Системное управление бизнес процессами вшэ

О курсе

Цель программы: Повышение профессионального уровня специалистов в области управления бизнес-процессами. Совершенствование профессиональных компетенций: освоение базовых понятий системного подхода в управлении, изучение системных архетипов и бизнес-моделей, принципов организации и совершенствования бизнес-процессов, цикла PDCA, принципов работы системы Toyota (бережливое производство), базовых принципов философии Эдварса Деминга, основных принципов теории ограничений Голдратта, практики построения блок-схем бизнес-процессов, планирование и анализ блок-схем бизнес-процессов в целях повышения эффективности бизнес-процессов, сокращения времени и стоимости их выполнения. Содержание программы: Система и лидер. Работа над системой как основная функция руководителя Базовые понятия управления. Введение в процессный подход. Блок-схема процесса Системный подход: что такое система, виды обратных связей, причинные циклы Системные архетипы Бизнес-модели Цикл РDCA Бережливое производство и кайдзен 14 принципов Деминга, теория ограничений Голдратта Методы управления процессами Особенности программы: — обучение на специализированном портале НИУ ВШЭ — авторские учебно-методические материалы — интерактивное взаимодействие с преподавателем — видео-уроки — поэтапный контроль знаний

Содержание курса

ID курса 1e5e6d88828640b8a74668e3a570dc87
Язык Русский
Длительность

Не указана

Сертификат Нет
Версия 1

Рецензии и оценки

Отзывы 0

Чтобы оставить отзыв необходимо
войти

Отсутствует текст отзыва.

Наш мир состоит из бизнес-процессов. Мы все участники бизнес-процессов и одновременно потребители создаваемых в процессах продуктов или услуг. Вы научитесь использовать различные графические нотации для построения моделей процессов, выявлять ошибки и риски, освоите методы анализа и совершенствования процессов. Онлайн-курс адресован всем, кто так или иначе связан с автоматизацией и управлением: бизнес-аналитикам и архитекторам, разработчикам, менеджерам, HR-специалистам.

Управление современной организацией, внедрение новых информационных систем, цифровая трансформация невозможны без понимания существующих бизнес-процессов и способов их совершенствования. Разработанный в ВШЭ онлайн-курс «Анализ и моделирование бизнес-процессов» знакомит с существующими нотациями моделирования и методами анализа бизнес-процессов, развивает навыки системного мышления, управления сложными системами, знакомит с теорией и практикой процессного подхода в менеджменте, позволяет получить базовые представления об управлении операционными рисками и совершенствовании процессов.

Для начала занятий вам потребуются только базовые представления об экономике, менеджменте, информационных технологиях в объёме программы средней школы. Опыт работы желателен, но не обязателен, поскольку даже обучение в ВУЗ-е даёт достаточно примеров реальных бизнес-процессов.

Упражнения по построению моделей бизнес-процессов выполняются удаленно с помощью открытого программного обеспечения и доступных онлайн-сервисов.

Тестовые вопросы после каждой темы позволяют проверить качество усвоения полученных знаний.

Курс состоит из 10 недель. Каждая неделя содержит видеолекции, тестовые задания и материалы для самостоятельного изучения. В открытом доступе вы можете ознакомиться с видеолекциями первых двух недель, остальные материалы станут доступны после оплаты курса. 

Для освоения курса необходимы знания математики, основ экономики, менеджмента, информационных технологий в объёме программы средней школы.

Дистанционно изучив материалы курса, вы получите практические умения и навыки, которые позволят:

  • Выявлять бизнес-процессы в деятельности организации, собирать информацию, необходимую для построения моделей бизнес-процессов с использованием нотаций IDEF0, ARIS, BPMN;
  • Понимать, как стратегические цели организации связаны с целями и метриками бизнес-процессов;
  • Применять методы анализа бизнес-процессов, находить ошибки, оценивать степень зрелости, предлагать мероприятия по совершенствованию бизнес-процессов, управлять операционными рисками;
  • Понимать место современных информационных технологий (в том числе – технологий искусственного интеллекта) в совершенствовании бизнес-процессов.

