Система логистических показателей транспортной компании

Грамотное планирование и постоянный контроль необходимы в логистических операциях – как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Если раньше компании ориентировались только на финансы, то сегодня не менее важную роль играют ключевые показатели эффективности (KPI).

Выбрать нужные индикаторы и отталкиваться от них в работе, впрочем, не так просто. Если набор показателей слишком велик, на вычисление и анализ требуется много времени и сил.

Специалисты по транспортной, складской, закупочной и другим видам логистики пользуются разными показателями эффективности. В этой статье мы расскажем о шести KPI транспортной логистики, которые помогут отследить работу цепи поставок.

Какими бывают KPI транспортной логистики?

Универсальной классификации KPI транспортной логистики нет. Мы делим показатели на сервисные (имеющие отношение к логистическим операциям) и финансовые.

К сервисным KPI относятся:

  • совершенный заказ;
  • своевременность доставки;
  • своевременность возврата документов.

Финансовые показатели:

  • соотношение стоимости доставки к продажам;
  • средняя стоимость доставляемой паллеты;
  • уровень утилизации.

Рассмотрим каждый из них более подробно.

Совершенный заказ

Мы уже рассказывали про один из ключевых сервисных KPI транспортной логистики –совершенный заказ (perfect order). Кратко пройдемся по основным тезисам.

Заказ считается совершенным, если все логистические операции выполнены без ошибок и в строгом соответствии с условиями договора. Индекс совершенного заказа (perfect order index или POI) рассчитывается в процентах от общего количества заказов.

Обычно индекс рассчитывают, перемножая три показателя:

  • своевременность (OTD), об этом чуть ниже;
  • укомплектованность: клиент получил тот же объем товара, что заказывал;
  • безошибочность: нет повреждений и отклонений в транспортировке, документация составлена корректно.

К примеру, если из 1000 заказов 64 прибыли с опозданием, 67 – в неполной комплектации, а 18 – с некорректно составленными документами, то совершенный заказ составит 85,8 %.

Своевременность доставки

Заграничные эксперты называют своевременность доставки on-time delivery (OTD). Этот сервисный показатель считается одним из наиболее важных KPI транспортной логистики, так как он напрямую влияет на удовлетворенность клиента.

В расчете OTD есть несколько нюансов. Во-первых, этот KPI транспортной логистики можно рассчитывать на двух разных уровнях: на уровне перевозки или на уровне накладной. Практика крупных сетевых ритейлеров российского рынка сводится к вычислению OTD для каждой накладной.

Второй нюанс: для каждого получателя своевременность доставки рассчитывается индивидуально. Так, прибытием в срок может считаться доставка:

  • в определенное время с минимальными отклонениями (например, в 16:00);
  • в течение дня в период работы склада (с 09:00 до 18:00);
  • в пределах временного окна, выделенного под поставку (с 01:00 до 02:00).

На рынке есть крупные сетевые ритейлеры, которые настаивают на практике, где прибытие на выгрузку раньше времени засчитывается как несвоевременное прибытие. Так компании стараются избавиться от очередей из фур на подъезде к распределительным центрам.

Наконец, третий нюанс: отправитель и получатель могут по-разному определять точное время прибытия. Часть грузополучателей фиксируют время, когда автомобиль прошел КПП, кто-то фиксирует время, когда оператор склада зафиксировал документы из лотка, куда их положил водитель (при этом они могли пролежать там 30-40 минут).

Российское законодательство (а именно «Правила перевозок грузов автомобильным транспортом») требует, чтобы грузополучатель отметил в транспортной накладной фактические дату и время подачи транспортного средства под выгрузку. Временем прибытия считается момент, когда водитель передал документы на автомобиль первому представителю грузополучателя.

Ситуация осложняется, если отправитель и получатель пользуются разными программными решениями для отслеживания груза. Чтобы избежать разногласий, точный момент выдачи груза следует уточнить в договоре перевозки и убедиться, что во всех экземплярах товарно транспортной-накладной он описан верно.

Своевременность доставки рекомендуется держать на уровне не ниже 98 % при расчете «день в день» и не ниже 95 % при расчете «минута в минуту». В обратном случае нужно оптимизировать процессы, чтобы улучшить этот KPI.

Своевременность возврата документов

Один из основных документов в грузоперевозках – товарно-транспортная накладная (ТТН). Несмотря на то, что формально ее упразднили, многие компании пользуются ею либо для удобства, либо из-за специфики рынка (например, производители алкоголя).

Чаще всего ТТН заверяют оригинальными печатями и выписывают в четырех экземплярах:

  • для отправителя;
  • для получателя;
  • для перевозчика;
  • для транспортной компании (на ее основе рассчитывается оплата за перевозку).

После того, как заказчик получил груз, в теории отправитель может сформировать акт и счет-фактуру на основании скана ТТН, которую подписал получатель. Однако на практике для этого отправитель должен получить оригинал накладной с подписью.

