 161 настоящего Кодекса, по истечении каждого последующего года со дня заключения указанного договора в случае, если до истечения срока действия такого договора общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о выборе или об изменении способа управления этим домом.

(часть восьмая.1 введена Федеральным законом от 29.12.2006 N 251-ФЗ, в ред. Федерального закона от 04.06.2011 N 123-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8.2. Собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.

(часть восьмая.2 введена Федеральным законом от 29.12.2006 N 251-ФЗ, в ред. Федерального закона от 04.06.2011 N 123-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Управление многоквартирным домом, который находится в собственности жилищного кооператива или в котором создано товарищество собственников жилья, осуществляется с учетом положений разделов V и VI настоящего Кодекса.

10. Управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.

11. Если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация ежегодно в течение первого квартала текущего года представляет собственникам помещений в многоквартирном доме отчет о выполнении договора управления за предыдущий год, а также размещает указанный отчет в системе.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 263-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Правила уборки придомовой территории МКД

Придомовым признается пространство, закрепленное за отдельным зданием (МКД) либо нескольким домами. Его границы устанавливаются на основании сведений кадастрового учета. Во дворе могут располагаться различные подстанции, гаражи, места для автотранспортных средств, скверы, мусоросборники и прочие объекты. Дворовая площадь предназначена для общественного пользования, поэтому за ее чистотой следят не отдельные граждане, а привлеченные со стороны организации. Придомовая территория обслуживается совместно с многоквартирным домом, так как является его неотделимой частью.

Нормативная база

Существует несколько государственных актов, регламентирующих условия эксплуатации и правила уборки придомового пространства:

  • Постановление Правительства № 491 «О правилах содержания, управления и обустройства/уборки жилищного фонда в МКД»;
  • Жилищный Кодекс Российского Государства;
  • Пособие, касающееся вопросов содержания и ремонта жилищных фондов (МДК 2-04.2004);
  • Постановление Госстроя № 170 «О правилах, нормах эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства».
К сведению

В зависимости от региона перечень может быть расширен дополнительными документами.

Кому принадлежит придомовая территория МКД?

Земля, располагающаяся вокруг МКД – это часть единого имущественного фонда, поэтому она принадлежит:

  • участникам кондоминиума/ТСЖ (при наличии);
  • управляющей организации (ЖКХ);
  • всем гражданам, владеющим жильем в данном МКД.
ВАЖНО

Ни один из владельцев не может подарить, продать, сдать внаем свою долю придомовой земли, так как она относится к общедолевому имуществу (Постановление Правительства РФ № 491)

Как определить придомовую территорию для уборки?

Границы, прилегающей к сооружению земли, определяются еще на первоначальных этапах строительства, поэтому площадь участка вокруг МКД для уборки, можно узнать:

  • из кадастровой документации;
  • из сведений Государственного Реестра.
Дополнительная информация

Если жилое строение не прошло кадастровую регистрацию, то следует обратиться в местные муниципальные органы для установления размеров придомовой территории многоквартирного дома для уборки.

Согласно Постановлению Правительства № 491 «О правилах содержания, управления, уборки общего имущества в МКД»  в придомовое пространство входят следующие объекты:

  • элементы озеленения (клумбы, кустарники и другие насаждения);
  • различные предметы благоустройства (лавочки, беседки и пр.);
  • игровые/спортивные комплексы;
  • оборудование для сушки белья;
  • места/помещения для автомобилей;
  • площадки для выгула животных;
  • обслуживающие подстанции;
  • пожарные проезды;
  • тротуары, пешеходные дороги, аллеи;
  • уличное освещение и другие элементы;
  • площадки, предназначенные для мусоросборников.

Что такое необязательные дополнительные услуги в договоре уборки?

Стандартный перечень работ по уборке дворовой территории МКД может быть дополнен необязательными услугами (только с одобрения владельцев жилья):

  • озеленение/высадка новых кустарников и других насаждений;
  • благоустройство участка;
  • декорирование/улучшение ландшафтного дизайна;
  • возведение архитектурных построек и пр.

Кто оплачивает уборочные работы придомовой территории МКД?

