Founded in 1923, Aeroflot, the flag carrier and largest airline of Russia (and formerly the Soviet Union) (formerly the world’s largest airline), has had a high number of fatal crashes, with a total of 8,231 passengers dying in Aeroflot crashes according to the Aircraft Crashes Record Office, mostly during the Soviet-era, about five times more than any other airline.[1][2] From 1946 to 1989, the carrier was involved in 721 incidents. From 1995 to 2017, the carrier was involved in 10 incidents. In 2013, AirlineRatings.com reported that five of the ten aircraft models involved in the highest numbers of fatal accidents[3] were old Soviet models.[1]
Following is a list of accidents and incidents Aeroflot experienced from 1932 to the present.
Авиаинциденты, к сожалению, не такое уж редкое явление, если не относить к числу происшествий только случаи, связанные с крушением летательных аппаратов и наличием жертв в них.
Авиация — отрасль, где каждое отклонение от нормы считается ЧП: выкатывание за полосу, вынужденная посадка, даже произведенная в штатном режиме, повреждения, причиняемые бортам при буксировке по аэродрому, ложное срабатывание датчиков, попадание молнии и многое другое регистрируется в соответствующих документах.
Чаще всего пассажиры даже и не узнают о том, что в полете им угрожала опасность. По зафиксированным фактам обязательно проводится расследование (хотя не всегда возбуждается уголовное дело). Чем крупнее компания, тем большее количество транспортных единиц она эксплуатирует и, естественно, тем большей статистикой авиапроисшествий она обладает.
За последние три полных года и начавшийся 2019 (по 6 мая включительно) в «Аэрофлоте» и его «дочках» — «Авроре», «Победе» и «России» зафиксировано 99 происшествий. По годам расклад такой: 2016 — 33 инцидента, 2017 — 23, 2018 — 31, 2019 (с 1 января по 5 мая) — 12. Названные компании эксплуатируют следующие виды самолетов: Boeing, Airbus, Bombardier DASH, SSJ-100 и Ту-204. Согласно статистике, наиболее часто нештатные ситуации случаются с Airbus (41 эпизод), Boeing (29). Bombardier DASH и SSJ значительно отстают по аварийности — 17 и 11 случаев соответственно. С участием «Ту — 204» зафиксировано всего одно авиапроисшествие.
В целом за указанное время, с лайнерами, используемыми «Аэрофлотом» произошло 60 нештатных ситуаций — главным образом это срабатывание аварийной сигнализации, сообщающей о нерегламентированно работающих системах. Согласно статистическим данным, почти каждый второй случай подачи сигнала тревоги на приборную доску — ложный. Однако с этим разбираются техники уже на земле: командиры воздушных судов как правило принимают решение вернуться в аэропорт вылета или запрашивают посадку в ближайшем по пути следования а/п.
Шесть нештатных ситуаций возникло из-за проблем с двигателями (дважды — из-за попадания в них птиц при наборе высоты или приземлении). 19 мая 2018 года Boeing 737-800 авиакомпании «Победа», выполнявший рейс по маршруту: Москва—Астрахань вынужден был возвратиться в аэропорт вылета по причине остановки одного из двигателей. Никто из 160 пассажиров не пострадал.
14 августа 2018 г. самолет Boeing 747-400 авиакомпании «Россия», выполнявший чартерный рейс по маршруту: «Ларнака — Москва» совершил посадку в аэропорту назначения с отказавшим двигателем. По предварительной информации в полете возникли неполадки в одном из двигателей, в связи с чем экипаж его выключил и продолжил полет в пункт назначения на трех двигателях. Посадка в аэропорту Внуково прошла в штатном режиме. На борту находились более 500 человек; никто не пострадал.
4 ноября 2018 г. самолет Airbus A330-300 авиакомпании «Аэрофлот», выполнявший рейс по маршруту: «Москва — Петропавловск-Камчатский», совершил благополучную посадку в аэропорту назначения. Однако во время послеполетного осмотра на фюзеляже и крыле были обнаружены следы от столкновения с птицами. Воздушное судно от полетов временно отстранено. По предварительной информации во время взлета в аэропорту Шереметьево самолет столкнулся со стаей птиц.
Бывали и случаи, которые в быту можно было бы назвать курьезными, но в авиации места шуткам нет. Например, 9 апреля 2019 г. самолет Boeing 737-800 авиакомпании «Победа», выполнявший рейс по маршруту: «Москва — Петрозаводск» был вынужден уйти на второй круг. По предварительной информации во время захода на посадку на ВПП появилась собака. Экипаж принял решение об уходе на второй круг и совершил благополучную посадку после того как собаку удалили с ВПП.
29 марта 2016 г. самолет Airbus A320-200 авиакомпании «Аэрофлот», выполнявший рейс по маршруту: «Санкт Петербург — Москва» был вынужден прервать взлет. По предварительной информации во время начала разбега на взлет экипаж получил команду прервать взлет в связи с появлением инородного объекта на ВПП. Экипаж прервал разбег на скорости около 110 км/час, освободил ВПП и возвратился на перрон остудить тормоза. На борту находились 124 пассажира; никто не пострадал. 24 пассажира отказались от дальнейшего полета и высадились из самолета по причинам суеверия. Позже наземные службы аэропорта «Пулково» сообщили, что причиной инцидента стала метка на локаторе обзора летного поля, обнаруженная диспетчером организации воздушного движения и давшим экипажу команду на прекращения взлета. После осмотра ВПП и прилегающих территорий было установлено, что метка на локаторе была ложной.
10 июня 2016 г. самолет Airbus A-330 авиакомпании «Аэрофлот», выполнявший рейс по маршруту Южно-Сахалинск — Москва, был вынужден совершить вынужденную посадку в аэропорту «Кольцово» (Екатеринбург) в связи с угрозой здоровью и жизни экипажа. По предварительной информации причиной инцидента стало поведение одного из пассажиров, нарушавшего общественный порядок на борту и выражавшегося нецензурной бранью на бортпроводников и на пассажиров. После передачи дебошира сотрудникам полиции самолет продолжил рейс.
Из 99 инцидентов за названный период катастрофой могут считаться два. Первое ЧП, в результате которого пострадал человек, зарегистрировано 28 марта 2018 г. Самолет Airbus A319-100 авиакомпании «Россия», выполнявший рейс по маршруту «Лондон-Санкт Петербург» в результате инцидента был вынужден возвратиться на стоянку. По предварительной информации во время буксировки воздушного судна к ВПП под колесо шасси попал сотрудник наземной службы аэропорта Гатвик. Человек получил серьезные травмы. В результате спасательной операции ВС получило повреждения.
Вторая катастрофа, в результате которой пострадали люди, была зарегистрирована вчера в Шереметьево.