Программа профессиональной переподготовки «Системное управление бизнес-процессами»

Краткая аннотация


Цель программы: повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации в области управления бизнес-процессами с формированием и совершенствованием новых компетенций, необходимых для профессиональной деятельности:

  • освоение базовых понятий системного подхода в управлении;
  • изучение системных архетипов и бизнес-моделей, принципов организации и совершенствования бизнес-процессов, цикла РDCA, принципов работы системы Toyota (бережливое производство), базовых принципов философии Эдварса Деминга, основных принципов теории ограничений Голдратта;
  • практики построения блок-схем бизнес-процессов;
  • планирование и анализ блок-схем бизнес-процессов в целях повышения эффективности бизнес-процессов, сокращения времени и стоимости их выполнения

Диплом

Удостоверение о повышении квалификации

Требования к поступающим

Наличие высшего образования

Необходимые документы

1. Копия диплома высшего образования

Условия обучения

Преподаватели

Профессоры НИУ «Высшая школа экономики» — элита московского преподавательского корпуса, лучшие специалисты ведущих университетов России, топ-менеджеры успешных компаний, эксперты-практики, бизнес-консультанты

Структура и содержание программы

  • Система и лидер. Работа над системой как основная функция руководителя
  • Базовые понятия управления. Введение в процессный подход. Блок-схема процесса
  • Системный подход: что такое система, виды обратных связей, причинные циклы
  • Системные архетипы
  • Бизнес-модели
  • Цикл РDCA
  • Бережливое производство и кайдзен
  • 14 принципов Деминга, теория ограничений Голдратта
  • Методы управления процессами
  • Мастер-класс «Практика построения и анализа блок-схемы процесса»

Программа представлена на сайте: https://ipps.hse.ru/dpo/185730855.html#passport

Начало обучения

март 2018 года

Цель


Индивидуальный подход к слушателям

  • менеджеры помогают выбрать слушателю курс обучения с учетом его пожеланий, опыта работы и возможности профессионального развития.
  • в зависимости от начальной подготовки слушателя предлагаются базовые и продвинутые курсы обучения, позволяющие постепенно осваивать дисциплины.
  • для желающих получить углубленное профессиональное образование менеджеры предлагают индивидуальные форматы обучения с учетом временных ограничений слушателей.

Техническое оснащение

  • обучение проводится на специализированном учебном портале НИУ ВШЭ, что позволяет слушателю учиться в любое время и в любом месте с применением любых современных гаджетов.

Авторские учебно-методические материалы

  • содержат полную информацию, необходимую для изучения данной дисциплины: конспекты лекций, примеры и кейсы, иллюстрирующие особенности применения изучаемых технологий на практике
  • в каждом курсе предусмотрены видео-уроки по наиболее сложным темам

Сопровождение процесса обучения

  • каждый курс ведет опытный преподаватель-практик, оперативно консультирующий слушателей по интересующим их вопросам.
  • администратор курса помогает слушателям решить любые технические вопросы по организации учебного процесса, обеспечивает оперативный контакт с преподавателем, оформляет документацию по учебному процессу.

Поэтапный контроль знаний

  • каждый курс обучения разделяется на темы, изучение которых производится в соответствии с утвержденным расписанием,
  • по итогам изучения каждой темы для продолжения обучения необходимо выполнить контрольные задания,
  • преподаватель дает развернутые комментарии и рекомендации слушателям по полученным ответам.

Документ об образовании

Удостоверение о повышении квалификации установленного в НИУ ВШЭ образца.

В Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» до внедрения BPMS было достаточно проблем на всех уровнях. Преподаватели и научные работники страдали от бумажной бюрократии и разобщенности административных служб, пока исполнители услуг тратили время на множество лишних действий при типовых задачах. Линейные начальники не обладали полномочиями для того, чтобы корректировать процессы, при этом руководство административных блоков было лишено информации о качестве конкретных процессов.

В ВШЭ насчитывается 40 тысяч студентов и аспирантов, 70 тысяч преподавателей и исследователей, всего порядка 2 млн клиентов в год (включая внешних)

У одного сотрудника на момент начала проекта могло быть до 20 неудобных 
«кабинетов»
, с которыми ему приходилось иметь дело. Так ВШЭ поняла, что нужна BPM-система.

Как внедряли BPMS

Перед началом конструирования платформы команда ИT-блока попыталась описать текущие процессы, многие из которых были сквозными. Процессы жили своей жизнью — новые постоянно появлялись, а старые — погибали. Вдобавок они не были унифицированы. Вскоре стало понятно, что процессы нужно проектировать с чистого листа.

Сформулировали требования 

«Мы решили, что не будем думать, какие процессы у нас есть. Мы будем думать, какие процессы нужны»,  — подчеркнул старший директор по ИТ ВШЭ Андрей Шевцов.

Команда стала подыскивать внешний интегратор и сформулировала требования к системе:

  • масштабирование до 2 млн пользователей;

  • простой и интуитивный интерфейс;

  • стабильная онлайн-работа на всех девайсах;

  • быстрое обучение собственных разработчиков;

  • гибкость интеграции с наследуемыми системами, включая 
    Active Directory
    ;

  • невысокая стоимость внешней разработки и технической поддержки.

