Штраф транспортной компании за нарушение сроков доставки

Представьте: вы заказали на день рождения любимой тещи сервиз из китайского фарфора на 160 предметов. Внесли предоплату, выбрали лучшего перевозчика и стали ждать. Но когда груз пришел, оказалось, что доехали только 90 предметов. Остальные 70 куда-то пропали. Или разбились. Или это был совсем не сервиз, а, скажем, раковина-столешница за 50 тысяч. А может быть и что-то другое – сути дела не меняет.

Подарок испорчен, настроение тоже, а ТК разводит руками: мы, мол, не причем, все так и было, что делать не знаем. Благо, мы в Правовед.RU знаем: вам придется написать претензию. Если она не сработает, нужно подать жалобу на транспортную компанию. А затем можно обратиться и в суд. Почему именно так? Рассказываем обо всем по порядку!

Зачем нужна претензия и кто ее может подать?

Любая доставка, будь это ваш заказ из интернет-магазина, гостинец от родственников из Сочи или фура картофеля из Краснодара, осуществляется на основании договора о грузоперевозке (ст. 785 ГК). Как правило, это автомобильные грузоперевозки, потому говорить будем преимущественно о них.

С момента передачи груза в транспортную компанию, перевозчик несет ответственность за сохранность вверенного груза и своевременность его доставки получателю. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, перевозчику придется возмещать причиненный ущерб + платить неустойку, штрафы, но об этом позже.

Чтобы потребовать компенсации, придется направить перевозчику претензию. Это обязательный досудебный порядок решения вопроса с перевозчиком – без его соблюдения требовать возмещения, скажем, в судебном порядке, заинтересованное лицо не вправе (ч. 1 ст. 797 ГК, ч. 2 ст. 39 Устава, утв. ФЗ № 259 от 08.11.2007). Претензия выполняет функцию жалобы на транспортную компанию, поданной в адрес самой ТК, и позволяет зафиксировать наличие неурегулированного конфликта, а также продемонстрировать вашу решительность в отстаивании своих интересов.

Предъявить такую претензию могут грузоотправители, грузополучатели, а также страховщики, если они выплатили страховое возмещение в связи с ненадлежащим исполнением перевозчиком его обязанностей.

Когда можно предъявить претензию перевозчику?

По договору о грузоперевозке перевозчик несет ответственность за сохранность груза с момента его принятия и до момента выдачи получателю (ст. 796 ГК, ч. 5 ст. 34 Устава), а также за своевременность доставки груза (ст. 792 ГК, ст. 14 Устава). Таким образом, поводом для претензии станет:

  • задержка в доставке груза транспортной компанией;
  • утрата груза;
  • недостача груза;
  • повреждение груза.

Эти же обстоятельства станут основанием для возмещения причиненного грузополучателю ущерба.

На какое возмещение можно претендовать?

Перевозчик обязан возместить грузополучателю причиненный ущерб при утрате, недостаче или повреждении груза в размере (ч. 7 ст. 34 Устава):

  • стоимости утраченного или недостающего груза;
  • суммы, на которую понизилась стоимость груза в случае повреждения, а в случае невозможности его восстановления – полной стоимости груза;
  • объявленной стоимости либо ее доли, в случае утраты, повреждения или недостачи груза с объявленной ценностью.

Под стоимостью понимается цена товара или груза, указанная в договоре или счете продавца товара или груза, а при ее отсутствии – средняя рыночная цена в том месте, где багаж должен был быть выдан на день добровольного удовлетворения требования или на день принятия судебного решения (абз. 2 п. 13 Постановления Пленума ВС РФ № 26 от 26.06.2018).

Наряду с возмещением ущерба, перевозчик обязан вернуть грузоотправителю или грузополучателю провозную плату, если она не входит в стоимость груза (ч. 3 ст. 796 ГК).

В случае нарушения сроков доставки грузополучателю уплачивается штраф – 9###b#< от размера провозной платы за каждые сутки просрочки, но на более чем размер провозной платы (п. 11 ст. 34 Устава). Кроме того, договором с перевозчиком может быть предусмотрено условие о неустойке за нарушение сроков, а также за уклонение от возмещения ущерба при отсутствии на то оснований.

Обращаем внимание, что в случаях причинения грузу ущерба по причинам, не зависящим от перевозчика, и устранение которых от него не зависело, за такой ущерб перевозчик ответственность не несет (п. 6 ст. 34 Устава). К таким обстоятельства, в том числе относятся:

  • дорожно-транспортное происшествие (постановление Президиума ВАС № 9587/10 от 14.12.2010);
  • пожар (постановление Президиума ВАС № 14316/11 от 20.03.2012);
  • хищение (постановление Президиума ВАС № 14480/03 от 18.01.2005).

Как зафиксировать нарушение и написать претензию?

Перед тем, как составить претензию и написать жалобу на транспортную компанию, необходимо зафиксировать обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика (ст. 38 Устава). Сделать это можно путем отметки на транспортной накладной либо путем составления специального акта об утрате, недостаче, повреждении груза или просрочке доставки (рекомендуется). Акт составляется в свободной форме, но обязательно должен содержать (п. 82 Правил, утв. Постановлением правительства № 272 от 15.04.2011):

  • дату и место составления;
  • ФИО и должности лиц, которые участвовали при составлении;
  • краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для составления акта;
  • описание и фактический размер причиненных повреждений, недостач или утраты груза;
  • подписи сторон.

Акт ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно составлять в двустороннем порядке, при участии представителя транспортной компании. Если та уклоняется от составления акта, рекомендуем предварительно уведомить ее о необходимости составления акта способом, позволяющим подтвердить факт получения такого уведомления. Например, заказным письмом с уведомлением о вручении.