В целом за период с 1 января 2016 года по 6 мая 2019 с воздушными судами (самолетами и вертолетами) различных российских авиакомпаний произошло 537 авиаинцидентов, о чем свидетельствуют записи сайта www.audit-center.biz. Общее количество воздушных судов, эксплуатируемых российскими авиакомпаниями, по данным РБК, составляет 582 единицы. Из них на «Аэрофлот» и три его «дочки» приходится 347 ВС. Простой арифметический подсчет показывает: при том, что группа «Аэрофлота» оперирует 59,2% всего самолетного парка РФ, на него приходится лишь 18,4% всех авиапроисшествий.
Таким образом, «Аэрофлот» и его дочерние компании следует признать одним из самых надежных авиаперевозчиков России. И в мировом масштабе ведущее авиапредприятие РФ — одно из самых безопасных в плане выполнения полетов. За последние 30 лет (1988 — 2018) с участием ВС «Аэрофлота» и трех его дочерних компаний произошло 16 тяжелых аварий (то есть, с жертвами и пострадавшими, доставленными в больницы). Для сравнения: KLM — 21, Iberia — 22, Air India — 23, EasyJet — 24, Emirates — 27, Japan Airlines — 28, Turkish Airlines — 29, Air Canada — 32, Scandinavian Airlines — SAS — 33, Lufthansa — 39, Ryanair — 42, British Airways — 54, United Airlines — 58, Air France — 60, American Airlines — 75, Delta — 85.
За последние 11 лет самолёты «Аэрофлота» не попали ни в одну авиакатастрофу, приведшую к человеческим жертвам. До вчерашнего дня. И теперь, по мнению экспертов, широкая эксплуатация «Суперджетов» может подорвать авторитет крупнейшей авиакомпании страны
По общему числу погибших в авиакатастрофах «Аэрофлот» является рекордсменом. За всю историю компании погиб 8231 человек. Следующая в списке Air France – на её счету 1783 погибших. Такая статистика объясняется во многом гигантским объёмом пассажиропотока. В советские годы «Аэрофлот» перевозил 100 млн пассажиров в год, сейчас – в три раза меньше.
Однако за последние 10 лет крупнейший российский авиаперевозчик добился заметного прогресса в безопасности. Если в 80-е и 90-е каждый год падали не меньше 1-2 самолётов, то с 2008 года не было ни одного инцидента с человеческими жертвами.
11 лет без авиакатастроф
Предыдущая авиакатастрофа датируется 14 сентября 2008 года. При заходе на посадку, не долетев около 11 км до аэропорта Перми, разбился Boeing 737 дочерней авиакомпании «Аэрофлот-Норд». Погибли все 82 пассажира и 6 членов экипажа. Эта было первое падение Boeing 737 на российской территории.
Не сказать, что остальные полёты лайнеров парка «Аэрофлот» были ровными и гладкими, но обходилось без человеческих жертв. Из последних происшествий можно вспомнить задымление на борту самолёта, выполнявшего 4 февраля рейс Белград – Москва. Пилотам пришлось выполнить экстренную посадку в Будапеште.
Последние происшествия с самолётами «Аэрофлота»
Такая же проблема с задымлением возникла в декабре 2018 года на рейсе Москва – Ницца. Лайнер был вынужден сесть в Вене. Этот инцидент запомнился ещё и тем, что пассажир – блогер Соколовский оскорбил «Аэрофлот» за то, что авиакомпания вернула людей в Москву, вместо того чтобы направить из Вены в Ниццу. Соколовский выложил видео в Instagram, сопровождая его ругательствами в адрес авиакомпании. В результате его лишили бонусов «Аэрофлота».
Более серьёзная авария произошла 21 января этого года. Следовавший из Астаны в Москву Boeing 737-800 при посадке в процессе торможения выкатился за пределы взлётно-посадочной полосы аэропорта Шереметьево. Никто из 81 пассажира и 7 членов экипажа не пострадал. Судно осталось невредимым. Такое же происшествие случилось с самолётом «Аэрофлота» в январе 2017 года. За ВПП калининградского аэропорта выкатился Airbus А320, выполнявший рейс Москва – Калининград.
Небезопасный «Суперджет 100»
Фото: Ranglen / Shutterstock.com
Прогресс в уровне безопасности за последние два десятка лет связан с заменой старых воздушных судов новыми. «Аэрофлот» активно пополнял свой парк «Эйрбасами» и «Боингами». Но с тех пор, как в России приступили к строительству новых самолётов, «Аэрофлот» начал использовать отечественные воздушные суда, включая «Суперджет 100».
По данным, полученным британским каналом Би-би-си, самолёты Superjet считаются наименее безопасными бортами «Аэрофлота».
Более половины инцидентов, которые происходили с самолётами авиакомпании «Аэрофлот» в феврале нынешнего года, были связаны с авиалайнерами Superjet,
– пишет сайт британской телерадиокомпании со ссылкой на документы российского авиаперевозчика.
Из 21 инцидента, произошедшего в феврале 2018 года, 12 пришлись на «Суперджеты» (SSJ-100). Если на остальных лайнерах «Аэрофлота» уровень безопасности полётов оценивается как высокий, то на SSJ-100 его считают средним. Из наиболее частых проблем отмечается обледенение датчиков и неисправность системы управления реверсом.
В январе 2018 года бизнес-издание Bloomberg сообщало, что проданные мексиканской компании Interjet лайнеры используются как источник запчастей для других самолётов. Годом ранее «Ведомости» отмечали, что средний налёт на «Суперджетах» составляет 3 часа в сутки, что в три раза меньше, чем на иностранных самолётах российских авиаперевозчиков.
Эксперты: «Авиаперевозчики ставят деньги выше, чем безопасность»
Опрошенные Царьградом эксперты полагают, что «Аэрофлот» ставит прибыль выше безопасности.
«Аэрофлот» недостаточно внимания уделяет безопасности. Штаты (российских) компаний раздуты. Сейчас экономика стала превыше безопасности, поэтому пилоты уезжают зарабатывать за границу. Компании не очень заинтересованы безопасностью, их интересуют в основном только деньги,
– отмечает пилот гражданской авиации, специалист по безопасности полётов Александр Романов.
Фото: www.globallookpress.com
Бывший лётный директор «Внуковских авиалиний» и заслуженный пилот России Юрий Сытник считает корнем проблем разрушение российской авиации:
Российской авиации нет, российских самолётов нет. «Суперджеты» на 85% состоят из импортных комплектующих, в МС-21 вложили 168 миллиардов; чтобы его запустить, нужно ещё 354 миллиарда. А зачем их делать, если есть Ту-204СМ, стоит в Жуковском, новый, сертифицированный по международным правилам? Он никому не нужен. Потому что от него «отсасывать» нечего. А от нового проекта кому-то прилипает к рукам. У нас в России, к сожалению, это первый самолет, который построен после развала СССР. Те мощные конструкторские бюро Ильюшина, Туполева и Антонова практически развалились. И создать что-то конкурентоспособное на данном этапе не получается.