Подобрали ПО

Изучили множество систем, в том числе отечественных, и выбор пал на 
K2 с платформой BlackPearl7
  — систему из середины 
квадрата Гартнера
. Это поставщик программных продуктов для автоматизации бизнес-процессов, разработки пользовательских интерфейсов и интеграции отдельных компонентов без программирования.

Что такое цифровая экосистема?

Еще одно из преимуществ K2 — продукт Smartforms 4.7 для быстрого формирования 
фронтенда
. Это средство создания визуальных форм ввода и отображения информации без программирования, которое подходит в том числе и для временных решений, когда нужно развернуть сервис в краткие сроки. Также ВШЭ интегрировала справочники и другие смежные системы, чтобы формы заполнялись автоматически и не отнимали у заявителя более одной-двух минут. Для популярных сервисов в организации сразу использовали 
фреймворк
 
Angular
.

Взаимодействие специалистов

Во многом проект стал возможен благодаря технологиям 
DevOps
. Управление по целям — 
MBO
 — позволило эффективно применять организационные меры стимулирования. В итоге из многих стандартных процессов исключили линейных и вышестоящих руководителей. Ряд процессов роботизировали, это позволило рационально управлять временем, сократить издержки, повысить мобильность процессов.

Личный кабинет

Информационной платформой и «центром притяжения» сервисов будущей цифровой экосистемы стал 
Единый личный кабинет
. Разработка кабинета с гибридной системой авторизации велась с нуля. Теперь окно авторизации ЕЛК появляется при взаимодействии с любой из систем университета.

Единый личный кабинет ВШЭ

Главная страница личного кабинета содержит несколько блоков — главные, избранные и «мои» кнопки. Отдельным блоком расположены кнопки, наиболее часто используемые определенной 
категорией людей

Жизненные ситуации
 тоже влияют на процесс рекомендации сервисов.

Управление жизненным циклом пользователя происходит в универсальной системе предоставления ролей. Таким образом, кнопки персонализированы в соответствии с ролью — человек видит только необходимые лично ему сервисы. Каждая роль уникальна за счет  неповторимого набора пользовательских сервисов. Благодаря простому и интуитивному мастеру создания кнопок каждый может сделать свой кабинет еще удобнее, самостоятельно интегрируя нужные внешние сервисы. По клику на иконку поиска можно увидеть все 350 кнопок вместе с категориями людей, которым предоставляется та или иная услуга.

Индивидуальная ролевая модель

Электронные сервисы реализованы либо непосредственно в кабинете, либо с переходом к конечным формам в существующие системы. То есть исключено попадание на «разводящие» страницы, где пользователь может запутаться. В ЕЛК также можно увидеть свой цифровой след — вход и выход из систем, факты 
сквозной авторизации
, что усиливает безопасность.

Как понять, что пора внедрять BPMS?


Предпосылки перехода к цифровой экосистеме
:

  1. Большое количество сервисов.

  2. Высокий уровень зрелости ИТ — не менее четырех по 
    Cobit
    .

  3. Единая система обработки обратной связи от пользователей.

  4. Возможность для осуществления 
    кросс-продаж
    сервисов и систем.

  5. Практики Agile , главенство разработчиков над управленцами.

  6. Готовность прекратить предоставление бумажных сервисов, имеющих альтернативную цифровую реализацию.

Инструменты

Базу данных развернули на сервере 
MS SQL
, в паре с ним использовали 
SQL Server Reporting Services
. Сервером приложений стал 
IIS
. Все формы BPM-системы были интегрированы в Единый личный кабинет НИУ ВШЭ по технологии 
iFrame
.

Для основного кабинета была использована комбинация MS SQL Server + 
Net Core
 + Angular. Для разработки мобильного приложения «Моя Вышка» — MS SQL Server + 
Java Spring Boot
 + 
IOS xcode
/
Android Studio
 (для платформ MacOS и Android соответственно). Важно, что именно доступность сервисов ВШЭ на мобильных устройствах является одной из ключевых потребностей конечного пользователя системы.

Благодаря выбору этих инструментов скорость разработки повысилась в два-три раза, а требования к квалификации ИT-персонала снизились. При этом функционал и код перестали зависеть друг от друга.

Трудности

На рынке не было подходящих готовых решений для реализации комплексных личных кабинетов с развитыми возможностями интеграции, так что потребности университета было непросто удовлетворить. Кроме того, команда столкнулась со следующими трудностями:

  1. Недоверие сотрудников к электронным системам с одной стороны и стремительная мобилизация, требующая внедрения систем на промышленном уровне, с другой.