Как только акт составлен, можно составлять и предъявлять претензию. Она также составляется в свободной форме и в любом случае должна содержать (п. 88 Правил):

  • дату и место составления;
  • ФИО, адрес лица, подавшего претензию;
  • наименование, адрес транспортной компании;
  • описание обстоятельств, послуживших основанием для подачи претензии;
  • обоснование, расчет и сумма претензии по каждому требованию;
  • перечень приложений;
  • ФИО и должность лица, подписавшего претензию

Образец претензии в транспортную компанию

претензия в ТК.docx ≈ 11 КБ

Мы не рекомендуем вам составлять документ самостоятельно. Обратитесь к юристу!

Скачать образец

К претензии обязательно нужно приложить:

  • копию транспортной накладной;
  • копию акта;
  • копию договора купли-продажи или иные документы, подтверждающие стоимость груза (при его порче, утрате или недостаче).

Составляем претензию в двух экземплярах, один из которых передается в ТК, второй – остается у получателя груза. Целесообразно направлять ее по почте заказным письмом с уведомление о вручении либо подавать лично под подпись уполномоченного ТК должностного лица с указанием на втором экземпляре его ФИО, должности, даты приема, штампа и печати ТК.

Сроки подачи и рассмотрения претензии

Претензию в ТК можно подать в течение срока исковой давности (п. 87 Правил), который составляет 1 год с момента наступления обстоятельства, послужившего основанием для подачи претензии (ст. 42 Устава). С момента ее получения у транспортной компании будет 30 дней на ее рассмотрение. За это время она должна принять решение по существу заявленных требований и в письменном виде уведомить заявителя о принятом решении (ст. 40 Устава).

Куда написать жалобу на транспортную компанию?

Прошло 30 дней, а реакции от ТК не последовало? У вас есть еще несколько козырей.

Во-первых, можно подать жалобы в надзорные органы, а именно в:

  1. Транспортную прокуратуру. Она, как орган общего надзора, осуществляет надзор за исполнением законодательства, в том числе со стороны юридических лиц, оказывающих услуги в сфере транспорта. Она может провести внеплановую проверку и вынести предписание на устранение нарушений законодательства, а также привлечь ТК к ответственности. Подразделения транспортной прокуратуры есть только в крупных городах, в связи с чем рекомендуем подавать жалобу через интернет-приемную.
  2. Роспотребнадзор. На отношения между грузоотправителями и перевозчиками распространяются положения ФЗ «О защите прав потребителей», а поэтому на ТК можно пожаловаться и в Роспотребнадзор. Как и прокуратура, она – орган надзора, в связи с чем вправе проводить внеплановые проверки, выдавать предписания на устранение нарушений, и привлекать должностных лиц ТК и саму ТК к ответственности. Подать жалобу можно в письменном виде либо, чтобы не тратиться на бумагу и ручку, можно подать жалобу онлайн. А еще у них есть круглосуточная горячая линия.

Во-вторых, можно подать исковое заявление в суд для взыскания компенсации. Его особенность в том, что это будет иск о защите прав потребителей, в связи с чем:

  • он может быть подан в суд по месту жительства истца;
  • при подаче иска не требуется уплата государственной пошлины, если цена иска не превышает 1 млн рублей.

В судебном порядке можно взыскать не только компенсацию, но и неустойку, если она предусмотрена договором, штраф за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя в размере 50% от присужденной суммы, судебные издержки и даже моральный ущерб. Суды, как правило, идут навстречу истцам и хотя бы частично, но удовлетворяют их требования. Вот пример из Новосибирска, а вот – пример из Улан-Удэ. Ваш пример тоже будет успешным, если вы будете использовать все наши рекомендации! Удачи!

🎓 Ответы нашли в законах и разъяснениях Верховного Суда из:

— Обзора судебной практики от 20.12.2017

— Постановления Пленума № 26 от 26.06.2018

1. Потеря груза 

В чём риск. В пути водитель с грузом попал в аварию, и машина загорелась. С ночной стоянки груз украли. Вместо получателя груз забрали мошенники с поддельной доверенностью. В общем, груза больше нет, заказчик его не получил.

Что говорит закон. Перевозчик отвечает за груз с момента погрузки у отправителя до выгрузки получателю. Если в пути груз пропал, перевозчик возмещает заказчику его стоимость. Вдобавок возвращает плату за перевозку. Правило — из ст. 796 ГК РФ, ст. 34 Устава автомобильного транспорта.

Груз считают потерянным, если его не нашли после погрузки в течение 10 дней — когда везли внутри региона, и 30 дней — когда везли в другой регион. Дальше заказчик может требовать возмещение и не соглашаться ещё подождать и поискать.

Перевозчик отвечает за потерю груза даже без вины. Перевозчик — профессионал. Он в курсе, что в дороге случаются ДТП, кражи и пожары. Груз в пути всегда под его контролем. Платить придётся даже за воров и мошенников — п. 1 Обзора судебной практики от 20.12.2017. 

Понятно, что невозможно контролировать природные явления. Если коробки смыла волна или сожгла молния, перевозчик не платит. Но с него доказательства, что виновата стихия. Например, подойдёт акт МЧС о пожаре.

Если заказчик застраховал груз и получил выплату, право требовать деньги за потерю переходит к страховой компании — п. 27 Постановления Пленума № 26. 

Как быть. Перевозчик может застраховать груз от ДТП, грабежа и стихийного бедствия в пути. Расходы на эвакуацию машины после аварии страховые часто тоже относят к страховым рискам.

Если в аварии пострадала только машина, а сам груз не довезли и вернули отправителю, стоит сделать отметку в транспортной накладной или составить акт возврата. Иначе есть риск заплатить как за потерю, такое было — дело № А19-16190/2017.

2. Повреждение груза 

В чём риск. Груз не довезли целым или свежим. Мебель промокла от дождя, протёкшего через тент, краска разлилась от тряски, фрукты сгнили от жары. Получатель отказывается принимать груз.