Так кто же виноват?
Катастрофа в Шереметьево, в которой погиб 41 человек, – удар по имиджу «Аэрофлота» и Superjet 100. Кто виноват в трагедии больше? «Аэрофлот», взявший на себя ответственность покупать самолёты, которые простаивают в аэропортах из-за технических недоработок, или «Гражданские самолёты Сухого», производящие неидеальные машины? Может быть, ни те, ни другие, а всё дело в ошибке пилотов? Но тогда это тоже ответственность «Аэрофлота», нанимающего неквалифицированный персонал.
В этой ситуации идеальный вариант – списать всё на погоду. Но что-то не сильно верится, что причина трагедии – молния, которая для современных самолётов давно перестала быть проблемой. Окончательный ответ даст Следственный комитет и разбор чёрных ящиков.
17 июля на территории Украины, в 60 километрах от российской границы, потерпел аварию самолет «Малайзийских авиалиний» «Боинг-777». На борту воздушного судна находились 295 человек (280 пассажиров и 15 членов экипажа). Все погибли. Мы вспоминаем самые громкие авиакатастрофы за последние 10 лет.
14 августа 2006 года Boeing 737, на борту которого находился 121 человек, разбился в горах неподалеко от Афин. Крушение авиалайнера первой частной авиакомпании Кипра Helios Airways, совершавшего рейс из Ларнаки в Афины и далее в Прагу, стало самой крупной авиакатастрофой из когда-либо случавшихся в Греции. Причиной стала разгерметизация кабины самолета по вине инженеров компании, выключивших автогерметизацию салона. Экипаж потерял сознание, и самолет врезался в гору, после того как закончилось горючее.
26 августа 2006 года 22 августа рейс FV 612 ФГУАП “Пулково”, выполнявший рейс Анапа – Санкт-Петербург, пытаясь проскочить над грозой, потерял управление и свалился в плоский штопор. Самолет ТУ154М упал близ населенного пункта Сухая Балка неподалеко от Донецка. На борту самолета находились 170 человек (160 пассажиров и 10 членов экипажа).
В аэропорту “Барахас” испанской столицы Мадрида 20 августа 2008 года разбился самолет MD-82 авиакомпании Spanair. Он должен был следовать на Канарские острова. Однако едва оторвавшись от взлетной полосы, он упал и загорелся. Погибли 154 из 174 человек, которые были в самолете. По информации из “черных ящиков”, при взлете закрылки судна были выпущены не полностью. Пилоты должны были получить автоматическое предупреждение – однако из-за неполадок с оборудованием этого не получили. Также известно, что еще до вылета у самолета были технические проблемы, из-за чего вылет задержали на час.
Падение лайнера Airbus А330 компании Air France в Атлантический океан произошло 1 июня 2009 года. Самолет направлялся из Рио-де-Жанейро в Париж. Через четыре часа после начала полета связь с самолетом пропала. Окончательный отчет о катастрофе обнародовали лишь через три года. В нем эксперты причиной трагедии назвали техническую неисправность из-за обледенения, последующее отключение автопилота и несогласованные действия экипажа. Свои жизни в этой катастрофе потеряли 228 человек – все, кто был на борту.
Погибли все, кто 15 июля 2009 года летел из Тегерана в Армению. Ту-154 авиакомпании Caspian Airlines со 168 людьми на борту резко потерял высоту и упал на севере Ирана. Никто не уцелел. Среди пассажиров была юношеская сборная Ирана по дзюдо. Комиссия по расследованию причин авиакатастрофы объявила, что причиной трагедии стал отказ и последующее разрушение двигателя.
30 июня 2009 года у Коморских островов потерпел катастрофу лайнер А310 авиакомпании Yemenia. Самолет совершал рейс из Парижа с промежуточными остановками в пяти городах, последним из которых стала столица Йемена Сана. На борту разбившегося самолета находились 142 пассажира и 11 членов экипажа. Единственным выжившим пассажиром оказалась 12-летняя девочка (по другим данным ей 13 или 14 лет), у нее были многочисленные ушибы, обожжены колени и сломана ключица. В катастрофе у нее погибла мать. Девочка была спасена из океана спустя 12 часов после авиакатастрофы.
10 апреля 2010 года под Смоленском разбился Ту-154 польских ВВС. Тогда погибло 96 человек. На борту лайнера находился президент Польши Лех Качиньский, его супруга, почти все армейское командование страны, политики, видные общественные и религиозные деятели. Самолет летел в условиях сильного тумана, о чем был извещен экипаж. Пилотам было предложено садиться на запасной аэродром, однако они отказались. Самолет зацепил деревья, развернулся и начал разваливаться в воздухе. По официальной версии причиной аварии стали ошибки экипажа. Польские власти утверждают, что пилотов вынудили садиться в таких условиях российские диспетчера.
3 июня лайнер 1012 MD-83 нигерийской авиакомпании Dana Air, совершавший рейс из столицы страны Абуджи в Лагос, упал на густонаселенный жилой квартал севернее аэропорта Лагоса, развалился на части и загорелся. При падении самолет протаранил двухэтажное жилое здание, в котором проживали не менее 40 человек. На борту лайнера находились 153 человека, в том числе шесть членов экипажа. Все погибли.
20 апреля 2012 вПакистане потерпел крушение пассажирский самолет Boeing 737 авиакомпании Bhoja Airline, совершавший рейс из пакистанского города Карачи. Самолет упал близ военной авиабазы Чаклала, расположенной недалеко от столицы Пакистана Исламабада. Все 127 человек, находившиеся на борту, погибли.
Самой загадочной авиатрагедией остаётся исчезновение самолёта «Малайзийских авиалиний» 8 марта нынешнего года. Рейс Куала-Лумпур — Пекин. «Боинг 777-200», пролетая над Южно-Китайским морем, вдруг исчез с радаров диспетчеров. Впоследствии было установлено, что в самолете была отключена связь, а сам лайнер отклонился от курса и был в воздухе еще около семи часов после «пропажи». Борт так и не был найден, и сейчас предполагается, что он разбился в южной части Индийского океана. На его борту было 239 человек. До сегодняшнего дня эта катастрофа считалась крупнейшей за 10 лет.
Жесткая посадка Ту-204 в районе Домодедово
22 марта 2010 года. Авиалайнер Ту-204/214 авиакомпании «Авиастар-ТУ» при выполнении перегоночного рейса без пассажиров TUP1906 по маршруту Хургада — Москва в условиях тумана и плохой видимости столкнулся с деревьями и совершил аварийную посадку в лесополосе в 2 километрах от аэропорта Домодедово.