Законодательство РФ не ограничивает участников цепей поставок в использовании электронного документооборота. Многие компании уже обмениваются электронными версиями различных актов, счетов-фактур, УПД и других. Проблемой остается только работа с транспортной накладной (ТрН), но этот вопрос прорабатывается на законодательном уровне. Подпись водителя в электронном документе предлагается подтверждать в СМС-сообщении на его номер с просьбой подтвердить согласие с документом.

Важность этого KPI очевидна: при перевозках на большие расстояния нужно много времени, чтобы вернуть документы отправителю. Если по пути следования водитель принимает следующий заказ, расчет между транспортной компанией и поставщиком может заметно затянуться.

Средняя стоимость поставляемой единицы продукции

Эффективность любого процесса в конечном итоге измеряется в деньгах, а одна из главных задач отдела логистики – оптимизировать расходы. Так как объем грузов различается от перевозки к перевозке, затраты принято вычислять в расчете на одну паллету, коробку или штуку доставляемого товара.

Затраты на транспортировку чаще всего состоят из:

  • расходов на подготовку к отгрузке и погрузку на транспортные средства;
  • оплаты тарифов на перевозку и погрузку товара, страхования, а также таможенных пошлин, налогов и сборов (при международной транспортировке);
  • расходов на хранение груза в пути и пунктах перегрузки;
  • затрат на выгрузку в пункте назначения и доставку со склада в пункт назначения.

Оптимизировать затраты на транспортировку лучше всего поэтапно. Рассчитайте, сколько процентов от общих затрат приходится на каждый этап, и сделайте выводы. Проследите динамику расходов на доставку одной единицы продукции и выявите факторы, которые увеличивают затраты. Не зная источника проблем, сложно начать с ними бороться.

Соотношение расходов на перевозку и продаж

Этот плановый KPI транспортной логистики помогает наиболее наглядно отследить финансовую выгоду от логистики. Вычисляется в процентах: затраты на перевозку нужно разделить на продажи.

Доля логистики в стоимости продаваемого товара очень сильно зависит от типа бизнеса и от маржинальности продаваемых товаров. Согласно исследованию компании Establish, затраты на транспортировку занимают лидирующее место среди логистических издержек. В частности, среднестатистическая американская компания тратит на перевозки 4,6 % от продаж, тогда как на содержание запасов и складирование приходится по 2 %, а на клиентский сервис и администрирование – около 0,4 % и 0,2 % соответственно.

Показатель помогает отслеживать эффективность логистики в динамике, когда обе составляющие (расходы на перевозку и продажи) меняются со временем.

Уровень утилизации

Уровень утилизации – это соотношение фактического объема или веса перевозимого груза к общей вместимости транспортного средства. При расчете учитывается объем и грузоподъемность транспортного средства или объемный вес (или плотность) груза. Чтобы вычислить последний показатель, нужно разделить объем груза на делитель, который каждый перевозчик определяет индивидуально (обычно он составляет 5000).

Уровень утилизации вычисляют в процентах от оптимальной загрузки. Приведем пример. Допустим, в машину на 82 кубометра загрузили 60 кубометров. Грузоподъемность автомобиля – 20 тонн, а загрузили 18. Соответственно, уровень утилизации составит 66 %.

Достичь уровня утилизации в 100 % практически невозможно. В частности:

  • грузы нестандартных форм или размеров (слишком длинные или широкие), часто не позволяют оптимально использовать объем транспортного средства;
  • следует учитывать предел грузоподъемности: например, при перевозке напитков груз может оказаться слишком тяжелым, хотя транспортное средство заполнено лишь наполовину.

Как отслеживать KPI транспортной логистики?

Чтобы грамотно рассчитывать KPI транспортной логистики, в первую очередь нужно следить за корректностью исходных данных. Очень важно иметь возможность оперативно собирать информацию без затруднений.

Многие специалисты до сих пор рассчитывают KPI в таблицах, а некоторые – и вовсе вручную. Однако современные системы управления перевозками позволяют автоматизировать все расчеты и хранить их в облаке. Например, в Pooling автоматически считаются различные показатели эффективности в модуле «Аналитика» – подключайтесь к сервису, чтобы ознакомиться с функционалом.

***

Если, прочитав эту статью, вы хотите узнать о сервисе Pooling больше, перейдите на наш сайт https://pooling.me/.

Pooling — онлайн-сервис для поиска самого выгодного способа доставки товаров до клиента. С сервисом интегрированы более 10 ведущих перевозчиков сборного груза, также там доступны их графики отправок и тарифы. Pooling обеспечивает от перевозчиков получение сниженной цены за счет объединения поставок разных грузоотправителей. Инструменты сервиса помогают сделать логистику FMCG-компаний простой и эффективной.

