Школа административного управления выделила следующие функции бизнеса

Представители
этой школы выделяли три основные
функции бизнеса: финансы, производство
и маркетинг. Они полагали, что это
разделение может лечь в основу
оптимального деления организации на
подразделения. Основателем
административной школы управления
стал Анри Файоль (1841—1925) — еще один
выдающийся представитель менеджмента
первой четверти XX века, разработавший
основы административного подхода к
управлению.

Он,
как и его единомышленники (Л. Ур-вик,
Дж. Муни), имел опыт работы в качестве
руково дителя высшего звена на крупном
предприятии. Именно этот опыт позволил
Файолю сформулировать основы науки
об управлении, исходя из общих
характеристик организации и
закономерностей, которым она подчиняется.
Административную школу называют также
классической.

Файоль
выделил 14 принципов управления:
1)
разделение труда, благодаря которому
удается повысить его производительность;
2)
равновесие между полномочиями и
ответственностью;
3) дисциплина;
4)
единоначалие, при котором работник
подчиняется только одному руководителю;
5)
единство направления движения всех
подразделений организации;
6)
главенство общих интересов над
личными;
7) достойное вознаграждение
как условие верности работников;
8)
равновесие между централизацией и
децентрализацией;
9) иерархичность
организации;
10) попядок во всем;
11)
справедливость, представляющая собой
сочетание доброты и правосудия;
12)
стабильность персонала и недопустимость
текучки кадров;
13) инициативность в
построении и выполнении плана;
14)
корпоративный дух — ощущение себя
членом команды.

С
точки зрения Файоля, эффективность
производства может быть повышена не
только за счет совершенствования
приспособлений труда и операций,
которые должен выполнять работник,
но и за счет правильной организации
работы целого предприятия. Следовательно,
роль администрации, с точки зрения
концепции Файоля, заметно возрастала.

Под
эффективным административным
управлением Файоль понимал такое
управление предприятием, которое
позволяет извлечь максимум возможного
из имеющихся в распоряжении ресурсов.

Административная
функция рассматривалась Файо-лем как
одна из функций управления (наряду с
производственной, коммерческой,
финансовой, кредитной и учетно-бухгалтерской
функциями). Кроме того, Файоль показал,
что административная функция реализуется
на всех уровнях организации.

Вопрос 6. Вклад а.Файоля в развитие теории управления

Файоль
утверждал: управлять — значит вести
организацию к ее цели, извлекая
максимальные возможности из всех
имеющихся в ее распоряжении ресурсов.
Понятие «управление», по его мнению,
объединяет в себе шесть основных групп
операций управленческой деятельности:

·
техническая и технологическая деятельность
(производство, обработка, применение);

·
коммерческая деятельность (покупка,
продажа, обмен);

·
финансовая деятельность (поиски и
оптимальное использование капитала).

·
обеспечение безопасности (защита
собственности и людей);

·
учетная деятельность (инвентаризация,
балансовый отчет, издержки, статистика);

·
административная деятельность
(планирование, организация, распоряжение,
координация, контроль).

Эти
шесть групп деятельности будут
присутствовать во всех сферах бизнеса,
но в различной степени. При этом управление
будет занимать значительное место в
деятельности высшего управленческого
персонала и значительно меньшее (или
вообще отсутствовать) в деятельности
персонала, непосредственно занятого в
производстве, или младшего управленческого
персонала. «Органом и инструментом
административной функции служит лишь
образование социального порядка. В то
время как прочие функции оперируют
материалами и машинами, административная
функция воздействует на персонал»
Санкции Файоль рекомендует использовать
как основной способ управленческого
воздействия.

Элементы
процесса управления

Файоль
впервые предложил рассматривать
собственно управление как особый вид
деятельности и, соответственно, как
отдельный объект исследования, чего
никто до него не делал. Он выделил пять
основных элементов, из которых, по его
мнению, складываются функции администрации:
прогнозирование, планирование,
организация, координирование и контроль.

1.
Планирование
 —
один из компонентов процесса управления,
в ходе которого формулируются цели,
создаются образцы и эталоны, составляющие
основу управленческого контура в
организации. При этом важно, чтобы не
только планировались общие цели, но и
обозначались этапы их достижения,
обосновывались ресурсные возможности
для достижения целей и обеспечения
выполнения нормативов. По словам Файоля,
предвидеть — означает исчислять будущее
и подготавливать его; предвидеть — это
уже почти действовать. Предвидение
составляет наиболее значительную часть
управления.

Разработка
программы действий, под которой понимается
конечная цель, руководящая линия
поведения, этапы предстоящего пути и
средства, которые будут пущены в ход,
занимает основное место в планировании.
Для разработки программы действий
необходимо знание:

·
ресурсов предприятия (денежный капитал,
недвижимость, оборудование, материалы
и сырье, трудовые ресурсы, величина
производственной мощности, конъюнктура
рынка и т.д.);

·
ведущих направлений развития предприятия;

·
возможных изменений внешних условий,
сроки наступления которых нельзя
определить заранее.

По
мнению Файоля, составление эффективной
программы действий требует от руководящего
персонала следующих качеств:

·
искусство управлять людьми;

·
определенного нравственного мужества;

·
большой активности;

·
достаточной устойчивости;

·
известной компетенции в производственной
области;

·
наличия достаточного опыта в делах.

Планирование
основано на соединении целей организации
и ее подразделений со средствами для
их достижения. Вместе с тем планирование
косвенно является инструментом контроля,
так как оно не только устанавливает
цели, нормативы и эталоны деятельности,
но и определяет границы отклонений от
норм, нарушение которых обусловливает
принятие координирующих решений.

2.
Организация
 —
функция органа управления организацией,
сущностью которой является создание
самой управленческой структуры
организации, т.е. обеспечение необходимого
уровня формализации, привлечение в
организацию ресурсов и формирование
условий, необходимых для ее нормальной
работы.

Выработанные
Файолем обязанности в области управления
людьми являются справедливыми и для
настоящего времени.