Все 8 членов экипажа получили ранения. Самолет был списан как не подлежащий восстановлению. По заключению экспертов МАК, причиной аварии стало «непринятие экипажем решения об уходе на второй круг… и продолжение снижения при отсутствии визуального контакта с наземными ориентирами, что привело к столкновению самолёта с деревьями и землёй в управляемом полёте».
В 2011 году Домодедовский суд Москвы признал двух пилотов самолета Ту-204 виновными в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного судна и приговорил каждого из них к одному году лишения свободы условно. Суд также назначил им испытательный срок в два года и запретил летчикам заниматься профессиональной деятельностью в течение одного года после окончания действия приговора.
Самолет Ту-204 авиакомпании «Авиастар» (борт RA-64011) потерял высоту и совершил жесткую посадку, не долетев 1 км до взлетно-посадочной полосы аэропорта Домодедово. Фото: РИА Новости
Столкновение Falcon 50 во Внуково
20 октября 2014 года. Частный самолёт Dassault Falcon 50EX, бортовой номер F-GLSA, при вылете из аэропорта Внуково в Париж столкнулся с аэродромной снегоуборочной машиной. В результате произошло разрушение и возгорание самолета. Все четыре человека, находившиеся на борту, погибли. Одним из погибших был главный управляющий крупной нефтегазовой компании Total Кристоф де Маржери.
Межгосударственный авиационный комитет установил, что факторами, приведшими к катастрофе, были:
— отсутствие должного контроля со стороны руководителя смены аэродромной службы, в организме которого обнаружен алкоголь, за проведением работ на лётном поле;
— отсутствие доклада службе управления воздушным движением и запроса водителя снегоочистителя при потере визуального контакта со снегоочистителем;
— потеря водителем снегоочистителя, в организме которого обнаружен алкоголь, ориентировки при выполнении работ на лётном поле, приведшая к несанкционированному выезду и остановке на рабочей взлётно-посадочной полосе;
— непринятие водителем снегоочистителя мер по установлению связи с руководителем смены аэродромной службы или специалистами службы УВД при потере ориентировки;
— недостаточная эффективность мероприятий по снижению рисков в части несанкционированных выездов на взлётно-посадочную полосу с учётом особенностей аэродрома;
— неэффективная организация работы с подсистемой обзора и контроля лётного поля A3000 A-SMGCS во Внуковском центре обслуживания воздушного движения;
— отсутствие у авиакомпании Unijet рекомендаций экипажу по действиям в случае появления посторонних объектов на взлётно-посадочной полосе;
— непринятие экипажем мер по прекращению взлёта после информации первого пилота о «машине, которая пересекает дорогу»;
— невозможность управлять носовым колесом самолёта с места второго пилота, которому было передано управление непосредственно во время разбега воздушного судна.
К уголовной ответственности были привлечены водитель снегоуборочной машины Владимир Мартыненко и ведущий инженер аэродромной службы Внуково Владимир Леденев. Летом 2017 года Солнцевский районный суд Москвы признал их виновными, назначив им 4 и 3 года лишения свободы соответственно. Этим же приговором оба осужденных были освобождены от наказания по амнистии со снятием судимости.
Авиакатастрофы — чрезвычайно редкое явление. Вероятность того, что пассажир, севший в самолет погибнет в авиакатастрофе составляет примерно 1/8 000 000. Если пассажир будет садиться каждый день на случайный рейс, ему понадобится 21 000 лет чтобы погибнуть. Существует мнение, что шансов погибнуть по пути к аэропорту, намного больше, чем во время полета. Тем не менее, вопрос серьезный, мы не собираемся шутить и хотим обсудить причины катастроф, и поделиться статистикой.
Основные причины, которые могут привести к авиакатастрофе:
- Ошибка пилота — 50%
- Технические проблемы — 22%
- Погодные условия — 12%
- Саботаж — 9%
- Ошибка других членов экипажа — 7%
- Другие причины — 1%
Интересно то, что катастрофы из-за террористических атак случаются менее чем в 1% случаев. А вот из-за пожаров катастрофы случаются примерно в 2,9% случаев.
При составлении таблицы учитывались 1 300 авиакатастроф с человеческими жертвами среди коммерческих авиалайнеров по всему миру с 1950 по 2020гг. Не учитывались авиакатастрофы с самолетами менее чем с 10 пассажирами на борту, с военными, частными самолетами и вертолетами.
Статистика авиакатастроф по фазам полета
Фаза полета
|
Кол-во авиакатастроф, %
|
Кол-во авиакатастроф
с жертвами, %
|
% от общего времени
полета *
|
---|---|---|---|
Загрузка | 5 | 0 | 0 |
Взлет | 17 | 22 | 2 |
Набор высоты | 8 | 25 | 14 |
Полет | 6 | 12 | 57 |
Снижение | 3 | 8 | 11 |
Заход на посадку | 7 | 13 | 12 |
Посадка | 51 | 18 | 4 |
* — при полете длительностью 1,5 часа
Как вы обратили внимание, самый большой шанс попасть в авиакатастрофу, во время посадки самолета. А вот во время загрузки людей на борт, шансов настолько мало, что нет статистики по погибшим.
Статистика авиакатастроф по авиакомпаниям
Авиакомпания
|
Кол-во полетов,
млн.