Отзывы о сервисе Pooling:

Посмотрите тарифы разных перевозчиков и выберите лучшие с помощью инструмента автоматического подбора выгодной цены:

Как пользоваться инструментом автоматического подбора стоимости доставки Помогатор

Оценка деятельности компании по показателям результативности бизнес процессов – признак зрелости и управляемости предприятия. Традиционно общепринятыми были финансовые результаты деятельности: доход, прибыль, убытки. Но в современных быстро изменяющихся условиях ожидать экономические показатели нет времени. Для своевременного принятия безошибочных решений необходимо иметь цифры, свидетельствующие о стабильном функционировании компании в режиме реального времени. Эти задачи решают ключевые показатели результативности бизнес процессов – KPI (Key Performance Indicators).

KPI в логистике

В логистической отрасли, как и в любом бизнесе, существуют свои показатели результативности, к ним относятся, например:

  • факт заключения договора и/или выполнения заказа, как и факт отказа от договора;
  • своевременность выполнения заказа, этапа транспортировки, оформления документов, погрузоразгрузочных работ и т.д.;
  • расход ГСМ и других расходных материалов на единицу расстояния;
  • количество раз возврата документов с таможни после проверки.

Также в качестве ключевых показателей могут быть использованы показатели эффективности использования средств, например:

  • соотношение стоимости доставки к продажам;
  • средняя стоимость доставки единицы груза или места в транспортном средстве;
  • степень утилизации.

Может быть разработано множество взаимосвязанных показателей.

Важно! Чтобы цифрами, сформированными в результате мониторинга и анализа, реально пользовались, а не включали их в отчёты, а затем руководители разных уровней спрашивали у подчинённых что обозначает тот или иной показатель и зачем ему (руководителю) этот отчёт предоставили.

Остановимся подробнее на некоторых KPI.

Выполненный заказ

Заказ считается выполненным, если все операции были совершены без ошибок и в полном соответствии с условиями договора. Индекс совершенного заказа (perfect order index или POI) рассчитывается в процентах от общего количества заказов.

Индекс POI рассчитывается произведением трёх показателей:

  • своевременность (OTD);
  • укомплектованность: клиент получил тот же объем товара, что заказывал;
  • безошибочность: нет повреждений и отклонений в транспортировке, документация составлена корректно.

Например, из 1000 отгруженных партий 64 прибыли с опозданием, 67 – неукомплектованными, а 18 – с ошибками в документах, то совершенный заказ составит 85,8%.

Своевременность доставки

On-time delivery (OTD) — своевременность доставки. Этот показатель считается одним из наиболее важных KPI в логистике, так как он напрямую влияет на удовлетворенность клиента.

Во-первых — этот KPI можно рассчитывать на двух разных уровнях:

  • на уровне перевозки;
  • на уровне накладной.

Например, российские ритейлеры вычисляют OTD для каждой накладной.

Во-вторых — для каждого получателя своевременность доставки рассчитывается индивидуально. Прибытием в срок может считаться доставка:

  • в определенное время с минимальными отклонениями (например, в 16:00);
  • в период работы склада (с 09:00 до 18:00);
  • в пределах временного окна (с 01:00 до 02:00).

Например, так многие компании управляют очередностью разгрузки фур на распределительном центре.

В-третьих — отправитель и получатель могут по-разному определять точное время прибытия. Часть грузополучателей фиксируют время, когда автомобиль прошел КПП, кто-то фиксирует время, когда оператор склада зафиксировал документы из лотка, куда их положил водитель (при этом они могли пролежать там 30-40 минут).

OTD рекомендуется держать на уровне не ниже 98% при расчете «день в день» и не ниже 95% при расчете «минута в минуту». В обратном случае нужно оптимизировать процессы, чтобы улучшить этот KPI.

Своевременность оформления документов

ТТН (товарно-транспортные накладные) заверяют оригинальными печатями и выписывают в четырех экземплярах:

  • для отправителя;
  • для получателя;
  • для перевозчика;
  • для транспортной компании.

Не удивительно, что должна обеспечиваться своевременность движения документов, чтобы все участники поставки выполнили работу своевременно.

Очевидна важность этого KPI: при перевозках на большие расстояния нужно много времени, чтобы вернуть документы отправителю. Если по пути следования водитель принимает следующий заказ, расчет между транспортной компанией и поставщиком может заметно затянуться.

Средняя стоимость единицы перевозимой продукции

Себестоимость транспортировки чаще всего включает в себя:

  • расходы на подготовку и погрузку на средство доставки;
  • оплату тарифов на перевозку и погрузку товара, страхования, а также таможенных пошлин, налогов и сборов;
  • расходы на краткосрочное и долгосрочное хранение груза;
  • затраты на выгрузку и доставку со склада в пункт назначения.

Оптимизировать затраты необходимо поэтапно. Рассчитайте процент стоимости каждого этапа, от общих затрат. Проследите динамику формирования расходов на доставку единицы продукции и выявите факторы увеличивающие затраты. Определите источник проблем.