Согласно действующим правовым нормам каждый владелец жилого помещения (потребитель) обязан нести часть расходов на содержание многоквартирного дома, включая уборку дворового участка (ст. 158 ЖК). Тарифы за обслуживание/уборку прилегающей к МКД земли, рассчитываются с учетом общей жилой площади, занимаемой гражданином (собственником). Все начисления отражаются в отдельной графе платежных квитанций, предоставляемых коммунальными службами.

Внимание

Если жильцов не устраивает качество предоставляемых услуг, то следует направить претензию (заявление) в обслуживающую организацию, которой необходимо будет улучшить качество оказываемых работ, либо понизить тарифы.

Нормы уборки придомовой территории

Жилищно-коммунальные объединения при оказании услуг по обслуживанию дворовой территории МКД, придерживаются установленных общих нормативов (МДК 2-04.2004). Перечень выполняемых ими работ может меняться с учетом текущего времени года (лето/зима/весна).

В летний период УК/ТСЖ обязаны соблюдать следующие правила уборки придомовой территории многоквартирного дома:

  • ежедневное подметание, полив (при температуре выше 30 °C) дворовой территории (тротуаров, дорожек, подъездных путей);
  • сбор различного мусора (пакетов, бутылок, окурков и пр.) с детских/спортивных и других площадок;
  • подстригание/полив клумб, кустарников, деревьев, газона;
  • завоз песка на игровые площадки для детей (песочницы);
  • покраску ограждающих конструкций, лавочек, качелей, турников и других сооружений;
  • побелку деревьев, бордюров (при необходимости);
  • регулярную чистку мусоросборников от отходов, а также подметание площадок под ними.

В зимнее время в обязанности управляющих организаций входит:

  • очищение дорожек, тротуаров, подъездных путей от наледи, снежного покрова (вручную или с применением спецтехники);
  • рыхление снега в местах высадки зеленых насаждений, а также на газонах;
  • посыпание тротуарных/пешеходных дорожек, входных объектов (площадок возле подъездов, включая лестницы) смесью речного песка и соли;
  • сбивание сосулек с крыш, наледи с водосточных труб и канализационных люков;
  • очистка урн/мусоросборников;
  • сбор мусора с развлекательных комплексов;
  • очищение входа в подвальное помещение от снега.
ВАЖНО

При сильных снегопадах очищение придомовой площади от снежного покрова проводится два раза в сутки.

Весной коммунальные службы, помимо основных работ, обязаны проводить:

  • очищение/промывку стоков и канав;
  • периодический сгон талых вод к колодцам/люкам;
  • общую очистку придомовой площади от грязи, мусора, оставшегося снега.

Кроме того, существуют общеустановленные правила, касающиеся уборочных операций, которые должны обеспечивать коммунальные службы:

  • обустройство мест, используемых уборочной спецтехникой (расширение границ, ремонт дорожного покрытия и пр.);
  • обеспечение свободного доступа к смотровым люкам, инженерным и водопроводным коммуникациям, теплосетям;
  • выделение участков для хранения/складирования инструментов, оборудования и других материалов, требуемых для обслуживания дворового участка;
  • обеспечение оптимальной ширины тротуаров и подъездных дорог;
  • установка ограждающих конструкций высотой не более 60 см.

Также действуют определенные ограничения, касающиеся благоустройства дворовой территории многоквартирного дома, согласно которым запрещено:

  • увеличивать количество парковочных мест путем уменьшения участков озеленения;
  • размещение мусоросборочных контейнеров на газонах, подъездных дорогах;
  • установка торговых ларьков, павильонов, киосков.

Кто обязан выполнять уборку на придомовой площади?

Обслуживание/уборку придомовой территории многоквартирного дома могут обеспечивать:

  • управляющие организации, с которыми заключается соответствующее соглашение;
  • специальные фирмы, привлеченные со стороны, которые работают на основании контракта, заключенного с собственниками (жильцами МКД) либо с ТСЖ.

Способ организации мероприятий по уходу за дворовым участком выбирается непосредственно жильцами МКД путем проведения общего собрания.