|
Кол-во авиакатастроф
с жертвами
|
Дата последней
авиакатастрофы
|
Рейтинг
|
---|---|---|---|---|
Delta Airlines | 16.50 | 1 | 1996 | -4.42 |
Southwest Airlines | 15.78 | 0 | -4.25 | |
Northwest Airlines | 10.91 | 1 | 1993 | -2.76 |
Continental Airlines/Cont. Exp. | 12.06 | 1 | 1991 | -2.24 |
Air Canada | 3.99 | 0 | 1983 | -1.07 |
American Airlines | 17.00 | 5 | 2001 | -0.53 |
Alaska Airlines/Horizon Air | 5.20 | 1 | 2000 | -0.40 |
US Airways | 13.40 | 5 | 1994 | -0.35 |
Hawaiian Airlines | 1.27 | 0 | -0.34 | |
American Eagle | 11.20 | 3 | 1994 | -0.29 |
United Airlines | 13.66 | 6 | 2001 | -0.26 |
JetBlue Airlines | 0.92 | 0 | -0.25 | |
WestJet | 0.87 | 0 | -0.23 | |
USAir Shuttle | 0.85 | 0 | -0.23 | |
Midwest Airlines | 0.75 | 0 | 1985 | -0.20 |
ATA Airlines | 0.57 | 0 | -0.15 | |
United Express | 8.79 | 3 | 1996 | 0.30 |
AirTran Airways | 1.84 | 1 | 1996 | 0.50 |
Comair | 5.03 | 2 | 2006 | 0.65 |
Lufthansa | 7.88 | 1 | 1993 | -2.10 |
British Airways | 5.49 | 0 | 1985 | -1.48 |
Iberia Airlines | 3.73 | 0 | 1985 | -1.00 |
KLM /KLM Cityhopper | 2.81 | 1 | 1994 | -0.67 |
SAS Scandinavian AL/SAS Norway | 5.83 | 1 | 2001 | -0.57 |
Finnair | 1.98 | 0 | 1963 | -0.53 |
RyanAir | 1.96 | 0 | -0.53 | |
EasyJet | 1.63 | 0 | None | -0.44 |
Aer Lingus | 1.25 | 0 | 1968 | -0.34 |
Tap Air Portugal | 1.09 | 0 | 1977 | -0.29 |
Austrian Airlines | 1.00 | 0 | 1960 | -0.27 |
Air Europa | 0.71 | 0 | -0.19 | |
Malev-Hungarian Airlines | 0.64 | 0 | 1977 | -0.17 |
Icelandair | 0.55 | 0 | 1951 | -0.15 |
JAT Yugslovian Airways | 0.38 | 0 | 1973 | -0.10 |
Virgin Atlantic Airways | 0.24 | 0 | -0.06 | |
British Midland | 1.71 | 1 | 1989 | -0.06 |
Transaero Airlines | 0.15 | 0 | -0.04 | |
Ukraine International Airlines | 0.12 | 0 | -0.03 | |
Alitalia | 3.78 | 1 | 1990 | -0.02 |
Air France | 6.15 | 3 | 2000 | 0.31 |
Olympic Airways | 1.71 | 1 | 1989 | 0.54 |
THY Turkish Airlines | 1.86 | 2 | 2003 | 1.20 |
Aeroflot Russian Airlines | 2.06 | 2 | 2008 | 1.45 |
All Nippon Airways | 3.88 | 0 | 1971 | -1.04 |
Japan Air Lines | 2.63 | 0 | 1985 | -0.71 |
Qantas Airways | 2.40 | 0 | 1951 | -0.65 |
Hanin Airlines | 1.22 | 0 | -0.33 | |
Air New Zealand | 1.15 | 0 | 1979 | -0.31 |
Cathy Pacific Airways | 1.02 | 0 | 1972 | -0.27 |
Malaysia Airlines | 3.19 | 1 | 1995 | -0.21 |
Virgin Blue | 0.73 | 0 | -0.20 | |
Philippine Air Lines | 0.92 | 2 | 1994 | -0.18 |
Air India | 0.48 | 0 | 1985 | — 0.13 |
Dragon Air | 0.32 | 0 | -0.09 | |
Air China | 2.49 | 1 | 2002 | 0.10 |
Asiana Airlines | 1.52 | 1 | 1993 | 0.21 |
China Southern Airlines | 3.51 | 2 | 1997 | 0.57 |
Korean Air | 2.41 | 3 | 1997 | 0.65 |
Garuda Indonesian | 1.52 | 3 | 2007 | 0.75 |
Thai Airways International | 1.78 | 2 | 1998 | 0.97 |
Singapore Airlines/SilkAir | 1.34 | 2 | 2000 | 1.14 |
China Eastern Airlines | 2.52 | 3 | 2004 | 1.18 |
Indian Air Lines | 1.70 | 4 | 1999 | 1.64 |
Pakistan International Airlines | 1.18 | 3 | 2006 | 2.68 |
China Airlines | 0.76 | 5 | 2002 | 4.52 |
Aeromexico | 2.08 | 0 | 1986 | -0.56 |
Mexicana Airlines | 1.97 | 0 | 1986 | — 0.53 |
Aerolíneas Argentinas | 0.99 | 0 | 1970 | -0.27 |
Air Jamacia | 0.38 | 0 | -0.10 | |
Varig | 2.35 | 1 | 1989 | 0.12 |
TACA International Airlines | 0.44 | 2 | 2008 | 0.15 |
Lan Chile Airlines | 0.54 | 2 | 1991 | 0.16 |
GOL Transportes Aereo | 0.94 | 1 | 2006 | 0.75 |
Avianca Colombian Airline | 1.20 | 2 | 1990 | 1.11 |
TAM | 2.04 | 4 | 2007 | 1.51 |
Cubana | 0.24 | 7 | 1999 | 4.16 |
South African Airways | 1.11 | 0 | 1987 | -0.30 |
Emirates Airline | 0.76 | 0 | -0.20 | |
El Al | 0.35 | 0 | 1955 | -0.09 |
Kuwait Airways | 0.31 | 0 | 1988 | -0.08 |
Royal Jordanian Airline | 0.29 | 0 | 1979 | -0.08 |
Air Zimbabwe | 0.18 | 0 | 1979 | -0.05 |
Oman Aviation | 0.18 | 0 | -0.05 | |
Saudi Arabian Airlines | 1.96 | 1 | 1996 | 0.47 |
Royal Air Maroc | 0.62 | 1 | 1994 | 0.83 |
EgyptAir | 0.85 | 2 | 2002 | 0.97 |
Kenya Air | 0.37 | 2 | 2000 | 1.84 |
Iran Air | 0.76 | 3 | 2002 | 2.00 |
Nature Air | 0.37 | 1 | 2017 | 1.80 |
Международные Авиалинии Украины | 1 | 2020 | 1 |
Статистика катастроф Аэрофлота показывает, что это одна из самых безопасных авиакомпаний. И это достигается в первую очередь мастерством, на пилотах не экономят, а также на том, что Аэрофлот обладает одним из самых современных авиапарков среди всех авиакомпаний Европы. Прежде предлагаю Вам посмотреть на видео сумасшедшей аварийной посадки Боинга 767 польской авиакомпании LOT в аэропорту Варшавы. К счастью, в данном авиапроисшествии благодаря мастерству пилотов обошлось без пострадавших.
Данную статистику нельзя использовать для оценки надежности самолетов или авиакомпаний. Показатели раcсчитаны на основе прошедших инцидентов и не могут быть использованы для предотвращения или снижения ожидаемых рисков. При оценке безопасности/надежности используется множество других параметров, которые не учитывались при составлении таблицы.
По материалам сайта http://www.planecrashinfo.com/
Что происходило с российскими авиакомпаниями после катастроф
Кроме Казани, за последние 20 лет в России случилось около 10 крупных авиакатастроф. «Город» выяснил судьбу 7 местных компаний, с чьими самолетами произошло несчастье.
«Внуковские авиалинии»
Фотография: Bjorn van der Velpen/airliners.net
Компания до катастрофы
Была создана в 1994 году на базе Внуковского авиаотряда советского «Аэрофлота»; в 90-х была крупнейшим чартерным перевозчиком.