Что говорит закон. Забота перевозчика — безопасно погрузить и перевезти груз. Машина должна быть исправной и подходить по размеру и температуре под груз клиента — ст. 791 ГК РФ. За порчу груза перевозчик компенсирует заказчику его стоимость или частичный ремонт. Плату за перевозку возвращает — ст. 796 ГК РФ. 

При погрузке перевозчик проверяет состояние груза. Если видно, что упаковка порвана или фрукты несвежие, в транспортную накладную записывают замечание. То есть перевозчик доставляет груз в том состоянии, в каком забрал в пункте отбытия.

Забота отправителя — сказать про особенности груза и упаковать его так, чтобы он доехал целым и не испортил кузов — ст. 10 Устава автомобильного транспорта. 

За плохо упакованный груз отвечает отправитель. Но если перевозчик продал упаковку как услугу плюсом к перевозке, ответственность переходит на него — п. 1  Обзора судебной практики от 20.12.2017.

В целом перевозчик не отвечает за порчу груза в четырёх случаях из п. 23 Постановления Пленума № 26:

  1. Груз испортился из-за непреодолимой силы. Например, газель с роялем обстреляли террористы.

  2. Власти запретили движение по автомобильным дорогам. Водитель потратил лишний день на объезд, и продукты испортились.

  3. Отправитель плохо упаковал груз или не предупредил об особенностях. 

  4. Произошла естественная убыль массы груза.

Вот пример, когда груз в дороге испортился по вине отправителя. 

Предприниматель перевозил палеты с пивом по заявке экспедитора. В заявке было единственное требование к транспорту — изотермический фургон. При выгрузке оказалось, что пиво подморожено из-за температуры -5 градусов в кузове, вместо нужной плюсовой. Пива пропало на 66 000 ₽. Экспедитор подал в суд на перевозчика. Но суд сказал, что виноват заказчик, потому что не предупредил о тонкостях температурного режима для груза — дело № А82-5345/20194.

Как быть. Размер, особенности груза и требования к фургону заказчик сообщает в заявке. Задача перевозчика — строго следовать требованиям к перевозке.

Статья: как оформить договор перевозки грузов

3. Доставка с опозданием

В чём риск. Водитель не рассчитал и привёз груз позже на пару суток. Теперь заказчик хочет вычесть из оплаты штраф за просрочку.

Что говорит закон. Про срок доставки договариваются и записывают его в заявку заказчика. Время прибытия грузовика под загрузку пишут там же.

За каждые сутки просрочки перевозчик платит штраф 9 % от стоимости перевозки, но не больше этой стоимости. По договору штраф бывает больше или меньше — ст. 34 Устава автомобильного транспорта.

Плюсом к штрафу перевозчик компенсирует заказчику убытки. Например, оплачивает неустойку, которую поставщик заплатил своему покупателю за просрочку. Сурово, но перевозчика наказывают дважды — п. 24 Постановления Пленума № 26.

Часто причина опоздания — задержка выезда машины. Виноватых определяют так. Если водитель приехал на неподходящем под груз фургоне и понадобилось время на замену, то в задержке виноват перевозчик, он платит штраф. Если заказчик опоздал на погрузку, то уже он платит штраф 25 % от стоимости перевозки. То же самое — если машину не вовремя разгрузили. Размер штрафа по договору может быть другой — ст. 35 Устава автомобильного транспорта.

Штрафы не начисляют, если доставка сорвалась из-за урагана, войны, теракта или ограничения проезда по дороге — ст. 794 ГК РФ.

Как быть. Если погрузка или разгрузка задерживается по вине заказчика, водитель делает отметку в транспортной накладной. Это спасёт в споре о штрафах и убытках за просрочку.

Статья: как оформить путевой лист для водителя

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

4. Заказчик не оплачивает перевозку

В чём риск. Груз приехал вовремя, у заказчика нет претензий. Перевозчик отправил счёт на оплату. Время идёт, но денег от заказчика нет.

Что говорит закон. Заказчик обязан заплатить в сроки из договора или заявки. За задержку насчитывают проценты по ключевой ставке или больше — если в договоре есть такой пункт. Перевозчик вправе не отдавать груз, пока ему не заплатят. Это правило из ст. 790 ГК РФ, но в договоре его иногда отменяют.

Если перевозку заказала экспедиторская компания, она и платит перевозчику. Требовать долг с конечного клиента нельзя, он здесь ни при чём — п. 28 Постановление Пленума № 26.

У перевозчика есть один год, чтобы подать в суд на заказчика. До суда заказчику отправляют претензию и ждут ответа 30 дней.

Как быть. Перевозчику нужно принести в суд документы, которые подтверждают перевозку груза из пункта А в пункт Б. Поэтому важно составлять заявки и накладные, брать у получателей копии доверенностей.

Заявка заказчика говорит о том, что он заказал услугу. Транспортная накладная с подписями получателя подтверждает, что груз довезли. Доверенность на работника получателя исключит, что груз выдали мошеннику. 

Без подписи получателя в транспортной накладной бывают проблемы. Заказчик может отрицать, что груз довезли и отказаться платить. Но доказать перевозку можно другими документами, где стоит подпись заказчика — актом сверки, актом оказанных услуг, гарантийным письмом или даже перепиской с заказчиком — п. 20 Постановление Пленума № 26.

Статья актуальна на 

25.05.2022

Несмотря на многолетнюю юридическую практику, вопрос разделения ответственности в грузоперевозках периодически всплывает на поверхность. Дело не в недостаточности или несовершенстве правовой базы, а в разнообразии трактовки законодательных требований и коллизии в договорных отношениях между участниками процесса доставки груза:

  • Грузоотправителем;
  • Грузоперевозчиком;
  • и Грузополучателем.