  2. Высокая скорость изменения бизнес-процессов и рост больших данных, что формирует потребность в высокопроизводительных кластерах и ИT-персонале с высоким уровнем подготовки.

  3. Недостаточный уровень компьютерной грамотности среди сотрудников.

  4. «Кривые» процессы, которые невозможно автоматизировать.

  5. Необходимость интеграции с «тяжелыми» и старыми наследуемыми системами.

Как справились

  1. Ввели простую электронную подпись — логин и пароль. Запретили «бумажные» процессы и регламентировали автоматизированные. При обработке заявок приоритет отдали электронным каналам. Усилили безопасность с помощью смс-информирования и двухфакторной аутентификации.

    BPM - пример формы сервиса

  2. Выбрали систему, оперирующую настройками. Стали проводить внешние экспертизы для наращивания ресурсов, вести разработку с применением agile -технологий, регулярно проводить scrum -встречи. Agile-подход пришлось адаптировать под специфику университета.

  3. Ужесточили требования к цифровой компетентности соискателей. Провели онлайн-обучение сотрудников с автоматическим тестированием перед подключением к информационным системам. По итогам работы техподдержки выпустили рекомендации по обучению для сотрудников.

  4. Чтобы «выпрямить» процессы перед автоматизацией, некоторые из них пришлось разделить или слить с другими.

  5. Большая часть информационного обмена со старыми системами идет 
    инкрементно
    . Интеграция с наследуемыми системами не всегда возможна. Использовали самописные алгоритмы обработки задач, которые описали документально.

Результат

По итогам проекта реализовали более 300 сервисов Единого личного кабинета

Среди них сервисы административно-хозяйственных служб, управления персонала, правового управления, финансового блока. Сервисы ИT-блока были автоматизированы на 100%. Зрелость административных процессов выросла на 2-3 пункта, зрелость ИT-процессов достигла уровня 
4,5 по Cobit
.

Данные перенесли в CloudMTC, Microsoft Azure, Вышка.Диск и другие облачные сервисы. В 2019 году также повысили отказоустойчивость важных научных сервисов — они тоже переехали во внешнее облако на 
NLB-кластер
 с динамически распределяемой нагрузкой, чтобы у исследователей не было проблем с подачей заявок.

По данным Центра внутреннего мониторинга (ЦВМ) университета, более 95% работников освоили новую систему. В неделю количество просмотров страниц сервисов достигает 18 тыс., а количество заявок — 2,5 тыс.

В результате опроса в ЦВМ выяснили, что интерфейсом остались довольны 78% работников, а системой информирования — 77%; против — всего 9% неудовлетворенных

С начала работы BPM-системы более 30% заявителей воспользовались возможностью дать обратную связь по качеству, из них более 96% оценили предоставленные услуги на «4» и «5».

Преподаватели и научные работники наконец получили доступ к услугам в единой точке входа, сократилось время получения услуги, стало возможным оценить качество процессов. В течение двух недель после оказания услуги пользователь может оценить ее, поставив от одной до пяти звездочек. Эта оценка влияет на KPI сотрудников. Если сервис оценили менее чем на четыре звезды, случай отдельно рассматривает независимая служба качества. В KPI сотрудников ДИТ ВШЭ, помимо всего прочего, включается количество оказанных услуг, средний балл оценки и средняя продолжительность оказания одной услуги.

В итоге, система взяла часть функций исполнителей во ВШЭ на себя, значительно сократив нагрузку. Линейные начальники теперь могут получать информацию о 
незагруженных исполнителях
 в виде оперативной отчетности. Так удалось значительно повысить качество оперативного управления. Руководство административных блоков стало тратить меньше ресурсов на разработку бумажных регламентов. Теперь можно сосредоточиться на контроле, управлении и дальнейшем улучшении процессов.

Внедрение системы проводилось «огнем и мечом». Бескровно не получилось: 50% персонала ИТ и 80% ИТ-менеджеров в ходе проекта были уволены. Численность ИТ сократилась со 150 до 100 человек, которые делают примерно в 10 раз больше, чем раньше. Рост зарплат — от двукратного (минимум) до четырехкратного. Сопротивления было много, но сейчас уровень поддержки проекта — 78%. Это отличный результат.

Белайчук Анатолий президент Ассоциации профессионалов управления бизнес-процессами Анатолий Белайчук

президент Ассоциации профессионалов управления бизнес-процессами

Благодарим за предоставление материалов ABPMP Russian Chapter и лично Анатолия Белайчука.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Системные требования для скайп для бизнеса
  • Системы имитационного бизнес моделирования
  • Системы нормативной безопасности реквизиты
  • Слушать музыку для компании веселую музыку
  • Сити мобил работа в такси на авто компании