Что произошло
Жуткая катастрофа с самолетом «Внуковских авиалиний» произошла в 1996 году — тогда Ту-154М при приземлении на Шпицбергене разбился о гору Опера, причиной назвали неуверенные действия экипажа. Погиб 141 человек, выживших нет. Эта катастрофа стала крупнейшей в истории Норвегии. 11 ноября 2000 года самолет «Внуковских авиалиний», летевший в Израиль, захватил террорист, но операция по его захвату обошлась без жертв. В 2001 году три чеченских террориста захватили Ту-154, летевший по рейсу Стамбул-Москва, принудили пилотов посадить его в Медине, где саудовский спецназ штурмовал самолет. Был застрелен один террорист, один пассажир и стюардесса Юлия Фомина — в ее честь впоследствии компания назвала самолет.
Что стало с компанией
О задолженностях было известно еще с конца 90-х, особенно после громкой истории с убийством председателя профсоюза «Внуковских авиалиний» Геннадия Борисова. Случилось это после пикета у офиса компании, зарплатный долг которой на тот момент составлял 30 млн долларов. Из-за долгов количество полетов «Внуковским авиалиниям» пришлось сокращать еще в 2000 году, террористический захват в 2001-м уже не оставил компании возможности выкарабкаться, и она перешла в управление авиаперевозчику «Сибирь» (см. ниже).
«Башкирские авиалинии»
Фотография: Геннадий Мисько/airliners.net
Компания до катастрофы
«Башкирские авиалинии» (позывной Bravo, Tango, Charlie) были основаны в 1991 году и летали из Уфы по России и на популярные туристические курорты.
Что произошло
В ночь на 2 июля 2002 года самолет Ту-154М, летевший в Барселону, столкнулся с грузовым «Боингом-757» DHL над Боденским озером на территории Германии. На борту находился 71 человек, в том числе 52 ребенка, все они погибли. Главной причиной катастрофы считается ошибка диспетчера швейцарской компании «Скайгайд» Питера Нильсена. Спустя два года работавший в Испании архитектор Виталий Калоев, у которого погибла жена и двое детей, нанес Нильсену 16 ударов ножом и был приговорен к 8 годам лишения свободы за убийство.
Что стало с компанией
Юридически главным виновником катастрофы была признана компания «Скайгайд». Страховщики «Башкирских авиалиний» выплатили родственникам погибших по 100000 рублей, потом по 20000 долларов — при условии письменного отказа от других компенсаций; последовали многочисленные судебные иски. В 2003 году «Башкирские авиалинии» не смогли заплатить 82 млн рублей налогов, а в 2005 году компания была признана банкротом. Ей на смену была создана авиакомпания «Башкортостан», в 2012 году — самый непунктуальный авиаперевозчик России (по статистике агентства воздушного транспорта). В 2012 году «Башкортостан» признали банкротом, а в 2013 году компания прекратила летать. А Калоев, отсидев 2 года из 8, был выпущен за примерное поведение и в настоящее время занимает пост заместителя министра строительства и архитектуры Северной Осетии.
«Сибирь»
Фотография: Сергей Рябцев/airliners.net
Компания до катастрофы
Компания была образована в Новосибирске в 1992 году и специализировалась на российских и мировых авиаперевозках. В 2001 году
после покупки «Внуковских авиалиний» стала вторым по величине перевозчиком
в стране.
Что произошло
Трагических событий в истории «Сибири» было несколько. В 2001 году потерпел катастрофу Ту-154, летевший по маршруту Тель-Авив —Новосибирск, погибли все 78 человек, находившиеся на борту. По версии Межгосударственного
авиационного комитета, его сбила зенитная ракета, хотя власти Украины
отрицают этот факт. В том, что касается выплат семьям погибших, стороны
договорились, что их осуществит Министерство обороны Украины, к нему же подала
иск о компенсации ущерба и компания «Сибирь», но проиграла дело. В 2004 году в
результате террористического акта смертницей был взорван самолет Ту-154Б-2, летевший по маршруту Москва-Сочи,
погибли все 46 человек на борту. Но самая главная катастрофа компании произошла
уже после ребрендинга: в марте 2006 года «Сибирь» превратилась в S7, а в июле пассажирский самолет Airbus A310
разбился в Иркутске: он не смог остановиться при приземлении на взлетно-посадочной полосе;
как впоследствии установили — из-за неполадок бортового компьютера. В
результате столкновения погибло 125 человек из 203.
Что стало с компанией
Вследствие катастрофы
2004 года количество пассажиров «Сибири» уменьшилось на 15% — именно негативные
ассоциации стали причиной ребрендинга компании. В него вложили около 5
миллионов долларов: он включал не только обновление раскраски самолетов,
униформы и других продуктов компании, но и массивную рекламу. Крушение A310 произошло
в самый разгар этого процесса; впрочем, именно этот самолет еще был со старым
брендингом «Сибири».
Ядреный яблочно-зеленый цвет не спас S7 от экономических проблем. В 2009 году компания пережила
рекордное падение пассажирского потока и реальный дефолт — и сейчас является местным рекордсменом по количеству рекламы на борту. Рекламой покрыта даже коробка для ланча.
«Пулковские авиалинии»
Фотография: wikipedia.org
Компания до катастрофы
«Пулковские авиалинии» существовали с 1932 года (изначально как ленинградский авиаотряд «Аэрофлота») и были в 100% собственности у государства.
Что произошло
В 2002 году при взлете разбился самолет Ил-86, рейс был техническим, потому на борту было только 16 человек, все они погибли. Виной тому называли неисправность стабилизатора или сбой двигателя из-за отсутствия груза. Потом, 22 августа 2006 года, разбился самолет Ту-154, летевший из Анапы в Санкт-Петербург: перелетая через кучево-дождевое облако (тучу), самолет вошел в штопор и упал на землю со скоростью 300 км/ч, причиной катастрофы был назван человеческий фактор: надо было обойти облако стороной.
Что стало с компанией
Через пару месяцев после катастрофы авиакомпания «Пулково» перестала существовать, а ее самолеты начали летать под брендом «России». Страховщик «России» «Согаз» собирался выплатить за каждого погибшего только от 70 до 500 тысяч рублей, родственники были вынуждены судиться.
«Аэрофлот-Норд»
Фотография: Pawel Kierzkowski
Компания до катастрофы
ЗАО
«Аэрофлот-Норд» было образовано в 2004 году, когда «Аэрофлот» перекупил «Архангельские
воздушные линии»; компания осуществляла чартерные рейсы по России.
Что произошло
14 сентября 2008
самолет «Боинг
737–500», летевший из Москвы в Пермь, разбился при
заходе на посадку. Это первый случай авиакатастрофы с
участием «Боинга-737» на территории России. Все, кто был на борту, погибли: 6
членов экипажа и 82 пассажира. Главной причиной катастрофы признали ошибки
капитана Родиона Медведева, в крови которого был обнаружен алкоголь.