Соотношение расходов на перевозку и продаж

Этот KPI позволяет наглядно отследить финансовую выгоду от бизнеса. Для расчета показателя необходимо затраты на перевозку разделить на объём продаж выраженный в деньгах. Например, среднестатистическая американская компания тратит на перевозки 4,6% от продаж, тогда как на содержание запасов и складирование приходится по 2%, а на клиентский сервис и администрирование – около 0,4% и 0,2% соответственно.

Показатель позволяет отследить эффективность в динамике, когда расходы на перевозку и продажи изменяются со временем.

Уровень утилизации

Показатель является соотношением фактического объема или веса перевозимого груза к полной вместимости транспортного средства. При расчете учитывается объем и грузоподъемность средства доставки или объемный вес груза.

Уровень утилизации вычисляют в процентах от оптимальной загрузки. Например, в машину на 82 м3 загрузили 60 м3. Грузоподъемность автомобиля – 20 т., а загрузили 18 т. Соответственно, уровень утилизации составит 66%.

Достичь уровня утилизации в 100% практически невозможно. 

Мониторинг показателей и формирование KPI

Чтобы правильно сформировать KPI, в первую очередь необходимо организовать мониторинг за исходными данными. Важно иметь возможность оперативно собирать информацию без ошибок.

На многих предприятиях для расчёта KPI используют электронные таблицы, а некоторые – и вовсе при помощи калькуляторов. Современные системы управления перевозками (TMS) позволяют автоматизировать расчеты и хранить результаты в облаке.

Все новости в telegram

Эффективность транспортной логистики

Основной целью логистики является оптимизированная доставка и сохранение целостности продукции. Довольно часто к логистическим услугам относятся и таможенные дела, например, оформлением грузов. От оптимально разработанных маршрутов и схем зависит общий доход компании. Поэтому повышение эффективности транспортной логистики – это главная задача сотрудников таких компаний.

Результативность логистического процесса

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Логистика связана не только с менеджментом и стратегическим планированием и маршрутов, но и с оценкой затрат, а именно:

  • снижением издержек;

  • построением и реализацией длительной деятельности системы.

При оценке рациональности операций в первую очередь обращают внимание на уровень издержек. Далее, ищут пути, с помощью которых можно снизить их уровень или вовсе убрать.

Существует проблема по определению степени соответствия достижений и поставленных на данный момент целей. Однако главной проблемой анализа эффективности логистики является оценка различных параметров самой организации. Сложность состоит в том, что трудно вывести все единые показатели эффективности транспортной логистики и превратить их в общую картину.

Для того чтобы анализ эффективности транспортной логистики не занимал много времени и сил, специалисты используют единые критерии оценки всех составляющих.

Целью изучения продуктивности является повышение уровня качества проделанной работы, оптимизация рабочего процесса. А это, в свою очередь, приведет к уменьшению количества груза на складах, уменьшится время транспортировки товара по всем точкам маршрута, сведение к нулю затрат на обслуживание техники, повышение доходов от бизнеса.

Анализ эффективности транспортной логистики

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКИ

Специалисты разработали несложную схему, по которой проводится оценка эффективности транспортной логистики предприятия:

  1. Сумма издержек. Эта часть схемы напрямую связана с анализом общих затрат на проведение различных логистических операций. Издержки могут быть оценены с учетом расходов на возможные потери от риска. Выводится данный критерий в процентном соотношении к стандартным показателям. Самым точным показателем является соотношение издержки к сплошным продажам.

  2. Общая длительность одного логистического цикла. Данный критерий отвечает за оценку длительности одного заказа. Он является самым легким в вычислении, так как на него не влияют другие данные.

  3. Продуктивность логистического цикла. Для того чтобы узнать этот критерий нужно уравнять коэффициент полезного действия схемы с продуктивностью. Данный цикл измеряется в грузообороте за единицу времени.

  4. Качество сервиса. Этот критерий является самым проблемным, так как отзыв о проделанной работе можно получить спустя некоторое время. Непосредственно услуга появляется только в момент ее предоставления. Используя стандартные методы, можно понять, что качество измеряется в надежности, скорости предоставления услуг, отзыв клиента и безопасность.

Как видно, эффективная транспортная логистика – это отличительная особенность компании, выполняющей все транспортные и складские обязательства в точном соответствии с договором.

Услуги, связанные с транспортной логистикой

Показатели эффективности транспортной логистики

Опубликовано: 04.01.2021 |

Логистика, говоря простым языком, это наука по контролю перевозок. Множество бизнес-процессов затронуто этой значимой отраслью. В задачи логиста входит умение грамотно управлять и регулировать доставку товаров. Один из существенных показателей компаний — транспортная эффективность, отвечающая за реализацию интересов всех участников процесса.