Какова позиция каждого?

Позиция Грузоотправителя

Грузоотправитель, его ещё называют «поставщик», чаще всего, при продаже товара заключает два договора:

  • договор купли-продажи – на поставку;
  • договор на доставку – перевозку груза.

При этом срок поставки (доставки), оговорен и в том и другом документе. Но в первом случае ответственность за своевременную  доставку несёт Грузоотправитель, а во втором Грузоперевозчик. По сути, поставщик перекладывает ответственность за невыполнение срока доставки на Грузоперевозчика, хотя перед получателем товара отвечает он. Согласно Ст. 796 Гражданского кодекса РФ, сумма ответственности Грузоперевозчика ограничена стоимостью утраченного и поврежденного груза, а также стоимость провозной платы, если она не входит в стоимость груза. Грузоотправитель включает в санкции штраф за несвоевременную доставку исчисляя его в процентах от стоимости груза или часовым (дневным) тарифом за просрочку, хотя законных оснований для подобных условий не имеется.

Позиция Грузоперевозчика

Логистическая компания, подписывая договор с Грузоотправителем, принимает на себя обязательство доставить товар Грузополучателю. Если, по каким-либо причинам происходит сбой в процессе перевозки, чаще всего страдает именно Грузополучатель, но напрямую применить санкции к перевозчику не может, виду отсутствия договорных отношений.

Являясь пострадавшей стороной, Грузополучатель обращаясь в суд с заявлением о возмещении убытков не может доказать, вину Грузоперевозчика, а с правовой точки зрения Грузоотправитель ничего не нарушал. Данная проблема затрагивалась на уровне Верховного Суда РФ. Исходя из правовой позиции, изложенной в п. 12 постановления Пленума ВС Р Ф от 23.06.2015 г. N25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданскою кодекса РФ», по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков.

Позиция Грузополучателя

Грузополучатель, возлагая ответственность за своевременную доставку товара на поставщика, фактически вводит себя в заблуждение, т.к. Грузоотправитель, после отгрузки не влияет на процесс перевозки. Факт делегирования ответственности транспортно-экспедиционной компании не снижает риска невыполнения договорных обязательств перед получателем товара.

Для снижения риска убытков по причине несвоевременной доставки, Грузополучателю следует изменить практику формирования договорных отношений и перейти к прямому взаимодействию с перевозчиком, возлагая на него ответственность за срок доставки груза.

Законодательство предусматривает вариативность распределения ответственности между участниками договорных отношений, им на помощь приходит Ст. 15 Гражданского кодекса РФ об убытках, носящая диспозитивный характер, что означает — будет так, как договоритесь между собой.

Все новости в telegram

Коллеги, хочу обратить внимание на отдельные разъяснения, содержащиеся в Постановлении Пленума ВС от 26.06.2018 №26 по автомобильным перевозкам и транспортной экспедиции. Вроде бы здесь подробно не обсуждались.

В п. 24 Постановления №26 указано, что штраф за просрочку доставки груза, предусмотренный п. 11 ст. 34 УАТ, является штрафной неустойкой. Аналогичное разъяснение дано в п. 10 Постановления №26 применительно к штрафу за просрочку доставки багажа.

Как известно, по общему правилу неустойка является зачетной, т.е. убытки могут быть взысканы в части, превышающей неустойку (ст. 394 ГК). Законные неустойки, предусмотренные транспортным законодательством, по умолчанию считаются исключительными. Причем в явном виде данное исключение из общего правила о зачетной неустойке ни в одном транспортном законе не установлено, однако в доктрине и на практике обычно толкуется именно так.

В связи с этим рассматриваемые разъяснения выглядят довольно неожиданными. Это еще одно отступление от традиционного особого подхода к имущественной ответственности перевозчика. Концептуально данные разъяснения перекликаются с позицией, доминирующей в судебной практике последних лет и изложенной в п. 1 Обзора судебной практики по договору перевозки и транспортной экспедиции (утв. Президиумом ВС 20.12.2017), п. 11 Постановления №26, согласно которой перевозчик отвечает за несохранность груза на началах риска (п. 3 ст. 401 ГК), а не началах вины, как это, казалось бы, следует из специальных норм о перевозке. Тем не менее, в связи с данными разъяснениями Пленума возникает ряд вопросов:

1. Если в основе данного подхода лежит идея лишения перевозчика особого статуса в части имущественной ответственности за нарушение обязательств из договора перевозки, то почему эта идея реализована радикально? Почему данная неустойка не признана зачетной?

2. Следует ли распространять данный подход на аналогичные неустойки (за просрочку доставки груза или багажа), предусмотренные другими транспортными законами (УЖТ и т.д.)?

3. На чем вообще основывается вывод о штрафном характере неустойки за просрочку доставки? Возможно данное разъяснение вышло из практики последних лет? Если кто-то сталкивался с таким подходом при рассмотрении конкретных дел, подскажите.

4. Как быть с иными неустойками, предусмотренными УАТ? В пунктах 1 – 4, 13 ст. 34 УАТ сказано, что наряду с неустойкой грузоотправитель (грузополучатель) вправе также требовать возмещения убытков в порядке, предусмотренным законодательством РФ. Если Пленум о них умолчал, то видимо они зачетные.

Просрочка доставки груза водителемОдним из условий договора перевозки груза может являться срок доставки. При этом срок доставки не относится к существенным условиям договора перевозки, потому что в случае неуказания его он определяется из расчёта 300 километров в сутки при междугородной перевозке (п. 64 “б” Постановления Правительства РФ от 21.12.2020 года № 2200 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом»). Если перевозчик нарушает срок доставки груза, то с него вправе потребовать штраф.

Опоздание на выгрузку относится к нарушению договорных обязательств перевозчика, за которое наступает гражданская ответственность.