Что стало с компанией
На следующий же день после катастрофы «Аэрофлот» заявил о расторжении
соглашения о совместной эксплуатации авиалинии
(то есть рейсы «Аэрофлот-Норд» больше нельзя было объединять с рейсами «Аэрофлота»). В 2009 году компания сменила название на «Нордавиа» и получила
новый брендинг: как было сказано на сайте «Аэрофлота», для «более четкого позиционирования» головной компании. В 2011 году «Аэрофлот»
продал «Нордавиа» «Норникелю» за 207 млн долларов (из которых 200 млн составляли внешние долги «Нордавиа»). На данный момент
компания продолжает летать по России, в ее парке — 9 «Боингов-737». При этом родственники погибших продолжают судиться
со страховыми представителями «Аэрофлота» по поводу выплаты компенсаций. Существуют
сведения, что полную компенсацию в размере 16 миллионов рублей получили только
родственники погибшего во время крушения советника президента РФ, генерала Геннадия Трошева.
«Авиалинии Дагестана»
С 2010 года «Авиалинии Дагестана» сменили название на South East Airlines. Однако авиакомпании это не помогло
Компания до катастрофы
Государственная компания, чье монопольное положение на дагестанском рынке
авиаперевозок позволило ей стать самой быстрорастущей компанией на южных
направлениях.
Что произошло
4 декабря 2010 года
самолет Ту-154М, вылетевший из Внуково в Махачкалу, совершил аварийную посадку в Домодедово после
того, как у
него отказали оба двигателя. 3 человека погибли, 87 пострадали. Среди
погибших оказался брат тогдашнего президента Дагестана Гаджимурад Магомедов.
Расследование МАК возложило основную вину за произошедшее на ошибки экипажа.
Что стало с компанией
Сразу после катастрофы у «Авиалиний Дагестана» начались проблемы: компанию обвинили в монопольном сговоре. Против топ-менеджеров были возбуждены уголовные дела о
превышении полномочий. В декабре 2011
года авиакомпанию лишили лицензии из-за многомиллионных долгов, которые она выплачивает
до сих пор.
Как ни странно, сайт dagair.ru до сих пор работает и продает билеты других
перевозчиков (в частности, там можно найти рейсы из Москвы в Махачкалу от
«ВИМ-Авиа», «Ютэйр»
и «Газпром авиа»). Нынешние руководители компании дают бодрые
пресс-конференции, рапортуя об «увеличении практически по всем
показателям» и рассказывая об амбициозных планах создания новой авиакомпании с
парком в 20 самолетов.
«Як Сервис»
Фотография: Сергей Рябцев/airliners.net
Компания до катастрофы
Компания «Як Сервис» была
основана в 1993 году и специализировалась на чартерных VIP-перевозках.
Что произошло
Самолет Як-42Д с хоккейной командой «Локомотив» разбился 7 сентября 2011 года. Воздушное судно не смогло набрать достаточной
скорости при взлете, самолет выкатился за пределы взлетной полосы и, задев антенну, упал с небольшой высоты и
загорелся. Более 40 человек, включая
полный состав «Локомотива», погибли. Выжить удалось
только бортинженеру
Александру Сизову.
Официальное
расследование показало, что всему виной была ошибка экипажа: самолет разгонялся с включенными
тормозами. Кроме того, в крови второго пилота Игоря
Жевелова обнаружили психоактивный препарат фенобарбитал, затормаживающий нервную систему. Впрочем, родственники членов экипажа до сих пор
отказываются признать их вину, а некоторые местные жители обвиняют организаторов Международного форума в Ярославле, который привлек
множество высокопоставленных гостей, включая тогдашнего президента Дмитрия Медведева.
Что стало с компанией
У «Як Сервиса» отобрали
лицензию, а заместитель
гендиректора перевозчика Вадим Тимофеев стал фигурантом уголовного дела: его
обвинил по статье «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации
воздушного транспорта». В 2012 году газета «Известия» написала, что «Як Сервис» пытается работать под новым
названием «Эталон», а в сентябре стало известно о том, что Вадим Тимофеев
устроился работать в компанию «Русджет» простым пилотом.
Обнаружить какие-либо следы «Эталона» в интернете не удалось.
«ЮТэйр»
Фотография: Константин Никифоров/airliners.net
Компания до катастрофы
Одна из крупнейших
авиакомпаний в России, основанная в 1991 году, с припиской в тюменском аэропорту Рощино. Также является крупнейшим вертолетным перевозчиком в стране.
Что произошло
Самолет ATR 72 рухнул 2 апреля
2012 года почти сразу после вылета из тюменского аэропорта Рощино. Основной причиной было названо обледенение поверхности самолета:
сервисная дочка авиакомпании «ЮТэйр Техник»
не провела обязательную в таких случаях обработку корпуса. Хотя персонал был в курсе проблемы, командир принял решение о взлете. Результат: 33 из 43 находившихся на борту
пассажиров погибли.
Что стало с компанией
В мае 2012 года «ЮТэйр Техник» попала
в черный список Европейского агентства по авиационной безопасности. В ходе проверки, которая закончилась
отзывом у компании сертификата безопасности, регулятор обнаружил в работе компании более 20
нарушений. В
частности, оказалось, что колесный цех работает по документам, написанным его начальником,
а не тем, которые рекомендуют производители самолетов.
В июле 2013 года Межгосударственный авиационный комитет сделал вывод, что недостатки в
организации работы «ЮТэйр Техник» стали основной причиной тюменской катастрофы. Примерно в то же время право проводить техобслуживание самолетов получила
созданная «ЮТэйр» компания с похожим названием «ТС Техник».
В результате катастрофы Sukhoi Superjet 100 «Аэрофлота» погиб 41 человек. Однако в своих пресс-релизах перевозчик ни разу не упомянул число жертв и не привел список погибших
В воскресенье в Шереметьево совершил жесткую посадку и загорелся Sukhoi Superjet 100 «Аэрофлота». Погиб 41 человек — больше половины из тех, кто находился на борту. Список погибших Telegram-канал Baza опубликовал еще в 01:00 в понедельник. На сайте «Аэрофлота» после ЧП были размещены восемь сообщений (к моменту публикации материала), но ни в одном из них ни количества жертв, ни списка погибших нет.
Как «Аэрофлот» сообщал об авиакатастрофе
В первом сообщении компания подтверждает информацию о возгорании самолета. «Пассажиры покидали борт воздушного судна по аварийным трапам», — указывает «Аэрофлот». Отмечается, что есть пострадавшие, их количество уточняется. На сайте перевозчика точное время публикации сообщения не указывается. «РИА Новости» процитировало его в 20:16. Следственный комитет России (СКР) на тот момент уже заявил о как минимум одном погибшем.