В логистической сфере важны планирование транспортировок и полноценный контроль над процессами. Оценивать качество работы транспортных организаций помогают особые методы анализа. Ориентиры коэффициентов эффективности, которые также называются Key Performance Indicators, служат для того, чтобы разобраться как поставлено дело для каждой из сторон участников. От полученных данных зависит успех бизнеса, проведение грамотной оценки позволит вовремя выявить недостатки и внести коррективы.

Какими бывают показатели эффективности в транспортной логистики

Не существует признанной универсальной классификации показателей коэффициентов. Слишком много данных участвует в организации системы перевозок, и рассчитать эффективность бывает сложно. В транспортных перевозках KPI зависит от двух факторов: уровень сервиса и финансовая составляющая. В каждом из них включены несколько параметров. Зная 6 ключевых показателей, можно отслеживать работу всех KPI транспортной цепи.

Сервисные KPI это:

  1. POI, Perfect order index — индекс совершенного заказа. Это важный показатель, характеризующий корректность оформления поставки. Считать заказ совершенным можно, если товар доставлен в срок и операции соответствуют условиям договора.
  2. OTD, On-time delivery — своевременность поставки груза. Этот показатель рассчитывается персонально. Существует рекомендованное время прибытия ТС с товаром. Этот параметр влияет на оценку работы всей логистической компании. Уровень этого KPI должен быть не менее 98%.
  3. Передача корректно оформленных документов. Финансовая отчетность важна для каждой фирмы. Правильно оформленная товарно-транспортная накладная гарантирует своевременную оплату. Многие фирмы перешли на электронный документооборот, это удобно и значительно экономит время сотрудников. Для подтверждения принятия документов требуется отправить обычное СМС с мобильного телефона.

К финансовым KPI относятся:

  • затраты на каждую единицу груза;
  • средние затраты на транспортировку;
  • уровень утилизации, показывающий отношение веса товара к объему ТС.

Как рассчитать показатели KPI

Рассчитать данные вручную несложно. Для этого необходимо регулярно собирать данные о движении ТС, объемах загрузки, времени, проведенном автопарком в пути, случившихся поломках.

  1. Чтобы получить POI, нужно умножить OTD на уровень укомплектованности и процент безошибочности оформления документов.
  2. OTD вычисляется как отношение количества заказов, доставленных в срок и полностью, к общему числу заказов.
  3. Стоимость перевозимой единицы вычисляется поэтапно. Сначала определяются затраты по каждому пункту отдельно. Затем — высчитать процент полученной суммы.
  4. Затраты на транспортировку вычисляются в процентах, это отношение издержек на перевозку к количеству продаж.
  5. Уровень утилизации рассчитывается индивидуально. Расчет такой: объем загрузок делят на показатель, определенный перевозчиком. Чаще всего он приравнен к 5000.

Отслеживание KPI

Любая компания рассчитывает продержаться «на плаву» как можно дольше. Руководителям очень важно контролировать управлять эффективностью. Главной оценкой эффективности транспортных систем является прибыльность. Чтобы отслеживать показатели эффективности транспортной логистики, стоит запомнить показатели, от которых зависит успех:

  1. Издержки вытекающие в ходе выполнения перевозки. Результат сравнивают с прибылью, он покажет качество работы логистики.
  2. Время, затраченное на транспортировку от загрузки до прибытия в конечный пункт.
  3. Качество услуги. Насколько безопасно, надежно, есть ли позитивная обратная связь от ваших клиентов.
  4. Продуктивность складывается из сравнения временных затрат на перевозку и грузоподъемности транспортного средства.
  5. Прибыльность. Она соотносится со всем циклом управления цепями поставок.

Отслеживая перечисленные индикаторы, можно быстро реагировать на появляющиеся проблемы, вовремя вносить нужные корректировки и исправлять ситуацию. Не игнорируя оценку коэффициентов эффективности, можно добиться потрясающих результатов на рынке перевозок.

Эффективность транспортной системы

Оценивать показатели транспортной логистики невозможно без определения эффективности ТС. Исключение простоев между загрузкой и выгрузкой говорит о правильно построенной работе логистов. Эффективность автотранспорта зависит от факторов:

  • Оптимизация пути, что дает высокую производительность и отдачу.
  • Четко продуманная логистика, без неоправданных рисков.
  • Правильный выбор автопарка.
  • Максимально возможная загруженность ТС на всех направлениях.

Автоматизация транспортной логистики

Для расчета KPI транспортной логистики раньше применялись электронные таблицы, или информация сбивалась на калькуляторе. Сейчас разработаны системы управления транспортировкой — TMS, создающие наглядные графики и отчеты в режиме реального времени. Информация хранится в облаке, гарантируя доступ из любой точки мира. Надежность защищенных серверов гарантирует безопасность хранения данных. Это сложная программа, с широким спектром возможностей:

  1. Планирование перевозок. Система составляет план движения с минимальным коэффициентом простоя. При подтверждении заказа автоматически предлагаются разные варианты — от самого быстрого маршрута до лучшего сервиса.
  2. Круглосуточный мониторинг доставки, автоматизация деятельности всех участников: от диспетчера до водителя. Статус заказа можно контролировать и получать отчет о движении транспорта каждые 5 минут.
  3. Сопровождение товара на протяжении всего следования. Система сама взаимодействует со складами, оформляет документы и корректирует движение. При любых проблемах заказчик уведомляется автоматически.
  4. Понятное и доступное оформление расчетных документов на каждом этапе перевозок.