Для
осуществления производственного
процесса на предприятии социальный
организм должен быть способен выполнять
все необходимые операции. Этому
способствует эффективное управление
людьми, включающее в себя такие этапы,
как:

·
установление программы действий;
определение задач, целей и потребностей
предприятия и установление соответствия
между ними и материальными и социальными
организмами;

·
наблюдение за выполнением программы;

·
осуществление руководства компетентным
и энергичным руководителем;

·
правильный подбор административного
аппарата;

·
точное определение функций персонала;

·
согласование усилий для выполнения
намеченной работы;

·
ясное, отчетливое и точное формулирование
решений;

·
поощрение ответственности и инициативы;

·
предупреждения ошибок и недоразумений;

·
всеобщий контроль и др.

Построенный
социальный организм приводится в
действие с помощью функции распорядительства.

3.
Распорядительство
 —
одна из основных функций управления,
суть которой в предъявлении руководителем
требований к подчиненным в отношении
выполнения ими ролевых ожиданий,
распределения ответственности,
постоянного воздействия на поведение
подчиненных. При этом обязательным
является применение руководителем
определенных прерогатив власти, которые
заданы его ролевыми функциями. Например,
пусть в организации сформирована
структура, определены ролевые обязанности
и нормы деятельности. Тогда руководители
организации должны ориентировать
подчиненных на осуществление ими рабочих
операций, так как цели каждого работника
не обязательно совпадают с целями
организации. Используя различные формы
власти (личный авторитет, собственные
знания, принуждение и т.д.), руководитель
должен распорядиться, как, кто, когда
будет выполнять порученное задание.
Для получения максимального результата
для предприятия в целом, руководитель,
исполняющий функцию распорядительства,
должен знать в совершенстве подчиненных
ему работников и условия, связывающие
предприятие и служащих; увольнять
неспособных работников; подавать
положительный пример; производить
периодическое инспектирование социального
организма предприятия; регулярно
проводить совещания с ведущими работниками
для согласования единства направлений
и усилий.

4.
Координирование.
 Его
главной целью является достижение
соответствия и согласованности между
различными частями предприятия путем
установления рациональных связей в
производстве. По своему содержанию
связи могут быть экономическими,
техническими, организационными, вязи
между различными ступенями управляемого
объекта. Кроме того, сюда относят связь
между производством с одной стороны, и
процессами распределения, обмена и
потребления — с другой.

Функция
координирования призвана изучить и
совершенствовать эти связи, вследствие
чего происходит их рациональная
организация.

5.
Контроль — наиболее важная функция
управления, конечный итог всей
управленческой деятельности. Задача
контроля — проверка исполнения в
соответствии с принятой программой.
Основными моментами осуществления
контроля являются следующие:

· выбор
способа контроля, например, руководитель
может изначально выбрать жесткие способы
контроля выполнения заданий или,
наоборот, предоставить подчиненным
реализацию функций контроля (через
групповое давление и правила соблюдения
групповых норм);

· выбор
масштаба контроля или частоты и силы
вмешательства руководителя в процесс
изготовления продукта;

· выбор
метода положительного или отрицательного
стимулирования для достижения наименьшего
отклонения от плановых норм.

Файоль
полагал, что эти нормы контроля наиболее
важны и вообще единственно значимы для
руководителя (в частности, он считал
все остальные работы не свойственными
руководителю), однако современный
руководитель дополняет ролевые требования
другими (назовем их дополнительными)
функциями управления.

Функции
руководителя

Все
функции руководителя перечислить
довольно сложно, так как многие функции
зависят от культуры организации,
социальной структуры, от ситуаций,
которые могут складываться в ходе
управленческой деятельности, и т.п.
Перечислим ряд наиболее важных функций,
которые выполняют руководители в
организациях. Кроме общепринятых,
обязательных и традиционных функций
руководители в организации могут
выполнять следующие функции:

·
приобретение и распределение ресурсов
между членами организации или ее
подразделениями;

·
восприятие, фильтрование, распространение
и использование информации для достижения
организационных целей;

·
планирование и проведение инноваций;

·
поиск, оценка и использование средств
мотивации работников.

На
основе выделения основных функций в
1923г. Файоль дал определение понятию
«управление».

Управлять
— значит предвидеть, организовывать,
распоряжаться, координировать и
контролировать; предвидеть- учитывать
грядущее и вырабатывать программу
действия; организовывать — строить
двойной материальный и социальный
организм предприятия; распоряжаться —
заставлять персонал надлежаще работать;
координировать — связывать, объединять,
гармонизировать все действия и все
усилия; контролировать — заботиться о
том, чтобы все свершалось согласно
установленным правилам и отданным
распоряжениям .

Фундаментальные
принципы теории администрации

Файоль
суммировал уроки собственного опыта в
перечне «Основных принципов
менеджмента». Большинство из них
стали частью ноу-хау теории менеджмента,
а многие из них считаются фундаментальными
принципами. По его утверждению, принципы
— это маяк, помогающий ориентироваться.
Однако принципы далеко не всегда требуют
жесткого исполнения. Они гибки и подвижны,
их применение зависит от меняющихся
обстоятельств, от состава работников,
специфики предприятия и т.д.

Принципы
Файоль разделял на три группы: структурные,
процессуальные и результативные.

1.
Структурные принципы:

Разделение
труда, т.е. специализация, необходимая
для эффективного использования рабочей
силы, применительно ко всем видам труда,
как управленческого, так и исполнительского.
Однако разделение труда эффективно до
определенных размеров, при достижении
которых оно не приносит желаемых
результатов.

Власть
и ответственность
.
По мнению Файоля, власть и ответственность
связаны между собой, причем последняя
является следствием первой. Он считает,
что власть сочетает официальный
(основанный на занимаемой должности) и
личный (заключающий в себе сплав
умственного развития, опыта, морального
уровня, навыков по роду прежней службы
и пр.) факторы.

Ответственность
представляет собой обязательство
выполнять задания и обеспечивать их
удовлетворительное завершение.
Инструментом власти являются полномочия,
т.е. право распоряжаться ресурсами
предприятия и направлять усилия
сотрудников на выполнение порученных
заданий.

Для
наиболее эффективной работы организации
полномочия руководителя должны
соответствовать ответственности.

Централизация.
Решения принимаются в основном на
верхних уровнях управления и затем
реализуются на более низких, что позволяет
реализовать принцип единоначалия. Не
прибегая к термину «централизация
власти», Файоль говорит о степени
концентрации или рассредоточения
власти. Конкретные обстоятельства будут
определять, какой вариант «даст лучший
общий результат». Выбор правильного
соотношения между централизацией и
децентрализацией на конкретном
предприятии позволяет достичь наилучших
результатов.