Исполнительная организация несет обязательства по обеспечению качества обслуживания, однако привлечь ее к ответственности за ненадлежащее их исполнение можно только на основании заключенного соглашения. Поэтому жильцы должны оформить соответствующий документ типовой формы, в котором будут указаны:

  • реквизиты заказчика и ЖКХ/ТСЖ (наименование/адрес);
  • предмет договора с перечислением всех видов уборочных/обслуживающих работ;
  • права, обязанности участников хозяйственно-правовой сделки;
  • ответственность сторон;
  • тарифы на уборку/способы оплаты;
  • основания для расторжения соглашения;
  • подпись/должность ответственных лиц.
Дополнительная информация

Если земля, прилегающая к МКД, не зарегистрирована в качестве объекта общей долевой собственности, то ответственность за ее благоустройство и уборку несет местный муниципалитет. В новостройках придомовое пространство принадлежит компании-застройщику, однако жители могут приватизировать данную территорию. При этом ответственность за содержание/уборку дворовой площади ляжет на всех собственников приватизированного объекта.

Санитарная уборка и сбор мусора

В целях обеспечения необходимых санитарных условий на участке, располагаемом вокруг МКД, УК/ТСЖ должны:

  • устанавливать на отдельных, заасфальтированных/бетонированных площадках прочные мусоросборники объемом не менее 100 литров, которые должны быть окрашены стойким красителем;
  • ограждать площадки вокруг мусоросборников;
  • обеспечивать освещенность данного участка;
  • осуществлять ежедневный сбор мусора/отходов из всех мусорных контейнеров;
  • обеспечивать условия для подъезда/разворота спецтехники (мусороуборочных машин).

Периодичность

Согласно нормативным правилам уборки придомовой территории многоквартирного дома, основные уборочные мероприятия должны проводиться один раз в смену/в 24 часа. В зимний период во время сильных снегопадов операции по очищению свежевыпавших осадков могут осуществлять два раза в смену/в сутки. Посыпание дворовой территории песком/солью производится по необходимости либо раз в сутки. Тротуары в зависимости от класса могут убираться – 1 раз в 2 дня либо 1-2 раза в сутки.

Контроль

Наблюдение за качеством выполняемых уборочных работ могут обеспечивать:

  • потребители (жильцы МКД);
  • органы местного самоуправления;
  • Роспотребнадзор.

Что делать, если придомовую территорию МКД не убирают?

Если уборочные/обслуживающие работы выполняются недобросовестно, в недостаточном объеме либо вовсе отсутствуют, то жильцы вправе обратиться с жалобой:

  • к руководству кондоминиума/ТСЖ;
  • к председателю жилищно-коммунального хозяйства;
  • в Жилищную Инспекцию;
  • в местную администрацию;
  • в судебные инстанции;
  • в Прокуратуру района.

Факты нарушения правил уборки придомовой территории следует зафиксировать в специальном акте, который должен содержать:

  • название документа;
  • суть претензии (подробное изложение всех видов невыполненных работ);
  • реквизиты/название управляющей фирмы;
  • ФИО/подпись лиц, предъявляющих претензию;
  • адрес МКД, номера квартир.

Также необходимо составить письменное заявление с требованием произвести перерасчет согласно невыполненным обязательствам.

К сведению

Жильцы МКД вправе расторгнуть соглашение с виновной стороной и выбрать другое учреждение, которое будет обслуживать/убирать прилегающую к МКД площадь. При выборе следует обращать внимание на репутацию, надежность, опыт стороннего исполнителя.

Прочие нюансы и нововведения

Для того чтобы наслаждаться чистотой и ухоженностью придомового участка, живущие в МКД граждане, должны принимать участие во всех вопросах, касающихся его обслуживания/благоустройства. Контролирование действий/работ клининговых компаний/УК/ТСЖ позволит поддерживать придомовое пространство в презентабельном виде.

В настоящее время в РФ действует федеральная программа «Наш двор», целью которой является создание комфортной городской среды. Граждане, решившие стать участниками данной программы, могут за счет федеральных субсидий, произвести благоустройство придомового участка.

Проект состоит из двух частей:

  • обязательной – благоустройство полностью производится за счет муниципальных средств;
  • дополнительной – обустройство осуществляется при участии жильцов, которые финансируют 3% от сметы.