Во втором сообщении «Аэрофлот» предупреждает клиентов об изменении расписания рейсов из-за закрытия взлетно-посадочной полосы Шереметьево. О крушении, из-за которого и была закрыта полоса, нет ни слова. В третьем сообщении о бесплатной доставке в Москву родственников пострадавших пассажиров рейса появляются слова о том, что экипаж «сделал все для спасения пассажиров», а эвакуацию провели «всего за 55 секунд при отраслевом нормативе 90 секунд». О погибших информации снова нет. На сайте «Интерфакса» этот релиз был опубликован в 21.41. К тому времени представитель СКР уже подтвердил гибель 13 человек.
В четвертом сообщении «Аэрофлот» опубликовал список выживших и госпитализированных. В нем — 33 человека, авиакомпания уточнила, что список неполный. О погибших опять ни слова. Агентства начали цитировать сообщение в 0:59. К тому времени представитель Следственного комитета сообщила журналистам в аэропорту о 41 погибшем (съемка пресс-подхода есть, к примеру, у «Коммерсанта»). На сайте самого СКР в воскресенье сообщалось только, что из 78 человек «выжило 37 человек». В опубликованном в понедельник сообщении говорится, что из сгоревшего салона «изъяты тела 41-го человека».
Только в пятом сообщении «Аэрофлот» впервые признает, что «всех спасти не удалось». Снова подчеркивается, что «экипаж сделал все для спасения пассажиров и оказания срочной помощи пострадавшим». Сколько человек погибло, «Аэрофлот» не указывает, список жертв не приводит. Судя по материалам агентств, эта новость была опубликована «Аэрофлотом» около трех часов ночи, то есть спустя три часа после сообщения СК, что погиб 41 человек.
Еще одно сообщение вышло утром. Оно касается страховых выплат родственникам погибших и пострадавшим. Числа и списка погибших там все также нет.
Лишь около 17:00 в понедельник на сайте «Аэрофлота» появилось сообщение со списком всех пассажиров рейса. В этой же публикации приводились данные по выжившим. Кто из пассажиров погиб, не уточняется.
Реакция соцсетей
Реакция авиакомпании заинтересовала пользователей соцсетей. На то, что в пресс-релизах «Аэрофлота» нет сведений о погибших, в частности, обратила внимание авиационный обозреватель Анастасия Дагаева. «Что это такое?! Так теперь принято что ли?» — написала она.
Директор департамента общественных связей «Аэрофлота» Максим Фетисов не стал отвечать на вопрос Forbes, сославшись на занятость, и попросил обратиться в пресс-службу по электронной почте. Forbes направил запрос в «Аэрофлот», ответ компании к моменту публикации материала не поступил. В пресс-службе МЧС России Forbes сообщили, что министерство не комментирует ситуацию в Шереметьево. «Делом полностью занимается Следственный комитет, вопрос о том, почему не опубликованы списки, тоже к ним», — сообщил сотрудник пресс-службы. В СКР на звонки Forbes не ответили.
Надо ли публиковать списки погибших?
В некоторых случаях списки погибших при авиакатастрофах публикует МЧС, в некоторых — сами авиакомпании. «Иногда так бывает, что списки погибших публикуются не сразу, но не по авиакатастрофам, потому что с перелетами сразу видно: кто зарегистрировался на рейс и прошел на борт. Не стоит большого труда посчитать, кто выжил», — говорит спасатель отряда «ЦентроСпас» МЧС России Константин Гаврилов. Однако каких-то специальных требований или внутренних инструкций публиковать такие списки у МЧС нет, уверяет он: «МЧС занимается ликвидацией последствий. А всеми данными по расследованию происшествий занимается Следственный комитет».
Авиакомпании поступают по-разному. В частности, «Саратовские авиалинии» после крушения Ан-148 в Подмосковье в апреле 2018 года решила список пассажиров опубликовать. Так же поступила FlyDubai после катастрофы в аэропорту Ростова-на-Дону в 2016 году, свой перечень тогда разместило на сайте и МЧС. Оно обнародовало список погибших и после падения самолета в Казани в 2013 году, но авиакомпания «Татарстан» после катастрофы назвала зарегистрированных пассажиров и членов экипажа — никто из них не выжил. В 2012 году список погибших в крушении под Тюменью публиковала Utair.
Как «Аэрофлот» работает над своим имиджем?
«Забота о репутации — одно из главных отличительных свойств «Аэрофлота» и его руководства», — писал в ноябре The Bell. Он подсчитал с помощью сайта госзакупок, что в 2017 году «Аэрофлот» заключил контракты на информационные и рекламно-информационные услуги на общую сумму 858 млн рублей при чистой прибыли 23 млрд рублей. Речь шла о размещении материалов в федеральных и региональных СМИ, услугах PR-агентств, управлении информационными рисками и мониторинге соцсетей. Источники The Bell тогда уточнили, что реальный бюджет компании на продвижение превышает 1 млрд рублей, а крупнейшими бенефициарами являются агентства «Михайлов и партнеры» и «Т+» (последнее ранее возглавлял нынешний замначальника управления общественных проектов администрации президента Алексей Гореславский). В «Аэрофлоте» эти цифры не комментировали. Опрошенные The Bell эксперты сошлись во мнении, что сумма затрат — нормальная для большой авиакомпании и не выше, чем у европейских конкурентов.
Русская служба BBC писала, что «Аэрофлот» в прошлом году заключил 15 контрактов с федеральными и отраслевыми СМИ на размещение информационных материалов. Среди изданий, имеющих контракт с «Аэрофлотом», Русская служба BBC упомянула Life, «Коммерсантъ», «Интерфакс», а также телеканал РБК и радиостанции Business FM, «Вести FM» и «Маяк». Некоторые из этих СМИ, как отмечала Русская служба BBC, проигнорировали конфликт «Аэрофлота« с блогером и соучредителем фонда «Нужна помощь» Митей Алешковским, хотя тема тогда была одной из самых обсуждаемых.
В прошлом году «Аэрофлот» потратил на «коммерческие и маркетинговые расходы» 11,1 млрд рублей (на 38% меньше, чем годом ранее). Это указано в отчетности по МСФО за прошлый год. В отчете за четвертый квартал 2018 года компания заявляет, что «Аэрофлот» — «один из самых известных и узнаваемых брендов, которые ассоциируются с Россией». Перевозчик отмечает, что «продвигает бренд с использованием самых современных методик», и «предпринимает последовательные шаги, которые объективно содействуют повышению стоимости бренда». Это, в частности, повышение требований к отбору бортпроводников и качества их обучения, повышение технологичности сервиса, повышение качества и разнообразия бортового питания и ассортимента напитков и улучшение технической базы и развлекательного контента на борту.
Исправленный материал: изначально в тексте говорилось, что FlyDubai не публиковала списки пассажиров самолета, потерпевшего крушение в аэропорту Ростова-на-Дону. Позже авиакомпания указала, что перечень был размещен на сайте flydubai-fz981.prezly.com. Редакция Forbes приносит извинения читателям и FlyDubai.