Единство
руководства. Виды деятельности,
преследующие одну и ту же цель, должны
иметь одного руководителя и руководствоваться
единым планом. Двойное руководство
может возникнуть, по мнению Файоля, лишь
вследствие неоправданного смешения
функций и несовершенного разграничения
их между подразделениями, что не только
излишне, но и крайне вредно. Ни в одном
из случаев, по его мнению, не бывает
приспособления социального организма
к дуализму распорядительства. Файоль
подчеркивал: «Один руководитель и единый
план для совокупности операций, имеющих
общую цель».

Единоначалие.
Работник должен получать распоряжения
и указания от своего непосредственного
руководителя. Единоначалие, но мнению
Файоля, имеет по сравнению с коллегиальностью,
то преимущество, что оно обеспечивает
единство точки зрения, единство действия
и единство распорядительства.

Сформулировав
этот принцип, Файоль вошел в противоречие
с рекомендациями Тейлора, утверждавшего,
что рабочие могут подчиняться разным
функциональным руководителям.

Скалярная
цепь (иерархия), т.е., по определению
Файоля, «цепь начальников» от самого
высшего до самого низшего ранга, от
которой не нужно отказываться, но которую
следует сократить, если слишком тщательное
следование ей может нанести вред.

Рациональная
структура управления организацией
требует наличия не только иерархии, но
и горизонтальных связей.

2.
Принципы процесса.

Дисциплина.
Понимая дисциплину как уважение
соглашений, рассчитанных на то, чтобы
обеспечить повиновение, прилежание,
энергичность и внешнее проявление
уважения, Файоль подчеркивает, что для
поддержания дисциплины необходимо
наличие хороших руководителей на всех
уровнях. В случае неповиновения к
работникам могут применяться санкции.
Однако из всех средств воздействия на
подчиненных в целях укрепления дисциплины
одним из самых действенных Файоль считал
личный пример начальника. По его
убеждению, если начальник подает пример
аккуратности, никто не смеет являться
с опозданием. Если он деятелен, мужественен,
предан, — ему подражают, и если он умеет
вести дело, ему удастся заставить
сотрудников полюбить работу. Но и плохой
пример также заразителен и, исходя из
верхов, он дает иногда самые губительные
последствия для всех.

Вознаграждение.
Методы стимулирования труда должны
быть справедливыми и доставлять
максимально возможное удовлетворение
сотрудникам и работодателям.

Справедливость,
лояльность и преданность персонала
должны обеспечиваться уважительным и
справедливым отношением администрации
к подчиненным.

Корпоративный
дух, т.е. принцип «в единении — сила».
Приводя перечень этих принципов, Файоль
указывал, что он не стремился дать
исчерпывающее их изложение, а попытался
описать лишь те из них, которые ему
приходилось чаще всего применять,
поскольку даже незначительная кодификация
принципов является необходимой во
всяком деле.

Подчинение
частных интересов общим. Интересы
служащего или группы служащих не должны
ставиться выше интересов предприятия;
интересы государства должны быть выше
интересов гражданина или группы
граждан… Казалось бы, подобное правило
не нуждается в напоминаниях. Но невежество,
честолюбие, эгоизм, леность и другие
людские слабости толкают людей к
пренебрежению общими интересами в угоду
частных.

3.
Принципы конечного результат-
Порядок,
т.е. «всему (каждому) свое место, и все
(каждый) на своем (его или ее) месте».
Файоль подразделял порядок на материальный
и социальный. Каждый работник должен
иметь свое рабочее место, обеспеченное
всем необходимым. Для этого руководитель
должен хорошо знать своих подчиненных
и их потребности.

Стабильность
рабочего места для персонала. Файоль
считал, что излишняя текучесть кадров
является одновременно и причиной, и
следствием плохого управления, и указывал
на связанные с этим опасности и издержки.

Инициатива,
т.е., по определению Файоля, обдумывание
и выполнение плана. Поскольку это
«доставляет большое удовлетворение
всякому мыслящему человеку», Файоль
призывает администраторов «поступиться
личным тщеславием», с тем, чтобы
подчиненные получили возможность
проявить личную инициативу.

Считая
предложенные им принципы универсальными,
Файоль, тем не менее, указывал, что их
применение должно носить гибкий характер
и учитывать ситуацию, в которой
осуществляется управление. Он отмечал,
что система принципов никогда не может
быть завершена, напротив, она всегда
остается открытой для дополнений,
изменений, преобразовании, основанных
на новом опыте, его анализе, осмыслении,
обобщении. Поэтому число принципов
управления неограниченно. Также Файоль
отмечал, что применение принципов на
практике — «это трудное искусство,
требующее вдумчивости, опыта, решительности
и чувства меры».

Отметим,
что некоторые приведенные принципы
обращены к человеческому фактору. Файоль
показал, что менеджмент, предназначенный
главным образом для интенсификации
производственных процессов, основан
на знании психологии и что учет
человеческого фактора в управлении
крайне важен.

Многие
из приведенных выше принципов не утратили
своей актуальности и в настоящее время,
несмотря на изменения в экономике,
произошедшие за последние несколько
лет.

Личные
качества руководителя

Файоль
был убежден, что административные
способности нельзя развить, получив
только специальное образование. Не
только знания, но и личностные качества,
руководителя способствуют (или
препятствуют) результатам его работы.

Руководитель,
по Файолю, должен быть лидером — человеком,
который своим примером вдохновляет
подчиненных, стимулирует их деятельность
в целях решения задач организации
благодаря хорошему знанию дела и
коллектива подчиненных, постоянному
контакту с подчиненными и широкому
видению всего, что происходит вокруг.
Также руководитель, по мнению представителей
административной школы, должен обладать
следующими психологическими качествами:
здоровье, ум и интеллектуальные
способности, моральные качества
(сдержанность, воля, чувство долга,
решительность в принятии ответственных
решений); хорошее общее образование;
способность управлять людьми (предвидение,
организаторские способности, умение
воздействовать на людей для выполнения
поставленных задач, коммуникабельность
и др.); знание всех наиболее важных
функций и направлений деятельности
предприятия; максимальная компетентность
в деятельности конкретного предприятия.
Менеджер, обладающий вышеперечисленными
качествами, представляет собой сочетание
интеллектуальной силы и эмоционального
воздействия.