В регионах муниципалитеты будут вводить новые стандарты, касающиеся благоустройства/содержания придомовой территории, внедрения новых, более эффективных систем уборки, озеленения, освещения и пр.

Жильцы, которые произвели благоустройство придомового пространства, становятся собственниками данного участка, поэтому ответственность за обслуживание/уход/уборку ляжет на их плечи. Земельные участки, не участвующие в федеральной программе, могут отойти в собственность муниципалитета.

Для участия в госпрограмме необходимо согласие большинства жильцов, которые должны в ходе общего собрания принять решение и утвердить план благоустройства. После этого, следует подать заявление вместе с протоколом общего собрания в местный уполномоченный орган. В случае одобрения заявки жильцам будет оказано содействие в мероприятиях по благоустройству придомового пространства.

Раньше суды признавали недействительными нормы муниципальных правил благоустройства, которые противоречили статье 210 ГК. В ней сказано, что собственник несет бремя содержания только принадлежащего ему имущества. Сейчас начинает складываться другая судебная практика. В результате стало проще обязать владельцев недвижимости участвовать в содержании территорий, прилегающих к объектам. Расскажем, для кого можно предусмотреть такую обязанность и в каких документах ее прописать.

Как суды раньше рассматривали споры о содержании прилегающей территории

Если земельный участок, на котором расположен МКД, сформирован и поставлен на кадастровый учет, он принадлежит собственникам помещений в доме и относится к их общему имуществу. Такой участок обязаны содержать собственники помещений в МКД. Если земельный участок под домом не сформирован и на учет его не поставили, он находится в собственности муниципального образования. Территорию вокруг дома в этом случае должен содержать муниципалитет. Такие выводы суды делали из статьи 210 ГК. Муниципальные правила благоустройства, которые противоречили этой норме, судьи признавали недействительными.

Документ: Аналогичные решения есть в определениях Верховного суда от 17.04.2018 № 50-КГ18-6, от 20.12.2017 № 56-АПГ17-21, от 03.10.2018 № 47-АПГ18-4

ПРИМЕР 1. Гражданин поскользнулся на льду около нежилой пристройки к МКД. В результате его здоровью был причинен вред средней тяжести. Гражданин обратился в суд с иском к управляющей организации и ИП — собственнику нежилого помещения. Истец потребовал взыскать с ответчиков утраченный заработок и компенсацию морального вреда.

Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требования истца. Они руководствовались пунктом 98 решения Омского городского совета от 25.07.2007 № 45 «О правилах благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска». В этой норме сказано, что убирать территорию, прилегающую к границам здания, обязаны лица, которые ведут на этой территории или в здании хозяйственную или иную деятельность. Предприниматель не согласился с выводами судов и обратился в Верховный суд.

Верховный суд отменил решения нижестоящих судов. Он указал, что лицо, которое не является собственником имущества, несет бремя его содержания только в случаях, предусмотренных федеральными законами или договором. Правила благоустройства к федеральному законодательству не относятся. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ разрешает органам МСУ устанавливать порядок участия собственников зданий и помещений в благоустройстве прилегающих территорий. Но возложить на собственников обязанность по содержанию территории помимо их воли нельзя (определение Верховного суда от 17.04.2018 № 50-КГ18-7).

Муниципальные правила благоустройства, которые обязывают правообладателей жилых и нежилых помещений убирать прилегающую территорию, суды признавали недействующими как по искам самих собственников, так и по прокурорским искам в защиту прав неопределенного круга лиц.

ПРИМЕР 2. Прокурор обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению положений правил благоустройства города. Они обязывали юридических и физических лиц, а также ИП содержать в чистоте и порядке территорию, которая прилегает к зданиям, сооружениям и другим объектам недвижимости. Эта обязанность была установлена для всех владельцев недвижимого имущества: собственников, арендаторов, лиц, принявших объекты в оперативное управление или хозяйственное ведение. Прокурор указал, что муниципальный правовой акт не должен возлагать на физических и юридических лиц обязанность по содержанию прилегающей к их имуществу территории, если она не находится в их собственности, владении либо пользовании. Это противоречит требованиям Конституции и федеральных законов.