Согласно ч. 11 ст. 34 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» штраф за опоздание на выгрузку определяется сторонами в договоре перевозки. Если стороны не согласовали этот вопрос, то штраф за несвоевременную доставку груза составляет 9% от цены перевозки. Следует обратить особое внимание на то, что размер штрафа не может превышать размер провозной платы.

Стороны договора перевозки вправе определить с какого момента начинает исчисляться просрочка доставки груза. Если договором этот вопрос не урегулирован, то считается, что перевозчик нарушил срок доставки груза с двадцати четырех часов суток, когда должен быть доставлен груз, то есть, с начала календарного дня, следующего за днём доставки груза.

Оформление опоздания на выгрузку.

Как оформить опоздание на выгрузкуНужно ли составлять акт об опоздании на выгрузку? Этот вопрос до сих пор окончательно не урегулирован и поэтому является предметом дискуссий и споров. Так, ч. 11 ст. 34 УАТиГНЭТ предусмотрено, что основанием для начисления штрафа за просрочку доставки груза служит отметка в транспортной накладной о времени прибытия транспортного средства в пункт выгрузки.

С другой стороны, п. 81 “е” ППГАТ предусмотрено, что при просрочке доставки груза получателю должен быть составлен акт.

Правила перевозки грузов автомобильным транспортом были утверждены Правительством РФ в соответствии со ст. 3 УАТиГНЭТ. ППГАТ конкретизируют и уточняют определённые моменты, связанные с автомобильными грузовыми перевозками. Кроме того, ст. 38 Устава автомобильного транспорта устанавливает, что обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчиков, фрахтовщиков, грузоотправителей, грузополучателей, фрахтователей при перевозках грузов или предоставлении транспортных средств для перевозок грузов, удостоверяются актами или отметками в транспортных накладных, путевых листах, сопроводительных ведомостях. Порядок составления актов и проставления отметок в документах устанавливается правилами перевозок грузов.

Отсутствие составленного надлежащим образом акта о просрочке доставки груза неоднократно служило причиной отказа в удовлетворении требований, связанных с опозданием перевозчика на выгрузку. Оформлению актов посвящена отдельная статья на нашем сайте.

Если перевозчик просрочил доставку груза, необходимо выполнить следующие действия:

  1. Проследить, чтобы в 7-ой графе всех экземпляров транспортной накладной были проставлены плановая (согласованная сторонами) дата доставки и фактическая дата прибытия автомобиля на выгрузку.
  2. Составить акт о просрочке доставки.
  3. В 17-ой графе всех экземпляров транспортной накладной проставить отметки о составленном акте.

Кому платить штраф за просрочку доставки груза.

Несмотря на то, что договор перевозки является двусторонним, заключаемым между грузоотправителем и перевозчиком, ч. 11 ст. 34 УАТиГНЭТ определяет, что штраф за просрочку доставки груза перевозчик уплачивает грузополучателю. Согласно ст. 2 УАТиГНЭТ грузополучателем является физическое или юридическое лицо, управомоченное на получение груза.

Эту позицию занял Верховный суд Российской Федерации в определении № 309-ЭС16-3979 от 1 августа 2016 года по делу № А71-4317/2015. Позиция основана на действующем законодательстве и укрепляет позицию юристов, утверждающих, что договор перевозки представляет из себя договор, заключаемый в пользу третьего лица (грузополучателя).

Предъявление перевозчику требований из договоров поставки и купли-продажи.

Ответственность перевозчика за опоздание на выгрузку не ограничивается только лишь штрафом. С перевозчика также могут взыскать убытки, предусмотренные договором грузоотправителя (продавца или поставщика) с грузополучателем. Эти штрафы обычно исчисляются исходя из цены товара. К примеру, у крупнейшей российской сети Магнит (АО “Тандер”) штраф за просрочку поставки товара обычно составляет 25% от цены партии.

У других сетей размеры штрафов также достигают значительных размеров. В отдельных случая (при так называемых промо-поставках) штраф может достигать 100% цены партии товара. При этом опозданием может считаться прибытие на выгрузку на несколько минут позже установленного времени (тайм-слота).

Нелогичность и необоснованность взыскания таких штрафов с перевозчика или экспедитора ранее подтверждалась Конституционным Судом РФ (Определение КС РФ от 2 февраля 2006 г. № 17­-О). В частности, Конституционный Суд отметил, что ответственность за нарушение обязательств по перевозке имеет значительную специфику: она характеризуется ограничением права на полное возмещение убытков по сравнению с общим правилом, соответственно, к перевозчикам и экспедиторам должны в полной мере применяться положения по ограничению на полное возмещение убытков по отдельным видам обязательств и по обязательствам,связанным с определенным родом деятельности.

Однако, Верховный Суд РФ в Постановлении Пленума от 26.06.2018 г. № 26 подтвердил право на предъявление требований (“перевыставление претензий” — такой оборот прочно вошел в обиход) к экспедиторам и перевозчикам. Такие выводы высшей судебной инстанции страны стали возможны вследствие сформированной судебной практики.Практика, в свою очередь, сформировалась в связи с: а) стремлением перевозчиков экономить на оплате услуг юристов; б) пониманием экспедиторами и грузовладельцами необходимости инвестирования в юридическую защиту своего бизнеса. Как говорится, посей ветер — пожнешь бурю.

Поломка автомобиля не освобождает перевозчика от ответственности за опоздание на выгрузку.

Техника ломается — это факт. Однако, поломка автомобиля не является обстоятельством, освобождающим перевозчика от необходимости оплачивать штрафы и возмещать убытки, вызванные просрочкой доставки груза получателю. Также поломка транспортного средства не относится к обстоятельствам непреодолимой силы. Профессиональный перевозчик обязан разумно предвидеть возможность возникновения неисправности техники, принимать все меры к поддержанию автомобилей и прицепов в технической исправности.