Углубление
концепции А.Файоля в дальнейших
исследованиях

Последователями
Файоля, развившими и углубившими основные
положения его доктрины, являются Л.
Урвик, М. Вебер, Д.Муни, А.П. Слоун, Г. Черч.
Среди множества работ Л. Урвика особого
внимания заслуживает исследование
«Элементы администрации». Вслед за
Файолем Урвик уделил большое внимание
разработке основных функций
администрирования, к которым он относил
планирование, организацию, укомплектование
штата, руководство, координацию,
отчетность и составление бюджета. Многие
зарубежные авторы до сих пор используют
указанные им функции. Урвик глубже
Файоля исследовал принципы построения
формальной организации, особо выделив
соотношение полномочий (прав) и
ответственности.

Значение
теории администрации

Классическое
разграничение функций управления на
предприятии, разработанное А. Файолем,
прошло проверку временем (с 1923 г.). Все
новомодные теории управления, касающиеся
этого вопроса, ничего лучше не смогли
предложить. На практике именно
классификация управленческих функций
по Файолю остается в своей основе без
изменений. Применение теории Файоля в
практической работе руководителя даст
возможность:

·
правильно определять приоритеты в вашей
работе;

·
правильно ее планировать;

·
быстро и эффективно выполнять
корректирующие действия.

Зная
эти теории, руководитель сможет взглянуть
на стоящие перед ним проблемы как бы со
стороны. Это позволит руководителю
определиться в своем окружении и увидеть
решаемые проблемы в их взаимосвязи с
другими, и, следовательно, найти «точку
отсчета» для начала работы и уточнить
проблемы; оценить целесообразность
своих действий; выяснить, каких ресурсов
не хватает для эффективного решения
проблем. В совокупности все это поможет
найти новые способы и пути решения
проблем организации

Многие
принципы управления до сих пор имеют
практическую ценность. Например, японская
компания. «Мицусита электрик»
руководствуется следующими семью
принципами управления: объективность,
справедливость, сплоченность,
благоустройство, скромность, гармония,
оценка — они перекликаются с принципами,
разработанными Файолем.

Административная школа управления

Административная школа управления

Школа научного управления, по преимуществу, акцентировала внимание на повышении производительности труда в конкретных бизнес-процессах, связанных с отдельными технологическими операциями или трудовыми движениями. Если учесть, что к началу ХХ века поточно-массовое производство достигло значительных масштабов, а преобладающая часть выполняемых работ была связана с физическими действиями, то рационализация ручного труда имела, несомненно, огромное значение.

Однако уже во времена Г.Форда механизация производства все больше вытесняла из бизнеса ручной труд. Тот же Форд, описывая модернизацию литейного цеха своего предприятия, отмечает, что раньше здесь трудилось много людей, причем их труд был весьма тяжелым и проходил в неблагоприятных температурных условиях, а позже здесь работали только механические устройства.

Применить методики Тэйлора и Форда к таким видам профессиональной деятельности, как управление финансами, бухгалтерией, маркетингом, вообще интеллектуальным трудом тогда не представлялось возможным. А ведь множество предприятий из сферы торговли, услуг, финансов вообще не были связаны с физическим трудом. Да и на самих крупных предприятиях типа фордовских машиностроительных заводов все больше возрастала роль маркетинговых, сбытовых, финансовых и сервисных отделов, где хронометраж и фотография рабочего дня мало что давали.

Кроме того, те предприниматели, которые уже прибегли к методам школы научного управления и усовершенствовали свой бизнес по методикам Тэйлора и Форда, далее упирались в невидимую стену пределов роста производительности труда. Нужно было как-то двигаться дальше.

Анри Файоль

Анри Файоль

И такой путь был предложен основоположником классической школы управления (которую также называют административной) Анри Файолем (1841-1925), французским инженером и промышленником.

Файоль изменил акценты, предложенные Тэйлором и Фордом, направив вектор исследований на более глубинные процессы управления бизнесом, включающие все группы операций – технические, технологические, финансовые, учетные, страховые, торгово-сбытовые. Как промышленник, он хорошо понимал, что продукт легче изготовить, чем его сбыть. Да, Форд отменный предприниматель и организатор производства, но он попал в волну многолетнего расширения нового рынка – автомобильного, который поглощал огромные объемы готовых изделий. Его организаторская и инновационная деятельность на многие годы стала примером для передовых предприятий. Но с точки зрения того, что мы теперь называем корпоративным управлением, здесь все было не так идеально. Долгие годы предприятия Форда были, по сути, единоличным владением, решение всех вопросов замыкалось на нем самом. Такой бизнес сливается с личностью своего основателя и часто заканчивается с его уходом.

В этой связи возникали новые вопросы, ответы на которые не были очевидными. Как, например, выиграть конкурентную борьбу на традиционных рынках, которые не растут с такой скоростью, как автомобильный? Как должно быть организовано управление внутри предприятия, чтобы не зависеть всецело от личности управляющего или владельца бизнеса?

А.Файоль предлагал задействовать потенциал административного управления, который базировался на определенных принципах и процедурах. Всего Файоль выделял 5 основных составляющих (функций) и 14 принципов управления, следование которым обеспечивало, по его мнению, эффективность бизнесу. Здесь Файоль идет по проторенному пути, указанному Гаррингтоном Эмерсоном в книге «Двенадцать принципов эффективности» (в русском переводе – «Двенадцать принципов производительности»), написанной им в 1912 г.  Свою теорию и выводы из нее А.Файоль опубликовал позже, в книге «Общее и промышленное управление» (1916).