Экономия на транспортных издержках в компаниях, которые внедрили систему TMS, составляет порядка 10%. Мобильная версия программы позволяет мониторить основные данные эффективности и включаться в процедуру всем участникам цепи из любой точки земного шара. Только грамотный подход, четкое отслеживание каждого бизнес-процесса, внедрение новых технологий даст толчок коммерции и поднимет ее на новый этап.

Грамотное планирование и постоянный контроль необходимы в логистических операциях – как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Если раньше компании ориентировались только на финансы, то сегодня не менее важную роль играют ключевые показатели эффективности (KPI).

Выбрать нужные индикаторы и отталкиваться от них в работе, впрочем, не так просто. Если набор показателей слишком велик, на вычисление и анализ требуется много времени и сил.

Специалисты по транспортной, складской, закупочной и другим видам логистики пользуются разными показателями эффективности. В этой статье мы расскажем о шести KPI транспортной логистики, которые помогут отследить работу цепи поставок.

Какими бывают KPI транспортной логистики?

Универсальной классификации KPI транспортной логистики нет. Мы делим показатели на сервисные (имеющие отношение к логистическим операциям) и финансовые.
К сервисным KPI относятся:

  • совершенный заказ;
  • своевременность доставки;
  • своевременность возврата документов.

Финансовые показатели:

  • соотношение стоимости доставки к продажам;
  • средняя стоимость доставляемой паллеты;
  • уровень утилизации.

Рассмотрим каждый из них более подробно.

Совершенный заказ

Мы уже рассказывали про один из ключевых сервисных KPI транспортной логистики –совершенный заказ (perfect order). Кратко пройдемся по основным тезисам.

Заказ считается совершенным, если все логистические операции выполнены без ошибок и в строгом соответствии с условиями договора. Индекс совершенного заказа (perfect order index или POI) рассчитывается в процентах от общего количества заказов.

Обычно индекс рассчитывают, перемножая три показателя:

  • своевременность (OTD), об этом чуть ниже;
  • укомплектованность: клиент получил тот же объем товара, что заказывал;
  • безошибочность: нет повреждений и отклонений в транспортировке, документация составлена корректно.

К примеру, если из 1000 заказов 64 прибыли с опозданием, 67 – в неполной комплектации, а 18 – с некорректно составленными документами, то совершенный заказ составит 85,8 %.

Своевременность доставки

Заграничные эксперты называют своевременность доставки on-time delivery (OTD). Этот сервисный показатель считается одним из наиболее важных KPI транспортной логистики, так как он напрямую влияет на удовлетворенность клиента.

В расчете OTD есть несколько нюансов. Во-первых, этот KPI транспортной логистики можно рассчитывать на двух разных уровнях: на уровне перевозки или на уровне накладной. Практика крупных сетевых ритейлеров российского рынка сводится к вычислению OTD для каждой накладной.

Второй нюанс: для каждого получателя своевременность доставки рассчитывается индивидуально. Так, прибытием в срок может считаться доставка:

  • в определенное время с минимальными отклонениями (например, в 16:00);
  • в течение дня в период работы склада (с 09:00 до 18:00);
  • в пределах временного окна, выделенного под поставку (с 01:00 до 02:00).

На рынке есть крупные сетевые ритейлеры, которые настаивают на практике, где прибытие на выгрузку раньше времени засчитывается как несвоевременное прибытие. Так компании стараются избавиться от очередей из фур на подъезде к распределительным центрам.
Наконец, третий нюанс: отправитель и получатель могут по-разному определять точное время прибытия. Часть грузополучателей фиксируют время, когда автомобиль прошел КПП, кто-то фиксирует время, когда оператор склада зафиксировал документы из лотка, куда их положил водитель (при этом они могли пролежать там 30-40 минут).

Российское законодательство (а именно «Правила перевозок грузов автомобильным транспортом») требует, чтобы грузополучатель отметил в транспортной накладной фактические дату и время подачи транспортного средства под выгрузку. Временем прибытия считается момент, когда водитель передал документы на автомобиль первому представителю грузополучателя.

Ситуация осложняется, если отправитель и получатель пользуются разными программными решениями для отслеживания груза. Чтобы избежать разногласий, точный момент выдачи груза следует уточнить в договоре перевозки и убедиться, что во всех экземплярах товарно транспортной-накладной он описан верно.