Если поломка (неисправность) произошла вследствие действий третьих лиц, перевозчик вправе предъявить им регрессное требование в установленном законом порядке.

Стремление перевозчика донести до заказчика мысль о том, что он и так вынужден понести дополнительные затраты на дорогостоящий ремонт, вполне обосновано. Перевозчик действует так, исходя из собственных интересов и собственного понимания справедливости, пропущенного через призму своего субъективного восприятия ситуации.

В то же время зачастую факт просрочки доставки груза не удостоверяется надлежащим образом, однако, перевозчик, не обладая соответствующими знаниями, признает этот факт и пытается оправдать опоздание документами, подтверждающими ремонт автомобиля (чеками, заказ-нарядом и т.п.). Не стоит это делать до консультации с юристом. Во-первых, это никоим образом не освобождает перевозчика от ответственности, во-вторых, оправдание является признаком признания обстоятельства. Консультируйтесь с юристом, чтобы уменьшать свои потери и убытки.

Срок доставки vs Режим труда и отдыха водителя.

Срок доставки груза никак не привязывается и не зависит от установленных Приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей» положений. Перевозчик, являясь профессиональным субъектом предпринимательской деятельность, до заключения договора, обязан рассчитать и определить в какой срок он сможет доставить груз, учитывая все влияющие на это факторы.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 УАТиГНЭТ перевозчики обязаны осуществлять доставку грузов в сроки, установленные договором перевозки груза, а в случае, если указанные сроки в договоре перевозки груза не установлены, в сроки, установленные правилами перевозок грузов. Режим труда и отдыха (РТО) не корреспондирует с со сроком доставки; при этом перевозчик обязан соблюсти и то, и другое. Очевидно, что в силу невозможности изменения положений о РТО, перевозчик обязан устанавливать разумный срок доставки груза в договоре. За нарушение РТО водитель несёт административную ответственность (ч. 2 ст. 11.23 КоАП РФ), за просрочку доставки груза перевозчик несёт гражданскую ответственность (ч. 11 ст. 34 УАТиГНЭТ).

Опоздание на выгрузку из-за долгой погрузки.

Если автомобиль был загружен с нарушением сроков, дата доставки сдвигается соразмерно этому времени (ст. 406 Гражданского кодекса РФ). Однако, за просрочку доставки свыше срока простоя под погрузкой, перевозчик обязан уплатить штраф.

К примеру, если в договоре предусмотрено, что погрузка может длиться 24 часа, а фактически перевозчик пробыл в пункте загрузки 72 часа, за просрочку доставки на 48 часов перевозчик не несет ответственность, однако за просрочку на большее время он ответственен.

Для перевозчика в таком случае важно проставлять в 6 графе всех экземпляров транспортной накладной фактические время прибытия и убытия с погрузки. Отсутствие этих отметок воспринимается судами негативно и создает трудности при доказывании факта простоя на погрузке, что в дальнейшем влечет риск взыскания штрафа за просрочку доставки груза, произошедшую не по вине перевозчика.

Взыскание штрафа за опоздание на выгрузку.

После того, как факт просрочки доставки груза автомобильным транспортом был надлежащим образом зафиксирован, грузополучатель вправе обратиться к перевозчику с претензией об уплате штрафа за просрочку доставки груза. Предъявление претензии обязательно. В случае отказа перевозчика от удовлетворения претензии либо игнорирования претензии, грузополучатель вправе обратиться в суд с иском о взыскании неустойки за доставку груза с опозданием.

Доставка груза с опозданием при исполнении государственного контракта.

Если перевозка груза осуществляется во исполнение государственного (муниципального) контракта, опоздание на выгрузку может быть приравнено к неисполнению контракта (Постановление Конституционного суда РФ от 18 марта 2021 года № 7-П), что может повлечь привлечение перевозчика или экспедитора к административной ответственности по ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ. Наказаниями при совершении правонарушения по указанной статье являются:

  • наложение административного штрафа на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере от 5 до 15 процентов стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, но не менее тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до двух лет;
  • наложение административного штрафа на юридических лиц от однократного до трехкратного размера стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, но не менее трехсот тысяч рублей.

Санкции весьма суровые; при этом они не отменяют применение гражданско-правовых последствий — штрафов и неустоек, предусмотренных законодательством или контрактом.

Единственным ограничением при вынесении постановления об административном правонарушении по ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ является причинение существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства. Согласно Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018) критериями существенности являются:

  • размер и характер вреда;
  • особая ценность нарушенного блага для потерпевшего (заказчика контракта);
  • нарушение нормальной работы органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений.

Другими словами, под существенным вредом может пониматься практически всё что угодно (статья становится “резиновой”). Крайне важно тщательно изучать условия предлагаемого к подписанию контракта на предмет возможности его надлежащего исполнения. Для этого следует обращаться к профессиональным юристам, специализирующимся на транспортном праве.

Что делать если транспортная компания не доставила груз вовремя?

Направьте официальную претензию в адрес транспортной компании, т. к. они нарушают срок грузоперевозок. Перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.

Если груз задерживается, то клиент должен составить письменную претензию. В ней нужно изложить обстоятельства случившегося. Транспортная компания должна дать ответ в течение месяца. В случае отклонения экспедитор обязан указать причины такого решения. Если клиент — физическое лицо, которое пользуется услугами транспортной компании для своих нужд, то он может рассчитывать на компенсацию. Она составляет 3% в день от стоимости услуг компании.