Согласно Файолю, существуют следующие виды административных функций:

  • Планирование (предвидение) – проецирование деятельности предприятия в будущее и на основе предвидения составление программы грядущей работы. Действия по планированию должны базироваться на достаточном опыте, прагматичности, умении ставить цели и достигать их.
  • Организация − обеспечение предприятия всем необходимым для работы в плане подготовки производства и кадровой политики. При этом Файоль выделял материальную организацию (обеспечение предприятия необходимым сырьем, комплектующими, финансовыми ресурсами, оборудованием, другими материальными активами) и социальную организацию (обеспечение предприятия людьми с должной квалификацией и навыками). Рассматривая проблемы организации, Файоль предупреждает об опасности заорганизованности и бюрократизма, которые мешают нормальной работе бизнеса.
  • Контроль − проверка исполнения хода работ в соответствии с принятой программой. Согласно воззрениям Файоля, контроль должно осуществлять не только руководство компании, осуществляющее функцию надсмотрщика и регулятора. Интересна мысль о социальном и коллегиальном контроле, который осуществляется профессиональным сообществом и товарищами по работе. При этом контроль не должен быть назойливым, а контролеру надлежит вмешиваться в трудовые и технологические процессы своевременно.
  • Координация — достижение согласованности в работе всех звеньев и подразделений бизнеса путем установления рациональных связей между ними. Координация используется для гармонизации производственных отношений, чтобы усовершенствовать работу компании и сделать ее функционирование более успешным. В практическом плане Файоль рекомендовал обсуждать возникающие проблемы на рабочих совещаниях, вырабатывая на них оптимальные решения.
  • Распорядительство (мотивация) − побуждение персонала к эффективному труду для выполнения целей, сформулированных в планах, с помощью материального и морального стимулирования, создания условий для раскрытия творческого потенциала работников. Аргументируя значимость данной функции для управления бизнесом, Файоль подчеркивал: «Предвидение, организация, координирование и контроль составляют в обычном понимании бесспорную область управления. Так же ли бесспорно относится сюда и распорядительство? Нет, не обязательно: распорядительство можно было бы изучать и отдельно. Но я решил включить его сюда по следующим соображениям: подбор и формирование персонала, и создание социального организма предприятия, входящие в задачи управления, в высокой степени связаны с распорядительством».

Управление в компании должно подчиняться следующим принципам:

  1. Разделение труда, дающее увеличение производительности. Файоль считал, что управленческий труд, подобно любой другой профессиональной деятельности, можно членить на отдельные стадии и операции. Выгоды от специализации обеспечивают прирост в эффективности.
  2. Властные полномочия. Под властью Файоль понимает право отдавать распоряжения, обязательные для исполнения работниками предприятия. Наделенный властными полномочиями руководитель несет также и ответственность за принятые решения. Эта связка «власть-ответственность» всегда должна работать в тандеме; разрыв данной связи чреват серьезными негативными последствиями для бизнеса.
  3. Дисциплина. Дисциплина трактуется Файолем как повиновение и надлежащее поведение по отношению к руководителю и коллегам. Из такого понимания выводится логическая связка, что дисциплина – это взаимное уважение соглашений. Из всех средств воздействия на подчиненных в целях укрепления дисциплины одним из самых действенных Файоль считал личный пример руководителя. Положительные примеры позитивно отражаются на трудовом коллективе, отрицательные – несут деструктивное и разрушительное начало.
  4. Единство распорядительства. Обобщая свой опыт, Файоль приходит к убеждению, что подчиненный должен получать распоряжения только от одного руководителя. Это исключает путаницу и конфликтные ситуации.
  5. Единство руководства. Этот принцип является логическим продолжением предыдущего: необходим только один руководитель и одна программа для комплекса операций, преследующих одну и ту же цель.
  6. Подчинение частных интересов общим. Интересы отдельного работника не должны ставиться выше интересов предприятия. В реальной жизни работники компании часто отступают от этого правила. «Невежество, честолюбие, эгоизм, леность и всякие людские слабости и страсти», − писал Файоль, − толкают людей к пренебрежению общими интересами в угоду частных».
  7. Вознаграждение персонала, то есть оплата выполненной работы, должна быть справедливой, по возможности удовлетворяя и работодателя, и работника. Способы вознаграждения должны вызывать доверие, быть честными и открытыми.
  8. Централизация. Часто в производственных вопросах возникает проблема делегирования полномочий низовым звеньям. Меру централизации или децентрализации Файоль не фиксирует жестко, а говорит, что все определяют конкретные обстоятельства.
  9. Скалярная цепь – в более привычной нам формулировке означает «властная вертикаль», которая охватывает все уровни подчинения. Должна быть адекватной для предприятия; избыточность уровней создает бюрократические барьеры.
  10. Порядок, «всему своё место, и каждый на своём месте». Следует формировать такие организационные структуры, которые бы были понятны персоналу; сотрудники должны иметь четкое представление, к кому и по каким вопросам следует обращаться.
  11. Справедливость. Это этическое понятие должно проходить красной нитью через все производственные отношения. Сотрудники компании будут выполнять добросовестно и инициативно свои обязанности тогда, когда отношение руководства к ним благожелательное и справедливое.
  12. Постоянство состава работников. Файоль считал, что излишняя те­кучесть кадров является одновременно и причиной, и следствием плохого управления, и указывал на связанные с этим негативные моменты.
  13. Инициатива, подчеркивает Файоль, весьма полезна для компании; она обеспечивает должную мотивацию и удовлетворенность работой.
  14. Объединенный корпоративный дух. Файоль указывает на важность чувства сопричастности к работе, принадлежности к компании, к изготавливаемой ею продукции. Сопричастность порождает личную и коллективную ответственность за сделанную работу, вызывает гордость или стыд.

Изложенные управленческие принципы А.Файоль считал универсальными, пригодными для любой отрасли и сферы бизнеса. В то же время он констатировал, что данная система принципов не может считаться законченной и окостеневшей доктриной. С течением времени в обществе, технике и способах организации бизнеса накапливаются изменения, которые вносят соответствующие изменения и в систему управления. Это вызывает необходимость анализа и переосмысления принципов и методов управления, порождает новые управленческие концепции.

Зарождение менеджмента как науки

Управление бизнесом как наука

Цели и задачи менеджмента. Обеспечение доходности предприятия

Менеджмент как наука и профессия

Специфика менеджмента в России и использование зарубежного опыта

Предприниматели и менеджеры: соотношение интересов и мотивация

Информационные ресурсы в менеджменте

Развитие теории и практики менеджмента в России. Ч.1: А.А. Богданов

Развитие теории и практики менеджмента в России. Ч.2: А.К. Гастев

Развитие теории и практики менеджмента в России. Ч.3: Н.А. Витке

Школы менеджмента

Школа научного менеджмента

Административная (классическая) школа управления

Школа человеческих отношений

Эмпирическая школа

Школа поведенческих наук (бихевиоризм)

Математическая школа управления

Современные подходы к бизнес-менеджменту

Представители этой школы выделяли три основные функции бизнеса: финансы,
производство и маркетинг. Они полагали, что это разделение может лечь в основу
оптимального деления организации на подразделения.