Своевременность доставки рекомендуется держать на уровне не ниже 98 % при расчете «день в день» и не ниже 95 % при расчете «минута в минуту». В обратном случае нужно оптимизировать процессы, чтобы улучшить этот KPI.

Своевременность возврата документов

Один из основных документов в грузоперевозках – товарно-транспортная накладная (ТТН). Несмотря на то, что формально ее упразднили, многие компании пользуются ею либо для удобства, либо из-за специфики рынка (например, производители алкоголя).

Чаще всего ТТН заверяют оригинальными печатями и выписывают в четырех экземплярах:

  • для отправителя;
  • для получателя;
  • для перевозчика;
  • для транспортной компании (на ее основе рассчитывается оплата за перевозку).

После того, как заказчик получил груз, в теории отправитель может сформировать акт и счет-фактуру на основании скана ТТН, которую подписал получатель. Однако на практике для этого отправитель должен получить оригинал накладной с подписью.

Законодательство РФ не ограничивает участников цепей поставок в использовании электронного документооборота. Многие компании уже обмениваются электронными версиями различных актов, счетов-фактур, УПД и других. Проблемой остается только работа с транспортной накладной (ТрН), но этот вопрос прорабатывается на законодательном уровне. Подпись водителя в электронном документе предлагается подтверждать в СМС-сообщении на его номер с просьбой подтвердить согласие с документом.

Важность этого KPI очевидна: при перевозках на большие расстояния нужно много времени, чтобы вернуть документы отправителю. Если по пути следования водитель принимает следующий заказ, расчет между транспортной компанией и поставщиком может заметно затянуться.

Средняя стоимость поставляемой единицы продукции


Эффективность любого процесса в конечном итоге измеряется в деньгах, а одна из главных задач отдела логистики – оптимизировать расходы. Так как объем грузов различается от перевозки к перевозке, затраты принято вычислять в расчете на одну паллету, коробку или штуку доставляемого товара.

Затраты на транспортировку чаще всего состоят из:

  • расходов на подготовку к отгрузке и погрузку на транспортные средства;
  • оплаты тарифов на перевозку и погрузку товара, страхования, а также таможенных пошлин, налогов и сборов (при международной транспортировке);
  • расходов на хранение груза в пути и пунктах перегрузки;
  • затрат на выгрузку в пункте назначения и доставку со склада в пункт назначения.

Оптимизировать затраты на транспортировку лучше всего поэтапно. Рассчитайте, сколько процентов от общих затрат приходится на каждый этап, и сделайте выводы. Проследите динамику расходов на доставку одной единицы продукции и выявите факторы, которые увеличивают затраты. Не зная источника проблем, сложно начать с ними бороться.

Соотношение расходов на перевозку и продаж

Этот плановый KPI транспортной логистики помогает наиболее наглядно отследить финансовую выгоду от логистики. Вычисляется в процентах: затраты на перевозку нужно разделить на продажи.

Доля логистики в стоимости продаваемого товара очень сильно зависит от типа бизнеса и от маржинальности продаваемых товаров. Согласно исследованию компании Establish, затраты на транспортировку занимают лидирующее место среди логистических издержек. В частности, среднестатистическая американская компания тратит на перевозки 4,6 % от продаж, тогда как на содержание запасов и складирование приходится по 2 %, а на клиентский сервис и администрирование – около 0,4 % и 0,2 % соответственно.

Показатель помогает отслеживать эффективность логистики в динамике, когда обе составляющие (расходы на перевозку и продажи) меняются со временем.

Уровень утилизации

Уровень утилизации – это соотношение фактического объема или веса перевозимого груза к общей вместимости транспортного средства. При расчете учитывается объем и грузоподъемность транспортного средства или объемный вес (или плотность) груза. Чтобы вычислить последний показатель, нужно разделить объем груза на делитель, который каждый перевозчик определяет индивидуально (обычно он составляет 5000).

Уровень утилизации вычисляют в процентах от оптимальной загрузки. Приведем пример. Допустим, в машину на 82 кубометра загрузили 60 кубометров. Грузоподъемность автомобиля – 20 тонн, а загрузили 18. Соответственно, уровень утилизации составит 66 %.

Достичь уровня утилизации в 100 % практически невозможно. В частности:

  • грузы нестандартных форм или размеров (слишком длинные или широкие), часто не позволяют оптимально использовать объем транспортного средства;
  • следует учитывать предел грузоподъемности: например, при перевозке напитков груз может оказаться слишком тяжелым, хотя транспортное средство заполнено лишь наполовину.

Как отслеживать KPI транспортной логистики?

Чтобы грамотно рассчитывать KPI транспортной логистики, в первую очередь нужно следить за корректностью исходных данных. Очень важно иметь возможность оперативно собирать информацию без затруднений.