Судьи согласились с прокурором. Из правил благоустройства следует, что прилегающая территория — это территория общего пользования. Земли общего пользования — это земли, не предоставленные в собственность или пользование физическим и юридическим лицам. Такие земли находятся в собственности муниципального образования (ст. 16–19 ЗК). Статья 210 ГК дает собственнику возможность перенести бремя содержания имущества на других лиц полностью или частично. Но это допустимо лишь в случаях, указанных в законе или договоре.

Правила благоустройства не устанавливают порядок определения границ территорий по содержанию, благоустройству и уборке территории. Кроме того, они не устанавливают предельные размеры площади участка, обязанность по содержанию которого возлагается на граждан и юридических лиц, а также возможные случаи несения такой обязанности (решение Петровского районного суда Ставропольского края от 09.09.2015 по делу № 2-772/2015).

Что изменилось

На заметку: К прилегающей территории относится территория общего пользования, прилегающая к зданию, строению, сооружению или земельному участку, если такой земельный участок образован

28 июня 2018 года вступила в силу новая редакция Градостроительного кодекса (Федеральный закон от 29.12.2017 № 463-ФЗ). Законодатель ввел понятие «прилегающая территория». Он также установил, что правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать непосредственное и финансовое участие собственников и иных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков в содержании прилегающих территорий. Правила могут определять границы таких территорий в соответствии с установленным региональным законом порядком. Исключение предусмотрено для собственников и владельцев помещений в МКД, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам МКД.

Летом 2019 года Верховный суд рассмотрел очередное дело об оспаривании положений городских правил благоустройства. Решение, которое он принял, — хорошая новость для муниципалитетов.

ПРИМЕР 3. Муниципальные правила благоустройства требовали от владельцев и собственников зданий и сооружений содержать прилегающие к их объектам территории. Для ларьков такая территория определялась в 10 м, для рекламных конструкций — в 5 м, а для МКД — в 15 м по периметру от границ земельного участка, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства. Одна из управляющих МКД организаций сочла, что муниципалитет незаконно возлагает на нее как на лицо, ответственное за содержание МКД, обязанность содержать территорию, не входящую в общее имущество собственников. Организация попыталась оспорить положения правил благоустройства в суде.

Областной, а затем и Верховный суд отказали в административном иске. Суд указал, что благоустройство территорий — деятельность в том числе по содержанию расположенных на них объектов, а также прилегающих к ним территорий. Градостроительный кодекс в редакции Закона № 463-ФЗ предусматривает обязанность лиц, ответственных за эксплуатацию здания, строения или сооружения, принимать участие в содержании прилегающих территорий в случаях и порядке, которые определяются муниципальными правилами благоустройства. Этими правилами муниципалитеты вправе регулировать вопросы участия в содержании прилегающих территорий собственников и владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (п. 13 ч. 2 ст. 45.1 Закона № 131-ФЗ). Основания для признания недействующими норм муниципальных правил благоустройства могут быть только процедурными. В рассмотренном случае порядок принятия этих правил нарушен не был (определение Верховного суда от 05.07.2019 № 2-АПА19-5). 

Важно: Участие владельцев объектов недвижимости в содержании прилегающих территорий может быть в том числе финансовым

Выводы и рекомендации для муниципалитетов

Правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы участия, в том числе финансового, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков в содержании прилегающих территорий. Органы местного самоуправления вправе предусмотреть в правилах благоустройства обязанность участия, в том числе финансового, собственников и иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков в содержании прилегающих территорий. Исключение делается только для владельцев помещений в МКД, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам домов. Такие лица в содержании прилегающей территории не участвуют.

Обязанность собственников и иных владельцев недвижимости поддерживать чистоту и порядок на прилегающей территории закрепите не только в муниципальных правилах благоустройства, но и в договорах аренды и других гражданско-правовых договорах, которые органы МСУ заключают с этими лицами.

Границы прилегающих территорий орган МСУ вправе определить в правилах благоустройства территории муниципального образования только в соответствии с порядком, установленным законом субъекта РФ (п. 14 ч. 2 ст. 451 Закона № 131-ФЗ).