  1. Что делать если транспортная компания задерживает доставку?
  2. Что делать если транспортная компания нарушила сроки доставки?
  3. Какие сроки доставки грузов?
  4. Какой срок осуществляется доставка груза если в договоре перевозки груза сроки не установлены?
  5. Куда жаловаться на грузоперевозки?
  6. Когда груз считается потерянным?
  7. В чем особенности ответственности перевозчика за просрочку в доставке груза?
  8. Можно ли потребовать компенсацию за задержку доставки?
  9. Как исчисляются сроки доставки?
  10. Кто имеет право предъявления претензии за нарушение сроков доставки?
  11. Кто несёт ответственность за нарушение сроков доставки грузов в прямом смешанном сообщении?
  12. Кто определяет срок доставки груза?
  13. Чему равен штраф за просрочку доставки груза?
  14. Каков предел ответственности перевозчика за просрочку доставки груза?
  15. Какой максимальный срок действия заявки на перевозку груза?
  16. Как можно наказать службу доставки?
  17. Что делать если не привозят заказ?
  18. Можно ли не оплачивать доставку если курьер опоздал?
  19. Можно ли ускорить процесс доставки посылки?
  20. В каком случае сроки доставки грузов порожних вагонов увеличивается на все время задержки?
  21. Сколько курьер может ждать?
  22. В каком размере возмещается ущерб за несвоевременную доставку груза?
  23. В каком случае груз считается доставленным в срок?
  24. Какой максимальный срок имеет право рассматривать перевозчик заявку на перевозку грузов если пунктами назначения указаны порты?
  25. Какой сбор штраф должен выплатить перевозчик за нарушение срока доставки груза не связанную с обстоятельствами непреодолимой силы?
  26. Когда начинается исчисление срока доставки?
  27. Какую ответственность несет перевозчик за Невывоз груза несвоевременное предоставление транспортного средства?
  28. В каком размере перевозчик уплачивает пени за просрочку в доставке груза?
  29. Чему равен размер штрафа за просрочку доставки груза на железнодорожном транспорте?
  30. Кто несет ответственность за доставку товара?

Что делать если транспортная компания задерживает доставку?

Направьте официальную претензию в адрес транспортной компании, т. к. они нарушают срок грузоперевозок. Перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.

Что делать если транспортная компания нарушила сроки доставки?

Если груз задерживается, то клиент должен составить письменную претензию. В ней нужно изложить обстоятельства случившегося. Транспортная компания должна дать ответ в течение месяца. В случае отклонения экспедитор обязан указать причины такого решения.

Какие сроки доставки грузов?

1) в течение десяти дней со дня приема груза для перевозки при перевозках в городском и пригородном сообщениях; 2) в течение тридцати дней со дня, когда груз должен был быть доставлен грузополучателю, при перевозке в междугородном сообщении.

Какой срок осуществляется доставка груза если в договоре перевозки груза сроки не установлены?

В случае если в договоре перевозки груза сроки не установлены, доставка груза осуществляется: — в городском, пригородном сообщении — в суточный срок; — в междугородном или международном сообщениях — из расчета 1 сутки на каждые 300 км расстояния перевозки.

Куда жаловаться на грузоперевозки?

Как жаловаться:

А) позвонить на горячую линию; б) заполнить форму на сайте транспортной компании; в) написать жалобу на имя руководителя и вручить под подпись или отправить почтой — электронной или обычной. Жалоба руководителю пригодится при обращении в курирующее ведомство, Роспотребнадзор, прокуратуру или суд.

Когда груз считается потерянным?

Статья 45. Груз считается утраченным, если он не выдан грузополучателю по истечении тридцати дней со дня истечения срока доставки или по истечении четырех месяцев со дня приема груза для перевозки в прямом смешанном сообщении.

В чем особенности ответственности перевозчика за просрочку в доставке груза?

Перевозчик уплачивает грузополучателю штраф за просрочку доставки груза в размере девяти процентов провозной платы за каждые сутки просрочки, если иное не установлено договором перевозки груза. Общая сумма штрафа за просрочку доставки груза не может превышать размер его провозной платы.

Можно ли потребовать компенсацию за задержку доставки?

Потребитель также имеет право требовать возмещения убытков, причинённых нарушением сроков договора. Требования потребителя о возврате уплаченной за товар суммы и о полном возмещении убытков подлежат удовлетворению продавцом в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.

Как исчисляются сроки доставки?

Исчисление срока доставки груза начинается с 24 часов дня приема груза для перевозки, указанного на накладной в календарном штемпеле железнодорожной станции и квитанции о приеме груза.

Кто имеет право предъявления претензии за нарушение сроков доставки?

В Уставе железнодорожного транспорта прописано, кто имеет право обратиться с претензией, а кто имеет право в дальнейшем обратиться с исковым заявлением. Основное лицо, которое может подать претензию перевозчику, — это грузополучатель или грузоотправитель.

Кто несёт ответственность за нарушение сроков доставки грузов в прямом смешанном сообщении?

В случае нарушения общего срока доставки грузов в прямом смешанном сообщении ответственность за просрочку доставки грузов несет перевозчик транспорта соответствующего вида, выдавший груз.

Кто определяет срок доставки груза?

Сроки доставки грузов, порожних грузовых вагонов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики.

Чему равен штраф за просрочку доставки груза?

8.6.1. За просрочку в доставке груза перевозчик уплачивает получателю штраф в размере 5% платы за перевозку за каждый день просрочки, но не свыше 50% платы за перевозку.

Каков предел ответственности перевозчика за просрочку доставки груза?

Проценты эти исчисляются из расчета пяти процентов годовых со дня обращенного к транспортеру в письменной форме требования или же, если такового не последовало, со дня подачи иска. Таким образом, с ответчика подлежат взысканию проценты в сумме 29018 рублей за 224 дня просрочки уплаты указанной суммы.

Какой максимальный срок действия заявки на перевозку груза?

В заявке на перевозку грузов указывается срок ее действия, но не более чем 45 календарных дней, который должен соответствовать периоду погрузки.

Как можно наказать службу доставки?