Многие специалисты до сих пор рассчитывают KPI в таблицах, а некоторые – и вовсе вручную. Однако современные системы управления перевозками позволяют автоматизировать все расчеты и хранить их в облаке. Например, в Pooling автоматически считаются различные показатели эффективности в модуле «Аналитика» – подключайтесь к сервису, чтобы ознакомиться с функционалом.

Подпишитесь на обновления нашего блога, чтобы первыми получать на почту полезные материалы о современной логистике.

Подключиться бесплатно

Показатели для оценки KPI

Количество совершенных заказов

Совершенный заказ — тот, в котором все необходимые логистические действия выполнены до конца и без ошибок. Общее количество заказов будет, скорее всего, намного больше. У каких-то заказов будут проблемы при доставке, какие-то задержатся по независящим причинам, а от чего-то могут отказаться сами заказчики, но в статистику эти сделки всё равно попадут. Характеристики успешно совершенного заказа:

  • своевременность доставки;
  • укомплектованность заказа: груз доехал в том же количестве и надлежащем качестве;
  • безошибочность: верно составленные документы, маршрут, соглашения при доставке.

Для вычисления соотношения совершенных заказов общее число сделок делится на 100 (чтобы вычислить процент) и умножается на количество успешно проведенных перевозок. Показатель помогает обратить внимание на повторяющиеся проблемы при транспортировке, устранить их, увеличивая процент успешно завершенных заказов. Это напрямую влияет на лояльность ваших клиентов и их повторное обращение.

Своевременность доставки

Один из самых важных показателей успешности доставки. Именно по скорости перевозок заказчик составляет мнение о качестве той или иной логистической компании или своего логистического отдела. Есть нюансы:

  • Сроки фактический доставки и по накладной могут отличаться. Какой из сроков считать верным при подсчете KPI, решает каждая отдельная компания.
  • Нужно определиться, какой именно момент считать окончанием доставки. Это может быть фактическая передача товара грузополучателю, а может быть регистрация документов (иногда происходит с задержкой).

Проще, когда грузоперевозчик и клиент учитывают одни и те же признаки успешной и своевременной доставки.

Своевременность оформления документов

Транспортная накладная — один из самых важных документов в логистике. Она нужна не только для формальной отчетности, но и для удобства ведения сделки.
Копии накладной должны получить все участники сделки (отправитель, получатель, грузоперевозчик, транспортная компания), поэтому выдача всех экземпляров может задержаться. Для завершения сделки каждая сторона должна получить на руки свой документ.

Электронный документооборот и возможность отправлять документы по сети существенно помогли повысить этот показатель. В случае использования бумажных копий возврат документов отправителю может затянуться на неопределённый срок.

Соотношение расходов и прибыли

Цель любого бизнеса — заработок и получение дохода. Выгода от работы грузоперевозок нагляднее всего видна именно при изучении этого KPI. Вычисляется он просто: все затраты на логистику делят на уровень дохода от заказов.

По такому принципу можно вычислить, где «проседает» доход компании. Для этого нужно использовать расходы каждого конкретного отдела. По статистике больше всего затрат приходится именно на транспортировку, в то время как хранение, работа с клиентами и обслуживание несут в 2-5 раз меньше расходов. В этой статье писали, как сократить затраты на логистику с помощью аутсорсинга.

Уровень утилизации

Или отношение перевозимого груза к объему используемого транспортного средства. Намного выгоднее использовать доступное пространство по — максимуму, однако это доступно далеко не всегда.

Во-первых, при очень тяжелых грузах может остаться свободное место — это зависит от грузоподъёмности конкретного транспорта;
Во-вторых, груз сложной формы со смещенным центром тяжести будет занимать больше места в транспорте.

Один из самых простых способов повышения уровня утилизации — одновременная доставка грузов для нескольких заказчиков, если это позволяют габариты товара и маршрут. Для вычисления уровня утилизации берут фактическую загрузку и делят на оптимальную для этого транспортного средства.


Отслеживание KPI

Для отслеживания показателей эффективности транспортной логистики нужно внимательно относиться к сбору данных, так как при неверной информации вычисления не имеют смысла. Вовлечённые в работу сотрудники и подрядчики должны четко и вовремя поставлять необходимые данные: сроки, цены, информацию об участниках сделки и самом грузе.

При необходимости руководство может подобрать другие показатели KPI, которые, на его взгляд, важны для отслеживания конкретной компании. В небольших компаниях KPI можно посчитать в офисных программах. Для крупных организаций с большим количеством вовлеченных в работу людей существует целый ряд программ, облегчающих ведение подсчета. В случае использования электронных версий документов это становится еще проще и быстрее.

Александр Солнцев,
ТЭК Оператор

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сити молл пионерская часы работы в новогодние праздники
  • Ситилаб новомихайловский туапсинский район время работы
  • Сказка по ролям для веселой компании взрослых за столом
  • Сказка теремок для нетрезвой компании по ролям в стихах
  • Сказка экспромт для веселой компании по ролям с музыкой