Обязанность по уборке территории многоквартирного дома от снега в регламентировано несколькими нормативно-правовыми актами, основными из которых являются Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170 (Правила № 170), и Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 (Минимальный перечень).

 
На основании Правил № 170 уборка дворов, тротуаров, дворовых и внутриквартальных проездов должна производиться организациями, обслуживающими жилищный фонд.

 
В соответствии с Минимальным перечнем управляющие организации обязаны выполнять работы по очистке придомовой территории от наледи, льда и снега наносного происхождения (или подметание такой территории, свободной от снежного покрова). Убираемый снег должен сдвигаться с тротуаров на проезжую часть в прилотковую зону, а во дворах – к местам складирования. Снег, собираемый во дворах, допускается складировать на газонах и на свободных территориях при обеспечении сохранения зеленых насаждений.

 
Вместе с тем, нормативными актами предусмотрена только уборка придомовой территории от снега, вывоз снега с придомовой территории действующим законодательством не регламентирован. Данная услуга является дополнительной. Собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании вправе принять решение о периодичности вывоза снега с придомовой территории и определить источник финансирования данного вида работ.

 
В случае некачественной уборки снега с придомовой территории управляющей организацией собственники помещений многоквартирного дома, в первую очередь, должны обратиться непосредственно в управляющую организацию.

 
Согласно Правилам изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, в случае оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, собственники помещений вправе обратиться с заявлением о снижении размера платы к ответственному лицу.

 
Факт выявления ненадлежащего качества оказания услуг и выполнения работ отражается в соответствующем акте нарушения качества, который является основанием для уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.

 
Заявление об изменении размера платы может быть направлено в письменной форме или сделано устно в течение 6 месяцев после соответствующего нарушения и подлежит обязательной регистрации лицом, которому оно направлено, которое в течение 2 рабочих дней с даты его получения обязано направить заявителю извещение о дате получения заявления, его регистрационном номере и последующем удовлетворении либо об отказе в его удовлетворении с указанием причин отказа.

 
При личном обращении на экземпляре заявления собственника помещения или нанимателя жилого помещения делается отметка о дате его приема и регистрационном номере.

 
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения уменьшается пропорционально количеству полных календарных дней нарушения от стоимости соответствующей услуги или работы в составе ежемесячной платы.

 
Кроме того, государственная жилищная инспекция Новосибирской области в пределах компетенции проводит проверки соблюдения юридическими лицами обязательных и лицензионных требований, в том числе требований к содержанию общего имущества в многоквартирном доме.

 
Таким образом, в случае невыполнения управляющей организацией обязанности по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме, включая обязанность по уборке придомовой территории от снега, собственники помещений вправе обратиться с соответствующим заявлением в ГЖИ НСО.

 
Управляющие организации, осуществляющие управлением многоквартирными домами на основании лицензии, несут административную ответственность за нарушение лицензионных требований в соответствии с действующим законодательством.

 
Поскольку содержание общего имущества многоквартирного дома является одним из лицензионных требований, в случае выявления нарушений, связанных с ненадлежащим выполнением обязанности по уборке придомовой территории от снега, управляющие организации по результатам внеплановых проверок, проводимых инспекцией, могут быть привлечены к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в виде штрафа в размере от 50 до 100 тысяч рублей для должностного лица или его дисквалификации на срок до 3 лет и штрафа на сумму от 250 до 300 тысяч рублей для юридического лица соответственно.

 
Для товариществ собственников жилья (ТСН, ЖСК, ЖК) КоАП РФ предусматривает административную ответственность по статье 7.22, в соответствии с которой штраф для должностных лиц может составить 4 ‑ 5 тысяч рублей, для юридического лица ‑ от 40 до 50 тысяч рублей.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сколько можно заработать в бизнес такси в санкт петербурге
  • Сколько можно оплатить через сбербанк онлайн по реквизитам
  • Сколько можно получить субсидию на развитие малого бизнеса
  • Сколько можно проехать на горящей лампочке топлива киа рио
  • Сколько можно проехать на машине когда загорелась лампочка