Претензию можно отправить по почте заказным письмом с описью вложений и дубликат оставить у себя. Если компания «не исправиться», то можно будет обращаться в суд с иском о возмещении убытков.

Что делать если не привозят заказ?

В случае если товар не был доставлен, потребитель вправе потребовать возвратить фактически оплаченную стоимость товара, а также убытков, причиненных вследствие непредставления товара. Для этого потребитель может направить претензию продавцу.

Можно ли не оплачивать доставку если курьер опоздал?

Да можете отказаться оплатить, поскольку Вы договаривались к определенному времени.

Можно ли ускорить процесс доставки посылки?

Вы можете ускорить доставку: Отправлением 1 класса — для писем и бандеролей по России. Авиапересылкой — для писем и бандеролей за границу, а также для посылок по России и за границу. Экпресс-доставкой EMS — самый быстрый способ доставки писем и посылок.

В каком случае сроки доставки грузов порожних вагонов увеличивается на все время задержки?

Сроки доставки грузов, порожних вагонов увеличиваются на все время задержки в случаях: 6.1. Задержки грузов, порожних вагонов таможенными и другими органами государственного контроля в пути следования более чем на одни сутки.

Сколько курьер может ждать?

По регламенту он может ждать на месте до 15 минут, а после этого должен ехать на следующий адрес, чтобы не нарушать график.

В каком размере возмещается ущерб за несвоевременную доставку груза?

11 ст. 34 Устава автомобильного транспорта перевозчик уплачивает грузополучателю штраф за просрочку доставки груза в размере 9% провозной платы «за каждые сутки просрочки, если иное не установлено договором перевозки груза». Общая сумма штрафа за просрочку доставки груза не может превышать размер провозной платы.

В каком случае груз считается доставленным в срок?

Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной накладной срока доставки перевозчик обеспечил их выгрузку на железнодорожной станции назначения или вагоны и контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям.

Какой максимальный срок имеет право рассматривать перевозчик заявку на перевозку грузов если пунктами назначения указаны порты?

Срок рассмотрения заявки — не более чем семь дней при перевозках грузов в прямом железнодорожном сообщении и не более чем 12 дней при перевозках грузов в прямом международном сообщении и непрямом международном сообщении, прямом и непрямом смешанном сообщении, а также если пунктами назначения указаны порты.

Какой сбор штраф должен выплатить перевозчик за нарушение срока доставки груза не связанную с обстоятельствами непреодолимой силы?

За просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере 25% установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем 50% провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы.

Когда начинается исчисление срока доставки?

Исчисление срока доставки груза начинается с 00.00 часов дня, следующего за днем документального оформления приема груза для перевозки, указанного в оригинале накладной и в дорожной ведомости в графе «Календарные штемпеля», в корешке дорожной ведомости и в квитанции о приеме груза в графе «Календарный штемпель

Какую ответственность несет перевозчик за Невывоз груза несвоевременное предоставление транспортного средства?

За невывоз по вине перевозчика груза, предусмотренного договором перевозки груза, перевозчик уплачивает грузоотправителю штраф в размере двадцати процентов платы, установленной за перевозку груза, если иное не установлено договором перевозки груза.

В каком размере перевозчик уплачивает пени за просрочку в доставке груза?

Размер уплачиваемой ж/д перевозчиком пени за просрочку доставки грузов, порожних грузовых вагонов и контейнеров уменьшен с 9% до 6% платы за перевозку (Федеральный закон от 2 августа 2019 г. № 266-ФЗ). При этом максимальный размер пени ограничен 50% платы. Ранее пени могли достигать 100% платы за перевозку.

Чему равен размер штрафа за просрочку доставки груза на железнодорожном транспорте?

34 УАТ]. При перевозке железнодорожным транспортом перевозчик уплачивает пени в размере 6% платы за каждые сутки просрочки, но не более чем в размере 50% платы [ст. 97 УЖДТ].

Кто несет ответственность за доставку товара?

Обязанность продавца (изготовителя) возместить потребителю расходы по доставке товара возникает только в случае продажи товара с недостатками. Если продавцом будет доказана вина потребителя в возникновении недостатков товара, то он вправе отказать потребителю в возмещении понесенных им расходов по доставке товара.

Ответить

alt


Cогласно Статьи 97 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ (ред. от 23.11.2020) «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»

Взыскание с перевозчика денежных средств за просрочку в доставке груза

Статья 97. За просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних грузовых вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении — перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере шести процентов платы за перевозку грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров) за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере 50 процентов платы за перевозку данных грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров), если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств.(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 266-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции) Перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз, вправе предъявить требование о возмещении убытков к перевозчику другого вида транспорта или осуществляющей перевалку грузов организации, по вине которых допущена просрочка.

Что это значит для грузоотправителя или грузополучателя?

Это дает возможность взыскать с перевозчика неустойку вызванную нарушением сроков доставки, для этого требуется подтвердить факт нарушения сроков доставки груза. Существующая судебная практика признает факт нарушения сроков, в претензионном порядке при наличии следующих документов :

  1. Накопительная ведомость
  2. ЖД накладная
  3. Памятка приемосдатчика
  4. Ведомость подачи-уборки

Компания Дорожный регистр, готовы на регулярной основе проводить мониторинг по нарушению сроков доставки в адрес вашей организации. При нарушении сроков организуем сбор документов и выступим вашим представителем в процессе взыскания задолженности с перевозчика. Оплата только после поступления денежных средств от перевозчика на Ваш счет.

Заключить договор можно здесь

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Шуточные сказки переделки для веселой компании за столом
  • Щелковский городской суд реквизиты для уплаты госпошлины
  • Экипировочный центр боско медицинская одежда часы работы
  • Экономическая среда предприятия кольца окружения бизнеса
  • Экономический анализ это методология управления бизнесом