Основателем административной школы управления стал Анри Файоль (1841 — 1925) —
еще один выдающийся представитель менеджмента первой четверти XX века,
разработавший основы административного подхода к управлению. Он, как и его
единомышленники (Л. Урвик, Дж. Муни), имел опыт работы в качестве руководителя
высшего звена на крупном предприятии. Именно этот опыт позволил Файолю
сформулировать основы науки об управлении, исходя из общих характеристик
организации и закономерностей, которым она подчиняется. Административную школу
называют также классической. Файоль выделил 14 принципов управления:
1)  разделение труда, благодаря которому удается повысить его
производительность;
2)  равновесие между полномочиями и ответственностью;
3)  дисциплина;
4) единоначалие, при котором работник подчиняется только одному
руководителю;

5)  единство направления движения всех подразделений организации;
6)  главенство общих интересов над личными;
7)  достойное вознаграждение как условие верности работников;
8)   равновесие между централизацией и децентрализацией;
9)  иерархичность организации;

10)  система во всем;
11)  справедливость, представляющая собой сочетание доброты и правосудия;
12)  стабильность персонала и недопустимость текучки кадров;
13)  инициативность в теории и
выполнении плана;
14)  корпоративный дух — ощущение себя членом команды.

С точки зрения Файоля, эффективность производства может быть повышена не только
за счет улучшения приспособлений
труда и операций, которые должен выполнять работник, но и за счет правильной
организации работы целого предприятия. Следовательно, роль администрации, с
точки зрения концепции Файоля, приметно возрастала.
Под эффективным административным управлением Файоль понимал такое управление
предприятием, которое позволяет извлечь максимум возможного из имеющихся в
распоряжении ресурсов.
Административная функция рассматривалась Файолем как одна из функций управления
(наряду с производственной, коммерческой, финансовой, кредитной и
учетно-бухгалтерской функциями). Кроме того, Файоль показал, что
административная функция реализуется на всех ватерпасах организации.

Административная школа. Анри Файоль

Административная школа управления сформировалась в период 1920-1950гг. Основателем данной школы является Анри Файоль (1841 –1925), менеджер-практик, французский горный инженер, основоположник теории управления.

Представители классической школы управления, в отличие от школы научного управления, рассматривали организацию комплексно и занимались разработкой методик по совершенствованию управления с позиции целостности. Классическую школу называют административной по той причине, то ее представители занимали высокие административные должности. Например, Файоль, которого считают основателем менеджмента, 30 лет был управляющим французского металлургического и горнодобывающего концерна «Комамбо». Когда он пришел к руководству, предприятия находилось на грани банкротства. К моменту ухода Файоля в отставку концерн превратился в одно из самых крупных и эффективных предприятий, что поспособствовало усилению обороноспособности Франции в период Первой мировой войны.

Файоль считал основным элементом эффективности процесс управления, который он рассматривал в качестве функции администрирования, предназначенной для помощи управленческому персоналу в достижении целей и выполнении задач предприятия. Данное положение об управлении представлено в основном труде ученого «Общее и промышленное управление», 1916 г.

В своих исследованиях Файоль выделяет в своей организации два концептуальных базиса-организма: социальный и материальный. Материальный включает труд, предметы и средства труда в их совокупности, социальный – отношения, складывающиеся между людьми в процессе труда. Данные отношения и выступили предметом изучения Файоля. Ученый предпринял попытки обосновать необходимость создания отрасли науки по управлению людьми как элемента науки об управлении организацией.

По мнению А.Файоля администрирование является основой управления и включает в себя 6 групп операций управления:

  • техническую и технологическую (изготовление, производство, переработка),
  • коммерческую (обмен, закупка, продажа),
  • финансовую (эффективное управление капиталом, привлечение капитала),
  • охранную (охрана физических лиц и собственности),
  • учетную (балансовые ведомости, инвентаризация, статистика, издержки производства),
  • административную (организация, контроль и координирование, распорядительство, планирование).

Руководство вышеперечисленными операциями Файоль определял как общее управление, а внимание заострял на тех административных операциях, которые заключаются именно в управлении персоналом. Он предложил и обосновал необходимость использования санкций в качестве основного метода воздействия.

Финансовые, коммерческие, технические и иные операции ученый рассматривал лишь в качестве объекта воздействия административной функции, которая имеет интегрирующую основу.

Теория управления Файоля является совокупностью приемов, принципов и правил, которые направлены на повышения уровня эффективности деятельности организации, рациональное  распределение ресурсов организации.

Файоль сформировал 14 базисных принципов управления. Но главным его вкладом в теорию управления является концепция представления управления как универсального процесса. Исследователь утверждал, что всю деятельность организации, направленную на повышение уровня эффективности, можно подразделить на шесть вышеперечисленных сфер.

В любой организации вне зависимости от вида деятельности, масштабов производства, по мнению Файоля, всегда присутствуют данные шесть сфер. Важное место среди данных сфер занимает последняя – управление. Именно для данного элемента Файоль и сформулировал свои принципы.

Принципы управления Файоля

Принципы управления Файоля заключаются в следующем:

  1. Разделение труда подразумевает расширение специализации, что влечет за собой повышение уровня квалификации работников, а следовательно, к росту объема производимой продукции и ее качества. Специализация дает возможность сократить количество цепей, на которые должны быть направлены усилия и внимание персонала.
  2. Под властью и ответственностью работника понимается, что, при выполнении своих прав отдавать приказы и распоряжения. передавать и предоставлять полномочия, он вместе с этим принимает на себя ответственность.
  3. Дисциплина означает соблюдение соглашений, которые достигнуты между наемным работником и предприятием. Дисциплина формируется рядом факторов, в том числе санкциями.
  4. Единоначалие предполагает, что работник во избежание конфликтов при исполнении распоряжений, должен подчиняться лишь одному начальнику.
  5. Единство направления действия подразумевает следование одной единой цели всех занятых в одной сфере деятельности, деятельность по одному плану.
  6. Подчинение индивидуальных интересов общим заключается в том, что управляющий должен обеспечить подчинение интересов работника интересам организации. Постановка своих целей выше целей организации недопустима.
  7. Вознаграждение персонала – справедливая оплата туда является важным стимулом к труду (однако Файоль подчёркивал, что идеальной системы стимулирования не существует).
  8. Централизация и децентрализация – сущность принципа заключается в обеспечении оптимального соотношения между централизацией и децентрализаций, которая может изменяться в зависимости от ряда условий. Важность имеют ряд мер, которые могут обеспечить наилучший результат.
  9. Скалярная цепь является иерархической зависимостью, следовательно, подчиненность руководителей организации различных уровней (сверху вниз). Вместе с этим, необходимо соблюдать необходимое соотношение между количеством уровней управления и количеством подчиненных одному руководителю.
  10. Порядок подразумевает соблюдение как материального, так и социального порядка. Материальный порядок подразумевает сведение к минимуму потерь рабочего времени и рационального распределения и использования материалов. Социальный порядок – эффективную организацию труда.
  11. Принципом справедливости должны сопровождаться отношения между сотрудниками и руководителями.
  12. Стабильность рабочего места персонала. Успех деятельности любой организации зависит от наличия стабильных кадров. 
  13. Принцип инициативы заключается в том, что  у всех сотрудников организации должна быть возможность для проявления активности, самостоятельности, способности к поиску.
  14. Корпоративный дух. Благоприятная корпоративная среда формируется благодаря гармоничным отношениям персонала организации. 
Файоль писал

«Необходим настоящий талант, чтобы координировать усилия, поощрять увлеченность, использовать возможности каждого работника и награждать каждого по его заслугам без принуждения возможной зависти и нарушения гармоничных отношений»

Макс Вебер – представитель административной школы управления

Макс Вебер – известный немецкий социолог. Большая часть его работ была написана в начале XIX в. и посвящена развитию теории структур власти. Социолог также описывал деятельность организации на основе отношений власти. Им был разработан тип идеальной организации, которую он назвал бюрократией. Идеальной организации в его представлении характерно четкое разделение труда, ясно определенная иерархия, конкретные правила и инструкции, а также безличное управление при помощи четкого определения должностных обязанностей. Ученый признавал что такой «идеальной бюрократии» на практике не существует, и она скорее является избирательной моделью реального мира. В основе его теории о том, как работа может выполняться в больших коллективах, лежит именно данная модель. Это теория лежит в основе построения многих крупных современных организаций.

Идеальной бюрократии по Веберу свойственны следующие характеристики:

  1. Разделение труда. Задачи подразделяются на рутинные, простые и четко определенные.
  2. Иерархия власти. Должности и отделы объединяются с иерархичную структуру, в которой работа каждого сотрудника низшей должности контролируется и управляется вышестоящими сотрудниками.
  3. Формальный отбор. Все работники организации должны приниматься на работу в соответствии с уровнем их квалификации. Данный уровень может определяться на экзамене, либо в соответствии с их подготовкой и опытом.
  4. Формальные правила и процедуры. Для обеспечения однородности и регулирования действий служащих, менеджерам необходимо строго соблюдать формальные правила организации.
  5. Беспристрастность. Правила организации должны выполнять все, и методы контроля необходимо применять ко всем служащим одинаково, без каких-либо личных предпочтений.
  6. Ориентированность на карьеру. Менеджеры – это должностные лица, а не владельцы организаций, которыми они управляют. Менеджеры получают фиксированный уровень заработной платы и могут продвигаться вверх по служебной лестнице в своей организации. Очень важно создавать для менеджера условия карьерного роста.

По мнению Вебера, базисные концепции бюрократии совпадают во многом с концепциями научной организации менеджмента. Оба этих подхода акцентирую внимание на рациональности, предсказуемости, беспристрастности, технической компетентности и авторитаризме. Работы Вебера не имели такого практического характера как работы Тейлора, но сформированный им «идеальный тип» предприятия подходит и сегодня для описания деятельности многих организаций.

Анатолий Мурашов

Доцент кафедры менеджмента. Уральский государственный экономический университет

Административная школа менеджмента (или классическая школа управления в менеджменте) начала развиваться в 1920-е годы. Задачей административной школы менеджмента стал поиск универсальных закономерностей и принципов, которые смогут повысить эффективность любой организации. Особое внимание уделялось вертикали подчинения.

Представители административной школы менеджмента

Основателем и основным представителем классической школы управления является А. Файоль. Будучи директором крупной горнодобывающей компании, он имел возможность изучать работу организации изнутри.

Файоль заинтересовался общими законами управления, которые подошли бы для любого рабочего коллектива. Саму управленческую деятельность он также рассматривал как объект исследования и разделял на 5 направлений:

  1. прогнозирование
  2. планирование
  3. организация
  4. координация
  5. контроль.

Среди других представителей административной школы менеджмента можно выделить

  • Г. Эмерсона
  • Л. Урвика
  • М. Вебера


Принципы управления административной (классической) школы менеджмента

В рамках административной школы менеджмента А. Файоль сформулировал 14 универсальных принципов управления организацией:

  1.  Разделение труда – когда каждый выполняет конкретную задачу, организация работает эффективнее;
  2. Полномочия и ответственность – каждый несет ответственность за свою часть работы;
  3. Единоначалие – каждый работник подчиняется одному непосредственному руководителю;
  4. Дисциплина – обязательства между работником и работодателем строго соблюдаются в двухстороннем порядке, в случае нарушений – наказание;
  5. Единообразие в действиях – одинаковые действия, используемые для достижения одинаковых целей, выполняются одинаково;
  6. Подчинение личного общественному – интересы коллектива важнее интересов одного человека;
  7. Хорошая оплата труда – кто хорошо трудится, тот потом хорошо отдыхает;
  8. Справедливость – ее законами руководствуются на всех уровнях управления;
  9. Централизация – управление организацией должно исходить из ее центра;
  10. Иерархия или скалярная цепь – хорошая коммуникационная лестница, по которой передаются команды сверху вниз, при этом не стоит слишком увлекаться иерархией, чтобы не получить сплошную «цепь начальников»;
  11. Порядок – четкая организация труда, наличие рабочего места у каждого работника, отсутствие хаоса;
  12. Инициативность работников – персональная инициатива поощряется;
  13. Отсутствие «текучки» кадров – постоянный коллектив, который заинтересован работать на благо организации;
  14. Корпоративный дух (или единство коллектива) –  перекликается с предыдущим правилом, хороший микроклимат среди работников помогает сплотить усилия и направить на достижение одной цели.


Про административную школу менеджмента кратко

Если говорить кратко, то концепция АШМ появилась в начале XX века и была популярна до 1950-х годов. Задачей административной школы в менеджменте стала выработка общих правил и законов управления организацией. В этом преуспел А. Файоль, основатель школы, который сформулировал 14 основных принципов (единоначалие, разделение труда, сплоченность коллектива и др.). Файолю удалось совместить рациональную основу управления с учетом человеческого фактора.
 

C этим материалом часто читают: статьи в разделе Бизнес-справочник на портале Аспект. Подписывайтесь на нашу рассылку и получайте гарантированные скидки на обучение, включая бизнес-курсы!

Автор статьи

Юлия Валерьевна Шульгина

Эксперт по предмету «Менеджмент»

преподавательский стаж — 10 лет

Задать вопрос автору статьи

Понятие, цели и задачи административной школы управления

Определение 1

Административная школа управления — это совокупность методов исследования и рационализации производственной деятельности и регулирования взаимодействия человеческого потенциала в производственном (организационном) процессе.

Своей целью эта школа ставила создание универсальных принципов управления, реализация которых гарантировала успех.

Среди задач административной школы управления называют исследование человеческих отношений, поведения, а также количественных методов науки управления, т.к. в контексте процессного подхода управление рассматривается как непрерывная серия взаимосвязанных управленческих функций.

Своё название – административная – классическая школа управления получила по причине высоких административных постов, которые занимали её создатели (например, Файоль – управляющий металлургическим и горнодобывающим концерном).

Логотип IQutor

Сделаем домашку
с вашим ребенком за 380 ₽

Уделите время себе, а мы сделаем всю домашку с вашим ребенком в режиме online

История формирования административной школы управления и ее основатели

Формирование административной школы состоялось в первой половине XX век, а точнее – 1920-1950-е годы. Её основоположником считают Ф.У. Тейлора, сформулировавшего в своем главном труде «Научная организация труда» (1911) постулаты, позже получившие название «тейлоризм». Тейлор считал труд только физической затратой, проводил исследования и измерения напряжения, скорости реакций, делал расчеты законов нагрузки человеческого организма. На основании анализа сделанных замеров Тейлор сделал попытку убрать из процесса всё лишнее, все непродуктивные движения. Также большое внимание исследователь уделял введению оптимальных/целесообразных режимов смены труда и отдыха. Согласно его концепции, которая одно время подвергалась критике и называлась «научной системой выжимания пота», необходимо было оптимально приспособить человека к машине.

Если основоположником административной школы управления считают Ф.У. Тейлора, то основателем – А. Файоля, принявшего, развившего и унифицировавшего теории «тейлоризма». В силу своего большого опыта в сфере управления организацией Файоль исследовал возможные пути повышения эффективности деятельности всей организации. По его мнению, источником эффективности системы управления являются управленческие процедуры, которые применяет администрация, а основной метод достижения эффективности – правильное применение принципов (правил) управления. А. Файоль сформулировал эти принципы, их четырнадцать: специализация, делегирование полномочий и ответственность, дисциплина, единоначалие, единство действий, подчинение личных интересов интересам организации, централизация и децентрализация, стимулирование, иерархическая зависимость, материальный и социальный порядок, справедливость в отношениях, стабильное рабочее место, инициативность, благоприятная корпоративная среда, основанная на гармоничных внутриорганизационных отношениях.

«Административная школа управления» 👇

Процесс управления как функция администрирования, сформулированный Файолем в его основном труде Общее и промышленное управление» (1916), направлен на помощь администрации для достижения поставленных перед предприятием целей и задач.

Также А. Файолем выделены две концептуальные основы управления – социальная и материальная, обоснована необходимость создания отрасли науки управления человеческими ресурсами внутри управления организацией.

Администрирование как основа управления, согласно А. Файолю, состоит из шести групп управленческих сфер:

  • технико-технологическая (производственная),
  • коммерческая (обмен, закупка, продажа),
  • финансовая (управление капиталом и его привлечение),
  • охранная (охрана физлиц и собственности),
  • учетная (бухгалтерия),
  • административная (управление).

Другим видным представителем административной школы управления является Макс Вебер. Его профессиональные социологические исследования деятельности организации на основе властных отношений дали возможность разработки модели идеальной организации, названной Вебером бюрократией. Согласно его теории, идеальная организация характеризуется четким разделением труда, ясно определенной иерархией, конкретными правилами и инструкциями, а также безличным управлением при четко определенных должностных обязанностях. Также Вебер признавал, что в практике управления такой «идеальной бюрократии» не существует, что это избирательная модель реального мира. В основу его теории о выполнении работы большими коллективами положена именно данная модель. Также эта теория является основой построения многих крупных современных организаций.

Вебер полагал, что для идеальной бюрократии характерно:

  • разделение труда (т.е. подразделение задач на определенные категории),
  • иерархия власти (иерархичная структура с контролем низшей должности вышестоящими),
  • формальный отбор (прием на работу соответственно квалификации либо опыта работника),
  • формальные правила и процедуры (способствуют обеспечению однородности и регулирования действий)
  • беспристрастность (необходимость выполнения установленных правил всеми сотрудниками)
  • ориентированность на карьеру (создание условий для карьерного роста).

Вебер считал, что базисные концепции бюрократии и научно организованного менеджмента во многом идентичны: в обоих подходах сделан акцент на:

  • рациональность,
  • предсказуемость,
  • беспристрастность,
  • техническая компетентность,
  • авторитаризм.

Несмотря на отсутствие в работах Вебера практического характера, присущего работам Тейлора, «идеальный» тип предприятия/организации, который был им сформирован, на сегодняшний день характерен для многих организаций. Работы Вебера не имели такого практического характера как работы Тейлора, но сформированный им «идеальный тип» предприятия подходит и сегодня для описания деятельности многих организаций.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • 15 налоговая инспекция санкт петербурга часы работы для физических лиц
  • 1с некоторые реквизиты сертификата отличаются от указанных в заявлении
  • 1с чем отличаются дополнительные сведения от дополнительных реквизитов
  • 5906 инспекция фнс россии по мотовилихинскому району г перми реквизиты
  • 7802 межрайонная инспекция фнс россии 17 по санкт петербургу реквизиты